Replacement for "Clouds". Central Research Institute Tochmash has developed a new protective ammunition

22

Launcher for new ammunition

A promising jamming system designed for mounting on armored combat vehicles has been developed and is being tested. In terms of its composition and principle of operation, it is similar to the widespread system 902 "Tucha", but it uses a new protective ammunition with wider capabilities.

New generation system


The development of a new means of protection for armored vehicles was announced on June 4 by the state corporation "Rostec" and the Central Research Institute Tochmash, which is part of it, which created this project. Basic information about a promising product, some of its characteristics and information about current work are disclosed. In addition, photos and videos from the field tests have been published. At the same time, the name of the sample has not yet been disclosed.



Official reports mention that the new ammunition was created to protect armored vehicles from various high-precision weapons enemy. When a threat is identified, a combat vehicle must shoot such a product in the right direction, after which a combined aerosol-dipole curtain is created.


The process of shooting grenades

The appearance of the ammunition has not been disclosed. At the same time, it is indicated that it is made in a caliber of 76 mm and weighs 2,8 kg. The product uses a new pyrotechnic composition, due to which the density of the created curtain is increased by one and a half times. The ammunition, together with the appropriate launchers, can be used on any types of armored vehicles, providing an increase in its survivability and stability.

By now, the new protection system has managed to enter field tests. Moreover, the shooting with experienced ammunition was already considered possible to be shown to the public. By the end of the year, TsNII Tochmash and Rostec plan to complete state tests, the results of which will determine the future of the new development.

In August, the new ammunition will be shown to the military at the Army-2021 forum. Rostec State Corporation believes that this product will attract the attention of potential customers. In particular, foreign armies planning to develop their armored forces may be interested in it.

Technical features


Rostec and TsNII Tochmash have not yet shown the protective ammunition itself and do not disclose most of the information about it. At the same time, its main features are named, the launcher, the process of firing and the formation of a curtain, etc. are shown. All this already makes it possible to draw up a fairly detailed picture.


Curtain formation

The launcher of the new type resembles the serial "Tucha", but differs in appearance and design. The shown sample is built on the basis of a box-shaped body, on which mortar barrels of 76 mm caliber are fixed outside. An interesting feature of the system is the short barrel length. However, the mortar can be longer, and its breech is located inside the body. The barrels are positioned with a certain elevation angle and with horizontal retraction - for shooting in a wide sector.

The rig shown has four shafts placed at the same level. Probably, other configurations with a different number of launch mortars and with other options for their location are possible.

An obscure protective ammunition is made in a caliber of 76 mm and weighs 2,8 kg. From the announced data, it follows that this is a compact, but rather heavy grenade with a combined charge. It is based on a completely new pyrotechnic composition that forms a denser curtain for protection in the visible and infrared ranges. Taking into account the development and spread of radar, miniature dipole reflectors have been introduced into the product.


Outwardly, the work of the new protection system does not fundamentally differ from the use of the "902" product. The carrier armored vehicle fires off the ammunition, it moves away a certain distance, after which it is undermined. The pyrotechnic charge disintegrates into separate elements, which, falling to the ground, burn out and form a dense cloud of smoke. Separate dark elements can be seen against the background of the white curtain. Probably, these are reflectors for countering electronic systems.

It should be recalled that in the recent past, the Central Research Institute Tochmash reported on the development of a promising complex for the protection of armored vehicles from guided weapons. It was planned to include attack detection tools and a control system, as well as protective aerosol ammunition. Perhaps the new system presented the other day has the most direct relation to this project. However, then it was only about optical-electronic countermeasures, and interference with radars was not mentioned.

It can be assumed that tests of protective ammunition were carried out using advanced control systems and other new equipment. In this case, it cannot be ruled out that not only firepower will be shown at Army-2021, but also the entire range of protection.


Past generation


At the moment, the main means of optical-electronic countermeasures on domestic armored vehicles is the 902 "Cloud" system in various modifications. It includes the necessary control devices and 81 mm smoothbore mortars. The number and method of placement of launching devices are determined in accordance with the characteristics of the carrier. Various versions of detection and warning sensors and shooting controls are also used.

"Cloud" uses smoke grenades 3D6 (M) and 3D17. These are products with a caliber of 81 mm and a length of 220 mm, weighing from 2,2 to 2,34 kg. The grenade is fired at a distance of up to 300 m, after which it is blown up and forms an aerosol curtain. The size of the cloud and the time of its formation depend on the type of shot. 3D6 products provide masking only in the visible part of the spectrum; 3D17 have a wider range and also block infrared radiation.

The "902" system was adopted in 1980 and since then has occupied the place of the main means of its class in our armed forces and in a number of foreign armies. "Cloud" has long established itself from the best side, but its capabilities no longer fully meet the current requirements.


Mortar systems "Tucha" on the tower tank T-90A

Its main disadvantage can be considered the ability to protect only from optical surveillance equipment. At the same time, the design has a high modernization potential, and its characteristics can be improved solely by creating new shots.

A complex approach


However, the new project of TsNII Tochmash does not provide for updating the existing sample. Was created its own launcher for the new ammunition and the development of other units is possible. This comprehensive approach has its advantages. First of all, the task of creating a new protective ammunition with improved characteristics was successfully solved, and a significant contribution to this result was provided by changing the caliber and form factor of the product. This was followed by the development of other components.

Prospects for a new protection system, for obvious reasons, have not yet been determined. However, it can be assumed that the army will take an interest in such items. For all its advantages, the old "Cloud" no longer corresponds to the typical threats of the modern battlefield and needs deep modernization or replacement. The new project from Rostec and Central Research Institute Tochmash offers an effective and modern solution to this problem.

According to the results of state tests, which are scheduled to be completed by the end of the year, the new protective ammunition and related equipment may receive a recommendation for adoption. The result of the future "Army-2021" may be orders from third countries. Thus, a great future can await a new Russian development. However, one should not hope that it will be able to replace existing analogues in the shortest possible time. For a long time, the army will have to use the Tucha system - not the most perfect, but massive and well-mastered.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

22 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +6
    8 2021 June
    New mortars and grenades are good, but the reaction time from detecting a threat to forming a veil is equally important. It is unclear how with this.
    1. +4
      8 2021 June
      I do not beg the importance of the Tucha, Shtora, etc. protection systems, but I would like to read the news about the serial KAZ on our tanks!
      1. +6
        8 2021 June
        that's it! otherwise scrap will arrive, instead of high-precision
        1. +4
          8 2021 June
          Quote: novel xnumx
          that's it! otherwise scrap will arrive, instead of high-precision

          ========
          But isn’t they use a laser rangefinder when the BOPS-ohm is "shot"? And if so, if there are laser radiation sensors, WHAT prevents to shoot the curtain without waiting for the "arrival of the scrap" directly?
      2. -1
        8 2021 June
        KAZ has both advantages and disadvantages, and most importantly a high price, with simple opposition, plus the likelihood of defeating its own infantry. They will put on T14 and that's it.
        1. +1
          8 2021 June
          Quote: Victor Sergeev
          plus the likelihood of hitting your own infantry.

          The probability of hitting infantry will be much higher if the enemy picks up the tanks.
      3. 0
        9 2021 June
        Quote: Kote Pan Kokhanka
        I do not beg the importance of the Tucha, Shtora, etc. protection systems, but I would like to read the news about the serial KAZ on our tanks!

        That's right, ON YOUR TANKS! And why the question is, have not yet begun production, but immediately selling abroad? For potential "partners" to develop a means of counteraction ?!
    2. 0
      8 2021 June
      Are there laser sensors? luchat - bullet
    3. -6
      8 2021 June
      Quote: Vladimir_2U
      New mortars and grenades are good, but the reaction time from detecting a threat to forming a veil is equally important. It is unclear how with this.

