Тайна катастрофы теплохода «Армения»

97
Тайна катастрофы теплохода «Армения»
Советское госпитальное судно «Армения»

Теплоход «Армения»


В середине 1920-х годов в Советской России активно восстанавливалось кораблестроение, в том числе и гражданское. В конструкторском бюро Балтийского завода разработали проект теплохода типа «Аджария». В 1927–1928 годах было построено шесть пассажирских судов, которые получили названия в честь советских республик: «Аджария», «Абхазия», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия». Почти все лайнеры построили в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе (только последние два судна – в германском Киле). Теплоходы несли службу на Чёрном море и обслуживали линии между портами Украины, Крыма и Кавказа. За свою быстроходность они назывались «рысаками».

«Армения» была введена в строй в 1928 году. Это был двухтрубный теплоход водоизмещением 5770 тонн, длиной более 107 метров, шириной в 15,5 метров, способный развить скорость в 14,5 узлов. Экипаж около 100 человек, на борту могло разместиться около 1000 пассажиров. Также теплоход мог перевозить 1000 т грузов, то есть был универсальным грузо-пассажирским. «Армения» эксплуатировалась Черноморским морским пароходством и ходила на линии Одесса – Батуми – Одесса.




Носовая часть «Армении». Кадр: видео Центра подводных исследований РГО

Санитарное судно


С началом Великой Отечественной войны ситуация на Чёрном море потребовала изменения положения «рысаков». «Армению» переделали в санитарно-транспортное судно: рестораны переоборудовали в операционные и перевязочные, курилку – в аптеку, в каютах установили дополнительные подвесные койки. В начале августа работы на судне были завершены, и «Армения» вошла в состав Черноморского флота. Капитаном судна стал Владимир Плаушевский, старшим помощником – Николай Знаюненко, руководителем медицинского персонала – главный врач железнодорожной Одесской больницы Пётр Дмитриевский. Экипаж санитарного судна состоял из 96 человек, а также из 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

В ходе обороны Одессы корабль совершил 15 рейсов и вывез из города на кавказское побережье свыше 16 тыс. человек. Днем и ночью на борту трудился медицинский персонал. Операции, перевязки и кровь. Множество раненых. Везли не только раненых, но и беженцев, которые спасались от войны. Члены экипажа размещали людей в своих каютах.

На бортах и палубе «Армении» были нанесены яркой красной краской большие кресты, хорошо видные с воздуха. На грот-мачте находился белый флаг с изображением международного Красного Креста. Однако немцы статьи Женевской и Гаагской конвенций на востоке практически не соблюдали. Так, в июле 1941 года гитлеровцы повредили санитарные суда «Котовский» и «Чехов». Атакованный самолётами люфтваффе лайнер «Аджария», объятый огнем, на виду у всей Одессы выбросился на мель. В августе такая же участь постигла судно «Кубань». Поэтому на «Армении» установили 4 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21К и 4 пулемета. Также судно обычно сопровождал конвой.

Эвакуация из Севастополя


Осенью 1941 года в Крыму царила неразбериха. К Севастополю выходили разбитые части Приморской армии РККА, за ними шли гитлеровцы. Тогда ещё никто не знал, что город будет героически держаться 250 дней. Из Севастополя спешно эвакуировали всё, что надо и не надо. К примеру, госпитали в самом городе и оборудованные в штольнях были забиты ранеными, но кто-то приказал эвакуировать медперсонал. Хотели вывезти даже хорошо подготовленный и укрепленный командный пункт флота. Только энергичные действия вновь прибывшего заместителя по сухопутной обороне генерал-майора Петрова положили конец бардаку. Севастополь превратился в настоящую крепость, на его подступах завязались упорные бои.

«Армения» 4 ноября 1941 года вышла из Туапсе и прибыла в Севастополь. Лайнер стоял на внутреннем рейде и принимал на борт раненых и беженцев. Обстановка была тревожной. В любой момент могла появиться немецкая авиация. Большая часть боевых кораблей флота по приказу адмирала Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция. Кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился транспорт «Белосток», а у причала Морзавода – «Крым». Погрузка шла непрерывно днем и ночью.

На судно были погружены раненые, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1-го ранга Семёном Каганом. Также на судно поместили 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическую лабораторию, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также мирные жители Севастополя. По разным оценкам, на корабле в итоге было собрано от 5 до 7–10 тыс. человек.

Сначала капитан Плаушеуский получил указание выйти в море 6 ноября в 19 часов и идти в Туапсе. Для сопровождения выделялся небольшой морской охотник «041» старшего лейтенанта Кулашова. При отсутствии сильного конвоя хорошей защитой для большого судна была только ночь. Днем большой грузо-пассажирский лайнер, почти не имеющий средств ПВО, конвойных кораблей и самолетов, был отличной мишенью для немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Немецкие ВВС в это время господствовали в воздухе. Первый приказ давал хорошие шансы судну покинуть Крым и дойти до Туапсе. Поэтому капитана Плаушевского возмутил второй приказ: выйти в море 17 часов, в светлое время суток! Такой приказ мог привести к гибели тысяч людей.

Затем последовали ещё два роковых приказа. Первым приказом «Армении» дали указание зайти в Балаклаву и забрать там служащих НКВД, раненых и медперсонал. Также теплоход принял какой-то секретный груз. Сейчас нет данных, какой груз погрузили на судно в Балаклаве. Есть мнение, что грузили музейные ценности, картины. По другой версии – документы и золото. В Балаклаве судно простояло несколько часов. Шансы уйти под покровом темноты ещё были.

Однако Плаушевский получает новый роковой приказ. Идти в Ялту и забрать работников партии, НКВД и ещё несколько госпиталей. В 2 часа ночи 7 ноября 1941 года «Армения» была в Ялте. В городе был хаос. Милиции не было, кто-то громил и грабил магазины, склады и винные погреба. Бойцы НКВД организовали посадку. Здесь транспорт принял ещё несколько стен людей и груз. Погрузка шла до 7 часов утра.

Катастрофа


В 8 часов 7 ноября «Армения» вышла из Ялтинского порта в Туапсе в сопровождении одного сторожевого катера. Море штормило, шёл дождь, что уменьшило и так небольшие возможности сторожевика по защите транспорта. Факт прикрытия транспорта двумя самолетами-истребителями, которые якобы «проморгали» атаку вражеского самолета, иногда упоминаемый в рассказах о событии, документами не подтверждается.

Интересно, что адмирал Октябрьский, зная оперативную обстановку и где находится «Армения», дал указание не выходить судну из Ялты до 19 часов, то есть до вечера. Плаушевский этот приказ получил, но вышел из Ялты. В этом кроется ещё одна тайна гибели теплохода. Возможно, что это было связано с тем, что в Ялте не было средств ПВО, и к городу приближались немцы (они захватили Ялту 8 ноября). То есть гитлеровцы легко бы уничтожили «Армению» в порту с помощью авиации либо просто полевой артиллерией. Поэтому капитан решил рискнуть выйти в море. В ненастную погоду шансы уйти без потерь повышались.

По свидетельству моряка с катера Яковлева, сначала около 10 часов появился немецкий разведчик. Через некоторое время на бреющем полёте, едва не касаясь воды, в район вышли два вражеских торпедоносца. Один пошёл в сторону Ялты, другой атаковал, но промазал. Второй торпедоносец действовал успешно. В 11 часов 25 минут «Армению атаковал Хейнкель He 111. В результате прямого попадания торпеды (как ранее считали) или двух произошёл сильный взрыв. Транспорт затонул за несколько минут. Сторожевик в неспокойном море смог спасти только 6 или 8 человек. До берега было около 30 км, вода была холодной, поэтому погибли почти все.

После войны «Армению» не раз пытались обнаружить, но без успеха. Находили древние суда, корабли, которые погибли в ходе двух мировых войн, но не санитарное судно. Только во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России в 2017 году, на дне нашли магнитную аномалию. В марте 2020 года по этим координатам обломки «Армении» были обнаружены глубоководным комплексом под управлением специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. Судно располагалось в 18 милях от берега на глубине 1500 метров.

