«Зачастую заводской чертёж и реальная машина имеют ощутимое различие»

29

Продолжение интервью с художником-супервайзером World of Tanks Михаилом Ритвинским о том, как в игре создаются фотореалистичные модели военной техники. Первую часть статьи можно почитать здесь.

— Фотограмметрия влияет на углы наклона брони, форму танка – а значит, и на игровой процесс. Расскажи, пожалуйста, об этом поподробнее.
— Важный аспект, с которым нам очень помогает фотограмметрия – это воссоздание сложных литых форм. Это особенно важно для советских танков. Например, один из самых первых танков, который у нас был создан с помощью фотограмметрии, — это советский ИС-3.



Изначально его модель мы сделали классическим способом — на основе чертежа. Но чертежи очень несовершенны – у нас даже не всегда есть к ним доступ, а в тех, что удаётся достать, не хватает информации о форме башни, каких-то проекций и сечений. А форма литой башни на самом деле очень сложная. К тому же зачастую заводской чертёж и реальная машина имеют ощутимое различие. Поэтому мы приехали на Линию Сталина, где есть два ИС-3, и отсканировали их.


Опыт сканирования ИС-3 на Линии Сталина нам показал, что танки, изготовленные на разных заводах, могут иметь заметные различия как по углам наклона фронтальной брони, так и формам литых башен. Когда мы сопоставляли обе модели — по чертежам и по фотограмметрии — мы замечали достаточно значимую разницу, это стало для нас открытием.

Мы в World of Tanks не делаем умышленные допуски по углам брони. Углы брони у нас соблюдаются максимально в соответствии с заводскими данными или данными фотограмметрии.

Форма башен, особенно литых, очень сильно влияет на игровой процесс – да и в реальности во многом определяет защиту экипажа. Если неправильно сделать какой-то приливчик прицела или антенки, то это может привести к тому, что именно там будет самое слабое место на броне. Любой перепад формы критически сказывается на приведённых толщинах брони. Градусом больше, градусом меньше на приведённой броне — это сразу добавляет плюс сантиметр к пробитию. Поэтому нужно всё сделать правильно.

— А в каких моделях танков фотограмметрия используется больше всего?
— Самый объёмный по фотограмметрии — это ИС-3, о котором я уже говорил. Это была первая ласточка этого процесса, и на нём мы выложились на все 100 процентов. Это было почти 6 лет назад. Кстати, Maus тоже был отфотограмметрирован в Кубинке. Казалось бы, ну Maus, примитивный гроб без деталей, вроде сильно и не ошибёшься в размерах, углах, наклонах плит. Но, если его рассмотреть внимательно в Кубинке, то, например, у него довольно-таки сложная маска, имеющая интересные срезы, шлифовку, форма очень специфическая, совсем не примитивная. Maus мы смогли более детально и точно проработать как с исторической точки зрения, так и с художественной. Например, у него стыки бронеплит имеют углубление, и мы на самой первой версии этого не делали, потому что и фотографии это не сильно передавали, а чертежи тем более. А вот на фотоскане отлично увидели все эти нюансы, углубления, срезы, шлифовку.


Вообще, у нас большинство танков сделано классическим способом по чертежам — это связано с тем, что количество машин, которые есть в металле, и именно в той комплектации, в которой нам нужно, ничтожно мало. В игре у нас более 600 танков, и даже если посчитать количество экземпляров в тех же музеях, то это в десятки раз меньше. Если говорить про целиком отфотосканенные машины, то в игре несколько десятков таких машин. Тем не менее они позволили нам более качественно и точно работать с чертежами, лучше понять, как танки сделаны и как отлиты, как художественно отличаются между собой советские танки от американских, французских.

Ну и, конечно, вспомогательные материалы, полученные на фотограмметрии, тоже имеют большое значение. Замоделить танк по чертежу мало, это лишь верхушка айсберга. На него потом нужно нанести все фактуры, изобразить, как выглядит на танке катанная броня, литая броня, сварка различных видов, срезы бронеплит.




