Тяжелые двухмоторные японские истребители против американских бомбардировщиков

90
Тяжелые двухмоторные японские истребители против американских бомбардировщиков

В предвоенное время достаточно модной являлась концепция тяжелого истребителя сопровождения с двумя двигателями. Однако реальный ход боевых действий продемонстрировал, что двухмоторные истребители сами очень уязвимы для атак более маневренных и скоростных лёгких одномоторных истребителей. В связи с этим уже выпущенные тяжелые истребители с двумя двигателями в основном использовались в роли лёгких скоростных бомбардировщиков-штурмовиков и как ночные истребители.

Тяжелый истребитель Ki-45 Toryu


Испытания Ki-45 Toryu начались в 1939 году, а в конце 1941 года этот тяжелый истребитель приняли на вооружение. Самолёты первой серийной модификации Ki-45Kai-a были оснащены двумя 14-ти цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Ha-25 мощностью по 1000 л. с. С конца 1942 года стали устанавливаться более мощные 14-ти цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Ha-102 по 1080 л. с.




Ki-45 Toryu

Наступательное вооружение включало в себя два неподвижных 12,7-мм пулемета, установленных в носовой части фюзеляжа и одну 20-мм пушку, в нижней части фюзеляжа. В распоряжении стрелка-радиста имелся турельный 7,7-мм пулемет для стрельбы назад. Приблизительно два десятка тяжелых истребителей в полевых условиях были модифицированы для борьбы с бомбардировщиками противника в ночное время. Вместо верхнего топливного бака в фюзеляже разместили два стреляющих «вперёд-вверх» 12,7-мм пулемета.


С учетом того, что 20-мм пушки и пары 12,7-мм пулемётов было недостаточно для уверенного поражения тяжелого бомбардировщика, несколько самолётов Ki-45Kai-b вооружили 37-мм танковой пушкой Type 98. По авиационным меркам, это орудие обладало высокими баллистическими характеристиками. Осколочно-фугасный снаряд массой 644 г покидал ствол с начальной скоростью 580 м/с и обладал эффективной дальностью до 800 метров. Вопрос был лишь в точности наведения и вероятности попадания с одного выстрела. Орудие заряжалось вручную стрелком-радистом. И по причине низкой скорострельности его эффективность была невысокой.

В конце 1943 года началось серийное производство Ki-45Kai-c с 37-мм автоматической пушкой Ho-203. Это орудие имело темп стрельбы 120 выстр./мин. Начальная скорость снаряда – 570 м/с, эффективная дальность – до 500 м, боекомплект – 15 выстрелов. 37-мм пушка устанавливалась вместо передних 12,7-мм пулемётов, 20-мм пушка в нижней части фюзеляжа сохранялась.


Истребитель Ki-45, вооруженный 37-мм пушкой

В 1944 году началось производство ночного истребителя Ki-45Kai-d, на котором вместо 20-мм пушки в фюзеляже устанавливали направленные вперед-вверх под углом 32° две 20-мм пушки. Задний оборонительный пулемёт на данной модификации демонтировали.

В конце 1944 года было выпущено несколько ночных перехватчиков Ki-45Kai-e с радиолокатором Taki-2. В связи с тем, что радиолокационное оборудование занимало много места, на этом самолёте имелась только одна 40-мм пушка Ho-301 с боекомплектом 10 выстрелов.

Самыми массовыми являлись варианты Ki-45Kai-c (595 единиц) и Ki-45Kai-d (473 единицы). Самолёты этих модификаций практически не отличались лётными данными. Самолёт с нормальной взлётной массой 5500 кг на высоте 6500 м в горизонтальном полёте мог разогнаться до 547 км/ч. Потолок – до 10000 м. Практическая дальность – 2000 км.

Для самолёта такой размерности и специфического назначения Ki-45 строился достаточно крупными сериями. С учетом опытных и предсерийных машин, с 1939 года по июль 1945 года было произведено более 1700 единиц. Основным недостатком всех Ki-45 при использовании в роли перехватчика была недостаточно высокая скорость полёта. Этот двухмоторный истребитель мог атаковать В-29, идущие на крейсерской экономичной скорости. После обнаружения «Торю» пилоты «Суперкрепости» давали полный газ и отрывались от японских тяжелых истребителей. В связи с невозможностью атаковать повторно, в начале 1945 года японские лётчики, летавшие на Ki-45, стали применять таранные удары.

Тяжелый ночной истребитель J1N Gekkо


Параллельно с Ki-45 Toryu, создававшимся на фирме «Кавасаки», компания «Накадзима» на основе техзадания, выданного командованием флота, разрабатывала еще один тяжелый истребитель, предназначавшийся для сопровождения торпедоносцев и бомбардировщиков морской авиации берегового базирования.

Когда этот самолет уже был создан, японские адмиралы пришли к выводу, что тяжелый двухмоторный самолёт вряд ли сможет противостоять в маневренном бою легким перехватчикам. И проблему прикрытия бомбардировщиков отчасти решили использованием подвесных топливных баков на одномоторных истребителях. Однако от самого самолета не отказались. И переквалифицировали его в дальний разведчик. Серийное производство самолёта, получившего обозначение J1N-с Gekkо (так же этот самолёт известен как «Морской разведчик Type 2»), началось в декабре 1941. На вооружение флота он был официально принят в июле 1942 года.

Воздушный разведчик с максимальной взлётной массой 7 527 кг обладал неплохими для машины такого класса данными. Два двигателя, мощностью 1 130 л. с. каждый, обеспечивали скорость в горизонтальном полёте до 520 км/ч, дальность полета 2 550 км (до 3300 км с подвесными баками).

Весной 1943 года командир одной из частей, на вооружении которой имелись разведчики J1N1-с, предложил переделать этот самолёт в ночной истребитель. В полевых мастерских на нескольких самолётах в кабине штурмана установили две 20-мм пушки с наклоном 30° вперёд-вверх и ещё две – с наклоном вниз. Переоборудованный самолёт получил обозначение J1N1-с Kai. Вскоре импровизированные перехватчики добились первых побед, им удалось сбить и серьёзно повредить несколько бомбардировщиков B-24 Liberator. Успех эксперимента, а также осознание потребности в ночных истребителях, побудили командование флота выдать фирме «Накадзима» задание начать выпуск ночных перехватчиков. Производство истребителей «Гекко» продолжалось до декабря 1944 года. Всего было построено 479 самолётов всех модификаций.


Ночной истребитель J1N1-s Gekkо

Выпуск ночного истребителя, получившего обозначение J1N1-s, начался в августе 1943 года. Вооружение самолёта было подобно J1N1-с KAI, но с учетом целевого назначения в конструкцию внесли некоторые изменения. Боевой опыт показал неэффективность пушек, которые стреляли вниз, поэтому со временем от них отказались. Такие машины имели обозначение J1N1-sa.


Ночной истребитель J1N1-sа Gekkо с бортовым радиолокатором

Часть истребителей оснащались РЛС с антенной в носовой части. На тяжелые истребители «Гекко» устанавливались радиолокаторы FD-2 и FD-3. РЛС этого типа работали в диапазоне 1,2 ГГц. При импульсной мощности 1,5–2 кВт дальность обнаружения составляла 3–4 км. Масса – 70 кг. Всего было изготовлено не более 100 станций. На другие перехватчики в носовой части устанавливали поисковые прожектора. Иногда вместо локатора или прожектора в носовой части размещалась 20-мм пушка. Пушки и антенны радиолокатора ухудшили аэродинамику, поэтому максимальная скорость полёта этих ночных перехватчиков не превышала 507 км/ч.

После того, как японские войска оставили Филиппины, уцелевшие тяжелые истребители J1N1-s были перебазированы в Японию, где их включили в состав частей ПВО. Относительно низкая скорость не позволяла пилотам «Гекко» совершить повторную атаку В-29, в связи с чем они часто шли на таран. В конце войны большинство сохранившихся в лётном состоянии «Гекко» были использованы как камикадзе.

