Военное обозрение

Начало подводной войны на Балтике

37
Maлая подводная лодка типа «Малютка» XII серии
Малая подводная лодка М-35 однотипная с М-94, погибшей в первые дни войны. Подводные лодки типа «Малютка» понесли особо ощутимые потери в подводной войне на Балтике


Подводная война в Балтийском море началась уже с первых дней гитлеровского вторжения в СССР. Еще до начала войны несколько германских субмарин заняли исходные позиции на подходах к советским военно-морским базам и у входа в Финский залив. В их задачи входило блокировать действия советских надводных и подводных сил в заданных районах путем постановки минных заграждений на подходах к базам и в теснинах, а также торпедными атаками на советские корабли и суда. Мины, поставленные немецкими подлодками, были в основном оснащены магнитными взрывателями, что для советской стороны оказалось весьма неожиданной проблемой, так как Балтийский флот не располагал достаточным количеством магнитных тралов. Торпедные атаки не принесли немцам каких-то особых успехов, но две из них для советских кораблей закончились трагически.

В начале войны Краснознаменный Балтийский флот имел в своем составе 65 подводных лодок, но только 47 из них были готовы вести боевые действия. Остальные находились на ремонте или в резерве. Подводные лодки были сведены в три бригады, из которых 1-я и 2-я входили в состав отряда подводных кораблей, а 3-я оставалась учебной. Первая бригада, под командованием капитана 1-го ранга Николая Египко, базировалась первоначально в портах Прибалтики – в Лиепае, Вентспилсе и Усть-Двинске, а затем в районе Моонзундских островов с главной базой в заливе Трииги (Трига) на севере острова Сааремаа. Корабли 1-й бригады должны были действовать в районе южнее параллели 56°55', проходящей по южной оконечности острова Готланд – Сундре Хобурген. Севернее этой линии находился район действий 2-й бригады (капитан второго ранга Александр Орёл), базирующейся в Таллине и Палдиски.

Корабли обеих бригад имели задачу в своих районах действий атаковать боевые корабли и караваны судов противника и передавать донесения обо всех передвижениях флота противника. Борьба с караванами возможна была, естественно, на немецких путях сообщения, которые проходили главным образом у восточных берегов Швеции, в районе Аландских островов и в акватории южной Балтики между Мемелем и Килем. Позже, уже в ходе войны, немцы организовали новые пути сообщения вдоль восточных берегов Балтийского моря, от Лиепаи до Риги, а со временем продленные до Таллина и Хельсинки. Задачи по уничтожению кораблей противника, прежде всего, линкоров и крейсеров, можно было выполнять в районах их базирования или у советских берегов, например, во время обстрела портов или сухопутных войск. Поэтому советское командование разместило часть подводных сил на немецких коммуникациях, а часть – в портах Прибалтики, главным образом в Лиепае и Вентспилсе.

Подводная подка Щ-307
Подводная лодка Щ-307, открывшая счет вражеским кораблям, потопленным в Балтийском море

Развертывание подводных сил прошло в общем исправно. За два первых дня войны советские подводные лодки заняли боевые позиции вдоль советского побережья, а к 25 июня вдоль побережья Швеции, в районе острова Борнхольм и на водах Данцигской бухты. Кроме того, после того, как в войну включилась Финляндия, две подводные лодки из Кронштадта заняли позиции в центральной части Финского залива. При развертывании этих сил главная опасность исходила от мин, поставленных немецкими кораблями и самолетами накануне вторжения. Уже 23 июня в Ирбенском проливе на минах подорвалась М-80. Это была первая потеря подводного флота и серьезный тревожный сигнал минной опасности, но в ход развертывания подводных сил она не внесла никаких помех.

Советские подводные лодки в целом быстро заняли свои боевые позиции и приступили к несению боевой службы, но успехов пришлось ждать довольно долго. На это повлияло несколько причин.

Во-первых, уже первые дни войны наглядно показали, что выбор боевых позиций был сделан далеко не самым лучшим образом. У берегов Прибалтики, где ожидалось появление германских линкоров и крейсеров, море пустовало. На этих водах не появились никакие крупные надводные единицы, зато глубины кишели немецкими подводными лодками и поставленными ими минами. Правда, в прибрежной зоне были развернуты относительно небольшие подводные силы, но тем не менее они ослабили группировку, действующую на коммуникациях. Слишком мало осталось сил для ведения эффективных действий на юге Балтики, а западная Балтика оказалась, вообще, вне зоны действий советского флота. Правда, из-за относительно малой глубины, эти воды были мало пригодны для ведения подводной войны, но отправка хоть каких-нибудь сил в район между Борнхольмом, островом Рюген и южной Швецией была возможна и целесообразна, так как там сосредоточилась бóльшая часть немецких морских путей.

Средняя подводная лодка
Средняя подводная лодка типа, к которому относилась С-11, погибшая в проливе Соэла

Кроме того, первые дни войны выявили множество существенных недостатков в организации подводного флота и его действий. Прежде всего, подводные лодки, патрулирующие свои боевые секторы, не располагали достаточной информацией о передвижениях немецких караванов. Подлодки сами должны были организовать разведку, полагаясь на случай и зачастую упуская либо удобные позиции для атаки, либо саму возможность атаки. Хотя в небе над Балтийским морем была организована разведка с воздуха, она ограничилась прибрежными зонами. И советские разведчики не залетали в районы, по которым проходили немецкие коммуникации.

Специальная воздушная разведка в интересах подводных сил вообще отсутствовала как таковая, что отрицательно сказалось на результатах их применения против вражеского судоходства. Совершенно скверно работала связь с кораблями в открытом море. Очень мало имелось единиц, снабженных аппаратурой для приема и передачи радиосигналов в подводном положении. Радиосообщения, зачастую содержащие важные данные о передвижениях немецкого флота, приходилось, как правило, передавать по ночам, в надводном положении, во время зарядки аккумуляторов. Но даже по ночам сообщения не всегда достигали назначения, так как их передавали в точно определенное время, а подводные лодки не всегда могли в это время всплывать на поверхность.

Тактика


Далее с первых дней войны проявились недостатки в тактике ведения подводной войны, которые не способствовали высокой результативности. Подводным лодкам назначались секторы, жестко ограниченные географическими координатами, в которых они должны были оставаться в ожидании появления немецких кораблей. Это была сугубо пассивная тактика, неприменимая для ведения войны на коммуникациях, которая предполагает поиски вражеских караванов и продолжительное следование за ними для выбора удобной позиции для атаки. Также порочной была практика использовать для атаки лишь единичные торпеды – что следовало из неправильного понимания экономии дорогостоящего оружия при его низкой вероятности попадания в цель. Кроме того, суда или корабли не всегда тонули после одной торпеды, а повторение атаки обычно было затруднено или невозможно ввиду присутствия эскортных кораблей.

Подводные минные заградители
Подводные минные заградители «Калев» и «Лембит» были включены в состав Балтийского флота при вхождении Эстонии в состав СССР

Большинство организационных и тактических ошибок и недостатков проявилось в самые первые недели войны. О них говорили и писали командиры подлодок, возвращавшихся с заданий, часто предлагая пути решения проблем. Благодаря этому много недостатков было устранено уже в июле; остальные проблемы решались по мере их осмысления и сбора необходимой информации и средств.

В июле была изменена система патрулирования и больше сил было выделено для действий на коммуникациях противника. Постепенно налаживалась разведка с воздуха в интересах подводных сил. Изменилась организация связи с кораблями в море – теперь по ночам радиосообщения передавались многократно с регулярными интервалами. Флот затребовал больше средств связи. Все эти решения были нужны и постепенно внедрялись, но не только они влияли на эффективность действий советских подводных лодок. Были и факторы, независимые от воли советского командования.

В первые недели войны у советских подводных лодок не было больших возможностей потопить какое-либо значащее количество судов или кораблей ввиду того, что германское командование заранее ограничило судоходство на важнейших балтийских путях, что, несомненно, было продиктовано опасениями перед советскими подводными силами. С одной стороны, благодаря этому германский флот не понес существенных потерь, но, с другой стороны, потери понесла экономика Германии. Потери в экономике, вытекающие из сокращения грузопотока, трудно подсчитать, но, кажется, они должны были быть значительными, постольку, поскольку до войны Швеция морским путем поставляла в Германию до 2 миллионов тонн железной руды в месяц. Так, парадоксально, одним только своим существованием советский подводный флот добился значащего успеха в виде ограничения этих поставок.

Подводная лодка «Л-3»
Подводная лодка Л-3, самая результативная по итогам 1941 года.

Но ограничить, разумеется, еще не означает полностью прервать. Этого германское командование позволить себе не могло, а, пользуясь опытом битвы за Атлантический океан, с первых дней нападения на СССР организовало на Балтике систему конвоев. В южной и восточной акваториях Балтийского моря формировались караваны, преимущественно небольшие, из 2–3 судов, но с сильным сопровождением. Как правило, эскорт каравана состоял из 4–5 кораблей разного типа, а суда с ценными грузами могло сопровождать и по 8–9 кораблей. И это при том, что в атлантических конвоях пропорции между количеством кораблей сопровождения и транспортных судов были прямо противоположными, потому что там один эскортный корабль приходился в среднем на 8 транспортных судов.

В Балтийском море немцы придавали караванам не только очень сильное сопровождение, но и прикрытие с воздуха и с берега. Кроме того, они полностью использовали возможность проводить караваны в мелких прибрежных районах, недоступных подводным лодкам. Самые опасные участки пути немцы старались проходить по ночам, вероятность обнаружения подводными лодками была самой низкой; у берегов Швеции немцы неоднократно нарушали шведские территориальные воды, избегая таким образом атак со стороны советских подлодок. Всё это тоже отрицательно сказывалось на эффективности советских подводных сил.

Стоит упомянуть еще один фактор, особенно характерный для советских подводников – это их отвага, самопожертвование, дисциплина, выучка и спайка экипажей. Эти качества советских моряков помогали им форсировать минные заграждения, атаковать в сложных условиях, а зачастую спасаться в критических ситуациях. Увы, такова была обратная сторона отсутствия боевого опыта у большинства командиров и рядового состава. Опыта приходилось набираться в ходе боевых действий и зачастую платить за это самую дорогую цену.

Крейсерская подводная лодка
Крейсерская подводная лодка К-3, способная действовать на дальних коммуникациях противника

Продолжение следует...
Автор:
Использованы фотографии:
http://prooruzhie.com/voennaya-tehnika/korabli-podvodnye-lodki/1115-vmf-sssr-podvodnye-lodki-malyutki.html, http://музеймаринеско.рф/istoriya-sozdaniya-i-boevoj-put-podvodnoj-lodki-shh-307-dizel-elektricheskaya-torpednaya-lodka-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny/nggallery/thumbnails, http://www.navy.su/navysub191745/c-9bis/index-photo.htm, http://музеймаринеско.рф/eksponaty-muzeya-dnevniki-komissara-l-3-dolmatova/, http://www.sovboat.ru/photo/k3_1.jpg
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Xlor
    Xlor 3 июня 2021 04:26
    +10
    Если минные заграждения не давали выход нашим ПЛ в Балтику, то борьбу с немецкими конвоями, переправлявших железную руду и подшипники из Швеции, могла продолжить авиация. Но, увы, таковой у нас не было...
    1. tihonmarine
      tihonmarine 3 июня 2021 09:10
      +6
      Цитата: Xlor
      Если минные заграждения не давали выход нашим ПЛ в Балтику, то борьбу с немецкими конвоями, переправлявших железную руду и подшипники из Швеции, могла продолжить авиация. Но, увы, таковой у нас не было...

