Небесный заступник земли Русской

47

Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища. В. А. Серов. 1945 г.

800-летие со дня рождения русского князя Александра Ярославича. Князь Александр Невский принадлежит к числу наиболее выдающихся фигур нашей истории. И соединяет самые разные и непохожие друг на друга эпохи – средневековую Русь, Российскую империю, Советский Союз и наше время.

Невский в нашей истории


Князь родился 13 мая 1221 года. По старой историографической традиции дата его рождения – май 1220 года. Сын Переяславского князя (позже Великого князя Киевского и Владимирского) Ярослава Всеволодовича и торопецкой княжны Ростиславы Мстиславны, дочери князя Новгородского и Галицкого Мстислава Удатного. Внук Великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо.



Александру Ярославичу выпало управлять русскими землями в тяжелейший, переломный момент истории, совпавший с годами его новгородского, а затем киевского и владимирского княжения. Его отец Ярослав в 1236 году принял киевский стол, в 1238 году – владимирский. Русь в это время была разгромлена «монголами» Батыя (Зачем создали миф о «монгольском» нашествии). Киев был ослаблен, лишен прежнего могущества, богатства и многолюдства прежними княжескими усобицами и войнами. Ордынцы завершили его падение. Сожжённый и разорённый Киев лежал в руинах (Взятие Киева. Война Руси Языческой с Русью Христианской).

Гибель этого города в декабре 1240 года, как и гибель бесчисленных русских городов раньше, в частности, Переяславля Южного и Чернигова, ознаменовала окончательный закат некогда могущественной Киевской Руси. Обладанием Киевом утратило всякую духовную, военно-политическую и экономическую ценность. Поэтому Ярослав, когда в 1243 году ордынцы утвердили его старейшим на Руси князем, не поехал в Киев, поставил там своего наместника и избрал своей резиденцией Владимир. В итоге столицей Руси становится Владимир на Клязьме.

Это подтвердит и Александр. В 1249 году он получит титул Великого князя Киевского. Но он даже не побывал в доставшемся ему Киеве. Древняя русская столица полностью утратила прежнее величие и блеск. И надолго стала небольшим провинциальным городом. Полвека спустя киевский митрополит Максим перенёс свою резиденцию из Киева во Владимир. Так и духовный центр Руси переместился в Северо-Восточную Русь.

Это не был конец Руси. Духовный, сакральный центр Руси перемещается на северо-восток. Новгородская земля избежала вторжения войск Батыя. Многие из разорённых «погаными» русских городов Рязанской, Муромской, Владимиро-Суздальской земли сумели отстроиться заново, жизнь постепенно возрождается в них. Северо-Восточная, «Залесская» Русь первой приняла удар «татар», первой и оправилась от вторжения. Сюда потянулись новые волны переселенцев (ранее в северные леса уходили от набегов половцев) из разорённых позже княжеств и земель Южной и Западной Руси.

Русские князья признают власть Орды, своё вассальное положение. Это дало какую-то степень безопасности, стабильности. Отец Александра Невского, Ярослав Всеволодович, стал первым из русских князей, который принял из рук ордынского царя Батыя ярлык на великое княжение владимирское. На Руси была сохранена прежняя структура власти. Он был осенью 1246 года отравлен в Орде. Лишь весной следующего года его тело привезли в стольный град Владимир, где и похоронили в белокаменном Успенском соборе.

Продолжать политику отца, в сущности, вырабатывать основы политики Руси в новых условиях господства Орды, пришлось великому князю Александру. Дело шло о самом существовании тогдашней Руси. Сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, устройство, веру? В частности, ряд соседей Руси утратили не только свою самостоятельность, но и культурное своеобразие. Прекратила своё существование Волжская Булгария (Болгария), давний сосед и противник Северо-Восточной Руси. Булгары станут частью населения Ордынской империи, положат начало этносу казанских татар. Исчезнут с карты южной части Восточной Европы многочисленные половцы. Часть их бежит в Западную Европу, Византию и на Кавказ, большинство станет простыми «ордынцами».

Небесный заступник земли Русской
«Александр Невский». Н. Рерих

Храбрый князь


Князь Александр Ярославич получил прозвище Храбрый или Невский. В то время он был, бесспорно, сильнейшим князем Руси. Несмотря на то, что он был ещё молод (ко времени смерти отца ему было 26 или 25 лет), за его плечами были великие победы, которые прославили его имя на века. Разгром шведских находников на реке Неве летом 1240 года и победа на льду Чудского озера над немецкими рыцарями Ливонского ордена в 1242 году. Позже, чем другие князья, отправился на поклон к царю Батыю. Но был признан Великим князем Киевским и получил «всю Русскую землю». При этом Александр пользовался особым благорасположением ордынского царя Батыя, стал побратимом его старшего сына и наследника Сартака. После их смерти пользовался поддержкой ханов Улагчи и Берке.

Княжение Александра Ярославича было переломным в русской истории. Именно при нём, в 1250-е – начале 1260-х годов, окончательно оформляется власть Орды над Русью. Складываются основы Русско-Ордынской империи. Симбиоза русов восточных, язычников-ордынцев (Миф о «монголах из Монголии на Руси»; Русско-Ордынская империя) с русами Владимира, Рязани и Новгорода, русами-христианами и двоеверцами, сохранившими языческое мировоззрение. Именно этот союз позволит Руси отбить попытки Запада крестить русские земли «огнем и мечом, поработить и колонизировать Русь. К сожалению, в дальнейшем Орда будет исламизирована и арабизирована. Это вызовет череду жесточайших смут и распад Ордынской империи. А центр северной, евразийской империи постепенно перейдёт в Москву.

Ордынские цари не вмешивались во внутреннюю жизнь русских христианских княжеств, их устройство, веру. Они лишь требовали признания верховной власти, выдавая ярлык-грамоты на великое княжение, дань-десятину на содержание армии. Для определения дани проводились переписи населения. Первая перепись была проведена в 1257–1259 гг. при непосредственном участи князя Александра. Сначала «татарские» чиновники (баскаки) обосновались в крупных русских городах, «великий баскак» сидел в стольном Владимире. Они сотрудничали с русскими князьями, при необходимости «корректировали» их политику, часто по просьбе самих русских правителей.

При Александре Ярославиче впервые на Русь пришла ордынская рать, которая имела только карательные функции, так называемая Неврюева рать 1252 года. После неё Александр полностью занял стол во Владимире, до этого он делил его с братом Андреем. Очевидно, ордынцы вмешались в русские дела, чтобы утвердить верховную власть более лояльного и разумного Александра. Вместо его брата Андрея, который решился на восстание против ордынского царя. Впоследствии использование «татарских» ратей в борьбе друг с другом стало обычным делом для русских князей, как ранее они же использовали и половецкие полки. Наводили эти ордынские рати на Русь сами русские князья. Позднее во многом именно с помощью ордынских войск будет утверждена власть Москвы в Северо-Восточной Руси. Власть над Русью, а затем и Ордой (при Иване Грозном) получат потомки младшего сына Александра Невского – Даниила Александровича Московского. Вот такая историческая картина.


Ф. Моллер. «Александр Невский и папские легаты». Роспись Большого Кремлевского дворца.

Поворот на Восток


Поэтому Александра Ярославича так и ненавидят различные либералы, западники, просто люди недалёко ума, которые считают, что князь должен был восстать против Орды и пасть в неравном сражении. Именно Александр сделал исторический выбор между Западом и Востоком. Он признал себя вассалом Орды, сделал Русь частью Востока. Северная Русь решительно отказывается от возможного союза с латинским Западом. Александр дал решительный отпор шведским и немецким крестоносцам, феодалам, желающим поработить русские земли.

Есть сведения о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. Русскому князю предлагали подчиниться римскому престолу, заключить союз против ордынцев. Очевидно, что ему, как и князю Даниилу Галицкому, предлагали стать королем Руси. Понятно, что это была «наживка». В частности, можно вспомнить судьбу славянорусских племен в Центральной Европе (современная Германия, Австрия), которые были либо физически уничтожены, либо обращены в рабство и довольно быстро ассимилированы, лишены своей веры, языка и культуры. Стали «немцами»-немыми. Такая же участь постигла многочисленных русов – порусов (пруссаки) в Пруссии-Поруссии. Западная ветвь полян – поляки, подверглась католизации и превращениию в «таран», направленный против Руси-России. Германизации, вестернизации подверглись племена балтов, родственные славянам, в Прибалтике. Их превратили в рабов немецких баронов.

Таким образом, если бы Александр Невский выбрал Запад, Русь вполне могла утратить свою суть. Русская цивилизация и русский суперэтнос погибли бы, частично подверглись бы порабощению и ассимиляции, став этнографическим материалом в руках Рима (тогдашний командный пункт Запада).

Отсюда ненависть и попытки очернить Александра Невского со стороны любителей Запада и «мирового сообщества». Космополитов-западников. Ведь в своей западной политике Александр Ярославич проявит себя решительным и бескомпромиссным правителем. Он успешно противостоял любым попыткам Запада (Ливонского ордена, Швеции, Литвы и Рима) воспользоваться слабостью Руси, подчинить её своему влиянию, захватить западные и северо-западные области. Он уберёг Русь от новых погромов ордынцами. Военной силой, торговлей и дипломатией укрепил позиции на Севере и Западе. Эту политику великого князя продолжат и его преемники на великом княжении владимирском, затем и московском.

В своей политике Александр получит полную поддержку церкви. Союз церкви и государства упрочится. Духовная власть станет надежной опорой великих князей, наследников Александра, в их борьбе за объединение Руси и в движении на Восток, когда Ордынское царство рухнет.

Неудивительно, что Александр Невский – не просто выдающийся полководец и политик, крупнейший государственный деятель переломной эпохи в истории России. Он ещё один из самых почитаемых русских святых, небесный заступник земли Русской. Его почитание как святого началось, очевидно, сразу же после его смерти. Спустя несколько десятилетий было составлено житие, которое впоследствии неоднократно переделывалось, перерабатывалось и дополнялось.

Официальная же канонизация Александра состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным. Очень символично, что именно при Иване Грозном Русь и Орда снова стали единой империей, соединив две древние традиции.

Церковь в равной мере прославляет как воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», так и его подвиг кротости, терпения и смирения. В духовной, а значит, более глубинной истории России Александр Невский навсегда остался и после смерти защитником Родины, ратоборцем и ходатаем Руси.


«Александр Невский». П. Корин. 1942 г.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    17 мая 2021 05:28
    Странным образом о всех статьях по Александру Невскому упускается теологически-идеологический аспект.
    Богословские основы, отличающие православие от католицизма, определились в Византии в IX-XI веках. Окончательно православие сложилось как самостоятельная церковь в 1054 году, когда произошло разделение христианской церкви на католическую и православную (Великая схизма 1054 года). Причём если Константинополь тогда ограничился анафемой римского папы, то Рим в 1204 году организовал крестовый поход против Константинополя. Поход был более чем успешным и ободрённые этим успехом католики начали искоренение ереси по всей Европе. С тех пор костры инквизиции стали символом европейской цивилизации.
    Задолго до этого началась экспансия немцев на Восток. При этом знаменитый девиз «Drang nach Osten!» мотивировался необходимостью распространения святой католической веры среди язычников. Само собой разумеется, что любимым инструментом католиков здесь, как и везде стали крестовые походы. Первым таким походом стал крестовый поход 1147 года против полабских славян. Последний был объявлен против СССР в 1941 году.
    Поясню для тех, кто не знает. Полабские славяне (полабь, полабяне), группа западнославянских племён, населявших в кон. 1-го - нач. 2-го тыс. территорию от р. Лаба (Эльба) и её притока р. Сала (Заале) на западе до р. Одра (Одер) на востоке и до Балтийского моря на севере. Объединялись в племенные союзы: бодричей, лютичей, лужицких сербов. Вели борьбу с немецкой агрессией, в результате которой во 2-й половине 12 в. были захвачены земли полабских славян; сами славяне в основном были истреблены или онемечены. Самобытность сохранили только лужичане.
    Дальше лежали земли прибалтийских славян и Православной Руси. Поэтому закономерно началось общеевропейское движение по воспитанию их в духе любви к католицизму. В 1226 году его возглавил Тевтонский орден. В этом славном для европейской истории году мудрый польский герцог Конрад Мазовецкий пригласил Тевтонский орден в Хелминскую (Кульмскую) землю для борьбы с язычниками-пруссами. Покорение пруссов и ятвягов, начатое в 1233 году, завершилось в 1283 году; два больших восстания прусских племён (1242-1249 и 1260-1274 годах) были жестоко подавлены. От пруссов осталось только географическое понятие Пруссия.
    Нести Святую веру язычникам это конечно очень благородная цель, но уже в 1234 году перепутав язычников со схизматиками тевтоны двинулись в Новгород - тонкую разницу между язычниками и православными католики никогда не улавливали. Первый в истории теологический диспут между тевтонами - католиками и новгородцами - схизматиками состоялся во все том же 1234 году в устье реки Омовжи, впадающей в Чудское озеро. Другое название этой реки - Эмбах или Эмайнги. В том богословском споре новгородские секиры оказались более действенным аргументом, чем тевтонские мечи.
    После этого неудачного диспута в 1237 году было создано отделение Тевтонского ордена в Лифляндии и Курляндии, именуемое Ливонским орденом. В Ливонский орден кроме тевтонов вошли и остатки ордена меченосцев. Этот вновь созданный орден предназначался исключительно для окончательного решения проблемы русских схизматиков методами святой инквизиции, основанной для борьбы с еретиками на Тулузском соборе в 1229 году.
    Помимо Тевтонского ордена нежелание псковичей и новгородцев добровольно восходить на костёр во славу римско-католической церкви до глубины души оскорбила и Рим. Поэтому в 1240 году наследник победителя Константинополя папы Иннокентия III римский папа Григорий IX (понтифик с 1227 по 1241 год) благословил европейское рыцарство на крестовый поход против русских схизматиков. Это неудивительно, так как крестовый поход — это единственная форма толерантности доступная европейскому пониманию.
    Первый теологический диспут по призыву Григория IX состоялся в 1240 году на берегу реки Невы между князем Александром Ярославовичем и шведом Биргером Ярлом. Не имея богословского образования, схизматик Александр на этом диспуте даже не понял, что имеет дело с очередным крестовым походом за Святую веру. Эта вопиющая безграмотность князя Александра до такой степени обидела Биргера Ярла, что шведские историки до сих пор полностью отрицают сам факт наличия данного диспута. Не было и всё тут! Однако, не смотря на горькую обиду шведов, Александр после этого стал именоваться Невским.
    Одновременно в Биргером Ярлом во всё том же 1240 году в Псковские земли вторгся Ливонский орден. Для отражения этого нашествия 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялся весьма содержательный теологический спор между русским православием и Ливонским орденом. Мелкие разногласия по вопросам богословия тогда были решены в пользу все того же князя Александра Невского. В истории этот диспут называется «Ледовое побоище».
    1. +8
      17 мая 2021 06:12
      "Для отражения этого нашествия 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялся весьма содержательный теологический спор между русским православием и Ливонским орденом."(с)
      Не читайте учебников по истории. Прочитайте об этом в Летописи, где чётко написано кто и когда первым напал. am
      1. +4
        17 мая 2021 07:49
        Автор: Полвека спустя киевский митрополит Максим перенёс свою резиденцию из Киева во Владимир

        ee2100 (Александр):Не читайте школьных учебников по истории. Прочитайте об этом в Летописи, где чётко написано кто и когда

        И тогда с удивлением узнаете что в 1299 году Максим перенёс митрополичью резиденцию («седалище») из Киева в Брянск. И лишь год спустя, когда Владимирский епископ Симеон был переведён в Ростов весь митрополичий причт был переведён из Брянска во Владимир-на-Клязьме. тогда как в Киеве и Брянске были оставлены митрополичий наместники
        "Максим грек священ бе в лето бытия мира 6791 от Рождества Христова в 1283 в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселил седалище и причт из Киева во Брянск а на другой год в великокняжий град Владимир на Клязьме, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812. "
        ссылка - Лаврентьевская летопись
      2. +3
        17 мая 2021 08:01
        Прочитайте об этом в Летописи, где чётко написано кто и когда первым напал.
        – это нужно понимать, как то, что «Ледовое побоище» состоялось не 5 апреля 1242 года, и что в нём Александр Невский независимо от даты подло напал на славных рыцарей Ливонского ордена, которые выехали всего-то на всего подышать свежим воздухом?
        1. +2
          17 мая 2021 09:13
          В ПНЛ о битве всего около 100 слов,но читать надо не с момента её описания,а раньше с момента "освобождения" Пскова.
          1. 0
            17 мая 2021 09:50
            Ну отбил Александр Невский Псков у псов-рыцарей. И чо? Ваша мысль столь глубока, что я её не улавливаю.
            1. +9
              17 мая 2021 10:30
              Цитата: Старый электрик
              Ну отбил Александр Невский Псков у псов-рыцарей. И чо?

              Да ничо! Просто оккупационный корпус во Пскове состоял... из всего двух псов-рыцарей, и те были фогтами, т.е. юристами. laughing
              1. 0
                17 мая 2021 16:37
                Вы правы! Разве это битва! Так себе мелкая разборка. Сошлюсь на фундаментальный труд Сергея Михайловича Соловьёва в 29 томах, издававшийся с 1851 по 1879 годы. Цитата «История России с древнейших времён» Книга II. 1054—1462. Третий том:
                Александр выступил ко Пскову и взял его, причём погибло семьдесят рыцарей со множеством простых ратников, шесть рыцарей взяты в плен и замучены, как говорит немецкий летописец.
                – как видим, всего-то 76 рыцарей кончили! Немцы этого даже не заметили.
                1. +3
                  17 мая 2021 18:38
                  Цитата: Старый электрик
                  Вы правы! Разве это битва! Так себе мелкая разборка. Сошлюсь на фундаментальный труд Сергея Михайловича Соловьёва в 29 томах, издававшийся с 1851 по 1879 годы.

                  Соловьев, конечно, прекрасный историк но на дворе, сейчас, далеко уже не 19 в. ... Вам не приходило в голову, что за 170 лет историческая наука могла несколько продвинуться вперед и то, что казалось непреложной истиной в 19 в. теперь может вызывать некоторые вопросы?
                  Цитата: Старый электрик
                  – как видим, всего-то 76 рыцарей кончили! Немцы этого даже не заметили.

                  Не подскажете, на какого "немецкого хрониста" ссылается Соловьев?
                  А то другой "немецкий хронист", причем синхронный, утверждает, что русские пришли и изгнали двух фогтов с о слугами:
                  До [новгородского] князя дошло это известие,
                  он собрался со многими отрядами
                  против Пскова, это истина.
                  Туда он прибыл с большой силой;
                  он привел много русских
                  чтобы освободить псковичей.
                  Этому они от всего сердца обрадовались.
                  Когда он увидел немцев,
                  он после этого долго не медлил,
                  он изгнал обоих братьев-рыцарей,
                  положив конец их фогству,
                  и все их кнехты были прогнаны
                  .
                  Никого из немцев там не осталось:
                  русским оставили они землю.

                  Старшая Ливонская Рифмованная хроника.

                  Как видите ни о каких 76 зверски уконтрапупленных братьях-рыцарях и речи нет.
                  А вот о 20 убитых, непосредственно на Чудском озере, братьях Хроника помнит и даже оплакивает:
                  (02257)Часть дерптцев вышла
                  (02258) из боя, это было их спасением,
                  (02259) они вынужденно отступили.
                  (02260) Там было убито двадцать братьев-рыцарей,
                  (02261) а шесть было взято в плен.
                  (02262) Таков был ход боя.
                  ................
                  (02269) Что касается братьев-рыцарей, которые в этом бою были
                  (02270) убиты, о чем я только что читал (69),
                  (02271)то они позже должным образом оплакивались
                  (02272) со многими бесстрашными героями,
                  1. +1
                    18 мая 2021 15:48
                    Вы правы! За 170 лет историческая наука смогла насколько продвинуться вперёд, что стала бесстыжей пропагандой. До 1985 года исторический материализм хотя и приукрашивал действительность, но не врал с такой наглостью как современные «историки». В наши дни одна только «Новая хронология» Фоменко чего стоит. Если же говорить об исторической «науке» Великой Украинской Империи, то тут вообще туши свет. Поэтому я бы поостерегся хвастаться новейшими достижениями современных историков.
                    Теперь о Старшей «Ливонской рифмованной хронике». Она написана в 1280-1290 годах. События Ледового побоища описаны наиболее достоверно, по-видимому, автор пользовался архивами Ордена (1242-1280). Поэтому, когда вы говорите, что
                    А то другой "немецкий хронист", причём синхронный
                    то вы слегка загибаете. Доказательств тому, что автор Старшей «Ливонской рифмованной хроники» был очевидцем изгнания немцев из Пскова нет.
                    А вот в этом месте вы откровенно врёте:
                    "немецкий хронист" <…> утверждает, что русские пришли и изгнали двух фогтов со слугами
                    Кнехт — это воин не знатного происхождения из рыцарского отряда, а не слуга.
                    Тем не менее, Старшая «Ливонская рифмованная хроника» ни в чём не противоречит сказанному Соловьёвым:
                    он изгнал обоих братьев-рыцарей, положив конец их фогству
                    – как видим, в летописи констатируется факт изгнания гаулейтеров, хотя нет и ни слова о самой битве. Фогт это вам не рядовой рыцарь. Дать пинка прапорщику и генералу это совсем не одно и тоже, поэтому изгнание фогтов обидно вдвойне. Что и отражено в хронике. Ещё раз повторю. Гаулейтеры в атаку не ходят, для этого есть рыцари и кнехты. Кнехтами должны были командовать рыцари, а рыцарями в свою очередь должны командовать фогты. Иерархию ордена никто не отменял. Только не рассказывайте сказки о том, что немцы могли оставить беззащитной такую долгожданную для них крепость как Псков. Два рыцаря на оккупированный, не зачищенный от схизматиков город это смеху подобно даже при наличии в нем пятой колонны.
                    Из названия Старшая «Ливонская рифмованная хроника» следует, что она в стихах, а в немецком языке фраза «замочили 76 рыцарей» никак и ни с чем не рифмуется. Объяснение этому очевидно. Известно (полагаю, что это и для вас неоспоримый исторический факт), что в 1941 у немцев, как и в 1242 году случился облом – пошли по шерсть и ушли стриженными. Обидно понимаешь! Не до рифм! Нужно надёжное оправдание облому. Отсюда «Генерал Мороз», завалили трупами и т.п., и т.д. Но самый характерный такой пример. Я тут давеча читал мемуары немца – танкиста, обрыдался почти до инсульта. Оказывается, в 1942 немцы не смогли вовремя взять Сталинград потому, что их танки потеряли обзор и заблудились в бескрайних полях подсолнечника. А вы тут о каких-то 76 потерявшихся рыцарях рассуждаете.
                    1. +1
                      18 мая 2021 16:36
                      Цитата: Старый электрик
                      А вы тут о каких-то 76 потерявшихся рыцарях рассуждаете.

                      В XIII в. Ливонском ландмайстерстве было всего порядка 200 братьев-рыцарей.
                      76 рыцарей 200-ми - это почти половина состава Ливонской части Ордена. И чего, спрашивается, ради такой мелочи бумагу в Хронике переводить... laughing
                      1. -1
                        19 мая 2021 14:27
                        Ну наконец-то вы выбрались из лживых дебрей новейшей украинской исторической науки, получившей невиданное развитие за последние 170 лет, и до вас дошло, что при освобождении Пскова и за «Ледовое побоище» Александр Невский кончил больше половины Ливонского ордена! Это были столь ужасающие для ордена потери, что Ливонский орден после этого вышел в тираж и о крестовых походах против Руси больше не помышлял до тех пор, пока в XVI веке он не был добит Ваней Грозным.
                        Представителям Великой Украинской Империи, сапогами которую попирают из Вселенной, такие факты как серпом по одному месту. Отсюда ваши сказки о мифических договорах о передаче Пскова немцам, изображение гаулейтеров юристами ОБСЕ на страже этих договоров, показ их кнехтов не воинами, а слугами (ещё лучше было бы изобразить их служанками, так можно больше соплей выжать из наивных читателей), превращение стихотворного памятника XIII столетия Старшая «Ливонская рифмованная хроника» в неоспоримую летопись, написанную по горячим следам, и т.п., и т.д.
            2. +3
              17 мая 2021 11:02
              Верно написал Han Tengri, 2 фогта. Моё мнение фогты это аналог миссии ОБСЕ.
              И где там в Летописи про бой за Псков?
              1. +5
                17 мая 2021 11:49
                Цитата: ee2100
                Моё мнение фогты это аналог миссии ОБСЕ

                Скорее некие правоведы, осталенные, для контроля за соблюдением Псковичами договора, о передаче части земель Ордену.
                Русские изнемогли от боя
                под Изборском:
                они сдались ордену, так как опасались [большего] несчастья.
                Тогда повели переговоры о мире.
                Мир был заключен тогда
                с русскими на таких условиях,
                что Герпольт, который был их князем,
                по своей доброй поле оставил
                замки и хорошие земли
                в руках братьев-тевтонцев,
                чтобы ими управлял магистр.
                Тогда штурм [Пскова] не состоялся.
                После того как произошло это примирение,
                долго не ждали,
                войско тогда собралось в обратный путь.
                Все они были преисполнены божьей благодати
                и восхваляли бога;
                они были ему благодарны за очень многое.
                Когда войско стало готово для обратного похода,
                оно радостно ушло оттуда.
                там оставили двух братьев-рыцарей,
                которым поручили охранять землю,
                и небольшой отряд немцев.

                Старшая Ливонская Рифмованная хроника.

                Цитата: ee2100
                И где там в Летописи про бой за Псков?

                Немцы этого боя тоже не заметили. laughing
                До [новгородского] князя дошло это известие,
                он собрался со многими отрядами
                против Пскова, это истина.
                Туда он прибыл с большой силой;
                он привел много русских
                чтобы освободить псковичей.
                Этому они от всего сердца обрадовались.
                Когда он увидел немцев,
                он после этого долго не медлил,
                он изгнал обоих братьев-рыцарей,
                положив конец их фогству,
                и все их кнехты были прогнаны.
                Никого из немцев там не осталось:
                русским оставили они землю.
                1. +3
                  17 мая 2021 12:05
                  Ваше"соблюдением Псковичами договора, о передаче некоторых земель Ордену." (с) Скорее, просто за соблюдением мирного договора. Это и входит в обязанности миссии ОБСЕ.
                  Сложные взаимоотношения между Псковом и Новгородом заставили заключить мирный договор.
                  Новгород не хотел рассматривать Псков, как субъект международного права.
                  Договорившись с псковичами о денонсации договора, Александр решил наказать Дорпатских рыцарей , посмеыших в обход Новгорода, своевольно заключить мирные договора.
                  Новгород рассматривал Псков, как свою пограничную крепость, что совсем не нравилось Пскову.
                  И где тут агрессии псов-рыцарей на русские земли?
                  1. Комментарий был удален.
                  2. -1
                    17 мая 2021 14:24
                    Судя по содержательному диалогу между HanTengri и ee2100 о миссии ОБСЕ вы ребята явно с Великой Украинской Империи, попирающей сапогами Вселенную.
                    Поход Ливонского ордена из Дорпата на Псков инициировал тамошний епископ Герман Буксгевден в связи с претензиями на псковский престол князя Ярослава Владимировича, связанного с немцами родственными связями: его сестра была замужем за Теодорихом, братом дорпатского епископа Германа и с 1224 года владельцем земли в окрестностях Оденпе (Медвежья Голова). Там же владел землями зять Германа, Энгельберт фон Тизенгаузен. С помощью этих родственников Ярослав уже пытался захватить Изборск в 1233 г.
                    На этот раз Ярославу предоставили более внушительную рать, которая рассчитывала на материальные и территориальные выгоды от похода.
                    Военные сборы завершились не позже 1 сентября, а 16 сентября 1240 года рыцари захватили город Изборск, разбили псковичей на подступах к городу и начали осаду. Рыцарям удалось подкупить псковского посадника Твердило, и тот открыл им ворота города. Псковичи пытались сопротивляться, но, потеряв воеводу Гориславича, сдались. В городе были посажены два немецких наместника (фогта), а княжеский престол занял Ярослав Владимирович.
                    Так что Ярослав Владимирович — это предок Мазепы, и фогт — это по-современному гаулейтер, а вовсе не юрист. Гаулейтеры в атаку не ходят. Для этого есть лыцари и кнехты.
                    Этот поход Ливонского ордена был совершён под флагом крестового похода, объявленного кумиром Украины римским папой Григорием IX. Поэтому на любые договоры с Новгородом Ливонский орден плевать хотел. Что касается Пскова то договоров Новгорода на передачу Пскова Ливонскому ордену просто не существовало.
                    Закономерный итог. В 1242 году Ярослав Владимирович получил пинка в фалду, а затем Александр Невский вломил Ливонскому ордену на Чудском озере. На горе современной Украине крестовый поход Григория IX провалился, а миссия ОБСЕ Ливонскому ордену не помогла.
                    1. +2
                      17 мая 2021 15:01
                      Вы хотя-бы кусок Летописи о 1242 г.осильте. Что бы можно предметно говорить.
                      1. 0
                        18 мая 2021 14:04
                        Только гражданин Великой Украинской Империи, сапогами которую попирают из Вселенной, мог вычитать в РУССКОЙ летописи ахинею о том, что 1240-1242 годах немцы имели какие-то, пусть даже самые эфемерные права на РУССКИЙ город Псков, — один из древнейших городов России, впервые упомянутый в Лаврентьевской летописи под 903 годом. Если это не так, то предметно цитату из летописи в студию! Не томите наши ожидания!
                      2. 0
                        18 мая 2021 16:23
                        Ищите сами, тут слуг нет.
                  3. +1
                    17 мая 2021 15:45
                    Цитата: ee2100
                    Сложные взаимоотношения между Псковом и Новгородом заставили заключить мирный договор.

                    А разгром под Изборском и войско Ордена под стенами Пскова, только помгли псковичам осознать насколько эти противоречия сильны... Да? laughing
                    Цитата: ee2100
                    И где тут агрессии псов-рыцарей на русские земли?

                    Как где? В данном, конкретном случае, ливонцы сами чистосердечное признание написали:
                    Дерптский (von Darbete) епископ Герман
                    в это время начал
                    враждовать с русскими.
                    Те хотели подняться
                    против христианства, как прежде.
                    Их кощунство принесло им много горя
                    Они причинили ему достаточно зла.
                    Долго он это терпел,
                    пока не попросил помощи у братьев - рыцарей (brudere).
                    Магистр прибыл к нему немедленно
                    и привел к нему много отважных героев,
                    смелых и отменных.
                    Мужи короля (kuniges man, датские вассалы) прибыли туда
                    со значительным отрядом;
                    Епископ Герман возрадовался этому.
                    С этим войском они (12a) двинулись тогда
                    радостно на Русь.
                    Их дела пошли там очень хорошо.
                    Там они подошли к замку,
                    в замке не возрадовались их приходу.
                    Пошли на них [русских] приступом,
                    захватили у них замок (burc).
                    Этот замок назывался Изборск (Isburc).
                    Ни одному русскому не дали
                    [уйти] невредимым.
                    Кто защищался,
                    тот был взят в плен или убит.
                    Слышны были крики и причитания:
                    в той земле повсюду
                    начался великий плач.
                    1. 0
                      17 мая 2021 17:12
                      Я имел ввиду апрель 1242 г, а не вообще
          2. Комментарий был удален.
    2. -2
      17 мая 2021 08:05
      на просторах интернета появился новый интересный историк Дмитрий Белоусов ,он свои повествования со Славянского радио.По теме Александра Невского.Оказывается Александр ходил громить шведов и норвежцев ещё 13в,так называемый Полярный поход Александра в в Биармию/Бармию,но вот оишные истории про это ничего не знают.Это очень странно точка зрения ОИ насквозь избирательна,то что способствует упрочению позиций Руси/России замалчивается ОИ.

    3. +6
      17 мая 2021 09:22
      Цитата: Старый электрик
      С тех пор костры инквизиции стали символом европейской цивилизации.

      Инквизиция появилась на несколько столетий позже описываемого времени.
      1. 0
        18 мая 2021 13:52
        Инквизиция появилась на несколько столетий позже описываемого времени
        – вау! Кто бы мог подумать!
        Около 1000 года в западной Европе зародилось еретическое движение катаров (альбигойцев) – предвестников Реформации. Пик движения приходится на в XII и XIII века. Движением катаров особенно были затронуты Лангедок, Арагон, север Италии и некоторые земли Германии и Франции. Рим сразу же начал борьбу с катарами и в 1022 году (по другим данным, в 1017 году) двенадцать каноников Орлеанского кафедрального собора были осуждены за ересь и сожжены по приказу короля Роберта Благочестивого. Это был первый костёр средневекового христианства.
        После крестового похода на Константинополь и взятия его в 1204 году Рим вошёл во вкус и в 1209 году победитель Константинополя папа Иннокентий III организовал крестовый поход против альбигойцев. Эта военная кампания имела катастрофические последствия для всего региона Лангедока. Крестоносцы уничтожали население без разбора их религиозной принадлежности. Последствием крестового похода, завершившегося в 1229 году, стало полное опустошение региона. Однако движение альбигойцев своё существование не прекратило, и только учреждённая в 1229—1232 году папская инквизиция, созданная намеренно для борьбы с катарами, смогла полностью уничтожить это движение к концу XIII века.
        На Тулузском соборе 1229 года Григорием IX было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты им из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам. Т.е. инквизицию основал тот самый Григорий IX, который прославился крестовыми походами на Русь.
        Орден доминиканцев возник в 1214 году. «Достоинством» доминиканцев было то, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением той местности, куда их направляли и потому они не давали пощады еретикам. Именно поэтому доминиканцы стали «псами Господними» - безжалостными инквизиторами.
        Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причём повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии — в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римской курией. В Венеции инквизиция (совет десяти) возникла в XIV веке для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме. Наибольшего развития итальянская инквизиция достигает в XVI веке при папах Пии V и Сиксте V.
        Установленные в 1233 году инквизиционные суды во Франции вызвали в 1234 году народное восстание в Нарбонне, а в 1242 году — в Авиньоне. Это год «Ледового побоища». Несмотря на восстания, инквизиционные суды продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на северную Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV назначил в 1255 году в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны её представителей; начиная с XIV века, французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходит в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.
        Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский; в 1233 году он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главных его помощника. По этому поводу в Вормской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже папа Урбан V, опираясь на поддержку императора Священной Римской империи Карла IV (по совместительству король с Германии с 29 ноября 1378 по 11 июля 1346 года), снова назначил в Германию двух доминиканцев в качестве инквизиторов; однако, и после этого инквизиция не получила здесь развития.
        После разгрома Реформации Тридентский собор католической церкви, заседавший с 1545 по 1563 г., подтвердил все догматы католицизма. После этого инквизиция с удвоенной энергией стала преследовать еретиков. Начал издаваться «Индекс запрещённых книг», куда заносились сочинения еретиков. На столь неспокойные времена и пришёлся апогей «охоты на ведьм» не только в Германии, но и в Европе в целом. Однако в Германии ведовские процессы отличались особой жестокостью.
  2. +3
    17 мая 2021 06:07
    "Это подтвердит и Александр"(с) Что он подтвердит? Где его об этом спросить? Какая-то сумбурная статья.
    Действительно, фигура князя Александра Ярославовича в истории не однозначная.
    Процесс беатификации начал Иван III , канонизирован был спустя около 300х лет после смерти.
    Реальней было бы канонизовать его отца , тут и смерть мученическая и ратных побед поболее - реальная глыбища, но наверное биография подвела. laughing
    1. +4
      17 мая 2021 16:07
      "Это подтвердит и Александр"(с) Что он подтвердит? Где его об этом спросить? Какая-то сумбурная статья.

      Александр, ну зачем Вы так? Разве Вы про спиритизм ничего не слышали?
      А вот уважаемый автор видимо уже не раз им с успехом пользуется при написании своих статей, т.с. - ссылаясь своим читателям на самого не посредственного и не предвзятого свидетеля: yes
      А.Самсонов: Это подтвердит и Александр.
      1. +1
        17 мая 2021 17:13
        С утра не понял,а может он ко мне обращался? drinks
  3. +1
    17 мая 2021 06:07
    Вот как выглядел князь по настоящему.

    Таким видит А. Невского столичный ХУДожник.
    1. +3
      17 мая 2021 13:55
      Вот как выглядел князь по настоящему)))

      Прижизненных изображений великого князя не существует. Реконструкцию облика по черепу (методика М.М. Герасимова) сделать не возможно -ввиду его отсутствия.
      На покрове (посмертном покрывале) XVII века изображение Александра Невского существенно отличается от общепринятых стандартов, которые рисуют славянского богатыря. В нем проглядываются восточные черты. Но тут ничего удивительного нет, ведь мать Невского княгиня Феодосия была половецкой княжной. В те времена Рюриковичи часто брали в жены половчанок. Все это и создало вокруг внешности Невского много загадок и вопросов
      фото изображение Александра Невского на покрове (посмертном покрывале) XVII века

      Вот что об этом пишет Военная Энциклопедия Сытина:
      Существуетъ изображеніе князя, сильно отличающееся отъ принятаго. Это изображеніе на покровѣ (посмертномъ покрывалѣ), начало XVII века. Святой князь выглядитъ совсемъ не такъ, какъ на иконахъ и миніатюрахъ. Прежде всего можно замѣтить явно восточную внѣшность. Это кажется удивительнымъ, но можно вспомнить, что по материнской линіи Александръ происходитъ изъ половецкаго рода - княгиня Ѳеодосія, мать Александра Невскаго, была половецкой княжной.
      Также можно обратить вниманіе на внѣшность князя Святослава, роднога дяди Александра . Это чуть ли не единственное прижизненное изображеніе древнерусскаго князя, сохранившееся до нашихъ дней въ горельефѣ Георгіевскаго собора въ Юрьевѣ-Польскомъ, первая половина XIII вѣка. Явно восточное, скуластое лицо.
      Князь Святослав. Горельефъ Георгіевскаго собора
      въ Юрьевѣ-Польскомъ, пер. пол. XIII в.


      Дальше — больше. Невѣстка князя Игоря, того самого, «непримиримого врага» изъ хрестоматійнаго «Слова…» — половецкая княжна, и двѣ невѣстки Владимира Мономаха — то же самое. То есть жена Юрія Долгорукаго (основателя Москвы!) — узкоглазая степная девушка. И сынъ его, святой русскій князь Андрей Юрьевичъ Боголюбскій — внукъ половецкаго хана Аепы. И Всеволодъ Юрьевичъ Большое Гнездо, и сынъ его Ярославъ, — тоже были женаты на половчанкахъ.
      Въ то время русскіе и половецкіе княжескіе роды были тѣсно связаны родственными узами. Поэтому и неудивительна восточная внѣшность (или элементы ея) у извѣстныхъ Рюриковичей. Восточная внѣшность въ данномъ случае не обязательно предполагаетъ монголоидныя черты, потому что половцы (какъ и вообще тюрки) были разными, не все имѣли монголоидныя черты.

      P.S Когда в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, на нем изобразили актера Николая Черкасова, сыгравшего главную роль князя в фильме «Александр Невский».
  4. +3
    17 мая 2021 06:37
    Для меня Александр Невский не "небесный заступник",а реальный человек,сделавший много хорошего для наследников.А в последствии его реальные деяния были похоронены другими правителями.Это прежде всего община,и поголовная грамотность.
  5. +10
    17 мая 2021 06:52
    Хорошего в понедельник утром!

  6. +12
    17 мая 2021 07:25
    Очередной ушат "самсониады" с обязательными камланиями о "попытках запада очернить".
    Правда писатели, подобные Самсонову, с очернением русской истории справляются гораздо лучше запада.
    Ради интереса - из вступления к одной из книг об Александре Невском, изданных "на западе", в Германии в 2004 году. Книга называется
    Aleksandr Nevskij
    Heiliger - Fürst - Nationalheld. Eine Erinnerungsfigur im russischen kulturellen Gedächtnis (1263-2000)
    (Александр Невский в русской национальной памяти: святой, правитель, национальный герой).
    Kaum eine Figur der mittelalterlichen Geschichte ist noch heute im russischen kulturellen Gedächtnis so präsent wie Aleksandr Nevskij. Der Novgoroder Fürst, der im Jahre 1242 das Heer des Deutschen Ordens bezwang, hat in Russland einen ähnlichen Symbolstatus wie Jeanne d'Arc in Frankreich.
    (Вряд ли кто-либо другой в средневековой истории так присутствует в русской культурной памяти, как Александр Невский. Новгородский князь, разгромивший армию Тевтонского ордена в 1242 году, имеет символический статус, аналогичный статусу Жанны д'Арк во Франции).
    1. -8
      17 мая 2021 08:38
      Цитата: Undecim
      Книга называется
      Aleksandr Nevskij


      вообще то тут руский сайт ,по руски ничего нет?
    2. +2
      17 мая 2021 08:59
      Самсонов не совсем уж и не прав. Не могу точно назвать авторов, но читал не раз про "друг Батыя", "закабалил Русь", "повернул на путь восточной сатрапии".
    3. +3
      17 мая 2021 13:10
      Автор, Frithjof Benjamin Schenk, учился в СПб. Написал 2 книги по истории России, по крайней мере их столько на амазоне.
      Для Запада это новая историческая личность. Не думаю,что автор почерпнул что-то новое из немецких архивов или на худой конец Ватикана. laughing
      Судя по оглавлению, всё строго по официальной истории.
      1. +3
        17 мая 2021 14:28
        Автор, Frithjof Benjamin Schenk,

        учился в СПб

        Я бы сказал - изучал историю России в СПб. А до этого закончил университет в Марбурге.
        Он еще и диссертацию по этой теме защитил.
        Не думаю,что автор почерпнул что-то новое из немецких архивов или на худой конец Ватикана.

        А что он мог почерпнуть в немецких архивах и Ватикане?
        1. +3
          17 мая 2021 14:59
          На основании чего-то сравнил Александра и Жанны д'Арк .
          Западу фигура Александра не известна, вот и выпустил книгу , молодец!
          1. +4
            17 мая 2021 15:05
            Это не он сравнил. Это рецензент сравнил.
            Западу фигура Александра не известна

            Я бы так не сказал.
            1. +3
              17 мая 2021 17:34
              Может и известна узкому кругу любителей русской истории
              1. +4
                17 мая 2021 17:56
                Может и известна узкому кругу любителей русской истории

                А в России фигура Генриха III известна даже широким кругам хомячков сайта ВО?
                1. Комментарий был удален.
                2. +1
                  17 мая 2021 18:50
                  Западная история все таки более раскручена у нас,чем наша на западе
  7. +1
    17 мая 2021 08:14
    Нууууу...Самсонов ,развернулся во всю ширь.... laughing Тут вам всё, и короли и капуста и устрицы..И Морж и Плотник. laughing [b]
    В частности, можно вспомнить судьбу славянорусских племен в Центральной Европе (современная Германия, Австрия)
    [/b ,а если вспомнить несчастную судьбу других славян -этрусков?(этруск-это русский) как с ними жестоко поступили римляне,так это ещё когда было. laughing
  8. +10
    17 мая 2021 08:57
    Господи, какой пафос.. Все эти порабощения, завоевания, "ненавидят различные либералы", "решительно отказывается " и прочее.

    Просто был реалистом. Орда - вот, под боком. И войска из нее можно на соседа повести ,пограбить, и они уйдут.
    А Рим - где то там далеко. И больше чем десяток- другой рыцарей-католиков, с ополчением городов, они выставить даже на захват не могут.
  9. +5
    17 мая 2021 13:23
    Он ещё один из самых почитаемых русских святых, небесный заступник земли Русской. Его почитание как святого началось, очевидно, сразу же после его смерти. Спустя несколько десятилетий было составлено житие, которое впоследствии неоднократно переделывалось, перерабатывалось и дополнялось.
    Официальная же канонизация Александра состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным.

    На Московском Соборе 1547 года при митрополите
    Макарии Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев. Связано это было с тем, что мощи князя, лежавшие в раке Рождественского монастыря, не подвергались тлению.
    Однако не все участники Московского Собора 1547 года были с этим согласны . Против выступали многие "отцы церкви" во главе с протопопом Сильвестром. Они резонно ссылались на списки Никоновской и Воскресенской летописей XV-XVI в., гласящие о том, что 23 мая 1491 года в результате опустошительного пожара в Рождественском монастыре останки Александра Невского сгорели.
    Царь принял сторону Макария и уже в летописях XVII века говорится о том, что они чудесным образом уцелели при пожаре. Также мощам князя стали приписывать целебные свойства.
    В мае 1922 года серебряную раку с мощами вскрыли. По свидетельствам очевидцев, там лежали 12 небольших костей разного цвета. Среди них находились две одинаковые кости правой ноги. Это указывало на то, что в раке покоятся останки разных людей. Раку передали в Эрмитаж, а мощи оказались в запасниках музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе. И только в 1989 году они вернулись в Троицкий собор Лавры.
    1. +4
      17 мая 2021 17:52
      Вот было бы здорово провести генетический анализ!
  10. +2
    17 мая 2021 23:44
    Знаю,что до меня было написано очень много и интересно и прочитано! Просто не мог пройти мимо этой темы! В РИ,СССР, РФ есть орден АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО! ЕДИНСТВЕННЫЙ который признавался РИ,СССР и РФ! Поправлюсь ЕДИНСТВЕННЫЙ который присутствовал, в каждой формации!
    1. +1
      18 мая 2021 16:38
      И что это доказывает? Что такой человек был? Да! Подвиги совершил? А тут надо разбираться.
      Его наконизировали 300 лет после смерти. Помнили только церковники.
      Ивану III захотелось иметь в своём роду святого и выбрали Александра Ярославовича.