Тяжелый истребитель Ki-46


Ещё одним тяжелым японским тяжелым истребителем, переделанным из самолёта-разведчика, стал Ki-46-III Dinah. Разведчик с нормальной взлётной массой 5800 кг первоначально оснащался двигателями мощностью 1000 л. с. и в горизонтальном полёте мог разогнаться до 600 км/ч. Этот самолёт был принят на вооружение в 1941 году и первоначально получил армейское обозначение Type 100, в строевых эскадрильях он именовался Ki-46. Для защиты от атак истребителей в распоряжении стрелка-радиста имелся пулемёт винтовочного калибра.


Воздушный разведчик Type 100

В 1942 году разведчик Type 100 был одним из самых быстрых самолетов в составе армейской авиации. В связи с чем было решено его приспособить для перехвата американских бомбардировщиков. Первоначально командование императорской армии не нашло ничего лучше, как установить в носовой части самолёта модификации Ki-46-II 37-мм танковую пушку Type 98. Первый прототип пушечной «Дины» был готов в январе 1943 года. Испытания признали удовлетворительными, после чего было построено еще 16 подобных машин. Эти самолёты отправили для усиления японской авиационной группировки в Новой Гвинее, но особых успехов они там не добились.

В связи с острой нехваткой скоростных перехватчиков, в феврале 1943 года разведчики Ki-46-II впервые оснастили держателями для кассетных бомб Та-Dan, в которых содержалось 30–76 кумулятивно-осколочных бомб Type 2. Это позволило использовать в роли перехватчиков невооруженных разведчиков. И в дальнейшем «воздушные бомбы» применялись вплоть до окончания войны.


Бомбовая кассета Та-Dan

Контейнеры, впрочем, как и бомбы, разрабатывались преимущественно для использования против вражеских бомбардировщиков, хотя и допускалось применение по наземным целям. Суммарная масса контейнеров составляла 17–35 кг. Бомба Type 2 весила 330 г и содержала 100 г смеси тротила и гексогена. Бомба имела вытянутую аэродинамическую форму. В носовой части имелась кумулятивная выемка.


Взрыватель бомбы располагался в хвостовой части между стабилизаторами и мог быть выставлен на ударное действие или подрыв через определённое время после сброса (5–30 с). Эта бомба имела отличную аэродинамику. Траектория её полёта и, соответственно, направление основной силы взрыва были строго параллельны вектору скорости, что сильно облегчало прицеливание.

Теоретически бомбовая атака с задней полусферы выглядела наиболее предпочтительной, однако, на практике пилоты японских истребителей были слишком уязвимы для огня хвостовых стрелков. В связи с этим применялась тактика высотного бомбометания по плотному строю бомбардировщиков. При этом превышение летящих параллельными курсами японских истребителей над строем бомбардировщиков не превышало 800 м.

Однако перед сбросом кассет требовалось точно определить упреждение, что было очень непросто. Ко всему прочему, в момент сброса цель находилась вне видимого пилотом истребителя пространства. В этой связи были разработаны несколько других способов применения «воздушных бомб».

Одна из ранних тактик предполагала атаку с лобового направления с превышением в 1000 метров. На удалении от атакуемой цели в 700 метров пилот переводил истребитель в пикирование под углом 45°, прицеливался в стандартный стрелковый прицел и производил сброс кассеты.

К моменту начала массированных налётов В-29 на Японию была выработана оптимальная тактика использования противосамолётных бомб. Так, массированное применение бомб Type 2 с дистанционными взрывателями предполагало не столько уничтожение вражеского бомбардировщика, сколько дезориентацию и ослепление пилотов и стрелков оборонительных установок. Атака производилась с лобового направления силами нескольких перехватчиков. Первые два, вооруженные кассетами Та-Dan шли бок о бок, сбрасывали свой груз и резко уходили в разные стороны – левый истребитель виражом налево, правый, соответственно, направо. Бомбы взрывались прямо перед строем атакуемых бомбардировщиком. После чего он, как правило, ломался. И стрелки разных бомбардировщиков не могли осуществлять взаимное прикрытие. На некоторое время дезориентированные стрелки снижали эффективность своего убийственного огня, и другие японские истребители, пользуясь этим, атаковали «Суперкрепости», используя пулемётно-пушечное вооружение.

Несмотря на довольно активное использование «воздушных бомб», результаты их применения были очень скромными. Это оружие обладало массой недостатков, не смогло конкурировать с традиционным стрелково-пушечным вооружением и компенсировать очевидную слабость японской истребительной авиации.

С учётом немецкого опыта, против больших групп В-29 могли бы быть эффективны неуправляемые авиационные ракеты с осколочной боевой частью, оснащённые взрывателями, запрограммированными на подрыв через определённый временной промежуток. Такие ракеты имели несложную конструкцию и, учитывая достаточно плотное военно-техническое сотрудничество между Германией и Японией, могли быть достаточно быстро освоены в производстве. Однако о массовом использовании японцами в боевых условиях такого оружия ничего не известно.

Поздней осенью 1944 года, когда территория японской метрополии начала подвергаться методичным налётам «Суперкрепостей», на базе разведчика Ki-46 создали полноценный перехватчик. В ноябре 1944 года на шести самолётах Ki-46-II и одном Ki-46-III в полевых мастерских были установлены 37-мм автоматические пушки Но-203. Орудия размещались в задней кабине разведчика под углом 75° вперед-вверх. Впервые импровизированные перехватчики пошли в бой 24 ноября 1944 года.

На фоне тотального дефицита истребителей, способных противодействовать опустошительным налётам В-29, на ремонтных предприятиях и заводских мощностях осуществлялась масштабная переделка разведчиков в тяжелые истребители
перехватчики.

Ki-46-III Kai, оснащённый двумя двигателями по 1500 л. с., имел нормальную взлётную массу 6228 кг. Практическая дальность полёта достигала 2000 км. Практический потолок –10500 м. Согласно справочным данным, эта модель в горизонтальном полёте могла развить скорость 629 км/ч. Но, судя по всему, такие высотные и скоростные характеристики справедливы для невооруженного разведчика. И установка вооружения не могла не ухудшить лётные данные.


Помимо перехватчика с 37-мм орудием «на спине», выпускался Ki-46-III Kai-Otsu, вооруженный только парой 20-мм пушек в носовой части. Также существовала «смешанная» модификация Ki-46-III Kai-Otsu-Hei с 20-мм и 37-мм пушками. Однако такая модель не получила распространения, поскольку возросшая огневая мощь вызвала существенное падение скорости полёта.


Тяжелый истребитель Ki-46-III Kai-Otsu-Hei

Всего было построено приблизительно 1800 самолётов семейства Ki-46. Сколько их переоборудовали в перехватчики или сразу построили в истребительной модификации, установить не удалось.


Тяжелый истребитель Ki-46 атакует В-29

Оценивая результаты применения скоростного разведчика в несвойственной ему роли истребителя-перехватчика, можно сказать, что истребительные версии Ki-46-III Kai являлись не более чем вынужденной импровизацией, призванной заткнуть брешь в японской армейской авиации. «Дина» являлась очень неплохим высотным и скоростным разведчиком, но истребитель из неё получился весьма посредственный: с невысокой скороподъемностью, малой живучестью и слабым вооружением.


Версия Ki-46-III Kai-Otsu-Hei с 37-мм пушкой была слишком инертной и тяжелой, а более многочисленные Ki-46-III Kai-Otsu, вооруженные лишь двумя 20-мм пушками, для борьбы с В-29 оказались слишком маломощными.

Эффективность действий японских истребителей против бомбардировщиков В-29


С учётом острой нехватки скоростных истребителей с мощным вооружением, способных уверенно осуществить перехват В-29, японцы при отражении рейдов «Суперкрепостей» активно использовали воздушные тараны.