      Торпедоносная авиация была в зачатии, так же как и торпеда для торпедоносцев, пикурующих бомбардировщиков не было ( СБ не пикировщик ). А борьба судов с горизонтального бомбометания не эффективна, плюс истребительное прикрытие не могло производится на всём маршруте.
      1. Niko
        Niko 3 июня 2021 16:31
        +3
        Топмачтовое бомбометание применялось на Средиземном море с 1941го,так что нужны были :инициатива и желание.
        1. tihonmarine
          tihonmarine 3 июня 2021 17:33
          +5
          Цитата: Niko
          Топмачтовое бомбометание применялось на Средиземном море с 1941го,так что нужны были :инициатива и желание.

          У немцев тоже не очень хорошо было с морской авиацией. После того как Геринг подмял под Люфтваффе Морскую авиацию, морские летчики не перешли в его пенаты. С торпедой для авиации тоже затянули разработки. В конечном итоге только для войны на море могли только 26-я и 30-я гешвадер, вооружённые Не-111 и J-88, в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев, их экипажи прошли подготовку в Италии.
          1. Alexey RA
            Alexey RA 4 июня 2021 10:55
            +3
            Цитата: tihonmarine
            У немцев тоже не очень хорошо было с морской авиацией. После того как Геринг подмял под Люфтваффе Морскую авиацию, морские летчики не перешли в его пенаты.

            Там обе стороны были хороши. Геринг отдал флотским разведэскадрильи, но был вынужден забрать их обратно после того как оказалось, что флот хочет авиацию, но ничего не смыслит в ней. В частности, флотские начали ставить задачи лётчикам без учёта метео - например, требовать вылета с аэродрома, закрытого в ноль туманом.
      2. Alexey RA
        Alexey RA 4 июня 2021 10:52
        +5
        Цитата: tihonmarine
        Торпедоносная авиация была в зачатии, так же как и торпеда для торпедоносцев

        Торпедоносная авиация как раз была. И торпеды были.
        Проблема была в другом: с началом войны ВВС ВМФ использовались по большей части над сушей, замещая выбитые обычные ВВС. И стоило это флотскими лётчикам очень дорого.
        Чёрный день минно-торпедной авиации КБФ - 30 июня 1941 года. Тогда после налётов на переправы на Западной Двине (без истребительного прикрытия) в полку осталась 21 машина. И далее работа на море шла эпизодически, а в основном полк использовался в интересах СЗФ и СЗН. Впрочем, это неудивительно - ведь КБФ был напрямую подчинён армейцам из СЗН (не оперативно, а именно напрямую).
    2. NF68
      NF68 4 июня 2021 16:08
      +1
      Цитата: Xlor
      Если минные заграждения не давали выход нашим ПЛ в Балтику, то борьбу с немецкими конвоями, переправлявших железную руду и подшипники из Швеции, могла продолжить авиация. Но, увы, таковой у нас не было...


      Немцы учли уроки ПМВ когда русские минные заграждения создали немецкому флоту большие проблеммы. Поэтому немцы и так быстро подсуетились выставив свои мины.
  2. Ричард
    Ричард 3 июня 2021 04:38
    +11
    В начале войны Краснознаменный Балтийский флот имел в своем составе 65 подводных лодок, но только 47 из них были готовы вести боевые действия.

    Ошибка. На 22 июня 1941 года подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота насчитывали не 65, а 69 единиц
    Подводные лодки были сведены в три бригады, из которых 1-я и 2-я входили в состав отряда подводных кораблей, а 3-я оставалась учебной