      The veil is good, but only against the 2nd generation of ATGMs, it does not save from the third, because the crew or the system simply will not know about their spare ...
      1. +3
        8 2021 June
        Quote: parma
        maybe the crew or the system simply won't know about their spare wheel ...
        The curtain and the missile seeker are jamming, but there are missile launch detection and optics detection systems, I am more worried about the countermeasures of BOPS, and they do not shoot without a laser rangefinder.
  2. +5
    8 2021 June
    It is not clear only why this ammunition is not implemented in 81mm caliber ?! To immediately launch it into the troops and use it on the equipment in service. After all, she, too, needs such protection here and now.
    In principle, the answer can be simple - loot. After all, the installation costs more than ammunition. Plus money for development.
    1. 0
      8 2021 June
      you can be ashamed lol
  3. +4
    8 2021 June
    This is the second publication about the new system of setting the curtains ... I agree with those who refer to the ambiguities of the district of this system! First, about the calibers ... why 76 mm and not 81 mm? Will there be more ammunition in a block of the same size? How much more ? Something not very convincing! Also ... no one has ever mentioned, for some reason, the "Cloud" (50 mm) smoke grenade firing system ... Where has it disappeared? As if she never existed! And yet, little by little the situation is clearing up ... in a commentary to the previous publication, defending the "term", aerosol-dipole munition, I reminded that in "nature there are" smoke munitions, for example, with 2 "sub .charges "(!) ... one -" aerosol-forming "... the other - with dipoles! This version seems to be confirmed in the" today's "publication!
  4. -3
    8 2021 June
    Quote: Victor Sergeev
    KAZ has both advantages and disadvantages, and most importantly a high price, with simple opposition, plus the likelihood of defeating its own infantry. They will put on T14 and that's it.

    And why on T14, in the same place, and so the armor hoo. It is better to put KAZ on a tank with lightweight armor, armor from rapid-fire small-caliber systems, such as 30mm and a little more. Accordingly, the cost of KAZ should be leveled by the cost of the tank. If KAZ is so good, then why make super armor?
    1. +1
      8 2021 June
      Any super-armor can penetrate into the side with any ATGM. Therefore, KAZ is needed.
      When the KAZ is "overloaded", an ATGM can fly over, so armor is needed.
  5. -1
    9 2021 June
    Quote: Lt. air force reserve
    The probability of hitting infantry will be much higher if the enemy picks up the tanks.

    1. Tank + infantry - the minimum probability of defeat for both tank and infantry.
    2. Tank + KAZ but without infantry - the probability of hitting a tank is much higher. But even without the defeat of the tank, he without the infantry will be lost in the enemy's line.
    3. Tank + KAZ + infantry - not allowed.
  6. 0
    August 15 2021
    "At the same time, the design has a high potential for modernization, and its performance can be improved solely by creating new shots." It is easier and cheaper to change the filling and cram a new composition than to change everything at once. By the way, "Armata" also has a new DGS system.
  7. 0
    25 September 2023
    ____________________________________________

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Военное обозрение

Замена для «Тучи». ЦНИИ Точмаш разработал новый защитный боеприпас

26

Пусковая установка для нового боеприпаса


Разработана и проходит испытания перспективная система постановки помех, предназначенная для монтажа на боевые бронированные машины. По своему составу и принципу действия она похожа на широко распространенную систему 902 «Туча», однако в ней используются новый защитный боеприпас с более широкими возможностями.

Система нового поколения


О разработке нового средства защиты бронетехники 4 июня сообщили госкорпорация «Ростех» и входящий в ее состав ЦНИИ Точмаш, создавший этот проект. Раскрыты основные сведения о перспективном изделии, некоторые его характеристики и информация о текущих работах. Кроме того, опубликованы фото и видео с полигонных испытаний. При этом название образца пока не раскрывается.

В официальных сообщениях упоминается, что новый боеприпас создан для защиты бронетехники от различного высокоточного оружия противника. При выявлении угрозы боевая машина должна отстреливать такое изделие в нужном направлении, после чего создается комбинированная аэрозольно-дипольная завеса.


Процесс отстрела гранат

Внешний вид боеприпаса не раскрыт. При этом указано, что он выполнен в калибре 76 мм и весит 2,8 кг. Изделие использует новый пиротехнический состав, за счет чего в полтора раза увеличена плотность создаваемой завесы. Боеприпас вместе с соответствующими пусковыми устройствами может использоваться на любых образцах бронетехники, обеспечивая рост ее живучести и устойчивости.

К настоящему времени новая система защиты успела выйти на полигонные испытания. Более того, стрельбу опытными боеприпасами уже посчитали возможным показать публике. До конца года ЦНИИ Точмаш и «Ростех» планируют завершить государственные испытания, по результатам которых будет определена дальнейшая судьба новой разработки.

В августе новый боеприпас покажут военным на форуме «Армия-2021». Госкорпорация «Ростех» считает, что это изделие привлечет внимание потенциальных заказчиков. В частности, им могут заинтересоваться иностранные армии, планирующие развивать свои бронетанковые войска.

Технические особенности


«Ростех» и ЦНИИ Точмаш пока не показали сам защитный боеприпас и не раскрывают большую часть сведений о нем. При этом названы основные его особенности, показаны пусковая установка, процесс стрельбы и образования завесы и т.д. Все это уже позволяет составить достаточно подробную картину.


Образование завесы

Пусковая установка нового типа напоминает серийную «Тучу», но отличается внешне и по своей конструкции. Показанный образец построен на основе коробчатого корпуса, на котором снаружи закреплены стволы-мортирки калибра 76 мм. Интересной особенностью системы является малая длина ствола. Впрочем, мортирка может быть длиннее, и ее казенная часть размещается внутри корпуса. Стволы располагаются с некоторым углом возвышения и с разведением по горизонтали – для стрельбы в широкий сектор.

Показанная установка имеет четыре ствола, размещенные на одном уровне. Вероятно, возможны и другие конфигурации с иным количеством пусковых мортирок и с другими вариантами их расположения.

Защитный боеприпас неясного облика выполнен в калибре 76 мм и весит 2,8 кг. Из оглашенных данных следует, что это компактная, но достаточно тяжелая граната с комбинированным зарядом. Его основа – совершенно новый пиротехнический состав, образующий более плотную завесу для защиты в видимом и инфракрасном диапазонах. С учетом развития и распространения радиолокации в состав изделия внедрены миниатюрные дипольные отражатели.


Внешне работа новой системы защиты принципиально не отличается от применения изделия «902». Бронемашина-носитель отстреливает боеприпас, тот удаляется на некоторое расстояние, после чего подрывается. Пиротехнический заряд рассыпается на отдельные элементы, которые, опускаясь на землю, сгорают и образуют плотное облако дыма. На фоне белой завесы можно рассмотреть отдельные темные элементы. Вероятно, это и есть отражатели для противодействия радиоэлектронным системам.

Следует напомнить, что в недавнем прошлом ЦНИИ Точмаш сообщал о разработке перспективного комплекса защиты бронетехники от управляемых вооружений. В его состав планировалось включить средства обнаружения атаки и систему управления, а также защитные боеприпасы аэрозольного действия. Возможно, новая система, представленная на днях, имеет самое прямое отношение к этому проекту. Впрочем, тогда речь шла только об оптико-электронном противодействии, и помехи для радиолокаторов не упоминались.

Можно предположить, что испытания защитного боеприпаса проводились с применением перспективных систем управления и другой новой аппаратуры. В таком случае нельзя исключать, что на «Армии-2021» покажут не только огневые средства, но и весь комплекс защиты.


Прошлое поколение


На данный момент главным средством оптико-электронного противодействия на отечественной бронетехнике является система 902 «Туча» в разных модификациях. Она включает необходимые приборы управления и гладкоствольные мортирки калибром 81 мм. Количество и способ размещения пусковых устройств определяются в соответствии с особенностями носителя. Также применяются разные варианты датчиков обнаружения и предупреждения и средств управления отстрелом.

«Туча» применяет дымовые гранаты 3Д6(М) и 3Д17. Это изделия калибра 81 мм и длинной 220 мм массой от 2,2 до 2,34 кг. Граната выстреливается на дальность до 300 м, после чего подрывается и образует аэрозольную завесу. Размеры облака и время его образования зависят от типа выстрела. Изделия 3Д6 обеспечивают маскировку только в видимой части спектра; 3Д17 отличаются более широким диапазоном и блокируют также инфракрасное излучение.

Система «902» была принята на вооружение в 1980 г. и с тех пор занимает место основного средства своего класса в наших вооруженных силах и в ряде зарубежных армий. «Туча» давно зарекомендовала себя с лучшей стороны, однако ее возможности уже не в полной мере соответствуют нынешним требованиям.


Мортирки системы "Туча" на башне танка Т-90А

Главным ее недостатком можно считать возможность защиты только от оптических средств наблюдения. В то же время, конструкция имеет высокий модернизационный потенциал, и ее характеристики можно повышать исключительно за счет создания новых выстрелов.

Комплексный подход


Впрочем, новый проект ЦНИИ Точмаш не предусматривает обновление имещегося образца. Была создана собственная пусковая установка под новый боеприпас и возможна разработка других агрегатов. Подобный комплексный подход имеет свои преимущества. В первую очередь, была успешно решена задача создания нового защитного боеприпаса с повышенными характеристиками, причем значительный вклад в такой результат обеспечен за счет изменения калибра и форм-фактора изделия. За этим последовала разработка других компонентов.

