Военное обозрение

Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны

45
Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны

Одновременно с формированием японских Сил самообороны началось воссоздание авиационной составляющей — Воздушных сил самообороны Японии. В марте 1954 года был подписан американо-японский договор «о военной помощи», а в январе 1960 года стороны подписали «договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности». В соответствии с этими соглашениями Воздушные силы самообороны начали получать авиатехнику американского производства.


Истребитель F-86F Sabre


Первое японское авиакрыло было организовано 1 октября 1956 года, куда вошли 68 двухместных реактивных учебно-тренировочных самолётов T-33A Shooting Star и 20 F-86F Sabre. В январе 1957 года в Японии имелось 135 реактивных истребителей F-86F.

Истребитель с максимальной взлётной массой 8234 кг имел практическую дальность полёта 2450 км. При подвеске двух 454 кг бомб и двух баков ёмкостью 760 л боевой радиус действия достигал 660 км. Максимальная скорость в горизонтальном полёте – 1106 км/ч. Встроенное вооружение – шесть 12,7-мм пулемётов.


Японский истребитель F-86F Sabre

Правительство Японии уделяло большое значение развитию собственной авиационной промышленности, в связи с чем у компании North American была приобретена лицензия на производство «Сейбра».


Хотя к моменту начала серийного строительства этот истребитель уже отчасти устарел, компания Mitsubishi Heavy Industries с 1956 по 1961 год собрала ещё 300 истребителей F-86F.


В начале 1960-х японские истребители F-86F оснастили управляемыми ракетами с тепловой головкой самонаведения AIM-9 Sidewinder, что серьёзно повысило возможности по борьбе с воздушными целями. Однако как перехватчик «Сейбр» к началу 1970-х уже не мог считаться современным. Истребитель, не имеющий бортового радиолокатора, был способен вести самостоятельный поиск воздушной цели только в светлое время суток, а дозвуковая скорость полёта зачастую не позволяла занять выгодную позицию для атаки и догнать воздушного противника. В связи с этим, после принятия на вооружение перехватчика F-4ЕJ Phantom II, в середине 1970-х истребители F-86F Sabre в основном переориентировали на решение ударных задач и использовали для тренировочных полётов. «Сейбры» прослужили в составе Воздушных сил самообороны до 1982 года.

Истребитель-перехватчик F-104J


Понимая, что имеющиеся истребители «Сейбр» к началу 1960-х годов уже не соответствовали современным требованиям, командование Сил самообороны начало искать им замену. В те годы получила распространение концепция, согласно которой воздушный бой в будущем будет сведён к сверхзвуковому перехвату ударных самолётов и ракетным дуэлям между истребителями.

Этим представлениям в полной мере соответствовал разработанный фирмой Lockheed в конце 1950-х сверхзвуковой истребитель Локхид F-104 Starfighter. Во время проектирования этого самолёта высокие скоростные характеристики были положены во главу угла.

В начале 1960-х, несмотря на высокую аварийность, «Старфайтер» стал одним из основных истребителей ВВС многих стран, выпускался в различных модификациях, в том числе и в Японии.

В ноябре 1960 года правительство Японии объявило, что на F-104 будут возложены основные задачи по завоеванию превосходства в воздухе и перехвату. Вскоре после этого японский консорциум во главе с Mitsubishi Heavy Industries получили разрешение на лицензионное производство «Старфайтера» в Японии. Первые несколько японских F-104 были собраны из деталей, поставленных непосредственно из США, а в дальнейшем началось полномасштабное производство истребителей своими силами. Японский «Старфайтер» получил обозначение F-104J (J – Japan).


Японский истребитель-перехватчик F-104J

8 марта 1962-го первый «Старфайтер» японской сборки выкатили за ворота завода «Мицубиси» в городе Комаки. С 1963 по 1966 годы было сформировано 7 строевых эскадрилий (с 201-й по 207-ю). Всего к 1967 году Воздушные силы самообороны приняли 230 одноместных и двухместных «Старфайтеров».

По своей конструкции эта модификация являлась почти полной копией западногерманского F-104G, за исключением того, что японский истребитель предназначался исключительно для перехвата воздушных целей, а всё оборудование управления вооружением для атаки наземных целей было демонтировано. Это связано с тем, что в то время правительство Японии в соответствии с конституцией отказывалось иметь самолёты, которые были способны наносить удары по наземным целям.


Истребитель F-104J имел весьма впечатляющие разгонные характеристики и очень неплохо подходил на роль перехватчика. Максимальная взлётная масса самолёта достигала 13 170 кг, при этом полная ёмкость топливных баков составляла 2650 л. Максимальная скорость у земли – 1473 км/ч, на большой высоте – 2123 км/ч. Практический потолок – 18 300 м. Практическая дальность – 1740 км. Для борьбы с воздушными целями могла использоваться встроенная 20-мм шестиствольная пушка M61A1 и управляемые ракеты ближнего боя AIM-9 Sidewinder.


По сравнению с «Сейбром» сверхзвуковой «Старфайтер» имел весьма продвинутое БРЭО. Инерциальная навигационная система LN3-2, разработанная компанией Litton Industries, позволяла совершать полёты в сложных метеоусловиях днём и ночью. На самолёте было установлено оборудование, сопряжённое с японской АСУ ПВО BADGE, обеспечивающее наведение перехватчика в полуавтоматическом режиме. Радиолокатор Autonetics NASARR F15A мог обнаружить цель на дальности до 30 км, что для начала 1960-х было очень даже неплохо. Однако для обстрела цели ракетами воздушного боя AIM-9В Sidewinder, которыми вооружались японские «Старфайтеры», требовалось установить с целью устойчивый визуальный контакт. Эффективная дальность пуска УР при атаке бомбардировщика, летящего со скоростью 900 км/ч с задней полусферы, не превышала 3 км. При подготовке к применению ракет AIM-9В пилоту перехватчика приходилось быть очень внимательным, так как существовала высокая вероятность захвата тепловой головкой самонаведения солнца или ярко освещённых облаков.

Японцы использовали свои F-104J только в роли перехватчиков, поэтому «Старфайтер» в Японии имел относительно низкую аварийность. За более чем 20 лет активной службы было потеряно в лётных происшествиях приблизительно 15 % от всех имеющихся «Старфайтеров». Справедливости ради надо сказать, что ровесники F-104J – советские истребители МиГ-21Ф-13, Су-7Б и Су-9 имели больший процент потерь в авариях и катастрофах. Многие японские лётчики, пилотировавшие ранее F-104J и впоследствии пересевшие на более тяжелый F-4EJ, считали, что по скороподъёмности и разгонным характеристикам «Старфайтер» существенно превосходил «Фантом».


Спутниковый снимок Google Earth: японские истребители на вечной стоянке авиабазы Хякури

В настоящее время несколько сохранившихся японских F-104J вместе с другими самолётами Воздушных сил самообороны установлены на вечных стоянках в окрестностях японских авиабаз.


Истребитель F-104J в экспозиции музея Ishikawa Aviation Plaza в городе Комацу

Эти весьма эффектные внешне истребители также прекрасно смотрятся в коллекциях музеев и неизменно привлекают внимание публики.

Истребитель-перехватчик F-4ЕJ Phantom II


Во второй половине 1960-х «Старфайтер» начал расцениваться как устаревшая машина. Руководство Воздушных сил самообороны желало иметь перехватчик с более мощной бортовой радиолокационной станцией, способный наводиться на цель по сигналам с земли без участия экипажа и применять ракетное вооружение по ненаблюдаемым визуально целям. В связи с этим в январе 1969 года кабинет министров Японии поднял вопрос об оснащении ВВС страны новым истребителем-перехватчиком, который должен был заменить F-104J.

Наиболее подходящим кандидатом сочли американский многоцелевой истребитель третьего поколения McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Но японцы, заказывая вариант F-4EJ, поставили условие, чтобы это был «чистый» истребитель-перехватчик. Американцы не возражали, и с японского «Фантома» было снято оборудование для работы по наземным целям, но усилено вооружение «воздух-воздух». Всё в это было сделано в соответствии с японской концепцией «только в интересах обороны».

Лётные данные японского перехватчика практически не отличались от характеристик истребителя ВВС США F-4E. Максимальная взлётная масса F-4EJ составляла 26 308 кг. Максимальная скорость полёта на большой высоте – 2390 км/ч. Практическая дальность – 2590 км. Практический потолок – 16 600 км. На истребителе устанавливалась БРЛС AN/APQ-120 с дальностью действия 90 км. В состав экипажа помимо пилота входил оператор вооружения. Основным оружием перехватчика считались УР AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder. В ближнем бою могла использоваться 20-мм встроенная пушка M61A1.


Японский истребитель-перехватчик с F-4EJ Phantom II

F-4EJ стал первым истребителем Воздушных сил самообороны, вооруженным ракетами воздушного боя среднего радиуса действия. В состав его вооружения, помимо 4 УР ближнего боя AIM-9 Sidewinder, могли входить 4 ракеты средней дальности AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной ГСН. Первоначально японские «Фантомы» вооружались ракетами средней дальности модификации AIM-7Е с дальностью пуска в «лоб» до 35 км. Такие ракеты имели стержневую боевую часть весом 30 кг с неконтактным взрывателем. В конце 1970-х японцы получили УР AIM-7F с дальностью пуска до 70 км, с БЧ массой 39 кг.

F-4EJ, построенные компанией McDonnell, поднялись в воздух в январе 1971 года. Следующие 11 самолётов были поставлены уже в виде комплектов и собраны в Японии. Первый лицензионный самолёт японской сборки впервые поднялся в воздух 12 мая 1972 года. Впоследствии компания Mitsubishi Heavy Industries по лицензии построила 127 F-4FJ. Японцы устанавливали различное оборудования собственного производства, включая РЛС заднего обзора J/APR-2, а также аппаратуру передачи данных японской автоматизированной системы ПВО BADGE.

«Смягчение» подходов Токио к наступательным видам вооружения, в том числе и в ВВС, стало наблюдаться во второй половине 1970-х годов. Это произошло под давлением США после принятия в 1978 году так называемых «Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества». До этого никаких совместных действий, даже учений сил самообороны и американских частей на территории Японии не велось. С той поры многое, в том числе и в ТТХ авиационной техники, в японских Силах самообороны меняется в расчёте на совместные наступательные действия.


На ещё выпускавшиеся истребители F-4EJ, например, стали устанавливать оборудование для дозаправки в воздухе. Последний «Фантом» для японских ВВС был построен в 1981 году. Но уже в 1984 году была принята программа продления срока их службы. При этом «Фантомы» начали оснащаться средствами бомбометания.


Японский истребитель F-4EJ Kai Phantom II

Большинство «Фантомов», имевших большой остаточный ресурс, в ходе капитальных ремонтов были модернизированы до уровня F-4EJ Kai. На модернизированных истребителях улучшили бортовое радиоэлектронное оборудование, установили новые средства связи и отображения информации. Со второй половины 1980-х японские истребители летают с УР AIM-7M. Эта ракета со стартовой массой 231 кг оснащена моноимпульсной радиолокационной ГСН, повысившей возможности ракеты по поражению низколетящих целей и помехозащищённость. В состав вооружения в начале 1990-х введена ракета ближнего боя ААМ-3 японского производства.


20 ноября 2020 года Воздушные силы самообороны Японии после 48 лет службы официально расстались с истребителем F-4EJ. В ходе церемонии прощания два «Фантома» 301-й эскадрильи совершили последний полёт над авиабазой Хякури.


Спутниковый снимок Google Earth: японские истребители F-4EJ на авиабазе Хякури, снимок сделан в 2018 году

Примечательно, что прежде чем стать последней эскадрильей, летавшей на F-4, 301-я была первой эскадрильей, получившей F-4EJ в 1972 году.

Истребитель F-15J


В июле 1975 года японское Агентство обороны объявило конкурс на перспективный перехватчик ПВО. Из нескольких возможных кандидатов, в число которых входили Grumman F-14, General Dynamics F-16, Northrop F-17, Dassault Мираж F1, SAAB J37 и Panavia Tornado IDS, был выбран американский тяжелый истребитель F-15 Eagle. В 1978 году удалось прийти к соглашению о получении лицензии, и основным производителем в Японии была определена компания Mitsubishi Heavy Industries.


Японский истребитель F-15J

Конструктивно и по своим характеристикам японский F-15J аналогичен F-15С, но оснащён упрощённым оборудованием РЭБ. Истребитель F-15J имеет максимальную взлётную массу 30 845 кг. Практическая дальность полёта без подвесных баков – 2800 км. Практический потолок – 19 000 м.


УР ближнего боя ААМ-3 под крылом F-15J

Первоначально вооружение состояло из встроенной 20-мм пушки Vulcan JM61A1, а также ракет воздушного боя AIM-9L Sidewinder и AIM-7F/М Sparrow. В 1990 году в боекомплект японских «Орлов» ввели японскую УР ближнего боя ААМ-3.


Эта ракета является плодом коллективного творчества компаний Mitsubishi Heavy Industries (двигатель, система управления и корпус), NEC (головка самонаведения и неконтактный взрыватель), Komatsu Ltd (осколочная боевая часть направленного взрыва), и, согласно заявлению представителя Воздушных сил самообороны, по манёвренности и вероятности поражения цели превосходит американскую AIM-9L Sidewinder. Масса ракеты в боевом положении – 91 кг. Максимальная дальность пуска – 13 км. Максимальная скорость – 2,5 М.

Силы самообороны Японии приобрели 203 одноместных F-15J и 20 двухместных F-15DJ, из которых 2 F-15J и 12 F-15DJ были поставлены компанией McDonnell Douglas. F-15J, построенный в Сент-Луисе, штат Миссури, поднялся в воздух 4 июня 1980 года. Кроме того, 8 F-15J были изготовлены в виде машинокомплектов и отправлены в Японию для окончательной сборки. Головной самолёт из этой партии совершил свой первый полёт 26 августа 1981 года. В конце 1981 года окончательную сборку самолётов освоила компания Mitsubishi. Всего в Японии с 1982 по 1999 год изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Таким образом, Воздушные силы самообороны обладают вторым по численности после ВВС США парком истребителей семейства F-15, и на Японию приходится более 50 % истребителей этого типа, эксплуатируемых за пределами США.


Двухместный F-15DJ 306-й эскадрильи

В декабре 1981 года первые F-15J / DJ поступили в 202-ю тактическую истребительную эскадрилью, дислоцированную на базе Нютабару. Впоследствии здесь был открыт учебный центр, в котором японские пилоты проходили переучивание. Судя по всему, процесс освоения нового истребителя шёл непросто. О достижении полной боеготовности было заявлено в марте 1984 года, когда F-15J заменили F-104J в 203-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Титосэ на Хоккайдо.


Истребители F-15J на авиабазе Титосэ

Выбор места базирования первой строевой эскадрильи, оснащённой самыми современными на тот момент истребителями, был неслучайным: авиабаза Титосэ была самой ближней авиабазой с капитальной ВПП по отношению к острову Сахалин и Приморскому краю. Истребителями F-15J/ DJ в первую очередь перевооружались эскадрильи, оснащённые «Старфайтерами».

В 1986 году дошла очередь до эскадрилий, летавших на «Фантомах» 19 марта 1986 года – на F-15J/ DJ перешла 303-я эскадрилья на базе Koмацу, пилоты которой ранее летали на F-4EJ. Поначалу аварийность F-15J/ DJ была достаточно высокой, за первые 10 лет эксплуатации было потеряно 5 самолётов, всего же в авариях и катастрофах разбилось 12 японских «Орлов».

Надо сказать, что после ввода в строй японских F-15J баланс сил на Дальнем Востоке заметно изменился не в пользу СССР. В середине 1980-х основу советской истребительной авиации в этом районе составляли МиГ-21бис, МиГ-23П/МЛ, МиГ-25ПД/ПДС и Су-15ТМ. Все эти советские истребители уступали «Орлу» в манёвренности, характеристиках БРЭО и не имели превосходства в вооружении. Ситуация стала выправляться после начала поставок в строевые полки тяжелого истребителя Су-27П. Первым самолёты этого типа в 1986 году получил 60-й иап, базирующийся на аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре.

Впоследствии Япония модернизировала свои истребители F-15J/ DJ, оснастив их новыми ракетами воздушного боя и передовыми радиоэлектронными системами. Но речь об этом пойдёт в части, посвящённой современному состоянию японской истребительной авиации.

В следующей части обзора японской ПВО мы рассмотрим зенитные ракетные комплексы, которые стояли на вооружении Сил самообороны Японии в годы холодной войны.

Продолжение следует...
Автор:
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Pavel57
    Pavel57 8 июня 2021 18:11
    -1
    Р. В середине 1980-х основу советской истребительной авиации в этом районе составляли МиГ-21бис, МиГ-23П/МЛ, МиГ-25ПД/ПДС и Су-15ТМ. Все эти советские истребители уступали «Орлу» в манёвренности, характеристиках БРЭО и не имели превосходства в вооружении. Ситуация стала выправляться после начала поставок в строевые полки тяжелого истребителя Су-27П.

    Не совсем так - МиГ-23 МЛ/П/МЛД могли противостоять Ф-15. А в отдельных элементах даже превосходили американского японца.
    1. Bongo
      8 июня 2021 23:44
      +7
      Цитата: Pavel57
      Не совсем так - МиГ-23 МЛ/П/МЛД могли противостоять Ф-15.
      МиГ-23 МЛ/П/МЛД было очень сложно противостоять F-15C/D, а F-15J/DJ отличался от них только упрощённой аппаратурой постановки помех.
      Цитата: Pavel57
      А в отдельных элементах даже превосходили американского японца.

