Арктический грузовик КамАЗ-6355 накануне испытаний и производства

36

Трехосный грузовик КамАЗ-6345

ПАО «КамАЗ» сообщает о скором начале нового этапа испытаний перспективной колесной платформы КамАЗ-6355. Четырехосный грузовик уже прошел проверку в условиях средней полосы и теперь ему предстоит продемонстрировать свои характеристики и возможности в Арктике. По результатам таких испытаний будет определено реальное будущее новой разработки.

Грузовики для Севера


В 2014 г. была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», рассчитанная на период до 2020 г. В ней предлагался широкий круг мер разного рода, в т.ч. создание перспективных образцов техники, способных обеспечивать полноценную логистику в сложных условиях Арктики.



Разработка новой автомобильной платформы осуществлялась предприятием «КамАЗ» в сотрудничестве с кафедрой «Колесные машины» МГТУ им. Баумана и Московским политехническим университетом. Поддержку проекту оказывало министерство образования и науки. Уже в 2015 г. были представлены первые наработки по теме, а в 2017-м на одной из выставок показали полноценный опытный образец, построенный на основе новых решений.

Вездеходное транспортное средство (ВТС) КамАЗ-6345 «Арктика» представляло собой трехосное шасси на базе шарнирно-сочлененной рамы, пригодное для установки различных кузовов или специального оборудования. Все основные агрегаты были разработаны с учетом работы в холодном климате. В дальнейшем опытная машина КамАЗ-6345 прошла необходимые испытания на площадках завода-разработчика.


Конструкторские работы по теме «Арктика» на этом не закончились. В 2019 г. представили новый опытный образец, КамАЗ-6355. Это было четырехосное шасси на основе уже известных решений и некоторых новых идей. Позже второй вариант «Арктики» прошел заводские испытания. Как сообщается, проверки на площадках Научно-технического центра завода завершились успешно.

На днях «КамАЗ» сообщил о скором старте нового этапа испытаний. В июне КамАЗ-6355 отправится в Ямало-Ненецкий автономный округ, где пройдет проверку в условиях реальной эксплуатации. Опытному грузовику предстоит показать ходовые характеристики на всех ландшафтах и грунтах, характерных для Севера. Также он должен будет подтвердить расчетную работоспособность при температурах до -60°C.

Технические особенности


Грузовые шасси «Арктика», КамАЗ-6345 и КамАЗ-6355, построены с использованием общих решений, но заметно отличаются друг от друга, за счет этого обеспечивается разный уровень характеристик. Так, трехосный грузовик при полной массе 30 т способен перевозить 13 т груза, а четырехосная машина весит 40 т и перевозит 16 т.

Как и предшественник, КамАЗ-6355 строится на раме сочлененной компоновки с шарниром, обеспечивающим отклонение только в горизонтальной плоскости на угол до 45°. Такая мера позволила обеспечить максимально возможную маневренность и минимальный радиус разворота при длине машины порядка 14 м.


Восьмиколесное ВТС «Арктика» комплектуется турбированным дизелем «КамАЗ» новой модели мощностью 450 л.с. и автоматической коробкой передач Allison. Трансмиссия обеспечивает полный привод. Все агрегаты силового блока и трансмиссии доработаны с учетом эксплуатации при низких температурах.

Ходовая часть построена на мостах, выполненных на основе одной из существующих конструкций. Два передних моста устанавливаются на листовых рессорах. Две задние оси соединены жесткими продольными балансирами. Подобная конструкция ходовой части не может показывать высокие характеристики на сильно пересеченной местности, но полностью соответствует особенностям Арктики.

Шасси КамАЗ-6345/6355 могут комплектоваться двумя типами шин, обозначенными как «габарит» и «негабарит». В первом случае используются шины диаметром 1960 мм и шириной 716 мм. На таких колесах грузовик показывает удельное давление не более 1,5 кг/кв.см. «Негабаритные» шины отличаются меньшим диаметром (1920 мм) и увеличенной шириной (1052 мм). С ними удельное давление падает до 1,1-1,15 кг/кв.см.

«Арктика» оснащается кабиной К5, уже освоенной в других проектах «КамАЗ». Эргономика рабочего места водителя определена с учетом упрощения работы и управления всеми процессами. В задней части кабины имеется одно спальное место. Для эксплуатации на Севере предусматривается кондиционер и отопитель повышенной мощности. Также имеются средства обогрева лобового стекла и боковых зеркал.


КаамАЗ-6355 на выставке Comtrans-2019

За кабиной размещаются контейнер ЗИП и место для запасного колеса. Рядом находится гидравлический манипулятор «Инман» ИМ77 для работы с грузами. Максимальный вылет – 6,8 м, грузоподъемность – 1,1 т.

Опытное ВТС КамАЗ-6355 получило бортовой кузов. Серийные машины могут получать открытые и закрытые кузова, а также фургоны различного назначения. В частности, разработан полноценный жилой модуль с автономностью до 3 сут. Возможна установка специального оборудования – крановых, бурильных и иных установок.

Длина четырехосной «Арктики» достигает 12 м, ширина – 3,4 м, высота – 3,9 м. Клиренс превышает 600 мм. Снаряженная масса достигла 25 т, полная – 40 т. При таких размерах и весе, машина способна развивать скорость 50 км/ч. Высокие характеристики подвижности обеспечиваются как на дорогах общего пользования, так и на северном бездорожье. Шасси рассчитано на перемещение по мягкому и утрамбованному снегу, болотистой местности и т.д. Преодолеваются уклоны до 30° и броды глубиной 1,8 м.


Предприятие-разработчик раскрыло стоимость новой техники. В зависимости от модели и комплектации, ВТС будет стоить от 12 до 15 млн рублей. В результате этого «Арктика» становится самым дорогим изделием за всю историю завода «КамАЗ».

Вызовы и ответы


Вооруженные силы, гражданские и коммерческие структуры усиливают присутствие в Арктике и реализуют целый ряд важных проектов в сфере обороны, инфраструктуры или бизнеса. Основу арктической логистики составляют грузовые автомобили большой грузоподъемности, и от их характеристик зависит успешное выполнение намеченных планов.

В этом контексте руководство ПАО «КамАЗ» отмечает, что в нашей стране сейчас практически нет колесных платформ, способных перевозить грузы массой от 10 т в суровых арктических условиях. Существует, строится и эксплуатируется целый ряд грузовиков с подобными характеристиками, но они имеют ограниченный «северный» потенциал. Их конструкция лишь доработана под холодный климат, что смягчает эксплуатационные ограничения, но не убирает их полностью.

Текущий проект «Арктика» изначально разрабатывается с учетом всех вызовов и трудностей. Конструкция машины в целом и основных ее агрегатов адаптирована к работе в низких температурах. Шасси, включая шарнирное устройство и ходовую часть, выполнены простыми и эффективными, а также соответствующими условиям будущей эксплуатации.


Таким образом, впервые в отечественной практике для работы на Крайнем Севере создана не специализированная модификация готового автомобиля, а совершенно новая конструкция с особыми возможностями. Положительные последствия такого подхода очевидны. Предприятие-разработчик освоило новое направление и приобрело важные компетенции, а промышленность и армия теперь могут рассчитывать на получение техники, способной эффективно работать в Арктике.

Впрочем, пока не следует торопиться и проявлять излишний оптимизм. Автомобиль КамАЗ-6355 уже прошел испытания в условиях средней полосы, но еще не демонстрировал свои возможности в регионах будущей эксплуатации. Испытания такого рода начнутся в ближайшее время, и тогда станет понятен реальный потенциал техники.

Арктическое будущее


Можно ожидать, что будущие испытания «Арктики» в суровом климате покажут необходимость тех или иных доработок конструкции, но в целом будут успешными. Это откроет двум новым колесным платформам дорогу к серийному производству и к последующей эксплуатации в различных организациях.

Очевидно, что «Арктика» двух типов не будет производиться большой серией. Потребности армии и промышленности в такой технике значительно меньше, чем в «обычных» грузовиках. Кроме того, некоторое влияние на объем заказов окажет стоимость техники. Однако за рекордную цену Камский автозавод предложит заказчикам уникальное вездеходное транспортное средство с особыми возможностями – и выгоды от него полностью перекроют все расходы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 мая 2021 04:51
    Неплохо, неплохо, хоть в Арктике не будет намечающегося засилья китайских Фотонов и Шасманов, я надеюсь.
    1. -2
      24 мая 2021 05:10
      Цитата: Владимир_2У
      хоть в Арктике не будет намечающегося засилья китайских Фотонов и Шасманов

      Нет никакого "намечающегося засилья" , вы слишком драматизируете положение .
      А нет его , именно из-за факторов прямо указанных в статье :

      Существует, строится и эксплуатируется целый ряд грузовиков с подобными характеристиками, но они имеют ограниченный «северный» потенциал. Их конструкция лишь доработана под холодный климат, что смягчает эксплуатационные ограничения, но не убирает их полностью.
      1. +1
        24 мая 2021 05:22
        Цитата: ПиК
        Нет никакого "намечающегося засилья" , вы слишком драматизируете положение .
        А я о намечающемся засильи не про Арктику, я про Сибирь и ДВ, и сужу по соотношению КАМАЗов и вышеупомянутых китайцев на дорогах Бурятии например.
        1. -2
          24 мая 2021 07:35
          Специально у брата сейчас спросил. На его АТП 9 из 10 это камазы. О каком засилии вы говорите?
          1. +3
            24 мая 2021 07:38
            Цитата: carstorm 11
            На его АТП 9 из 10 это камазы. О каком засилии вы говорите?
            Сужу по дорогам Бурятии и Улан-Удэ, в конкретных АТП не бывал, где то может и как у вашего брата.
            1. 0
              24 мая 2021 07:40
              Да на любой стройке в нас одни камазы. Буквально. Если японцы то спецуха типо бетононасосов.. самосвалы все поголовно камазы. Вся городская техника камазы. В Хабаровске есть традиция. При поставке техники для городских служб ее выгоняют на площащь Ленина. Чтт бы все видели. От скорых до уборочных. Вот скольео лет это видел одни Камазы да Уазы. Ни одного китайца.
              1. +2
                24 мая 2021 08:04
                Цитата: carstorm 11
                Если японцы то спецуха типо бетононасосов.. самосвалы все поголовно камазы. Вся городская техника камазы.
                Городская спецтехника и у нас, типа мусоровозок пескопосыпалок, но так там и спецкузова отечественные, а вот самосвалы у нас сплошь Китай и их намного больше чем спецмашин.
                1. 0
                  24 мая 2021 08:09
                  Фигово. У нас по другому. Примерно так)))))

                  Разьехаться уже не могут)))
              2. 0
                25 мая 2021 12:22
                А вот частники предпочитают дешёвых китайцев.
              3. 0
                25 мая 2021 18:08
                ну не знаю в Комсомольске что не самосвал то Фотон, может в городских службах и камазы если их по госзакупкам покупают. а частникам видимо дешевле фотон купить
          2. +1
            24 мая 2021 10:27
            Ну это в АТП вашего брата. У моего знакомого все китайцы.
            1. -3
              24 мая 2021 10:30
              У них строительная контора. Большая. Миксера,самосвалы и прочее. Почти все камазы.
              1. 0
                27 мая 2021 10:45
                А он занимается перевозкой руды в компании Норильского Никеля между двумя поселками на Крайнем Севере. Все Китайцы, и их все больше.
          3. 0
            24 мая 2021 12:03
            В гос конторах не рекомендуется покупать иностранную технику, точнее запрещено. Так что можно только облизываться на всякие там МАНы , СКАНИИ, И ТД. на КАМАЗы полно льгот.
            1. +2
              24 мая 2021 16:30
              Скании, вольвы, маны, ивеки в России собираются и очень широко представлены на нефте-газо промыслах севера России
      2. +1
        12 августа 2021 13:31
        ПиК - Я много лет проработал на Севере - вопрос есть к этим машинам, кто то может пояснить, что это за лесенки перед передними колёсами ? В своё время на Уралах к подножке приваривали цепь в качестве 1й ступеньки, но и эти цепи часто отрывались, при прохождении препятствий. А тут целая лестница... это же до первой канавы, или пенька в лесу - там эта деталька и останется, что это за "вездеход" у которого перед колёсами лестницы практически по земле волочатся ? fellow
    2. +5
      24 мая 2021 05:43
      Думаю процентов на 40 китайские компаненты, и дизель будет супостатский... У нас в обычном седельном тягаче блок реле от д.Ляо, три магазина объездили чтобы найти вышедшую из строя релюшку.
      1. +1
        24 мая 2021 06:44
        Трёхосные КамАЗ-6345 оснащаются традиционными V‑образные «восьмёрки» КамАЗ‑740.37–400. Это двигатель мощностью в 400 лошадиных сил (294 кВт), достигаемой при 1900 об/мин; максимальным крутящим моментом 1765 Н.м, достигаемым при 1300 об/мин; с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами топливоподачи типа Коммон Рэйл. Рабочий объём данного восьмицилиндрового двигателя равен 11,76 л. Диаметр цилиндра составляет 120 мм, ход поршня – 130 мм. Степень сжатия равна 18 к 1. Габаритные размеры – 1212×908×1050 мм. Масса двигателя равна 885 кг. Четырёхосник КамАЗ-6355 оборудован перспективной шестицилиндровой рядной силовой установкой КамАЗ Р6 910.12, которая развивает мощность в 450 лошадиных сил (331 кВт), при 1900 об/мин. Наибольший крутящий момент двигателя составляет 2059 Н·м и достигается при частоте вращения 1300 оборотов в минуту. Этот новый мотор КамАЗа, запущенный в производство в 2017 году, был разработан и сделан на основе 12‑литрового дизеля Liebherr D946, который изначально использовался только на строительной технике, не на автомобилях. Двигатель КамАЗ Р6 910.12 схож со многими другими европейскими рядными дизелями для тяжёлых грузовиков: у него чугунный блок, мокрые гильзы; распределительный вал расположен в блоке; привод клапанов осуществляется штангами; шестерни газораспределительного механизма и насосов – со стороны маховика. Точный рабочий объём этого мотора составляет 11,946 литра, диаметр цилиндра 130 мм / ход поршня 160 мм. То есть, Камский автозавод тут отошёл от привычного своего диаметра поршня 120 мм.
        Источник: https://trucksreview.ru/kamaz/kamaz-6345-6355-arktika-tehnicheskie-harakteristiki.html
        1. +1
          24 мая 2021 10:46
          Согласен, но когда смотрел серии КамАЗ Мастер про Дакар, тоже говорили про дизель отечественный, но с оговоркой, что Либхерр, просто разобрали и доработали....
    3. 0
      24 мая 2021 11:06
      Вот и наш грузовой гигант проявился, давно пора уже
  2. +1
    24 мая 2021 06:25
    Надо бы установочную партию загнать в реальную Арктику и хотя бы с полгодика погонять как следует, Много чего в итоге придется переделать и это очень хорошо, потом меньше будет нареканий на производителей.
  3. 0
    24 мая 2021 06:35
    Ну хоть что-то радует
  4. -1
    24 мая 2021 07:00
    Радует, что появился новый мощный дизель. Но во всех мощных модификациях и МЗКТ и Камаза фигурирует АКПП Аллисон....Чем то ее собираются менять?
  5. 0
    24 мая 2021 08:44
    интересно - при какой температуре будет работать по паспорту крановая установка - мы меньше 30 градусов стараемся не работать даже с хорошим маслом.
    1. +3
      24 мая 2021 09:41
      Машины с колесами такого типа (высокий центр тяжести) имеют опасную склонность к опрокидыванию на поворотах и не только, если колеса с одного стороны автомобиля попадают в глубокую колею или просто на оттаявший грунт возникает крен и риск опрокидывания.
  6. -1
    24 мая 2021 11:20
    Внешним видом, характеристиками, испытаниями удовлетворён!
    В добрый час...
  7. -1
    24 мая 2021 12:24
    Морда просто Суперстар. А дальше что? Для чего он нужен? Мёртво рожденное дитя. Резина американская, у нас такую не производят. да она и не нужна.
    1. -4
      24 мая 2021 13:47
      Вы правы, у ВАС не производят ,а у НАС производят. Пускайте ветры далее.
      1. -1
        24 мая 2021 20:30
        У вас это в Китае? Резина китайская. Вся в иероглифах.
        1. -3
          25 мая 2021 09:59
          Во первых, существует такое понятие - международное разделение труда. китайские шины поставляются по всему миру и никто ,кроме "патриотов" на этот счет не комплексуют.
          Во вторых, у нас это В РОССИИ!
  8. 0
    24 мая 2021 14:02
    Автодом на основе подобной машины - мечта любителя автопоходов. fellow
    Бак солярки на 3000 км и в тайгу. winked
    1. Цитата: А Нас Рать
      Бак солярки на 3000 км и в тайгу.

      неплохой такой бачок...тонны на полторы?))
      1. 0
        24 мая 2021 17:01
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        неплохой такой бачок...тонны на полторы?))

        Больше. Но технически возможно. yes
    2. +1
      25 мая 2021 12:34
      Цитата: А Нас Рать
      Автодом на основе подобной машины - мечта любителя автопоходов. fellow
      Бак солярки на 3000 км и в тайгу. winked


      Если бы смогли сделать переходный узел - тамбур из кабины в "жилой модуль" вообще бы красота была. Сейчас через улицу надо ходить, конечно сделали площадку что бы не спускаться на землю.

      Понимаю что тамбур сделать технически очень сложно и дорого, а надёжный что бы проблем при эксплуатации не возникало сложность возрастает в несколько раз, кабина откидывается для доступа к двигателю, т.е. это что то типа стыковочного узла должно было быть, причём с какой то возможностью смещения, при движении, кабины и модуля друг относительно друга, при этом это не должно было скрипеть и лопаться на морозе.

      Короче фантастика, но тогда бы такая конфетка получилась.
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      26 мая 2021 19:36

      А Нас Рать (Имя мне Легион, ибо нас много)
      Автодом на основе подобной машины - мечта любителя автопоходов.
      А пешим ходом - белы ноженьки не держат, "цари при РОДе"???
  9. 0
    12 августа 2021 10:25
    Для сравнения фото с "обычным" Камазом

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»