Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659

Возможность размещения на подводных лодках КР (крылатых ракет), предназначенных для стрельбы по берегу, исследовалась в Германии в конце Второй мировой войны. Работы в данном направлении в СССР были начаты в 1946 году. Группа специалистов под руководством вице-адмирала Гончарова на основе изучения опыта немецких специалистов, а также использования некоторых отечественных наработок, выбрала три основных направления развития ракетного вооружения для флота: баллистические, крылатые и зенитные ракеты.

В 1950-х годах баллистические ракеты советским военным руководством рассматривались в качестве «абсолютного» оружия, не имеющего средств противодействия. При этом крылатые ракеты, которые обладают характеристиками, близкими к реактивным истребителям первого поколения, могли теоретически быть перехвачены средствами противовоздушной обороны. В то же время крылатые ракеты по сравнению с баллистическими имели некоторые преимущества, такие как достаточно традиционная, хорошо отработанная конструкция, лучшие по сравнению с баллистическими ракетами массогабаритные характеристики, меньшая стоимость.

На вооружение американских ВМС в 1955 году приняли крылатую ракету «Регулус-1» с максимальной дальностью 400 км, под которую была переоборудована дизель-электрическая подлодка «Танни» (тип «Балао»). Пуск данной дозвуковой ракеты осуществляли из надводного положения. Применение радиокомандной системы наведения было сопряжено с необходимостью привлекать надводные спец. корабли или подводные лодки, которые должны обеспечивать наведение ракет на конечном участке ее траектории. При этом обстреливались только цели, которые находились от побережья на небольшом удалении. Все эти факты значительно ограничивали боевые возможности комплекса США. В результате крылатые ракеты «Регулус-1» в 1958 г. сняли с вооружения. Также были прекращены работы по созданию более совершенной сверхзвуковой крылатой ракеты «Регулус-2».


Однако в Советском Союзе к морским крылатым ракетам сложилось иное отношение. Это оружие во второй половине 1950-х годов признавалось весьма перспективным.

Разработку морских крылатых ракет, которые предназначались для поражения целей на берегу, вело ОКБ Лавочкина (П-40), Ильюшина (П-20) и Бериева (П-10). Для оснащения атомных подлодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта П-627А и проекта 653 создавалась сверхзвуковая мощная ракета П-20. Но попытки разместить на лодке крылатые ракеты при традиционном подходе для решения конструкторских задач становились причиной того, что пусковое оборудование подлодок получалось чрезмерно громоздким и тяжелым. В результате ПЛАРК несла только одну-две ракеты (концепция крылатых ракет П-20 оправдывалась только большой дальностью стрельбы — около 3,5 тыс. км, что значительно превосходило дальность других стратегических средств Военно-Морского Флота).

В.Н. Челомей избрал другой путь решения задачи, и предложил разместить относительно легкую крылатую ракету, имеющую сложенные крылья в пусковом контейнере. Это стало возможным за счет создания оригинального автомата раскрытия крыла, который срабатывал после выхода из контейнера ракеты. В результате процесс запуска ускорился и упростился. Появилась возможность увеличить в несколько раз боекомплект подлодки при сохранении водоизмещения.

Предложением Челомея заинтересовалось командование Военно-Морского Флота и С.Г. Горшков, новый Главнокомандующий. Экспертиза, проведенная при участии академиков М.В. Келдыша, А.Ю. Ишлинского и А.А. Дародицына также дала проекту положительную оценку. В результате приняли правительственное решение об образовании ОКБ-52 под руководством Челомея в подмосковном Реутове (постановление от 19.06.1955). В.Н. Челомею была поручена разработка крылатой ракеты П-5, имеющей дальность 350 км.

Первоначально П-5 была предназначена для дооснащения дизель-электрических подлодок, конкурируя с «бериевской» П-10, которая являлась аналогом американской «Регулус-2».

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659
ПЛАРК проекта 659 выходит в море


12 марта 1957 года состоялся первый пуск крылатой ракеты П-5 на Белом море с качающегося стенда СН-49. Ракета 22 ноября стартовала с борта опытовой подлодки С-146 (переоборудованная субмарина проекта 613). В результате сравнительных испытаний предпочтение отдали «челомеевскому» комплексу, который 19 июня 1959 года официально приняли на вооружение. Данной ракетой было оснащено 6 лодок проекта 644 (две ракеты) и 6 проекта 665 (созданы на базе подлодок проекта 613, четыре ракеты).

Однако для надежного поражения целей на территории Соединенных Штатов, которые располагали мощными противолодочными силами, являлось целесообразно разместить ракетное стратегическое оружие на менее уязвимых, чем дизель-электрические подводные лодки, носителях — атомных подлодках.

Разработка тех. проекта подводного ракетоносца 659-го проекта с крылатыми ракетами П-5 осуществлялась в соответствии с постановлением правительства от 26.08.1956.

Главный конструктор проекта П.П. Пустынцев, который был заменен Н.А. Климовым. Главный наблюдающий от Военно-Морского Флота Ю.С. Вольфсон.

Одновременные работы в одном и том же КБ над «стратегическими атомоходами» (с баллистическими и крылатыми ракетами) предполагали максимальную унификацию общекорабельных тех. решений. При этом проекты 658 и 659 «выросли» из торпедной атомной подлодки проекта 627.

На заседании Президиума ЦК КПСС 19.10.1957 рассматривался ход строительства отечественного подводного ракетоносного флота. Утвердили перспективный план строительства подлодок, в соответствии с которым к 1961 году предполагалось передать ВМФ 32 подводные лодки с КР П-5. Продолжение создания носителей данных ракет планировалось и в 1961-1965 годах – VII пятилетка.

Строительство лодок развернули в Комсомольске-на-Амуре (атомные подлодки с крылатыми ракетами 659-го проекта стали первыми атомоходами, которые были построены на Дальнем Востоке). К-45 – головной корабль — был заложен 28.12.1957, спущен на воду 12.05.1960, а приемный акт был подписан 28.06.1961. Первым командиром лодки назначили капитана второго ранга В.Г. Белашева. К-45 под его командованием успешно прошла испытания, которые завершились длительным автономным плаванием. Во время испытаний подлодка прошла 7073 мили, из которых 2569 миль было пройдено в подводном положении.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659


Подлодка вошла в состав Двадцать шестой дивизии, которая стала первым соединением Тихоокеанского флота, оснащенным атомоходами.

За первой советской атомной подлодкой с крылатыми ракетами последовали К-59, которая вступила в строй 10.12.1961, К-66 (10.12.1961), К-122 (13.04.1962) и К-259 (12.1962).

Подлодка имела двухкорпусную архитектуру. 6,8-метровый прочный корпус делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкцией обеспечивалась надводная непотопляемость при заполнении любого из отсеков.

Корабль оснащался главной энергоустановкой номинальной мощностью 35 тыс. л.с., которая включала два водоводяных реактора ВМ-А (каждый мощностью 70 мВт). Имелась пара групп аккумуляторов каждый по 112 элементов, пара 450-сильных электродвигателей подкрадывания ПГ-116 и пара дизельгенераторов постоянного тока ДГ-400.

Имелись шумопеленгатор МГ-15, ГАС МГ-200 «Арктика», станция обнаружения гидроакустического облучения МГ-13, а также другое целевое оборудование.

Ракетное вооружение подлодки состояло из 6 КР П-5. Ракета имела ядерную боевую часть, унифицированную с боевой частью баллистической ракеты Р-11ФМ (ее мощность первоначально составляла 200 килотонн, затем ее увеличили до 650 килотонн). Диаметр корпуса крылатой ракеты составлял 1000 мм, длина — 10800 мм и размах крыла — 3700 мм. Стартовая масса ракеты равнялась 5200 кг, максимальная скорость полета – М=0,9-1,0, максимальная дальность стрельбы – 350 км. Высота полета – 800-900 метров. Силовая установка крылатой ракеты включала стартовый твердотопливный ускоритель и маршевый турбореактивный двигатель КРД-26 (2250 кгс). В систему управления входили автопилот, барометрический высотомер и счетчик времени.

Ракета на подлодке транспортировалась в герметическом контейнере длиной 12 м и диаметром 1,65 м, заполненном азотом. Ракета подготавливалась к старту с пульта управления дистанционно. Пульт управления располагался в первом отсеке подлодки. Время подъема контейнера в боевое положение (14 градусов) составляло 125 секунд. Контейнеры размещались по три на один борт в надстройке. Старт мог выполняться исключительно из надводного положения при скорости хода менее 8 узлов и волнении моря до 5 баллов.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659
Запуск ракет П-5 с ПЛАРК пр.659


Торпедное вооружение ПЛАРК проекта 659 включало четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 (20 торпед СЭТ-53м и 53-61, максимальная глубина ведения огня – 100 метров), а также 4 кормовых торпедных аппарата калибром 400 миллиметра (максимальная глубина стрельбы составляет 240 метров).

Технические характеристики атомных подводных лодок с крылатыми ракетами 659-го проекта:
Наибольшая длина – 111,2 м;
Наибольшая ширина – 9,2 м;
Средняя осадка – 7,6 м;
Нормальное водоизмещение – 3731 м3;
Полное водоизмещение – 4920 м3;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Полная скорость подводного хода – 29 узлов;
Надводная скорость – 21 узел;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 120 человек.

