Military Review

Nuclear submarines with cruise missiles. 659 project

1
The possibility of deploying submarines of the Kyrgyz Republic (cruise missiles) intended for firing along the coast was investigated in Germany at the end of World War II. Work in this direction in the USSR was begun in 1946. A group of specialists led by Vice Admiral Goncharov, on the basis of studying the experience of German specialists, as well as using some domestic developments, chose three main directions for developing missile weapons for fleet: ballistic, cruise and anti-aircraft missiles.

In the 1950s, Soviet military leadership considered ballistic missiles to be “absolute” weaponswithout countermeasures. At the same time, cruise missiles, which have characteristics similar to first-generation jet fighters, could theoretically be intercepted by means of air defense. At the same time, cruise missiles had some advantages compared to ballistic missiles, such as a fairly traditional, well-developed design, better weight and size characteristics compared to ballistic missiles, lower cost.

The American naval forces in 1955 took on a cruise missile “Regulus-1” with a maximum range of 400 km, under which the diesel-electric submarine “Tanni” (type “Balao”) was converted. The launch of this subsonic rocket was carried out from the surface position. The use of radio command guidance system was associated with the need to attract surface specials. ships or submarines, which should provide guidance of missiles in the final segment of its trajectory. In this case, only targets that were located at a short distance from the coast were fired upon. All these facts significantly limited the combat capabilities of the US complex. As a result, the Regulus-1 cruise missiles in 1958 were removed from service. Work to create a more advanced supersonic cruise missile “Regulus-2” was also stopped.

However, in the Soviet Union there was a different attitude to sea cruise missiles. In the second half of the 1950-s, these weapons were recognized as very promising.

The development of sea cruise missiles, which were intended to hit targets on the coast, was conducted by the Lavochkin Design Bureau (P-40), Ilyushin (P-20) and Beriev (P-10). To equip nuclear submarines with cruise missiles (SSGN) of the P-627 project and the 653 project, a powerful P-20 supersonic rocket was created. But attempts to place cruise missiles on the boat with the traditional approach to solving design problems caused the launching equipment of the submarines to be overly cumbersome and heavy. As a result, the SSGN carried only one or two missiles (the P-20 cruise missile concept was justified only by long-range firing - about 3,5 thousand km, which was significantly higher than the range of other strategic means of the Navy).

V.N. Chelomey chose another way to solve the problem, and proposed to place a relatively light cruise missile having folded wings in the launch canister. This was made possible by creating an original wing disclosure machine, which was triggered after the rocket left the container. As a result, the startup process has accelerated and simplified. Now it is possible to increase the submarine’s ammunition several times while maintaining the displacement.

The command of the Navy and S.G. Gorshkov, the new Commander-in-Chief. Examination conducted with the participation of academicians M.V. Keldysh, A.Yu. Ishlinsky and A.A. Daroditsyna also gave the project a positive assessment. As a result, they made a government decision on the formation of OKB-52 under the leadership of Chelomey in Reutov near Moscow (the decree of 19.06.1955). V.N. Chelomey was entrusted with the development of the P-5 cruise missile, which has an 350 km range.

Initially, the P-5 was intended for retrofitting diesel-electric submarines, competing with the "Berium" P-10, which was an analogue of the American "Regulus-2".

Nuclear submarines with cruise missiles. 659 project
The SSGN project 659 goes to sea


12 March, 1957, the first launch of the P-5 cruise missile in the White Sea from the swing stand CH-49 took place. The November 22 rocket was launched from the side of the experimental submarine C-146 (the converted submarine of the 613 project). As a result of comparative tests, preference was given to the "cheleomeevsky" complex, which 19 of June 1959 of the year officially accepted for service. This missile was equipped with 6 boats of the 644 project (two rockets) and 6 of the 665 project (created on the basis of the 613 submarines, four missiles).

However, for reliable destruction of targets in the United States, which had powerful anti-submarine forces, it was advisable to place strategic missile weapons on less sensitive than diesel-electric submarines, carriers - nuclear submarines.

The development of those. the project of the submarine missile carrier 659 of the project with cruise missiles P-5 was carried out in accordance with a government decree of 26.08.1956.

Chief Designer of the project P.P. Pustyntsev, which was replaced by N.A. Klimov. Chief observer from the Navy Yu.S. Wolfson.

Simultaneous work in the same design bureau on “strategic nuclear-powered ships” (with ballistic and cruise missiles) assumed the maximum unification of the general shipable ones. making. At the same time, the 658 and 659 projects “grew” from the torpedo nuclear submarine of the 627 project.

At a meeting of the Presidium of the Central Committee of the CPSU 19.10.1957, the construction of the Russian submarine missile-carrying fleet was reviewed. Approved a promising plan for the construction of submarines, according to which, by the year of 1961, it was intended to transfer submarines of the P-32 to the 5 Navy. The continuation of the creation of data carriers of missiles was planned in 1961-1965 - VII five-year plan.

The construction of the boats was launched in Komsomolsk-on-Amur (nuclear submarines with cruise missiles from the 659 project were the first nuclear-powered ships that were built in the Far East). K-45 - the lead ship - was laid 28.12.1957, launched 12.05.1960, and the acceptance certificate was signed 28.06.1961. The first commander of the boat was appointed captain second rank VG Belasheva. K-45 under his command successfully passed the tests, which ended with a long autonomous voyage. During the test, the submarine passed 7073 miles, of which 2569 miles were submerged.




The submarine became part of the Twenty-sixth Division, which became the first compound of the Pacific Fleet equipped with nuclear-powered ships.

The first Soviet nuclear submarine with cruise missiles was followed by K-59, which entered into service 10.12.1961, K-66 (10.12.1961), K-122 (13.04.1962) and K-259 (12.1962).

The submarine had a two-hull architecture. The 6,8-meter rugged case was divided into nine waterproof compartments. The design provided surface flooding when filling in any of the compartments.

The ship was equipped with a main power plant with a rated power of 35 thou. Hp, which included two water-cooled reactors VM-A (each with a power 70 mW). There was a pair of battery groups each for 112 elements, a pair of 450-strong PG-116 sneaking electric motors and a pair of DG-400 DC diesel generators.

There were the MG-15 noise-detector, the Arctic-HAS MG-200, the MG-13 hydroacoustic exposure detection station, as well as other target equipment.

The submarine’s missile armament consisted of 6 CU P-5. The missile had a nuclear warhead, unified with the combat part of a ballistic missile R-11FM (its power was initially 200 kilotons, then it was increased to 650 kilotons). The hull diameter of the cruise missile was 1000 mm, length - 10800 mm and wingspan - 3700 mm. The launch mass of the rocket was 5200 kg, the maximum flight speed was M = 0,9-1,0, the maximum firing range was 350 km. Flight altitude - 800-900 meters. The propulsion system of the cruise missile included a starting solid-fuel accelerator and a cruise turbojet engine KRD-26 (2250 kgf). The control system included an autopilot, a barometric altimeter and a time counter.

The missile on the submarine was transported in an airtight container of length 12 m and diameter 1,65 m, filled with nitrogen. The rocket was prepared for launch from the control panel remotely. The control panel was located in the first compartment of the submarine. The lifting time of the container to the firing position (14 degrees) was 125 seconds. The containers were placed three on one side in the superstructure. The launch could be performed exclusively from the surface position at a speed of less than 8 knots and waves of the sea to 5 points.

Launch of P-5 missiles from SSGNs 659


The torpedo armament of the SSGN of the 659 project included four bow torpedo tubes of the 533 caliber (20 torpedoes SET-53 and 53-61, the maximum depth of firing - 100 meters), as well as 4 stern torpedo tubes with a 400 caliber, which is used by the 240 meter, and it is in a glance, it is in a glance, it is in a glance.

Technical characteristics of nuclear submarines with cruise missiles of the 659 project:
The greatest length - 111,2 m;
The greatest width - 9,2 m;
Average draft - 7,6 m;
Normal displacement - 3731 m3;
Full displacement - 4920 m3;
Extreme depth of immersion - 300 m;
Immersion depth - 240 m;
Full submerged speed - 29 nodes;
Surface speed - 21 node;
Autonomy - 50 days;
Crew - 120 man.

The 659 rocket carriers of the project conducted a service on the Pacific Fleet. Within the zone of reach of the missiles of these boats were targets on the West Coast of the United States (where, in particular, were the largest aircraft factories of the Boeing company in Seattle, as well as other important military, industrial and administrative centers); in Japan, on the Hawaiian Islands, the Panama Canal. Probably nuclear submarines with cruise missiles of the 659 project were considered as promising ships for arming the young Chinese Navy (however, the cooling of relations between the USSR and China at the beginning of 1960 interrupted military cooperation between the great powers for several decades).

Comparing the characteristics of the “main caliber” of Project 659 submarines and the air defense capabilities of the main probable enemy, the United States, it must be recognized that P-5 missiles at the turn of the 1950s and 1960s had very high chances to destroy assigned targets. The most powerful American anti-aircraft zonal air defense missile system of that time, Nike-Hercules, was able to deal with air targets whose flight altitude was more than 1500 m, and the firing range of the low-rise complex Hawk did not exceed 18 thousand m, which made it possible to cover with data rockets only a limited number of objects. The American fighter had very modest capabilities in the fight against the P-5 aviationbased on subsonic fighters that were not able to fight targets whose flight took place at an altitude of several hundred meters at a transonic speed. Second-generation supersonic fighter interceptors - F-101B, F-102, F-104 and F-106, which began to be adopted by the U.S. Air Force in the late 1950s, could only destroy air targets flying with their guided missiles at large and medium altitudes, which made these aircraft practically “harmless” for P-5 cruise missiles.

PLA converted by pr.659-T in the sea


But the projected improvement of air defense required and increasing the capabilities of cruise missiles. In 1958, the development of the P-5D began, which included a Doppler velocity and angle meter, which increased the accuracy of the fire two to three times (amounted to 4 thousand meters). Maximum firing range increased to 500 km. P-5 02.03.1962 was adopted. In 1959, they began to create a P-5СН cruise missile with a radio altimeter (which made it possible to reduce the altitude to 300 — 400 meters, which was practically inaccessible to the interceptor fighters used at that time). Work was also being done in the area of ​​reducing radar visibility (this is today called “stealth” technology). The complex of these measures was to significantly increase the combat capabilities of the complex, ensuring its ability to overcome the American air defense system. However, the fundamental shortcoming of cruise missiles - the surface launch, which increases the carrier's vulnerability - could not be eliminated. As a result, in 1964, it was decided to abandon strategic cruise missiles, leaving them in service with submarines only as a “secondary” weapon, which complements the P-6 anti-ship operational missiles, created under the leadership of Chelomey.

Due to the technical impossibility to re-equip the SSGN of the 659 project with a new anti-ship missile complex, it was decided to convert the SSN data into torpedoes. From August 1965 to the end of 1969, all submarines of the 659T project (made in TsKB-18 under the supervision of Chief Designer O.Ya. Margolin) were converted into torpedo nuclear submarines at the SRZ in Bolshoy Kamen near Vladivostok. Missile armament was removed, stitched cuts in the light case, and the antenna of the radar control stations for missile firing "North" was dismantled. At the same time they increased the torpedo armament of submarines.

PLA K-66 in 1980 year after the accident was put on conservation. There was a fire on K-122 21.08.1983. As a result, 14 people died (they decided not to restore the submarine). All nuclear submarines of the 659T project in the 1990-s were removed from the fleet, after which they were transferred for recycling.
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Tirpitz
    Tirpitz 31 August 2012 16: 47
    0
    In the 80s, these boats no longer posed a threat to NATO. You could write them off even earlier.
  2. maxiv1979
    maxiv1979 1 September 2012 04: 10
    0
    boat priority is stealth, what do these boats correspond to? nothing, the result is clear
  3. NickitaDembelnulsa
    NickitaDembelnulsa 1 September 2012 07: 43
    +1
    Another example of Soviet military policy. Not quality but quantity. But on the other hand, it was necessary to start somewhere. Now Yaseni and Antey are one of the best SSGNs in the world.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659

Возможность размещения на подводных лодках КР (крылатых ракет), предназначенных для стрельбы по берегу, исследовалась в Германии в конце Второй мировой войны. Работы в данном направлении в СССР были начаты в 1946 году. Группа специалистов под руководством вице-адмирала Гончарова на основе изучения опыта немецких специалистов, а также использования некоторых отечественных наработок, выбрала три основных направления развития ракетного вооружения для флота: баллистические, крылатые и зенитные ракеты.

В 1950-х годах баллистические ракеты советским военным руководством рассматривались в качестве «абсолютного» оружия, не имеющего средств противодействия. При этом крылатые ракеты, которые обладают характеристиками, близкими к реактивным истребителям первого поколения, могли теоретически быть перехвачены средствами противовоздушной обороны. В то же время крылатые ракеты по сравнению с баллистическими имели некоторые преимущества, такие как достаточно традиционная, хорошо отработанная конструкция, лучшие по сравнению с баллистическими ракетами массогабаритные характеристики, меньшая стоимость.

На вооружение американских ВМС в 1955 году приняли крылатую ракету «Регулус-1» с максимальной дальностью 400 км, под которую была переоборудована дизель-электрическая подлодка «Танни» (тип «Балао»). Пуск данной дозвуковой ракеты осуществляли из надводного положения. Применение радиокомандной системы наведения было сопряжено с необходимостью привлекать надводные спец. корабли или подводные лодки, которые должны обеспечивать наведение ракет на конечном участке ее траектории. При этом обстреливались только цели, которые находились от побережья на небольшом удалении. Все эти факты значительно ограничивали боевые возможности комплекса США. В результате крылатые ракеты «Регулус-1» в 1958 г. сняли с вооружения. Также были прекращены работы по созданию более совершенной сверхзвуковой крылатой ракеты «Регулус-2».


Однако в Советском Союзе к морским крылатым ракетам сложилось иное отношение. Это оружие во второй половине 1950-х годов признавалось весьма перспективным.

Разработку морских крылатых ракет, которые предназначались для поражения целей на берегу, вело ОКБ Лавочкина (П-40), Ильюшина (П-20) и Бериева (П-10). Для оснащения атомных подлодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта П-627А и проекта 653 создавалась сверхзвуковая мощная ракета П-20. Но попытки разместить на лодке крылатые ракеты при традиционном подходе для решения конструкторских задач становились причиной того, что пусковое оборудование подлодок получалось чрезмерно громоздким и тяжелым. В результате ПЛАРК несла только одну-две ракеты (концепция крылатых ракет П-20 оправдывалась только большой дальностью стрельбы — около 3,5 тыс. км, что значительно превосходило дальность других стратегических средств Военно-Морского Флота).

В.Н. Челомей избрал другой путь решения задачи, и предложил разместить относительно легкую крылатую ракету, имеющую сложенные крылья в пусковом контейнере. Это стало возможным за счет создания оригинального автомата раскрытия крыла, который срабатывал после выхода из контейнера ракеты. В результате процесс запуска ускорился и упростился. Появилась возможность увеличить в несколько раз боекомплект подлодки при сохранении водоизмещения.

Предложением Челомея заинтересовалось командование Военно-Морского Флота и С.Г. Горшков, новый Главнокомандующий. Экспертиза, проведенная при участии академиков М.В. Келдыша, А.Ю. Ишлинского и А.А. Дародицына также дала проекту положительную оценку. В результате приняли правительственное решение об образовании ОКБ-52 под руководством Челомея в подмосковном Реутове (постановление от 19.06.1955). В.Н. Челомею была поручена разработка крылатой ракеты П-5, имеющей дальность 350 км.

Первоначально П-5 была предназначена для дооснащения дизель-электрических подлодок, конкурируя с «бериевской» П-10, которая являлась аналогом американской «Регулус-2».

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659
ПЛАРК проекта 659 выходит в море


12 марта 1957 года состоялся первый пуск крылатой ракеты П-5 на Белом море с качающегося стенда СН-49. Ракета 22 ноября стартовала с борта опытовой подлодки С-146 (переоборудованная субмарина проекта 613). В результате сравнительных испытаний предпочтение отдали «челомеевскому» комплексу, который 19 июня 1959 года официально приняли на вооружение. Данной ракетой было оснащено 6 лодок проекта 644 (две ракеты) и 6 проекта 665 (созданы на базе подлодок проекта 613, четыре ракеты).

Однако для надежного поражения целей на территории Соединенных Штатов, которые располагали мощными противолодочными силами, являлось целесообразно разместить ракетное стратегическое оружие на менее уязвимых, чем дизель-электрические подводные лодки, носителях — атомных подлодках.

Разработка тех. проекта подводного ракетоносца 659-го проекта с крылатыми ракетами П-5 осуществлялась в соответствии с постановлением правительства от 26.08.1956.

Главный конструктор проекта П.П. Пустынцев, который был заменен Н.А. Климовым. Главный наблюдающий от Военно-Морского Флота Ю.С. Вольфсон.

Одновременные работы в одном и том же КБ над «стратегическими атомоходами» (с баллистическими и крылатыми ракетами) предполагали максимальную унификацию общекорабельных тех. решений. При этом проекты 658 и 659 «выросли» из торпедной атомной подлодки проекта 627.

На заседании Президиума ЦК КПСС 19.10.1957 рассматривался ход строительства отечественного подводного ракетоносного флота. Утвердили перспективный план строительства подлодок, в соответствии с которым к 1961 году предполагалось передать ВМФ 32 подводные лодки с КР П-5. Продолжение создания носителей данных ракет планировалось и в 1961-1965 годах – VII пятилетка.

Строительство лодок развернули в Комсомольске-на-Амуре (атомные подлодки с крылатыми ракетами 659-го проекта стали первыми атомоходами, которые были построены на Дальнем Востоке). К-45 – головной корабль — был заложен 28.12.1957, спущен на воду 12.05.1960, а приемный акт был подписан 28.06.1961. Первым командиром лодки назначили капитана второго ранга В.Г. Белашева. К-45 под его командованием успешно прошла испытания, которые завершились длительным автономным плаванием. Во время испытаний подлодка прошла 7073 мили, из которых 2569 миль было пройдено в подводном положении.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659


Подлодка вошла в состав Двадцать шестой дивизии, которая стала первым соединением Тихоокеанского флота, оснащенным атомоходами.

За первой советской атомной подлодкой с крылатыми ракетами последовали К-59, которая вступила в строй 10.12.1961, К-66 (10.12.1961), К-122 (13.04.1962) и К-259 (12.1962).

Подлодка имела двухкорпусную архитектуру. 6,8-метровый прочный корпус делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкцией обеспечивалась надводная непотопляемость при заполнении любого из отсеков.

Корабль оснащался главной энергоустановкой номинальной мощностью 35 тыс. л.с., которая включала два водоводяных реактора ВМ-А (каждый мощностью 70 мВт). Имелась пара групп аккумуляторов каждый по 112 элементов, пара 450-сильных электродвигателей подкрадывания ПГ-116 и пара дизельгенераторов постоянного тока ДГ-400.

Имелись шумопеленгатор МГ-15, ГАС МГ-200 «Арктика», станция обнаружения гидроакустического облучения МГ-13, а также другое целевое оборудование.

Ракетное вооружение подлодки состояло из 6 КР П-5. Ракета имела ядерную боевую часть, унифицированную с боевой частью баллистической ракеты Р-11ФМ (ее мощность первоначально составляла 200 килотонн, затем ее увеличили до 650 килотонн). Диаметр корпуса крылатой ракеты составлял 1000 мм, длина — 10800 мм и размах крыла — 3700 мм. Стартовая масса ракеты равнялась 5200 кг, максимальная скорость полета – М=0,9-1,0, максимальная дальность стрельбы – 350 км. Высота полета – 800-900 метров. Силовая установка крылатой ракеты включала стартовый твердотопливный ускоритель и маршевый турбореактивный двигатель КРД-26 (2250 кгс). В систему управления входили автопилот, барометрический высотомер и счетчик времени.

Ракета на подлодке транспортировалась в герметическом контейнере длиной 12 м и диаметром 1,65 м, заполненном азотом. Ракета подготавливалась к старту с пульта управления дистанционно. Пульт управления располагался в первом отсеке подлодки. Время подъема контейнера в боевое положение (14 градусов) составляло 125 секунд. Контейнеры размещались по три на один борт в надстройке. Старт мог выполняться исключительно из надводного положения при скорости хода менее 8 узлов и волнении моря до 5 баллов.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659
Запуск ракет П-5 с ПЛАРК пр.659


Торпедное вооружение ПЛАРК проекта 659 включало четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 (20 торпед СЭТ-53м и 53-61, максимальная глубина ведения огня – 100 метров), а также 4 кормовых торпедных аппарата калибром 400 миллиметра (максимальная глубина стрельбы составляет 240 метров).

Технические характеристики атомных подводных лодок с крылатыми ракетами 659-го проекта:
Наибольшая длина – 111,2 м;
Наибольшая ширина – 9,2 м;
Средняя осадка – 7,6 м;
Нормальное водоизмещение – 3731 м3;
Полное водоизмещение – 4920 м3;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Полная скорость подводного хода – 29 узлов;
Надводная скорость – 21 узел;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 120 человек.

Ракетоносцы проекта 659 провели службу на ТОФ. В зоне досягаемости ракет данных лодок находились цели на Западном побережье Соединенных Штатов (где, в частности, находились крупнейшие авиазаводы компании Боинг в Сиэтле, а также другие важные военные, промышленные и административные центры); в Японии, на Гавайских остовах, Панамский канал. Вероятно, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами 659-го проекта рассматривались в качестве перспективных кораблей для вооружения молодого китайского ВМФ (однако охлаждение отношений между СССР и Китаем в начале 1960-х годов прервало на несколько десятилетий военно-техническое сотрудничество между великими державами).

Сопоставляя характеристики «главного калибра» подводных лодок проекта 659 и возможности средств противовоздушной обороны основного вероятного противника – Соединенных Штатов, необходимо признать, что у ракет П-5 на рубеже 1950-1960-х годов были весьма высокие шансы уничтожить назначенные цели. Самый мощный американский зенитный ракетный комплекс зональной противовоздушной обороны того времени «Найк-Геркулес» был способен бороться с воздушными целями, высота полета которых составляла более 1500 м, а дальность стрельбы маловысотного комплекса «Хок» не превышала 18 тыс. м, что позволяло прикрыть данными ракетами только ограниченное число объектов. Очень скромные возможности по борьбе с П-5 имела и американская истребительная авиация, основу которой составляли дозвуковые истребители, которые были не способны бороться с целями, полет которых проходил на высоте нескольких сотен метров с околозвуковой скоростью. Сверхзвуковые истребители-перехватчики второго поколения — F-101B, F-102, F-104 и F-106, которые начали поступать на вооружение военно-воздушных сил США в конце 1950-х годов, могли уничтожать своими управляемыми ракетами только воздушные цели, летящие на больших и средних высотах, что делало данные самолеты практически «безвредными» для крылатых ракет П-5.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 659
ПЛА переоборудованные по пр.659-Т в море


Но прогнозируемое совершенствование средств ПВО потребовало и повышения возможностей крылатых ракет. В 1958 году началась разработка П-5Д, в состав БРЭО которой вошел допплеровский измеритель скорости и угла сноса, позволивший повысить точность огня в два-три раза (составило 4 тыс. м). Максимальная дальность стрельбы увеличилась до 500 км. П-5Д 02.03.1962 была принята на вооружение. В 1959 году приступили к созданию крылатой ракеты П-5СН, имеющей радиовысотомер (что дало возможность уменьшить высоту полета до 300—400 метров, которая была практически недоступной для истребителей-перехватчиков, используемых в то время). Велись работы и в области снижения радиолокационной заметности (это сегодня называется технологией «стелс»). Комплекс данных мер должен был существенно повысить боевые возможности комплекса, обеспечив его способность преодолевать американское средства ПВО. Однако принципиальный недостаток крылатых ракет — надводный старт, увеличивающий уязвимость носителя — не удалось устранить. В результате в 1964 г. было принято решение отказаться от стратегических крылатых ракет, оставив их на вооружении подлодок только в качестве «второстепенного» оружия, которое дополняет противокорабельные оперативные ракеты П-6, созданные под руководством Челомея.

В связи с технической невозможностью переоснастить ПЛАРК 659-го проекта новым ракетным противокорабельным комплексом было принято решение переоборудовать данные ПЛА в торпедные. С августа 1965 года по конец 1969 г. все субмарины проекта 659Т (выполненному в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора О.Я. Марголина), на СРЗ в Большом Камне под Владивостоком были переделаны в торпедные атомные подлодки. Ракетное вооружение сняли, зашили вырезы в легком корпусе, а антенна радиолокационных станций управления ракетной стрельбой «Север» — демонтирована. При этом усилили торпедное вооружение подлодок.

ПЛА К-66 в 1980 году после аварии поставили на консервацию. На К-122 21.08.1983 произошел пожар. В результате этого погибло 14 человек (подлодку решили не восстанавливать). Все атомные подлодки проекта 659Т в 1990-х годах вывели из состава флота, после чего их передали на утилизацию.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Tirpitz 31 августа 2012 16:47
    В 80-ые эти лодки уже не представляли для НАТО угрозы. Можно было их еще раньше списать.
    Tirpitz
  2. maxiv1979 1 сентября 2012 04:10
    приоритет лодок - скрытность, чем эти лодки соответствуют? ничем, итог понятен
    maxiv1979
  3. NickitaDembelnulsa 1 сентября 2012 07:43
    Еще один пример советской военной политики. Не качеством а количеством. Но с другой стороны надо было же с чего-то начинать. Сейчас Ясени и Антеи- одни из лучших ПЛАРК в мире.
    NickitaDembelnulsa

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня