Островная чехарда II: Вьетнам, Китай, Россия и Америка

19
Островная чехарда II: Вьетнам, Китай, Россия и АмерикаВ преддверии саммита АТЭС первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия успешно ведёт как политический, так и экономический диалог со странами АТЭС, в том числе с Вьетнамом: «Мы сейчас всё серьёзнее и ближе взаимодействуем с Вьетнамом. У нас очень тесные отношения, и мы уже близки к тому, чтобы начать серьёзно заниматься соглашением о зоне свободной торговли с Вьетнамом».

В первую очередь успешное ведение Россией дел с Вьетнамом характеризуется ежегодно крепнущими связями Москвы и Ханоя в области поставок вооружений. Россия — крупнейший поставщик оружия и боеприпасов в братский Вьетнам: власти этой страны 90% оружия закупают по московским контрактам. По оценке экспертов, в период с 1950 по 2010 гг. объём российско-вьетнамских сделок по торговле оружием в сумме превысил 23,6 млрд. долларов.

Россия выделила Вьетнаму огромный кредит — в 8 млрд. долларов — на строительство первой в республике АЭС (причём строить будет «Росатом»). Планируется участие России в строительство судоремонтной верфи во Вьетнаме, а также базы для малошумных ДЭПЛ проекта 636 (в классификации НАТО — «KILO»), заказываемых Ханоем тоже у русских. Причём Россия сможет пользоваться как верфью, так и базой. В настоящее время также осуществляется лицензионная сборка российских ракетных катеров проекта 1241.8 «Молния», вооружённых РК «Уран». Сумма контракта — около 1 млрд. долларов. Два катера в рамках контракта Вьетнаму в 2007-2008 гг. переданы Россией, а десять кораблей вьетнамские машиностроители под контролем российских специалистов построят сами.

Недавно вьетнамские власти заявили о готовности расширить военное сотрудничество с Россией. Президент Вьетнама в конце июля неспроста побывал с визитом в России. Чыонг Тан Шанг прямо сказал о готовности своей страны предоставить России порт Камрань для создания пункта материально-технического обеспечения. Кроме того, речь в ходе визите зашла о намерении укрепить между двумя странами и военное сотрудничество. Правда, с оговоркой: передавать свои территории другим странам для строительства военных баз Вьетнам не намерен.

«Материально-техническое обеспечение» и «военное сотрудничество» в эру тотальной борьбы за энергоресурсы неразрывно связаны. Вряд ли первое нынче возможно без второго. Особенно в Юго-Восточной Азии, где Китай не только развивается индустриально, но и стремительно наращивает гонку вооружений (хотя оружием не бряцает, предпочитая ему агрессивную дипломатию и информационные атаки своих противников через СМИ).

Касательно порта Камрань Чыонг Тан Шанг отметил: «После того как Россия ликвидировала там своё военное присутствие, Вьетнам взял Камрань полностью под своё управление. Вьетнам ни в коем случае не намерен кооперироваться ни с какой из стран в целях военного использования порта Камрань».

С апреля 2012 года в Южно-Китайском море действует «Газпром», у которого с Вьетнамом подписаны контракты на разработку двух шельфовых газовых месторождений, расположенных близ «спорных» островов Спратли. У Спратли, по оценкам, — гигантские запасы газа (8300 млрд. кубометров) и нефти (35 млрд. тонн). Поэтому не надо удивляться тому, что острова объявляют своими одновременно Вьетнам, Китай, Филиппины, Малайзия и Бруней. Возле островов добывается каждый год 500 тысяч тонн морепродуктов. В общем, кусочек лакомый. Да и не кусочек, а кусище.

Порт Камрань для КНР — стратегический ключ к энергоресурсам, находящимся в относительной близости от островов Спратли (600 км). Поэтому Китай и нервничает последние месяцы, считая, что Ханой своими действиями осложняет международную обстановку в регионе. Пекину не нравится как то, что вьетнамский президент побывал в Москве, так и то, что во Вьетнаме недавно гостил министр обороны США Леон Панетта. Китайцы не дураки, и отлично знают, что Америка сильно интересуется раскладом сил в АТР и находит Китай своим основным планетным противником. Сменится президент в Белом доме, или нет, — Китай противником останется. На съезде партии республиканцев США в Тампе Поднебесная была даже вписана в документ, фиксирующий её — наряду с Ираном, КНДР и Россией — в качестве противника Америки. В Пекине понимают, что между Москвой, Вашингтоном и Ханоем может возникнуть стратегическая дружба против усиливающегося Китая. Из схватки восточных «тигров» Москва может и пользу для себя извлечь…

Китайцы, которые вообще в последние годы отличаются грубой дипломатией, уже обвинили Вьетнам в агрессии. К примеру, научный сотрудник Института азиатско-тихоокеанской и мировой стратегии Академии общественных наук Китая Сюй Липин заявил, что, дескать, силы Вьетнама ограничены, а потому Ханой решил превратить залив Камрань в опорную точку, откуда будет атакован Китай.

Сюй Липин также отметил, что геополитические стремления Вьетнама совпали со стратегическими интересами США и России. Впрочем, он тут же отмахнулся от России, указав, что вероятность размещения военной базы в заливе Камрань — ничтожная. Ведь для России аренда порта повлечёт значительные расходы, а потому в аренде нет практического значения.

Китаец забыл или нарочно упустил тот факт, что Россия и Вьетнам давно, ещё во времена СССР, научились хорошо договариваться о «практическом значении». Китай просто нервничает, видя, как Ханой действует в Южно-Китайском море. Если бы Вьетнам был в одиночестве, а то к нему будто прилипли Россия и Америка…

В июле Китай разместил на архипелаге Спратли (о. Вуди) военный гарнизон, предварительно построив там городишко Саньша на 1000 жителей. Америка в лице Госдепа молчать не стала, заявив, что Китай нагнетает напряжённость в регионе.

Китайское министерство иностранных дел в ответ обвинило США во вмешательстве во внутренние дела суверенных государств и «подрыве усилий по созданию стабильного и экономически процветающего Азиатско-Тихоокеанского региона». Заместителю главы американской дипломатической миссии в Пекине Роберту Вану было прямо заявлено «решительное неприятие» позиции США по территориальному спору в Южно-Китайском море. Что касается СМИ, то печатный орган китайской компартии «Жэньминь жибао» в свойственной ему категоричной манере посоветовал Америке заткнуть рот: «Заявление американской стороны вводит в заблуждение общественность и должно быть безжалостно опровергнуто. Мы можем просто прокричать США: заткнитесь!»

Обама-то, может, и заткнётся, но вот если президентом сделается Митт Ромни, который на съезде республиканцев пообещал быть честным и откровенным президентом, в отличие от «гибкого» демократа Обамы, то он найдёт что ответить коммунистическому печатному органу и вообще Пекину, предпочитающему в последнее время традиционно мягкой восточной дипломатии крайне агрессивную риторику. Пекину следует поучиться у Токио, апеллирующему в отношении других «спорных» островов (например, Токто) к Международному суду и ратующему за исторические доказательства (которые, правда, на днях нашла в музее Южная Корея — причём, ха-ха, в старых японских учебниках и атласах).

Китайцам очень не просто претендовать на нефть и газ близ Спратли. Вьетнамцы занимаются бурением на разведочных блоках в Южно-Китайском море давно, и лицензии, выданные ими иностранным партнёрам (среди которых американская «ExxonMobil» и российский «Газпром»), — долгосрочные, выданные на десятки лет вперёд. Также с Ханоем сотрудничает индийская компания ONGC, которая под нажимом Китая сотрудничать было передумала, но потом передумала передумывать. Претензии Китая к нефте- и газодобытчикам в итоге стали сильно смахивать на конфликт геополитический — сразу с несколькими странами.

Обострившийся конфликт — вообще дело рук китайцев, в частности, нефтекомпании CNOOC. Это она 23 июня объявила тендер среди иностранных компаний на разработку 9 разведочных блоков в акватории Южно-Китайского моря, простирающейся на 160,1 тыс. кв. км. Но ведь эти участки, как заявил глава «PetroVietnam» До Ван Хау, «расположены глубоко внутри континентального шельфа Вьетнама»! Что касается вьетнамского внешнеполитического ведомства, то там сочли приглашение Китаем иностранных нефтяников как угрозу своему суверенитету.

Как уточняет В. Вихров, китайская компания CNOOC решила, что зарубежный капитал разделит с ней блоки 128-132 и 145-156. Но дело в том, что российский «Газпром» ещё с 2007 года ведёт работы на четырёх блоках во Вьетнаме в рамках совместного предприятия с «PetroVietnam», а в октябре 2008 года «Газпром» подписал контракт и по блокам 129, 130, 131, 132 на срок в 30 лет. Причём в тексте контракта эти блоки отнесены к континентальному шельфу Республики Вьетнам. Наконец, весной этого года «Газпром» и «PetroVietnam» договорились о проекте по совместному освоению лицензионных блоков 05.2 и 05.3.

Некоторые числа, как видим, совпадают… Китаю тут не место, — если он только не желает ополчиться на Вьетнам, на российский «Газпром», а следом и на Россию. И хочется, и колется, как гласит пословица. Местный «Персидский залив» не даёт покоя правителям в Пекине…

Аналитик Кань Линь полагает, что в данном конфликте может выиграть именно Россия: столкнув лбами… нет, не Вьетнам и Китай, но Китай и США. Россия будет сотрудничать с Вьетнамом, Вьетнам будет дружить с Филиппинами, а для Америки Китай — однозначно противник. США не могут допустить его усиления в АТР и в мире. Кань Линь думает, что КНР для США — это как СССР для Америки во времена холодной войны.

А тут ещё и Индия. На эту страну, как отметил глава Пентагона Леон Панетта, США возлагают особые надежды — в помощи Афганистану. Индия дружит и с Россией — хотя бы в рамках БРИКС, куда входит и Китай, — и с Америкой не враждует.

Есть мнение, что продолжать работы на вьетнамском шельфе было решено не руководством государственной компании ONGC, а индийским правительством, причём с подачи США. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов убеждён, что «американцы целенаправленно делают так, чтобы были проблемы у тех стран, откуда Китай получает нефть. Иран, Судан, Ливия, некоторые другие страны. Смысл их действий на шахматной доске — сузить противнику поле для манёвра. То есть перекрыть источники поставок нефти в Китай».

Неудивительно, что «ExxonMobil», сотрудничающий с вьетнамцами, ведёт себя не так, как индийская ONGC (то начавшая сотрудничество, то решившая от него отказаться, то снова возобновившая). За «ExxonMobil» (крупнейшей энергетической компанией в мире), как теперь и за ONGC, стоит Америка. В каком-то смысле Вашингтону, стратегическим приоритетом избравшим в начале текущего года АТР, только на руку будут играть геополитические провокации Пекина.

Китайцам, от которых уходят столь близкие нефть и газ, ничего не остаётся, как грубить иностранным дипработникам и велеть Госдепу через прессу «заткнуться». Китаю у островов не светит, несмотря на построенный городишко в тыщу жителей. В конфликте за Спратли, а, точнее, за нефть и газ, Пекину придётся столкнуться с очень крупными интересами Вьетнама, России и США. На такую мировую авантюру китайские политики не пойдут. Кстати, на одной стороне с Россией, Америкой и Вьетнамом окажутся Филиппины, Малайзия и Бруней, которые тоже мечтают о кусочке нефтегазоносного шельфа.

Однако не нужно думать, будто Китай в скором времени отступится от нефти и газа. Скорее всего, гарнизон на о. Вуди размещён не для запугивания потенциальных врагов, но для вполне вероятного грядущего раздела полезных ископаемых и зон добычи. «Реальный способ преодолеть конфликты, — пишет В. Вихров, — найти компромисс через «размены» или совместную эксплуатацию. Кстати, вьетнамская «PetroVietnam» и китайская CNOOC уже взаимодействовали, совместно работали над проектами нефтегазодобычи в северной части Тонкинского залива. В целом у «PetroVietnam» значатся партнёрами около 60 иностранных компаний. В разгар нынешнего летнего обострения вьетнамцы снова повторили, что они приглашают китайцев к сотрудничеству, но только в качестве иностранных инвесторов наравне с другими».

Кроме того, Вьетнам на международном политическом поле ведёт себя достаточно корректно: даже малочисленные антикитайские демонстрации в Ханое — и те разгоняет.

Таким образом, Ханой уже «подсказал» Пекину выход из сложившейся напряжённой ситуации: стать партнёром. Другое дело, что Китаю мало синицы в руке — ему подавай журавля в небе.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    1 сентября 2012 08:58
    Вьетнам очень важная точка на мировой карте, то что в свое время мы оставили Камрань, было громадной ошибкой. Сейчас нам предоставился шанс вернуть ранее утраченное. Кроме того вьетнамцы очень хорошо помнят кто им помог отстоять свою страну, а затем помог поднять экономику поэтому союзнические отношения с данной страной более чем логичны, как для нас так и для Вьетнама.
    1. ughhh
      -2
      1 сентября 2012 10:24
      Даёшь "вьетнамскую звёздочку" взад!
      1. +12
        1 сентября 2012 10:59
        звездочку взад не надо, печь будет
    2. +1
      1 сентября 2012 12:30
      Да, Вьетнам очень важный стратегический партнер в регионе, имеющий огромную протяженность береговой линии и уже подсевший на российскую инвестиционную иглу. Кроме того, эти люди еще ВСЁ помнят...
    3. Isr
      Isr
      -5
      1 сентября 2012 19:08
      Прочитал статью, ничего не понял. Кроме плохо замаскированных "мы хотим опять влезть во Вьетнам и чтоб были только мы и никто больше" ничего не понятно. Какая-то чехарда с Китаем, Индией, Вьетнамом, Газпромом.
      1. -2
        1 сентября 2012 19:14
        Мы во Вьетнам влезть не хотим... Газпром хочет... он много чего хочет... из за чего и акции упали ниже плинтуса... да кстати мама...папа есть...плюс..
        1. REPA1963
          0
          2 сентября 2012 23:05
          На футболёров для звенита денег не хватает , вот и вся проблема.
    4. +6
      1 сентября 2012 20:16
      " ........... вьетнамцы очень хорошо помнят кто им помог отстоять свою страну, а затем помог поднять экономику поэтому союзнические отношения ............."

      Словосочетание "союзнические отношения" В отношении России в наше время вообще не применимы. Где сегодня все эти бывшие союзники такие как Болгария, которая клялась в"вечной !" дружбе. Или Югославия, которой уже нет.
      Или те же союзнички по " Варшавскому договору ", которых теперь "имеет" сша по полной программе. Или может среднеазиатские страны остались союзниками России. Позвольте усомниться. Слово - "партнёры" возможно где то и можно применить, НО союзники , это уж слишком.В первую очередь Россия должна надеяться только на себя и уже потом по возможности использовать партнёрские отношения.
    5. +2
      1 сентября 2012 22:03
      Думаю, нам не стоит возвращать военную базу во Вьетнам. Споры за острова это сугубо местные интересы. Наличие интересов США в этом регионе связано с противостоянием Китаю. Отсутствие там нашей военной базы даёт нам поле для манёвров, ни с кем не ссориться, и извлекать экономическую выгоду. Если же потребуется ввод войск в данный регион, то у нас будет выбор, мы ни с кем не связаны, руки наши свободны.
    6. lotus04
      0
      2 сентября 2012 10:28
      Цитата: Сахалинец
      в свое время мы оставили Камрань, было громадной ошибкой.


      А по чьей указке мы оставили Вьетнам? Не забыли? И ещё много чего оставили! А теперь он, (ВВ), предоставил шанс вернуть ранее утраченное! Какой герой! Как у Гоголя в "Тарасе Бульба": - "Я тебя породил, я тебя и убью!" Типа, ещё один, победный шар загнал в лузу! Красавчег!
      1. любопытный
        0
        5 сентября 2012 12:54
        Это всё конечно замечательно, только вот чем мы Китаю будем отвечать?
  2. +1
    1 сентября 2012 09:37
    60 лет как запустили первую аэс,а за ископаемые энергоносители дерутся всё озлобленние.и пример показывают амы.так ихочется им сказать: неча на зеркало пенять...
  3. +2
    1 сентября 2012 09:48
    Вот какая рубка... за территорию... а мы Норвегии... ну просто полярный лис какой то... плюс...
  4. Кариш
    +7
    1 сентября 2012 09:56
    Цитата: вард
    Вот какая рубка... за территорию... а мы Норвегии... ну просто полярный лис какой то... плюс.

    Вард , не сочтите за *домогательства * , но что за интересная манера писать отрывками с многоточиями.Не понятен ход мысли. Это после каждого глотка или затяжки многоточия?
    1. 0
      1 сентября 2012 18:30
      Да не, просто создаю препоны поисковым машинам... которые ищут по ключевым словам... да переводить труднее...
    2. REPA1963
      0
      2 сентября 2012 23:08
      А чего непонятного ,отдали норвегам половину Баренцева моря вместе с экономической зоной,вова отдал .
      1. bambu
        0
        4 сентября 2012 20:20
        обоснуйте пожалуйста!!!
  5. +1
    1 сентября 2012 10:11
    Вьетнамский молодой дракон очень хитёр и прагматичен а тоже кусучь.Не зря мы ему помогали в прошлом он добро не забывает.Дёрганья КНР понимаю задыхается Китай без энергоресурсов СГА стараються его партнёров задавить а ценами на нефть притормозить его бег в мировые лидеры.На экскалацию в пограничных вопросах КНР поощряют СГА.
  6. Shooter308ful
    +3
    1 сентября 2012 12:34
    Да, замес крутой получился. Взрослеет Дракончик, кушать хочет больше. Но при таком юридическом раскладе Китай вынужден будет первым применить военную силу для решения своей проблемы-растущей потребности в энергоресурсах, но решиться ли он на это сейчас. Думаю, что нет.
    А вот нам пора восстанавливать былое и утраченное- Вьетнам и как следствие-Камрань в стратегически важном регионе, приоритетном с точки зрения объявленной перспективной геополитики США.
    1. Гэмэр
      +8
      1 сентября 2012 15:18
      Цитата: Shooter308ful
      Взрослеет Дракончик, кушать хочет больше.

      Есть в Китае такая очень популярная книга - "Китай сердится 2" (до этого были: "И все таки Китай способен сказать НЕТ" , "Китай сердится"), автор - Сун Цян. Книга разошлась в кол-ве 270 тыс. экземпляров (2 миллиона скачали ее в интернет-библиотеках).
      Авторы заявляют, что Китай способен распоряжаться мировыми ресурсами более эффективно, чем любая другая страна на планете, поэтому он и должен руководить миром. А Народно-освободительная армия Китая должна защищать суверенитет Поднебесной за пределами страны, а отнюдь не ориентироваться на оборону своей территории. НОАК должна заняться «коммерцией с мечом в руках», то есть идти в те регионы мира, где находятся «коренные интересы Китая», и защищать эти интересы. Про то, что целью агрессии станет, в частности, Россия, написано почти напрямую.
      Один из авторов книги Ван Сяодун пишет, насколько важно вспомнить термин «жизненное пространство» и перестать стесняться того факта, что он использовался Гитлером для оправдания немецкой агрессии в Европе. О России же, которую Ван Сяодун посетил, говорится следующее: «Я думал: как же они разбазаривают эту огромную безлюдную землю с ее черноземом! Как несправедливо! А нам тут так тесно!»

      Боле всего меня насторожила следующая фраза, подхваченная потом официальным рупором КПК "Женьмин Жибао":
      "ЕСЛИ КИТАЙ НЕ ХОЧЕТ СТАТЬ МЕНЬШЕ, ЕМУ ПРОСТО НЕОБХОДИМО СТАНОВИТЬСЯ БОЛЬШЕ!"
      Надеюсь, нашим дипломатам хватит смелости, в назначенный час, заявить китайцам: "А ху-ху не хо-хо?"

      СЛАВА РОССИИ!
  7. bask
    +3
    1 сентября 2012 14:54
    Основной если не единнственный союзник в Юговосточной Азии это Вьетм.У Китая территориальные претензии не только к Вьтнаму но и к . Росси Китай ,,,конфликтовал,,, с Вьетнамом и СССР 1969,1979.1988 годах. Росси надо обязательно подержать Вьетнам в территориальном вопросе и сохронить суверенетет спорных территорий за Ханоем. Я думаю России надо прекратить военно-техническое сотрудничество с Китаем.Передача военных технологий поднебеспой это прямая угроза нац.. безопасности России. .Хотя в Российской элите много лобистов поднебесной.В Пекине хорошо понимают ,что в случае консликта в Иране Китай окажется в энергетической зависимости от США.Поэтому в вопросе о шельфе он будет переть до конца ,вобор У китая крайне ограничен.
    1. Гэмэр
      +1
      1 сентября 2012 15:34
      Цитата: bask
      Росси надо обязательно подержать Вьетнам в территориальном вопросе и сохронить суверенетет спорных территорий за Ханоем. Я думаю России надо прекратить военно-техническое сотрудничество с Китаем.Передача военных технологий поднебеспой это прямая угроза нац.. безопасности России

      Ваши бы слова, да в уши нашим "народоизбранным" ! +
  8. 0
    1 сентября 2012 17:32
    Спасибо Вам Олег, очень интересная и познавательная статья!
  9. Трубодур
    +3
    1 сентября 2012 18:13
    Хватит уже пропускать нажитое(как в Ираке,Сирии) нужно жестко отстаивать свои интересы.
  10. +2
    2 сентября 2012 16:00
    Ну я бы всё таки не стал нагнетать отношения с Китаем, ему понятно, нужны энергоресурсы, и если мы будем отбирать у него последний кусок, то получим очередного врага под боком.. тут нужна гибкая дипломатия..
    Вьетнам же, это наш главный приоритет в АТР, и база нам там крайне необходима..