Морские истории. Шесть побед эскортника "Ингленд"

49

Конечно, шестеро не одним ударом были уничтожены, но если говорить о временных рамках, то шесть подводных лодок менее чем за две недели – это вполне тянет на шедевр. Тем более, что герой нашего сегодняшнего повествования – корабль в общем-то и не очень серьезный.

Наш сегодняшний герой – скромный эскортный миноносец ВМС США типа «Бакли».



Носил номер DE-635 и имя «England», в честь энсина (мичмана) Джона Ингленда, радиста линкора «Оклахома», погибшего 7декабря 1941 года в Перл-Харборе. Джон Ингленд спас троих моряков с тонущего корабля и погиб при попытке спасения четвертого.

Итак, ЭМЭ тип «Бакли».


Водоизмещение 1422 тонны. Меньше, чем у стандартных эсминцев того времени типа итальянских, советских, британских, по сравнению с немецкими так и вообще карлик.

Длина корабля 93 метра, ширина – 11 метров, осадка 3 метра.

Энергетическая установка – два котла с турбоэлектрическими агрегатами от «Дженерал электрик» мощностью 12 000 л.с. С ними корабль мог развить максимальную скорость 23 узла и пройти 4300 миль экономичным ходом в 17 узлов.

Вооружение «Ингленда» состояло из трех универсальных 76-мм орудий.

Морские истории. Шесть побед эскортника "Ингленд"


Зенитная оборона была представлена счетверенной установкой «Чикагское пианино» калибром 28-мм и шестью 20-мм одноствольными зенитными автоматами от «Эрликона».


28-мм зенитный автомат


20-мм автомат "Эрликон"

Минно-торпедное вооружение. Один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат, один реактивный бомбомет «Hedgehog»/«Ежик», выпускавший 24 мины калибром 178-мм, восемь обычных бомбометов и два бомбосбрасывателя для глубинных бомб.



Как видно, кораблик получился опасный исключительно для мелких судов и подводных лодок. Для последних – очень опасный, учитывая наличие на корабле гидроакустической поисковой аппаратуры, а на некоторых корабликах и радара.

На эскортные миноносцы в основном и возлагались функции кораблей противолодочной обороны и патрульной службы.

Командовать «Инглендом» назначили коммандера (капитан-лейтенант по-нашему) Уолтона Пендлтона.

Корабль был спущен на воду в январе 1943 года, а встал в строй Тихоокеанского флота в марте 1944-го. За время боевой службы корабль получил 10 боевых звезд (побольше многих крейсеров) и был внесен в списки президентского отряда кораблей. Выведен из состава флота и продан на слом в 1946 году по причине сильной изношенности.

И вот этот весьма небольшой корабль смог войти в историю, как один из самых результативных противолодочных кораблей.

18 мая 1944 года «Ингленд» вместе с однотипными эскортными миноносцами «Джордж» и «Рэби» нес патрульную службу в районе Соломоновых островов. По данным разведки, в этом районе должна была появиться японская подводная лодка-транспорт с грузом для гарнизона острова Бугенвиль. Потому в развернутом строю миноносцы обшаривали акваторию в поисках подводной лодки японцев.


19 мая в 13.25 акустик «Ингленда» установил контакт с подводной лодкой и Пендлтон сразу повел корабль в атаку. Первый заход был пробным, без бомбометания, для того чтобы акустик точно установил местоположение лодки. Затем начался кромешный ад для японцев. В течении часа экипаж Ингленда» сделал пять заходов с бомбометанием.

Боеприпасы РБУ «Ежик» отличались от глубинных бомб тем, что срабатывали только при контакте с корпусом подводной лодки. С одной стороны, это не «глушило» акустиков, которые слушали подводную лодку, с другой – при взрыве детонировали все остальные боеприпасы, находившиеся рядом с тем, который контактировал с лодкой.

На пятый раз рвануло и на поверхности появилось масляное пятно и различные обломки. Так закончился последний поход японской подводной лодки I-16.


