Арктике – российские суда: протекционизм здорового государства

93

Источник: Пресс-служба правительства Приморского края

Выбираем отечественное


Арктика – это один из богатейших районов земного шара. Из разведанных запасов наибольший интерес представляют углеводороды, запаса которых должно хватить минимум на 130 лет интенсивного потребления. Арктическая зона России самая большая среди остальных государств, примыкающих к северному региону. Кроме запасов нефти и газа, Арктика известна своим Северным морским путем – кратчайшим маршрутом из Азии в Европу. Все это вкупе требует от России активных действий, иначе конкурирующие государства оперативно займут лакомую нишу.


Источник: geoenergetics.ru

И вот, свершилось.



28 мая президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», в соответствии с которым преимущественное право пользоваться Северным морским путем будет предоставлено судам российского производства. Небольшая поправка – отечественными должны быть все суда, работающие в Арктике под российским флагом.

Это не первая поправка к Кодексу торгового мореплавания. В 2017 году вышел закон, регламентирующий каботаж и перевозку угля, нефти и газа исключительно судами под российским флагом. Теперь же требуется не просто российский триколор, но российское происхождение. Закон не имеет обратной силы и не запрещает компаниям пользоваться импортными кораблями, купленными/зафрахтованными ранее 28 мая 2021 года. Как и не требует расторгать уже заключенные контракты на постройку судов для Севморпути на зарубежных верфях.

Надо отдать должное разработчикам закона – он достаточно гибок.

С одной стороны, он фактически ставит запрет на работу импортным судам в зоне российской Арктики.

А с другой – предусматривает исключения из строгих правил. Так, суда-«иномарки» могут быть привлечены к работе на Севморпути, если в России нет возможности производить аналогичные корабли. Это вполне справедливое допущение, учитывая уровень отечественного судостроения, не способного конкурировать с западными верфями по многим параметрам.

Внимательный читатель наверняка заметит, что в перечень перевозимых судами грузов не попала продукция горнодобывающей промышленности. Это явная преференция таким компаниям, как «Норникель», Polymetal (Майское месторождение), железорудный концентрат «Еврохима» и Баимское месторождение, занятым в разработке неуглеводородных ресурсов Арктики.


Источник: aoosk.ru

Важно понимать, что Москве приходится не просто лоббировать интересы отечественных судоверфей – «Объединенной судостроительной компании», к примеру, но и учитывать интересы крупных игроков Севморпути. И такие прецеденты уже случались.

Упоминаемая выше поправка к Кодексу торгового мореплавания от 2017 года по истечение трех лет обновилась. По просьбе «Газпрома» и ExxonMobil государство в исключительных случаях разрешило каботажные перевозки судами под иностранными флагами. Связано это с нехваткой судов на самых загруженных направлениях Севморпути. Разрешение с 2020 года выдается однократно для «перевозки или буксировки груза или пассажиров между пунктом отправления и пунктом назначения». Ледокольная проводка, поисковая работа, спасательные и буксирные операции должны по-прежнему проводиться исключительно силами кораблей под российским флагом.

НОВАТЭК также смог «уговорить» правительство сразу на 26 танкеров под иностранными флагами. Зарубежный флот компании зарезервирован для проекта «Ямал-СПГ». Срок такого льготного пользования продлен до 2044 года.

ExxonMobil, занятая в проекте «Сахалин-1», также попросила Москву не затягивать гайки импортозамещения и разрешить работать сейсморазведочным судам под зарубежными флагами.

Компании, требующие преференций от государства, ссылаются на планы по достижению на Севморпути грузопотока в 80 млн тонн к 2024 году. Дескать, без особых условий плановый показатель достичь не удастся.

Между двух огней


Государственного регулятора в непростой ситуации с освоением ресурсов Арктики можно понять. Можно просто отпустить удила и позволить осваивать Северный морской путь кому попало под любым флагом и на любых судах. Это, безусловно, ускорит темпы добычи и грузоперевозок, но в очередной раз посадит страну на импортную иглу.

Отечественные судостроители уйдут в еще большее пике, а у пресловутых Соединенных Штатов появится новый рычаг давления на Москву. К примеру, ввести всех судовладельцев на Севморпути в черные списки в связи с очередным обострением отношений. В Арктике в итоге останется скромный российский флот, а также военные суда охранения. Паралич Севморпути на несколько лет гарантирован.

Именно поэтому идея протекционизма в отношении происхождения судов в Арктике выглядит более чем здравой. А если удастся обуздать поползновения крупных компаний типа НОВАТЭКа, «Газпрома» и «Норникеля» с просьбами сделать для них исключения, то впору открывать победное шампанское. С девизом: «Арктике – российские суда!».


Верфи «Объединенной судостроительной корпорации» – главные выгодоприобретатели нового закона. Источник: aoosk.ru

Но, как это часто бывает, у столь непростых решений есть непростые последствия.

Российское судостроение в настоящее время не в состоянии конкурировать с иностранными производителями. Собственно, поэтому российские компании неохотно размещают заказы на родине – за рубежом получается быстрее, дешевле и качественнее. К слову, НОВАТЭК, очевидно, за прошлогодние уступки государства заказал все-таки 15 газовозов на дальневосточной верфи «Звезда».

Отечественное отставание обусловлено не только многолетним застоем, но и хроническим недофинансированием. Российским операторам только снятся зарубежные кредитные деньги под 6–8 % годовых на 10 и более лет. При этом первую треть срока кредит работает на льготных условиях. Сумма заёмных денег может достигать 80 % от цены судна и реализоваться под его залог.

В то же время в России сейчас сложилась такая ситуация с налогообложением, таможенным оформлением комплектующих и кредитованием, что итоговая стоимость судна в итоге поднимается на 25 %. В качестве положительного примера можно привлечь опыт Китая, где серьезно снижены таможенные пошлины на ввоз импортных комплектующих для судов, зарегулированы цены на сталь и оборудование для верфей, а также введены госгарантии под кредиты для покупателей судов. Россия в этой истории пока только в начале пути.

Техническая оснащенность российских судостроителей также удручает. Характерный пример с современными судостроительными компаниями из Японии, Южной Кореи, Китая, Сингапура и Тайваня. На верфях в этих государствах применяется сравнительно новая технология крупномодульной сборки. Производство отдельных частей судов делегировано сторонним подрядчикам, а сама головная верфь становится подобием сборочного конвейера. Технология постройки судов из готовых модулей позволяет выпускать в море суда в два раза быстрее традиционных способов. Сейчас в России такая инновация оказалось бы очень кстати, но вот на верфях наблюдается дефицит кранов грузоподъёмностью более 1200 тонн. То есть отдельные части крупных судов просто нечем поднимать для сборки.

Поэтому закон, подписанный 26 мая, как бы к нему ни относились судовладельцы, влечет за собой не только масштабные изменения, но требует логических продолжений.

Прежде всего, это льготное кредитование судостроителей типа «Адмиралтейских верфей» и «Звезды». Отечественные производители не смогут по щелчку пальцев оперативно наладить производство судов мирового уровня. Необходимо масштабное перевооружение. Вследствие решения правительства многие иностранные верфи потеряют российские заказы. Прежде всего, южнокорейские судостроители, у которых традиционно закупаются крупные отечественные операторы.

История с развертыванием производства иностранных автомобилей в России вполне может стать примером для организации совместных судостроительных предприятий. В конце концов, если Mercedes-Benz только из-за государственных контрактов построил завод в России, то почему верфи Hyundai, Daewoo и Samsung не могут повторить подобное?

Северный морской путь в любом варианте развития будет только расти по грузопотоку и с новым законом может обеспечить судостроителей заказами на десятилетия вперед.
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    5 июня 2021 05:41
    Северный морской путь в любом варианте развития будет только расти по грузопотоку и с новым законом может обеспечить судостроителей заказами на десятилетия вперед.

    Для страны самыми главными являются законы, позволяющие развивать отечественное производство, создавая новые мощности и осуществляя высокую профессиональную подготовку специалистов. Набивание карманов каких-то собственников, имеющих российское гражданство (даже вкупе с иностранным) не должно являться главной целью.
    1. +10
      5 июня 2021 09:49
      К сожалению, главная цель страны - набивание карманов иностранных граждан либо детей олигархов, живущих за границей. Таков удел всех колоний Запада.
      1. +2
        5 июня 2021 12:08
        И , ещё одно большое сожаление , наш флот отстает на десятки лет.
        1. 0
          5 июня 2021 20:02
          Цитата: ximkim
          И , ещё одно большое сожаление , наш флот отстает на десятки лет.

          Вы про ледокольный Флот ? Тут нам равных нет пока в мире hi ..
          А вот с другими проблемы имеются ..
    2. -1
      5 июня 2021 10:09
      Ну что ж! Наконец-то наша власть проснулась и начала вставать на сторону отечественного промышленного производства.

      Будут строиться и обновляться верфи, количество судов под российским флагом и сделанных у нас будет неуклонно расти. Даже если модель развития торгового флота будет пока капиталистической, то только госрегулирование может убедить строить и регистрировать суда в России. И лицензии на строительства танкеров и контейнеровозов - прекрасный путь, чтобы быстро технологически сравняться с конкурентами, которые построят нам за деньги копии своих мощностей. Даже санкции потом не страшны, главное добиться высокой степени локализации с заводами на своей территории.

      Ведь последующий переход в госсобственность верфей вполне возможен, мы видели как это может быстро происходить. И из государственных в частные руки мы перетекание тоже видели.
      Зависит от стратегической важности вопроса...

      Стратегически России требуется контролировать СМП полностью, не допустить его превращение в "проходной двор". И иметь контроль над каждым проводимым судном во всей полноте правового регулирования!

      Ибо, за всеми подряд торговыми судами и без контроля, через некоторое время пойдут американские эсминцы в целях "осуществления свободы навигации"...
      Сразу нужно определить правила игры, четко их донести и требовать исполнения.
      1. +7
        5 июня 2021 11:45
        По оценке Министерства промышленности и торговли РФ, уровень износа основных фондов на судостроительных предприятиях и на предприятиях-смежниках превышает 70%. При этом доля устаревшего оборудования (возраст более 20 лет) в станочном парке превышает 65%. В результате практически все более или менее сложное судовое комплектующее оборудование сейчас импортируется.
        ...в госпрограмме «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.» упор делается на развитие судостроительной науки, формирование опережающего научно-технического задела. Из объема бюджетных ассигнований по госпрограмме в размере более 337 млрд рублей на эти цели предполагается использовать 261 млрд рублей (77%), на строительство и техперевооружение предприятий – только 27 млрд рублей (8%).
        «Очевидно, что делать ставку на опережающий научно-технический задел бессмысленно при неразвитых производственных фондах.

        Чтобы развивать судостроение, нкжны современные производственные мощности, а для их возведения - развитая отечественная промышленность и профессиональные кадры в достатке. Но где всё это?
        CSCEC — вторая китайская корпорация, которая может зайти на верфь. Первая — China Communications Construction Company (CCCC) — выиграла три тендера на строительство объектов второй очереди в 2017–2019 годах, сумма контрактов — 37 млрд руб. Недавно «Звезда» решила отдать CCCC еще один масштабный контракт — на строительство достроечных цехов примерно на 40 млрд руб., рассказали два источника, близкие к CCCC и «Звезде», и менеджер крупной китайской госкорпорации. Этим контрактом интересовалась и «Китай Строй», но ей в итоге достанется только «недострой» первой очереди, объясняет один из собеседников.

        Собирали кадры со всей страны, с Питера... Но без помощи китайцев все-равно не обошлось...

        Цитата: RealPilot
        Наконец-то наша власть проснулась и начала вставать на сторону отечественного промышленного производства.

        Будут строиться и обновляться верфи, количество судов под российским флагом и сделанных у нас будет неуклонно расти
        А какая себестоимость будет на отечественных верфях, какие сроки строительства? Бизнес в патриотизм играет редко и без особого желания, им нужна прибыль... Невозможно развивать одну отрасль промышленности, при стагнации всей...
      2. 0
        5 июня 2021 18:25
        Сразу нужно определить правила игры, четко их донести и требовать исполнения.


        Для этого нужны российские эсминцы. А их нет.
    3. +2
      5 июня 2021 10:43
      Дык капитализм же ж! Главная цель при нём - именно что набивание карманов. И никакие запреты этому помешать не смогут. Только смена строя обратно на социализм.
    4. +4
      6 июня 2021 16:00
      Ещё вопросы? В законе столько лазеек, что всё как было, так и останется
  2. +5
    5 июня 2021 06:12
    Как то не очень себе представляю, если , например, китайцы примут решение, что в Панамском канале преимуществом будут пользоваться только суда китайского производства
    1. -2
      5 июня 2021 06:13
      А китайцы его контролируют?)))
      1. +6
        5 июня 2021 06:25
        А кто контролирует?
        . После того, как США в 1999 г. возвратило права на Панамский канал Панаме, гонконгский миллиардер Ли Ка-шин сумел получить концессии на его использование сроком на 50 лет. Еще в 1997 г. Ли Ка-шин взял в аренду панамские порты Бильбао и Кристобаль, расположенные на обоих концах канала.
        1. -8
          5 июня 2021 06:27
          Я не сказал владеет))) я сказал контролирует)))
          1. +6
            5 июня 2021 07:02
            Я тоже об этом. Вы цитату прочитали?
            Формально Панамский канал - собственность Республики Панама, а контролируют китайцы.
            1. -5
              5 июня 2021 07:27
              Я про контроль реальный. Без китайцев канал остановится? Перестанет работать? Вы чуточку путаете просто бизнес и государственные интересы. На СМП без наших проводок и лоцманов встанет все. Диктовать условия вполне разумное решение в таких условиях. В ПК китайцы как государс тво ничего не решают и не контролируют. Просто используют.
              1. +4
                5 июня 2021 07:41
                Они им управляют, хотя формально он им не принадлежит.
                Но им не придёт в голову сделать особые условия для судов китайского производства, так как заинтересованы , чтобы он прибыль приносил , не тормозил поток желающих им пользоваться и никому в голову не пришло строить другой канал, помимо китайцев.
                А это решение по СМП тормозит попытки сделать его мировым транспортным путём в корне.
            2. -3
              5 июня 2021 07:34
              28 мая президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», в соответствии с которым преимущественное право пользоваться Северным морским путем будет предоставлено судам российского производства. Небольшая поправка – отечественными должны быть все суда, работающие в Арктике под российским флагом.

              Я только "за"!
              СМП должен быть ЗАКОНОДАТЕЛЬНО СУВЕРЕННЫМ местом РФ от всего остального мира!

              Более того, мне даже не верится, что, начиная с 1991 года, мы, простые россияне, в буржуазно-"рыночном" руководстве нашей страны в 2021 году наконец-то дожили до ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО патриотизма РФ в отношении СМП России!
            3. 0
              5 июня 2021 10:47
              Формально Панамский канал - собственность Республики Панама, а контролируют китайцы.

              А кто контролирует Панаму? Завтра амерам что-то не понравится - и по щелчку пальцев китайцев там не будет.. Естественно - под лозунгами защиты демократии и свободного рынка.
              1. +6
                5 июня 2021 11:55
                Цитата: paul3390
                Завтра амерам что-то не понравится - и по щелчку пальцев китайцев там не будет..

                Ну-ну...
                Амерам много что и где не по душе, но китайцы подминают под себя все новые и новые государства... 75% Африки работает на "китайский желудок", Восточная Европа, Латинская Америка все больше увязает в китайских кредитах...
                А еще через 10-15 лет китайские эскадры ракетных кораблей с УДК и тысячами морпехов будут по всему миру внятно объяснять, что такое "частная собственность КНР"...
                1. +1
                  5 июня 2021 11:58
                  Лет через 15 - охотно верю. Ибо компартия - железно идёт путём создания великого Китая. И думаю - у неё всё получится, ибо наши ошибки - она стопудово учла. Но в эти 15 лет - может произойти всякое. Буржуи - нахапанное добром шиш отдадут. А пока - КНР с Америкой на море ещё слабо бодаться.. Пока..
                  1. +4
                    5 июня 2021 12:04
                    Цитата: paul3390
                    Пока..

                    Это да...
                    но ПМТО для ВМС они строят и им позволяют...
                2. +3
                  6 июня 2021 11:19
                  Цитата: Doccor18
                  А еще через 10-15 лет китайские эскадры ракетных кораблей с УДК и тысячами морпехов будут по всему миру внятно объяснять, что такое "частная собственность КНР"...

                  Это если получиться. У СССР тоже в свое время были блестящие перспективы. Идея гегемонии Китая очень многим не нравится. Пожалуй даже больше чем гегемония США.
                  1. +3
                    6 июня 2021 13:09
                    Цитата: IS-80_RVGK2
                    Это если получиться.

                    Пока все, что они планируют - получается.

                    Цитата: IS-80_RVGK2
                    У СССР тоже в свое время были блестящие перспективы. Идея гегемонии Китая очень многим не нравится.

                    У руководства КПСС и КПК, на мой взгляд, было и есть огромное отличие. Первые - с конца 70-х, с благоговением смотрели на запад, спали и видели, как бы стать такими же, что сделать, чтобы приняли в элитарный клуб, и до сих пор смотрят туда...
                    Вторые - всегда считали себя и свою страну главными в мире, никогда не преклонялись перед кем либо, не заискивали. И сейчас ведут ту же пропаганду внутри страны, воспитывая "истинный и непогрешимый" патриотизм. Поэтому и шансов стать мировым лидером у Китая гораздо больше, чем когда либо было у СССР ( хотя, честно говоря, у СССР их вообще не было, ни каких...).

                    Цитата: IS-80_RVGK2
                    Идея гегемонии Китая очень многим не нравится. Пожалуй даже больше чем гегемония США.

                    Разумеется. Американский капиталист с китайским бизнесменом, словно шотландская овчарка в сравнении с бультерьером... Причем "шотландец" заигрался и зазвездился, осознавая свою чистоту породы, природный ум и величие, а "буль" очень быстро учится, но природную силу и хватку тренирует ежедневно... А кто захочет иметь дело с сильным, умным, и до "ужаса прагматичным" "булем", после него только пустыня остается...
                    1. 0
                      6 июня 2021 14:33
                      Цитата: Doccor18
                      Вторые - всегда считали себя и свою страну главными в мире, никогда не преклонялись перед кем либо, не заискивали. И сейчас ведут ту же пропаганду внутри страны, воспитывая "истинный и непогрешимый" патриотизм.

                      Что привело в свое время к жутчайшему кризису и застою, с сильным отставанием от ведущих мировых держав.
                      Цитата: Doccor18
                      Поэтому и шансов стать мировым лидером у Китая гораздо больше, чем когда либо было у СССР ( хотя, честно говоря, у СССР их вообще не было, ни каких...).

                      Я бы не спешил так сразу говорить про гораздо больше. У Китая хватает серьёзных проблем.
                      Цитата: Doccor18
                      Американский капиталист с китайским бизнесменом, словно шотландская овчарка в сравнении с бультерьером... Причем "шотландец" заигрался и зазвездился, осознавая свою чистоту породы, природный ум и величие, а "буль" очень быстро учится, но природную силу и хватку тренирует ежедневно... А кто захочет иметь дело с сильным, умным, и до "ужаса прагматичным" "булем", после него только пустыня остается...

                      Вы забыли что у Китая помимо США хватает вокруг заклятых друзей. Индия, Япония, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Вьетнам, Австралия. И РФ с Китаем отнюдь не друзья. Так что на фоне этой массы друзей Китай уже смотрится довольно тускло. К тому же сам Китай малость охренел от своих успехов. Что тоже не добавляет ему плюсов. Это к вопросу о зазвездившихся США.
                      1. +1
                        6 июня 2021 16:19
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        Что привело в свое время к жутчайшему кризису и застою, с сильным отставанием от ведущих мировых держав.

                        Вы имеете ввиду конец 19 - начало 20 века?
                        Скорее это произошло от продолжительного периода закрытости страны от внешнего мира, с помощью которого имперские династии расчитывали сохранить власть. А в результате страшно отстали, проспали НТР и стали полуколонией...
                        Назвать современный Китай "закрытым" язык не поворачивается. Скорее сейчас он один из самых открытых государств.

                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        У Китая хватает серьёзных проблем.

                        А у кого их нет? У США, России, Европы... У Индии их сколько?

                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        Так что на фоне этой массы друзей Китай уже смотрится довольно тускло.

                        Эти "друзья" хороши только при условии сильного заокеанского гегемона. Если мощь США будет каким-то образом подорвана, даже частично (в экономическом, политическим или в военном аспекте), то круг партнеров резко сузится...
                        Да и из тех, кого Вы перечислили, реальную помощь США в борьбе с Китаем смогут оказать только японцы, остальные в военном смысле смотрятся уныло.
                      2. +3
                        6 июня 2021 16:31
                        Цитата: Doccor18
                        Назвать современный Китай "закрытым" язык не поворачивается. Скорее сейчас он один из самых открытых государств.

                        С великим китайским файрволом? И прочим закручиванием гаек? Ну, может быть. Наверное. Если не сильно присматриваться.
                        Цитата: Doccor18
                        остальные в военном смысле смотрятся уныло.

                        Вы Индию часом не забыли?
                        Цитата: Doccor18
                        Если мощь США будет каким-то образом подорвана

                        Что-то я не вижу чтобы она подрывалась. Зато вижу как США пытаются создать антикитайскую коалицию. И есть у меня подозрения что у них это получится.
                      3. 0
                        6 июня 2021 21:31
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        С великим китайским файрволом? И прочим закручиванием гаек? Ну, может быть. Наверное. Если не сильно присматриваться.

                        Имел в виду количество компаний, в т.ч. высокотехнологичных, которые работают в Китае, строят там заводы...
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        Вы Индию часом не забыли?

                        Нет, не забыл. Но чем дальше, тем больше напоминает она мне "великана на глиняных ногах". Смотреть издалека, внушает, а копни, толкни... Не имей Индия ядерного оружия, НОАК бы давно уже взяла Джамму и Кашмир и празднично встретилась с пакистанцами на границе...

                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        Зато вижу как США пытаются создать антикитайскую коалицию. И есть у меня подозрения что у них это получится.

                        Создавать коалиции США "могет", что есть, то есть. Этого у них не отнять. Только вот реально воевать приходилось везде американцам, что в Корее, что во Вьетнаме, что в Ираке... Союзников много, а прока в них...
                      4. +2
                        7 июня 2021 08:36
                        Цитата: Doccor18
                        Имел в виду количество компаний, в т.ч. высокотехнологичных, которые работают в Китае, строят там заводы...

                        С этим тоже не все так однозначно. Рост зарплат, санкции и угроза санкций приводят к тому что компании оттуда уходят. И с технологиями там беда. Передовые технологии в Китай в массе не попадают. Типа как мы не передаём технологии производства авиадвигателей.
                        Цитата: Doccor18
                        Но чем дальше, тем больше напоминает она мне "великана на глиняных ногах". Смотреть издалека, внушает, а копни, толкни... Не имей Индия ядерного оружия, НОАК бы давно уже взяла Джамму и Кашмир и празднично встретилась с пакистанцами на границе...

                        Такой же колосс - Россия, если внимательно присмотреться. Не будь у нас ядерного оружия страну бы уже порвали на части. Но ядерное оружие у нас есть и пока оно гарантирует нам относительное спокойствие и из этого и надо исходить.
                        Цитата: Doccor18
                        Создавать коалиции США "могет", что есть, то есть. Этого у них не отнять. Только вот реально воевать приходилось везде американцам, что в Корее, что во Вьетнаме, что в Ираке... Союзников много, а прока в них...

                        А кто вам сказал что сейчас будет так же как во Вьетнаме? И от союзников даже малый толк уже хорошо.
                      5. +1
                        7 июня 2021 08:44
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        Но ядерное оружие у нас есть и пока оно гарантирует нам относительное спокойствие..

                        Относительное...
                        Только будет сидеть за пультами МБР через 10 лет после таких реформ образования...

                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        кто вам сказал что сейчас будет так же как во Вьетнаме?

                        Разумеется, как во Вьетнаме уже не будет. Американцы не станут больше тысячами умирать в далеких джунглях. А мексиканцев и колумбицев в танки посадить конечно можно, но уж больно дорогие эти танки нынче...
                        Войны сейчас вовсю идут в других средах, и там, к сожалению, мы проигрываем. А выигрывают англосаксы и китайцы...
                      6. +1
                        7 июня 2021 09:43
                        Цитата: Doccor18
                        Только будет сидеть за пультами МБР через 10 лет после таких реформ образования...

                        За 10 лет вряд ли произойдёт полный упадок. И ракет не так уж и много. Умеющие по команде нажать кнопку я думаю найдутся.
                        Цитата: Doccor18
                        Войны сейчас вовсю идут в других средах, и там, к сожалению, мы проигрываем. А выигрывают англосаксы и китайцы...

                        Точнее сказать капиталисты США и Китая. Но платные патриоты из каждого чайника нам доказывают что отвратительная демография и падающие и без того низкие доходы основной массы населения это верный признак вставания с колен.
                      7. +1
                        7 июня 2021 13:15
                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        За 10 лет вряд ли произойдёт полный упадок. И ракет не так уж и много.

