«Моделист Макетра»

98
«Моделист Макетра»
«Солнечная ладья» фараона Хеопса. Модель из музея «Солнечной ладьи» возле его пирамиды

«Слава тебе, Осирис, Бог Вечности, царь богов, чьим именам числа нет, чьи воплощенья святы. Ты – сокровенный образ в храмах; душа-двойник будет всегда священной для приходящих смертных.»
(Древнеегипетская Книга Мёртвых – Гимн Осирису)

История древних цивилизаций. Интерес к Древнему Египту, вызванный статьями о Эхнатоне и Рамсесе среди читателей материалов на ВО отнюдь не погас, о чём свидетельствуют их письма. Причём многих интересуют даже такие «мелочи», как древнеегипетские суда. В частности, были вопросы и по так называемой «Солнечной ладье фараона», но тут к тому, о чём ВО писал раньше, добавить просто нечего. А всем, кого заинтересовала эта тема, могу посоветовать материал С. Денисовой «Кедровая ладья Хеопса: путешествие длиной в 5 000 лет».

Тем не менее о судостроении древних египтян известно совсем немало. И дело не только в двух найденных «Солнечных ладьях», и рисунках на папирусах и на стенах храмов и гробниц. Нам просто очень повезло, что в силу каких-то труднообъяснимых сегодня обстоятельств в одной из египетских гробниц был обнаружен целый «флот» из моделей, причём даже с фигурками людей. Сделаны эти модели были очень тщательно, со знанием дела, так что их изучение многое дало египтологам именно в отношении древних судов Египта. Ну а о том, как эти модели попали в руки учёных и что они собой представляют, мы вам сегодня и расскажем…




Модель ладьи Имхотепа, ок. 1919–1878 до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А было так, что ещё в 1895 году французские археологи исследовали фиванскую гробницу № 280, принадлежавшую сановнику Среднего царства Макетра (или Макетре), но ничего интересного не нашли, поскольку все доступные комнаты в этой гробнице были разграблены ещё во времена античности. Но в начале 1920 года археолог Метрополитен-музея Герберт Винлок решил получить точный план этой гробницы для своей карты некрополя XI династии в Фивах, и поэтому приказал своим рабочим вычистить скопившийся мусор.


Коровник из гробницы Мекетра. Ок. 1981–1975 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Именно во время этой операции по очистке была обнаружена небольшая скрытая камера, заполненная множеством почти идеально сохранившихся макетов и моделей, которые так же, как и ушебти – фигурки «я здесь», должны были облегчить жизнь хозяина на том свете. Половина из них попала в Египетский музей в Каире, а другая половина при дележе находок – в Метрополитен-музей в Нью-Йорке.


Эта модель речного судна была найдена вместе с двадцатью тремя другими моделями лодок, судов и мастерских в потайной камере сбоку от прохода, ведущего в высеченную в скале гробницу главного распорядителя Мекетра, который начал свою карьеру при фараоне Ментухотепе II из XI династии и продолжал служить сменяющим друг друга царям в первые годы XII династии. Сценка, представленная на модели, показывает нам самого Мекетра, который сидит в тени небольшой каюты, которая на настоящей лодке была бы сделана из лёгкого деревянного каркаса с льняными или кожаными занавесками. Деревянные щиты, покрытые бычьими шкурами, расписаны с каждой стороны крыши кабины. Певец, прижав руку к губам, и слепой арфист развлекают Мекетра в его путешествии. Перед ним стоит мужчина, вероятно, капитан корабля, скрестив руки на груди. Пока двенадцать гребцов приводят лодку в движение, наблюдатель на носу держит лот для определения глубины реки. На корме рулевой управляет рулём. Высокий белый столб на палубе корабля должен поддерживать мачту и парус (не найденные в гробнице), которые могли быть сняты, когда лодка плыла вниз по течению – как здесь – против преобладающего северного ветра. Идя на юг (вверх по течению), при попутном ветре лодка могла бы иметь и парус, и мачту. Такую лодку Мекетра вполне мог бы использовать при жизни. Однако некоторые детали композиции позволяют предположить, что в этом путешествии Мекетра отправляется в загробную жизнь. Например, цветок, который он держит – это голубой лотос, цветок, который египтяне ассоциировали с возрождением. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В общем, в этих моделях была представлена вся жизнь Мекетра, занимавшего высокое положение царского распорядителя. Вы только представьте себе: целая комната в задней части гробницы была заполнена искусно сделанными моделями из отшлифованного и раскрашенного дерева. Среди них были дома, мастерские, скотобойня, пекарня и пивоварня (ну как же прожить на том свете без хлеба, пива и мяса?), и модели различных судов.


Макет скотобойни из гробницы Мекетра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


А вот это не что иное, как хлебопекарня. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Среди моделей судов некоторые очень интересны. Например, модель судна, на котором перевозится мумия некоего Джехути. Его мумифицированное тело лежит на носилках под балдахином, и за ним ухаживают две женщины, которые играют роли богинь Исиды и Нефтиды, сестёр бога Осириса. Джехути стал благословенным духом и в некотором смысле самим Осирисом: потому что на коротком тексте на свитке папируса, который держит жрец, он обращается к мумии как к божеству: «О, Осирис».


Модель парусной лодки с мумией, ок. 1900–1885 до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Группа матросов, стоящих у мачты, поднимает парус (не сохранился), а четыре человека сидят, присев перед мачтой. Их поза сродни так называемым «блочным скульптурам» или «кубическим скульптурам», хорошо известным из искусства Среднего царства. Утверждалось, что эта поза указывает на то, что человек, представленный таким образом, участвует в ритуалах. Рулевой и ещё один человек рядом с носилками сидят в аналогичной позе, хотя у каждого из них есть свободная для движения рука.


Лодка, плывущая вниз по течению. Парус свёрнут, вёсла привязаны к корпусу… Гробница Мекетра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Среди удовольствий жизни знатного египтянина были охотничьи экскурсии в болота Нила для рыбалки и охоты на птиц. Для таких поездок использовались папирусные плоты или лёгкие лодки, подобные этой. Есть модель лодки, на которой Мекетра и его сын или товарищ наблюдают за охотниками из лёгкого укрытия, сделанного из плетёного тростника и украшенного двумя большими щитами. На носу двое мужчин с гарпунами явно охотятся за крупной рыбой, в то время как на палубе стоящий на коленях рыбак извлекает из рыбы гарпун. Женщина подносит Мекетра улов. Присутствие женщин из знатной семьи в таких вот сценах на болотах – весьма повторяющаяся тема в египетском искусстве.


