Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны

46
Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны

Одновременно с формированием японских Сил самообороны началось воссоздание авиационной составляющей — Воздушных сил самообороны Японии. В марте 1954 года был подписан американо-японский договор «о военной помощи», а в январе 1960 года стороны подписали «договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности». В соответствии с этими соглашениями Воздушные силы самообороны начали получать авиатехнику американского производства.

Истребитель F-86F Sabre


Первое японское авиакрыло было организовано 1 октября 1956 года, куда вошли 68 двухместных реактивных учебно-тренировочных самолётов T-33A Shooting Star и 20 F-86F Sabre. В январе 1957 года в Японии имелось 135 реактивных истребителей F-86F.



Истребитель с максимальной взлётной массой 8234 кг имел практическую дальность полёта 2450 км. При подвеске двух 454 кг бомб и двух баков ёмкостью 760 л боевой радиус действия достигал 660 км. Максимальная скорость в горизонтальном полёте – 1106 км/ч. Встроенное вооружение – шесть 12,7-мм пулемётов.


Японский истребитель F-86F Sabre

Правительство Японии уделяло большое значение развитию собственной авиационной промышленности, в связи с чем у компании North American была приобретена лицензия на производство «Сейбра».


Хотя к моменту начала серийного строительства этот истребитель уже отчасти устарел, компания Mitsubishi Heavy Industries с 1956 по 1961 год собрала ещё 300 истребителей F-86F.


В начале 1960-х японские истребители F-86F оснастили управляемыми ракетами с тепловой головкой самонаведения AIM-9 Sidewinder, что серьёзно повысило возможности по борьбе с воздушными целями. Однако как перехватчик «Сейбр» к началу 1970-х уже не мог считаться современным. Истребитель, не имеющий бортового радиолокатора, был способен вести самостоятельный поиск воздушной цели только в светлое время суток, а дозвуковая скорость полёта зачастую не позволяла занять выгодную позицию для атаки и догнать воздушного противника. В связи с этим, после принятия на вооружение перехватчика F-4ЕJ Phantom II, в середине 1970-х истребители F-86F Sabre в основном переориентировали на решение ударных задач и использовали для тренировочных полётов. «Сейбры» прослужили в составе Воздушных сил самообороны до 1982 года.

Истребитель-перехватчик F-104J


Понимая, что имеющиеся истребители «Сейбр» к началу 1960-х годов уже не соответствовали современным требованиям, командование Сил самообороны начало искать им замену. В те годы получила распространение концепция, согласно которой воздушный бой в будущем будет сведён к сверхзвуковому перехвату ударных самолётов и ракетным дуэлям между истребителями.

Этим представлениям в полной мере соответствовал разработанный фирмой Lockheed в конце 1950-х сверхзвуковой истребитель Локхид F-104 Starfighter. Во время проектирования этого самолёта высокие скоростные характеристики были положены во главу угла.

В начале 1960-х, несмотря на высокую аварийность, «Старфайтер» стал одним из основных истребителей ВВС многих стран, выпускался в различных модификациях, в том числе и в Японии.

В ноябре 1960 года правительство Японии объявило, что на F-104 будут возложены основные задачи по завоеванию превосходства в воздухе и перехвату. Вскоре после этого японский консорциум во главе с Mitsubishi Heavy Industries получили разрешение на лицензионное производство «Старфайтера» в Японии. Первые несколько японских F-104 были собраны из деталей, поставленных непосредственно из США, а в дальнейшем началось полномасштабное производство истребителей своими силами. Японский «Старфайтер» получил обозначение F-104J (J – Japan).


Японский истребитель-перехватчик F-104J

8 марта 1962-го первый «Старфайтер» японской сборки выкатили за ворота завода «Мицубиси» в городе Комаки. С 1963 по 1966 годы было сформировано 7 строевых эскадрилий (с 201-й по 207-ю). Всего к 1967 году Воздушные силы самообороны приняли 230 одноместных и двухместных «Старфайтеров».

По своей конструкции эта модификация являлась почти полной копией западногерманского F-104G, за исключением того, что японский истребитель предназначался исключительно для перехвата воздушных целей, а всё оборудование управления вооружением для атаки наземных целей было демонтировано. Это связано с тем, что в то время правительство Японии в соответствии с конституцией отказывалось иметь самолёты, которые были способны наносить удары по наземным целям.


Истребитель F-104J имел весьма впечатляющие разгонные характеристики и очень неплохо подходил на роль перехватчика. Максимальная взлётная масса самолёта достигала 13 170 кг, при этом полная ёмкость топливных баков составляла 2650 л. Максимальная скорость у земли – 1473 км/ч, на большой высоте – 2123 км/ч. Практический потолок – 18 300 м. Практическая дальность – 1740 км. Для борьбы с воздушными целями могла использоваться встроенная 20-мм шестиствольная пушка M61A1 и управляемые ракеты ближнего боя AIM-9 Sidewinder.


По сравнению с «Сейбром» сверхзвуковой «Старфайтер» имел весьма продвинутое БРЭО. Инерциальная навигационная система LN3-2, разработанная компанией Litton Industries, позволяла совершать полёты в сложных метеоусловиях днём и ночью. На самолёте было установлено оборудование, сопряжённое с японской АСУ ПВО BADGE, обеспечивающее наведение перехватчика в полуавтоматическом режиме. Радиолокатор Autonetics NASARR F15A мог обнаружить цель на дальности до 30 км, что для начала 1960-х было очень даже неплохо. Однако для обстрела цели ракетами воздушного боя AIM-9В Sidewinder, которыми вооружались японские «Старфайтеры», требовалось установить с целью устойчивый визуальный контакт. Эффективная дальность пуска УР при атаке бомбардировщика, летящего со скоростью 900 км/ч с задней полусферы, не превышала 3 км. При подготовке к применению ракет AIM-9В пилоту перехватчика приходилось быть очень внимательным, так как существовала высокая вероятность захвата тепловой головкой самонаведения солнца или ярко освещённых облаков.

Японцы использовали свои F-104J только в роли перехватчиков, поэтому «Старфайтер» в Японии имел относительно низкую аварийность. За более чем 20 лет активной службы было потеряно в лётных происшествиях приблизительно 15 % от всех имеющихся «Старфайтеров». Справедливости ради надо сказать, что ровесники F-104J – советские истребители МиГ-21Ф-13, Су-7Б и Су-9 имели больший процент потерь в авариях и катастрофах. Многие японские лётчики, пилотировавшие ранее F-104J и впоследствии пересевшие на более тяжелый F-4EJ, считали, что по скороподъёмности и разгонным характеристикам «Старфайтер» существенно превосходил «Фантом».


Спутниковый снимок Google Earth: японские истребители на вечной стоянке авиабазы Хякури

В настоящее время несколько сохранившихся японских F-104J вместе с другими самолётами Воздушных сил самообороны установлены на вечных стоянках в окрестностях японских авиабаз.


Истребитель F-104J в экспозиции музея Ishikawa Aviation Plaza в городе Комацу

Эти весьма эффектные внешне истребители также прекрасно смотрятся в коллекциях музеев и неизменно привлекают внимание публики.

Истребитель-перехватчик F-4ЕJ Phantom II


Во второй половине 1960-х «Старфайтер» начал расцениваться как устаревшая машина. Руководство Воздушных сил самообороны желало иметь перехватчик с более мощной бортовой радиолокационной станцией, способный наводиться на цель по сигналам с земли без участия экипажа и применять ракетное вооружение по ненаблюдаемым визуально целям. В связи с этим в январе 1969 года кабинет министров Японии поднял вопрос об оснащении ВВС страны новым истребителем-перехватчиком, который должен был заменить F-104J.

Наиболее подходящим кандидатом сочли американский многоцелевой истребитель третьего поколения McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Но японцы, заказывая вариант F-4EJ, поставили условие, чтобы это был «чистый» истребитель-перехватчик. Американцы не возражали, и с японского «Фантома» было снято оборудование для работы по наземным целям, но усилено вооружение «воздух-воздух». Всё в это было сделано в соответствии с японской концепцией «только в интересах обороны».

Лётные данные японского перехватчика практически не отличались от характеристик истребителя ВВС США F-4E. Максимальная взлётная масса F-4EJ составляла 26 308 кг. Максимальная скорость полёта на большой высоте – 2390 км/ч. Практическая дальность – 2590 км. Практический потолок – 16 600 км. На истребителе устанавливалась БРЛС AN/APQ-120 с дальностью действия 90 км. В состав экипажа помимо пилота входил оператор вооружения. Основным оружием перехватчика считались УР AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder. В ближнем бою могла использоваться 20-мм встроенная пушка M61A1.


Японский истребитель-перехватчик с F-4EJ Phantom II

F-4EJ стал первым истребителем Воздушных сил самообороны, вооруженным ракетами воздушного боя среднего радиуса действия. В состав его вооружения, помимо 4 УР ближнего боя AIM-9 Sidewinder, могли входить 4 ракеты средней дальности AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной ГСН. Первоначально японские «Фантомы» вооружались ракетами средней дальности модификации AIM-7Е с дальностью пуска в «лоб» до 35 км. Такие ракеты имели стержневую боевую часть весом 30 кг с неконтактным взрывателем. В конце 1970-х японцы получили УР AIM-7F с дальностью пуска до 70 км, с БЧ массой 39 кг.

F-4EJ, построенные компанией McDonnell, поднялись в воздух в январе 1971 года. Следующие 11 самолётов были поставлены уже в виде комплектов и собраны в Японии. Первый лицензионный самолёт японской сборки впервые поднялся в воздух 12 мая 1972 года. Впоследствии компания Mitsubishi Heavy Industries по лицензии построила 127 F-4FJ. Японцы устанавливали различное оборудования собственного производства, включая РЛС заднего обзора J/APR-2, а также аппаратуру передачи данных японской автоматизированной системы ПВО BADGE.

«Смягчение» подходов Токио к наступательным видам вооружения, в том числе и в ВВС, стало наблюдаться во второй половине 1970-х годов. Это произошло под давлением США после принятия в 1978 году так называемых «Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества». До этого никаких совместных действий, даже учений сил самообороны и американских частей на территории Японии не велось. С той поры многое, в том числе и в ТТХ авиационной техники, в японских Силах самообороны меняется в расчёте на совместные наступательные действия.


На ещё выпускавшиеся истребители F-4EJ, например, стали устанавливать оборудование для дозаправки в воздухе. Последний «Фантом» для японских ВВС был построен в 1981 году. Но уже в 1984 году была принята программа продления срока их службы. При этом «Фантомы» начали оснащаться средствами бомбометания.


Японский истребитель F-4EJ Kai Phantom II

Большинство «Фантомов», имевших большой остаточный ресурс, в ходе капитальных ремонтов были модернизированы до уровня F-4EJ Kai. На модернизированных истребителях улучшили бортовое радиоэлектронное оборудование, установили новые средства связи и отображения информации. Со второй половины 1980-х японские истребители летают с УР AIM-7M. Эта ракета со стартовой массой 231 кг оснащена моноимпульсной радиолокационной ГСН, повысившей возможности ракеты по поражению низколетящих целей и помехозащищённость. В состав вооружения в начале 1990-х введена ракета ближнего боя ААМ-3 японского производства.


20 ноября 2020 года Воздушные силы самообороны Японии после 48 лет службы официально расстались с истребителем F-4EJ. В ходе церемонии прощания два «Фантома» 301-й эскадрильи совершили последний полёт над авиабазой Хякури.


Спутниковый снимок Google Earth: японские истребители F-4EJ на авиабазе Хякури, снимок сделан в 2018 году

Примечательно, что прежде чем стать последней эскадрильей, летавшей на F-4, 301-я была первой эскадрильей, получившей F-4EJ в 1972 году.

Истребитель F-15J


В июле 1975 года японское Агентство обороны объявило конкурс на перспективный перехватчик ПВО. Из нескольких возможных кандидатов, в число которых входили Grumman F-14, General Dynamics F-16, Northrop F-17, Dassault Мираж F1, SAAB J37 и Panavia Tornado IDS, был выбран американский тяжелый истребитель F-15 Eagle. В 1978 году удалось прийти к соглашению о получении лицензии, и основным производителем в Японии была определена компания Mitsubishi Heavy Industries.


Японский истребитель F-15J

Конструктивно и по своим характеристикам японский F-15J аналогичен F-15С, но оснащён упрощённым оборудованием РЭБ. Истребитель F-15J имеет максимальную взлётную массу 30 845 кг. Практическая дальность полёта без подвесных баков – 2800 км. Практический потолок – 19 000 м.


УР ближнего боя ААМ-3 под крылом F-15J

Первоначально вооружение состояло из встроенной 20-мм пушки Vulcan JM61A1, а также ракет воздушного боя AIM-9L Sidewinder и AIM-7F/М Sparrow. В 1990 году в боекомплект японских «Орлов» ввели японскую УР ближнего боя ААМ-3.


Эта ракета является плодом коллективного творчества компаний Mitsubishi Heavy Industries (двигатель, система управления и корпус), NEC (головка самонаведения и неконтактный взрыватель), Komatsu Ltd (осколочная боевая часть направленного взрыва), и, согласно заявлению представителя Воздушных сил самообороны, по манёвренности и вероятности поражения цели превосходит американскую AIM-9L Sidewinder. Масса ракеты в боевом положении – 91 кг. Максимальная дальность пуска – 13 км. Максимальная скорость – 2,5 М.

Силы самообороны Японии приобрели 203 одноместных F-15J и 20 двухместных F-15DJ, из которых 2 F-15J и 12 F-15DJ были поставлены компанией McDonnell Douglas. F-15J, построенный в Сент-Луисе, штат Миссури, поднялся в воздух 4 июня 1980 года. Кроме того, 8 F-15J были изготовлены в виде машинокомплектов и отправлены в Японию для окончательной сборки. Головной самолёт из этой партии совершил свой первый полёт 26 августа 1981 года. В конце 1981 года окончательную сборку самолётов освоила компания Mitsubishi. Всего в Японии с 1982 по 1999 год изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Таким образом, Воздушные силы самообороны обладают вторым по численности после ВВС США парком истребителей семейства F-15, и на Японию приходится более 50 % истребителей этого типа, эксплуатируемых за пределами США.


Двухместный F-15DJ 306-й эскадрильи

В декабре 1981 года первые F-15J / DJ поступили в 202-ю тактическую истребительную эскадрилью, дислоцированную на базе Нютабару. Впоследствии здесь был открыт учебный центр, в котором японские пилоты проходили переучивание. Судя по всему, процесс освоения нового истребителя шёл непросто. О достижении полной боеготовности было заявлено в марте 1984 года, когда F-15J заменили F-104J в 203-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Титосэ на Хоккайдо.


Истребители F-15J на авиабазе Титосэ

Выбор места базирования первой строевой эскадрильи, оснащённой самыми современными на тот момент истребителями, был неслучайным: авиабаза Титосэ была самой ближней авиабазой с капитальной ВПП по отношению к острову Сахалин и Приморскому краю. Истребителями F-15J/ DJ в первую очередь перевооружались эскадрильи, оснащённые «Старфайтерами».

В 1986 году дошла очередь до эскадрилий, летавших на «Фантомах» 19 марта 1986 года – на F-15J/ DJ перешла 303-я эскадрилья на базе Koмацу, пилоты которой ранее летали на F-4EJ. Поначалу аварийность F-15J/ DJ была достаточно высокой, за первые 10 лет эксплуатации было потеряно 5 самолётов, всего же в авариях и катастрофах разбилось 12 японских «Орлов».

Надо сказать, что после ввода в строй японских F-15J баланс сил на Дальнем Востоке заметно изменился не в пользу СССР. В середине 1980-х основу советской истребительной авиации в этом районе составляли МиГ-21бис, МиГ-23П/МЛ, МиГ-25ПД/ПДС и Су-15ТМ. Все эти советские истребители уступали «Орлу» в манёвренности, характеристиках БРЭО и не имели превосходства в вооружении. Ситуация стала выправляться после начала поставок в строевые полки тяжелого истребителя Су-27П. Первым самолёты этого типа в 1986 году получил 60-й иап, базирующийся на аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре.

Впоследствии Япония модернизировала свои истребители F-15J/ DJ, оснастив их новыми ракетами воздушного боя и передовыми радиоэлектронными системами. Но речь об этом пойдёт в части, посвящённой современному состоянию японской истребительной авиации.

В следующей части обзора японской ПВО мы рассмотрим зенитные ракетные комплексы, которые стояли на вооружении Сил самообороны Японии в годы холодной войны.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    8 июня 2021 18:11
    Р. В середине 1980-х основу советской истребительной авиации в этом районе составляли МиГ-21бис, МиГ-23П/МЛ, МиГ-25ПД/ПДС и Су-15ТМ. Все эти советские истребители уступали «Орлу» в манёвренности, характеристиках БРЭО и не имели превосходства в вооружении. Ситуация стала выправляться после начала поставок в строевые полки тяжелого истребителя Су-27П.

    Не совсем так - МиГ-23 МЛ/П/МЛД могли противостоять Ф-15. А в отдельных элементах даже превосходили американского японца.
    1. +7
      8 июня 2021 23:44
      Цитата: Pavel57
      Не совсем так - МиГ-23 МЛ/П/МЛД могли противостоять Ф-15.
      МиГ-23 МЛ/П/МЛД было очень сложно противостоять F-15C/D, а F-15J/DJ отличался от них только упрощённой аппаратурой постановки помех.
      Цитата: Pavel57
      А в отдельных элементах даже превосходили американского японца.

      В чём именно МиГ-23МЛД превосходил F-15J?
      1. +3
        10 июня 2021 11:42
        Здравствуйте, Сергей! Большое спасибо за очередную отличную статью)
  2. +11
    8 июня 2021 18:31
    Не устаю благодарить автора за интереснейшие циклы о ПВО. Продолжайте, Сергей. Ждём.
  3. +4
    8 июня 2021 18:36
    Были ли случаи приминения выше перечисленных самолётов ПВО против нарушителей воздушного пространства Японии?
    1. +1
      8 июня 2021 23:42
      Конечно нет, МиГ-21 стояли в Черниговке напротив Китая в варианте ИБАП(Нормандия-Неман), остальное все было в нашем ПВО- владивостокская Центр.Угловая (МиГ-23), Чугуевка(МиГ-25), находкинская Золотая Долина(Су-15), сахалинский Сокол(Су-15), Спаск Дальний Хвалынка (Як-28П),курильский Буревестник(МиГ-23). У остальных район полетов явно до Японии не дотягивал- около Хабаровска(10й участок МиГ-23, Переясловка Су-15), Комс.на Амуре(2 полка в Дземги Су-15 и МиГ-23), Постовая МиГ-23 (Сов.Гавань,прикрывали Хурбу),сев.Сахалин МиГ-23( Смирных , в 70е Як-28), Камчатка Су-15(Елизово). Про чукотские Угольные Копи на Су-15 можно не упоминать - более 3 тыс. км до "панасоников"
      1. +3
        8 июня 2021 23:58
        Цитата: akarfoxhound
        Комс.на Амуре(2 полка в Дземги Су-15 и МиГ-23)

        В 60-м иап МиГ-23 не было.
        Цитата: akarfoxhound
        Постовая МиГ-23 (Сов.Гавань,прикрывали Хурбу)
        Где Совгань и где Хурба? request
        Цитата: akarfoxhound
        Спаск Дальний Хвалынка (Як-28П)

        Як-28П когда с Хвалынки ушли? То, что вы описываете середине 1980-х не соответствует. no
        1. -3
          9 июня 2021 13:14
          Цитата: Bongo
          Цитата: akarfoxhound
          Комс.на Амуре(2 полка в Дземги Су-15 и МиГ-23)

          В 60-м иап МиГ-23 не было.

          Я и не говорил, что они в 60 иап были, в Дземги сгоняли МиГ-23 из соседних расформировываемых полков и проводили облеты матчасти с консервации. Потом разогнали 404 иап (Орловка) и полк пусть и не долгое время летал на МиГ-29 и Су-27 одновременно (фотографии и модели в музее истории части видел лично,а не с чьих-то рассказов и "википедий")

          Цитата: Bongo
          Где Совгань и где Хурба?

          Нв если вы настолько сведущий, то было бы понятно, что человек не ошибся, а перепутал названия и поправили бы, что прикрытие Каменного Ручья (Ту-142, Ту-22М3 МА ВМФ). Но тут похоже другая задача в обидуньку сыграть "Я изумительную статью написал, а меня дополнить/поправить посмели"? Или вы типа были не в курсе, что 41 ИАП прикрывал? wink Конечно я знаю, где Хурба находится! Неделю там "каникул Бонифация" на сборах в 2012г провел в дивизии, мы им подчинялись, с Камчатки добираясь smile

          Цитата: Bongo
          Як-28П когда с Хвалынки ушли? То, что вы описываете середине 1980-х не соответствует.

          По-моему вы период большой охватывали,не только середину 80х с яповскими F-15, нет? А 821 ИАП на Як-28П был до 1981 года, далее МиГ-23МЛ/МЛД до 1994г. Вас же не смутил переясловский 302 ИАП на Су-15, который к 1983году из ПВО в ВВС перешел и на вооружение Су-17 принял(которыми впоследствии афган утюжил) стал ИБАП(при этом базировавшийся на этом же аэродроме , переобулся на Су-24, стал 302 БАП и эффективный манагер МО Толян отправил его в вам отлично знакомую Хурбу)

          Ну как, взаимно позанудствовали? wink
          1. +6
            9 июня 2021 15:32
            Цитата: akarfoxhound
            Ну как, взаимно позанудствовали?
            Можно ещё позанудствовать.. wink
            Цитата: akarfoxhound
            в Дземги сгоняли МиГ-23 из соседних расформировываемых полков и проводили облеты матчасти с консервации.

            Не было этого, вы с Хурбой путаете.no На Дзёмгах одно время базировались МиГ-31, уже не помню чьи.
            Цитата: akarfoxhound
            Но тут похоже другая задача в обидуньку сыграть

            Вы по себе судите? request
            Цитата: akarfoxhound
            По-моему вы период большой охватывали,не только середину 80х с яповскими F-15, нет?

            В публикации по этому поводу недвусмысленно сказано:
            Надо сказать, что после ввода в строй японских F-15J баланс сил на Дальнем Востоке заметно изменился не в пользу СССР. В середине 1980-х
            - временной период обозначен.
            Цитата: akarfoxhound
            А 821 ИАП на Як-28П был до 1981 года, далее МиГ-23МЛ/МЛД до 1994г.
            Это так...Як-28П тоже в Хурбе похоронили. Один сейчас стоит перед проходной.

            Цитата: akarfoxhound
            Вас же не смутил переясловский 302 ИАП на Су-15, который к 1983году из ПВО в ВВС перешел и на вооружение Су-17 принял(которыми впоследствии афган утюжил) стал ИБАП(при этом базировавшийся на этом же аэродроме , переобулся на Су-24, стал 302 БАП и эффективный манагер МО Толян отправил его в вам отлично знакомую Хурбу)

            Это какое отношение имеет к статье? recourse
            Мы про это говорили:
            Цитата: akarfoxhound
            Спаск Дальний Хвалынка (Як-28П)

            Не было в Хвалынке Як-28П в середине 80-х. no
            1. -5
              9 июня 2021 17:47
              Цитата: Bongo
              Цитата: akarfoxhound
              Ну как, взаимно позанудствовали?
              Можно ещё позанудствовать.. wink
              Цитата: akarfoxhound
              в Дземги сгоняли МиГ-23 из соседних расформировываемых полков и проводили облеты матчасти с консервации.

