Охота на «Бисмарка»

111
Охота на «Бисмарка»
«Бисмарк» до морского боя, 24 мая 1941 года

80 лет назад в скоротечном бою в Датском проливе немцы потопили британский линейный крейсер «Худ» – самый знаменитый и сильный в то время в королевском флоте. Погиб практически весь экипаж – из 1419 человек спались только трое.

Его соперник – линейный корабль «Бисмарк» – вырвался на оперативный простор Атлантического океана. В погоню за «Бисмарком» устремились главные силы британского флота. Германский линкор был потоплен 27 мая 1941 года. Из 2200 человек команды «Бисмарка» погибли 1995.



Атлантический театр


Британский королевский флот обладал подавляющим превосходством над кригсмарине (ВМС) Третьего рейха. Так, четырем линкорам германского флота – «Шарнхорсту», «Гнейзенау», «Бисмарку» и «Тирпицу», британцы могли противопоставить 15 линкоров и линейных крейсеров (и ещё пять строилось). Также Британия имела большое преимущество в числе авианосцев, крейсеров и эсминцев.

Главную угрозу для британцев в Атлантике представляли подводные лодки рейха. Однако тевтоны решили повторить недавний опыт Первой мировой войны – крейсерские операции. Тогда германские рейдеры, высланные на океанские коммуникации, причинили немало вреда судоходству Британской империи и её союзников. В августе 1939 года тяжелый крейсер («карманный линкор») «Адмирал граф Шпее» вышел в море и в конце сентября начал крейсерские операции в Атлантике. Крейсер погиб после боя с английской эскадрой в декабре 1939 года. Но перед этим немцы успели захватить и потопить 9 судов общим водоизмещением 50 тыс. тонн. Другие рейдеры записали на свой счёт более 100 судов общим водоизмещением свыше 600 тыс. тонн.

Так, с января по март 1941 года немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали в Атлантике под руководством адмирала Гюнтера Лютьенса (операция «Берлин»). Они успешно прорвали английскую операционную зону, без потерь вернулись в Брест, уничтожили 22 судна с общим водоизмещением более 115 тыс. тонн.


Групповая фотография команды британского линейного крейсера «Худ». Фотография сделана на базе британского флота на Мальте.


Вид на линейный крейсер «Худ» с борта линкора «Принс оф Уэльс» незадолго до боя с немецким линкором «Бисмарк». Это последняя известная фотография «Худа». 24 мая 1941 г.

«Учения на Рейне»


Германское командование положительно оценило опыт действий линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров на море и много ожидало от этого способа войны. Поэтому весной 1941 года тевтоны решили устроить новый большой набег на британские конвои, следовавшие через Атлантику из США в Англию. Линкор «Бисмарк» должен был связать боем охраняющие транспорты британские крупные корабли, а тяжёлый крейсер «Принц Ойген» – уничтожить торговые суда. Предполагалось, что позднее к ним могут присоединиться линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», остававшиеся во французском Бресте. В случае необходимости крупные надводные корабли поддержат субмарины. Для этого на «Бисмарк» направили офицера-подводника.

Операция была тщательно засекречена. Немцы провели дополнительную авиаразведку британских военно-морских баз и северной Атлантики, устроили несколько ложных радиоточек, чья активная работа должна была отвлечь противника. Операцию возглавил адмирал Лютьенс, который уже отметился при рейде линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Теперь он командовал «Бисмарком» – в то время самым сильным кораблем своего класса в мире, а по величие уступавший только британскому линейному крейсеру «Худ».


18 мая 1941 года германские корабли вышли из Готенхафена (ныне Гдыня) и направились к балтийским проливам. 20 мая немцев заметил шведский крейсер «Готланд». Швеция соблюдала нейтралитет, но уже 21 мая британцы знали о движении вражеских кораблей.

Немцы прибыли в Корс-фьорд, около норвежского Бергена. «Ойген» дозаправили. В этот же день отряд Лютьенса вышел в Атлантику. 22 мая над Корс-фьордом пролетел английский самолет-разведчик. Получив доклад авиаразведки, в английском Адмиралтействе поняли, что враг уже в океане. Командующий флотом адмирал Тови приказал крейсерам под началом контр-адмирала Уэйк-Уолкера («Саффолк» и «Норфолк») усилить наблюдение. Британские корабли уже патрулировали в Датском проливе – между Гренландией и Исландией. К югу от Исландии направили лёгкие крейсера.

Из главной базы британского флота в Скапа-Флоу (гавань в Шотландии на Оркнейских островах) вышел отряд вице-адмирала Ланселота Холланда. Он держал флаг на линейном крейсере «Худ», за которым шли новый линкор «Принс оф Уэльс» и шесть эсминцев. Отряд получил задачу блокировать выход из Датского пролива с юга. Основные силы британцев – линейный корабль «Кинг Джордж V», авианосец «Викториес», 4 крейсера и 7 эсминцев, двинулись к юго-западному побережью. Позже к ним присоединился ещё один линкор. В общем, охота на «Бисмарк» началась. Немецкая радиоразведка перехватила приказ английского адмиралтейства начать поиски двух линкоров, идущих из Бергена в северную часть Атлантического океана.


Немецкий тяжелый крейсер «Принц Ойген». Киль. Германия. 1941 г.


Вид с тяжелого крейсера «Принц Ойген» на линкор «Бисмарк». На переднем плане – сигнальщик крейсера. Май 1941 г.


Линкор «Бисмарк» на стоянке в Корс-Фьорде после перехода из Балтийского моря в ходе операции «Рейнские учения». Фотография сделана с борта тяжелого крейсера «Принц Ойген». 21 мая 1941 г.

Гибель «Худа»


23 мая 1941 года в 19 час. 22 мин. британский тяжелый крейсер «Саффолк» заметил в 7 милях противника. Англичане благоразумно ушли в полосу тумана и стали следить за немцами по радиолокатору. Адмиралы Тови и Холланд получили данные о курсе, скорости и месте. Потом с немцами сблизился «Норфолк», но был отогнан огнем «Бисмарка». Британское командование получило свежую информацию. Теперь британские крейсера шли справа и слева за противником на почтительном расстоянии. Тем временем отряд Холланда шёл на запад полным ходом.

Немцы знали, что англичане «сидят на хвосте». Вечером командиру «Ойгена» Бринкману доложили о перехваченных радиограммах «Саффолка». Оторваться не удавалось. Немцы догадывались, что у врага есть приборы, которым ни туман, ни дым не помеха. Однако Лютьенс не прервал операцию и не вернулся назад. Очевидно, немецкий адмирал стремился выполнить приказ любой ценой.

В полночь 24 мая британцы потеряли радиолокационный контакт с противником. Узнав об этом, Холланд решил, что немцы оторвались от отряда крейсеров и пошли назад. Это было логично. Британский адмирал повернул за ними – на север. Холланд составил план боя: «Худ» и «Принц оф Уэльс» сосредоточат огонь на «Бисмарке», а крейсера – на «Принце Ойгене», но не известил об этом контр-адмирала Уэйк-Уолкера. В 2 часа 47 мин. «Саффолк» снова обнаружил противника. Немцы по-прежнему шли на юго-запад. «Холланд» вновь развернулся, развил почти предельный ход – 28 узлов, и потерял свои эсминцы. Они остались севернее и в бою, как и крейсеры Уэйк-Уолкера, не участвовали.

24 мая в 5 час. 35 мин. британцы обнаружили «Бисмарк». Холланд решил атаковать, не ждать подхода линкоров Тови. В 5 час. 52 мин. «Худ» открыл огонь из носовых башен с дистанции примерно 12 миль, продолжая сближаться с противником. Эта дистанция считалась опасной для «Худа»: неприятельские снаряды, падая по крутой траектории, могли поразить сравнительно слабо защищённые палубы старого крейсера. А под ними – погреба боезапаса. Оба немецких корабля согласованно обстреливали «Худа». Первый залп британского линейного крейсера лёг далеко от «Принца Ойгена». «Принц Уэльский» лишь пятым или шестым залпом попал в «Бисмарка». Зато после второго залпа германских кораблей на «Худе» начался сильный пожар погребов боеприпасов. Около 6 часов, когда противников разделяло 7–8 миль, Холланд повернул влево, чтобы ввести в дело кормовые башни. Тут «Бисмарк» угодил 380-мм снарядами главного калибра в палубу «Худа» между второй трубой и грот-мачтой. Практически немедленно произошёл мощный взрыв, «Худ» был разорван пополам и быстро затонул. Из 1419 моряков спасли только троих. Погиб и адмирал Холланд.


Немецкий линкор «Бисмарк» стреляет по британскому крейсеру «Худ» в Датском проливе

«Бисмарк» перенёс огонь на «Принс оф Уэльс». Вскоре в британский линкор попало три 380-мм снаряда и четыре 203-мм с германского крейсера. Серьёзных повреждений линкор не получил, однако из-за технической неисправности вышла из строя носовая башня главного калибра (356 мм), затем и кормовая. В результате у «Принс оф Уэльс» осталась одна башня главного калибра. Чтобы не разделить участь флагмана, в 6 час. 13 мин. командир Лич приказал поставить дымовую завесу и вышел из боя. В германский линкор попало три снаряда с «Принс оф Уэльс». Серьёзного урона не было. Однако один снаряд попал в носовую часть, под бронепоясом, возник дифферент, и полный ход снизился до 26 узлов. Второй снаряд пробил топливную цистерну. Не опасно, но возникла потеря топлива. Также отчётливый нефтяной след позволил британцам обнаружить вражеский линкор.

После потопления «Худа» у Лютьенса был выбор: либо вернуться в Норвегию (1150–1400 миль), либо направиться во французские порты Брест или Сент-Назер (1700 миль). Но путь в занятые немцами норвежские порты проходил слишком близко от британских баз. Кроме того, поблизости был английский линкор «Принс оф Уэльс». О том, что он получил серьёзные повреждения и выбыл из игры, немцы не знали. Также во Франции можно было рассчитывать на поддержку ещё двух германских линкоров. Они могли выйти навстречу и помочь прорваться на французский порт. Немецкий адмирал Лютьенс связался со штабом, доложил ситуацию и получил разрешение отпустить крейсер в самостоятельное рейдерство, а самому идти к французскому побережью.


«Бисмарк» в сражении в Датском проливе


Немецкий линкор «Бисмарк» стреляет по британскому линкору «Принс оф Уэльс»

Погоня и обнаружение «Бисмарка»


Получив известие о гибели «Худа», британское морское командование направило на помощь линкор «Родней», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Шеффилд». Ещё один линкор и 4 эсминца сняли с конвоя, третий отправили из Галифакса. «Бисмарк» в 18 час. неожиданно повернул на крейсеры Уэйк-Уолкера, которые следовали за противником, и заставил их отступить. Этот маневр помог крейсеру Бринкмана затеряться в океане. Да его особо и не искали, главной целью был «Бисмарк». Через 10 дней «Принц Ойген» пришёл в «Брест».

Около 23 час. 9 английских торпедоносцев с авианосца «Викториес» вышли к линкору и добились одного попадания по правому борту. Торпеда взорвалась у мощного бронепояса и не причинила большого вреда. Примерно в 3 час. 25 мая британские крейсера потеряли противника. Они начали поиск на западе и юго-западе от места последнего радиоконтакта. Гналось за врагом и соединение Тови. Его корабли пошли на северо-восток, к Исландии. «Бисмарк» спокойно прошёл в 100 милях за ним и пошёл на юго-восток. Британцы перехватили радиограммы с «Бисмарка». Тови получил из адмиралтейства эти данные, но не точные координаты, а пеленги, рассчитывая, что на его кораблях есть радиопеленгаторы. Но их-то и не было!

В этот же день произошла ещё одна ошибка, которая неожиданно привела англичан к успеху. В 13 час. 20 мин. британцы запеленговали радиограмму, посланную с Атлантики. Её передавала германская подлодка, обнаружившая британский авианосец. Текст прочитать не удалось, но решили, что передача велась с «Бисмарка», идущего к западному побережью Франции. Затем британцы засекли активный радиообмен немецкой группы «Запад», что утвердило англичан в предыдущем выводе. Всем эскадрам приказали идти на юго-восток. Немецкий линкор в это время оторвался от противника на 160 миль.

В 10 час. 20 мин. 26 мая германский линкор обнаружили в 690 милях от Франции с британской летающей лодки «Каталина». Британцы поняли, что догнать вражеский линкор сложно. Нужно было любыми способами приостановить его. Это могла сделать морская авиация. Соединение «H» под началом адмирала Соммервилла шло из Гибралтара, имея в своём составе авианосец «Арк Ройял». В 14 час. 50 мин. с авианосца к месту обнаружения противника вылетели торпедоносцы «Суордфиш». К этому времени в районе обнаружения «Бисмарка» находился британский лёгкий крейсер «Шеффилд». Английские самолеты атаковали свой корабль, к счастью для них, ни одна из 11 торпед не попала в цель.

К 17 час. 40 мин. «Шеффилд» обнаружил немецкий линкор и начал наводить на него авиацию. В 20 час. 47 мин. 15 самолетов, несмотря на темноту, начали новую атаку «Бисмарка». Две торпеды угодили в линейный корабль. Одна попала в бронепояс, зато другая взорвалась в корме и повредила рули. «Бисмарк» утратил возможность маневра и управляемость. Интересно, что перед выходом в море Лютьенс предсказал такой исход:

«Единственно, чего я опасаюсь, так это как бы один из английских торпедоносцев не сбил своим «угрем» (жаргонное у немецких моряков название торпеды. – Автор.) рулевое управление линкора».


Торпедоносцы на палубе авианосца «Викториес» перед налетом на немецкий линкор «Бисмарк»


Вид с британского торпедоносца на немецкий линкор «Бисмарк» перед началом торпедной атаки. 26 мая 1941 г.


Торпедоносец «Суордфиш» пролетает над авианосцем «Арк Ройял»

Последний бой «Бисмарка»


В это время британское командование уже подумывало прекратить операцию по преследованию «Бисмарка».

Крупные корабли начинают испытывать нехватку топлива, из-за лихого марша на север. Район боя приблизился к сфере действия люфтваффе. Но удачное попадание торпеды всё изменило. Поздним вечером 26 мая немецкий линкор обстрелял «Шеффилд», ранив несколько человек. Ночью 27 мая вступил в бой с британскими эсминцами (среди них был польский «Перун»). «Бисмарк» остановился в 400 милях от Франции.

В 8 час. 47 мин. 27 мая подошли британские линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V». Они открыли огонь с 12 миль. «Родней» дал ещё и торпедный залп. «Бисмарк» стал отвечать. Но он не мог нанести большой урон врагу: линкор не мог маневрировать, уклоняться, был идеальной мишенью, а крен негативно влиял на точность стрельбы. Также одним из первых попаданий был уничтожен главный дальномерный пост.
В это время в районе сражения проходила немецкая подлодка У-556. Британские большие корабли (линкор и авианосец) шли без эскорта и не меняли курс. Цель была отличная. Но субмарина возвращалась из похода и уже использовала боезапас.

В бой вступили британские тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Дорсетшир». В 10 часов, израсходовав снаряды, прекратил огонь главный калибр «Бисмарка», затем смолк средний. Большинство высших командиров, очевидно, погибли. На британских кораблях кончались снаряды и топливо. Адмирал Тови приказал крейсеру «Дорсетшир» добить врага. Англичане спокойно подошли к погибающему, но не сдающемуся линкору.

«Он горел от кормового мостика, – вспоминал участник сражения. – Орудия башни А, что перед мостиком, были запрокинуты назад, подобно оленьим рогам, виднелись сильные повреждения на полубаке. Хорошо помню, что обшивка левого борта раскалилась докрасна и, когда её захлёстывали волны, поднимались клубы пара».

Британцы спокойно, как на учениях, всадили торпеды в правый борт, обошли линкор и всадили ещё одну в левый. В это время немецкие моряки, погибая, но не сдаваясь, открывали кингстоны и закладывали в турбины взрывчатку.

«Бисмарк» в этом бою показал высочайшую живучесть. И есть вероятность, что гибель корабля была вызвана действиями самих немцев. В 10 час. 36 мин. полыхающий «Бисмарк» накренился, перевернулся и затонул. Британцы спасли 110 человек, ещё троих – через некоторое время немецкие субмарины. На линкоре было 2200 человек (по другим данным – 2403). Адмирал Лютьенс и командир корабля капитан Линдеманн погибли вместе с линкором.

Немцы провели расследование гибели «Бисмарка» и пришли к выводу, что дело в нарушении режима секретности. Германское морское командование отказывается от рейдов крупных надводных кораблей и делает ставку на действия подводного флота.

Британцы же после почти мгновенной гибели «Худа» и последующего упорного сопротивления «Бисмарка» переоценили свои взгляды на боевые возможности германских кораблей. Они стали держать во флоте метрополии достаточное число линкоров и авианосцев, чтобы парировать новый рейд врага. Это ухудшило возможности британского флота на других морских театрах. Также эта операция показала возрастающую роль морской авиации, авианосцев в морских битвах.


Выжившие немецкие моряки с линкора «Бисмарк» поднимаются на борт британского крейсера «Дорсетшир». Из 2200 человек его экипажа гибнущий линкор покинуло порядка 800 моряков. Через час после того, как линкор затонул, крейсер «Дорсетшир» подобрал 86 моряков, эсминец «Маори» – еще 25. Но из-за тревоги, сыгранной с появлением немецкой субмарины, покинули место битвы, бросив остатки команды в воде. Подошедшая подводная лодка У-74 спасла трех моряков, а на следующий день ещё двоих моряков с «Бисмарка» подобрало германское гидрометереологическое судно «Саксенвальд».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

111 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    25 мая 2021 05:49
    Спасибо. В принципе ничего нового.
    Недавняя трилогия от ТактикМедиа. Так-же ничего нового, но изложено интересно.


    1. -1
      25 мая 2021 12:21
      Цитата: igordok
      Недавняя трилогия от ТактикМедиа. Так-же ничего нового, но изложено интересно.

      У автора роликов весьма богатая фантазия...
      Изложено может и интересно, но местами не соответствует историческим реалиям.
    2. +4
      26 мая 2021 11:27
      Статья в "Техника молодёжи" за 1991. Почти слово в слово. Но там ещё и фото "Бисмарка" на дне Атлантики. Взял журнал, чтоб сравнить.
      1. +1
        26 мая 2021 16:15
        Подтверждаю, первые несколько абзацев вспоминал, где я это уже читал. Нагло перепечатано из "ТМ", без зазрения совести.
        1. +1
          26 мая 2021 21:36
          Ну если фото Лютьенса и Тови перепечатали б то полное соответствие. А так на ВО многим-стыд не дым глаза не ест.. Плагиат-сс.. Хорошо хоть не полностью номер не перебили, а то там ещё фэнтэзийная муть. А, тут ещё статья про Миг 31. Ждём-с статью про МИГ.
          Самсонову(ым) подсказка. wink
  2. +4
    25 мая 2021 05:58
    м бою в Датском проливе немцы потопили британский линейный крейсер «Худ» – самый знаменитый и сильный в то время в королевском флоте. Погиб практически весь экипаж – из 1419 человек спались только трое.

    Его соперник – линейный корабль «Бисмарк» – вырвался на оперативный простор Атлантического океана. В погоню за «Бисмарком» устремились главные силы британского флота. Германский линкор был потоплен 27 мая 1941 года. Из 2200 человек команды «Бисмарка» погибли 1995.


    На "странной войне" шли и вполне ожесточенные и масштабные сражения.

    Разительно отличаются гибели линкоров противников: наскольео легко был уничтожен Хкд и насколько живуч оказался Бисмарк..

    Пишут, что Бисмарк уже был в радиусе действий бомбардировщиков Люфтваффе , но помощи не получил...
    1. +4
      25 мая 2021 06:06
      Подобные попадания-в большей степени зависят от везения, нежели от расчетов) ну а Худ был хоть и модернезированный, но все же старичок.
      1. +6
        25 мая 2021 06:39
        Подобные попадания-в большей степени зависят от везения,


        Пресловутая "Золотая пуля".
        1. +3
          25 мая 2021 12:22
          Цитата: Морской Кот
          Пресловутая "Золотая пуля".

          Настолько золотая, что уже 80 лет гадают, что и куда прилетело.
      2. -1
        25 мая 2021 17:03
        "не было печали просто уходило лето.." .. уходила эпоха орудий главного калибра.. потешили себя проигравшие ПМВ немцы и выигравшие ее ( но столкнувшиеся с неоправданно высокими потерями) англичане.
    2. +5
      25 мая 2021 09:02
      Цитата: Ольгович
      Разительно отличаются гибели линкоров противников: наскольео легко был уничтожен Хкд и насколько живуч оказался Бисмарк..

      Не забывайте, HMS Hood был не линкором, а линейным крейсером. Притом английским линейным крейсером. Вооружение на уровне линкора, а броня на уровне крейсера. Как говорит мой сын геймер, "стеклянная пушка", а кто-то еще, не помню кто, назвал эти линейные крейсеры "яичная скорлупа, махающая молотом". В ютландском сражении английские линейные крейсеры тоже взрывались от первого удачного попадания. Но уроков что английскому линейному крейсеру не следует лезть в сражение линкоров англичане не выучили. И, соответственно, нарвались.
      1. +6
        25 мая 2021 12:24
        Цитата: Наган
        Как говорит мой сын геймер, "стеклянная пушка", а кто-то еще, не помню кто, назвал эти линейные крейсеры "яичная скорлупа, махающая молотом".

        В общем-то 12" цементированной брони на 2" подкладке из стали DS (близкой по характеристикам к гомогенной броне) не такая уж и "яичная скорлупа".
      2. +5
        25 мая 2021 12:33
        laughing
        "Худ" имел 305мм главный бронепояс. Более поздние американцы,которые быстроходные с 16" артой имели 310мм. Сам "Бисмарк" 320мм. Не в толщине дело, а в том на какой дистанции ведется бой,куда попал снаряд,под каким углом,какой снаряд и т.д. Есть версия, что "Худ " погубил пожар 102мм боезапаса,возникший от попаданий 203мм снарядов "Ойгена". А попавший в район очага пожара наразорвавшийся снаряд с "Бисмарка" лишь усугубил ситуацию,что привело к детонации. Англичане вроде вычисляли, что нормальный бронебойный снаряд не мог преодолеть три броневые палубы корабля и должен был взорваться. Так что тут тоже не все так однозначно)))
        1. +3
          25 мая 2021 12:46
          Цитата: рюрикович
          Есть версия, что "Худ " погубил пожар 102мм боезапаса,возникший от попаданий 203мм снарядов "Ойгена".

          Обе британские комиссии по расследованию считали эту версию несостоятельной.
          1. +2
            25 мая 2021 14:07
            Не спорю, я же сказал "версия"))))
      3. +2
        25 мая 2021 21:02
        Цитата: Наган
        В ютландском сражении английские линейные крейсеры тоже взрывались от первого удачного попадания.

        Адмирал Джеллико в том бою, получив доклад о утоплении очередного своего линейного крейсера сказал-Что-то не в порядке с нашими чертовыми крейсерами.
        1. +4
          26 мая 2021 10:30
          Цитата: Альф
          Адмирал Джеллико в том бою, получив доклад о утоплении очередного своего линейного крейсера сказал-Что-то не в порядке с нашими чертовыми крейсерами.

          Это сказал Дэвид Битти, как раз командовавший этими самыми линейными крейсерами.
          1. +1
            26 мая 2021 19:41
            Цитата: Macsen_Wledig
            Цитата: Альф
            Адмирал Джеллико в том бою, получив доклад о утоплении очередного своего линейного крейсера сказал-Что-то не в порядке с нашими чертовыми крейсерами.

            Это сказал Дэвид Битти, как раз командовавший этими самыми линейными крейсерами.

            Да ? Ну, тады Ой ! Спасибо за поправку.
    3. Цитата: Ольгович
      На "странной войне" шли и вполне ожесточенные и масштабные сражения.

      Бой в Датском проливе имел место 24 мая 1941 года. Какая, нафиг, "странная война"? К тому времени она уже давно перестала быть странной.
  3. Комментарий был удален.
  4. +2
    25 мая 2021 06:37
    Худ туда. Бисмарк сюда. В итоге они утонули.
    Ничего нового. Обычное графоманство.
    командовал «Бисмарком» – в то время самым сильным кораблем своего класса в мире
    самый-самый :-)
  5. +15
    25 мая 2021 06:47
    Самсонов, именно попадание с "Уэльского" стало главным аргументом для прекращения операции Лютьенсом! Снаряд прошил носовую часть линкора чуть выше ватерлинии не взорвавшись, ибо 60мм защита в той части корабля не очень весомый аргумент для взвода взрывателя бронебойного снаряда. Так вот мало того, что пробоина находилась в той части,где образовывается носовой бурун на большом ходу, так снаряд повредил перепускной трубопровод носовых топливных цистерн. В итоге корабль принял около 2000т воды и эта самая вода стала попадать в топливные цистерны,которые пришлось отрезать от остальных в итоге дальность плавания уменьшилась. Еще один снаряд попал в отсек турбогенераторов около носовых котельных отделений,пройдя под бронепоясом. Он,кстати,взорвался,повредив переборки ,что привело к затоплению этого отсека и поступлению воды в носовые котельные отделения левого борта.Так вот,господин Самсонов, эти два попадания привели к тому, что "Бисмарк" получил дифферент на нос в 3 градуса и крен на левый борт в 9 градусов, падению дальности плавания и потери скорости полного хода! Вот фото линкора с "Ойгена" после боя

    Заметен дифферент на нос.
    Третий снаряд не взорвался и повредил катапульту,что лишило линкор глаз и было обнаружено слишком поздно.
    Лишение части , ухудшение тактических параметров корабля в скорости и невозможность исправить повреждение в открытом море стали ключевыми факторами прекращения операции hi
    1. +6
      25 мая 2021 11:11
      Цитата: рюрикович
      Так вот,господин Самсонов, эти два попадания привели к тому, что "Бисмарк" получил дифферент на нос в 3 градуса и крен на левый борт в 9 градусов, падению дальности плавания и потери скорости полного хода!

      ЕМНИП, сочетание крена и дифферента привело к частичному оголению лопастей винта правого борта. Ситуацию дополнительно усугубляло затопление КО №2 (минус два котла).
      1. +2
        25 мая 2021 11:58
        Я поленился об этом писать, утром времени мало-на работу надо собираться))). Еще как сопутствующее усугубление данной ситуации смотрится принятие дополнительного балласта в кормовые отсеки правого борта для устранения оголения винта. А это дополнительный вес и падение скорости hi
      2. +1
        25 мая 2021 12:28
        Цитата: Alexey RA
        Ситуацию дополнительно усугубляло затопление КО №2 (минус два котла).

        КО-2 левого борта "умерло" после атаки самолётов с "Викториеса", когда от сотрясения торпедного взрыва вылетели все заделки пробоин - дивизион борьбы за живучесть больше не смог контролировать затопление КО.
  6. +2
    25 мая 2021 07:00
    И есть вероятность, что гибель корабля была вызвана действиями самих немцев.

    Так и есть. Немцы сами его взорвали, об этом можно увидеть в документалке Джеймса Кемерона, отснятой в ходе его экспедиции на аппаратах "Мир"
    1. Цитата: BISMARCK94
      Так и есть.

      Так и нет:)))) немцы действительно сами уничтожили корабль, но к тому моменту он уже был совершенно разбит и медленно шел на дно. Они просто ускорили этот процесс
    2. +3
      25 мая 2021 12:29
      Цитата: BISMARCK94
      Немцы сами его взорвали, об этом можно увидеть в документалке Джеймса Кемерона, отснятой в ходе его экспедиции на аппаратах "Мир"

      Ничего в той документалке не видно: все подробности скрыты илом.
  7. +6
    25 мая 2021 07:43
    Адмирал Лютьенс и командир корабля капитан Линдеманн погибли вместе с линкором.
    Кто знает, проигнорируй Лютьенс запрос, сохрани радиомолчание, история этого корабля сложиоась бы иначе. У адмирала Лютьенса были дурные предчувствия перед рейдом, более всего он опасался получить "угря" в винты (торпеду). Так и вышло, авиационная торпеда с "Суордфиша" повредила винты и заклинила руль линкора. Тем не менее, "Бисмарк" отстреливался до последнего, и был затоплен собственной командой.
    Британский лётчик, отличившийся на своём торпедоносце, не сможет повторить свой успех позднее, когда немецкие корабли будут прорываться через Ла-Манш в Норвегию, его торпедоносец будет сбит.

    Как бы там ни было, а страху немцы нагнали на британцев достаточно в этом бое "Бисмарка". Далее, одно известие о выходе в море его "систершипа", "Тирпиц", обрекла на гибель брошенный охранением конвой PQ-17.
    На фото "Бисмарк", на своей "вечной стоянке". - дно Атлантики. Хорошо сделанный корабль, даже на дно лёг "ровным килем".
    1. Цитата: Per se.
      Британский лётчик, отличившийся на своём торпедоносце, не сможет повторить свой успех позднее, когда немецкие корабли будут прорываться через Ла-Манш в Норвегию, его торпедоносец будет сбит.

      Джон Моффат, которому приписывают авторство попадания в рули, умер четыре года назад в возрасте 97-ми лет)
      1. +2
        26 мая 2021 07:00
        В охоте на "Бисмарка" его самолёт уцелел, при прорыве немецких кораблей из Бреста через "Английский канал" (операция "Цербер"), английским лётчикам не так повезло. В атаке на немецкие корабли, после прохождения скал Дувра, участвовали 6 "Суордфишей", все торпедоносцы были сбиты. Не вижу в теме "криминала", многих лётчиков за войну сбивали, после они воевали дальше. В любом случае, спасибо за дополнение.
  8. +18
    25 мая 2021 07:48
    "Статья" содрана со статьи "Охота на Бисмарка" из журнала ТМ май 1991 года.
    Даже абзацы и ключевые фразы теже. И название 1 в 1.
  9. +3
    25 мая 2021 08:33
    Британия имела 15 линкоров и линейных крейсеров всего и вообще, а не в северной Атлантике. Имелись и другие ТВД, где требовались линкоры, авианосцы. крейсера, дестроеры и далее по списку. В северной Атлантике, в составе флота Метрополии и соединения "Н", бритты имели очень опасный минимум. Флот Метрополии - линкоры "Кинг Джордж V" и линейный крейсер "Худ". "Принс оф Уэлс" - условно боеспособный. В составе соединения "Н" - линейный крейсер "Рипалс", для которого дуэль с "Бисмарком" - практически самоубийство, его броня "не держала" немецкие 380 - мм., на любых дистанциях. Два авианосца со смешными авиагруппами. У "Викториеса" - 6 "фуллмаров" и 9 "суордфишей", при том, что он мог нести 36 всех типов.
    1. +7
      25 мая 2021 11:48
      Цитата: ТермиНахТер
      "Принс оф Уэлс" - условно боеспособный

      Точнее - практически небоеспособный. Корабль был принят флотом 31.03.41 г. условно, без завершения испытаний - только для поднятия боевого духа (теперь у нас два новых ЛК). По факту же на момент приёмки на корабле не было даже полностью смонтирована СУАО. Испытания корабля были формально завершены за день до выхода вместе с "Худом".
      Почему формально? А потому что работы на корабле продолжались - в бой ЛК ушёл с заводскими бригадами, доводившими до ума его системы. На Цусиме писали, что на СУАО "Принца" в бою вместе с моряками работала заводская команда, усилиями которой и удавалось поддерживать систему в рабочем состоянии.
      О степени готовности "Принца" можно судить по его стрельбе:
      Залп №1: выход из строя орудия №1 башни А.
      Залп №5: выход из строя ещё одного орудия башни А.
      Залп №11: неисправность одного из орудий башни Y.
      Залп № 20: в башне Y осталось единственное исправное орудие.
      1. +2
        25 мая 2021 12:17
        Из 74 "заказанных" снарядов "Принс оф Уэльс" выпустил только 55. Из-за постоянных неисправностей 4-хорудийных башен были пропуски в залпах. Фактически без нареканий отработала только 2-хорудийная башня
        1. +6
          25 мая 2021 12:31
          Цитата: рюрикович
          Из-за постоянных неисправностей 4-хорудийных башен были пропуски в залпах. Фактически без нареканий отработала только 2-хорудийная башня

          А Балда говорит с укоризною - не гонялся бы ты, лорд, за технической новизной. smile
          И ведь что характерно - у лайми уже был опыт эксплуатации БШ ГК принципиально новой конструкции. В 20-х они спроектировали и изготовили для "Нельсона" и "Роднея" трёхорудийные башни - после чего более 10 лет доводили до ума. Замена гидравлики; ввод дополнительного погона башни, предотвращающего смещение в горизонтальной плоскости (уже на построенных кораблях !); доводка до ума систем взаимной замкнутости и безопасности, регулярно дававших ложные срабатывания и "недоходы", которые приводили к задержкам при стрельбе и т.д.. Завершили это дело лишь к 1939 году.
          И вот, уже имея этот опыт, лайми решили поставить на новый ЛК... четырёхорудийные БШ ГК принципиально новой конструкции.
          Ahhh, here we go again. © CJ
          1. +1
            25 мая 2021 14:52
            Можете, чисто по приколу, посмотреть, как стрелял "Родней", тоже сильно "не фонтан". Но Далримпл - Гамильтон, тем не менее получил членскую степень Ордена Бани, весьма высокая награда, обычно их давали адмиралам.
            1. +1
              26 мая 2021 12:55
              Цитата: ТермиНахТер
              Можете, чисто по приколу, посмотреть, как стрелял "Родней", тоже сильно "не фонтан". Но Далримпл - Гамильтон, тем не менее получил членскую степень Ордена Бани, весьма высокая награда, обычно их давали адмиралам.

              Может и "не фонтан", но артиллерию гк на Бисмарке выбили за 25мин. боя на средних дистанциях
          2. +1
            26 мая 2021 20:22
            Цитата: Alexey RA
            , уже имея этот опыт, лайми решили поставить на новый ЛК... четырёхорудийные БШ ГК принципиально новой конструкции

            Думаю, Вы в курсе, что вариантов у них не было. Спасибо м-ру Болдуину, м-ру Хору, и мудрой миролюбивой политике любимой консервативной партии.
            1. 0
              26 мая 2021 22:03
              Цитата: Вишневая девятка
              м-ру Хору

              Оболгал не со зла сэра Самуэля Хора. Это был его предшественник, виконт Монселл.
      2. +2
        25 мая 2021 14:44
        Абсолютно с вами согласен. Но я, не разбирал бой в Датском проливе, по деталям, до мелочей. Просто сказал автору, что его формулировки несколько некорректны. Отчего, не искушенный читатель может подумать, что против двух немецких кораблей был задействован весь Ройял Нейви.
  10. +2
    25 мая 2021 09:45
    Но что нельзя не отметить - показали себя немцы в морском бою очень и очень хорошо
    Неожиданно хорошо.
    Бисмарку просто немного не повезло
    Мог бы и добежать до Франции
    1. +1
      25 мая 2021 14:49
      Очень мало шансов. Если бы бритты действовали более продуманно и элемент везения. Гибель "Худа" - стечение обстоятельств, благоприятных для немцев. Если бы, англичане не потеряли немцев и Холланд начал бой так, как планировал, результат был скорее всего очень печальный для немцев - у англичан двукратное преимущество, и еще "Кинг Джордж" и "Родней" на подходе.
      1. +2
        26 мая 2021 10:37
        Там как бе Бисмарк и принц Евгений кидали вызов всему британскому флоту
        .так что неплохо повоевали
        1. +2
          26 мая 2021 10:43
          Весьма сомнительная операция, со всех точек зрения. Как и вся концепция строительства флота в Германии.
          1. +1
            26 мая 2021 10:46
            Про концепцию строительства флота и про план Z -отдельный большой разговор
            А про "сомнительность операции" - сравните с действиями нашего Черноморского флота в годы ВМВ request
            1. +1
              26 мая 2021 12:56
              Если вы намекаете на снабжение Одессы и Севастополя, то это была вынужденная мера. Рейд "Бисмарка", равно как "Шарнхорста" и "Гнейзенау" - не являлись жизненной необходимостью.
              1. +3
                26 мая 2021 13:33
                Цитата: ТермиНахТер
                Рейд "Бисмарка", равно как "Шарнхорста" и "Гнейзенау" - не являлись жизненной необходимостью.

                Прервать коммуникации снабжения противника, вся жизнь которого зависит от этих коммуникаций не является жизненной необходимостью?
                Интересная логика...
                1. +2
                  26 мая 2021 13:39
                  А они могли их прервать? уничтожить один или два конвоя и то не полностью. Самые важные ходили под прикрытием линкоров. Это все теории Редера, не имевшие ничего общего с реальностью.
                  1. +1
                    26 мая 2021 13:48
                    Цитата: ТермиНахТер
                    А они могли их прервать? уничтожить один или два конвоя и то не полностью.

                    А это вызовет коллапс снабжения на какой-то период, за этот период можно что-либо выдумать в военном плане.

                    Цитата: ТермиНахТер
                    Самые важные ходили под прикрытием линкоров.

                    Вот-вот "самые важные": на все конвои ЛК не напасёшься...

                    Цитата: ТермиНахТер
                    Это все теории Редера, не имевшие ничего общего с реальностью.

                    Зачем тогда британцы так истерично ловили "Бисмарка", ведь по Вашему он не представлял большой угрозы... :)
                    1. +1
                      26 мая 2021 13:57
                      Ни одного дня Англия не была на грани коллапса, всего имелось в разумном достатке. Сами англичане считали более опасными подводные лодки, а не линкоры. В чем истерия у бриттов? Против немцев задействованы флот Метрополии и соединение "Н". Два линкора и два линейных крейсера, потому что надо было перекрыть сразу несколько направлений. "Родней" присоединился "по факту". Появилась возможность уничтожить вражеский линкор, который создавал определенные трудности, почему бы ней не воспользоваться? "Тирпиц" в основном, в базах прятался.
                      1. +1
                        26 мая 2021 14:27
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Ни одного дня Англия не была на грани коллапса, всего имелось в разумном достатке.

                        А я и не говорил, что была... Я говорил о возможности.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        В чем истерия у бриттов? Против немцев задействованы флот Метрополии и соединение "Н".

                        Бриты вытянули в море всё до чего смогли дотянуться. Просто почитайте донесение Тови по итогам операции.
                      2. +1
                        26 мая 2021 14:33
                        Конечно все. Им надо было перекрыть три возможных направления движения. Задействованы 3 ЛК, "Родней" - идущий на ремонт в США, практически небоеспособный, "Принс оф Уэлс", еще не принятый от завода, практически не боеспособный. "Худ" - просто старый. "Ринаун" еще старее и слабее. Два авианосца с очень слабыми авиагруппами. При этом, "Бисмарк" вместо рейдерства, изо всех сил удирал в Брест. Но не смог.
                      3. +1
                        26 мая 2021 15:03
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Задействованы 3 ЛК

                        Плохо считаете... :)
                        Я же говорю - читайте донесение Тови. В сети оно есть.
      2. +1
        26 мая 2021 13:21
        Если бы начал бой на ближней дистанции (а ты подойди на нее, когда на форсировке у тебя только 28 узлов против 30 у противника), то гарантировано отправился бы в "то же место". Немецкая SKC-34 прошивает бортовую броню Худа со скосом до 100 каб. Цитадель Бисмарка на ближней дистанции практически неуязвима, только башни и барбеты. Скорострельность Бисмарка - выше, чем у англичан. И 12 торпед Принца - не пустяк.
        Единственная правильная тактика для Холланда - бой на параллельных курсах на дальней дистанции в надежде поразить палубу противника, снизить ему ход и добить в два новых линкора уже действительно в ближнем бою.
        1. +2
          26 мая 2021 13:26
          Предполагался "рывок" из темной части горизонта, на встречных курсах. Адмирал Холланд специализировался по артиллерии, он прекрасно знал все + и -. Не так сильно "Худ" уступал "Бисмарку" по толщине главного пояса. 305 - мм. против 320.
          1. +1
            26 мая 2021 13:37
            Уступал катастрофически!
            Приведенная толщина вертикальной защиты Худа - 340-мм; Бисмарка - 620 - 680-мм. Все дело в пологом скосе толщиной 100 - 120-мм. Это для 356 и 381-мм снарядов - непреодолимая преграда, единственная надежда на "нырков".
            Вот лоб башни (360-мм) и барбет (340-мм) - вполне уязвимы. А на больших дистанциях вполне уязвимы палубы (50+100-мм над погребами и 50+80-мм над котельными отделениями), и крыши башен (130-мм).
            1. +1
              26 мая 2021 13:55
              Цитата: Виктор Ленинградец
              Уступал катастрофически!

              По британским расчётам ЗСМ "Тирпица" под огнём 14" орудий КД5 была в диапазоне 16-21,5 тыс. ярдов. на прочих дистациях жизненно важные части "доставались" либо через борт, либо через палубу.
              1. +1
                26 мая 2021 14:09
                Скос 100-мм за поясом 320-мм не пробивается 356-мм снарядом в упор. Единственный, кто может проломить скос - снаряд Ямато (за счет гигантской массы.
                Просто бриты игнорируют то обстоятельство, что немцы упрятали все наиболее ценное под нижней палубой и считают пробитие пояса 12,6" за ближнюю зону ЗСМ. А вот палубы - это немецкий косяк.
                1. 0
                  26 мая 2021 14:39
                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Скос 100-мм за поясом 320-мм не пробивается 356-мм снарядом в упор.

                  Британцы рассматривали возможность поражения через верхний пояс и главную броневую палубу. :)
                  1. 0
                    27 мая 2021 15:25
                    По любому - это внешняя граница ЗСМ. И то - вряд-ли. После пробития 145-мм пояса снаряд нормализуется, да и бронебойного колпачка гарантировано лишиться - вывод не закусит палубу. Что произошло по свидетельству немцев в финальном бою - пробитие комбинации верхний пояс+скос при крене "Бисмарка" в сторону огня.
              2. 0
                26 мая 2021 20:26
                Цитата: Macsen_Wledig
                По британским расчётам ЗСМ "Тирпица" под огнём 14" орудий КД5 была в диапазоне 16-21,5 тыс. ярдов. на прочих дистациях жизненно важные части "доставались" либо через борт, либо через палубу.

                А что за расчеты? Особенно интересно доставание через борт, это при низкой-то немецкой цитадели.
                1. 0
                  26 мая 2021 20:55
                  Цитата: Вишневая девятка
                  А что за расчеты? Особенно интересно доставание через борт, это при низкой-то немецкой цитадели.

                  Смотрите ниже.
                  1. 0
                    26 мая 2021 21:19
                    Ниже написано, что англичане рисовали какие-то фантазийные графики для альтернативного Бисмарка. Причем эта фантазийность - редкий для ЛК случай - была опровергнута экспериментально.
                    1. 0
                      26 мая 2021 21:31
                      Цитата: Вишневая девятка
                      Ниже написано,

                      Ниже, это где?
                      1. 0
                        26 мая 2021 21:43
                        В Вашем посте с зонами неуязвимости. А Вы имели в виду какой-то другой пост?
                      2. 0
                        26 мая 2021 21:46
                        Цитата: Вишневая девятка
                        В Вашем посте с зонами неуязвимости. А Вы имели в виду какой-то другой пост?

                        О ЗСМ 2 поста. От 1355 и от 1422.
                        Теперь бы понять который Вы имели в виду.
                      3. 0
                        26 мая 2021 22:08
                        14.22
                        Впрочем, если изначально
                        Цитата: Macsen_Wledig
                        По британским расчётам ЗСМ "Тирпица" под огнём 14" орудий КД5 была в диапазоне 16-21,5 тыс. ярдов. на прочих дистациях жизненно важные части "доставались" либо через борт, либо через палубу.

                        описывается не реальность, а картина боя для Холанда, то вопрос снимается.
                      4. 0
                        27 мая 2021 11:07
                        Цитата: Вишневая девятка
                        Впрочем, если изначально
                        описывается не реальность, а картина боя для Холанда, то вопрос снимается.

                        Немного не так. Это реальность, как она виделась британским адмиралам и на основании которой они делали свои тактические построения.
            2. +1
              26 мая 2021 14:02
              Стесняюсь спросить - откуда эти страшные цифирьки? Зайдите в википедию, посмотрите ТТХ "Худа" и "Бисмарка". Хотите копнуть глубже - почитайте Натана Окуна. У него, правда тоже есть спорные утверждения, но в целом, достаточно близко к реальности.
              1. +2
                26 мая 2021 14:22
                Цитата: ТермиНахТер
                Стесняюсь спросить - откуда эти страшные цифирьки? Зайдите в википедию, посмотрите ТТХ "Худа" и "Бисмарка".

                Зачем мне википедия?



                Цитата: ТермиНахТер
                Хотите копнуть глубже - почитайте Натана Окуна.

                Зачем мне читать этого враля? :)
          2. +2
            26 мая 2021 13:41
            Цитата: ТермиНахТер
            Предполагался "рывок" из темной части горизонта, на встречных курсах.

            Нифига она не была тёмной. :)
            Восход солнца 24 мая по местному времени в 01:51.
            1. +1
              26 мая 2021 14:06
              Есть восход и закат. Предполагался "рывок" из закатной части горизонта, когда англичан плохо видно в сумерках, тогда как немцев, восходящее солнышко подсвечивает. Не получилось, потому что крейсера Уэйк - Уолкера потеряли немцев.
              1. +1
                26 мая 2021 14:17
                Цитата: ТермиНахТер
                Предполагался "рывок" из закатной части горизонта, когда англичан плохо видно в сумерках, тогда как немцев, восходящее солнышко подсвечивает.

                Что предполагалось никто не знает, так как из штаба Холланда выживших не было.
                Если гадать используя послезнание, то немцы были северо-западнее британцев и чтобы оказаться юго-западнее немце, идущих на юго-запад, надо очень постараться.

                Цитата: ТермиНахТер
                Не получилось, потому что крейсера Уэйк - Уолкера потеряли немцев.

                С учётом погодных условий в Датском проливе размышления о солнце выглядят довольно смешно: солнце впервые показалось только в 13:40 24-го мая.
                1. +1
                  26 мая 2021 14:24
                  План действий адмирала Холланда был известен, Тови и другим старшим офицерам. Оказались немцы и англичане там, где оказались, потому что Уэйк - Уолкер немцев потерял. Если бы он вел немцев, то вывел бы их как раз на позицию удобную для Холланда. Не знаю. когда там солнце заходило и выходило, как - то особо не вникал. Но англичане первый раз обнаружили визуально и только потом сопровождали РЛС. Бой между "Бисмарком" и отрядом Холланда тоже велся визуально, без применения "фларов".
                  1. +1
                    26 мая 2021 14:42
                    Цитата: ТермиНахТер
                    План действий адмирала Холланда был известен, Тови и другим старшим офицерам.

                    Где можно ознакомится?

                    Цитата: ТермиНахТер
                    Но англичане первый раз обнаружили визуально и только потом сопровождали РЛС.

                    Ну да... Потому что "Бисмарк" просто выехал из тумана на "Суффолк"...

                    Цитата: ТермиНахТер
                    Бой между "Бисмарком" и отрядом Холланда тоже велся визуально, без применения "фларов".

                    Потому что было светло, зачем осветительные снаряды?
                    1. +1
                      26 мая 2021 14:49
                      Тогда ответьте мне - было светло или темно? Мог Холланд подойти из темной части горизонта или нет? Ознакомится можно из воспоминаний Тови. Поскольку он был непосредственным начальником Холланда.
                      1. +1
                        26 мая 2021 15:01
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Тогда ответьте мне - было светло или темно?

                        Были гражданские сумерки (солнце не ниже 5 градусов под горизонтом). В период с полуночи до, примерно, 03:40 видимость была ограничена 1-2 милями из-за снега и дождя к 05:30 видимость улучшилась до 17 миль.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Ознакомится можно из воспоминаний Тови.

                        Можно ссылочку?
                      2. +1
                        26 мая 2021 15:12
                        Увы, точной ссылки дать не могу. Читал пояснения Тови, после боя, по факту гибели "Худа", на каком - то британском сайте. К сожалению не сохранил, почитал для общего развития и все.
                      3. +1
                        26 мая 2021 16:50
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Увы, точной ссылки дать не могу.

                        Понятно.
                        Вероятнее всего Вы читали
                        SINKING OF THE GERMAN BATTLESHIP BISMARCK ON 27 MAY, 1941.
                        The following Despatch was submitted to the Lords Commissionersof the Admiralty on the
                        5 July, 1941, by Admiral Sir JOHN C. TOVEY, K.C.B., D.S.O., Commander-in-Chief, Home Fleet.
                        Но, к сожалению, там о планах Холланда меньше меньшего и то в пересказе Лича...
                      4. +1
                        26 мая 2021 17:29
                        Не буду спорить, точно не помню. Вы полагаете, что командир "Принс оф Уэлс", второй и последний линкор, в эскадре Холланда, не был подробно проинструктирован на все случаи жизни?
                      5. +1
                        26 мая 2021 18:10
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Вы полагаете, что командир "Принс оф Уэлс", второй и последний линкор, в эскадре Холланда, не был подробно проинструктирован на все случаи жизни?

                        Во всяком случае из донесения Лича можно выудить только два момента:
                        1. В Скапа договорились, что выбор цели в бою самостоятельный
                        2. Ночью 24-го Холланд сообщил, что линкоры будут атаковать "Бисмарк", крейсера - "Ойген".
                      6. 0
                        26 мая 2021 20:36
                        Тови говорил, что хотел передать Холланду, чтобы он поставил головным, лучше бронированного "Принца", но не сделал, чтобы не нарушать радиомолчание. А Холланд решил идти головным. По плану предполагалось, что крейсера Уэйк - Уолкера, атакуют "Эйгена". Черчилль потом сильно на него окрысился. Так что, детальный план, утвержденный Тови, имелся. Вот почему Холланд от него отклонился, мы уже не узнаем.
                      7. 0
                        26 мая 2021 20:54
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Тови говорил, что хотел передать Холланду, чтобы он поставил головным, лучше бронированного "Принца", но не сделал, чтобы не нарушать радиомолчание.

                        Вообще-то это предлагал Лич...

                        Цитата: ТермиНахТер
                        По плану предполагалось, что крейсера Уэйк - Уолкера, атакуют "Эйгена".

                        О чём Холланд сообщил Личу ночью 24-го: если бы план был изначально, то смысл сообщать о нём дополнительно.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Черчилль потом сильно на него окрысился.

                        Черчилль "обиделся" на Уэйк-Уокера и Лича несколько за другое.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Так что, детальный план, утвержденный Тови, имелся.

                        Хотелось бы пруфов.
                        Сам Тови пишет, что просто перебазировал эскадру Холланда в Хвальфьорд, чтобы та могла успеть и в Датский пролив и в Фареро-Исландский проход...

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Вот почему Холланд от него отклонился, мы уже не узнаем.

                        Что да, то да...
                      8. 0
                        26 мая 2021 21:39
                        Вы хотите сказать, что и Тови, и Холланд, и Уэйк - Уолкер действовали по наитию, как "бог на душу положит"? По поводу "головным поставить "Принца", Тови утверждает, что это его мысль. Не передали. только потому, что бы не засекла немецкая радиоразведка.
                      9. 0
                        26 мая 2021 21:48
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Вы хотите сказать, что и Тови, и Холланд, и Уэйк - Уолкер действовали по наитию, как "бог на душу положит"?

                        Касательно действий в бою существуют "Боевые инструкции" Адмиралтейства.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Тови утверждает, что это его мысль.

                        Дайте наконец ссылку на документ... :)
        2. +1
          26 мая 2021 13:37
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Если бы начал бой на ближней дистанции (а ты подойди на нее, когда на форсировке у тебя только 28 узлов против 30 у противника)

          Немцы шли на 27-ми узлах.

          Цитата: Виктор Ленинградец
          Скорострельность Бисмарка - выше, чем у англичан.

          По стрельбе "Бисмарка" в Датском проливе этого не скажешь.

          Цитата: Виктор Ленинградец
          Единственная правильная тактика для Холланда - бой на параллельных курсах на дальней дистанции в надежде поразить палубу противника

          Всё бы ничего, но "Боевые инструкции" рекомендовали дистанцию боя в 65 кабельтовых...
          1. +1
            26 мая 2021 13:53
            Здравствуйте, Максим!
            Ну про скорость спорить не приходится, по факту - так, но запас до 30 узлов имелся. Скорострельность определялась не технической стороной дела, а методикой пристрелок по меняющей курс цели. А на ближней дистанции нечего особо время терять.
            Фактически разобрав германские корабли ПМВ, англичане не поняли назначения полого скоса за главным броневым поясом и не принимали его в расчет бронестойкости вертикальной преграды. Отсюда и слепая вера в то что им противостоит порядка 14" брони, а как следствие - боевая дистанция 65 каб.
            Кстати, как линкор, Худ не так уж плохо смотрится в сравнении с тем же Вэнгардом, который хоть и моложе на 26 лет, но тоже защищен весьма посредственно от 381-мм снарядов, не говоря о 406-мм.
            1. +1
              26 мая 2021 14:02
              Цитата: Виктор Ленинградец
              Ну про скорость спорить не приходится, по факту - так, но запас до 30 узлов имелся.

              В 1 узел. Бринкманн в рапорте писал, что "Бисмарк" в море выдавал "паспортные" 29 узлов.

              Цитата: Виктор Ленинградец
              Скорострельность определялась не технической стороной дела, а методикой пристрелок по меняющей курс цели.

              Именно. Британцы отметили, что "Бисмарк" делал примерно 1 залп в минуту.
              Но никак не "паспортные" 2...2,3.

              Цитата: Виктор Ленинградец
              Фактически разобрав германские корабли ПМВ, англичане не поняли назначения полого скоса за главным броневым поясом и не принимали его в расчет бронестойкости вертикальной преграды.

              Почитайте об расстреле "Бадена"...

              Цитата: Виктор Ленинградец
              Кстати, как линкор, Худ не так уж плохо смотрится в сравнении с тем же Вэнгардом, который хоть и моложе на 26 лет, но тоже защищен весьма посредственно от 381-мм снарядов, не говоря о 406-мм.

              Его больше строили против японских ЛКР, чем ЛК...
              1. +1
                26 мая 2021 14:25
                Скорость - штука тонкая, зависит как от состояния механизмов, так и состояния корпуса, а еще и загрузки судна.
                Здесь же корабль новенький, только что из дока и достаточно "похудевший" по топливу за время перехода и форсированного марша.
                29-узлов паспортная скорость на мощности 138 000 л.с и водоизмещении 43200 т. Машины немцев давали значительную форсировку (до 25%), однако механики обоснованно опасались за котлы. Так что в случае необходимости "Бисмарк" дал бы даже 31 узел. Но ему это не требовалось.
                Про расстрел "Бадена" читал и ухмылялся. Даже он показал. что наиболее действенны именно попадания в башни. А вот взаимодействие снаряда со сложной преградой, каковой является в частности Пояс/скос, от англичан ускользнуло. Они верили, что скос -защита от осколков.
                1. +1
                  26 мая 2021 14:35
                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Скорость - штука тонкая, зависит как от состояния механизмов, так и состояния корпуса, а еще и загрузки судна.

                  Факт в том, что при совместном маневрировании немцы выдавали максимум 29,5 узлов на очень короткое время.

                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Так что в случае необходимости "Бисмарк" дал бы даже 31 узел. Но ему это не требовалось.

                  Когда требовалось, он почему-то не выдавал.
                  А потом уже не мог из-за повреждений.
            2. +1
              26 мая 2021 14:11
              Системы бронирования, больших кораблей, ПВМ и ВМВ существенно отличались. Произошел переход к принципу "все или ничего". На всех новых ЛК не было скоса БП к борту. Была одна толстая БП, иногда сверху еще одна тонкая, чтобы останавливать снаряды падающие под большим углом и авиабомбы.
              1. +1
                26 мая 2021 14:36
                Цитата: ТермиНахТер
                Системы бронирования, больших кораблей, ПВМ и ВМВ существенно отличались.

                Немцы остались "при своих" так сказать из-за чего частенько пишут, что "бисмарк" - это обработанный напильником "байерн"...
                1. +1
                  26 мая 2021 14:40
                  Найдите в интернете чертежи (мидель - шпангоут) "Байерна" и "Бисмарка", и сравните. "Байерн" был взят условно, за точку отсчета, при проектировании.
                  1. +1
                    26 мая 2021 15:05
                    Цитата: ТермиНахТер
                    Найдите в интернете чертежи (мидель - шпангоут) "Байерна" и "Бисмарка", и сравните. "Байерн" был взят условно, за точку отсчета, при проектировании.

                    Вы не поверите, но я в курсе... bully
                    1. +1
                      26 мая 2021 15:07
                      Ну тогда сравните скос бронепалубы у крейсера "Аврора" и ""Шарнхорста" (не того, которого потопили возле Фолклендов).
                      1. +1
                        26 мая 2021 15:12
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Ну тогда сравните скос бронепалубы у крейсера "Аврора" и ""Шарнхорста" (не того, которого потопили возле Фолклендов).

                        В душе не представляю к чему Вы это...
  11. +2
    25 мая 2021 11:27
    Одна попала в бронепояс, зато другая взорвалась в корме и повредила рули.
    "Вот пуля просвистела и ага"(с)
  12. +2
    25 мая 2021 13:01
    Немецкий тяжелый крейсер «Принц Ойген». Киль. Германия. 1941 г.

    Фото у автора атрибутировано неверно.
    "Принц Ойген" в доке Бреста, июнь-июль 1941.
  13. +1
    25 мая 2021 16:25
    На эту тему уже давно написано не меряное количество статей.
    1. +4
      25 мая 2021 16:52
      Цитата: NF68
      На эту тему уже давно написано не меряное количество статей.

      Если бы статей... :)
      На эту тему написано немереное количество книг.
      1. +1
        25 мая 2021 16:55
        Цитата: Macsen_Wledig
        Цитата: NF68
        На эту тему уже давно написано не меряное количество статей.

        Если бы статей... :)
        На эту тему написано немереное количество книг.


        Это точно. Вот если бы кто нашел до сих пор мало кому известную информацию, да разместил тут, то это было совсем другое дело.
  14. +1
    25 мая 2021 18:50
    не надоело мусолить ???
    1. +2
      25 мая 2021 18:52
      Цитата: Ищущий
      не надоело мусолить ???

      В споре рождается истина.... :)
  15. +6
    25 мая 2021 20:37
    am Немного Бисмарка вам в ленту...





  16. Комментарий был удален.
  17. +3
    26 мая 2021 10:20
    Цитата: Ольгович
    Разительно отличаются гибели линкоров противников: наскольео легко был уничтожен Хкд и насколько живуч оказался Бисмарк..

    Ничего удивительного. Это были совсем разные корабли. Худ - линейный крейсер, быстроходный, со слабой бронёй, а Бисмарк - полноценный линкор. Строились в разное время, под разные задачи. Кстати, в каких муках рождался Худ и его братья - та ещё эпопея...
  18. +4
    26 мая 2021 10:34
    Цитата: Per se.
    Далее, одно известие о выходе в море его "систершипа", "Тирпиц", обрекла на гибель брошенный охранением конвой PQ-17.

    Ну да, только англичане бросили конвой не потому, что испугались Тирпица, а потому, что кинулись его перехватывать, считая, что он под прикрытием конвоя, попытается прорваться в Атлантику. Короче, сами себя перемудрили... Тирпиц не перехватили (он и не думал прорываться), а конвой потеряли...
    1. +1
      26 мая 2021 12:25
      Цитата: Таврик
      Ну да, только англичане бросили конвой не потому, что испугались Тирпица, а потому, что кинулись его перехватывать, считая, что он под прикрытием конвоя, попытается прорваться в Атлантику.

      Всё не то и не так... :)
      Причину роспуска конвоя вероятно мы не узнаем никогда: в 2017-м обещали рассекретить документы, но, судя по косвенным данным, секретность продлили дальше...
      Крейсера Хэмилтона отозвали назад (пусть и в весьма категоричных выражениях, давших волю разным толкованиям) по одной простой причине: его крейсера должны были отойти на запад ещё вечером 3-го июля и уже сутки шли на восток под личную ответственность командующего эскадрой. Танкеры обеспечения также остались на западе. А вот действия Брума, командовавшего непосредственным охранением конвоя, рванувшего на запад вместе с крейсерами, оставляют много вопросов.
      1. +1
        26 мая 2021 12:50
        Разве там что-то ещё секретно? Тексты радиограмм я читал в книге Брума. Кто, кому, когда, какие команды давал. Да, Гамильтон "зашёл далеко", надо было поворачивать обратно.
        "Косяк" в том, что Бруму вообще не определили, что дальше делать, после роспуска конвоя. Транспорты расползлись по всему морю, Гамильтон уходит на запад для предотвращения мифического прорыва Тирпица... Там же линкоры находятся. Поставьте себя на место Брума. Ну он и запросил старшего начальника "что мне делать?", а тот не долго думаю, дал команду: "За мной!"
        Что мне непонятно, так это с чего Адмиралтейство решило про прорыв Тирпица на запад, если по докладу Лунина Тирпиц двигался на восток??
        1. 0
          26 мая 2021 13:23
          Цитата: Таврик
          Разве там что-то ещё секретно?

          Много чего со сроком 75 лет. Было во всяком случае. Что там сейчас не знаю.

          Цитата: Таврик
          Поставьте себя на место Брума. Ну он и запросил старшего начальника "что мне делать?", а тот не долго думаю, дал команду: "За мной!"

          Шутка в том, что это самодеятельность Брума: ему никаких приказов не было и по военной логике (исполняется последний приказ) он должен был следовать на восток по возможности поддерживая корабли, прорывающиеся в Россию.

          Цитата: Таврик
          Что мне непонятно, так это с чего Адмиралтейство решило про прорыв Тирпица на запад, если по докладу Лунина Тирпиц двигался на восток??

          А откуда вы взяли, что Адмиралтейство решило, что "Тирпиц" будет прорываться в Атлантику?
          В британских работах этого нет, единственное место где я видел подобные размышления - это предисловие Больных к одной из своих переводных работ.
  19. +2
    26 мая 2021 16:37
    https://kino-o-voine.ru/potopit-bismark-velikobritaniya-ssha-1960/ hi hi hi wink
    1. +2
      26 мая 2021 16:53
      Цитата: General70
      https://kino-o-voine.ru/potopit-bismark-velikobritaniya-ssha-1960/

      Да... Хороший фильм.
      Жаль Камерон ремейк не снял. :(

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»