Мекетра на лодке во время рыбной ловли. Размеры модели: лодка с рулём и вёслами: длина 121,7 см; высота 34,3 см; ширина 30,6 см. Корпус: длина 112,5 см; ширина 23,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Важное место в жизни египтян занимали различные религиозные церемонии. А уж о «том свете» они знали так много, что… «жили сейчас» исключительно лишь ради того, чтобы «жить потом». Для обеспечения упокоения следовало обязательно «съездить в Абидос». Это был у египтян такой очень важный религиозный центр. Причём съездить не живому, а мёртвому. И когда туда нельзя было отвести мумию, везли статую усопшего. Там над ней совершались обряды, после чего её везли обратно и ставили в заупокойный храм.


«Зелёная ладья», ок. 1981–1975 гг. до н. э. Зелёный цвет корпуса этой лодки, её вертикальный нос, загнутая назад корма и двойные рулевые вёсла имитируют элементы судов из стеблей папируса. Изображены даже ремни кожаной обтяжки, покрывающей нос и корму таких лодок. Лодки этого типа появляются в изображениях «путешествия в Абидос», которое было частью египетского погребального ритуала со времён Среднего царства. Ритуальный характер этой прогулки на лодке ясно обозначен тем фактом, что не живой Мекетра, а его статуя сидит под балдахином в сопровождении спутника (возможно, его сына), в то время как жрецы совершают ей подношения. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


На этом фото лодки тоже зелёные, и то, как они раскрашены, показывает, что они связаны из пучков папируса. Вот так египтяне ловили рыбу… Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Лодка из гробницы Мекетра. Ок. 1981–1975 до н. э. Лодка плывёт в северном направлении, вниз по течению, против преобладающего северного ветра. Длина 117 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В Египте можно было легко определить, в каком направлении плывёт то или иное судно. Если в северном направлении, то мачта обычно была сложена и опиралась на вилочную опорную балку, будучи всегда готовой к установке для обратного пути. Парус лежит на палубе в сложенном виде. Небольшая каюта, расположенная на миделе, оставляет место для восемнадцати гребцов. Скорость явно важна в этом путешествии. Сидя на стуле на носу, Мекетра подносит к носу закрытый цветок лотоса. Перед ним стоит мужчина (возможно, капитан лодки), благоговейно скрестив руки на груди. Внутри хижины слуга охраняет сундук Мекетра. Находится ли главный управляющий в инспекционной поездке для фараона, и есть ли в этом сундуке счета? Даже если это событие из реальной жизни, модель всё равно имеет культовое предназначение, потому что цветок лотоса, который раскрывается каждое утро с восходом солнца, является символом возрождения.


Персонажи модели крупным планом…

А теперь немного для тех, кто, прельстившись моделями древнеегипетских ладей, решит сделать и себе что-то подобное. В Интернете есть чертежи и проекции моделей различных египетских судов, так что найти их не проблема. Проблема сделать, причём желательно в технике, максимально приближенной к технике древних египтян, потому что она была очень интересной. А о том, как они строили свои суда, мы знаем достаточно. Во-первых, на основе рельефов на стенах храмов, а во-вторых, на основе изучения конструкции «солнечных ладей».


Постройка древнеегипетского судна на стене в гробнице Ти – надзирателя пирамид фараонов Ниусерра и Нефериркара в Саккара

У египетских судов, ведущих своё происхождение от вязаных папирусных лодок, не было ни киля, ни шпангоутов. Они вырезали доски нужной кривизны, а потом соединяли их весьма хитроумным способом: проделывали в досках отверстия и вставляли в них деревянные шипы, на концах надпиленные и со вставленными в пропилы клинышками. Когда доска своими отверстиями надевалась на шипы другой, эти клинышки расклинивали шипы, и соединение получалось исключительно прочным. Кроме того, корпус стягивали канатами вдоль и поперёк. Судно получалось лёгким, прочным и грузоподъёмным.


Реконструкция изображения из гробницы в Саккара


Профиль корпуса типичного древнеегипетского речного судна и его дощатая обшивка

Повторить технологию древних египтян в какой-то степени можно следующим образом. Основа корпуса склеивается из картонных шпангоутов и диаметрального профиля. Можно сделать два профиля, чтобы заготовка корпуса состояла у нас из двух половинок.


Технология изготовления корпуса египетского судна: 1 – палуба, 2 – диаметральный профиль (их может быть два), 3 – шпангоуты, 4 – пластилин, 5 – готовый корпус из пластилина, 6 – доски обшивки из палочек-мешалочек

Затем берутся палочки-мешалочки для кофе. Нарезаются на «доски» подходящей длины, которые затем крепятся на пластилиновые заготовки как можно плотнее друг к другу. Получается первый слой обшивки. Затем на него наклеивается клеем ПВА второй слой, причём так, чтобы линии соединения досок не совпадали. Корпус должен хорошенько просохнуть, после чего половинки снимаются с пластилиновой основы и зачищаются наждачной бумагой изнутри и снаружи. Палуба настилается на бимсы. Доски палубного настила также делаются из палочек-мешалочек. Остальные детали модели длиной 30 см – спички, рейки, лопаточки из фанеры для мороженого. Модель раскрашивается акриловыми красками, ну а фигурки людей вполне можно попробовать слепить из пластики!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    12 мая 2021 18:12
    Присутствуют элементы Трипольской культуры. Древние египтяне должны быть благодарны праукраинцу Макитре.
    (Шутка,однако).
    1. -4
      13 мая 2021 08:19
      вы бы лучше поговорили про высокие технологии древних, например диоритовые вазы в каирском музее,чем об этих примитивных поделках из глины.
      1. +4
        13 мая 2021 09:23
        Цитата: Бар1
        вы бы лучше поговорили про высокие технологии древних, например диоритовые вазы в каирском музее

        А они были высокие, эти технологии? Насколько?
        1. 0
          13 мая 2021 12:01
          Цитата: kalibr
          А они были высокие, эти технологии? Насколько?