Ракетоносцы проекта 659 провели службу на ТОФ. В зоне досягаемости ракет данных лодок находились цели на Западном побережье Соединенных Штатов (где, в частности, находились крупнейшие авиазаводы компании Боинг в Сиэтле, а также другие важные военные, промышленные и административные центры); в Японии, на Гавайских остовах, Панамский канал. Вероятно, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами 659-го проекта рассматривались в качестве перспективных кораблей для вооружения молодого китайского ВМФ (однако охлаждение отношений между СССР и Китаем в начале 1960-х годов прервало на несколько десятилетий военно-техническое сотрудничество между великими державами).

Сопоставляя характеристики «главного калибра» подводных лодок проекта 659 и возможности средств противовоздушной обороны основного вероятного противника – Соединенных Штатов, необходимо признать, что у ракет П-5 на рубеже 1950-1960-х годов были весьма высокие шансы уничтожить назначенные цели. Самый мощный американский зенитный ракетный комплекс зональной противовоздушной обороны того времени «Найк-Геркулес» был способен бороться с воздушными целями, высота полета которых составляла более 1500 м, а дальность стрельбы маловысотного комплекса «Хок» не превышала 18 тыс. м, что позволяло прикрыть данными ракетами только ограниченное число объектов. Очень скромные возможности по борьбе с П-5 имела и американская истребительная авиация, основу которой составляли дозвуковые истребители, которые были не способны бороться с целями, полет которых проходил на высоте нескольких сотен метров с околозвуковой скоростью. Сверхзвуковые истребители-перехватчики второго поколения — F-101B, F-102, F-104 и F-106, которые начали поступать на вооружение военно-воздушных сил США в конце 1950-х годов, могли уничтожать своими управляемыми ракетами только воздушные цели, летящие на больших и средних высотах, что делало данные самолеты практически «безвредными» для крылатых ракет П-5.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659
ПЛА переоборудованные по пр.659-Т в море


Но прогнозируемое совершенствование средств ПВО потребовало и повышения возможностей крылатых ракет. В 1958 году началась разработка П-5Д, в состав БРЭО которой вошел допплеровский измеритель скорости и угла сноса, позволивший повысить точность огня в два-три раза (составило 4 тыс. м). Максимальная дальность стрельбы увеличилась до 500 км. П-5Д 02.03.1962 была принята на вооружение. В 1959 году приступили к созданию крылатой ракеты П-5СН, имеющей радиовысотомер (что дало возможность уменьшить высоту полета до 300—400 метров, которая была практически недоступной для истребителей-перехватчиков, используемых в то время). Велись работы и в области снижения радиолокационной заметности (это сегодня называется технологией «стелс»). Комплекс данных мер должен был существенно повысить боевые возможности комплекса, обеспечив его способность преодолевать американское средства ПВО. Однако принципиальный недостаток крылатых ракет — надводный старт, увеличивающий уязвимость носителя — не удалось устранить. В результате в 1964 г. было принято решение отказаться от стратегических крылатых ракет, оставив их на вооружении подлодок только в качестве «второстепенного» оружия, которое дополняет противокорабельные оперативные ракеты П-6, созданные под руководством Челомея.

В связи с технической невозможностью переоснастить ПЛАРК 659-го проекта новым ракетным противокорабельным комплексом было принято решение переоборудовать данные ПЛА в торпедные. С августа 1965 года по конец 1969 г. все субмарины проекта 659Т (выполненному в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора О.Я. Марголина), на СРЗ в Большом Камне под Владивостоком были переделаны в торпедные атомные подлодки. Ракетное вооружение сняли, зашили вырезы в легком корпусе, а антенна радиолокационных станций управления ракетной стрельбой «Север» — демонтирована. При этом усилили торпедное вооружение подлодок.

ПЛА К-66 в 1980 году после аварии поставили на консервацию. На К-122 21.08.1983 произошел пожар. В результате этого погибло 14 человек (подлодку решили не восстанавливать). Все атомные подлодки проекта 659Т в 1990-х годах вывели из состава флота, после чего их передали на утилизацию.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Tirpitz 31 августа 2012 16:47
    В 80-ые эти лодки уже не представляли для НАТО угрозы. Можно было их еще раньше списать.
    Tirpitz
  2. maxiv1979 1 сентября 2012 04:10
    приоритет лодок - скрытность, чем эти лодки соответствуют? ничем, итог понятен
    maxiv1979
  3. NickitaDembelnulsa 1 сентября 2012 07:43
    Еще один пример советской военной политики. Не качеством а количеством. Но с другой стороны надо было же с чего-то начинать. Сейчас Ясени и Антеи- одни из лучших ПЛАРК в мире.
    NickitaDembelnulsa

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня