Высотно-компенсирующий костюм ВКК-47 вместо скафандра «Сокол» для КК "Союз"

28
Космонавтика – одна из молодых и перспективных отраслей науки. Как США, так и СССР делали первые шаги, которые иногда сопровождались ошибочными решениями, позволявшими уладить сиюминутные и краткосрочные проблемы, но в перспективе приводившие в тупик и к жертвам, как это случилось в США с применением 100% кислородной среды, спровоцировавшей пожар «Аполлон-1» и во время попытки отказаться от спасательных скафандров на этапе взлет/посадка на космических кораблях "Союз". После трагедии КК "Союз-11" остро встал вопрос о необходимости срочной разработки спасательного скафандра для корабля «Союз».

Так как применение спасательного скафандра по документации ОКБ-1 (в то время ЦКБЭМ) на кораблях «Союз» не предусматривалось, была поставлена задача в минимальные сроки разработать новое снаряжение, сочетающееся с применяемыми на корабле индивидуальными ложементами амортизационных кресел, с минимальными доработками спускаемого аппарата.



Проблемы при выборе скафандра для кораблей «Союз»


Пикантность ситуации заключалась в том, что ни один из ранее созданных скафандров (СК-1, «Беркут» и «Ястреб») для этой целей не годились, т.к. они были разработаны либо для защиты космонавта вне корабля, либо не могли сочетаться с амортизационным креслом «Казбек».

В качестве максимально возможного времени на возврат экипажа на Землю при аварийной разгерметизации спускаемого аппарата на наиболее опасных участках полета было принято время 105–125 минут. Рассматривалось несколько вариантов защитного снаряжения: использование различных типов высотно-компенсирующего костюма с пневмомеханической компенсацией избыточного давления в гермошлеме и облегченного скафандра на основе авиационного скафандра «Сокол».

Были приведены примерки макетов такого снаряжения с ложементами кресел, анализ возможных схем кислородного питания и их массы. В качестве оптимального варианта было выбрано использование облегченного скафандра с мягким несъемным шлемом с откидывающимся смотровым стеклом и с системой жизнеобеспечения (СОЖ) открытого типа, рассчитанного на 2 часа работы, который впоследствии получил название «Сокол». Он применяется по сей день, претерпев ряд модернизаций. Но, несмотря на это, с исторической точки зрения, отдельного внимания заслуживает разработанный для КК «Союз» высотный компенсирующий костюм ВКК-47.


ВКК-47 и его конструкция


Что касается ВКК-47, который рассматривался в качестве альтернативы скафандру, то это был «классический» высотно-компенсирующий костюм.

Так, применение высотного компенсирующего костюма в сочетании с гермошлемом на тот момент получило широкое распространение в высотной авиации. И в производстве имелись проверенные практикой модели.

ВКК-47 по своей конструкции был схож с ВКК-6. Но имел раскрой для положения в характерной для кресла «Казбек» позе, систему камер натяжного устройства, а также в его комплект входили высотно-компенсирующие носки и перчатки.

Гермошлем в паре с ВКК мог обеспечить работу на высотах до 30 км (и несколько выше).

С одной стороны, в отличие от скафандра, ВКК обеспечивал большую свободу движений и простоту одевания. Так как не требовалась герметизация. А индивидуальная подгонка проводилась всего один раз перед началом эксплуатации.

С другой стороны, в случае разгерметизации, нахождение в «работающем» ВКК могло вызвать трудности, поскольку создаваемое костюмом внешнее (компенсирующее) давление на тело человека зачастую сопровождается болевыми ощущениями, так как все тело сдавливается, словно одной манжетой тонометра для определения артериального давления.

Причины отказа от ВКК-47


Если в высотной авиации работа ВКК определяется временем, необходимым на аварийный спуск до безопасной высоты, то космонавтам в случае аварии предстояло провести до двух часов на космическом корабле. К тому же поза «эмбриона», предусмотренная креслом «Казбек», была не самой удачной для нахождения в ней в работающем ВКК, что существенно нарушало кровоснабжение нижних конечностей.

Безусловно, ВКК-47 мог стать временным решением проблемы и спасти жизни космонавтов в случае разгерметизации.

Именно этим путем пошли американцы. После трагедии космического корабля «Челленджер» они применяли высотный компенсирующий костюм «Launch Entry Suit» начиная с сентября 1988 года (полет «STS»-26) и до 1994 года (полет «STS»-65) для защиты экипажа при аварийных ситуациях на взлете и посадке многоразового корабля «Шаттл».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    24 мая 2021 18:34
    Безусловно, ВКК-47 мог стать временным решением проблемы и спасти жизни космонавтов в случае разгерметизации.

    А пусть Рогозин на себе проверит. Загнать его в барокамеру и определить, что лучше: ВКК-47 или воздушный шарик с гелием. wassat
    1. +7
      24 мая 2021 18:43
      А пусть Рогозин на себе проверит. Загнать его в барокамеру и определить, что лучше: ВКК-47 или воздушный шарик с гелием

      При всем "уважении" к господину Рогозину сложно вменить ему что либо по этой теме т.к. в то время он был 12-летним мальчиком и врятли его мнение по этому вопросу кто то спрашивал. Честно говоря не совсем понятно Ваше возмущение.
      1. -3
        25 мая 2021 03:24
        Цитата: Бшкаус
        Честно говоря не совсем понятно Ваше возмущение.

        Честно говоря, я и сам не понимаю, отчего и почему, если:
        Космонавтика – одна из молодых и перспективных отраслей науки.

        мы всё время разбираем достижения «калошного» СССР? Давайте же озадачимся освещением внедрения нового, а не перемывания «старых костей». Иногда, на мягком и тёплом диване хочется выяснить, как далеко ушло развитие той или иной отрасли.
        Но вы считайте, что моего комментария не было. Просто мне скучно «восторгаться» или «огорчаться» тем, что уже было триумфом, что уже показало (проявило) себя.
        1. +2
          25 мая 2021 08:50
          мы всё время разбираем достижения «калошного» СССР? Давайте же озадачимся освещением внедрения нового, а не перемывания «старых костей».

          Давайте, я тоже так считаю.
          Только космонавтмке действительно всего 60 лет и это мало. Я же не сказал "инновационная" и.т.п.))
          Вопрос по ВКК с одной стороны исторический, но с другой не стоит сбрасывать его со щитов. Например американцы очень интересуются возможной репликой обжимных костюмов вместо скафандра. Вопрос не однозначный, вполне допускаю появление материалов с новыми физическими свойствами. Принцип конструкции может радикально измениться, но по механизму действия это будет тот же ВКК . Но начинать думать об обжимном костюме, не затрагивая классический ВКК наверное не правильно. Согласен с тем, что должна соблюдаться тонкая грань, чтобы не сползти к бездумному восхищению прошлым, но и не произошло нигилизма по отношению к уже накопленному опыту.
          У нас молодежь часто жалуется что приходит в голову прорывная идея, а старая гвардия с ухмылкой говорит что это не пройдет и отправляет читать отчет сороколетней давности, где эту идею уже проверяли)))
  2. +5
    24 мая 2021 18:44
    Сразу вспомнил про снаряжение для экипажа Ту-160. Его на основе истребительного проектировали. Там создали кислородно-дыхательную аппаратуру КДА-120 с регулятором РПК-120 и "истребительной" кресельной кислородной системой. Но баллон в ней больше сделали. КСКК-2МБ там такое сидение...
    А костюм для пилотов создали высотно-компенсирующий ВКК-15Т. Точнее взяли за основу ВКК-15К для пилотов истребителей но убрали противоперегрузочный "пояс". Получилось нечто вентилирующие и компенсирующие - до 20 км потолок у Ту-160 был ведь.Так и назвали комплект ККО-15Т.
    И скафандр Баклан создали на основе скафандра Стриж от "Бурана". То еще чудо-юдо получилось...
    Смотрелся конечно скафандр эффектно, но для длительных полетов на бомбардировщике оказался абсолютно негодным! Неудобный и тяжелый. Потому его и забраковали сразу - растащили и сняли с эксплуатации.
    Используют на 160-х костюм ВКК-15Т очень похожий на тот что используют в тактической авиации. А еще под "Баклан" разработали комплект нательного белья и комбинезон включающий в себя перчаточки с обдувом пальцев. Выглядело прикольно но на практике абсолютно бестолковая вещь.
    Все функции ВКК-15Т выполняет достойно - это и полетная одежда, и вентилирующее снаряжение , и компенсирующий жилет и защитный костюм.
    А Баклан на фото снизу...
    1. +3
      24 мая 2021 18:52
      Больше скажу: восстановить производство Баклана в настоящее время невозможно по причине утраты технологических цепочек и производства ткани am
      1. +4
        24 мая 2021 18:58
        Я не знаю какая ткань была в Баклане. Но в ВКК-15 ткань СВМ. Разных расцветок. И делают эти костюмы до сих пор. Правда только 15К для истребителей делают. Для "дальников" это 15Т с двумя шлангами. Запасы такого добра есть на складах с 90-х годов и в хорошем состоянии. Не грешат их использованием. Похоже Т делать разучились. Там вроде анатомические изменения были какие-т для длительного полета. Не сравнивал. Лежат у меня и ВКК-15К и ВКК-15Т. Это вещь однозначно.
        1. +3
          24 мая 2021 19:20
          . Там вроде анатомические изменения были какие-т для длительного полета. Не сравнивал. Лежат у меня и ВКК-15К и ВКК-15Т. Это вещь однозначно.

          Только отсутствие ППУ у ВКК15Т. Есть еще ВКК15М, он как ВКК15К, но отличается конструкцией байонетных разъемом защищающих от проникновения воды. Используется с ВМСК-4-15
          1. +3
            24 мая 2021 23:53
            Да , еще это - сейчас почти на всех новых ЛА вместо КСКК-2М с баллоном ставят КСКК-130 безбаллонную с химическим генератором кислорода. Она сочетается с КДА-15. Только разъем на
            ней вроде другой , это ОРК-115А. А на КСКК-2М стоит ОРК-115, на КСКК-2МБ стоит ОРК-115Б с отрофированным штуцером ППУ. Он там вроде для других целей в Баклане мог подключатся.
            КСКК-2М - это Су-27 поздние, Су-33 , Су-30М2 , Су-30СМ;
            КСКК-2МБ - это Ту-160 все;
            КСКК-130 - это Як-130, Су-35, МиГ-29К , Су-34.
  3. +3
    24 мая 2021 18:53
    А зачем например нужен ВКК-15К и ВКК-15Т при использовании их опции высотного компенсирующего костюма на потолок до 20 км ? Заметим что в отличии от ВКК-6 у него нет компенсации на кистях рук.
    Он нужен просто чтобы сжать грудную клетку - чтобы не повредило легкие когда кислород пойдет в маску под большим давлением в случае разгерметизации кабины или катапультирования на большой высоте. Не более 1-3 минут, ну максимум 5 минут и все. Вот собственно его функция на всех ЛА где используются комплекты снаряжения ККО-15К и ККО-15Т. Это почти вся современная российская авиация.
    И все вообщем-то. Больше он ни для чего не нужен при использовании его опции как компенсирующего.
    Так то конечно вещь очень продумана - 5 в 1 совмещает ВКК-15К для пилотов истребителей. Это летный костюм , противоперегрузочный костюм , компенсирующий костюм как сказано , вентилирующее снаряжение и защитная одежда - от пожара или деревьев при катапультировании.
    1. +2
      24 мая 2021 19:09
      А пусть Рогозин на себе проверит. Загнать его в барокамеру и определить, что лучше: ВКК-47 или воздушный шарик с гелием

      Всего то блин...
      Вообщето создание внешнего противодавления является основной функцией ВКК. Камеры противоперегрузочного устройства лишь приятный побочный эффект.
      Чем отличается ВКК15 от ВКК6? Да всем, как трамвай от электровоза: во-первых вместо натяжных устройст трубчатого типа воздушные камеры, во-вторых выше гигиена, в третьих: соотношение избыточного давления подаваемого в маску и камеры 1:3 против 1:1 у ВКК6. Физиологический эффект совсем другой
      1. +2
        24 мая 2021 19:14
        Почему без перчаток ? Они для ВКК-15 обычные кожаные как и для ВКК-6. Еще под ВКК-15 одевается белое хлопковое нательное белье. Маска КМ-35М против маски КМ-34Д на ВКК-6. Кислородные приборы и вся аппаратура совершенно разные и принципы их работы тоже отчасти разные. АД-15 для противоперегрузочных камер ВКК-15К работает на кислороде , АД-5 для противоперегрузочных камер ВКК-6 работает на воздухе. На Ту-160 последнюю опцию как я писал убрали - в ВКК-15Т этого нет.
        1. 0
          24 мая 2021 19:22
          Почему без перчаток
          не такие суровые как в ВКК1 или на фото ВКК47. Не корректно выразился
          1. 0
            24 мая 2021 23:48
            Безбалонные системы это КДА-129 (МиГ-29К , Су-57, Су-35) и КДА-130 (Як-130). Отличаются вроде кислородными приборами КП-129 в первом случае и КП-130 во втором случае. Вот КП-130 лишен штуцера натяжных камер компенсации ВКК-15К. То есть костюм этот вообще не применяется на нем по потолку. Не нужно. Только штаны ППК-3Р-120. Маска КМ-35М.
            А КДА-129 совместим с костюмом ВКК-15К. Но воздушных судов в России где он стоит не так много.
            Даже на Су-34 и Су-30СМ стоят баллоны и КДА-15. Только систему там упросили.
            На обоих машинах убрали индикаторы ИКЖ-П1 (с клапаном Кл-1А) , а на Су-34 нет регулятора РД-15 которым можно включить подачу кислорода высокого давления от АД-15 в полость маски при больших перегрузках. Видимо по максимальной перегрузке на Су-34 это и убрали.
            А информация о запасе кислорода с датчика ДЗК-210 идет на мнемокадры дисплеев.
          2. 0
            25 мая 2021 04:30
            Комментарии ещё более интересные чем статья! Браво! И спасибо за статью!
      2. +1
        25 мая 2021 00:02
        А на ВКК-15Т задница почти целиком отстегивается молниями. Это сделали чтобы в полете нужду можно было справить ?
  4. +2
    24 мая 2021 19:05
    Костюм ВКК-6М при использовании гермошлема ГШ или просто ЗШ (тогда идет маска КМ-34Д) может работать ТОЛЬКО со старой кислородной системой ККО-5 включающий в себя воздушный автомат давления АД-5 и кислородный прибор КП-52 (70).
    Потолок применения до 40 км расчетный.
    А вот использовать этот комплект с современными системами КДА-15 и тем более безбаллонной КДА-129 невозможно! Полная несовместимость всего оборудования.
    Потому в России нет современного высотного снаряжения для полетов выше 20 км и для его сочетания с современной кислородно-дыхательной аппаратурой. Но для тех машин что приходят это и не нужно.
    Только для МиГ-31. Но при создании версии МиГ-31М что-то пытались новое сделать. Может истребительный вариант Баклана. А вот тут он бы идеально смотрелся...
    1. +1
      24 мая 2021 19:26
      МиГ-31М что-то пытались новое сделать. Может истребительный вариант Баклана

      Вообще никаких новых авиационных скафандров не разрабатывалось:((( из нового только ВКК17, но он еще кажется не принят
      1. +1
        24 мая 2021 23:39
        Это было еще на заре 90-х годов. Пытались Баклан приспособить на М-55 Геофизику и МиГ-31М. Не успели. Так они и с ККО-5 остались. Но там наверное противоперегрузочная функция не нужна. Хотя в систему ККО-5 на эти машины добавили индикатор ИКЖ-П1 от ККО-15 и по нему идет контроль системы.
        На Ту-160 в аппаратуре КДА-120 есть регулятор РПК-120. В нем поплавок подачи и все. Остальные данные о запасе кислорода сдатчика идут на индикаторы на панель правого пилота.
        1. 0
          25 мая 2021 04:29
          Комментарии ещё более интересные чем статья! Браво!
          1. +2
            25 мая 2021 07:39
            Комментарии ещё более интересные чем статья! Браво!