                        Хах, успокоили...

                        Цитата: IS-80_RVGK2
                        Но платные патриоты из каждого чайника...

                        Каждый теперь зарабатывает, как может...

                        P.S. кто-то вас усердно минусует, это не я. Такой фигней не страдаю, собеседника уважать - святое дело, иначе не с кем будет дискутировать...
              2. -5
                5 июня 2021 12:16
                Много они в КНДР или Венесуэле нащелкали?
                С чего вы взяли, что в Панаме больше будет?
      2. +1
        5 июня 2021 09:17
        наверно все же ключевое здесь не контролируют а чтоб прибыль приносил . через Суэц Панаму танкер провести десятку денег стоит . а зачем держать дорогую инфраструктуру если трафика нет ?
        1. -1
          5 июня 2021 12:18
          А разве СМП не для тех же целей развивать пытаются?
          На практике- одной рукой развивают, другой подрезают:(
    2. -7
      5 июня 2021 06:44
      А какое отношение китайцы имеют к Панамскому каналу? Только потребительское, а поэтому ничего там решать не может. А СМП это наш, российский.
      1. +2
        5 июня 2021 07:16
        . А какое отношение китайцы имеют к Панамскому каналу?

        Там выше я привёл цитату. Канал фактически у китайцев в конуесссии, они контролируют порты входа и выхода из него.
        1. 0
          11 июня 2021 19:45
          Вы имеете ввиду транзит через канал, или перевозки из/в Бальбоа или Кристобаль? В статье речь не о транзите, если я правильно понял:

          ...отечественными должны быть все суда, работающие в Арктике под российским флагом...
          ...В 2017 году вышел закон, регламентирующий каботаж и перевозку угля, нефти и газа исключительно судами под российским флагом.
    3. +2
      5 июня 2021 07:15
      Прекрасная статья,разложено все по своим местам.Добавлю ,Новатек обналичил свой проект Ямал СПГ 2 ,заложив свою долю в Российских Банках,большинство с госконтролем.Деньги пойдут и на развитии инфраструктуры.Не спроста на днях появился проект модернизации Северной судоверфи.У нее появится сухой док больших размеров и даже крытый.Судокорпусникам не надо будет пятую точку зимой морозить.Да ,почти 260 судостроительных заводов имеют заказы на года.Нехватает специалистов,утоп рыбака новостроя на Пелле это показало.Хотя норги в Киркинесе тоже самое устроили с нашим рыбаком на ремонте,спустили со слипа а он чуть оверкиль не устроил.Будет суд,но не думаю что они отвертятся.Не хватает оборудования,но этот вопрос решаемый ,все это можно купить в Корее ,КНР и Турции.Самое главное государство обратило внимание на судостроение.Правда не у всех судостроителей зарплаты достойные,значит потеряют специалистов.Звезда пылесосом прошла по кадрам в судостроении,теперь остальным приходится поднимать зарплату.Автору плюс,что затронул такую тему.
      1. +23
        5 июня 2021 07:34
        Цитата: tralflot1832
        Не спроста на днях появился проект модернизации Северной судоверфи.У нее появится сухой док больших размеров

        Андрей, доброе утро hi А можно ссылку, а то по сухому доку поиск только "Звезду" показывает.
        1. +1
          5 июня 2021 07:56
          Кажется на портале Корабел.RU.
          1. +21
            5 июня 2021 07:57
            Да, я нашел на СУНе. Оказывается, планы от 2015 года.
            Вернее, сухой док тогда стоял в планах на будущее.
            1. -1
              5 июня 2021 08:27
              У меня сечас таже статья вылезла,но это не она,там обьем был побольше и на конец Мая ,поищу.
    4. -1
      5 июня 2021 08:17
      Да китайская фирма эксплуатирует Панамский канал,но надо договаривать до конца.Американцы продавили закон при передаче Панамского канала,закон о Нейтралитете Панамского Канала.При малейшем ущемлении прав США,а у них через канал идет 16% внешнего товарооборота,США введут войска.Историю Норьеги ,помните ,захотелось ему америку прищемить в канале.Сразу появились обвинения в наркоторговле,морские пехотинцы и F117 в Панаме.Панамский канал международный консорциум,в расширение вкладывались китайцы,японский банк ,европейский банк развития и порты США.
      1. +2
        5 июня 2021 08:56
        . Американцы продавили закон при передаче Панамского канала

        Канал- собственность Республики Панама. Это американцы продавили?
        Историю Норьеги ,помните

        Помню. Судили в Штатах за наркотики, во Франции за махинации, , в самой пПанаме за политические убийства. Достойная личность.
        Не считая того, что панамские солдаты нё с большого ума Норьеги начали нападения и убийство американских морпехов, которые охраняли зону канала. Не говоря уж о том, что Нооьега объявил войну США, такая мелочь....
        Панамский канал международный консорциум,в расширение вкладывались китайцы,японский банк ,европейский банк развития и порты США

        И который находится в концессии и под контролем китайцев.
        1. -1
          5 июня 2021 09:44
          Я вам о законе о нейтралитете канала,это условия передачи канала под собственость Панамы.Норьга был их сыном,но попытался ввести ограничения по проходу на суда США ,сразу получил все.Хотя это был переходный период
          1. +2
            5 июня 2021 10:09
            А зачем китайцам нарушать нейтралитет канала?
            Речь идёт о чисто экономических вопросах
            А насчёт Норьеги- так он и без канала наворотил
            1. -6
              5 июня 2021 10:17
              Не надо было болтать языком с собутыльниками о планах на канал Норьеге.А сейчас там просто офшорный рай .Но под американским оком.Но вот вы и почти согласились что китайцы против судов США ни чего придпринимать не будут.Правда Зумвальт сразу получил проблемы с охлаждением масла ГД,после прхода Панамским каналом.Китайцы такие затейники.
              1. +2
                5 июня 2021 12:34
                Они и не будут, я это с самого начала написал
                Как то не очень себе представляю, если , например, китайцы примут решение, что в Панамском канале преимуществом будут пользоваться только суда китайского производства
    5. 0
      5 июня 2021 08:57
      Как то не очень себе представляю, если , например, китайцы примут решение, что в Панамском канале преимуществом будут пользоваться только суда китайского производства

