Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Штурмовое орудие Stug
Пять экспериментальных машин нулевой серии уже в 1937 году покинули цех. В качестве базы для создания данных машин использовали несколько видоизмененное шасси PzKpfw III Ausf B. В полностью закрытой низкопрофильной неподвижной боевой рубке устанавливалось короткоствольное орудие StuK 37 L/24 калибра 75 миллиметров. Орудие относительно продольной оси машины было смещено вправо, в связи с этим место механика-водителя находилось на прежнем месте. Разница заключалась в том, что теперь место водителя находился в передней части боевого отделения. Вдоль его стен размещались боеукладки в которые входило 44 снаряда. Пулемет для ведения огня по пехоте не предусматривался. В целом данная машина имела достаточно низкий силуэт и хорошее бронирование. 250-сильный двигатель «Майбах» HL 108TR позволял развивать САУ скорость до 25 км/ч, однако для боевой машины, предназначенной для непосредственной поддержки пехоты, данной скорости было достаточно.
Так как рубки и корпуса опытных САУ изготавливались из неброневой стали, то штурмовые орудия принимать участие в боевых действиях не могли, поэтому после завершения программы всесторонних испытаний, которые проходили на Куммерсдорфском полигоне, их передали в артиллерийскую школу, где использовались как учебные машины до начала 1941 г.
В феврале 1940 г. после внесения в конструкцию некоторых изменений, на заводе «Даймлер-Бенц» выпустили первую партию из 30 машин, которые от опытных отличались главным образом двигателем и ходовой частью. В качестве базы для САУ использовали танки PzKpfw III Ausf E/F, машина в движение приводились двигателем «Майбах» HL 120TR, лобовая броня имела толщину до 50 миллиметров. Данные самоходные артиллерийские установки 28 марта 1940 г. получили официальное обозначение «7.5 cm Strumgeschutz III Ausf А» (сокращенно – StuG III). Приблизительно через месяц четыре батареи штурмовых орудий данной модификации участвовали в боевых действиях во Франции. По результатам данных боев машины получили самые высокие оценки со стороны экипажей и со стороны командования.
Вскоре серийное производство САУ StuG III перевели с перегруженного военными заказами «Даймлер-Бенц» на «Альмеркише кеттенфабрик» («Алкетт»). Объем ежемесячного выпуска составил 30 машин, что позволило в 1940 г. ввести в ряды 184 самоходок StuG III, а до конца следующего года выпустить 548 ед. этих крайне необходимых фронту машин.
Самоходные артиллерийские орудия StuG III различных модификаций были самыми массовыми гусеничными боевыми машинами германской армии времен Второй мировой. В 1942 году, после вооружения машин 75-миллиметровой длинноствольной пушкой, обладавшей высокими бронебойными характеристиками, они по существу стали основным противотанковым средством вермахта. При этом постепенно функции штурмового орудия перешли к штурмовой гаубице StuH 42, разработанной на той базе той же машины и отличавшейся от САУ StuG III лишь установкой орудия имеющего гораздо большую мощность осколочно-фугасного выстрела. Всего с февраля 1940 г. по апрель 1945 г. на заводах компаний MIAG и «Алкетт» было произведено более 10,5 тыс. штурмовых гаубиц StuH 42 и орудий StuG III.
Штурмовое орудие StuG III как и все танки Германии, выпускавшиеся на протяжении длительного времени, в процессе производства непрерывно модернизировалось не только для повышения боевых качеств, но и для удешевления и упрощения конструкции. В результате внесения большого числа изменений в последнюю, (изменения, как правило, были не очень существенными), свет увидело восемь модификаций. Нет смысла перечислять все нововведения, остановимся только на основных, которые серьезно повлияли на боевые качества самоходки.
