Уникальный рекорд C-130 Hercules- посадка и взлет с авианосца

10
Уникальный  рекорд  C-130 Hercules- посадка и взлет с авианосца

Когда специалисты рассматривают достижения и характеристики транспортного самолета C-130 "Hercules", безусловно, одим из самых поразительных являются события, которые состоялись в октябре-ноябре 1963 года.
В 1963 году ВМС США искали возможность пополнять расходуемые запасы на авианосцах без их заходов в базу и без покидания районов боевого патрулирования.
Одним из вариантов стала идея использовать транспортный самолет "Hercules",более 10 лет состоящий на вооружении.

"Геркулес" на мойке


ВМС США решили попробовать посадить C-130 "Hercules" на авианосец.
Возможно ли это было выполнить практически?
Кто бы мог предположить,что большой, четырёхмоторный самолет, имеющий ТТХ:
Длина:29,79 м
Размах крыла:40,41 м
Диаметр несущего винта:4,11 м
Высота:11,84 м
Масса снаряжённого:53 230 кг (при +2,5g)
Нормальная взлётная масса:70 305 кг (при типовой нагрузке)
Максимальная взлётная масса:79 380 кг
Длина разбега:1 433 м (до высоты 15 м)
Длина пробега:777 м (с высоты 15 м при посадочной массе 58 967 кг)

сможет приземлиться на палубу авианосца,а затем и взлететь?
Это оказалось не только возможным,но и было осуществлено в умеренно бурном море в 500 милях от Бостона в Северной Атлантике.
При этом самолет стал самым крупным и тяжелым самолетом в мире,когда-либо приземлявшимся на авианосец и взлетавший с него. Рекорд, который не побит и по сей день.

Когда лейтенант Джеймс Х.Флэтли III рассказали о новом задании,он подумал, что кто-то в ВМС сошел с ума.
"Посадить C-130 на авианосец,а затем взлететь? Вы должно быть,шутите",сказал он.
Но никто не шутил.Сам начальник командования военно-морских операций приказал подготовить технико-экономическое обоснования по посадке и взлету большого турбовинтового самолета на USS "Форрестол" (CV-59). Военно-морские силы пытались выяснить, могут ли они использовать "Hercules" как "Перевозчик для доставки". Ранее используемым для решения таких задач самолетом был Grumman C-1 Trader (два поршневых двигателя с ограниченной грузоподъемностью и 300-мильным радиусом действия).
Если авианосец работает на океанских просторах,то он не имеет быстрого средства доставки боеприпасов и материальных средств. Что бы что-то получить, необходимо приблизиться к суше, прежде чем принять на борт даже срочно необходимые грузы.
"Hercules" для этих целей подходил идеально. Но представить себе посадку такого самолета на авианосец, а затем взлет - было в духе голливудских боевиков.

Самолет KC-130F в варианте топливозаправщика-транспорта (BuNo 149 798), принадлежащий корпусу морской пехоты США, был доставлен на испытания 8 октября 1963. Фирма Lockheed внесла лишь незначительные изменения в шасси, улучшена тормозная система, добавлена система АБС, а с палубы авианосца убрали кабели и шланги заправки, и нарисовали белую линию по оси палубы, чтобы дать направление пилоту.
"Большое беспокойство вызывала максимальная скорость снижения - около девяти метров в секунду" - рассказывал Флэтли.
Как выяснилось позже, самолет по факту показал значительный запас.



Кроме Флэтли, экипаж состоял из Lt.Cmdr. WW Stovall - второй пилот; ADR-1 E.F. Brennan - бортинженер и инженер от Lockheed - летчик-испытатель Ted H. Limmer.
30 октября 1963 г. была сделана первая попытка при скорости ветра 40 узлов.
При этом самолет коснулся палубы, но не останавливаясь до конца, продолжил разгон и снова взлетел.

В целом, экипаж успешно провел 29 таких touch-and-go landings посадок.

Затем были осуществлены успешно 21 посадка с полной остановкой и 21 взлет, все это без помощи посторонних механизмов. Взлетный вес в экспериментах составлял от 85000 фунтов до 121000 фунтов (38555.35 кг - 54885 кг).
При весе 85000 фунтов KC-130F достиг полной остановки после пробега 267 футов (81,38 м), примерно равно двукратному размаху крыла самолета!
Специалисты ВМС с удивлением обнаружили, что даже при максимальной коммерческой нагрузке, самолет использует только 745 футов палубы для взлета и 460 футов для посадки.
Расстояние от конца крыла самолета до "острова" (башня контроля полетов) составляло чуть менее 15 футов.



Главный инженер Lockheed Е. Flock находился на борту авианосца для наблюдения за испытаниями. Он вспоминает: "Море было довольно неспокойным в тот день. Я был на капитанском мостике. Я смотрел на человека на носу корабля и видел, что при качке он перемещается вверх и вниз на 30 футов". Скорость хода авианосца была увеличена до 10 узлов, а так же уменьшено рыскание и он сориентирован по направлению против ветра. Таким образом, когда самолет приземлялся, он имел от 40 до 50 узлов скорости встречного ветра.
"Этот самолет остановился прямо напротив капитанского мостика" - вспоминает Flock.
" Раздались аплодисменты и смех. А на стороне фюзеляжа самолета, обращенной к нам, имелся большой знак "LOOK MA, NO HOOK."
Из накопленных данных в результате этих испытаний ВМС сделали выводы, что, используя C-130 "Hercules", можно было бы доставлять 25000 фунтов груза на расстояние до 2.500 миль и осуществлять его посадку на авианосец.
Несмотря на полученные положительные данные, идея показалась слишком рискованной для рутинных операций и самолет был слишком велик, чтобы поместиться на элеваторах авианосца или в его ангарах. Нахождение же на палубе серьезно затрудняло все другие операции и мешало прочим самолетам.

ВМС решил отказаться от этой идеи, используя в дальнейшем самолеты значительно меньшего взлетного веса.
За свои заслуги Флетли получил от флота награду Distinguished Flying Cross.



"Hercules" - "рекордсмен" использовался до мая 2003 года и был помещен в Национальный музей морской авиации (NAS) в Пенсакола,штат Флорида. Его бортовой номер - BuNo149798.


Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 сентября 2012 09:14
    Всё хорошо... но напряжение при посадке для пилотов было запредельным... лётчики позже были отстранены от полётов в связи с неприемлемым состоянием нервной системы...плюс...
  2. biglow
    +2
    1 сентября 2012 09:43
    автору хорошо бы все размеры в метрическую систему перевести
    1. почтальон
      +3
      2 сентября 2012 02:06
      Переведены, вначале.
      согласитесь:
      Взлетный вес в экспериментах составлял от 85000 фунтов
      Взлетный вес в экспериментах составлял от 38555.35кг
      Звучит по разному?
      Какой м...к будет довешивать в самолет 350 гр к 38 555 кг?
      Рекорд был в утах и фунтах.!
      В США
      далее -есть on-line калькулятор
  3. sasha127
    +2
    1 сентября 2012 15:27
    Впечетляет!
  4. +3
    1 сентября 2012 15:40
    Отважные ребятишки. Такую дуру да на таком пятачке! Действительно впечатляет.
  5. +7
    1 сентября 2012 16:13
    Ну, зная уникальные возможности "Геркулеса" и наблюдая его в живую - не удивлен. Невероятная машина
  6. 0
    1 сентября 2012 18:05
    а не проще купить у русских БЕ-200 и не парится с посадкой на палубу?
    1. Darck
      +5
      1 сентября 2012 21:14
      В то время Бе200 и в зародыще не было,сажать самолет на воду,с него тягать припасы в условиях войны....как бы не самая лучшая затея.
    2. почтальон
      +2
      2 сентября 2012 02:09
      Цитата: костяныч
      а не проще купить у русских БЕ-200

      В то время(1963) до "рождения"(первого полета) БЕ оставалось 35 лет.
      Запарились бы в ожидании
  7. +2
    2 сентября 2012 19:46
    Что тут сказать?.. Лишь то, что хорошая техника с профессионально подготовленным экипажем буквально творят чудеса...
    Впечатляет однако...
  8. +4
    2 сентября 2012 20:58
    АС-130, действиьельно, хорош по своим взлетно-посадочным характеристикам. Именно его исподьзовали в спасении заложников в Энтеббе. Имел зорошие качества.
  9. Yan005
    +2
    4 сентября 2012 19:17
    Интересно, а B-52 слабо посадить?
    1. +1
      6 сентября 2012 13:45
      В52- не поместится по ширине, крылья оч. длинные
  10. USNik
    0
    30 июня 2013 17:08
    В целом, экипаж успешно провел 29 таких touch-and-go landings посадок.
    Вот блин, я даже и не знал. Зря фэйспалм в кинотеатре делал на "Война миров Z"...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»