При этом, в отличие от «камикадзе», атакующих боевые корабли союзников, пилоты японских истребителей-перехватчиков не были самоубийцами. Перед ними ставилась задача по возможности уцелеть. Иногда японским пилотам удавалось после таранного удара не только выброситься с парашютом, но и успешно посадить повреждённый истребитель. Так из десяти японских самолетов, которые 27 января 1945 года таранили своих противников, четверо пилотов спаслись с парашютами, один привел свой самолет обратно на базу и пятеро погибли.


В-29, уничтоженный в результате тарана

На начальном этапе такая тактика давала определённые результаты, и потери В-29 в первых рейдах на японские острова были весьма чувствительными.

Данные о потерях, заявленные сторонами, очень сильно разнятся. Согласно информации, опубликованной в общедоступных источниках, всего было потеряно 414 «Суперкрепостей», из них только 147 имели боевые повреждения. В то же время американцы признают потерю от действий истребителей 93 В-29.

Пилоты японских истребителей заявили об уничтожении только таранными ударами 111 тяжелых бомбардировщиков. Всего же, по мнению японской стороны, силами ПВО было уничтожено более 400 В-29. В ходе отражения налётов В-29 японская авиация потеряла в воздушных схватках приблизительно 1450 истребителей. И ещё около 2800 самолётов были уничтожены во время бомбардировок аэродромов или погибли в лётных происшествиях.

По всей видимости, американская статистика учитывает только бомбардировщики, сбитые непосредственно над целью. Экипажи многих бомбардировщиков В-29, повреждённых японской ПВО, не смогли долететь до своих аэродромов, часть их разбилась в ходе аварийной посадки. И фактические потери бомбардировщиков от японских истребителей были больше.


На фотографии запечатлёна атака японского истребителя на строй американских бомбардировщиков

С другой стороны, «Суперкрепости» нередко демонстрировали чудеса боевой живучести, и в ряде случаев возвращались на свои аэродромы, получив очень тяжелые повреждения.


В-29 № 42-65246 после аварийной посадки

Так, 27 января 1945 года во время налёта на завод авиадвигателей в окрестностях Токио, В-29 с номером 42-65246 был обстрелян и дважды протаранен. Таранившие «Суперкрепость» японские истребители разбились, а бомбардировщик, на сбитие которого претендовали несколько японских пилотов, смог вернуться на свою базу. При посадке В-29 разломился, но его экипаж уцелел.

Достаточно часто из рейдов возвращались бомбардировщики, имеющие повреждения, нанесённые зенитной артиллерией, а также оружием японских перехватчиков.


Так, на Иводзиме приземлился В-29 № 42-24664 500-й бомбардировочной группы, два двигателя которого в ночь 13 апреля 1945 года были выведены из строя истребителями над Токио. Самолет при посадке выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и врезался в стоящий автомобиль.


Другим примером феноменальной боевой живучести является В-29 № 42-24627, получивший 18 апреля 1945 года в ходе бомбардировки японских аэродромов на Кюсю более 350 попаданий. Удивительно, но никто из его экипажа не был ранен, самолет смог вернуться домой и совершить посадку.

Во всех трёх случаях сильно повреждённые самолёты списали, но они не вошли в боевые потери. Впрочем, как бы американцы не манипулировали статистикой потерь, авиационная промышленность США легко их восполняла.

Лишенная доступа к сырью и истощённая войной Япония такой возможности не имела. К маю 1945 года сопротивление японской истребительной авиации было почти окончательно сломлено, и уже в июле группы В-29 действовали практически беспрепятственно. Уничтожение аэродромов, запасов топлива, а также гибель в боях в воздухе и на земле лучших пилотов поставили японскую истребительную авиацию на грань краха. Все сводилось к отдельным атакам против армад тяжелых бомбардировщиков, которые в основном оканчивались уничтожением атакующих.

К тому моменту количество боеспособных японских истребителей оценивалось не более чем в 1000 самолетов. И в условиях господства в воздухе вражеской авиации они могли мало что сделать. Хотя В-29 несли потери до окончания боевых действий, они в основном были вызваны зенитной артиллерией, связаны с отказом техники или ошибками лётчиков.

Пилоты уцелевших японских истребителей не имели возможности противодействовать ударам «Суперкрепостей», и им приказали держать оставшиеся самолеты в резерве для последней битвы, ожидавшейся осенью. Противовоздушная оборона Японии была ослаблена до критического уровня. Помимо дефицита истребителей-перехватчиков и подготовленных пилотов, ощущалась нехватка радиолокаторов и прожекторов.


Так 1 июня 1945 года после налёта В-29 выглядел с воздуха порт Осака

К августу 1945 года промышленность Японии была в руинах, а многие жители, выжившие после масштабных налётов «Суперкрепостей», остались без крыши над головой. Несмотря на это, большинство рядовых японцев были готовы сражаться до конца, но их дух во многом был подорван. И очень значительная часть населения понимала, что война проиграна.

Таким образом, бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress стал одним из решающих факторов победы США, позволившим добиться капитуляции Японии без высадки десанта на острова метрополии.

Продолжение следует…
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    22 мая 2021 05:18
    Как всегда, узнал много нового, спасибо! hi
    1. +8
      22 мая 2021 15:48
      Привет, Альберт, цепляюсь к тебе, ибо сайт, по укоренившейся привычке, обратно чудит. request
      Орудие заряжалось вручную стрелком-радистом

      Ну, японцы, ну чудотворцы! Это надо, на истребитель впихнуть однозарядную пушку. laughing
      1. +5
        22 мая 2021 16:21
        Приветствую, Константин! hi
        Как говорят в Израиле - это то, что у нас есть и этим победим laughing
        1. +5
          22 мая 2021 16:22
          Ну, Израиль не Япония, что б "с голой пяткой на шашку прыгать". laughing
          1. +3
            22 мая 2021 16:38
            В 40-50-е (до 56-го) прыгали laughing
            Потом сдружились с французами и бритами, начали получать че то более менее современное
            1. +4
              22 мая 2021 16:40
              Так французы вроде всегда помогали военной техникой.
              1. +3
                22 мая 2021 16:51
                Нет. Сотрудничать начали по линии разведки примерно в 54-м, (евреи сливали инфу по египетской помощи ФНО), французы согласились продать реактивные истребители. К 1956 гожу пошел пик сотрудничества, за пару дней до шестидневной войны де Голль объявил эмбарго на поставку Израилю вооружений (лето 1967-го)
                1. +5
                  22 мая 2021 18:05
                  Так они где-то сразу после Второй войны поставили Израилю танки, древние Рено, правда, но у арабов не было и того. А потом был скандал с какими-то боевыми катерами, тоже французскими.
                  1. +7
                    22 мая 2021 18:59
                    Как раз танки Рено были у Сирии laughing Евреи что-то закупили на французских свалках (были под эмбарго поставки вооружений сторонам конфликта, арабская сторона покупала через третьи страны, тоже арабские laughing ) - сначала Рено, потом Шерманы, все через подставных покупателей, с Латинской Америки, ЕМНИП.
                    Скандал - до Шестидневной Войны купили Катера у Франции, перед самой войной эмбарго, кораблики готовы, у причала, оплачены, но никуда не идут. Евреи в наглую их угнали laughing До этого активно вели переговоры о возврате денег и компенсации wink
                    1. +6
                      22 мая 2021 19:22
                      Я сейчас точно не вспомню, но Рено у евреев точно были, а один Шерман, в раскомплектовке, они добыли за наличные у англичан, те должны были списанный танк сбросить с обрыва, а оказался он у евреев, только там проблемы были и с пушкой, и с двигателем, но сделали.
                      С катерами точно, я вспомнил, просто угнали.
                      1. +6
                        22 мая 2021 19:53
                        Если хотите подробнее, то - Танковые войска Израиля:
                        Д.р. 24 февраля 1948
                        Первый командир - Ицхак Садэ., бывший учитель физкультуры из Севастополя (еще подрабатывал в Крыму натурщиком для художников - да, да, обнаженка laughing )
                        Вооружение (при создании) - 10 Рено (Н-39, куплены у Франции на какой-то свалке за 41 000 долларов, прибыли в Израиль 15.06.48), два угнанных у англичан во время их эвакуации с Палестины Кромвеля. Потом купили в Италии (моя ошибка, не во Франции), Шерманы.
                      2. +4
                        22 мая 2021 20:32
                        Спасибо, посмотрю обязательно. Это ведь очень интересно, как практически с ноля и без производственной базы создавался такой вид вооруженных сил. Но Шерманюгу списанный у англичан купили, об этом писал А. Больных в свой книге "ХХ век танков".
                      3. +4
                        22 мая 2021 20:39
                        Вполне возможно, но мне неизвестно о наличии Шерманов в рядах Британских ВС в Палестине hi
                        Да и купить у них тогда ничего невозможно было, вот своровать за взятку перед отправлением домой - вполне.
                      4. +4
                        22 мая 2021 20:40
                        Если найду в книге этот отрывок, то выложу с указанием страницы.
                      5. +4
                        22 мая 2021 21:18
                        Вообще, в 1948 году там все интересно начиналось - ВВС с нуля, танковые войска, артиллерия и т.д. Все было на уровне среднеафриканской страны того времени laughing
                      6. +5
                        22 мая 2021 21:36
                        А потом атомная бомба. Вот это и интересно. smile
                      7. +5
                        22 мая 2021 21:52
                        У нас ее нет stop
                        Но если надо, мы ее применим recourse
                      8. +3
                        22 мая 2021 21:53
                        Как же, как же... и вообще мы не местные... laughing
                      9. +4
                        22 мая 2021 22:55
                        Ну откуда у Израиля ядерная бомба? Это серьёзные, современные технологии 1945 года soldier
                      10. +4
                        22 мая 2021 23:27
                        Ну да, ну да, ну да... 45-ый, он такой, как в своё время говаривали -- "определяющий". bully soldier
                      11. +3
                        23 мая 2021 04:18
                        Определяющий и прецедентный yes
                      12. +6
                        23 мая 2021 16:38
                        Первые танки у Израиля - два Кромвель. Английские танкисты,
                        (двое) симпатизировавшие евреям, угнали их с территории
                        военной базы перед уходом английских войск из Палестины.
                        Англичане остались в Израиле, воевали на этих танках,
                        женились на еврейках.
                        Вот один из Кромвелей

