Санитарные проблемы украинской армии: «Богдан-2251»

36

Один из первых автомобилей "Богдан-2251" на заводе-изготовителе, 2017 г. Фото "Богдан"

В 2016 г. вооруженные силы Украины запустили программу обновления автомобильного парка своей медицинской службы. В качестве санитарного транспорта на тот момент использовались машины еще советского производства, и их планировалось заменить современными автомобилями «Богдан-2251» собственной разработки. За несколько лет закупили большое количество таких машин, но их эксплуатация столкнулась с массой проблем.

Современная замена


До недавнего времени основным санитарным транспортом ВСУ оставались фургоны Ульяновского автозавода, выпущенные еще во времена СССР. Такая техника успела выработать ресурс, и ее дальнейшая эксплуатация оказывалась невыгодной и нецелесообразной. Требовалась замена в виде современной машины, полностью соответствующей актуальным требованиям.



В 2016 г. корпорация «Богдан» представила проект санитарного автомобиля «Богдан-2251», разработанного на основе существующей платформы с применением современного целевого оснащения. Утверждалось, что проект разрабатывался при участии специалистов министерства обороны и учитывает опыт работы военных медиков на передовой.

Осенью того же года машина прошла все необходимые процедуры и была рекомендована к серийному производству. Сборку техники запустили уже в ноябре. Сообщалось, что организация-разработчик может быстро развернуть массовое производство новой техники. Первую партию из 60 машин обещали передать к началу 2017 г., а до начала 2018-го ожидалась поставка 130 ед.


Интерьер медицинского модуля. Фото "Богдан"

Китайско-украинский продукт


Санитарный автомобиль «Богдан-2251» построили на основе двухосноного полноприводного шасси Great Wall Wingle 5 китайского производства. Подобные машины закупались в КНР и доставлялись на завод «Богдана» в Черкассах, где осуществлялась окончательная сборка. Утверждалось, что шасси дорабатывается и усиливается, после чего получает фургон с целевым оборудованием. Фургон выполнен быстросъемным и может демонтироваться для замены или установки на другое шасси.

Wingle 5 изначально представляет собой рамный пикап с двух или однорядной кабиной. В украинском проекте использован второй вариант. Кабина и моторный отсек остаются штатными и не получают дополнительной защиты. Автомобиль оснащен турбированным дизелем Great Wall 4D20 мощностью 143 л.с. и шестиступенчатой механической коробкой передач. Имеется раздаточная коробка с подключаемым передним приводом.

Сзади на раме крепится крупный фургон для медиков и раненых; он имеет простые прямоугольные формы и оснащена передним отсеком, нависающим над кабиной. Фургон выполнен из алюминиевых сэндвич-панелей и имеет теплоизоляцию. Доступ внутрь обеспечивается через дверь на правом борту и через корму. Медицинский модуль оснащен фильтровентиляционной установкой и обогревателем. Обе кабины получили голосовую связь.

Внутри фургона располагается несколько мест для раненых и санитаров. Справа и слева у стенок имеются крепления для носилок: двое устанавливаются слева и одни справа. Под ними находятся ящики для имущества, на которых также могут располагаться места для сидячих раненых. Еще два сиденья помещены у передней стенки фургона. «Богдан-2251» может перевозить до трех лежачих или до семи сидячих раненых, а также медика.


Первая партия серийных машин, апрель 2017 г. Фото Ukrmilitary.com

Машина перевозит запас медицинских средств и медикаментов. Имеются крепления для капельниц и иного оборудования для оказания первой помощи и поддержания состояния больного до доставки в медучреждение. Состав оснащения определяется заказчиком в соответствии с его потребностями и возможностями.

Длина автомобиля с новым оснащением достигает 5,5 м, высота увеличилась до 2,5 м. Полная масса – 3,72 т, из которых 600 кг приходится на медицинский модуль. На это изделие потратили значительную часть грузоподъемности шасси, из-за чего «Богдан-2251» может перевозить только 375 кг полезной нагрузки. Экипаж автомобиля включает трех человек, включая двух медиков.

Проблемы на производстве


Первая партия новых санитарных автомобилей ожидалась в конце 2016 г., но эти планы выполнить не удалось. Первые машины передали в апреле 2017 г. В следующие месяцы заказчик получил еще 90 машин, но до реальной эксплуатации дошла только половина поставленной техники. Техника использовалась «в тылу» и в зоне т.н. антитеррористической операции. В течение нескольких месяцев такой эксплуатации 25 машин пришлось отправить на ремонт.

В начале 2018 г. было объявлено, что «Богданы-2251» в текущей конфигурации имеют ряд серьезных проблем. Основной причиной для ремонта становились поломки двигателя и топливной системы. Расследование показало, что личный состав небрежно относится к технике и не знаком с инструкциями по эксплуатации. Вследствие этого в баки машин вместе с дизельным топливом попадали вода и механические частицы.

Эксплуатанты отметили чрезмерную раскачку машины при движении. В некоторых обстоятельствах это не только ухудшало удобство езды, но и угрожало здоровью и жизни перевозимых раненых.


Интерьер кабины. Фото Ukrmilitary.com

Отдельно необходимо отметить экономическую сторону проекта. По известным данным, шасси Wingle 5 стоит менее 8,7 тыс. долл. США. Стоимость готового «Богдана-2251» для ВСУ, в пересчете, превышает 30 тысяч. Оправдана ли такая наценка за медицинский модуль – неизвестно. Вероятно, в эту цену внесена коррупционная «наценка».

Новые недостатки


В начале 2018 г. был подготовлен список необходимых доработок конструкции из полусотни пунктов. Рабочая группа установила, что большую часть этих проблем можно исключить за счет правильной эксплуатации. Оставшиеся 20 требований приняли во внимание при доработке проекта. В частности, предусмотрели новый топливный фильтр с водоотводом. После доработки проекта производство было возобновлено, и в июне заказчику отправили первую партию машин нового производства.

В течение 2018 г. ВСУ получили 101 санитарный автомобиль доработанной конструкции. В следующем году заказчику передали еще 149 ед. Таким образом, в 2017-19 гг. в медицинских подразделениях украинской армии появилось 350 современных машин, что позволило закрыть их требования. Кроме того, удалось заменить большую часть устаревшей техники.

Однако поводы для радости отсутствовали. Не так давно в открытый доступ попал документ, датированный началом марта 2021 г. Согласно ему, к середине февраля в зоне т.н. АТО из строя вышло 28 санитарных машин. 26 ед. имеют различные поломки топливной системы, 1 понадобился ремонт двигателя, еще 1 – ремонт системы охлаждения. Причины таких поломок остались прежними и кроются в неграмотном обслуживании техники.


Медицинский отсек серийного автомобиля. Фото Ukrmilitary.com

Вновь выданы рекомендации эксплуатационного характера, призванные исключить наиболее частые поломки. Помогут ли они на этот раз – большой вопрос. Буквально за пару лет «Богданы-2251», несмотря на доработку, дважды столкнулись с одинаковой проблемой. Это наводит на особые мысли и позволяет ожидать подобные события и в будущем.

Автомобиль на фоне современников


В целом санитарный автомобиль «Богдан-2251» нельзя признать однозначной разработкой. Этот образец имеет плюсы и минусы, а кроме того, существуют различные дополнительные факторы, способные оказывать решающее значение. Тем не менее, несмотря на все недостатки и проблемы, машина принята на снабжение и производилась серийно.

Главным плюсом «Богдана-2251» является сам факт его существования. ВСУ получили возможность заменить устаревшие автомобили с выработанным ресурсом и получить современную технику. Проблема отсутствия собственного производства необходимых платформ была решена за счет импорта. При этом выбранное шасси показывает достаточно высокие технические и ходовые характеристики и в целом соответствует предъявляемым требованиям.

В то же время, на китайское шасси поставили значительную нагрузку, из-за чего запас грузоподъемности сократился до минимума, и это ухудшает другие характеристики. Фургон оказался чрезмерно высоким для уверенного поведения на шоссе и бездорожье. Наконец, стоимость готовой санитарной машины слишком высока на фоне цены базового шасси.

Возникает очевидный вопрос: почему не самая удачная разработка дошла до производства и попала в войска, а выявленные недостатки не привели к отказу от нее? Ответ на него кроется в особенностях современного украинского подхода к снабжению армии. Корпорация «Богдан» имела и имеет серьезное лобби, способное продвигать ее разработки на всех уровнях – несмотря на их недостатки, чрезмерную цену и т.д. Итогом этого стал очередной крупный и выгодный заказ на технику для армии.


Один из первых "Богданов-2251" на параде, 2017 г. Фото Wikimedia Commons

Нельзя сказать, что вооруженные силы проиграли от этих процессов. Впервые за несколько десятилетий они получили возможность обновить парк медицинской техники и практически полностью отказаться от давно устаревших машин. Впрочем, цена этого оказалась слишком велика, поскольку «отдельные лица» пожелали в очередной раз получить свою долю армейского бюджета.

Санитарные перспективы


Таким образом, ВСУ получили 350 необходимых им санитарных автомобилей на современной базе, но с некоторыми недостатками. Благодаря своему количеству «Богданы-2251» будут оставаться главным образцом своего класса в течение длительного времени; скорая их замена не представляется возможной. Это означает, что украинским военным и автомобилестроителям необходимо как можно скорее решить проблему надежности и правильной эксплуатации техники – иначе она не сможет полноценно решать свои задачи и оправдывать чрезмерные траты на закупку.

Специфическая ситуация с санитарным транспортом известным образом влияет на боеспособность армии. «Богданы-2251» предназначаются для эвакуации раненых с передовой, и их поломки угрожают здоровью и жизням бойцов. В частности, это означает, что любая попытка устроить масштабные бои на Донбассе приведет к увеличению потерь: не только за счет пуль и осколков, но и из-за отсутствия помощи. Военному и политическому руководству Украины стоит учитывать такие риски. Конечно, если оно бережет и жалеет собственных солдат.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 мая 2021 18:09
    Что б они всегда были загружены....
    1. 0
      19 мая 2021 18:15
      Цитата: SaLaR
      то б они всегда были загружены.

      Бежит по полю санитарка, звать Одарка...
      1. 0
        19 мая 2021 18:28
        Цитата: Егоза
        Бежит по полю санитарка, звать Одарка...

        Лежит в кювете санитарка звать Богданка )
    2. +1
      20 мая 2021 09:04
      Цитата: SaLaR
      Что б они всегда были загружены....

      В качестве труповозки лучше фура-рефрижератор. Хотя можно и простую - не успеют протухнуть, если быстро до ямы довезти.
    3. Комментарий был удален.
  2. +3
    19 мая 2021 18:15
    У них только одна санитарная проблема - полное отсутствие мозгов. Причем как у военных, так и у политиков. Все остальное решаемо.
  3. 0
    19 мая 2021 18:21
    Даже комментировать нечего - видел, и не раз, эти катафалки в канавах вверх колёсами ... ! Туда им и дорога !
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      23 мая 2021 06:50
      Конечно, машина имеет ряд недостатков. Во- первых ,нет ЖКмонитора для трансляции раненому,патрЫотЫчных клипов. Нет акустических колонок для звучания национального гимна Украины. Во- вторых, для тежелораненых, нет системы караоки, благодаря которой, солдат вместе с медперсоналом непосредственно в момент транспортировки в госпиталь, могли бы спеть любимую песню " ты ж меня пидманула " При наличии перечисленных выше устройств иная медицинская аппаратура становится не нужной и только утяжеляет вес автомобиля. В перспективе, необходимо установить мобильный миникрематорий и ряд других технических новшеств. Саму же медицинскую помощь можно оказывать непосредственно в госпитале, если понадобится. А в остальном, прекрасный автомобиль.
  4. -1
    19 мая 2021 18:26
    Отдельно необходимо отметить экономическую сторону проекта. По известным данным, шасси Wingle 5 стоит менее 8,7 тыс. долл. США. Стоимость готового «Богдана-2251» для ВСУ, в пересчете, превышает 30 тысяч. Оправдана ли такая наценка за медицинский модуль – неизвестно. Вероятно, в эту цену внесена коррупционная «наценка».Отдельно необходимо отметить экономическую сторону проекта. По известным данным, шасси Wingle 5 стоит менее 8,7 тыс. долл. США. Стоимость готового «Богдана-2251» для ВСУ, в пересчете, превышает 30 тысяч. Оправдана ли такая наценка за медицинский модуль – неизвестно. Вероятно, в эту цену внесена коррупционная «наценка».

    Никакой корупции при Порошенке не было, спросите у Свинарчука (Гладковского) )))
  5. +7
    19 мая 2021 18:35
    Отдельно необходимо отметить экономическую сторону проекта. По известным данным, шасси Wingle 5 стоит менее 8,7 тыс. долл. США. Стоимость готового «Богдана-2251» для ВСУ, в пересчете, превышает 30 тысяч. Оправдана ли такая наценка за медицинский модуль – неизвестно.

