Теория, практика и перспективы. Американские проекты погружающихся самолетов

22

Один из вариантов самолета-подлодки от NSWC Carderock

На протяжении многих десятилетий регулярно появляются различные проекты и концепты погружающихся самолетов – аппаратов, способных попеременно совершать аэродинамический полет и подводное плавание. Ввиду объективных ограничений и трудностей ни один проект такого рода не дошел до практического применения. Однако исследования в этой области продолжаются, и ведущая роль в них остается за США. Их военно-морские силы проявляют большой интерес к технике необычного класса.

Объективные трудности


Любой проект погружающегося самолета сталкивается с рядом объективных трудностей. Объединение двух принципиально разных функций всегда усложняет конструкцию, вплоть до потери способностей к одной из них. Подобные сложности наблюдаются в контексте планера, силовой установки, грузового отсека и т.д.



В конце двухтысячных годов организация Naval Surface Warfare Center Carderock Division из состава ВМС США провела очередную научно-исследовательскую работу на тему самолетов-подлодок. В ней был сформирован точный круг задач и проблем, характерных для подобных проектов, а также предложены варианты их решения на основе актуальных технологий. Важно, что на финальной стадии этой НИР такие предложения были подтверждены испытаниями масштабных моделей.


Компоновка аппарата от NSWC Carderock

Погружающийся самолет нуждается в легком и прочном планере, способном обеспечить полет в воздухе и выдержать давление воды на рабочих глубинах. Кроме того, в нем необходимо предусмотреть все необходимые устройства и отсеки. Так, самолет нуждается в объемных топливных баках, а подлодке необходимы балластные цистерны.

Серьезной проблемой является разработка силовой установки. Скрытное подводное плавание и полет в воздухе являются принципиально разными процессами для разных двигательных установок. Вследствие этого аппарат должен иметь два отдельных двигателя или некую комбинированную систему.

Известные трудности следует ждать при формировании комплекса бортового оборудования. Самолету-подлодке нужны особые средства навигации и связи, способные попеременно работать в разных условиях. Этот фактор также нужно учитывать при формировании комплекса вооружений, грузовых отсеков и т.д.

Подводное крыло


Наиболее интересным и проработанным среди современных проектов является концепт, сформированный в 2010 г. американским центром NSWC в рамках упомянутой НИР. Целью этой работы было определение возможности создания погружающегося самолета, способного взлететь с морской платформы, преодолеть 400 миль по воздуху и пройти 12 морских миль под водой, после чего высадить боевых пловцов. Затем требовалось совершить обратный путь на платформу. Продолжительность пребывания под водой задавалась на уровне 3 сут.


Масштабная модель осуществляет взлет с воды. Фото из доклада NSWC Carderock

Оптимальной сочли компоновку «летающее крыло» с выступающим фюзеляжем большого объема, стреловидной передней кромкой и двигателями на верхней и нижней поверхностях. Крыло отдали под баки и цистерны разного назначения. Силовая установка включала пару турбовентиляторных двигателей для полета и винторулевую колонку с электромотором для плавания. Внутри фюзеляжа и крыла удалось разместить кабину для двух членов экипажа и отдельный отсек для шести десантников. Для взлета и посадки предложили особое лыжное шасси.

В NSWC Carderock проработали два варианта самолета-подлодки. Более крупный имел размах крыла ок. 33 м при длине ок. 10 м. Его расчетная масса достигла 17,7 т. Крейсерская скорость определялась в 200 миль в час в воздухе и 6 узлов под водой; другие параметры должны были соответствовать исходному заданию.

В соответствии с этими идеями было построено несколько макетных образцов. С их помощью отработали полет в воздухе и взлетно-посадочные режимы. Также исследовалась специфика погружения и работы на небольших глубинах. Наибольшие сложности, по очевидным причинам, вызвали вопросы перехода из одной среды в другую. Тем не менее, удалось найти оптимальные варианты узлов и агрегатов, а также сформировать наиболее удобные методики выполнения различных процессов.


Изделие Flimmer в полете. Фото NRL

По результатам этой НИР NSWC Carderock констатировал принципиальную возможность создания грузопассажирского погружающегося самолета на основе доступных технологий. Однако, насколько известно, эта НИР не получила развития, и предложенный облик не использовался в реальных проектах. Впрочем, за рубежом циркулируют слухи о возможном запуске опытно-конструкторской работы, которая пока остается секретной.

Морской планер


В середине десятых годов Управление военно-морских исследований (Office of Naval Research, ONR) и Военно-морская лаборатория (Naval Research Laboratory, NRL) демонстрировали новые варианты самолетов-подлодок, адаптированных для решения конкретных задач. Подобные изделия предлагалось использовать для усиления противолодочной обороны.

Первым появился Flimmer (образовано от Flyer и Swimmer – «летун» и «пловец») от NLR. Это был аппарат схемы «бесхвостка» с развитым веретенообразным фюзеляжем и прочным стреловидным крылом с килями на законцовках. В хвосте находился толкающий винт. Позже появилось изделие Flying Sea Glider нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом и полноценным хвостовым оперением. Этот аппарат предназначался для планирующего полета и не имел двигателя.

Концепция Flimmer / Flying Sea Glider предусматривала использование беспилотника-подлодки в качестве противолодочного средства. Такое изделие должно сбрасываться носителем и совершать полет над морем, выполняя поиск подводной цели. Обнаружив ее, БПЛА должен приводниться и уйти под воду. Затем он наводится на подлодку противника и поражает ее своей боевой частью. Flimmer первой версии был способен к самостоятельному полету и плаванию. Flying Sea Glider должен был работать по принципу подводного планера и двигаться под водой только за счет набранной энергии.


Ранний вариант изделия Flying Sea Glider. Фото US Government Executive

В 2015-18 гг. два варианта беспилотников-подлодок прошли испытания и подтвердили свою способность решать поставленные задачи. При этом необходимо отметить, что предложенная концепция противолодочного БПЛА в значительной мере упростила разработку проекта. Два изделия от ONR и NRL должны совершать полет «в один конец». Выход из воды и взлет не предусматриваются.

Курс на упрощение


В 2018 г. специалисты Университета Северной Каролины опубликовали информацию по своей НИР на тему беспилотника-подлодки, проведенной по заказу DARPA. Аппарат самолетной схемы, «вдохновленный морскими птицами», прошел необходимые испытания и успешно продемонстрировал возможность работы в двух средах и перехода между ними.

Этот аппарат построили по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом размахом 1,42 м. Длина изделия – 1,32 м. В носовой части веретенообразного фюзеляжа разместили электродвигатель с воздушным винтом для полета. Центральный объем отдали под аккумуляторы и средства управления. В хвосте фюзеляжа, перед трубчатой балкой, находился мотор для передвижения под водой. При помощи длинного вала он вращал гребной винт, установленный внутри хвостового оперения.

Посадка на воду осуществлялась с большим углом атаки, чтобы снизить силу удара. После этого, используя штатные рулевые поверхности, БПЛА мог погружаться. Процедура взлета начиналась на некоторой глубине. Аппарат занимал вертикальное положение и начинал всплытие за счет гребного мотора. Подняв нос над поверхностью, беспилотник включал полетный двигатель.

Теория, практика и перспективы. Американские проекты погружающихся самолетов
БПЛА, "вдохновленный морскими птицами", взлетает из воды. Фото Университета Северной Каролины

В проекте Университета Северной Каролины и DARPA была реализована достаточно простая схема самолета-подлодки, показывающая необходимые возможности. Однако о развитии этих идей ничего не известно. Вероятно, подобная архитектура может показывать высокие характеристики только в малом масштабе. Создание полноразмерного самолета такого вида будет крайне сложным и вряд ли даст все желаемые возможности.

Неясное будущее


Таким образом, Пентагон и разные его структуры не теряют интереса к погружающимся самолетам и время от времени запускают разработку новых образцов такого рода. Однако результаты этих программ пока достаточно скромны. Разработаны и проверены на практике несколько концепций подобного летательного аппарата с теми или иными особенностями и преимуществами, однако дальше дело пока не идет. Ни одна из научно-исследовательских работ не переродилась в полноценный проект с заделом на будущее практическое применение.

Основной причиной этого можно считать специфическое соотношение затрат и возможных выгод. Полномасштабную разработку самолетов-подлодок, несмотря на принципиальную возможность, все еще считают нецелесообразной. В то же время, уделяют достаточно внимания исследованиям в этой области и поиску перспективных решений. Кроме того, остается неопределенным возможное место необычных образцов в ВВС или ВМС. Под вопросом и их преимущества перед другими средствами и системами традиционного облика.

Таким образом, как в прошлом, так и сейчас, главным итогом всех новых проектов в области погружающихся самолетов становится научный, конструкторский и практический опыт. Будет ли он использован в реальных проектах – зависит от потенциального заказчика. Пока, при всем интересе к перспективным технологиям, ВМС и ВВС США предпочитают обходиться традиционными решениями.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    26 июня 2021 05:08
    Госпидя! Дожили ! Свят,свят,свят ! Никак конец Света скоро ! am Едва валидолу хватило ,чтобы оклематься от "ныряющих кораблей и полупогружных судов-платформ", как очередная напасть :"погружающиеся самолёты" belay ! Караул! Спасите! Спасите нас от "новаций" ! fool
    1. +8
      26 июня 2021 06:39
      Никак конец Света скоро !
      Истинно вам говорю: земля налетит на небесную ось!
      А проект весьма любопытный,в интересное время живем..
      1. +3
        26 июня 2021 09:48
        в интересное время живем

        Вы задержались в 30-40х прошлого века?
        https://www.maximonline.ru/longreads/_article/20-000-le-nad-vodoi-istoriya-letayushei-podvodnoi-lodki/
    2. +4
      26 июня 2021 06:48
      P.S. Почему "погружающие самолёты"? Потому,что это придумал Автор и ему так захотелось ? Как я уже говорил : "Не хочу, чтобы был вертолёт ! Хочу,чтобы был ,,винтопрул,, ! " ? Есть же уже устоявшиеся термины, наименования, обозначения ! Давно используется наименование "летающая подлодка"(субмарина)"...или "самолёт-подлодка" ... Какой ещё х-овощ нужен ? Как и "ныряющие корабли"(НК) и "полупогружные суда"(ППС), "летающие подлодки" (ЛПЛ)...(самолёты-подлодки(СПЛ) известны ещё с первой половины прошлого века ! Хотелок, мечтаний,как всегда, было много ... не менее было и надежд! Но..."мечты,мечты...где ваша сладость ? "... Мечтали когда-то и об "универсальных" артиллерии , "стрелковке", самолётах и о многих других универсальных "весчах" ! В ряде случаев , эти "весчи" имели место быть (!) ...выпускались и применялись ! Но они даже не потеснили и ,тем более, не вытеснили "спцилизированные" в каждом случае "весчи" ! То что "универсальные" весчи бывают , в этом ничего удивительного ... как известно , большинство правил имеют исключения ! Но на то и исключения ,что они встречаются не часто и в небольшом кол-ве ! Ибо в настоящее время "универсализм " недостаточно надежен и дорог ... причём, может быть, очень дорог ... и далеко не всегда постоянно (!) необходим ! Я не исключаю того, что через какое-то время техническое производство станет настолько технологичным , что можно будет иметь универсальные недорогие "весчи" ! Но и тогда останется вопрос : А всегда ли это нужно?
    3. +2
      26 июня 2021 11:15
      Цитата: Nikolaevich I
      ак очередная напасть :"погружающиеся самолёты"
      Какая еще очередная? Погрузится может любой самолет, для этого особо напрягаться не следует. А вот всплыть и взлететь потом - проблема! Проблема наркомании среди тех, кто заказывает подобные работы.
  2. +3
    26 июня 2021 05:21
    Двухсредные боевые самолёты можно увидеть в фильме "Небесный капитан и мир будущего" ;)
  3. +3
    26 июня 2021 05:54
    Забавная идея, помню в детских своих фантазиях такие штуки рисовали.
    А так то, если придумать зачем, то можно и сделать. Например противолодочный дрон может оказаться вполне себе полезен.
  4. +5
    26 июня 2021 07:56
    Проект Бориса Ушакова,начала 30-х(!) годов:
    3-х винтовой самолёт с кабиной лётчика, в которой установлен перископ.
    Приборы располагались в герметичных капсулах,защищавших от воздействия воды. Корпус самолёта предполагалось изготовить из дюралюминия, крылья — из стали. Баки с горючим и масляными жидкостями изготавливались из резины, чтобы исключить возможность их повреждения и утечки топлива.
    Шесть отсеков- первые три для авиадвигателей;один жилой отсек для трех человек;отсек с гребным электромотором.и помещение с аккумуляторной установкой.
    Процесс приводнения и полного погружения занимал всего 1,5 минуты. Предельная глубина погружения – 45 м, автономность — 48 часов.
    Скорость полёта-185 км/ч:
    максимальная высота — 2,5 км:,
    дальность полета-800 км,
    Для того времени великолепные параметры.
    Но скорость под водой — до -3 узлов,,что было не в пользу исследований. Плюс недостаток финансирования
    Проект закрыли в 1937 г.,вернее заморозили.,Остались только бумаги.
  5. +1
    26 июня 2021 12:05
    Цитата: Пиджак в запасе
    Забавная идея, помню в детских своих фантазиях такие штуки рисовали.
    А так то, если придумать зачем, то можно и сделать. Например противолодочный дрон может оказаться вполне себе полезен.

    Да, я в детстве (скорее в ранней молодости, студент-бауманец тогда) тоже такую штуку рисовал, уже с примерными чертежами, для погружения/всплытия и для обеспечения разбега/пробега придумал хитрый вариант воздушной подушки.
    И крылья небольшие у меня складывались, хотя по сути это было все то же летающее крыло! wink
  6. +5
    26 июня 2021 12:51
    Достаточно создать ударно-разведывательный дрон гидро-самолет,
    запускаемый с обычного транспортника.
    Чтобы мог приземлиться на воду, "отдохнуть" до приближение
    цели - вражеских кораблей, и атаковать их, когда подойдут поближе.
    Зачем бросаться на врага - сами придут. wink
    Это позволит транспортнику не сближаться с противником.
    1. +2
      26 июня 2021 15:17
      Да, не вполне понятен смысл таких исследований. Зачем может быть нужен двухсредный самолет? Хотя бы теоретически?
      Смысл Вашего дрона я например могу понять так - это дешевый и безопасный способ заброски торпед или гидроаккустических буев на потенциальный путь кораблей, судов или подводных лодок противника. В этом случае это может быть даже ответом на появление у подводных лодок зенитных ракет, которое уже имеет место сейчас.
    2. 0
      26 июня 2021 15:33
      Мне кажется проще и эффективней полупогружной пенал с ракетой (или несколько пеналов), которые выкинули, они затаились потом команда из управляющего модуля и сюрприз супостату.
    3. 0
      26 июня 2021 15:40
      Цитата: voyaka uh
      Достаточно создать ударно-разведывательный дрон гидро-самолет,
      запускаемый с обычного транспортника.
      Чтобы мог приземлиться на воду, "отдохнуть" до приближение
      цели - вражеских кораблей, и атаковать их, когда подойдут поближе.
      Зачем бросаться на врага - сами придут. wink
      Это позволит транспортнику не сближаться с противником.


      У НАТО концепция другая, от кого они оборонялись ? всё время только нападают.

      Для обитаемого самолёта - подводной лодки требуется много оборудования для жизнеобеспечения. Если беспилотник то всё становится не так уж фантастично.

      Применение может быть доставка беспилотников к интересующему объекту, которым может быть береговая линия какого то государства, порт, военная база и т.д. не задолго до часа х. Беспилотники занимают нужные позиции, в час х всё это взлетает и наносятся удары по нужным целям.

      Всё тоже самое можно реализовать уже существующими средствами например удар крылатыми ракетами.

      В чём отличие :
      - подлётное время сокращено.
      - нет массового старта КР который можно засечь, взлетает множество ЛА но на большой территории и высота полёта может быть предельно низкая.
      - массовый удар бпла есть, а ответить по носителю затруднительно потому что он уже уплыл.

      В любом случаи необычно, но иногда новые подходы приходят в жизнь.

      С развитием бпла такой вариант становится всё более реалистичен.
    4. 0
      26 июня 2021 21:32
      Цитата: voyaka uh
      Достаточно создать ударно-разведывательный дрон гидро-самолет,
      .
      Тогда может сразу разрабатывать ракету-торпеду-мину -
      Работать он должна так...
      1) с корабля или самолёта (или с земли) запускается "ракета"
      2) "ракета" прилетает в заданный район и приводняется
      3) приводнившись, погружается на глубину и продолжает движение в следующий квадрат, достигнув которого, встаёт "на якорь"
      4) в заданный квадрат заходит корабль противника... "ракета" датчиками обнаруживает и распознаёт "приоритетную цель" в случае прохождения нескольких кораблей
      5) "ракета" атакует "приоритетную цель" в подводную часть.
      Смысл всех "телодвижений ракеты" в обходе ПВО противника и атака в слабое место корабля ниже ватерлинии.
      Предложение в целом про саму "схему действия" - незаметного приближения к кораблю противника -
      По воздуху - для быстроты и дальности запуска
      Под водой - для скрытного приближения
      Ожидание под водой - для усыпление бдительности противника в районе, где противник чувствует себя "как дома".
  7. +2
    26 июня 2021 13:52
    Вообще интересный подход: сначала придумать эдакий гермафродит, а потом подыскивать для него подходящие тактические задачи. Которые можно вполне решить проще как технически, так и организационно.
    Тот же полет на 800 миль и доставку пловцов может выполнить и древняя Каталина, доставив и пловцов и подводные траспортеры для прохождения 12 миль под водой.
    1. +1
      26 июня 2021 15:18
      В чем и вопрос. Значит, есть что-то в картинке, чего мы не знаем, какие-то задачи. Иначе чего они так упираются в этом направлении?
      1. +1
        26 июня 2021 18:51
        Цитата: Богатырев
        В чем и вопрос. Значит, есть что-то в картинке, чего мы не знаем, какие-то задачи. Иначе чего они так упираются в этом направлении?


        В науке вначале было развитие по отдельным направлениям математика, физика, химия. Потом бурное развитие замедлилось. Но появились учёные и целые институты которые стали работать на стыке науке и это дало прорывные открытия.

        Сейчас тоже самое есть отличные образцы техники котооая работает в одной среде.
        Но военные всегда хотели аппараты для двух сред. Самолёт который может быть плавать под водой и подводную лодку которая может летать.

        Американцы не разрабатывают какой то один конкретный аппарат а просто работают на прорыв в двухсредных аппаратах прорабатывая различные варианты с различным применением.

        Почему занялись сейчас, потому что сейчас это стало реально, а раньше было не возможно из-за огромной сложности.
        Конструкция с герметичным обитаемым отсеком с системами жизнеобеспечения, запасом кислорода очень тяжёлая,громоздкая и дорогая.
        Заставить это всё полететь было можно но низенько-низенько, дорого и непонятно зачем.

        Если аппарат бпла то всё гораздо проще.
        В принципе уже есть бпла которые запускаются из подводного положения, но всплытие в контейнере для обеспечения связи и разведки. Т.е. реальные задачи под такие двусредные аппараты уже есть.
        1. +2
          26 июня 2021 21:43
          "Но появились учёные и целые институты которые стали работать на стыке науке и это дало прорывные открытия"///
          ----
          Это верно.
          Появился спрос на физико-химиков и химико-физиков (разные профессии, как ни странно).
          И разных электро-химико-физиков.
          Тут и прыгнула вперед нано-технология. И понеслось...
          Немыслимые с точки зрения классической химии вещества с немыслимыми с точки
          зрения классической физики свойствами. Там, где предполагали диэлектрик - получался
          проводник тока, где думали, что потечет ток - фиг-два. laughing и т.д.
        2. 0
          27 июня 2021 07:49
          Т.е. реальные задачи под такие двусредные аппараты уже есть

          Конечно есть. Формально, двухсредными можно считать ПЛУРО, ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов и шахт подводных лодок и даже гидроаккустические буи.
    2. 0
      26 июня 2021 21:45
      Цитата: Gato

      Тот же полет на 800 миль и доставку пловцов может выполнить и древняя Каталина, доставив и пловцов и подводные траспортеры для прохождения 12 миль под водой.
      А как быть с ПВО "противника" - радары видят дальше 12 миль
      В принципе - можно пловцов и оборудование сбросить с парашюта...
      Вопрос только как пловцам возвращаться назад, "Каталина" приводнившаяся недалеко от "объекта" и чего то ждущая на воде вызовет подозрение.
  8. 0
    26 июня 2021 21:02
    Кирилл Рябов
  9. +1
    26 июня 2021 21:44
    Ну вообще то существовали вполне себе рабочие образцы. Та же "Трифибия" даже реактивный вариант был. Другой вопрос что смысл в подобных аппаратах отсутствует чуть больше чем совсем. Подводный старт ЛА давно отработан (те же КР) а вот создать машину способную к полноценному движению в двух средах это безусловно технически возможно но крайне невыгодно - уж больно разные параметры среды.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»