Х-самолёты США

5
Х-самолёты США

Bell X-1

Неофициально принято считать, что эпоха X- самолетов началась с Bell X-1 (верная маркировка XS-1)- необычного оранжевого самолета, который был сконструирован для преодоления звукового барьера.
Подвешиваемый под брюхо гигантского бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress, самолет отпускался в свободный полет, как только достигалась требуемая высота. Менее чем через два года после своего первого полета, 14 октября 1947 года в ходе 50-го полёта (пилот -капитан ВВС Чак Йегер) впервые была преодолена скорость звука. Любопытно, что на борту машины было установлено 50-мм орудие. В ходе работы над XS-1 было выяснено, что для сверхзвуковой скорости необходим особый хвостовой стабилизатор. В ранних испытаниях самолёт иногда не отвечал на управление, поскольку вокруг рулей высоты могла образовываться аэродинамическая "тень".




Bell X-5

Bell X-5 являлся продолжением предыдущего проекта и впервые имел изменяемую стреловидность крыльев.
По непроверенным данным, принцип был "позаимствован" американцами у немецкого P.1101 разработанного Messerschmitt AG в июле 1944. Размах крыльев у Р.1101 менялся на земле перед полетом, в соответствии с предполагаемой боевой задачей.
Уменьшенная их площадь позволяла снизить сопротивление при переходе на сверхзвуковую скорость, однако также означала меньшую подъёмную силу, что приводило к проблемам с манёвренностью и посадкой. Выходом и стал динамически изменяемый во время полёта размах крыльев. В 1951 году Bell X-5 стал первым самолётом с подобной конструкцией. Стреловидность крыла изменялась от 20° до 60°.


Convair XF-92

XF-92 был одним из первых самолетов США с дельта-видным крылом.
Изначально он задумывался как перехватчик, однако позднее проект был использован только для экспериментальных целей.


Тем не менее работы над Convair позволили использовать дельта-крыло на ряде проектов: F-102 Delta Dagger , F-106 Delta Dart , B-58 Hustler , ВМС США "с F2Y Си Дарт, а также на самолете вертикального взлета и посадки Convair XFY Pogo.

Famous X-15

Одним из самых легендарных X- самолетов считается X-15, который совершил 199 рейсов в период с июня 1959 года и по октябрь 1968 года. Это был совместный проект с участием ВВС США, ВМС, NACA,NASA и North American Aviation.Самолет был предназначен для высоких скоростей и исследований на больших высотах. На самом деле X-15 был самым быстрыми и летающий выше всех пилотируемым крылатым аппаратом до первого полета космического челнока. Он был способен летать на высотах более 100 км (62,5 миль). Среди его пилотов был и Нил Армстронг.
Наибольшая высота, достигнутая на X- 15 составила 67 миль, а установленный рекорд скорости равен Mach 6.7 (приблизительно 7300 км/ч) - под пилотированием Pete Knight в 1967 году .


Запуск аппарата производился в воздухе с самолета B-52 на высоте 13,7 км на скорости 800 км/ч.


В конструкции Х-15 применены титан и, а для управления самолётом на космической высоте использовались двигатели малой тяги, поскольку аэродинамика из-за разреженной атмосферы действовала не лучшим образом.Такие двигатели применяются сегодня в космических кораблях.Самолет был задействован для выполнения многих экспериментов, и внес свой вклад в разработку Mercury, Gemini, Apollo и программы Space Shuttle.

Hiller X-18



X-18, а затем и X-19 и X-22 разрабатывали специально для испытания возможности вертикального взлёта и приземления. Первый полёт совершён в 1959 году. Х-18 совершил лишь 20 полетов,после чего произошел инцидент со входом в перевернутый штопор. Аппарат был потерян.

X-20 Dyna Soar (Boeing)

По иронии судьбы NASA не был вовлечен в этот амбициозный проект, призванный опередить русских в первом космическом полете.
Так же считается ,что американцы воспользовались идеями и инженерными расчетами Eugen Sänger и Irene Bredt по проекту Silbervogel,так как к ним попал отчет Зангера, поданный в Министерство авиации (нацистская Германия) в 1944.


X-20 постигла судьба аппарата никогда не покинувшего ангара.Программа ВВС по X-20 Dyna-Soar, построенного Boeing была отменена еще в стадии строительства. Dyna-Soar должен был быть пилотируемым многоразовым орбитальным космическим самолетом. Вывод на на орбиту осуществлялся бы с помощью ракеты-носителя. Но помешал Юрий Гагарин, сделавший первый пилотируемый космический полет в 1961 году. Финансирование начала забирать космическая программа Geminiи проект был отменена в 1963 году.
Однако наработки в области теплозащиты используются и по сей день.

Martin-Marietta X-24


На самолетах Х-24А,Х-24В была проверена и отработана концепция самолета-крыла,в которой для создания подъемной силы используется форма фюзеляжа.Благодаря этим самолётам идея "бескрылого" летательного аппарата была признана жизнеспособной и перспективной для космических беспилотных миссий.


Большинство результатов проекта так или иначе применены при создании космических шаттлов.

Grumman X-29


X-29 – являлся своеобразным полигоном для проверки разнообразных идей. Первый полёт состоялся в 1984 году. В глаза сразу бросается обратная стреловидность крыльев. Но на X-29 также проверялись использование композитных материалов, переднего горизонтального оперения и системы электрического компьютеризированного управления вместо гидравлики, придававшая самолёту большие надёжность и манёвренность.
Проект позволил лучше понять аэродинамику и убедиться в преимуществах электроники для боевых машин.

Rockwell-MBB X-31


Совместный американо-германский проект фирм Rockwell и Messerschmitt-Boelkow-Blohm X-31 явился попыткой создания сверх маневренного самолета используя не только аэродинамические поверхности, но и управляемый вектор тяги.

Программа создания высоко маневренного истребителя EFM (Enhanced Fighter Manwuverability) основывается на конфигурации перспективного высоко маневренного боевого самолета ТКF, предложенной концерном МВВ в 1987г для перспективного западноевропейского истребителя EFA.
Повышение маневренности истребителей, реализуемое в программе EFM, предусматривает шесть особенностей:
1)сверхманевренность;
2)способность снижаться по крутой траектории (с учетом возможного использования при заходе на посадку на палубу авианосца);
3)улучшенная маневренность на обычных режимах полета;
4)улучшенные характеристики прицеливания поворотом всего корпуса вне связи с другими видами движения самолета;
5)более эффективное торможение в полете;
6)способность создавать повышенные отрицательные перегрузки.


Применив три больших похожих на плавники устройства на конце сопла, разработчики добились возможности управлять вектором тяги, и самолёт смог маневрировать на больших углах атаки.

Boeing X-32


В 1993 году Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) начала общий проект Доступный Легкий Истребитель (CALF).
Цель: заменить все F-16 Fighting Falcon, McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и AV-8B Harrier II(V/STOL) на единый самолет со стелс технологией.




Boeing участвовал в этом конкурсе, но проиграл Lockheed Martin X-35.

Конечно, в этом кратком обзоре описаны не все Х-самолеты США, а лишь некоторые, наиболее интересные и пилотируемые.
Взятые в отдельности X- самолеты имеют очень мало общего друг с другом. Рассмотренные как группа, однако, они имеют некоторые общие черты. При их разработке и строительстве были использованы все высокие технологии, и пытались сделать то, что никто не делал раньше. Все они, даже явные неудачники, продвинули аэрокосмические технологии дальше и приблизили будущее.


Источники информации:
NASAexplores;
http://www.airforce-technology.com;
http://www.boeing.com/


Использованы фотографии:
http://www.airforce-technology.com;
http://www.boeing.com;
http://www.aircraftinformation.info;
http://en.wikipedia.org;
http://paralay.com




Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ластик
    +5
    4 сентября 2012 10:36
    Ох и уродец был бы вместо f-35 laughing
    1. +6
      4 сентября 2012 14:43
      Зато какая улыбка laughing
    2. Yan005
      +3
      4 сентября 2012 20:05
      Цитата: Ластик
      Ох и уродец был бы

      "с лица то воду не пить". нам то, что пусть бы был бы...
    3. +3
      4 сентября 2012 21:32
      Цитата: Ластик
      Ох и уродец был бы вместо f-35

      Но f-35 тоже своеобразный в некоторых ракурсах.
    4. +2
      5 сентября 2012 10:07
      Вполне приличный звереныш (Х-32)... Дизайн правда, отдает 1950-60 гг., но в остальном достаточно приемлемый агрегатец. По крайней мере, его заявленные характеристики точно...
  2. Yan005
    +4
    4 сентября 2012 19:13
    Х-29,красив конечно. тем паче для 1984г....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»