— Какие самые большие и самые маленькие объекты переносили в игру с помощью фотограмметрии?
— Тут, кстати, интересно, потому что отсканировать маленький и большой объект — это две совершенно разные задачи, каждая со своими сложностями. Самый большой объект — это огромная гора. Мы сканировали скалы во Франции, и они у нас используются на ряде карт. Большие горы фотографируем дроном, и тут есть свои нюансы, которые влияют на качество: подходящая погода, сильный либо слабый ветер, нюансы самой съёмки, чтобы дрон находился в воздухе стабильно, и его не сильно сносило, тогда более качественный результат. Дроны мы используем и для танков, как это ни странно. Там целая комбинация: мы фотографируем танки разными камерами, каждая для своей задачи.

А самый маленький объект — это вообще интересная история. Был у нас ивент на Хэллоуин в прошлом году, где мы создавали фантастическую альтернативную реальность. По сюжету в городе произошла техногенная катастрофа и вызвала паранормальные явления. Город был залит чёрной жижей — субстанцией, которая очень похожа на нефть, и везде торчали огромные чёрные кристаллоподобные камни. С их созданием связана любопытная история. Задача была сделать что-то необычное, сюрреалистичное. Мы сделали несколько концептов, набросков, как это может выглядеть. Мне пришла идея в голову создать эти камни с помощью фотограмметрии, и я заметил, что они в целом похожи на битум. Когда его сильно охлаждаешь и раскалываешь на мелкие кусочки, получаются очень интересные камушки, очень похожие на обсидиан, с характерными рублеными формами. Я купил в магазине небольшой пакет этого битума, охладил, расколол на мелкие кусочки размерами буквально 5 на 5 см.


Сложность была в том, что у фотограмметрии есть ряд ограничений. Например, невозможно сканировать глянцевые объекты, потому что они бликуют, и алгоритму не к чему привязаться. Объект должен быть матовый, с текстурой, тогда программа будет понимать, как у него меняется форма от ракурса. Так вот: я наколол битум, взял несколько осколков, которые мне понравились, покрыл их цветной пудрой, чтобы создать на них какую-то матовую текстуру, и затем с помощью макрообъектива сфотографировал его в максимально хорошем качестве.


Процесс получился достаточно трудоёмким, на один камешек у меня ушло чуть ли не 2000 фотографий, но в итоге получился очень качественный скан, который мы использовали в игре как инопланетный кристалл. К слову, стоит заметить, что в игре все кристаллы имеют гигантские размеры, в отличие от их оригиналов, которые в жизни довольно маленькие.

— Как ты думаешь, будет ли дальше развиваться технология фотограмметрии?
— Она уже вовсю используется в играх, появились специальные библиотеки и компании, которые занимаются этим процессом и строят на этом свой бизнес. Есть библиотека Quixel Megascans, которая сейчас используется всеми игровыми и VFX студиями, которые делают игры или фильмы с фотореалистичной графикой. И там есть огромная библиотека сканов. Технология используется и в кино, и в архитектурной визуализации — сфера применения достаточно широкая.


Сейчас, например, в играх, где есть персонажи-люди, стараются создавать людей с помощью фотограмметрии. Особенно это важно, если в игре есть не абстрактный какой-то персонаж, а известный актёр. Чтобы его нарисовать вручную, нужен очень высокий уровень мастерства художника. Или можно его отсканировать!

Но фотограмметрия не сможет на 100 процентов вытеснить ручной труд, потому что игры всё равно являются заложником своего сеттинга, и не всегда выбранный сеттинг можно отсканировать из жизни. Например, игры, действие которых происходит в вымышленном мире или в очень далёком прошлом. Ну или игры в мультяшной стилистике. Фотограмметрия в первую очередь помогает тем, кто задаёт планку реалистичного визуального стиля. Тут без неё никак.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 мая 2021 15:08
    ИС-3 самый любимый танк.. Привет танководам soldier
    1. 0
      10 мая 2021 17:10
      Замоделить танк по чертежу мало, это лишь верхушка айсберга. На него потом нужно нанести все фактуры, изобразить, как выглядит на танке катанная броня, литая броня, сварка различных видов, срезы бронеплит.
      до слёз жалко бедолаг...это ,не у станка реального смену бычить...
      1. 0
        10 мая 2021 21:14
        Цитата: Дедкастарый
        Замоделить танк по чертежу мало, это лишь верхушка айсберга. На него потом нужно нанести все фактуры, изобразить, как выглядит на танке катанная броня, литая броня, сварка различных видов, срезы бронеплит.
        до слёз жалко бедолаг...это ,не у станка реального смену бычить...

        Живая история...
        В 60-е отец работал станочником на космическом ящике. Учеником. Дали им с наставником точить деталь с желобом. Точность максимальная должна быть.Намучились они с ней(материал какой то был неподходящий для этой точности), делали дней 5 - но сделали,сдали и даже премию небольшую получили.Проходит месяц - идут они мимо свалки заводской,а там их деталька валяется...
        Они ее в руки и ругаться к начальству- мол как же так...
        Начальство эдак - "Не ваше мол дело.Премию получили и радуйтесь.."..
        Потом уже кто то из инженеров им сказал-что деталь эта наземная, точность там была в принципе не нужна - по желобку тросик ходил(отец даже ее как ученик смог бы сделать),более того- она вообще оказалась не нужна...просто при проектировании заложил запас по всем параметрам,на всякий случай,чтоб ответственным не быть - ежели что...

        Я вот понять не могу - они ее для дела у станка бычили неделю или просто так?
        Для свалки?
        1. 0
          12 мая 2021 11:00
          Цитата: свой1970
          Я вот понять не могу - они ее для дела у станка бычили неделю или просто так?
          Для свалки?

          Это всё мелочи.
          Главное - преодолеть отчуждение работника от результатов его труда laughinglaughinglaughing
          А куда эти результаты пойдут, для дела или на свалку, не его работника, дело.
          Такие вот взаимоисключающие параграфы.
        2. 0
          14 мая 2021 10:58
          " Чтоб не было звездежу - делай все по чертежу!"
    2. 0
      10 мая 2021 21:12
      ИС-3 самый любимый танк..


      1390, пока был на 8 уровне. Заряжал фул голдою, расходники альмазные, екипаж на 6 перков, каждый сантиметр карты в голове..... и насвечивал и настреливал фиолетовое WN 8. Рекорд на Малиновке был около 12800 света. Где то там...

      А сейчас ета игра полный отстой. Не играю уже третий год. Вообще то светляков уничтожили как клас, особено когда появилась колесная гадость.

      Хотел бы написать кое что разработчикам, но меня забанят на сотню лет, так что промолчу.
      1. +1
        10 мая 2021 21:23
        Т-50-2 это был лучший светляк... good А игру действительно под поганили ...Бабло рулит no no
  2. +17
    10 мая 2021 15:25
    Я этот шлак удалил с ПК навсегда.
    1. +6
      10 мая 2021 20:47
      Я тоже, там ничего общего с истиной не вижу. Как бы они фотограмметрией ни занимались.
      1. +1
        11 мая 2021 02:04
        Да эта фотограметрия просто новомодный анонизм. Ни кому она там ваще нафиг не нужна. Лучше чем нибудь полезным занялись тунеядцы.
        1. +1
          11 мая 2021 19:13
          Цитата: Rusticolus
          Лучше чем нибудь полезным занялись тунеядцы.

          Неужели к станку идти ?
          1. +5
            11 мая 2021 19:21
            Неужели к станку идти ?
            Ктож к станку пустит этих рукоблудов?Пусть вон, улицы метлой "сканируют".
            1. 0
              11 мая 2021 19:23
              Цитата: Rusticolus
              Ктож к станку пустит этих рукоблудов?

              Вы правы, они и 1К62 сломать сумеют.
              Цитата: Rusticolus
              Пусть вон, улицы метлой "сканируют".

              Я бы не доверил...
  3. +3
    10 мая 2021 15:28
    -Опыт сканирования ИС-3 на Линии Сталина нам показал, что танки, изготовленные на разных заводах, могут иметь заметные различия .
    Как то сосед (танкист-участник ВОВ),потом военпред на з-де им.Малышева рассказывал,что на Т-34 сделанных в Харькове и в Ленинграде некоторые детали не были взаимозаменяемыми.
    1. +1
      10 мая 2021 16:40
      Цитата: knn54
      на Т-34 сделанных в Харькове и в Ленинграде

      Ленинграде... - я что то упустил?
      1. 0
        10 мая 2021 17:15
        Цитата: mark1
        Цитата: knn54
        на Т-34 сделанных в Харькове и в Ленинграде

        Ленинграде... - я что то упустил?

        не вы один.. с КВ видимо попутал товарищ
        1. 0
          10 мая 2021 21:52
          Видимо с Омском попутал, ведь туда же эвакуировали ленинградский 174-й завод.
          1. 0
            11 мая 2021 11:34
            Цитата: Alex_You
            Видимо с Омском попутал, ведь туда же эвакуировали ленинградский 174-й завод.

            Там, скорее, СТЗ и "Красное Сормово" отметились. Потому как вопрос об отсутствии унификации деталей Т-34 был поднят ИВС в начале 1942 года - когда тот узнал, что башни танков Т-34 производства разных заводов не взаимозаменяемы.
  4. +1
    10 мая 2021 16:54
    Опыт сканирования ИС-3 на Линии Сталина нам показал, что танки, изготовленные на разных заводах, могут иметь заметные различия как по углам наклона фронтальной брони, так и формам литых башен.
    А на каких различных заводах этот танк выпускался? На сколько знаю он производился на ЧКЗ в 1945-46 годах
  5. nnm
    +5
    10 мая 2021 16:58
    Интересно, а если процитировать интервью Михневича, одного из основателей компании, изданию Forbs, в отношении особенностей вывода активов на Кипр, получении "золотых паспортов" и т.п., забанят или нет ?
    Формально, конечно, обычная налоговая оптимизация, но когда уже у нас, или в РБ появится компания, которая будет помнить о том, с чего она начиналась....
    Но почему то хвалятся тем, что отстроили целый квартал в Никосии, а не в Минске...
    1. 0
      10 мая 2021 17:17
      Цитата: nnm
      Интересно, а если

      .."эх,Вань..."к/ф ( Брат)
  6. 0
    10 мая 2021 18:57
    Ога! Теперь понятно почему дед 3 танкует сам собой а мышь пробивают все начиная с 8го уровня
  7. +7
    10 мая 2021 19:52
    Опыт сканирования ИС-3 на Линии Сталина нам показал, что танки, изготовленные на разных заводах, могут иметь заметные различия как по углам наклона фронтальной брони, так и формам литых башен.

    Опыт следует признать неудачным, так как ИС-3 выпускал только один завод - Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске.
  8. +2
    10 мая 2021 20:16
    Не буду трать время и деньги на Вашу ерунду хоть как расстарайтесь.
  9. Комментарий был удален.
  10. Zum
    +3
    11 мая 2021 00:47
    О картошка подоспела......не играйте в их игру они проклятые капиталисты ....держат своих игроков за дураков и качают из них деньги......катайте настоящие танки...или же RC, в масштабах от 1/16 до 1/4 !!!
    1. -2
      11 мая 2021 09:40
      Цитата: Zum
      О картошка подоспела......не играйте в их игру они проклятые капиталисты ....держат своих игроков за дураков и качают из них деньги......


      Покажите нам игры сделаные коммунистами, которые хавалят интелект своих играков и суют им деньги в карманы.
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    11 мая 2021 15:38
    Каждый выстрел обсчитывают с учетом реальной баллистики снаряда и попадания в конкретную точку?
    1. +1
      11 мая 2021 19:19
      Цитата: Pavel57
      Каждый выстрел обсчитывают с учетом реальной баллистики снаряда и попадания в конкретную точку?

      Да, да, именно так. Достаточно посмотреть видео из ВОТ, где танки носятся по пересеченной местности со скоростью легковушки, бьют друг друга с 30-50 метров и не пробивают. У меня на Соньке первой Panzer Front был и то реалистичней.
    2. Комментарий был удален.
  13. 0
    15 мая 2021 17:05
    Надо просто покупать дорогие промышленные фотограмметрические и сканирующие системы с соответствующим софтом. . Они и глянец отсканят. Главное, манагерам на деньги не жаться.
    Поскольку имел дело только с такими, то танк отсканировать, - не вопрос. Сейчас техника, которая предназначена для сканирования поверхностей наконец стала выполнять свои задачи.
    А те проблемы, которые описываются, походят на технику 10-летней давности или современные дешевые и неточные всякие дизайнерские и т. п. штуки.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»