Military Review

China unveils stealth helicopter concept based on American Black Hawk

13

The author of The Drive magazine Tyler Rogoway believes that the PRC's desire to create stealth helicopters looks quite natural in the general context of the development of stealth technologies in the Middle Kingdom. Not so long ago, it became known about the development of a stealth helicopter model, which is being carried out by the Chinese Institute for Helicopter Research and Development, a subsidiary of the Chinese aviation corporation (AVIC).


Having studied the photos of the model that got to the press, Tyler Rogoway concludes that the shown helicopter is, apparently, a version of the adaptation of the Chinese Z-20 medium-duty helicopter, which in the United States is considered a clone of the H-60 ​​Black Hawk helicopter.

History creation of the Z-20 helicopter is unique in itself. In the 1980s, when the Cold War was still going on and the United States viewed China as a tactical ally against the USSR, including in the confrontation in Afghanistan, a number of American weapons were exported to the Celestial Empire. However, after the events in Tiananmen Square in 1989, the export of military equipment from the United States to China stopped. But American helicopters were taken as the basis for creating a multi-functional platform for the People's Liberation Army of China.

In fact, attempts to modify the H-60 ​​Black Hawk into a stealth helicopter are not unique. Stealth helicopters are also being developed in the United States. According to Rogoway, the US stealth hawks became famous for their participation in the 2011 raid to assassinate Osama bin Laden.

China unveils stealth helicopter concept based on American Black Hawk

As for the Chinese developments, even earlier, the American observer writes, there were signs that Beijing was working on the design of stealthy helicopters. But there have been more rumors about the development of stealth helicopters than true information. It would seem that China will have to make up a lot before releasing an unobtrusive copy of the Z-20. But the capabilities of the Celestial Empire should not be underestimated.

Tyler Rogoway believes that Chinese developments are quite real, and here's why. First, China, according to the observer, has long been engaged in industrial espionage, stealing new technologies from the United States. Over the past decades, Chinese intelligence agencies have managed to ferret out a huge amount of secrets of the American aerospace industry.

Second, the Chinese are rethinking the experience of using the Black Hawks in Operation Neptune's Spear in 2011. One of the helicopters lost its tail section. The Pakistani military covered the wreckage of the helicopter with a cloth and then secretly removed it from the scene. But it was too late: reporters were able to get photographs showing the previously hidden US stealth helicopter technology. Two weeks later, the United States still forced Pakistan to return the wreckage of the helicopter. But those days that the tail was at the disposal of the Pakistani military might well have been enough to familiarize the Chinese engineers with it.

According to Tyler Rogoway, thanks to the tail of the American helicopter, China has gained extensive knowledge in the field of materials science, production methods, and helicopter configuration. In the hands of Beijing was a lot of highly classified know-how to create a copy of the Black Hawk. The loss of the tail has increased China's knowledge base on stealth helicopters by at least a decade, the columnist points out.

Naturally, China simply could not help but take advantage of such a chance. As a result, a conceptual model appeared, reminiscent of an American helicopter, but with some innovations. According to Rogoway, the Chinese modification of the Z-20 helicopter in question has a trapezoidal airframe, and the exhaust appears to be directed into an enlarged tail boom and out of the upper ventilation system to minimize the infrared signature.

The tail of the helicopter looks less convoluted than that of the American Stealth Hawk. Rogoway believes that this may be due to the desire of the Chinese to reduce the radar signature. There is no doubt, the American observer stresses, that China will still implement the concept of a stealth helicopter, given the scale of investments that the PRC leadership is making in the development of the aerospace industry.
Author:
Photos used:
Twitter / East Pendulum
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Ramadan
    Ramadan 1 June 2021 09: 22
    +5
    The strategy of a nimble C grade: if you don't know the answer yourself, then find it from someone who knows.
    1. Doccor18
      Doccor18 1 June 2021 09: 33
      +9
      Quote: Ramazan
      The strategy of a nimble C grade ...

      It is precisely from such "C grade" that large businessmen and politicians emerge ...
      1. Paul zewike
        Paul zewike 1 June 2021 09: 48
        +1
        Those. All those who make life worse :)
        1. Peak
          Peak 1 June 2021 10: 00
          -2
          the Chinese are rethinking the experience of using the Black Hawks in Operation Neptune's Spear in 2011. One of the helicopters lost its tail section. The Pakistani military covered the wreckage of the helicopter with a cloth and then secretly removed it from the scene. But it was too late: reporters were able to get photographs showing the previously hidden US stealth helicopter technology. Two weeks later, the United States still forced Pakistan to return the wreckage of the helicopter. But those days that the tail was at the disposal of the Pakistani military may well have been enough to familiarize the Chinese engineers with it.


          China unveils stealth helicopter concept based on American Black Hawk

          I don’t understand in any way that the Chinese found such a "stealth" in Black Hawk to design their own stealth helicopter on its basis ???

          A machine as a machine, with an EPR +/- characteristic equal to other analogues request ...
          1. Shurik70
            Shurik70 1 June 2021 11: 08
            -1
            I wonder how the principle of "invisibility" is realized?
            In stealth aircraft, the absorbing coating only partially renders invisible, since it effectively absorbs only one radio wave range. The main thing is the angles that reflect the radio beam to the side.
            You can't do that in a helicopter.
            1. Nikolay Ivanov_5
              Nikolay Ivanov_5 1 June 2021 20: 54
              -1
              The main thing is to say that he is invisible until others believe it.
    2. Dmitry V.
      Dmitry V. 1 June 2021 10: 31
      +5
      You might think that when the Chinese pilot flew in with an unexploded sidewinder in the fuselage, ours got into a pose and said - no, we won't copy, it's not human ...

      Sidewinder is a vivid example of how one person in the complex thought over and combined a wide range of original solutions. This is a very interesting rocket in engineering terms, which has a number of truly ingenious solutions found by one person. His last name is McClean and he served in the United States Navy. Taking an unguided rocket as a basis, he created a very integrated, extremely economical design.

      and further
      "Sidewinder" ended up in NII-2, in my department. We began to study it and for the first time encountered those original solutions that I described above. We quickly figured out how the homing head works, although only a piece remained of the mirror. But the photocell is well preserved. Khorol quickly reproduced the electronic-optical part, but for a long time we could not understand how the "top" mirror rotated. It was clear that we were faced with some kind of electric motor, but its specific design remained unclear. Professor M. I. Romanov from MEPhI, a specialist in electric drives, got down to business. He quickly figured out the riddle. A magnet was fixed on the mirror, and when the current passed through the stator winding, this magnet was drawn in by the arising magnetic field and the mirror began to rotate. At this time, the moving magnet itself made a switch - the current was supplied to the next winding - and so, rotating, the magnet switched the current to the next windings. The winding was located in the rocket body, forming the stator of the electric motor. Romanov looked at us and said:

      - Guys, this is a gramophone synchronous motor ...

      It turns out that sometime before the war, gramophones were created on this principle.

      And we could not understand anything because the Chinese managed to pick out the stator winding from the compound that had filled it. And when a bunch of wires were sent after us, we did not understand how they turned on. Okay, Romanov helped.

      How the steering gear works, they could not understand until they received the cover. At first, the Chinese simply did not give it to us, but we were sure that it was in it that the feedback potentiometer should be located, since it was not found anywhere else. We have already understood that the drive is powered by powder gases, but it cannot simply "slap" the rudders, but must deviate in proportion to the signals, but this requires feedback. We started sending requests to China: "Send the cover!" In the end, they found it, sent it, and - there was no potentiometer in it. But at this time in TsAGI in the wind tunnel the rudders were blown. But we are used to: when we receive data on the blowing of our rudders, the hinge moments in the angle of attack of the rocket and in the deflection of the rudder are always small, because they always try to balance it so that there is no load on the drive from the asymmetry of the air flow around it. Suddenly, we suddenly get some fantastic moment on the steering wheel deflection, which shows that when the deflection occurs, a very strong imbalance of loads occurs. At TsAGI, well-known specialists V.I.Shurygin and A.F. Mitkin were involved in blowing. I came to them and say:

      - You missed it. You have an error of orders of numbers.

      - This cannot be, - they laughed, - thank God, we have been blowing for almost a hundred years, the technique has been worked out. But, if you want, we will blow it again.

      The initial data was confirmed. And then it dawned on me that due to the shape of the steering wheel, there is a feedback - purely aerodynamic. This means that a potentiometer is not needed; at the same time, automatic adjustment of the transmission ratios for the speed head is obtained ...

      For such brilliant engineering solutions, in my opinion, the American McClean should have erected a monument during his lifetime. For they have radically influenced all rocketry in the world. All French developments of the Majik missile by the Matra company copied the Sidewinder line. All Israeli short-range air-to-air missiles followed the same line. All anti-tank missiles, which were built in the famous Instrument Design Bureau (KBP) in Tula by A.G. Shipunov, - portable missiles of S. P. Invincible "Strela", "Igla" - they were also built according to the ideology of "Sidewinder". Just like the American Stingers ... McClean created an entire era in rocketry.

      https://tech.wikireading.ru/6089
      So not only our K-13 borrowed other people's solutions - it would be foolish not to use it.
      But it turned out that we made the K-13 better: our photodetector had a higher sensitivity, a lower level of threshold noise, and therefore a more stable target lock. We not only copied Sidewinder, but also improved it in a number of ways. For us, this rocket became a good school that allowed us to understand the philosophy and technology of American technology.
  2. Intruder
    Intruder 1 June 2021 10: 58
    0
    appears to be channeled into the enlarged tail boom and out of the upper ventilation system to minimize infrared signature.
    Or maybe just a Chinese analogue, the NOTAR system !? What good is it to disappear in the exhaust of the gas turbine of the onboard gas turbine, which works in the stabilization and control system of this bird ...
  3. smaug78
    smaug78 1 June 2021 11: 04
    -4
    Polonshchina, Samsonovschina and further down the list ...

Военное обозрение

Китай представил концепцию стелс-вертолета на основе американского Black Hawk

13

Автор журнала The Drive Тайлер Роговей считает, что стремление КНР к созданию вертолетов-«невидимок» выглядит вполне естественным в общем контексте развития стелс-технологий в Поднебесной. Не так давно стало известно о разработке модели стелс-вертолета, которую осуществляет Китайский институт исследований и разработок вертолетов – дочерняя структура Китайской авиационной корпорации (AVIC).


Изучив попавшие в прессу фотографии модели, Тайлер Роговей делает вывод о том, что показанный вертолет представляет собой, судя по всему, версию адаптацией китайского вертолета средней грузоподъемности Z-20, который в США считают клоном вертолета H-60 Black Hawk.

История создания вертолета Z-20 уникальна сама по себе. В 1980-е годы, когда еще шла Холодная война и США рассматривали Китай в качестве тактического союзника против СССР, в том числе и в противостоянии в Афганистане, ряд американских вооружений был экспортирован в Поднебесную. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году экспорт военной техники из США в Китай прекратился. Но американские вертолеты были взяты за основу для создания многофункциональной платформы для Народно-освободительной армии Китая.

На самом деле, попытки модифицировать H-60 Black Hawk в стелс-вертолет не являются уникальными. Работа над созданием вертолетов – невидимок ведется и в Соединенных Штатах. Как пишет Роговей, «стелс-ястребы» США прославились своим участием в рейде по уничтожению Усамы бен Ладена в 2011 году.

Китай представил концепцию стелс-вертолета на основе американского Black Hawk

Что касается китайских разработок, то и ранее, пишет американский обозреватель, имелись признаки того, что Пекин ведет работу над конструированием малозаметных вертолетов. Но о разработке стелс-вертолетов было больше слухов, чем правдивой информации. Казалось бы, Китаю придется очень многое наверстать, прежде чем выпустить малозаметную копию Z-20. Но возможности Поднебесной не стоит преуменьшать.

Тайлер Роговей считает, что китайские разработки вполне реальны, и вот почему. Во-первых, Китай, по мнению обозревателя, давно занимается промышленным шпионажем, воруя у США новые технологии. В течение последних десятилетий китайским спецслужбам удалось выведать огромное количество тайн американской аэрокосмической индустрии.

Во-вторых, китайцы переосмысляют опыт использования «Черных Ястребов» в операции «Копье Нептуна» в 2011 году. Один из вертолетов потерял хвостовую часть. Пакистанские военные закрыли обломки вертолета тканью, а затем тайно вывезли их с места происшествия. Но было уже поздно: журналисты смогли получить фотографии, продемонстрировавшие ранее скрывавшиеся США технологии стелс-вертолета. Спустя две недели США все же заставили Пакистан вернуть обломки вертолета. Но тех дней, что хвост находился в распоряжении пакистанских военных, вполне могло хватить для ознакомления с ним китайских инженеров.

Как пишет Тайлер Роговей, благодаря хвосту американского вертолета Китай получил обширные представления в области материаловедения, методов производства, конфигурации вертолета. В руках Пекина оказалось множество строго засекреченных ноу-хау для создания копии Black Hawk. Как подчеркивает обозреватель, потеря хвоста увеличила базу знаний Китая по малозаметным вертолетам как минимум на десять лет.

Естественно, что таким шансом Китай не воспользоваться просто не мог. В итоге появилась концептуальная модель, напоминающая американский вертолет, но с некоторыми новшествами. Как пишет Роговей, китайская модификация вертолета Z-20, о которой идет речь, имеет трапециевидный планер, а выхлоп, по-видимому, направляется в увеличенную хвостовую балку и выходит из верхней вентиляционной системы, чтобы минимизировать инфракрасную сигнатуру.

Хвост вертолета выглядит менее замысловатым, чем у американского «Stealth Hawk». Роговей считает, что это может быть связано со стремлением китайцев уменьшить радиолокационную сигнатуру. Нет никаких сомнений, подчеркивает американский обозреватель, что Китай все же воплотит в жизнь концепцию малозаметного вертолета, учитывая те масштабы вложений, которые руководство КНР делает в развитие аэрокосмической отрасли.
Автор:
Использованы фотографии:
Twitter/East Pendulum
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ramazan
    Ramazan 1 июня 2021 09:22
    +5
    Стратегия шустрого троечника: если ответ не знаешь сам, то найди у того кто знает.
    1. Doccor18
      Doccor18 1 июня 2021 09:33
      +9
      Цитата: Ramazan
      Стратегия шустрого троечника...

      Как раз именно из таких "троечников" и появляются крупные бизнесмены и политики...
      1. Paul Zewike
        Paul Zewike 1 июня 2021 09:48
        +1
        Т.е. Все те, кто делает жизнь только хуже:)
        1. ПиК
          ПиК 1 июня 2021 10:00
          -2
          китайцы переосмысляют опыт использования «Черных Ястребов» в операции «Копье Нептуна» в 2011 году. Один из вертолетов потерял хвостовую часть. Пакистанские военные закрыли обломки вертолета тканью, а затем тайно вывезли их с места происшествия. Но было уже поздно: журналисты смогли получить фотографии, продемонстрировавшие ранее скрывавшиеся США технологии стелс-вертолета. Спустя две недели США все же заставили Пакистан вернуть обломки вертолета. Но тех дней, что хвост находился в распоряжении пакистанских военных, вполне могло хватить для ознакомления с ним китайских инженеров.


          Китай представил концепцию стелс-вертолета на основе американского Black Hawk

          Никак не возьму в толк , что эдакого "стелсового" нашли китайцы в Блэк Хоке , чтобы на его основе проектировать свой вертолёт-невидимку ???

          Машина как машина , с характеристикой ЭПР +/- равной другим аналогам request ...
          1. Shurik70
            Shurik70 1 июня 2021 11:08
            -1
            Интересно, а как реализуется сам принцип "невидимости" ?
            В самолёте-невидимке поглощающее покрытие только частично делает невидимкой, поскольку эффективно поглощает только в одном диапазоне радиоволн. Главное - это углы, отражающие радиолуч в сторону.
            В вертолёте такое не сделаешь.
            1. Николай Иванов_5
              Николай Иванов_5 1 июня 2021 20:54
              -1
              Главное говорить, что он невидим, пока другие в это не поверят.
    2. Дмитрий Владимирович
      +5
      Можно подумать, что когда китайский пилот прилетел с неразорвавшимся сайдвиндером в фюзеляже, наши встали в позу и сказали - нет, копировать не будем, не по людски это...

      «Сайдуиндер» — яркий пример того, как один человек в комплексе продумал и объединил широкий ряд оригинальнейших решений. Это очень интересная в инженерном плане ракета, имеющая целый ряд поистине гениальных решений, найденных одним человеком. Его фамилия Макклин, он служил в Военно-морском флоте США. Взяв за основу неуправляемую ракету, он создал очень интегрированную, чрезвычайно экономную конструкцию.

