Военное обозрение

Ракеты воздух-воздух: вынужденная эволюция

55

Развитие технологий приводит к появлению перспективных боевых комплексов, противостоять которым существующими вооружениями становится практически невозможно. В частности, радикально изменить формат войны в воздухе могут перспективные противоракеты воздух-воздух (В-В) и лазерные комплексы самообороны боевых самолётов. Соответствующие технологии мы ранее рассмотрели статьях Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять? и Авиационные противоракеты воздух-воздух. Получат развитие и комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способные эффективно противодействовать ракетам В-В и земля-воздух (З-В) с радиолокационной головкой самонаведения. Причём на боевых самолётах большой размерности, например, на таких как перспективный американский бомбардировщик B-21 Raider, эти комплексы могут быть сравнимы по эффективности со средствами РЭБ, размещаемыми на специализированных самолётах.



Перспективный американский бомбардировщик B-21 Raider может получить самые совершенные комплексы самообороны из всех когда-либо устанавливающихся на боевых самолётах

Естественно, что появление продвинутых систем защиты боевых самолётов не может остаться без ответа, и потребуется соответствующая эволюция ракет воздух-воздух, способных преодолеть такую защиту с приемлемой вероятностью.

Задача эта будет достаточно сложная, поскольку перспективные системы самообороны дополняют друг друга, затрудняя выработку эффективных мер противодействия. К примеру, появление лазерных комплексов самообороны потребует оснащения ракет противолазерной защитой, которая, вопреки распространённому мнению, не может быть выполнена из фольги или краски серебрянки, и будет достаточно тяжёлой и громоздкой. В свою очередь, увеличение массы и габаритов ракет В-В сделает их более лёгкими целями для противоракет В-В, которым противолазерная защита не требуется.

Таким образом, для наделения перспективных ракет воздух-воздух способностью поражать перспективные боевые самолёты, оснащённые противоракетами, лазерными комплексами самообороны и средствами РЭБ, потребуется реализовать целый комплекс мер, которые мы рассмотрим в настоящей статье.

Двигатели


Двигатель – это основа ракет В-В. Именно параметры двигателя определяют дальность и скорость ракеты, максимально допустимую массу головки самонаведения (ГСН) и массу боевой части (БЧ). Также энергетика двигателя является одним из факторов, определяющих маневренные возможности ракеты.

В настоящее время основными двигательными установками для ракет воздух-воздух по-прежнему остаются ракетные двигатели на твёрдом топливе (РДТТ). Перспективным решением является прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) – такой установлен на новейшую европейскую ракету В-В Meteor компании MBDA.


Ракета В-В MBDA Meteor с ПВРД

По неподтверждённым данным, в рамках засекреченной «чёрной» программы Министерства обороны США была разработана ракета В-В с ПВРД, и даже использована во время операции в Персидском заливе, с её помощью был сбит по крайней мере один иракский самолёт.

Применение ПВРД позволяет увеличить дальность стрельбы, при этом ракета сравнимой дальности с РДТТ будет иметь большие габариты или худшие энергетические характеристики, что отрицательно скажется на её возможности интенсивно маневрировать. В свою очередь, ПВРД также может иметь ограничения по интенсивности маневрирования из-за ограничений по углам атаки и скольжения, необходимым для корректной работы ПВРД.

Таким образом, перспективные ракеты В-В в любом случае будут включать РДТТ для достижения минимальной скорости, необходимой для запуска ПВРД, и самого ПВРД. Возможен вариант, что ракеты В-В станут двухступенчатыми – первая ступень будет включать РДТТ для разгона и ПВРД, а вторая ступень будет включать только РДТТ для обеспечения интенсивных манёвров на конечном участке, при подлёте к цели, в том числе для уклонения от противоракет воздух-воздух и снижения эффективности лазерных комплексов самообороны противника.

Вместо твёрдого топлива, использующегося в РДТТ, может получить развитие гелеобразное или пастообразное топливо (РДПТ). Такие двигатели сложнее в разработке и изготовлении, но позволят обеспечить лучшие энергетические характеристики по сравнению с твёрдым топливом, а также потенциально возможность дросселирования тяги и возможность включения/выключения РДПТ.


Схема ракетного двигателя на пастообразном топливе (из книги Ракетно-прямоточные двигатели на твёрдых и пастообразных топливах. Основы проектирования и экспериментальной отработки)

Сверхманевренность


В перспективных ракетах воздух-воздух возможность интенсивного маневрирования потребуется не только для поражения высокоманевренных целей, но и для совершения интенсивных манёвров, препятствующих поражению противоракетами В-В и снижающих эффективность лазерных комплексов самообороны противника.

Для повышения маневренности ракет В-В могут использоваться двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ) и/или двигатели поперечного управления в составе газодинамического пояса управления.


Газодинамический пояс управления

Применение УВТ или газодинамического пояса управления позволит перспективным ракетам В-В как повысить эффективность преодоления перспективных комплексов самообороны противника, так и обеспечить поражение цели прямым попаданием (hit-to-kill).

Необходимо сделать ремарку – сама по себе возможность интенсивно маневрировать, даже при сохранении достаточной энергетики ракеты В-В, обеспечиваемой ПВРД или РДПТ, не обеспечит эффективного уклонения от противоракет противника – необходимо будет обеспечить обнаружение подлетающих противоракет, поскольку обеспечить интенсивное маневрирование на всём протяжении полёта ракеты В-В невозможно.

Снижение заметности


Для того чтобы противоракета или лазерный комплекс самообороны боевого самолёта атаковали подлетающие ракеты воздух-воздух, они должны быть заблаговременно обнаружены. Современные системы предупреждения о ракетной атаке способны делать это с высокой эффективностью, в том числе определять траекторию подлетающих ракет В-В или З-В.

Ракеты воздух-воздух: вынужденная эволюция
Оптико-локационные системы (ОЛС) истребителя F-35 позволяют с высокой эффективностью осуществлять обнаружение ракет типа В-В и З-В, фактически позволяя пилоту видеть подлетающую ракету

Применение мер по снижению заметности ракет воздух-воздух позволит значительно уменьшить дальность их обнаружения системами предупреждения о ракетной атаке.

Разработки ракет со сниженной заметностью ранее уже велись. В частности, в 80-х годах ХХ века в США была разработана и доведена до стадии испытаний малозаметная ракета воздух-воздух Have Dash/Have Dash II. Один из вариантов ракеты Have Dash предусматривал использование ПВРД, который, в свою очередь, предположительно был применён в вышеупомянутой ракете В-В, испытанной в Персидском заливе.

Ракета Have Dash имеет корпус из радиопоглощающего композита на основе графита характерной гранёной формы с треугольным или трапециевидным сечением. В носовой части располагался радиопрозрачный/ИК-прозрачный обтекатель, под которым размещалась двухрежимная ГСН с активным радиолокационным и пассивным инфракрасным каналами наведения, инерциальная система наведения (ИНС).


Малозаметная ракета воздух-воздух Have Dash

На момент разработки потребность у ВВС США в малозаметных ракетах отсутствовала, поэтому их дальнейшая разработка была приостановлена, а возможно, что засекречена и переведена в статус «чёрных» программ. В любом случае наработки по ракетам Have Dash могут быть и будут использованы в перспективных проектах.

В перспективных ракетах В-В могут быть приняты меры по уменьшению заметности как в радиолокационном (РЛ), так и в инфракрасном (ИК) диапазонах длин волн. Факел двигателя может частично быть экранирован элементами конструкции, корпус выполнен из радиопоглощающих композиционных материалов с учётом оптимального переотражения РЛ излучения.

Снижение РЛ-заметности перспективных ракет В-В будет затрудняться необходимостью одновременного обеспечения их эффективной противолазерной защитой.

Противолазерная защита


В ближайшее десятилетие лазерное оружие может стать неотъемлемым атрибутом боевых самолётов и вертолётов. На первом этапе его возможности позволят обеспечить поражение оптических ГСН ракет В-В и З-В, а в дальнейшем, по мере увеличения мощности, и самих ракет В-В и З-В.


Лазерное оружие мощностью 15-150 киловатт может быть интегрировано в планер перспективных летательных аппаратов или размещаться в подвесном контейнере

Отличительной особенностью лазерного оружия является возможность практически мгновенно перенаправлять луч с одной цели на другую. На большой высоте и скорости полёта невозможно обеспечить защиту дымовыми завесами, высока оптическая прозрачность атмосферы.

На стороне ракеты В-В находится её высокая скорость – эффективная дальность лазерного оружия самообороны вряд ли превысит 10-15 километров, это расстояние ракета В-В преодолеет за 5-10 секунд. Можно предположить, что лазеру мощностью 150 кВт потребуется 2-3 секунды на поражение незащищённой ракеты В-В, то есть лазерный комплекс самообороны может отразить удар двух-трёх таких ракет.

Самолёты большей размерности могут получить преимущество, поскольку на них может быть размещено несколько лазерных комплексов самообороны, и их мощность может быть выше, больше противоракет в отсеках вооружения, мощнее РЛС и средства РЭБ. Вопрос перспективы увеличения размерности боевых самолётов и изменения тактики их применения рассматривался в статьях Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах и Куда уйдёт боевая авиация: прижмётся к земле или наберёт высоту?.

Для преодоления перспективных лазерных комплексов самообороны потребуется организовать одновременный подход к цели группы ракет В-В или повысить их защищённость от лазерного оружия.

Вопросы защиты боеприпасов от мощного лазерного излучения рассматривались в статье Противостоять свету: защита от лазерного оружия.

Можно выделить два направления. Первое – это применение абляционной защиты (от латинского ablatio – отнятие, унос массы) – эффект работы которой основан на уносе вещества с поверхности защищаемого объекта потоком горячего газа и/или на перестройке пограничного слоя, что в совокупности значительно уменьшает теплопередачу к защищаемой поверхности.


Схема абляционной защиты и абляционная защита космического корабля «Буран» в разрезе

Второе направление – покрытие корпуса несколькими защитными слоями из тугоплавких материалов, например, керамического покрытия поверх матрицы из углерод-углеродного композита. Причём верхний слой должен обладать высокой теплопроводностью для того, чтобы максимально распределить тепло от нагрева лазером по поверхности корпуса, а внутренний слой должен обладать низкой теплопроводностью для того, чтобы уберечь от перегрева внутренние компоненты.


Керамическое покрытие Zr0.8Ti0.2C0.74B0.26, разработанное учёными из Института Ройса при Университете Манчестера (Великобритания) и Центрального южного университета (Китай) – слева материал до проведения испытаний, в центре и справа – после двухминутных испытаний при температуре 2000°C и 2500°C, в центре правого образца находится белый участок, где температура достигала 3000°C

Основной вопрос в том, какой толщины и массы должно быть покрытие ракеты В-В для того, чтобы противостоять воздействию лазера мощностью 50-150 кВт и более, и как оно повлияет на маневренные и динамические характеристики ракеты. Также оно должно сочетаться с требованиями к малозаметности.

Не менее сложной задачей является защита ГСН ракеты. Применимость ракет В-В с ИК ГСН против самолётов, оснащённых лазерными комплексами самообороны, находится под большим вопросом. Маловероятно, что термооптические пассивные затворы смогут выдержать воздействие лазерного излучения мощностью десятки-сотни киловатт, а механические затворы не обеспечивают необходимой скорости закрытия, чтобы уберечь чувствительные элементы.


Изображения из патента РФ № 2509323 на оптический пассивный затвор: 1 — металлическая плавящаяся и испаряющаяся под действием излучения зеркальная плёнка, 2 — прозрачная подложка, 3 — параболическое зеркало, 4 и 5 — входная и выходная апертуры оптического устройства с затвором, 6 — область в плёнке 1, подвергаемая воздействию лазерного нагревания, g — фокусное расстояние параболического зеркала, Л — объектив

Возможно, удастся добиться работы ИК ГСН в режиме «мгновенного обзора», когда головка самонаведения почти всегда закрыта вольфрамовой диафрагмой, а открывается лишь на короткий период времени для получения изображения цели – в момент, когда отсутствует лазерное излучение (его наличие должно определяться специальным датчиком).

Для обеспечения работы активной радиолокационной головки самонаведения (АРЛГСН) защитные материалы должны обладать прозрачностью в соответствующем диапазоне длин волн.

Защита от ЭМИ


Для уничтожения ракет воздух-воздух на большом удалении противник потенциально может применять противоракеты В-В с боевой частью, генерирующей мощный электромагнитный импульс (ЭМИ-боеприпасы). Один ЭМИ боеприпас потенциально может поражать сразу несколько ракет В-В противника.

Для уменьшения воздействия ЭМИ боеприпасов электронные компоненты могут экранироваться феромагнитными материалами, например, чем-то типа «ферритовой ткани» с высокими поглощающими свойствами, удельной массой всего 0,2 кг/м2, разработанной российской компанией «Феррит-Домен».

В составе электронных компонент могут применяться средства размыкания цепей при возникновении сильных индукционных токов – стабилитроны и варисторы, а АРЛГСН может быть выполнена на базе устойчивой к ЭМИ низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (Low Temperature Co-Fired Ceramic – LTCC).


Планарная активная фазированная антенная решётка (АФАР) с использованием технологии LTCC-керамики разработки ОАО «НИИПП», г. Томск

Залповое применение


Одним из способов преодоления защиты перспективных боевых самолётов является массированное применение ракет В-В, к примеру, несколько десятков ракет в залпе. Новейший истребитель F-15EX может нести до 22 ракет типа AIM-120 или до 44 малогабаритных ракет CUDA, российский истребитель Су-35С – 10-14 ракет В-В (возможно, что их количество может быть увеличено за счёт использования сдвоенных пилонов подвеса или использования ракет В-В уменьшенных габаритов). Истребитель пятого поколения Су-57 также имеет 14 точек подвески (с учётом внешних). Возможности других истребителей пятого поколения в этом плане скромнее.


EF-2000 Typhoon может нести вооружение на 14 точках подвески

Вопрос в том, насколько такая тактика окажется эффективной при одновременном противодействии средствами РЭБ, противоракетами с электромагнитной БЧ, противоракетами средней дальности типа CUDA, малогабаритными противоракетами типа MSDM / MHTK / HKAMS и лазерными бортовыми комплексами самообороны. Существует вероятность того, что «классические» незащищённые ракеты воздух-воздух могут стать неэффективными из-за их высокой уязвимости для перспективных комплексов самообороны боевых самолётов.

БПЛА – носитель ракет В-В


Увеличить количество ракет В-В в залпе и приблизить их к атакуемому самолёту можно, используя в связке с боевым самолётом недорогой малозаметный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Такие БПЛА в настоящее время активно разрабатываются в интересах ВВС США.

Компании General Atomics и Lockheed Martin по заказу Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США DARPA осуществляют разработку малозаметного БПЛА воздушного базирования с возможностью использования оружия класса воздух-воздух в рамках программы LongShot. При атаке такие БПЛА могут выдвигаться вперёд атакующего истребителя, увеличивая количество ракет В-В в залпе, позволяя им сохранить энергетику для конечного участка. Малая радиолокационная и инфракрасная заметность БПЛА-носителя позволит отсрочить момент активации бортовых систем самообороны атакуемого самолёта.


Концепты БПЛА LongShot

Для определения момента активации систем бортовой обороны атакуемого самолёта – запуска противоракет В-В, включения средств РЭБ, БПЛА могут быть оснащены специализированной аппаратурой. Может быть рассмотрен вариант, когда БПЛА-носитель будет выполнять роль «камикадзе», следуя за ракетами В-В, прикрывая их средствами РЭБ, осуществляя ретрансляцию внешнего целеуказания с самолёта носителя.

Такие БПЛА не обязательно должны иметь воздушное базирование, но это увеличит их габариты и стоимость. В свою очередь, воздушное базирование потребует увеличения габаритов и грузоподъёмности носителя, о чём мы уже говорили ранее – вплоть до появления своеобразных «воздушных авианосцев», которые мы рассматривали в статье Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев.

Верхом на гиперзвуке


Ещё более радикальным решением может стать создание тяжёлых ракет В-В с суббоеприпасами в виде малогабаритных ракет В-В вместо моноблочной боевой части. Они могут быть оснащены ПВРД, обеспечивающим высокую сверхзвуковую или даже гиперзвуковую скорость полёта на большей части траектории.

Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) с суббоеприпасами калибром от 30 до 55 мм и длиной от 400 до 800 мм создавались ещё в нацистской Германии, впрочем, тогда это были неуправляемые осколочно-фугасные (ОФ) боеприпасы.


Боевая часть ЗУР с неуправляемыми ОФ суббоеприпасами

В России разрабатываются перспективные ЗУР и тяжёлые ракеты В-В для перехватчиков МиГ-31 и перспективного МиГ-41, в качестве суббоеприпасов в которых будут использоваться перспективные ракеты воздух-воздух К-77М, представляющие собой развитие ракет РВВ-СД. Предполагается, что они будут использоваться для поражения гиперзвуковых целей – наличие нескольких индивидуально-самонаводящихся суббоеприпасов повысит вероятность поражения сложных высокоскоростных целей.


Концепт перспективной ракеты с несколькими суббоеприпасами индивидуального наведения

Однако можно предположить, что перспективная тяжёлая ракета В-В окажется более востребованной именно для поражения боевых самолётов, оснащённых перспективными комплексами самообороны.

Как и в случае с БПЛА-носителями, первая ступень ракеты В-В, носитель суббоеприпасов, также может быть оснащена средствами обнаружения атаки противоракетами, обнаружения применения средств РЭБ противником и собственными средствами РЭБ, аппаратурой ретрансляции целеуказания с носителя на суббоеприпасы.

Ложные цели


Одним из элементов оснащения БПЛА-носителей и дополнением к управляемым суббоеприпасам перспективных тяжёлых ракет В-В могут стать ложные цели. Существуют определённые проблемы, затрудняющие их использование – боевые действия в воздухе ведутся на высоких скоростях с интенсивным маневрированием, поэтому ложную цель не получится сделать простой «болванкой». Как минимум она должна включать двигатель с запасом топлива, простейшую ИНС и органы управления, возможно, что и приёмник получения информации от внешнего источника целеуказания.

Казалось бы – какой тогда смысл, по сути это уже почти ракета В-В? Однако отсутствие боевой части, двигателей поперечного управления и/или УВТ, отказ от технологий снижения заметности, а главное – от дорогой системы наведения, позволит сделать ложную цель в несколько раз дешевле «настоящей» ракеты В-В и в несколько раз меньше по габаритам.

То есть вместо одной ракеты В-В могут размещаться 2-4 ложные цели, которые смогут примерно поддерживать курс и скорость относительно реальных ракет В-В. Они могут быть оснащены уголковыми отражателями или линзами Люнеберга для получения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР), эквивалентной ЭПР «настоящих» ракет В-В.

Дополнительное сходство ложных целей и реальных ракет воздух-воздух должен обеспечить интеллектуальный алгоритм атаки.

Интеллектуальный алгоритм атаки


Важнейшим элементом, обеспечивающим эффективность атаки перспективными ракетами воздух-воздух, должен стать интеллектуальный алгоритм, обеспечивающий взаимодействие самолёта носителя, промежуточных носителей – гиперзвукового разгонного блока или БПЛА, суббоеприпасов воздух-воздух и ложных целей.

Необходимо обеспечить атаку на цель с оптимального направления, синхронизировать ложные цели и суббоеприпасы В-В по времени подлёта (изменение скорости полёта может осуществляться включением/выключением или дросселированием перспективных ракетных двигателей).

К примеру, после отделения суббоеприпасов В-В и ложных целей, при наличии на последних канала управления, ложные цели могут выполнять простейшие манёвры вместе с суббоеприпасами В-В. При отсутствии в ложных целях канала управления, они могут некоторое время двигаться в одном направлении с суббоеприпасами, даже при изменении целью направления полёта, затрудняя противоракетам В-В определение того, где настоящая цель, а где ложная, вплоть до момента наступления оптимального времени разворота для поражения цели с минимальной дистанции или уничтожения канала управления через БПЛА или разгонный блок.

Противник будет пытаться заглушить управление «стаей» суббоеприпасов В-В и ложных целей средствами РЭБ. Для противодействия этому может быть рассмотрен вариант использования односторонней оптической связи «носитель – БПЛА/разгонный блок» и «БПЛА/разгонный блок – суббоеприпасы В-В/ложные цели».

Выводы


Появление на перспективных боевых самолётах эффективных комплексов бортовой самообороны – противоракет воздух-воздух, лазерных комплексов самообороны, средств РЭБ, потребует разработки перспективных ракет воздух-воздух нового поколения.

В свою очередь, появление перспективных комплексов бортовой самообороны окажет существенное воздействие на боевую авиацию – она может пойти как по пути создания распределённых систем – пилотируемых самолётов и БПЛА различного типа, связанных в единую сеть, так и по пути увеличения габаритов боевых самолётов и соответствующего увеличения размещённого на них оружия, комплексов самообороны, средств РЭБ, увеличения мощности и габаритов РЛС. Также оба подхода могут быть скомбинированы.


«Волк силён не своими клыками, а своей стаей»

Перспективные боевые самолёты могут стать неким эквивалентом надводных кораблей – фрегатов и эсминцев, которые не уклоняются, а отбивают удар. Соответственно, и средства нападения должны эволюционировать с учётом этого фактора.

Вне зависимости от выбранного подхода к развитию боевой авиации, уверенно можно сказать одно – стоимость ведения войны в воздухе значительно увеличится.
Автор:
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Арон Заави
    Арон Заави 22 июня 2021 18:27
    +22
    Мощная статья. Спасибо автору за проделаную работу.
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 23 июня 2021 03:28
      +5
      Присоединяюсь к оценке статьи.

      Возможно, удастся добиться работы ИК ГСН в режиме «мгновенного обзора», когда головка самонаведения почти всегда закрыта вольфрамовой диафрагмой, а открывается лишь на короткий период времени для получения изображения цели
      Этакий стробоскоп, как на межвоенных танках.
  2. Pavel57
    Pavel57 22 июня 2021 18:46
    +1
    Перспективные боевые самолёты могут стать неким эквивалентом надводных кораблей – фрегатов и эсминцев, которые не уклоняются, а отбивают удар.

    Лучше тогда крейсера или корабли-арсеналы.
  3. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 22 июня 2021 19:30
    +8
    уверенно можно сказать одно – стоимость ведения войны в воздухе значительно увеличится.

    И на земле, и на море...
    Гонка вооружений уже один раз разорила нашу страну.

    А вообще, сейчас вспомнился препод на военной кафедре, который долго и подробно рассказывал про тактику американской авиации, про борьбу с противолокационными ракетами, активными и пассивными помехами, звёздными налётами и прочая, прочая, прочая.
    А потом спокойно так - "а чтобы всю эту муть расчистить у нас есть ракета со спецБЧ".
    Похоже опять всё идет к тому, что гонку технологий нам не осилить и придется просто показать готовность при случае громко "стукнуть по столу".
    1. Intruder
      Intruder 29 июня 2021 14:35
      0
      "а чтобы всю эту муть расчистить у нас есть ракета со спецБЧ".
      Ну, верно, но есть и альтернативные технологии, менее жестокие для окружающей среды и в первую очередь для атмосферы, типа: взрыво-магнитных генераторов, они еще в советское время успешно испытывались, а в дронах и ракетах столько электроники, что ее всю в мультиспектре широком, не экранируешь в доску!
  4. gaudin
    gaudin 22 июня 2021 20:13
    0
    могут применяться средства размыкания цепей при возникновении сильных индукционных токов – стабилитроны и варисторы

    Стабилитрон - стабилизация постоянного напряжения источников питания, а варистор защищает от перенапряжения - вызывая короткое замыкание.
    Безграмотная статья.
    1. ProkletyiPirat
      ProkletyiPirat 22 июня 2021 20:33
      +1
      эээ возможно Вы путаете разные уровни реализации, в силовой электронике это разные устройства, а вот в полупроводниковой электрике может быть одним узлом
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 23 июня 2021 01:01
      +3
      Цитата: gaudin
      Безграмотная статья.

      Конкретно...чем же она безграмотная ? Ну, в некоторых местах Автор излагает о "понятиях" не теми словами(терминами),которыми бы надо...Но суть изложения всё равно остаётся актуальной ! Например,стабилитроны (они же диоды Зенера...зенеровские диоды) являются одним из распространённых факторов защиты техники,оружия от ЭМИ !
    3. Intruder
      Intruder 29 июня 2021 14:44
      +1
      Стабилитрон - стабилизация постоянного напряжения источников питания
      Эх, молодой человек, это одно из немногих применений этого замечательного полупроводникового прибора... feel

      1. Особый тип стабилитронов, высоковольтные лавинные диоды («подавители переходных импульсных помех», «супрессоры», «TVS-диоды»);

      2. Английское avalanche diode («лавинный диод») применяется к любым диодам лавинного пробоя, тогда как в русскоязычной литературе лавинный диод, или «ограничительный диод» по ГОСТ 15133-77, узко определённый подкласс стабилитрона с лавинным механизмом пробоя, предназначенный для защиты электроаппаратуры от перенапряжений;

      3. Полупроводниковый стабилитрон - это диод, предназначенный для работы в режиме пробоя на обратной ветви вольт-амперной характеристики. В диоде, к которому приложено обратное, или запирающее, напряжение, возможны три механизма пробоя: туннельный пробой, лавинный пробой и пробой вследствие тепловой неустойчивости - разрушительного саморазогрева токами утечки. Тепловой пробой наблюдается в выпрямительных диодах, особенно германиевых, а для кремниевых стабилитронов он не критичен. Стабилитроны проектируются и изготавливаются таким образом, что либо туннельный, либо лавинный пробой, либо оба эти явления вместе возникают задолго до того, как в кристалле диода возникнут предпосылки к тепловому пробою. Серийные стабилитроны изготавливаются из кремния, известны также перспективные разработки стабилитронов из карбида кремния и арсенида галлия;

      Как-то, вот так! drinks
  5. SovAr238A
    SovAr238A 22 июня 2021 23:02
    +2
    Все фантазии.
    Первое.
    Посмотрите на мощность электрических генераторов современных истребителей
    Вы вряд-ли увидите мощность свыше 25-40 кВт.
    Соответственно, ни о каком-либо долгосрочном применении энергетического оружия речи пока быть не может.
    А возить тонны аккумуляторов на истребителях - нонсенс.
    Второе
    Повторяю уже который год
    Будущее УРВВ среднего и ближнего боя, за принципом роя.
    Когда выпускаются 2 ракеты, и ракеты сообща, обмениваясь информацией, атакуют самолёт.
    Все противоракетные маневры самолёта и летчика предсказуемы и прогнозируемы: школой пилотирования, возможными допустимыми перегрузками пилота и самолёта, скоростью полета.
    Все сейчас, в эпоху машинного анализа - просчитывается.
    И всегда одна из ракет пойдет заранее туда, куда летчик сделает маневр уклонения от другой ракеты.
    И две ракеты, работая в связке, загонят самолёт под неминуемое поражение.
    Это будущее УРВВ.
    1. AVM
      23 июня 2021 10:14
      +3
      Цитата: SovAr238A
      Все фантазии.
      Первое.
      Посмотрите на мощность электрических генераторов современных истребителей
      Вы вряд-ли увидите мощность свыше 25-40 кВт.
      Соответственно, ни о каком-либо долгосрочном применении энергетического оружия речи пока быть не может.
      А возить тонны аккумуляторов на истребителях - нонсенс.


      Как раз над такими источниками энергии сейчас активно работают, как для лазерного оружия в контейнерном исполнении, так и встроенные. ПМСМ мощность генераторов на валу двигателя в перспективных самолётах может быть порядка 500 кВт-1МВт.

      Цитата: SovAr238A
      Второе
      Повторяю уже который год
      Будущее УРВВ среднего и ближнего боя, за принципом роя.
      Когда выпускаются 2 ракеты, и ракеты сообща, обмениваясь информацией, атакуют самолёт.
      Все противоракетные маневры самолёта и летчика предсказуемы и прогнозируемы: школой пилотирования, возможными допустимыми перегрузками пилота и самолёта, скоростью полета.
      Все сейчас, в эпоху машинного анализа - просчитывается.
      И всегда одна из ракет пойдет заранее туда, куда летчик сделает маневр уклонения от другой ракеты.
      И две ракеты, работая в связке, загонят самолёт под неминуемое поражение.
      Это будущее УРВВ.


      Отчасти это перекликается с тем, что я написал. Только ракет потребуется не две, а гораздо больше.
    2. Intruder
      Intruder 29 июня 2021 14:48
      0
      Посмотрите на мощность электрических генераторов современных истребителей
      Вы вряд-ли увидите мощность свыше 25-40 кВт.
      Соответственно, ни о каком-либо долгосрочном применении энергетического оружия речи пока быть не может.
      Импульсный лазер, с волоконным хабом, до 50 кВт. в импульсе суммарном, вполне возможно запитать и от - 25-30 кВт-ного дополнительного ВСУ, на внешней подвеске и подвесить парочку этих генераторов, где-то проскальзывала, в сети - эта разработка уже у янки, там нагрузку целевая не такая уж и большая, да и питать все это генерирующее дело керосинчиком из бортовых запасов!?
  6. thekhohol
    thekhohol 22 июня 2021 23:51
    0
    > 10-15 километров, это расстояние ракета В-В преодолеет за 5-10 секунд
    Кхм... 2 км/с, 6 Махов... Это точно?
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 23 июня 2021 04:41
      +1
      Цитата: thekhohol
      . 6 Махов. Это точно?

      3,5 Маха сама ракета плюс 2 Маха самолёт. Это если Метеор.
      А если 48Н6ДМ от С-400, то она сама 2,5 км/сек летает.
      1. Momotomba
        Momotomba 23 июня 2021 08:41
        +1
        Цитата: Пиджак в запасе
        Цитата: thekhohol
        . 6 Махов. Это точно?

        3,5 Маха сама ракета плюс 2 Маха самолёт. Это если Метеор.

        А цель при этом неподвижна или перемещается? what
        1. Пиджак в запасе
          Пиджак в запасе 23 июня 2021 10:31
          0
          Цитата: Momotomba
          А цель при этом неподвижна или перемещается?

          Извини, я непонятно написал.
          3,5 Маха ракета плюс 2 Маха самолет-мишень.
          1. Momotomba
            Momotomba 23 июня 2021 18:26
            0
            Цитата: Пиджак в запасе
            3,5 Маха ракета плюс 2 Маха самолет-мишень.

            В итоге 5.5М навстречу или 1,5М вдогонку?
    2. AVM
      23 июня 2021 10:15
      +3
      Цитата: thekhohol
      > 10-15 километров, это расстояние ракета В-В преодолеет за 5-10 секунд
      Кхм... 2 км/с, 6 Махов... Это точно?


      Мы говорим о перспективных ракетах с ПВРД. Уже сейчас есть 5М, но не на всей траектории. Плюс я дал ракетам В-В небольшую фору.
  7. Чарик
    Чарик 23 июня 2021 00:14
    -1
    Я понял какое оружие самое эффективное--дубина-подходишь к тому кто пытается придумать современнейшее оружие и по башке ему бах,а кто спросит-а тебя-а меня то за что?Я же не придумываю всякие хитрые технические устройства для убивания человеков wassat
  8. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 23 июня 2021 01:45
    +5
    Мдаааа...! Автор ,действительно проделал работу ! Даже,не смотря на природную вредность своего характера, не хочется выискивать в статье "погрешности " ! (Но ,пожалуй, придётся !) Ну,это может и от того , что Автор пишет о многих таких "весчах", сторонником которых являюсь и я, и о которых не раз упоминал в разных комментах (!)...: 1. 2-3ступенчатые ракеты;2. суббоеприпасы с собственными движками;3. двигательные установки поперечного управления(газодинамические пояса) ;4.ПВРД и квазиЖРД с гелеобразным топливом;5. многорежимные ГСН и АРЛ.ГСН с АФАР,способные работать одновременно в разных режимах (не менее 2х) и прочее...Потому-то в целом статья мне "симпатична" ! Наверное,можно найти в статье "шероховатости", но этим я займусь немножко по-позже...сейчас надо мне "прерваться"...надеюсь,ненадолго...
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 23 июня 2021 05:35
      0
      2. Автор разместил снимок американской РВВ с "газодинамическим поясом" ,смещённым в носовую часть...Получается,как-бы, своеобразная имитация аэродинамических рулей схемы "утка" ! Считаю,что бОльшей "сверхманевренности" можно достичь ,разместив "газодинамический пояс" в середину ракеты ("центр масс"...)
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 23 июня 2021 08:30
        +4
        Считаю,что бОльшей "сверхманевренности" можно достичь ,разместив "газодинамический пояс" в середину ракеты ("центр масс"...)

        Сверхманевренность достигается быстрым изменением направления движения ракеты, для этого и нужен её разворот. Расположение газодинамического пояса в месте центра масс не приводит к её развороту.
        1. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 23 июня 2021 11:30
          0
          Цитата: Авиатор_
          Расположение газодинамического пояса в месте центра масс не приводит к её развороту.

          И не надо ! Во многих случаях достаточно "подскока" (вверх,вниз, влево, вправо) с сохранением прежней продольной оси !
      2. Intruder
        Intruder 29 июня 2021 14:56
        +1
        с "газодинамическим поясом" ,смещённым в носовую часть...Получается,как-бы, своеобразная имитация аэродинамических рулей схемы "утка" !
        Я кстати, отбил чей-то минус сейчас, думаю зачтеться мне, Владимир!? hi
        Но, не совсем согласен - ведь, "утка" - это аэродинамическая схема, а газодинамический пояс, моментного импульсного управления - даже в своем названии (как звали Александра Сергеевича Пушкина...??? feel ) исключает использование аэродинамических поверхностей, только газодинамика в реализации - импульса реактивной силы, вот! И до кучи, более универсальная система, мало зависит от окружающей среды, хоть: газ/жидкость/вакуум, работает везде, только импульс будет разный, но и его можно эффективно нивелировать на этапе проектирования системы газодинамического управления...
        1. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 29 июня 2021 17:19
          0
          Цитата: Intruder
          Но, не совсем согласен - ведь, "утка" - это аэродинамическая схема

          За поддержку спасибо ! yes А сейчас попробую объясниться... Дело в том , что я имел в виду альтернативу аэродинамической схемы "утка" (схемы с аэродинамическими рулями...) ! Результат от срабатывания газодинамического пояса ,смещённого в носовую часть корпуса ракеты будет ,примерно, такой же , как и от действия аэродинамических рулей; то есть ,ракету развернёт "носовой частью" ,изменяя направление движения ... и это происходит быстрее и "легче" на высокой скорости или на большой высоте ,чем при аэродинамических рулях( там приходится ставить перед рулями демпферы...кажется, так они называются...) Но и тут накладываются определённые ограничения по времени ( разворот не может произойти "мгновенно" ,как у "летающей тарелки" ...) и по перегрузкам... При размещении газодинамического пояса в "центре масс" значительного изменения направления(!) движения не происходит( по азимуту), но и не происходит разворота ракеты "носовой частью"...а происходит изменение угла места и дистанции относительно цели с сохранением прежней продольной оси движения...(Я называю это подскоком...влево, вправо, вниз,вверх...) Движение ракеты в этом случае можно сравнить в какой-то степени (частично!) с движением ...точнее, с маневренностью "летающей тарелки"! Считаю,что в таком случае у ракеты увеличивается маневренность и устойчивость к перегрузкам ... Но есть "но"... сужается пространство маневрирования(при ограниченных возможностях ДПУ) ...Вот почему преимущество этой схемы проявляется на высокой скорости (чем больше,тем лучше...) , когда "дистанция промаха" оказывается в допустимых пределах... Газодинамический пояс в "центре масс" весьма подходит для гиперзвуковых ракет ...например , для новейших зур "Панциря-СМ" ! Вот как-то так... Извиняюсь , что изъяснялся сбивчиво;т.к. у меня была встреча со старым друганом ,с которым не виделся лет 10 по причине отъезда его на пмж в другой регион... hi
          1. Intruder
            Intruder 29 июня 2021 17:27
            0
            За поддержку спасибо ! yes
            Всегда, готов помочь союзникам! soldier

            Дело в том , что я имел в виду альтернативу аэродинамической схемы "утка" (схемы с аэродинамическими рулями...) ! Результат от срабатывания газодинамического пояса ,смещённого в носовую часть корпуса ракеты будет ,примерно, такой же , как и от действия аэродинамических рулей; то есть ,ракету развернёт "носовой частью" ,изменяя направление движения ... и это происходит быстрее и "легче" на высокой скорости или на большой высоте ,чем при аэродинамических рулях( там приходится ставить перед рулями демпферы...кажется, так они называются...) Но и тут накладываются определённые ограничения по времени ( разворот не может произойти "мгновенно" ,как у "летающей тарелки" ...) и по перегрузкам... При размещении газодинамического пояса в "центре масс" значительного изменения направления(!) движения не происходит( по азимуту), но и не происходит разворота ракеты "носовой частью"...а происходит изменение угла места и дистанции относительно цели с сохранением прежней продольной оси движения...(Я называю это подскоком...влево, вправо, вниз,вверх...)

            Ну....скорее и более точнее, будет так:
            Управление движением: включает управление движением центра масс и управление движением вокруг центра масс (управление ориентацией). Задачей первого является целенаправленное изменение траектории движения, а второго - удержание осей, жестко связанных с корпусом. Эти движения практически не зависят друг от друга, и, следовательно, их можно и нужно изучать раздельно.
            Т.е. на пальцах: одно, для изменения траектории аппарата (любого) с газодинамическим управлением, а второе - уже для его ориентации непосредственной, на данной/заданной траектории в полете уже! drinks
        2. Capt Cook
          Capt Cook 1 июля 2021 00:18
          0
          зачтетЬся Вам минус. За русский язык. Хотя, возможно, Вы и иногородний, узбек, например.
          1. Intruder
            Intruder 1 июля 2021 00:29
            -1
            зачтетЬся Вам минус. За русский язык. Хотя, возможно,
            И..., что теперь? Мне заплакать и упасть с покаянием на оба колена, или на одно встать??? belay
  9. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 23 июня 2021 04:14
    +2
    Итак...вернёмся к нашим бара... противоракетам и РВВ !
    1. Лазерное уничтожение и противолазерная защита:
    Автор уверен, что внедрение "противолазерной защиты" в конструкцию ракет (РВВ) вынудит их "потолстеть": увеличить габариты и вес ! Но обязательно ли это? Сейчас ведутся разработки новых материалов,предназначенных улучшить противолазерную защиту,не увеличивая чересчур вес и габариты защищаемых "изделий"! Скорее всего габариты,изделий увеличатся , но,возможно, не так "критично", как пугает нас Автор ! Боекомплекту РВВ ,пожалуй, придётся измениться... будущие РВВ-это тонкостенные корпуса из легкой жаропрочной (и механически прочной...) керамики...углепластиковые корпуса,покрытые противолазерными "оболочками" ! Какие же есть кандидаты на роль таких "оболочек" ? Ну,например...сейчас работают над метаматериалами с отрицательным коэффициентом преломления... создано в США противолазерное покрытие из смеси углеродных нанотрубок и специальной керамики... китайцы сообщали о неком абляционным материалом с аэрозолеобразующими свойствами...Думаю,что найдутся в ближайшем будущем и другие материалы или получат развитие недавно открытые... Я "указал" материалы,о которых говорится , что даже при реализации в виде относительно тонких плёнок они обеспечивают довольно-таки эффективную защиту от "лазеров" !Это я перечислил материалы ,так сказать, пассивной защиты от лазеров... Есть и активные...например, система "Гелиос"( но тут её ,наверное, целесообразнее будет устанавливать на самолётах для защиты своих РВВ...Пожалуй, такая система лучше подойдёт для "самозащиты" БПЛА...) В одном Автор,безусловно,прав... РВВ "придётся" измениться(!) и они станут дороже !
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 23 июня 2021 05:23
      +2
      P.S. Автор "критически" относится к термооптическим затворам (ТОЗ),сомневаясь в их достаточной эффективности... В его доводах есть резон ! Но в данном случае появляется идея ...с помощью ТОЗ использовать "поражающий" лазерный луч для наведения ракеты на носитель лазерного оружия !Зная схему устройства ТОЗа, такая идея не представляется невозможной !
    2. AVM
      24 июня 2021 10:07
      +1
      Цитата: Nikolaevich I
      Итак...вернёмся к нашим бара... противоракетам и РВВ !
      1. Лазерное уничтожение и противолазерная защита:
      Автор уверен, что внедрение "противолазерной защиты" в конструкцию ракет (РВВ) вынудит их "потолстеть": увеличить габариты и вес ! Но обязательно ли это? Сейчас ведутся разработки новых материалов,предназначенных улучшить противолазерную защиту,не увеличивая чересчур вес и габариты защищаемых "изделий"! Скорее всего габариты,изделий увеличатся , но,возможно, не так "критично", как пугает нас Автор ! Боекомплекту РВВ ,пожалуй, придётся измениться... будущие РВВ-это тонкостенные корпуса из легкой жаропрочной (и механически прочной...) керамики...углепластиковые корпуса,покрытые противолазерными "оболочками" ! Какие же есть кандидаты на роль таких "оболочек" ? Ну,например...сейчас работают над метаматериалами с отрицательным коэффициентом преломления... создано в США противолазерное покрытие из смеси углеродных нанотрубок и специальной керамики... китайцы сообщали о неком абляционным материалом с аэрозолеобразующими свойствами...Думаю,что найдутся в ближайшем будущем и другие материалы или получат развитие недавно открытые... Я "указал" материалы,о которых говорится , что даже при реализации в виде относительно тонких плёнок они обеспечивают довольно-таки эффективную защиту от "лазеров" !Это я перечислил материалы ,так сказать, пассивной защиты от лазеров... Есть и активные...например, система "Гелиос"( но тут её ,наверное, целесообразнее будет устанавливать на самолётах для защиты своих РВВ...Пожалуй, такая система лучше подойдёт для "самозащиты" БПЛА...) В одном Автор,безусловно,прав... РВВ "придётся" измениться(!) и они станут дороже !


      Автор не уверен, что оно будет толстым и тяжёлым, но считает, что это будет так.

      Все новейшие разработки хоть и ведутся, но нет никаких гарантий, что они будут работать в условиях реальной эксплуатации, вне стен лабораторий. Как они поведут себя при хранении? При воздействии атмосферы, влаги? Метаматериалы пока работают в очень узких диапазонах длин волн - удастся ли получить многодиапазонные метаматериалы в принципе?

      Аэрозолеобразующие для авиации плохо подходят - унос вещества будет быстрее, чем оно будет защищать от воздействия ЛО.

      Ответить на этот вопрос нельзя даже с помощью расчётов. Нужен комплексный моделирующий стенд, на котором боеприпасы с различными типами защиты будут испытывать на воздействие ЛО разной мощности, в различных условиях - скоростях, положении корпуса и т.д.
    3. Intruder
      Intruder 29 июня 2021 15:14
      0
      Боекомплекту РВВ ,пожалуй, придётся измениться... будущие РВВ-это тонкостенные корпуса из легкой жаропрочной (и механически прочной...) керамики...углепластиковые корпуса,покрытые противолазерными "оболочками" !
      Хм, ну если только, верить нашим геопартнерам...которые уже орбитальную станцию свою дособирают...то решение только в области:
      китайцы сообщали о неком абляционным материалом с аэрозолеобразующими свойствами...
      , плюс и уменьшение массы корпуса УРВВ, пока покрытие такое - лазерное излучение будет испарять в полете, и то не долго, если ракета будет при этом маневрировать в пространстве, подставляя участки разные, своей поверхности!
  10. riwas
    riwas 23 июня 2021 05:03
    +2
    Су-57 уже стал первым в мире истребителем с установленной системой управляемого противодействия инфракрасным средствам противника. Данная система умеет «ослеплять» приближающиеся к самолету ракеты класса «воздух-воздух». Раньше такие системы из-за их громоздких размеров ставили только на военно-транспортные самолеты. Российским ученым удалось создать миниатюрное устройство, благодаря которому Су-57 стал обладателем уникального для мировой авиации средства самозащиты.
    https://army.ric.mil.ru/Stati/item/255977/
    1. voyaka uh
      voyaka uh 23 июня 2021 16:40
      +1
      "Данная система умеет «ослеплять» приближающиеся к самолету ракеты класса «воздух-воздух»"///
      ---
      Лазер, что-ли?
      Чем еще можно ослепить?
      1. AVM
        24 июня 2021 10:09
        0
        Цитата: voyaka uh
        "Данная система умеет «ослеплять» приближающиеся к самолету ракеты класса «воздух-воздух»"///
        ---
        Лазер, что-ли?
        Чем еще можно ослепить?


        Что-то типа системы "Президент-С". Вроде там маломощные лазеры и специальные лампы.
        1. Intruder
          Intruder 29 июня 2021 15:20
          0
          специальные лампы.
          Импульсные газоразрядные и прочие лампы:
          Одним из важнейших применений является использование ИК источников в системах оптико - электронного противодействия головкам самонаведениям (ГСН) зенитных управляемых ракет для защиты летательных аппаратов (ЛА). Для этих целей необходимо, чтобы источник работал в импульсном или импульсно-периодическом режимах генерации некогерентного модулированного излучения в спектральных диапазонах от 3,5 мкм до 5,5 мкм (ИК приёмники ГСН на базе PbS, диодные матрицы и др.). Используемые в настоящее время нагревательные элементы с модуляцией постоянного излучения механическими затворами имеют низкий КПД и не обеспечивают возможность создания импульсно-периодической структуры выходного лучистого потока с заданными энергетическими характеристиками. Импульсные лампы (далее лампы) с разрядом в инертном газе (ксеноне. криптоне и т.д.) позволяют добиться сложной структуры потока излучения за счет модуляции разрядного тока, но они имеют спектр излучения близкий к непрерывному (низкий КПД в ИК диапазоне), который ограничивается длинноволновой границей пропускания кварца (~4 мкм), используемого в качестве оболочки лампы.
          Острая потребность в лампах, свободных от указанных недостатков, привела к созданию нового класса селективных источников излучения, а именно, ламп с разрядом в парах щелочных металлов. Как следует из зарубежной печати, наиболее перспективным при создании ИК источника является импульсный разряд высокого давления в парах цезия. В настоящее время за рубежом для защиты ЛА от ракет нового поколения разработаны станции AN/ALQ-123 и AN/AAQ-4, использующие импульсную цезиевую лампу с двумя сапфировыми оболочками. По экспертным оценкам такая лампа должна обеспечивать максимальную амплитуду импульса ИК сигнала более А=50 Вт/ср и глубину модуляции не-менее т=95% в спектральном интервале 3,5 - 5,5 мкм при средней потребляемой мощности не более 3 кВт. В создании высокоэффективных источников излучения на основе импульсного разряда высокого давления в парах цезия для оптических систем противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения.
  11. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 23 июня 2021 05:42
    +1
    в качестве суббоеприпасов в которых будут использоваться перспективные ракеты воздух-воздух К-77М, представляющие собой развитие ракет РВВ-СД. Более перспективными могут оказаться новые РВВ ,выполненные в габаритах и весе Р-60... а то и менее!
  12. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 23 июня 2021 06:08
    0
    Опять "упование" на "чудо-оружие "( ЭМИ-боеприпасы), которого никто не видел, не применял и не имеет ! Почему-то никого не смущает , что несмотря на афигенную рекламу и обещания ,никто не спешит с сообщением ,что собирается "вот-вот" принять на вооружение это пресловутое ЭМИ-оружие ! Почему так ? Да потому,что параллельно с этим необходимо проделать большущую работу ! Необходимо разработать новые образцы "обычного" вооружения или модернизировать имеющиеся с защитой даже от собственного ЭМИ-оружия ! Необходимо выработать тактику применения ЭМИ-оружия , внести изменения в организацию,тактику войск ,обучить войска применению ЭМИ-оружия и защите от него ! И так далее...!
    1. Intruder
      Intruder 29 июня 2021 15:32
      +1
      Опять "упование" на "чудо-оружие "( ЭМИ-боеприпасы), которого никто не видел, не применял и не имеет ! Почему-то никого не смущает , что несмотря на афигенную рекламу и обещания ,никто не спешит с сообщением ,что собирается "вот-вот" принять на вооружение это пресловутое ЭМИ-оружие
      Давно исследовали еще в Союзе и забросили на потом..."под сукно", но один из основоположников, уже давно живет за океаном, после 90-х мигрировал, продался видно...за сникерсы и кроссовки, как любят говорить некоторые завистники!
      Кстати, есть очень познавательное чтиво об этой области, с детальным описание экспериментальной базы, в те годы исследований: "Взрывные источники ЭМИ", Прищепенко А.Б., Бином 2008 г.
      Более, того...не буду говорить фамилии и города, где этим занимались, но еще в 2004 году, одна интересная служба из трех букв (не матерных bully ), получила уже действующую модель кванто-механического генератора, для создания искусственных возмущений в электромагнитном спектре (зачетное изделие было при смешной мощности в десятки ватт вызывались динамические эффекты изменений в токах утечки в полупроводниковых переходах, даже не смотря на экранирование, могло бы и "выстрелит"), исследовала даже в РАН и на десять лет положила "под сукно" с подпиской для участников работ , а потом уже и успешно забыли, парадигма изменилась видно negative ,...к сожалению для разработчиков, которые все делали за свой счет (ни копейки, не взяли из бюджета государства) и в инициативном порядке при этом...
  13. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 23 июня 2021 06:30
    +1
    В России разрабатываются перспективные ЗУР и тяжёлые ракеты В-В – наличие нескольких индивидуально-самонаводящихся суббоеприпасов повысит вероятность поражения сложных высокоскоростных целей.Вряд ли окажется целесообразным использование в качестве суб.боеприпасов РВВ типа Р-77 и чего-либо подобного " Необходимо,чтобы БЧ довольно-таки "скромного" размера" могла вмещать как можно больше "суббоеприпасов" ! Потому-то и необходимо убрать с них всё "лишнее" ! То есть, "суббоеприпас" возможен без движка продольной тяги , но ДПУ нужен ...возможно использование БЧ , как "2в1"...то есть, применение детонационноспособного ракетного топлива , в качестве ВВ в БЧ с возможностью использования БЧ, как РДТТ... в этом случае боеприпас применяется по принципу "hit-to-kill"
  14. Авиатор_
    Авиатор_ 23 июня 2021 08:26
    0
    необходимым для корректной работы ПВРД

    Явный гугл-перевод. Неужели нельзя было написать по-русски?
    1. AVM
      23 июня 2021 10:19
      +1
      Цитата: Авиатор_
      необходимым для корректной работы ПВРД

      Явный гугл-перевод. Неужели нельзя было написать по-русски?


      Из-за сжатых сроков на подготовку статьи возникают опечатки или не всегда корректно скомпонованные фразы.

      И я не перевожу чужие статьи.
  15. sivuch
    sivuch 23 июня 2021 09:23
    0
    А п.1 в видении автора (т.е. прямоточка) не противоречит п.3 (снижение заметности) ? Пасть ВЗ у нее будет светиться как елка . А в случае с Метеором еще и возникают вопросы с большими углами атаки .
    Может , именно поэтому лучше использовать двухрежимные твердотопливные двигатели ?
    1. AVM
      24 июня 2021 10:14
      0
      Цитата: sivuch
      А п.1 в видении автора (т.е. прямоточка) не противоречит п.3 (снижение заметности) ? Пасть ВЗ у нее будет светиться как елка . А в случае с Метеором еще и возникают вопросы с большими углами атаки .
      Может , именно поэтому лучше использовать двухрежимные твердотопливные двигатели ?


      Оптимальная форма воздухозаборников, пилообразные кромки.

      Я не могу сказать, какой вариант однозначно предпочтительнее. ПМСМ ПВРД для первой ступени, а РДТТ или РДПТ для второй ступени (суббоеприпасов).
  16. CastroRuiz
    CastroRuiz 23 июня 2021 14:16
    +1
    Висококачественая статиа поданая очен читателно. Автору жирний плус.
  17. 501Legion
    501Legion 23 июня 2021 15:38
    +1
    Цитата: Арон Заави
    Мощная статья. Спасибо автору за проделаную работу.

    полностью поддерживаю
  18. Shahno
    Shahno 24 июня 2021 10:49
    -1
    //Казалось бы – какой тогда смысл, по сути это уже почти ракета В-В? Однако отсутствие боевой части, двигателей поперечного управления и/или УВТ, отказ от технологий снижения заметности, а главное – от дорогой системы наведения, позволит сделать ложную цель в несколько раз дешевле «настоящей» ракеты В-В и в несколько раз меньше по габаритам.//
    Это слишком оптимистичное высказывание.
    Ничего не мешает распознать ложную цель по не стандартной аэродинамике и различиям в материале поверхности. В итоге, идеальная ложная цель фактически-реальная единица, только без бч....
    1. AVM
      24 июня 2021 14:49
      0
      Цитата: Shahno
      //Казалось бы – какой тогда смысл, по сути это уже почти ракета В-В? Однако отсутствие боевой части, двигателей поперечного управления и/или УВТ, отказ от технологий снижения заметности, а главное – от дорогой системы наведения, позволит сделать ложную цель в несколько раз дешевле «настоящей» ракеты В-В и в несколько раз меньше по габаритам.//
      Это слишком оптимистичное высказывание.
      Ничего не мешает распознать ложную цель по не стандартной аэродинамике и различиям в материале поверхности. В итоге, идеальная ложная цель фактически-реальная единица, только без бч....


      А чем её распознать по материалам?

      А аэродинамика будет такая-же вплоть до участка активного маневрирования, к которому ложная цель не приспособлена. Меньшие размеры будут компенсироваться отсутствием мер по снижению заметности, т.е. ЭПР будет схожа + её можно увеличить уголковыми отражателями или линзами Люнеберга. Двигатель ложной цели будет слабее (меньше масса и мидель), но его можно не закрывать и ИК сигнатура также будет сравнима.
      1. Shahno
        Shahno 24 июня 2021 14:58
        -1
        //т.е. ЭПР будет схожа + её можно увеличить уголковыми отражателями или линзами Люнеберга//
        Про вариант лазерного облучения не задумывались. Разная поверхность, разная картина взаимодействия...разное ИК профиль итд.
        //А аэродинамика будет такая-же вплоть до участка активного маневрирования, к которому ложная цель не приспособлена. Меньшие размеры будут компенсироваться отсутствием//
        Не задумывались, что меньшие размеры, и изменение поверхности тоже влияет на аэродинамику...
        1. AVM
          24 июня 2021 15:49
          0
          Цитата: Shahno
          //т.е. ЭПР будет схожа + её можно увеличить уголковыми отражателями или линзами Люнеберга//
          Про вариант лазерного облучения не задумывались. Разная поверхность, разная картина взаимодействия...разное ИК профиль итд.


          Лидар может теоретически распознать тип материала на расстоянии, но всё это требует времени. Счёт-то идёт на секунды. Поэтому, любые временные затраты противника это плюс.

          Цитата: Shahno
          //А аэродинамика будет такая-же вплоть до участка активного маневрирования, к которому ложная цель не приспособлена. Меньшие размеры будут компенсироваться отсутствием//
          Не задумывались, что меньшие размеры, и изменение поверхности тоже влияет на аэродинамику...


          Если это управляемый боеприпас, тем более со сходной аэродинамической схемой и немного отличающимися габаритами, то больше влияет система управления.

          Если неуправляемый - то надо соблюдать пропорции - это всё продувается в аэродинамической трубе для получения сопоставимых результатов.

          В любом случае, защищающийся должен тратить время на отсев ложных целей, а времени у него не много.
          1. agond
            agond 26 июня 2021 13:23
            +1
            Работающий лазер на самолете может быть не только оружием против ракеты , он может быть еще и маяком если , например головную часть ракеты прикрывает некий толстый керамический экран-щит внутри которого находятся термодатчики способные по характеру нагрева экрана определять место нахождения источника излучения и наводить на него ракету
            1. Intruder
              Intruder 29 июня 2021 15:54
              0
              Работающий лазер на самолете может быть не только оружием против ракеты , он может быть еще и маяком если , например головную часть ракеты прикрывает некий толстый керамический экран-щит внутри которого находятся термодатчики способные по характеру нагрева экрана определять место нахождения источника излучения и наводить на него ракету
              Ну это также, как любая активная локация, поэтому сейчас на пассивные сенсоры и переходят, все кто может и имеет соответствующие технологии, чтобы не наводились ракеты или барражирующие боеприпасы, на местоположение даже предварительное источника излучения в любом спектре, хоть оптика или РЧЭМИ!?
  19. sawic1
    sawic1 2 июля 2021 20:43
    0
    Вопрос чайника, если достаточно большую зенитную ракету сделать в мощьном корпусе которому не будут страшны осколки от противоракеты и разогнав до больших скоростей взрывать заранее создавая облако осколков в радиусе метров 100, 150, летящих с импульсом от набранной скорости, тем самым можно пожертвовать точностью, маневренностью и дорогими системами наведения не устойчивыми к лазерным помехам, как вариант это возможный вариант или не возможно?
  20. rica1952
    rica1952 4 июля 2021 12:52
    0
    В настоящее время поражение ракет лазером не получится 150 квт скажем для углепластикового корпуса в течение 1-2 сек это не достаточно на поверхности для разрушения надо создать 4-5 кдж пока это не воможно.
  21. Vsevolod136
    Vsevolod136 23 июля 2021 15:52
    0
    Цитата: gaudin
    могут применяться средства размыкания цепей при возникновении сильных индукционных токов – стабилитроны и варисторы

    Стабилитрон - стабилизация постоянного напряжения источников питания, а варистор защищает от перенапряжения - вызывая короткое замыкание.
    Безграмотная статья.

    Ничего удивительного, у автора оружие основывается на "новых" физических принципах, а это диагноз)))