Как и куда пойдем, товарищи?

63
Как и куда пойдем, товарищи?
facebook.com/ВМС Украины

Потери от развала Союза


Стоит посмотреть на историю развития российского судостроения на Юго-Востоке Украины с момента образования в 1783 году Черноморского флота и упрочения позиций России в Черноморском регионе, а не только советского периода. Строительство гражданского и военного флота все эти годы прерывалось лишь на время после Крымской войны, революции, Гражданской войны и Великой Отечественной войны, и велось все время вплоть до развала СССР.

Судостроение на Украине было составной частью огромного суперпроекта по развитию промышленности СССР и полностью преобразило регион. За сравнительно короткий период времени малолюдная сельскохозяйственная территория, расположенная на древнейших и действующих поныне торговых путях, многократно переходившая из рук в руки, превратилась в мощнейший промышленный регион. Земли, отвоеванные у Османской империи в ХVIII веке императрицей Екатериной II, развивались стремительно. Успех значительной части советской кораблестроительной программы адмирала советского военно-морского флота Горшкова был во многом заложен открытием залежей угля и железных руд в 1792 году рудознатцем Григорием Капустиным в междуречье Днепра и Дона и Воронежской губернии.



Основным толчком к форсированному развитию региона стало решение императора Александра III в конце XIX века об освоении Донецкого угольного бассейна и Криворожского железнорудного района. Создание промышленно-энергетического кластера было поддержано активным строительством железнодорожной сети и началом нефтедобычи в Баку и Поволжье. Наибольшее развитие черноморское судостроение получило в период с 30-х по середину 60-х годов ХХ века с началом комплексного промышленного развития Юго-Востока СССР. Интенсивное развитие промышленности повлекло за собой развитие электроэнергетики. Вслед за строительством ДнепроГЭС в 1929 году был построен каскад ГЭС на Днепре и 5 мощных атомных электростанций в Украинской ССР.

В указанный период в Николаеве, Херсоне, Одессе, Керчи и Измаиле было построено 3 крупных судостроительных и 5 судоремонтных заводов, модернизированы 3 действующие предприятия. Именно эти предприятия составили основу судостроения Юго-Востока:

• старейший Николаевский судостроительный завод в г. Николаеве (основан в 1789 г.) – модернизирован в 60–70 годы ХХ века – на протяжении 200 лет основной поставщик боевых кораблей дальней морской и океанской зоны для российского и советского флота;

• крупнейший на Украине Черноморский судостроительный завод (основан в 1897 г.) – модернизирован в 50–70 годы ХХ века (специализация – средне- и крупнотоннажное судостроение, все авианосцы и вертолетоносцы ВМФ СССР строились именно на нем);

• судостроительный завод «Океан» в г. Николаеве (основан в 1951 г.), на полную мощность вышел в середине 1970-х годов – специализация: среднее и крупнотоннажное гражданского судостроение;

• судостроительный завод «Залив» в г. Керчь (Крым, основан в 1938 г.) – прошел комплексную модернизацию и к 1963 году вышел на полную мощность – специализация: военное и гражданское среднетоннажное и крупнотоннажное судостроение, включая строительство судов с ЯЭУ;

• Херсонский судостроительный завод в г. Херсоне (основан в 1780-е годы) – специализация гражданское судостроение и судоремонт;

• судостроительный завод «Ленинская кузница» в г. Киеве (основан в 1862 г.), специализация: малотоннажное и среднетоннажное гражданское и военное судостроение;

• судостроительный завод «Море» в г. Феодосия (основан в 1938 г.), специализация: высокоскоростные корабли и суда гражданского и военного назначения.

Для обслуживания гражданского и военного флота СССР были созданы крупные судоремонтные мощности, как отдельные судоремонтные предприятия, так и подразделения на судостроительных заводах: Одесский судоремонтный завод, Азовский судоремонтный завод, Измаильский судоремонтный завод, Севастопольский морской завод, 13-й судоремонтный завод в Севастополе. Именно наличие действующих судостроительных мощностей и строительство новых позволило дважды (после Первой мировой и Гражданской войны и затем после Великой Отечественной войны) быстро восстановить Черноморский флот.

В советские годы на Украине была построена крупная и разветвленная сеть морских и речных портов с отличными подъездными ж/д и автодорогами, высоко оснащённая и разнообразная портовая инфраструктура, обрабатывающая экспортно-импортные грузы 3-х крупнейших в СССР морских торговых и одного речного пароходств. Торговый флот этих пароходств составлял около 1000 ед. водоизмещением от 1000 до 150 000 DWT.

Отдельно следует рассказать рыболовном флоте.

Около 40 % – от 4500 тыс. рыболовецких судов СССР имели украинские порты-приписки. Районами лова были не только Черное и Азовское море, но Средиземное море и Атлантика (западное побережье Африки). Береговая инфраструктура полностью закрывала собственные потребности СССР и позволяла вести активную международную торговлю выловленной продукцией. На украинских судостроительных заводах ежегодно строились десятки новых рыболовецких судов разных типов.

Большой популярностью у советских граждан и иностранных туристов пользовались круизы по Дунаю и Днестру, Черному и Средиземному морям. Активно работали пассажирские и паромные линии. В распоряжении черноморских пароходств находилось около половины всего пассажирского флота СССР.

Краснознаменный Черноморский флот ВМФ СССР по состоянию на конец 1980-х годов насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих. Флот включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов, в том числе 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) 1-го ранга, 20 кораблей 2-го ранга (эсминцев и сторожевых кораблей), около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В организационную структуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей. Большая часть построенных кораблей приходилась на украинские предприятия.

В постоянной боевой готовности находились силы Оперативной средиземноморской эскадры. Ежегодно через черноморские проливы на боевую службу выходило в Мировой океан до ста боевых кораблей и судов.

Флот имел разветвлённую сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, о. Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.). Его части дислоцировались на территории 4 советских республик (РСФСР, Украины, Молдавии, Грузии).

Помимо морского флота, в разные периоды времени существовала Дунайская военная флотилия, обеспечивавшая безопасность на Дунае, Днестре и Южном Буге. Возможности Черноморского флота во времена СССР не идут ни в какое сравнение с нынешними у Российской Федерации.

Практически все крупные специалисты по военному и гражданскому судостроению сходятся во мнении, что советское судостроение в 60–80 годы ХХ века по праву занимало 2-е место в мире. СССР массово строил гражданские суда и военные корабли. Наше судостроение было вполне конкурентоспособно, что подтверждали поставки в два десятка капиталистических и социалистических стран – только гражданских судов было построено более 130 ед. за 30 лет. Военно-техническое сотрудничество исчислялось десятками кораблей и подводных лодок за тот же период, большой спрос был на малые ракетные корабли и катера.

Успехи СССР в судостроении в 80-е годы XX века вызывали скрежет зубовный в кабинетах Вашингтона и главнокомандующего ВМС США. Везде, где мировой океан бороздили корабли американского флота, рядом обязательно находились советские разведывательные или патрульные корабли. Штабные игры четко показывали, что ВМФ СССР успешно срывал развертывание американских морских сил на всем Европейском театре военных действий. Вместе с военно-морскими силами стран Варшавского блока ВМФ СССР мог на равных конкурировать с ВМС США и странами НАТО на Балтике, в Северной Атлантике, в Черном и Средиземном морях.

Строительство авианесущего флота, а также крейсеров, БПК и эсминцев с совершенным ракетным вооружением в перспективе могло привести к выдавливанию американского флота из Средиземного моря и потере контроля за Гибралтаром и Суэцким каналом. Это было для американцев неприемлемо, так как ракетные удары с подводных лодок по территории России удобней всего наносить из акватории центрального Средиземноморья. Постоянное нахождение наших кораблей в Индийском океане, Персидском заливе и в районе Малаккского пролива позволяло нашим морякам контролировать ключевые точки основных морских торговых путей.

Вызов, брошенный морскому влиянию США Советским Союзом, должен был быть парирован и нейтрализован. И решить эту задачу США могли, только сломав тренд на успешное развитие советского военно-морского флота. Для этого было необходимо подорвать военную и экономическую мощь СССР и социалистических стран Восточной Европы, сломать организацию стран Варшавского договора, развалить СССР и оторвать Украину, Закавказье и Прибалтику от остальной России. Центральное место в этой стратегии было отведено Польше на Балтике и Украине на Черном море.

Удар, нанесенный распадом СССР по отечественной морской отрасли в целом, был больше похож на смертельный нокаут, нанесенный фашисткой Германией 22 июня 1941 года и в последовавшем затем 1941 году. Произошел полный развал структуры единого управления безопасностью в Черноморском регионе. В одночасье на Украине было около половины советского судостроения потеряно:

1. В образовании: 4 морских вуза, 7 мореходных училищ, сеть юношеских мореходных школ, все они имели опытный преподавательский состав, мощную учебную базу, тренажерные центры и учебные суда.

2. Проектно-конструкторские и научные организации: 27 НИИ и КБ по судостроительной тематике, развитая научная база, квалифицированный инженерно-конструкторский и профессорско-преподавательский состав.

3. Судостроительное машиностроение: 7 крупных предприятий судового машиностроения, включая единственные в стране производства судовых двигателей и составлявшие единый с другими предприятиями СССР общий промышленный кластер, 11 предприятий морского приборостроения (производство электро- и радионавигационного оборудования), поставлявших продукцию для всего СССР и за рубеж.

4. Судостроение: 11 судостроительных заводов, включая 3 из 6 крупнейших в СССР (более 70 % крупнотоннажного судостроения страны, около 50 % военного судостроения, включая строительство надводных кораблей 1-го ранга дальней морской и океанской зоны, эсминцы и ракетные крейсера, вертолетоносцы и авианосцы).

5. Судоремонт: 16 судоремонтных предприятия с развитой судоремонтной базой и квалифицированным персоналом.

6. Портовые и складские мощности: 23 морских и 10 речных портов, включая торговые порты, оснащенные современной грузоподъемной техникой, подъездными путями и складами, позволяющими перевалку грузов внутри страны и на экспорт. 3 крупнейших в СССР морских зерновых терминала с элеваторами и складами, 3 крупных нефтегавани и аммиачный терминал.

7. Торговый флот: 3 крупнейших в стране морских пароходства (Черноморское, Азовское и Дунайское), флот которых составлял около 1000 ед., 2 постоянно действующие лихтерные и несколько международных контейнерных линий, обеспечивающих приток валюты в страну.

8. Рыболовный флот – 4 управления рыбного хозяйства: 3 океанических рыболовства и транспортно-рефрижераторная компания, сеть береговых рыбоперерабатывающих предприятий и 4 крупных холодильных складских комплекса, около 40 % всего промыслового флота СССР, составлявшего в 1990 году более 4300 судов.

9. Пассажирский флот: 15 морских и речных пассажирских терминалов, около 50 % пассажирских морских судов СССР, 2 крупные пассажирские морские переправы.

10. Военный флот: был произведен раздел флота, а оставшиеся корабли и суда встали у причала и перестали получать своевременное обслуживание. За короткий период времени были списаны в утиль десятки боеспособных кораблей и судов, в том числе отслуживших менее 20 лет. Большинство недостроенных кораблей были проданы за рубеж и разделаны на металл.

11. Военно-морские базы: за границей России осталась крупнейшая в Черноморском регионе сеть передовых баз и основная ВМБ Черноморского флота ВМФ СССР в Севастополе. Оснащение и модернизация флота и береговой инфраструктуры были полностью прекращены на 20 лет и вновь начались только с возвращением Крыма в состав России.

12. Сеть военных аэродромов, включая военно-морскую авиацию и районы ПВО, позволявшие контролировать весь Черноморский регион.

Начатые в середине 70-х годов в СССР кораблестроительные программы были полностью оставлены или свернуты в середине 90-х.

Ярким примером тому служит недостроенный (с готовностью около 90 %) ракетный крейсер проекта 1164 «Адмирал флота Лобов», с 1993 года пришвартованный в Николаеве и ни разу не вышедший море с момента ввода в строй (из запланированных – 10 было построено – 4, введено в строй и эксплуатируются – 3). А также ТАРКР проекта 1144 «Орлан» (запланировано – 5, построено – 4, в строю – 1, модернизируется – 1, списано – 2, отменено строительство – 1), ТАВРК проекта 1143 «Кречет» (запланировано – 4, построено – 4, списано и продано – 4), как и разобранный на стапеле Черноморского судостроительного завода (г. Николаев) атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск» и проданный Украиной в Китай (вместе в документацией на корабль и авиагруппу) ТАВРК проекта 1134.6 «Варяг», ставший впоследствии сначала учебным, а затем и боевым кораблем ВМС Китая.

По подсчетам наших «зарубежных партнеров», развал страны, потеря половины всех активов и раздел Черноморского флота должны были через 20–30 лет привести к полной деградации остальной судостроительной отрасли и всего военно-морского флота России. А влияние России в Черноморском регионе с потерей Севастополя должно было снизиться до уровня Болгарии и Румынии.

Идеальным сценарием для США и стран НАТО было бы закрытие Черноморского флота в Азовском море, переход к 2020 году под полную юрисдикцию Украины Севастополя и создание военно-морских баз НАТО в Одессе, Очакове и Севастополе, получение полного контроля США над Черноморским регионом.

Именно под это были сверстаны планы создания районов ПРО в Польше, Чехии и Румынии. Где зенитные ракеты унифицированных ракетных установок Mk.41 для ударов по стартующим баллистическим ракетам СЯС России легко заменялись на ударные высокоточные крылатые ракеты «Томагавк». Эти районы ПРО вместе с морской системой ПРО «Иджис» ВМС США (ракетные крейсера типа «Тикондерога» и эсминцы «Арли Бёрк» на Балтике и в Черном море) и Национальной системой ПРО США, имеющей радары и ракетные установки не только на территории США, но и в Норвегии, Дании, Великобритании, Тайване, Японии, Южной Корее и на островах в Тихом океане, образовывали единую систему. Глобальная американская ПРО обнуляла стратегический ядерный потенциал России. В таком случае России можно было бы диктовать любые, даже самые неприемлемые условия, вплоть до ее полной капитуляции перед Западом. При этом во всех странах НАТО на фоне увеличения состава ВМС и авиации, включая ударную, в 3–7 раз сокращались обычные вооружения сухопутных армий. Эти же планы включали в себя многократное увеличение доходов от освоения рынков Восточной Европы, России и стран бывшего Советского Союза американскими компаниями, полное перевооружение Восточной Европы на американские стандарты вооружений и техники.

Что же пошло не так?

Есть мнение, что СССР на излете своего могущества передал его часть, включая морскую силу, двух «спящим гигантам».

Расчет оказался верным – появление у Китая современной ракетной, космической и судостроительных отраслей, основанных на советских и российских технологиях, дало мощный толчок их дальнейшему развитию. Это за 2 десятилетия обострило международную экономическую конкуренцию и упрочило военное сотрудничество. Авиация и системы ПВО – ЗРК большой дальности С-400 поставляются не только российской армии, но успешно продаются за рубежом. Поставки в Китай и Турцию завершены, на очереди выполнение крупного индийского контракта. В ближайшей перспективе с нашей помощью возможно создание систем ПВО/ПРО в Китае и Индии и включение их в общую Евроазиатскую систему ПРО совместно с Объединенной системой ПВО СНГ.

Китай


Особо стоит обратить внимание на успехи Китая в судостроении.

Заключение торговых соглашений Китая с США и стремительный рост международной торговли с конца 80-х годов привел к взрывному росту китайского судостроения в середине 90-х годов. За последние 30 лет Китай получил доступ ко многим морским технологиям (строительство авианосцев и крупнотоннажных кораблей и судов, строительство кораблей и подводных лодок океанской зоны, двигатели различных типов и судовая энергетика, мощные судостроительные краны и технологии крупноблочного судостроения, комплексное освоение прибрежных территорий, строительство и оснащение крупных портов и многое другое). К 2020 году количество крупных судостроительных предприятий в Китае исчисляется десятками, а доля китайского в мировом судостроении выросла практически с нуля до 40 % меньше чем за 40 лет. Количество сухих судостроительных доков в Китае сейчас больше их количества во всех остальных крупнейших морских державах мира.

Если авианесущий ракетный крейсер «Новороссийск» был тщательно изучен и разделан в Южной Корее (стране НАТО и партнере США) на металл, то второй ТАВРК «Минск» был выкуплен Китаем и стал для китайских судостроителей демонстратором технологий.

Именно Украина дала старт рождению современного китайского военно-морского флота, практически подарив за бесценок ТАВРК «Варяг», и позволила превратить его в действующий учебно-боевой корабль ВМС Китая. Одновременно с продажей «Варяга» Украина передала китайцам опытную модель и техническую документацию на палубную версию тяжелого истребителя СУ-33. А также познакомила представителей Китая с технологиями, использованными при строительстве НИИТКА в Крыму, включая прототип паровой катапульты. Также повлияли поставки в Китай советского наследия – российских эсминцев проекта 956, подводных лодок проекта 877 и 636. Такое быстрое и успешное освоение раннее недоступных технологий привело к тому, что вместе с ростом экономики и китайского судостроения резко выросли и морские амбиции Китая.

Динамика строительства современного военно-морского флота Китая пугает военных и политиков США и Европы больше, чем советские успехи в прошлом. Особенно пристально правящие круги США и американские военные следят за успехами Китая в закреплении своего могущества в Тихоокеанском регионе – строительстве военно-морских и авиационных баз на побережье Китая и на спорных островах в Южно-Китайском море. Еще больше американцев настораживает скорость и качество строительства новых китайских авианосцев, десантных кораблей, эсминцев, фрегатов, судов обеспечения и сопровождения. ВМС Китая в 2020 году вышли на первое место в мире по количеству боевых кораблей, обогнав бессменного лидера с 1945 года – США.

Индия


Вслед за Китаем Индия обратила пристальное внимание на военно-морской флот и занялась укреплением своей морской силы.

Отсутствие собственных технологий и ориентация на закупку советских образцов вооружений привели индусов к тесному сотрудничеству с Россией и в судостроении. Начали с закупки построенных на советских и российских верфях эсминцев проекта 61М/61МЭ, подводных лодок проекта 877 «Варшавянка», серии фрегатов типа 11356 «Тальвар». Венцом такого сотрудничества стала продажа Индии модернизированного авианосца «Викрамадитья» с авиакрылом из 20 Миг-29/29КУБ и 10 вертолетов.

Именно потеря украинских судостроительных предприятий стала основным препятствием для дальнейшего российско-индийского сотрудничества.

Отсутствие свободных судостроительных мощностей и необходимость согласовывать с Украиной любые поставки приводили к срыву сроков строительства и недопоставке оборудования и вооружений. Так, проект оснащения авианосца «Викрамадитья» самолетом ДРЛОУ на базе Як-44 был полностью свернут, не дождались его в российской армии. А теперь индусы ведут переговоры о поставке американских E-2C «Хоккай» и замене МиГ-29К на F-18. В поддержку этих переговоров военные моряки Индии уже закупили у США патрульные самолеты Boeing P-8 «Посейдон», а не российские Ту-204/214.

В дальнейшем Индия в рамках программы «Сделано в Индии» перешла к строительству кораблей на собственных верфях по разработанным с участием наших проектных КБ и с использованием нашего серийного вооружения: эсминцов проекта «17» и фрегатов проекта «15», а также нового индийского авианосеца «Викрант». С освоением российских технологий проектирования, модернизацией собственного судостроения и запуском серийного строительства кораблей в среднесрочной перспективе индийцы могут отказаться от сотрудничества с нами или найти других партнеров.

Нужно было кардинальное изменение ситуации.

И с приходом к власти в России президента В. В. Путина процесс деградации был остановлен. И началось планомерное развитие ВПК и реальное переоснащение армии и флота. Что подтвердило участие российских военных в событиях в Сирии, где мы приятно удивили вероятных противников своими новинками и в боевой обстановке проверили существующие образцы вооружений и военной техники. Через Сирию, получив бесценный боевой опыт, прошло около 70 % всего личного состава российской армии.

За последние 20 лет мы основательно усилились и окрепли.

Но можем ли мы в ближайшие годы решить задачи безопасности Черноморского региона и страны в целом самостоятельно?

И как это сделать, не развязав большую войну или малую – на территории Украины?

Вариант № 1. Пора вернуть эту землю себе


В заголовке – отрывок из песни «Поезд в огне» Б. Гребенщикова (1988).

Без лишних сантиментов и долгих прелюдий – это наша земля и она принадлежит нам. Мы в ответе за нее и проживающих на ней людей. Мы возвращаем себе то, что завоевали и отстроили наши предки. И что оказалось не нужным молодому украинскому государству с бездарными руководителями во главе и медленно умирало на протяжении 30 лет.

Эти территории снова входят в состав России, как вошел Крым. Все люди, проживающие на этой земле, принимают российское гражданство и имеют равные с остальными гражданами России права и обязанности. Подчиняются нашим законам и чтут наши святыни и праздники. Кто не согласен и кому не нравится – на выход с вещами, никого не держим!

Я не знаю, где четко может пройти новая граница между будущей Украиной и Россией, но могу точно сказать, что она пройдет далеко от Мариуполя, Донецка, Луганска, Харькова и Днепропетровска, Одессы, Херсона и Николаева. И обязательно будет включать в себя земли Приднестровья, населенные русскими людьми.

А раз так, то формальное наличие Южного центра судостроения ОСК довольно скоро будет наполнено реальными украинскими судостроительными и судоремонтными предприятиями.

Придется, в который раз засучив рукава, поднимать их из мертвого состояния. Разбирать 30-летние завалы и вдохнуть в них жизнь, как это произошло с заводом «Залив» в Крыму. Там, где возможно, договариваться с нынешними или прежними владельцами. Где невозможно договориться – принимать ответственные государственные решения и менять собственников. Вкладывать колоссальные деньги в модернизацию и развитие судостроения Юго-Востока России.

Огорчает одно – денег будет затрачено очень много. Но всё же надежда есть, что некогда мощнейшая судостроительная отрасль Украинской ССР в очередной раз возродится и даст России шанс на создание нового мощного гражданского и военного флота в будущем.

Условие может быть только одно – люди, живущие там, должны этого сильно хотеть и пройти по пути, по которому прошли жители Крыма.

Других путей нет.

Вариант № 2. Наша судьба в наших руках, а Ваша – зависит от Вас


Вернув Крым и соединив его с остальной Россией Крымским мостом, мы закрепили за собой право оставаться лидером Черноморского региона.

Не без трудностей, но процесс укрепления обороноспособности Черноморского флота вновь пошел. Есть понимание, что денег немного, но те, что есть, будут потрачены с пользой и дадут максимальный результат.

Нужны ли нам мертвые украинские активы? И зачем?

Можем ли мы справиться с поставленной задачей возрождения былого величия Черноморского флота и создания нового российского океанского флота, рассчитывая только на свои силы?

Что нам нужно и чего не хватает?

Обустройство Новороссийской военно-морской базы подходит к концу. Идет обновление береговой инфраструктуры Черноморского флота в Севастополе. Работы там – непочатый край и, судя по объемам работ, этот процесс завершится никак не раньше 2030 года.

Военно-морская инфраструктура Крыма закрывает все текущие вопросы безопасности?

Начиная с 2014 года Черноморский флот стал активно пополняться. И, по состоянию на 1 марта 2021 года, в него вошли:

• 3 корабля проекта 11356Р (фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров»);

• 3 патрульных корабля проекта 22160 типа – («Василий Быков», «Дмитрий Рогачев», «Павел Державин»);

• 4 МРК проекта 21361 типа «Буян-М» («Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия», «Грайворон»);

• 2 базовых тральщика проекта 12700 («Иван Антонов», «Владимир Емельянов»);

• 6 подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка».

В ближайшие два года в состав флота войдут:

• Корвет проекта 20380 «Ретивый» – проходит швартовые испытания.

• Базовый тральщик проекта 12700 «Георгий Курбатов» – проходит швартовые испытания.

• 3 МРК проекта 22800 типа «Каракурт».

• 3 патрульных корабля проекта 22160.

Список внушительный.

И для контроля Черного моря этого вполне достаточно. А вот для постоянного присутствия в Средиземном море – нет.

Отправлять на дежурство в СЗМ корабли 3–4-го рангов или откровенно слабые патрульные корабли проекта 22160 приходится только по причине короткой запасной скамейки. Такое возможно только в мирное время.

К уже имеющейся военной инфраструктуре в Сирии ВМФ России в Средиземноморье не хватает нескольких удобных точек постоянного присутствия, например: Александрополос или о. Крит (Греция), Александрия или Порт Саид (Египет), Мальта или Бизерта (Тунис) и Оран (Алжир). Нужен флот, достаточный для постоянного присутствия в районе Гибралтара и Суэцкого канала и контроля центрального и восточного Средиземноморья.

Нахождение наших кораблей в указанных районах необходимо для обеспечения безопасности в Черноморском регионе, подержания мира на Украине и границ нашей страны. Требуется кратное увеличение корабельной группировки и ее возможностей. Для этого необходимо расширить состав Оперативной эскадры и Черноморского флота минимум в 3 раза по надводным кораблям 1-го ранга и в 2 раза по подводным лодкам. Если со строительством подводных лодок вполне справляются Адмиралтейские верфи, то мощности по строительству надводных кораблей лучше иметь в Крыму.

На Юго-Восточном направлении у России имеются несколько судостроительных предприятий. Однако их большая часть расположена в глубине страны и занимается строительством малых кораблей и судов.

С возвращением в состав России Крыма мы получили шикарный актив – Судостроительный завод «Залив» им. Б. Е. Бутомы. По своим характеристикам керченский завод с большим запасом обходит любой другой завод Юго-Востока России и в сравнительно короткие сроки модернизирован по схеме ССЗ «Звезда» на Дальнем Востоке (г. Большой Камень). Проведя модернизацию без остановки действующего производства, мы можем получить мощный производственный комплекс с гибкими возможностями по строительству всей линейки гражданских судов и военных кораблей. На это предприятие можно замкнуть все остальные судостроительные производства Юга и центральной России, наладив кооперационные связи между ними. Это повысит загрузку всех предприятий отрасли и повысит скорость строительства и производительность труда.

Подробные предложения по модернизации ССЗ «Залив» и развитию судостроения в Крыму требуют отдельной статьи.

Если коротко, то «Заливу» требуется модернизация существующих судостроительных мощностей (открытого стапеля и сухого дока) и расширение производственной площадки – строительство нового сухого дока или открытого стапеля на 2–3 промышленных линии. Одновременно необходимо провести полномасштабную модернизацию оснащения ранее построенных цехов, всего кранового хозяйства и построить новые цеха по формированию и насыщению крупногабаритных блоков.

Также необходимо продумать меры по развитию судоремонта на заводе, особенно средне и крупнотоннажного, дефицит которого имеется в Черноморском регионе. Имеющееся на заводе судоремонтное направление необходимо расширить путем строительства 2-х больших ремонтных доков и увеличения протяженности достроечных набережных.
Включение в состав ССЗ «Залив» акватории порта «Камыш-Бурун» позволит в перспективе создать в Керчи мощный судостроительный кластер. Перечисленные мероприятия с минимальными затратами и в сравнительно короткий срок введут в строй крупный производственный комплекс, специализирующийся на крупнотоннажном гражданском и военном судостроении и судоремонте, которого так не хватает на юге России сейчас.

Плюсы и минусы каждого из вариантов вполне понятны. Готов обсудить их со всеми желающими. На необходимость строительства авианосцев для ВМФ России не покушаюсь, это святое. Нам бы численность кораблей других типов на Черноморском флоте нарастить быстро и качественно.

Как быть с украинскими предприятиями в таком случае? Предстоит решать властям Украины.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 июня 2021 11:10
    вывод....если в незалежной не изменится политика то видимо пройдут путем 90-х.....возможно все таки придут адекватные люди и украина станет весьма неплохой страной с своими традициями кухней природой и т.п...ну а ежели нет...то судя по всему ее готовят на закланье
    1. +7
      15 июня 2021 11:19
      люди, живущие там, должны этого сильно хотеть и пройти по пути, по которому прошли жители Крыма.
      Украина потеряна безвозвратно - лет через 5 вступит в НАТО.
      1. -5
        15 июня 2021 11:29
        Цитата: dorz
        Украина потеряна безвозвратно

        Им уже ничего не надо, довольствуются контрабандой, перепродажей и пр...А работать уже не заставишь и не заманишь. Как и у нас в России, по опросам более 30 % работать не хотят, вообще...
        1. +10
          15 июня 2021 11:46
          Цитата: Uncle Lee
          Как и у нас в России, по опросам более 30 % работать не хотят, вообще...

          А на что же живут? Здесь ключевой вопрос в том, за сколько работать?
          1. 0
            16 июня 2021 10:16
            В советские годы на Украине была построена крупная и разветвленная сеть морских и речных портов с отличными подъездными ж/д и автодорогами

            Там все это уже изношено и частично разрушено.
        2. +14
          15 июня 2021 11:49
          Поправка-на ту зп и на тех условиях что по факту предлагают а не в рекламе-то да, нехотят работать и в гробу видели таких работодателей благодетелей.
        3. +10
          15 июня 2021 17:59
          Не хотят за гроши работать, которые предлагают владельцы заводов, газет, пароходов.
      2. 0
        15 июня 2021 11:38
        Цитата: dorz
        Украина потеряна безвозвратно - лет через 5 вступит в НАТО.

        Не знаю как и куда Украина через 5 лет вступит, но обнищавший пиплз, точно вступит.
      3. -2
        15 июня 2021 12:13
        Я Вам больше скажу, что Украина уже вступила, правда не совсем в НАТО, а в другое-обееми ногами..laughing
      4. +12
        15 июня 2021 12:52
        Как бы мы тут не упражнялись, высксзываясь-факт в том, что это уже потеряно для нас. И в НАТО, Вы совершенно заметили Украина будет там.
    2. +1
      15 июня 2021 11:33
      Цитата: палестинец
      возможно все таки придут адекватные люди и украина станет весьма неплохой страной с своими традициями кухней природой

      Но в большей вероятности, что она станет провинцией Укхуань. Россия не сдюжит, Запад не сможет, США далеко, да и сами того и гляди ...
    3. +5
      15 июня 2021 11:34
      Цитата: палестинец
      вывод....если в незалежной не изменится политика то видимо пройдут путем 90-х.....возможно все таки придут адекватные люди и украина станет весьма неплохой страной с своими традициями кухней природой и т.п...ну а ежели нет...то судя по всему ее готовят на закланье

      Вера, вещь хорошая, но на Украине, за последние 30 лет, вера в хорошую партию всегда оборачивалась ещё большим разочарованием. Там население обманывали все, начиная от коммунистов и кончая популистами разных мастей и разлива, поэтому и партия Медведчука никуда не уйдёт из под вашингтонского управления.

      Что касается предложений Автора в отношении будущего Украины или её частей, то они выглядят заманчиво для России только на первый взгляд, особенно первое, но не зная настроения тамошнего населения в отношении данного предложения, состояния экономики, социальной инфраструктуры, затрат на их восстановление и политико-экономических последствий для России со стороны англосаксонского мира, говорить и писать об этом можно сколько угодно без привязки к реалиям.
      1. +6
        15 июня 2021 12:20
        Товарищи
        ...
        Гм... "Товарищи" уже как бы закончились. Гусь, свинье- не "товарищ". Все ж захотели " господами" стать. Ну и как, стали? Или большинство так, незаметно в холопское сословье соскользнуло? В привычное? Но это не придел, скоро вообще "юнитами" станете... В цифровом то, концлагере... wink
        1. 0
          15 июня 2021 13:15
          Цитата: Улиточник N9
          Но это не придел, скоро вообще "юнитами" станете... В цифровом то, концлагере.

          Но об этом никто не хочет даже думать, а уже он рядом.
        2. +7
          15 июня 2021 13:37
          Цитата: Улиточник N9
          "Товарищи" уже как бы закончились

        3. +4
          15 июня 2021 20:14
          Цитата: Улиточник N9
          Гм... "Товарищи" уже как бы закончились. Гусь, свинье- не "товарищ". Все ж захотели " господами" стать. Ну и как, стали?

          отдаление Украины от Росии играет на руку и возможно активно поддерживалось опонентами Росии.
          их план удался.
          а теперь вы, Улиточник, замыкаетесь на ненависти к украинцам (котороая и была целью ваших противников) в место того что рассуждать на тему - Как исправить положение? как усилить себя возвратом кооперации с Украиной и её народом?
          как потом обьеденёнными силами отвечать вызовы будущего. а они не за горами.
      2. +5
        15 июня 2021 19:49
        Цитата: кредо
        Что касается предложений Автора в отношении будущего Украины или её частей, то они выглядят заманчиво для России только на первый взгляд, особенно первое, но не зная настроения тамошнего населения в отношении данного предложения, состояния экономики, социальной инфраструктуры, затрат на их восстановление и политико-экономических последствий для России со стороны англосаксонского мира, говорить и писать об этом можно сколько угодно без привязки к реалиям.

        Была потерянна возможность 2014 года ... Был подъём населения во время Русской весны . У большей половины населения Украины ...К сожалению у России не хватило сил, воли и решительности . История редко даёт такие возможности как в 2014 году не смогли ...Жаль .... Надеюсь не всё ещё потерянно в отношении поворота Украины к России .
        1. +19
          20 июня 2021 19:42
          Цитата: 30 вис
          К сожалению у России не хватило сил, воли и решительности . История редко даёт такие возможности как в 2014 году

          Не у России, а у конкретных людей в руководстве. И не в последнюю очередь из-за личной уязвимости от Запада (дети, недвижимость, счета) А в остальном согласен - шанс был уникальный.
    4. +3
      15 июня 2021 13:17
      -Есть мнение, что СССР на излете своего могущества передал его часть, включая морскую силу, двух «спящим гигантам».
      Ельцин или Горбачев? Вот в ходе "прихватизации" КНР(в т.ч) смог прикупить немало.Кроме документации нужны и мозги.и руки.
      Пример-даже Индия.
      Вариант№1 проблемный,хотя бы по двум причинам-почти готовая база ВМС а Очакове,практически американская.
      И грядущая программа продажи земли.
      Насколько я знаю,Новороссийский порт является частным.
      Да и пограничных кораблей немало.
      И ГЛАВНОЕ-"бора".Врагу не пожелаю ощутить этот "ветерок".
      Лично меня( если у автора есть данные) интересует информация по Поти.Советских времен,разумеется.
      По №2-НЫНЕШНИЕ власти Украины НИЧЕГО не решают.
      1. +2
        15 июня 2021 19:59
        Цитата: knn54
        Лично меня( если у автора есть данные) интересует информация по Поти.Советских времен,разумеется.

        А , что Поти . я там родился ... Корабль отца стоял в ремонте . Поти это судоремонтный Потийский судоремонтный завод им. Серго Орджоникидзе, судостроительный заводы . Во время ВОВ Севастопольский судоремонтный завод им. Серго Орджоникидзе был частично эвакуирован в Поти . С рабочими и служащими . Там и сейчас возможно живут потомки довоенных Севастопольцев .Ремонт боевых кораблей , строительство Комет , на подводных крыльях , МЧС ( малый черноморский траулер ) рыбакам ,учебный центр для иностранных курсантов военных моряков с новейшим оборудование , Потийское морское пароходство (руда , хлеб , продукты ) , сельское хозяйство . Градообразующее предприятие Потийский судоремонтный завод . , Порт .
  2. +10
    15 июня 2021 11:24
    Клятые москали ведь почему гордятся своими достижениями? Пришли на всё готовенькое, море-то уже выкопано было - пользуйтесь. wassat
    1. -1
      15 июня 2021 11:35
      Цитата: Александр Копычев
      Пришли на всё готовенькое, море-то уже выкопано было - пользуйтесь.

      А к морю ещё прилагался благородный и добрый древний украинец.
      1. 0
        15 июня 2021 12:31
        И благородный и добрый!!! Думаю, что не стоить перечислять - не хватит не сил не времени...
        1. +1
          15 июня 2021 12:35
          А спич мой про море относится вот к этим начертателям древности и уж никак не к Народу!!!
    2. +1
      22 июня 2021 07:00
      точно самое главное сделано до СССР )))
  3. -1
    15 июня 2021 11:28
    Южной Корее (стране НАТО
    Когда вступить успели?
    1. Южная Корея, как и Япония - основной партнер США вне НАТО (статус Major Non-NATO Ally)
      1. +2
        15 июня 2021 12:02
        То есть станой НАТО Южная Корея не является.
  4. 0
    15 июня 2021 11:33
    Как успели 70% состава Российских вооруженных сил пройти через Сирию? И причем предприятия которые ,,пролюбили,, на Украине?
    1. При том, что большой русский флот без них в ближайшие годы не построить
  5. +2
    15 июня 2021 11:40
    Статья не зря появилась именно сейчас. Возможно 16 июня судьба Украины будет определена.
    1. +2
      15 июня 2021 12:06
      Цитата: Сергей39
      Возможно 16 июня судьба Украины будет определена.

      Без сомнений, но в не нашу пользу. Максимум возможного- добиться нейтралитета Украины
      1. +2
        15 июня 2021 12:48
        Цитата: Оверлок
        Максимум возможного- добиться нейтралитета Украины

        Для начала это будет неплохо.
    2. +4
      15 июня 2021 12:09
      Я даже не могу представить, ЧТО?! Может предложить Путин взамен Украины? Что есть у России что так необходимо США?
      1. +3
        16 июня 2021 00:59
        Что есть у России что так необходимо США?


        В идеале США хотели бы ядерной месиловки Россия-Китай. Но этого они сделать не могут. Поэтому будут душить и давить дальше, в дальней перспективе стараясь не упустить момент делёжки России между Китаем и США.
        А Украину не отдадут . Такие вещи отвоёвывать надо войной, на блюдечке никто не принесёт.
        1. 0
          18 июня 2021 14:22
          В идеале США хотели бы ядерной месиловки Россия-Китай.

          И хочет этого правительства США наверное (судя по Вашим предположениям) затем, чтобы нанести серьезный урон своей собственной экономике?
          1. 0
            18 июня 2021 14:30
            затем, чтобы нанести серьезный урон своей собственной экономике?

            Нет, именно для своей экономики, да и просто для выживания как сверхдержавы они этого и хотят. Китай просто сожрёт их с потрохами, если его не ослабить войной с Россией.
            Ну, домохозяйки в Алабаме конечно войны не хотят ..... wink Они за мир , братство и процветание всего человечества ....А за чей счёт ? " Странный вопрос, да Вы милитарист " laughing
            1. 0
              18 июня 2021 14:52
              Китай просто сожрёт их с потрохами

              А Китаю это зачем? Экономики Европейского Союза, Китая и США тесно взаимосвязаны. Вся "торговая война" Китая и США это разборки за более или менее выгодные условия такого экономического сотрудничества. Это далеко не "игра с нулевой суммой".
              1. 0
                18 июня 2021 14:57
                это разборки за более или менее выгодные условия такого экономического сотрудничества.

                Вы не понимаете простую вещь .Абсолютно все войны ведутся именно чтобы диктовать " более-менее выгодные условия". Воина как продолжение политики. А политика и есть экономика . "Солдатушки, нашему царю показали фигу, умрём до последнего !!!" - это из сказок.
                Никому не нужна война , в которой приходится участвовать в полный рост . А вот погреться около чужой войны все страны мечтают.
  6. +1
    15 июня 2021 11:55
    Все это требует огромных средств которые навесят на граждан.1 вариант это фантастика на которую власти России никогда не пойдут.2 вариант в принципе реален.
  7. +2
    15 июня 2021 12:05
    Условие может быть только одно – люди, живущие там, должны этого сильно хотеть и пройти по пути, по которому прошли жители Крыма.

    Не захотят, по крайней мере, результат может быть пополам
    В любом случае тезис
    Мы возвращаем себе то, что завоевали и отстроили наши предки.

    чреват настоящей войной и политическими/экономическими издержками для России
    Вывод: вариант не реален
    Включение в состав ССЗ «Залив» акватории порта «Камыш-Бурун» позволит в перспективе создать в Керчи мощный судостроительный кластер.

    Единственный вариант
  8. -4
    15 июня 2021 12:06
    Какой то неумный ура-патриот, желающий большой войны...
  9. Цитата: кредо
    Что касается предложений Автора в отношении будущего Украины или её частей, то они выглядят заманчиво для России только на первый взгляд, особенно первое, но не зная настроения тамошнего населения в отношении данного предложения, состояния экономики, социальной инфраструктуры, затрат на их восстановление и политико-экономических последствий для России со стороны англосаксонского мира, говорить и писать об этом можно сколько угодно без привязки к реалиям.

    На мой взгляд эти регионы не должны управляться украинскими "политиками". А что касается населения, как говорится - поживем, увидим. Там большой процент русского населения. И если им на Украине и дальше будет также "хорошо" как сейчас, то многое может резко измениться.
    1. +4
      15 июня 2021 13:04
      Цитата: Бекасов Артем Андреевич
      что касается населения, как говорится - поживем, увидим. Там большой процент русского населения. И если им на Украине и дальше будет также "хорошо" как сейчас, то многое может резко измениться

      Ну русские они и что? В ВСУ почти все русские и это им не мешает бомбить Донбасс и кричать хероямслава .
      И как бы плохо им не было, Россия в настоящий момент не имеет практически ничего, что им предложить.
      Ну на место Ахметова придет условный Роттенберг или Дерипаска, что для них изменится? Пока что Польша или даже прибалтика для них гораздо перспективнее.
      1. Цитата: Пиджак в запасе
        Пока что Польша или даже прибалтика для них гораздо перспективнее.

        Скорее Европа и США
  10. +4
    15 июня 2021 12:24
    Вывод - если мы САМИ не изменимся, то .... а дальше пути дорожки разбегаются в разные стороны и прямы среди них НЕТ!
  11. 0
    15 июня 2021 13:18
    Когда говорят о " конкурентноспособности" нашего судостроения, я вспоминаю наши " жигули". Конкурентоспособности мы были во всем,что казалось,обороны. В остальном- народ и это купит. Деваться народу было некуда. " Волга"- предел мечтаний. Что касается наших экономических потерь, при развале Союза, то вспоминать и ныть- поздно. А сделать выводы- необходимо и полезно. Это же, касается и экономических, политических отношений с нашими " братьями". Былое- не вернуть. А жить, нам и нашим детям- нужно. И думать- головой а не искать, " какому бы боатскому народу"- помочь....
    1. Цитата: Андрей Николаевич
      Когда говорят о " конкурентноспособности" нашего судостроения, я вспоминаю наши " жигули". Конкурентоспособности мы были во всем,что казалось,обороны. В остальном- народ и это купит. Деваться народу было некуда. " Волга"- предел мечтаний. Что касается наших экономических потерь, при развале Союза, то вспоминать и ныть- поздно. А сделать выводы- необходимо и полезно. Это же, касается и экономических, политических отношений с нашими " братьями". Былое- не вернуть. А жить, нам и нашим детям- нужно. И думать- головой а не искать, " какому бы боатскому народу"- помочь....

      Жигули не Мерседес конечно, но для большинства граждан СССР и они были мечтой долгие годы.
      Зато сейчас выбор определяется только собственными предпочтениями и размером кошелька.
      Так какие Вы выводы сделали, поделитесь?!
      1. +1
        15 июня 2021 15:44
        Боюсь, что мои выводы Вас- разочаруют. История и политика государства, сродни истории жизни простого человека. Это и радости и неудачи, подъёмы и падения. В слабом случае, каждый период, нуждается в глубоком осмыслении, извлечении уроков и продолжении жизни, дальше. Но, с учётом прожитого опыта. Мне,как и большинству форумчан жаль развала Советского Союза. Это наше детство, молодость и часть нашей жизни. Я с уважением отношусь к советскому периоду нашей страны. Но как и в любом обществе в этом периоде, были свои положительные и отрицательные стороны. Нужно просто продолжать жить и надеяться, на будущее наше и наших детей. Помнить, ценить историю своей страны и историю своих предков, и шагать только вперёд. Повторюсь: но учитывать наш исторический опыт и не допускать старых ошибок. С Уважением,
        1. Нет, скорее наоборот, порадовали. Мои мысли схожи с Вашими.
          Мне близка морская тематика и отечественное судостроение. И очень хочется чтобы руководство страны вывело их на мировой уровень не повторяя ошибок прошлого.
  12. Цитата: Болторез
    То есть станой НАТО Южная Корея не является.

    Нет, не является. Как и Япония.
  13. Цитата: smaug78
    Какой то неумный ура-патриот, желающий большой войны...

    Плохо читали статью, скорей всего по диагонали.
  14. 0
    15 июня 2021 15:36
    Этот пост заложил в закладку.Представляю,сколько труда было положено автором.За это большое спасибо.Хочу только одно заметить.В военных учениях вопроса о рентабельности быть не может. Сколько самолет,корабль,танк затратит горючего пусть это достанется экономистам.Н о они ни в коем случае не должны давить на МО.
  15. +1
    15 июня 2021 16:01
    Вопрос , что приобрела Украина выходя из СССР без финансового разводного аудита, недолжен пугать Россию , что Украина может задать ей такой же встречный вопрос- что приобрела Россия выходя из СССР. Потому что даже самый последний счетовод и тот сможет посчитать и доказать , что за такой развод Украина должна России , как правопреемнице СССР, астрономическую суму. Я тут не буду расписывать сколько стоили все заводы -гиганты, АЭС и ГЭС ,аэродромы и целые города которые были построены при помощи дотационных средств от РСФСР к УССР. Потому что только Белорусская ССР обходилась без дотаций из РСФСР и ещё минимальные дотации получала Казахская ССР . А Украинскую ССР РСФСР дотировала в процентном соотношении не меньше чем Прибалтику , которая сидя на шее РСФСР и приобрела статус "витрины СССР". Да ещё после выхода из СССР Россия позволила Украине приобрести государственность на пустом de jure месте , со сказочными de facto богатствами от России обманным путём Украиной оторванными и самой себе присвоенными .
    Однако , был такой не совсем глупый немец Отто фон Бисмарк . Так он про таких как Украина однажды вот что сказал :
    "Не надейтесь , что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за долгами . И когда они придут-не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения , якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги , на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно , или вообще не играть! "
    1. Цитата: север 2
      Однако , был такой не совсем глупый немец Отто фон Бисмарк . Так он про таких как Украина однажды вот что сказал :
      "Не надейтесь , что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за долгами . И когда они придут-не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения , якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги , на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно , или вообще не играть! "

      Согласен с Вами полностью! Ровно тоже самое можно сказать и о бывших социалистических странах Восточной Европы и о бывших советских республиках!
    2. 0
      16 июня 2021 12:07
      Так он про русских писал управляемыми русскими немцами, а сейчас россияне и под управлением не понять кого. Сейчас толерантность и прощение в тренде, как бы не обидеть партнеров.
  16. 0
    15 июня 2021 18:18
    Чтобы "товарищи" вернулись в Россию, дело за малым - чтобы Россия стала дня них привлекательной.
  17. +1
    15 июня 2021 19:16
    Цитата: Болторез
    То есть станой НАТО Южная Корея не является.

    Тоже дочитал до этих слов и дальше читать не стал. В интернете мусора и без этого автора хватает.
  18. BAI
    0
    15 июня 2021 19:55
    советское судостроение в 60–80 годы ХХ века по праву занимало 2-е место в мире.

    Автор чего и в чем считает? Если в атомных подводных лодках - это одно, если общий тоннаж в регистрационных тоннах - это совсем другое. По общему тоннажу построенных кораблей в 80-е годы СССР безнадежно уступал не только США и Японии, но и такому гиганту, как Южная Корея, которая сейчас является общепризнанным мировым лидером гражданского судостроения. А автор о ней даже не вспомнил.
    Точнее вспомнил, но как то странно:
    в Южной Корее (стране НАТО и партнере США)

    Партнер - да, но когда это - член НАТО? В Азии свой блок существует, АСЕАН называется.
  19. 0
    18 июня 2021 14:32
    можно было бы диктовать любые, даже самые неприемлемые условия, вплоть до полной капитуляции.

    При этом во всех странах НАТО на фоне увеличения состава ВМС и авиации, включая ударную, в 3–7 раз сокращались обычные вооружения сухопутных армий.

    Данные утверждения друг другу напрямую противоречат. Чтобы иметь возможность ставить ультиматумы и "диктовать даже самые неприемлемые условия" необходимо наращивать собственную военную мощь до такой степени, чтобы она была подавляюще велика по сравнению с военными силами того государства, которому собираются ставить подобные ультиматумы. А не сокращать собственные вооружения еще и аж "в 3-7 раз".
    Эти же планы включали в себя многократное увеличение доходов от освоения рынков Восточной Европы, России и стран бывшего Советского Союза американскими компаниями

    Для того, чтобы "многократно увеличить доходы от освоения рынков" на этих самых рынках должны быть развитая экономика с высокими доходами населения, чтобы обеспечить платежеспособный спрос на поставляемые товары.
    1. Цитата: Terran Ghost
      Данные утверждения друг другу напрямую противоречат.

      Ничуть не противоречат, посмотрите данные по количеству сухопутных войск Великобритании, Франции и Германии за 1990, 2010 и 2020 годы. Просто ставка делается на блокирование ВМФ России в Балтике и Черном море и нанесение авиационных и ракетных ударов по инфраструктуре и крупным городам, как это было в Югославии.
      Цитата: Terran Ghost
      Для того, чтобы "многократно увеличить доходы от освоения рынков" на этих самых рынках должны быть развитая экономика с высокими доходами населения, чтобы обеспечить платежеспособный спрос на поставляемые товары.

      Речь шла о странах Запада с их развитой экономикой и высокими доходами населения, которые после распада Соцблока и СССР начали осваивать эти рынки. Должны быть и были разные понятия - на момент распада их там в должной мере не было, так как деньги были потрачены на другие цели. Хотя рост экономики, уровня жизни и доходов населения в СССР с 1950 по 1990 был очень мощный. Однако после потери ориентиров развития новым поколением советской элиты и желанием прибрать к своим рукам активы - достижения предыдущих поколений привело к распаду.
      1. 0
        28 июня 2021 18:45
        Ничуть не противоречат, посмотрите данные по количеству сухопутных войск Великобритании, Франции и Германии за 1990, 2010 и 2020 годы.

        Я еще раз повторюсь, так как видимо не совсем понятно объяснил. Чтобы иметь возможность "диктовать самые неприемлемые условия вплоть до полной капитуляции" необходимо иметь подавляющее превосходство в военной силе над тем, кому эти самые условия вознамерились диктовать. Сокращать свои военные силы аж в 3-7 раз с такими планами никак не совместимо. От слова "вообще".
        Поэтому если такие масштабные сокращения войск и вооружений имели место, значит никаких планов "диктовать самые неприемлемые условия вплоть до капитуляции" не имелось и в помине.
        как это было в Югославии.

        Хотя отдельные индивидуумы почему-то любят раздувать ту историю до чуть ли не апокалиптических масштабов. Таковой она не являлась и близко. Гражданская война на фоне распада бывшей Социалистической Республики Югославия к моменту начала интервенции стран военно-политического блока НАТО в 1999 году бушевала там уже несколько лет.
        Ни о каких "самых неприемлемых условиях" или тем более о "полной капитуляции" там речи тоже не шло да и не могло идти. Косово являлось для Югославии на тот момент типичным "чемоданом без ручки", поскольку население его на 1990-й год уже было более чем на 80 процентов албанским, и к 1999 году жители Косово были в основном весьма враждебно настроены к Белграду.
  20. Цитата: С.Викторович
    Чтобы "товарищи" вернулись в Россию, дело за малым - чтобы Россия стала дня них привлекательной.

    Если есть мысли как это сделать - озвучьте!