            На удивление)) всегда приятно поговорить по существу. К томуже в этой теме разбираются единицы людей, для остальных это некая абстракция и ругательные слова, но без всего этого никто никуда лететь не сможет((
        2. +1
          25 мая 2021 08:01
          Но там наверное противоперегрузочная функция не нужна.

          Там перегрузотк то нет, да и самолет на них не расчитан, а лишняя камера ППУ это только лишнее стеснение и неудобство для летчика, которые нужно избегать всеми средствами. По себе могу сказать, что примерно 6 часов на пяти километрах с полностью притянутой маской в подогнанном ВКК не вылезая из кресла вполне нормально, потом порог чувствительности пробивается. А ведь именно в этот момент самолет может войти в зону ПВО и приступить к выполнению боевого задания, а человек уже выматан. Через 7-9 часов все складки резко начинают сильно давить и болеть. Через 12 часов уже выть охота и шея болит от постоянного ношения шлема(( дольше не пробовал, но там уже на истощение, это тебе не гражданский лайнер со стюардессками подающими кофеек
          1. +1
            25 мая 2021 18:44
            На М-55 Геофизика полета длятся тоже по много часов. Они летали по всему миру. Даже в Антарктику.
            Там используется ГШ-6 и ВКК-6. Регулятор подачи РПК-52 и кислородный прибор КП-70. Аппаратуры ККО-5. КП-70 отличается от КП-52 наличием шланговой муфты сращивания на которую можно поставить фильтр летного противогаза , устройство для защиты от вредных веществ при дыхании воздухом из кабины на низкой высоте. В КП-52 такого не было.
            Так что-то хотели изменить, знакомый говорил что велись какие-то доработки. Вроде безбаллонную КСКК-130 хотели поставить. А там штатно стоит УКБ-3-36 сидение кресла.
          2. 0
            29 мая 2021 11:22
            Через 7-9 часов все складки резко начинают сильно давить и болеть. Через 12 часов уже выть охота и шея болит от постоянного ношения шлема((


            Можно в следующем поколении техники придумать гидропневмомассаж тела и его кондиционирование и современный шлем с минимальным весом - велики велопрофи карбоновую раму имеют именно для снижения веса. Швы и складки наверняка при современном изготовлении тканей и костюмов можно убрать вообще - внутренняя часть будет цельнотканой и похожа на акриловый ковёр, наверное.
            1. -1
              30 мая 2021 22:15
              Можно в следующем поколении техники придумать гидропневмомассаж тела

              массажеры давно есть, уже придумывали. Проблема с ними в другом: воздушные камеры, которые наполняются и массируют тело, в случае катапультирования серьезно демпфируют и смещают тело в катапультном кресле из-за чего появляется большой риск травмы позвоночника. Нужна система моментального студия, а это камеры, моментально - это фактически разрыв камер должен произойти.
              и современный шлем с минимальным весом

              С этим всегда морока была, каждая модель чуть легче предыдущего)))
              Швы и складки наверняка при современном изготовлении тканей и костюмов можно убрать вообще - внутренняя часть будет цельнотканой и похожа на акриловый ковёр, наверное.
              Пилоты и так шелковое трико носят для этих целей. Шелк скользящий и при обжатии ВКК хорошо скользит
              1. 0
                31 мая 2021 10:43
                Нужна система моментального студия, а это камеры, моментально - это фактически разрыв камер должен произойти.


                Пневмокамеры могут находится в кресле, и сверху, на груди-спереди а не на спине - а передавать массажный момент на спину сетками и тканевыми лентами. Узловатые сети и ленты с насадками, двигающиеся в противостороны, ничуть не хуже спину массировать будут.
      2. Комментарий был удален.
  5. +4
    25 мая 2021 11:21
    (с) А помнишь, как всё начиналось?.. Всё было впервые и вновь..

    Так представлял будущих покорителей космоса кинематограф в 1957 году ("Дорога к звёздам").. Обратите внимание на сапоги.. Очень похожее по дизайну надевают сейчас звёзднополосатые "грибники" для полёта на "Дрэгоне"
  6. 0
    26 августа 2021 02:18
    Вот такие маски делали для Су-34...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»