Проект 20386: «весело веселье – тяжело похмелье»

97

Провал аферы с проектом якобы «перспективного корвета и корабля океанской зоны» 20386 очевиден. Ее соучастники ищут, как бы уйти от ответственности (за сознательный подрыв боеспособности ВМФ, в том числе срыв обеспечения боевой устойчивости МСЯС). Этого нельзя допустить – виновные должны ответить.

На днях в СМИ прошла волна публикаций о стелс-корвете 20386 и о том, какой он будет малозаметный. И, как назло, сразу же после этой волны было опубликовано заявление главы ОСК А. Л. Рахманова о том, что «Меркурий» вместо вступления в строй может быть достроен как опытовый корабль или судно.



Если в рамках имеющегося нашего понимания на корвете будут применены современные технологии, то, собственно говоря, строительство его может затянуться до момента отработки этих технологий…
А если принимать во внимание, что сам корабль может стать опытовым судном, тогда никогда [не войдет в состав ВМФ]. Оно будет бороздить морские просторы и отрабатывать новые технологии…
Если это реально будет опытовое судно, то оно будет введено в эксплуатацию как опытовое судно.

Ну что же, последствия этой аферы медленно, но верно становятся очевидными.

Об этом проекте писалось неоднократно.

Например, 28 октября 2016 года статья А. Тимохина «Хуже, чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка». Или 20 марта 2019 года А. Тимохин, М. Климов «Корвет 20386. Продолжение аферы».

Однако текущая ситуация по этому прожекту жестко ставит вопрос необходимости снова и снова возвращаться к этой афере.

«Кораблекрушение адмирала Чиркова»


Подчеркну, сколько-нибудь вменяемых технических аргументов у лоббистов 20386 не только нет, но и их действия (с 20386) противоречат их же собственным заявлениям и признаниям того, что нужно ВМФ РФ, например:

22 августа 2018 года, РИА Новости. Российские фрегаты типа 22350 и корветы проекта типа 20380 должны строиться крупными сериями, в целом в составе ВМФ РФ фрегатов должно быть не менее 18, корветов – 36, заявил в среду главный советник президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), бывший главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков.

И это заявляется лицом, который является «папой» не только аферы с 20386, но и еще более бестолковых и бессмысленных «модульных» патрульных кораблей проекта 22160.

12 февраля 2014 года, FLOT.com. Командование Военно-Морским флотом России отказалось от концепции корвета охраны водных районов (ОВР). Взамен планируется создание патрульных кораблей. Об этом главнокомандующий Военно-Морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков заявил в блиц-интервью Центральному Военно-Морскому порталу. Главкомат не видит перспективы в создании кораблей, ранее обозначенных как «Корвет ОВР». Одна из главных задач ОВР – обеспечение охраны и обороны сил ВМФ в районах военно-морских баз и на прилегающих к ним территориях. Эта задача теперь выполняется береговыми средствами наблюдения, стационарными гидроакустическими станциями и береговыми ракетно-артиллерийскими войсками, имеющими на вооружении противокорабельные ракеты разной дальности, а также противолодочную и ударную авиацию. Отказавшись от корвета, ВМФ обратился к идее создания патрульных кораблей – менее вооруженных, но обладающих большей автономностью и универсальностью, способных, в том числе, выходить и в дальние походы.

Заявленных Чирковым стационарных ГАС с требуемыми характеристиками не было как тогда, так и сейчас. Противолодочная и ударная авиация ВМФ разгромлена и фактически утратила боеспособность против сколько-нибудь серьезного противника (об этом в одной из ближайших статей). В общем-то «все всё знают». В том числе и то, что были лица, которые в тот период времени «лоббировали определенные вопросы»…

Фактически заявление Чиркова (о «18 фрегатах и 36 корветах») – собственноручная его «расписка» в фактическом фиаско всех его идей, кораблестроительных планов (кроме проекта 22800, который фактически спасли исполнители). Однако состоявшееся «кораблекрушение адмирала Чиркова» (катастрофический срыв по кораблестроению в ГОЗ-2020) совсем не мешает ему хорошо чувствовать себя в кресле главного советника президента ОСК.

Генезис самого проекта 20380 не является темой статьи, хотя далее к нему стоит вернуться подробнее: проект, при определенной модернизации, еще может себя показать с самой лучшей стороны. Речь о его так называемом «развитии». И если установку УКСК под дальнобойные ПКР, КР и ПЛУР на проекте 20385 можно понять и приветствовать, то эпопея с радиолокацией корвета явно достойна пера Агаты Кристи.

Подробнее об этом – «Гремящий и другие. Получит ли наш флот эффективные корабли ближней зоны».


Американцы с их «войнами Пентагона» (см. рисунок) обзавидовались бы.

Но еще «веселее» получилось с якобы «развитием» 20380, а фактически с абсолютно новым проектом 20386, «выросшим» по водоизмещению и цене практически на уровень фрегата (при крайне сомнительной концепции и низких боевых возможностях). Цитата:

3 января 2015 года, AN. Известен факт прохождения ТТЗ на 20386, когда г-н Захаров, от лица Алмаза привез ТТЗ в ЦНИИ ВК, подписал у начальника и потом сразу у Главкома. Естественно, никто из института внутри ничего не читал. Тогда. Читали потом и [удалено – нецензурное выражение].

Проект 20386 и его главный конструктор И. Г. Захаров

Это про события начала 2013 года И. Г. Захаров, главный конструктор проекта 20386 (и по совместительству (в 2012–2014 гг.) вице-президент ОСК).

И. Г. Захаров согласовывает у В. В. Чиркова ТТЗ на новый корвет проекта 20386 (причем в обход специалистов ВМФ, очевидно, что начальник ЦНИИ ВК на момент захода к нему Захарова уже имел команду: «подписать»).

Пикантный момент во всей этой ситуации – в это же время командующий Балтфлотом докладывает В. В. Чиркову о полной небоеспособности корветов проекта 20380 (детища Захарова в должности начальника 1 ЦНИИ ВК).

Еще раз о «Заслоне»


В 2010 году разработчиком «перспективного» «супер-РЛК» с АФАР ВМФ назначается организация, ранее разрабатывавшая самое сложное – это… аэродромные кондиционеры. Она немедленно получает щедрый поток финансирования (обильность которого, мягко говоря, не имеет аналогов для подобных разработок). При этом от участия в этой работе были отстранены действительно ведущие в стране фирмы по АФАР – НИИП им. Тихомирова и «Фазатрон» (хотя последний на тот момент имел в активе уже реально сбитую из-под АФАР воздушную цель).
В последующий период времени АО «Заслон» предпринимал активные попытки захода в тематику авиационных РЛС, но все эти попытки закончились фиаско. Ни одной реально работающей авиационной РЛС с АФАР «Заслона» нет (собственно, ничего удивительного, «на гряблях» проблем с АФАР (особенно термодинамических), что называется, «наскакались» и несравнимо много более опытные НИИП и «Фазатрон»).

При этом лицами с «Заслона» за свои разработки активно выдавались чужие, например, ЦНПО «Ленинец» (подчеркну, ЦНПО «Ленинец» и АО «Заслон» (в прошлом НТЦ «Завод Ленинец») – абсолютно разные организации и, в отличии от «Заслона», у ЦНПО «Ленинец» действительно есть огромный опыт и авторитет в вопросах радиолокации и авиационных комплексов). Кто на самом деле делал РЛС для тех же самолетов «Ту» последних модификаций – следует смотреть годовые отчеты ЦНПО «Ленинца». И роль «Заслона» здесь, образно говоря – фантик для конфет, которые делали совсем другие люди и организации.

Несмотря на многократный перенос сроков сдачи корвета «Гремящий» (проекта 20385), испытания в конце 2020 года МФ-РЛК фактически провалил. Хотя цели были реально сбиты (ЗУР 9М96, которые там отработали на «отлично»), условия выполнения стрельбы были таковы, что МФ-РЛК можно было вообще не включать (ошибки надежно перекрывались раскрытием активных головок самонаведения ЗУР). Реально готовились к стрельбе по пультовой (имитированной) цели (с параметрами ракет-мишеней).

Небоеспособность МФ-РЛК «Заслон» против реальной угрозы с воздуха. И это именно факты! (скрин с видео МО РФ)

Подчеркну, автор считает появление таких подробностей и деталей стрельб и боевой подготовки ВМФ и ВС РФ в публичном доступе неправильным. Более того, ряд лиц из «профессионального сообщества» ставили перед ним вопрос, что «нельзя так подробно писать в публичном виде». Логично, но данные детали были приведены в официальном видео МО РФ (Департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ – ДИМК), и все эти цифры и детали были видны и очевидны любому специалисту (в том числе иностранному) и, соответственно, внимательно изучались ими.

Автором был написан рапорт на имя МО РФ о, мягко говоря, странных действиях ДИМК, в том числе ставился вопрос о наличии реальных утечек в материалах ДИМК. Ответ (от врио начальника ДИМК) был в стиле «все хорошо прекрасная маркиза»:

Все согласовано профильными специалистами МО РФ.

