Турецкий зенитно-ракетный комплекс HISAR
Основу системы ПВО Турции составляют на сегодняшний день комплексы американского производства. В первую очередь это почтенные комплексы MIM-14 Nike-Hercules и MIM-23 Hawk. Первые модели этих комплексов были приняты на вооружение ещё на рубеже конца 50-х – начала 60-х годов. Также в арсенале турецкой армии имеются британские комплексы ближнего радиуса действия Rapier.
Наиболее современным, мощным и совершенным комплексом ПВО Турции является российская система С-400, покупка которой страной НАТО обернулась настоящим скандалом и последовавшими санкциями со стороны Вашингтона. Желание надежно защитить своё небо обернулось для Анкары потерей контракта на истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35.
При этом в Турции активно работают над развитием собственного военно-промышленного комплекса. ВПК Турции уже сейчас демонстрирует успехи в области создания беспилотной авиации, колесной бронетехники, умных боеприпасов. Создаются в Турции и собственные зенитно-ракетные комплексы. В рамках амбициозного проекта HISAR турецкие военные рассчитывают получить полноценную линейку ЗРК ближнего, среднего и дальнего радиусов действия.
Работа в этом направлении легко объяснима. Перед Турцией стоит задача перевооружения собственных сил ПВО с американских комплексов MIM-14 Nike-Hercules и MIM-23 Hawk на модели, отвечающие вызовам сегодняшнего дня. При этом страна старается разрабатывать свои собственные системы вооружений, чтобы не зависеть от внешнеполитических рисков.
Что известно о программе HISAR
Программа HISAR (в переводе – «крепость») началась ещё в 2007 году, когда Министерство оборонной промышленности страны направило официальные запросы национальным и международным компаниям на поставку систем ПВО малого и среднего радиусов действия. На данный запрос откликнулось 18 компаний, при этом в 2015 году предпочтение было окончательно отдано турецкой компании Aselsan, которую выбрали генеральным подрядчиком работ. На сегодняшний день эта компания занимает лидирующие позиции в турецкой оборонной промышленности.
За разработку зенитных управляемых ракет для комплекса отвечает другая известная турецкая компания Roketsan, основной специализацией которой являются проектирование, разработка и производство ракет различных типов и назначения. Компания работает на рынке с 1988 года. Как и Aselsan, данная фирма успела накопить достаточно большой опыт в своей области исследований.
При этом первые ракетные испытания комплекса малого радиуса действия HISAR-А начались в 2013 году, а комплекса среднего радиуса действия Hisar-O – в 2014 году. Испытания последнего комплекса продолжаются и сегодня. Так, в начале марта 2021 года СМИ опубликовали новости об очередных успешных испытаниях комплекса Hisar-O. Сообщается, что комплекс успешно прошел очередные испытания, уничтожив воздушную цель с первой попытки. Об этом, в частности, писало турецкое издание Daily Sabah.
Известно, что на программу разработки комплекса HISAR-А было выделено минимум 314,9 млн евро, а на разработку комплекса Hisar-O – ещё 241,4 млн евро. 12 октября 2019 года комплекс HISAR-А прошел все стадии испытаний. И был рекомендован Министерством обороны Турции для серийного производства, которое началось в 2020 году.
Также в рамках программы HISAR предусмотрено создание комплекса дальнего радиуса действия под обозначением HISAR-U, который позднее был переименован в Siper. Развитие данного проекта, очевидно, идёт тяжелее других. При этом заявленная дальность действия его ракет должна превысить 100 км.
Раскрытые технические возможности комплексов HISAR
Разработчики турецкого ЗРК HISAR говорят о том, что система в состоянии поражать все виды современных воздушных целей от вертолетов и самолетов, до крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов противника. Поражение воздушных целей обеспечивается в круглосуточном режиме при любых погодных условиях. Комплексы в состоянии поражать цели на малых и средних высотах и дальности, обеспечивая зональную или точечную ПВО, в том числе ПВО важных объектов.
Комплексы HISAR-A и HISAR-B могут использоваться в оперативных целях для прикрытия мест сосредоточения и развертывания войск, защиты военных баз и морских портов, а также стратегических объектов промышленности и инфраструктуры.
Отличительной особенностью всего проекта HISAR является модульность конструкции и возможность использования различных шасси: колесных и гусеничных.
В состав комплексов ПВО «Крепость» помимо непосредственно пусковых установок и ракет входят командные пункты, а также машины с РЛС. Из информации, которая раскрыта компанией Roketsan, известно, что зенитные управляемые ракеты комплекса HISAR обладают возможностью вертикального пуска, ударным и бесконтактным взрывателями, системой управления вектором тяги, а также двухступенчатыми ракетными двигателями.
На маршевом участке траектории используется радиокомандная система наведения ЗУР на цель, на конечном участке – инфракрасная система наведения. Ракеты максимально унифицированы и обладают единой боевой частью и взрывателями, а также однотипными твердотопливными ракетными двигателями.
Ракеты комплексов HISAR комплектуются осколочно-фугасной боевой частью. Ракеты HISAR-A обеспечивают эффективное поражение воздушных целей на удалении до 15 километров, комплекса HISAR-B – до 25 километров. При этом комплексы HISAR-A доступны полностью в автономном варианте, когда пусковая установка, командный пункт управления огнем и трехмерный радар поиска целей расположены на одном шасси.
Испытательный пуск с комплекса на базе шасси FNSS ACV-30
К примеру, они могут быть размещены на бронированном гусеничном шасси FNSS ACV-30 турецкой разработки. Данная боевая машина может обеспечить комплексу скорость до 65 км/ч по шоссе, а также возможность преодолевать подъемы с уклоном 60 % и возможность двигаться боком по склону с крутизной 30 %.
По данным турецкой компании Roketsan, ракеты комплекса HISAR-A в состоянии эффективно поражать все типы воздушных целей на удалении до 15 км и на высотах до 5 км. Дальность обнаружения и сопровождения воздушной цели типа истребитель составляет для данного комплекса 25 км. При этом каждая пусковая установка ЗРК HISAR-A несет минимум 4 готовых к стрельбе ракеты.
Возможности комплекса HISAR-B выглядят более предпочтительно. Комплекс позволяет поражать воздушные цели на дальности до 25 км и на высоте до 10 км. По дальности поражения целей комплекс превосходит современные экспортные варианты российских ЗРК «Тор-М2» малой дальности дивизионного звена.
Готовых к стрельбе ракет в батарее – 18, в дивизионе – 54 (по 6 на пусковой установке на колесном шасси повышенной проходимости). Дальность обнаружения и сопровождения цели типа истребитель для ЗРК HISAR-B составляет 40–60 км, количество одновременно сопровождаемых целей – более 60.
Пусковая установка и ТЗМ комплекса HISAR-B
Установки комплекса HISAR-B в состоянии работать в составе батарей из трех пусковых установок или в составе дивизиона – из трёх батарей. В качестве базы для пусковой установки турецкие военные выбрали шасси грузового автомобиля Mercedez-Benz 2733, обладающего колесной формулой 6х6. На этой же колесной базе построена и транспортно-заряжающая машина комплекса HISAR-B. Каждый из автомобилей несет 6 снаряженных контейнеров с ракетами.
Первоначально планировалось, что испытания комплексов HISAR-B должны полностью завершиться к 2018 году. Однако из последних новостей турецких изданий понятно, что испытательные пуски по-прежнему продолжаются. О запуске ЗРК средней дальности в серийное производство пока что ничего не известно.
В то же время о комплексе HISAR-U (Siper) информация практически полностью отсутствует. Известно лишь, что он, скорее всего, будет базироваться на шасси грузового автомобиля MAN Türkiye 8x8 и сможет поражать воздушные цели в диапазоне дальности от 30 до 100+ км.
Информация