      и далее
      «Сайдуиндер» попал в НИИ-2, в мой отдел. Мы стали изучать его и впервые столкнулись с теми оригинальнейшими решениями, о которых я рассказал выше. Быстро разобрались, как работает головка самонаведения, хотя от зеркальца остался только кусочек. Зато хорошо сохранился фотоэлемент. Хорол оперативно воспроизвел электронно-оптическую часть, но мы долго не могли понять, как вращается зеркало-«волчок». Ясно было, что мы столкнулись с каким-то электродвигателем, но его конкретное устройство оставалось непонятным. За дело взялся профессор М. И. Романов из МИФИ, специалист по электроприводам. Он быстро разгадал загадку. На зеркальце был закреплен магнит, и когда ток проходил по обмотке статора, магнитик этот затягивался возникавшим магнитным полем и зеркало начинало вращаться. В это время сам же движущийся магнитик производил переключение — ток подавался на следующую обмотку — и так, вращаясь, магнитик переключал ток на очередные обмотки. Обмотка же располагалась в корпусе ракеты, образуя статор электродвигателя. Романов посмотрел на нас и сказал:

      — Ребята, это же патефонный синхронный двигатель…

      Оказывается, когда-то до войны у нас на этом принципе были созданы патефоны.

      А мы ничего не могли понять потому, что китайцы умудрились выковырять обмотку статора из заливавшего ее компаунда. И когда нам вдогонку прислали пук проводов, мы не понимали, как они включались. Хорошо, Романов помог.

      Как действует рулевая машина, понять не могли, пока не получили крышку. Сначала китайцы нам ее просто не дали, а мы были уверены, что именно в ней должен находиться потенциометр обратной связи, поскольку больше нигде его не было. Мы уже поняли, что привод работает от пороховых газов, однако он же не может просто «хлопать» рулями, а должен отклоняться пропорционально сигналам, но для этого нужна обратная связь. Начали слать в Китай запросы: «Пришлите крышку!» В конце концов нашли, прислали, и — никакого потенциометра в ней не оказалось. Но в это время в ЦАГИ в аэродинамической трубе продули рули. А мы привыкли: когда получаем данные по продувке своих рулей, то шарнирные моменты по углу атаки ракеты и по отклонению руля всегда небольшие, потому что его стараются всегда сбалансировать так, чтобы на привод не было нагрузки от несимметрии обтекания его воздушным потоком. Тут же вдруг получаем какой-то фантастический момент по отклонению руля, который показывает, что при отклонении возникает очень сильный дисбаланс нагрузок. В ЦАГИ продувками занимались известные специалисты В. И. Шурыгин и А. Ф. Митькин. Я приехал к ним и говорю:

      — Вы неправильно продули. У вас ошибка на порядки цифр.

      — Этого не может быть, — засмеялись они, — слава Богу, дуем уже почти сто лет, методика отработана. Но, если хочешь, продуем вторично.

      Подтвердились первоначальные данные. И вот тогда-то меня осенило, что за счет формы руля и возникает обратная связь — чисто аэродинамическая. А значит, не нужен потенциометр, одновременно получается автоматическая настройка передаточных коэффициентов по скоростному напору…

      Вот за такие блестящие инженерные решения, по моему мнению, американцу Макклину надо было бы поставить памятник при жизни. Ибо они кардинально повлияли на всю ракетную технику в мире. Все французские разработки ракеты «Мажик» фирмы «Матра» скопировали линию «Сайдуиндера». Все израильские ракеты класса «воздух — воздух» малой дальности повторили эту же линию. Все противотанковые ракеты, которые строились в знаменитом Конструкторском бюро приборостроения (КБП) в Туле А. Г. Шипуновым, — переносные ЗУРы С. П. Непобедимого «Стрела», «Игла» — они тоже строились по идеологии «Сайдуиндера». Так же, как и американские «Стингеры»… Макклин создал целую эпоху в ракетной технике.

      https://tech.wikireading.ru/6089
      Так что не одна наша К-13 заимствовала чужие решения - глупо было бы не использовать.
      Но оказалось, что К-13 мы сделали лучше: наш фотоприемник имел большую чувствительность, меньше уровень пороговых шумов и потому — более устойчивый захват цели. Мы не только скопировали «Сайдуиндер», но и по ряду параметров улучшили его. Для нас эта ракета стала хорошей школой, которая позволила понять философию и технологию американской техники.
  2. Intruder
    Intruder 1 июня 2021 10:58
    0
    по-видимому, направляется в увеличенную хвостовую балку и выходит из верхней вентиляционной системы, чтобы минимизировать инфракрасную сигнатуру.
    А может, просто и китайский аналог, системы NOTAR!? Чего добру пропадать в выхлопе газовой турбины бортовой ГТУ, пущая работает в системе стабилизации и управления птички этой...
  3. smaug78
    smaug78 1 июня 2021 11:04
    -4
    Полонщина, Самсоновщина и далее по списку...