    Опять не точно. Не 3-я учебная бригада, а учебный дивизион при учебном отряде подводного плавания
    Ссылки:
    -Балтийский Флот в июне 1941 года (статистический сборник) Приложение 4.2.
    -Балтийский флот // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985
    -Балтийский флот в Великой Отечественной войне // А — Бюро военных комиссаров / [под общ. ред. А. А. Гречко]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 1)
    1. СЕРЖ ант
      СЕРЖ ант 3 июня 2021 05:10
      +13
      Знаете,Дмитрий,данные в различных источниках (читал которые) разнятся - от 65 до 71..
      1. Ричард
        Ричард 3 июня 2021 07:11
        +9
        Подводные корабли Балтийского флота на 22.06.1941
        1-я бригада подводных лодок
        (капитан 1-го ранга Египко Николай Павлович)
        1-й дивизион (капитан 3-го ранга Трипольский, Александр Владимирович):
        1.С-1 (капитан 3-го ранга Морской Иван Тихонович) (взорвана в Либаве при отступлении)
        2.С-3 (капитан-лейтенант Костромичев Николай Александрович)
        3.С-4 (капитан-лейтенант Абросимов Дмитрий Сергеевич)
        4.С-5 (капитан 3-го ранга Бащенко Александр Аркадьевич)
        5.С-6 (капитан-лейтенант Кульбакин Василий Федорович)
        6.С-7 (капитан 3-го ранга Лисин, Сергей Прокофьевич)
        7.С-8 (капитан 3-го ранга Бойко Михаил Семенович (отдан под суд после 25.06.1941, после него назначен капитан-лейтенант Браун Илья Яковлевич (ком. ПЛ L-55))
        8.С-9 (капитан-лейтенант Рогачевский Сергей Анатольевич)
        Плавбаза 1-го дивизиона 1-й бригады «Смольный»
        2-й дивизион (капитан 3-го ранга Червинский Владимир Александрович)
        9.С-10 (капитан 3-го ранга Бакунин Борис Константинович)
        10.С-101 капитан 3-го ранга Векке Виктор Кузьмич)
        11.С-102 (капитан-лейтенант Иванов Борис Владимирович)
        Плавбаза 2-го дивизиона 1-й бригады «Иртыш»
        3-й дивизион (капитан 3 ранга Аверочкин Анатолий Кузьмич):
        12.Л-3 (капитан 3 ранга Грищенко Петр Денисович)
        13."Калев" (капитан-лейтенант Ныров Борис Алексеевич)
        14."Лембит" (капитан-лейтенант Полещук Владимир Антонович)
        15."Ронис" (капитан-лейтенант Мадиссон Александр Иванович) (взорвана в Либаве при отступлении)
        16."Спидола" (старший лейтенант Бойцов Вячеслав Иванович) (взорвана в Либаве при отступлении)
        4-й дивизион (капитан-лейтенант Матвеев Степан Ионович)
        М-71 (капитан-лейтенант Костылев Лев Николаевич) (взорвана в Либаве при отступлении)
        17.М-77 (старший лейтенант Хлюпин Николай Алексеевич)
        18.М-78 (старший лейтенант Шевченко Дмитрий Леонтьевич)
        19.М-79 (старший лейтенант Автомонов Иван Васильевич)
        20.М-80 (капитан-лейтенант Мочалов Федор Александрович) (взорвана в Либаве при отступлении)
        21.М-81 (капитан-лейтенант Зубков Фёдор Антонович)
        22.М-83 (старший лейтенант Шалаев Павел Михайлович) (взорвана в Либаве при отступлении)
        2-я бригада подводных лодок
        (капитан 2-го ранга Орел Александр Евстафьевич)
        6-й дивизион (капитан 2-го ранга Федотов Михаил Васильевич):
        23.Щ-309 (капитан 3-го ранга Кабо Исаак Соломонович)
        24.Щ-310 (капитан-лейтенант Ярошевич Дмитрий Климентьевич)
        25.Щ-311 (капитан-лейтенант Вершинин Фёдор Григорьевич)
        7-й дивизион (капитан 3-го ранга Егоров Владимир Алексеевич):
        26.Щ-317 (капитан 3-го ранга Андронов Алексей Герасимович)
        27.Щ-318 (капитан-лейтенанта Афанасьев Владимир Константинович)
        28.Щ-319 (капитан-лейтенант Агашин Николай Сидорович)
        29.Щ-320 (капитан-лейтенант Вишневский Иван Макарович)
        30.Щ-322 (капитан-лейтенант Ермилов Виктор Андреевич)
        31.Щ-323 (капитан-лейтенант Иванцов Федор Иванович)
        32.Щ-324 (капитан-лейтенант Тархнишвили Георгий Иорамович)
        8-й дивизион (капитан 3 ранга Юнаков Евгений Гаврилович):
        33.М-90 (старший лейтенант Татаринов Иван Михайлович)
        34.М-94 (старший лейтенант Дьяков Николай Васильевич)
        35.М-95 (старший лейтенант Федоров Леонид Петрович)
        36.М-96 (капитан-лейтенант Маринеско, Александр Иванович)
        37.М-97 (капитан-лейтенант Дьяков Николай Васильевич)
        38.М-98 (капитан-лейтенант Беззубиков Иван Иванович)
        39.М-99 (старший лейтенант Попов Борис Михайлович)
        40.М-102 (старший лейтенант Гладилин Петр Васильевич)
        41.М-103 (капитан-лейтенант Нечкин Вадим Дмитриевич)
        Плавбазы «Ока» (Тип «Кама»), «Полярная Звезда», «Амур».
        учебный отряд подводного плавания
        (контр-адмирал Заостровцев, Алексей Тимофеевич)
        9-й дивизион (капитан-лейтенант Мохов Николай Константинович):
        42.М-72 (старший лейтенант Кулыгин Николай Николаевич) (на 22.06.1941 в ремонте)
        43.М-73 (старший лейтенант Каланин Виктор Петрович) (на 22.06.1941 в ремонте)
        44.М-74 (старший лейтенант Сазонов Дмитрий Михайлович) (на 22.06.1941 в ремонте)
        45.М-75 (старший лейтенант Тарасов Павел Степанович) (на 22.06.1941 в ремонте)
        46.М-76 (лейтенант Жаворонков Георгий Александрович) (на 22.06.1941 в ремонте)
        13-й дивизион:
        47.Щ-303 (капитан 3-го ранга Травкин Иван Васильевич)
        48.Щ-304 (капитан 3-го ранга Афанасьев Яков Павлович)
        49.К-3 (капитан 3-го ранга Малофеев Кузьма Иванович)
        50.К-21 (капитан-лейтенант Жуков В. Н.) (с 8.06.1941 совершает переход на Северный флот через Беломоро-Балтийский канал)
        51.К-22 (капитан 2-го ранга Котельников Виктор Николаевич)
        14-й дивизион:
        52.К-23 (капитан 3-го ранга Потапов Леонид Степанович)
        53.Л-1 «Ленинец» (капитан 3-го ранга Могилевский Сергей Сергеевич)
        54.Л-2 «Сталинец» (капитан-лейтенант Чебанов Александр Петрович)
        55.С-11 (капитан-лейтенант Середа Анатолий Михайлович) (включена в состав КБФ 30.07.1941)
        56.С-12 (капитан-лейтенант Тураев Василий Адрианович) (включена в состав КБФ 30.08.1941)
        57.С-13 (старший лейтенант Маланченко Петр Петрович) (11.07.1941 начала переход на Балтику по Мариинской водной системе, включена в состав КБФ 30.08.1941)
        отдельный учебный дивизион подводных лодок (капитан 2 ранга Эйхбаум Николай Эдуардович):
        58.П-1 «Правда» (лейтенант Логинов Иван Андреевич)
        59.П-2 «Звезда» (капитан-лейтенант Попов Иван Петрович)
        60.П-3 «Искра» (капитан-лейтенант Пантелеев Алексей Николаевич)
        61. М-401 (заводской номер С.135) опытная лодка с единым двигателем по типу ЕД-ХПИ (капитан-лейтенант Туманов Алексей Сергеевич) в строй во время ВОВ так и не вступила
        62.Щ-301 (капитан-лейтенант Грачёв Иван Васильевич)
        63.Щ-302 (капитан-лейтенант Нечкин Вадим Дмитриевич)
        64.Щ-305 (старший лейтенант, ВРИД Кочетков Константин Сергеевич)
        65.Щ-306 (старший лейтенант Смоляр Николай Иванович)
        66.Щ-307 (капитан-лейтенант Петров Николай Иванович)
        67.Б-2 (капитан-лейтенант Быховский Израиль Адольфович)
        68.Л-55 (старший лейтенант Браун Илья Яковлевич)
        69.опытная лодка «РЕДО» (капитан-лейтенант Карташев Николай Иванович)
        ИТОГО: 69 ПЛ
        Ссылка:"Балтийский Флот в июне 1941 года" (статистический сборник КБФ) Приложение 4.2.
        1. СЕРЖ ант
          СЕРЖ ант 3 июня 2021 07:48
          +12
          Ну вот,если по этому источнику считать,тогда минус К - 21(с 8.06.1941 совершает переход на Северный флот через Беломоро-Балтийский канал), и С - 11(включена в состав КБФ 30.07.1941),12(включена в состав КБФ 30.08.1941),13 ( включена в состав КБФ 30.08.1941 - та самая,кстати,единственная подводная лодка серии "С", дожившая до Победы на Балтике и потопившая под командованием Маринеско "Wilhelm Gustloff" и "General Steuben" ),то и получится 65 на 22 июня 1941.
        2. Кэптен45
          Кэптен45 3 июня 2021 09:59
          +8
          Цитата: Ричард
          3-й дивизион (капитан 3 ранга Аверочкин Анатолий Кузьмич):
          12.Л-3 (капитан 3 ранга Грищенко Петр Денисович)