              Не было этого, вы с Хурбой путаете.no На Дзёмгах одно время базировались МиГ-31, уже не помню чьи.

              Ничьи там МиГ-31 никогда не базировались. Мы через них свою матчасть перегоняли, иногда ночевали по паре-тройке дней. Мой борт там стоял долго - двигатель стружку погнал, запустились и выключились.
              За МиГ-23 в Дземгах:
              http://forums.airforce.ru/matchast/4178-reestr-mig-23-sozdadim-vmeste-53/
              А то, что в Хурбе база хранения стояла - в курсе, Су-15 переясловские туда гоняли.
              Цитата: Bongo

              Цитата: akarfoxhound
              Но тут похоже другая задача в обидуньку сыграть

              Вы по себе судите? request

              Причем здесь я и ваша нервная реакция? Вы б еще "бе-бе" в ответ парировали fellow

              Цитата: Bongo
              Цитата: akarfoxhound
              По-моему вы период большой охватывали,не только середину 80х с яповскими F-15, нет?

              В публикации по этому поводу недвусмысленно сказано:
              Надо сказать, что после ввода в строй японских F-15J баланс сил на Дальнем Востоке заметно изменился не в пользу СССР. В середине 1980-х
              - временной период обозначен.
              Цитата: akarfoxhound
              А 821 ИАП на Як-28П был до 1981 года, далее МиГ-23МЛ/МЛД до 1994г.
              Это так...Як-28П тоже в Хурбе похоронили. Один сейчас стоит перед проходной.

              Цитата: akarfoxhound
              Вас же не смутил переясловский 302 ИАП на Су-15, который к 1983году из ПВО в ВВС перешел и на вооружение Су-17 принял(которыми впоследствии афган утюжил) стал ИБАП(при этом базировавшийся на этом же аэродроме , переобулся на Су-24, стал 302 БАП и эффективный манагер МО Толян отправил его в вам отлично знакомую Хурбу)

              Это какое отношение имеет к статье? recourse
              Мы про это говорили:
              Цитата: akarfoxhound
              Спаск Дальний Хвалынка (Як-28П)

              Не было в Хвалынке Як-28П в середине 80-х. no

              Вас отсутствие к середине 80х Су-15 302 полка не тронуло, зато упоминание Як-28 прям за больное задело. Я по-моему впоследствии уточнив ясно написал и по русски, что до 81 года. Тут фиг с ним, а тут не фиг и не с ним? request Вот такое и имеет отношение к статье и вашему прям горячему замечанию. Зачем в открытую дверь ломитесь?

              Не к статье- вы на ДВ не служили, мы не могли пересекаться?
              1. +3
                10 июня 2021 05:07
                Цитата: akarfoxhound
                Ничьи там МиГ-31 никогда не базировались.

                Неужели? Поинтересуйтесь откуда взлетел МиГ-31 разбившийся 31 мая 1995 года.
                Цитата: akarfoxhound
                Причем здесь я и ваша нервная реакция? Вы б еще "бе-бе" в ответ парировали

                Наблюдая за вашими высказываниями со стороны, могу отметить, что общаетесь вы не корректно, и позволяете себе переходить на личности. negative
                Цитата: akarfoxhound
                Не к статье- вы на ДВ не служили, мы не могли пересекаться?

                Серёжа служил в штабе 11-й ОА ПВО, но вы вряд ли пересекались.
    2. +2
      8 июня 2021 23:45
      Цитата: hohol95
      Были ли случаи приминения выше перечисленных самолётов ПВО против нарушителей воздушного пространства Японии?

      До применения оружия насколько мне известно дело не разу не доходило, но предупредительный огонь открывали.
      1. +1
        9 июня 2021 05:15
        Так кому они эти "предупреждения отправляли"? Советским пилотам, китайским, северокорейским? Нет ли более подробных данных?
        1. +4
          9 июня 2021 15:57
          Цитата: hohol95
          Так кому они эти "предупреждения отправляли"? Советским пилотам, китайским, северокорейским? Нет ли более подробных данных?

          В основном советским и китайским самолётам.
    3. +5
      9 июня 2021 15:54
      Цитата: hohol95
      Были ли случаи приминения выше перечисленных самолётов ПВО против нарушителей воздушного пространства Японии?

      Например, 9 декабря 1987 года перехватчики F-4EJ дважды открывали предупредительную стрельбу, что бы вытеснить из воздушного пространства над Окинавой и Окиноэрабуджимой советские Ту-16.
      1. -3
        9 июня 2021 17:26
        Какие коварные русские. Сами о мире во всём мире тведят. А их стратегические бомбардировщики так и шастают через японское воздушное пространство!
        Или может быть через то воздушное пространство, которое японцы сами назвали своим... А другие считают его нейтральным.
        Как они поступали и поступают с вода омывающими наши берега!
        1. +3
          10 июня 2021 05:08
          Цитата: hohol95
          Или может быть через то воздушное пространство, которое японцы сами назвали своим...

          Воздушное пространство над островом Окинава нейтральное?
  4. +1
    8 июня 2021 19:00
    По сравнению с «Сейбром» сверхзвуковой «Срарфайтер» имел весьма продвинутое БРЭО.

    Не, я, конечно, понимаю, что F-104 был ещё тем вдоводелом - но зачем уж так-то его опускать? smile
    1. +4
      8 июня 2021 23:47
      Цитата: Alexey RA
      Не, я, конечно, понимаю, что F-104 был ещё тем вдоводелом - но зачем уж так-то его опускать?

