Незавидная судьба: В США переплавили последние фрагменты конструкции «стелс»-корабля Sea Shadow

34

Строительством «невидимого корабля» в США озадачились еще в 1970-е годы. В 1978 году Lockheed Martin приступила к разработке первой версии подобного корабля. Идея его создания, как пишет автор издания Bussines Insider Питер Сучиу, опиралась на подобные проекты в сфере авиастроения, которые начали развиваться примерно в это же время.

Первоначально в Lockheed Martin представили дизайн корпуса в форме сигары. Его плоские угловые поверхности обладали куда меньшей заметностью, а также заглушали звуки двигателя и внутренние шумы внутри судна. Впоследствии специалисты провели многочисленные акустические исследования и добились еще более впечатляющих результатов.



Однако Пентагон не проявлял особого интереса к данным исследованиям, пока руководитель Skunk Works Бен Рич не обосновал все преимущества применения данной технологии в строительстве надводных кораблей. В результате компанией был заключен контракт с Агентством перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA) на реализацию концепций и материалов малозаметности к надводным кораблям, а также на испытание воздействия морской воды на используемые для достижения малозаметности материалы. Так началось создание Sea Shadow, проходившее в атмосфере глубочайшей секретности.

Перспективный корабль отличался уникальным Small Waterplane Area Twin Hull (SWATH), который придал ему форму катамарана. Экспериментальный образец собирали на подводной верфи в Редвуд-Сити, Калифорния. Длина судна составила 50 метров, ширина – 21 метр, вес – 572 тонны. Корабль мог развивать скорость в 28 узлов (52 км/ч).

Кораблю требовался экипаж всего из четырех человек – командира, штурмана, рулевого и инженера. Первые испытания корабля состоялись в 1981 году. Питер Сучиу характеризует их как неутешительные: кильватерный след корабля оказался огромным, его можно было обнаружить с помощью гидролокатора. Причиной этой проблемы была установка моторных винтов, после чего их переделали.

В 1984 году компания завершила строительство экспериментального образца. В 1985 и 1986 гг. Sea Shadow прошел испытания. Но он так и не продвинулся далее этой стадии. Хотя, как пишет Сучиу, ВМС США все же использовали многие наработки, которые впоследствии применили при строительстве кораблей класса Zumwalt.

В 1993 году министерство обороны США представило на обозрение общественности экспериментальный корабль – невидимку. Вскоре корабль использовали в съемках фильма про Джеймса Бонда «Завтра не умрет никогда» (1997). В 1999 году корабль на несколько лет вновь ввели в эксплуатацию, он базировался в Сан-Диего.

В 2006 году ВМС США выставили экспериментальный корабль Sea Shadow на продажу, однако никто не проявил к нему должного интереса. Это объяснялось тем, что покупатель не смог бы использовать судно по назначению и единственным, что он мог делать с судном, оставалась сдача в металлолом.

Не очень понятно, почему столь интересный образец судостроения американские военные не предложили музею или иной организацией, занимающейся изучением истории военно-морских сил. В конечном итоге, в 2012 году Sea Shadow все же продали на металлолом, впоследствии разрезали. Теперь стало известно, что последние фрагменты его конструкции были переплавлены как обычный металл. Так бесславно закончилась попытка США создать «корабль-невидимку». Его судьба оказалась незавидной.

Теперь в США реализовали проект Zumwalt, который относят к стелс-эсминцам. Однако и в этом проекте есть свои нюансы. До сих пор нет ясности, какое вооружение ВМС США собираются на этих сверхдорогих эсминцах применять и в каком качестве эти корабли использовать.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    17 мая 2021 13:30
    Как по мне - зря. Могли бы не раз в фантастических фильмах задействовать.
    А потом - экскурсии по нему проводить.
    1. +10
      17 мая 2021 13:37
      Для фантастических фильмом Пентагон мог бы предложить Зумволт. Он хоть иногда плавает в отличие от этого. Хотя с массовым применением компьютерной графики необходимость в натурных кораблях скоро отпадёт сама собой.
    2. +1
      17 мая 2021 13:58
      В 007 был все эти вундервафли для фильмов максимум.
    3. +2
      17 мая 2021 18:41
      Цитата: Вождь краснокожих
      Как по мне - зря. Могли бы не раз в фантастических фильмах задействовать.
      А потом - экскурсии по нему проводить.

      США можно все ,денег у них не мерено(станок новые напечатает и весь мир оплатит) ..А вот России так ошибаться нельзя увы .
      Вундервавля та еще на картинке.. laughing
  2. +4
    17 мая 2021 13:43
    Цитата: Вождь краснокожих
    Как по мне - зря. Могли бы не раз в фантастических фильмах задействовать.
    А потом - экскурсии по нему проводить.

    Ужо снимали это нечто, кажется в фильме про Бонда...
  3. +2
    17 мая 2021 13:49
    Купил бы за рубль отдыхающих в Сочи возить,и каждый месяц бы его графитчики разрисовывали бы.Жаль такая яхта пропала!
    1. +3
      17 мая 2021 16:18
      Да у них там, ближе и южнее покупатели бы нашлись, взяли бы сразу и за наличку. А то
      Это объяснялось тем, что покупатель не смог бы использовать судно по назначению
      1. 0
        17 мая 2021 16:21
        Жадины,эти могли по его весу долларов отсыпать.
  4. +3
    17 мая 2021 13:50
    У них есть зумвалты, почти 3 штуки, этакие "писаные торбы " для флота, так что, ничего страшного!
  5. +3
    17 мая 2021 14:08
    До сих пор нет ясности, какое вооружение ВМС США собираются на этих сверхдорогих эсминцах применять и в каком качестве эти корабли использовать.


    Говорите в России деньги военного бюджета пилят, да наши американцам и в подметки не годятся.
    1. 0
      17 мая 2021 14:14
      Цитата: krops777
      До сих пор нет ясности, какое вооружение ВМС США собираются на этих сверхдорогих эсминцах применять и в каком качестве эти корабли использовать.


      Говорите в России деньги военного бюджета пилят, да наши американцам и в подметки не годятся.

      Skunk - Скунс. Skunk Works (в статье) - Скунсовые Работы? smile
      1. +4
        17 мая 2021 21:58
        Именно так. Шуточное название ("вонючки" , типа).
        Но оно прижилось.
        Они сделали несколько самолетов.
        NGAD - следующий истребитель, тоже их разработка.
      2. +1
        18 мая 2021 00:32
        Как можно не знать столь знаковую контору в военных технологиях? Хоть и вражеская контора, но игрушки у неё на грани фантастики, стоит только восхититься.
  6. -2
    17 мая 2021 14:15
    Конечно, яхты олигархов куда комфортнее. Но ЭТО круче.
  7. +2
    17 мая 2021 14:15
    "Локхид" в очередной раз хотел "напарить" родную вашингтонскую рейхсканцелярию, однако "не срослось"))) Но, не беда, они на Ф - 35 отыграются)))
  8. +6
    17 мая 2021 14:16
    Экспериментальный образец собирали на подводной верфи в

    Эээээ, трудности перевода?
  9. +8
    17 мая 2021 14:17
    Непонятная статья, ни по смыслу, ни по замыслу.
    В 80-е годы ещё построили небольшой опытный кораблик менее 600 тонн водоизмещением, размером с небольшой ракетный катер, главная особенность которого не малозаметность, а малая площадь ватерлинии, через почти тридцать лет разобрали на металл в силу износа.
    И теперь, через сем лет после события, на ВО зачем то решили об этом вписать.
    Зачем?
    1. -2
      17 мая 2021 15:08
      Цитата: Avior
      Зачем?

      Теперь стало известно, что последние фрагменты его конструкции были переплавлены как обычный металл. Так бесславно закончилась попытка США создать «корабль-невидимку». Его судьба оказалась незавидной.

      Может вам так легче станет понять hi
      1. +5
        17 мая 2021 15:39
        А на какой метал подлежащие списанию по износу корабли переплавляют?
        На необычный?
        И что вам стало понятно из приведённого фрагмента?
        Что подлежащий списанию небольшой опытный кораблик порезали на металл семь лет назад?
        Эка невидаль, чтобы статью об этом писать через много лет.
  10. +3
    17 мая 2021 14:23
    Таки , нафиг перемогу искать.
    Эксперементальный небольшой кораблик, ни к чему небось и непригодный, кроме испытывать режимы старого Стелс 30-ти летней давности.
  11. +2
    17 мая 2021 14:26
    Стоп люди!
    Тут надо накинуть на вентилятор! Это ж распил бабла! Плавучая хохма. Посмотрите, как этот утюг похож на броненосцы времен Гражданской войны. В США, если что.
  12. +1
    17 мая 2021 14:36
    Для освоения бюджета, очень даже весомое корыто. В общем Dolce & Gabbana (Дорого и Глупо).
  13. +3
    17 мая 2021 14:41
    Крамольная мысль,утюги Зумвальты на очереди!!! good
  14. +2
    17 мая 2021 14:43
    Кораблю требовался экипаж всего из четырех человек – командира, штурмана, рулевого и инженера.

    Уменьшение количества постов ведёт к усложнению управления, да и на живучесть влияет изрядно. Тут не космос,- мудрить не надо. Да и там целый ЦУП сидит.
    Представляете, какое количество информации должен получить и отработать каждый член экипажа?!
    И как они уложились в 572 тонны? Там же одной меди в проводке должно быть.....
    1. +1
      17 мая 2021 16:23
      Это был опытный образец - модель...
      Экспериментальный образец собирали на подводной верфи в Редвуд-Сити, Калифорния. Длина судна составила 50 метров, ширина – 21 метр, вес – 572 тонны. Корабль мог развивать скорость в 28 узлов (52 км/ч).
    2. 0
      18 мая 2021 00:39
      Цитата: Керенский
      как они уложились в 572 тонны?

      Да 572 тонны - это что-то сильно дохрена. При таких габаритах пароход должен быть из довольно толстой стали. Они вообще что-ли композиты и лёгкие сплавы не использовали?
      1. 0
        18 мая 2021 01:19
        Знакома команда: "Механизмы провернуть механически, гидравлически, пневматически и вручную"?
        У них дублирования не было при таком экипаже?
  15. +1
    17 мая 2021 16:21
    Теперь стало известно, что последние фрагменты его конструкции были переплавлены как обычный металл.


    Но и денег заработали не мало...
  16. +3
    17 мая 2021 16:42
    "Не очень понятно, почему столь интересный образец судостроения американские военные не предложили музею или иной организацией, занимающейся изучением истории военно-морских сил. В конечном итоге, в 2012 году Sea Shadow все же продали на металлолом,"
    Действительно. Вообще говоря- пароход весьма интересный. И есть подозрения, что к этой конструкции мы ещё обратимся. Так или иначе/ рано или поздно.
    На текущий момент- спасибо американским партнёрам.
    Они отработали некий вариант. Вариант- на данном этапе не пошёл. Это экономит нам деньги . Большие деньги на НИОКР. hi
  17. +1
    17 мая 2021 20:41
    ...Первоначально в Lockheed Martin представили дизайн корпуса в форме сигары. Его плоские угловые поверхности обладали...


    Интересно, чего и сколько покурил Автор, если смог разглядеть не только "плоские и угловые поверхности" у сигары, но и "подводные верфи" у американцев?
  18. +2
    18 мая 2021 15:52
    Хорошо стране у которой так много денег что может тратить на подобные эксперименты
    1. 0
      28 мая 2021 15:32
      Цитата: certero
      Хорошо стране у которой так много денег что может тратить на подобные эксперименты

      СССР тоже тратил не меньше, на экранопланы например....
  19. 0
    18 мая 2021 16:25
    За людей можно только порадоваться... могут себе позволить.
  20. 0
    18 мая 2021 22:14
    <Глядя на обводы корабля> а эта хрень точно предназначена для того чтобы бороздить моря-окияны?))