Военное обозрение

Отечественные подводные лодки с титановым корпусом: о проектах 945 «Барракуда» и 945А «Кондор»

19

Во времена Холодной войны при набиравшей обороты гонке вооружений конструкторы с обеих сторон «железного занавеса» пытались обойти своих конкурентов при создании вооружений. Подводный флот в этом плане точно не являлся исключением. Разработчики с разной степенью эффективности занимались реализацией проектов, которые должны были превосходить всё то, что пытается воплотить противник.


В начале 1970-х годов в СССР начинаются работы над уникальным проектом 945 «Барракуда». Этот проект предполагал создание многоцелевых атомных субмарин со сверхпрочным корпусом. Прочный корпус таких подводных лодок проектировался, исходя из потенциально возможного применения прочного сплава – титанового. В итоге инженерно-конструкторские решение, предполагающие использование именно титанового сплава, были воплощены в реальность.

Титановый корпус прочнее, легче и долговечнее.

Корпус АПЛ «Барракуда» состоит из 6 отсеков. При этом при проектировании подводной лодки учитывалась и возможность спасение всего экипажа. Для этого в итоге была предусмотрена спасательная капсула.

В 1980-х годах в состав ВМФ Советского Союза начинают входить атомные подводные лодки проекта 945А «Кондор» с крылатыми ракетами, относящимися к третьему поколению. При этом вторая лодка проекта вошла в состав Северного флота уже Российской Федерации – в конце 1993 года.

О том, что представляют собой эти проекты, об особенностях технического характера «Барракуды» и «Кондора» рассказывается в сюжете «Военной приёмки» на ТК «Звезда».

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. agond
    agond 25 мая 2021 09:24
    -1
    Помимо титана известна марагеновая сталь (мараген), разработанная в 1960-х годах на флоте США, чьё соотношение прочность/плотность на 10 % лучше, чем у титана (из подобной стали были изготовлены сферы глубоководных аппаратов Мир).,то есть будь лодка , марагеновой была бы на 10% легче титановой , , а если бы ее догадались сделать однокорпусной то она была бы легче где то раза в полтора .чем двухкорпусная
    1. Vladimir Lenin
      Vladimir Lenin 25 мая 2021 22:26
      0
      Цитата: agond
      а если бы ее догадались сделать однокорпусной то она была бы легче где то раза в полтора

      Вы предлагаете корабелам в начало двадцатого века вернуться? Тогда и раздельные двигатели пусть сразу ставят, один для надводного хода а второй для подводного!
    2. Попандос
      Попандос 26 мая 2021 06:05
      +4
      будь лодка , марагеновой была бы на 10% легче титановой , , а если бы ее догадались сделать однокорпусной то она была бы легче где то раза в полтора .чем двухкорпусная

      Простите, Вам срочно нужно позвонить в "Рубин" или "Малахит", тел. 112, добавочный 03, там очень нуждаются в "специалистах" такого уровня. hi
      1. onstar9
        onstar9 28 мая 2021 05:20
        0
        Цитата: Попандос
        Простите, Вам срочно нужно позвонить в "Рубин" или "Малахит", тел. 112, добавочный 03, там очень нуждаются в "специалистах" такого уровня.

        Ну, а ты поясни....если специалист... Мы хотим послушать знающего человека, а не плевки в разные стороны...
        1. Попандос
          Попандос 28 мая 2021 08:19
          -1
          Для этого Вам нужно поступить в ВУЗ по специальности судостроение.
          Я не могу в кратце обьяснять материаловедение и основы корпусной архитектуры ПЛ, в двух строках. Меня этому три года в университете учили.
          Если не лень прочтите устройство ПЛ хоть в вики, там связанные страницы есть тоже полезные для понимания устройства ПЛ. hi
    3. Диверcант
      Диверcант 29 мая 2021 11:53
      0
      наверно поэтому они до сих пор у нас покупают титан?
  2. ВадимЖивов
    ВадимЖивов 25 мая 2021 21:51
    +1
    Жаль комментариев мало ... hi
    1. Alex777
      Alex777 26 мая 2021 19:16
      0
      Одна из ключевых характеристик корпуса АПЛ, ПМСМ, количество погружений на максимальную глубину.
      Насколько я понимаю, у титановых АПЛ этот показатель существенно выше чем у стальных.
      А вопрос по статье у меня один - почему их сняли с модернизации? Для чего "берегут"? hi
  3. Vmf949a
    Vmf949a 26 мая 2021 13:18
    +1
    Эти же лодки ждут модернизации
    1. agond
      agond 27 мая 2021 12:08
      +2
      Цитата: Попандос
      Простите, Вам срочно нужно позвонить в "Рубин" или "Малахит", тел. 112, добавочный 03, там очень нуждаются в "специалистах" такого уровня.

      Не простой налогоплательщик не дозвонится , а так было бы интересно узнать в ЦКБ "Рубин" например , зачем в проект 636 Варшавянка налито 1600т или 40% воды (запас плавучести)
      и зачем диаметр корпуса аж 9.9м !!! ,
      для сравнения у атомной однокорпусной Вирджинии диаметр корпуса 10.4м
      водоизмещение 7300т надводное , 7925 подводное запас плавучести всего 625т или 7.8%, предельная глубина погружения 500м
      В нашем проекте 945А 5900т надводное, 9600т подводное, воды 3600т или 38%,правда предельная глубина погружения на 100м больше, но вооружений существенно меньше.
      , как мы видим от применения титана в двухкорпусной конструкции лодки оказалось мало толку , однако бы интересно представить однокорпусную Вирджинию с прочным корпусом из титана , но в США лодки делают из стали, а у нас не делают их однокорпусными. .
      1. Попандос
        Попандос 28 мая 2021 08:30
        -1
        Послушайте, Вы столько сил тратите на прочтение всех этих фактов, прочтите же основы устройства ПЛ, это не секретная информация. И Вам сразу станет понятно почему все современные лодки двукорпусные.
        1. agond
          agond 28 мая 2021 10:23
          +1
          Везде в мире где строят ПЛ их строят однокорпусными, даже в Иране и в Северной Корее , это касается как дизельных так и атомных лодок,(двухкорпусные встречаются среди них как исключение очень редко,) и только наша страна в гордом одиночестве строила и продолжает строить двухкорпусные суда с избыточным запасом плавучести 38-40% , а АПЛ Белгород вообще 51%, в проекте 941 Акула было 52%, (для примера в АПЛ Вирджиния запас плавучести всего 7.8%) в дизельной Варшавянке 40%, ,даже мини лодку Пиранья проекта 865 сделали двухкорпусной!!! , при длине 28м диаметр получился 4.7м !!!, запас плавучести 33%,, причем прочный корпус сделан из титанового сплава!!!, но предельная глубина погружения всего 200м , при однокорпусной схеме корпус можно было сделать да хоть из чугуна затем , аккуратно обточить и получить те же самые искомые 200м. Складывается впечатление , что труд конструкторов на прямую зависит от этого запаса плавучести. наверное поэтому наши подлодки самые большие в мире , их бывает видно из космоса даже когда они подводой.
          1. Попандос
            Попандос 28 мая 2021 10:34
            -1
            Раз Вам не лень стучать по клавишам, дайте ссылку на чертежи современной однокорпусной ПЛ любого поизводства, а то я иначе не могу понять о чем Вы речь ведёте, и как лёгкий корпус влияет на запас плавучести.
            1. agond
              agond 28 мая 2021 14:41
              0
              Наберите в поисковике например "Огайо подводная лодка чертежи", и оно появится,
              а кратко на словах , однокорпусная схема это стальная труба с толщиной стенок 40-50мм диаметром 10 м изнутри приварены ребра жесткости (шпангоуты) торцы цилиндра закрыты полусферами, к которым приварены балластные цистерны (кормовая и носовая) они небольшого размера с толщиной стенок в разных местах 10-20мм
              1. Диверcант
                Диверcант 29 мая 2021 12:02
                0
                не мореман, но у меня вопрос. Почему русские Варшавянки считаются Черными дырами, если они такие большие? 941 проект самый большой в мире, Золотая рыбка самая быстрая в мире. Наши корабелы и их заказчик точно профнепригодны? Ведь по вашему они никак не догадаются делать однокорпусные лодки.
          2. Eug
            Eug 28 мая 2021 19:01
            0
            Как я понимаю, требование проектировать двух-, полутора- или однокорпусную лодку с заданным в ТЗ запасом плавучести исходит от заказчика.
            1. agond
              agond 29 мая 2021 21:27
              0
              941 проект самый большой в мире,потому , что у нас такие заказчики и корабелы , если посчитать техническое совершенство данной ПЛ то есть поделить массу забрасываемых боеголовок в килограммах на подводное водоизмещение в тоннах
              (51000кг делим на 40000т т ..у 20 шт ракет Р-39 х забрасываемая масса 2550 кг = 51000кг)
              то получаем на 1 тонну подводного водоизмещения приходится 1.28кг забрасываемой массы боеголовок
              Для сравнения у ПЛ Огайо
              имеет ракет 24 шт, общий забрасываемый вес боеголовок 67200кг
              2800 кг х 24шт =67200кг , делим на 18750т подводного водоизмещения . и получаем одну тонну водоизмещения приходится 3.58 кг заброшенной массы боеголовки .
              это означает , ( 3.58 кг . делим на 1.28 кг. = 2.8 ), что техническое совершенство АПЛ типа Огайо выше чем у проекта 941 «Акула » в 2.8 раза.
              1. Eug
                Eug 30 мая 2021 07:32
                +1
                Насколько помню по работе на Хартроне, бортовая аппаратура советских БРПЛ должна была выдерживать давление 8 атм. По моему скромному разумению это соответствует запуску с глубины 80 метров, американцы подобные операции осуществляют с 20 метров. Данное требование уж точно не способствует росту показателя, которым Вы оперируете. Насколько оно (требование 8 атм.) обосновано - судить не берусь.
  4. CastroRuiz
    CastroRuiz 7 июня 2021 12:41
    0
    АПЛ 945/945А моe любимие подлодки.