      При правильном использовании "Старфайтер" был не чуть не большим "вдоводелом" чем его советские сверхзвуковые ровесники, и Вы это безусловно знаете. hi
      1. 0
        9 июня 2021 13:37
        По количеству аварий к часам налета его только Су-7 уделал, причем не на много, где-то недавно эти цифирки на глаза попадались. Су-9 конечно недалеко должен был убежать от старшего собрата, но его я в той таблице не видел. Кстати у МиГ-21 в советских ВВС аварийность была в 2 раза ниже, чем у 104го. МиГ-19 у нас был еще тот аппарат в предсказуемости работы, наши "деды"(что летчики, что технари) добрым словом его не поминали, китайцы за еще пару десятилетий смогли матчасть в норму по аварийности привести (у амеров его собрат F-100Супер Сейбр тоже был поначалу аналогичен, полет (особенно посадка)даже имел свое название "Танец с саблями"(амерская же документалка в час продолжительностью по "сотке" снятая)
        Так что, как говорил один заюзаный в нэте персонаж, ставший мемом - "не все так однозначно".
        1. +3
          9 июня 2021 15:09
          Цитата: akarfoxhound
          По количеству аварий к часам налета его только Су-7 уделал, причем не на много, где-то недавно эти цифирки на глаза попадались. Су-9 конечно недалеко должен был убежать от старшего собрата, но его я в той таблице не видел. Кстати у МиГ-21 в советских ВВС аварийность была в 2 раза ниже, чем у 104го.

          У МиГ-21Ф-13 аварийность была даже больше чем у "Страрфайтера".
  5. +6
    8 июня 2021 19:21
    Познавательно и интересно пишет автор! hi
  6. +6
    8 июня 2021 19:56
    Сергей hi как всегда, вы пишите информативно, читается легко, и с интересом! С удовольствием прочту следующую часть! hi
  7. +6
    8 июня 2021 22:19
    Спасибо.
    Ждём продолжения.

    Читая ваши статьи, я ощущаю возвращение в середину 80-х, читая статьи в журнале ЗВО.
    Все таки, полнота и развернутость, это очень показательно...
  8. -3
    8 июня 2021 23:22
    Цитата: Pavel57
    Не совсем так - МиГ-23 МЛ/П/МЛД могли противостоять Ф-15. А в отдельных элементах даже превосходили американского японца.

    Подтверждаю! И на ближнем к япам курильском Буревестнике служили далеко не последние в авиации ПВО люди
    1. +2
      8 июня 2021 23:49
      Цитата: akarfoxhound
      Подтверждаю! И на ближнем к япам курильском Буревестнике служили далеко не последние в авиации ПВО люди

      Служили yes Но где сейчас их МиГи, и где они сами? А F-15J летает до сих пор, и вполне успешно модернизируется. Что касается самого "Буревесника" - то это был всегда очень сложный по погодным условиям аэродром.
      1. -4
        9 июня 2021 14:35
        Цитата: Bongo
        [Служили yes Но где сейчас их МиГи, и где они сами? А F-15J летает до сих пор, и вполне успешно модернизируется. Что касается самого "Буревесника" - то это был всегда очень сложный по погодным условиям аэродром.

        Если имеете потустороннюю связь - у Борьки Ельцина спросите 'за те миги" и что там у него модернезировалось в 90е, мне ваш плач Ярославны безинтересен ибо не по адресу.
        А сейчас, уж как 3 года там "народ" на новой бетонке дежурит, сначала были коллеги с 31х, теперь Сушки.
        ДВ, особенно прибрежные точки, всегда были сложными по погоде, Бурька - отдельная статья, потому и люди там служили не последние, да еще и на матчасти однодвигательной над "теплым" океаном. Вы сами то когда-нибудь видели, как идешь на посадочном в ПМУ на V=420, а за тобой белой сплошной стеной вынос прет, причем не просто прет, а чешет со скоростью твоего истребителя. Ты ТП сбросил, разворачиваешься и все - дальше рулишь в молоке, на стоянке только законцовки крыла соседнего борта видно.
        Вот это и есть в моем понимании "сложный по погодным условиям аэродром", на Камчатке с запасными хуже, чем на Курилах, и тоже заход только с одним стартом.
        1. +3
          9 июня 2021 15:08
          Цитата: akarfoxhound
          сли имеете потустороннюю связь - у Борьки Ельцина спросите 'за те миги" и что там у него модернезировалось в 90е, мне ваш плач Ярославны безинтересен ибо не по адресу.

          Хамить не надо... negative
          Цитата: akarfoxhound
          А сейчас, уж как 3 года там "народ" на новой бетонке дежурит, сначала были коллеги с 31х, теперь Сушки.

          МиГ-31 там не было, только звено Су-35С.
          1. -4
            9 июня 2021 17:11
            [/quote][quote]А сейчас, уж как 3 года там "народ" на новой бетонке дежурит, сначала были коллеги с 31х, теперь Сушки.[/quote]
            МиГ-31 там не было, только звено Су-35С.[/quote]

            Не угадали, и людей хорошо знаю, "оформлявших"отправление экипажей заступивших в ДС еще до начала официального дежурства в декабре 2018г. Потом их вскоре поменяли на Сушки, а МиГари на Чукотку ушли

            quote=Bongo][quote=akarfoxhound]сли имеете потустороннюю связь - у Борьки Ельцина спросите 'за те миги" и что там у него модернезировалось в 90е, мне ваш плач Ярославны безинтересен ибо не по адресу.[/quote]
            Хамить не надо... negative
            Но где сейчас их МиГи, и где они сами? [/quote]
            А вопрос адекватный задавать пробовали или от меня ответа на этот "умный" вопрос ждете? wink
            1. +2
              10 июня 2021 05:10
              Цитата: akarfoxhound
              Не угадали, и людей хорошо знаю, "оформлявших"отправление экипажей заступивших в ДС еще до начала официального дежурства в декабре 2018г.

              МиГ-31 там постоянно не дежурили. Только Су-35 с Таллинского полка.
              Цитата: akarfoxhound
              А вопрос адекватный задавать пробовали или от меня ответа на этот "умный" вопрос ждете?

              А вы то адекватно общаетесь? no
              1. -5
                10 июня 2021 09:07
                Цитата: zyablik.olga

                МиГ-31 там постоянно не дежурили. Только Су-35 с Таллинского полка.

                "МиГ-31 там не было" - это мое утверждение?
                И еще, просветите меня - понятие "постоянно не дежурили/постоянно дежурили" - это как применимо и с какого боевого устава добыли о сменном звене (ав.отряде) ДС, заступающем на дежурство не в точке базирования части? А завтра опять рокировку с АЭ мигарей из Угловки проведут - это станет "постоянным"? Прям заинтриговали winked
                Про вашу мою и оппонента адекватность вопросов - вы вместе с ним настаиваете, что я именно должен дать ответ на вопрос - "с какого ресурсные МиГ-23МЛ/МЛД сократили"? А почему Горбатый союз амерам сдал, а ЕБН Россию разваливал - мне не надо отчитаться? laughing
                Желаете- можете вы ответить за это, а потом всенеприменнейше желательно ваше мнение узнать - это адекватно с адресом вопроса или нет? wink
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
  9. -3
    9 июня 2021 01:00
    Цитата: Bongo
    В чём именно МиГ-23МЛД превосходил F-15J?


    Ракеты Р-23/24 могли наводится на цель на фоне земли. Ракета Спэрроу 7Ф - не могла.
    по всем остальным параметрам или равенство или Ф-15 превосходил МиГ-23. Но противостоять Ф-15 Миг-23 последних модификаций могли.

    А МиГ-25 вполне мог вести бой на средних дистанциях, опять же Р-40 превосходила Спэррой 7Ф..
    1. +1
      9 июня 2021 01:27
      Цитата: Pavel57
      Цитата: Bongo
      В чём именно МиГ-23МЛД превосходил F-15J?


      Ракеты Р-23/24 могли наводится на цель на фоне земли. Ракета Спэрроу 7Ф - не могла.
      по всем остальным параметрам или равенство или Ф-15 превосходил МиГ-23. Но противостоять Ф-15 Миг-23 последних модификаций могли.

      А МиГ-25 вполне мог вести бой на средних дистанциях, опять же Р-40 превосходила Спэррой 7Ф..

      В статье автор ясно сказал, с какой УР средней дальности летали японские F-15J. Перечитайте.
      Сравнивать 500 кг Р-40 с АIM-7М как-то странно. Разного назначения были ракеты.
      МиГ-23МЛД мог сравниться с F-15J по разгонным характеристикам, но в маневренности проигрывал. В этом нет ничего удивительного, эти машины создавались в разное время под разные концепции. Ровесником 23-го можно считать "Фантом".
      1. +4
        9 июня 2021 16:42
        В чём именно МиГ-23МЛД превосходил F-15J?


        Наверно вооружением?
        Сдвоенная авиационная пушка ГШ-23Л, установленная снизу фюзеляжа, при невнимательности пилота легко сносила переднюю стойку шасси в выпущенном состоянии ... сборщик пыли и мусора при посадке и взлете. По обслуживанию пушечного вооружения хуже Миг-23 были только Миг-17/19 ... сама пушка надежная была как АК, но вот расположение ...
        Ракеты ... многие говорят, вот ракетное вооружение СССР были лучше западных аналогов, так вот многое зависело от года выпуска и партии ...
        Миг-23 мог бодаться на дальней дистанции с F-15 только 2-мя P-24, т.е. в случае одного "промаха", был лишь второй. Напомню что по электронике и РЭБ МИГ-23 был далеко позади F-15 ...
        Р-73 - средняя дистанция, тоже 2-е штуки ... что сказать, очень сильно зависела от партии выпуска ... проверка работоспособности её перед боевым вылетом зажженной сигаретой говорит о качестве само за себя.
        Р-60 - не рыба не мясо, для очень ближних боев с F-15 ... так он так близко не подойдет ... с далека ракетами накидает.
        Наверно оборудованием?
        Оборудование МиГ-23МЛД ... всемирная печаль техников, для замены одного блока приходилось вынимать краном всю стоку-шкафчик позади кабины ... по качеству ... скажем так, закат аналога - радиостанция и самолетный ответчик норма, рэб и радиолокационное оборудование - лотерея могли отказать без особых причин в неподходящий момент (редко, но бывало), автопилот - механика времен WW2.
        Двигательная установка - единственное достоинств - хорошая тяговооруженность ... на форсаже удирал от F-15 ... замена и установка - камасутра для техников ...
        Изменяемая стреловидность крыла ... громадный минус - малая нагрузка на пилоны с подвесным вооружением ... про складываемый подфюзеляжный гребень - без комментариев.
        Итого для воздушных боев у Миг-23МЛД с F-15 многое зависело от удачи и фортуны ибо 2-дальние ракеты с радиолокационным наведением+2 средние ракеты с ИК ничто по сравнению F-15 с 8-ю дальними ракетами + идеальным радиолокационным оборудованием и РЭБ.
    2. +4
      9 июня 2021 15:44
      Цитата: Pavel57
      А МиГ-25 вполне мог вести бой на средних дистанциях, опять же Р-40 превосходила Спэррой 7Ф.

      УР Р-40 были заточены против таких самолётов как В-52 и RC-135, по перегрузке УР AIM-7М Sparrow которыми cо второй половины 80-х были вооружены F-15J cильно уступала.
      Цитата: Pavel57
      Ракеты Р-23/24 могли наводится на цель на фоне земли. Ракета Спэрроу 7Ф - не могла.

      УР AIM-7М не могла, не ужели? И вы возможности УР Р-23Р сильно переоцениваете.
  10. -5
    9 июня 2021 02:26
    Цитата: Tucan
    В статье автор ясно сказал, с какой УР средней дальности летали японские F-15J. Перечитайте.
    Сравнивать 500 кг Р-40 с АIM-7М как-то странно. Разного назначения были ракеты.
    МиГ-23МЛД мог сравниться с F-15J по разгонным характеристикам, но в маневренности проигрывал. В этом нет ничего удивительного, эти машины создавались в разное время под разные концепции. Ровесником 23-го можно считать "Фантом".


    Можно мериться концепциями , но в конкретное время в конкретном месте эти самолеты были по разные линии фронта холодной войны.
    Мог сбить Миг-25 Ф-15 - да легко. Примеры есть: в Ираке целью МиГ-25 стал Ф-18. Никто не мерился концепциями, воевали тем, что было в данный момент.
    1. +2
      9 июня 2021 04:26
      Мог сбить Миг-25 Ф-15 - да легко. Примеры есть: в Ираке целью МиГ-25 стал Ф-18. Никто не мерился концепциями, воевали тем, что было в данный момент.

      ЛТХ истребителя и тактика его применения на уровне проектирования закладываются концептуально.
      Что, касается, "кто-кого сбил", можем сравнить реальные боевые успехи МиГ-25П и F-15C.
      1. +3
        9 июня 2021 07:08
        Как ЛА Ф15 более универсальный и многорежимгый , чем МиГ25. Хороший аппарат, учитывая что он создан на "заре" 4го поколения и не хочет покидать сцену в виде Ф-15ЕХ
  11. -3
    9 июня 2021 22:26
    Цитата: Bongo
    УР AIM-7М не могла, не ужели? И вы возможности УР Р-23Р сильно переоцениваете.

    Вы определитесь , в какой временной период сравнение. Когда появилась Спэрроу 7М у нас ответом была Р-27 на Су-27.
    А Р-23 и Р-24 могли работать на фоне земли. Это было одной из причин почему Р-23 приняли на вооружение, а не Р-25- копию Спэрроу 7Е. Р-23 /24 отлично себя показали в конфликте Ирака с Ираном. Кстати, что то там Ф-14 со Спэрроу не сильно доминировали.
  12. Комментарий был удален.
  13. -2
    10 июня 2021 09:41
    Цитата: zyablik.olga
    ]
    Наблюдая за вашими высказываниями со стороны, могу отметить, что общаетесь вы не корректно, и позволяете себе переходить на личности. negative

    Вы уж простите, но переход на личности - это оскорбление личности словом непотребным, но никак не призыв не вести диалог манерой детского спора в песочнице.
    И, не для дамских ушей, но не знаю как в рифму поменять- любой авиатор наших славных ВВС знает, любой и в любом состоянии может процитировать: "Наша авиация держится на заклепках и на подь...х". Армия штука грубая, но в юморе и определениях - точная, по другому не выживем wink
  14. 0
    10 июня 2021 10:09
    Цитата: zyablik.olga
    Цитата: akarfoxhound
    Ничьи там МиГ-31 никогда не базировались.

    Неужели? Поинтересуйтесь откуда взлетел МиГ-31 разбившийся 31 мая 1995 года.

    Прикольно, т.е. когда с Камчатки на АРЗ гонят технику через всю страну (иногда перегон занимает до 2 недель) с посадками на промежуточных аэродромах (первые точки после охотского Дземги, Кам.Ручей, Хурба)- это мы на них частьюнашей базируемся? А когда на регулярные стрельбы экипажами на полигоны в Читу или Владик через те же Дземги перелетаем - тоже базируемся!? В долетев до Угловки и пару недель 4-8 экипажами стреляя вместе с коллегами других полков - это мы толпой там "забазировались"? А когда при перегоне через Дземги в 2012 году у меня бы не сразу после запуска, а на взлете с полной заправкой и подвеской движек заклинило и пришлось бы прыгнуть - это как бы считалось - катапультировался при взлете с точки базирования?
    Цитата: zyablik.olga
    Серёжа служил в штабе 11-й ОА ПВО, но вы вряд ли пересекались.

    Весьма не утвердительно, но возможно, народу много.Вы не представляете, какая в авиации "земля круглая"! И с кем я только по службе и дружбе не пересекался до главкомата и ГШ включительно wink
  15. -3
    10 июня 2021 12:43
    Цитата: Tucan
    Сравнивать 500 кг Р-40 с АIM-7М как-то странно. Разного назначения были ракеты.

    Назначение у всех ракет В-В одно - донести до цели поле осколков , которое вынудит вражеский самолет прекратить боевую задачу.
    1. +1
      10 июня 2021 13:17
      Цитата: Pavel57
      Назначение у всех ракет В-В одно - донести до цели поле осколков , которое вынудит вражеский самолет прекратить боевую задачу.

      На ветке присутствует бывший пилот МиГ-23, во всяком случае он именно так себя позиционирует. Может быть стоит задать вопрос ему, и не заниматься демагогией?
  16. 0
    10 июня 2021 13:14
    Цитата: akarfoxhound
    Вы уж простите, но переход на личности - это оскорбление личности словом непотребным, но никак не призыв не вести диалог манерой детского спора в песочнице.
    И, не для дамских ушей, но не знаю как в рифму поменять- любой авиатор наших славных ВВС знает, любой и в любом состоянии может процитировать: "Наша авиация держится на заклепках и на подь...х". Армия штука грубая, но в юморе и определениях - точная, по другому не выживем

    Не стоит хамство маскировать юмором! no Вы не в казарме, и не на плацу!
  17. -2
    10 июня 2021 14:32
    Цитата: zyablik.olga
    На ветке присутствует бывший пилот МиГ-23, во всяком случае он именно так себя позиционирует. Может быть стоит задать вопрос ему, и не заниматься демагогией?

    Причем тут демагогия. Демагогия у вас - ставить минусы бездоказательно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»