      В чём именно МиГ-23МЛД превосходил F-15J?
      1. Анжей В.
        Анжей В. 10 июня 2021 11:42
        +3
        Здравствуйте, Сергей! Большое спасибо за очередную отличную статью)
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 8 июня 2021 18:31
    +11
    Не устаю благодарить автора за интереснейшие циклы о ПВО. Продолжайте, Сергей. Ждём.
  3. hohol95
    hohol95 8 июня 2021 18:36
    +4
    Были ли случаи приминения выше перечисленных самолётов ПВО против нарушителей воздушного пространства Японии?
    1. akarfoxhound
      akarfoxhound 8 июня 2021 23:42
      +1
      Конечно нет, МиГ-21 стояли в Черниговке напротив Китая в варианте ИБАП(Нормандия-Неман), остальное все было в нашем ПВО- владивостокская Центр.Угловая (МиГ-23), Чугуевка(МиГ-25), находкинская Золотая Долина(Су-15), сахалинский Сокол(Су-15), Спаск Дальний Хвалынка (Як-28П),курильский Буревестник(МиГ-23). У остальных район полетов явно до Японии не дотягивал- около Хабаровска(10й участок МиГ-23, Переясловка Су-15), Комс.на Амуре(2 полка в Дземги Су-15 и МиГ-23), Постовая МиГ-23 (Сов.Гавань,прикрывали Хурбу),сев.Сахалин МиГ-23( Смирных , в 70е Як-28), Камчатка Су-15(Елизово). Про чукотские Угольные Копи на Су-15 можно не упоминать - более 3 тыс. км до "панасоников"
      1. Bongo
        8 июня 2021 23:58
        +3
        Цитата: akarfoxhound
        Комс.на Амуре(2 полка в Дземги Су-15 и МиГ-23)

        В 60-м иап МиГ-23 не было.
        Цитата: akarfoxhound
        Постовая МиГ-23 (Сов.Гавань,прикрывали Хурбу)
        Где Совгань и где Хурба? request
        Цитата: akarfoxhound
        Спаск Дальний Хвалынка (Як-28П)

        Як-28П когда с Хвалынки ушли? То, что вы описываете середине 1980-х не соответствует. no
        1. akarfoxhound
          akarfoxhound 9 июня 2021 13:14
          -3
          Цитата: Bongo
          Цитата: akarfoxhound
          Комс.на Амуре(2 полка в Дземги Су-15 и МиГ-23)

          В 60-м иап МиГ-23 не было.

          Я и не говорил, что они в 60 иап были, в Дземги сгоняли МиГ-23 из соседних расформировываемых полков и проводили облеты матчасти с консервации. Потом разогнали 404 иап (Орловка) и полк пусть и не долгое время летал на МиГ-29 и Су-27 одновременно (фотографии и модели в музее истории части видел лично,а не с чьих-то рассказов и "википедий")

          Цитата: Bongo
          Где Совгань и где Хурба?

          Нв если вы настолько сведущий, то было бы понятно, что человек не ошибся, а перепутал названия и поправили бы, что прикрытие Каменного Ручья (Ту-142, Ту-22М3 МА ВМФ). Но тут похоже другая задача в обидуньку сыграть "Я изумительную статью написал, а меня дополнить/поправить посмели"? Или вы типа были не в курсе, что 41 ИАП прикрывал? wink Конечно я знаю, где Хурба находится! Неделю там "каникул Бонифация" на сборах в 2012г провел в дивизии, мы им подчинялись, с Камчатки добираясь smile

          Цитата: Bongo
          Як-28П когда с Хвалынки ушли? То, что вы описываете середине 1980-х не соответствует.

          По-моему вы период большой охватывали,не только середину 80х с яповскими F-15, нет? А 821 ИАП на Як-28П был до 1981 года, далее МиГ-23МЛ/МЛД до 1994г. Вас же не смутил переясловский 302 ИАП на Су-15, который к 1983году из ПВО в ВВС перешел и на вооружение Су-17 принял(которыми впоследствии афган утюжил) стал ИБАП(при этом базировавшийся на этом же аэродроме , переобулся на Су-24, стал 302 БАП и эффективный манагер МО Толян отправил его в вам отлично знакомую Хурбу)

          Ну как, взаимно позанудствовали? wink
          1. Bongo
            9 июня 2021 15:32
            +6
            Цитата: akarfoxhound
            Ну как, взаимно позанудствовали?
            Можно ещё позанудствовать.. wink
            Цитата: akarfoxhound
            в Дземги сгоняли МиГ-23 из соседних расформировываемых полков и проводили облеты матчасти с консервации.

            Не было этого, вы с Хурбой путаете.no На Дзёмгах одно время базировались МиГ-31, уже не помню чьи.
            Цитата: akarfoxhound
            Но тут похоже другая задача в обидуньку сыграть

            Вы по себе судите? request
            Цитата: akarfoxhound
            По-моему вы период большой охватывали,не только середину 80х с яповскими F-15, нет?

            В публикации по этому поводу недвусмысленно сказано:
            Надо сказать, что после ввода в строй японских F-15J баланс сил на Дальнем Востоке заметно изменился не в пользу СССР. В середине 1980-х
            - временной период обозначен.
            Цитата: akarfoxhound
            А 821 ИАП на Як-28П был до 1981 года, далее МиГ-23МЛ/МЛД до 1994г.
            Это так...Як-28П тоже в Хурбе похоронили. Один сейчас стоит перед проходной.

            Цитата: akarfoxhound
            Вас же не смутил переясловский 302 ИАП на Су-15, который к 1983году из ПВО в ВВС перешел и на вооружение Су-17 принял(которыми впоследствии афган утюжил) стал ИБАП(при этом базировавшийся на этом же аэродроме , переобулся на Су-24, стал 302 БАП и эффективный манагер МО Толян отправил его в вам отлично знакомую Хурбу)

            Это какое отношение имеет к статье? recourse
            Мы про это говорили:
            Цитата: akarfoxhound
            Спаск Дальний Хвалынка (Як-28П)

            Не было в Хвалынке Як-28П в середине 80-х. no
            1. akarfoxhound
              akarfoxhound 9 июня 2021 17:47
              -5
              Цитата: Bongo
              Цитата: akarfoxhound
              Ну как, взаимно позанудствовали?
              Можно ещё позанудствовать.. wink
              Цитата: akarfoxhound
              в Дземги сгоняли МиГ-23 из соседних расформировываемых полков и проводили облеты матчасти с консервации.

              Не было этого, вы с Хурбой путаете.no На Дзёмгах одно время базировались МиГ-31, уже не помню чьи.

              Ничьи там МиГ-31 никогда не базировались. Мы через них свою матчасть перегоняли, иногда ночевали по паре-тройке дней. Мой борт там стоял долго - двигатель стружку погнал, запустились и выключились.
              За МиГ-23 в Дземгах:
              http://forums.airforce.ru/matchast/4178-reestr-mig-23-sozdadim-vmeste-53/
              А то, что в Хурбе база хранения стояла - в курсе, Су-15 переясловские туда гоняли.
              Цитата: Bongo

              Цитата: akarfoxhound
              Но тут похоже другая задача в обидуньку сыграть

              Вы по себе судите? request

              Причем здесь я и ваша нервная реакция? Вы б еще "бе-бе" в ответ парировали fellow

              Цитата: Bongo
              Цитата: akarfoxhound
              По-моему вы период большой охватывали,не только середину 80х с яповскими F-15, нет?

              В публикации по этому поводу недвусмысленно сказано:
              Надо сказать, что после ввода в строй японских F-15J баланс сил на Дальнем Востоке заметно изменился не в пользу СССР. В середине 1980-х
              - временной период обозначен.
              Цитата: akarfoxhound
              А 821 ИАП на Як-28П был до 1981 года, далее МиГ-23МЛ/МЛД до 1994г.
              Это так...Як-28П тоже в Хурбе похоронили. Один сейчас стоит перед проходной.

              Цитата: akarfoxhound
              Вас же не смутил переясловский 302 ИАП на Су-15, который к 1983году из ПВО в ВВС перешел и на вооружение Су-17 принял(которыми впоследствии афган утюжил) стал ИБАП(при этом базировавшийся на этом же аэродроме , переобулся на Су-24, стал 302 БАП и эффективный манагер МО Толян отправил его в вам отлично знакомую Хурбу)

              Это какое отношение имеет к статье? recourse
              Мы про это говорили:
              Цитата: akarfoxhound
              Спаск Дальний Хвалынка (Як-28П)

              Не было в Хвалынке Як-28П в середине 80-х. no

              Вас отсутствие к середине 80х Су-15 302 полка не тронуло, зато упоминание Як-28 прям за больное задело. Я по-моему впоследствии уточнив ясно написал и по русски, что до 81 года. Тут фиг с ним, а тут не фиг и не с ним? request Вот такое и имеет отношение к статье и вашему прям горячему замечанию. Зачем в открытую дверь ломитесь?

              Не к статье- вы на ДВ не служили, мы не могли пересекаться?
              1. zyablik.olga
                zyablik.olga 10 июня 2021 05:07
                +3
                Цитата: akarfoxhound
                Ничьи там МиГ-31 никогда не базировались.

                Неужели? Поинтересуйтесь откуда взлетел МиГ-31 разбившийся 31 мая 1995 года.
                Цитата: akarfoxhound
                Причем здесь я и ваша нервная реакция? Вы б еще "бе-бе" в ответ парировали

                Наблюдая за вашими высказываниями со стороны, могу отметить, что общаетесь вы не корректно, и позволяете себе переходить на личности. negative
                Цитата: akarfoxhound
                Не к статье- вы на ДВ не служили, мы не могли пересекаться?

                Серёжа служил в штабе 11-й ОА ПВО, но вы вряд ли пересекались.
    2. Bongo
      8 июня 2021 23:45
      +2
      Цитата: hohol95
      Были ли случаи приминения выше перечисленных самолётов ПВО против нарушителей воздушного пространства Японии?

      До применения оружия насколько мне известно дело не разу не доходило, но предупредительный огонь открывали.
      1. hohol95
        hohol95 9 июня 2021 05:15
        +1
        Так кому они эти "предупреждения отправляли"? Советским пилотам, китайским, северокорейским? Нет ли более подробных данных?
        1. Bongo
          9 июня 2021 15:57
          +4
          Цитата: hohol95
          Так кому они эти "предупреждения отправляли"? Советским пилотам, китайским, северокорейским? Нет ли более подробных данных?

          В основном советским и китайским самолётам.
    3. Bongo
      9 июня 2021 15:54
      +5
      Цитата: hohol95
      Были ли случаи приминения выше перечисленных самолётов ПВО против нарушителей воздушного пространства Японии?

      Например, 9 декабря 1987 года перехватчики F-4EJ дважды открывали предупредительную стрельбу, что бы вытеснить из воздушного пространства над Окинавой и Окиноэрабуджимой советские Ту-16.
      1. hohol95
        hohol95 9 июня 2021 17:26
        -3
        Какие коварные русские. Сами о мире во всём мире тведят. А их стратегические бомбардировщики так и шастают через японское воздушное пространство!
        Или может быть через то воздушное пространство, которое японцы сами назвали своим... А другие считают его нейтральным.
        Как они поступали и поступают с вода омывающими наши берега!
        1. zyablik.olga
          zyablik.olga 10 июня 2021 05:08
          +3
          Цитата: hohol95
          Или может быть через то воздушное пространство, которое японцы сами назвали своим...

          Воздушное пространство над островом Окинава нейтральное?
  4. Alexey RA
    Alexey RA 8 июня 2021 19:00
    +1
    По сравнению с «Сейбром» сверхзвуковой «Срарфайтер» имел весьма продвинутое БРЭО.

    Не, я, конечно, понимаю, что F-104 был ещё тем вдоводелом - но зачем уж так-то его опускать? smile
    1. Bongo
      8 июня 2021 23:47
      +4
      Цитата: Alexey RA
      Не, я, конечно, понимаю, что F-104 был ещё тем вдоводелом - но зачем уж так-то его опускать?

      При правильном использовании "Старфайтер" был не чуть не большим "вдоводелом" чем его советские сверхзвуковые ровесники, и Вы это безусловно знаете. hi
      1. akarfoxhound
        akarfoxhound 9 июня 2021 13:37
        0
        По количеству аварий к часам налета его только Су-7 уделал, причем не на много, где-то недавно эти цифирки на глаза попадались. Су-9 конечно недалеко должен был убежать от старшего собрата, но его я в той таблице не видел. Кстати у МиГ-21 в советских ВВС аварийность была в 2 раза ниже, чем у 104го. МиГ-19 у нас был еще тот аппарат в предсказуемости работы, наши "деды"(что летчики, что технари) добрым словом его не поминали, китайцы за еще пару десятилетий смогли матчасть в норму по аварийности привести (у амеров его собрат F-100Супер Сейбр тоже был поначалу аналогичен, полет (особенно посадка)даже имел свое название "Танец с саблями"(амерская же документалка в час продолжительностью по "сотке" снятая)
        Так что, как говорил один заюзаный в нэте персонаж, ставший мемом - "не все так однозначно".
        1. Bongo
          9 июня 2021 15:09
          +3
          Цитата: akarfoxhound
          По количеству аварий к часам налета его только Су-7 уделал, причем не на много, где-то недавно эти цифирки на глаза попадались. Су-9 конечно недалеко должен был убежать от старшего собрата, но его я в той таблице не видел. Кстати у МиГ-21 в советских ВВС аварийность была в 2 раза ниже, чем у 104го.

          У МиГ-21Ф-13 аварийность была даже больше чем у "Страрфайтера".
  5. Alien From
    Alien From 8 июня 2021 19:21
    +6
    Познавательно и интересно пишет автор! hi
  6. Бережливый
    Бережливый 8 июня 2021 19:56
    +6
    Сергей hi как всегда, вы пишите информативно, читается легко, и с интересом! С удовольствием прочту следующую часть! hi
  7. SovAr238A
    SovAr238A 8 июня 2021 22:19
    +6
    Спасибо.
    Ждём продолжения.

    Читая ваши статьи, я ощущаю возвращение в середину 80-х, читая статьи в журнале ЗВО.
    Все таки, полнота и развернутость, это очень показательно...
  8. akarfoxhound
    akarfoxhound 8 июня 2021 23:22
    -3
    Цитата: Pavel57
    Не совсем так - МиГ-23 МЛ/П/МЛД могли противостоять Ф-15. А в отдельных элементах даже превосходили американского японца.

    Подтверждаю! И на ближнем к япам курильском Буревестнике служили далеко не последние в авиации ПВО люди
    1. Bongo
      8 июня 2021 23:49
      +2
      Цитата: akarfoxhound
      Подтверждаю! И на ближнем к япам курильском Буревестнике служили далеко не последние в авиации ПВО люди

      Служили yes Но где сейчас их МиГи, и где они сами? А F-15J летает до сих пор, и вполне успешно модернизируется. Что касается самого "Буревесника" - то это был всегда очень сложный по погодным условиям аэродром.
      1. akarfoxhound
        akarfoxhound 9 июня 2021 14:35
        -4
        Цитата: Bongo
        [Служили yes Но где сейчас их МиГи, и где они сами? А F-15J летает до сих пор, и вполне успешно модернизируется. Что касается самого "Буревесника" - то это был всегда очень сложный по погодным условиям аэродром.

        Если имеете потустороннюю связь - у Борьки Ельцина спросите 'за те миги" и что там у него модернезировалось в 90е, мне ваш плач Ярославны безинтересен ибо не по адресу.
        А сейчас, уж как 3 года там "народ" на новой бетонке дежурит, сначала были коллеги с 31х, теперь Сушки.
        ДВ, особенно прибрежные точки, всегда были сложными по погоде, Бурька - отдельная статья, потому и люди там служили не последние, да еще и на матчасти однодвигательной над "теплым" океаном. Вы сами то когда-нибудь видели, как идешь на посадочном в ПМУ на V=420, а за тобой белой сплошной стеной вынос прет, причем не просто прет, а чешет со скоростью твоего истребителя. Ты ТП сбросил, разворачиваешься и все - дальше рулишь в молоке, на стоянке только законцовки крыла соседнего борта видно.
        Вот это и есть в моем понимании "сложный по погодным условиям аэродром", на Камчатке с запасными хуже, чем на Курилах, и тоже заход только с одним стартом.
        1. Bongo
          9 июня 2021 15:08
          +3
          Цитата: akarfoxhound
          сли имеете потустороннюю связь - у Борьки Ельцина спросите 'за те миги" и что там у него модернезировалось в 90е, мне ваш плач Ярославны безинтересен ибо не по адресу.

          Хамить не надо... negative
          Цитата: akarfoxhound
          А сейчас, уж как 3 года там "народ" на новой бетонке дежурит, сначала были коллеги с 31х, теперь Сушки.

          МиГ-31 там не было, только звено Су-35С.
          1. akarfoxhound
            akarfoxhound 9 июня 2021 17:11
            -4
            [/quote][quote]А сейчас, уж как 3 года там "народ" на новой бетонке дежурит, сначала были коллеги с 31х, теперь Сушки.[/quote]
            МиГ-31 там не было, только звено Су-35С.[/quote]

            Не угадали, и людей хорошо знаю, "оформлявших"отправление экипажей заступивших в ДС еще до начала официального дежурства в декабре 2018г. Потом их вскоре поменяли на Сушки, а МиГари на Чукотку ушли

            quote=Bongo][quote=akarfoxhound]сли имеете потустороннюю связь - у Борьки Ельцина спросите 'за те миги" и что там у него модернезировалось в 90е, мне ваш плач Ярославны безинтересен ибо не по адресу.[/quote]
            Хамить не надо... negative
            Но где сейчас их МиГи, и где они сами? [/quote]
            А вопрос адекватный задавать пробовали или от меня ответа на этот "умный" вопрос ждете? wink
            1. zyablik.olga
              zyablik.olga 10 июня 2021 05:10
              +2
              Цитата: akarfoxhound
              Не угадали, и людей хорошо знаю, "оформлявших"отправление экипажей заступивших в ДС еще до начала официального дежурства в декабре 2018г.

              МиГ-31 там постоянно не дежурили. Только Су-35 с Таллинского полка.
              Цитата: akarfoxhound
              А вопрос адекватный задавать пробовали или от меня ответа на этот "умный" вопрос ждете?

              А вы то адекватно общаетесь? no
              1. akarfoxhound
                akarfoxhound 10 июня 2021 09:07
                -5
                Цитата: zyablik.olga

                МиГ-31 там постоянно не дежурили. Только Су-35 с Таллинского полка.

                "МиГ-31 там не было" - это мое утверждение?
                И еще, просветите меня - понятие "постоянно не дежурили/постоянно дежурили" - это как применимо и с какого боевого устава добыли о сменном звене (ав.отряде) ДС, заступающем на дежурство не в точке базирования части? А завтра опять рокировку с АЭ мигарей из Угловки проведут - это станет "постоянным"? Прям заинтриговали winked
                Про вашу мою и оппонента адекватность вопросов - вы вместе с ним настаиваете, что я именно должен дать ответ на вопрос - "с какого ресурсные МиГ-23МЛ/МЛД сократили"? А почему Горбатый союз амерам сдал, а ЕБН Россию разваливал - мне не надо отчитаться? laughing
                Желаете- можете вы ответить за это, а потом всенеприменнейше желательно ваше мнение узнать - это адекватно с адресом вопроса или нет? wink
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
  9. Pavel57
    Pavel57 9 июня 2021 01:00
    -3
    Цитата: Bongo
    В чём именно МиГ-23МЛД превосходил F-15J?


    Ракеты Р-23/24 могли наводится на цель на фоне земли. Ракета Спэрроу 7Ф - не могла.
    по всем остальным параметрам или равенство или Ф-15 превосходил МиГ-23. Но противостоять Ф-15 Миг-23 последних модификаций могли.

    А МиГ-25 вполне мог вести бой на средних дистанциях, опять же Р-40 превосходила Спэррой 7Ф..
    1. Tucan
      Tucan 9 июня 2021 01:27
      +1
      Цитата: Pavel57
      Цитата: Bongo
      В чём именно МиГ-23МЛД превосходил F-15J?


      Ракеты Р-23/24 могли наводится на цель на фоне земли. Ракета Спэрроу 7Ф - не могла.
      по всем остальным параметрам или равенство или Ф-15 превосходил МиГ-23. Но противостоять Ф-15 Миг-23 последних модификаций могли.

      А МиГ-25 вполне мог вести бой на средних дистанциях, опять же Р-40 превосходила Спэррой 7Ф..

      В статье автор ясно сказал, с какой УР средней дальности летали японские F-15J. Перечитайте.
      Сравнивать 500 кг Р-40 с АIM-7М как-то странно. Разного назначения были ракеты.
      МиГ-23МЛД мог сравниться с F-15J по разгонным характеристикам, но в маневренности проигрывал. В этом нет ничего удивительного, эти машины создавались в разное время под разные концепции. Ровесником 23-го можно считать "Фантом".
      1. Vovk
        Vovk 9 июня 2021 16:42
        +4
        В чём именно МиГ-23МЛД превосходил F-15J?


        Наверно вооружением?
        Сдвоенная авиационная пушка ГШ-23Л, установленная снизу фюзеляжа, при невнимательности пилота легко сносила переднюю стойку шасси в выпущенном состоянии ... сборщик пыли и мусора при посадке и взлете. По обслуживанию пушечного вооружения хуже Миг-23 были только Миг-17/19 ... сама пушка надежная была как АК, но вот расположение ...
        Ракеты ... многие говорят, вот ракетное вооружение СССР были лучше западных аналогов, так вот многое зависело от года выпуска и партии ...
        Миг-23 мог бодаться на дальней дистанции с F-15 только 2-мя P-24, т.е. в случае одного "промаха", был лишь второй. Напомню что по электронике и РЭБ МИГ-23 был далеко позади F-15 ...
        Р-73 - средняя дистанция, тоже 2-е штуки ... что сказать, очень сильно зависела от партии выпуска ... проверка работоспособности её перед боевым вылетом зажженной сигаретой говорит о качестве само за себя.
        Р-60 - не рыба не мясо, для очень ближних боев с F-15 ... так он так близко не подойдет ... с далека ракетами накидает.
        Наверно оборудованием?
        Оборудование МиГ-23МЛД ... всемирная печаль техников, для замены одного блока приходилось вынимать краном всю стоку-шкафчик позади кабины ... по качеству ... скажем так, закат аналога - радиостанция и самолетный ответчик норма, рэб и радиолокационное оборудование - лотерея могли отказать без особых причин в неподходящий момент (редко, но бывало), автопилот - механика времен WW2.
        Двигательная установка - единственное достоинств - хорошая тяговооруженность ... на форсаже удирал от F-15 ... замена и установка - камасутра для техников ...
        Изменяемая стреловидность крыла ... громадный минус - малая нагрузка на пилоны с подвесным вооружением ... про складываемый подфюзеляжный гребень - без комментариев.
        Итого для воздушных боев у Миг-23МЛД с F-15 многое зависело от удачи и фортуны ибо 2-дальние ракеты с радиолокационным наведением+2 средние ракеты с ИК ничто по сравнению F-15 с 8-ю дальними ракетами + идеальным радиолокационным оборудованием и РЭБ.
    2. Bongo
      9 июня 2021 15:44
      +4
      Цитата: Pavel57
      А МиГ-25 вполне мог вести бой на средних дистанциях, опять же Р-40 превосходила Спэррой 7Ф.

      УР Р-40 были заточены против таких самолётов как В-52 и RC-135, по перегрузке УР AIM-7М Sparrow которыми cо второй половины 80-х были вооружены F-15J cильно уступала.
      Цитата: Pavel57
      Ракеты Р-23/24 могли наводится на цель на фоне земли. Ракета Спэрроу 7Ф - не могла.

      УР AIM-7М не могла, не ужели? И вы возможности УР Р-23Р сильно переоцениваете.
  10. Pavel57
    Pavel57 9 июня 2021 02:26
    -5
    Цитата: Tucan
    В статье автор ясно сказал, с какой УР средней дальности летали японские F-15J. Перечитайте.
    Сравнивать 500 кг Р-40 с АIM-7М как-то странно. Разного назначения были ракеты.
    МиГ-23МЛД мог сравниться с F-15J по разгонным характеристикам, но в маневренности проигрывал. В этом нет ничего удивительного, эти машины создавались в разное время под разные концепции. Ровесником 23-го можно считать "Фантом".


    Можно мериться концепциями , но в конкретное время в конкретном месте эти самолеты были по разные линии фронта холодной войны.
    Мог сбить Миг-25 Ф-15 - да легко. Примеры есть: в Ираке целью МиГ-25 стал Ф-18. Никто не мерился концепциями, воевали тем, что было в данный момент.
    1. Tucan
      Tucan 9 июня 2021 04:26
      +2
      Мог сбить Миг-25 Ф-15 - да легко. Примеры есть: в Ираке целью МиГ-25 стал Ф-18. Никто не мерился концепциями, воевали тем, что было в данный момент.

      ЛТХ истребителя и тактика его применения на уровне проектирования закладываются концептуально.
      Что, касается, "кто-кого сбил", можем сравнить реальные боевые успехи МиГ-25П и F-15C.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 9 июня 2021 07:08
        +3
        Как ЛА Ф15 более универсальный и многорежимгый , чем МиГ25. Хороший аппарат, учитывая что он создан на "заре" 4го поколения и не хочет покидать сцену в виде Ф-15ЕХ
  11. Pavel57
    Pavel57 9 июня 2021 22:26
    -3
    Цитата: Bongo
    УР AIM-7М не могла, не ужели? И вы возможности УР Р-23Р сильно переоцениваете.

    Вы определитесь , в какой временной период сравнение. Когда появилась Спэрроу 7М у нас ответом была Р-27 на Су-27.
    А Р-23 и Р-24 могли работать на фоне земли. Это было одной из причин почему Р-23 приняли на вооружение, а не Р-25- копию Спэрроу 7Е. Р-23 /24 отлично себя показали в конфликте Ирака с Ираном. Кстати, что то там Ф-14 со Спэрроу не сильно доминировали.
  12. Комментарий был удален.
  13. akarfoxhound
    akarfoxhound 10 июня 2021 09:41
    -2
    Цитата: zyablik.olga
    ]
    Наблюдая за вашими высказываниями со стороны, могу отметить, что общаетесь вы не корректно, и позволяете себе переходить на личности. negative

    Вы уж простите, но переход на личности - это оскорбление личности словом непотребным, но никак не призыв не вести диалог манерой детского спора в песочнице.
    И, не для дамских ушей, но не знаю как в рифму поменять- любой авиатор наших славных ВВС знает, любой и в любом состоянии может процитировать: "Наша авиация держится на заклепках и на подь...х". Армия штука грубая, но в юморе и определениях - точная, по другому не выживем wink
  14. akarfoxhound
    akarfoxhound 10 июня 2021 10:09
    0
    Цитата: zyablik.olga
    Цитата: akarfoxhound
    Ничьи там МиГ-31 никогда не базировались.

    Неужели? Поинтересуйтесь откуда взлетел МиГ-31 разбившийся 31 мая 1995 года.

    Прикольно, т.е. когда с Камчатки на АРЗ гонят технику через всю страну (иногда перегон занимает до 2 недель) с посадками на промежуточных аэродромах (первые точки после охотского Дземги, Кам.Ручей, Хурба)- это мы на них частьюнашей базируемся? А когда на регулярные стрельбы экипажами на полигоны в Читу или Владик через те же Дземги перелетаем - тоже базируемся!? В долетев до Угловки и пару недель 4-8 экипажами стреляя вместе с коллегами других полков - это мы толпой там "забазировались"? А когда при перегоне через Дземги в 2012 году у меня бы не сразу после запуска, а на взлете с полной заправкой и подвеской движек заклинило и пришлось бы прыгнуть - это как бы считалось - катапультировался при взлете с точки базирования?
    Цитата: zyablik.olga
    Серёжа служил в штабе 11-й ОА ПВО, но вы вряд ли пересекались.

    Весьма не утвердительно, но возможно, народу много.Вы не представляете, какая в авиации "земля круглая"! И с кем я только по службе и дружбе не пересекался до главкомата и ГШ включительно wink
  15. Pavel57
    Pavel57 10 июня 2021 12:43
    -3
    Цитата: Tucan
    Сравнивать 500 кг Р-40 с АIM-7М как-то странно. Разного назначения были ракеты.

    Назначение у всех ракет В-В одно - донести до цели поле осколков , которое вынудит вражеский самолет прекратить боевую задачу.
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 10 июня 2021 13:17
      +1
      Цитата: Pavel57
      Назначение у всех ракет В-В одно - донести до цели поле осколков , которое вынудит вражеский самолет прекратить боевую задачу.

      На ветке присутствует бывший пилот МиГ-23, во всяком случае он именно так себя позиционирует. Может быть стоит задать вопрос ему, и не заниматься демагогией?
  16. zyablik.olga
    zyablik.olga 10 июня 2021 13:14
    0
    Цитата: akarfoxhound
    Вы уж простите, но переход на личности - это оскорбление личности словом непотребным, но никак не призыв не вести диалог манерой детского спора в песочнице.
    И, не для дамских ушей, но не знаю как в рифму поменять- любой авиатор наших славных ВВС знает, любой и в любом состоянии может процитировать: "Наша авиация держится на заклепках и на подь...х". Армия штука грубая, но в юморе и определениях - точная, по другому не выживем

    Не стоит хамство маскировать юмором! no Вы не в казарме, и не на плацу!
  17. Pavel57
    Pavel57 10 июня 2021 14:32
    -2
    Цитата: zyablik.olga
    На ветке присутствует бывший пилот МиГ-23, во всяком случае он именно так себя позиционирует. Может быть стоит задать вопрос ему, и не заниматься демагогией?

    Причем тут демагогия. Демагогия у вас - ставить минусы бездоказательно.