Перспективы новой системы защиты, по понятным причинам, еще не определены. Однако можно предполагать, что армия проявит интерес к таким изделиям. При всех своих преимуществах, старая «Туча» уже не соответствует характерным угрозам современного поля боя и нуждается в глубокой модернизации или в замене. Новый проект от «Ростеха» и ЦНИИ Точмаш предлагает эффективное и современное решение для такой проблемы.

По результатам государственных испытаний, которые планируется завершить до конца года, новый защитный боеприпас и сопутствующее оборудование могут получить рекомендацию к принятию на вооружение. Результатом будущей «Армии-2021» могут стать заказы от третьих стран. Таким образом, новую российскую разработку может ждать большое будущее. Однако не следует надеяться, что она сможет в кратчайшие сроки заменить существующие аналоги. Еще долго армии придется использовать систему «Туча» – не самую совершенную, но массовую и хорошо освоенную.
Автор:
Использованы фотографии:
"Ростех", ЦНИИ Точмаш
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 8 июня 2021 05:23
    +6
    Новые мортирки и гранаты это хорошо, но не менее важно время реакции от обнаружения угрозы до формирования завесы. Неясно как с этим.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 8 июня 2021 06:00
      +4
      Значение систем защиты «Туча», «Штора» и др. не умоляю, но хочется прочитать новость о серийном КАЗе на наших танках!
      1. роман66
        роман66 8 июня 2021 07:04
        +6
        вот именно! а то прилетит лом, вместо высокоточного
        1. venik
          venik 8 июня 2021 15:20
          +4
          Цитата: роман66
          вот именно! а то прилетит лом, вместо высокоточного

          ========
          А разве, когда БОПС-ом "пуляют" - лазерный дальномер не используют? А коли так, то если есть датчики лазерного облучения, ЧТО мешает отстрелить завесу не дожидаясь непосредственно "прилета лома" ?
      2. Виктор Сергеев
        Виктор Сергеев 8 июня 2021 09:12
        -1
        КАЗ имеет как достоинства, так и недостатки, а главное высокая цена, при простом противодействии, плюс вероятность поражения своей пехоты. На Т14 поставят и все.
        1. Лт. запаса ВВС
          Лт. запаса ВВС 8 июня 2021 12:42
          +1
          Цитата: Виктор Сергеев
          плюс вероятность поражения своей пехоты.

          Вероятность поражения пехоты будет гораздо выше если противник подобьёт танки.
      3. Starover_Z
        Starover_Z 9 июня 2021 12:21
        0
        Цитата: Коте пане Коханка
        Значение систем защиты «Туча», «Штора» и др. не умоляю, но хочется прочитать новость о серийном КАЗе на наших танках!

        Вот именно, НА СВОИХ ТАНКАХ ! А чего спрашивается, не начали ещё выпуск, а сразу продажу за рубеж ? Чтобы потенциальные "партнёры" вырабатывали средство противодействия ?!
    2. роман66
      роман66 8 июня 2021 07:03
      0
      есть же датчики лазерного облучения? лучат - пуляй
    3. parma
      parma 8 июня 2021 10:03
      -6
      Цитата: Владимир_2У
      Новые мортирки и гранаты это хорошо, но не менее важно время реакции от обнаружения угрозы до формирования завесы. Неясно как с этим.

      Завеса это хорошо, но только против 2 поколения ПТРК, от третьего не спасает, тк об их запаске экипаж или система просто не узнают...
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 8 июня 2021 10:08
        +3
        Цитата: parma
        тк об их запаске экипаж или система просто не узнают...
        Завеса и ГСН ракет помехи ставит, а системы обнаружения пуска ракет и обнаружения оптики есть, меня больше волнует противодействие БОПС, а им без лазерного дальномера не стреляют.
  2. Старый танкист
    Старый танкист 8 июня 2021 06:36
    +5
    Не понятно только почему этот боеприпас не реализован в калибре 81мм?! Чтобы сразу его запустить в войска и использовать уде на стоящей на вооружении технике. Ведь она тоже нуждается в такой защите здесь и сейчас.
    В принципе ответ может быть прост - бабло. Ведь установска стоит дороже боеприпаса. Да ещё и деньги на разработку.
    1. роман66
      роман66 8 июня 2021 07:04
      0
      запыжить можно lol
      1. Intruder
        Intruder 8 июня 2021 14:11
        +1
        запыжить можно
        Подмотать зеленной изолентой и электрозапал подпаять!? good
        1. Momotomba
          Momotomba 9 июня 2021 21:18
          0
          Цитата: Intruder
          Подмотать зеленной изолентой и электрозапал подпаять

          Я извиняюсь за возможную глупость, но... если скорость вылета гранаты невысокая и точность не особо важна, возможно ли устанавливать в "домашних" условиях нечто вроде отделяемого поддона?
          1. Intruder
            Intruder 10 июня 2021 14:29
            +1
            но... если скорость вылета гранаты невысокая и точность не особо важна, возможно ли устанавливать в "домашних" условиях нечто вроде отделяемого поддона?
            На уровне технической "фантазии" winked , скорость гранаты и точность, можно в известном диапазоне нивелировать скоростью разлета элементов осколочного потока или поля, с заданным радиусом разлета от осевой точки нахождения объекта гранаты на траектории полета к цели, это уже задачка из области баллистики движущихся двух тел в пространстве трехмерном, а отделяемый поддон, как одно из решений и только, можно заморочиться и этим вариантом! hi
            1. Momotomba
              Momotomba 11 июня 2021 20:24
              +1
              Цитата: Intruder
              На уровне технической "фантазии" , скорость гранаты и точность, можно в известном диапазоне нивелировать скоростью разлета элементов осколочного потока или поля, с заданным радиусом разлета от осевой точки нахождения объекта гранаты на траектории полета к цели, это уже задачка из области баллистики движущихся двух тел в пространстве трехмерном, а отделяемый поддон, как одно из решений и только, можно заморочиться и этим вариантом!

              Зеленая изолента лучше laughing
  3. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 8 июня 2021 07:31
    +4
    Это вторая публикация про новую систему постановки завес ... Согласен с теми, кто ссылается на неясности округ этой системы ! Во первых, по поводу калибров...почему 76 мм ,а не 81 мм ? Боеприпасов в блок того же размера больше "влезет" ? Насколько больше ? Что-то не очень убедительно ! Ещё... никто не разу не упомянул,почему-то, систему отстрела дымовых гранат "Облако " ( 50 мм )... Кудыть она исчезла ? Как будто её и не было ! И всё же,понемножку ситуация проясняется... в комментарии к прошлой публикации, защищая "термин",,аэрозольно-дипольный боеприпас", я напоминал, что в "природе существуют " ,,дымовые,, боеприпасы ,например, с 2 "суб.зарядами" (!)...один - "аэрозолеобразующий"...другой - с диполями ! В "сегоднейшей" публикации как-бы подтверждается эта версия !
    1. Intruder
      Intruder 8 июня 2021 14:12
      0
      И всё же,понемножку ситуация проясняется... в комментарии к прошлой публикации, защищая "термин",,аэрозольно-дипольный боеприпас", я напоминал, что в "природе существуют " ,,дымовые,, боеприпасы ,например, с 2 "суб.зарядами" (!)...один - "аэрозолеобразующий"...другой - с диполями
      а где в данной статье, о суббоеприпасах, именно в новой системе!?
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 8 июня 2021 14:57
        +1
        Цитата: Intruder
        где в данной статье, о суббоеприпасах, именно в новой системе!?

