Военное обозрение

Конвойные сражения в Рижском заливе

36
Атака советских торпедных катеров
Атака советских торпедных катеров.


Германское командование решилось провести первый караван со снабжением для группы армий «Север» через Ирбенский пролив в Рижский залив уже 12 июля 1941 года. Время проведения каравана было выбрано удачно – советская морская авиация 11 и 12 июля не вела разведку акватории Балтийского моря, потому что все воздушные силы были задействованы при поддержке сухопутных войск.

Таким образом, немецкий караван спокойно бороздил воды Балтийского моря, а советское командование ничего об этом не знало. Однако утром 12 июля немцы провели разведку Ирбенского пролива силами трех эсминцев. Не найдя достойных целей в Ирбенском проливе, корабли кригсмарине обстреляли 315-ю береговую батарею 180-мм орудий на южной оконечности полуострова Сырве.

Батарея под командованием капитана Александра Стебеля без труда прогнала зарвавшихся фашистов, вооруженных лишь орудиями среднего калибра. Двух залпов хватило, чтобы немцы ретировались на безопасное расстояние. Но их появление в проливе стало тревожным сигналом для советского командования. Из-за нехватки самолетов-разведчиков после полудня на разведку был выслан истребитель. В 15:35 ситуация прояснилась: истребитель обнаружил крупный вражеский караван, идущий курсом на Ирбенский пролив. Пилот сообщил о 42 транспортах в сопровождении 8 эсминцев или миноносцев, 3 сторожевиков и большого количества катеров.

Первый эпизод


Штаб Балтийского флота немедленно приступил к организации мер противодействия каравану.

Однако времени оставалось мало, так как караван был обнаружен поздно – на расстоянии около 100 миль от Риги. Допуская, что караван двигался со скоростью 8–10 узлов, он мог достичь порта назначения через 10–12 часов. Атаковать караван надо было именно за такой временной промежуток, но эта задача выходила за рамки возможного.

Советские торпедные катера, базирующиеся в районе Моонзундских островов, не были готовы к немедленному выходу в море. Также обстояло дело с большинством эсминцев, которые как раз начали заправляться топливом с танкеров, прибывших из Таллина. Таким образом, сложности с базированием советских легких сил в неприспособленных для этого портах проявились в самый неподходящий момент, когда во что бы то ни стало надо было сформировать как можно более сильную боевую группу для удара по вражескому каравану. Несмотря на трудности, от такой возможности никто не собирался отказываться.

Первым делом советское командование послало на встречу с караваном группу бомбардировщиков. Они затопили судно «Дойчланд» (Deutschland) и повредили несколько других единиц. При переходе кораблей через Ирбенский пролив по ним открыли огонь береговые батареи с полуострова Сырве.

Немцы продолжали нести потери, но упорно двигались вперед. В 20:00, уже на траверзе мыса Колка, всего в 60 милях от Риги, их обнаружила подводная лодка С-102. Из торпедной атаки ничего не вышло, так как немецкий караван шел вдоль берега, в мелких водах. Затем по каравану должны были ударить 24 бомбардировщика с острова Сааремаа, но и они не добились успеха: в ночной темноте бомбардировщики не обнаружили противника и, сбросив бомбы на второстепенные в данной ситуации сухопутные цели, вернулись на аэродром.

В это время в море, наконец-то, вышли 4 торпедных катера под командованием лейтенанта Владимира Гуманенко. Два часа они охотились за караваном, пока к 4:00 утра не обнаружили его возле мыса Мерсрагс, то есть уже ок. 30 миль от Риги. Несмотря на сильный заградительный огонь, катера сумели прорваться к судам каравана и потопить два из них меткими торпедами. Сами же катера потерь не понесли, хотя вернулись на базу изрешеченные малокалиберными снарядами.

Сразу же после торпедной атаки к действию опять приступили бомбардировщики. На этот раз у них не было трудностей с обнаружением противника. Бомбардировщики атаковали группами по 5–9 самолетов и возвращались на аэродром за новым запасом топлива и бомб. Немцы бросили на защиту каравана свои истребители. Но балтийцы не переставали атаковать, вплоть до полудня 13 июля, когда последние немецкие суда зашли в порт. В общей сложности, небольшое количество самолетов проделало 75 вылетов и столько же атак.

Наконец около 13:00 к Риге подошли эсминцы «Сердитый» и «Стерегущий». Один из них даже дерзнул войти в устье Двины и обстрелять конечные суда каравана. На этом закончился первый эпизод конвойных сражений в Рижском заливе. От бомб, торпед и огня артиллерии немцы понесли большие потери – три крупных транспорта и 25 малых единиц.

Это был несомненный успех. Но советское командование не было им довольно, так как при лучшей организации разведки, связи и взаимодействия флота и авиации можно было попытаться разгромить караван полностью.

Эсминцы Проекта 7У в походе
Эсминцы проекта 7У в походе.

Выводы были сделаны, промахи учтены, недостатки в организации боевых действий устранены. И можно было встречать врага во всеоружии. Удобный случай подвернулся уже вскоре.

Второй эпизод


18 июля советские самолеты-разведчики обнаружили в Рижском заливе крупный караван из 26 судов. На перехват каравана решено было послать бомбардировщики и дивизион эсминцев, который был как раз занят постановкой мин в районе Риги. Первыми атаковали бомбардировщики, которые потопили 6 судов. Тем временем эсминцы закончили постановку мин и отправились на перехват каравана.

Первым немецкие суда обнаружил эсминец «Стерегущий» под командованием капитана третьего ранга Евгения Збрицкого. Но прежде, чем он сумел прорваться к судам каравана, ему пришлось дать бой шести немецким торпедным катерам. Бой прошел успешно: два катера получили повреждения, а «Стерегущий» увернулся от выпущенных по нему торпед.

После неудачного боя с советским эсминцем немецкие катера повернули в сторону каравана и прикрыли его дымовой завесой. «Стерегущий» с трудом находил цели для своих орудий. А караван тем временем неумолимо приближался к устью Двины. Но когда караван вышел на фарватер, ведущий к Риге, под головным судном взорвалась одна из мин, только что поставленных советскими кораблями. Небольшое судно быстро затонуло, блокируя фарватер. Остальные застопорили ход и сбились в кучу, опасаясь идти через минное поле. Этого и было надо «Стерегущему». Он приблизился к судам каравана на минимальное расстояние и стал расстреливать их из всех имеющихся орудий. Застигнутые врасплох, немцы пытались выбраться из-под огня, но не всем это удалось. За короткое время «Стерегущий» потопил 5 транспортов и еще несколько повредил. В общей сложности караван потерял 12 единиц с грузами для группы армий «Север».

Морской ближний разведчик МБР-2
Морской ближний разведчик МБР-2 в полете.

Третий эпизод


Но настоящий погром немецкого судоходства в Рижском заливе наступил 26 июля.

По сравнению с первым эпизодом, когда много чего пошло из рук вон плохо, и вторым, когда успешный исход обусловило счастливое стечение обстоятельств, третий стал образцово-показательным избиением вражеских сил – вследствие разыгранного как по нотам концерта всех родов войск, включая разведку и связь.

На этот раз самолеты-разведчики обнаружили караван на дальних подступах к Ирбенскому проливу. Он был очень необычным: только два судна в сопровождении 18 кораблей. Нетрудно было догадаться, что он перевозил какие-то особо ценные грузы, раз ему придали такой сильный эскорт. С другой стороны, уменьшение количества транспортных судов и увеличение количества кораблей прикрытия означало, что немцы тоже сделали выводы из печального для них опыта предыдущих двух эпизодов конвойных сражений в Рижском заливе. Очевидно было, что немцы были решительно настроены провести караван во что бы то ни стало с минимальными потерями.

Главный удар по каравану должны были нанести бомбардировщики и торпедные катера Балтийского флота. В Ирбенском проливе его должны были обстрелять береговые батареи, а на водах Рижского залива его должны были встретить советские эсминцы. Чтобы дать возможность ударным силам без промедления развернуться на удобных для атаки позициях, за караваном было установлено постоянное наблюдение с самолетов-разведчиков. Кроме того, в район мыса Колка был выслан один эсминец, задачей которого было подстерегать караван, а затем следовать за ним до устья Двины, наводя ударные силы.

В 13:23, когда караван приблизился к Ирбенскому проливу, с пристани Мынту на полуострове Сырве вышел в море отряд торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Сергея Осипова. С воздуха его прикрывали истребители. Зная точное место нахождения каравана, катера без труда настигли его у южных берегов пролива, в районе между Микельторнисом и маяком Овиси.

Опасаясь мин и береговой артиллерии, караван шел на небольшом расстоянии от берега. При сближении с врагом капитан-лейтенант Осипов опознал среди кораблей сопровождения 2 миноносца, 8 сторожевиков и торпедные катера. Пока Осипов нащупывал слабое место каравана, удобное для атаки, на место прилетели бомбардировщики и атаковали транспорты. Один из них оказался танкером, наполненным топливом. От взрыва одной бомбы он мгновенно превратился в пылающий факел.

В караване всё смешалось. Осипов только этого и ждал. Три катера на максимальной скорости атаковали караван, целясь во второй транспорт. Немецкие корабли, занятые отражением воздушной атаки, лишь в последний момент увидели приближающиеся торпедные катера. Перенести огонь на них было уже поздно. Кроме того, катера скрылись в облаках дыма от пылающего танкера и под их прикрытием стремительно приближались ко второму транспорту. Затем они поставили свою собственную дымовую завесу. И в 14:48 запустили торпеды. Торпедированный транспорт пошел на дно. А катера ретировались без потерь.

Немецкий караван не достиг цели. Оба транспорта были уничтожены. А два миноносца и один сторожевик были повреждены. Кроме того, в районе Вентспилса, советские самолеты настигли и потопили катер-тральщик R-169.

Все столкновения на водах Рижского залива в июле-августе 1941 года обернулись бóльшими или меньшими успехами советских военно-морских сил. Хотя немцы оккупировали бóльшую часть береговой линии залива, Балтийский флот всё же удержал контроль за морем и не дал снабжать группу армий «Север» морским путем.

В тактическом плане эти столкновения способствовали совершенствованию взаимодействия различных морских, воздушных и наземных сил и служб, которое надолго стало каноном советского военно-морского искусства.

Продолжение следует...
Автор:
Использованы фотографии:
https://war-book.ru/eskadrennye-minonostsy-proekta-7-eskadrennye-minonostsy/#photos-25, http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=866411, http://www.navy.su/aviation/airplanes-before1945/mbr2/images/mbr2_3.jpg
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Товарищ
    Товарищ 16 мая 2021 04:32
    +2
    Спасибо, Paul !
    Ваши лаконичные и ёмкие статьи всегда интересно читать.
    1. Андрей из Челябинска
      +3
      Увы, уважаемый коллега, статье место в разделе "военно-историческое фэнтези"
      1. Товарищ
        Товарищ 17 мая 2021 13:47
        0
        Увы мне, грешному. Не силён я в темах периода Великой Отечественной.
        1. Андрей из Челябинска
          +1
          Да без проблем. В конце-концов, в чем-то же и я должен Вам помочь:))))))
  2. avia12005
    avia12005 16 мая 2021 05:31
    +10
    Вот о таких эпизодах начального периода войны и надо писать больше. Чтоб не складывалось ложного впечатления -- дескать, РРКА только отступала, бежала и сдавалась в плен. Немцев били, и били так, что выбили лучшие кадры.
    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
      +1
      Цитата: avia12005
      Вот о таких эпизодах начального периода войны и надо писать больше.

      Если писать правду, то картина будет унылая. Но можно, конечно, лгать, как автор, и духоподъемно насиловать факты в угоду стосковавшимся по героический пульпе обывателям. Скажем, вот это:
      Два часа они охотились за караваном, пока к 4:00 утра не обнаружили его возле мыса Мерсрагс, то есть уже ок. 30 миль от Риги. Несмотря на сильный заградительный огонь, катера сумели прорваться к судам каравана и потопить два из них меткими торпедами.

      Никаких 'метких торпед' не было, и никого катерники не топили.
      'Меткие торпеды' тупо проходили под баржами каравана, имевшими малую осадку.
      От бомб, торпед и огня артиллерии немцы понесли большие потери – три крупных транспорта и 25 малых единиц.

      Это был несомненный успех

      Это несомненная ложь.
      Потери немцев: один штурмбот потоплен, две плавбатареи и несколько барж получили повреждения. Пять моряков погибло, ранено 27.
      1. avia12005
        avia12005 16 мая 2021 11:31
        +2
        Данные откуда? Если можно, ссылку
      2. Alexey RA
        Alexey RA 17 мая 2021 11:04
        +2
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        Никаких 'метких торпед' не было, и никого катерники не топили.
        'Меткие торпеды' тупо проходили под баржами каравана, имевшими малую осадку.

        Камаев в мемуарах писал, что в первом выходе на атаку вражеских кораблей в Ирбенском проливе у катера, на котором он служил, торпеды вообще не сошли: капсюли системы выталкивания за время бездействия окислились настолько, что не сработали даже после нескольких попыток. А заменить их никто не подумал.
  3. по привычке
    по привычке 16 мая 2021 05:34
    +6
    ...в сопровождении восьми эсминцев или миноносцев...
    laughing
    1. Улиточник N9
      Улиточник N9 16 мая 2021 06:54
      +7
      Во-во. Откуда немцы взяли столько крупных кораблей для в общем-то банальных проводов караванов.. Описание эпизодов "сражений" даны похоже, по пропагандистским калькам советских агиток. А пресловутый "разгром" противника описан по типу:"пиши их больше...супостатов, чего их жалеть.... " laughing
  4. Ольгович
    Ольгович 16 мая 2021 06:45
    +1
    Прекрасные действия флота.

    Но , практически, в те же августовские дни состоялся Таллинский переход...
    1. Абзац Эпитафьевич Ы.
      +3
      Цитата: Ольгович
      Прекрасные действия флота

      Да-да, прекрасные... Флотская разведка панически галлюцинировала какими-то эсминцами и крейсерами немцев в Рижском заливе, авиаторы КБФ даже отчитались об атаке в 15ти милях от Рухну на три (!) крейсера типа Кёнингсберг. Автор трансформировал все эти фантазии в героический лубок, далёкий от правды.
      1. Ольгович
        Ольгович 17 мая 2021 06:14
        0
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        Автор трансформировал все эти фантазии в героический лубок, далёкий от правды.

        Речь о конкретных конвоях.

        опровергните изложенное.
        1. Абзац Эпитафьевич Ы.
          -1
          Цитата: Ольгович
          опровергните изложенное.

          Что именно опровергать? Очковтирательство флотских и духоподъёмные реляции Совинформбюро? А какой смысл? Давно опровергнуто тем же Морозовым на основании архивных документов, в частности КТВ EVO. По данным немцев за весь июль они потеряли на Балтике 11 судов. 9 из них - в результате подрыва на минах, причём не только на советских, но и на своих и шведских. В описываемый период - с 13.07 по 26.07 - немцы списали в потери 3 судна: штурмбот (авиация и ТКА), тральщик М3131 (мина), катер-ТЩ Р-169 (авиация). О каких "погромах" может идти речь, если все конвои, якобы легко избиваемые и краснофлотцами, практически в полном составе достигали цели? А цитировать мемуарную чушь "хайли лайкли потопил" - это дно. Неподтверждённые потопления - это фикция, достаточная для орденов, но не для истины.
  5. Cartalon
    Cartalon 16 мая 2021 07:12
    0
    https://youtu.be/ZcKUinDW1aM
  6. Ричард
    Ричард 16 мая 2021 07:45
    +3
    Первым немецкие суда обнаружил эсминец «Стерегущий» под командованием капитана третьего ранга Евгения Збрицкого

    Не совсем так. Командир «Стерегущего» Евгений Павлович Збрицкий был капитан-лейтенантом.
    Совинформбюро 19 июля 41 года :
    ...Так как «Гордый» и «Свирепый» не успели пополнить запасы топлива, то на перехват неприятельского конвоя ринулся только «Стерегущий» капитана-лейтенанта тов . Збрицкого. Когда эсминец приблизился к о-ву Моон (Муху), по нему открыла огонь береговая батарея. «Стерегущий» ответил несколькими залпами главного калибра и батарея замолчала. А вскоре сигнальщики на подходе к Риге заметили суда каравана, над которыми кружили советские бомбардировщики. В 16 час. 45 мин «Стерегущий» атаковал конвой противника. Первые выстрелы 130-мм пушек накрыли головные транспорты противника: один задымил, второй резко осел и начал тонуть. . Кроме поражений огнём эсминца, ещё два неприятельских транспорта подорвались здесь же на минах выставленных сторожевыми кораблями «Туча» и «Снег». «Стерегущий» же во время боя подвергся безрезультатным атаками вражеских пикировщиков. За этот бой капитан-лейтенант тов. Е.П. Збрицкий был награждён вторым орденом Красного Знамени и произведён в капитаны 3-го ранга.

    фото вице-адмирал Е.П. Збрицкий
  7. Ричард
    Ричард 16 мая 2021 08:02
    +5
    За короткое время «Стерегущий» потопил 5 транспортов и еще несколько повредил. В общей сложности караван потерял 12 единиц с грузами для группы армий «Север».

    фото. «Стерегущий» май 1941 года.Таллин

    Это был серийный корабль проекта 7 водоизмещением 2380 тонн.
    Длина корпуса 112,9 м., ширина 10,2 м., осадка 4 м. Мощность турбозубчатого агрегата 48 тыс. л.с.
    Максимальная скорость 38 узлов, экономический ход – 19 узлов. Дальность плавания – 1670 миль.
    Вооружение эсминца состояло из четырёх 130-мм орудий с дальностью поражения 139 каб. (25,7 км) Для сравнения: аналогичные нашим «стотридцаткам» немецкие и английские 127-мм орудия имели дальность 15-18 км. На надстройке были установлены два 76,2-мм универсальных орудия для поражения воздушных и надводных целей. Также имелось две 45-мм полуавтоматических универсальных пушки, четыре 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, два бомбомёта и два параван-трала. Эсминец принимал на борт 56 якорных мин КБ, 30 больших и 24 малых глубинных бомб. Экипаж – 246 человек.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 16 мая 2021 08:49
      -2
      Цитата: Ричард
      Также имелось две 45-мм полуавтоматических универсальных пушки,

      Приветствую Дмитрий, всё-таки 45-пятки реально были только четвертьавтоматическими орудиями, хотя да считались полуавтоматами.
      1. Ричард
        Ричард 16 мая 2021 09:21
        +2
        Добрых выходных, Николай
        все орудия, произведённые заводом по 1935 год не имели полуавтоматического затвора. Закрывание затвора при досылке очередного патрона, а открывание вручную. В системах 21-К, произведённых после 1935 года, введена полуавтоматика инерционного типа — открывание затвора после выстрела теперь автоматическое.
        45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К

        ТТХ:
        Калибр — 45-мм
        Принцип заряжания Одиночное унитарное
        Скорострельность,выстрелов в минуту 20 - 25
        Длина ствола полная, мм/калибров — 2072/46,1
        Длина нарезной части — 1650
        Число нарезов — 16
        Длина хода нарезов — 25 клб
        Глубина нарезов — 0,5 мм
        Вес качающейся части — 203—222 кг
        Вес откатных частей ствола — 123 кг
        Масса ствола с затвором — 107—115 кг
        Масса затвора — 10,5 кг
        Длина отката — 270—300 мм
        Высота линии огня — 1215 мм
        Радиус обметания, дульным срезом/казённой частью — 1097/975 мм
        Расчёт — 3 чел.
        Дальность стрельбы баллистическая фугасным снарядом Ф73, бронебойным Б-240 и осколочно-трассирующим ОР-73А весом 1,41 кг — 9200 м
        Досягаемость по высоте, м 6000 (7000)
        Расчёт установки, чел. 3-4
        Боекомплект на ствол 195 - подводные лодки типа М VI-серии, 250 - подводные лодки типа Л XI-серии, на надводных кораблях от 300 до 2000
        Дальность стрельбы баллистическая фугасным снарядом О-240 весом 2,14 кг — 5000 м
        Прицел — ШБ-1М
    2. Macsen_Wledig
      Macsen_Wledig 16 мая 2021 10:36
      +2
      Цитата: Ричард
      фото. «Стерегущий» май 1941 года.Таллин

      Фото послевоенное: на КДП виден "Редан-2"
  8. Андрей из Челябинска
    +11
    За короткое время «Стерегущий» потопил 5 транспортов и еще несколько повредил.

    А также уничтожил тяжелый крейсер "Блюхер", 8 подлодок, и торпедировал линкор "Тирпиц", ага.
    Вообще, статья - шедевр. У автора получается, что 18 июля (второй конвой) потери немцев составили
    В общей сложности караван потерял 12 единиц с грузами для группы армий «Север».

    Жаль, что немцы об этом не знают
    В КТВ Командующего тральщиками по этому поводу запись: «Проводка конвоя без потерь была чудом. Русские появились на несколько минут позже. Несмотря на вражеское превосходство на море и в воздухе все корабли, принимавшие участие в проводке конвоя боеготовы».
    По поводу обстрела конвоя "Стерегущим". После войны его достижения с 5 потопленных транспортных кораблей уменьшились до 2 поврежденных. Но, опять же, немцы имеют на этот счет свое мнение
    Из истории 3-й флотилии ТКА следуют такие подробности: группа ТКА, прикрывавшая 3-ю группу конвоя (ТКА-29, -45, -47, -54; группа дальнего прикрытия и 1-е звено, прикрывавшее 1-ю группу КОН (-59, -57) уже к этому времени была в порту Риги) была оповещена разведывательным самолетом о приближении противника по направлению 300 градусов – т.е. «Стерегущий» вышел прямо в корму конвою и догонял его. Вскоре был замечен дым, а затем и ЭМ. ТКА развернулись строем фронта и на полной скорости пошли в атаку. Когда дистанция сократилась до 7000 м, ЭМ открыл огонь, а ТКА развернулись и начали ставить дымзавесу, под прикрытием которой они планировали атаковать. ЭМ прекратил сближение и вел огонь по судам, но не попадал. Многие снаряды разорвались на моле Усть-Двинска. ТКА далее не сближались и пуска торпед не производили. Через полчаса ЭМ лег на обратный курс и ушел на Север.
    В 17.21 штаб к-го КР запросил к-ра 5-й флотилии ТЩ о подробном докладе с указанием всех потерь и повреждений. В 17.37 к-р 5-й флотилии ответил, что в 17.00 конвой вместе с ТЩ прибыл в Ригу. «В результате боя с русским торпедным крейсером потерь нет». В 20.28 к-р 5-й флотилии добавил, что на кораблях имеется 1 тяжело раненный и несколько легко раненных в результате поражения осколками авиабомб. У кораблей существенных повреждений нет. В 22.55 к-р 2-й фл. МТЩ повторил о повреждениях МТЩ-168 и добавил, что МТЩ-30 и МТЩ-31 имеют эксплутационные повреждения моторов, которые будут устранены к вечеру 19 июля".
    В общем, мы не смогли даже поцарапать этот конвой.
    1. Улиточник N9
      Улиточник N9 16 мая 2021 10:29
      +2
      В этом отношении показательны сводки "Совинформбюро" по типу: " Советская армия, ВМФ и ВВС доблестно сражаются с немецко-фашистским противником, героически нанося ему тяжёлые потери, подбито за день :100 танков, сбито 100 самолётов, утоплено 100 кораблей и катеров, убито 10000 солдат противника при минимальных своих потерях... На всех фронтах противник несет тяжёлые потери.. Он вынужден ввести в бой свои резервы...В результате советские войска вынуждены отойти от обороняемых позиций и оставить город... Окружённые войска успешно громят фашистов в окружении оттягивая на себя их силы, отошедшие войска закрепились на новых позициях... "
      1. Macsen_Wledig
        Macsen_Wledig 16 мая 2021 11:17
        +1
        Цитата: Улиточник N9
        В этом отношении показательны сводки "Совинформбюро" по типу:

        Дык сводки Совинформбюро были направлены не на 100% правдивость в фактах, а на успокоение населения, внушение ему того, что дела идут не так плохо, как говорят слухи...
        Ну и союзники тоже наши сводки слушали.
      2. Андрей из Челябинска
        +3
        Цитата: Улиточник N9
        В этом отношении показательны сводки "Совинформбюро" по типу

        Ну, таки да, но для сводок это как раз нормально - там же пропаганда, она необходима. Немцы свои сводки писали такими же. Они своих потерь вообще не то, что не сообщали, они их и не считали толком даже.
        А вот писать статью с претензией на историчность на основе сводок - это, конечно... м-дя...
    2. Морской Кот
      Морской Кот 16 мая 2021 12:35
      +3
      Андрей, добрый день. hi
      Ну, Вы вместе с Эпитафичем порвали автора "как Тузик грелку". smile
      Конечно, на 100% доверять мемуарам, а тем более сводкам Совинформбюро -- дело абсолютно неблагодарное. Я, как-то всегда, с советских времён, ориентировался на действия нашего флота по книге Фридриха Руге (с соответствующими скидками, разумеется), по крайней мере в его книге немцы не топили наши корабли "пачками", там только подтверждённые потери.
      Так вот, о войне на Балтике у него буквально две строчки. Про наш Балтийский флот написал, что тот себя вёл пассивно и безынициативно, как и в Первую Мировую (именно такое сравнение), но в артиллерийском отношении "сверх похвал", а оказавшись в тяжелой ситуации экипажи дрались до конца. В общем, он ставил большой минус только нашему командованию, но никак не экипажам кораблей. Писал, что из всего нашего флота немцев доставали только подводные лодки, но когда окончательно перегородили Финский залив, то и эта опасность исчезла. Конечно, и его мемуары тоже нужно пропускать через фильтр, но откровенно-запредельной лжи там не присутствовало.
      1. Андрей из Челябинска
        +4
        Здравствуйте, Константин! hi
        Цитата: Морской Кот
        В общем, он ставил большой минус только нашему командованию, но никак не экипажам кораблей.

        Да как сказать? Если честно, то флот был подготовлен к войне из рук вон плохо. На то были, в основном, вполне объективные причины, включая банальную нехватку средств. В итоге флот сражался сплошь и рядом храбро, но неумело. Хотя, конечно, случались и вполне успешные операции флота. В общем, было очень по разному. Был "Ташкент", показавший себя с лучшей стороны, и была "Червона Украина", которую просто бездарно профукали. Но была и Щ-408, принявшая свой последний бой в первом же боевом походе, повредившая в артиллерийском бою БДБ-188, но получившая повреждения, исключавшие продолжение боя. Оставалось или сдаваться, или драться до последнего снаряда,но и в том и в другом случае корабль был обречен. Экипаж решил попытаться спасти корабль - погрузиться на поврежденной подлодке, понимая, что, если не удастся ее починить, то весь экипаж останется с ней навсегда...
        ...всплыть Щ-408 не смогла, став братской могилой экипажа. Это - героизм каких-то запредельных величин.
        В общем, тема нашего ВМФ в ВОВ - очень сложна и многогранна. Я вот не рискую браться, пока.
        1. Mike_E
          Mike_E 16 мая 2021 17:53
          +4
          Банальная истина - героизм - следствие чьей-то преступной ошибки.
          1. Андрей из Челябинска
            +2
            Цитата: Mike_E
            Банальная истина - героизм - следствие чьей-то преступной ошибки.

            Да вот видите как... Обнаружили Щ-408, вероятнее всего, по утечке масла. А масло текло, по всей видимости, из-за некачественного ремонта. А ремонт делали ленинградские рабочие в первую блокадную зиму, в самую жуть, когда люди себя крюками подвешивали у станков, чтобы от голодной слабости не падать.
            Кого винить?
            1. Mike_E
              Mike_E 17 мая 2021 22:37
              0
              Вы провоцируете на сложный неоднозначный ответ. Тут можно и 303-ю притянуть с её молчанием, и командование, которое почти на верную смерть посылало наши лодки, и голодных рабочих, и авиацию, которая не пришла и много чего ещё. А в итоге, надводный артиллерийский бой подлодки с закономерный концом...
        2. Морской Кот
          Морской Кот 16 мая 2021 18:34
          0
          А стоит взяться, слишком много всего вокруг флота накручено, особенно в последнее время.
  9. smaug78
    smaug78 16 мая 2021 12:38
    +3
    В рядах Самсоновых и Фроловых пополнение...
  10. Mike_E
    Mike_E 16 мая 2021 17:51
    +6
    Отвратительно писать псевдоисторические статьи. Но ещё более отвратительно публиковать их в данном разделе. Кто в этом случае есть большее зло, вопрос очевидный. На этом фоне суперэтнос и прочие Тартарии выглядят намного безобиднее.
  11. Костадинов
    Костадинов 17 мая 2021 15:28
    +2
    Про наш Балтийский флот написал, что тот себя вёл пассивно и безынициативно, как и в Первую Мировую (именно такое сравнение), но в артиллерийском отношении "сверх похвал", а оказавшись в тяжелой ситуации экипажи дрались до конца. В общем, он ставил большой минус только нашему командованию, но никак не экипажам кораблей. Писал, что из всего нашего флота немцев доставали только подводные лодки, но когда окончательно перегородили Финский залив, то и эта опасность исчезла.

    Материал не имеет ничего общего с фактами но я не об етом, а о адмирал Руге.
    1. Соломина в глаза советских адмиралов он замечает, а не замечает бревно в свои глаза. Если КБФ вел себя пассивно то как надо оценит поведение Кригсмарине в 1941-42 на Балтике когда у них било огромное превосходство и в надводних кораблей и в авиации и в подлодок. А они забросали море минами и таким образом сделали невозможно использование етого превосходства. Если ставить минус советского командования, то командование Кригсмарине надо расстрелять за действия в услугу врага.
    2. Немцев доставали только подлодки, катера и авиация, но то же самое можно сказат и о немецком флоте. Крупние корабли они использовали только для оборону своих баз так как ето делал и советский флот.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 17 мая 2021 18:07
      0
      Цитата: Костадинов
      Если КБФ вел себя пассивно то как надо оценит поведение Кригсмарине в 1941-42 на Балтике когда у них било огромное превосходство и в надводних кораблей и в авиации и в подлодок. А они забросали море минами и таким образом сделали невозможно использование етого превосходства.

      Так после эвакуации из Таллина использовать превосходство в кораблях и ПЛ было невозможно - для них банально не было целей. А в Таллинском переходе (как и при эвакуацию Ханко) немецкие мины были эффективнее кораблей и ПЛ.
  12. Klonser
    Klonser 19 мая 2021 00:44
    0
    Давно такого бреда не читал
  13. Костадинов
    Костадинов 19 мая 2021 15:39
    +1
    Цитата: Alexey RA
    Так после эвакуации из Таллина использовать превосходство в кораблях и ПЛ было невозможно - для них банально не было целей. А в Таллинском переходе (как и при эвакуацию Ханко) немецкие мины были эффективнее кораблей и ПЛ.

    Главная цель для Кригсмарине в 1941 и в войне на море в целом била нанести удар всеми силами главному врагу на решающем фронте войни. Другими словами атаковат Ленинград с моря. Ето решающая операция для Восточного фронта. Для етого у них било все необходимое - надводние корабли, тральщики, десантние суда, превосходство в воздухе.
    А они послали кораблей атаковать Шпицберген.