Штурмовое орудие StuG III Ausf. F 6-й полевой армии вермахта движется по настилу из железнодорожных шпал, которые постелены вдоль железнодорожного полотна. За штурмовым орудием следует немецкий солдат с коробками для пулеметных лент- номер пулеметного расчета. В правой части снимка офицер с биноклем в форме танкиста 5-й танковой дивизии СС «Викинг»
Рассмотрим в первую очередь эволюцию вооружения САУ StuG III. На первые штурмовые орудия была установлена короткоствольная пушка StuK 38 L/24 имеющая длину ствола лишь 24 калибра. Основным вооружением модификаций B, C, D и E было тем же. Если задача по оказанию огневой поддержки пехоте была пушке по силам, то для уничтожения танков противника она уже практически не годилось. Огонь орудия был эффективен лишь на близких дистанциях. После нападения Германии на СССР и столкновения с танками KB-1, КВ-2 и Т-34, имеющими хорошую защиту положение ухудшилось еще больше, поэтому на StuG III модификация F начали устанавливать длинноствольную пушку StuK 40 L/43 имеющую большую эффективность. На самоходки версии StuG 40 Ausf F/8 (после данной модификации StuG III стали называться именно так) устанавливалась пушка StuK 40 L/48 имеющая еще большую мощность. Этим же орудием были вооружены самоходки последней, наиболее совершенной и самой массовой модификации Ausf G. Также, с началом производства штурмовых орудии, имеющих на вооружении длинноствольные пушки, попадавшие в ремонт машины ранних версий, за исключением Ausf Е, также начали перевооружаться ей. Установка эффективных в борьбе с бронецелями пушек значительно изменила ситуацию, превратив САУ модификаций F, F/8 и G в очень грозное оружие и основное противотанковое средство вермахта. Чтобы обеспечить войска необходимой огневой поддержкой решили начать производство новой самоходной артиллерийской установки, вооруженной подходящей для этих целей гаубицей leFH 18 L/28 калибра 105 миллиметров. В марте 1943 г. оно развернулось. Новая самоходная артустановка, которая получила обозначение StuH 42, по своей конструкции была идентична модификациям F, F/8, G. Боекомплект орудия состоял из 36 выстрелов. До конца войны на базе PzKpfw III Ausf G выпустили 1299 машин, на базе PzKpfw III Ausf F еще 12.
Как показал опыт боевых действий, в определенных ситуациях пулеметное вооружение для ближнего боя имеет для САУ не меньшее значение, чем пушки. И если первоначально пулемета для борьбы с живой силой противника не предусматривалась, то, уже начиная с модификации E, его начали устанавливать. На StuG III модификации F и последующих модификациях пулемет вынесли на крышу. У оружия имелся ограниченный угол обстрела, так как устанавливался в защитном щите в щели. Зато самоходки последних серий модификации G оборудовались пулеметом кругового вращения с дистанционным управлением. Данная модификация, несомненно, являлась шагом вперед спасшим жизнь многим немецким танкистам.
Одновременно с совершенствованием вооружения САУ велись работы по повышению бронезащиты машин, в результате чего толщину брони рубки и лобовой части корпуса на последних, самых массовых модификациях, увеличили до 80 миллиметров. На уже выпущенных САУ защиту повышали за счет навешивания дополнительных бронелистов. Также, САУ StuG III начиная с 1943 г. стали оборудоваться бортовыми экранами, которые защищали вер ходовой части и борта от кумулятивных снарядов, а также пуль противотанковых ружей. Это вело к увеличению массы боевой машины и к ухудшению проходимости которая и без того была неважной.
Экипаж немецкой САУ «Штурмгешутц» (StuG.III Ausf.G) командира 1-й батареи 237-й бригады штурмовых орудий гауптмана Бодо Шпранца (Bodo Spranz). На орудийном стволе нанесено стилизованное изображение танка и 33 белых кольца, указывающих на количество подбитой экипажем бронетехники. Кроме того, на рукаве Шпранца (1920—2007) присутствуют нашивки о четырех лично уничтоженных единицах бронетехники.
Остальные изменения, которые были внесены за годы серийного изготовления, касались, как правило, формы рубки, прицельных приспособлений, количества люков и так далее. Внешне выделялось штурмовое орудие StuG 40 Ausf G с появившейся на ней командирской башенкой и новой литой маской пушки (в последствии за характерную форму получила название «свиное рыло»), устанавливавшейся с ноября 1943 г.
Первые штурмовые орудия StuG III Ausf A боевое крещение приняли в 1940 году во Франции, где сразу отлично себя зарекомендовали. В небольшом количестве машины модификации B участвовали на Балканах в боевых действиях, однако по-настоящему серьезное испытание их ждало летом 1941 г. Последние бои в которых принимали участие StuG III Ausf A и B состоялись под Сталинградом в 1942-1943 гг. Только в учебных подразделениях несколько единиц штурмовых орудий первых модификаций смогли «дожить» до 1944 г. Модификации C и D на поле боя появились летом 1941 г, однако уже к зиме их количество значительно сократилось, и впоследствии их перевооружили длинноствольной пушкой. После этого их использовали вплоть до конца Второй мировой.
Последняя модификация StuG III Ausf E оснащенная короткоствольным орудием калибра 75 мм появилась осенью 1941 г., хотя слабость такого вооружения к этому времени стала совершенно очевидной. Создание данной модификации было вызвано потребностью в боевых спецмашинах командиров штурмовых дивизионов. Для этого благодаря внесению некоторых конструктивных изменений внутренний объем рубки увеличили, в отличие от САУ модификаций C и D они перевооружению не подвергались и до окончания войны использовались как командирские и разведывательные машины.
После того как штурмовые орудия StuG III были вооружены длинноствольной пушкой их превратили в эффективные истребители танков. В этом качестве их активно использовали на всех фронтах до последних дней войны. В боевой биографии StuG III много славных страниц. Так, например, под Сталинградом в начале сентября 1942 года машина 244-го батальона штурмовой артиллерии (командир обер-вахмистр Курт Пфрендтнер) уничтожила за 20 минут 9 советских танков, а экипаж под командованием Хорста Науманна ходящий в 184-й батальона штурмовой артиллерии с 01.01.1943 по 04.01.1943 в ходе боев под Демянском уничтожил 12 советских машин. Самым известным асом штурмовой артиллерии войск СС считают штурмбанфюрера СС Вальтер Книп, командира Второго батальона штурмовой артиллерии танковой дивизии «Дас Рейх». Его подразделение в период с 05.07.1943 по 17.01.1944 уничтожило 129 танков советской армии. Возможно, данные цифры завышены, однако факт, что при использовании грамотных тактических приемов и в умелых руках штурмовые орудия САУ StuG III, а точнее StuG 40 Ausf G, являлись исключительно грозным оружием, не подлежит сомнению.
Еще одним доказательством боевых качеств САУ StuG III является то, что даже в 1950-е годы состояли на вооружении румынской, испанской, египетской и сирийской армий.
Тактико-технические характеристики самоходной артиллерийской установки StuG III:
База – средний танк PzKpfw III Ausf G;
Классификация - штурмовое орудие;
Масса – 23900 кг;
Экипаж – 4 человека;
Габаритные размеры:
длина – 6770 мм;
ширина – 2950 мм;
высота – 2160 мм;
клиренс – 390 мм;
Броня:
Лоб корпуса – 80 мм;
Борт – 30 мм;
Корма – 30 мм;
Крыша – 19 мм;
Вооружение:
Пушка – StuK 40 L/48, калибр 75 мм (боекомплект 54 выстрела);
Пушка – StuK 40 L/48, калибр 7,92 мм (боекомплект 1200 патронов);
Силовая установка: двигатель «Майбах» HL 120TRM, карбюраторный, мощность 300 л. с. (220,65 кВт);
Преодолеваемые препятствия:
Глубина брода – 0,80 м;
Ширина рва – 1,90 м;
Высота стенки – 0,60 м;
Максимальный угол подъема – 30 градусов;
Максимальная скорость движения по шоссе – 40 км/ч;
Запас хода по рокаде – 95 км;
Запас хода по шоссе – 155 км.
Информация