                        Был смешной диалог на английской базе командира одного из еврейских отрядов самообороны с английскими танкистами:
                        "Как нам организовать бронетанковые войска?"
                        "А танки у вас есть?"
                        "Нет"
                        "Тогда я не знаю, как организовать вам бронетанковые войска".
                        (английский юмор) laughing
                      13. +2
                        23 мая 2021 16:55
                        Спасибо, Алексей hi
                        Но юмор у англичан действительно специфический. laughing
      2. +2
        22 мая 2021 16:42
        Видимо, опыт торпедоносцев не давал покоя.
      3. +4
        22 мая 2021 22:17
        Ну просто в голове не укладывается, зачем такая номенклатура? Что по одномоторным истребителям и тем более - по двухмоторным. Толи дело у нас: линейка истребителей с жидкостным охлаждением - Як и воздушным - Ла. Тоже самое у фрицев: Ме-109 и соответственно - ФВ-190. А вот британцы вообще отказались от воздушников, у них всё легло на плечи двигателей жидкостного охлаждения. Такая обширная номенклатура - это же ведь не технологично и поэтому дорого. Сколько же надо запчастей и соответственно заводов по их производству? И всё ради чего? - чтобы выпускать посредственные истребители? request
        1. Боюсь вас напугать, но самолёты Ла выросли из корней самолётов ЛаГГ с рядными двигателями жидкостного охлаждения, существовал так же Як-3У если не ошибаюсь с воздушной звездой. А у англичан были те же корсары, тоже нагрузка на логистику, даже если не производить детали.
          Такая обширная номенклатура - это же ведь не технологично и поэтому дорого. Сколько же надо запчастей и соответственно заводов по их производству?

          Да не прям чтобы страшно, один завод делает одни двигатели, второй другие, опять же на каких заводах что делать определяли по доступу завода к тем или иным необходимым материалам. А так же разные двигатели давали разные возможности. Двигатели жидкостного охлаждения в союзе плохо работали на больших высотах, не смогли решить проблему перепада давления, падала мощность, а вот истребители Ла вполне себе работали на высоте. Не будь одного из них, война пошла бы по другому, совсем.
    2. +5
      23 мая 2021 09:10
      Да уж, бомбы против бомбардировщиков, это просто жесть! Не представлял, что до такого могли додуматься.
  2. +12
    22 мая 2021 07:06
    С учётом немецкого опыта, против больших групп В-29 могли бы быть эффективны неуправляемые авиационные ракеты с осколочной боевой частью, оснащённые взрывателями, запрограммированными на подрыв через определённый временной промежуток. Такие ракеты имели несложную конструкцию и, учитывая достаточно плотное военно-техническое сотрудничество между Германией и Японией, могли быть достаточно быстро освоены в производстве. Однако о массовом использовании японцами в боевых условиях такого оружия ничего не известно.

    1.<<Наиболее массовой из них была зажигательная 60-кг ракета «Тип 3 №6 модель 27 Kai1, применявшаяся с весны 1944 года морской авиацией против американских тяжелых бомбардировщиков. Ракета использовалась с подкрыльевых направляющих японских морских истребителей. Среди них был знаменитый «Зеро» в версии А6М5с модель 53с, перехватчики «Райден» и «Шиден» , двухмоторный ночной истребитель «Гекко». Вероятно действия именно ракет «3-Shiki 6-Gou» наблюдали экипажи патрульных «Либерейторов»,


    Доклад экипажа одного из бомбардировщиков "Либерейтор":Стрелок бомбардировщика отмечал, что наблюдал характерные вспышки на кромке крыла атаковавшего их японского истребителя. Вспышки по размеру примерно в три раза превосходили характерный залп из 20-мм пушек, имели красноватый цвет с белой окантовкой. Кроме того, на правом и левом крыле истребителя вспышки чередовались с довольно большим промежутком времени, что не характерно для пушечной стрельбы. На задней кромке крыла также наблюдался реверсивный след с белым дымом. Стрелок был абсолютно уверен, что данные вспышки не являлись следствием применения 20-мм пушек или воздушных бомб.
    2.Доклад экипажа одного из патрульных бомбардировщиков PB4Y-1 содержал следующие комментарии:экипаж наблюдал скоординированную атаку 36 японских самолетов против группы «Либерейторов» 13-й воздушной армии США. Японские истребители, разделившись на две группы по 12 и 14 машин, среди которых были 6 двухмоторных, выстроившись цепочкой, поочередно атаковали два американских бомбардировщика В-24. Наблюдатели с американского самолета отмечали, что японцы делали заходы на противника, но не входили в зону эффективной стрельбы. Впереди по курсу японских самолетов примерно в трех милях, образовывались странные шапки дыма. Эти клубы появлялись внезапно, без характерных трасс, ведущим к ним и висели в воздухе довольно долго. Шапки дыма напоминали взрывы японских воздушных бомб, однако не было заметно других японских самолетов уровнем выше, которые могли бы сбрасывать бомбы. Наблюдение за боем велось с дистанции около 2 миль в условиях прекрасной видимости.