          Капитан 1-го ранга Грищенко П.Д. впоследствии написал книгу "Схватка под водой" о своей службе в должности командира подводной лодки Л-3.
          1. Ричард
            Ричард 3 июня 2021 10:29
            +8
            Такая книга не попадалась.
            У моего брата в Питере есть книга Петра Денисовича "Боевая деятельность подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота на Балтийском море в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." с авторской дарственной надписью брату нашей прабабушки контр-адмиралу КБФ.
            ЕМНИП, П. Д. Грищенко был единственным на Балтике командиром подводной лодки с академическим образованием и неоднократно указывал командованию Краснознамённого Балтийского флота на оперативно и тактически неграмотное использование подводных лодок флота в сложившихся тяжёлых обстоятельствах. Когда об этом окольными путями стало известно Ставке Верховного Главнокомандования И. В. Сталин лично запретил командующему флотом вице-адмиралу (впоследствии — адмиралу) В. Ф. Трибуцу посылать подводные лодки фактически «на убой», Трибуц своеобразно отомстил Грищенко, назначив того в марте 1943 года на должность начальника противолодочной обороны флота — и это при том, что и немцы, и финны в то время не планировали вводить свои подводные лодки в Финский залив.
            В 1947 году, получив недвусмысленные намёки со стороны начальства о невозможности дальнейшего продвижения по службе, был вынужден перейти на преподавательскую и научно-исследовательскую работу в Военно-морскую академию, где защитил диссертацию на cоискание учёной степени кандидата военно-морских наук по теме «Анализ использования подводных лодок в Великой Отечественной войне»
            1. Кэптен45
              Кэптен45 3 июня 2021 22:54
              +2
              Цитата: Ричард
              Такая книга не попадалась.