    Новый вингл 7 в РФ сейчас продается от 1,780,000 руб. с кузовом. USD8700 - это, скорее всего, была цена на заводе в Китае без доставки, растаможки и т.д. Спальный кунг подобной конфигурации на УАЗ патриот стоит у нас от 600,000 руб. Добавляем комплект гудричей на 70,000 рублей, переделки по подвеске, кенгурин и цена USD30,000 или 2,220,000 руб. кажется очень и очень скромной с учетом налогов предприятия и маржи, ибо бизнес должен приносить прибыль, иначе это - благотворительность.
    Таким образом, в 2017-19 гг. в медицинских подразделениях украинской армии появилось 350 современных машин, что позволило закрыть их требования. Кроме того, удалось заменить большую часть устаревшей техники.

    Однако поводы для радости отсутствовали. Не так давно в открытый доступ попал документ, датированный началом марта 2021 г. Согласно ему, к середине февраля в зоне т.н. АТО из строя вышло 28 санитарных машин. 26 ед. имеют различные поломки топливной системы, 1 понадобился ремонт двигателя, еще 1 – ремонт системы охлаждения. Причины таких поломок остались прежними и кроются в неграмотном обслуживании техники.

    В итоге - потребность закрыли, примерно 10% машин сломано по причине рукожопости водителей и паленой солярки. Вполне нормальный результат при таких исходных.
    Нельзя сказать, что вооруженные силы проиграли от этих процессов. Впервые за несколько десятилетий они получили возможность обновить парк медицинской техники и практически полностью отказаться от давно устаревших машин.
    Таки да!
    Впрочем, цена этого оказалась слишком велика, поскольку «отдельные лица» пожелали в очередной раз получить свою долю армейского бюджета.
    Скорее всего и получили, но - очень невеликую, если посчитать все по месту. А по сути - хотели "санитарку" за минимальную цену - вполне себе ее получили и она даже ездит и выполняет свои функции. "Санитарка" на базе хайлакса вышла бы в 2 раза дороже и точно так же ТНВД запороли бы "паленкой".
    1. +3
      20 мая 2021 17:03
      Когда комментарий лучше статьи.
    2. +1
      23 мая 2021 06:53
      То есть, Вы хотите сказать что в существовании АТО, есть свои положительные стороны?
      1. 0
        24 мая 2021 11:59
        Цитата: Андрей Николаевич
        То есть, Вы хотите сказать что в существовании АТО, есть свои положительные стороны?

        Нет. Я хочу сказать, что акцент на воровстве при поставках данных машин имхо сильно преувеличен. При такой цене закупки вряд ли они позволить себе что-то более приличное и качественное не из б/у.
  6. 0
    19 мая 2021 18:35
    Это "чудо китайского автопрома" появилось в ВСУ, в основном, благодаря мощному лоббированию тогдашнего президента Парашенко... Ведь завод "Богдан" это его вотчина.
    Вот, поэтому, и рады ВСУшники подарку от прибалтов - "Лэнд Ровер в", да ещё частично бронированные...
  7. +1
    19 мая 2021 19:35
    Вот так потери переходят из категории санитарных в категорию безвозвратных.
  8. +2
    19 мая 2021 22:42
    САНИТАРНАЯ КАТАФАЛКА
  9. +4
    19 мая 2021 23:32
    Автор, как - то очень замысловато выражается: "имеется лобби"))) на Украине все знают, что в описываемый период владельцем завода "Богдан" был през Парашенко. Отсюда и фуфловое качество и высокая цена. Как и миномет "молот", и "бронекатера" типа "Гюрза"))) все из одной песни. На этой, типа войне, отдельные барыги заработали миллиарды и не хохлобаксов.
  10. +4
    20 мая 2021 06:48
    Скотовозка для бендеровского скота. И желательно, чтобы весь скот доезжал до медпункта дохлым wassat Хороший нацист - мертвый нацист!
  11. +2
    20 мая 2021 08:34
    Честно говоря не знал, что Great Wall Wingle 5 оснащаются дизельным ДВС, вроде бы на него устанавливают только бензиновый ДВС.
    Слышал, что китайцы скопипастили Вингл с Изудзу Д-Макса. Кроме того, Great Wall Wingle 5 относится к среднеразмерным внедорожникам (пикапам) как ХайЛюкс, Наварра или Л200.
    Откуда такая общая снаряженная масса свыше 3000 кг?! Листы задних рессор должны выгнуться в обратную сторону...
    Не очень удачное шасси для армии.
    1. 0
      21 мая 2021 12:56
      Украине вроде Хамеры поставляли, из них санитарная машина была бы получше.
      1. 0
        21 мая 2021 13:20
        Было дело, но если не ошибаюсь мало. HMMWV не дешевый в обслуживании.
      2. 0
        21 мая 2021 19:14
        Не, какую-то аглицкую мню, снятую с ДХ происхождения еще конца 70-х годов прошлого века.
  12. +3
    20 мая 2021 12:00
    Экипаж автомобиля включает трех человек, включая двух медиков.

    «Богдан-2251» может перевозить до трех лежачих или до семи сидячих раненых

    из-за чего «Богдан-2251» может перевозить только 375 кг полезной нагрузки

    3+7=10
    375/10=37,5
    Какие-то "военнослужащие" у них очень облегчённые получаются. wassat
    1. +1
      21 мая 2021 12:53
      Цитата: sgapich
      Экипаж автомобиля включает трех человек, включая двух медиков.

      «Богдан-2251» может перевозить до трех лежачих или до семи сидячих раненых

      из-за чего «Богдан-2251» может перевозить только 375 кг полезной нагрузки

      3+7=10
      375/10=37,5
      Какие-то "военнослужащие" у них очень облегчённые получаются. wassat

      Раненые после боя в неполной комплекции.
      1. 0
        23 мая 2021 06:56
        Ремкомплект им выдадут в госпитале.( протезы, искуств глаза,яички)
  13. +1
    20 мая 2021 12:28
    А что там такое неправильное можно эксплуатировать в топливной аппаратуре? Тепловозную солярку лить?
    1. +1
      20 мая 2021 12:38
      Цитата: Sancho_SP
      А что там такое неправильное можно эксплуатировать в топливной аппаратуре? Тепловозную солярку лить?

      Классика гласит -"Разбавлял бензин ( солярку ) ослиной мочой ! " Ослов в ВСУ полно ... Значит мочи достаточно !! laughing
      1. 0
        20 мая 2021 13:00
        А какие тогда тут рекомендации то? Не лить мочу?))
        1. 0
          20 мая 2021 17:02
          По сути, такие рекомендации завод и дает.
    2. 0
      21 мая 2021 19:17
      А кто в укровермахт нормальные ГСМ поставит? На тебе убоже. шо нам не гоже!!! Нормальное дизтопливо в коммерцию, а отстой с водой в войска....
  14. +1
    20 мая 2021 16:18
    Новые недостатки


    Неужели смирительных рубашек на всех скакунов не хватает?
  15. 0
    20 мая 2021 20:43
    Ну хоть санитарному "Богдану" повезло, чего не скажешь о его тезке, САУ "Богдана"..
  16. 0
    22 мая 2021 18:53
    Ну машинка конечно странная. Ели вывозить раненых близко к полю боя, то мишень просто замечательная по габаритам. Там разбираться издалека никто не будет. Надо что то вроде МТЛБ. Обтекаемая и защищённая. А Богдан это просто коммерция как всё в этой идиотской стране.
  17. 0
    29 мая 2021 16:59
    У нас неплохую санитарку сделали бронеавтомобиль «Линза»
    1. 0
      1 июля 2021 16:19
      Воxer на голову лучше. Профиль ниже почти на метр. Нет "голых" стёкол (пусть и триплексированных). Лучше проходимость (четыре оси вместо двух). Торсионная подвеска (которой нет в К-53949).

      1. 0
        8 июля 2021 00:31
        Изначально Boxer это БТР, просто установлен модуль. В ВС РФ есть мед.машины на базе БТР, это БММ-80, на базе МТЛБ и БМД-3. Малость некорректно сравнивать Линзу с Боксером. Это машины разного класса
        1. -1
          8 июля 2021 12:42
          БММ-80 - старая советская машина, ей уже 30-35 лет (с начала эксплуатации). А Боксеру - около 10 лет. Речь же шла о новых разработках.

          Назначение то же самое - вывоз 300-х из района боевых действий.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»