Танковый дизель 5ТДФ: рождение сложности

62

Т-64 – машина, которую сразу пришлось дорабатывать. Во многом из-за дизеля 5ТДФ. Источник: ru.wikipedia.org

Чаромский и его дизели


Как уже упоминалось в предыдущей части истории об уникальном дизеле 5ТДФ, корни силовой установки уходят в авиационное моторостроение. И в первую очередь ассоциируются с Алексеем Дмитриевичем Чаромским.

Заниматься дизельной тематикой Чаромский начал еще в 1931 году, когда в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова (ЦИАМ) создали группу дизелестроителей или, как их официально называли, «отдел нефтяных двигателей». Кстати, руководителем второго «отдела бензиновых двигателей» стал Владимир Яковлевич Климов, именем которого назовут позже известную на весь мир двигателестроительную компанию.



Приметой 30-х годов были авральные темпы разработки всего и вся – руководство страны требовало решения сложнейших технических задач и постановки на производство в течение пары-тройки лет. Группа Чаромского должна была разработать целую линейку дизельных моторов различного класса, но в итоге получился только один. Это был 12-цилиндровый «нефтяной» АН-1 мощностью 913 л. с., который предполагали монтировать на бомбардировщики. Кстати, двигатель у Чаромского получился вполне современным.

Танковый дизель 5ТДФ: рождение сложности
Алексей Дмитриевич Чаромский. Источник: ru.wikipedia.org

При сравнении с трофейным Jumo 205 от бомбардировщика Junkers Ju 86, АН-1 показал себя с хорошей стороны – был мощнее, надежнее и работал устойчивее. История АН-1 была длинной и бесславной.

А вот немецкий дизель заслуживает отдельного упоминания. Это был 6-цилиндровый 12-поршневой дизель с вертикальным расположением цилиндров. 600-сильный агрегат попал в Советский Союз во время войны в Испании и вызвал у инженеров неподдельный интерес. После двухлетнего изучения экзотическую схему решено были не перенимать и продолжить работу по V-образным моторам. Официальная версия – немецкий дизель слишком ненадежен, хотя и отличается высокими удельными характеристиками. На самом деле трофейный мотор был слишком сложен для производства на заводах СССР того времени, и полноценное соблюдение технологического цикла было невозможно.

Внимательный читатель наверняка увидит в схеме двухтактного турбопоршневого Jumo 205 прообраз будущего послевоенного танкового дизеля 5ТД и будет совершенно прав. Немецкие идеи найдут свое воплощение уже совершенно на ином уровне в СССР в начале 60-х годов. Именно тогда на первый план вышли высокие удельные характеристики дизеля. Только уже не у авиаторов, а у танкистов.


Jumo 205 – идейный вдохновитель Алексея Дмитриевича Чаромского. Источник: ru.wikipedia.org

Но вернемся в 1938 год, в котором Чаромского за задержку в разработке авиадизеля в том же году отправили на 10 лет в шарашку НКВД на завод № 82. Здесь он разработал два дизеля – 24-цилиндровый М-20 и 12-цилиндровый М-30. Последний пошел в серию и даже успел принять участие в бомбардировке Берлина 11 августа 1941 года. На одном из ТБ-7 были установлены 1500-сильные двигатели Чаромского.

Опыт группы Чаромского, накопленный в процессе разработки АН-1, пригодился в разработке первого в мире танкового дизеля В-2. Ведущие сотрудники «отдела нефтяных двигателей» ЦИАМа были направлены в Харьков в отдел 400 завода № 182 в помощь местным инженерам.

Некоторые комментаторы говорят об авиационном прошлом танкового В-2 с некоторым пренебрежением, дескать, не смогли танковые инженеры справиться своими силами. Здесь несколько аспектов.

Во-первых, в Харькове опыт дизелестроения заключался исключительно в постройке низкооборотных судовых моторов.

Во-вторых, только у авиаторов на тот момент были хотя бы какие-то навыки создания скоростных дизелей. А высокооборотные дизели для сухопутной техники – это совсем другие требования к конструкции, материалам и массово-габаритным параметрам. Поэтому, вполне логично, что за основу конструкции В-2 взяли решения авиадизеля АН-1. Просто потому, что ничего другого не было под рукой, а война была уже так близко.

Но вернемся к судьбе Алексея Дмитриевича, которого в 1942 году освободили из заключения, и он до начала 50-х годов занимался исключительно авиационными дизелями. Но эра поршневой техники в самолетостроении уходила, а к разработке реактивных двигателей Чаромский не был предрасположен.

Мощнее и мощнее


Харьковский 5ТДФ родился из одноцилиндрового отсека У-305. Этот отсек был своеобразным модулем большого 10000-сильного дизеля М-305, который Чаромский в начале 50-х годов пытался пристроить в авиацию.

Алексей Дмитриевич взял за основу подзабытый к тому времени немецкий мотор Jumo 205. Создать серийный двигатель не удалось, зато Чаромский защитил на этом проекте докторскую диссертацию.

К кому обращаться с экзотической идеей, оказавшейся ненужной авиаторам?

Для судостроения мотор были слишком быстроходным и низкоресурсным. Оставались – танкисты, которые как раз задумывались о технике нового поколения.

Главный конструктор харьковского завода Александр Александрович Морозов идею воспринял очень хорошо и сразу назначил Чаромского главным по танковым моторам в Харькове. И здесь снова вмешиваются своеобразные обстоятельства.

В Харькове в начале 50-х годов практически никого не осталось в моторном КБ из довоенного состава. Большая часть эвакуированных инженеров осела на Урале и постепенно доводила там до ума проверенную конструкцию В-2. Домой на завод № 75 с Челябинского тракторного завода вернулись считанные единицы. Харьковчанам, чтобы забрать пальму первенства у легендарного «Танкограда» и Нижнего Тагила, требовалась революция. И в деле моторостроения главным революционером стал Чаромский, в кратчайшие сроки собравший вокруг себя крепкое КБ.

Первым прототипом стал четырехцилиндровый 4ТПД, собранный из четырех модулей У-305. Дизель получился слабоватым – всего 400 л. с., и решено было добавить еще один цилиндр. Так появился «чемодан» 5ТД уже с 580 л. с.

В январе 1957 году мотор прошел государственные испытания. Но перспективному Т-64 этого решительно не хватало, и главный конструктор Морозов выдвинул требования увеличить мощность еще на 120 л. с. Чаромский, если следовать официальной версии, как раз в этот момент уходит с поста главного конструктора моторов харьковского завода № 75 по состоянию здоровья.

Однако состояние здоровья позволило Алексею Дмитриевичу позже проработать 15 лет в должностях начальника отдела и заместителя главного конструктора института двигателей АН СССР. Поэтому вполне логично предположить, что настоящей причиной стал или конфликт с Морозовым, или неспособность довести конструкцию 5ТД до требуемых параметров отдачи.

Впрочем, есть и третье предположение – Чаромский с самого начала понимал, что в пятицилиндровом исполнении из такого мотора крайне рискованно выжимать 700 л. с. Серьезное форсирование, к которому прибегли в дальнейшем в варианте 5ТДФ, негативно сказалось на ресурсе и надежности танкового дизеля.


Диаграмма, показывающая динамику совершенствования 5ТДФ. Источник: btvt.info

Новым главным конструктором дизеля, после ухода Чаромского, был назначен Леонид Леонидович Голинец.

К марту 1963 года вариант 5ТДФ требуемой мощности в 700 л. с. успешно справился с 200-часовыми испытаниями на заводе, а спустя год и с 300-часовыми. Но это были только испытания на заводе. Военная приемка, всегда славившаяся своей строгостью в Советском Союзе, вывела 5ТДФ из «зоны комфорта». В итоге в 1964 году совместные с военными испытания два представленных мотора провалили, выдержав по 22 и 82,5 часа непрерывной работы. Впереди были годы доработок, часть которых проходила уже в войсковой эксплуатации после принятия на вооружение.

Нефть вместо солярки


История «нефтяных двигателей», которые Чаромский разрабатывал с 30-х годов, была бы неполной без экспериментов по замене солярки для танков на нефть. По мнению отечественных инженеров, потенциальная способность «переваривать» нефть была бы очень кстати в условиях войны. Не успели тыловые части подвести солярку – а наступающие танкисты заправили свои машины из ближайшего нефтепровода. Благо, Советский Союз к 80-м годам уже успел построить трубопровод «Дружба» в Европу.

Заливать нефть в Т-64 с его капризным 5ТДФ экспериментаторы не решились, а взяли проверенный Т-55. Видимо, отдавали себе отчет, что мотор после опытов пойдет под списание, и лучше отделаться малой кровью.

На нефти удельная тяга дизеля В-2 снизилась на 20–30 %, средняя скорость упала на 12 %, путевой расход топлива вырос почти на треть, а запас хода упал на 22 %. Нефть естественным образом стремительно закоксовывала и осмоляла форсунки, сгорала в цилиндрах не полностью и вылетала в выпускной тракт, где и догорала. Т-55 в таких случаях светился полутораметровыми языками пламени из выхлопных труб.