              Я скачал её или на сайте "Военная литература" или на "ЛитМир" в разделе "Военные мемуары", точно не помню, адрес сайта не сохранил. Что на одном, что на другом сайте в разделе "Мемуары" попадаются интересные книги и совершенно бесплатно, рекомендую hi
              1. Ричард
                Ричард 3 июня 2021 23:36
                +2
                Спасибо, Юрий. Обязательно найду
  3. СЕРЖ ант
    СЕРЖ ант 3 июня 2021 04:40
    +11
    Первой боевого успеха на Балтике добилась подводная лодка «С-11» (командир капитан-лейтенант А. М. Середа, на борту командир дивизиона капитан 3 ранга И. Н. Тузов), которая 19 июля 1941 г. торпедировала и потопила в районе Паланги вражеский сетепрорыватель № 11. Успехом балтийского подплава стало потопление подводной лодкой «Щ-307» (командир — Н.И. Петров) немецкой подводной лодки «U-144» в августе 1941 года.
    10 августа в том же районе подводная лодка «С-4» (командир капитан-лейтенант Д. С. Абросимов) потопила танкер противника «Кайя» (3223 брт). Находясь на позиции в районе Либавы, лодка обнаружила транспорт и танкер противника, шедшие курсом 170° в охранении трех тральщиков и двух катеров. «С-4» легла на курс атаки. Состояние моря было благоприятным: волна 4-5 баллов, видимость 40-50 каб. Сблизившись с танкером до 6 каб, командир лодки произвел выстрел двумя торпедами. В момент залпа лодка подвсплыла до глубины 3 м. Опасаясь обнаружения, командир приказал выполнить быстрое погружение и увеличил скорость. Лодка с ходу ударилась о грунт и замерла на глубине 22 м. Вскоре начали рваться глубинные бомбы. Разрывы с некоторыми перерывами слышались около 12 ч. К полуночи бомбежка прекратилась, и командир лодки, подождав немного, решил всплыть в надводное положение. Противника вблизи не оказалось. У носа и кормы лодки были выставлены знаки ограждения. Обозначенное место окружало большое масляное пятно. Противник, видимо, решил, что лодка уничтожена, и ушел. «С-4», дав ход дизелями, покинула опасный район.В июле 1941 г. «Л-3» вышла на минную постановку в район Данцигской бухты. На этот раз командиру была предоставлена возможность выполнить минную постановку с учетом данных собственного наблюдения. С прибытием в район «Л-3» в течение двух суток вела разведку района. 19 июля в 8 ч утра были обнаружены два тральщика противника. Более часа Грищенко наблюдал за ними и сделал вывод, что вражеские корабли осуществляли контрольное траление. Как только тральщики ушли, «Л-3» выставила на протраленном фарватере минное заграждение, после чего отошла в сторону. Около 7 ч вечера, когда лодка находилась в 7 милях от района минной постановки, в отсеках услышали сильный взрыв. В направлении поставленных мин в перископ был виден столб черного дыма. Спустя час после взрыва в том же направлении были слышны взрывы глубинных бомб: противник решил, что в районе фарватера действует советская подводная лодка.
    Второй поход «Л-3» подтвердил целесообразность предоставления командирам подводных лодок инициативы в выборе мест постановки мин. В октябре-ноябре на минах, поставленных «Л-3», подорвались транспорты противника «Хенни» (764 брт), «Поллукс» (3161 брт), «Эгерау» (1142 брт) и траулер «Гюнтер».
    В августе 1941 г. в поход вышла подводная лодка «Лембит» (командир капитан-лейтенант В. А. Полещук), которая должна была поставить мины в южной части Балтийского моря. Прибыв в назначенный район, командир произвел разведку к западу от о. Борнхольм и, воспользовавшись предоставленным ему правом, поставил мины на выявленных путях движения транспортов противника. Было выставлено пять минных банок с интервалом 8-12 каб, по четыре мины в каждой банке. На минах, поставленных подводной лодкой, подорвались три судна: транспорт с 9 тыс. т железной руды, учебное судно «Дойчланд» и морской железнодорожный паром «Штарке». Командование дало высокую оценку боевому походу подводной лодки «Лембит».
    В августе 1941 г. подводная лодка «Калев» (командир капитан-лейтенант Б. А. Ныров) произвела постановку десяти мин тремя банками в районе Овиши - Ужава. Постановка была удачной. 26 сентября здесь подорвалась немецкая плавбаза «Мозель» (8408 брт),а в ноябре - транспорт (2111 брт). Получивший пробоину при взрыве мины транспорт «Эспирайт» выбросился на побережье.
    1. СЕРЖ ант
      СЕРЖ ант 3 июня 2021 04:42
      +11
      20 сентября 1941 года, вышла подводная лодка «Щ-320» (командир — И.М. Вишневский), которая установила возможность прорыва в открытую Балтику через Финский залив и, действуя в Данцигской бухте, потопила транспорт противника. Из иных лодок в район боевых действий удалось пройти только «Щ-323» (командир — Ф.И. Иванцов). «Щ-322» и «С-8» погибли на минах в Финском заливе. По итогам похода командованием флота «Щ-323» было засчитано потопление трех судов противника. 17 января 1942 года лодка была награждена орденом Боевого Красного знамени, став первой краснознаменной подводной лодкой Балтики в Великую Отечественную войну.
      Командир «Щ-323» Ф.И. Иванцов на палубе своего корабля. Всего в июне-декабре 1941 года подводные лодки Балтийского флота выполнили 79 походов на вражеские коммуникации, потопив 6 транспортных судов и одну плавбазу. За первый год войны Балтийский флот потерял 27 подводных лодок, из них шесть были взорваны экипажами при оставлении военно-морских баз, две — потоплены авиацией и артиллерией противника в Кронштадте и Ленинграде.
      1. СЕРЖ ант
        СЕРЖ ант 3 июня 2021 04:49
        +13
        Большинство организационных и тактических ошибок и недостатков проявилось в самые первые недели войны.
        Всё было..Днем 9 июля ПЛ «С-6» IX-бис серии прибыла в бухту Кихелькона, где ожидала эскорт для перехода в Таллин. Командир ПЛ, считая себя в безопасности, разрешил личному составу купаться. В 15.23 лодка была атакована самолетом Ju-88. Две 250-кг бомбы упали в 100м от ПЛ. Самолет сделал три захода и обстрелял лодку пулеметным огнем. В результате обстрела было убито 3 человека, тяжело ранено – 4 человека, в том числе командир лодки, легко ранено – 3 человека, в том числе военком. Отражая атаку артиллерийским огнем ПЛ вышла из бухты и в 16.17 погрузилась. В командование лодкой вступил находившийся на борту дивизионный штурман старший лейтенант А.И.Ильин.
        Днем 10 июля во время перехода а Триги (осуществляла его совместно с «С-5» в охранении СКА) атакована самолетом противника, сбросившим 2 бомбы. После атаки погрузилась и отстала от отряда. Вечером в подводном положении обнаружена и атакована нашими СКА. В ночь на 11 июля после всплытия обстреляна береговой батареей с мыса Пангенук. Днем встречена нашими СКА и сопровождена в Триги, куда прибыла в ночь на 12 июля. 12 июля перешла в Таллин.
    2. Undecim
      Undecim 3 июня 2021 12:37
      +1
      Первой боевого успеха на Балтике добилась подводная лодка «С-11» (командир капитан-лейтенант А. М. Середа, на борту командир дивизиона капитан 3 ранга И. Н. Тузов), которая 19 июля 1941 г. торпедировала и потопила в районе Паланги вражеский сетепрорыватель № 11.

      Информация не соответствует действительности.
      http://www.sovboat.ru/ship/s11.php3
      https://flot.com/blog/historyofNVMU/2374.php?print=Y
      Таких кораблей, как сетепрорыватель, в составе германского флота вообще не было.
      1. Paul Neumann
        4 июня 2021 11:23
        +3
        Первой боевого успеха на Балтике добилась подводная лодка С-11 (командир капитан-лейтенант А.М.Середа), которая 19 июля 1941 года торпедировала и потопила в районе Паланги вражеский сетепрорыватель №-11. (В. Н. Бойко, Трагедии Балтийского подплава)

        19 июля 1941 года "С-11" под командованием капитан-лейтенанта А. М. Середы в районе Паланги торпедировала и потопила фашистский сетепрорыватель. (Г. М. Егоров, Фарватерами флотской службы)

        Позднее станет известно, что 19 июля подводная лодка С-11 открыла боевой счет подводников КБФ: потопила сетепрорыватель №11 водоизмещением около 5000 тонн с вражескими войсками. (Г. М. Обушенков, При моем участии)

        Действуя в южной части Балтийского моря, «С-11» 19 июля 1941 года в районе Паланги потопила немецкое вспомогательное судно - сетепрорыватель № 11 («КТ-11») водоизмещением около 5 000 тонн, на котором перевозились войска противника. (С. А. Гуров, По следам балтийского подплава)

        не стоит быть бóльшим католиком чем папа римский.
        1. Undecim
          Undecim 4 июня 2021 11:49
          -2
          Если Вы еще найдете в составе "Кригсмарине" указанный Вами "сетепрорыватель" с соответсвующим подтверждением в германских источниках о его потоплении в указанную дату, я тут же признаю святость римского понтифика.
          1. Paul Neumann
            4 июня 2021 13:54
            +4
            sperrbrecher-11 входила в состав 1. sperrbrecherflotille под командованием капитана третьего ранга христиана шмидта-престина. немецкие источники не подтверждают её потери - иногда отрицают её потерю, но чаще всего умалчивают о её судьбах. иногда путают со sperrbrecher-ii, которая затонула в скагерраке. можно найти информацию, что sperrbrecher-11 служила после войны в немецкой администраци по разминированию, но нет никакой информации подтверждающей, что речь идет об одном и том же судне. можно найти информацию, чро sperrbrecher-11 использовалась как транспорт.
            короче, никто не подверждает успех с-11. считается, что первым подтвержденным успехом на балтике было потопление u-144 подлодкой щ-307, 9 августа 1941.
            а официальный титул папы римского - "его святейшество", независимо от того, признаете вы это или нет.
            1. Undecim
              Undecim 4 июня 2021 15:00
              0
              короче, никто не подверждает успех с-11

              Ключевая фраза Вашего комментария. То есть непонятно даже, о каком корабле идет речь вообще, не говоря уже о его потоплении. Творческих Вам успехов.
              Всегда приятно иметь дело с человеком, умеющим признавать свои ошибки.
              А местные хомячки уже успели оставить следы своей жизнедеятельности в виде минусов.
              1. Paul Neumann
                13 июня 2021 22:56
                0
                просто читаюэие люди увидели написанное в статье русским по белому: "Подводная лодка Щ-307, открывшая счет вражеским кораблям, потопленным в Балтийском море."
                а думающие люди к тому же знают, что a la guerra come a la guerra - торпедировал, но не стал наблюдать за потоплением. или не мог ждать. или слышал взрыв, и решил, что потопил, а на самом деле судно доковыляло до порта. или ощибся с опознанием цели и поэтому донесение о торпедировании не бьется с послевоенными данными. или в немецких источниках неверные данные (гросс-пираты не врут? ха-ха!). или, что уж греха таить, может подводник приврал. пусть вам будет - весь экипаж приврал. в такое трудно поверить, но поправьте меня, если я упустил еще какую-то возможность.
                поэтому важно подтвердить каждый потопленный корабль (сбитый самолет). потому что в военное время это имеет значение - и военное, и финансовое. а до тех пор успех считается неподтвержденным. 30 лет спустя ветераны пишут мемуары и слово "неподтвержденный" пропускают, ибо непедагогично, непатриотично и недухоскрепно. а еще 70 спустя какой-то малолетний любитель в интернете начнет тыкать мышкой в какую-то забытую, неудокументованную и коряво переведенную писульку с воплем "всё врут ветераны и историки! мы с хайке флергенпутцем лучше знаем!"
                1. Undecim
                  Undecim 13 июня 2021 23:02
                  0
                  Что Вы хотели сказать своим комментарием?
                  Вы привели не подтвержденный документально исторический факт.
                  Первой боевого успеха на Балтике добилась подводная лодка «С-11» (командир капитан-лейтенант А. М. Середа, на борту командир дивизиона капитан 3 ранга И. Н. Тузов), которая 19 июля 1941 г. торпедировала и потопила в районе Паланги вражеский сетепрорыватель № 11.

                  Я указал на то, что Вы привели никаким документом не подтвержденный исторический факт.
                  Что Вы пытаетесь мне доказать? Что из высоких патриотических побуждений неподтвержденные факты могут быть использованы?
  4. Ольгович
    Ольгович 3 июня 2021 07:05
    +4
    первое, что приходит в голову при упоминании действий ПЛ на Балтике-это не единичные трагедии при прорыве ими заграждений в Финском заливе....
  5. smaug78
    smaug78 3 июня 2021 08:45
    -1
    кажется, они должны были быть значительными, постольку, поскольку до войны Швеция морским путем поставляла в Германию до 2 миллионов тонн железной руды в месяц. Так, парадоксально, одним только своим существованием советский подводный флот добился значащего успеха в виде ограничения этих поставок.
    Автор, тут мыслям на заборе не верят. Только цифры... Так что статье - двойка...
    1. Niko
      Niko 3 июня 2021 12:45
      -2
      В 1941м было из Швеции в Германию поставлено руды больше чем в 1940м.Автор фантазирует.
      1. Paul Neumann
        4 июня 2021 11:26
        +2
        для тех, кто тексты читает по диагонали: рчь идет об июле/августе 1941-го. до реальной подводной войны когда еще время дойдет. пока на подходе, pardon mon canadien, таллинский переход.
        1. Niko
          Niko 4 июня 2021 16:01
          -2
          "Кажется они были значительными...."Точнейшая информация,почему вы не взяли псевдоним "братья Гримм"?или что- то подобное? А минусов можете ставить сколько хотите со своими "геноссе" .Ниже в комментарии есть таблица поставок laughing
  6. Undecim
    Undecim 3 июня 2021 11:51
    +3
    Потери в экономике, вытекающие из сокращения грузопотока, трудно подсчитать, но, кажется, они должны были быть значительными, постольку, поскольку до войны Швеция морским путем поставляла в Германию до 2 миллионов тонн железной руды в месяц. Так, парадоксально, одним только своим существованием советский подводный флот добился значащего успеха в виде ограничения этих поставок.

    Никакого успеха в ограничении поставок морем железной руды из Швеции в Германию флот не добился.
    Наоборот, поставки руды морским путем в 1941 году против предыдущего года выросли.
  7. Niko
    Niko 3 июня 2021 12:55
    +2
    "Воды Балтики КИШЕЛИ подводными лодками немцев" ОБОРЖАЛСЯ.... К началу войны немцы использовали 5(ПЯТЬ) подводных лодок на Балтике против СССР .Конечно когда умеешь-и пять это сила,а когда не умеешь и 150 не помогут. Но использовать термин КИШЕЛА не совсем честно ....Автор,почитайте что-нибудь прежде чем писать героические эпосы.
    1. Paul Neumann
      4 июня 2021 11:29
      +2
      "немецкими подводными лодками И поставленными ими минами" - одна маленькая буква для неграмотного человека но гигантская разница для человека читающего.
      1. Niko
        Niko 4 июня 2021 15:58
        0
        Из-за таких "грамотеев"как вы,огромная часть молодёжи смеётся над ВОВ ,думая что это сказки. Потому что проверив за минуту в гугле "факты"из вашей писанины,они думают что раз про войну надо врать чтобы показать героизм-значит его (героизма)и не было
        1. Paul Neumann
          13 июня 2021 23:00
          -1
          нет, это просто молодежь отучили читать и думать и научили хаять всё отечественное и верить любой писульке и киноподелке от наших врагов.
  8. Alexey RA
    Alexey RA 4 июня 2021 17:26
    +3
    Подводная война в Балтийском море началась уже с первых дней гитлеровского вторжения в СССР. Еще до начала войны несколько германских субмарин заняли исходные позиции на подходах к советским военно-морским базам и у входа в Финский залив.

    Мауно Йокипии писал, что в центральном секторе Финского залива наряду с немецкими работали и финские ПЛ - сразу с 22.06.41, ещё до вступления Финляндии в войну.
    В день «X» финны помимо заградительного минирования в водах Аландского архипелага планировали произвести постановку мин с подлодок у эстонского побережья: а) еще до наступления дня X с трех подлодок при входе в Таллиннский залив и б) с интервалом в три дня — два заграждения к востоку, на трассе, ведущей к Кронштадту. Между этими минными заграждениями оставались проходы для торпедных атак финских подводных лодок. Финские подводные лодки должны были вести свои операции восточнее 25 градусов восточной долготы. Западный сектор оставался свободным для немецких военно-морских сил.
    В приказе, полученном финскими субмаринами, сформулированы задачи как по минированию вод на минимальном удалении от вражеского берега (иными способами выполнить эту задачу незамеченным было невозможно), так и определена наступательная тактика торпедных ударов. Приказ на его исполнение командирам подводных лодок был отдан капитаном третьего ранга (впоследствии командующим подводным флотом Финляндии) Арто Кивикуру. Он был отдан устно, на картах, доставленных из штаба военно-морских сил, были очерчены лишь районы действия. О выполнении секретного задания нельзя было даже делать запись в корабельном журнале.

    Вся документация о поставленных минных полях была оформлена только 26 июня 1941 г., т. е. с началом войны. В ходе второго рейда подводных лодок 23–24 июня два минных поля были поставлены к западу от острова Суурсаари.

    Минные поля, поставленные в ночь на 22 июня 1941 г. тремя финскими субмаринами у эстонского побережья в водах Мохни, Калгрунда и Кунды, а также 23–24 июня в районе Суурсаари, Рускери и Лянсивиири. Хотя немцы напрямую и не требовали прямой поддержки такого рода, финны, которые на переговорах в Киле 6 июня отказались пропустить немецкие подводные лодки в восточную часть Финского залива, хотели тем не менее продемонстрировать исполнение возложенных на них ожиданий в рамках братства по оружию.

    Если бы стали утверждать, что Главный штаб ничего не знал о тайных морских операциях тех дней, это утверждение в лучшем случае могло касаться только первого рейда, но никак не второго, который нашел подтверждение в документах Главного штаба, давшего «добро» на его проведение.
    © Йокипии Мауно. Финляндия на пути к войне.
  9. nemoXX
    nemoXX 6 июня 2021 15:26
    0
    Красная пропаганда утверждала, что Гитлер "отлично подготовился к войне", имея к началу 2-й МВ 57 ПЛ на все океанские театры, из которых только 17 могли действовать в Атлантике. С учетом переходов "туда и обратно", в начале войны в Атлантике действовали 2-3 ПЛ. СССР же, имея 65 ПЛ только на Балтике, более 200 ПЛ всего + десятки в постройке - " к войне недоготовился"! Поэтому, единственную задачу, ему поставленную после начала "нежданной великой отечественной" - прервать доставку железной руды из Швеции в Германию - провалил с треском. Вплоть до марта 45 г, когда британцы не стали бомбить и торпедировать немецкие балтийские конвои, Германия ввозила шведскую руду без помех со стороны КБФ. Интересным нюансом является и то, что в 41-м советские подводники порой рапортовали о потоплении "немецких транспортов с рудой", что не подтвердилось после войны на основе немецких документов. Выяснилось, что сов. ПЛ топили ... нейтральных шведов. Скрывая эти факты фиктивными приказами на патрулирование совсем в других местах. Именно поэтому, сравнительно недавнее обнаружение потопленной где-то около Борнхольма С-8, далеко от места, где она якобы патрулировала (по бумагам), вызвало маленькую сенсацию: "как, мол, она там оказалась?" Но против шведов воевала не только С-8.