      А что там понимать ?
      Севморпуть идёт достаточное кол-во пути в терр.водах России. Во вторых ,прокладка пути по нему ,осуществляется рос.ледоколами, других ледоколов просто нет . В третьих , в некоторых районах пути потребуются лоцманские услуги . Это не океан в тропиках - где куда захотел ,туда и поплыл.
      Всё это требует определённых усилий для страны.
      Никто ведь не предъявляет серьёзных претензий, за плату по прохождению по Суэцкому каналу .
      Так и здесь,плата не берётся , ставится лишь условие - росс.суда.
      1. +2
        5 июня 2021 10:10
        Плата берётся, с чего вы взяли? Иначе какой смысл проводку делать судов?
    6. +1
      5 июня 2021 10:37
      Единственный путь-становиться конкурентоспособными. А все эти запреты показывают только неспособность страны конкурировать не только на международной арене но уже и внутри страны
    7. 0
      5 июня 2021 10:45
      Ну - американцы же запрещают каботажное плавание у своих берегов иностранным судам? И - ничего, никто о каком-то там свободном и равном доступе для всех не жужжит..
  3. -1
    5 июня 2021 06:40
    Судя по статье у нас левая рука не знает что делает правая. А не пора ли власть употребить, иначе на хрена она нужна?
    1. +5
      5 июня 2021 06:55
      Цитата: Ros 56
      Судя по статье у нас левая рука не знает что делает правая. А не пора ли власть употребить, иначе на хрена она нужна?

      Дык статья то как раз о том, что власть взяла и употребила власть, что в конечном итоге должно привести к развитию собственного судостроительства, что бы не зависеть от санкционных капризов матрасов и напуганных ими иностранных судовладельцев. Разве нет?
      1. 0
        5 июня 2021 07:07
        Конечно нет, наших барыг надо пинками гнать делать заказы на наши предприятия. И речь не только о судостроении, а вообще о транспортном машиностроении.
        1. +19
          5 июня 2021 07:40
          Цитата: Ros 56
          наших барыг надо пинками гнать делать заказы на наши предприятия

          Кстати, об этом упоминается
          если удастся обуздать поползновения крупных компаний типа НОВАТЭКа, «Газпрома» и «Норникеля» с просьбами сделать для них исключения...

          Для власти остается найти в себе силы "обуздать"
  4. +3
    5 июня 2021 06:47
    отечественными должны быть все суда, работающие в Арктике под российским флагом.
    Не поспоришь. Развитие своего, отечественного кораблестроения и судоходства, дополнительные рабочие места и т.д. только укрепят страну. Еще прямо и открыто объяснить желающим приватизировать СМП (Сша в первую очередь) в свою пользу с целью получения над ним полного контроля, что такие попытки будут пресекаться жестко вплоть до использования ВС и ВМФ России. Чтобы напрочь отбить желание "властителям мира" зариться на чужое.
  5. +3
    5 июня 2021 07:38
    Идея отечественного "Навигационного Акта" - нужная. Но уж больно "гибкий" закон с перспективами дл 2044-го года. Есть в РФ такая правовая традиция: размазывать решительные меры во времени и по сути. И введение стандарта ЕВРО-5, и борьбу с "гражданствами" чиновников растянули во времени и накачали исключениями. "Накопительные пенсии" вообще в коме. За эти годы юристы мировых ТНК легко найдут лазейки для "либерийских флагов".
    Более принципиальным было бы создание Федерального Арктического флота "по экологическим" соображениям. Путь "из варяг в китайцы" должен кормить гос. бюджет и арктическую группировку ВС РФ.
  6. +4
    5 июня 2021 08:27
    Северный морской путь в любом варианте развития будет только расти по грузопотоку и с новым законом может обеспечить судостроителей заказами на десятилетия вперед.

    Я гораздо более оптимистичен чем Автор. Новый закон может обеспечить судостроителей заказами на столетия вперед.
    В 2020 году по СМП прошло транзитом около 1,3 млн т.
    Для сравнения: грузооборот Суэцкого канала – 2 млрд т в год.
    1. -9
      5 июня 2021 09:04
      В 2020 году по СМП прошло транзитом около 1,3 млн т.
      Для сравнения: грузооборот Суэцкого канала – 2 млрд т в год.

      Всё же ради Китая )))
      Китайским судам наглосаксы могут в любой момент запретить проходить по Суэцкому каналу.))))
      А если Севморпуть в два раза короче чем путь через Суэц ,то представляете насколько Севморпуть выгоднее пути ,при котором придётся огибать всю Африку ? ))))
      1. +2
        6 июня 2021 11:30
        Цитата: lucul
        А если Севморпуть в два раза короче чем путь через Суэц ,то представляете насколько Севморпуть выгоднее пути ,при котором придётся огибать всю Африку ?

        По пути через Суэц обжитая многолюдная территория с портами. По СМП суровая безлюдная территория с медведами. Так что тут не все так однозначно.
    2. -1
      5 июня 2021 09:57
      А мы на такой грузоборот и не расчитываем,но вроде собрались довести торговый оборот с Китаем до 200 млрд.Да китай собрался строить атомный ледокол,в отличие от америки.Еще один путь в китай не помешает.Резервы жд и автодорог быстро закончаться через Россию.Не зря БАМ на реконструкцию,ж/д войсками.Товарищ Левин в
      чине майора забивал "золотой костыль " на Баме и где он сейчас!Молодец,и никакой Израиль ему не нужен.
    3. 0
      6 июня 2021 11:26
      Опять сионисты строят козни. Пришёл и своей гнусной статистикой всю малину испортил.
  7. +1
    5 июня 2021 08:54
    Вы извините меня.Или я что то не понял.СМП раньше намерен был быть альтернативой другим каналам.Если это транзит,но будут ходить только российские суда,то где же выгода.Не будут же перегружать иностранные суда? Для многих наше небо является транзитным.И государство получает за это деньги.Здесь где прибыль?
    1. -7
      5 июня 2021 10:33
      Извините,много ледокольных судов контейнеровозов ледового класса?Кто первый построит ,того и тапки!
  8. +3
    5 июня 2021 10:05
    А если удастся обуздать поползновения крупных компаний типа НОВАТЭКа, «Газпрома» и «Норникеля» с просьбами сделать для них исключения, то впору открывать победное шампанское. С девизом: «Арктике – российские суда!».(с)
    За "НОВАТЭК" с "Газпромом" не скажу не в теме, а по "Норникелю" - примерно до 2005-8 годов в Дудинку кто только под какими флагами не ходил, но с 2005 года у "Норникеля"появился свой флот : 5 судов-сухогрузов ледового класса и одно судно под перевозку газового конденсата, которые вполне обеспечивают перевозку всего объёма продукции ГМК и обратно необходимых товаров. Суда построены в Финляндии и после этого в морпорту Дудинки нет других судов ни под какими флагами.
    1. +2
      5 июня 2021 10:37
      У Новатека весь флот офшорный,по первому Маджери не знаю,хотя он под управлением Совкомфлота.Из за очереди на Звезде ,первый газовоз будет заложен только в 2024 году.Опять им ЮК клепает,но с флагом не известно.
      1. +3
        5 июня 2021 10:51
        Цитата: tralflot1832
        но с флагом не известно

        Под флагом РФ работает, кажется, только Марджери. Остальные изначально выводятся под "удобные". Причина банальная - требования российского регистра порой просто чрезмерно завышены, причём в основе требований лежит не забота о безопасности. Да и инспекторы портконтроля при проверке российских судов порой просто зверствуют. Им тоже кушать хочется...
        И комплектация экипажей также зависит от флага. Под вражеским - сплошной "микс".
        И очередь у крюинговых контор на эти суда - до ворот.
        1. -1
          5 июня 2021 11:00
          Сам в море ходил,что то не замечал зверств портконтроля и регистра.Правда в рыбаках,там суммы на порядок ниже.Почему то всегда в море в срок выходили. hi
          1. +3
            5 июня 2021 12:26
            Цитата: tralflot1832
            Правда в рыбаках,там суммы на порядок ниже.Почему

            Имею опыт, порой печальный...
            Всё зависит от настроя проверяющего. Зачем пришёл. И не только в российских портах. Сегодня в портах Прибалтики и Польши можно "поймать" неприятностей на пустом месте...
            После 2014-го российские экипажи порой являются объектом чрезмерно пристального внимания...
        2. +4
          5 июня 2021 16:05
          Цитата: stalkerwalker
          Причина банальная - требования российского регистра порой просто чрезмерно завышены

          рос регистр очень коррумпированный - все на бумаге отсюда столько и тонуло . реальная причина- разница в зарплате . под рос флагом в ПМП ДВМП две тыщи баксов в мес у деда и значек выдадут заслуженный полярник а у Стены Шелла ТК 12-14К юс в мес ... про ЛНЖ ЛПЖ еще круче. да и осталось тех пароходов с рос флагом 4 морковки в ДВМП и 3 малыша в ПМП для северного завоза
          1. +5
            5 июня 2021 17:37
            Цитата: Киса
            две тыщи баксов в мес у деда и значек выдадут заслуженный полярник

            У нас столько боцман и повар (Cook) получают.
            1. +4
              5 июня 2021 17:48
              ну вот - в каботаж или алкаши без инглиша либо молодеж после бурсы кому танкерный икспиренс надо начинать ... вот и весь патриотизм )))
              1. +4
                5 июня 2021 17:57
                Типичная ситуация для оставшихся в живых пароходств - от Балтики и Севера до Дальнего Востока.
                Некомпетентность руководства и приводит к такому результату.
                А начиналось всё с "приХватизации" в начале 90-х, когда "эффективные советские менеджеры" начали распродажу активов, а нынешние новоявленные не менее "эффективные" манагеры доблестно завершают этот печальный последний акт драмы "Плавали, помним..."
                1. +3
                  5 июня 2021 18:11
                  ПМП только и жив что северный завоз это государственный заказ . Евгекинот Проведения там уже последнее умерло . остались только военные . все прибыльные стотысячники давно под флагом . а так бы умерли как рефрижераторный океанский рыбодобывающий флот .
                  и стотысячник они мурыжат в Камне бак никак не приварят . на Хюндае STX за 9 мес от закладки до спуска . вообще какая то авантюра мне не понятная со Звездой .вчерашний поселок в чистом поле . до Находки Владика по 3 три часа в обе стороны . в то время как такие гиганты развали как ПСРЗ НСРЗ Дальзавод ...
        3. 0
          11 июня 2021 20:00
          Цитата: stalkerwalker
          Остальные изначально выводятся под "удобные". Причина банальная - требования российского регистра порой просто чрезмерно завышены, причём в основе требований лежит не забота о безопасности.

          Нет, у РМРС требования примерно те же, что и у других членов IACS.

          Цитата: stalkerwalker
          И комплектация экипажей также зависит от флага.

          Да, у удобных флагов 13 человек на 20 тыс. тонн и 17 МВт, к примеру. Это к вопросу о безопасности [цитата выше].

          Удобные флаги - уход от налогов и простота "решения вопросов".
          1. 0
            11 июня 2021 20:28
            Цитата: Моторист
            Нет, у РМРС требования примерно те же, что и у других членов IACS

            В этом "примерно" и лежит вся суть придирок, как по мелочам, так и по-взрослому. Не вопросах конструкций, а в мелочах, в которых кроется дьявол - безопасность как таковая, пожарная безопасность (пожарный инспектор как и сейчас, так и 20 лет назад, без труда найдёт к чему прицепится). А уж вопрос маркировки конструкций, трубопроводов, указатели сбора, аварийного выхода и т п. - сущий клад для дотошных и придирчивых.
            Ну, а когда начинается процесс проверки заполнения журнала балластов, журнала перекачки нефтепродуктов (немецкий Water Police отдыхает), журналов ГМССБ, и, даже, судового журнала - тут, если инспектор порт контроля почувствовал себя чем-то ущемленным (не так встретили, не поклонились, не накрыли стол ёжиком), готовь, капитан, или пузырьки из артелки, или сигареты блоками...
            А это мы ещё на камбуз и в артелку не заглядывали, не запускали двигатели аварийных шлюпок при минусовой температуре, не запускали аварийный насос в балласте..
            А вы говорите IACS
            wassat
            1. 0
              11 июня 2021 20:39
              Вы, наверно, в Австралии, в Африке или на Украине не бывали...

              Мне кажется, Вы путаете инспекторов регистров и портнадзоров. У регистров задача пароход освидетельствовать, а у портнадзоров (не везде, конечно) - то, что Вы написали. С уважением. hi
              1. 0
                11 июня 2021 20:48
                Цитата: Моторист
                Вы путаете инспекторов регистров и портнадзоров.

