Человек и робот: Су-57 дополняют ударными БПЛА

18
Человек и робот: Су-57 дополняют ударными БПЛА

Наш ответ «Байрактару»


Несмотря на все проблемы, Россия смогла сделать шаг вперёд в вопросе разработки беспилотных летательных аппаратов: как разведчиков, так и ударных БПЛА. Главным подтверждением этому можно назвать приведённые в феврале этого года кадры испытания на территории Сирии нового аппарата «Орион». Если верить показанным данным (а не верить у нас оснований нет), аппарат совершил по меньшей мере семнадцать боевых вылетов. Это не считая разведку и миссий другого характера.

Более «серьёзный» аппарат, который в теории может сделать Россию одним из лидеров в этой области, сейчас испытывают. Речь, конечно, про тяжёлый ударный БПЛА «Охотник»: малозаметный дрон, взлетная масса которого, по некоторым данным, может достигать 25 тонн, а масса боевой нагрузки будет составлять несколько тонн или даже больше.




Однако и это ещё не всё. Судя по всему, в России активно прорабатывают то, что известно на Западе как «беспилотный ведомый». Под этим подразумевают относительно небольшой (на фоне пилотируемых истребителей пятого поколения и истребителей поколения 4+) аппарат, который будет лететь рядом с истребителем, проводить разведку, отвлекать огонь на себя и даже, возможно, использоваться для нанесения ударов по наземным объектам.

Концепция может стать как революцией в сфере применения боевой авиации, так и очередным сверхдорогим провалом. Как бы там ни было, на Западе не теряют к ней интерес. Скорее, наоборот. Недавно новейший ведомый беспилотный летательный аппарат XQ-58A Valkyrie впервые открыл в полете оружейный отсек, сбросив малый разведывательный БПЛА Altius-600. На первый взгляд такая многоуровневая система кажется сложной, но потерять маленький дрон менее «обидно», чем более дорогой Valkyrie.

«Гром» и «Молния»


Ещё меньше военных радует перспектива потери пилотируемого истребителя пятого поколения, цена которого может находиться в районе 100 миллионов долларов за единицу.

Российские инициативы в этом отношении выглядят куда менее определённо, чем на Западе. Впрочем, идея «привязать» к Су-57 БПЛА существует уже много лет, о чём красноречиво свидетельствует видео 2019 года, где можно наблюдать совместный полет Су-57 и БПЛА «Охотник».

Пресс-служба Минобороны заявила тогда:

«Во время полета было отработано взаимодействие между БЛА «Охотник» и самолетом — лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО.»


Однако это далеко не самая оригинальная идея. Как заявил в апреле источник в авиастроении, самолет хотят научить носить БПЛА внутри, запуская их из внутренних отсеков.

«Один истребитель Су-57 сможет нести во внутрифюзеляжном отсеке более десятка беспилотников разведывательного и ударного назначения, а также радиоэлектронной борьбы.»

— отметил собеседник агентства.

Помимо внутренних отсеков самолет сможет брать БПЛА на внешние держатели.

Приведённая источником формулировка выглядит несколько размытой. Как известно, Су-57 имеет два боковых грузовых отсека и два основных. Боковые относительно небольшие, они позволяют разместить там ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности. Скорее всего, под словом «отсек» имелись в виду два основных отсека (либо все четыре), в каждом из которых, по некоторым данным, можно разместить две ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности типа РВВ-АЕ.

Если верить тому, что пишут в СМИ, создание бортового оборудования и специального программного обеспечения, которое позволит реализовать задумку, уже ведётся. К настоящему времени создан стенд, где взаимодействия БПЛА с Су-57 будут отрабатывать в наземных условиях.

Важно отметить, что беспилотные аппараты получат возможность взаимодействия друг с другом, а помимо этого они будут поддерживать связь с самолетом-носителем.

Эта информация примечательна в свете более ранней новости, также озвученной источником в ОПК. Согласно ей, перспективный ударный БПЛА «‎Гром»‎ получит возможность для управления ударными беспилотными аппаратами «Молния», однако их носителями будет выступать не он, а другой летательный аппарат.

«Беспилотный летательный аппарат «Гром», разработанный компанией «Кронштадт», помимо собственных ударных возможностей будет наделён способностью руководства роем из 10 ударных беспилотников «Молния», запускаемых с другого авиационного носителя.»

— привело ТАСС заявление источника в марте.


Небольшие БПЛА «Молния» должны лететь впереди самолетов, выступая в числе прочего в качестве «приманок». БПЛА построен по нормальной схеме, он имеет раскладываемое в полете крыло и V-образное оперение. Длина внешне похожего на ракету беспилотного аппарата будет составлять полтора метра (для сравнения: длина ракеты РВВ-АЕ — 3,6 метров). Его скорость будет в районе 600-700 километров в час, а масса боевой части — около пяти-семи килограммов. Проще говоря, габариты «Молнии» позволяют без труда разместить БПЛА внутри истребителя пятого поколения.

Примечательно, что и сам «Гром» видят полноценным ударным комплексом, способным применять широкую гамму вооружений. При взлетной массе в районе семи тонн аппарат сможет доставлять полезную нагрузку массой 1,3 тонны на дальность 800 километров. По данным «Тактического ракетного вооружения», его вооружат ракетами класса «воздух-поверхность», новой авиационной управляемой ракетой «изделие 85», а также управляемыми бомбами КАБ-250 и КАБ-500.

В этой связи интересна ещё одна информация. В прошлом году РИА Новости со ссылкой на осведомлённый источник сообщило, что сам Су-57 начал отрабатывать беспилотный режим. Правда, полеты проводили с летчиком в кабине. Но даже если бы он и отсутствовал, как показывает практика, сам по себе пилотируемый истребитель — не лучшая база для БПЛА. В этом случае многие изначально созданные системы и подсистемы оказываются «ненужными», а вот получится ли на практике реализовать боевой потенциал комплекса — большой вопрос.

По стопам Запада


При всей кажущейся революционности связка Су-57 с БПЛА — это попытка проанализировать опыт Запада, который ушёл очень и очень далеко. Насколько этот подход верен — другой вопрос. Пока «беспилотный ведомый» не покажет себя в бою и не докажет свою (пусть и условную) экономическую целесообразность, делать далеко идущие выводы рано.

Очевидно, сосуществование пилотируемых и беспилотных боевых машин в том или ином виде будет сохраняться ещё долгие годы, если не десятилетия, несмотря на стремительный рост развития БПЛА. Сможет ли в будущем беспилотник полностью вытеснить управляемую летчиком машину — другой вопрос. Пока что развитие БПЛА идёт по стопам развития боевой авиации как таковой. Когда сначала аэропланы применялись для разведки, а потом они стали полноценным оружием.


С другой стороны, лет 15 назад на Западе всерьёз допускали, что F-35 станет последним пилотируемым истребителем. Как видим, этот прогноз оказался не верен.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 мая 2021 08:19
    Наш ответ «Байрактару»
    Что Охотник, что Гром, вовсе не ответ довольно посредственному БПЛА, они его на голову выше.
    Забавно в одной статье видеть слова задумка и миссия. smile
  2. +7
    11 мая 2021 08:21
    При всей кажущейся революционности связка Су-57 с БПЛА — это попытка проанализировать опыт Запада, который ушёл очень и очень далеко. Насколько этот подход верен — другой вопрос.


    Ну да, лучше повторим все ошибки запада. Потратим кучу денег на бесперспективные проекты.

    X-45, США, первый полёт 2002 год.


    X-47B, США, 2011


    nEUROn, Франция, 2012 (что-то напоминает, не правда ли?)


    Taranis, Англия, 2013


    Западе как «беспилотный ведомый». Под этим подразумевают относительно небольшой (на фоне пилотируемых истребителей пятого поколения и истребителей поколения 4+) аппарат, который будет лететь рядом с истребителем, проводить разведку, отвлекать огонь на себя и даже, возможно, использоваться для нанесения ударов по наземным объектам.

    Концепция может стать как революцией в сфере применения боевой авиации, так и очередным сверхдорогим провалом. Как бы там ни было, на Западе не теряют к ней интерес. Скорее, наоборот.


    Наоборот это мягко сказано. Кроме США разработку ведут Великобритании, Франция, Турция, Австралия, Индия и тд

    Контракты на создание предсерийных прототипов Loyal Wingman между ВВС США и компаниями Boeing, General Atomics Aeronautical Systems, Kratos Unmanned Aerial Systems и Northrop Grumman Systems были заключены в июле 2020 года, срок исполнения 2023 год.

    Кроме этих 4 компаний на этого контракт претендуют:

    • AeroVironment Inc., Simi Valley, California
    • Autodyne LLC, Boston, Massachusetts
    • BAE System Controls Inc., Arlington, Virginia
    • Blue Force Technologies Inc., Morrisville, North Carolina
    • Fregata System Inc., St. Louis, Missouri
    • Lockheed Martin Aeronautics Company, Fort Worth, Texas
    • NextGen Aeronautics Inc., Torrance, California
    • Sierra Technical Services, Tehachapi, California
    • Wichita State University, Wichita, Kansas
    1. +1
      11 мая 2021 13:59
      А как же развитие технического задела как такового, по теме? Так можно бесконечно оправдывать бездействие потенциальными "граблями"!
  3. +3
    11 мая 2021 08:58
    Может и достаточно 76 истребителей Су-57, если будут сотнями производить С-70 Охотник. В эскадрилье 12 самолётов 2-3 Су-57 остальные 9-10 самолётов С-70
    1. 0
      11 мая 2021 22:12
      Если будет 76 Су-57, то и Охотники не понадобятся.
    2. +1
      12 мая 2021 04:44
      С 2008 по ноябрь 2019 построено 112 Су-35.
      Учитывая что Су-57 совсем новый и в разы более сложный, численности в 76 шт можно ждать не раньше 2040-2050гг.
      Охотник - прототип на испытаниях.
      Напомните, сколько лет назад испытывали (причем запускали и сажали на авианосец) Х-47В? - 10 лет назад.
      Еще много лет на доводку.
      1. 0
        19 мая 2021 21:57
        Серийное производство су-35 началось в 2012. К 2021 закончено производство двух партий 48 и 50 едениц для наших вкс и 24 для Китая. Пошла сборка третьей партии для ВКС. А су-57 в количестве 76 единиц должны поступить до конца 2027. К 40 году выпуск су-57 пойдёт на сотни.
        1. +1
          20 мая 2021 05:52
          А су-57 в количестве 76 единиц должны поступить до конца 2027

          Готов спорить на деньги, что нет.
          К 40 году выпуск су-57 пойдёт на сотни.

          Разве история последних 20 лет не говорит, что мы не ставим промышленных рекордов?
          Вот китайцы наклепают сотню J-20, тут нет сомнений. И по количеству эсминцев (кораблей УРО первого ранга) догонят США.
          И кто все это оплатит? Предложите расходовать 50% скромного (для такой большой страны с населением 147 млн) бюджета на «военку»? А с ростом 1-1,5% в год (когда развитые страны растут на 3-5%) ничего заметно не поменяется в плане финансов.
          1. 0
            20 мая 2021 06:55
            Выполнение контракта могут у нас затянуть на год или два ,но он есть и по нему предусмотренно финансирование. Если исполнили два контракта на су-35 ,да с задержкой на год но исполнили,то почему не исполнят этот? Что касается рекордов то их перестали делать ещё при горбачёве ,а не двадцать лет назад.
            1. +1
              20 мая 2021 09:37
              то почему не исполнят этот

              Потому что Су-57 совершенно новый самолёт . Как танк Армата (некоторые их тут ждали 2000шт к 20-21гг).
              А Су-35 - на самом деле Су-27БМ, там все в разы лучше отработано (и то были сложности).
  4. +8
    11 мая 2021 09:39
    а масса боевой нагрузки будет составлять несколько тонн или даже больше.
    Замечательная своей бессмысленностью фраза.
  5. 0
    11 мая 2021 10:01
    Как заявил в апреле источник в авиастроении, самолет хотят научить носить БПЛА внутри, запуская их из внутренних отсеков.

    Да, тяжело, когда нет своих ни Глобал Хоков ни Хокаев, ни А-100.. Приходится вот такие эрзацы выдумывать.
    1. +3
      11 мая 2021 10:11
      еще про "орион" забыли
    2. +1
      11 мая 2021 16:23
      Да, тяжело, когда нет своих ни Глобал Хоков ни Хокаев, ни А-100.. Приходится вот такие эрзацы выдумывать.

      Почему эрзацы, очень как раз таки удобная штука, даже при наличии всего вышеперечисленного. Иметь возможность запустить например постановщика помех, или иммитарот самолета, а самому скрыться. Или устройтво для радиолокационной разведки.

      Одна из сложностей - как эти малые беспилотники потом "возвращать".
      1. 0
        11 мая 2021 21:54
        Результаты разведки кто будет обрабатывать и до кого доводить? Всё тот же одинокий пилот? Ему больше заняться нечем в кабине?
        1. 0
          19 мая 2021 22:00
          Электронный мозг в помощь. Всё будет автоматизированно.
  6. +2
    11 мая 2021 10:10
    Человек и робот:

    навеяло....
  7. -2
    11 мая 2021 11:41
    Дас. 1-2 Су, и 1-2 охотник для парадов самое оно.

    А для реала нужны масса дешовых разведчиков и ударников, коих нет.
    И наверно, будет , но в китае...

    И жаль, что "перемога" оказалась попыткой догнать разработки 10ней давности запада...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»