Военное обозрение

Человек и робот: Су-57 дополняют ударными БПЛА

18
Человек и робот: Су-57 дополняют ударными БПЛА

Наш ответ «Байрактару»



Несмотря на все проблемы, Россия смогла сделать шаг вперёд в вопросе разработки беспилотных летательных аппаратов: как разведчиков, так и ударных БПЛА. Главным подтверждением этому можно назвать приведённые в феврале этого года кадры испытания на территории Сирии нового аппарата «Орион». Если верить показанным данным (а не верить у нас оснований нет), аппарат совершил по меньшей мере семнадцать боевых вылетов. Это не считая разведку и миссий другого характера.

Более «серьёзный» аппарат, который в теории может сделать Россию одним из лидеров в этой области, сейчас испытывают. Речь, конечно, про тяжёлый ударный БПЛА «Охотник»: малозаметный дрон, взлетная масса которого, по некоторым данным, может достигать 25 тонн, а масса боевой нагрузки будет составлять несколько тонн или даже больше.


Однако и это ещё не всё. Судя по всему, в России активно прорабатывают то, что известно на Западе как «беспилотный ведомый». Под этим подразумевают относительно небольшой (на фоне пилотируемых истребителей пятого поколения и истребителей поколения 4+) аппарат, который будет лететь рядом с истребителем, проводить разведку, отвлекать огонь на себя и даже, возможно, использоваться для нанесения ударов по наземным объектам.

Концепция может стать как революцией в сфере применения боевой авиации, так и очередным сверхдорогим провалом. Как бы там ни было, на Западе не теряют к ней интерес. Скорее, наоборот. Недавно новейший ведомый беспилотный летательный аппарат XQ-58A Valkyrie впервые открыл в полете оружейный отсек, сбросив малый разведывательный БПЛА Altius-600. На первый взгляд такая многоуровневая система кажется сложной, но потерять маленький дрон менее «обидно», чем более дорогой Valkyrie.

«Гром» и «Молния»


Ещё меньше военных радует перспектива потери пилотируемого истребителя пятого поколения, цена которого может находиться в районе 100 миллионов долларов за единицу.

Российские инициативы в этом отношении выглядят куда менее определённо, чем на Западе. Впрочем, идея «привязать» к Су-57 БПЛА существует уже много лет, о чём красноречиво свидетельствует видео 2019 года, где можно наблюдать совместный полет Су-57 и БПЛА «Охотник».

Пресс-служба Минобороны заявила тогда:

«Во время полета было отработано взаимодействие между БЛА «Охотник» и самолетом — лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО.»


Однако это далеко не самая оригинальная идея. Как заявил в апреле источник в авиастроении, самолет хотят научить носить БПЛА внутри, запуская их из внутренних отсеков.

«Один истребитель Су-57 сможет нести во внутрифюзеляжном отсеке более десятка беспилотников разведывательного и ударного назначения, а также радиоэлектронной борьбы.»

— отметил собеседник агентства.

Помимо внутренних отсеков самолет сможет брать БПЛА на внешние держатели.

Приведённая источником формулировка выглядит несколько размытой. Как известно, Су-57 имеет два боковых грузовых отсека и два основных. Боковые относительно небольшие, они позволяют разместить там ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности. Скорее всего, под словом «отсек» имелись в виду два основных отсека (либо все четыре), в каждом из которых, по некоторым данным, можно разместить две ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности типа РВВ-АЕ.

Если верить тому, что пишут в СМИ, создание бортового оборудования и специального программного обеспечения, которое позволит реализовать задумку, уже ведётся. К настоящему времени создан стенд, где взаимодействия БПЛА с Су-57 будут отрабатывать в наземных условиях.

Важно отметить, что беспилотные аппараты получат возможность взаимодействия друг с другом, а помимо этого они будут поддерживать связь с самолетом-носителем.

Эта информация примечательна в свете более ранней новости, также озвученной источником в ОПК. Согласно ей, перспективный ударный БПЛА «‎Гром»‎ получит возможность для управления ударными беспилотными аппаратами «Молния», однако их носителями будет выступать не он, а другой летательный аппарат.

«Беспилотный летательный аппарат «Гром», разработанный компанией «Кронштадт», помимо собственных ударных возможностей будет наделён способностью руководства роем из 10 ударных беспилотников «Молния», запускаемых с другого авиационного носителя.»

— привело ТАСС заявление источника в марте.


Небольшие БПЛА «Молния» должны лететь впереди самолетов, выступая в числе прочего в качестве «приманок». БПЛА построен по нормальной схеме, он имеет раскладываемое в полете крыло и V-образное оперение. Длина внешне похожего на ракету беспилотного аппарата будет составлять полтора метра (для сравнения: длина ракеты РВВ-АЕ — 3,6 метров). Его скорость будет в районе 600-700 километров в час, а масса боевой части — около пяти-семи килограммов. Проще говоря, габариты «Молнии» позволяют без труда разместить БПЛА внутри истребителя пятого поколения.

Примечательно, что и сам «Гром» видят полноценным ударным комплексом, способным применять широкую гамму вооружений. При взлетной массе в районе семи тонн аппарат сможет доставлять полезную нагрузку массой 1,3 тонны на дальность 800 километров. По данным «Тактического ракетного вооружения», его вооружат ракетами класса «воздух-поверхность», новой авиационной управляемой ракетой «изделие 85», а также управляемыми бомбами КАБ-250 и КАБ-500.

В этой связи интересна ещё одна информация. В прошлом году РИА Новости со ссылкой на осведомлённый источник сообщило, что сам Су-57 начал отрабатывать беспилотный режим. Правда, полеты проводили с летчиком в кабине. Но даже если бы он и отсутствовал, как показывает практика, сам по себе пилотируемый истребитель — не лучшая база для БПЛА. В этом случае многие изначально созданные системы и подсистемы оказываются «ненужными», а вот получится ли на практике реализовать боевой потенциал комплекса — большой вопрос.

По стопам Запада


При всей кажущейся революционности связка Су-57 с БПЛА — это попытка проанализировать опыт Запада, который ушёл очень и очень далеко. Насколько этот подход верен — другой вопрос. Пока «беспилотный ведомый» не покажет себя в бою и не докажет свою (пусть и условную) экономическую целесообразность, делать далеко идущие выводы рано.

Очевидно, сосуществование пилотируемых и беспилотных боевых машин в том или ином виде будет сохраняться ещё долгие годы, если не десятилетия, несмотря на стремительный рост развития БПЛА. Сможет ли в будущем беспилотник полностью вытеснить управляемую летчиком машину — другой вопрос. Пока что развитие БПЛА идёт по стопам развития боевой авиации как таковой. Когда сначала аэропланы применялись для разведки, а потом они стали полноценным оружием.


С другой стороны, лет 15 назад на Западе всерьёз допускали, что F-35 станет последним пилотируемым истребителем. Как видим, этот прогноз оказался не верен.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны РФ
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 11 мая 2021 08:19
    +7
    Наш ответ «Байрактару»
    Что Охотник, что Гром, вовсе не ответ довольно посредственному БПЛА, они его на голову выше.
    Забавно в одной статье видеть слова задумка и миссия. smile
  2. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 11 мая 2021 08:21
    +7
    При всей кажущейся революционности связка Су-57 с БПЛА — это попытка проанализировать опыт Запада, который ушёл очень и очень далеко. Насколько этот подход верен — другой вопрос.


    Ну да, лучше повторим все ошибки запада. Потратим кучу денег на бесперспективные проекты.

    X-45, США, первый полёт 2002 год.


    X-47B, США, 2011


    nEUROn, Франция, 2012 (что-то напоминает, не правда ли?)


    Taranis, Англия, 2013


    Западе как «беспилотный ведомый». Под этим подразумевают относительно небольшой (на фоне пилотируемых истребителей пятого поколения и истребителей поколения 4+) аппарат, который будет лететь рядом с истребителем, проводить разведку, отвлекать огонь на себя и даже, возможно, использоваться для нанесения ударов по наземным объектам.

    Концепция может стать как революцией в сфере применения боевой авиации, так и очередным сверхдорогим провалом. Как бы там ни было, на Западе не теряют к ней интерес. Скорее, наоборот.


    Наоборот это мягко сказано. Кроме США разработку ведут Великобритании, Франция, Турция, Австралия, Индия и тд

    Контракты на создание предсерийных прототипов Loyal Wingman между ВВС США и компаниями Boeing, General Atomics Aeronautical Systems, Kratos Unmanned Aerial Systems и Northrop Grumman Systems были заключены в июле 2020 года, срок исполнения 2023 год.

    Кроме этих 4 компаний на этого контракт претендуют:

    • AeroVironment Inc., Simi Valley, California
    • Autodyne LLC, Boston, Massachusetts
    • BAE System Controls Inc., Arlington, Virginia
    • Blue Force Technologies Inc., Morrisville, North Carolina
    • Fregata System Inc., St. Louis, Missouri
    • Lockheed Martin Aeronautics Company, Fort Worth, Texas
    • NextGen Aeronautics Inc., Torrance, California
    • Sierra Technical Services, Tehachapi, California
    • Wichita State University, Wichita, Kansas
    1. Angry Alt-Right
      Angry Alt-Right 11 мая 2021 13:59
      +1
      А как же развитие технического задела как такового, по теме? Так можно бесконечно оправдывать бездействие потенциальными "граблями"!
  3. Лт. запаса ВВС
    Лт. запаса ВВС 11 мая 2021 08:58
    +3
    Может и достаточно 76 истребителей Су-57, если будут сотнями производить С-70 Охотник. В эскадрилье 12 самолётов 2-3 Су-57 остальные 9-10 самолётов С-70
    1. voyaka uh
      voyaka uh 11 мая 2021 22:12
      0
      Если будет 76 Су-57, то и Охотники не понадобятся.
    2. 3danimal
      3danimal 12 мая 2021 04:44
      +1
      С 2008 по ноябрь 2019 построено 112 Су-35.
      Учитывая что Су-57 совсем новый и в разы более сложный, численности в 76 шт можно ждать не раньше 2040-2050гг.
      Охотник - прототип на испытаниях.
      Напомните, сколько лет назад испытывали (причем запускали и сажали на авианосец) Х-47В? - 10 лет назад.
      Еще много лет на доводку.
      1. Герман 4223
        Герман 4223 19 мая 2021 21:57
        0
        Серийное производство су-35 началось в 2012. К 2021 закончено производство двух партий 48 и 50 едениц для наших вкс и 24 для Китая. Пошла сборка третьей партии для ВКС. А су-57 в количестве 76 единиц должны поступить до конца 2027. К 40 году выпуск су-57 пойдёт на сотни.
        1. 3danimal
          3danimal 20 мая 2021 05:52
          +1
          А су-57 в количестве 76 единиц должны поступить до конца 2027

          Готов спорить на деньги, что нет.
          К 40 году выпуск су-57 пойдёт на сотни.

          Разве история последних 20 лет не говорит, что мы не ставим промышленных рекордов?
          Вот китайцы наклепают сотню J-20, тут нет сомнений. И по количеству эсминцев (кораблей УРО первого ранга) догонят США.
          И кто все это оплатит? Предложите расходовать 50% скромного (для такой большой страны с населением 147 млн) бюджета на «военку»? А с ростом 1-1,5% в год (когда развитые страны растут на 3-5%) ничего заметно не поменяется в плане финансов.
          1. Герман 4223
            Герман 4223 20 мая 2021 06:55
            0
            Выполнение контракта могут у нас затянуть на год или два ,но он есть и по нему предусмотренно финансирование. Если исполнили два контракта на су-35 ,да с задержкой на год но исполнили,то почему не исполнят этот? Что касается рекордов то их перестали делать ещё при горбачёве ,а не двадцать лет назад.
            1. 3danimal
              3danimal 20 мая 2021 09:37
              +1
              то почему не исполнят этот

              Потому что Су-57 совершенно новый самолёт . Как танк Армата (некоторые их тут ждали 2000шт к 20-21гг).
              А Су-35 - на самом деле Су-27БМ, там все в разы лучше отработано (и то были сложности).
  4. astepanov
    astepanov 11 мая 2021 09:39
    +8
    а масса боевой нагрузки будет составлять несколько тонн или даже больше.
    Замечательная своей бессмысленностью фраза.
  5. Таврик
    Таврик 11 мая 2021 10:01
    0
    Как заявил в апреле источник в авиастроении, самолет хотят научить носить БПЛА внутри, запуская их из внутренних отсеков.

    Да, тяжело, когда нет своих ни Глобал Хоков ни Хокаев, ни А-100.. Приходится вот такие эрзацы выдумывать.
    1. роман66
      роман66 11 мая 2021 10:11
      +3
      еще про "орион" забыли
    2. alexmach
      alexmach 11 мая 2021 16:23
      +1
      Да, тяжело, когда нет своих ни Глобал Хоков ни Хокаев, ни А-100.. Приходится вот такие эрзацы выдумывать.

      Почему эрзацы, очень как раз таки удобная штука, даже при наличии всего вышеперечисленного. Иметь возможность запустить например постановщика помех, или иммитарот самолета, а самому скрыться. Или устройтво для радиолокационной разведки.

      Одна из сложностей - как эти малые беспилотники потом "возвращать".
      1. Таврик
        Таврик 11 мая 2021 21:54
        0
        Результаты разведки кто будет обрабатывать и до кого доводить? Всё тот же одинокий пилот? Ему больше заняться нечем в кабине?
        1. Герман 4223
          Герман 4223 19 мая 2021 22:00
          0
          Электронный мозг в помощь. Всё будет автоматизированно.
  6. роман66
    роман66 11 мая 2021 10:10
    +2
    Человек и робот:

    навеяло....
  7. Макс1995
    Макс1995 11 мая 2021 11:41
    -2
    Дас. 1-2 Су, и 1-2 охотник для парадов самое оно.

    А для реала нужны масса дешовых разведчиков и ударников, коих нет.
    И наверно, будет , но в китае...

    И жаль, что "перемога" оказалась попыткой догнать разработки 10ней давности запада...