    Объяснение странных дымовых шапок сводилось к предположению, что японцы применяли ракетное оружие, не исключалась также возможность применения реактивных гранатометов.
    3.Помимо этого, есть информация американской комиссии по трофеям, которая, в свою очередь ссылается на архивы японской армии. Там утверждается, что армейская авиация в начале 1945 года использовала 87-мм ракеты, которые конструктивно напоминали немецкие «Панцершрек» (Panzerschreck). По две ракеты этого типа подвешивались под каждое крыло истребителя. Эта информация представляется достаточно правдоподобной, учитывая активное военно-техническое сотрудничество Германии и Японии в конце войны. К тому же указанный калибр в 87 мм вполне соответствует 88-мм немецкой ракете. Вполне вероятно, что какое-то количество ракет «Панцершрек» могло быть доставлено немецкими подводными лодками в Японию в конце войны.в качестве образцов...
    1. +9
      22 мая 2021 12:42
      Я по этому поводу удивлялся еще в прошлой статье , мне совершенно непонятно почему японцы не рассматривали вариант использования НУРСов ,при этом вкладываясь в такое сомнительное оружие как противоавиационные бомбы - указанные в этой статье и зажигательные с фосфором,указанные в прошлой. Против плотных скоплений бомберов неуправляемые ракеты были бы весьма эффективны, даже без наличия высокого совершенства их конструкции.
  3. +4
    22 мая 2021 07:24
    Сергей hi спасибо, прочел реально с удовольствием! Интересно, японцы столько времени воевали против американской авиации, неужели не могли додуматься до отказа от использования пулеметов, особенно малого калибра против американской авиации? Ведь, неэффективность этих пулеметов видна была хорошо. Нужно было в качестве замены ставить только пушки калибра 37мм. И , еще очень низкая защещенность японских истребителей, особенно в задней полусфере делала их хорошими мишенями теперь уже для американских истребителей.
    1. +9
      22 мая 2021 08:34
      Не было у них ресурсов делать всё правильно, ставили что есть
    2. +1
      22 мая 2021 22:58
      Цитата: Бережливый
      Нужно было в качестве замены ставить только пушки калибра 37мм.

      Если бы они еще у японцев были. В нормальном виде, а не в виде однозарядной порнографии. Что-то подобное Мк-103 или 108 у узкоглазых и близко не летало.
  4. -2
    22 мая 2021 07:27
    аким образом, бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress стал одним из решающих факторов победы США, позволившим добиться капитуляции Японии

    -стоит ли Б29 как памятник в Япониях? на базах Сша или в мирных целях в парке Токио?
    1. -2
      22 мая 2021 14:45
      Надо обязательно реплику Enola Gаy в Хиросиме поставить.
      А то большинство японцев уже уверены, что бомбу сбросили русские.

      Кстати говоря, а почему это в названии самолёта пришлось английскую "a" заменять русской "а", иначе сайт ругается на "недопустимый текст? angry
      1. +5
        22 мая 2021 23:02
        Цитата: Narak-zempo
        Кстати говоря, а почему это в названии самолёта пришлось английскую "a" заменять русской "а", иначе сайт ругается на "недопустимый текст?

        Робот посчитал слово "Gаy" как "Гей". Был же здесь вписанный в анналы истории ВО скандал, когда робот имя великого физика Гей-Люссака заменил на "педераст Люссак".
      2. +7
        22 мая 2021 23:35
        Цитата: Narak-zempo
        А то большинство японцев уже уверены, что бомбу сбросили русские.

        старый фейк.
        У них и день траура и музеи бомбежки.
        Кто и когда-они знают.
        1. -7
          22 мая 2021 23:39
          Цитата: Black Lotos
          старый фейк.

          Почему фейк?
    2. +5
      23 мая 2021 13:41
      Цитата: антивирус
      каким образом, бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress стал одним из решающих факторов победы США, позволившим добиться капитуляции Японии

      Судя по всему вы предыдущие части цикла не читали, и историей Второй мировой не интересовались. no
      Специально для вас процитирую отрывки из: Действия американской авиации против японских островов на завершающем этапе войны
      https://topwar.ru/182379-dejstvija-amerikanskoj-aviacii-protiv-japonskih-ostrovov-na-zavershajuschem-jetape-vojny.html
      Массированные бомбардировки японских городов зажигательными бомбами привели к очень значительным жертвам среди населения. В разных источниках фигурируют различные цифры потерь, но в большей части публикаций, посвящённых потерям Японии во Второй мировой войне, приводятся данные американского послевоенного отчёта «Влияние бомбардировок на здравоохранение и медицинские услуги в Японии». В этом отчёте говорится, что 333 000 японцев были убиты и 473 000 ранены....Ряд историков в своих исследованиях утверждают, что от последствий американских бомбардировок могло погибнуть до 500 тыс. человек...

      Бомбардировки нанесли значительный ущерб японскому жилому фонду. В 66 городах, подвергшихся воздушным атакам, были серьёзно повреждены или разрушены около 40 % строений. Это составило приблизительно 2,5 млн жилых и административных зданий, в результате чего 8,5 млн человек остались без крыши над головой....

      Рейды американских бомбардировщиков также оказали огромное влияние на снижение объёмов производства продукции военного и двойного назначения. В ходе бомбардировок были разрушены более 600 крупных промышленных предприятий. Сильно пострадала транспортная инфраструктура и объекты топливно-энергетического комплекса. При приближении американских самолётов все предприятия в районе, где объявлялась воздушная тревога, прекращали работу, что отрицательно сказывалось на выпуске продукции...

      Статистические данные, обработанные в послевоенное время американскими специалистами, продемонстрировали прямую зависимость между количеством вылетов B-29 и снижением объёмов выпуска продукции японскими предприятиями, а также способностью японских вооруженных сил вести боевые действия.

      Но авианалеты на жилые кварталы, фабрики и заводы были не единственной причиной спада японской экономики. На работе японских предприятий сильно сказалась нехватка ресурсов и топлива, вызванная минированием судоходных путей и ударами по портам. В дополнение к масштабным бомбардировкам американская и британская морская авиация нарушила прибрежное японское судоходство. Воздушная кампания союзников и нападения на торговые корабли уничтожили от 25 до 30 % национального богатства Японии.

      Эвакуация значительной части населения в сельскую местность отчасти уменьшила потери от бомбёжек. Но в начале 1945 года непрекращающиеся бомбардировки портов и большие потери торгового флота сделали невозможным подвоз продовольствия, что в сочетании с неурожаем риса во многих районах вызвало нехватку продовольствия. Также повсеместно наблюдался дефицит жидкого и твёрдого топлива...

      Если бы война продолжилась, то уже в конце 1945 года при сохранении сложившейся ситуации японское население начало бы вымирать от голода...

      Таким образом, совершенно очевидно, что В-29 сыграли ведущую роль в разрушении японской оборонной промышленности, и в значительной мере подорвали решимость японцев продолжать войну.
      1. -6
        23 мая 2021 18:15
        много хениев в сайте -для них спецом --ВЫ ПРОЦЫТИРОВАЛИ НЕ МОЙ МЫСЛЬ , А ТЕКСТ СТАТЬИ. МИНУСЫ НЕ СТАВЛЮ ДЛЯ СЛЕПЫХ И С ПЛОХОЙ ПАМЯТЬЮ ДАЮ ДЛЯ РАДОСТИ ЖИЗНИ ТОЛКО +
        1. +1
          24 мая 2021 06:32
          Цитата: антивирус
          ВЫ ПРОЦЫТИРОВАЛИ НЕ МОЙ МЫСЛЬ , А ТЕКСТ СТАТЬИ. МИНУСЫ НЕ СТАВЛЮ ДЛЯ СЛЕПЫХ И С ПЛОХОЙ ПАМЯТЬЮ ДАЮ ДЛЯ РАДОСТИ ЖИЗНИ ТОЛКО +

          Вы больны или пьяны? wassat
      2. -1
        28 мая 2021 01:59
        Бомб. Б-29, Б-24 и проч. Решающим фактором в победе так и не стали. Хотя, вне сомнений, внесли свой значительный вклад в подрыв экономической составляющей противника. Миф о победе принесённой крыльями стратегических бомб. Оформился значительно позже окончания войны где то к середине 70х и очень хорошо лег этаким лечебным пластырем на национальную психическую травму от поражения во Вьетнаме.
        В 1946-47гг в Союзе прошла серия научно- практических конференций по обобщению опыта войны с привлечением материалов союзников и трофейных естественно тоже.
        Рассекретили их, частично, в недоброй памяти перестройку.
        Прогноз на продолжение войны с Японией американцы выдали такой:
        К высадке на основные японские острова можно будет приступить не ранее декабря 1945 г. А до этого бомбить нещадно. Боевые действия продлиться как минимум до окончания 1947. Предполагалось что потери могут составить до 1,3-1,5 млн.
        При этом не гарантировалось прекращение существования. Яп. Имп.
        Это вполне сочеталось с японской директивой о перемещении всего и всех на материк в Манчжоу Го. Император предполагал остаться на островах и возглавить борьбу до победы или погибнуть в " пылающем дворце".
        Красивая самурайская сказка - император смертен - империя вечна.

        Советский Союз , по мнению экспертов не мог оказать действенную помощь вплоть до середины 1947 года, исходя из масштабов понесенных потерь.
        Именно отсюда проистекает известная история о предполагаемом разделении Японии с передачей Курил и Хоккайдо Советскому Союзу как советских зон оккупации. Естественно СА должна была их отвоевать своими силами, снизив потери союзников.
        Сейчас в сети много спекуляций на эту тему и много всяческого фейка но планы прорабатывались вплоть до уровня " Предварительных Оперативных Предложений " к организации высадки с расчетом наряда сил, средств, потребностей транспорта и тп.
        Если бы это произошло- история пошла бы по другому .
        Отношения с Америкой тоже сложились бы по другому.
        В реальной же истории руководство СССР сделало ставку на создание дружественного Китая и разгром исторического врага здесь и сейчас, вместо призрачного романа с Америкой.
        Разгром Манчжоу Го ( Квантунской Армии) положил конец возможности Японии продолжать активную борьбу.
        Манчжурская Операция блестяще проведенная в августе 45 заслуживает более подробного разговора и не есть сабжект данной темы.
        Так где же здесь стратегическая роль бомбардировочной авиации?
        А ее просто нет. Оперативная? Да пожалуй , важная? Да без сомнений но время для проведения стратегической наступательной операции силами авиации прийдёт позже с развитием ракетно- ядерного оружия да и то все это под большим вопросом даже и сейчас.
        А тогда в 45, да и позже а Корее, Вьетнам? Нет никак не проходит.
        Разве,что в голливудском стиле:
        "Kiss me baby yesterday I bombing Tokyo'
        Пелось когда- то.
        Автору статьи респект. Узнал новые детали.
  5. +5
    22 мая 2021 07:41
    Повторюсь в словах благодарности Сергею. Достаточно подробно и компактно.
    Про бомбы ПВО читал, а вот иллюстрации вижу впервые.
    Ну, и дополнения в виде комментариев заслуживают отдельного спасибо.
    В общем, пока утро субботы удалось!)))
    1. +4
      22 мая 2021 11:53
      Подобными бомбочками занимались и немцы.
  6. -13
    22 мая 2021 08:40
    А всё-таки пощипали пeндосов.
    1. +6
      22 мая 2021 12:35
      Американцы были нашими союзниками,
      я не понимаю злорадства.
      1. -12
        22 мая 2021 14:17
        Цитата: DKuznecov
        Американцы были нашими союзниками,
        я не понимаю злорадства.

        Всё-таки надо разделять помощь нам в войне и бомбёжки на уничтожение мирного населения, что, по сути, являлось военным преступлением.
        И, по совести, Лемея и Нимитца надо было судить наравне с каким-нибудь Кейтелем или Итагаки, если бы Нюрнбергский и Токийский процессы не были просто расправой победителей над побеждёнными.
        Тем более, что с Японией мы тогда не воевали.
        1. +6
          22 мая 2021 15:44
          Цитата: Narak-zempo
          являлось военным преступлением

          Какие нежности.
          Цитата: Narak-zempo
          надо было судить наравне с каким-нибудь Кейтелем или Итагаки,

          Вполне возможно. Только кто бы это "надо" мог реализовать? Неужто тов. Вышинский?
        2. +5
          22 мая 2021 20:45
          ...насчёт воинских преступлений стоит вспомнить Шанхай и отряд 731...каннибализм(тот самый знаменитый ''удар ласточки'' разваливающий (между прочим повсеместно пленного)катаной наискось и последующее поедание печени..можно продолжать но приведу интересный момент..кажысь в августе пилот Буш был сбит над Японией но сумел дотянуть до воды где его подобрала ПЛ а вот его товарищу не повезло он упал на сушу был обезглавлен и..съеден(вплне так реально - в целях поднять боевой дух )и произошло это за недели до капитуляции..так-что не стоит их жалеть..даже сейчас мало что известно об их действиях на территории Сахалина в Русско-Японскую 1904..ну и в Гражданскую они отметились в ДВР..и не всегда враг моего врага станет вам другом..ага
          1. -4
            22 мая 2021 21:30
            Цитата: WapentakeLokki
            стоит вспомнить Шанхай и отряд 731...каннибализм

            Ну, допустим, что-то такое было, хотя что из этого правда, ещё надо разбираться. История - она, как известно, пишется победителями, а интерес победителей в том, чтобы представить противника абсолютным злом и оправдать тем самым собственные бесчеловечные методы ведения войны.
            Но даже если так - все эти зверства творили не те люди, которые горели в "огненных штормах", устроенных авиацией "союзничков" в немецких и японских городах.
            Именно наглосаксы в той войне подвели под террор и уничтожение мирного населения научную базу и решали эту задачу с американским промышленным размахом.
            1. +2
              23 мая 2021 17:57
              ...интересная логика.. те не те...страна подданные которой вполне так поддерживают своё правительство(ага того самого Императора)точно так и ответственны за ВСЕ деяния военных в этой войне...иными словами что посеешь то и пожнёшь ..и ,к стати, это только американцы получили своё за Перл-Харбор а вот Чайна за Шанхай и пресловутый отряд ПОКА нет. .а на востоке помнят долго..и пусть помогут боги Японии когда(именно когда а не если)новый флот Чайна подойдёт к брегам Японии..и будут -ли ветры Камикадзе спасать сынов Аматерасу...
        3. +4
          22 мая 2021 23:06
          Цитата: Narak-zempo
          И, по совести, Лемея и Нимитца надо было судить наравне с каким-нибудь Кейтелем или Итагаки,

          Где-то попалась фразу Локвуда, настаивающего на невиновности Деница, что если бы Деница судили бы за нарушение законов ведения войны, то и наших парней (в смысле американских) пришлось бы тоже усадить рядом на Скамью. Один случай расстрела спасающихся в море Бисмарка чего стоит.
          1. 0
            22 мая 2021 23:08
            Лично я это в книге "Нюрнбергский эпилог" (не помню автора) читал.
            1. +3
              22 мая 2021 23:09
              Цитата: Narak-zempo
              Лично я это в книге "Нюрнбергский эпилог" (не помню автора) читал.

              О чем и речь.
        4. +3
          22 мая 2021 23:38
          Цитата: Narak-zempo
          Всё-таки надо разделять помощь нам в войне и бомбёжки на уничтожение мирного населения, что, по сути, являлось военным преступлением.

          фотки Сталинграда, Нанкина и прочих можно глянуть.
          Кто посеял ветер, тот получит бурю.Победители всегда правы. Немцы и японцы заслужили и уничтожили куда больше мирных.
          1. -8
            22 мая 2021 23:43
            Нанкин - это сугубо внутриазиатские дела, так сказать, внутрисемейные разборки, нечего гайдзинам в них лезть.
          2. -7
            22 мая 2021 23:51
            Цитата: Black Lotos
            Победители всегда правы

            Ну-ну.
            А ведь победить в той войне могли и немцы с японцами, что тогда бы Вы запели?
        5. +5
          23 мая 2021 13:55
          Цитата: Narak-zempo
          Всё-таки надо разделять помощь нам в войне и бомбёжки на уничтожение мирного населения, что, по сути, являлось военным преступлением.

          Простите, вы хотите сказать, что наши бомбардировщики сбрасывали "мирному" немецкому населению в ходе рейдов на Берлин конфеты и игрушки?
          И вам бы не дурно было изучить чем занималась АДД в феврале 1944 года.
          1. -4
            23 мая 2021 14:03
            Цитата: Bongo
            Цитата: Narak-zempo
            Всё-таки надо разделять помощь нам в войне и бомбёжки на уничтожение мирного населения, что, по сути, являлось военным преступлением.