                Просвещаю.... laughing
                Регистр даёт заключение о годности судна к работе как в целом, так и по элементам, включая те системы, которые диктует SOLAS.
                Испектор портнадзора занимается проверкой соответствия документов судна, экипажа, работоспособность как первого, так и вторых.
                И говорить, что они не пересекаются - регистр и портнадзор - нонсенс. Проверка сброса "серой воды" под названием OWS проверяется обеими сторонами - регистром при установке, портнадзором - при проверке работоспособности, умения экипажа работать с OWS, правильность выбора места сброса "серых вод", с записью в соответствующем журнале
                И это - только один пример...
                Цитата: Моторист
                Вы, наверно, в Австралии, в Африке или на Украине не бывали

                ГоспЫдя.... Где я только не был... lol
                Я опять хочу в Париж.... laughing
                1. 0
                  11 июня 2021 21:12
                  Цитата: stalkerwalker
                  Просвещаю....

                  Спасибо за просветительскую работу, но я тоже немножко "в теме".

                  Регистру платит клиент (судовладелец), ему невыгодно останавливать пароход - можно лишиться клиента. Всё только в пределах реальной необходимости. Правда, с верфями они порой "сотрудничают". А портнадзор - на подножном корму. Чем больше замечаний, задержаний и даже арестов - тем корм жирнее.

                  Цитата: stalkerwalker
                  Проверка сброса "серой воды" под названием OWS проверяется обеими сторонами - регистром при установке, портнадзором - при проверке работоспособности, умения экипажа работать с OWS, правильность выбора места сброса "серых вод", с записью в соответствующем журнале

                  Кстати, никогда не видел, чтобы регистр проверял соответствие реального сброса через OWS записям в ORB и карте памяти - его интересует только работоспособность OWS и той же карты.

                  Цитата: stalkerwalker
                  ГоспЫдя.... Где я только не был...
                  Я опять хочу в Париж....

                  Я просто предположил... Прикиньтесь беженцем - и в Берлин пустят! laughing
                  1. 0
                    11 июня 2021 21:21
                    Цитата: Моторист
                    . Прикиньтесь беженцем - и в Берлин пустят

                    Отпишите из Кёльна - как там живётся. А мне и дома хорошо и приятно...
                    Цитата: Моторист
                    Кстати, никогда не видел, чтобы регистр проверял соответствие реального сброса через OWS записям в ORB и карте памяти - его интересует только работоспособность OWS и той же карты

                    Снова и по-хорошему?
                    Цитата: Моторист
                    Цитата: stalkerwalker
                    Просвещаю....

                    Спасибо за просветительскую работу, но я тоже немножко "в теме".
                    Регистру платит клиент (судовладелец), ему невыгодно останавливать пароход - можно лишиться клиента. Всё только в пределах реальной необходимости. Правда, с верфями они порой "сотрудничают". А портнадзор - на подножном корму. Чем больше замечаний, задержаний и даже арестов - тем корм жирнее.

                    Я так же в курсе.
                    Разговор шёл о несоразмерных требованиях Росрегистра и пристрастиях инспекторов PSC к проверке со словами "мы просто посмотрим..."
                    Остальное - в пользу бедных...
                    1. 0
                      11 июня 2021 21:33
                      Цитата: stalkerwalker
                      Разговор шёл о несоразмерных требованиях Росрегистра и пристрастиях инспекторов PSC

                      Разговор начался с РМРС и удобных флагов. Один регистр сам себе рознь в зависимости от инспектора и района плавания - нет нужды Вам объяснять, если Вы в теме.

                      Цитата: stalkerwalker
                      Отпишите из Кёльна - как там живётся.

                      В Кёльне был давненько проездом: полицаи ходят строем, а "беженцы" - стадами. Будьте здоровы! drinks
  9. +1
    5 июня 2021 11:31
    Задумка хорошая, но мы бежим впереди паровоза - сначала надо было сделать маршрут относительно востребованным , а уже потом навязывать свои правила, грубо говоря более строгие по сравнению с аналогичными правилами по тому же Суэцу.
  10. -4
    5 июня 2021 11:47
    Посол Франции,ответственный за Арктику.Послание ПЭМФ.Хочу передать приветствие Президента Франции Макрона.Мы уверены в успешном развитии СМП.И французские фирмы с удовольствием примут участие в этом развитии.Что начало доходить? laughing
  11. +2
    5 июня 2021 12:35
    Китай отправляет свои товары, в США, в Мексику, в страны южной америки, в азию , в африку, австралию. смп для этого не нужен. И 3 % товаров в Европу..., причем через египетский канал или даже вокруг африки, египитияне задрали цену прохождения через канал, везти товар дешевле во много раз. смп нужен для вывозки нефти, газа и никеля. Фсё.
  12. -1
    5 июня 2021 15:09
    Цитата: Avior
    Как то не очень себе представляю, если , например, китайцы примут решение, что в Панамском канале преимуществом будут пользоваться только суда китайского производства

    Разве Паманский канал находится в пределах территории, или территориальных вод Китая? lol
    1. -1
      5 июня 2021 16:30
      Разве вы ветку прочитали?
      Там как раз об этом речь.
      hi
  13. -1
    5 июня 2021 18:24
    Цитата: Avior
    Разве вы ветку прочитали?
    Там как раз об этом речь.
    hi

    Я просто Ваши аналогии не понял, уточните - Панамский канал, Китай, и наши прибрежные воды в Арктике, т.н. СМП? Связь какая, и что общего? Может у меня с логикой проблемы? crying
    1. -1
      5 июня 2021 21:58
      Я написал- Китай контролирует Панамский канал
  14. -5
    5 июня 2021 19:59
    Арктика – это один из богатейших районов земного шара.

    Этим все сказано ,такой инетерес запада и наши военные базы построенные там в короткие сроки ...
    БУДЕМ ЗАЩИЩАТЬ всеми силами !
  15. 0
    5 июня 2021 20:18
    Цитата: xorek
    Арктика – это один из богатейших районов земного шара.

    Этим все сказано ,такой инетерес запада и наши военные базы построенные там в короткие сроки ...
    БУДЕМ ЗАЩИЩАТЬ всеми силами !

    Это ты на снимке? Тогда жди повестки... . sad
  16. -2
    5 июня 2021 23:34
    Цитата: Avior
    Я написал- Китай контролирует Панамский канал

    Есть правоустанавливающие документы, указывающие на то что вы здесь сообщили? sad
  17. 0
    15 июня 2021 18:54
    Угу. Говорим "Арктика" подразумеваем "Антарктида".