Поразительно, но цилиндропоршневая группа при этом не особенно страдала и лишь незначительно покрывалась нагаром. Гораздо хуже себя чувствовало моторное масло – после 20 часов работы оно густело настолько, что грозило прекращением его подачи к трущимся поверхностям дизеля. В итоге забивался фильтр грубой очистки масла со всеми вытекающими последствиями.

Но в выводах эксперимента авторы все-таки дали рекомендации о возможности заправки танка в экстремальных условиях нефтью из ближайшего трубопровода. Танка при этом хватало всего на 1,5–2 часа натужной работы.

Только вот конструкционно изысканный 5ТДФ к этим курьезным (или варварским) испытаниям никакого отношения не имел.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    5 июня 2021 05:22
    а к разработке реактивных двигателей Чаромский не был предрасположен.

    Еще как не был - в 30-е годы дал отрицательное заключение по перспективности установок ГТУ Уварова В.В., чем лет то на 5 (а может и более) тормознул развитие отечественного газотурбинного двигателестроения. А с другой стороны турбонаддув воспринимал весьма благожелательно и активно применял ( правда уже в 40-е, да и деваться было не куда).
    Но дизеля, конечно - его жизнь.
    1. +10
      5 июня 2021 06:39
      Цитата: mark1
      Еще как не был - в 30-е годы дал отрицательное заключение по перспективности установок ГТУ Уварова В.В., чем лет то на 5 (а может и более) тормознул развитие отечественного газотурбинного

      "Добрячков" тогда в касте конструкторов не водилось. Свой кусок хлеба с кровью вырывали из небогатой ресурсами страны. Бывало, не стеснялись и доносами... Отрицательное заключение - "мягкая форма"... laughing
  2. +6
    5 июня 2021 06:08
    Очень интересно, в дальнейшем,получить от уважаемого Автора сравнительный анализ "чемодана" с ближайшим аналогом мотором Лейланд на британских танках. И ещё, как себя проявили Т-80УД ,что Украина поставила в Пакистан? Ведь несколько сотен поставили именно с "чемоданами". Спасибо.
    1. Eug
      0
      5 июня 2021 06:50
      Есть сообщение, что завод Малышевв будет заниматься модернизацией пакистанских Т-80УД. Контракт через Укрспецэкспорт на 86.5 млн. долл. США.
    2. 0
      31 июля 2021 10:12
      на сколько знаю сравнения и статьи на эту тему давно есть
  3. +3
    5 июня 2021 06:57
    И ещё раз поблагодарю автора за увлекательную статью. Ждём продолжения!
  4. +1
    5 июня 2021 07:39
    Может немного не в тему. Отец мой во время войны служил механиком (мотористом) на аэродроме. Рассказывал, что новые двигатели ставили на истребители (видимо, Як). После выработки ресурса их отправляли в ремонт и потом устанавливали на бомбардировщики (Пе-2?). А после выработки ресурса на бомбардировщиках отправляли на завод, меняли головки цилиндров, еще ряд переделок - и получался дизель для танков Т-34. Так ли это?
    1. +4
      5 июня 2021 07:47
      Смешно. Но всякие байки имеют под собой какие то основания. Интересно было б узнать какие они- эти основания...
      1. +5
        5 июня 2021 08:39
        Цитата: mark1
        Интересно было б узнать какие они- эти основания...


        Возможно мечтательные:

        - Миш!
        - А?
        - Слыхал я, выдумали особую броню. Сплав. Сталь с резиной.
        - Хе-х...
        - Говорят, снаряд отскакивает как мячик от стенки.
        - Да-а....
        - Не врут, а?
        - Врут, убери ухо...
        - Хе-хе... А жа-алко....

        из К/Ф "На войне как на войне"
    2. +1
      5 июня 2021 07:54
      Цитата: pyagomail.ru
      Так ли это?

      Очень, очень сомнительно. Надо смотреть технические параметры.
    3. +2
      5 июня 2021 08:13

      И так.

      Авиационный бензиновый двигатель М-105 - ВК-105 ПФ
      Рабочий объем, л: 35,0
      Диаметр цилиндров 148 мм
      Ход поршня 170 мм
      Степень сжатия: 7,10

      Танковый дизель В-2
      Рабочий объём, л: 38, 88
      Диаметр цилиндра 150 м
      Ход поршня 180 (слева) / 186,7 (справа) мм
      Степень сжатия 14 и 15

      Хотя.... Чисто гипотетически...
      Расточка блока, замена головок, коленвала и поршневой группы....

      Но как расточенный блок будет держать выросшую в два раза степень сжатия и "ударные" дизельные нагрузки ?


      Нет, думаю овчинка не стоит выделки.
      1. +4
        5 июня 2021 09:44
        Вы хотите В-2 на Як поставить?
        1. +6
          5 июня 2021 11:04
          Цитата: Zaurbek
          Вы хотите В-2 на Як поставить?

          ======
          Поставить то можно! Взлететь при этом - невозможно! drinks
          1. +11
            5 июня 2021 12:45
            На Т-34 в конце 1941 - начале 1942г. войны, когда была нехватка двигателей В-2, ставили авиационный бензиновый двигатель М-17 (танковый вариант М-17Т)

            По различным оценкам танков с этими двигателями было выпущено (СТЗ и Красное Сормово) - 1300-1500 шт.
            Попадается и такая информация (с некоторыми отличиями от предыдущей):
            "Нехватка дизельных двигателей компенсировалась установкой в танки Т-34 карбюраторных двигателей М-17Ф, которые прошли по три-четыре капитальных ремонта. 12-цилиндровые, 4-х тактные, V-образные, карбюраторные двигатели М-17Ф ранее устанавливались на легких танках БТ-7 и еше состояли на снабжении РККА. Как резервный вариант возможной замены дизеля В-2 вопрос установки двигателя М-17Ф в танк Т-34 начал прорабатываться еще в июне 1940 года в цехе «500» завода № 183. Работы по этой теме были форсированы после получения распоряжения СНК СССР от 16 сентября 1941 года «Об установке двигателя М-17 в танк Т-34». Доработка установки двигателя М-17 в танк Т-34 была завершена в предельно сжатые сроки. Уже через 5 дней вся отработанная заводом № 183 и конструкторами документация была передана на СТЗ и завод № 112. Окончательное решение об установке карбюраторного двигателя М-17 в танк было принято на заседании ГКО, состоявшемся 4 октября 1941 года.
            Наибольшее число танков Т-34, оснащенных двигателями М-17 было выпущено горьковским заводом № 112. В 1941 году на нем было изготовлено 156 танков Т-34 с карбюраторными двигателями. До мая 1942 года на заводе № 112 военными представителями было принято еще 540 боевых машин с таким двигателем. На СТЗ в 1941 года двигателями М-17Т было оснащено 197 танков Т-34 (в октябре — 15, ноябре — 85, декабре — 97). Еще 12 боевых машин изготовленных в декабре 1941 года, имели двигатели М-17Ф.
            В январе 1942 года на СТЗ было выпущено 134 танка с авиационными двигателями, в феврале — 135, в марте — 95."
            http://forum.worldof...й-танк-т-34-76/
        2. +2
          5 июня 2021 17:26
          Цитата: Zaurbek
          Вы хотите В-2 на Як поставить?


          Я?
          Цитата: pyagomail.ru
          А после выработки ресурса на бомбардировщиках отправляли на завод, меняли головки цилиндров, еще ряд переделок - и получался дизель для танков Т-34. Так ли это?

          Я всего лишь
          Цитата: Нормальный
          Чисто гипотетически...

          размышлял о переделке карбюраторного М-105 в в дизельный В-2, а совсем не наоборот. И конечно у меня и в мыслях не было ставить В-2 на Як. Даже гипотетически.
      2. +2
        5 июня 2021 15:06
        Цитата: Нормальный
        Хотя.... Чисто гипотетически...
        Расточка блока, замена головок, коленвала и поршневой группы....

        Ну вот и основания - близость размеров породила байку.
        1. +2
          5 июня 2021 17:30
          Цитата: mark1
          Ну вот и основания - близость размеров породила байку.

          Полагаю, что было и ещё одно "основание" Блок цилиндров двигателя В-2 - алюминиевый.
      3. 0
        6 июня 2021 05:54
        Серия климова это французская испано сюиза! И они без дизельных нагрузок имели овер проблем из за переоблегчённой конструкции как блока так и других элементов, как коленвал пальци маслонасос ну и т.д.
    4. +7
      5 июня 2021 09:25
      Цитата: pyagomail.ru
      Так ли это?