Следов торпедной атаки не нашли. Однако надстройки и верхние палубы имели большие разрушения. Возможно, что «Армения» подверглась бомбовым ударам. Это подтверждает версию, что корабль атаковали 4 немецких самолета, которые разбомбили среднюю часть судна.


Рында «Армении». Кадр: видео Центра подводных исследований РГО
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    13 мая 2021 05:20
    На бортах и палубе «Армении» были нанесены яркой красной краской большие кресты, хорошо видные с воздуха.
    И тем не менее, немцы его потопили....нЕлюди !
    1. +12
      13 мая 2021 05:48
      Цивилизованные европейцы! Это бремя белого человека...Что то изменилось, нет! Только фашизм мимикрировал в западный либерализм, а третий рейх в Евросоюз, но суть осталась тажа - случись сегодня война, какой нибудь "цивилизованный" француз (а про англосаксов я вообще не говорю) на Рафале преспокойно бы утопил бы наше госпитальное судно, а потом бы пошел отдыхать на Монмартр без всяких угрызений совести, и те кто у нас в России думает, что это не так, это или очень наивные или очень глупые люди!
      1. +6
        14 мая 2021 01:05
        Цитата: Зяблицев
        Цивилизованные европейцы! Это бремя белого человека...Что то изменилось, нет! Только фашизм мимикрировал в западный либерализм, а третий рейх в Евросоюз, но суть осталась тажа - случись сегодня война, какой нибудь "цивилизованный" француз (а про англосаксов я вообще не говорю) на Рафале преспокойно бы утопил бы наше госпитальное судно, а потом бы пошел отдыхать на Монмартр без всяких угрызений совести, и те кто у нас в России думает, что это не так, это или очень наивные или очень глупые люди!

        Я вот полностью согласен! Но у меня возник вопрос. А те 13 (на данный момент),кто минусы ставил, чем руководствовались? Наверное это были "коли из Уренгоя"!
    2. +14
      13 мая 2021 07:28
      28.3.17.
       антивирус 2  Сегодня, 19:36 ↑ 
      К вопросу о накрахмаленных манишках и чести .
      Яков Михайлович Глазунов, капитан Волжского пароходства, тесть моего знакомого, 1928 г р.
      "Вызывают его, летом, в управление пароходства, в Горький( возможно Куйбышев?), говорят:
      - "иди в Сталинград, там эвакуируют всех кого можно"
      Грузится у пристани. Начался налет, быстро их выгнали от пристани.
      Он пошел вдоль берега.
      -"если попадет , то доплыву до берега и др кто выживет"
      А второй пароход пошел по середине и его потопили,
      детей, раненых.
      Раскладывали белые простыни с красными крестами на палубе.
      "Фашист кидал, кидал, но промахнулся. Я все уворачивался, так и ушел."
      "Каждый раз рассказывал с плачем"
    3. +1
      13 мая 2021 07:44
      Цитата: Uncle Lee
      И тем не менее, немцы его потопили....нЕлюди !

      Просто немцы.
      1. +1
        13 мая 2021 08:13
        Влад hi Судя по минусам нацики приветствую гибель "Армении" с ранеными и детьми....
        1. +9
          13 мая 2021 09:05
          Цитата: Uncle Lee
          Влад Судя по минусам нацики приветствую гибель "Армении" с ранеными и детьми....

          На то они и нацики, для них убивать детей не впервой, что они и делают в ЛНДР сейчас.
        2. +9
          13 мая 2021 09:53
          Цитата: Uncle Lee
          ..... Судя по минусам нацики приветствую гибель "Армении" с ранеными и детьми....
          hi да, Владимир! Когда санитарные поезда раненных и детей вывозили, немцы тоже их старались уничтожить вместе с людьми.
          А минусы что? В данном случае хорошо что мы знаем про эту либерастию. Знаем, что они не где-то далеко, среди артистов с низкой социальной, они ---рядом.
          1. +9
            13 мая 2021 10:02
            Дима hi Плюсы и минусы, как лакмус, показывают отношение присутствующих к той или иной статье или комментарию. И сразу видно белых и красных, наших и немцев, врагов и друзей....
            1. +2
              13 мая 2021 10:12
              .....как лакмус, показывают отношение.......
              вот если бы они что написали---было бы лучше, поскольку это все должно быть видно и обсуждено. А не хотят обсуждения, знают, что ущербны negative
              1. +4
                13 мая 2021 10:16
                Цитата: Reptiloid

                вот если бы они что написали
                Не будут они писать, убогость свою показывать...Минусами привычней - не видно кто и соседу "приятное" сделал !
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                2. +2
                  13 мая 2021 13:32
                  Владимир! У меня опять стихотворение про мертвых врагов. От имени немца. Так я представляю их мысли по их делам
                  ОНИ ШЛИ НА ВОСТОК-3
                  Ведь я --- не человек! Мы --- волки, волчья стая.
                  Фенриру поклонялись мы, арийцев прославляя!
                  Мы знали: план ""Ост"" --- это лучший из планов!
                  Для русских --- погост! Ведь у нас --- талисманы!

                  Мы русских взрывали, и в дотах, и в танках.
                  Мы жгли их и жгли, уничтожив останки.
                  Мы в Белоруссии, в лесах, германцев защищали,
                  Мы жителям внушали страх, они нас убивали.

                  Сопротивлялись стар и млад, и взрослые, и дети.
                  Мы жгли, и поднимался смрад. Они за всё в ответе.
                  Как покорить мечтали мы советских белорусов!
                  Но я в бою погиб давно. Не сдался. Не был трусом.

                  Лежал и ждал: проткнут штыки? А может, не заметят???
                  Они пришли. Большевики. Они за всё в ответе.

                  Мне в смерти всё понятно: нас Один не спасал,
                  Дорогою Валгаллы к себе не забирал.
                  Крылатые валькирии не замечали нас ---
                  Ведь радость битвы вечной --- то лишь красивый сказ.
                  Их нежные ладони совсем нас не ласкали,
                  Но вороны, слетевшись, мои глаза склевали.
                  1. +2
                    13 мая 2021 13:51
                    Владимир Высоцкий
                    Солдаты группы «Центр»

                    Солдат всегда здоров,
                    Солдат на всё готов,
                    И пыль, как из ковров,
                    Мы выбиваем из дорог.

                    И не остановиться,
                    И не сменить ноги,
                    Сияют наши лица,
                    Сверкают сапоги!

                    По выжженной равнине —
                    За метром метр —
                    Идут по Украине
                    Солдаты группы «Центр».

                    — На «первый-второй» рассчитайсь!
                    — Первый-второй…
                    Первый, шаг вперёд — и в рай!
                    — Первый-второй…
                    А каждый второй — тоже герой —
                    В рай попадёт вслед за тобой.
                    — Первый-второй.
                    Первый-второй.
                    Первый-второй…

                    А перед нами всё цветёт —
                    За нами всё горит.
                    Не надо думать! — с нами тот,
                    Кто всё за нас решит.

                    Весёлые — не хмурые —
                    Вернёмся по домам,
                    Невесты белокурые
                    Наградой будут нам!

                    Всё впереди, а ныне
                    За метром метр
                    Идут по Украине
                    Солдаты группы «Центр».

                    — На «первый-второй» рассчитайсь!
                    — Первый-второй…
                    Первый, шаг вперёд — и в рай!
                    — Первый-второй…
                    А каждый второй — тоже герой —
                    В рай попадёт вслед за тобой.
                    — Первый-второй.
                    Первый-второй.
                    Первый-второй…

                    1965 г.
                    А мне это запомнилось.....
                    1. +3
                      13 мая 2021 14:33
                      Да, я читал, это к спектаклю Высоцкий написал. А мне бесят всякие призывающие скорбь.в День Победы
                      Зато наш какой-то современник написал о человечности к немцам стих. И есть те, кому нравится, Михаил Шахназаров об этом.
                      А между тем немцы не отрицали свои преступления, но и не каялись, и не говорили, простите нас, русские. Правда, Бранд у евреев просил прощения .....
                      Да вечера, убегаю
                    2. +4
                      13 мая 2021 20:38
                      Стихи, конечно, хорошие у Высоцкого. Только не было группы "Центр" на Украине, она была в Белоруссии. А на Украине была группа "Юг", но тогда рифмы нет. Всего один раз видел Высоцкого на сцене - на премьере "Преступления и наказания", произвёл сильное впечатление, играл Свидригайлова. Очень мощно, в фильмах у него тоже много выигрышных ролей, но с театром - никакого сравнения. Это надо видеть.
    4. 0
      14 мая 2021 09:32
      Немцев это никогда не останавливало.
  2. +16
    13 мая 2021 05:30
    В 8 утра транспорт вышел в море.Одиночный немецкий бомбардировщик появился где-то через два с половиной часа. Он возвращался на аэродром в Румынии,не сбросив полностью свой смертоносный груз.Из спецсообщения на имя начальника 3 отдела ЧФ Кудрявцева:
    "В 10-40 из-за облаков, на низкой высоте на курсе теплохода был обнаружен самолет противника Ю-88, который сбросил бомбы в носовую часть теплохода. Через 5-6 минут т/х "Армения" затонул. Звено истребителей самолет противника обнаружили поздно, т.е., после того, как он сбросил бомбы на теплоход, поэтому атака истребителей была безрезультатной и самолет противника ушел безнаказанно. Проверкой установлено, что вылетевшее звено истребителей И-153 имело ряд недочетов. На самолете мл. лейтенанта Степанова не работало 3 пулемета, не работала рация, не было карты. Командир звена лейт. Феоктистов в сложных метеоусловиях тактически неправильно сопровождал транспорт, отходил от него далеко, не учел того, что самолет противника внезапно из облаков произвел бомбометание".
    Рассекреченные документы наконец ставят точку в долгой дискуссии о том, сколько людей унесла на глубину в полтора километра "Армения".Из рапорта уполномоченного транспортного отдела НКВД Крыма Питомца, обслуживавшему порт Ялты: "7/XI-1941 г. на теплоход "Армения" было погружено людского состава из Севастополя – раненых 700 ч., из Ялты раненых 1500-1700 ч. Эвакуированных партийно-советского актива из Симферополя, Алушты и Ялты примерно 2000 ч."
    В других донесениях и докладах счет отличался. Раненых всего 1500, сотрудников ялтинского военно-морского госпиталя 30, медиков из Севастополя — 383, гражданских — примерно 3 тысячи. Всего 4,5-5 тысяч… Военная прокуратура список виновных в трагедии составила.Доклад о гибели "Армении" на имя командующего Черноморским флотом, вице-адмирала Октябрьского, украшен его резолюцией: "Случай тяжелый, но судить представительных людей не за что, неверно…"
  3. kig
    +10
    13 мая 2021 05:37
    Ну и где тут тайна? Пассажирское судно, пусть и с красными крестами, без охранения и сопровождения, в условиях господства немецкой авиации... Как ни грустно, но итог закономерный.
    1. +8
      13 мая 2021 06:16
      После такой трагедии и последующих других таких же трагедий в Балтийском море немцам не стоит предъявлять претензии к Маринеско... закономерный итог.
      1. +8
        13 мая 2021 07:47
        Цитата: Леха с Андроида.
        После такой трагедии и последующих других таких же трагедий в Балтийском море немцам не стоит предъявлять претензии к Маринеско... закономерный итог.

        Маринеско сделал то что нужно, уничтожил врага их же методом. Многому нас научили немцы.
    2. +12
      13 мая 2021 06:53
      Цитата: kig
      без охранения и сопровождения

      Если быть точным,справедливости для, в Журнале боевых действий ВВС и ПВО Черноморского флота, записано, что утром 7 ноября 1941 года госпитальное судно «Армения» вышло из Ялты в сопровождении двух самолетов И-153 (командир звена лейт. Феоктистов) ,также теплоход сопровождали два сторожевых катера.В тот момент недалеко от теплохода был только один катер конвоя под номером 0122. Но момента атаки те, кто был на борту, не видели. Они лишь опознали в самолете Ю-88, который мог быть и бомбардировщиком, и торпедоносцем. И в журнал боевых действий занесли, что по "Армении" были выпущены торпеды,вот что увидели наблюдатели с катера: "Когда он тонул, с т/х "Армения" сбрасывали шлюпки. СКА № 0122 удалось спасти 6 человек, на воде было до 300 человек. Капитан 1 ранга Бурмистров, находясь на СКА, приказал следовать в Балаклаву".По поводу второго катера есть упоминание в журнале оперативного дежурного штаба ЧФ: "ушел в Севастополь, имея приказание".
      1. +4
        13 мая 2021 10:43
        который мог быть и бомбардировщиком, и торпедоносцем

      2. kig
        +4
        13 мая 2021 14:11
        Статья как озаглавлена? Тайна катастрофы. А как ни крути, ничего таинственного в гибели Армении нет. Череда случайностей, неразбериха, паника, головотяпство. Только горе осталось.
      3. Цитата: СЕРЖ ант
        что утром 7 ноября 1941 года госпитальное судно «Армения»


        Транспорт, а не госпитальное судно.
    3. +12
      13 мая 2021 06:59
      Вообще то Армения шла с охранением и сопровождением
      К тому же была вооружена орудиями
      1. +5
        13 мая 2021 08:37
        Опять статья никакая, опять тот случай, когда комментарии интереснее, особенно которые сопровождаются документами. А то автор имеет странное отношение к НКВД...именно их в "первую" очередь эвакуировали. А 10 ноября из "эвакуированных" сформировали сводный полк. Акценты, ох уж эти акценты. Переписать статью из википедии, добавить отсебятины и вуаля.
      2. +3
        13 мая 2021 15:36
        Было бы госпитальное судно, все равно бы немцы утопили. Никакие красные кресты не помогли бы. 19 сентября 43-го управляемой бомбой пустили на дно британское госпитальное судно "Ньюфауленд". Правда заодно с эсминцем.
  4. +14
    13 мая 2021 06:38
    автор не пишет, что согласно конвенций, судно с вооружением, да еще с конвоем , не может считаться госпитальным. Тот же лайнер "Вильгельм Густлофф", уничтоженный Маринеско, тоже нес орудия.

    Виновник гибели это бардак, царивший в Крыму, когда пытались охватить эвакуацией тот объем, который невозможно было охватить в принципе.

    Роковой была незапланированная погрузка в Балаклаве.

    Страшная трагедия.

    Приходилось читать ПОСЛЕвоенные воспоминания людей о том горе и отчаянии, которое они испытали, НЕ попав в ту ночь в порту Ялты на борт Армении, хоть они стояли в огромной толпе на пристани, видели ее и пытались сесть на нее...
    1. +4
      13 мая 2021 06:50
      Уже не первая статья на ВО о трагедии с "Арменией". Но, соглашусь с вами - автор упомянул, о женевской конвенции, окраске, флаге, но не стал объяснять, что нахождение на судне вооружения перечёркивает все эти факторы.
      Я не оправдываю пилотов "люфтваффе". У них множество таких "подвигов". Я сейчас - конкретно об "Армении".
    2. 0
      13 мая 2021 06:57
      На Густлове не было орудий, но он в любом случае не был госпитальным судном, даже раскраски не было соответствующей. Орудия были на Армении, хотя раскраска была.
      1. Цитата: Avior
        хотя раскраска была.

        Это не факт.
        1. 0
          13 мая 2021 07:43
          Да, приходилось слышать такое
          1. Цитата: Avior
            Да, приходилось слышать такое

            "Слышать" - это не факт. В РГАВМФ есть приказ об установке орудий на Армению:
            "На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1.150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости. Подкрепления для "Армении" выполняются по чертежу № 3. Артпогреба запроектированы на 1.420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную".

            (дело № 1431)
            Никаких приказов о нанесении на судно окраски и опознавательных знаков госпитального судна нет.
            "Санитарным транспортом" Армения значится только в приказе 00162 от 8 августа 1941 "О зачислении в состав ЧФ санитарных транспортов "Армения" и "Абхазия". В остальных случаях - теплоход и транспорт. Армения, в силу сложившейся тяжелой обстановки, чаще использовалась в качестве военного и эвакуационного транспорта, а не госпиталя. Например, в середине октября из осаждённой Одессы в Севастополь теплоход "Армения" эвакуировал:
            "Наименование груза — 5.000 в/людей, раненых 72 ч., орудий 28 шт., прицепов 24 шт., автомашин 5 шт., зенит. установок 3 шт., разн. груза 165 т".

            (Дело № 1147, РГАВМФ)
            Так же, как и Густлофф, Армения была формально законной целью.
            1. +4
              13 мая 2021 08:20
              Армения в любом случае не была санитарным судном в рамках Гаагской конвенции, там есть целый список требований- заявить название противнику, перевозить только раненых и больных, не перевозить военных грузов и военных, идти в одиночку, оказывать помощь всем сторонам, не иметь оружия, иметь раскраску соответствующую
              На самом деле большинство требований не выполнялось.
              1. Цитата: Avior
                Армения в любом случае не была санитарным судном в рамках Гаагской конвенции

                совершенно верно. Главный эмоциональный аргумент - что она, якобы, несла "санитарную" окраску. Но он не имеет никакого документального подтверждения. Укоренившийся же штамп считать фактом нельзя, пока он не будет подтверждён. Пока же фактом является то, что Армения была вооружённым транспортом, который использовался в том числе и для перевозки эвакуированных гражданских лиц, и раненых. Пролить свет могли бы архивы люфтваффе, но, насколько знаю, они были сожжены союзниками в Дрездене. Сама атака тоже обросла кучей невнятных версий. По одной - торпеда с Хе-111. Я лично очень сомневаюсь, что пилот торпедоносца решился бы на атаку при волнении моря 6 баллов. После первых обследований Армении на дне по характеру разрушений пришли к выводу, что торпедная атака маловероятна. Версия с якобы налетевшими штуками нелепа. Топмачтовик?
                1. 0
                  13 мая 2021 09:23
                  На самом деле это проблема.
                  После того, как документально подтверждена перевозка Арменией военных грузов и войск, наличие вооружения на борту, писать о санитарной раскраске- значит признавать, что санитарной символикой прикрывались военные перевозки, что выглядит не очень хорошо по понятным причинам.
                  И возникает вопрос- а из какого источника вообще известно, что была госпитальная раскраска? Никулин, например, это не пишет.
                  Есть ли фото Армении времен войны?
                  В современных описаниях госпитальная раскраска уже исчезла, упоминается только о красном кресте на борту.
                  как-то так
                  В надежде на предотвращение возможных атак с воздуха на борту «Армении» поместили отличительный знак госпитального судна — огромный красный крест.

                  опять же- безо всяких ссылок на источник.
                  1. Да какая, в конце концов разница - было покрашено, не было. Вон, у итальянцев было 12 наве оспидале - всё чин чином - не вооружённые, белоснежные, иллюминированные, зарегистрированные Красным Крестом, с зелёной полосой вдоль ВЛ, по три креста на бортах и по кресту на трубах - и что? Остановило это союзников? Да хрен там. Даже, блин, греческая (!) ПЛ (а о подводном флоте Греции времён ВМВ вообще мало кто здесь слышал, полагаю) пыталась торпедировать итальянский госпиталь "Сицилия". Промахнулась, правда, всеми четырьмя торпедами. Впрочем, Сицилию потом разбомбили в Неаполе.
                    1. +1
                      13 мая 2021 11:06
                      Греки промахнулись.
                      1. Цитата: Avior
                        Греки промахнулись.

                        Зато куинфиш не промахнулась по госпитальному Ава-Мару у Формозы в апреле 45-го. Хотя (sic!) была предупреждена о времени и маршруте прохода японского ГС. Вот радиограмма Локвуда (ком. подв.силами ТО):
                        «Обеспечить безопасный проход «Ава-мару», перевозящему груз для военнопленных. Судно будет проходить через ваш район с 30 марта по 4 апреля. Судно освещено ночью и маркировано белыми крестами».

                        Командира ПЛ предали суду, но из всех обвинений оставили только "халатность" и отстранили от командования. Японцы, кстати, так и не смогли срубить с янки компенсацию в 50 млн. "мёртвых президентов".
                      2. 0
                        14 мая 2021 00:11
                        американцы признали вину в халатности, но вопрос в этом случае был спорный.
                        Локлин, в своём рапорте причины ошибочной идентификации судна объяснил плохой видимостью из-за сильного тумана и большой скоростью транспорта. Кроме того, офицер связи подлодки по неизвестным причинам не предоставил командиру полный текст радиограммы о проходе «Ава-мару». ...Капитан Локлин был отстранен от командования, и его дело было передано в военный трибунал, который снял с него обвинения в неисполнении должностных обязанностей и неподчинении приказу, но нашёл его виновным в халатности. Локлин получил выговор и был отстранён от командования подводной лодкой.

                        Конкретно в тот момент, когда судно было атаковано, оно уже выгрузило груз для военнопленных, приняло груз материалов военного характера и шло в Японию с ним, что соглашением не предусматривалось, о чем капитан предоставил доказательства. Тем не менее на суде сказали, что это не имеет значения, и договор действовал все равно.
                        После доставки гуманитарных грузов «Ава-мару» с грузом олова, свинца и резины, полученных в Сингапуре и Сайгоне, возвращался в Японию. Помимо грузов на борт было принято 36 женщин и 14 детей в Сайгоне и 1840 человек в Сингапуре (моряки, инженеры и офицеры торгового флота с затопленных японских судов).

                        телеграммы касались гуманитарного груза, который к тому моменту был уже выгружен.
                        есть и другая информация. Ещё вместе с гуманитаным грузом японцы по тихому везли военные грузы- самолеты и прочее.
                        25 февраля 1945 года. Судно "Ава Мару" прибыло в Сайгон. Здесь из трюмов и с палубы судна Красного Креста выгрузили 23 ящика с самолетами, 2000 авиационных бомб и 500 тонн различных боеприпасов.


                        Тем не менее американцы предложили японцам взамен аналогичное судно, но японцы отказались.
                        а позже отказались и от компенсации- американцы после войны активно поставляли японцам помощь и без того.
                2. +1
                  13 мая 2021 12:59
                  По одной - торпеда с Хе-111. Я лично очень сомневаюсь, что пилот торпедоносца решился бы на атаку при волнении моря 6 баллов.
                  ,,,странно, что с немецкой стороны нет доков об этой атаке теплохода . request Так кто же потопил? what
                  1. Цитата: bubalik
                    Так кто же потопил?

                    request
      2. +4
        13 мая 2021 09:12
        Цитата: Avior
        На Густлове не было орудий, но он в любом случае не был госпитальным судном,

        на Густлоффе БЫЛИ орудия , в т.ч. ПВО. Кроме того, он был официально плавучей базой подводного флота Германии.

        Абсолютно военный корабль.
        1. +2
          13 мая 2021 09:40
          Да, вы правы,зенитные орудия были

          3 × 105 mm (4.1 in) anti-aircraft guns
          8 × 20 mm (0.79 in) anti-aircraft cannons[2]

          Но Густлов в любом случае никто не считал и не считает госпитальным судном.
      3. +3
        13 мая 2021 10:10
        Цитата: Avior
        На Густлове не было орудий

        А если верить Википедии
        https://en.wikipedia.org/wiki/MV_Wilhelm_Gustloff#Operation_Hannibal_%E2%80%93_evacuation
        то зенитки на нем были. Правда, не сказано сколько и каких, но если хоть одна из них была 88, то она при удачном попадании была вполне способна потопить подводную лодку. Да и шел он в сопровождении миноносца Löwe. Так что Gustloff был вполне законной целью.
        1. +2
          13 мая 2021 10:18
          Извиняюсь, читал невнимательно. По тому же адресу, но сбоку
          Armament:
          3 × 105 mm (4.1 in) anti-aircraft guns
          8 × 20 mm (0.79 in) anti-aircraft cannons
          105 могла не то что подлодку, а при случае и кой-чего покрупнее убить, вплоть до ЭМ. Она пробивала все на тот момент существовавшие тяжелые танки насквозь. Так что вполне легитимная была цель.
        2. +2
          13 мая 2021 10:22
          Gustloff был вполне законной целью.

          я никогда и не утверждал обратного.
          на английской странице википедии есть данные о вооружении, они справа написаны, я их привел выше
          3 стопятки. Лодку потопить способны. тем более что С-13 шла в надводном положении
      4. +1
        13 мая 2021 14:35
        Не надо гнать дезу - зенитные орудия на Густлове были: три 105-мм и 8 20-мм.
    3. +8
      13 мая 2021 07:09
      Цитата: Ольгович
      НЕ попав в ту ночь в порту Ялты на борт Армении, хоть они стояли в огромной толпе на пристани, видели ее и пытались сесть на нее...

      В Ялте на пристани уже сидели на чемоданах "гражданские".В штабе ЧФ уже знали: противника в Ялте нет, капитан "Армении" Владимир Плаушевский получил приказ: "Выйти в Ялту для приемки раненых. После чего выйти в Туапсе". Особое указание: если не получится соблюсти срок выхода, отложить его до семи вечера, до темноты. "Не подвергайте корабль опасности", - так, совсем не по-казенному, заканчивалось предписание.Выйти вовремя не получилось, в Ялту "Армения" прибыла глубокой ночью. Грузиться начала до рассвета, закончили к 8 часам. Не хватало машин, сами госпитали были разбросаны по всему городу. По одному трапу заносили лежачих и вели тех, кто мог двигаться сам. По второму, как сообщал в рапорте лейтенант госбезопасности Губка, "в процессе погрузки раненых шла погрузка эвакуирующихся из г. Симферополя и Ялты граждан, преимущественно больные из числа сов. партактива и их семьи". Е.С. Никулин, человек, не попавший на судно, вспоминал о его прибытии:
      «С вечера мы о теплоходе «Армения» ещё ничего не знали. Ночью, часа в два, нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины».
      1. +4
        13 мая 2021 10:26
        Цитата: СЕРЖ ант
        Е.С. Никулин, человек, не попавший на судно, вспоминал о его прибытии:

        А вот, что об этом рассказывает в своей книге "Крымские тетради" И.З.Вергасов, назначенный в указанное время и впоследствии начальник штаба партизанских отрядов Ялтинского района:
        "Толпы раненых,врачей, санитарок и сестёр толкутся на причалах. Ждут "Армению", вот-вот судно должно появится.
        Фашисты рядом, они уже заняли Алушту......
        Мы переночевали в райотделе НКВД и на рассвете двинулись в лес.
        "Армения" ещё грузилась. ....
        Неожиданно солнце пробило толщу туч и пятнами стало ложится на плато. ....И открылась даль моря.
        Мы все одновременно увидели "Армению". Теплоход шёл на восток,оставляя за собой расходящийся пенный след. Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это последний транспорт из покинутого города, на нём одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, врачи,многие семьи партизан.
        Только бы не появились пикировщики!
        И вдруг крик:
        - Идут!!!
        Они,гады, шли с треском,воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах-трёхстах. Мы видели лица лётчиков.
        Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель.
        Со сторожевиков ударили зенитные пулемёты, но разве плетью обух перешибёшь?
        Фашисты пикировали, как на учении.
        Теплоход переломился пополам и буквально за считанные секунды исчез. .....
        Сторожевики сиротливо бороздят воду, но подбирать,видимо некого."(с)
        Учитывая, то что Вергасов до этих событий был военным лётчиком - истребителем, то очевидно картину происходящего в воздухе и типы самолётов он оценивал профессионально.
        1. Цитата: Кэптен45
          Неожиданно солнце пробило толщу туч и пятнами стало ложится на плато. ....И открылась даль моря.
          Мы все одновременно увидели "Армению". Теплоход шёл на восток,оставляя за собой расходящийся пенный след.

          Хорошее зрение у партизана...15 миль...И метеосводка способствует наблюдению: "сильный северо-восточный ветер 6–7 баллов, волнение до 6 баллов, нижний край облачности 500 метров, плотность облаков 2–3 балла".
          Цитата: Кэптен45
          Учитывая, то что Вергасов до этих событий был военным лётчиком - истребителем, то очевидно картину происходящего в воздухе и типы самолётов он оценивал профессионально.

          Ну да, ну да....
        2. +2
          13 мая 2021 19:17
          Цитата: Кэптен45
          Вергасов до этих событий был военным лётчиком - истребителем

          Поделитесь пожалуйста источником информации про "истребителя".
          закончил военную школу и служил в Военно-Воздушных Силах.
          По состоянию здоровья Вергасов ушел из армии и работал старшим механиком в совхозе «Гурзуф» (Крым).
    4. Цитата: Ольгович
      Роковой была незапланированная погрузка в Балаклаве.

      Откуда известно, что Армения заходила или грузилась в Балаклаве? В архивах этого нет. Армения вообще могла бы войти на внутренний рейд бухты Балаклавы при своих габаритах и в тех условиях?
      1. +3
        13 мая 2021 09:21
        Откуда известно, что Армения заходила или грузилась в Балаклаве? В архивах этого нет. Армения вообще могла бы войти на внутренний рейд бухты Балаклавы при своих габаритах и в тех условиях?

        Даже если бы остановилась на рейде у Балаклавы, передать груз или пассажиров при шестибальном волнении просто физически невозможно.
      2. 0
        13 мая 2021 09:43
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        Откуда известно, что Армения заходила или грузилась в Балаклаве? В архивах этого нет.

        кочует из статьи в статью, да. recourse
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        . Армения вообще могла бы войти на внутренний рейд бухты Балаклавы при своих габаритах и в тех условиях?

        Речь идет о внешнем рейде.

        Самая последняя информация об Армении -из Крыма, от апреля этого года и сделана на основе недавно рассекреченных документов (:https://crimea.ria.ru/society/20210409/1119446040/Tayna-gibeli-Armenii-Sluchay-tyazhelyy-no-sudit-ne-za-chto.html)

        И картина несколько иная:

        1. Армения шла изначально в Ялту за раненными, а не в Севастополь.
        2. 5 ноября , в море, получила светограмму с катера о ...захвате Ялты и пошла в Севастополь, где грузилась (где ее никто не ждал и погрузка очень затянулась) и , после выяснения о НЕзахвате Ялты, пошла опять туда.
        3. Упоминания Балаклавы нет.
        4. Выход из Ялты утром согласован штабом.
        5.Есть документ НКВД о 4200 людях на борту .

        полная неразбериха во всем-причина трагедии...
        1. Цитата: Ольгович
          кочует из статьи в статью, да.

          Столько вранья наворочено вокруг трагедии Армении. Вплоть до каких-то мемуаров, в которых "своими глазами" (!) с берега (!) некий партизан "видел" (!), как, мол, "штуки" растерзали пароход.
        2. +1
          13 мая 2021 19:23
          Цитата: Ольгович
          3. Упоминания Балаклавы нет.

          теплоход принял какой-то секретный груз. Сейчас нет данных, какой груз погрузили на судно в Балаклаве.
          - один "секрет" рассекречен.
  5. +4
    13 мая 2021 07:10
    Ничего тайного в статье не нашёл . Санитарный теплоход гитлеровцы атаковали бы в любом случаи , потому что такие уж методы фашизма и нацизма. Если они живьём сжигали целые деревни стариков , детей и женщин , а раненых красноармейцев даже в плен не брали , пристреливали на месте , то было бы наивно надеется , что они с санитарным теплоходом поступят иначе. Так и случилось , был атакован и потоплен с ранеными и с эвакуированными людьми... А какой тут секрет, если автор пишет об том , что нету достоверных данных об грузе золота или музейных реликвий на борту судна . И как будь то фашисты жалели музеи в СССР. Бомбили и сжигали со всеми тамошними картинами и экспозициями. А жажда убить советских людей у фашистов была сильнее инстинкта европейского вора обогатится русским золотом и другими богатствами России , за чем собственно предшественники Гитлера в лице турецких ,шведских , польских , французских армии в Россию и до Гитлера не раз нашествия с войной совершали...
    1. +1
      13 мая 2021 10:44
      По сути продолжение старого спора - а если бы Сталин подписал конвенцию о пленных, то чтобы было?
      Почему-то кажется, что было всё тоже самое. Сами фрицы признавали, что война на уничтожение - какие красные кресты и Женевские конвенции?

      С англосаксами в плену цацкались потому, что не оставляли надежду вопреки всему договориться и разом ударить по всем им ненавистному СССР.

      По документам следует, что пленных раненых, увечных красноармейцев фашисты просто истребляли - лишние рты, никакой пользы. Из пленных варили мыло, потому что конвенцию не подписали?

      Так что рисуй красные кресты - не рисуй - финал был всегда один...
      1. +2
        13 мая 2021 11:10
        Цитата: Тимофей Чарута
        По сути продолжение старого спора - а если бы Сталин подписал конвенцию о пленных, то чтобы было?
        Почему-то кажется, что было всё тоже самое. Сами фрицы признавали, что война на уничтожение - какие красные кресты и Женевские конвенции?

        С англосаксами в плену цацкались потому, что не оставляли надежду вопреки всему договориться и разом ударить по всем им ненавистному СССР.

        По документам следует, что пленных раненых, увечных красноармейцев фашисты просто истребляли - лишние рты, никакой пользы. Из пленных варили мыло, потому что конвенцию не подписали?

        Так что рисуй красные кресты - не рисуй - финал был всегда один...

        параллели надо проводить не между Женевской конвенцией и фашистами , а между Бабьим Яром , Хатынью , Дахау , Освенцимом и фашистами . Именно теория фашизма есть перпинликулярно Женевской конвенции и параллельно Бабьему Яру , Хатыни , Дахау , Освенциму и т.д. Что , если бы Сталин подписал бы Женевскую конвенцию , то фашисты не создали бы Дахау или Освенцим ?
        А как смотреть на то , что в Дахау и в Освенциме было убито масса гражданских лиц из стран, руководители которых были подписавшие Женевскую конвенцию ...
        1. +3
          13 мая 2021 19:43
          Цитата: север 2
          подписавшие Женевскую конвенцию

          Германия подписала конвенцию, следовательно была обязана её соблюдать по отношению ко всем гражданам иных государств, попадающим под определение " военнопленный". Страна не подписавшая данный документ - не обязана следовать параграфам документа. Рейх полностью нарушил Женевскую конвенцию по отношению к военнопленным СССР - это факт, и кидать камни (ни в коем случае не о вас) в Сталина, за "не подписание" де-юре не правомерно.
          1. +2
            13 мая 2021 20:53
            Про ту Женевскую конвенцию (1929 г) https://sibadvokat.ru/magazine/zhenevskaya-konventsiya-i-politika-tretego-reyha-po-unichtozheniyu-sovetskih-voennoplennyih
            Она действительно не была подписана, но в 1931 году Постановлением ЦИК и СНК СССР № 46 утверждено Положение о военнопленных, которое фактически дублировало Женевскую конвенцию, за вычетом положений, идеологически чуждых СССР. Расхождение с Женевской конвенцией было лишь в существенно разных условиях содержания солдат и офицеров, что предписывалось международным документом и отвергалось СССР.
      2. Цитата: Тимофей Чарута
        По сути продолжение старого спора - а если бы Сталин подписал конвенцию о пленных, то чтобы было?

        Да при чём здесь конвенция и Сталин??
        Вооружённый транспорт с эскортом да ещё и с воздушным прикрытием - законная цель.
  6. Комментарий был удален.
  7. +3
    13 мая 2021 08:44
    На бортах и палубе «Армении» были нанесены яркой красной краской большие кресты, хорошо видные с воздуха. На грот-мачте находился белый флаг с изображением международного Красного Креста. Однако немцы статьи Женевской и Гаагской конвенций на востоке практически не соблюдали.


    Повторюсь, что написал по поводу статьи про Густлофф.

    Oднако следует подчеркнуть, что в 1945 году «Вильгельм Густлофф», «Штойбен» и «Гойя» не входили в указанную выше категорию госпитального судна. Они не носили цвета госпитальных кораблей, не сообщались другой стороне как таковые, а главное - не воздерживались от участия в боевых действиях! Эвакуация военнослужащих, вооружение зенитными средствами или формирование конвоя не могут считаться таковыми.


    Даже если предположить, что «Армения» на самом деле была раскрашена как госпитальный корабль (для чего нет иконографических свидетельств), онa не отвечалa другим требованиям, позволяющим считать корабль госпитальным.
    не сообщались другой стороне как таковые, а главное - не воздерживались от участия в боевых действиях! Эвакуация военнослужащих, вооружение зенитными средствами ... не могут считаться таковыми

    Вывод состоит в том, что хотя «Армения» была санитарно-транспортным судном с технической точки зрения, но не былa госпитальным судном по смыслу Гаагских конвенций и еe затопление, хотя это была огромная трагедия, не было нарушением международные конвенции.
    1. Цитата: Кonstanty
      Вывод состоит в том, что хотя «Армения» была санитарно-транспортным судном с технической точки зрения, но не былa госпитальным судном по смыслу Гаагских конвенций и еe затопление, хотя это была огромная трагедия, не было нарушением международные конвенции.

      Начнём с того, что по советской классификации:
      1) Госпитальное судно
      2) Санитарный транспорт / баржа
      3) Сан. катера, боты и прочая мелочь.

      На советском флоте во время войны никакая специфическая окраска на ГС не наносилась. Да и сам статус ГС был условный и не подпадающий ни под какие конвенции - скажем, Андрей Жданов, имея статус госпитального судна, имел шаровую окраску и нёс зенитное вооружение и даже орудие для борьбы с ПЛ. Следовал в ордерах и был безусловно законной целью для немцев. Так что советское командование изначально не закладывало в смысл госпитального судна какие-то охранные и покровительственные положения гаагской конвенции. Мобилизованные суда практически сразу вооружали.
      Об окраске сан. транспортов и речи не идёт - никто ничего не красил и никакие кресты не рисовал. Поэтому я не понимаю ломания копий вокруг законности/незаконности потопления авиацией немцев транспортов, которые попеременно были то обычными транспортами, то санитарными, то эвакуационными.
      1. +3
        13 мая 2021 14:57
        Я тоже так думаю. Армения не была госпитальным судном под защитой Гаагской конвенции. На мой взгляд, его тоже не красили, как утверждает автор. В комментариях вы даже можете найти список вооружения, которое было совершено в отдельных рейсах (включая пушки).

        Никаких секретов для меня - просто трагедия во время войны.

        А минусы, наверное, от "любителей" - привык ;-)
        1. Цитата: Кonstanty
          Армения не была госпитальным судном под защитой Гаагской конвенции.

          Не была. И честнее, на мой взгляд, было бы писать "вооружённый транспорт, перевозивший эвакуированных и раненых", а не лукавить с "госпитальностью" Армении и выдумывать "огромные красные кресты на борту".
      2. +2
        13 мая 2021 15:20
        . советское командование изначально не закладывало в смысл госпитального судна какие-то охранные и покровительственные положения гаагской конвенции

        Закономерно, в принципе- СССР эти Конвенции не подписывал.
        1. Цитата: Avior
          Закономерно, в принципе- СССР эти Конвенции не подписывал.

          Зачем тогда лгать и пытаться неумно манипулировать? Впрочем, это вопрос риторический, если вспомнить, кто автор)
          1. 0
            13 мая 2021 15:35
            Сейчас, с расширением доступа к информации для широкого круга , многие до этого устойчивые представления о событиях войны, будут переосмысливаться
            1. Цитата: Avior
              Сейчас, с расширением доступа к информации для широкого круга

              Да, но из "широкого круга" далеко не все стремятся этим воспользоваться. Некоторые (выше в ветке) предпочитают пережёванное всякими самсоновыми в удобоваримую для их мозгов кашку.
              1. +1
                13 мая 2021 15:52
                Да, некоторым тяжело тяжело дается
  8. +4
    13 мая 2021 09:20
    Цитата: Ольгович
    Цитата: Avior
    На Густлове не было орудий, но он в любом случае не был госпитальным судном,

    на Густлоффе БЫЛИ орудия , в т.ч. ПВО. Кроме того, он был официально плавучей базой подводного флота Германии.

    Абсолютно военный корабль.

    К томуже, Густлоф был выкрашен в стандартный цвет кригсмарине, и шёл без ходовых огней, и с конвоем.
    1. Комментарий был удален.
  9. +3
    13 мая 2021 11:12
    Плаушевский
    ,, был посмертно награждён орденом Боевого Красного Знамени.
  10. +1
    13 мая 2021 16:01
    А никто, не знает,какие транспортные суда погибли в Балаклавской бухте в 1942 году?
    1. +1
      18 мая 2021 15:22
      Никакие. В 1942 вход в Балаклавскую бухту контролировался немецкой полевой артиллерией, и ни одно транспортное судно не могло в нее зайти
      1. +1
        18 мая 2021 15:39
        Огромное спасибо.
  11. +1
    13 мая 2021 16:30
    Цитата: Avior
    Вообще то Армения шла с охранением и сопровождением
    К тому же была вооружена орудиями

    И, насколько я знаю, немцам впоследствии не предъявлялись претензии по поводу военного преступления ни в Нюрнберге, ни где-либо ещё... Впрочем и немецкий военно-морской суд в Киле, ЕМНИП, в 1962 г не признал виновным в военном преступлении Маринеску.
  12. kig
    +7
    13 мая 2021 16:35
    Нашел короткое собщение Центра подводных исследований Российского географического общества о 2-й экспедиции к Армении

    В ходе обследования были обнаружены повреждения, очень похожие на результат попадания одной из авиабомб, что подтверждает версию, обнародованную Центром еще в прошлом году, об атаке именно самолетами-бомбардировщиками, а не торпедоносцами, как писалось во многих источниках. Надстройка теплохода сильно повреждена, но не все изменения внешнего облика являются следствием атаки фашистских бомбардировщиков. К сожалению, не сохранилось (или пока не найдено) чертежей и фотографий теплохода «Армения» после её переоборудования в санитарно-транспортное судно в 1941 году.

    Видео нового, лучшего качества уже позволило исследователям констатировать тот факт, что при переобустройстве были демонтированы деревянные крылья нижнего мостика. По правому борту судна их следов не обнаружено, и это явно не результат взрывов или коррозии. По малочисленным данным о переустройстве корабля известно, что судно было вооружено. И в этот полевой выход команде исследователей наконец удалось обнаружить в кормовой части правого борта одну из (предположительно, четырех) пушек, установленных на теплоход – это 45-мм полуавтоматическое орудие 21-К. Интересным является тот факт, что зенитная пушка находится в положении «по-походному» – ствол направлен назад, параллельно палубе. То есть, как минимум, это орудие огонь по неприятелю не вело.

    Самое главное – результаты обследования позволили исследователям усомниться в другой расхожей версии событий, а именно, что теплоход затонул за 4 минуты, и практически ни у кого не было шансов уцелеть.

    На правом борту не обнаружено ни одной из 10 шлюпок на штатных местах, также их нет на грунте, шлюпбалки находятся в положении «за борт», канаты на канифас-блоках обрублены, то есть, вероятнее всего, их успели спустить на воду. Это означает, что теплоход находился на плаву не менее 15–20 минут, и, как минимум, у 500 человек (10 шлюпок по 50 человек) были шансы спастись. Также в кормовой части обнаружен открытый кормовой погрузочный люк, то есть часть людей могла успеть выбраться из тонущего теплохода этим путем.

    Более разрушенный левый борт судна еще предстоит обследовать.
    1. +3
      13 мая 2021 19:28
      Цитата: kig
      Нашел короткое собщение Центра подводных исследований Российского географического общества о 2-й экспедиции к Армении

      В ходе обследования были обнаружены повреждения, очень похожие на результат попадания одной из авиабомб, что подтверждает версию, обнародованную Центром еще в прошлом году, об атаке именно самолетами-бомбардировщиками, а не торпедоносцами, как писалось во многих источниках. Надстройка теплохода сильно повреждена, но не все изменения внешнего облика являются следствием атаки фашистских бомбардировщиков. К сожалению, не сохранилось (или пока не найдено) чертежей и фотографий теплохода «Армения» после её переоборудования в санитарно-транспортное судно в 1941 году

      Очень интересное сообщение Вы привели , спасибо .Выходит версий гибели теплохода было несколько? Основная, что потопила авиация .И тут же говорится
      Цитата: kig
      но не все изменения внешнего облика являются следствием атаки фашистских бомбардировщиков.

      Загадка? А может никаких самолётов и не было? Ведь рассказы о самолетах сильно разнятся .Одни говорят о самолете разведчике, а потом о двух торпедоносцах .Другие о одиночном Юнкерсе , появившемся не знамо откуда. Третьи в лице партизана, как верно отмечено в комментариях который с 15- миль в 7- бальный шторм и плохую видимость, рассмотрел атаку пикировщиков. Нельзя ли узнать какими типами самолетов располагали немцы в то время, на данном участке фронта? Они же не висели в небе круглосуточно, ведя наблюдение за Ялтой и морем? Как они могли засечь теплоход, чтоб потом так точно выйти на него?
      Цитата: kig
      удалось обнаружить в кормовой части правого борта одну из (предположительно, четырех) пушек, установленных на теплоход – это 45-мм полуавтоматическое орудие 21-К. Интересным является тот факт, что зенитная пушка находится в положении «по-походному» – ствол направлен назад, параллельно палубе. То есть, как минимум, это орудие огонь по неприятелю не вело

      Это тоже говорит не в в пользу авиационной версии.
      Цитата: kig

      Самое главное – результаты обследования позволили исследователям усомниться в другой расхожей версии событий, а именно, что теплоход затонул за 4 минуты, и практически ни у кого не было шансов уцелеть.

      На правом борту не обнаружено ни одной из 10 шлюпок на штатных местах, также их нет на грунте, шлюпбалки находятся в положении «за борт», канаты на канифас-блоках обрублены, то есть, вероятнее всего, их успели спустить на воду. Это означает, что теплоход находился на плаву не менее 15–20 минут, и, как минимум, у 500 человек (10 шлюпок по 50 человек) были шансы спастись

      Загадки и ещё раз загадки. Сторожевики подошли через шесть часов и тоже как бы самолетов не наблюдали .Насчет спасенных, история некой Анастасии Поповой, которая, несмотря на жуткий холод, беременная доплыла до берега. "Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу, не помню .Конечно хочется верить, но все таки напоминает фантастику .А не произошел ли подрыв на мине? В том районе проводились крупные минные постановки, и могли быть сорванные с минрепов мины .Уж больно похожи повреждения и быстрота с которой затонул теплоход .Точно положить бомбы в корабль в 6-7 бальное волнение, при норд-осте, не просто .Ведь подорвался на мине пароход "ЛЕНИН". Тоже сперва думали на авиацию .Как такая версия.
      1. Цитата: Unknown
        Как они могли засечь теплоход, чтоб потом так точно выйти на него?

        Разведка.
        Спасибо камераду Force Multiplier за наводку.
        1. +2
          13 мая 2021 20:42
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Разведка.
          Спасибо камераду Force Multiplier за наводку.

          Знаете. не знаю что тут и сказать!? Вот покопался и нашел. ..В оперативной сводке штаба охраны водного района главной базы Черноморского флота было указано, что «Армения» атакована 7 ноября 1941 года в 11.25 одиночным торпедоносцем, торпеда попала в нос, а судно погибло за 4 минуты. Эти данные сравнивали с оперативной сводкой Люфтваффе, где сообщалось о том, что в этот же день на два часа раньше (по времени Берлина) в 40 милях южнее Ялты торпедоносцем первой группы 28-й эскадры двумя авиационными торпедами был потоплен крупный транспорт. Историки прибавляли к немецкому времени два часа, получали совпадающее время по Москве и увязывали все сводки в единую картину гибели «Армении». Правда, уточняет Александр Скробач, исследователи забывали о том, что в 1941 году Германия не перешла на летнее время и жила по измерению, отличному от московского всего на один час, а не на два .В сводке указывают попадание в носовую часть. а на фото нос цел.
          Интересная метеосводка на 7 ноября 1941 года: сильный северо-восточный ветер 6–7 баллов, волнение до 6 баллов, нижний край облачности 500 метров, плотность облаков 2–3 балла (архивы Черноморского морского пароходства, РГАВМФ, Федеральный военный архив Германии). Не очень летная погода. да попасть в такое волнение сложно .Камараден. что то попутал.
          1. 0
            14 мая 2021 12:22
            Советская сводка говорит торпедоносец. Очевидец, находившийся на борту катера у берегов Крыма в то утро, говорит о торпедоносцах. Немецкая сводка говорит о торпедоносце, время атаки в советском и немецком донесениях совпадает до минуты. Но все врали и путали, ведь факты не укладываются в теорию Александра Скробача. Неведомому бомбардировщику (нет никаких немецких заявок не то чтобы на потопление, но даже на попадание бомбами по кораблям и судам в данном районе) погода попасть бомбами в цель не мешает, а точно идентифицированному торпедоносцу из I./K.G. 28 идущему в атаку ниже уровня облачности (плотностью аж целых 2/10-3/10) является непреодолимым препятствием. На фото корпус судна сильно ушел в грунт, пробоина от торпеды, очевидно, в подводной части.
            Правда, уточняет Александр Скробач, исследователи забывали о том, что в 1941 году Германия не перешла на летнее время

            Правда, Александр Скробач забывает о своих собственных словах:
            Скробач отметил, что информации о гибели "Армении" не было в оперативной сводке штаба ВВС Черноморского флота...
            "Мы нашли журнал боевых действий ВВС и ПВО Черноморского флота, и о чудо: оказывается, утром пришел приказ о том, чтобы прикрыть "Армению" при стоянке и выходе из Ялты на максимальный боевой радиус истребителей. Соответственно, 7 ноября в 9:00 поднялось звено И-153, часть мы еще не установили. Они прикрывали "Армению" при выходе из Ялты, и в 13:30 летчики донесли следующее: в интервале времени между 10:20 и 10:40 "Армения" атакована "Юнкерсом-88"

            https://www.interfax.ru/russia/718332
            Разница 1 час. Только не Юнкерс, а He 111, и не две бомбы, а две торпеды.
            В оперативной сводке штаба охраны водного района главной базы Черноморского флота было указано, что «Армения» атакована 7 ноября 1941 года в 11.25 одиночным торпедоносцем

            Катер, вероятно, базировался в одной из баз в Краснодарском Крае или Закавказье и доложил (11.25) по декретному времени (поясное время+1ч)
  13. +6
    13 мая 2021 16:51
    Цитата: Avior
    Закономерно, в принципе- СССР эти Конвенции не подписывал.

    Нет никакой закономерности. Дело в том, что страны-подписанты всеразличных Конвенций, например Германия, обязаны были применять параграфы этих Конвенций и в отношении тех стран, которые не являлись странами подписантами. И, уж тем более , никакая Конвенция не обязывает страны -подписанты не применять параграфы оной в отношении стран-неподписантов. Это первое...Второе: Декретом СНК от 4 июня 1918 г. было заявлено что Советская Россия будет признавать все Конвенции о Красном Кресте, и пр., кои были подписаны Царским Правительством. Третье: В ответ на запрос шведского правительства в памятной записке наркома ин. дел СССР от 17 июля, циркулярной ноте №3 от 8 августа 1941 было заявлено о том, что «правительство Союза ССР будет соблюдать общеизвестные международные договоры, касающиеся права войны»... Ну, как-то таг.
  14. +1
    13 мая 2021 17:01
    Цитата: Кonstanty
    Я тоже так думаю. Армения не была госпитальным судном под защитой Гаагской конвенции. На мой взгляд, его тоже не красили, как утверждает автор. В комментариях вы даже можете найти список вооружения, которое было совершено в отдельных рейсах (включая пушки).

    Никаких секретов для меня - просто трагедия во время войны.

    А минусы, наверное, от "любителей" - привык ;-)

    Насколько я помню, для того чтоб судно считалось госпитальным мало того, чтоб оно было в соответствующей окраске. На нём не должно быть никакого оружия , акромя стрелкового оружия у команды, необходимого для поддержания порядка на борту, судно должно идти при включённых ходовых огнях без светомаскировки, и, есесено, без конвоя. Судно не должно перевозить войска и грузы. При этом, должны выполняться все эти условия...Капитан госпитального судна должен дать возможность осмотреть судно досмотровой команде противника на предмет соблюдения этих норм. В случае соблюдения оных судно должно быть отпущено...
    ...Насколько я помню, советская сторона никогда официально не трактовала потопление "Армении" как военное преступление... С другой стороны Военно-морской суд в Киле не признал военным преступником Маринеску.
  15. 0
    13 мая 2021 19:06
    По свидетельству моряка с катера Яковлева, сначала около 10 часов появился немецкий разведчик. Через некоторое время на бреющем полёте, едва не касаясь воды, в район вышли два вражеских торпедоносца. Один пошёл в сторону Ялты, другой атаковал, но промазал. Второй торпедоносец действовал успешно. В 11 часов 25 минут «Армению атаковал Хейнкель He 111. В результате прямого попадания торпеды (как ранее считали) или двух произошёл сильный взрыв.


    Неплохо соответствует немецким документам.
    В 09.00 (нем. время) немецкий самолёт обнаруживает транспорт водоизмещением 8000 брт 40 км (так в донесении, не мили) к югу от Ялты
    В 09.24 нем. торпедоносец (тот же самолёт что и в 09.00 ?) выпускает 2 торпеды по "большому войсковому транспорту" в 40 км к югу от Ялты и заявляет о его потоплении.

    Все версии про бомбы - бред. Случай показательный. Лишний раз подчеркивает, как важно не пренебрегать свидетельствами очевидцев
    1. Цитата: Force Multiplier
      Неплохо соответствует немецким документам.

      А можно ссылку?
      1. 0
        13 мая 2021 19:15
        Конечно
        https://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/2772-akte-172-lageberichte-des-f-hrungsstabes-der-luftwaffe-ber-die-lage-an-den-fronten-einschlie-lich-der-deutsch-sowjetischen-front#page/148/mode/inspect/zoom/6

        Донесение разведчика на стр. 144

        Годами лежит в открытом доступе
        1. Цитата: Force Multiplier
          Годами лежит в открытом доступе

          laughing А мы тут гадаем....
          Вот же - чёрным по-немецки - один бомбер двумя торпедами утопил транспорт

          Спасибо. hi
          1. +1
            13 мая 2021 19:36
            orce Multiplier
            Сегодня,бзац Эпитафьевич Ы.
            Сегодня,,

            Ну нифига себе! А как же историки это пропустили?
            Значит в оперативной сводке,что я выше приводил,правильно указана причина потопления?.
            1. Цитата: bubalik
              А как же историки это пропустили?

              да нет, версия торпед с Хе-111 была основной, кмк.
  16. +2
    13 мая 2021 21:44
    [quote] Кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился транспорт «Белосток»... [quote]



    Интересно, где они там поместились, туда и один-то транспортник не влезет, а два и подавно. В 70-80 - е годы Карантинке была база торпедных катеров (БТК) так и они там едва помещались.
    Что-то опять не то у Самсонова и К.
  17. 0
    14 мая 2021 15:06
    Европоиды ещё гонят на А. Маринеско, потопившего в январе 1945г "Вильгельм Густлов ". Типа это было госпитальное судно !?
  18. 0
    25 мая 2021 23:20
    Всё дело в названии. Плыли по-армянски...
  19. +1
    27 июня 2021 13:59
    И после этого на западе и их подпевалы на постсоветском пространстве имеют наглость открывать рот на Моринеску,за то,что тот утопил Густлов и Штойбен...Господа,после того,как вы сознательно расстреливали советские санитарные корабли и поезда,сжигали заживо целые деревни,любые действия против вас вполне оправданы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»