Боевые пловцы кригсмарине: высадка в Нормандии

32

«Даже если мини-подлодки могут быть доведены до пика технических требований, мы не сможем их рассматривать как соответствующие оперативным целям, потому что две торпеды это слишком маленькое вооружение и потому что неблагоприятные погодные условия в виде сильного волнения не позволят надлежащим образом использовать такой тип судов в ходе операций. Более того, недостаточен радиус действия, имея в виду увеличившиеся расстояния, в которых нам приходится вести войну».

– считал государственный советник Третьего рейха Рудольф Блом.

Несмотря на чрезвычайно объемную отечественную историографию, посвященную Второй мировой войне, многие эпизоды боевых действий, которые вели наши союзники по антигитлеровской коалиции, остаются для нас крайне малоизвестными.



Не меньшей тайной являются и ответные меры противоборствующей стороны – и одним из таких эпизодов стала высадка в Нормандии.

Очень часто те события описываются исключительно с точки зрения сухопутного противостояния. По умолчанию считается, что немцы толком и не пытались противодействовать морскому вторжению союзников. И тема нашего сегодняшнего разговора будет посвящена именно этому эпизоду.

Высадка в Нормандии


«Английские военные корабли непрерывно обстреливали позиции наших пехотинцев, ведущих тяжелые бои впереди, на фронте плацдарма вторжения. Наши действия, безусловно, имели большой смысл: мы должны были заставить замолчать эти батареи. Ночью на море вырисовывались громадные силуэты кораблей, обрушивавших на берег шквалы огня. Это были линкоры, крейсеры и эсминцы, сосредоточенные в огромном количестве. Уж тут-то нам должно было что-нибудь перепасть! Шансы на успех казались мне здесь гораздо более реальными, чем в районе Анцио, где мы не обнаружили противника».

– из записей гардемарина Карла-Гейнца Потхаста, морского диверсанта соединения «К».

После относительно удачного дебюта морских диверсантов в Анцио, Германия произвела новую партию человекоторпед.

Соединение «К» уже готовилось получить вооружение и вновь немедленно отправиться в Италию, однако ситуация резко переменилась. Германское командование верно истолковало разведпризнаки – все чаще стали обнаруживаться свидетельства готовящегося вторжения союзников во Францию.

Немцы предполагали, что высадка произойдет на одном из участков французского побережья Атлантики – в Ла-Манше или Па-де-Кале. Командование военно-морскими силами понимало, что союзники сосредоточат ради этой цели огромное количество боевых кораблей и, соответственно, смогут без труда пресечь любые попытки германских ВМС нанести десантному флоту союзников хоть сколько-нибудь ощутимые потери в морской войне.

И все же остаткам германских кригсмарине требовалось вступить в бой. Немецкий флот готовился атаковать противника каждую ночь всеми доступными кораблями, которые только могли нести на борту орудия или торпедные аппараты.


В данных атаках должно было принять участие также соединение «К», в том числе человекоуправляемые торпеды «Негер».

Несмотря на предубеждения среди командования, царившие по отношению к ассиметричным средствам морской войны, в ходе операции в районе Анцио-Неттунского плацдарма они доказали свою боевую ценность. В свою очередь, морские диверсанты продемонстрировали незаурядные качества, которые свидетельствовали об их способности добиваться поставленных целей.

Впрочем, несмотря на это, гитлеровцы прекрасно понимали – для организации такого большого плацдарма вторжения англичане и американцы должны будут обеспечить сильное и надежное охранение. Соответственно, вся армада союзных эсминцев, крейсеров, канонерских лодок, торпедных и сторожевых катеров могла в кратчайшие сроки создать обстановку, при которой боевая деятельность «Негеров» была бы полностью парализована. Немцы, однако, надеялись, что до этого момента они получат хотя бы несколько ночей.

Несколько ночей, за которые человекоторпеды успеют собрать кровавую жатву, используя свой главный козырь – внезапность.

Командование соединения «К» учло все ошибки и сложности «итальянского дебюта», предварительно выслав в район вторжения противника своего оперативного инспектора. Его главной задачей было обеспечение максимально благоприятных условий для нормального спуска на воду флотилий малых диверсионно-штурмовых средств, прибывающих в район боевых действий.

В качестве инспектора был назначен капитан первого ранга Фриц Бёме. Под его командование был передан солидный грузовой конвой, который перевозил сразу 40 «Негеров» с пилотами и техническим персоналом. В качестве оперативной базы был выбран лес в нескольких километрах от берега бухты Сены. В свою очередь, место спуска на воду было найдено в лежащем неподалеку небольшом курорте Вилле-сюр-Мер, который находился примерно в 10 км к юго-западу от Трувиля.

Главной заботой Фрица Бëме стало обеспечение беспрепятственного спуска «Негеров» на воду. Инспектор хорошо изучил отчеты и знал обо всех трудностях, с которыми морские диверсанты столкнулись в ходе рейда на Анцио.

На этот раз к соединению «К» были прикреплены две саперные роты, задачей которых была подготовка береговой линии. Они проделали проходы в густой сети проволочных, минных и противотанковых заграждений у береговой линии, которые вели к двум длинным полузапрудам (бунам). Данные сооружения оказались чрезвычайно полезны для целей боевых пловцов: при отливе они оказывались довольно далеко в море, а во время прилива затоплялись. Буны были доработаны – саперы возвели на них деревянные спусковые дорожки, которые уводили еще дальше в море.

Таким образом, во время прилива можно было без труда выкатывать тележки с «Негерами» прямо в море. Безусловно, это существенно облегчало непростую задачу развертывания боевых плавсредств.

Итак, в ночь на 6 июля 1944 года немецкие человекоуправляемые торпеды нанесли первый удар по союзному флоту вторжения в бухте Сены.

Подробного описания того боя, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь то, что немцы спустили на воду 30 аппаратов.

Боевые успехи соединения были чрезвычайно скромными – ценой жизни 16 пилотов гитлеровцам удалось торпедировать всего два судна союзников.


Следующей ночью (7 июля) немцы решили повторить атаку. В 11 вечера человекоторпеды вновь отправились на задание.

Далее дадим слову непосредственному участнику тех событий – гардемарину Карлу-Гейнце Потхасту:

«Около 3 часов ночи я, продвигаясь в северо-западном направлении, натолкнулся на первые цепи сторожевых кораблей противника. Мне удалось различить шесть силуэтов. Расстояние до ближайшего из них, когда я проходил мимо него, составляло не более 300 м. Тратить торпеду на эту мелочь я не собирался, поэтому обрадовался, что миновал их незаметно. «Негер» на этот раз плыл отлично, и я твердо решил найти и поразить крупный военный корабль противника.

Около 3 час. 30 мин. я услышал первые разрывы глубинных бомб. Слышны были также выстрелы, но на этот раз зенитки били не по воздушным целям. Вероятно, кого-нибудь из наших заметили в лунном свете или обнаружили другим путем. Ведь теперь наша диверсионная вылазка, к сожалению, уже не являлась для томми внезапной.

Мне глубинные бомбы никакого вреда не причинили, я ощутил лишь легкое сотрясение. Минут 15 я не двигался, ожидая развертывания дальнейших событий. Слева по борту прошла группа торговых судов, но она была слишком далеко, а кроме того, я уже вбил себе в голову, что должен потопить только военный корабль.

Продолжая плыть, я около 4 часов ночи увидел невдалеке эсминец и установил, что он относится к типу «Хант». Но когда я подошел на 500 м, он отвернул в сторону. Малая скорость «Негера» не давала мне никаких шансов догнать его. Волнение на море несколько усилилось. С удовлетворением я отметил, что не чувствую усталости или других признаков ухудшения своего физического состояния, хотя уже пробыл в море более 5 часов.

Еще через 20 минут я увидел впереди слева несколько военных кораблей, шедших строем уступа. Они пересекали мой курс. Самый крупный из кораблей шел последним, на самом большом от меня удалении. Я рассчитал, что, наверное, как раз успею выйти на расстояние торпедной атаки к последнему кораблю, если только соединение не изменит курса. Мы быстро сближались. Затем два передних корабля стали разворачиваться, вероятно, в целях перестроения. Последний же, казавшийся мне теперь крупным эсминцем, видимо, ожидал, пока передние суда закончат свой маневр. Он шел самым малым ходом. Казалось даже, что он разворачивается на якоре. Я с каждой минутой приближался к большому эсминцу. Когда расстояние до вражеского корабля составило примерно 500 м, я еще раз вспомнил правило, которому сам обучал младших товарищей: преждевременно торпеду не выпускать, продолжать улучшение своей позиции. И вот осталось всего 400 м – противник все больше разворачивался ко мне бортом, вот всего 300 м – и я выпустил свою торпеду...

Затем немедленно отвернул влево. При выстреле я забыл засечь время. Страшно долго ничего не было слышно. Я уж было повесил голову в полном разочаровании, как вдруг под водой раздался невероятной силы удар. «Негер» почти выскочил из воды. На пораженном корабле взметнулся к небу громадный столб пламени. Несколько секунд спустя огонь уже ослепил меня, густой дым настиг мою торпеду и плотно окутал ее. На некоторое время я совершенно лишился возможности ориентироваться.

Лишь после того, как дым рассеялся, я снова увидел пораженный корабль. На нем бушевал пожар, он дал крен. Силуэт его значительно укоротился, и я вдруг сообразил, что у него ведь оторвало корму.

Другие эсминцы на полном ходу приближались к горящему кораблю, бросая глубинные бомбы. Волны от разрывов трепали мою торпеду-носитель, как щепку. Эсминцы вели беспорядочный неприцельный огонь по всем направлениям. Меня они не видели. Мне удалось выскользнуть из зоны наиболее эффективного огня их легкого бортового оружия, когда они, отказавшись от преследования неведомого врага, поспешили на помощь пораженному кораблю».

По иронии судьбы гардемарин Потхаст оказался одним из немногих германских морских диверсантов первого набора, переживших войну.

И он же, помимо прочего, оказался самым эффективным пилотом человекоторпед «Негер». В конце концов, ведь именно Карл-Гейнц торпедировал самую крупную добычу соединения «К» – легкий крейсер «Дрэгон» польских эмиграционных военно-морских сил.

Безрадостные итоги


После боя 7 июля соединение «К» понесло значительные потери.

Множество машин и пилотов были потеряны – уже тогда стало ясно, что возможности «Негеров» были исчерпаны, но командование еще дважды отправляло их в бой.


Следующие атаки произошли в конце июля, а также в ночи на 16 и на 17 августа 1944 года. Успехи, откровенно говоря, не впечатляли – самым заметным из них стало торпедирование британского эсминца «Айсис».

К моменту высадки в Нормандии союзники обладали практически полной информацией не только о боевых возможностях «Негеров», но и чрезвычайно много знали о деятельности соединения «К» (вплоть до наличия личных дел на рядовых военнослужащих подразделения). Применение человекорпед не стало для них неожиданностью – напротив, его ожидали и к нему готовились.

Англичане и американцы организовали эшелонированную систему обороны. И уже после рейда на Анцио «Негеры» не были неприятным сюрпризом для моряков антигитлеровской коалиции.

Главное преимущество человекоторпед – внезапность – было утрачено. И в Нормандии германские диверсанты раз за разом отправлялись на верную смерть.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 мая 2021 05:54
    "при отливе они оказывались довольно далеко в море, а во время прилива затоплялись. Буны были доработаны – саперы возвели на них деревянные спусковые дорожки, которые уводили еще дальше в море.

    Таким образом, во время прилива можно было без труда выкатывать тележки с «Негерами» прямо в морепри отливе они оказывались довольно далеко в море, а во время прилива затоплялись. Буны были доработаны – саперы возвели на них деревянные спусковые дорожки, которые уводили еще дальше в море.

    Таким образом, во время прилива можно было без труда выкатывать тележки с «Негерами» прямо в море"


    не во время ли отлива выкатывали, т.к. при приливе они оказывались на плаву?

    Интересная, но тупиковая оказалась ветвь развития флота, возможная только о отчаяния и недостатка средств и времени.

    На беззащитных тихоходных "Негров" устраивали настоящую охоту: за ними с азартом гонялись и корабли и самолеты...
    1. +3
      28 мая 2021 11:30
      не во время ли отлива выкатывали, т.к. при приливе они оказывались на плаву?


      Нет, я так понимаю, что именно вечером во время прилива, чтобы спуск на воду был не слишком продолжительным и его не могла засечь авиация)
      1. +2
        28 мая 2021 23:13
        Спасибо за статью. многое читал раньше. Но, очень хорошо собрано и обобщено в статье.
  2. +6
    28 мая 2021 05:59
    Дожил до седых волос ,и к стыду своему даже не знал о таких подразделениях. Автору уже не первый плюс!
    1. +7
      28 мая 2021 06:50
      Присоединяюсь к вашим словам. В юношестве я читал статью об этих человеко торпедах, но она была очень поверхностной, с каким то чуть ли не от руки нарисованным изображением и вся пронизана критикой - мол никаких успехов, от слова вообще.
      А тут оказывается, даже принимали участие.
      Спасибо, автор!
      1. +3
        28 мая 2021 18:58
        Благодарю Вас, Вождь!)
        1. +2
          28 мая 2021 23:17
          В детстве у меня была книга с грифом ДСП с обзором действий ВМФ вероятного противника. книга была старая 50-х годов. И, там были чертежи человеко-торпед.
    2. +9
      28 мая 2021 09:58
      Благодарю Вас, Асад!

      На подходе новая статья про использование дистанционно подрываемых катеров в Нормандии...
      1. +2
        28 мая 2021 19:38
        "линзе" или как их там правильно?)
  3. +10
    28 мая 2021 08:41
    Ну, с человекоуправляемыми торпедами геройствовали и японцы ! Серия таких торпед получила наименование "Кайтэн" Сначала "кайтэны "разрабатывались на базе торпеды "Тип 93"... В целом было разработано 7типов "кайтэнов",но до боя добрался лишь "Тип1"... В начале предполагаемого "большого пути" ,японцы не собирались легко расставаться с жизнью и "кайтэны" оснащались системой катапультации... но поняли , что это мероприятие ,в общем-то, бесполезное (кто бы спасал японского пилота , даже если пилот катапультировался в воду живым ?) Потому-то катапульту убрали...
    Эта торпеда имела диаметр 1 м, в носовой части корпуса был размещен заряд массой 1550 кг. Предполагалось, этого заряда должно хватить для потопления даже крупного корабля неприятеля. Взрывателей было 3 :1. контактный для взрыва при торпедировании противника;2. электрический - для подрыва БЧ и автоматический гидростатический, являвшийся частью системы самоуничтожения.Для работы двигателя имелся кислородный баллон емкостью 1550 л, еще 9 баллонов емкостью по 160 л обеспечивали работу рулей. Для управления дифферентом имелись 4 небольшие цистерны. Общая длина торпеды «Тип 1» составляла 14,75 м. Поскольку диаметр в 1 м был слишком велик для любого торпедного аппарата, было принято решение, что «кайтэн» будет с помощью специальной конструкции размещаться снаружи подводных лодок и соединяться с ней посредством специального шлюза для пилотов. Одна подлодка-носитель могла вооружаться 4 торпедами. Еще это оружие устанавливалось на надводные корабли, но применялись в реальности они крайне редко. Еще предусматривалось создание береговых баз для «кайтэн» с целью защиты побережья собственно Японии, но это так и не было реализовано



    Для корректировки курса можно было пользоваться небольшим выдвижным телескопом. Однако в реальности перископом пользовались редко, поскольку обнаруженная торпеда расстреливалась американцами.Пилот самостоятельно запускал двигатель и вел свое оружие на глубине несколько метров, чтобы поразить противника в подводную часть. .Было построено примерно 300 «кайтэн», в боевых условиях было использовано не более 100...Боевое применение человекоуправляемых торпед себя не оправдало, т.к. затраты на производство и людские потери были гораздо выше, чем вред доставленный американцам.Всего японские «кайтэн» уничтожили крупный американский танкер «Mississinewa», да еще не больше десятка катеров и судов они смогли уничтожить или повредить.

    1. +3
      28 мая 2021 14:55
      Володя, привет! hi

      Для корректировки курса можно было пользоваться небольшим выдвижным телескопом.


      Мабуть всё-таки перископ? А то получается, что у них там стояло два прибора -- телескоп для наблюдения за Луной и перископ для осмотра морской глади. (шутка) wink
      1. +5
        28 мая 2021 16:12
        Здравия желаю, Костя ! Конечно же перископ ! Хотел исправить , но жена виновата ! negative Не вовремя позвала обедать ! Пока обедал , забыл исправить ! request А с другову ракурсу , телескоп ,может быть , тоже пригодился бы! В рамках астронавигации! yes В общем, как говорил некий смутный красноармеец в фильме Чапаев"...: "На войне и поросёнок-божий дар"! winked
        1. +4
          28 мая 2021 16:18
          ... как говорил некий смутный красноармеец в фильме Чапаев".


          Так он и пострадал за свою идею, кокнул его Василь Иваныч. wink
          И японцам бы не помогло, их всё равно бы кокнули Сэмы Джоновичи. laughing
  4. +4
    28 мая 2021 10:37
    Анжей спасибо за продолжение . Очень интересные статьи !
    1. +6
      28 мая 2021 14:10
      Благодарю, рад, что Вам нравится)
  5. +1
    28 мая 2021 10:52
    ищите старый фильм-эксперимент доктора абста.там есть про пловцов
    1. +4
      28 мая 2021 14:28
      Довольно неплохой для своего времени фильм - "Эксперимент доктора Абста", хотя от исторической правды весьма далёк. Оказывается, фрицы делали несчастным итальяшкам лоботомию и использовали их, как морских боевых зомби. Экранизация романа Насибова "Безумцы".

      Судя по всему навеяло книгой некого Беккера "Немецкие морские диверсанты", кажется так. Выходила у нас в военном издательстве в 50-е годы. Читал ещё школьником и офигел...

      Еще был советский фильм - "Их знали только в лицо" - про итальянских боевых пловцов в Чёрном море (сейчас это отнесли бы к жанру - военная фантастика).

      1. +1
        28 мая 2021 22:15
        сейчас это отнесли бы к жанру - военная фантастика).

        Ну почему, они были на Чёрном море и даже после войны утверждали, что их торпедные катера потопили лёгкий крейсер "Ташкент", правда, с нашими "подводными" диверсантами всё действительно из области ненаучной фантастики. smile
  6. +3
    28 мая 2021 11:52
    Про человекоторпеды (японские и немецкие) слышал но вот конкретно этот эпизод применения не знал.
    Спасибо за хорошую статью !
    1. +3
      28 мая 2021 14:10
      Благодарю Вас, Кнелл!)
    2. +1
      28 мая 2021 16:22
      Цитата: Knell Wardenheart
      Про человекоторпеды (японские и немецкие) слыша

      Что-то похожее на японские,немецкие "человекоторпеды" (но не совсем!) было у итальянцев и англичан...,
      1. +4
        28 мая 2021 16:39
        Итальянцы насколько я помню разрабатывали мини субмарины для операций диверсионного характера , там не было речи про какое то самопожертвование или торпедные атаки, их интересовало именно средство скрытного проникновения и установки взрывчатки на цели или объекты находящиеся на территории гаваней.
        Ни скорость , ни автономность (электромотор) не позволяли им действовать против кораблей - да и проектировали их не из торпед а отдельно.
        Про английские проекты я увы ничего не слышал , хотя вполне логично что они это разрабатывали, учитывая необходимость ликвидации немецкого трофейного флота ..
        1. +3
          28 мая 2021 23:03
          Цитата: Knell Wardenheart
          там не было речи про какое то самопожертвование или торпедные атаки, их интересовало именно средство скрытного проникновения и установки взрывчатки на цели или объекты находящиеся на территории гаваней.

          И всё же...в "военно-технической" информации итальянские,английские "буксировщики подводных диверсантов и мин" именуются "человекоуправляемыми торпедами" ! Английские "чариоты" были созданы на базе трофейных итальянских SLC "Майале"... Кроме того, при упоминании "итальянцев" и "англичан" ,я выразился :" что-то похожее,но не совсем" ,сравнивая с "немцами" !Поэтому зря вы мне приписываете итальянских и английских "камикадзе" !
          1. +3
            28 мая 2021 23:47
            Извините если я вас задел выразившись неточно !
            Я просто имел ввиду принципиальную разницу итальянского проекта по сравнению с немецким-японским . Немцы-японцы делали аппараты из торпед в качестве противокорабельного средства в открытом море -как в варианте камикадзе (японцы) так и в варианте скрытного охотника. Итальянцы делали просто мини субмарину для диверсионных действий (у японцев также были проекты специальных мини-субмарин для диверсий, которые они пытались использовать в Перл-Харборе , но их ,как и итальянских мини субмарин отличало от "человекоторпед" насколько я понимаю этот термин -как характер задачи ,так и специализированность конструкции, так и наличие на борту более 1 члена экипажа) . На мой взгляд это совершенно разные вещи, хотя я не буду спорить - тем кто их использовал действительно было виднее.
            1. +2
              29 мая 2021 00:52
              Я не "сержусь" на вас ...просто пояснил ! Кстати , когда итальянцы впервые "задумались " над своим "диверсионным буксировщиком",то за основу сначала взяли "самую большущую" торпеду(!) , что была у них в распоряжении... А мини-субмарины-это несколько иное! Они могли ,например, высаживать диверсантов на берег в тылу противника, доставляли те же "человекоуправляемые торпеды" в нужную "точку"... заодно, могли применять и "обычные" торпеды...
  7. +3
    28 мая 2021 12:37
    Далее наверно следует ждать статьи о катерах типа "Линзе" и их итальянских прородителях.
    Уважаемый Автор! Нет ли у Вас данных о попытке уничтожения линкора "Роял Соверин" переданного советскому Северному флоту силами минилодок "Бибер"?
    1. +4
      28 мая 2021 14:11
      Здравствуйте!

      Пока, к сожалению, не интересовался данным вопросом, но неприменно им займусь – мне очень нравится тематика ассиметричных средств морской войны)
      1. +4
        28 мая 2021 14:50
        Андрей, добрый день и спасибо за статью. hi

        Книжку о соединении "К" я прочитал ещё в юности, тогда, при "хрущёвской оттепели" у нас появилось очень много переводной западной литературы, в том числе и эта книга.
        Фамилию Потхаста запомнил до сих пор, и, если мне не изменяет память, он был уверен, что потопил большой эсминец и только попав в плен, на допросе, от британского офицера узнал, что это был крейсер: "Во всяком случае поздравляю Вас, Вы потопили крейсер, старый, но всё-таки крейсер."
        Ещё смутно вспоминается деятельность соединения "К" в Крыму и на Тамани, в частности операция "Надежда", названная по имени местной русской подруги капитан-лейтенанта Принцхорна, она, как писал автор книги, "штурмом" взяла штаб флотилии и потребовала предоставить под её ясные очи бравого каплея. Но тот был на задании и штабные, будучи в восторге от этой дамы, присвоили её имя планируемой операции. Не уверен в точности деталей, давненько всё читано было. smile

        Было бы очень неплохо, если бы Вы взялись осветить деятельность этого соединения на нашей территории.
        Да, что-то ещё вспоминается о взрывах мостов на реках, дабы придержать наступление наших войск.

        Желаю Вам успеха и жду следующей статьи. С наилучшими пожеланиями, М. Кот. drinks smile
        1. +3
          28 мая 2021 19:03
          Огромное Вам спасибо за добрые слова, товарищ Кот!

          Обязательно постараюсь осветить указанные Вами эпизоды деятельности соединения «К» drinks
          1. +1
            28 мая 2021 22:10
            Что ж, будем ждать и, надеюсь, недолго. smile drinks
        2. Уверен, что после войны НКВД поуменьшил сексуальный пыл этой коллаборационистки, отправив ее в более северные районы СССР, так сказать, освежиться. Морозы в Норильске и на Колыме хорошо удаляют дурь, это точно. Вот и Надежду надо было бы туда, если она не успела смыться со свои немцем.
  8. 0
    16 июля 2021 10:03
    Главная ошибка на мой взгляд что имитировали только технику но не и тактику италианцев - атака кораблей только в порт.
    Атака в море для человеко-торпед неефективна. В етом потом убедилис и японци.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»