      =======
      Не совсем так! Мой батя во время войны служил штурманом на "пешках". Движки (М-105, аналогичные тем, что ставились и на Як-9) шли в основном прямо с завода. Случалось, что попадались не опробованные, с заводскими дефектами в.т.ч. и вообще не работающие (что поделаешь? Война!). БУ-шные попадались редко! А уж с каких машин они были сняты (с "яков" или "пешек")- request Особо никто не разбирался!
      Кстати, им (отремонтированным) доверяли больше! hi
    5. -6
      5 июня 2021 11:08
      Цитата: pyagomail.ru
      А после выработки ресурса на бомбардировщиках отправляли на завод, меняли головки цилиндров, еще ряд переделок - и получался дизель для танков Т-34. Так ли это?

      =======
      Простите, Павел! Но это, что шутка??? Или fool На Т-34 стояли ДИЗЕЛЯ! А М-195 - бензиновый карбюраторный двигатель! И никакого (НИКАКОГО!) отношения к танковым моторам не имел!
      Бензиновые карбюраторные двигатели М-17 стояли только на ранних версиях танков БТ и они ничего общего не имели с авиационными!
      1. +1
        5 июня 2021 14:17
        [quote=venik]На Т-34 стояли ДИЗЕЛЯ! [/quote]
        Я это знаю. Но, если на бензиновом двигателе поменять головку цилиндров - поставить с меньшей камерой сгорания, убрать систему зажигания, поставить ТНВД, вместо свечей - форсунки - то получится дизель, ибо остальные механизмы и системы двигателя у карбюраторных и дизелей одинаковы. Кстати, в танковых дизелях меня удивляли две особенности - привод распредвалов с помощью конических шестерен и вертикальных валиков и конструкция установки поршней: основной и подвесной, крепившийся шарнирно к основному - это не от авиадвигателей идет?
        1. +3
          5 июня 2021 15:33
          Цитата: pyagomail.ru
          Но, если на бензиновом двигателе поменять....

          ========
          В том то и дело, что ели на крейсере поменять корпус, двигатели и ..." то крейсер может стать подводной лодкой!
          ------------
          Цитата: pyagomail.ru
          конструкция установки поршней: основной и подвесной, крепившийся шарнирно к основному - это не от авиадвигателей идет?

          ========
          Господи, да может и от них! В конечном счете корабельные ГТУ - тоже с авиационных ТРД начинались.....
          drinks
        2. +2
          5 июня 2021 20:18
          Двигатель ВАЗ-341 (дизель, конвертированных из бензинового ВАЗ-2103) получился на редкость неудачным.
        3. 0
          8 июня 2021 12:03
          Я это знаю. Но, если на бензиновом двигателе поменять головку цилиндров - поставить с меньшей камерой сгорания, убрать систему зажигания, поставить ТНВД, вместо свечей - форсунки - то получится дизель, ибо остальные механизмы и системы двигателя у карбюраторных и дизелей одинаковы.

          Фольксваген так из карбюраторного 1,5 сделал дизель 1,6...
      2. +4
        5 июня 2021 18:11
        Цитата: venik
        М-17 стояли только на ранних версиях танков БТ и они ничего общего не имели с авиационными!

        Тезка, Вы, однако, несколько эмоциональны. М-17 имели много "общего" с авиационными, поскольку именно авиационными и являлись. А на БТ стоял М-17Т о чем коллега и наш с вами тезка Bad_gr (Владимир) написал выше
        сегодня, в 12:45.
      3. -1
        6 июня 2021 05:48
        М-17 таки и являлся авиадвигателем! На танках стояла дефорсированная версия. И таки в своей массе это были отлетавщин движки после капиталки!
      4. 0
        26 июля 2021 02:52
        М-17 не авиационный!?
        Да! Есть многое на свете, друг Гораций....
    6. +1
      5 июня 2021 18:27
      Цитата: pyagomail.ru
      Так ли это?

      Брехня. Откровенная. Это не о Вашем отце, а о этой информации.
      ЯК, как и ПЕ-2 летал на М-105, теоретически такая замена возможна, хотя вряд ли до этого доходили реально. А вот из бензинового мотора сделать дизельный...
      1. +1
        5 июня 2021 19:35
        Цитата: Альф
        А вот из бензинового мотора сделать дизельный...

        Вообще-то делали. В свое время (лет 30 назад) в журнале "За рулем" читал, что западные автомобильные фирмы на основе карбюраторных двигателей делали дизельные - другие головки цилиндров и то, что я писал ранее.
        1. 0
          5 июня 2021 19:36
          Цитата: pyagomail.ru
          Цитата: Альф
          А вот из бензинового мотора сделать дизельный...

          Вообще-то делали. В свое время (лет 30 назад) в журнале "За рулем" читал, что западные автомобильные фирмы на основе карбюраторных двигателей делали дизельные - другие головки цилиндров и то, что я писал ранее.

          Сделать можно и Спитфайр из Мессершмитта, вот только вопрос цены и затрат..
          1. +2
            5 июня 2021 19:42
            Цитата: Альф
            вот только вопрос цены и затрат..

            Не понял. Берут за основу от карбюраторного блок, КШМ, ГРМ, системы смазки, охлаждения, пуска, делают новую головку, новую систему питания - это было, пример "Пежо-идентор" - это двигатель так назывался. Это дешевле, чем с ноля дизель разрабатывать.
            1. 0
              5 июня 2021 19:46
              Цитата: pyagomail.ru
              Не понял.

              Поясняю. Переделка от создания нового отличается минимумом затрат, как денежных, таки временно-производственных. Вы же говорите о варианте, когда переделка сравнима со стоимостью выпуска нового изделия.
              1. +1
                5 июня 2021 19:48
                Цитата: Альф
                Поясняю.

                Согласен. Назовем это изготовлением дизельных двигателей на основе узлов и агрегатов карбюраторных.
                1. +2
                  5 июня 2021 19:52
                  Цитата: pyagomail.ru
                  - это не от авиадвигателей идет?

                  А Вы историю создания В-2 почитайте, много интересного узнаете...
                  Он потому и алюминиевый, что БД-1 изначально заказывался как и авиационный двигун, так и танковый.
                  1. 0
                    5 июня 2021 20:08
                    Цитата: Альф
                    А Вы историю создания В-2 почитайте,

                    Почитаю с превеликим удовольствием. Дайте ссылки.
                    1. 0
                      5 июня 2021 20:12
                      Цитата: Нормальный
                      Цитата: Альф
                      А Вы историю создания В-2 почитайте,

                      Почитаю с превеликим удовольствием. Дайте ссылки.

                      Не дам, я жадный ! laughing
                      Блин, эта история в сети не рассказана, пожалуй, только на порносайтах. Хотя, черт его знает, может и там есть. request
                      1. 0
                        5 июня 2021 20:57
                        Цитата: Альф
                        Не дам, я жадный !

                        Жадина - говядина, турецкий барабан......

                        Цитата: Альф
                        А Вы историю создания В-2 почитайте, много интересного узнаете...

                        Я не гордый, я сам и с помощью коллег найду всё, что нужно. Возможно даже более того, что знаете Вы . Благо уже есть наводки.
                        Ну, а Вам - увы.
                        Очередное разочарование и легкое сожаление. "Опять не то".
                      2. 0
                        5 июня 2021 21:14
                        Цитата: Нормальный
                        я сам и с помощью коллег найду всё, что нужно.

                        И что тогда спрашиваете ?
                        Цитата: Нормальный
                        Ну, а Вам - увы.

                        Пойду сделаю сеппуку..
                        Цитата: Нормальный
                        Возможно даже более того, что знаете Вы .

                        Буду только рад за Вас. Как говорил классик-Учиться, учиться и учиться.
                      3. 0
                        5 июня 2021 21:44
                        Спрашивал по тому, что Вы делали вид, что информированы и что-то из себя представляете, но после этого
                        Цитата: Альф
                        Пойду сделаю сеппуку..

                        смысла общаться, видимо, нет.
                        Не изображайте самурая. Не надо псевдо героических красивостей.
                        Сделайте проще, по нашему, по бразильски, по виртуально-интернетному - "убейте себя об стену"
                        Цитата: Альф
                        Буду только рад за Вас.

                        Вам не за меня надо радоваться (я вам никто и к вашим качествам и недостаткам отношения не имею), а за себя печалиться.
                        Бывайте.
                      4. 0
                        5 июня 2021 21:46
                        Цитата: Нормальный
                        я вам никто

