История трагедии эсминца "Сокрушительный"

«Сокрушительный» — одна из самых нелюбимых нашими историками тем. Если можно, то о ней вообще предпочитают лишний раз не вспоминать. Если последнее не удается, то говорят о «Сокрушительном» вскользь и скороговоркой. Причин для такой стойкой нелюбви предостаточно. Долгое время о «Сокрушительном» вообще никогда ничего не писали. Упоминался опальный эсминец разве что в мемуарах командующего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны адмирала Головко.

История трагедии эсминца "Сокрушительный"


Эскадренный миноносец «Сокрушительный» относился к серии эсминцев проекта «7». Эсминцы проекта «7» (или, как их обычно называют, «семерки») по праву занимают видное место в нашей военно-морской истории. И неудивительно — ведь они были активными участниками Великой Отечественной войны, являлись самыми массовыми советскими надводными кораблями постройки 30-х годов, именно от «семерок» ведут свою родословную несколько поколений отечественных эсминцев, больших ракетных кораблей и даже крейсеров. Один эсминец типа «7» стал гвардейским, четыре — краснознаменными. В то же время о них сказано и написано немало противоречивого. Особенно это относится к боевым действиям «семерок» в годы войны — здесь реальные, часто трагические события в течение долгого времени подменялись легендами. Особо много слухов ходило всегда вокруг трагической гибели эскадренного миноносца «Сокрушительный». Первые шесть «семерок» удалось заложить в конце 1935 года, а в следующем году — и все остальные. К началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ числилось 22 эсминца типа «Гневный». Это были наши самые массовые корабли довоенной постройки.


Эскадренный миноносец «Сокрушительный» был построен на заводе № 189 имени С. Орджоникидзе. Заводской номер С-292. Заложен 29.10.1936 года, спущен на воду 23.08.1937 года, приемный акт подписан 13.08.1939 года. Вскоре после вступления в строй переведен по Беломорско-Балтийскому каналу (сентябрь — ноябрь 1939 года) на Северный флот. В ноябре эсминец прибыл в Полярный. Во время войны с Финляндией нес дозорную и конвойную службу, затем занимался боевой подготовкой. С 18 июля 1940 года по 4 июля 1941 года прошел гарантийный ремонт на заводе № 402 в Молотовске. Всего до начала Великой Отечественной войны он прошел 10 380 миль.

После завершения ходовых испытаний «Сокрушительный» был включен в состав Беломорской флотилии, где находился до 29 сентября. За это время он несколько раз эскортировал транспорты, произвел 3 минные постановки (поставил 90 мин КБ-1 и 45 мин образца 1908 года), прошел кратковременный планово-предупредительный ремонт.

1 октября «Сокрушительный» прибыл в Полярный и вошел в состав отдельного дивизиона эсминцев.
Северный флот в годы Великой Отечественной войны был самым молодым и самым малочисленным, но в то же время наиболее активно действовавшим оперативным соединением нашего ВМФ. К июню 1941 года крупнейшими его кораблями были именно «семерки». Пять эсминцев этого типа («Громкий», «Грозный», «Гремящий», «Стремительный» и «Сокрушительный») вместе с тремя «новиками» составляли 1-й отдельный дивизион эскадренных миноносцев. В конце 1942 года, с прибытием тихоокеанских «Разумного», «Разъяренного» и лидера «Баку», была сформирована бригада эскадренных миноносцев (командир — капитан 1-го ранга, затем контр-адмирал, П.И. Колчин).

До 1 января 1942 года он 11 раз выходил для обстрела вражеских позиций, выпустил 1297 130-мм снарядов. Кроме того, вместе с «Грозным» и английским крейсером «Кент» участвовал в поиске немецких эсминцев (правда, без результатов), конвоировал транспорты. Наиболее тяжелым походом стала совместная с «Грозным» эскортная операция 24–26 декабря. Во время 9-балльного шторма при 7-балльной волне и сильном обледенении надстроек крен корабля достигал 45°, а из-за засоленности холодильника некоторое время приходилось идти на одном ТЗА. Каким-то чудом корабли избежали больших повреждений. В этот раз «Сокрушительному» просто повезло, и он добрался до базы.

28 марта, после завершения планово-предупредительного ремонта, «Сокрушительный» вместе с «Гремящим» и английским эсминцем «Ориби» вышли навстречу конвою PQ-13, а утром следующего дня вступили в его охранение. В 11 часов 18 минут при плохой видимости была услышана стрельба, и через 2 минуты у левого борта «Сокрушительного» поднялись всплески от пяти артиллерийских снарядов. Через 6–7 секунд по носу и корме упало еще 3 снаряда. Эсминец увеличил ход. Спустя несколько секунд на курсовом угле 130° и дистанции 15 кабельтовых был обнаружен силуэт корабля, опознанного как немецкий эсминец типа «Редер». «Сокрушительный» открыл огонь и вторым залпом добился накрытия с попаданием снаряда в район второй трубы корабля противника. Тот запарил и резко повернул влево. Наш эсминец вдогонку сделал еще 4 залпа, но больше попаданий не наблюдалось. Налетевший снежный заряд скрыл неприятеля из виду. Всего «Сокрушительный» выпустил 20 130-мм снарядов.

История трагедии эсминца "Сокрушительный"
Моряки советского эсминца проекта 7 «Сокрушительный» с корабельным питомцем, район носовых торпедных аппаратов, вид в нос. Северный флот


Этот скоротечный бой занимает видное место в истории советского военно-морского искусства, поскольку является единственным за всю Великую Отечественную войну эпизодом, когда наш надводный боевой корабль столкнулся с противником своего же класса и даже вышел из него как бы победителем. В качестве противника «Сокрушительного» обычно указывается немецкий эсминец Z-26. Однако в последнее время в печати появились материалы, в которых выдвигаются другие версии. Так, авторы ряда публикаций, справедливо указывая, что к описываемому момент Z-26 был сильно поврежден и отстреливался от крейсера «Тринидад» из единственного уцелевшего орудия, а кружившие вокруг конвоя Z-24 и Z-25 находились достаточно далеко от места стычки, высказывают гипотезу, будто «Сокрушительный» вел бой с… английским эсминцем «Фьюри». Это представляется маловероятным, так как попадание в союзный эсминец (кстати, на следующий день пришедший в Мурманск) наверняка нашло бы отражение и в документах, и в исторической литературе. Более логично предположить, что мишенью комендорам «Сокрушительного» все же служил Z-26, только вот огонь по советскому эсминцу вел кто-то другой, поскольку первый 5-орудийный залп не мог сделать ни один из находившихся вблизи эсминцев (и английские, и немецкие корабли имели по 4 орудия главного калибра). Кстати, в донесении командира «Сокрушительного» ничего и не говорится о ведении немцами огня. Так что два упавших у борта залпа вполне могли принадлежать тому же крейсеру «Тринидад», принявшему «Сокрушительный» и «Гремящий» за Z-24 и Z-25. Во всяком случае, однозначного объяснения некоторых нестыковок в советском, немецком и английском описаниях этого боя нет.

В апреле «Сокрушительный», находясь в охранении конвоев, неоднократно отражал воздушные атаки, снова перенес 9-10-балльный шторм Вечером 30 апреля он вступил в охранение торпедированного немецкой подлодкой крейсера «Эдинбург», имевшего на борту пять тонн золота, предназначенных для оплаты США по ленд-лизу. Однако нехватка топлива заставила «Сокрушительный» через 8 часов уйти в базу. Пополнив запас мазута, «Сокрушительный» вечером 1 мая вернулся к месту нахождения крейсера, но, увы, было уже поздно. За шесть часов до подхода эсминца «Эдинбург» был потоплен. Позднее англичане высказывали претензии относительно того, что советские эсминцы покинули их поврежденный крейсер в самый тяжелый момент. К командиру «Сокрушительного» и его команде эти претензии не имели никакого отношения и полностью относятся к командованию Северного флота, которое при планировании операции не учло запасов топлива и их расход на своих кораблях.

8 мая «Сокрушительный» дважды выходил в губу Ара для обстрела береговых целей. По данным разведки, оба обстрела были удачными и нанесли противнику определенный урон. Второй поход, однако, едва не закончился трагедией. Во время обстрела береговых целей «Сокрушительный» внезапно атаковали сразу 28 немецких самолетов. Эсминцу удалось срочно отклепать якорную цепь (выбирать якорь уже не было времени) и, удачно маневрируя, избежать попаданий от сыпавшихся на него градом бомб. При этом зенитчикам корабля удалось сбить из 37-мм автомата один бомбардировщик.

История трагедии эсминца "Сокрушительный"
Торпедный аппарат 39-Ю одного из эсминцев Северного флота («Сокрушительного»)


С 28 по 30 мая «Сокрушительный» вместе с «Грозным» и «Куйбышевым» находился в охранении союзного конвоя PQ-16, Транспорты конвоя все это время подвергались массированным атакам фашистских бомбардировщиков и торпедоносцев. 29 мая только за одну атаку немцы сбросили на суда конвоя 14 торпед, но ни одна из них не попала в цель, зато торпедоносец «фокке-вульф» был сбит 76-мм снарядом с «Сокрушительного» с дистанции 35 кабельтовых. На следующий день прямым попаданием 76-мм снаряда эсминца был уничтожен еще один самолет, на этот раз «Юнкерс-88», а два других — повреждены. И здесь команда «Сокрушительного» была лучшей из лучших. Что же касается зенитчиков эсминца, то они по праву считались лучшими на всем Северном флоте. Вечером 30 мая транспорты конвоя, надежно прикрываемые нашими эсминцами, благополучно достигли Кольского залива.
8 июля «Сокрушительный» вместе с «Гремящим» направлялись навстречу печально знаменитому конвою PQ-17. По пути эсминцы попали в плавучий 4-балльный лед. Вынужденные сбавить ход до малого и лишенные возможности маневрировать, они в ночь на 10 июля подверглись атаке четырех бомбардировщиков Ю-88, сбросивших на каждый корабль по 8 бомб. К счастью, прямых попаданий не было, но от близких разрывов «Сокрушительный» получил легкие повреждения и деформацию корпуса. Позже атака повторилась, однако эсминцам опять повезло — они без потерь отбили и эту атаку. Встретить транспорт нашим кораблям, однако, так и не удалось, и они вынуждены были возвратиться в Ваенгу.

В течение лета-осени 1942 года «Сокрушительный» прошел кратковременный планово-предупредительный ремонт. В это время корабль также использовался для конвоирования транспортов, занимался боевой подготовкой. Всего с начала войны до 1 сентября 1942 года «Сокрушительный» сделал 40 боевых походов, пройдя в общей сложности 22 385 миль за 1516 ходовых часов. Вне всяких сомнений, это был один из самых боевых кораблей советского ВМФ на тот период времени.

Всего за годы войны «Сокрушительный» выпустил 1639 130-мм снарядов (в том числе 84 — по самолетам), 855 — 76-мм и 2053 — 37-мм снаряда, сбив при этом 6 самолетов врага (2 из них совместно с другими кораблями). За это же время на корабле произошли два случая самопроизвольного выстрела торпед (во время одного из них погиб краснофлотец Старчиков). Еще два матроса утонули в результате несчастных случаев — этим исчерпываются потери личного состава корабля вплоть до его последнего похода. От боевого воздействия противника на «Сокрушительном» не пострадал ни один человек.

17 ноября 1942 года из Архангельска вышел в море очередной конвой QP-15. Выгрузившиеся в Архангельском порту 26 союзных транспортов и 11 британских кораблей охранения возвращались в Исландию за новой партией военных грузов для сражающегося Советского Союза.
На первом этапе перехода в зоне ответственности Северного флота силы прикрытия конвоя всегда усиливались кораблями Северного флота На этот раз для сопровождения QP-15 были выделены лидер «Баку» под брейд-вымпелом командира дивизиона капитана 1-го ранга П.И. Колчина (командир лидера — капитан 2-го ранга В.П. Беляев) и эскадренный миноносец «Сокрушительный» (командир — капитан 3-го ранга М.А. Курилех). В условиях жестокого шторма, достигшего к утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и практически нулевой видимости, суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду. Конвой рассеялся и охранять стало, по существу, некого. Для судов конвоя тяжесть шторма компенсировалось безопасностью от возможных атак немецких подводных лодок и самолетов. Атаковать в штормовом море при столь огромной силе ветра и большом волнении было невозможно. Поэтому, с разрешения командира конвоя, советские корабли, не дойдя до назначенной точки сопровождения, стали самостоятельно возвращаться на базу.

История трагедии эсминца "Сокрушительный"
76-мм орудия 34-К на одном из эсминцев Северного флота («Грозном» или «Сокрушительном»), 1942 г.


При возвращении в Полярный на лидере «Баку» от ударов волн девятибалльной силы нарушилась герметичность корпуса, все носовые помещения по 29-й шпангоут были затоплены, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения — в действии остался только котел № 1. Состояние корабля было критическим, крен доходил до 40° на борт. Личный состав вел отчаянную борьбу за непотопляемость. С серьезными повреждениями, но «Баку» все же дошел до базы, где вынужден был встать в ремонт.

Эсминцу «Сокрушительный» пришлось намного хуже. Сильный ветер со снежными зарядами развел большую волну. Скорость «Сокрушительного» упала до минимума, корабль держался носом против волны. Но это мало помогало. Вскоре «Баку» потерялся из виду, и, чтобы его обнаружить, с эсминца начали стрелять осветительными снарядами и светить прожектором, но безрезультатно…

Неизвестно, дал ли командир дивизиона капитан 1-го ранга Колчин приказание командиру «Сокрушительного» Курилеху идти в базу самостоятельно. Тот факт, что с «Сокрушительного» давали ракеты, пытаясь найти «Баку», говорит о том, что, скорее всего, никакой команды от комдива на эсминец не поступало вообще. Так что Курилеху пришлось действовать на свой страх и риск.

Таким образом, можно говорить о невыполнении комдива своих прямых обязанностей — ведь он как командир отряда отвечал не только за лидер, на котором держал свой вымпел, но и за подчиненный ему эсминец. Колчин же по существу бросил «Сокрушительный» на произвол судьбы. Единственное, что оправдывает в данном случае комдива, это бедственное положение самого «Баку», который едва добрался до базы. Разумеется, что в таком состоянии лидер не мог оказать никакой существенной помощи эсминцу. Скорее всего, именно этот аргумент был принят во внимание при разбирательстве происшедшего с «Сокрушительным», и Колчина никто ни в чем не обвинял. О нем как бы просто забыли.

Предоставленный сам себе, «Сокрушительный», последовательно меняя курс от 210 до 160° и постепенно сбавляя ход до 5 узлов, с трудом «выгребал» против волны, имея в действии главные котлы № 1 и 3 (№ 2 находился в «горячем резерве»), 2 турбогенератора, 2 турбопожарных насоса, запас топлива составлял около 45 % от полного (только в районе машинно-котельных отделений), остальные запасы были в пределах нормы. 20 ноября в 14 ч. 30 мин. в кормовом кубрике услышали сильный треск (слышимый и на мостике) — это лопнули листы настила верхней палубы между кормовой надстройкой и 130-мм орудием № 4, как раз там, где заканчивались стрингеры и начинался район корпуса с поперечной системой набора (173-й шпангоут). Одновременно образовался гофр на наружной обшивке левого борта, затем последовал обрыв обоих валопроводов. В течение 3 минут кормовая часть оторвалась и затонула, унеся с собой шесть матросов, не успевших покинуть румпельное и другие кормовые отделения. Вскоре последовал мощный взрыв — это сработали, достигнув заданной глубины, взрыватели глубинных бомб… Ситуация в одно мгновение стала критической.
Оставшиеся кормовые отсеки быстро заполнялись водой до кормовой переборки 2-го машинного отделения (159-й шпангоут). Потерявший ход корабль развернуло лагом к волне, бортовая качка достигла 45–50°, килевая — 6°. Возник дифферент на корму, остойчивость несколько уменьшилась, что было заметно по увеличившемуся периоду качки; корабль «залеживался» в накрененном положении. Палубу и надстройки непрерывно накрывало волной, движение по верхней палубе было крайне затруднено, внизу же кипела напряженная работа; подкрепляли и уплотняли кормовую переборку машинного отделения, осушили отсеки 159-173-го шпангоута, использовав не только штатный эжектор, но и нефтеперекачивающий электронасос. Все механизмы действовали безотказно, полностью обеспечивалась работа водоотливных средств и освещения, фильтрация воды почти прекратилась, кормовые переборки поглощали удары волн, улучшилась остойчивость корабля и уменьшился дифферент. Ввели в действие даже резервный котел № 2 (проявил инициативу командир электромеханической боевой части), чтобы «загрузить работой личный состав». Оставалось лишь ждать помощи. Однако и эта надежда в условиях жесточайшего шторма была достаточно сомнительна…

Узнав об аварии, Головко приказал лидеру “Баку” немедленно идти на помощь “Сокрушительному”. Одновременно приказы были отданы эскадренным миноносцам “Урицкий” и “Куйбышев”, находящимся в Иоканке, и эскадренному миноносцу “Разумный”, находящемуся в Кольском заливе, также идти на помощь “Сокрушительному” и, найдя его, вести в Кольский залив; спасательным судам “Шквал” и “Память Руслана”, буксирному пароходу № 2 быть в готовности к выходу в море.

Эсминцы вышли по назначению. А спустя час, поступила очередная радиограмма от Курилеха: “Корму оторвало волной до машинного отделения. Корма утонула. Держусь на поверхности. Ветер — зюйд, десять баллов…”

История трагедии эсминца "Сокрушительный"
Кормовая часть «Сокрушительного» с дополнительным 37-мм автоматом, 1942 г


Место “Сокрушительного”— широта 75 градусов 1 минута, долгота 41 градус 25 минут. Это в четырехстах двадцати милях к северу от Иоканки.
Около 18 часов 15 минут подошли “Куйбышев” (командир корабля Гончар) и “Урицкий” (командир корабля Кручинин) под общим командованием Симонова (командир дивизиона). Позже подошел «Разумный» (командир корабля Соколов).

Состояние моря в районе, где обнаружен “Сокрушительный”, было не лучше, чем накануне. Попытки “Разумного” подойти к потерпевшему аварию кораблю и взять его на буксир закончились неудачей. Дважды заводили буксир, и дважды буксир лопнул. Тем временем погода еще более ухудшилась. Доложив об этом, Соколов просил разрешения снять людей и отказаться от буксировки. Судя по всему, снять людей — единственная возможность спасти их. Решение Соколова правильное в первой части, но отказываться от буксировки преждевременно. Сперва надо снять людей, дальше будет видно.

Из следующего сообщения ясно, что Соколову не удалось ни то, ни другое. Подойти к борту “Сокрушительного” было невозможно. Корабли так сильно бросало, что они при сближении вплотную должны были разбиться от ударов друг о друга. Попытки удержать “Разумный” машинами на месте при подходе на предельно возможную дистанцию успеха не имели. Много раз “Разумный” приближался к “Сокрушительному” для того, чтобы дать возможность людям поврежденного корабля перебраться на палубу “Разумного”. Удалось благополучно прыгнуть с борта “Сокрушительного” на палубу “Разумного” только одному человеку. Тем и закончились попытки Соколова снять людей.

Вскоре подошли “Куйбышев” и “Урицкий”, оба типа “Новик”. Корабли этого типа лучше держались на волне.
Поскольку от штаба флота послано оповещение о подводных лодках противника в этом районе, Соколов на “Разумном” взял на себя задачу обеспечить корабли противолодочной обороной, а “Куйбышев” и “Урицкий” занялись снятием личного состава с “Сокрушительного”.
Из намерения Симонова подвести “Куйбышев” бортом к “Сокрушительному”, конечно, ничего не получилось. Пришлось налаживать переправу людей при помощи беседки. Одновременно с аварийного корабля выпускался мазут, что несколько уменьшало волнение моря у борта. И все же стальные концы почти тотчас оборвались. Тогда был заведен пеньковый трос с “Куйбышева” и к тросу прикреплена беседка. Переправлять людей таким способом, в такую волну, да еще в снежных зарядах казалось невозможным. И все-таки это было сделано. Симонов распоряжался на корме, откуда заводил трос и куда начали переправлять людей “Сокрушительного”, а командир “Куйбышева” Гончар с помощью машинного телеграфа управлял машинами, стараясь так маневрировать ходами, чтобы не порвать пеньковый трос. Оба, Симонов и Гончар, действовали не только умело, но и с большим искусством, оба в полной мере обладают морским мастерством, чутьем и волей.

Девяносто семь человек “Сокрушительного” уже были переправлены на “Куйбышев”, когда и пеньковый трос лопнул.
Погода продолжала ухудшаться. Пришлось прибегнуть к другому способу: снимать людей при помощи спасательных кругов, ввязанных через каждые два метра в новый пеньковый трос. Такие тросы, каждый длиной в 300 метров, были поданы на “Сокрушительный” с одного борта “Куйбышевым”, с противоположного — “Урицким”. Трудно представить, как все это выглядело в снежных зарядах, то и дело накрывавших корабли, при волнении моря семь-восемь баллов, в потемках… Тем не менее уже есть сообщение, что таким способом, подтягивая спасательные круги с людьми в них, удалось принять на борт “Куйбышева” еще семьдесят девять человек. “Урицкий” принял одиннадцать.

На борту “Сокрушительного” осталось 15 человек, среди них минер старший лейтенант Лекарев и заместитель командира по политчасти БЧ-5 старший лейтенант Владимиров. Где же прочие лица командного состава? С Курилехом ясно: он поторопился спасти свою персону, а где заместитель, старпом, штурман, артиллерист и другие? Неужели последовали примеру Курилеха?..

Запрошенный штабом флота, Владимиров сообщил, что командование покинуло корабль. Тут же он очень толково доложил о принятых им мерах: поднял пары, запустил механизмы. Заключительные слова донесения Владимирова: — эсминец держится хорошо.

В связи с уходом эсминцев от “Сокрушительного” Головко приказал немедленно отправляться туда “Громкому”. Он вышел в 17 часов. Сведения о его движении малоутешительные. В 18 часов 10 минут, при выходе из Кольского залива, лег на курс 60 градусов, шел со скоростью 20 узлов при слабом ветре и спокойном море. Однако по мере продвижения корабля на север, к 21 часу, ветер и волна постепенно усилились до шести баллов. Из-за сильных ударов волны в корпус ход “Громкого” сбавлен до 15 узлов. Через 45 минут ветер и волна уже семь баллов. Уменьшив ход до десяти узлов, “Громкий”, чтобы ослабить удары волн, повернул на ветер.

Головко вспоминал потом в мемуарах:
«Жалею, что не послал вчера к “Сокрушительному” тральщики. Румянцев предлагал послать их, но я тогда не принял его предложения. Это моя ошибка. Был уверен, после того как эсминцы обнаружили “Сокрушительный”, они сумеют взять его на буксир. Потеряны сутки, ибо все равно необходимо посылать тральщики.

Вызываю П.В. Панфилова (командир дивизиона тральщиков) и ставлю ему задачу, выйти к “Сокрушительному” с двумя тральщиками — ТЩ-36 и ТЩ-39; снять всех, кто остался на разломанном корабле; затем взять его на буксир и вести в Кольский залив, если позволит погода; если погода не позволит ни снять людей, ни буксировать корабль, то находиться у “Сокрушительного” и охранять его до улучшения погоды; если же эсминец по его состоянию нельзя будет буксировать и при хорошей погоде, снять с него весь личный состав, после чего корабль подорвать и уничтожить. В 23 часа оба тральщика вышли по назначению.»

“Разумный” в 15 часов 15 минут, а “Куйбышев” и “Урицкий” в 15 часов 30 минут ушли от “Сокрушительного”, так как продолжать спасение личного состава при помощи концов и спасательных кругов нельзя, а ждать улучшения погоды не позволяет запас топлива: его на всех трех кораблях осталось в обрез на обратный путь. Перед уходом Симонов передал семафором на “Сокрушительный”, что все, кто остался на борту разломанного корабля, будут сняты подводной лодкой, как только улучшится погода.

Продолжать снятие личного состава “Сокрушительного” на эсминцы в той обстановке, которая сложилась, было невозможно. Волны стали перекатываться через корабли, и создалась угроза для жизни всех людей на всех кораблях. Снятие личного состава сопровождалось жертвами: восемь человек погибли от ударов волнами о корпус и под винтами, десять человек были подняты на борт “Куйбышева” и “Урицкого” в бессознательном состоянии, спасти их жизнь не удалось.

Всего принято: на “Куйбышев” 179 человек, на “Урицкий” — 11, на “Разумный” — один.
Спросили, наконец, сколько человек осталось на борту. С эсминца ответили: “Пятьдесят мазута”. Вопрос повторили, прибавив, что тральщики уже на подходе. Тогда над “семеркой” взвилась ракета, потом другая, третья… На мостике решили поначалу, что используется таблица условных сигналов, но пошла четвертая ракета, пятая, и стало понятно — каждая ракета — это прощальный залп над еще не вырытой могилой, и таких ракет насчитали пятнадцать.

Оба тральщика (ТЩ-36 и ТЩ-39) прибыли по счислению в 9 часов 10 минут 25 ноября в район аварии “Сокрушительного” и начали поиск строем фронта, смещая галсы на восток. Корабли держались на пределе видимости друг друга. Видимость в момент начала поиска от 10 до 12 кабельтовых. Поиск проводится в условиях снежных зарядов при северо-западном ветре до пяти баллов. Волнение моря четыре балла. Ничего похожего на то, что было в течение нескольких суток. “Сокрушительный” не был обнаружен…

26 ноября нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал директиву о расследовании факта гибели эсминца «Сокрушительный» № 613/Ш, а 30 ноября — директиву о подготовке приказа по факту гибели эсминца «Сокрушительный» № 617/Ш.

В середине декабря 1942 года командующий Северным флотом вице-адмирал Головко с болью в сердце, как пишет он в своих воспоминаниях, подписал приказ: поиски «Сокрушительного» прекратить, корабль считать погибшим.

Были отданы под суд Курилех, Рудаков, Калмыков, Исаенко. Штурман, связист и лекпом отправлены в штрафной взвод. Командир корабля Курилех был расстрелян.

История трагедии эскадренного миноносца «Сокрушительного» явила не только примеры трусости, но и великого самопожертвования во имя спасения товарищей. А потому неправы те, кто старается скрыть правду об этой трагической странице нашей военно-морской истории. «Сокрушительный» был, и мы обязаны помнить о тех, кто погиб на его боевых постах, выполнив до конца свой воинский и человеческий долг.
1. Лекарев Геннадий Евдокимович, 1916 года рождения, старший лейтенант, командир БЧ-3.
2. Владимиров Илья Александрович, (1910), политрук БЧ-5.
3. Белов Василий Степанович, (1915), главстаршина, старшина команды трюмных машинистов.
4. Сидельников Семен Семенович, (1912), мичман; главный боцман.
5. Бойко Трофим Маркович, (1917), старшина 2-й статьи, командир отделения машинистов-турбинистов.
6. Нагорный Федор Васильевич, (1919), краснофлотец, сигнальщик
7. Любимов Федор Николаевич, (1914), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
8. Гаврилов Николай Кузьмич, (1917), старший краснофлотец, машинист-турбинист старший.
9. Пурыгин Василий Иванович, (1917), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
10. Зимовец Владимир Павлович, (1919), краснофлотец, электрик.
11. Савинов Михаил Петрович, (1919), краснофлотец, трюмный машинист.
12. Терновой Василий Иванович, (1916), старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов.
13. Артемьев Прохор Степанович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
14. Дремлюга Григорий Семенович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
15. Чебиряко Григорий Федорович, (1917), старший краснофлотец, дальномерщик старший.
16. Шилатыркин Павел Алексеевич, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
17. Большов Сергей Тихонович, (1916), старший краснофлотец, электрик старший.
Приблизительное место гибели эскадренного миноносца «Сокрушительный»: широта 73 градуса 30 минут северная, долгота 43 градуса 00 минут восточная. Ныне этот район Баренцева моря объявлен памятным местом, проходя которое корабли Северного флота приспускают Андреевские флаги.
Автор: Banshee


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. барон врангель 4 сентября 2012 10:50
    нету коментариев!
    ВЕЧНАЯ СЛАВА И ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ!
    1. Физрук 4 сентября 2012 14:27
      крейсера «Эдинбург», имевшего на борту пять тонн золота, предназначенных для оплаты США по ленд-лизу.

      Автор статьи искажает факты
      Золото британского крейсера "Эдинбург" предназначалось для оплаты поставок из Великобритании, к ленд-лизу это не имело НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.
      Этот факт подтверждается в любом документальном источнике

      За все 4 года войны НЕ ИЗВЕСТНО НИ ОДНОГО ФАКТА когда СССР платил золотом США за поставки техники и материалов по ленд-лизу

      Это было прописано в американском законе о ленд-лизе: оплата только ПОСЛЕ войны. Разумеется, после войны оплата шла в год по чайной ложке, да и Америка не настаивала - Карибский кризис не позволял думать о таких мелочах
      Физрук
      1. bambu 4 сентября 2012 19:17
        учите историю!!!!!!!!!!
        советую почитать книги,а не только в инете сидеть по кнопкам шлёпать!!!!!!!
        и вопрос ,сколько классов окончили ????
        думаю не много,знаков препинания нехватает катострафически!!! )))) negative
        bambu
        1. TIT 4 сентября 2012 20:05
          советую аргументированно отвечать апоненту ,а не просто смайлики ставить
          TIT
        2. Физрук 5 сентября 2012 22:39
          Цитата: bambu
          учите историю!!!!!!!!!!

          Раз ты выучил историю, приведи примеры когда СССР платил США золотом во время войны
          Цитата: bambu
          знаков препинания нехватает катострафически!!!

          Когда своего ума нет, остается лишь искать грамматические ошибки в текстах
          Физрук
      2. Kibb 5 сентября 2012 17:09
        Цитата: Физрук
        НЕ ИЗВЕСТНО НИ ОДНОГО ФАКТА когда СССР платил золотом США за поставки техники и материалов по ленд-лизу

        А чего вы его так?Назовите факт-поговорим. Для страны веущей войну на выживание и крейсер и 5 тон золота просто ничего
        Kibb
        1. Физрук 5 сентября 2012 22:45
          Цитата: Kibb
          А чего вы его так?Назовите факт-поговорим

          Я второй деньпредлагаю это сделать посетителям форума ВО. Назовите хотя бы факт, когда СССР платил США золотом во время Великой отечественной войны
          Но неграмотные посетители форума ВО лишь мычат и огрызаются laughing
          Цитата: Kibb
          и крейсер и 5 тон золота просто ничего

          Золото предназначалось только Великобритании, американские поставки всегда были бесплатны.
          Физрук
          1. Kibb 6 сентября 2012 11:22
            Ну это золото шло в США как раз, в остальном- золотом не постреляешь
            Kibb
            1. Физрук 6 сентября 2012 16:15
              Цитата: Kibb
              Ну это золото шло в США как раз

              Утверждение высосано из пальца

              Закон о ленд-лизе был специально принят весной 1941 года, когда оказалось, что Великобритания больше не может оплачивать поставки - все следующие 5 лет Америка бесплатно помогала странам антигитлеровской Коалиции.
              Физрук
              1. Kibb 6 сентября 2012 17:46
                Цитата: Физрук
                Утверждение высосано из пальца

                Возможно, спорить не буду. Хотя утвердается обычно в книгах и статьях про Эдинбург именно так. По поводу моего мнения о Лендлизе - пройдитесь поиском.И еще раз повторюсь 5 тон золота это совсем немного по сравнению с общими поставками
                Kibb
              2. Larus 7 сентября 2012 17:27
                Да конечно,как будто кроме золота больше ничего туда не шло!!
                Вашингтон получил необходимого сырья общей стоимостью почти в 20% от переданных материалов и вооружений. В частности, из СССР в Штаты были отправлены 32 тысячи тонн марганцевой и 300 тысяч тонн хромовой руды, значение которых в военной промышленности было чрезвычайно велико!!Немало поживились с нас союзнички также платиной, ценной древесиной, пушниной, а также горячо любимыми ими красной рыбкой и черной икоркой.
                Так что не надо тут из себя грамоту строить и биться головой в доказательства!!И без золота неплохо поимели с нас.А остальной долг т.н. бесплатной помощи платился после войны естественно,так было задумано с самого начала.
                Larus
                1. kvs45 9 мая 2015 13:58
                  1) золото было для Британии, а не для США
                  2) Англия не обязана была нам помогать, так как мы крепко помогали Гитлеру когда он бомбил Англию
                  3) проводка нацистского рейдера "Комет" по северному морскому пути осуществлена нами
                  Так что мы не могли рассчитывать на особую любовь англичан, а США помогало без оплат в военное время (читай закон о ленд-лизе)
                  kvs45
      3. Oles 15 ноября 2012 12:22
        абсолютно верно......
        Oles
    2. бук 4 сентября 2012 14:42
      матросы в таком критическом положении делали что могли, а тут на современном корабле тушили пожар целый час и залили водой всю электронику!!!
      бук
      1. Физрук 4 сентября 2012 14:50
        Цитата: бук
        матросы в таком критическом положении делали что могли, а тут на современном корабле тушили пожар целый час и залили водой всю электронику!!!


        Во время аварии на Сокрушительном тоже был бардак. Случился бунт, офицеров отстранили от управления кораблем. Именно поэтому офицеры сбежали с корабля одними из первых.
        Автор многое в статье упустил.
        Физрук
        1. TIT 4 сентября 2012 16:26
          Цитата: Физрук
          Автор многое в статье упустил


          Добавьте что сможете


          Цитата: бук
          к ленд-лизу это не имело НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.


          все поставки иностранной военной техники в "быту" принято называть ленд-лизом
          TIT
          1. Физрук 4 сентября 2012 18:38
            Цитата: TIT
            все поставки иностранной военной техники в "быту" принято называть ленд-лизом

            В быту это принято называть безграмотной "желтой прессой"
            Автор статьи не стесняясь наврал:

            крейсера «Эдинбург», имевшего на борту пять тонн золота, предназначенных для оплаты США по ленд-лизу.



            Нет ни одного факта, чтобы ССР платил США золотом. Американцы специально приняли программу о "ленд-лизе", поставки в СССР были абсолютно бесплатны, оплатить нужно было только уцелевшую в боях технику (или не платить, но вернуть ее назад)
            Золотой груз британского крейсера "Эдинбург" преназначался для Великобритании, причем это был последний случай оплаты - после гибели "Эдинбурга" расчеты золотом с Англией прекратились. А с Америкой вообще никих расчетов золотом не велось
            Физрук
            1. TIT 4 сентября 2012 18:50
              Я Вас прекрасно понял , по теме гибели эсминца есть ,что добавить
              TIT
              1. Физрук 4 сентября 2012 19:12
                Цитата: TIT
                по теме гибели эсминца есть ,что добавить

                Разумеется
                Ретушированная версия гибели "Скорушительного", которую рассказал автор статьи пригодна только для детского садика. Ведь она никак не объясняет, почему все офицеры первыми покинули корабль

                Также нет объяснения, почему "Сокрушительный" развалился в шторм, а спасательную операцию проводили эсминцы типа "Новик", царской постройки, у которых ничего ни где не отваливалось
                Физрук
                1. TIT 4 сентября 2012 20:12
                  ну статья написана в хорошем стиле, достаточно подробно описывает ход событий ,
                  Цитата: Физрук
                  Ведь она никак не объясняет, почему все офицеры первыми покинули корабль


                  на этот вопрос отвечают последние абзацы (т. е. читай между строк),




                  Цитата: Физрук
                  Также нет объяснения, почему "Сокрушительный" развалился в шторм, а спасательную операцию проводили эсминцы типа "Новик", царской постройки, у которых ничего ни где не отваливалось

                  очень сложно всё описать в одной статье ,на это есть форумчане дающее дополнения к статье (всё знать невозможно)
                  TIT
                  1. Физрук 4 сентября 2012 23:39
                    Цитата: TIT
                    на этот вопрос отвечают последние абзацы (т. е. читай между строк),

                    Вот интересные подробности сос слов участника тех событий краснофлотца, машиниста-турбиниста П.И. Никифорова:
                    http://navycollection.narod.ru/ships/Russia/Destroyers/ESM_Proect_7/Posl_pohod_S
                    okrush/Posl_pohod_Sokrush.html
                    Цитата: TIT
                    очень сложно всё описать в одной статье

                    Достаточно сказать, что прототипом эсминцев пр. 7 был итальянский эсминец "Маэстрале". Итальянские конструкторы ошиблись с расчетом прочности корпуса, а их советские коллеги слепо скопировали ошибочную конструкцию.
                    В результате "сталинские семерки" разваливались от любого дуновения ветра. 8 ноября 1938 года новенький эсминец "Решительный" (тихоокеанский флот) в шторм развалился на три части. История стала широко известна, потомучто кораблем командовал будущий главком ВМФ СССР. Имя "Решительный" присвоили следующему кораблю...
                    Цитата: TIT
                    на это есть форумчане дающее дополнения к статье (всё знать невозможно)

                    Что верно, то верно
                    Физрук
                    1. vyatikhonov 11 августа 2013 19:13
                      Итальянские конструкторы не ошиблись, а сознательно заложили небольшие коэффициенты прочности в конструкцию. Почему? В Средиземном море не бывает таких штормов, как на Севере. Да и просто жулики - хотели добиться высоких ТТД путём ослабления прочности (обычная уловка недобросовестных проектировщиков). Насчёт ленд - лиза: американцы никакой платы за поставки не брали вообще, но требовали вернуть после войны всё неизрасходованное двойного назначения из поставленного, например, грузовики, паровозы, станки. Можно было вернуть и деньгами. Наши ещё не всё вернули, но потихоньку платят. Англия недавно всё же рассчиталась.
                      vyatikhonov
            2. Kibb 5 сентября 2012 19:01
              Цитата: Физрук
              Нет ни одного факта, чтобы ССР платил США золотом. Американцы специально приняли программу о "ленд-лизе", поставки в СССР были абсолютно бесплатны, оплатить нужно было только уцелевшую в боях технику (или не платить, но вернуть ее назад)

              Осбади, ДА НЕБЫЛО ЭТО НИКОГДА ПЛАТАЙ ЗА ЛННДЛИЗ,это были отдельые поставки ЗА ДЕНГИ ДО ЛЕНДЛИЗА
              Kibb
  2. Армата 4 сентября 2012 10:57
    Вечная память героям.
  3. garnag 4 сентября 2012 11:13
    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ ЗА РОДИНУ!!!
  4. Сахалинец 4 сентября 2012 11:31
    Вечная память.
  5. komTMG 4 сентября 2012 11:41
    Служба на 7 была очень трудна.
    Корабли делались для Балтики, а служили в Заполярье.
    Железные люди тогда были. Слава Героям!!!
  6. FoMaS 4 сентября 2012 11:44
    Эсминцы проектов 7 и 7-У имели недостаточную прочность корпусов.В начале 1940 года при шторме на Балтике на «Гневном» палуба получила прогибы до 80-мм. На Северном флоте 6 мая 1942 г. на эсминце «Громкий» при волнении 8 баллов настил полубака на 37-38 шпангоутах получил деформацию с гофром шириной 120 мм со стрелой прогиба 20 мм. Настил полубака начал быстро разрушаться, а затем нос корабля оторвался по 38-й шпангоут. Корабль удалось спасти. Эсминец «Сокрушительный» имел подкрепления носовой части корпуса, но это не спасло корабль от гибели во время шторма 20 ноября 1942 г.
    (справочник В.Н. Краснов, В.В.Балабин, Е.А.Шитиков «Боевые корабли второй мировой войны»)

    ps_по второй фотографии в статье, есть воспоминания матроса Никифорова касательно корабельного питомца, зверька пытались спасти и передать на ЭМ "Куйбышев" в чемодане (но концы обрубили т.к. не врубились зачем багаж когда спасают людей).
  7. TIT 4 сентября 2012 11:54
    В 1943 два тральщика прибывших из Англии были названы именами погибших ст.лейтенанта Г.Е. Лекарева и ст. лейтенанта И.А. Владимирова
    TIT
  8. borisst64 4 сентября 2012 12:48
    Читаю и мороз по коже. Кроме погибших моряков надо почтить и тех кто принимал все меры для их спасения, и тоже рисковал жизнью ради товарищей. А про собачку - хоть плачь.
    borisst64
  9. lars 4 сентября 2012 12:53
    Спасибо за статью!
    lars
  10. maxiv1979 4 сентября 2012 13:39
    немного не понятно, почему оторвалась корма, другие эсминцы маневрировали рядом и ничего не оторвалось у них
    maxiv1979
    1. Физрук 4 сентября 2012 18:52
      Цитата: maxiv1979
      немного не понятно, почему оторвалась корма, другие эсминцы маневрировали рядом и ничего не оторвалось у них


      Оторвалась корма у эсминца "Скорушительный" (проект 7, который иногда называют "сталинскими эсминцами"). "Сталинские эсминцы" строились по технологиям, купленным в фашистской Италии (Италия и СССР были верными союзниками до Второй Мировой, например, легендарный лидер "Ташкент" Черноморского флота строился в Ливорно).
      Итальянцы проектировали свои эсминцы для более спокойного Средиземного моря, во-вторых в погоне за высокой скоростью, они ошиблись в расчетах - итальянские корабли тех лет отличались "хлипкостью". Слепое копирование зарубежных технолгий привело к тому, что сталинские корабли разваливались прямо в море


      В это же время в бушующем Баренцевом море спокойно действовали эсминцы "Куйбышев" и "Урицкий" - бывшие эсминцы типа "Новик" ("Забияка" и "Капитан Керн") царской постройки. Новики дореволюционной постройки, несмотря на возраст 25 лет, имели отличную прочность и хороше держались на волне

      Одна из "сталинских семерок" в 1940 году развалилась прямо после спуска на воду - кораблем командовал будущий главком ВМФ СССР Горшков


      Физрук
  11. VadimSt 4 сентября 2012 13:56
    Цитата: lars
    Спасибо за статью!

    Поддерживаю. Кто забыл историю, не имеет будущего!
  12. Trapper7 4 сентября 2012 13:58
    С Курилехом ясно: он поторопился спасти свою персону, а где заместитель, старпом, штурман, артиллерист и другие? Неужели последовали примеру Курилеха?..

    А разве не он стоял за такой высокой боевой подготовкой корабля? Если я ошибаюсь - прошу поправить.
    1. Капитан Врунгель 4 сентября 2012 16:49
      Вечная память погибшим героям эсминца, выполнившим свой долг и не оставивших борт погибающего корабля. Честь и Слава Героям!
      На Ваш вопрос. Курилех обеспечивал учебу, но в реальной обстановке....
      Одно дело учить, другое действовать.А это в жизни две большие разницы.
      Капитан Врунгель
  13. Днепропетровск 4 сентября 2012 23:38
    Вечная память героям .
  14. Kibb 5 сентября 2012 19:15
    Статья хорошая, спасибо. Про "Москву" и "Харьков" будет?
    Kibb
  15. okroshka79 5 сентября 2012 22:02
    Интересна дальнейшая судьба старпома корабля капитана 3 ранга О.И. Рудакова. Находясь в штрафном батальоне (его приговорили к расстрелу, но заменили на штрафбат), он своими героическими действиями и ранением искупил вину и, вроде как награжден орденом (утверждать не буду). Был возвращен на флот восстановлен в в/звании и продолжил службу. После войны стал командиром крейсера "Свердлов" и участвовал в торжествах по случаю коронации английской королевы, ныне здравствующей. Прославил корабль и наш флот высочайшей морской выучкой на глазах всех приглашенных моряков со всего света: поставил на фертоинг корабль в реке Темза при сильном течении примерно за сорок минут (точно не помню, однозначно - очень быстро). Всего за всю мировую морскую практику было всего два случая постановки корабля на фертоинг (хотя фертоинговая скоба имеется на всех кораблях) и оба случаи наших кораблей. Смысл такой постановки: отклепать оба якоря, на их места приклепать фертоинговую скобу, , представляющую из себя. грубо говоря вертлюг, у которого два верхних конца (к нему приклепывается верхние смычки обеих якорь-цепей), а к нижним -нижние смычки якорь-цепей вместе с якорями (правым и левым). После этого, нужно "развести" каждый якорь на место своей покладки. Смысл такой сложнейшей операции - обеспечить свободное вращение корабля через фертоиг относительно обоих якорей при изменении ветра и течения и исключить запутывание якорь-цепей. Все остальные приглашенные корабли становились на один якорь. Утверждают, что на балу в знак уважения к русскому морскому мастерству королева удостоила О.И.Рудакова танцем. Дослужился Олимпий Иванович до контр-адмирала, похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Его сын Ю.О.Рудаков командовал на Северном флоте сторожевым кораблем "Доблестный" (был его первым командиром).
    1. Физрук 5 сентября 2012 22:53
      Цитата: okroshka79
      Всего за всю мировую морскую практику было всего два случая постановки корабля на фертоинг (хотя фертоинговая скоба имеется на всех кораблях) и оба случаи наших кораблей

      Вы бредите. В какой стране изобрели фертинговую скобу?
      Если кругом все такие бездари, зачем вообще фертинговая скоба, если ей никто никогда не пользовался?
      Цитата: okroshka79
      Все остальные приглашенные корабли становились на один якорь

      Русские моряки будут учить Великие морские державы кораблевождению? laughing
      Русские моряки, со времен царя Петра, копировавшие названия, технологии и традиции флотов других держав?
      Русские моряки, никогда не воевавшие в океане, всю Вторую мировую войну плескавшиеся в Балтийской и Черноморской лужах? Русские моряки, проигравшие свой единственный настоящий морской бой в ХХ веке со счетом 30:0 (Цусимский погром)?
      Физрук
      1. Kibb 6 сентября 2012 11:36
        Владимир, вы не совсем правы
        1.Петр начинал с нуля
        2.При Екатерине2 флот был вполне нормальный и Ушакова я бы поставил выше Нельсона
        3.Наварин
        4 Турок гоняли "палатенцем"в1877
        5 Изучите действия Черноморского флота в ПМВ- кроме Боя у Сарыча и "Севостпольской побудки" великолепный пример даже для "просвещенных мореплавателей"
        Kibb
      2. Kibb 6 сентября 2012 17:25
        Цитата: Физрук
        проигравшие свой единственный настоящий морской бой в ХХ веке со счетом 30:0 (Цусимский погром)?

        Нельзя не согласитсься.
        Но ... Почему британцы не виграли Ютланд?
        Kibb
  16. vyatikhonov 11 августа 2013 19:24
    Из других источников по трагедии "Сокрушительного" известны такие подробности. Командир эсминца Курилех, несмотря на все свои очевидные достоинства (его эсминец стал лучшим на флоте!) был человек, мягко говоря, своеобразный - пьяница горький, со всеми офицерами своего корабля обращался грубо, хам, поощрял наушничество среди матросов об офицерах. Несколько сдерживал этого тирана до лета 1942 г. хороший замполит, умевший улучшить моральную обстановку в экипаже. Но летом 1942 г. он ушёл на учёбу. Новый политрук не умел так правильно себя поставить. Во время катастрофы Курилех сказался больным и заперся в каюте (!). Как больного жалостливый экипаж переправил его с тонущего эсминца одним из первых. "Болезнью", скорее всего, была просто сильная степень алкогольного опьянения. Это только усугубило его судьбу на суде военного трибунала.
    vyatikhonov
  17. viv-1951-viv 23 апреля 2015 12:28
    Мой отец, Волчков Илья Иванович. проходил службу краснофлотцем на э/м Сокрушительный с 1940 года до гибели миноносца. Он 20 ноября 1942 года был смотрящим и как он рассказывал находился как раз на кормовой части и был привязан, чтобы не смыло. На его глазах в шторм образовалась трещина и кормовая часть начала отделяться. Он отвязал себя и прыгнул на торпедный аппарат. Он не помнит как его потом от аппарата оторвали. Он рассказывал, что когда спасательные корабли подошли, из Москвы поступил приказ затопить Сокрушительный.Так как боялись что эскадренный миноносец может достаться фашистам. Они связались с Мурманском, но там не пошли им навстречу. Тогда они связались с Москвой и после долгих переговоров, получили разрешение на спасение личного состава. Отец рассказывал, что по несколько человек их сажали в сети и тянули под водой, а затем на судне отпаивали. Также отец говорил, что первым спасали капитана судна Курилех. Спасти весь экипаж с э/м Сокрушительный так и не удалось. Отец часто вспоминал это. Он имел награды, но все документы пропали и он не смог их восстановить.Он служил краснофлотцем с 01.09.1937г. по 05.01.1946г. Воевал в Финскую войну, Великую Отечественную войну и Японскую войну. За Японскую войну он был награжден орденом Красной Звезды. Умер он 19.06.1973г. сердце не выдержало. Ни кто не забыт и ни что не забыто.
    viv-1951-viv
  18. dpiskov 14 декабря 2015 12:49
    Спасибо за статью!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня