Угнать немецкий бомбардировщик Heinkel и уйти от преследования: интервью Михаила Девятаева

35

Благодаря отечественному кинематографу многие россияне узнали имя прославленного советского лётчика Михаила Девятаева. По понятным причинам, чем больше времени проходит с момента окончания Великой Отечественной войны, тем меньше людей знают имена героев. Именно для того, чтобы память о таких людях жила долго, и существует искусство, включая кинематографическое.

Однако фильм фильмом, но куда интереснее узнать о Михаиле Девятаеве от него самого. И такую возможность сегодня даёт публикация интервью на YouTube-канале БИЗНЕС Online. Это последнее большое интервью Михаила Петровича Девятаева, Героя Советского Союза, уникального лётчика, совершившего побег из немецкого концлагеря на угнанном бомбардировщике.



Интервью записывалось в 2002 году, однако свет увидело лишь в 2015-м. Сегодня, в связи с выходом художественного фильма, его можно считать особенно актуальным.

В своём интервью Михаил Петрович рассказывает о своём заключении в нацистском концлагере, о том, как вообще у него возникла идея бежать на самолёте. В повествовании Михаила Девятаева сообщается о том, что приходилось делать, чтобы самолёт Heinkel He 111 H-22, у которого не было аккумулятора, в итоге поднялся в небо и как удалось обвести вокруг пальца охрану лагеря, угнав немецкий бомбардировщик, и как получилось уйти от преследования истребителями.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    12 мая 2021 14:12
    Подвиг Девятаева и его товарищей - бессмертен!
    1. +2
      12 мая 2021 14:17
      Да! Были люди в наше [их] время, не то что нынешнее племя...
      1. +11
        12 мая 2021 14:31
        Цитата: Зяблицев
        Да! Были люди в наше [их] время, не то что нынешнее племя...

        а как же ил 76 угнали? и тоже плен был.... наше племя....
        1. nnm
          +13
          12 мая 2021 14:49
          Не забудьте, что Ил пилотировал его же экипаж, а Девятаев никогда до того полета даже не пилотировал подобный класс многомоторной техники.
          Но в главном вы правы - есть достойные и дети, и внуки, и правнуки героев той войны.
          И ребята в Чечне это доказали, и Нурбагандов, и в Сирии, да много таких. Просто не о них принято в СМИ рассказывать.
          1. +4
            12 мая 2021 15:06
            Цитата: nnm
            Не забудьте, что Ил пилотировал его же экипаж, а Девятаев никогда до того полета даже не пилотировал подобный класс многомоторной техники.

            и даже не пытался, читал книгу про Девятаева в 1988 году, и кстати фильм с книгой немного расходится, но в целом человечище с огромной буквы, сына щас пытаюсь заставить прочитать про него, думаю найдем в библиотеке такую книгу, жаль названия не помню
            1. nnm
              +9
              12 мая 2021 15:34
              «Побег из ада» Михаила Девятаева и «Родина зовет» Ивана Кривоногова.
              1. +4
                12 мая 2021 15:35
                Цитата: nnm
                «Побег из ада» Михаила Девятаева и «Родина зовет» Ивана Кривоногова.

                спасибо
                1. 0
                  14 мая 2021 06:13
                  К сожалению я не читал. Там было о подполье Заксенхаузена? Это фильм 1963 года, автор закадрового текста Сергей Смирнов, автор книги "Брестская крепость". Лагерь в Пенемюнде филиал Заксенхаузена. Девятаев прибыл туда под чужим именем, как школьный учитель из Киева Никитенко. По документальному фильму складывается впечатление, что Кривоногов мог знать заранее о Девятаеве, и его перевод в Пенемюнде не был случайным. В фильме показывают работу подпольной радиостанции в Заксенхаузене, которую не смогло найти гестапо. https://youtu.be/UApWM5_TeYk?t=991
              2. 0
                16 мая 2021 05:41
                К сожалению я не читал. Там было о подполье Заксенхаузена? Это фильм 1963 года, автор закадрового текста Сергей Смирнов, автор книги "Брестская крепость". Лагерь в Пенемюнде филиал Заксенхаузена. Девятаев прибыл туда под чужим именем, как школьный учитель из Киева Никитенко. По документальному фильму складывается впечатление, что Кривоногов мог знать заранее о Девятаеве, и его перевод в Пенемюнде не был случайным. В фильме показывают работу подпольной радиостанции в Заксенхаузене, которую не смогло найти гестапо. https://youtu.be/UApWM5_TeYk?t=991
            2. +4
              12 мая 2021 15:38
              Есть две книги , Полет к солнцу , и Побег из ада .
              Обе написаны по моим сведениям самим Девятаевым .
              Не могу утверждать что вы это читали .
              Буду рад если и другие читатели прочтут .
              1. +1
                12 мая 2021 15:54
                Цитата: Кузнец 55
                Не могу утверждать что вы это читали

