Японские послевоенные зенитные пулемётные и артиллерийские установки

72
Японские послевоенные зенитные пулемётные и артиллерийские установки

После поражения во Второй мировой войне Японии было запрещено создание вооруженных сил. В Конституции Японии, принятой в 1947 году, юридически закреплён отказ от участия в военных конфликтах. В частности, во второй главе, которая называется «Отказ от войны», говорится:

Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся.

Однако уже 1952 году были сформированы Национальные силы безопасности, а в 1954 году на их базе начали создаваться Силы самообороны Японии. Формально эта организация не является вооруженными силами и в самой Японии считается гражданским ведомством. Командует Силами самообороны премьер-министр Японии.



Хотя численность японских Сил самообороны относительно невелика и сейчас составляет приблизительно 247 000 человек, они являются достаточно боеспособными и оснащены современной техникой и вооружением.

После формирования Сил самообороны они в основном оснащались оружием американского производства. До второй половины 1960-х годов главным средством противовоздушной обороны японских сухопутных подразделений являлись 12,7-мм зенитные пулемётные установки и зенитные орудия калибра 40-75-мм.

Впрочем, относительно простые в применении зенитки достаточно долго составляли костяк средств ПВО сухопутных войск. Так, по состоянию на 1979 год, Силы самообороны Японии в составе 5 армий, 12 пехотных дивизий, 1 механизированной дивизии и 5 бригад насчитывали 180 000 военнослужащих сухопутных войск. На вооружении имелось более 800 танков, свыше 800 БТР, 1 300 артиллерийских орудий и более 300 зенитных установок калибра 35–75-мм.

12,7-мм зенитные пулемётные установки


В годы Второй мировой войны активно использовались 12,7-мм пулемёты Browning M2, которые в послевоенное время также поставлялись японским Силам самообороны. Широкое распространение получила счетверённая 12,7-мм зенитная пулемётная установка M45 Quadmount, в буксируемом варианте и смонтированная на полугусеничные бронированные транспортёры M2, М3 и М5.


Американская 12,7-мм зенитная самоходная установка М16

Буксируемые счетверённые установки в основном использовались для противовоздушной обороны стационарных объектов, а полугусеничные ЗСУ могли привлекаться для сопровождения транспортных колонн и мобильных подразделений. Счетверённые 12,7-мм установки зарекомендовали себя мощным средством борьбы с воздушными целями, живой силой и легкобронированной техникой.


12,7-мм ЗПУ M45 Quadmount на унифицированном прицепе М20

В 1947 году для буксируемого варианта зенитной установки M45 Quadmount был создан компактный унифицированный прицеп М20, у которого на огневой позиции отделялся колёсный ход, и он вывешивался на домкратах.

Вес ЗПУ M45 Quadmount в боевом положении составлял 1087 кг. Дальность эффективной стрельбы по воздушным целям – около 1000 м. Скорострельность – 2300 выстрелов в минуту. Емкость патронных ящиков на установке – 800 патронов. Наведение на цель осуществлялось электрическими приводами со скоростью до 60 град/сек. Электрический ток поступал от бензинового генератора. Резервным источником питания служили два свинцово-кислотных аккумулятора.

Зенитные установки M45 Quadmount в рамках военной помощи широко поставлялась союзникам. Некоторое количество счетверённых ЗПУ на унифицированном прицепе М20 поступили в зенитные подразделения Сил самообороны, где эксплуатировались до середины 1970-х годов.


Крупнокалиберный пулемёт Sumitomo M2 на автомобиле Mitsubishi Type 73

Большее распространение в японских сухопутных подразделениях получил 12,7-мм крупнокалиберный пулемет Sumitomo M2, который является лицензионной копией американского пулемёта Browning M2.


Это оружие на треножном станке до сих пор активно используется для стрельбы по наземным и воздушным целям, а также устанавливается на различную бронетехнику.

20-мм зенитная установка VADS



К началу 1970-х годов счетверённые 12,7-мм устарели, в связи с чем в 1979 году Воздушные силы самообороны приняли на вооружение американскую 20-мм зенитную артиллерийскую установку M167 Vulcan. Эта буксируемая установка, созданная на базе авиационной пушки М61 Vulcan, имеет электрический привод, и способна вести огонь с темпом стрельбы 1000 и 3000 выстр/мин. Эффективная дальность стрельбы по быстро перемещающимся воздушным целям – до 1500 м. Масса – 1800 кг. Расчёт – 2 человека.

В начале 1980-х фирмы Sumitomo Heavy Industries, Ltd (артиллерийская часть) и Toshiba Corporation (электронная аппаратура) начали лицензионное производство М167. В Японии эта установка получила обозначение VADS-1 (Vulcan Air Defense System).


20-мм зенитная установка VADS-1каi

20-мм зенитные установки японского производства получили улучшенные радиолокационные дальномеры. В настоящее время приблизительно три десятка 20-мм японских зенитных «Вулканов» используемых для охраны авиабаз модернизированы до уровня VADS-1каi. В аппаратную часть установок введена прицельно-поисковая телевизионная камера с ночным каналом и лазерный дальномер.

40-мм буксируемые зенитные автоматы и самоходные зенитные установки


40-мм автоматическая зенитная пушка Bofors L60 являлась одним из лучших видов зенитного вооружения, использовавшегося во Второй мировой войне. Благодаря высоким боевым и служебно-эксплуатационным характеристикам, она использовалась вооруженными силами многих государств.


40-мм зенитный автомат Bofors L60 в походном положении

В США эта зенитка выпускалась по лицензии под обозначением 40 mm Automatic Gun. С целью упрощения и удешевления производства в конструкцию зенитного автомата был внесён ряд изменений.

Орудие установлено на четырёхколёсной буксируемой повозке. В случае острой необходимости стрельбу можно было вести «с колес» без дополнительных процедур, но с меньшей точностью. В штатном режиме станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости. Переход из походного положения в боевое занимал около 1 минуты. При массе зенитного автомата около 2000 кг буксировка осуществлялась грузовым автомобилем. Расчет и боеприпасы при этом располагались в кузове.

Темп стрельбы достигал 120 выстр./мин. Заряжание – обоймами на 4 выстрела, которые вставлялись вручную. Орудие имело практический потолок около 3800 м при дальности 7000 м. Осколочный снаряд массой 0,9 кг покидал ствол со скоростью 850 м/с. В большинстве случаев одного попадания 40-мм осколочного снаряда во вражеский штурмовик или пикирующий бомбардировщик было достаточно для его поражения. Против наземных легкобронированных целей могли использоваться бронебойные снаряды, способные пробить 58 мм гомогенную стальную броню на дистанции 500 метров.

Обычно 40-мм «Бофорсы» сводились в зенитные батареи по 4–6 орудий, управляемых ПУАЗО. Но в случае необходимости расчёт каждой зенитной установки мог действовать индивидуально.

Во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов США передали Японии приблизительно две сотни 40-мм буксируемых зенитных установок. Стремительный рост характеристик реактивных боевых самолётов быстро вывел в разряд устаревших. Но в японских Силах самообороны «Бофорсы» (Bofors L60) использовались до начала 1980-х годов.

Параллельно с буксируемыми 40-мм зенитными установками Япония получила 35 ЗСУ М19. Эта машина, вооруженная двумя 40-мм автоматами, установленными в открытой сверху башне, была создана в 1944 году на шасси лёгкого танка M24 Chaffee. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскости – с помощью электрогидравлического привода. Боекомплект – 352 выстрела. Боевая скорострельность при стрельбе очередями достигала 120 выстрелов в минуту с дальностью огня по воздушным целям до 5000 м.


ЗСУ М19

По меркам Второй мировой войны, зенитная самоходка обладала неплохими данными. Машина массой 18 т была прикрыта 13-мм бронёй, что обеспечивало защиту от пуль и лёгких осколков. По шоссе М19 разгонялась до 56 км/ч, скорость движения по пересечённой местности не превышала 20 км/ч.

До капитуляции Германии в войска поставили небольшое количество зенитных самоходок. И против немецкой авиации эти машины не использовались. В связи с окончанием боевых действий, выпустили ЗСУ М19 не много – 285 машин.

Зенитные самоходки, вооруженные 40-мм спарками, активно использовались в Корее для стрельбы по наземным целям. Так как боеприпасы при стрельбе очередями расходовались очень быстро, ещё примерно 300 снарядов в кассетах возили в специальных прицепах. Вскоре после окончания Корейской войны все М19 сняли с вооружения. Наименее изношенные машины передали союзникам, а остальные списали на металлолом.


Основной причиной непродолжительной службы ЗСУ М19 стал отказ американской армии от лёгких танков М24, неспособных бороться с советскими Т-34-85. Вместо М19 на вооружение приняли ЗСУ М42 Duster. Эта самоходная установка с зенитным вооружением, аналогичным М19, была создана на базе лёгкого танка М41 в 1951 году. При боевой массе 22,6 т машина могла разогнаться на шоссе до 72 км/ч. По сравнению с предыдущей моделью, толщина лобовой брони возросла на 12 мм, и теперь лоб корпуса мог уверенно держать 14,5-мм бронебойные пули и 23-мм снаряды, выпущенные с дистанции 300 м.

Наведение осуществляется с помощью электрического привода, башня способна вращаться на 360° со скоростью 40° в секунду, угол вертикального наведения орудия составляет от -3 до +85° со скоростью 25° в секунду. Система управления огнём включала в себя зеркальный прицел и счетно-решающее устройство, данные в которое вводились вручную. По сравнению с М19, боекомплект был увеличен и составлял 480 снарядов. Для самообороны имелся пулемёт калибра 7,62-мм.

Существенным недостатком «Дастера» было отсутствие радиолокационного прицела и централизованной системы управления огнём зенитной батареи. Всё это существенно снижало эффективность зенитного огня. В связи с этим в 1956 году была создана модификация M42A1, на которой зеркальный прицел заменили радиолокационным. ЗСУ М42 строилась достаточно большой серией, с 1951 по 1959 год корпорация General Motors произвела приблизительно 3700 установок.


ЗСУ М42, принадлежавшая Силам самообороны Японии

В 1960 году Япония приобрела 22 ЗСУ M42. Эти машины, благодаря простоте и неприхотливости, нравились экипажам. «Дастеры» эксплуатировались до марта 1994 года. И были заменены ЗСУ Type 87.

75-мм зенитное орудие M51 Skysweeper


Самой тяжелой зениткой, используемой в послевоенное время японскими подразделениями противовоздушной обороны, стала 75-мм автоматическая пушка американского производства M51 Skysweeper.

Появление 75-мм автоматической зенитки было связано с тем, что во время Второй мировой войны существовал «трудный» для зенитной артиллерии диапазон высот от 1500 до 3000 м. Здесь самолеты оказывались мало досягаемыми для легких зениток, а для тяжелой противовоздушной артиллерии эта высота была слишком мала. В целях разрешения проблемы казалось естественным создать зенитки некоего промежуточного калибра.

Реактивная боевая авиация в послевоенное время развивалась очень бурными темпами, и командование армии США выдвинуло требование, что новая зенитная артустановка должна быть способна бороться с самолетами, летящими со скоростью до 1600 км/ч на высоте до 6 км. Однако впоследствии максимальную скорость полёта обстреливаемых целей ограничили величиной 1100 км/ч.

В связи с высокой скоростью полёта целей и необходимостью обеспечить приемлемую вероятность поражения на большой дальности стрельбы, 75-мм зенитная артиллерийская система, принятая на вооружение в 1953 году, содержала ряд передовых на тот момент технических решений.

При скорости полёта обстреливаемого самолёта, близкой к звуковой, ввод данных о параметрах цели вручную был бы абсолютно неэффективным. Поэтому в новой зенитной установке применили комбинацию радиолокатора поиска и наведения с аналоговым вычислителем. Достаточно громоздкое оборудование объединили с артиллерийской частью 75-мм револьверной пушки М35.

Радиолокатор с параболической антенной монтировался в верхней левой части артустановки. Обеспечивалось обнаружение и сопровождение воздушных целей на дальности до 30 км. Наведение осуществлялось электроприводами. Орудие имело автоматический установщик дистанционных взрывателей, что существенно повышало эффективность ведения огня. Эффективная дальность стрельбы по скоростным воздушным целям – до 6300 м. Углы вертикальной наводки: от -6° до +85°. Боезапас орудия при стрельбе автоматически пополнялся с помощью специального погрузчика. Практическая скорострельность составляла 45 выстр./мин – это отличный показатель для буксируемого зенитного орудия такого калибра.

На момент появления 75-мм зенитная установка М51 в своём классе не имела равных по дальности, скорострельности и точности ведения огня. В то же время сложная и дорогостоящая аппаратная часть требовала квалифицированного обслуживания, была достаточно чувствительной к механическим воздействиям и метеорологическим факторам.


75-мм зенитное орудие M51 Skysweeper на колёсной повозке

Мобильность орудия оставляла желать много лучшего. Перевод в боевое положение был делом достаточно хлопотным. В походном положении зенитная установка транспортировалось на четырёхколёсной повозке, по прибытию на огневую позицию она опускалось на грунт и опиралась на четыре крестообразных опоры. Для достижения боеготовности требовалось подключить кабели питания и прогреть аппаратуру наведения. Энергоснабжение осуществлялось от бензинового энергогенератора.


75-мм зенитное орудие M51 Skysweeper в боевом положении

75-мм зенитки, обладая высокими боевыми характеристиками, создавали много проблем своим расчётам. Нежное радиолокационное оборудование на электровакуумных приборах на первом этапе эксплуатации часто не выдерживало мощной отдачи и выходило из строя после десятка выстрелов. Впоследствии надёжность электроники довели до приемлемого уровня, но установка M51 никогда не пользовалась популярностью в американской армии.

Проблемы с надёжностью и мобильностью 75-мм автоматических зениток отчасти решались при размещении их на стационарных капитальных позициях, совместно с 90 и 120-мм зенитными орудиями. Однако служба M51 Skysweeper в США была недолгой. После появления ЗРК MIM-23 Hawk американская армия отказалась от 75-мм зенитных установок.


75-мм зенитное орудие M51 Skysweeper, установленное в качестве памятника недалеко от входа на японскую военную базу Симошизу (Camp Shimoshizu)

После 1959 года американские войска, дислоцированные в Японии, передали свои 75-мм зенитки, задействованные в прикрытии авиабаз, Силам самообороны. Японцы достаточно высоко оценили установки M51. Примерно два с половиной десятка таких орудий несли боевое дежурство вокруг важных объектов до второй половины 1970-х годов.

Более того, при проектировании в Японии «зенитного танка», который должен был заменить в войсках устаревшие ЗСУ М42, как один из вероятных вариантов рассматривалась возможность использования в качестве основного вооружения 75-мм автоматического револьверного орудия М35 с новой радиолокационной системой наведения. Огневая мощь такой зенитной самоходки, в случае необходимости, позволяла эффективно использовать её против бронетехники и десантных судов противника. Однако впоследствии предпочтение отдали 35-мм автоматам, обеспечивающим большую вероятность поражения при стрельбе по быстро перемещающимся маловысотным целям.

35-мм буксируемые и самоходные зенитные установки


К началу 1960-х годов стало ясно, что 40-мм буксируемые и самоходные зенитные установки уже не соответствуют современным требованиям. Японских военных не устраивала скорострельность 40-мм «Бофорсов» и невысокая вероятность поражения цели, обусловленная примитивными прицельными приспособлениями.

В 1969 году Япония закупила первую партию буксируемых спаренных 35-мм артиллерийских зенитных установок Oerlikon GDF-01. В то время это была, пожалуй, самая совершенная зенитка, в которой удачно сочетались высокая точность стрельбы, скорострельность, дальность и досягаемость по высоте. Лицензионное производство 35-мм зенитных установок было налажено японской машиностроительной компанией Japan Steel.


Японская 35-мм спаренная зенитная установка в музейной экспозиции

Масса буксируемой 35-мм зенитной установки в боевом положении составляла более 6500 кг. Прицельная дальность стрельбы по воздушным целям – до 4000 м, досягаемость по высоте – до 3000 м. Темп стрельбы – 1100 выстр./мин. Ёмкость зарядных ящиков – 124 выстрела.

Для управления огнём четырёх орудийной зенитной батареи использовалась радиолокационная система Super Fledermaus FC с дальностью действия 15 км.

В 1981 году японские подразделения зенитной артиллерии получили модернизированные 35-мм зенитные установки GDF-02 с усовершенствованной РЛС управления огнём, производство которой в Японии осуществлялось компанией Mitsubishi Electric Corporation.


Спаренные 35-мм зенитные установки сопрягались кабельными линиями со станцией управления зенитным огнём. Вся её аппаратура размещалась в буксируемом фургоне, на крыше которого располагалась вращающаяся антенна импульсной доплеровской РЛС, радиолокационный дальномер и телевизионная камера. Два человека, обслуживающие станцию, могли дистанционно без участия орудийных расчётов наводить зенитные установки на цель.

Служба 35-мм буксируемых зениток в Силах самообороны завершилась в 2010 году. На момент вывода из эксплуатации в строю имелось более 70 спаренных установок.

Во второй половине 1970-х годов командование Сил самообороны пришло к выводу об устаревании ЗСУ M42 Duster американского производства, после чего были утверждены технические требования к перспективной зенитной самоходке. К тому моменту Япония решила почти полностью отказаться от закупки иностранного вооружения и тем самым стимулировать развитие собственной оборонной промышленности.

В качестве подрядчика была выбрана компания Mitsubishi Heavy Industries, имевшая солидный опыт в оборонной сфере. В соответствии с техническим заданием, компания-подрядчик должна была построить самоходную зенитную артиллерийскую установку на гусеничном шасси, с комплексом радиоэлектронных средств, обеспечивающих поиск и обстрел целей.

После перебора вариантов в качестве шасси был выбран танк Type 74, производство которого велось с середины 1970-х годов. Основным отличием зенитной самоходки от базового танка стала двухместная башня новой конструкции с двумя 35-мм автоматами Oerlikon GDF. Вращающаяся башня позволяет вести огонь в любом направлении с вертикальными углами наводки стволов от -5 до +85°. Баллистические характеристики и дальность стрельбы соответствуют буксируемым 35-мм зенитным установкам GDF-02. Радиолокаторы кругового обзора и сопровождения цели, чьи антенны находятся в задней части башни, обеспечивают обнаружение на дальности 18 км и сопровождение цели с дистанции 12 км.


Масса ЗСУ в боевом положении составляет 44 т. Дизель мощностью 750 л. с. способен обеспечить скорость на шоссе до 53 км/ч. Запас хода – 300 км. Защищённость корпуса находится на уровне базового шасси. Башня имеет противопульное бронирование.


ЗСУ Type 87

В 1987 году зенитная самоходка была принята на вооружение под обозначением Type 87. Серийное производство велось совместно компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Japan Steel Works. Всего заказчику было передано 52 машины. В настоящее время в зенитных подразделениях эксплуатируется приблизительно 40 ЗСУ Type 87. Остальные списаны или переданы на хранение.


ЗСУ Type 87 в походном положении, антенны РЛК сложены

По огневым характеристикам Type 87 соответствует немецкой ЗСУ Gepard, но превосходит её в части радиолокационного оборудования.

В настоящее время ЗСУ Type 87 уже не в полной мере соответствует современным требованиям, а длительная эксплуатация неминуемо приведёт к списанию всех зенитных самоходок или потребует капитального ремонта. Однако кардинальная модернизация Type 87 в будущем не рациональна, поскольку эта машина создана на базе устаревшего танка Type 74.

Таким образом, можно ожидать появления новой японской зенитной самоходки с комбинированным ракетно-пушечным вооружением на современном гусеничном шасси.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 июня 2021 18:21
    Вот нравятся мне ваши статьи, Сергей! Что есть, то есть! Ни прибавить, ни убавить. С иллюстрациями, с ТТХ. Пишите чаще!
    С нетерпением жду продолжения!
    1. +6
      2 июня 2021 20:42
      Игорь, привет! hi

      Присоединяюсь к тебе и полностью согласен с твоей оценкой. good

      Интересно, джип Mitsubishi Type 73 на фото, это случаем не армейский вариант первой модели Тойота "Ландкрузер"?
      1. 0
        2 июня 2021 20:46
        Не знаю. Увы, но настолько иностранными автопрома и не силен)))
        1. +2
          2 июня 2021 20:49
          Я тоже, просто очень похоже. Да, глядя на фотографии, на первый взгляд кажется, что листаешь каталог американской ПВО. smile
          Ладно, пошел читать дальше, Сергею отпишу завтра. hi
          1. +4
            2 июня 2021 20:55
            Быстренько "пробежался". Нет. Идёт от предшественника - лицензионного "виллиса" образца 52 года.
            А, вообще, мне из этой линейки больше всего нравится "крузак 70".
            И подвеска неубиваемая, и салон вместительный.
            Не зря его бармалеи и ССО амеров используют.
            1. +1
              2 июня 2021 20:57
              Увы, я категорически не автомобилист. smile request
              1. 0
                2 июня 2021 20:59
                Я - теоретик. Водит жена. А я - механик, ну и по журналам да статьям)))
                После танка так и не научился нормально автомобиль водить!)))
                1. +1
                  2 июня 2021 21:03
                  Садись на квадрик, там тот же принцип -- "пусть дорога заботится сама о себе". У меня пока получается. drinks
            2. +4
              2 июня 2021 21:24
              Вот гражданский "Крузак" первой модели, точно родной младший брат американского "Джипа".
              1. +2
                3 июня 2021 07:07
                От него же пошли все японские внедорожники: Митцу паджеро и Ниссан Патрул....и Коррейские Коррандо и Индийский ТАТА
      2. +8
        2 июня 2021 21:26
        Нет, данная продукция Mitsubishi к Toyota не имеет отношения. Mitsubishi выпускал для внутреннего рынка модели J55 и J58 с 54-го по 98-ой годы, хотя основным потребителем, конечно, была "армия" Японии. Сначала это была сборка Виллисов по лицензии, а потом произошло постепенное импортозамещение основных агрегатов.
      3. +5
        3 июня 2021 02:14
        Интересно, джип Mitsubishi Type 73 на фото, это случаем не армейский вариант первой модели Тойота "Ландкрузер"?

        Совсем нет. После войны Mitsubishi производила Джип по американской лицензии. Не могу сказать является ли Type 73 копией более позднего Джипа либо самостоятельной разработкой на основе раннего, но к тойотовским машинам она точно никакого отношения не имеет.
        1. +5
          3 июня 2021 18:07
          Значит, всё равно прародителем всех японских внедорожников была именно вот эта машина. smile
  2. -5
    2 июня 2021 19:08
    Странно, что вся япония сэппоку не сделала после 45... а продалась штанам... и хвалят тех, кто убил их отцов, бабок и т.д. Тоже мне бусидо, которое от бабла зависит
    1. +8
      2 июня 2021 19:52
      Цитата: Split
      Странно, что вся Яония сэппоку не сделала после 45

      "Сепука" ,это на экспорт, а так то японцы вполне вменяемы и хотят жить не смотря не на что. А что бы не было так обидно они (на инстинктивном уровне, как истинные самураи) заставили себя полюбить нового господина и возненавидеть его врага.
      1. +2
        2 июня 2021 19:56
        Страно сказать, учитывая самолеты камикадзэ, от количества добровольцев отбоя не было и торпеды...и прочее...хотя и у немцев что-то подобное было
        1. +8
          2 июня 2021 20:01
          Если посмотреть от процента населения, то не так и много. Фанатики везде есть. А еще они печенку у пленных ели (тоже не все)... так что у меня их культура священного трепета не вызывает, в основном все на экспорт (да можно записки русских морячков почитать).
          1. +3
            2 июня 2021 20:05
            Да у меня тоже... понты они дорого стоят laughing Типа крутые, а как все в итоге то. За фантики продались. Хотя... что уж говорить, сам на Хонде 5д езжу... 2008... через 8 лет купил Няшку feel Хотя щас продаю, ребенок важнее и тесть совсем плох recourse
            1. +2
              2 июня 2021 20:13
              Прошу прощения, а Няшка это кто (что)?
              1. +6
                2 июня 2021 20:18
                Моя Хонда Цивик 5д, т.н. космолет... Самая красивая машинка наверно... Увы придется продавать... да и прав лишили год назад + закончились... это еще год... Благо прошлый владелец о ней хорошо заботbлся... кузов за год во дворе нигде! не заржавел. Я пробивал у своих через clon2, 2 аварии на парковках. Но у меня ее пытались угнать, иммобилайзер щас не признает родные ключи.
                17- тыс пробега, двигло в идеалке кузов и салон тоже... щас продаю за 450
                1. +6
                  2 июня 2021 20:26
                  А у меня Варька (Навара) 2007, я ее ни кому не продам - вместе помрем.
                  1. +5
                    2 июня 2021 20:30
                    А что делать? Не помирать жишь в ней, 1.5 года назад продал авечку (авео 2, 78тыс... за 10 лет) ТОже сердце кровью обливалось crying
                    1. +2
                      2 июня 2021 20:35
                      Да я ч.з. года 4-5 и ездить то не планирую - отъездился похоже, жена если только покатает. hi
                      1. +6
                        2 июня 2021 20:45
                        А я не могу... мне нравится, тем более за ней... моя мне пургу втирала полгода, жестская, прыгает... она беременна была... ну я кайфовал... вповороты на 90 входил, всетаки комплектация спорт... не был за рулем больше года, если бы не ломанули имобилайзер я бы трезвым в 0 прокатился бы и пофиг что менты бы тормазнули... скучаю...
                      2. +6
                        2 июня 2021 20:54
                        Какие ваши годы! Накатаетесь еще на ласточках, но алкоголь за рулем это зло, говорю по личному опыту.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. mvg
                        +4
                        2 июня 2021 21:40
                        Погууглите, беда с иммой решается. Если нет спецов, то и сами сможете. На разборке приборная панель и замок зажигания с ключом. Работы на полдня. Опыт с VW Passat. Если есть спецы то перешьют ПЗУ на приборке, привяжут к ключу
                      5. 0
                        4 июня 2021 08:57
                        ДА у меня авео также пытались, там сигналка была в обход иммобилайзера, но в итоге тоже ключ не видела, вызывал... поменяли чип + работы 30 минут... где-то 2,5к отдал. Я почти не ездил... у меня в год 7-8 км набегало. Но на цивье я за полгода 10 накатал feel иногда просто мелкие (3 кошки) поднимали в 3 утра летом... перед работой катался и прикол что меня до того дня тормозили за полгода только 1 раз!... а в тот день сразу раз тормознули типа от вас алкоголем пахнем... идем к ним в машину... 0, 2-й раз буквально минут через 20... они типа пахнет... опять 0... они странно, у нас ориентировка, что вы пьяны.... ну а 3-е уже "менты"... сразу 0.64...% установили... и сЪемка сделана "профессионально" и свидетелей найти не смогли... но суду было пофиг, куплено там все. Причем сразу после протокола, типа езжай. Я сел и поехал домой. останавливают еще раз laughing начинают, потом упс... извините... хорошей дороги... а потом опять тормозят wassat
                        Нада было на медицинское ехать... но просто я уже понял кто и за что хотел... 5е явно не в теме были и можно было или у них взять... но сказали бы типа "выветреться" успело и т.п.
                        А на следующий день позвонила конторка, полносью в курсе обстоятельств, какие нарушения оформления протокола... 56 тыс и мы типа отмазываем... пробил гена - бывший начальник гибдд таганского района... все схвачено и задушено
                      6. 0
                        4 июня 2021 09:13
                        Я уже связывался, сказали если была попытка, скорее блок нада менять, так вернее и привязывать. Блок около 6 + работы и привязка... в общем почти 10к.
                        Ну мне проще заплатить.... это не в подвеске ковыряться... я сам на авео после ямы в воде перебрал всю подвеску сам, у меня и сьемники даже есть. Оказываеться стойку снять можно в полевых условиях... замена демпфера, опорного, пружин, рулевых (наконечника и тяги) я даже сам с матами заменил подушку стабилизатора... чтоб его подняло и разорвало lol . В двигле тоже копался, промывал движок димексидом, менял масло и потекшую после этого прокладку блока... правда успешно ток на 2-й раз feel Ну только сход пришлось конечно в мастерской ближайшей делать
                        А все начилось, когда мне в 15 году поставили фильтр... толком не надели хомут, он выскочил и трубка снизу, внешне не видно... ушла и летом уже двигатель наглатался пыли... на очередном сто мне ухитрились махнуть блок зажигания, троить начало... я елм потом купил и начал разбираться сам... кат в итоге чуть не сгорел, менял лямду и то что выше. Но после.... прям не авео, а бмв стала гонять.

                        Разберусь наверно и в электрике... и не хочу цивье продавать... 10 лет ее хотел... нет crying
                2. +2
                  2 июня 2021 20:33
                  Извините, Анатолий, а на кой чёрт Вы здесь вешаете лапшу про Вашу Хонду, она что, заслуженная боевая единица японской ПВО, а автор об этом ни слова?
                  1. +2
                    2 июня 2021 20:35
                    А что, кто-то общение на сайте отменял? или вам харктеристики наших ракет или илоно гайс перечислять, которому слава Богу не дали рекорд гиннеса за максимальное количество убийств?
                    1. +1
                      2 июня 2021 20:46
                      Если Вы решили обращаться на "Вы", ты пишите это местоимение с большой буквы, общительный мальчик. И лучше не перечисляйте ничего, избави Боже.
                      1. +4
                        2 июня 2021 20:49
                        Я не помню место, где мы с вАми на вЫ. "Вам характеристики". Я вам ничего не должег, как и вы мне... а вот за "общительный мальчик" можно и 9.6 схлопотать
                      2. +1
                        2 июня 2021 20:51
                        Можно и 6,1 и 0.7 с 770м/с... да шучу, дайте поспать наконец laughing
                      3. 0
                        2 июня 2021 20:55
                        а вот за "общительный мальчик" можно и 9.6 схлопотать


                        Серьёзно? laughing ... задиристый мальчик. angry
                      4. +1
                        2 июня 2021 20:57
                        НУ как рлдили, ф вообще с автогермеса 2-х главбухов уволил и не только
                      5. +1
                        2 июня 2021 20:58
                        У меня не работает гугл переводчик. request
                      6. +1
                        2 июня 2021 21:25
                        Каждый рождается и умерает сам.... гугл Вам тут только поможет
                      7. +1
                        2 июня 2021 21:27
                        Ну тут хоть что-то понятно. А Вы уверены, что родились без чьей-то помощи? bully
                      8. +4
                        2 июня 2021 21:30
                        Мне уже сложно, Маму похоронил 16 лет назад на Перепеченке под Москвой, благо сопутствующие конторы помогли, на букву Ф
                      9. +1
                        2 июня 2021 22:28
                        Ну хоть это сообщение доб ло лесные модры не удалили. Я сам модер елит геймса и егософта, Какой0то полосатый ставит мне минуса... это нормально?
                      10. +1
                        3 июня 2021 18:19
                        Да плюньте Вы на минуса, им сказать нечего, потому как богом обижены, вот лепят свои минусы от собственной бестолковости и бессильной злобы. laughing
                        Я Вам карму слегка подправил. drinks
                      11. +1
                        4 июня 2021 10:34
                        Спасибки!
                        drinks
                        Я с ногой слег, бурсит, мне врач в прямую сказал, если пьете, пейте Хотя я 20мг от боли в ногу вколол... новокаин, он слава Богу безвредный feel fellow Вырубило на 12 часов, т.к. новокаиновая блокада
                      12. +1
                        4 июня 2021 11:21
                        Сочувствую, у меня этой прелести не было, но и других хватает. wink
                        За наше здоровье. drinks
                      13. +1
                        4 июня 2021 11:23
                        И за ваше здровье! drinks
      2. +4
        2 июня 2021 20:37
        ... заставили себя полюбить нового господина и возненавидеть его врага.


        А что, Россия и Китай для японцев стали врагами только после Второй Мировой и только по указке из Штатов? С кем же тогда они воевали с самого начала ХХ века почти полсотни лет?
        1. +3
          2 июня 2021 20:39
          Цитата: Морской Кот
          С кем же тогда они воевали с самого начала ХХ века почти полсотни лет?

          Дык со всеми...
    2. +2
      4 июня 2021 00:24
      В Японии версия такова: оголтелая японская военщина, во главе с Хирохито
      решилась идти до конца в войне. И рука Божья в лице США остановила это
      безумие, прекратила бессмысленную гибель гражданского населения.
      Поэтому, когда говоришь с японцам о Хиросиме и Нагасаки, они делают
      круглые (насколько могут) глаза и искренне удивляются, потому что
      это было сделано, по их мнению, во благо и во имя мира.
  3. mvg
    +3
    2 июня 2021 21:45
    Сергей, приветствую. Классно. Приятно читать.
    Дайте мастер-класс Рябову, чтоб не расписывал три фразы на 5-6 полноразмерных Вордовских листа.
    1. +7
      3 июня 2021 05:07
      Дайте мастер-класс Рябову

      Не поможет. Тут отличия на стадии целепологания. Сергей он же за идею пишет, от всей души. А Кирилл просто отрабатывает повестку и гонорар. Так что это вещи не сравнимые.

      Оценили бы лучше какой у Рябова широкий словарный запас, как мастерски он владеет слогом, что позволяет буквально жонглировать словами, предложениями и абзацами. Поменяй преамбулу и заключение местами и ничего не измениться. Вот это я понимаю УРОВЕНЬ. wassat Не сомневаюсь, что если бы лучшим представителям советской партноменклатуры позднего СССР довелось бы ознакомиться со статьями Кирилла, они бы с гордостью осознали, что дело которому они служат по-прежнему живо и находится в достойных руках.

      Это я конечно иронизирую, но признайте, немного найдется тех кто из новости, состоящей из 2 предложений, сможет выдать на гора два листа А4. Интересно бы было взглянуть на его диплом laughing
    2. +4
      3 июня 2021 14:08
      Цитата: mvg
      Сергей, приветствую.

      Максим, здравствуйте!
      Цитата: mvg
      Классно. Приятно читать.

      Благодарю!
      Цитата: mvg
      Дайте мастер-класс Рябову, чтоб не расписывал три фразы на 5-6 полноразмерных Вордовских листа.

      Вряд-ли Кирилла стоит чему либо учить. no У нас с ним разные ситуации, для меня это хобби.
      1. +4
        3 июня 2021 18:57
        Сергей, добрый вечер и спасибо за статью. smile

        ... для меня это хобби.


        Это просто отличное хобби! И великолепные статьи. good

        Как-то, в моём детстве, мой брат подарил мне редкий "Справочник по иностранным флотам за 1943г." и написал такое посвящение:
        "Сформировалось твоё хобби
        Когда ты был ещё в утробе.
        Вот мой совет: Чтоб жизнь не гробить,
        Основой жизни сделай хобби." smile

        С флотом у меня не сложилось, но жизнь и так хороша. drinks
        1. +3
          4 июня 2021 01:13
          Цитата: Морской Кот
          Сергей, добрый вечер и спасибо за статью.

          Константин, доброе утро! smile
          Цитата: Морской Кот
          Это просто отличное хобби! И великолепные статьи.

          Благодарю! Ваша похвала особенно приятна! drinks
          Цитата: Морской Кот
          Как-то, в моём детстве, мой брат подарил мне редкий "Справочник по иностранным флотам за 1943г."

          Справочник выпущенный в годы войны сегодня раритет.
          Цитата: Морской Кот
          "Сформировалось твоё хобби
          Когда ты был ещё в утробе.
          Вот мой совет: Чтоб жизнь не гробить,
          Основой жизни сделай хобби."

          Ну, это это моё хобби сформировалось конечно позже. Я писать на ВО я начал, после того как устал читать бестолковые статьи, и откровенный бред в комментариях к ним. Впрочем, в деле просвещения я не слишком преуспел. Например, в разделе "Новости" на днях была статья о том как хорошо в Сирии используют советский ЗРК "Двина" снятый с вооружения в ПВО САР 30 лет назад wassat
          Цитата: Морской Кот
          С флотом у меня не сложилось, но жизнь и так хороша.

          У меня в авиацией не сложилось, всегда хотел летать.

          Получилось, один раз на тренажере.
          1. +2
            4 июня 2021 04:53
            Получилось, один раз на тренажере.

            Сергей, приветствую Вас!

            Разрешите поинтересоваться: а с малой авиацией попробовать не пытались? Удовольствие конечно дорогое, и скорости не те, что у истребителей, но зато небо - вот оно.

            Кстати Майкрософт в том году выпустила невероятно реалистичный симулятор пилота гражданского самолета. Называется он Microsoft Flight Simulator (не реклама). Симулятор настолько достоверный, что, например, для отображения ландшафта использовались реальные спутниковые фотографии высокого разрешения. И даже скорость передвижения полностью совпадает с реальными прототипами, т.е. если условный АН-2 будет лететь из Новосибирска до Томска 40 минут, то и в симуляторе Вы будете лететь именно 40 минут (правда, не знаю есть ли именно модель АН-2 в списке доступных, но какая-нибудь Цессна есть точно). Я уже молчу про погодные условия.

            Продукт конечно сильно на любителя, но зато его можно запустить на большинстве современных домашних компьютеров.
            1. 0
              4 июня 2021 11:27
              Цитата: Dante
              Сергей, приветствую Вас!

              Разрешите поинтересоваться: а с малой авиацией попробовать не пытались? Удовольствие конечно дорогое, и скорости не те, что у истребителей, но зато небо - вот оно.

              Кстати Майкрософт в том году выпустила невероятно реалистичный симулятор пилота гражданского самолета. Называется он Microsoft Flight Simulator (не реклама). Симулятор настолько достоверный, что, например, для отображения ландшафта использовались реальные спутниковые фотографии высокого разрешения. И даже скорость передвижения полностью совпадает с реальными прототипами, т.е. если условный АН-2 будет лететь из Новосибирска до Томска 40 минут, то и в симуляторе Вы будете лететь именно 40 минут (правда, не знаю есть ли именно модель АН-2 в списке доступных, но какая-нибудь Цессна есть точно). Я уже молчу про погодные условия.

              Продукт конечно сильно на любителя, но зато его можно запустить на большинстве современных домашних компьютеров.

              Кирилл, здравствуйте!
              Для того, что бы серьёзно заниматься малой авиацией, ей надо посвящать практически всё свободное время. А вот с этим у меня очень напряженно. Много времени уходит на помощь жене в семейном бизнесе, охота-рыбалка, дети, родители - все это тоже требует внимания. Так, что, увы...Хотя пассажиром на мотодельтаплане мне очень понравилось. Катался в Коктебеле и у себя. good
              Что касается авиасимуляторов, спасибо за наводку, при случае обязательно попробую. yes

              А так, иногда "летаю" в авиасимуляторе на Googl Earth, там такая функция имеется.
            2. +2
              4 июня 2021 12:43
              Цитата: Dante
              Кстати Майкрософт в том году выпустила невероятно реалистичный симулятор пилота гражданского самолета. Называется он Microsoft Flight Simulator (не реклама). Симулятор настолько достоверный, что, например, для отображения ландшафта использовались реальные спутниковые фотографии высокого разрешения.

              Хихикс... сразу вспомнился предыдущий Microsoft Flight Simulator X: "Нашего 747-го только что обогнал воздушный шар! О, он ещё и бочку сделал!" smile
          2. +3
            4 июня 2021 10:00
            А я ударился в водолазное дело и изрядно походил под водой, частично мечта реализовалась. smile
            1. +2
              4 июня 2021 11:39
              Цитата: Морской Кот
              А я ударился в водолазное дело и изрядно походил под водой, частично мечта реализовалась. smile

              Выезжая на моря каждый раз беру гидрокостюм, ласты и маску. Но глубоко не ныряю, обычно не больше 6 м. Как-то доставал гребешка с 8 м, после этого глаза были как у вампира - от давления полопались сосуды и от жены сильно влетело.

              В тот же раз отнял у баклана кальмара, я вынырнул рядом, а он его от уже придавленного но живого от испуга бросил. В итоге в месте с гребешками и трепангами пошел на наш стол.

              По вкусу кальмары выловленные в Японском море в лучшую сторону сильно отличаются от тех, что продают в магазине.
              1. +2
                4 июня 2021 14:49
                Сергей, ты счастливый человек (на "ты" не возражаешь?), для меня море уже недосягаемо, под воду мне нельзя, а греть зад на берегу не могу -- тошно. Так что остаётся только облизываться. laughing
                А насчёт "глаз как у вампира" -- так надо продуваться, прямо сквозь маску зажимаешь нос и в него выдох, не обязательно резкий, правда при насморке сразу не выйдет. А вообще, я себе перепонку на правом ухе хорошо порвал сдуру по молодости, вся в шрамах, как сказал доктор. smile
                Кальмары у меня жена обожает, зову сейчас посмотреть фото, а она отбивается -- сразу, говорит, их сожрать захочу, но ничего, посмотрела, пришла в восторг и пошла кушать воблу. smile drinks
                1. +4
                  4 июня 2021 15:03
                  Цитата: Морской Кот
                  Сергей, ты счастливый человек (на "ты" не возражаешь?)

                  Костя, это давно пора yes
                  Цитата: Морской Кот
                  для меня море уже недосягаемо, под воду мне нельзя, а греть зад на берегу не могу -- тошно. Так что остаётся только облизываться.

                  Дык и я не так уж и молод, но жена на 10 лет моложе приходится соответствовать и держать себя в форме. wink
                  А вообще, мне Японское и Охотское моря больше нравятся чем Чёрное. В дальневосточных морях настоящий праздник жизни, после них на Чёрном нырять не интересно.
                  Цитата: Морской Кот
                  А насчёт "глаз как у вампира" -- так надо продуваться, прямо сквозь маску зажимаешь нос и в него выдох, не обязательно резкий, правда при насморке сразу не выйдет.

                  Дык меня не кто не учил... request Надел ласты и маску и полез под воду. Потом гидрокостюм приобрёл, в наших морях без него сложно. Наверху вода относительно тёплая, но уже на четырёх метрах ледяная.
                  Цитата: Морской Кот
                  Кальмары у меня жена обожает, зову сейчас посмотреть фото, а она отбивается -- сразу, говорит, их сожрать захочу, но ничего, посмотрела, пришла в восторг и пошла кушать воблу.

                  Кальмары, это что...ты живого гребешка пробовал?
                  1. +2
                    4 июня 2021 15:42
                    По поводу праздника жизни согласен, на Дальнем Востоке под воду не ходил, а вот на Белом море сам был поражен обилием разных форм живности. Там как в тропических морях и звёзды морские и губки не считая ламинарий и прочего, глаза разбегаются. Только водичка там и на поверхности ледяная даже летом, но купались, естественно, "укол шилом" до и двойной укол после, но под воду только в сухих ГК.
                    ... ты живого гребешка пробовал?

                    Так откуда? smile Мы тут ротанов жареных лопаем, да воблу покупную, правда у этой воблы весьма двусмысленное имечко -- "Пелядь", но вкуснятина обалденная, идёт на ура даже без пива.
  4. +4
    3 июня 2021 05:04
    Ура, дождался)
  5. +1
    4 июня 2021 01:14
    Автор, у вас на фотографии ЗСУ М16 явно три пулемета вместо четырех. Машина некомплектная?
    1. +2
      4 июня 2021 01:20
      Цитата: Ярослав Тэккель
      Автор, у вас на фотографии ЗСУ М16 явно три пулемета вместо четырех. Машина некомплектная?

      Здравствуйте! Меня искренне радуют такие читатели как Вы! good Это фото американской машины находящейся сейчас в музейной экспозиции. Возможно, что кто-то из любителей оружия 12,7 мм ствол "Браунинга" позаимствовал.
    2. +1
      4 июня 2021 12:50
      Цитата: Ярослав Тэккель
      Автор, у вас на фотографии ЗСУ М16 явно три пулемета вместо четырех. Машина некомплектная?

      ПМСМ, там четыре пулемёта. Просто ракурс такой, что стволы левой пары наложились друг на друга.
      На увеличенном рисунке видны конец кожуха нижнего ствола, нижний ствол на фоне кожуха верхнего ствола и светлая риска на фоне верхнего ствола (примерно на уровне дульного среза правого нижнего ствола) - дульный срез левого нижнего ствола.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»