Военное обозрение

Бронекатер X18 Tank Boat вышел на испытания

15

Катер X18 после спуска на воду


Индонезийская промышленность завершила строительство головного артиллерийского бронекатера X18 Tank Boat. Изделие спущено на воду и теперь занято в ходовых испытаниях. Реальные перспективы этого проекта-долгостроя до сих пор не определены, но его разработчики полагают, что катер имеет большое будущее.

Затянувшиеся работы


Проект бронекатера-танка X18 создан индонезийской компанией РТ Lundin Industry Invest. Основной сферой ее деятельности является разработка и строительство различных катеров и лодок гражданского и двойного назначения, но предпринимаются попытки создания более сложной техники для флота.

Впервые о катере X18 рассказали в 2012 г. Тогда раскрыли сам факт существования проекта, а также рассказали о возможности получения высоких технических и боевых характеристик, для чего планировалось внедрить ряд смелых технических решений. В 2015 г. на очередном мероприятии показали макет катера X18 Fire Support Vessel с усиленным комплексом вооружений; также раскрыли основные тактико-технические характеристики.


Проектный облик катера с 105-мм пушкой

Компания-разработчик утверждала, что военно-морские силы Индонезии заинтересовались предлагаемым проектом. Эта информация соответствовала действительности, и в том же 2015 г. появился контракт на строительство первого «катера-танка» для проведения испытаний и последующей оценки. По условиям контракта, головным исполнителем и интегратором по проекту является государственная компания PT Pindad (Persero). Строительство поручалось РТ Lundin Industry Invest, а ряд других компаний привлекли в качестве поставщиков агрегатов.

Строительство опытного X18 стартовало в начале 2016 г. на заводе РТ Lundin Industry Invest в г. Баньюванги. В августе компания-разработчик опубликовала фотографии со строительства. К этому моменту были сформированы обводы корпуса катамаранной схемы, но работы продолжались. В конце года полноразмерный макет катера показали на выставке.

По ряду причин, вероятно, технологического и экономического характера, строительство и оснащение головного катера удалось завершить только сейчас. 28 апреля X18 спустили на воду и уже на следующий день он приступил к ходовым испытаниям. Сроки их выполнения не уточняются. Неизвестными остаются и взгляды потенциального заказчика на новый проект.


Технические особенности


Проект X18 предлагает строительство катера-катамарана длиной 18 м шириной 6,6 м с нормальной осадкой 1 м. Катер имеет баллистическую защиту, может нести артиллерийское и пулеметное вооружение разных типов, а также перевозит десант. Он предназначается для выполнения широкого круга задач на реках и в прибрежной зоне морей.

Катер строится по катамаранной схеме с двумя боковыми корпусами, в которых размещается часть агрегатов, и широким мостом, образующим палубу и полубак достаточного объема. В центральной части катера помещается надстройка, на крыше которой имеется посадочное место для боевого модуля. За модулем или прямо на нем устанавливается мачта с радиоэлектронным оборудованием.

Основные конструкции катера предлагается изготавливать из композитного материала, название и состав которого не уточняются. По утверждению разработчиков, такой корпус в 10 раз легче стального и в 10 раз прочнее. Кроме того, по печальному опыту предыдущих проектов, композит сделали негорючим. При этом точный уровень защиты корпуса не назван. Вероятно, обеспечивается противопульная и противоосколочная защита.


Корпус в процессе строительства, август 2016 г.

Катер оснащен двумя дизельными двигателями MAN мощностью по 1200 л.с., каждый из которых работает на свой водомет. Заявлена максимальная скорость 40 узлов. Топливная система включает баки на 5 тыс.л, что при экономической скорости 10 узлов дает дальность хода 450 миль.

Согласно ранним материалам по проекту, бронекатер должен был нести боевой модуль Cockerill XC-8 105HP производства компании CMI Defence с нарезной пушкой калибра 105 мм и пулеметом нормального калибра. На крыше такой башни дополнительно размещается модуль Lemur RWS 12.7mm с крупнокалиберным пулеметом.

В ходе достройки головной катер проекта получил менее мощное вооружение. На крыше его надстройки установили ДУБМ CMI Cockerill 3030 с автоматической пушкой Bushmaster Mk 44 и пулеметом нормального калибра. Также катер получает два пулемета M2 на открытых турелях с ручным управлением.

Проект предусматривает установку набора радиоэлектронных средств для навигации, связи и т.д. Боевые модули всех типов оснащаются собственными оптико-электронными блоками и управляются с пультов внутри защищенного объема.


Состав экипажа зависит от выбранного вооружения. Модуль Cockerill 3030 управляется одним оператором, благодаря чему экипаж сокращается до четырех человек. Более сложная башня с 105-мм пушкой увеличивает экипаж до шести человек. Также на борту можно разместить десант – 20 бойцов с вооружением и снаряжением. На носу предусмотрен откидной трап.

Перспективы катера


В ближайшее время катеру X18 Tank Boat предстоит пройти весь комплекс испытаний под надзором специалистов флота, и после этого будут сделаны выводы. Если головной образец покажет себя с лучшей стороны и устроит ВМС, появится контракт на серийное производство. Впрочем, потребное количество боевых единиц такого рода остается неизвестным.

Предлагаемый бронекатер имеет ряд положительных особенностей, которые могут заинтересовать заказчика. Катамаранная конструкция корпуса обеспечивает высокие ходовые характеристики и позволяет работать на мелководье, в т.ч. высаживать десант прямо на берег. Противопульная композитная броня защитит от большинства ожидаемых угроз, а артиллерийское и пулеметное вооружение обеспечит поражение различных целей и эффективную поддержку десанта.


Полноразмерный макет катера с крупнокалиберным вооружением

Проект не имеет заведомых минусов, хотя его главная особенность пока вызывает вопросы. Корпус и надстройка выполнены из нового композита, для которого заявлены высокие характеристики прочности и баллистической стойкости. Насколько эта информация соответствует действительности – неизвестно. Вероятно, эти особенности проекта прояснятся в самое ближайшее время, в ходе испытаний.

Таким образом, X18 является многоцелевым бронекатером, способным участвовать в различных мероприятиях и операциях. Подобные боевые единицы могут выполнять патрулирование в поисках правонарушителей, а также перехватывать их или обеспечивать проведение армейских или полицейских операций. В связи с этим сравнение катера с танком имеет некоторый смысл – хотя более правильным будет называть его плавучим бронетранспортером или боевой машиной морской пехоты.

Следует отметить, что ВМС и другие структуры Индонезии заинтересованы в получении катеров X18 или иной техники с подобными возможностями. Ввиду географических особенностей страны, вооруженные силы и силовые структуры нуждаются в различных средствах, позволяющих патрулировать крупные акватории и длинную береговую линию и следить за активностью на тысячах островов. Кроме того, эти плавсредства должны быстро перебрасывать целые подразделения и поддерживать их огнем.


Желание и предложение


Предлагаемый облик «танка-катера» X18 в основном соответствует желаниям и требованиям потенциального заказчика в лице индонезийских ВМС. Несколько лет назад этот факт привел к строительству опытного образца, который теперь проходит испытания и демонстрирует свои возможности.

Явные поводы для пессимизма пока отсутствуют. Компания РТ Lundin Industry Invest и смежники могут рассчитывать на одобрение флота и получение заказа на некоторое количество серийных катеров. И здесь кроются новые риски. Строительство головного катера заняло около пяти лет, и сроки производства достаточно крупной серии оказываются под вопросом.

Таким образом, перед бронекатером X18 открывается широкое будущее с несколькими вариантами развития событий. Пессимистичный сценарий предусматривает провал испытаний и отказ от дальнейших работ. В противном случае катер получит одобрение ВМС и пойдет в серию. И дальнейшие события будут зависеть от финансовых возможностей заказчика и производственного потенциала подрядчика. Они позволят выполнить крупный заказ в минимальные сроки – или растянут строительство немногочисленных катеров на долгие годы.
Автор:
Использованы фотографии:
PT Pindad / РТ Lundin Industry Invest, Finance.detik.com
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. andrewkor
    andrewkor 12 мая 2021 05:36
    +1
    Симпатичный кораблик. Надеюсь ,что испытания пройдут успешно и мы увидим достаточную серию оных в строю. Что до трудностей серийного производства ,то при достаточно крупном контракте широко развернуться не вижу проблем.
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 12 мая 2021 08:22
      -3
      Согласен.
      Цитата: andrewkor
      Надеюсь ,что испытания пройдут успешно
      Нам не жалко, но при условии, что не будет контактов и контрактов с укропетеками. angry
  2. Xlor
    Xlor 12 мая 2021 06:21
    +4
    В Индонезии много островов, да и сама она - большой остров.
    Подобные катера для них просто жизненная необходимость...
  3. неспич
    неспич 12 мая 2021 10:59
    +4
    what сдаётся мне, что вооружение в виде танковой пушки неоптимально... Если по катерам стрелять то она избыточна(лучше подошла бы малокалиберная автоматическая пушка или/и ПТРК). Если по берегу то лучше подошёл бы миномёт... Разве что заплутавшие фрегаты с эсминцами противника топить в местных индонезийских шхерах -- вот для этого танковая пушка в самый раз! ИМХО оптимально бы смотрелся модуль вооружения от БМП-3 (Бахча) или боевое отделение от Ноны/Вены со 120мм орудием и КПВТ на крыше...
    1. СергейАлександрович
      +1
      Д-30 бы на него поставить, в раскоряку с крепежом, для пробы, но боюсь, это высокотехнологичное корыто разойдется по швам после нескольких выстрелов.
  4. Oleg133
    Oleg133 12 мая 2021 11:20
    +1
    Вот такие катерки нужны были в 44-ом на Балтике. Десанты высаживать на острова. И в 45 на Курилах
  5. Conjurer
    Conjurer 12 мая 2021 11:58
    +3
    Выглядит симпатично, пушка танковая....как у наших бронекатеров времен ВОВ. Вот только со времени ВОВ много воды утекло. Для патрулирования на реках против браконьеров - чрезмерно, для боевых действий против современной пехоты - бронирование хилое, вооружение не оптимальное (куда будет стрелять пушка с реки при более-менее возвышенном береге? Про море не нужно говорить, для такого суденышка стрельба из пушки даже на небольшой волне - тот еще прикол). Т.е для нас такое не нужно, а индонезийцы пусть сами разбираются.
    1. Грац
      Грац 12 мая 2021 15:11
      +2
      что то вроде у финнов был проект катера с минометной установкой интересный или шведов
  6. bk0010
    bk0010 12 мая 2021 14:08
    +2
    Пушка - всегда хорошо: укрепления на берегу долбать, например. Или с таким же катером бороться. Другое дело, что дополнительно хорошо бы поставить еще 120-мм миномет, 30-мм автомат (вертолеты отгонять) и пусковую для ПТУР. Катер не танк - туда все это влезет.
    Есть по нему пара вопросов:
    1) Почему катамаран? Моряки катамараны почему-то не любят, а тут вдруг - пожалуйста.
    2) Композиты неремонтнопригодны. Как дырки от воздействия противника ремонтировать собираются?
    1. СергейАлександрович
      0
      Катамараны не любят совсем даже не моряки, их не любят заказчики и производители. Заказчики удивляются двойной стоимости, а производители отказываются изготавливать 2,5 корпуса по цене одного.
    2. неспич
      неспич 12 мая 2021 14:57
      0
      lol если всё вами предлагаемое воткнуть на этот катер то он 40 узлов уже не даст... и 20 десантников не возьмёт на борт..
      ЗЫ: это в России катамаран -- плохая идея. -- С него зимой придётся в два раза больше льда откалывать(а это лишний народ в экипаже) ! А в Индонезии про такую напасть и не слыхивали...
      А дырки видимо заклеивают...
  7. Грац
    Грац 12 мая 2021 15:08
    0
    разработку проекта, документации. оснастки цехов надо было отдать хотя бы тем же немцам, было бы и быстрее и качественнее
  8. Басарев
    Басарев 12 мая 2021 16:19
    0
    Ух ты. Аж целая автопушка главным калибром. Кого эти пытаются напугать? Даже серьёзных контрабандистов не шуганёшь.
  9. Сергей Куликов_3
    Сергей Куликов_3 12 мая 2021 17:55
    0
    "Катер оснащен двумя дизельными двигателями MAN мощностью по 1200 л.с., каждый из которых работает на свой водомет." , "Проект не имеет заведомых минусов" - как управлять катамараном с одним двигателем!? Рассчитывать на то, что движки не убиваемые?
    Катамаран - хорошая штука, но не в такой реализации, для катамарана лучше схема с электрическими приводами и генераторами.
    Не взлетит...
  10. FreeDIM
    FreeDIM 17 июня 2021 12:17
    0
    Главное, чтоб сомалийцам не продавали, а то они на таких всё восточное побережье Африки ушатают.