                ? с чего вдруг такое пишете? читал в 17 или 18 лет примерно, я тогда очень много про войну читал, и то что книга с фильмом не совпадает, кино еще не смотрел кроме трейлера и отзывов, так что зря вы так ой как зря
                1. +3
                  12 мая 2021 17:25
                  Имел в виду , что может вы эти , или другую книгу читали . Не могу же знать ЧТО вы читали . Я в юности особенно много читал , библиотекорша не знала уже что предложить .
                  1. +1
                    12 мая 2021 18:10
                    Цитата: Кузнец 55
                    библиотекорша не знала уже что предложить .

                    drinks hi
              2. +1
                14 мая 2021 02:34
                Извините, что вмешиваюсь, но есть ещё одна книга, написанная М. Девятаевым в соавторстве с писателем А. Хорунжим.
                "Побег с острова Узедом".
                Издавалась в УССР на украинском языке, я её ещё школьником читал в 1970-х, только обложка там была другая.

                Написана очень хорошо, рассказывается много о быте наших военнопленных. Однажды заключённые сумели слить из топливного бака некоторое количество спирта, на котором летали экспериментальные ракеты, чтобы выпить. Ракета взлетела, выработала горючее и вскоре упала в море, в нескольких километрах от острова.
              3. 0
                16 мая 2021 05:41
                К сожалению я не читал. Там было о подполье Заксенхаузена? Это фильм 1963 года, автор закадрового текста Сергей Смирнов, автор книги "Брестская крепость". Лагерь в Пенемюнде филиал Заксенхаузена. Девятаев прибыл туда под чужим именем, как школьный учитель из Киева Никитенко. По документальному фильму складывается впечатление, что Кривоногов мог знать заранее о Девятаеве, и его перевод в Пенемюнде не был случайным. В фильме показывают работу подпольной радиостанции в Заксенхаузене, которую не смогло найти гестапо. https://youtu.be/UApWM5_TeYk?t=991
            3. 0
              14 мая 2021 18:43
              Была такая книжка с описанием этого подвиганазывалась" советские лётчики в боях за родину" может на просторах интернета найдёте hi
      2. +6
        13 мая 2021 09:05
        Да! Были люди в наше [их] время, не то что нынешнее племя...


        Ну да, сейчас Героев "нет", огонь в Пальмире на себя не вызывает, "За Пацанов" себя гранатой не подрывает, "Работайте, Братья" под стволом автомата не призывает, корветы их именами не называют.
  2. +7
    12 мая 2021 14:41
    Фильм вышел на уровне экскрементов (я не про интервью, а про художественный высер который к 9-му мая показывали в кино) . Когда уже у нас начнут прославлять реальные подвиги, а не под их соусом обсирать СССР, тем более за деньги государственных спонсоров? За последние годы только "курсанты" понравились.
    1. +3
      12 мая 2021 15:06
      Цитата: Torins
      За последние годы только "курсанты" понравились.


      + джульбарс и все((
      1. +2
        12 мая 2021 16:18
        Мне кажется эту проблему можно решить, только поставив Михалкова, Бандорчука и компанию, к стенке за антигосударственную деятельность и издевательство над историей.
    2. -1
      12 мая 2021 20:55
      А "Зоя"? Как по мне - достойно просмотра.
      А вот остальные, малобюджетные, на склру руку "сбацанные" к дню Победы - это да.... Полный провал и позор.
    3. +1
      13 мая 2021 09:05
      ... "курсанты" понравились.... а я чего-то посмотрел мин 5 (когда на дороге машина с боеприпасами(!) "взорвалась" - попускала китайские шутихи, и... осталась практически цела), плюнул, обматерил, и вытер. Может и правда, не обращать внимание на мелочи....
    4. -3
      16 мая 2021 18:31
      Цитата: Torins
      а не под их соусом обсирать СССР,

      А чем в фильме СССР обгадили? Надо бы иметь ввиду, что фильм - художественный, и в деталях может иметь некоторые отклонения от истории. Используя исторический факт, автор фильма показал, что в критической ситуации бывает случается выбор, как дальше жить. Один вариант - предательство с мягкой булкой и утренним кофе, а другой - путь чести, болезненный, полный лишений и смертельной опасности. И в фильме герой, как настоящий Михаил Петрович Девятаев, выбрал путь трудный, но честный. Собственно, об этом и фильм. Я не увидел в нем антисоветчины. Есть некоторые шероховатости, но сама идея вполне достойная. Сводил на фильм уже взрослую дочь. Потом долго обсуждали.... В общем, я остался довольным. И фильмом, и возникшей заинтересованностью ребенка. Кстати, реально, все побывавшие в плену, прошли через фильтрационные лагеря. И надо сказать, этими мерами защищались интересы государства. Это мы сегодня знаем как этот побег готовился и осуществлялся. А тогда под видом освобожденных из лагерей, тюрем и каторжных работ, порой и предатели назад просачиваться пытались, и вражеская агентура. Такое уж было время, на слово никому не верили, и, как говорили последующие события, правильно делали. Почти 3% прошедших эти проверочно-фильтрационные лагеря были переданы НКВД и осуждены за различные преступления. И нет никакой лжи в том, что угрозы быть осужденными своими после плена служили одной из мотиваций, использованных гитлеровцами для вербовки солдат в РОА.
      1. 0
        16 мая 2021 18:52
        В этом фильме сплошная ложь, начиная с несущесвующего приказа, на котором основывается философия "выбора" и заканчивая ложью про лагеря за плен и.т.п.
        1. 0
          16 мая 2021 19:05
          Цитата: Torins
          В этом фильме сплошная ложь, начиная с несущесвующего приказа

          Вы не знаете о наличии приказа Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии за № 270, от 16 августа 1941 года? Отрицать его бессмысленно. Тем более, что он вполне своевременен и решал поставленные перед ним задачи. И проверочно-фильтрационные лагеря были, через которые прошли все, кто побывал под оккупантом или в плену. Это объективные факты, которые надо знать и понимать. В том или ином виде все это было в каждой воюющей стране. Потому как это насущная необходимость для обеспечения безопасности воюющего государства. При том что это нисколько не умаляет подвиги наших соотечественников, прошедших через плен и не замаравших себя предательством. Но ведь были и другие, и это тоже надо знать и правильно оценивать. Как и меры против таких.
          1. 0
            16 мая 2021 19:32
            Фильтрационные лагеря это не ГУЛАГ, а в фильме между ними ставят знак равенства, и того что было в фильме в этом приказе не было. Даже дальнейшая судьба главного героя нагло переврана.
            1. -1
              16 мая 2021 20:00
              Цитата: Torins
              а в фильме между ними ставят знак равенства, и того что было в фильме в этом приказе не было

              А кто в фильме говорит о ГУЛАГе и о приказе? Персону назовите. Не тот ли фигурант, что предлагал перейти на другую сторону? И потом, разница между ГУЛАГом и ПФЛ была, но так ли это принципиально для фильма. Кстати, 3% не прошедших проверку ПФЛ в конце концов в ГУЛАГе таки оказались...
              Цитата: Torins
              Даже дальнейшая судьба главного героя нагло переврана.

              Что именно? Что ему на работу было трудно устроиться? Или то время, которое Герой провел в ПФЛ? Так он и сам в обнародованных интервью не всё об этом говорит, а некоторые его высказывания о свое службе не находят подтверждение в его УПК. Что, отчасти, тоже вполне естественно. Вы ведь в его интервью не найдете ту часть его жизни, что он учился в разведотделе ГШ после ранения? История жизни и службы Героя еще только ждет своего исследователя. Там есть, что разыскивать.
              1. 0
                16 мая 2021 20:29
                Он служил капитаном "метеора" - самого передового судна на подводных крыльях в мире, его восстановили в звании и по службе, вернули все награды, он ещё полтора года служил в ВВС после возвращения из плена, а в фильме его по лагерям, без работы, презрение. Это ложь, на которую режиссёр пошёл сознательно и мириться с этим нельзя!
                1. 0
                  17 мая 2021 05:24
                  А это чья ложь? https://youtu.be/U7hj8K8LaxU?t=1237
                2. 0
                  17 мая 2021 07:12
                  Цитата: Torins
                  а в фильме его по лагерям, без работы, презрение.

                  Не презрение, а настороженность и, может быть, некоторая отчужденность. Время было такое... Это вы сегодня в мирное время готовы всех "в десна целовать" и жилетку распахивать. А тогда были свежи в памяти и подвиги солдат на поле боя, и предательство некоторой части населения, проживавшей на оккупированной территории. Да и негласный прессинг государства нельзя игнорировать. Или вам нужна "отлакированная" история, без вопросительных знаков? Уже было... Потом, при открытии некоторой части архивов и снятия "редакционных правок" нам, государству, это боком вылезло. Нельзя себе врать. Надо историю воспринимать в полной палитре красок. Не посыпая голову пеплом, но и с максимально возможной объективностью. Не даром у нас в народе бытует поговорка - маленькая ложь рождает большое недоверие.
                  1. -Правильно написано.
              2. 0
                17 мая 2021 05:20
                Сергей Смирнов, автор книги "Брестская крепость", написал закадровый текст док. фильма "Суровая память" 1963 года. Намёк на разведоперацию там есть. Смотрите фрагмент по ссылке полностью. Разгадка --- подпольщики лагеря Заксенхаузен, филиалом которого был лагерь в Пенемюнде. https://youtu.be/UApWM5_TeYk?t=991
  3. +6
    12 мая 2021 16:16
    Он Великий Герой нашей Родины! Земля пухом Михаилу Девятаеву...
  4. +3
    14 мая 2021 13:47
    фильм туфта полная.очередная антисоветчина.весь фильм героя мучает вопрос попаду не попаду в гулаг за то что был в плену.короче фильм не про Девятаева а хрен знает про кого
  5. Считаю-ЭТО БЫЛ ПОДВИГ. Других слов- просто нет.