Однотипная с I-16 лодка

Пока экипажи радовались удачным действиям «Ингленда», пришло сообщение из штаба: в соседнем квадрате патрульный самолет заметил и безрезультатно атаковал еще одну подводную лодку. Миноносцы получили приказ перейти в район обнаружения лодки противника.

Переход занял сутки, и в указанный квадрат корабли пришли в ночь на 21 мая. А 20 мая в штабе американского флота было перехвачено и расшифровано сообщение, в котором говорилось о выходе седьмой японской подводной эскадры на позицию для перехвата американских авианосцев. Восемь подводных лодок вышли в район, через который уже дважды проходили авианосцы адмирала Хэлси.

Началось патрулирование. В 3.50 утра 22 мая радар ЭМЭ «Джордж» засек какую-то цель в 13 километрах. Почти сразу же эту цель заметили и операторы радара «Ингленда».

На «Джордже» врубили прожектор и пошли в атаку. «Ингленд» шел вторым. Сигнальщики обеих кораблей заметили в луче прожектора подводную лодку, которая сразу погрузилась.

Первым сделал боевой заход «Джордж» и промахнулся. Не повезло и бомбометчикам «Ингленда». Уточнив курс лодки по показаниям акустиков, миноносцы повторили бомбометание.




И тут снова прекрасно легла серия бомб «Ежика» с «Ингленда». Взрыв бомбы, три детонации и далее сильный взрыв под водой, на поверхности лопнул большой воздушный пузырь, затем показалась солярка и обломки. Подводная лодка RO-106 ушла на дно со всем экипажем.

Не прошло и суток, как случился новый контакт. Корабли шли уступом, используя и радары, и гидроакустику. 23 мая в 6 часов утра миноносец «Рэби» обнаружил радаром подводную лодку. «Рэби» сделал четыре захода, но без успеха. Дальше в дело вступил «Джордж», который еще пять раз отбомбился по лодке. Через полтора часа к ним присоединился «Ингленд», который дал два залпа «Ежиком» с интервалом в 15 минут. Второй залп оказался точным, на поверхность начали вырываться воздушные пузыри. Миноносец прошел над местом, откуда шел воздух и сбросил серию обычных глубинных бомб.

Настала очередь подводной лодки RO-104 пополнить боевой счет «Ингленда».


Однотипная с RO-104 лодка

Дальше командование флота, которому шли рапорты командира группы кораблей коммандера (капитан 2 ранга) Хэйнса, сделало вывод о том, что миноносцы имеют дело с завесой японских подводных лодок, развернутых с севера на юг. Соответственно, если отправить корабли южнее, то можно будет найти и утопить еще кого-то.

Миноносцы пошли на юг, обшаривая пространство и воду локаторами и сонарами. Ночью 24 мая (1.20 ночи) радар «Джорджа» нащупал лодку. Естественно, японцы сразу же ушли под воду, но ее тут же обнаружил гидроакустик «Ингленда». Первый же залп «Ежика» поразил цель, и лодка RO-116 продолжила погружение, но с несколько большей скоростью и на большую глубину.

Утро показало привычную уже картину огромного пятна масла и солярки.

26 мая «Джордж», «Рэби» и «Ингленд» встретились с отрядом кораблей, пришедшим им на смену. Охотникам за лодками реально требовалось пополнить запасы всего. Миноносцы Хэйнса сменил целый отряд в составе эскортного авианосца «Хогатт Бэй» и эскортных миноносцев же «МакКорд», «Хоэл», «Херманн» и «Хазельвуд».

Наша троица пошла в сторону базы, однако расслабляться не стали и в 2 часа 26 мая операторы радара «Рэби» обнаружили еще одну подводную лодку! На этот раз не повезло RO-108. Сценарий был стандартный: «Рэби» дал направление по радару, как только лодка погрузилась, в дело вступили акустики «Ингленда» и поймавший кураж расчет бомбомета. С первой же атаки бомбы «Ежика» дали 4-6 взрывов. Особых спецэффектов не было, но утром был замечен подымающийся с глубины фонтан масла и солярки.

Для RO-108 война закончилась.

27 мая группа Хэйнса пришла в гавань Зееадлер, где пополнила запасы бомб с присланного на усиление миноносца «Спенглер» и уже во второй половине следующего дня 2 мая снова вышла в море.


30 мая в 01:44 ночи эскортный миноносец «Хайзелвуд», обнаружил подводную лодку и загнал её под воду. Атаки глубинными бомбами успеха не принесли, но в 04:35 ему на помощь подошли «Джордж», «Ингленд», «Рэби» и «Спенглер». Впятером миноносцы гоняли японскую лодку до 7 утра. Из штаба пришло предупреждение о возможном налете японской авиации, и с лодкой надо было заканчивать.

Вообще стоит отметить, что командир и экипаж японской лодки (ей оказалась RO-105) продемонстрировали высокий класс. 25 часов пять кораблей ВМС США атаковали лодку. 16 серий бомб было сброшено на RO-105, но лодка уклонилась. Когда у экипажа не осталось воздуха, командир всплыл между «Рэби» и «Джорджем», да так, что миноносцы не могли стрелять в лодку. Пять минут – и лодка снова ушла на глубину и гонка продолжилась.

«Ежики» миноносцев выбрасывали серии бомб, но лодка держалась, как заколдованная. Выведенный из себя Хэйнс по радио рявкнул: «Вот черт… «Ингленд», давай!». И «Ингленд» с первого гидроакустического контакта попал серией «ежиков». В истории RO-105 была поставлена последняя точка.

Между тем, в штабе японских подводных сил не могли толком понять, почему лодки одна за другой перестают выходить на связь. И случилось самое интересное: аналитики японского флота пришли к выводу, что в данном районе действует крупное и сильное соединение американских кораблей.

В японском штабе никому в голову не могло прийти, что такое побоище устроили несколько эскортных эсминцев. Вообще эта завеса была развернута в первую очередь для того, чтобы отслеживать перемещение американских соединений оперативного характера. То, что в районе были потеряны шесть лодок, свидетельствовало именно о том, что там действуют именно крупные силы.

И в японском морском штабе было принято решение о переброске в район дополнительных сил, сняв их с других направлений. В том числе с Марианских островов, по которым союзники нанесли удар буквально через неделю!

То есть, три эскортника смогли оттянуть на себя силы, которые очень пригодились бы японцам в другом месте. Двойной эффект.


А судьба нашего героя, ЭМЭ «Ингленд», сложилась не лучшим образом.

После героического рейда, «Ингленд» продолжил заниматься своим обычным делом – сопровождением судов. Соломоновы острова, острова Казначейства, Австралия, Новая Голландия, Лейте, Манус, Улити, Иводзима и Окинава. Солидный список операций, подкрепленный 10 боевыми звездами.

9 мая 1945 года, находясь в порту на Филиппинах, «Ингленд» подвергся атаке трех японских пикирующих бомбардировщиков. Первый самолет был подожжен зенитчиками миноносца, но японский пилот смог дотянуть и врезаться в борт миноносца в районе мостика. При взрыве бомбардировщика сдетонировали бомбы, нанеся кораблю большой ущерб.

Погибло 37 человек, 25 получили ранения и ожоги. Два других самолета были сбиты подоспевшими истребителями воздушного патруля, а то наша история могла бы закончиться уже на этом месте.

Экипаж победил огонь, поврежденный корабль дошел до Лейте, где получил ремонт и направился в Филадельфию на капитальный ремонт.

Когда кораблик дошел до США, война (16 июля 1945 года) фактически закончилась и было принято решение не восстанавливать избитый миноносец, а разрезать на металл. «Ингленд» был списан 15 октября 1945 года.

А его сотоварищи еще очень долго служили в ВМС разных стран, Тайваню, Чили, Эквадору, Мексике, Южной Корее, Филиппинам. Хорошие оказались кораблики.

Имя радиста Ингленда передали другому кораблю, но успех, которого достиг экипаж «Ингленда», повторен не был.

Уверен, тезка с небес одобрительно смотрел за успехами корабля его имени. Это был очень хорошая охота.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    13 мая 2021 05:30
    «Подводная лодка уходит в воду.
    Ищи её неизвестно где» (с).

    Ан нет. Действительно - несладко пришлось японцам за эти пять заходов.
    1. +13
      13 мая 2021 06:59
      Вот же фарт, нешуточный!)))
      А статья интересная - сними режиссеры фильм хороший, так ведь многие скептики, с историей не знакомые, не поверят. Опять, скажут, Голливуд напридумал!))
      1. +7
        13 мая 2021 07:25
        Бывает так, что полоса пошла. В любом деле.
        1. +2
          13 мая 2021 11:13
          У нас говорили в таком случае : " ... пила пошла ...! ."
      2. +3
        13 мая 2021 18:34
        Цитата: Вождь краснокожих
        Опять, скажут, Голливуд напридумал!))

        Дело в том, что, беря за основу факт, Голливуд иногда такое снимает, что и сам факт выдумкой кажется.
    2. +6
      13 мая 2021 11:52
      Привет, Сергей. hi
      Отличная выучка у команды и грамотный, решительный командир (подозреваю, что ему всегда везло в покер))). При прочих равных условиях с другими миноносцами, акустики "Ингленда" всегда давали быстрое и точное направление на цель, а команда работала быстро и слаженно, и, в итоге, результативно. Тут не в везении дело, точнее не в только в нём.
      А японцы... как они выяснили на собственном опыте, одного самурайского духа для победы отнюдь не достаточно. wink
      1. +4
        13 мая 2021 13:47
        Привет, Константин!

        Конечно, не только в везении. С каждым годом убеждаюсь - за всяким чудом что-то стоит.
  2. +8
    13 мая 2021 05:35
    Хорошая статья. Так держать. drinks
    1. +2
      13 мая 2021 18:35
      Цитата: Арон Заави
      Хорошая статья

      Только как обычно с фотками проблемы...Ну да мы уже привыкли.
  3. +9
    13 мая 2021 05:35
    Уверен, тезка с небес одобрительно смотрел за успехами корабля его имени. Это была очень хорошая охота.
    Не сомневаюсь в этом.Славный корабль,славный поход.
  4. +4
    13 мая 2021 05:43
    Солидный боезапас на нем ! Интересно, сколько там ГБ было?
  5. +6
    13 мая 2021 07:35
    Еще одно доказательство того, что ТТХ корабля не самое важное. Главное - правильная тактика и выучка экипажа. Ну и немного удачи.

    Сколько кораблей в постпарусную эпоху построено в России, а потом в СССР. А самый результативный - вот он, минный транспорт "Амур".



    Завалил два броненосца. love
    1. +5
      13 мая 2021 09:20
      Да, безусловно ,но главным героем был признан "Варяг" ,с его крайне спорным выступлением. И Федора Николаевича Иванова 6, знают немногие, а Руднева знают все.
  6. +10
    13 мая 2021 08:03

    эскортный авианосец Боуг. На счету его самолетов и наведенных кораблей эскорта 13 подлодок ( 9+4), из них 9 немецких и 2 японских
    1. +5
      13 мая 2021 08:22
      а еще 2 чьи? нешто свои?
      1. +3
        13 мая 2021 08:26
        Цитата: роман66
        а еще 2 чьи? нешто свои?

        Пардон…11 немецких конечно
      2. +1
        13 мая 2021 18:37
        Цитата: роман66
        а еще 2 чьи? нешто свои?

        А не хрен болтаться там, где я работаю.

        Вспомните историю о эсминце Уильям Портер, на который сосед просигналил-Не стреляйте, мы тоже республиканцы.
    2. 0
      13 мая 2021 09:58
      эскортный авианосец Боуг. На счету его самолетов и наведенных кораблей эскорта 13 подлодок ( 9+4), из них 9 немецких и 2 японских

      Вот интересно: могли мы такое до войны построить?
      1. +6
        13 мая 2021 10:10
        Могли. Но где взять летчиков палубников, радары и акустику?
        1. +1
          13 мая 2021 18:39
          Цитата: тлауикол
          Могли. Но где взять летчиков палубников, радары и акустику?

          И палубные самолеты.
      2. +4
        13 мая 2021 10:53
        Цитата: Arzt
        Вот интересно: могли мы такое до войны построить?

        Так флотские ещё в 1927 хотели переоборудовать УС "Океан"-"Комсомолец" в авианосец. Но традиционно планов наших громадьё уткнулось в две проблемы: "денег нет" и "промышленность не может".
        Учитывая то, как в эти же годы бюджетно модернизировали "Марат" - в эти причины охотно верится. А уж если вспомнить многолетнюю эпопею с "Фрунзе", все планы перестройки которого завершились разделкой на металл... sad
  7. G17
    +9
    13 мая 2021 08:05
    В статье имеется ошибка. На фотографии Ro-500 - это бывшая немецкая подлодка типа IXC U-511, переданная японцам осенью 1943 года. Однотипной Ro-104 она не может являться в принципе.
    1. BAI
      +6
      13 мая 2021 09:24
      Вы абсолютно правы. На фото бывшая U-511, а японская серия выглядит так:
  8. +3
    13 мая 2021 09:16
    Браво ,вот это действительный класс. интересно, а как немецкие подлодки по отношению к японским,
    1. +3
      13 мая 2021 18:40
      Цитата: Petrik66
      интересно, а как немецкие подлодки по отношению к японским,

      Думаю, немецкие лодки были попродвинутей. Достаточно вспомнить глубину погружения.
  9. +3
    13 мая 2021 10:35
    Статья очень понравилась. В ней всё замечательно. Динамика рассказа, фотографии. Спасибо.
  10. +2
    13 мая 2021 11:03
    Молодцы честный "Кракен".
    А серьезно очень интересная история, спасибо автору.
  11. +3
    13 мая 2021 12:28
    Да уж, подводникам не позавидуешь. Рекомендую посмотреть немецкий фильм "Подводная лодка". Режиссёра не помню, снят по книге Лотара Буххайма "Das boot". Книга тоже очень хорошо написана, наверное потому, что автор весь поход был на борту в качестве военного корреспондента.
    1. +3
      13 мая 2021 15:57
      Режиссёр Вольфганг Петерсон. В главной роли Юрген Прохноу. В качестве прототипа была U-96 и Ганс Леман Вилленброк. И книга сильная и фильм классный.
      1. 0
        14 мая 2021 08:00
        Так точно. Спасибо, Евгений!
  12. +5
    13 мая 2021 13:42
    Носил номер DE-635 и имя «England»


    26 сентября 1943 года: Сан-Франциско, Калифорния.Спуск на воду.

    9 февраля 1944 года: у берегов Сан-Франциско, Калифорния
    японский пилот смог дотянуть и врезаться в борт миноносца в районе мостика


    24 июля 1945 года: Филадельфия, штат Пенсильвания,левая сторона носовой надстройки, рядом с местом, где врезался самолет-смертник.

    24 июля 1945 года. Филадельфия, штат Пенсильвания.
  13. +1
    13 мая 2021 15:22
    "по сравнению с немцами так и вообще карлик" в каком-то фильме были такие слова:"господь помогает храбрым".
    Роман,если Вы взялись за корабли,то обязательно расскажите о СК"Туман",а он вовсе был сейнером
    1. +1
      13 мая 2021 16:14
      Да и индийский корвет "Bengal" тоже монстром не был...
      1. 0
        14 мая 2021 11:43
        Такого не знаю
        1. 0
          14 мая 2021 15:44
          Такого не знаю

          Напрасно. Здесь на сайте 13 ноября 2019 года. весьма подробно
          https://topwar.ru/164649-bogi-ljubjat-otvazhnyh.html
  14. +5
    13 мая 2021 15:41
    Командовать «Инглендом» назначили коммандера (капитан-лейтенант по-нашему) Уолтона Пендлтона.
    командира группы кораблей коммандера (капитан 2 ранга) Хэйнса

    Вроде мелочь, а...Наверное всё же лейтенант коммандер, который кстати никак не каплей, а ближе к нашему капитану 3 ранга, во всяком случае равен армейскому майору, да и следующее звание - коммандер.
    1. 0
      17 мая 2021 11:47
      Действительно, и в описываемое время, и сейчас командер соответствует нашему капитану 2 ранга. А капитан-лейтенанту соответствует - лейтенант ВМС США.
      Но эта неточность не умаляет ценности статьи.
  15. +2
    13 мая 2021 17:21
    Да уж, хороша выучка у экипажа. Командир смог наладить взаимодействие на корабле.
    Да и масть пошла)).

    Спасибо за интересный материал.
    hi
  16. +2
    13 мая 2021 18:31
    коммандера (капитан-лейтенант по-нашему)

    коммандера (капитан 2 ранга)

    Роман ! Ну вы уж определитесь...
    Однотипная с I-16 лодка

    А почему флаг американский ?
    Фото с торпедистами Яндекс однозначно трактует как готовность к выстрелу торпедой на миноносце Стремительный проекта 7.
    А эсминец тип Бакли показан в прекрасном фильме Враг внизу.
    1. 0
      13 мая 2021 18:43
      Точно вспомнил) только вроде он назывался "Под нами враг"
      1. +1
        13 мая 2021 19:02
        Цитата: Alex013
        Точно вспомнил) только вроде он назывался "Под нами враг"

        По ящику он шел именно как Враг внизу.
    2. BAI
      +1
      13 мая 2021 21:05
      А почему флаг американский ?

      Это захваченная японская лодка на американской базе.
      1. 0
        13 мая 2021 21:16
        Цитата: BAI
        А почему флаг американский ?

        Это захваченная японская лодка на американской базе.

        Вы правы, не сообразил.
    3. BAI
      0
      13 мая 2021 21:18
      Фото с торпедистами Яндекс однозначно трактует как готовность к выстрелу торпедой на миноносце Стремительный проекта 7.

      Не скажите. В интернете вообще, и на сайте в частности, присутствует статья https://topwar.ru/180460-boevye-korabli-krejsera-ne-sovershenstvo-no-potopit-slozhno.html, причем автор и там и тут один и тот же, где данный торпедный аппарат описывается, как торпедный аппарат американского крейсера "Пенсикола".
      1. +1
        13 мая 2021 21:20
        Цитата: BAI
        Фото с торпедистами Яндекс однозначно трактует как готовность к выстрелу торпедой на миноносце Стремительный проекта 7.

        Не скажите. В интернете вообще, и на сайте в частности, присутствует статья https://topwar.ru/180460-boevye-korabli-krejsera-ne-sovershenstvo-no-potopit-slozhno.html, причем автор и там и тут один и тот же, где данный торпедный описывается. как торпедный аппарат американского крейсера "Пенсакола".

        Ну мало ли что автор описывает, достаточно посмотреть на форму моряков.
        1. BAI
          0
          13 мая 2021 21:36
          Я к тому, что автору уже указывали в предыдущей статье, что аппарат советский, но он почему-то продолжает лепить его куда попало.
          1. 0
            13 мая 2021 21:38
            Цитата: BAI
            Я к тому, что автору уже указывали в предыдущей статье, что аппарат советский, но он почему-то продолжает лепить его куда попало.

            А Вы уверены, что ему интересно читать комментарии вообще и то, что ему пишут в частности ?
  17. +1
    13 мая 2021 20:41
    На фотографии с трехтрубным торпедным аппаратом советские моряки.
    1. Комментарий был удален.
  18. 0
    14 мая 2021 12:38
    Цитата: Arzt
    Еще одно доказательство того, что ТТХ корабля не самое важное. Главное - правильная тактика и выучка экипажа. Ну и немного удачи.
    love

    Что значит ТТХ корабля не самое важное? Как раз, если бы на данном корабле не было нужного и эффективного вооружения (гидроакустика и бомбометы) - то не было б таких результатов! К тому же не стоит забывать - этот корабль действовал в составе соединения, что и привело к таким результатам. Одиночный корабль (будь он хоть супер-пупер) не смог бы добиться таких результатов.