            Простите, вы хотите сказать, что наши бомбардировщики сбрасывали "мирному" немецкому населению в ходе рейдов на Берлин конфеты и игрушки?
            И вам бы не дурно было изучить чем занималась АДД в феврале 1944 года.

            Наша авиация никогда не устраивала тысячных налётов, целенаправленно рассчитанных на эффект "огненного шторма".
            Бомбардировки Берлина в 1941 были булавочными уколами и преследовали исключительно внутренние цели - поднятие боевого духа на фоне катастрофических поражений.
            В 1944 АДД, кажется, занималась принуждением Финляндии к миру, но о чём можно говорить, если её совокупный бомбовый залп уступал тому, что имели группировки "союзников" в налётах на Гамбург или Токио?
            1. +5
              23 мая 2021 14:12
              Цитата: Narak-zempo
              Наша авиация никогда не устраивала тысячных налётов, целенаправленно рассчитанных на эффект "огненного шторма".

              У вас идеология идёт впереди здравого смысла. У нашей АДД ввиду малочисленности не было возможности устраивать "огненный шторм".
              Цитата: Narak-zempo
              В 1944 АДД, кажется, занималась принуждением Финляндии к миру, но о чём можно говорить, если её совокупный бомбовый залп уступал тому, что имели группировки "союзников" в налётах на Гамбург или Токио?

              И я о том же...Если бы у бабушки был...
              У вас с логикой всё в порядке? no
              1. -5
                23 мая 2021 15:07
                Цитата: Bongo
                У нашей АДД ввиду малочисленности не было возможности устраивать "огненный шторм"

                У нас идеология и военная доктрина отрицали массовое уничтожение населения, именно потому не были приняты теории Дуэ о воздушной войне и не строилась стратегическая авиация в том качестве, в котором её видели наглосаксы.
                1. +1
                  24 мая 2021 00:03
                  Цитата: Narak-zempo
                  У нас идеология и военная доктрина отрицали массовое уничтожение населения

                  Какая глупость... fool
                2. 0
                  24 мая 2021 01:03
                  У нас идеология и военная доктрина отрицали массовое уничтожение населения, именно потому не были приняты теории Дуэ о воздушной войне и не строилась стратегическая авиация в том качестве, в котором её видели наглосаксы.

                  Вы считаете товарищей Сталина и Голованова клиническими иди-отами? wassat
                  Таковыми они безусловно не явились. no
                  Если бы у СССР была возможность приблизить победу над агрессором разрушив его города и промышленность - этой возможностью безусловно воспользовались. И не надо размазывать сопли про гуманизм советского руководства. У нас своих-то не жалели, что говорить про немцев, румын и венгров.
                  1. -1
                    24 мая 2021 09:19
                    Цитата: Tucan
                    У нас своих-то не жалели, что говорить про немцев, румын и венгров.

                    Своих было за что - в воспитательных целях.
                    А к европейцам в России всегда относились с почтением, даже к врагам. Потому что, хоть и вражины, а умеют жить как люди.
            2. +2
              23 мая 2021 18:04
              ..Вы так уверенны что т.Сталин хоть на йёту сомневался-бы имея ВОЗМОЖНОСТЬ давить немецкие города с воздуха...после Ленинграда и Сталинграда ..просто.. имею желание но не имею возможности (и, кстати, это наш туз в колоде что сегодня МЫ МОЖЕМ - если что)..так что не стоит с позиции современного хуманизма и леберастии рассуждать о тех временах..думаю имей Дядюшка Джо ядрён -батон он-бы бес сомнения пустил его в ход против III-го рейха и..по моему мнению..ПРАВИЛЬНО.. пусть они все сгорят в огне вечно...
          2. +3
            23 мая 2021 14:41
            Цитата: Bongo
            наши бомбардировщики сбрасывали "мирному" немецкому населению в ходе рейдов на Берлин конфеты и игрушки?

            Конечно. Вы, наверное, слышали про операцию "Манна" в Голландии в 45-м или конфетные/изюмные бомбардировки Берлина в 48-м. Так вот, либералы скрывают, что первыми сбрасывать еду с самолётов придумали, естественно, наши, русские, советские лётчики. Найти нетрудно, "хлебницы Молотова".
            1. +1
              24 мая 2021 01:06
              Так вот, либералы скрывают, что первыми сбрасывать еду с самолётов придумали, естественно, наши, русские, советские лётчики. Найти нетрудно, "хлебницы Молотова".

              Вряд-ли человек пишущий:
              У нас идеология и военная доктрина отрицали массовое уничтожение населения...
              знает про "хлебницы Молотова".
              1. +2
                24 мая 2021 07:56
                Если говорить серьезно, то наш политически грамотный товарищ, как ни странно, прав.
                Цитата: Narak-zempo
                У нас идеология и военная доктрина отрицали массовое уничтожение населения, именно потому не были приняты теории Дуэ о воздушной войне и не строилась стратегическая авиация в том качестве, в котором её видели наглосаксы.

                СССР, как и Рейх, делал ставку на тактическую авиацию. Материальные ценности и прежде всего промышленные мощности он хотел бы захватывать, а не уничтожать. Прямым текстом этот тезис можно встретить, скажем, в описании действий РККА в Силезии (как это совместить с тактикой выжженной земли во время отступления 41-42 гг - черт его знает).
                Редко удается похвалить РККА, тем более ее авиацию, так что воспользуюсь случаем. Теоретически советская сторона была права (как обычно, исполнение подкачало). Стратегические бомбардировки, по моему глубокому убеждению, были не только преступлением, но и ошибкой, затянувшей войну.
                1. +1
                  24 мая 2021 08:03
                  Надеюсь, "политически грамотный"-это была ирония?
                  Стратегические бомбардировки, по моему глубокому убеждению, были не только преступлением, но и ошибкой, затянувшей войну.

                  Но в отношении Японии стратегические бомбардировки сработали очень хорошо.
                  1. +1
                    24 мая 2021 08:18
                    Флот так не считал.
                    Если обменять Тиниан на сдвинутую на 3-6 месяцев Окинаву - одно на одно выйдет. История с налетами В-29 из Индии - вообще беспримесное вредительство. 16 тысяч двигателей Райт поставьте мысленно на 16 тысяч Скайрайдеров.

                    Тут нужно уточнить.
                    Был ли военный смысл бомбардировок отличен от нуля? Да, конечно.
                    Было ли это разумным использованием ресурсов? На мой взгляд, однозначно нет. Прежде всего это касается ВВС Армии, которые со своим дуэизмом полностью отказались от тактической авиации. В результате мы видим истребитель, переделанный из пикировщика, и пикировщик, переделанный из истребителя.
      2. -5
        22 мая 2021 23:03
        Цитата: DKuznecov
        Американцы были нашими союзниками,

        Не были они нашими союзниками, скорее, были попутчиками.
        1. +9
          22 мая 2021 23:07
          Ложь. Они были союзниками.
          Полноценными. И давили эту нечисть
          на тихоокеанском ТВД по-честному.
          Возможно, у Вас какая-то особая История,
          или Вы за Японию...
          Имеете право, у нас свободная страна.
          1. +1
            22 мая 2021 23:08
            Цитата: DKuznecov
            или Вы за Японию...

            Я не за Японию, я уважаю достойного противника, хотя и приложил бы все силы для его уничтожения.
          2. -7
            22 мая 2021 23:17
            Такими себе были союзниками.
            2 года оттягивали открытие второго фронта в Европе, пока мы истекали кровью под Сталинградом, Ржевом, Сычёвкой.
            И решились высадиться, когда уже вот-вот "Багратион" должен был начаться, когда стало понятно, что точно в Берлине будем. Исключительно ради того, чтобы всю Европу до Ла-Манша не освободили советские войска и не сделали частью соцлагеря.
            Между прочим, даже в советское время материалы о бомбёжках японских городов, о Хиросиме и Нагасаки были выдержаны в сочувственном по отношению к японцам ключе.
            1. +7
              23 мая 2021 00:47
              Цитата: Narak-zempo
              Такими себе были союзниками

              Да уж, союз с СССР был так себе решением.
              Цитата: Narak-zempo
              2 года оттягивали открытие второго фронта в Европе

              Второй фронт в Европе открыл товарищ Сталин 17.09.1939.
              Цитата: Narak-zempo
              пока мы истекали кровью под Сталинградом, Ржевом, Сычёвкой.