                        Какое счастье !
                      5. 0
                        5 июня 2021 21:56
                        Счастье, что я вам никто.
                        Согласен.
                        Зато Несчастье - вы сами себе.
                        Прощайте.
            2. Берут. Только вот на выходе получается... Слишком велики удельные нагрузки дизеля для нежной карбюраторной основы - быстро приходит в негодность. Собственно, "делали" не только на Западе. В Болгарии, потом у нас конвертировали мотор 2103, в итоге - "посчитали, прослезились".
              "За рулем": "...В итоге многие дизельные ВАЗы «бегали» до серьезных проблем с «сердцем» каких-то 30–40 тысяч, после чего на поршнях и цилиндрах появлялись повреждения, несовместимые с дальнейшей работой агрегата без капитального ремонта, который сводился к замене блока вместе с поршневой..." - на самом деле проблем было намного больше. Так, двигатель переставал работать потому, что у него растягивались болты, сжимающие газовый стык. Знающие люди, чтобы не менять прокладку под головкой, стали менять их каждые 15 тысяч - такая вот расходная деталь.
    7. -1
      6 июня 2021 05:55
      Нет! Байка!
  5. 0
    5 июня 2021 09:42
    А как судовые моторы на мазуте работают?
    1. +2
      5 июня 2021 11:02
      Цитата: Zaurbek
      А как судовые моторы на мазуте работают?

      ========
      Вы имеете ввиду судовые турбины? Ну в паровых турбинах он используется "для кипячения воды" в котлах, для газовых турбин - тоже годится..... И даже для низкоборотных дизелей.....
      А вот для высокооборотных двигателей - увы! request
    2. +1
      5 июня 2021 18:38
      Цитата: Zaurbek
      А как судовые моторы на мазуте работают?

      Не спец, но думаю, что дело в низких оборотах и большом рабочем объеме цилиндров судовых дизелей.
      Если я не ошибаюсь первый дизель вообще предназначался для механизации шахтного оборудования, а в качестве топлива предполагалась..... угольная пыль.
    3. На максимальных оборотах до 120 в минуту - успешно. Отличные крейцкопфные моторы, двухтактные, часто - двойного действия.
    4. 0
      16 августа 2021 14:44
      если не путаю то так: мазут применяется только на главных больших двигателях судов, начиная правда от речных самоходок и до супертанкеров.во первых эти судовые гигантские двигатели очень низкооборотные, очень дефорсированые. во вторых на судах целая система разогрева, подготовки и подачи горячего мазута к двигателю, которая работает от электричества, которое дают обычные дизельгенераторы на соляре.
  6. +9
    5 июня 2021 10:17
    С чего Вы взяли, что двигатель Jumo 205 трофейный, Конструкторское Бюро фирмы Юнкерс-Моторен-Верке, работало в СССР с 1920 г и вела разработку авиационных дизелей, в этом бюро работали и учились Советские специалисты ( тот же Чаромский), результатом работы бюро было изготовления двух образцов, V-образный 12 цилиндровый ( будущий В-2) и Jumo 205, в 1933 г с приходом Гитлера к власти работа бюро была свёрнута, но несколько образцов и документация обоих двигателей была оставлена Советскому Союзу, причём немцы V-образные дизеля на самолёты не ставили ( большой удельный вес, малая мощность, малый ресурс), а вот Jumo 205 устанавливался на Ju-86C небольшая партия транспортного варианта, но потом от дизелей немцы отказались совсем ( малая удельная мощность, малый ресурс).
    1. +4
      5 июня 2021 12:12
      Ю-86 разведчик , на дизеле , летал до 44 года, высота 12-14 с лихреном километров, была недосягаема для истребителей того времени. Натыкался в инете на высотные фото Москвы 44 года, с этих самолетов. Джумо- 207 считается лучшим авиадизелем тех лет.
      1. +2
        5 июня 2021 12:36
        Вообще то я говорил о двигателе который остался у нас, а на самолёте Ju-86R устанавливался дизель Jumo 207B-3, который начали выпускать в 1942 г .
        1. Zug
          0
          6 июня 2021 08:22
          Есть фото прибалтики сделанного с Ю-86 с моторами юмо 205,наших 3 мига за ним погнались,2 на высоте под 10 тысяч вывалило,разбились пилоты .Третий вывалил тоже но удержался.
    2. +1
      5 июня 2021 19:08
      Цитата: Егоров Олег
      Конструкторское Бюро фирмы Юнкерс-Моторен-Верке, работало в СССР с 1920 г


      Не только конструкторское бюро.

      В 1923 году расположенный на Филёвской пойме бывший завод Руссо-Балт был на 30 лет передан в концессию немецкой авиастроительной фирме «Junkers» для строительства цельнометаллических самолётов и моторов к ним.

      (Вики)

      Цитата: Егоров Олег
      и вела разработку авиационных дизелей, ....................., результатом работы бюро было изготовления двух образцов, V-образный 12 цилиндровый ( будущий В-2).....


      Это точно?!
      Я пол-жизни интересуюсь откуда есть-пошёл В-2.
      Если не затруднит, дайте подробную инфу. Буду очень благодарен.
      1. +2
        5 июня 2021 22:33
        Цитата: Нормальный
        откуда есть-пошёл В-2.

        http://alexfiles99.narod.ru/library/0001/way_to_v2.html
        http://alexfiles99.narod.ru/library/0001/v2_way_in_series.html

        Взято отсюда
        http://alexfiles99.narod.ru/
        1. +1
          5 июня 2021 22:35
          Благодарю. Надеюсь на новое для себя
        2. Комментарий был удален.
  7. -3
    5 июня 2021 12:03
    На редкость безграмотная статья. не читайте. Набор какого то незнания .
  8. 0
    5 июня 2021 14:30
    Цитата: Горный стрелок
    Цитата: mark1
    Еще как не был - в 30-е годы дал отрицательное заключение по перспективности установок ГТУ Уварова В.В., чем лет то на 5 (а может и более) тормознул развитие отечественного газотурбинного

    "Добрячков" тогда в касте конструкторов не водилось. Свой кусок хлеба с кровью вырывали из небогатой ресурсами страны. Бывало, не стеснялись и доносами... Отрицательное заключение - "мягкая форма"... laughing

  9. +1
    5 июня 2021 17:25
    Двигатели Чаромского поучаствовали в войне на Ер-2.

    Выпускались на 500м заводе. Была попытка и небезуспешная его поставить на танк ИС-7.
  10. -1
    6 июня 2021 00:41
    Вот это улыбнуло!
  11. 0
    6 июня 2021 01:55
    Некоторые комментаторы говорят об авиационном прошлом танкового В-2 с некоторым пренебрежением, дескать, не смогли танковые инженеры справиться своими силами. Здесь несколько аспектов.


    Хм... А при чём тут пренебрежение? Харьковские дизелисты действительно не справились. В 1938 году их мотор не прошёл испытания. И причин там была масса, в том числе битва тщеславий сразу трёх проектных организаций, которая в конечном счёте стоила многим карьеры, а некоторым и жизни.

    Во-первых, в Харькове опыт дизелестроения заключался исключительно в постройке низкооборотных судовых моторов.


    А нигде в СССР не было опыта разработки танковых дизелей. Вообще. И ни у кого.

    Во-вторых, только у авиаторов на тот момент были хотя бы какие-то навыки создания скоростных дизелей. А высокооборотные дизели для сухопутной техники – это совсем другие требования к конструкции, материалам и массово-габаритным параметрам. Поэтому, вполне логично, что за основу конструкции В-2 взяли решения авиадизеля АН-1. Просто потому, что ничего другого не было под рукой, а война была уже так близко.


    А кто просил делать дизель высокооборотистым? Никто не просил. Это конструкторы так решили и делали так. И никто не брал АН-1 за основу В-2. Просто после провала Харьковского КБ в 1938 году, в Харьков из Москвы, из КБ Чаромского, прислали целую группы специалистов для "усиления". С требованием исправить в кратчайший срок. И они в кратчайший срок фактически сделали танковый АН-1, назвав его В-2. Дело там было серьёзное, расстрел был весьма вероятным.
  12. 0
    6 июня 2021 16:13
    Немцы тоже намучались со своими дизелями от фирмы Юнкерс. Ни на танках ни на катерах эти двигатели почему то упорно нее хотели нормально работать.
  13. ПДП-дизель с прямоточной продувкой появился в Коломне, автор - главный инженер Коломзавода Раймонд Александрович Корейво.
    6 ноября 1907 года двигатель был запатентован во Франции, потом демонстрировался на ряде международных выставок. После этих демонстраций аналогичные двигатели начал выпускать Г. Юнкерс и, по чертежам Юнкерса, заводы Нобеля, в том числе в Санкт-Петербурге. Поданная Корейво претензия даже не рассматривалась, так как этому помешал директор-распорядитель Коломенского завода А. Мещерский, не пожелавший ссориться с влиятельными иностранцами. В Советском Союзе дизели такой системы стали использовать после знакомства с авиационными дизелями Junkers Jumo 205. Как тепловозные адаптировались американские дизели Фербенкс-Морзе, попавшие в СССР на военных катерах, поставленных по ленд-лизу — на их основе были созданы самые массовые серии тепловозных дизелей 2Д100 (тепловоз ТЭ3) и 10Д100 (семейство тепловозов ТЭ10). Танковые двигатели Завода им. Малышева 5ТД и 6ТД построены непосредственно по схеме Корейво.
    После 1917 г. один из теплоходов серии "Бородино" переименован в "Инженер Корейво".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»