Имеются также веские основания полагать, что на самом деле стрельба по ракете-мишени РМ-120 тихоокеанского корвета «Алдар Цыденжапов» (артиллерией из-под МФ-РЛК) была на самом деле провалена.

И причины этого провала вполне видны: на минобороновском видео с «Гремящего» – мощная засветка центра экрана работой самого МФ-РЛК (радиусом около 3 км) не только исключает возможность стрельбы АК-630М (из-под МФ-РЛК), но и ставит очень серьезные вопросы, из-за чего такая засветка образуется и как эта причина влияла на точность стрельбы уже среднекалиберной АК-190…

Собственно, понятно, почему РМ15 на сотню метров для «Гремящего» «задрали» (и почему так боялись стрелять по реально низколетящим целям).

Специалистам (реальным специалистами по работе по НЛЦ и их поражению) все ясно. То есть технически проблема на уровне нормального технического совещания с последующим проведением необходимых доработок.

Однако реальные проблемы МФ-РЛК не столько в технике, а в другом – в руководстве и его отношении к делу.

Очевидно, что указанная проблема «вылезла» далеко не на стрельбах «Гремящего», а сразу (… лет назад). Известно, что еще в 2017 году МФ-РЛС отрабатывалась на берегу, на специальном стенде. С учетом этого фактора, притащить проблему не просто на корабль, а еще и на его Госы – это не просто стыд и срам. Это полная уверенность топ-менеджмента «Заслона», что «ничего делать не надо», так как за счет пиара, вранья (якобы «сбитая» мишень «Алдара») и административного давления они в любом случае и в любом виде «спихнут» МФ-РЛК флоту.

Собственно говоря, смотрите «новости от ДИМК» после стрельбы «Гремящего» и, как говорится, наслаждайтесь. «Факты на лице»…

У меня простой вопрос к офицерам ВМФ (и МО РФ, например, Управления военных представительств): как у вас честь офицерская и просто совесть со всеми этими якобы успешными испытаниями совмещается?

Особо – к офицерскому составу, готовившему РМ15 для Госов «Гремящего» и установившего высоту ее высоту полета практически в десять раз выше реальных ПКР.

Однако с МФ-РЛК все оказалось много веселее, но об этом чуть ниже.

Маразм «контейнерной модульности»


По этой теме автор уже неоднократно писал:

«Модули патрульники не спасут»;
«Какие модули нужны нашим кораблям».

Кратко: модульность для кораблей дает как значительные возможности, в первую очередь в плане модернизации кораблей, так и налагает серьезные ограничения. Например, в США модульный подход имел как крупный успех (модернизация КР «Тикондерога» и ЭМ «Спрюэнс»), так и катастрофический провал на кораблях LCS.

Проект 20386: «весело веселье – тяжело похмелье»

Однако главным для ВМФ РФ являлась возможность эффективной модернизации кораблей боевого состава. И это было технически вполне реально – установка малогабаритных модулей новых систем и комплексов.

Вместо этого у нас занялись рассовыванием «всего и вся» по 20 и 40-футовым контейнерам. То, что они не лезли на корабли «пиливших» эти темы не интересовало, ибо они ожидали еще больший распил на «перспективных специальных модульных кораблях».

Весь маразм «модульных подходов» в ВМФ РФ особенно наглядно виден на примере «модульной ГАС».

«Исходные габариты»» БУГАС «Виньетка» («Минотавр») близки к таковым у западных БУГАС. Более того, в специальной литературе конца 2000-х годов приводились данные по работам по «компактному Минотавру» (который можно было массово ставить на корабли и суда малого водоизмещения). Однако все это у нас «похоронили» и постарались «крепко забыть», ибо «пилорама свистела» по «модульным кораблям» и «специальным контейнерным модулям для них» (подчеркну – заведомо таким, чтобы их нельзя было поставить на корабли боевого состава и провести их модернизацию).

Результат этого насилия над здравым смыслом и инженерными кадрами наглядно:


В качестве исходных данных были взяты разрез одного из вариантов экспортного корвета «Тигр» и материалы про «модули» из статьи в «Морском вестнике».

Собственно говоря, после такого «креативного результата» «оконтейнирования» совсем неудивительно, что разработчики «модульного» 20386 предпочли не «инновационно модульно-контейнерную» БГАС, а обычную.


А теперь для сравнения: западный подход к «модульным БУГАС».


Это именно компактные станции, пригодные к установке на малых кораблях и судах (вплоть до крупных катеров и БЭК).

И еще раз стоит привести фото, ставящие серьезные вопросы по компетентности и соответствию занимаемым должностям целого ряда начальников ВМФ (включая начальника службы ПЛБ (противолодочной борьбы) ВМФ).

Это египетский «большой охотник» китайской постройки (тип «Хайнань», фактически – проект 122 СССР, который начали разрабатывать еще в конце Великой Отечественной). Но с современной низкочастотной БУГАС.


Вот что такое правильный «модульный принцип».

Замечу, технически и тактически правильный, однако имеющий очень серьезный «организационный минус» – сравнительно малую стоимость. То есть «большой распил» на нем получить сложно. Соответственно, «овца» ВМФ просто обязана быть острижена и на огромные 40-футовые БУГАС, и специальные инновационно-модульные корабли на них (а «компактный Минотавр» – похоронен).

Боеготовность ВМФ?

Какая такая «боеготовность»?

Ведь главным пунктом «боевой подготовки» (в кавычках) стали парады.

Еще раз о сравнении 20386 с другими серийными кораблями


Итак, меньший по водоизмещению и более дешевый корвет проекта 20385 имел: вертолет, УКСК на 8 ракет («Калибр», «Оникс», в перспективе «Циркон») и 16 УВП ЗРК «Редут». Да, проигрывал в максимальной скорости (при этом имея много более дешевую дизельную энергетическую установку) и совсем незначительно – в мореходности.

Кстати, в связи с использованием турбин на 20386, а газотурбинный 20385 кто-то считал?

Гораздо более дорогой и крупный 20386 изначально имел: 8 ПКР «Уран» (то есть ПЛУР и КР применять был не в состоянии – как и дальнобойные ПКР «Бирюза», «Оникс» и «Циркон») и те же 16 УВП для «Редута». 4 «Калибра» в откровенно слабой по характеристикам контейнерной пусковой можно было поставить только вместо вертолета. Как говорится, «картина Репина – приплыли».

Даже на фоне совсем малого и формально слабого патрульного корабля проекта 22160 (водоизмещение в два раза меньше) прожект 20386 выглядит крайне сомнительно: или 1 40-футовый контейнер, или вертолет. При этом на 22160 вставали два 40-футовых контейнера вместе с вертолетом.


«Скинутый» на воду корпус «Дерзкого Меркурия» проекта 20386

Сравнение с фрегатом проекта 22350 для 20386 вообще бессмысленно.

И не только потому, что формально по вооружению 22350 кроет 20386 как «бык овцу», но и потому, что по состоянию на сегодня МФ-РЛК – это фактически «мебель» (при этом все сроки завершения ОКР давно сорваны). Ибо задачи по предназначению – решать неспособна, а лоббисты «Заслона» при «полном отсутствии совести» заявляют о необходимости продолжения щедрого бюджетного финансирования, чтобы все-таки «научить» «Заслон» хоть что-то сбивать (от вопросов: а как же госконтракт, по которому уже потрачены огромные деньги, но на выходе – только «мебель», эти лоббисты усиленно уворачиваются).

При этом стоимость корвета, и так «взлетевшая» вверх после установки на него МФ-РЛС «Заслон» (проект 20385), на проекте 20386 продолжила свой «вертикальный взлет», практически догнав фрегат проекта 22350 (имевший на порядок большую боевую эффективность, чем странный «перековерто-недофрегат» прожекта 20386). Более того, проект 20386 «перебегает дорогу» фрегату проекта 22350 в самом узком месте нашего надводного кораблестроения – редукторном производстве. И тут уже возникает вопрос: это что – глупость или сознательный саботаж?

И здесь стоит еще раз процитировать одного из зачинателей прожекта 20386:

22 августа 2018 года, РИА Новости. «В целом в составе ВМФ РФ фрегатов должно быть не менее 18, корветов – 36»,

– заявил в среду главный советник президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), бывший главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков.

Самое же главное во всем этом бордельере (бардаке) то, что, наконец-то, более-менее доведя очень приличный фрегат проекта 22350, организаторы и соучастники аферы с 20386 затеяли фактически замену его в серии (под «прикрытием» «рекламного баннера» с циферкой 22350М) на заведомо «попильный» и убогий по боевым характеристикам прожект 20386.

Просто вопиющие недостатки прожекта 20386 вызвали «логичное» стремление соучаствующих в этой афере лиц их «устранить» (и, разумеется, под предлогом этого продолжить «вкусное освоение крупных бюджетных средств» для «себя любимых»). В результате этого процесса в декабре 2019 года в Севастополе был представлен Президенту «перспективный корабль океанской зоны на базе проекта 20386». Подробнее – А.Тимохин «Замышляется ли переделка проекта 20386».


Пусковых да, добавили. Появилась УКСК. Что касается заявления президенту (что могла видеть по телевизору вся страна на этом показе) г. Евменова о якобы 32 УВП для «Калибров» (в том числе в нос от артустановки), то здесь два варианта: или действующий ГК ВМФ не в состоянии отличить УКСК «Калибров» от УВП ЗУР «Редут», или, извините, имел место прямой и публичный обман первого лица государства.

Говоря об обмане, стоит вспомнить и «пикантные подробности» «перезакладки» «Дерзкого Меркурия» – очень интересный вопрос: докладывалось ли о них Президенту? Или соответствующая информация для «первого лица» в очередной раз была «правильно отредактирована»?

После всех этих конструкторско-технических (и финансовых) манипуляций реальный ценник 20386 превысил таковой 22350 (который все равно значительно превосходит этот «недопрожект»).

Что надо флоту?


С учетом того, что одной из главных задач корвета является противолодочная оборона (ПЛО), то ключевым для корвета является не просто оснащение его эффективными средствами поиска, а создание действенной группировки сил, реально обеспечивающей решение задач по предназначению (в том числе ПЛО) в ближней морской зоне (и локальных районах дальней и океанской, при необходимости).

С учетом, как правило, зональной структуры акустического поля (наличия зон «тени» и «освещенности»), задача в большинстве случаев не может быть эффективно решена одним мощным гидроакустическим комплексом (ГАК) на одиночном носителе – требуется оптимально распределенная в районе группа кораблей, носителей ГАК. При этом с переходом к такому «сетевому» принципу работы ПЛО требования (и стоимость) к ГАК и ГАС отдельных носителей могут быть значительно снижены (а их оптимизация должна вестись на уровне не носителя, а группировки сил на ТВД). Более того, задача оптимизации (максимальной эффективности при наименьших затратах ресурсов) требует разумного ограничения характеристик и стоимости отдельных единиц для обеспечения создания необходимой группировки.

В связи с этим раздувание стоимости отдельного корабля не только не эффективно, это практически исключает сколько-нибудь действенное решение задачи ПЛО. Такой подход пригоден только для парадов, на реальной войне это закончится разгромом.

Вопрос массового (и эффективного – как элемента группировки сил на ТВД) корвета ВМФ является на сегодня одним из ключевых в ВМФ. Все технические возможности для этого («кубики» комплексов и систем) есть. У нас наличествуют все технические возможности для массового строительства эффективных кораблей ближней морской зоны. И все острые проблемы имеют сугубо организационные причины (называя вещи своими именами – «змеиный клубок» интриг и «интересов» так называемых «уважаемых лиц»).

Понимают ли это разработчики?


И. Г. Захаров, главный конструктор 20386 (в собственной книге по корветам):

Необходимость создания и содержания в составе флота малых корветов является результатом роста стоимости и наращивания возможностей многоцелевых корветов.
…Численность корабельного состава ВМФ может сократиться более чем на 60 %… Переломить сложившуюся ситуацию можно только, сосредоточив усилия на решении более четко очерченных приоритетных задач, одной из которых является создание корвета младшего класса и, следовательно, меньшей стоимости. За счет этих кораблей станет возможным сохранить необходимую численность надводного корабельного состава флота.

То есть он все понимает, но делает прямо противоположенное.

Понимает ли это флот?


Два экс-ГК ВМФ очень хорошо устроились в ОСК. Так сказать – «подают пример». И пример этот вполне воспринят. Как и воспринято то, что даже очень опытные специалисты могут иметь очень серьезные проблемы с трудоустройством «по специальности» в ОПК в случае проявления ими принципиальности (но если «вовремя подмазать» – то все будет «ок»: и должность, и оклад, причем больше, чем на службе).

В результате всего этого имеем на флоте: массовку абсолютно изношенных «инвалидов» (на «костылях» с неработающей турбиной) МПК проекта 1124М, фактически полностью утративших боевое значение (только как мишени для противника), небольшую серию так и не доведенных до нормально-боеспособного состояния корветов 20380 и модельки и большой финансовый распил по прожекту 20386.


Все «нормально».

Так называемые «уважаемые люди» удовлетворены, «овца» (ВМФ) в очередной раз острижена. Ну а то, что корабли ВМФ в случае реальной войны будут топить как котят – так отвечать за это будут назначены совсем другие люди (а не те, так называемые «уважаемые»). И об этом стоит помнить тем, кто сейчас является ответственным за дело и результат и которым сейчас так называемые «уважаемые» снова «морковку» показывают (или «конвертик») – с «перспективой» «мягкого кресла» в их кругу.

«Сомнительный соус» «стелса»


Как уже ранее указывалось, у сторонников 20386 нет сколько-нибудь адекватных технических аргументов. Есть только «прилагательные»: «модульный», «инновационный» и тому подобное про «внедрение новых подходов в корабельной архитектуре» (последнее – составная часть темы, по которой активно «пилились» бюджетные средства). Последний «всплеск» пиара по 20386 был связан с якобы малозаметностью: «первый стелс-корабль ВМФ» – разом загудели совсем недавно СМИ.

Разберем этот лукавый жупел (фактически попытка закрыть, залив соусом «малозаметности», все непотребство прожекта 20386).

Лучшим ответом на тезис о «корабле-стелсе» является судьба опытового малозаметного судна Sea Shadow ВМС США, имевшего реально крайне низкий уровень заметности (причем не только корпуса, но и волнообразования на поверхности воды), огромный объем исследований и спецучений с ним, и в итоге – уничтоженного.


При этом ВМС США ни в коей мере не отказались от малозаметности. Вопрос в ее величине и месте в комплексе боевых характеристик кораблей. Технологии малозаметности массово были внедрены на серийных кораблях (и ранее построенных кораблях боевого состава ВМС США) со значительным снижением в том числе их радиолокационной заметности.

Аналогичные работы проводились и в ВМФ еще СССР. Например, внимательное рассмотрение фотографий надстроек БПК проекта 1155 еще показывает наличие сохранившихся остатков спецпокрытия («рогожка»). Другое дело, что это работало в сочетании со специальной краской.

И ключевым вопросом «ограниченной малозаметности» для кораблей стало то, что решение целого ряда основных задач ими просто несовместимо со скрытностью (например, задачи ПВО и ПЛО).

Есть ли «тактическая ниша» для реально «очень малозаметных кораблей» в войне на море?

Да есть.

Но достаточно узкая: например, решение ударных задач (ракетные катера (РКА) типа «Скёльд» ВМС Норвегии).


Для ВМФ РФ такой проект имеет вполне обоснованный смысл, а потенциал того же ЦМКБ «Алмаз» вполне позволяет реализовать его, если бы не одно «но»: такой «малый морской стелс» однозначно требует наклонных ПУ («преданных анафеме» в нашем ВМФ).

Начало конца


Ещё раз вспомним, что сказал глава ОСК А. Рахманов – корабль может быть достроен как опытовый, а срок его постройки будет зависеть от отработки «современных технологий», ну или по-простому: срок сдачи неизвестно когда, в боевой состав возможно не войдёт.

Прожект 20386: «весело веселье – тяжело похмелье».

Как говорится, «факты на лице»…

И здесь интересно посмотреть на реакцию на одном из специальных форумов, особенно среди лиц «в теме» и ранее замеченных в активном лоббировании 20386 (ссылка):

Curious #11.06.2021. Перевести «Меркурий» в разряд ОС это хитрая «желалка» ОСК, типа отмазка за срыв всех назначенных сроков по этому заказу. Есть слушок, что кое-кто из подрядчиков даже не может назвать конкретные сроки окончания своих ОКРов по системам корвета, и опытный чинуша Рахманов хочет соскочить и уйти от ответственности. А флоту, как говорят, пофиг вообще.

DM #12.06.2021. … идея опытного судна не рахмановская. Заказчики её уже больше года, как мусолят. Рахманов озвучил только.

brazil #11.06.2021. Это признание провала проекта 20386. Корветов 20386 хотели с десяток единиц и прекратили новые заказы 20380(5). Теперь будет пауза в поступлении корветов 20380(5) вместо 20386 в состав ВМФ. Кроме того, еще и 22350 достанется, ведь поставки оборудования 20386 влияют на поставки для новых заказов 22350. В плюсе только любители ОКР остались: модульность, электродвижение и др. Опытовое судно за 27 млрд. Деньги освоили и без кораблей остались (вредительство чистой воды).

WWWW #11.06.2021. Два бывших главкома ВМФ сейчас работают в ОСК. Плотоводцы думают не о флоте, а о будущей синекуре в ОСК, поэтому согласны на ффффффсееееее!!!

WWWW (лоббист 20386 с НИО ВМФ) #11.06.2021 …траблы с интеграцией РЭВ теперь не в умную мачту, а в гениальную надстройку.

Переводя на нормальный русский язык «фиговый листок» «интеграции РЭВ в гениальную надстройку» (сказано было с явной «иронией сквозь зубы»), мы опять приходим к «Заслону» с его «инновационным вундерваффе» – ИБМК МФ-РЛК.

А теперь по последним серийным 20380(5).

Корпуса корветов «Строгий» и «Меркурий» на Северной верфи (Curious, http://www.balancer.ru)

Цитата (ссылка):

Bashkirhan #11.06.2021 Curious разместил на соседней ветке фото «Меркурия», так вот его соседом слева является «Строгий». Когда «Строгого» хотя бы поставят в эллинг и установят на корпус давно доставленную на верфь композитную надстройку, тогда можете начинать радоваться.

Igor_FarEast #11.06.2021 Печаль печальная. С «Меркурием» то понятно, а почему «Строгий» с «Ретивым» мурыжат? Особенно «Ретивый». Готов же практически. Уже давно. АСЗ «Алдара» уже сдала и почти «Резкого» закончила. Комплектующие у них одинаковые.

WWWW #11.06.2021. А вы уверены? Чудят теперь с РЭВ (Заслоновской мачтой). Там, похоже, сколько кораблей – столько вариантов этого чуда!

«Весело» (в кавычках) получается – по факту имеем не только провалы с 20386, государственными испытаниями «Гремящего» и «Алдара Цыденжапова» (подробнее – «Дырявый зонтик флота. Технический разбор стрельб «Гремящего»), но и просто возможность серийно выпускать этот «чудо-юдо» МФ-РЛК, мягко говоря – «под очень серьёзным вопросом»…

И вывод из всего этого может быть только один: на этот раз виновные (за сознательный подрыв боеспособности ВМФ и ВС РФ, в том числе срыв обеспечения боевой устойчивости МСЯС) должны ответить, и по полной. Как минимум должностями.
К сожалению, в УК РФ нет статьи о сознательном саботаже и действиях по подрыву обороноспособности страны, есть только «халатность». Однако это не «халатность»! То, что творилось у нас по тематике корветов с середины 2000-х годов, это именно сознательные действия по «освоению» огромных бюджетных средств за счет подрыва обороноспособности страны.

Специалисты все прекрасно понимали, докладывали руководству (то есть оно все прекрасно знало) и даже писали на публичных ресурсах:

AN 16.11.2006 г. (то есть пятнадцать лет назад):
Критика проекта 20380… никого не интересует, а как, собственно, будут летать эти, без сомнения, прекрасные ракеты при отсутствии линии радиокоррекции и отвратительном целеуказании от «Фурке»… Так сказать, по схеме «выстрелил-забыл». О чем!! О цели? Или о ракете?.. Разработчики ЗРК старательно обходят все острые углы, типа: а как Ваша ЗУР увидит цель при ошибках целеуказания в районе 1 град.? Ответ – увидит, ...и т.д.

Ну и последняя «вишенка на тортик».

Как было официально заявлено, строительство новых корветов являлось поручением Президента РФ. Несмотря на заключение госконтрактов по ним (отчитаться – перед Администрацией Президента РФ), их закладка не произведена до сих пор (в силу «подводных камней» и «мин» проекта, о которых писал автор и А.Тимохин, и в первую очередь – МФ-РЛК «Заслон»).

Фактически мы имеем ясный, очевидный и публичный саботаж поручения Президента РФ и вопросов обороноспособности страны. И тут уже возникает вопрос – а у нас «вертикаль власти», вообще, работает? Где те, кто обязан «бдить»? Или они «шнурки на ботинках рассматривают»? Пока все это творится (и катится к новой Цусиме)?

То, что сейчас пытаются «провернуть» с 20386 с переводом его в опытовое судно, есть прямая попытка соучастников всего того, что с ним творилось – уйти от ответственности.

Есть госконтракт на создание корабля, и извольте предъявить результат.

Нет результата (в виде боевого корабля, способного фактически решать задачи по предназначению)? А на что потрачены деньги?

А, оказывается, специалистам вся порочность этого прожекта и аферы была ясна сразу, и они докладывали?

Тогда, извините, есть вполне конкретные вопросы к вполне конкретным должностным лицам. В плоскости «соответствующего кодекса». И они обязаны понести соответствующую ответственность. Есть, извините, структуры, которые обязаны «бдить» (и просто «объективно доложить наверх», в том числе «первом лицу» о реальной ситуации).

А что касается «Дерзкого Меркурия» – у флота критическая ситуация с корабельным составом. Соответственно, «прощать грехи» и списывать «на мышек» потенциальный боевой корабль будет ошибкой хуже преступления.

Сейчас ключевая проблема «Меркурия» – МФ-РЛК «Заслон».

Соответственно, решение технически очень простое, но организационно – мучительно сложное (надо же проявить принципиальность к так называемым «уважаемым людям»): выкинуть МФ-РЛК «Заслон» с корабля (с заменой на серийные и реально работающие РЭВ).

Все основания для этого после всех подлогов и провалов «испытаний» «Заслона» на «Гремящем» и «Алдаре Цыденжапове» есть.

Да, серия 20386 не нужна (ибо она перебегает дорогу серии 22350, и как раз фрегат проекта 22350 и нужно максимально форсировать в серии). Но с заменой МФ-РЛК на реально работающие РЭВ – «Меркурий» будет в строю ВМФ. И дело ему найдется.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    22 июня 2021 09:12

    Провал аферы с проектом якобы «перспективного корвета и корабля океанской зоны» 20386 очевиден.
    урякалкам не читать... парализует. но уже 20 с лишком лет. у нашего МО нет внятной концепции,ни по морской авиации,ни по кораблям, всё сложно,всё буксует, везде денег нет,но, есть куча муляжей.от авианосца до атомного эсминца.
    1. +22
      22 июня 2021 09:21
      Цитата: Дедкастарый
      всё сложно,всё буксует, везде денег нет

      Это вы не подумав. Деньги есть, только у кого надо теперь есть. Ещё на счёт "личного поручения президента" по корветам. Так после майских указов всевозможных годов всем понятно, что можно просто послать и особо не стесняться, всё равно ничего не будет. А вот денюжка прирастёт.
      1. +10
        22 июня 2021 09:51
        Цитата: НДР-791
        Ещё на счёт "личного поручения президента" по корветам.

        Старые советские МПК гниют, но пока держатся. Корвета ОВР им на замену нет, тему в начале 2010-х прикрыли при главкоме Чиркове.

      2. Комментарий был удален.
    2. +27
      22 июня 2021 09:46
      Вертикаль власти работает только в отношении народа. Начальство неподсудно по определению. Что там с майскими указами президента не помню уже какого года? Мы своих не бросаем? А они вообще наши или иноагенты?
      За такой нанесенный ущерб обороноспособности страны нужны массовые посадки виновных безответственных лиц.
      1. +9
        22 июня 2021 12:35
        Цитата: Бородач
        За такой нанесенный ущерб обороноспособности страны нужны массовые посадки виновных безответственных лиц.

        Это уже слишком поздно. Теперь чтобы положение исправить с царька нужно начинать.

        Он и только он источник безответвенности и коррупции на значимых местах. Ну а как будет иначе в кумовской стране, где на теплых местечках сидят только свои и не подсудные люди!
    3. +18
      22 июня 2021 10:05

      А, что, по проекту 20386, скажет - советский и российский военно-морской деятель, вице-адмирал, лауреат Государственной премии РФ, кандидат технических наук Виктор Иосифович Бурсук?
      1. +10
        22 июня 2021 11:52
        Письмо же есть от него, я выкладывал на ВО.
        1. +7
          22 июня 2021 12:16
          Цитата: timokhin-a-a
          Письмо же есть от него, я выкладывал на ВО.

          Хотелось бы вкраце про «все хорошо прекрасная маркиза» winked
          1. +11
            22 июня 2021 13:03
            https://topwar.ru/174057-pobeda-zdravogo-smysla-korvety-vozvraschajutsja-poka-dlja-tihookeancev.html

            В статье выложено письмо Бурсука.
            Надо сказать, что корветы, про которые написана статья, до сих пор не заложили. И именно из-за "Заслона".
            1. +4
              22 июня 2021 14:49
              Александр ,а есть ли быстрая для запуска в серию альтернатива Заслону?
              1. +5
                22 июня 2021 23:03
                См. статью "Гремящий и другие" Климова, ссылка в тексте есть
              2. +1
                23 июня 2021 06:01
                Альтернатива есть и она в серии . Климов об этом уже не раз писал подробно , в предыдущих публикациях .
    4. sot
      +36
      22 июня 2021 10:16
      Автор рвет душу за Родину, а ему люди без чести и совести скажут, что он раскачивает лодку.
      1. +18
        22 июня 2021 11:02
        Цитата: sot
        а ему люди без чести и совести скажут, что он раскачивает лодку.

        яхту...давно уже яхту...
        1. +29
          22 июня 2021 11:57
          Цитата: Дедкастарый
          давно уже яхту...

          Яхта Dilbar, попробуй раскачай. В 2016 году Алишер Усманов окончательно встал с колен и заказал эту красоту.
          1. +13
            22 июня 2021 12:50
            Цитата: Башкирхан
            Яхта Dilbar, попробуй раскачай. В 2016 году Алишер Усманов окончательно встал с колен и заказал эту красоту.

            Наша элита бабки пилит в России на сомнительных проектах. А потом на это бабло яхты, размером с фрегат, ценой в эсминец, себе заказывают. Отнюдь не на предприятиях в России и не у главного конструктора Захарова, а на Западе (у немцев). И плевали они на импортозамещение!
            А кто им против что-то скажет? Ну не царек же!
            1. +11
              22 июня 2021 12:53
              Цитата: Stas157
              Наша элита бабки пилит

              Вы уверены, что это Ваша элита?
              1. +3
                22 июня 2021 18:16
                Башкирхан, поздравляю Вас! Ваш коммент с айрбазе даже в статью Климова попал)))
                1. 0
                  26 июня 2021 13:29
                  Цитата: Dante
                  Башкирхан, поздравляю Вас! Ваш коммент с айрбазе даже в статью Климова попал)))

                  hi Свой "инсайд" Климов и Тимохин берут с форума "морской" авиабазы. В моем комментарии просто констатация факта, если Максим счел его нужным отобразить, это его видение. Залогиньтесь на морском и общайтесь, если Вам интересны корабли. Там в основном комментируют грамотные товарищи, в отличие от ВО, где реально интересных комментариев мало.
                  1. +1
                    27 июня 2021 00:06
                    Там в основном комментируют грамотные товарищи, в отличие от ВО, где реально интересных комментариев мало

                    Когда раньше все было по-другому, но теперь, к сожалению, многие оставили ресурс или перешли в разряд "читателей". Жаль...
      2. avg
        +7
        22 июня 2021 11:06
        Особенно тоскливо об этом читать сегодня.
    5. +5
      22 июня 2021 11:00
      халатности без халатов нет( статья Ук не действует), есть костюмы --и это эффективный манагмент.
    6. +10
      22 июня 2021 12:45
      Цитата: Дедкастарый
      но уже 20 с лишком лет. у нашего МО нет внятной концепции,ни по морской авиации,ни по кораблям, всё сложно,всё буксует, везде денег нет,но, есть куча муляжей.от авианосца до атомного эсминца.

      Проблема в том, что деньги есть. И при оптимальном их расходовании даже в рамках имевшегося бюджета можно было закрыть хотя бы БМЗ у баз.
      Но из-за постоянных шараханий ВМФ деньги эти по большей части были потрачены не на то.
    7. 0
      22 июня 2021 17:38
      Надоели (это я мягко перефразировал) вы со своим отношением к "УРА". Что вам не нравится в крике "УРА"? Что за принижение? Хотите ходить в атаку с криком "АЛЯ - УЛЮ"? Тьфу ты боже мой... уже не знаю как объяснить... ну, не нравятся вам эти люди - назовите их подонками, идиотами или еще как-то. Но при чем здесь крик "УРА" с которым миллионы славян в течении тысяч лет ходили в атаку и умирали? А может вы хотите принизить и то и другое?
      1. -3
        22 июня 2021 18:56
        Сергей, комент не к вам, просто он ближе к читающим. Почитал, все (наверное) комментарии, ну слезу чуть не уронил... Сколько рдующих за флот и ещё больше нашедших виноватых... Один вопрос, а где вы были? Почему допустили? Так чего же кулаками махать под никами?
    8. -6
      22 июня 2021 22:44
      ну если вспоминать что в своё время Климов активно заявлял,что больше строить 20380 не будут,как и 20385 и что будут строить только 20386...особенно с учетом того что чуть не через 2 дня объявили о заказе доп. серии 20380/20385,да и фейл с "ракетой не сбили",а по факту сбили,то нужно всегда внимательно следить за тем что он пишет..там неслабая доля эго и эмоций..чем фактов..
      1. +1
        23 июня 2021 13:01
        Ну и сколько у нас с тех времён заложили корветов?
        1. -1
          24 июня 2021 16:22
          wink вы не хуже меня знаете сколько заложено и сколько законтрктовано,в то время как Шестерка так и не получила обещанную Климовым "большую серию"..Так что здесь по факту все просто-У Климова была идея-идея оказалась ложной,но почему то все теперь решили спасти его "великую" репутацию..ну правда,уже не смешно,будто он первый раз лажанулся
          1. 0
            2 июля 2021 23:30
            Цитата: Барбарис25
            wink вы не хуже меня знаете сколько заложено и сколько законтрктовано,в то время как Шестерка так и не получила обещанную Климовым "большую серию"..Так что здесь по факту все просто-У Климова была идея-идея оказалась ложной,но почему то все теперь решили спасти его "великую" репутацию..ну правда,уже не смешно,будто он первый раз лажанулся

            Я не знаю, как там у Климова. Однако вижу, что саботаж развития ВМФ России имеет место быть. Мохровый саботаж.
            1. 0
              3 июля 2021 00:15
              laughing это не саботаж,это разные адмиралы,разные верфи и разные хотелки..ну и эпический фейл с двигателями..
  2. +3
    22 июня 2021 09:18
    На флоте, как в футболе....
    В футболе, как на флоте....
    А денежки - тю-тю... request
    Кто бы за это ещё ответил ?!
    Велика Россия, а спросить не с кого.... воруют все.
    1. +9
      22 июня 2021 09:24
      Цитата: prior
      а спросить не с кого.... воруют все.

      Ну что же вы так неосмотрительно. Не воруют, не воруют!!! Спасают средства от бессмысленных растрат!!! Это вам любой манагер как дважды два объяснит.
    2. +1
      22 июня 2021 09:47
      Когда команда вышла без единого опорного защитника, а правым центральным защитником назначили левого крайнего защитника климактического возраста) в простонародье такая тактическая расстановка называется "футбольчик" и все голы пришли, как раз, из опорной зоны) это непонятый гений лысого усача или подлая провокация, это уже разбираться специалистам)
      Но, скорее всего, опять спишут все на старого любителя потеребонькать на ведущих матч тв) обкакались и недостаточно воли к победе, скажут опять)
      1. 0
        22 июня 2021 11:02
        плата за балтик пайп и за достройку СП2.............

        ...............................................все средства хороши.
    3. +2
      22 июня 2021 11:03
      Цитата: prior
      На флоте, как в футболе....
      В футболе, как на флоте....

      дзюбят....продзюбят...
  3. +6
    22 июня 2021 09:23
    Сильно поругался автор и правильно ... еще бы польза была. Такое впечатление, что там ни чего не боятся.
  4. +3
    22 июня 2021 09:29
    Спасибо за статью.

    потенциал того же ЦМКБ «Алмаз» вполне позволяет реализовать его, если бы не одно «но»: такой «малый морской стелс» однозначно требует наклонных ПУ («преданных анафеме» в нашем ВМФ).
    А "Ураны" с чего запускают? Высота разворота на курс того же Оникса около 50 м, вряд ли его со 100 км заметят.
    1. +7
      22 июня 2021 11:48
      Цитата: Владимир_2У
      Высота разворота на курс того же Оникса около 50 м, вряд ли его со 100 км заметят.

      Речь шла про катер, так что проблема даже не в заметности: на небольшом судне банально не хватит подпалубного пространства для размещения ВПУ с "Ониксом". А вот "Уран" для катера смотрится вполне логичным вариантом, особенно для небольших акваторий вроде Балтики.
      1. +1
        22 июня 2021 12:24
        Цитата: Kalmar
        Речь шла про катер, так что проблема даже не в заметности: на небольшом судне банально не хватит подпалубного пространства для размещения ВПУ с "Ониксом"

        ВПУ (9 м) элементарно вписываются в надстройку. И катер что на фото, такое размещение вполне позволил бы, судя по фигуре моряка.

        Так что автор имел ввиду именно высоту разворота ракеты, чем больше такая высота тем ниже скрытность.
        1. +5
          22 июня 2021 13:13
          Цитата: Владимир_2У
          ВПУ (9 м) элементарно вписываются в надстройку

          Надстройка-то не пустая, там тоже много всего полезного находится. Придется увеличивать ее горизонтальный габарит, а это уже не минус заметности.

          Цитата: Владимир_2У
          Так что автор имел ввиду именно высоту разворота ракеты, чем больше такая высота тем ниже скрытность.

          Вопрос в том, насколько это важно в случае катера. Ему главное - скрытно подойти, а после отстрела ракет он будет просто драпать обратно под прикрытие своих, пользуясь значительным преимуществом в скорости.
          1. +1
            22 июня 2021 13:44
            Цитата: Kalmar
            Надстройка-то не пустая, там тоже много всего полезного находится. Придется увеличивать ее горизонтальный габарит, а это уже не минус заметности.

            Речь шла о высоте, высота позволяет.

            Цитата: Kalmar
            Ему главное - скрытно подойти, а после отстрела ракет он будет просто драпать обратно под прикрытие своих, пользуясь значительным преимуществом в скорости.
            Ну значит тем более, высота разворота ПКР неважна, кстати норвежская катерная ПКР примерно одноклассница Урана, а Уран запускается в том числе из наклонных ПУ. Зато Оникс в два раза длиннее и в пять раз тяжелее, но ВПУ вполне позволит вписать его на катер или МРК, с учётом надстройки. 3*2 метра и вот 6 тяжёлых ракет на борту.
        2. 0
          23 июня 2021 13:43
          УКСК - 9,5 м, но дело не только в том, на какой катер она влезет, но и в том, какое волнение на море не даст вашему катеру возможность что-либо запустить из УКСК. wink
          1. 0
            23 июня 2021 15:02
            Цитата: Alex777
            УКСК - 9,5 м, но дело не только в том, на какой катер она влезет, но и в том, какое волнение на море не даст вашему катеру возможность что-либо запустить из УКСК.

            Ну полметра плюсом, высоту катера тоже на глаз определяли, а что до волнения, так и наклонные ПУ имеют ограничения по волне.
            1. 0
              24 июня 2021 08:17
              а что до волнения, так и наклонные ПУ имеют ограничения по волне.

              Именно поэтому УКСК имеет смысл ставить не на катера, а на корабли соответствующего водоизмещения.
              Наши Буяны можно по рекам рассредоточить поэтому этот параметр для них не так критичен. hi
              1. 0
                24 июня 2021 08:22
                Цитата: Alex777
                Именно поэтому УКСК имеет смысл ставить не на катера, а на корабли соответствующего водоизмещения.

                Значит ли это что большим ракетам не место на катерах?
                Активные средства успокоения качки не вчера придумали, на норгах они кстати есть.
                1. +1
                  24 июня 2021 08:59
                  По катерам, насколько я понимаю, все зависит от условий их применения.
                  Поэтому я про Буяны и реки/озера написал.
                  А эффективность успокоителей качки не безгранична и тоже от ВИ зависит.
                  В моторке, что не оттопыривай - ее все равно в море на волнах бросать будет. wink
  5. +12
    22 июня 2021 09:38
    Это вполне себе такой пример состояния дел в стране. Флот имеет яркие объекты для обсуждения и группы людей, которые активно могут участвовать в обсуждении на форумах или где еще - и тем не менее такой голимый распил - типа плевали мы на вас всех, у нас все схвачено и распилено на всех нужных людей. Ну так оно и есть. А тотально по стране - сколько проектов в разных отраслях, которые предназначены для распила бюджета? Можете себе представить такой бардак? Да вполне, достаточно вспомнить полковников, депутатов, губернаторов, которых отловили с рекордными взятками. И понять почему их отловили - не всех или не тех включили в схемы распила, не поделились. А поделились бы как надо и сейчас бы продолжали "осваивать" бюджетные деньги.
    1. +6
      22 июня 2021 11:04
      поделились бы как надо и сейчас бы продолжали "осваивать" бюджетные деньги.
      БЮДЖЕТ И НУЖЕН ДЛЯ ОСВОЕНИЯ .не для трат на отчетность в контрольные органы и на народ
  6. +6
    22 июня 2021 09:45
    То, что творилось у нас по тематике корветов с середины 2000-х годов, это именно сознательные действия по «освоению» огромных бюджетных средств за счет подрыва обороноспособности страны.
    -а деньги то оказывается есть, а то нам постоянно денег нет.
    1. +13
      22 июня 2021 12:58
      ВЫ этом и трагедия - у нас были деньги на флот
      1. +1
        23 июня 2021 02:43
        Спасибо вам Александр за статью! Вы делаете очень нужное дело и правильное!
        Удачи Вам, смелости и терпения!
        1. +2
          23 июня 2021 13:02
          Автор этой статьи не я я её только выложил
  7. Комментарий был удален.
  8. -14
    22 июня 2021 10:50
    Эти ваши эмоции по поводу «все воруют» и протчая вмиг улетучатся, если допустить (а оно так и есть), что в РФ, фактически, двоевластие — с одной стороны Путин и немногие патриотично настроенные чиновники, а с другой владельцы вилл в португалиях и счетов в офшорах.
    И менять нужно не чиновников и генералов-адмиралов (на них, к слову, практических единственных, непосредственно распространяется власть Путина, для тех осталопов, которые думают что Путин всесилен и имеет в РФ абсолютную власть) но систему!!!
    Для начала колониальную конституцию (мэйд бай USAID) — ст. 2, 5.2, 6.3, 9.1-2, 12, 13.2, 15.4!! и прочие.
    1. +2
      22 июня 2021 20:56
      Единственный деловой комментарий и столько минусов? Это боты?
      1. +5
        23 июня 2021 06:28
        Цитата: Чугункин Клим
        в РФ, фактически, двоевластие — с одной стороны Путин и немногие патриотично настроенные чиновники

        А вот это и есть оценка работы этой "одной стороны" , которая совершив путь от всенародного доверия("Крым наш" , "своих не бросаем") , через недоумение(пенсионная реформа , новые налоги , поборы и разгул чиновников) , логически пришла(сторона) к безразличию и презрению ... в лучшем случае .
        Какова работа , такова и оценка .
        "Ни за что не отвечает у России президент" . request
        Сказ о "добром царе" и худых боярах остался сказкой .
    2. +4
      23 июня 2021 02:40
      Эти ваши эмоции по поводу «все воруют» и протчая вмиг улетучатся, если допустить (а оно так и есть), что в РФ, фактически, двоевластие — с одной стороны Путин и немногие патриотично настроенные чиновники, а с другой владельцы вилл в португалиях и счетов в офшорах.

      В эту сказку верят только наивные. Помниться с некогда всемогущим олигархом Ходорковским разобрались очень быстро, просто было желание Путина.

      Сейчас в олигархах и у руля всех значимых Министерств и госкомпаний только его друзья ближайшие, губернаторы в регионах почти все его преданные слуги.
      И единственное что мешает навести порядок и прекратить воровство, это то что он в этом воровстве и распиле участвует лично и его друзья, уважаемые люди.
      Как только это понимаешь, все становится на свои места. Становиться понятно почему на нужные дела денег нет, а на мутные схемы сколько угодно. Так не только во флоте, так везде, во всей нашей стране.
    3. ban
      +2
      23 июня 2021 08:39
      Путин и немногие патриотично настроенные чиновники,


      Улыбнуло
  9. avg
    +9
    22 июня 2021 11:01
    Цитата: Дедкастарый
    уже 20 с лишком лет. у нашего МО нет внятной концепции,ни по морской авиации,ни по кораблям

    Пора вводить смертную казнь за преднамеренный подрыв боеспособность и саботаж. Само наличие такой статьи заставит задуматься многих "уважаемых людей". Да и адмиралам с генералами нехрен в коммерческих структурах делать.
    1. +2
      22 июня 2021 21:01
      Да нельзя у нас её ввести. Потому что у нас "общепризнанные нормы " международного права.. Выше человек написал и пункты привёл.
    2. +2
      23 июня 2021 10:39
      Да как же они сами себя то посадят? what
  10. +2
    22 июня 2021 11:21
    Как по мне это пример не столько воровства, предательства и т.п. сколько пример убогости аналитики, получается следующее:
    у нас есть технологии, у нас есть инженеры, у нас есть учёные, но у нас нету толковых аналитиков(в рамках ГШ ВМФ) которые бы обосновали "почему надо вот ТАК, а не вот ТАК, ТАК или ТАК"
  11. -2
    22 июня 2021 11:31
    мощная засветка центра экрана работой самого МФ-РЛК (радиусом около 3 км) не только исключает возможность стрельбы АК-630М (из-под МФ-РЛК)

    Тогда цель на "100 м" взяли с более чем 25 км winked по фото.
    Там многодиапазонная РЛС и автор сам писал об этом, на ближних дистанциях возможно будет другая картина. Судить по размытому фото не корректно. Просто автор не любит "Заслон", мы это давно поняли. yes
    Недавно Штиль и Тор стреляли: есть фото на какой высоте был перехват? Или с какая дальность обнаружения? Ну или может США что-то подобное выкладывали (приведенная кривая стрельба из пушек не серьёзно) или Япония? Тогда да, было бы интересно сравнивать.
  12. +7
    22 июня 2021 12:43
    Где те, кто обязан «бдить»?

    Заняты онЕ. Бизнес крышуют. Ну и недовольных выявляют, которые имеют наглость на митинги выходить,лодку яхту раскачивают, пАнимаИшь.
  13. +16
    22 июня 2021 12:46

    А тем временем маленькая Дания и фрегат может и в футбол смогла. Ужасно обидно, что так а не иначе в родной стране. Один мат. Шах и мат
  14. -16
    22 июня 2021 13:49
    Уф, идиёт сидит на идиёте. Придется разжевать с позиции здравого смысла.

    Итак. Разбиваем флот на две части:

    1. "прибрежная зона плюс/минус"
    2. "океан плюс/минус"

    Начнем сразу с больного №2. Почему современная Россия и в подметки не годится СССР? Ну потому, что СССР действительно был супердержавой со всеми вытекающими. Что это значит? А значит ровно то, что в случае войны российский океанический надводный флот имеет не только беспримерно дико проигрышное соотношение по количеству боевых единиц (да и качеству) в сравнении с суммой США+Британия+Франция?, но и... у нас нет морских баз, разбросанных по просторам мирового океана. У СССР было много баз. Причем на эти базы можно было реально рассчитывать именно в случае войны. У России в данный момент нет ни одной такой (в Сирию еще попасть надо).

    Поэтому в настоящее время вкладываться в большие проекты - утопия. Оно, конечно, надо, но деньги-то все куда-то уходят, их попросту нет.

    Подводный флот - это да. Можем, хотим, есть конструкторский задел еще со времен СССР. Его и надо строить, если какая копейка лишняя есть.

    А теперь поехали.

    1. Прибрежная зона. Будем считать, что это плюс-минус 1000км. Очевидно, что Балтика, Черное море, Острова на Дальнем Востоке, Каспий, Северные моря - по идее - зона применения данного класса. А теперь добавим к этой 1000км - еще 2000км - радиус действия калибра.

    Итак, что мы имеем? А имеем ровно то, что суда "прибрежной" зоны могут дотянуться практически до всех врагов настоящих и потенциальных, за исключением США.

    2. Модульность и контейнеры. Идея неплохая, правильная. Только надо в голове идиотов навести порядок. Убираем слово "модульность", ибо мутное.

    а) это просто уму непостижимо, как появился тезис, что длинные ракеты "контейнерного типа" не нужны "контейнерному" проекту 20386. Это явное вредительство.
    б) а хрена козе баян? Коль скоро данный проект "прибрежный", то
    - на хрена там вертолет? Что, на берегу всю эту муть иметь не судьба? Вместо вертолета надо иметь пару-тройку подводных беспилотников и все, что необходимо для охоты за подводными лодками в большом количестве.
    - на хрена на столь малом карликовом судне громоздить мощные РЛС, если с берега/беспилотники/авиационныеРЛС/итд можно все это обыгрывать гораздо качественнее. Гораздо.
    - на хрена на таком малом судне вот этот ялдак-пушечка. Что место девать некуда? Убрать этот рудимент.
    - Защита. Как я уже ранее комментировал, ограничиться системой по типу Панцирь на нос и корму. Которая и будет при случае выполнять функции вот этой пушечки.
    - Противовоздушная оборона малого радиуса действия. Только для самозащиты от налетов вражеской авиации. У данного класса судов не должно быть столь ответственной и обременительной функции как ПВО. Это другая тема.
    - Увеличить количество сот под Калибры, Цирконы. Значительно. В этом весь фокус: длинные руки на маневренных и малых устройствах.

    3. Данные суда должны быть быстроходны. Шумность в данном случае вторична.
    1. Комментарий был удален.
      1. -10
        22 июня 2021 15:14
        ))) я бы даже сказал, учитывая длину поста, трижды идиёт советского союза!

        Есть поговорка про волков в бараньей шкуре, но чаще встречаются бараны - в волчьей. Очень опасный вид. Не имеют (как правило) что сказать членораздельно по существу.
  15. +8
    22 июня 2021 14:47
    Бащкирхан, уважаемый, Вы и автор смутьяны и вольнодумцы! Давно пора вас лишить дворянского звания и офицерских чинов за речи ваши вольтерьянские! Только 19 июня СМИ прозвенели победно, что МПК "Онега" и "Нарьян-Мар" в Белом море обнаружили АПЛ "Дмитрий Донской" и условно уничтожили, а затем на полигоне отработали РБУ по квадрату и отразили успешно условную атаку авиации условного противника. А 22 июня вы оба о том, что советские МПК гниют и замены им нет...Летом 2004 года на один из этих МПК довелось мне попасть, когда он стоял в доке на ремонте на "Красной кузнице" в Архангельске. Мечтал экипаж о модернизации корабля, а его чуть-чуть подкрасили...Прошло уже 17 лет, а модернизации как не было, так и нет заслуженным корабликам, да и замены не предвидится. Грустно...
    1. +3
      22 июня 2021 17:12
      С модернизацией в СССР было не очень , а уж в РФ)))))))
  16. +2
    22 июня 2021 15:27
    спасибо уважаемому Максиму Климову за поставленные вопросы и конкретные предложения, ...и надеюсь будут приняты меры к обеспечению боевой эффективности корветов.... вопрос уважаемому Климову, а может вообще закрыть серию корветов достроив имеющиеся, как закрыли серию МРК, и перейти к схеме четырех типов надводных кораблей, 1 фрегаты типа Горшков 2 Каракурты ПЛО (МПК) 3 тральщики 4 МДК Серна и Дюгонь? получится большие серии и унификация
  17. +5
    22 июня 2021 15:40
    Урапатриотам и шапкозакидателям такое читать вредно. Разум закипит от нестыковок.
  18. +1
    22 июня 2021 16:09
    Максим, добрый день/вечер.
    Если Заслон так плох, ваши варианты? Я с дивана своего помню про Фазотрон только в связи с АФАР для МиГ-29, которой до сих пор нет ни для РФ, ни на экспорт. ИМХО он ничем не лучше.
    Производные Ирбиса или Белки? Может ответить и Тимохин, если грубить не будет.
  19. +7
    22 июня 2021 20:10
    Автор прав в одном, хотя и не произносит этого вслух, любой проект нового корабля должен включать в себя только испытанные образцы и системы вооружения. Ситуацию с "Полимент-Редутом" ранее а теперь с "Заслоном" трудно себе представить в восках ПВО (ВКС). Никто бы не поставил на позицию и тем более на боевое дежурство ЗРК или РЛК не соответствующий заявленным ТТХ. Гарантийное обслуживание и ремонт от производителя обеспечено образцу вооружения на несколько лет или до наработки определённого моторесурса за его счёт. Почему же на флоте позволяют себе строящиеся боевые единицы кораблей превращать в конструкторы-самоделкины для поставщиков оборудования под руководством эффективных менеджеров и срывать все мыслимые сроки ввода в строй?
  20. -2
    23 июня 2021 00:40
    Цитата: НДР-791
    Цитата: Дедкастарый
    всё сложно,всё буксует, везде денег нет

    Это вы не подумав. Деньги есть, только у кого надо теперь есть. Ещё на счёт "личного поручения президента" по корветам. Так после майских указов всевозможных годов всем понятно, что можно просто послать и особо не стесняться, всё равно ничего не будет. А вот денюжка прирастёт.


    Царские указы через боярское решето сеются!
  21. +1
    23 июня 2021 07:11
    Да Тимохин с Климовым, не ожидал от Вас!
    Все на Чиркова сваливаете, а кто владелец Заслона. Друзья Путина по Собчаку и Зубкову только в комментариях не от Вас узнаю!!!
    1. +5
      23 июня 2021 13:03
      Никто не хочет подставить ВО под молотки. А собственники Заслона гуглятся за 5 минут
  22. +2
    23 июня 2021 09:29
    Ситуация напомнила эпопею с динамореактивным орудием,активно продвигаемую бонапартиком Тухачевским,перед ВОВ. Там то- же ордена , премии,блага,потраченные в пустую средства. Не распил конечно,система не позволяла, но похоже. Разобрались и к стенке
    И ГК-очковтерателя и крышу .
    Конечно тогда проще было,не было у Иосифа Виссарионыча и Лаврентия Палыча друзей,окромя советских физкультурников и пионеров.
    1. 0
      10 июля 2021 23:11
      С динамо-реактивными пушками ситуация была немного другая: это, в том числе, безоткатки. И не надо было заменять (приписывать) безоткатке свойства нормальной нарезной.
      1. 0
        12 июля 2021 10:11
        Надо было, в максимально короткие сроки ,создавать новое эффективное оружие. Война на пороге. Вбухивать народные средства ,без быстрой отдачи -преступление. В том числе и за это бонапартика с стенке поставили.
  23. 0
    23 июня 2021 10:06
    Очень познавательно и жёстко! Читаешь и жалеешь, что сейчас не начало 50х. Так и хочется намазать лоб зелёнкой кое-кому.
  24. -4
    23 июня 2021 10:13
    Очередной слезливый эпос от товарища Климова -всем приготовить платочки для соплей и успокоительные капли только без истерик
  25. +2
    23 июня 2021 12:00
    Одним словом "Путирасты"
    Но автору советую быть осторожней. Могут "американский" паспорт найти под кроватью или в агенты записать.
    Путиномика, сэр.
  26. -8
    23 июня 2021 15:31
    В комментариях одно нытье, уже тошнит.

    По любому поводу вставляют свое во всем виновата власть и олигархи))).

    Может кто-то забыл, но в 1998 году страна объявила дефолт!!! Но по вашему первым делом надо было в середине 2000-х корветов сотню построить?!

    И чего бы Усианову не купить себе яхту, деньги у него есть, строили бы яхту в России купил бы российскую.

    Вы нытики все на Жигулях только ездите и отдыхаете исключительно на российских курортах?!


    Не вижу беды в достройке пр.20386 как опытного судна, другие страны создают корабли с максимально низким ЭПР, так почему бы нам не работать в этом направлении тоже?!

    А по РЛК и почему деньги выделяют тем, кто никогда ими не занимался, а профильным предприятиям нет конечно надо разбираться.
    1. 0
      24 июня 2021 08:41
      Не, работяги виноваты. Они криворукие замысла не поняли и халтурят.Средства ,полученные от продажи недр,"национального достояния" ,а больше и не от чего,разворовывают. А почему- бы Усианову канал какой не покопать,если вернёт конечно наворованное?
      Вы решили,что постреляли чуток из танков и все в порядке,пошла маржа?
      Крайние 25 лет показали насколько не эффективен капитализм для развития государства и общества. Это надо менять,растворят,расчленят и дебилизируют.
      1. -4
        24 июня 2021 15:27
        Серьёзно?!

        Может вы забыли, я вам напомню, что СССР тоже продавал ресурсы - нефть, газ, металлы, лес, удобрения, но при этом для граждан СССР не хватало ВСЕГО, начиная с продуктов питания. Задницу газетой выдержали!!!

        Это вы считаете достижением?

        А в 1962 году в СССР расстреляли стихийных митинг рабочих, которые хотели просто иметь возможность на зарплату кормить детей!!!

        Это достижение социализма?

        Это показатели эффективности системы которая за 75 лет довела народ до нищеты и разрушила государство?

        Когда мне начинают рассказывать про "прекрасное прошлое" меня тянет рыгать.

        Это каким надо быть лицемером, чтобы восхвалять экономическую и политическую систему СССР, которая без войны уничтожила наше государство?

        Гляжу и желания указывать кому и что копать у вас не пропало.

        А не боитесь сами загреметь под такой каток и до последнего вдоха рыть каналы и шахты?
        1. +1
          24 июня 2021 18:30
          Обсуждать тут не чего. Все ваши аргументы враньё. Кому вы хотите втюхать эту либерасно- буржуазную муть,я родился,жил ,защищал СССР и считаю себя его гражданином до сего дня. Ваша власть узурпаторы,расстреолявшая законно избранную народом Советскую власть. И разговаривать с вами мы будем так- же,когда время придет. Неуёмный аппетит захребетников рано или поздно приведет к неизбежности их утилизации.
          Сам я под такой каток не боюсь попасть. Всю жизнь жил честно ,вкалывал от зари -до зари и ненавижу хитрозадых получать желающих благ много,а отдавать стране шишь.
          А на счёт газетки открою секрет,в 73 году ,во Франции ,лично наблюдал как ее в тех- же целях пользуют. Каждому времени свой уровень жизни,только для всех,а не кучки уродов.
          1. 0
            25 июня 2021 14:25
            Что вранье?

            Расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году?

            А судя по тому, что в 1973 году вы были во Франции и при этом оставались гражданином СССР предполагаю, что уровень жизни у вас был сильно выше, чем у среднего советского гражданина. И оговаривали вы в специальных магазинах, куда обычных советских граждан просто не пускали!!!

            Это выше равенство?! Это справедливость?!

            Да нынешний капитализм кратно справедливее, той административной экономики которую создали в СССР.

            И если француз газетой подтирался в 1943 году, то это явно какой-то редкий случай, так как во Франции дефицита в то время не было, а вот в СССР был и газетой подтирались по тому, что могучая страна под руководством КПСС не могла обеспечить необходимыми средствами гигиены свое население!!!

            Ваше время популистов и бездарей не придёт больше никогда, какими бы красивыми лозунгами вы не прикрываясь, на вас лежит ответственность за обитания народа и развал моей Родины - СССР!!!
            1. +1
              26 июня 2021 21:10
              Спортом я занимался и был на соревнованиях в Марселле. А семья моя жила на не большую з/ п мамы,воспитательницы в детском садике и пенсию по потере кормильца, отца сгинувшего вместе с МиГом в Сирийской пустые.
              И Родину нашу СССР я защищал в 93 с оружием в руках.так.что мимо. Нет моей вины,как и многих честных коммунистов- рабочих людей.
              1. -1
                27 июня 2021 16:58
                Так почему же вы защищаете политическую и экономическую систему СССР которая привела к обнищанию народа и развалу страны?????????????

                Многие страны и население в них при капитализме жила в десятки раз богаче СССР с огромными запасами ресурсов, огромным научным потенциалом, выходами во все моря и океаны.

                Вы хотите для России повторения судьбы СССР - нищеты и развала?
                1. 0
                  28 июня 2021 09:03
                  К развалу страны привели, как раз те,кто сейчас у власти. Точнее их духовные наставники,предатели социализма,агенты мирового капитала. Все беды свалившиеся на головы простых людей объясняется просто- саботаж. Кучке перерожденцев партфункционеров захотелось стать владельцами заводов,газет,пароходов. Проведена была компания обмана и подмены сущности социализма,уничтожение экономики с созданием искусственного диффицита,а потом и силовой захват власти по сценарию написанному п и н д о с а ми.
                  Личное обогащение чуждо пролетариату и его диктатуре. Нельзя все оценивать жрачкой и шмотками. Не может в обществе быть главным спекулянт. Ни тот кто создал продукт,а тот кто его продал,с выгодой прежде всего для себя.
                  Потому я за социализм,справедливое общество равных,с равным стартом с рождения людей и ограничением хищнических аппетитов жадных и беспринципных барыг.
                  И до прихода на кремлёвскую табуретку агента масонов меченного в СССР жилось очень даже не плохо. К примеру пенсия которую выплачивали нам за погибшего отца была поболе з/ п мамы. А цены на основные продукты и товары н.п. не менялись десятилетиями.
                  А вот дефицит это ряд объективных и не очень причин. Ошибок у престарелого политбюро хватало. Забили они на диктару пролетариата. В результате, к примеру я ,потеряв работу ,не могу найти другую,потому как предпенсионер и связываться работодатель боится. В СССР я б уже грядки копал и внуков растил с пенсией равной средней з/ п по стране ,а не нищенской подачки от буржуйское власти.
            2. 0
              10 июля 2021 23:18
              Согласен, "Да нынешний капитализм кратно справедливее, той административной экономики которую создали в СССР." Конечно, справедливее: больше украдешь, лучше живешь. Вместо техники, нанимаешь узбеков, таджиков и не платишь им. Справедливо: не фиг было приезжать. Вся нынешняя "хорошесть" только по телевизору. В Питере, центре производственно-технологическом в свое время, Бизнес-центров больше, чем производств. Сплошные купи-продай. Страна развивается, наука цветет. Поздравляю
  27. +2
    24 июня 2021 10:40
    Пожалуй, первая статья тандема Климов-Тимохин полностью по-делу, без лиходилетантских фантазий, что нужно "быстренько переделать" и "легко установить" (речь об оружии и вооружении). Конечно, под "шестерку" была заложена совершенно гнилая концепция "инновационного", но откровенно слабого и несоразмерно дорогого корабля. Рядовым участникам процесса трудно спорить с доктором-профессором-адмиралом, но вот одобрение проекта Флотом было для меня шоком. В свое время т. Захаров настойчиво провозглашал необходимость наращивания вымпельного состава ВМФ засчет массового строительства сравнительно недорогих кораблей, в основном БМЗ. С переходом в промышленность что-то в голове адмирала перевернулось. В итоге в 20386 воплотился мем о победе технико-технологических мудрствований не только над здравым смыслом, но и над реальнами потребностями ВМФ, а так же некоторыми физическими законами. Радует то, что, спустя 8 лет от начала этой вакханалии, прорезались ростки здравого смысла, но сильно огорчает то, что она (вакханалия) разорвала наметившийся нормальный цикл строительства серийных кораблей. При этом серия не означает абсолютную неизменность первоначального проекта, процесс "доводки" предполагает возможность внесения разумных, тактико-технико-экономически обоснованных изменений.
    1. 0
      10 июля 2021 23:20
      "С переходом в промышленность что-то в голове адмирала перевернулось" ... Деньги, Карл, просто деньги. Ответственности нет, а тут такой бюджет
  28. +1
    26 июня 2021 17:31
    как это все похоже на времена славного царизма и россии которую потеряли
  29. +1
    27 июня 2021 23:45
    Освоили миллиарды, а выход ноль. И так везде... Обнуленный не против, главное, что 400 тыс. росгвардейцев с бюджетом 1 трлн. в год на страже!
  30. 0
    1 июля 2021 11:47
    Что так волнуетесь?
    Зато форма убого-новая есть. Знамёна красные на белые (на всякий случай) заменены.
    Табуреткины со стихийниками прошлись.
    Какая армия и флот?
    Вот, весь советский задел выйдет (лет через 10-20) и будем посмотреть на достижения либерастизма с военным уклоном.
    Если америкосы тапком не прикроют.