        А в данной статье,вообще о "новой системе"-"крен да маленько" ! Так что за предъява от вас ? Я знаю. что есть такие боеприпасы для постановки дымовых завес с 2 разрывными элементами ("суб.боеприпасами" )...например, один "элемент" - дымовой (аэрозолеобразующий), другой- с диполями ... Вполне можно такой боеприпас назвать "аэрозольно-дипольным " ! "Аэрозольно-дипольным" боеприпасом обозван и "новый боеприпас" от "Ростеха" ! Могу я предположить (!), что "новый боеприпас" устроен по такому же принципу ? А почему бы и нет , если нет "подробных" данных !? Конечно же,можно и совмещать "аэрозоль" с диполями... но не всегда это возможно или целесообразно !
        1. Intruder
          Intruder 8 июня 2021 15:44
          +4
          в данной статье,вообще о "новой системе"-"крен да маленько" ! Так что за предъява от вас ? Я знаю. что есть такие боеприпасы для постановки дымовых завес с 2 разрывными элементами ("суб.боеприпасами" )...например, один "элемент" - дымовой (аэрозолеобразующий), другой- с диполями ... Вполне можно такой боеприпас назвать "аэрозольно-дипольным " ! "Аэрозольно-дипольным" боеприпасом обозван и "новый боеприпас" от "Ростеха" ! Могу я предположить (!), что "новый боеприпас" устроен по такому же принципу ? А почему бы и нет , если нет "подробных" данных !? Конечно же,можно и совмещать "аэрозоль" с диполями... но не всегда это возможно или целесообразно !
          Владимир, не было предъяв! Да по что, меня...и в область этих...!? crying
          Аэрозольно-дипольный, хм...смесьевой состав скорее всего, как самая дешевая формация: берем аэрозоль и туды добавку из ультрадисперсных частиц металлов дешевых...и все, в воздушной среде после распыления аэрозоля, получаем на выходе заданную область с "дифракцией и прочей радиофизикой" для электромагнитных волн определенного спектра! good Дешевле не придумать, в производстве и ничего высокотехнологичного... drinks Можно играться в широких пределах (до посинения...), плотностью и геометрией/количеством частиц, а также их кинетикой разлета в атмосфере, очень удобно для завесы, между прочем!!!
          А если, использовать метаполимеры и сложные композиты в ультрадисперсиях, то такие вещи уже лежат на уровне академических областей науки и техники, но дорого и скорее всего мало подъемно для бюджета не очень богатой и развитой страны...Да и смысл, порой самое примитивное - эффективно мешает жить, самому дорогому!? Типа, заноза в причинном месте, для сложноорганизованной материи с зачатками разума... yes
          1. Nikolaevich I
            Nikolaevich I 9 июня 2021 01:37
            +3
            Звиняйте,Денис! Не "повезло" вам... попались "под руку" ! request День был "хлопотный"...устал...домой вернулся поздновато ... а мне ещё "дописывать " "недописанный" коммент (обещал же!)... и тут попался на глаза ваш ответ.... Ещё раз, прошу пардону ! sad
            1. Intruder
              Intruder 9 июня 2021 02:22
              +2
              Звиняйте,Денис! Не "повезло" вам... попались "под руку" ! request День был "хлопотный"...устал...домой вернулся поздновато ... а мне ещё "дописывать " "недописанный" коммент (обещал же!
              Нет проблем, я понял!!! drinks
  4. Konnick
    Konnick 8 июня 2021 09:26
    -3
    Цитата: Виктор Сергеев
    КАЗ имеет как достоинства, так и недостатки, а главное высокая цена, при простом противодействии, плюс вероятность поражения своей пехоты. На Т14 поставят и все.

    А зачем на Т14, там же и так броня ого-го. Лучше ставить КАЗ на танк с облегченной броней, броней от скорострельных малокалиберных систем, типа 30мм и чуть больше. Соответственно стоимость КАЗ снивелировать стоимостью танка. Если КАЗ такая хорошая, то зачем делать суперброню?
    1. yanus
      yanus 8 июня 2021 14:42
      +1
      В борт любая суперброня любым ПТУРом пробивается. Поэтому нужен КАЗ.
      При "перегрузке" КАЗа может пролететь ПТУР, поэтому нужна броня.
      1. Intruder
        Intruder 10 июня 2021 14:34
        +2
        При "перегрузке" КАЗа может пролететь ПТУР, поэтому нужна броня.
        При "перегрузе" КАЗа, и если ПТУР с тандемно-проникающей БЧ современного типа..., то..., нужно уже надеяться на Бога (успеть вспомнить любое божество на выбор), а потом уж на правильный угол наклона брони и то из области авось и веры/мистики человеческого бытия!!! lol
  5. Костадинов
    Костадинов 9 июня 2021 16:44
    -1
    Цитата: Лт. запаса ВВС
    Вероятность поражения пехоты будет гораздо выше если противник подобьёт танки.

    1. Танк + пехота - минимальная вероятность поражения и танка и пехоту.
    2. Танк+КАЗ но без пехоту - вероятность поражения танка намного више. Но и без поражение танка он без пехоту будет потерян в тил врага.
    3. Танк +КАЗ + пехота - нельзя.