          хорош историк.Как же так ,а полигональная кладка в Ю.Америке-Ольямтамтамба,Саксуаман и др., а рисунки Наска,а полигональная кладка в Кронштадте, а Храм Юпитера в Бальбеке,а храмы Индии-из камня ,не из глинки ,как у вас,а доменная печь в Истье (Россия) это РЕАЛЬНОСТЬ.
          Вы как то хотели найти адвоката в Англии новоделам из Стоунхенджа,но что то ,как то не нашли. Стоунхендж -подделка, что говорит ,что подделки были и такие масштабы -это масштабы ГОСУДАРСТВЕННОГО уровня.
          Что касается диоритовых ваз то вот давно уже есть программа на госТВ -журналист Соколов из ваших,он всё пытается оппонировать ,что пирамиды можно построить медными зубильцами и вот в том числе нашёл одну рукодельницу Вдовину,которая взялась сделать диоритовую вазу лучше ,чем в каирском музее ,ну и конечно обделалась, смотрим.

          [media=https://youtu.be/_nnZzJFqyas]
          1. +5
            13 мая 2021 13:46
            Цитата: Бар1
            смотрим.

            Бедный Тимур! Я прошел все это еще будучи студентом 3 курса нашего педвуза. Читал обо всем это в Технике-Молодежи и чтобы не ехать на сельхозработы осенью 1975 года (родилась дочка и куда надолго от нее?), предложил свои услуги ОК ВЛКСМ. Читать лекции на тех же сельхозработах, но с привозом и отвозом на "газоне", как лектор ОК. Лекция называлась "Загадки древних цивилизаций". Ну и, конечно, они согласились. Популярности она была необыкновенной, вплоть до 1985 года. А уж что с людьми делалось, когда под конец я замогильным голосом говорил: "И если нас спросят, где мы, мы ответим; мы еще летим обрат-н-о-о-о!" Хлопали... ох. А потом, сел подумал, почитал не только Т-М... и перестал всякий бред распространять...Но согласен: на слабые умы все это сильно действует!
            1. +4
              13 мая 2021 14:21
              Цитата: kalibr
              "Загадки древних цивилизаций".

              В детстве мне все это страшно нравилось. У меня была книжка в школе про Мачу-Пикчу и другие инкские "загадки", я подготовил по ней доклад и несколько раз с ним выступал, имел успех. А сейчас я повзрослел, вышел из детства и мне смешно. wassat
              1. +3
                13 мая 2021 15:55
                Цитата: Mihaylov
                А сейчас я повзрослел, вышел из детства и мне смешно.

                И мне!
            2. -2
              13 мая 2021 14:28
              Цитата: kalibr
              Но согласен: на слабые умы все это сильно действует!


              то есть "слабые умы" это умы,те которые видят то что видеть не положено.Диоритовые вазы в каирском музее есть или нет по вашему?
              1. +3
                13 мая 2021 15:57
                А еще, Тимур, открою Вам страшную тайну, есть 300 сосудов из алебастра из гробницы Джосера и около 3000 ( 3-х тысяч) битых. Алебастра! Правда, на стене есть рисунок -"как" и вроде бы очень просто. Но повторить не удается!
                1. +3
                  13 мая 2021 17:56
                  Ну, и другую ссылку я нашла, вот эту:

                  https://planeta.ru/campaigns/diorite_vase

                  Ваза изготовлена. Приступили к изготовлению второй, и...
                  Чему и кому верить? Интернет, он такой -- хочешь верь, хочешь нет. Покажут, что хочешь, и тут же опровергнут. На мой взляд, лучше верить профессиональным историкам.
                  Вот, скажем, Александровская колонна. Тоже доводилось читать: инопланетяне! А тем временем -- имена и фамилии инженеров, как вырубали, как перевозили, как обрабатывали, а затем ставили. И многочисленные свидетельства очевидцев. Там заготовка в начале была -- ни много ни мало 4000 тонн.
                  1. +4
                    13 мая 2021 18:20
                    Конечно, инопланетяне! А свидетельства очевидцев - это они им память изменили.
                    1. +2
                      13 мая 2021 19:10
                      Иронизируете, Вячеслав Олегович...
                      А я вот тут не могу выйти из темы пропаганды, вывела по пунктам понятные мне её старые виды, новые, а также перспективы развия, и ужас меня пробрал. Каково будет подойти к объективному пониманию истории будущему профессионалу? Уже сейчас надо складывать собственные архивы и классифицировать события. К примеру, обыватель видит событие, а его нет! Или не видит, а оно есть.
                      1. +3
                        13 мая 2021 19:16
                        Цитата: депрессант
                        Уже сейчас надо складывать собственные архивы и классифицировать события. К примеру, обыватель видит событие, а его нет! Или не видит, а оно есть.

                        Я Вам много раз писал, что Вы умная женщина. Вы правы на 100%. У меня такой архив есть. Включая папку статей из Тайн ХХ века. И моих и чужих... И много чего еще...
                        Еще раз: можете перечитать мой учебник "Интернет-журналистика и интернет-реклама" (он в Сети есть бесплатный) и "Технологии управления общественным мнением". Там много интересных примеров. Вам понравится!
                      2. +2
                        13 мая 2021 19:26
                        Тайны XX века складывала, есть за несколько лет, даже по номерам разобрала. Но когда это не является профессиональной деятельностью, ориентироваться в этой кипе очень трудно. А там такие факты иногда приводятся, да с сылками на источники...
                        В общем, чувствую, надо набраться мужества и сделать опись типа картотеки -- что в каком номере. Но, Вы знаете, лень. Угасает запал. Недавно прочла на Публицисте, что всё население как в воду опущенное, значит не я одна.
                      3. +3
                        14 мая 2021 07:43
                        Цитата: депрессант
                        всё население как в воду опущенное, значит не я одна.

                        Вы неправильно мыслите. Не надо как все! Все опущенные - ХОРОШО, Поднимитесь, воспользуйтесь этим! Богатеют на редкостях. Летом - лед редкость. Зимой цветы...
                  2. -1
                    13 мая 2021 22:12
                    Цитата: депрессант
                    Чему и кому верить? Интернет, он такой -- хочешь верь, хочешь нет


                    но это не то .Во первых то ,что сделала Вдовина -это мрамор,а это мягкий материал,во вторых даже мрамор оттелан грубо,а каирские диоритовые вазы тончайшие и пропускают свет изнутри,Вдовина даже с мрамором такое сделать не может.
                    Во вторых вы до конца то сморите,там она как раз замахнулась на обработку диорита,но НЕ СМОГЛА и это именно то видио ,которое я вам предложил просмотреть.
                    Вот поэтому древние технологии это высокие технологии,а то что нам предлагают к рассмотрению Шпаковский и Вдовина это примитив и шарлатанство из алебастра.
                    1. +3
                      13 мая 2021 22:43
                      Я смотрела и этот ролик. Там какой-то зеленый узкий ужас, надетый на палку.
                    2. +2
                      14 мая 2021 07:44
                      Цитата: Бар1
                      шарлатанство из алебастра.

                      Шарлатанство из гробницы Джосера... Забавно!
                2. -1
                  13 мая 2021 22:00
                  Цитата: kalibr
                  А еще, Тимур, открою Вам страшную тайну, есть 300 сосудов из алебастра из гробницы Джосера и около 3000 ( 3-х тысяч) битых. Алебастра! Правда, на стене есть рисунок -"как" и вроде бы очень просто. Но повторить не удается!


                  про глину и алебастра говорить можно ,а про диорит нельзя?
                  1. +2
                    14 мая 2021 07:45
                    Разве Вам кто-то запрещает? Наоборот - предлагают статью написать. Слог хвалят!
          2. +2
            14 мая 2021 07:54
            Цитата: Бар1
            Вы как то хотели найти адвоката в Англии новоделам из Стоунхенджа,но что то ,как то не нашли.

            Так не хочется переписывать то, что уже есть. Ремонтировали его - да, укрепляли бетоном. Но этого никто и не скрывал. И мне кажется, что я об этом как раз писал. Потому, что помню, как подбирал иллюстрации из старинных "добетонных рукописей", и как на ВО зашел спор, когда там появился бетон. Вы в поисковик загляните...
  2. +10
    12 мая 2021 18:46
    Мекетра подносит к носу закрытый цветок лотоса

    Такое впечатление, что он подносит ко рту микрофон и командует гребцам: "а-раз-два-три... а-раз-два-три..." smile
    Очень милые игрушки, да ещё и наглядно представляющие для нас ушедший в небытие мир.
    Спасибо, Вячеслав, очень красиво. good
    1. +13
      12 мая 2021 19:14
      Рад, что Вам понравилось. Мне они тоже понравились. Только в то время их игрушками никто не считал. Это были важные похоронные атрибуты. На том свете все эти люди должны были ожить и служить своему господину также, как и при жизни.
      1. +5
        12 мая 2021 20:50
        Реально, целая флотилия из макетов!)))
        Спасибо, Вячеслав Олегович, продолжаете радовать.
        А вот я пластилином в эпоху своего увлечением моделизмом, старался не пользоваться - не тот он "продукт". Поставил на батарею или на солнечную сторону окна модель - она и "поплыла". Всегда работал с более "прочными" субстанциями.
        Жаль не фотографировал - пропало многое, а что сохранилось - не вспомню где и хранится....
        1. +3
          13 мая 2021 08:25
          Игорь, доброе утро!)))
          Полагаю, Вячеслав Олегович, говоря о том, что можно отдельные части реконструкции вылепить из пластика, имел в виду вовсе не пластилин, а именно пластик современного типа.
          Профессионалы, создающие скульптуры для себя или в коммерческих целях, используют для работы разные материалы. Самой ходовой считается специальная глина, но мастера применяют и пластилин для скульптур. Этот материал используется и в художественных школах, есть даже специальные кружки, например, лепка из скульптурного пластилина для начинающих.


          Это именно скульптурный пластилин. Он застывает. К примеру, есть любители, которые, используя скульптурный пластилин множества цветов и оттенков, лепят фигурки и даже фигуры высотой до полуметра героев "Звездных войн" и продают их через интернет. Есть и те, кто лепят воинов различных армий также на продажу. Соответственно, имеется множество любителей, которые всё это покупают и собирают коллекции.
          Так что, это не пластилин нашего детства )))
          1. +3
            13 мая 2021 09:22
            Цитата: депрессант
            Это именно скульптурный пластилин. Он застывает. К примеру, есть любители, которые, используя скульптурный пластилин множества цветов и оттенков, лепят фигурки и даже фигуры высотой до полуметра героев "Звездных войн" и продают их через интернет. Есть и те, кто лепят воинов различных армий также на продажу. Соответственно, имеется множество любителей, которые всё это покупают и собирают коллекции.
            Так что, это не пластилин нашего детства )))

            Умница!
            1. +4
              13 мая 2021 11:37
              Я леплю из пластилина,
              Пластилин нежней, чем глина(с)
              1. +3
                13 мая 2021 14:01
                Пластика тоже хорошо лепится, Ричард, и твердеет. Я из нее делал корабли (плавающие) и даже подводные лодки с резиномотором.
  3. +4
    12 мая 2021 19:49
    Хорошо, что грабители до них не добрались. Выкинули бы или растоптали, а так наглядное пособие из прошлого. Скорее всего и в других захоронениях такие "игрушки" были, но их нашли и просто выкинули. Мне вот кажется, руки у фигурок слишком длинные?
    1. +7
      12 мая 2021 20:28
      Цитата: Александр Бетонкин
      Мне вот кажется, руки у фигурок слишком длинные?

      Там к реализму не слишком стремились. А у каких-то рук вообще нет. Это было не так важно.
      1. 0
        14 мая 2021 17:32
        Извините за поздний ответ - на даче с интернетом туго. Просто мне кажется, что ваятель данных поделок удлинёнными конечностями мог бы показать на наличие в прошлом мире людей более большого роста. О чём кстати указывают археологические находки. Конечно может я ошибаюсь.
        https://sell-off.livejournal.com/1045203.html
  4. +2
    12 мая 2021 20:20
    Вячеслав Олегович,добрый вечер . Хочу Вас упрекнуть:давно нет одежды .
    PS
    Лодки красивые. Я бы верхнюю лодку,она мне больше нравится,охотно у себя в шкафу поставила
    1. +5
      12 мая 2021 20:30
      Цитата: Astra wild2
      Я бы верхнюю лодку,она мне больше нравится,охотно у себя в шкафу поставила

      Давным-давно у меня была мысль наладить производство таких копий для интерьеров и коллекционеров. Но... время ушло, когда я мог бы этим заняться.
    2. +5
      12 мая 2021 20:35
      Цитата: Astra wild2
      Хочу Вас упрекнуть:давно нет одежды .

      С одеждой есть проблемы. Сейчас готовится материал про эффигии. Все это связано с одеждой. Поэтому она пойдет после. Сейчас в одежде на очереди раннее средневековье, а это очень сложная и обширная тема.
      1. +1
        13 мая 2021 15:07
        Уже в ожидание
  5. +10
    12 мая 2021 20:24
    Они вырезали доски нужной кривизны, а потом соединяли их весьма хитроумным способом: проделывали в досках отверстия и вставляли в них деревянные шипы, на концах надпиленные и со вставленными в пропилы клинышками. Когда доска своими отверстиями надевалась на шипы другой, эти клинышки расклинивали шипы, и соединение получалось исключительно прочным. Кроме того, корпус стягивали канатами вдоль и поперёк. Судно получалось лёгким, прочным и грузоподъёмным.

    Ничего хитроумного в этом соединении нет. Классическая система "шип - паз", применяемая и сегодня.

    Правда египтяне, в отличие от финикийцев, не использовали нагелей (открытый паз). Это, с одной стороны, позволяло быстро разобрать обшивку для ремонта или хранения, но снижало прочность, поэтому египтяне дополнительно связывали обшивку веревками.

    Крепление шипа в пазу клинышком так же применяется до сих пор.
    Повторить такую технологию на "палочках для кофе" - задача не тривиальная.
    1. +7
      12 мая 2021 20:27
      А теперь немного для тех, кто, прельстившись моделями древнеегипетских ладей, решит сделать и себе что-то подобное.

      У древних египтян насчитывалось около девяноста типов судов, так что их моделирование - занятие не одного дня.
      1. +9
        12 мая 2021 22:27
        Цитата: Undecim
        У древних египтян насчитывалось около девяноста типов судов, так что их моделирование - занятие не одного дня.

        А представляете книгу, изданную в Англии или в Японии со всеми фото этих 90 моделей, рассказом о них, фото моделей из музеев. На гонорар можно будет хорошую машину купить!
        1. +9
          12 мая 2021 22:38
          А представляете книгу, изданную в Англии

          Представляю.
          1. +8
            13 мая 2021 06:36
            Не знал, что такая есть. Но.. а о моделях и их изготовлении, интересно, там есть. То есть не о том, что было, а о том, как сделать? А эту книгу можно использовать как источник и дать на нее ссылку!
            1. +7
              13 мая 2021 06:48
              Но.. а о моделях и их изготовлении, интересно, там есть.

              Есть тут. Но это Италия.
    2. +7
      12 мая 2021 20:37
      Цитата: Undecim
      Повторить такую технологию на "палочках для кофе" - задача не тривиальная.

      Так ведь только внешне, без пазов и клинышков-ха-ха! На клею все выходит прекрасно.
  6. +8
    12 мая 2021 20:25
    Шикарно.
    Я всё надеюсь, что когда-нибудь, где-нибудь найдется достоверная информация о древних славянских богах, обрядах и ритуалах. Хотя бы века шестого-седьмого. С вот такими же модельками, желательно. smile
    1. +7
      12 мая 2021 20:32
      Цитата: Хозяин Трилобита
      где-нибудь найдется достоверная информация о древних славянских богах, обрядах и ритуалах. Хотя бы века шестого-седьмого.

      Если это еще как-то можно насобирать в разных источниках, то где я Вам модельки-то возьму?
    2. +8
      12 мая 2021 21:14
      Это вопрос к "Самсонов и К"
      1. +7
        12 мая 2021 21:53
        Цитата: mr.ZinGer
        Это вопрос к "Самсонов и К"

        +++++++++++++++++++++++++
  7. +3
    12 мая 2021 22:32
    Игрушки просто замечательные! Интересные бытовые сценки из жизни фараона. :)
    Но о самих корабликах инфы очень мало. Были к примеру у этих корабликов шпангоуты или корпус чистый монокок? Зачем нужно такое большое, даже огромное рулевое весло? Понять бы..
    1. +7
      12 мая 2021 23:13
      Понять бы..

      https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-konstruktivnyh-osobennostey-drevneegipetskih-korabley
      1. +5
        13 мая 2021 06:47
        Очень интересный материал!
      2. +2
        14 мая 2021 22:51
        Просто шикарный материал! спасибо!
    2. +3
      13 мая 2021 06:39
      Цитата: Saxahorse
      Были к примеру у этих корабликов шпангоуты или корпус чистый монокок?

      Я же написал, что не было ни киля, ни шпангоутов... А огромным рулевым веслом часто... гребли. Как рыба хвостом...
      1. +6
        13 мая 2021 07:00
        Я же написал, что не было ни киля, ни шпангоутов...

        Если подходить с технической точки зрения, то следовало указать элементы, выполнявшие в египетском судостроении роль силовых элементов набора.
      2. +1
        15 мая 2021 19:43
        Цитата: kalibr
        А огромным рулевым веслом часто... гребли. Как рыба хвостом...

        Грести таким огромным дрыном явно было нельзя. А чтоб и не пытались, верхняя часть просто закреплена в развилке высокой стойки. Зато в замечательной статье приведенной уважаемым Undecim чуть выше, удалось впервые увидеть то что подозревал, румпель же! Поперечная палка вставленная в это огромное весло которым его и вертели как шток современного руля. Сразу понятной стала и схема работы рулей и более поздних греческих и римских триер\трирем.

        Но и Вам за статью огромное спасибо! Именно эти, обнаруженные Вами замечательные игрушечные фигурки помогли разобраться в самых важных и интересных элементах конструкции древних кораблей. Еще раз спасибо!
  8. +4
    13 мая 2021 05:34
    Обалдеть! И это за тысячи лет до всяких там Сильваниан Фэмилис и пластиковой Звезды!
    Сколько бы сейчас стоила такая коллекция
    1. +3
      13 мая 2021 06:40
      Цитата: тлауикол
      Сколько бы сейчас стоила такая коллекция

      Наладить относительно дешевое производство и... это будут деньги!
      1. +3
        13 мая 2021 07:57
        нет, я имел в виду стоимость этих 3500 летних наборов. нет цены, наверное
        1. +7
          13 мая 2021 09:19
          Цитата: тлауикол
          нет, я имел в виду стоимость этих 3500 летних наборов. нет цены, наверное

          Понял! СТОИМОСТЬ ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ!!! По сути их даже и не купить, и не продать...
          1. +4
            13 мая 2021 10:26
            Понял! СТОИМОСТЬ ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ!!! По сути их даже и не купить, и не продать...

            Только украсть, и продать на подпольном аукционе "не для всех"... recourse
            Вячеслав Олегович, Ваши темы про модели вызывают у людей приятные чувства, поэтому - ждем продолжения! drinks
            1. +6
              13 мая 2021 10:37
              Цитата: Пане Коханку
              Только украсть, и продать на подпольном аукционе "не для всех"..

              Добрый день Николай,
              для этого устраивается в стране небольшая войнушка и вскоре богатейшие коллекции музеев этой страны потихоньку перекочевывают в частные коллекции. Как мы это совсем недавно наблюдали на примере нескольких стран. hi
              1. +4
                13 мая 2021 10:41
                Как мы это совсем недавно наблюдали на примере нескольких стран.

                Ну, цели войнушки, скорее всего, более глобальные, но то, что ценности тоже вывозятся под общий шумок - истинная правда, Сергей! yes
                1. +4
                  13 мая 2021 10:44
                  Цитата: Пане Коханку
                  Ну, цели войнушки, скорее всего, более глобальные

                  Безусловно, но одно другому не мешает и могу предложить, что богатые коллекционеры очень оживляются, видя по телевизору, что в очередной стране началась военная операция по "принуждению ее к демократии"
                  1. +3
                    13 мая 2021 10:50
                    Безусловно, но одно другому не мешает и могу предложить, что богатые коллекционеры очень оживляются, видя по телевизору, что в очередной стране началась военная операция по "принуждению ее к демократии"

                    Соглашусь полностью! Это уже должно быть, как мания, у некоторых.
                    1. +3
                      13 мая 2021 10:52
                      Цитата: Пане Коханку
                      Соглашусь полностью! Это уже должно быть, как мания, у некоторых.

                      Смотрели фильм "Лучшее предложение" (The Best Offer) ?
                      Весьма показателен в этом плане. hi
                      1. +4
                        13 мая 2021 11:31
                        Вот, казалось бы, ну что такого интересного в плане исторических ценностей может быть в Афганистане? Там же война уже несколько поколений длится. Ну, в своё время слышала, что зачем-то экстремисты расстреляли две огромных скальных скульптуры Будды (помню своё удивление: у этих дикарей есть такое?). Столетия те скульптуры стояли, никому не мешали -- ни афганцам, ни англичанам, ни всем последующим "кураторам". А тут взяли и расстреляли! Оказывается, потому, что их не удалось продать.
                        В ходе гражданской войны 1979 -- 1989 годов власть в Афганистане захватил Талибан, обучаемый и финансируемый США, Англией, прочими. Во время военных действий экспонаты Национального музея Кабула были разграблены и большинство было распродано на аукционах, а само здание музея было подвергнуто бомбардировке. Чтобы скрыть следы грабежа? Судьба многих экспонатов не известна до сих пор. То, что не смогли продать - уничтожалось. Много позже узала, что почти одновременно с уничтожением двух больших скальных статуй Будды была уничтожена драгоценная коллекция буддийских статуй в Национальном музее Кабула.
                      2. +3
                        13 мая 2021 11:36
                        Цитата: депрессант
                        Во время военных действий экспонаты Национального музея Кабула были разграблены и большинство было распродано на аукционах,

                        Аналогичная ситуация - в Ираке, а на днях смотрел передачу про сирийские музеи - все тоже самое. hi
                      3. +2
                        13 мая 2021 12:06
                        И в Ираке, и в Каире! Внаглую заходили и брали то, что заранее заказано коллекционерами. Я сначала не понимала, зачем в Кабуле разбомбили музей? Для чего в Багдадском музее многие экспонаты были намеренно испорчены? А для того это было нужно, что повышается ценность оставшихся в частном владении, а также в музеях Запада. Чем меньше экспонатов по какой-нибудь культуре, тем они уникальнее. И как бы дается сигнал: в музеях США и Европы -- оно надежно. А в ваших -- ждите гостей, не обремененных трепетом перед историческими ценностями. И сигнал: не ваша, мол, это культура, не ваши предки это создавали, у вас нет истории, потому вы никто, претензии не принимаются.
                      4. -1
                        13 мая 2021 12:20
                        Цитата: депрессант
                        И в Ираке, и в Каире!

                        про диоритовые вазы,автор ничего про них не знает.

                        [media=https://youtu.be/_nnZzJFqyas]
                      5. +3
                        13 мая 2021 15:00
                        про диоритовые вазы,автор ничего не знает.

                        Здравствуйте уважаемый, Павел. hi
                        Возьмите и напишите про них сами. Тема очень интересная. Читательский ажиотаж точно будет. Слог у Вас хороший. Материала в инете на эту тему множество. Есть фото не только ваз но и других изделий. В Египетском музее в Каире например выставлена диоритовая статуя фараона Хафры.
                        фото статуя фараона Хафры. Древнее царство, IV династия. Долина Храма Хафры, Гиза, тёмно-зеленый диорит. Египетский музей. Каир





                        На стеле из чёрного диорита был высечен Свод законов Хаммурапи (XVIII век до н. э.) — древнейший из сохранившихся законодательных сборников. Не менее известна изготовленная из диорита статуя Гудеа — шумерского правителя государства Лагаш (XXII век до н. э.).
                        фото.Статуя Гудеа, Лувр

                        Буду с огромным интересом ждать Вашей статьи об этом в разделе история
                        Дмитрий
                      6. +6
                        13 мая 2021 13:32
                        Незадолго до вывода советских войск, директор Национального Музея, Omara Khan Massoudi, принял решение спрятать коллекцию. Собственноручно, он и немногие единомышленники, упаковали экспонаты в газеты и спрятали. С 1988 по 2003 г. сокровища пролежали в подвале президентского дворца. Ни один человек не проговорился. Благодаря этому коллекция сохранилась.
                        Все, что не успели спрятать - погибло, разграбили или уничтожили, как тех двух каменных Будд, что стояли в Бамиане.
                        В 2009 г. коллекция Кабульского национального музея выставлялась в России
                        фото чаща с изображением бородатых быков, золото, 2200 - 1900 гг. до н.э

                        фото бляшка из захоронения в Ай-Ханум - Изображена богиня Кибела на колеснице, позолоченное серебро, нач. 3 в. до н.э.

                        фото стеклянный кубок с изображением сбора фиников. 1-2 век.

                        фото Складывающаяся женская корона, золото, 1 век.

                        фото Будийский ритуальный предмет, слоновая кость, 8 век.

                        огромное количество фото с этой выставки на сайте https://tiny-rat.livejournal.com/161303.html
                        PS Людмила Яковлевна, талибан правил Афганистаном с 1996 по 2001 год
                      7. +5
                        13 мая 2021 15:12
                        фото Будийский ритуальный предмет, слоновая кость, 8 век.

                        Интересно, что по краям ритуального предмета расположены "те самые символы". hi
                      8. +5
                        13 мая 2021 15:17
                        Цитата: Пане Коханку
                        расположены "те самые символы".

                        Николай, если пойти в Эрмитаж, например, в греческий зал, то этими символами там можно насладиться сполна. hi
                        Как там было у Райкина: "- В греческом зале, в греческом зале..." wassat
                      9. +5
                        13 мая 2021 16:46
                        Как там было у Райкина: "- В греческом зале, в греческом зале..."

                        Сергей, а бюста моего любимого Веспасиана у нас в Эрмитаже нет, часом? winked
                        Ан нет, есть! Французский скульптор. XVII в.

                        А есть еще и камея! good

                        После ожив­ле­ния в эпо­ху Неро­на тра­ди­ций элли­ни­сти­че­ской глип­ти­ки не удив­ля­ет обра­ще­ние неиз­вест­но­го масте­ра 70-х гг. I в. к тако­му арха­ич­но­му при­е­му, как камея из одно­цвет­но­го мине­ра­ла. Автор порт­ре­та импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на выбрал про­зрач­ный лило­вый аме­тист. Изо­бра­жен­ный в фас, доб­ро­душ­ный и про­стец­кий импе­ра­тор-сол­дат начи­сто лишен в этом порт­ре­те всех тра­ди­ци­он­ных черт офи­ци­о­за: мы не видим и внеш­них атри­бу­тов вла­сти — лав­ро­во­го вен­ка, пан­ци­ря пол­ко­во­д­ца и т. п. Исто­ри­ки рас­ска­зы­ва­ют, что Вес­па­си­ан был про­тив­ни­ком рос­ко­ши и неоправ­дан­ных «рас­хо­дов на пред­ста­ви­тель­ство». Когда рабо­леп­ст­ву­ю­щие сена­то­ры вынес­ли поста­нов­ле­ние об уста­нов­ке ему ста­туй из золота, он, по пре­да­нию, вме­сто про­те­ста, протя­нув ладонь, заявил: «Давай­те, вот для них поста­мент!» В длин­ной серии порт­ре­тов-масок это чело­ве­че­ское лицо вызы­ва­ет сим­па­тию.
                      10. +2
                        13 мая 2021 16:54
                        Цитата: Пане Коханку
                        А бюста моего любимого Веспасиана у нас в Эрмитаже нет, часом?

                        Странно, мне почему-то он другим представлялся, я думал он худой, а здесь какой-то пухленький... hi
                        – Бронзовый бюстик Александра Третьего. Может служить пресс-папье. Больше, кажется, ни на что не годен. Идет с предложенной цены бюстик Александра Третьего.
                        Публика заржала.
                        – Купите, предводитель, – съязвил Остап, – вы, кажется, любите!
                        Ипполит Матвеевич не отводил глаз от стульев и молчал.
                        wassat
                      11. +4
                        13 мая 2021 17:00
                        Странно, мне почему-то он другим представлялся, я думал он худой, а здесь какой-то пухленький...

                        Да, на второй это уже не император-солдат, а благорасположенный жизнерадостный пухляш. "ЖЫзнь - удалась!" bully Борец с бесплатными сортирами, между прочим! good
                      12. Комментарий был удален.
                      13. +5
                        13 мая 2021 17:10
                        Ему удалась фраза про не пахнущие деньги. В принципе, его можно считать основателем не водоканала, но того отдела, что взимает плату за водоотведение. laughing
                      14. +6
                        13 мая 2021 15:23
                        Слово «свастика» индийского происхождения, однако сам символ более древний и появился не в Индии .Этот символ встречается с 8 тыс. лет до н. э., предположительно выкристаллизовавшись из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. Именно такие знаки встречаются на глиняных сосудах из Суз (территория современного Ирана), и в памятниках древнего искусства Китая и Японии: на неолитической керамике, изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тысячелетия до н. э.).
                        Слово состоит из двух санскритских корней: सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть», то есть «благосостояние» или «благополучие».
                      15. +5
                        13 мая 2021 15:58
                        Цитата: Ричард
                        Слово состоит из двух санскритских корней: सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть», то есть «благосостояние» или «благополучие».

                        Хм, а я всегда думал, что су - это мелкая французская монета, а асти - название шампанского.. wassat
                      16. +6
                        13 мая 2021 16:31
                        тогда пожелаю Вам благополучия не на санскрите, а в Вашем истолковании:
                        чтобы у Вас всегда шампанское было и мелочь в кармане звенела drinks
                      17. +5
                        13 мая 2021 16:33
                        Цитата: Ричард
                        тогда пожелаю Вам благополучия не на санскрите, а в Вашем истолковании:
                        чтобы у Вас всегда шампанское было и мелочь в кармане звенела

                        Спасибо, а то все больше "холодный ветер вырывает из рук последние деньги" wassat
                      18. +4
                        13 мая 2021 16:56
                        Спасибо, а то все больше "холодный ветер вырывает из рук последние деньги"

                        Холодный ветер... Это так теперь нужно называть причину наших трат? Запишу...
                        Ситуация: пришел домой пьяный и без денег.
                        Тебе вопрос: Куда деньги дел?
                        Ты: Ик.. Х-холодный ветер вых-х-хватил...
                      19. +2
                        13 мая 2021 16:59
                        Цитата: Пане Коханку
                        Холодный ветер... Это так теперь нужно называть причину наших трат? Запишу...

                        Основные затраты:
                        1) холодный ветер вырвал из рук
                        2) выкинула в пропасть wassat
                      20. +4
                        13 мая 2021 17:07
                        выкинула в пропасть

                        - Вино.. Разбила.. Две бутылки..
                        - Три!
                        - Пиши - три...
                      21. +2
                        13 мая 2021 21:48
                        "ветер вырывает из рук последние деньги"

                        Песни Сергея Чигаркова народ давно разобрал по цитатам.
                        А его номинированный в 2004 году на "Гремми" "Перекресток" Национальная академия искусства и науки звукозаписи США (англ. National Academy of Recording Arts and Sciences включила в число лучших рок-блюзов нашего времени
                      22. +5
                        13 мая 2021 16:54
                        а асти - название шампанского..

                        Асти - это стремная певица с сомнительными вокальными данными (девушки, простите!), которую вместе с ее дружком регулярно крутят по "Европе Плюс". lol Но ее обсуждать - энто Морской Кот в напарники надобен! wink drinks
                      23. +6
                        13 мая 2021 12:40
                        В ходе гражданской войны 1979 -- 1989 годов власть в Афганистане захватил Талибан

                        В указанные вами годы никакого Талибана не существовало.
                        Талибан, как организованное движение, появился в августе 1994 года. К власти талибы пришли в 1996 году. Но в том, что они появились, ввод советских войск в Афганистан сыграл очень существенную роль.
                      24. +3
                        13 мая 2021 13:13
                        Ох, уж этот интернет!
                        Я же говорила, правды там не найдешь. К примеру, вот прямо сейчас мне даны сведения, что в 1994 году Талибан только зародился, а вовсе не был уже организованным движением. В другом источнике говорится, что талибан, поддерживаемый исламистами Пакистана, среди прочих движений имел место еще до 1989 года как ответ на бесчинства афганской военной верхушки и даже мелких офицеров....
                        В общем, почитала -- там змеиный клубок, в который советским изначально не надо было соваться. Но, видно, кому-то тогда пришла в голову удобная схема, как ещё украсть деньги из госказны.
                        Да бог с ними! Их долго морально разлагали англичане, эти люди интересуют меня постольку, поскольку был у них музей, его разграбили и разбомбили. Сколько же ненависти содержит в себе первобытный порок!
                      25. +7
                        13 мая 2021 13:36
                        Бамиан 1983г.
                        вторая скульптура к сожалению в кадр не попала
                      26. +2
                        13 мая 2021 14:49
                        Остается удивляться росткам культуры в виде, казалось бы, бесполезного в утилитарном смысле музея Кабула. Кому он нужен среди цветущих полей будущей маковой соломки. Волнительно и страшно за светлые души, выращивающие не мак, а культуру. Неодолимое влечение.
            2. +5
              13 мая 2021 14:03
              Цитата: Пане Коханку
              ждем продолжения!

              Про модели будет... Все мы родом из детства!
              1. +4
                13 мая 2021 14:19
                Все мы родом из детства!

                Именно эти слова я и хотел сказать... Но не стал.. yes
  9. +5
    13 мая 2021 12:44
    Ну, кому что! )))
    Меня, к примеру, заинтересовали третья и пятая фотографии -- "Коровник" и "Скотобойня". Там коровы черно-белой породы, так называемой голландской, а также окорок такой коровы. Это -- не столько мясное, сколько молочное стадо. Полагала, что коровы у египтян были мелкие, тощие, молока было, как у коз. А на фигурках вполне себе приличные коровы довольно современного вида. Не голландские, конечно, но всё же.
    1. +5
      13 мая 2021 14:09
      Людмила Яковлевна! Египет страна тысячелетней культуры. Люди всегда хотят жить хорошо. Вывели и мясные и молочные породы. Я Вам советую прочитать очень интересную книгу о Египте "Если бы сфинкс заговорил" - автор Гай Петроний Аматуни. Не поленитесь, прочитайте!
      1. +5
        13 мая 2021 20:01
        Люди всегда хотят жить хорошо.
        Прежде всего, люди, как биологические субъекты, хотят есть. В этом смысле, человек не далеко ушел от инфузории-туфельки.
        Спасибо, Вячеслав Олегович!
        1. +3
          14 мая 2021 07:47
          Дорогой Антон! Вы человек начитанный, но все-таки рискну и Вам эту книгу предложить...
          1. +2
            14 мая 2021 07:52
            Спасибо, Вячеслав Олегович!
            Имею привычку все, предлагаемое для ознакомления, заносить в отдельный файлик.
    2. Комментарий был удален.
    3. +4
      13 мая 2021 14:14
      Цитата: депрессант
      коровы черно-белой породы, так называемой голландской, а также окорок такой коровы. Это -- не столько мясное, сколько молочное стадо.

      Коровы в Египте зачастую содержались при храмах, ради молока, которое применялось при обрядах, и к тому времени начало 2 тысячелетия уже было более 1000 лет такой селекции, голландские такого возраста не имеют.
      А мясо, говядина было элитным продуктом, не доступным для регулярного употребления населением, ели свинину, овец, коз, птицу.
      Сколько ни будь массово коров выращивали в дельте Нила, на заболоченных землях не пригодных для земледелия, но их на все население не хватало.
  10. +3
    13 мая 2021 21:57
    Да, вот на чём ещё задержался взгляд -- кедровая ладья бога солнца. Надо думать, из ливанского кедра.
    Ливанский кедр пережил топоры древних египтян и финикийцев. Из ливанского кедра был построен дворец царя Соломона в Иерусалиме.
    И кто только не рубил ливанский кедр!
    Немногочисленные деревья удалось спасти от полного уничтожения только в хорошо охраняемых высокогорных заповедниках. Они образуют Божественный кедровый лес, охраняемый ЮНЕСКО и многочисленными общественными и политическими организациями. Но начала брать своё наступающая на планету жара. Кедры-великаны стали десятками погибать от неё. Деревья, возраст которых иногда достигает тысячи лет, оказались неспособны реагировать на глобальные изменения окружающей среды. Этот процесс пошел настолько быстро, что очень старые деревья просто не смогли адаптироваться. Потепление не остановить, и остается надеяться либо на чудо, либо на сами деревья.
    К тому же глобальные изменения климата дали жизнь новым болезням и насекомым, которые могут быстро положить конец всей кедровой популяции. В кедровом парке-заповеднике "Таннурин" более молодые кедры пытаются забираться все выше в горы, и высота в 1800 метров для них далеко не предел. Стремясь выжить, деревья показывают чудеса изворотливости, пытаясь расти на голых камнях.
    Возможное исчезновение кедра ливанцы рассматривают как трагедию. Ведь кедр у них на флаге.
    Пройдут годы, и, возможно, ладья бога солнца станет одним из немногочисленных предметов, изготовленных из древнего ливанского кедра.
  11. 0
    31 июля 2021 16:34
    Группа матросов, стоящих у мачты, поднимает парус (не сохранился)


    По центру папирусных и камышовых лодок был ещё и очень важный несущий канат, фиксировавший их форму. На модели лодок рыболовов можно даже провести мысленную прямую линию, где он должен был быть и которую не перекрывает никто из рыбачков - потому что там и находится этот канат. Что важно - лодки простонародья, изображенные моделистом, гарантированно были папирусными, в отличие от лодок элиты, которые могли только имитировать папирусные а фактически - строиться из статусной и редкой древесины. Современные парусные дорогие яхты зачастую тоже обще имитируют легкие парусники-суденышки века так конца 19, не имея с ними общего, кроме дизайна.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»