Бомбы на Берлин

75
Бомбардировщики Балтийского флота
Бомбардировщики Балтийского флота на боевом задании.

В первые дни войны советская морская авиация не понесла таких больших потерь, как армейская авиация и сохранила способность проводить операции, как на море, так и на суше. Она была способна нанести ответные бомбовые удары по Мемелю, Пиллау, Данцигу и Гдыне, а 25 июня 1941 года нанесла удар по аэродромам люфтваффе в Финляндии, что дало правительству этой страны формальный повод объявить войну СССР. Как только Финляндия вступила в войну, советская морская авиация атаковала морские и сухопутные цели в районе Котки, Турку и Тампере и одновременно её самолеты участвовали в минировании финских и немецких вод и операциях против караванов неприятеля.

Проект


Но по мере ухудшения положения на суше, операции морской авиации на Балтике пришлось свернуть, так как требовалось бросить все силы на поддержку сухопутного фронта. А так как морская авиация действовала против наступающих немецких сил не хуже армейской, то и спектр её задач расширился. В конце июля 1941 года появилась даже идея использовать бомбардировщики морской авиации для налетов на Берлин.



Проект был смелый, рискованный, но выполнимый. Он родился в Главном морском штабе ВМФ СССР после первых налетов немецкой авиации на Москву 21 июля 1941 года, а инициаторами стали народный комиссар ВМФ, адмирал Николай Кузнецов и начальник оперативного управления штаба, контр-адмирал Владимир Алафузов.

Проект предполагал задействовать в налете на Берлин бомбардировщики ДБ-3Ф (дальний бомбардировщик с форсажем), оборудованные дополнительными топливными баками.

Эти самолеты поступили в серийное производство в 1940 году и обладали дальностью полета в 2700 километров при максимальной скорости 445 км/ч. Боевая нагрузка самолета могла состоять из 1000 кг бомб (нормальная), или 2500 кг (максимальная), или 1–2 торпеды. Оборонительное вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов ШКАС и одного 12,7-мм пулемета УБТ. Разумеется, максимальной скорости и дальности полета эти самолеты могли достигать лишь в идеальных условиях, а на практике их характеристики были скромнее. Существовали серьезные опасения, смогут ли бомбардировщики достичь Берлина и вернуться на свои аэродромы.

Но решено было рискнуть, а местом старта самолетов был назначен аэродром Кагул на острове Сааремаа – самая западная на тот момент точка суши, контролировавшаяся Красной Армией, всего в 900 км от Берлина.

Из расчетов выходило, что бомбардировщикам, летящим по прямой на оптимальной высоте с крейсерской скоростью, понадобилось бы более 6 часов на преодоление всей трассы. Причем бомбовая нагрузка каждого из них не могла превышать 750 кг. Старт, формирование боевого порядка, бомбометание и посадка должны были быть произведены в сжатые сроки. В случае их продления из-за каких-то непредвиденных обстоятельств, запаса топлива хватило бы лишь на 20–30 дополнительных минут полета, который неминуемо закончился бы или падением самолетов в море, или вынужденной посадкой на оккупированной территории. Чтобы снизить риски, для операции было выделено 15 самых опытных экипажей.

Бомбардировщик ДБ-3Ф
Бомбардировщик ДБ-3Ф на одном из балтийских аэродромов.

Разумеется, бомбовой удар советской авиации по столице Третьего рейха в самое трудное для Советского Союза время преследовал не столько военные, сколько политические цели. Поэтому подготовка шла под непосредственным началом Иосифа Сталина – с конца июня председателя Государственного Комитета обороны СССР, с июля – народного комиссара обороны, а с 8 августа Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР. Лишь после утверждения им плана операции можно было начать подготовку к её реализации.

Подготовка была всесторонней и проводилась в условиях строжайшей секретности. Руководил ею сам командующий авиацией Военно-морского флота, генерал-лейтенант Семен Жаворонков. Сначала на Кагул перебазировался 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Одновременно из Таллина и Кронштадта туда направились транспорты с бомбами и горючим. Для маскировки доставки таких ценных грузов, для их транспорта были задействованы тральщики, которые при переходе имитировали боевое траление, чтобы усыпить бдительность врага.

Пробные вылеты


Ночью со 2 на 3 августа самолеты произвели первые пробные полеты с полным запасом топлива и с нагрузкой 500 кг бомб. Трасса полета вела в направлении на Свинемюнде, а его целью было выяснить условия старта бомбардировщиков с небольшого полевого аэродрома, разведать систему немецкой противовоздушной обороны и получить опыт дальнего полета над морской акваторией в условиях войны.

Следующий пробный полет имел место ночью с 5 на 6 августа уже в направлении Берлина, но по-прежнему имел разведывательный характер – требовалось разведать систему ПВО Берлина, и самолеты летели без бомбовой нагрузки. Оба полета закончились успешно, причем при втором полете выяснилось, что система ПВО Берлина распростирается в радиусе 100 км от германской столицы, а кроме зенитной артиллерии располагает еще и большим количеством прожекторов с дальностью свечения до 6000 м.

Пробные полеты подтвердили теоретические расчеты, и осталось только ждать благоприятной погоды для первого боевого полета.

Евгений Преображенский, Петр Хохлов.
Они бомбили Берлин: слева – полковник Евгений Преображенский, справа – капитан Петр Хохлов.

Бомбардировки Берлина


Первая бомбардировка Берлина советской авиацией была осуществлена ночью с 7 на 8 августа 1941 года. В операции было задействовано 15 самолетов ДБ-3Ф. Командовал операцией командир 1-го МТАП полковник Евгений Преображенский. Эскадрильями командовали капитаны Андрей Ефремов, Василий Гречишников и Михаил Плоткин, а штурманом группы был флагманский штурман полка капитан Петр Хохлов.

Взлет прошел в трудных метеорологических условиях, но полет прошел нормально. Появление неопознанных самолетов с северо-восточного курса на высоте 7000 м стало для немцев полной неожиданностью. Растерявшиеся немецкие зенитчики приняли неизвестные самолеты за свои, которые по неизвестным причинам сбились с курса и отклонились от установленных воздушных коридоров. Зенитная артиллерия не открывала огня, а лишь пыталась условными световыми сигналами узнать опознавательные данные и цель полета пришельцев, даже предлагая им посадку на близлежащих аэродромах. Сигналы оставались без ответа, что повергало немецких зенитчиков в еще бóльшую растерянность, из-за которой они не решались открывать огонь или объявлять воздушную тревогу. Города оставались освещенными, что помогало Хохлову в навигации.

Берлин тоже был ярко освещен.

Хотя в то же время уже вовсю шла воздушная война с Англией, британские бомбардировщики редко появлялись в небе над германской столицей, и светомаскировка вступала в силу только после объявления воздушной тревоги.

А уж появления советских самолетов над Берлином во время повсеместных успехов вермахта на востоке, пожалуй, не ожидал никто.

Таким образом, советские бомбардировщики, не встречая сопротивления, вышли к центру Берлина и там сбросили свой смертоносный груз. Только разрывы бомб заставили немцев объявить воздушную тревогу. В небо ударили лучи десятков прожекторов и залпы зенитных орудий. Но эта реакция оказалась запоздалой. Советские экипажи не стали наблюдать за результатами бомбежки, а повернули на обратный курс домой. На обратном пути немецкая ПВО еще пыталась осветить их из прожекторов и обстрелять из зенитных орудий, но высота 7000 метров обеспечила советским самолетам относительно безопасный полет.

Все экипажи счастливо вернулись на аэродром Кагул.

Николай Челноков
Они бомбили Берлин: Преображенский, Хохлов и капитан Николай Челноков (крайний слева).

Первый налет советской авиации на Берлин вызвал настоящий шок в немецком командовании и нацистской верхушке. Первоначально геббельсовская пропаганда пыталась приписать бомбежку Берлина ночью с 7 на 8 августа британской авиации и даже отчиталась о 6 сбитых английских самолетах. Лишь когда британское командование в особом сообщении выразило недоумение от немецкого донесения, так как из-за нелетной погоды никакие британские самолеты не бомбили в ту ночь Берлин, гитлеровскому руководству пришлось проглотить горькую пилюлю и признать факт налета советской авиации на Берлин. Разумеется, немцы быстро сделали выводы из этого факта и приняли меры по укреплению ПВО Берлина.

А тем временем, после удачной первой операции, советские летчики взялись планировать следующие. Но на этот раз условия игры изменились. Над водами Балтийского моря полеты проходили, как правило, без происшествий, но уже при пересечении береговой линии самолеты попадали под сильный огонь зениток, а навстречу им вылетали немецкие истребители. Затемненные города больше не помогали в навигации, а усиленная ПВО Берлина заставляла в высшей мере проявлять бдительность и предпринимать всё новые тактические маневры над целью. Также пришлось усилить противовоздушную оборону Моонзундских островов, так как немцы пытались уничтожить аэродромы, с которых советская авиация бомбила Берлин.

В таких измененных, чрезвычайно сложных условиях, морская авиация Балтфлота провела еще девять налетов на столицу Германии.

Пожар в Берлине
Пожар в Берлине после бомбежки в 1941 г.

Второй налет советской авиации в ночь с 8 на 9 августа прошел не так хорошо, как первый. После того, как 12 самолетов вылетели в Берлин, у нескольких самолетов возникли неполадки с механическими системами и им пришлось повернуть назад задолго до того, как они оказались в пределах досягаемости запасных целей. Пересекая береговую линию в районе Штеттина, советские бомбардировщики столкнулись с сильным зенитным огнем; некоторые экипажи вынуждены были сбросить бомбы на Штеттин и повернуть обратно. Лишь пять бомбардировщиков долетело до Берлина, где их встретил плотный зенитный огонь. Один из самолетов взорвался над городом по неизвестной причине.

С 10 августа в операции по бомбардировке Берлина включилась армейская дальняя авиация с аэродромов под Ленинградом. Последний налет на Берлин имел место ночью с 4 на 5 сентября. От дальнейших попыток бомбить Берлин пришлось отказаться, так как потеря Таллина и износ самолетов сделали полеты с Моонзундских островов невозможными.

Во время осуществления налетов было потеряно 17 самолетов и 7 экипажей, причем два самолета и один экипаж погибли при попытках взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках. В общей сложности между 8 августа и 5 сентября 1941 года балтийские летчики провели 10 бомбардировок Берлина, сбросив на город 311 бомб весом в 500 кг каждая. Причиненный военный ущерб был незначительный, но морально-политическая польза огромная, так как в самое трудное для себя время советское государство продемонстрировало стремление и способность вести войну.

Бомбы на Берлин
Подарок Гитлеру

Продолжение следует...

Источники и литература:

Кузнецов Н. Г. Торпедоносцы Великой Отечественной: Их звали «смертниками». Яуза – Эксмо, 2011.
Марков А., Родионов И. Самолет удивительной судьбы. Моделист-Конструктор, (8–9), 1985.
Морозов М. Э. Торпедоносцы Великой Отечественной: Их звали «смертниками». Яуза – Эксмо, 2011.
  • Paul Neumann
  • https://twitter.com/APGorin/status/762737948148305921/photo/1, https://news.myseldon.com/ru/news/index/235516556, http://svetinjebraniceva.rs/index.php?option=com_content&view=article&id=6150:sovjetski-piloti-bombardovali-berlin&catid=46:2016-02-01-23-09-54&Itemid=71, https://polk.press/en/history-days/strana-uznala-imena-geroev-letchikov-bombivshih-berlin, https://russian7.ru/post/vtoroy-nalet-na-berlin-v-1941-godu-pochemu-o/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    16 июня 2021 04:12
    О неожиданности действий морских авиаторов говорит тот факт, что наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150-ти самолетов Великобритании прорваться к Берлину.Англичане ответили так: «Германское сообщение о бомбежке Берлина загадочно, так как в ночь с 7 на 8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий»[2].
    После первого налета на Берлин появился приказ Наркома обороны СССР (И.В. Сталина) от 8 августа 1941 г. № 0265: «В ночь с 7 на 8 августа группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города»
    Реакция германского командования на первую бомбардировку советской морской авиацией Берлина была следующая: «Дополнением к директиве ОКВ № 34 от 12 августа 1941 года, подписанной начальником штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии фельдмаршалом Кейтелем, штабу группы армий «Север» предписывалось: «Как только позволит обстановка, следует совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морского флота ликвидировать военно-морские базы противника на островах Даго и Эзель. При этом особенно важно уничтожить вражеские аэродромы, с которых осуществляются воздушные налеты на Берлин. Координация проведения подготовительных мероприятий поручается командованию сухопутных войск».Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. наиболее отличившиеся летчики: полковник Е.Н. Преображенский, капитаны В.А. Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман флагманского экипажа капитан П.И. украинцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие представители летно-технического состава 1-го минно-торпедного авиаполка были удостоены высоких государственных наград.
    1. +11
      16 июня 2021 04:14
      Помимо авиации КБФ столицу фашистской Германии бомбила 81-я авиационная дивизия дальнего действия (аддд)[7]. Она была сформирована в соответствии с приказом Наркома обороны СССР № 0052 от 15 июля 1941 г. (основание – решение Государственного Комитета Обороны СССР от 14 июля 1941 г.)Ее командиром стал один из первых Героев Советского Союза комбриг М.В. Водопьянов. Дивизия включала в свой состав: управление, 432-й и 433-й авиационные полки.
      В первой декаде августа 1941 г. командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего (СВГК) о полной готовности дивизии к боевой работе по Берлину. По личному указанию И.В. Сталина в ночь с 8 на 9 августа было подготовлено специальное распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО): «Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10.VIII или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кёнигсберг. И. Сталин 8.8.41»
      Результаты первого воздушного налета на Берлин дальнебомбардировочной авиацией были отражены в специальном приказе Наркома обороны СССР № 0071 от 17 августа 1941 г. «О результатах и недостатках в организации налета 81-й авиадивизии на район Берлина»[13]. В целом, воздушная бомбардировка военных объектов столицы нацистской Германии была признана успешной. За личное участие в налете Нарком обороны объявил благодарность комбригу М.В. Водопьянову, командирам воздушных кораблей: А.А. Курбану, М.М. Угрюмову, А.И. Панфилову, В.Д. Видному (Бидному), Б.А. Кубышко и всему личному составу экипажей.
      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1941 г. были награждены: орденом Красного Знамени – подполковник А.А. Курбан; майоры Г.М. Молчанов, М.М. Угрюмов; капитаны Э.К. Пусэп, А.Г. Степанов; старшие лейтенанты А.П. Бурилин, М.И. Антипов; лейтенанты В.М. Малинин, Б.А. Кубышко, А.И. Панфилов; А.Х. Ковалев; орденом Красной Звезды – капитаны Ж.С. Сагдиев, Г.Н. Федоровский; воентехник 1-го ранга А.Г. Гаинутдинов
      1. +10
        16 июня 2021 05:02
        Читал книгу Водопьянова, там он описывал налеты на Берлин.
        Однако невероятно опаснейшие полёты были с массой самых разных неприятностей и с невероятным напряжением всех сил лётчиков.
        1. +14
          16 июня 2021 05:24
          Это и командование понимало,кроме наград и званий приказом наркома от восьмого августа экипажи бомбардировщиков получили благодарности и по две тысячи рублей. Кроме того, было предписано, что подобную сумму будет получать каждый, кто бомбил Берлин.Немцам бомбардировками их столицы в самом начале войны ясно дали понять,что легкой прогулки по нашей земле у них не получится,
    2. +11
      16 июня 2021 06:02
      Седьмого несколько машин
      Бомбили с воздуха Берлин.

      Забрался Геббельс в свой подвал
      И по привычке написал:
      Машин английских сбито шесть.
      В Берлине раненые есть».

      — Как? — удивились англичане,
      Проснувшись в утреннем тумане:
      — Кажись, из наших ин один
      Не залетал вчера в Берлин.
      А если мы там не летали,
      То немцы сбили нас едва ли!

      И вдруг послышались слова:
      «Вниманье! Говорит Москва!
      Седьмого в ночь район Берлина
      Бомбил отряд наш боевой,
      И все советские машины
      Вернулись в целости домой».

      Услышав эту передачу,
      Был Геббельс очень озадачен,
      Его смутил вопрос один:
      «Откуда взял я шесть машин?
      Выходит, снова сел я в лужу —
      И, к сожалению, в свою же.
    3. +4
      16 июня 2021 07:01
      Первая бомбардировка Берлина советской авиацией была осуществлена ночью с 7 на 8 августа 1941 года.

  2. -15
    16 июня 2021 04:56
    У меня отношение к данной операции крайне не однозначное. Потеряли большое количество и людей, и техники, а урона не нанесли никакого. Остались без дальней авиации и без воздушной разведки. Я конечно не военспец, просто моё мнение.
    1. +15
      16 июня 2021 05:19
      Здесь не надо забывать психологический и военно-политический эффект.Советский союз нанес воздушные удары по Берлину в ответ на бомбардировки Москвы в ночь с 21 на 22 июля 1941 года.
      "Т-щу Водопьянову

      Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугсных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кенигсберг.

      И. Сталин
      8.8.41"
      1. +4
        16 июня 2021 06:16
        У меня отношение к данной операции крайне не однозначное. Потеряли большое количество и людей, и техники, а урона не нанесли никакого. Остались без дальней авиации и без воздушной разведки. Я конечно не военспец, просто моё мнение.

        Из 10 ушедших на Берлин машин вышли на цель и отбомбились только шесть. В Пушкин вернулось только две машины. После этого вылета Водопьянов был снят с должности командира дивизии, а на его место был назначен полковник Голованов А. Е. После снятия с должности комбриг М. В. Водопьянов из дивизии не ушёл, продолжив службу простым командиром экипажа ТБ-7 сначала в 432-м дальнем бомбардировочном авиационном полку, затем после его переименования — в 746-м авиационном полку дальнего действия
        1. 0
          16 июня 2021 08:59
          Цитата: Ричард
          Из 10 ушедших на Берлин машин вышли на цель и отбомбились только шесть. В Пушкин вернулось только две машины. После этого вылета Водопьянов был снят с должности командира дивизии

          Это Вы про провальную историю с ТБ-7 и Ер-2?
          1. +3
            16 июня 2021 09:34
            Да про второй налет в ночь с 10 на 11 августа
            1. +3
              16 июня 2021 09:39
              С Водопьяновым вообще тогда была какая то странная ситуация. В свое время ему присвоили звание комбрига, которое потом упразднили. Но Водопьянова так и не аттестовали, и получился он этаким «гусаром танковых войск».
              С одной стороны, Водопьянов был на тот момент рядовым летчиком. Но его статус, опыт, звание Героя Советского Союза, возраст, наконец, требовали соответствующей оценки. И Голованов подал документы на присвоение Михаилу Водопьянову звания «генерал-майор». Как писал позднее сам Голованов: «Это был первый полярный летчик, получивший высокое звание генерала за свои личные боевые заслуги».
            2. -4
              16 июня 2021 09:42
              Цитата: Ричард
              Да про второй налет в ночь с 10 на 11 августа

              трагическая история. Вынужденный героизм лётчиков как следствие спорадического кретинизма руководства.
    2. +4
      16 июня 2021 06:11
      Цитата: Вольный ветер
      отеряли большое количество и людей

      потеряно менее одного экипажа за вылет-не самый плохой результат.
      1. +2
        16 июня 2021 10:16
        Цитата: Ольгович
        потеряно менее одного экипажа за вылет-не самый плохой результат.

        Речь шла о ДБА - налёте ТБ-7 и Ер-2, в ходе которого наши ВВС умудрились собрать на свою голову все возможные технические и организационные проблемы. Отказы двигателей, обстрел своей ЗА, атаки своих истребителей и т.д.
        1. +2
          16 июня 2021 10:34
          Цитата: Alexey RA

          Речь шла о ДБА - налёте ТБ-7 и Ер-2, в ходе которого наши ВВС

          в статье: В
          о время осуществления налетов было потеряно 7 экипажей, В общей сложности между 8 августа и 5 сентября 1941 года балтийские летчики провели 10 бомбардировок Берлина
          1. -4
            16 июня 2021 11:10
            Цитата: Ольгович
            в статье: В
            о время осуществления налетов было потеряно 7 экипажей, В общей сложности между 8 августа и 5 сентября 1941 года балтийские летчики провели 10 бомбардировок Берлина

            Странная арифметика. Из второго "налёта" из 10-ти машин Водопьянова в Пушкино вернулся только один - л-т Пепегелов на ТБ-7. Ещё один ТБ-7 сел в Обухове и один в Торжке. То есть, 7 машин записаны в потери только за один рейд.
            1. 0
              17 июня 2021 08:22
              экипаж не есть самолет.
            2. +1
              20 июня 2021 13:34
              умеющие читать да прочтут, что речь идет о военно-морской авиации. армейской авиации ни статья, ни весь цикл не касаются.
  3. +7
    16 июня 2021 05:47
    Никола́й Васи́льевич Челноко́в (26 апреля (9 мая) 1906, Иркутск — 16 июля 1974, Москва) — лётчик, дважды Герой Советского Союза (14.06.1942 и 19.08.1944), генерал-майор авиации (1949).

    На фотографии в статье -
    капитан Николай Челноков (крайний слева)

    В петлицах две шпалы, звание майор.
    В Указе, на Звание Героя Советского Союза, Челноков Николай Васильевич капитан, в РККА с 1928 года, место службы: 57 авп 8 авиац. бр. ВВС ЧФ.

    В наградном на "Орден Ленина" - майор (Дата подвига: 09.09.1941-05.11.1941)


    Бюст на родине Героя в Иркутске.
    1. +1
      20 июня 2021 13:35
      в описываемое время челноков был капитаном. майором стал в ноябре 1941. фотография сделана в 1942. более ранней фотографии я не нашел. да и искал я групповые фотографии экипажей.
  4. +2
    16 июня 2021 06:52
    Первая бомбардировка Берлина советской авиацией была осуществлена ночью с 7 на 8 августа 1941 года. В операции было задействовано 15 самолетов ДБ-3Ф.

    Самолет ДБ-3Ф представлял собой глубокую модернизацию бомбардировщика ДБ-3 конструкции Сергея Ильюшина с новыми моторами и выпускался с весны 1940 года.
    С марта 1942 года самолет стал официально именоваться Ил-4.
    Это был цельнометаллический двухмоторный моноплан с практическим потолком 9700 метров и дальностью полета 3300 километров при бомбовой нагрузке в одну тонну. Экипаж из четырех человек располагал для обороны тремя пулеметами. ДБ-3Ф не имел автопилота, радиовысотомера, гироскопических приборов и противообледенителей

    Тактико-технические характеристики Ил-4
    - Главный конструктор: С. В. Ильюшин
    - Первый полёт: 21 мая 1939 года (ДБ-3Ф)
    - Конец эксплуатации: 1952 год
    - Единиц произведено: 1 528 (ДБ-3), 5 256 (Ил-4)
    Экипаж Ил-4
    - 4 человека (лётчик-командир экипажа, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки)
    Размеры Ил-4
    - Длина: 14,8 м
    - Размах крыла: 21,44 м
    - Высота: 4,10 м
    - Площадь крыла: 66,7 м²
    Вес Ил-4
    - Масса пустого: 5800 кг
    - Масса снаряженного: 10 055 кг
    - Масса максимальная взлётная: 12 120 кг
    Двигатель Ил-4
    - 2× воздушного охлаждения М-88Б
    - Тяга: 2× 1100 л. с. (820 кВт)
    Скорость Ил-4
    - Максимальная скорость на высоте: 430 км/ч
    - Максимальная скорость у земли: 332 км/ч
    - Скороподъёмность: 4,4 м/с (264 м/мин)
    Дальность полёта Ил-4
    - 3800 км (с 1000 кг бомб)
    Практический потолок Ил-4
    - 8900 м
    Вооружение Ил-4
    Оборонительное
    - 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС
    - 1× 12,7 мм пулемёт УБТ
    Боевая нагрузка
    - нормальная: 1000 кг бомб
    - максимальная: 2500 кг
    - 1× 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АВ
  5. +1
    16 июня 2021 06:55
    Две торпеды на Ил-4? Ню-ню...
  6. +6
    16 июня 2021 06:56
    Первоначально геббельсовская пропаганда пыталась приписать бомбежку Берлина ночью с 7 на 8 августа британской авиации и даже отчиталась о 6 сбитых английских самолетах. Лишь когда британское командование в особом сообщении выразило недоумение от немецкого донесения, так как из-за нелетной погоды никакие британские самолеты не бомбили в ту ночь Берлин, гитлеровскому руководству пришлось проглотить горькую пилюлю и признать факт налета советской авиации на Берлин в ночь с 7 на 8 августа
    фото.Карикатура в лондонских газетах о сообщении Гебельса об английском налете на Берлин
  7. +10
    16 июня 2021 07:19
    Таким образом, советские бомбардировщики, не встречая сопротивления, вышли к центру Берлина и там сбросили свой смертоносный груз

    В первом налете на на Берлин удалось выйти только пяти экипажам из пятнадцати. Остальные отбомбились по Штеттину в 150 км от Берлина.

    В таких измененных, чрезвычайно сложных условиях, морская авиация Балтфлота провела еще девять налетов на столицу Германии.

    Всего на Берлин было проведено десять налетов.
    5 из них были совершены исключительно морскими летчиками, 4 - совместными силами флотской и армейской авиации, 1 налет был осуществлен только силами армейской авиации с аэродрома г. Пушкина под Ленинградом.
    1. 0
      16 июня 2021 08:58
      За что вам минусы???
      1. -4
        16 июня 2021 09:10
        Минусы???
        "Дабы не вводили в смущение, развёрнутыми и наполненными конкретной информацией, комментариями". lol
        И неудобными вопросами...
      2. +4
        16 июня 2021 09:14
        Это местная турбопатриотическая клака старается. Ну и персональные хейтеры.
      3. -4
        16 июня 2021 09:43
        Цитата: Околоточный
        За что вам минусы???

        Враги коммунистов трусливо ожидают плюсы? negative
        1. +7
          16 июня 2021 09:54
          Враги коммунистов

          Не надо ставить клише))
          Я против воинствующих догматиков. И целиком поддерживаю американца, впервые сказавшего: "Права она или нет, но это моя страна". И также Высоцкого: "У меня есть вопросы к своему Правительству, но обсуждать их я с вами не буду".
          1. -2
            16 июня 2021 10:13
            Эт местный фольклор
            «Враги коммунистов, их мысли нечисты
            Но все же они таки да коммунисты» (с) fellow
            А насчёт ВОВ - не дай Б-г кому либо оказаться в 1941-м на любой связанной с ведением боевых действий должности. hi
          2. +6
            16 июня 2021 10:57
            целиком поддерживаю американца, впервые сказавшего:
            Our Country! In her intercourse with foreign nations may she always be in the right; but right or wrong, our country!Моя страна! Возможно, она не всегда права в её отношениях с другими странами, но права она или нет — это моя страна! Коммодор Стивен Декейтер.1779-1820.Икона военных моряков США - невероятной отваги и храбрости морской офицер,столько войн и сражений прошел,а погиб на дуэли вдали от так обожаемого им моря и кораблей.Более десяти тысяч человек приняли участие в похоронах Декейтера, включая президента и большинство членов Конгресса.В честь Стивена Декейтера названы 5 кораблей ВМС США среди которых были USS Decatur (DDG-73), USS Decatur (DD-936), USS Decatur (DD-341).
            По настоянию Франклина Рузвельта Почтовый департамент США выпустил ряд марок, посвящённых военно-морским силам, на одной из которых изображён С. Декейтер, Дом-музей Декейтера в Вашингтоне курирует Национальный фонд охраны памятников истории.
            Его именем назван ряд округов и населённых пунктов США.
            1. +4
              16 июня 2021 11:12
              Спасибо за дополнение. А мне еще интересна личность контр-адмирала Стокдейла.
              Но наши герои конечно впереди все! Мой дед особенно!
              1. -4
                16 июня 2021 12:47
                Цитата: Околоточный
                А мне еще интересна личность контр-адмирала Стокдейла.

                потерпите, сейчас он очередную пространную цитату выложит laughing
                Интересно, он-то сам свои скопированные простыни читает?
        2. 0
          16 июня 2021 10:01
          Враги???
          Может быть люди уставшие от бравурных речей и статей.
          От здравой критики ещё ни один коммунист не умер.
          1. -2
            16 июня 2021 10:17
            Расскажите это обличителям врагов коммунистов, указывающих на трусливую демагогию перекладывания вины на коммунистов врагами коммунистов из ненастоящих коммунистов. negative
            1. -1
              16 июня 2021 10:23
              wassat wassat wassat
              Да уж . Без Васи Рогова в образе камиссара Коломбо не обойтись...
        3. 0
          16 июня 2021 10:14
          Цитата: Krasnodar
          Враги коммунистов трусливо ожидают плюсы?

          laughing
          1. -3
            16 июня 2021 10:26
            Не поминайте всуе stop ))
            1. -2
              16 июня 2021 10:30
              Цитата: Krasnodar
              Не поминайте всуе stop ))

              1. 0
                16 июня 2021 11:14
                Я извиняюсь, а без евреев НИКАК?)) Хороший был артист А.Равикович!
                1. -5
                  16 июня 2021 11:17
                  Цитата: Околоточный
                  Я извиняюсь, а без евреев НИКАК?))

                  Я извиняюсь, а при чём тут национальность Равиковича?
                  У его героя вполне титульная фамилия "Хоботов".
                  К слонам у Вас тоже претензии?
                  1. -2
                    16 июня 2021 11:19
                    К слонам у Вас тоже претензии?

                    Двойные скобки, сарказм, без всякого национального подтекста. А то Михан сейчас подтянется.
            2. -1
              16 июня 2021 10:32
              Коломбо или Рогова?
              1. -7
                16 июня 2021 10:42
                Цитата: Околоточный
                Коломбо или Рогова?

                её:
                1. +2
                  16 июня 2021 11:12
                  На фото вроде 51-ый))
                  1. -1
                    16 июня 2021 11:13
                    Цитата: Околоточный
                    На фото вроде 51-ый))

                    ну да. А с полоборота заводится Татра.
                    1. 0
                      16 июня 2021 23:26
                      Поразительно! А кто тетку научил Большой
                      палец ПРАВИЛЬНО на рукоять класть?!
                      1. 0
                        17 июня 2021 06:27
                        Цитата: Кушка
                        Поразительно! А кто тетку научил Большой
                        палец ПРАВИЛЬНО на рукоять класть?!

                        Родная коммунистическая партия.
                      2. +2
                        17 июня 2021 11:00
                        Вполне возможно, только делала это на уровне местного райкома. А вот ЦК обязательно научил был еще открыть капот и отверткой перемкнуть контакты вариатора бобины (вариатор - такая коробочка с тремя болтиками, в ней нихромовая спиралька. Бобина получает 12 вольт только при срабатывании стартера - он автоматом перемыкает вариатор на время пуска. А так она получает всего 7-9 вольт через спираль. В результате имеем слабую искру.
                        При запуске "кривым" стартером нужно также перемкнуть вариатор, но "вручную". В итоге классическая картина запуска 51-го "кривым стартером" выглядит так- капот открыт, на крыле сидит пацаненок и держит отвертку на контактах вариатора. Тетка стоит у бампера и крутит ручку (большой палец ОБЯЗАТЕЛЬНО сверху, иначе может быть бо-бо). В кабине сидит ГЛАВНЫЙ - водитель -включает зажигание (рука на подсосе, нога на газе) и при первых же вспышках он резко сбрасывает подсос и дает газу.
                        "Ура! Заработало!" (С)
    2. 0
      20 июня 2021 13:37
      умеющие читать да прочтут, что речь идет лишь об операциях военно-морской авиации.
      1. Комментарий был удален.
  8. -1
    16 июня 2021 08:25
    Уважаемый автор!
    В первых вылетах были использованы ДБ-3Ф или же ДБ-3 ранних моделе?
    И у вас не указана причина попытки взлёта с бомбами ФАБ-500 и ФАБ-1000 ?
    И роль в этом эксперименте В. К. Коккинаки.
    1. 0
      16 июня 2021 09:30
      Цитата: hohol95
      И у вас не указана причина попытки взлёта с бомбами ФАБ-500 и ФАБ-1000 ?
      И роль в этом эксперименте В. К. Коккинаки.

      Точно так, камерад.
      А эпизод-то с товарищем Коккинаки знаковый. Просто, полагаю, он плохо укладывается в бравурный тон статьи. Как и случаи "дружественного огня". Атлас силуэтов самолётов для ПВО, в который были уже включены ТБ-7 и ДБ-240, был подписан в печать за день до начала войны, ПВОшникам элементарно не были знакомы новые машины. Поэтому водопьяновское крыло и энергично обстреливали что с земли, что в воздухе. Один ТБ-7 приземлили наши зенитчики, один ДБ-240 - лётчики ПВО. Впрочем, затея с проблемными "гигантами" изначально была так себе, поэтому её провал, в принципе, закономерен.
      1. +4
        16 июня 2021 09:59
        Водопьянову повезло, что в его экипаже был Пусэп!!!
        И тот помнил эстонский. А то бы плен был неминуем. Они сели на занятой германцем территории Эстонской ССР.
      2. +2
        16 июня 2021 10:21
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        Один ТБ-7 приземлили наши зенитчики, один ДБ-240 - лётчики ПВО.

        Наши истребители чуть не записали на свой счёт ещё и ТБ-7, но Водопьянову удалось уйти.
      3. +2
        16 июня 2021 11:53

        Уважаемый автор, а где вы нашли , использованную Вами при написании данной статьи книгу - Кузнецов Н. Г. «Торпедоносцы Великой Отечественной: Их звали смертниками». Яуза – Эксмо, 2011г.?
        Николай Герасимович данный труд ни когда не издавал,да и "Яуза – Эксмо" про нее ничего не знает. request
        1. +1
          16 июня 2021 12:00
          Цитата: Ричард
          Николай Герасимович данный труд ни когда не издавал,да и "Яуза – Эксмо" про нее ничего не знает.

          ))
          Эпик фейл. Молодец автор.
          А Вы очень внимательны.
        2. 0
          20 июня 2021 13:40
          а это уже косяк "военного обозрения". в оригинале значится воениздат 1976 г. просто потому что у меня имеется именно это издание.
    2. 0
      20 июня 2021 13:38
      эксперименты коккинаки относятся к армейской авиации. в статье, как и во всем цикле, речь идет только о военно-морских операциях.
  9. -3
    16 июня 2021 08:29
    У вас указано, что в налёт ушло 15 ДБ-3Ф, а интернет вещует, что 15 этих машин пришли в виде пополнения 16 августа 1941 года!!!
    Выходит в первом налёте использовались машины предыдущих версий.
    1. +2
      16 июня 2021 09:17
      Цитата: hohol95
      Выходит в первом налёте использовались машины предыдущих версий.

      Ничего не надо выдумывать/придумывать, достаточно ПОСМОТРЕТЬ документы.
      Сведения о боевом составе ВВС КБФ
      Описывает период с 12.07.1941 по 12.07.1941 г.
      Сведения. Дата создания документа: 12.07.1941 г.
      Архив: ЦАМО, Фонд: 249, Опись: 1544, Дело: 13, Лист начала документа в деле: 13
      Авторы документа: КБФ, генерал-майор авиации Самохин


    2. +1
      20 июня 2021 13:41
      в интернете неправду не напишут, не так ли?
      1. +2
        20 июня 2021 16:00
        Напишут. Ещё и "глазурью" покроют!
  10. 0
    16 июня 2021 12:39
    Первая бомбардировка Берлина советской авиацией была осуществлена ночью с 7 на 8 августа 1941 года. В операции было задействовано 15 самолетов ДБ-3Ф. Командовал операцией командир 1-го МТАП полковник Евгений Преображенский.
    Очень плохо когда исторические моменты пытаются освещать люди которые очень плохо разбираются в освещаемой в том о чём они пишут.
    В 21:00 7 августа с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н.,
    ДБ-3 и ДБ-3ф это совершенно разные машины, и не только по внешнему виду,

    Вот это ДБ-3,самолётами этого типа был вооружён 1МТАП Балтийского Флота. И которые совершали первый налёт на Берлин. А вот это ДБ-3Ф, в постановлении ГКО No.1498 от 26 марта 1942 г. была такая строчка: “Самолеты ДБ-3Ф впредь именовать Ил-4”.

    1. +2
      16 июня 2021 14:31
      Цитата: Fitter65
      Вот это ДБ-3,самолётами этого типа был вооружён 1МТАП Балтийского Флота..

      СМОТРИТЕ выше - на 12.07.1941 года 1 МТАП : ДБ-3 20 самолётов исправно, 5 неисправно; бомбардировщиков ДБ-3Ф на аэродроме Клопицы - 14 исправно, 4 неисправно
      НЕ ВЫДУМЫВАЙТЕ иной боевой состав 1 АП!!!
      По состоянию на октябрь 1940 г., в боевом составе полка числилось 34/31 ДБ-3б, 27/22 ДБ-3ф и 66 экипажей, из которых 14 летали ночью.
      По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе 1 -го МТАП числилось пять эскадрилий, вооружённых 34 ДБ-3б и 26 ДБ-3ф . Кроме них в полку имелось ещё 5 учебных и связных самолётов. Эскадрильи базировались на аэр. Беззаботное, Клопицы, Копорье под Ленинградом. В полку имелось 68 экипажей. 1 -я и 5-я АЭ были подготовлены к высотному торпедометанию, 3-я и 4-я АЭ — к низкому торпедометанию, а 2-я АЭ переучивалась на самолёт ДБ-3ф как высотная эскадрилья.
      1. +4
        16 июня 2021 16:03
        Цитата: Serg Koma
        СМОТРИТЕ выше - на 12.07.1941 года 1 МТАП : ДБ-3 20 самолётов исправно, 5 неисправно; бомбардировщиков ДБ-3Ф на аэродроме Клопицы - 14 исправно, 4 неисправно
        НЕ ВЫДУМЫВАЙТЕ иной боевой состав 1 АП!!!

        Я ни чего не выдумываю, внимательно читайте, не нравится фраза "был вооружён"? Хорошо стояли на вооружении полка, где я приводил качественный и количественный состав полка? В первый вылет на Берлин ушли самолёты ДБ-3.
        В ночь с 7 на 8 августа 1941 года специальная авиационная группа из 15-ти бомбардировщиков «ДБ-3» участвовала в нанесении первых бомбовых ударов по военно-промышленным объектам столицы нацистской Германии — Берлина. Флагманский самолёт Е.Н. Преображенского бомбил Штеттинский вокзал, где были сосредоточены военные поезда, отправляемые на Восточный фронт.
        Подготовка бомбардировщика ДБ-3Б из состава 1-го минно-торпедного авиаполка Краснознамённого Балтийского флота к вылету. На крыле у кабины самолёта – командир полка полковник Евгений Преображенский. Остров Сааремаа (Эстонская ССР), август 1941 г.
    2. +2
      20 июня 2021 13:45
      речь идет о бомбардировэиках ил-4, в девичестве дб-3ф. оченц плохо, когда исторические обзоры путаются комментировать люди очень плохо воспринимающие прочитанный тект.
      1. -2
        21 июня 2021 00:11
        .
        Цитата: Paul Neumann
        речь идет о бомбардировэиках ил-4, в девичестве дб-3ф. оченц плохо, когда исторические обзоры путаются комментировать люди очень плохо воспринимающие прочитанный тект.
        ДБ-3Ф, в постановлении ГКО No.1498 от 26 марта 1942 г. была такая строчка: “Самолеты ДБ-3Ф впредь именовать Ил-4” . Цитата из вашей статьи
        В операции было задействовано 15 самолетов ДБ-3Ф. Командовал операцией командир 1-го МТАП полковник Евгений Преображенский.

        Цитата: Fitter65
        В ночь с 7 на 8 августа 1941 года специальная авиационная группа из 15-ти бомбардировщиков «ДБ-3» участвовала в нанесении первых бомбовых ударов по военно-промышленным объектам столицы нацистской Германии — Берлина. Флагманский самолёт Е.Н. Преображенского бомбил Штеттинский вокзал, где были сосредоточены военные поезда, отправляемые на Восточный фронт.

        Так вот, очень плохо когда исторические обзоры пишут люди, которые очень плохо воспринимают основные отличия бомбардирвщика ДБ-3 от ДБ-3Ф ( который станет потом Ил-4). Мало того что ДБ-3 отличался внешне от ДБ-3Ф, см выше, так и внутренне, ...
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
  11. +1
    17 июня 2021 06:12
    Морскую авиацию с отличными пилотами угробили вылетами на бомбёжку танковых колон вермахта. При том без прикрытия и на новой матчасти.
    Поэтому то что летало на берлин. Было собрано с бору по сосенке!
    Всё могло быть иначе!
    1. +2
      17 июня 2021 14:12
      Цитата: dgonni
      Морскую авиацию с отличными пилотами угробили вылетами на бомбёжку танковых колон вермахта. При том без прикрытия и на новой матчасти.
      Поэтому то что летало на берлин. Было собрано с бору по сосенке!

      Дык... а что поделать, если сначала ВВС щедро раздали "мелкой россыпью" авиадивизии по армиям и фронтам, а затем внезапно оказалось, что в такой структуре массировать ВВС крайне сложно - ибо всё розданное уже выполняет свои частные задачи. И единственные более-менее крупные соединения, оставшиеся для централизованного применения, оказались у ДБА и ВВС ВМФ.
      ДБА вообще начали использовать вместо ФБА с первого дня войны - 3-й ДБАК уже 22.06.41 получил задачу:
      ...всеми силами корпуса уничтожать скопление войск противника в сувалковском выступе, в районах Сувалки, Прасныш. Вылетать по готовности. Действовать мелкими группами.

      Истребительное прикрытие выделено не было.
      Из 70 Ил-4, совершавших первый боевой вылет, к концу дня на свой аэродром не вернулись 22 машины
      © Скрипко
      Дальше ДБА начала работать вообще по своему тылу - по колоннам прорвавшихся мотомехачстей противника. И опять наших истребителей не было, зато противник смог прикрыть свои наземные части.
      Результат: задание выполнено, но ценой больших потерь. Вот, например, 212 дбап:
      1. 212 ДБАП в период 3.00—20.00 24.6.41 совершил 50 самолето-вылетов. Наносил удары с воздуха по мотомехвойскам противника в районах: Гродно, Н. Двур, Картуз-Береза, шоссе Кобрин-Брест, Маловеры… Бомбардировка целей производилась с высот 1200—7000 метров. Задание выполнено.
      (...)
      7. Потери: в течение дня 24.6 не вернулись на свой аэродром 14 самолетов. 1-й АЭ сбиты: экипажи — Бородина, Кондратьева; 2-й АЭ экипажи – Сумцова, Долголенко, Бондаренко; 4-й АЭ — экипажи Чуевского; 5-й АЭ — экипажи Лизунова, Лисичкина, Борисенко, Шульгина, Дубровина, Купало, Врублевского, Комочкова.
      © Оперативная сводка № 01 штаба 212 ДБАП. Смоленск, 24.06.41.
      1. 0
        17 июня 2021 14:47
        Ну и я об том же!
        Только это как забивать микроскопом гвозди.
    2. 0
      20 июня 2021 13:46
      вы что-то недоговариваете. просветите нас, дрюмучих замкадышей, как всё могло быть имаче, если бы сталин вас послушал?
      1. -1
        20 июня 2021 16:32
        А при чём здесь Сталин то?
        Это уровень командования армиями и фронтами!
        Павлова расстреляли не за то что откатился. А за потерю управления войсками!
        К Кирпоносу вопросов как бы не возникало хотя там также имелось овер проблем!
        1. +1
          20 июня 2021 18:45
          вот и я о том же - расскажите как бы вы в 41-м задали немцам перцу, если бы вам дали командование. раскройте свои стратегические планы - они наверняка достойны увековечения.
          1. -3
            20 июня 2021 20:14
            Ну дык люди переварили первичный этап и начали воевать по реалиях.
            Павлов тупо упёрся в пакеты. Поэтому и поимел вышку.!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»