              Кого это может волновать?
              Цитата: Narak-zempo
              решились высадиться, когда уже вот-вот "Багратион" должен был начаться

              Лжёте. Подготовка к высадке шла тогда, когда Багратиона и в помине не было. Мало того, успех Багратиона объясняется, прежде всего, Нормандией. Почти все Пантеры, к примеру, были во Франции.
              Цитата: Narak-zempo
              стало понятно, что точно в Берлине будем

              Как интересно. А вот тов. Сталину это было непонятно не то что весной 44-го, а годом позднее.
              Так кто же будет брать Берлин – мы или союзники?

              По словам Жукова, этот вопрос был задан 1 апреля 1945 года.
              Цитата: Narak-zempo
              Исключительно ради того, чтобы всю Европу до Ла-Манша не освободили советские войска и не сделали частью соцлагеря.

              Для того, чтобы СССР не освободил лишнего, было бы разумно принять балканский план Черчилля. И заканчивать с ЛЛ как минимум с Курска.
              Цитата: Narak-zempo
              Между прочим, даже в советское время материалы о бомбёжках японских городов, о Хиросиме и Нагасаки были выдержаны в сочувственном по отношению к японцам ключе.

              У советской власти враги менялись весьма оперативно. К концу 40-х выяснилось, что и в гражданскую воевали с американскими - кто бы мог подумать! - интервентами, а не просто так. Естественно, странная история, что американцы обижали японцев, нормально зашла. Так-то потери японского мирняка на уровне Югославии или, там, Эфиопии.
              1. -4
                23 мая 2021 11:53
                Цитата: Вишневая девятка
                или, там, Эфиопии

                Ну, если брать Эфиопию, то там белых людей, считай, не погибло.
                1. +2
                  23 мая 2021 14:43
                  О, подъехали тэйки от победителей нацизма, обожаю.
                  1. Много ли "белых людей" погибло в Японии?
                  2. Много ли граждан СССР соответствовало высоким немецким стандартам "белизны"?
                  1. Комментарий был удален.
    2. +1
      24 мая 2021 12:51
      [/quote][quote=Narak-zempo]А всё-таки пощипали пeндосов.

      Американцы своими бомбардировками сумели нанести Японии невосполнимые потери, поставившие её на грань поражения. К середине 1945 года Япония практически лишилась истребительной авиации. И кто кого "пощипал"?
  7. Комментарий был удален.
  8. +3
    22 мая 2021 21:25
    Один истребитель, применявшийся против Б-29, "в списках не значится".

    Kawasaki Ki-102.
    1. +3
      23 мая 2021 14:08
      Цитата: Undecim
      Один истребитель, применявшийся против Б-29, "в списках не значится".

      Kawasaki Ki-102.

      До капитуляции Японии удалось выпустить два десятка серийных перехватчиков Ki-102, и о их боевом применении ничего не известно. В перехватах В-29 пытались задействовать два опытных Ki-102a, но у меня нет достоверной информации, что их экипажам удалось добиться успеха.
      1. +1
        23 мая 2021 14:52
        но у меня нет достоверной информации, что их экипажам удалось добиться успеха


        У меня нет оснований не верить этому летчику - Ясухико Куроэ, заявившему о сбитом Б-29 именно на Ki-102a.
        1. +2
          24 мая 2021 00:05
          Цитата: Undecim
          У меня нет оснований не верить этому летчику - Ясухико Куроэ, заявившему о сбитом Б-29 именно на Ki-102a.

          При всём уважении, но пилоты японских истребителей заявили о сбитии 400 В-29. Вы им верите?
          1. -2
            24 мая 2021 00:43
            Советские танкисты тоже подбили "фердинандов" больше, чем немцы произвели. Но мы же советским танкистам верим.
            1. +1
              24 мая 2021 01:08
              Цитата: Undecim
              Советские танкисты тоже подбили "фердинандов" больше, чем немцы произвели. Но мы же советским танкистам верим.

              Так себе аргумент.
  9. +1
    22 мая 2021 22:47
    Однако реальный ход боевых действий продемонстрировал, что двухмоторные истребители сами очень уязвимы для атак более маневренных и скоростных лёгких одномоторных истребителей.

    Это Вы Колдунову скажите, который после боя на Нишем сказал-Ну кто мог знать, что эта двухмоторная..самка собаки крутит виражи как наш ЯК-9.
    1. +3
      23 мая 2021 00:28
      Цитата: Альф
      Ну кто мог знать, что эта двухмоторная..самка собаки крутит виражи как наш ЯК-9.

      Тут больше к Як-9 вопросы. Над Африкой лайтинг оказался неконкурентоспособен против худых.
      1. 0
        23 мая 2021 00:30
        Цитата: Вишневая девятка
        Над Африкой лайтинг оказался неконкурентоспособен против худых.

        Когда его привязывали к охране, тогда Да, а вот когда свободной охотой занимался ?
        1. +4
          23 мая 2021 00:53
          Тоже нет. В отличие от Тихого океана, у него не было преимущества по вертикальной маневренности, высотности и горизонтальной скорости. Так что над Африкой успехи американцев были более чем скромные. В основном использовались как ИБ, а чистым истребителем был спит.

          Вот если бы жизнь так сложилась, что пришлось охотиться на Яки с Илами - тогда да, стал бы гнуть снова. С его скоростью, высотой и пикированием якам что-то сделать сложно. Да и оружие более чем убедительное.
  10. -3
    28 мая 2021 11:59
    Хотя В-29 несли потери до окончания боевых действий, они в основном были вызваны зенитной артиллерией, связаны с отказом техники или ошибками лётчиков.

    Истребители самая дорогая и неефективная часть ПВО. Ето потвердилось и в Европе и в Корее и Вьетнаме.
    Пилоты уцелевших японских истребителей не имели возможности противодействовать ударам «Суперкрепостей», и им приказали держать оставшиеся самолеты в резерве для последней битвы, ожидавшейся осенью.

    Одну из двух - не имели возможность или имели возможность, но им приказали держать самолетов в резерве. Второе более правдоподобно.
    К августу 1945 года промышленность Японии была в руинах, а многие жители, выжившие после масштабных налётов «Суперкрепостей», остались без крыши над головой.

    Промишленость Японии не била в никаких руинах. Она потеряла импортного сьирия, но вполне могла обеспечить решающее сражение в самой Японии всем необходимим. О крьишах для миллионов жителей ето правда, но их евакуировали и места им нашли.
    Несмотря на это, большинство рядовых японцев были готовы сражаться до конца

    Не только рядових японцев, но и 5 милионная сухопутная армия била готова сражатся и не "до конца", а до разгрома десанта на островов.
    Таким образом, бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress стал одним из решающих факторов победы США, позволившим добиться капитуляции Японии без высадки десанта на острова метрополии.

    В свете сказаного више бомбардировщик очень мало помог для поражение Японии и его неефективност потом потвердилась в Корее.
  11. 0
    9 июля 2021 14:34
    Мне кажется, японцам стоило опереться на тактику подготовки встречи в воздухе заранее, а не чистого перехвата, опираясь на радары, в том числе размещенные на патрульные суда и другие средства раннего предупреждения. Так можно было снизить требования к истребителям и сделать их удары массовыми. Кассетная бомба для разрушения строя - тоже хорошая штука.
  12. 0
    19 июля 2021 05:07
    Удивительное рядом - а протитип Суперкрепости разбился именно по причине ненадежности двигателей)))