Перспективы развития авианосного флота ВМС НОАК

23

Авианосец "Ляонин" вблизи Гонконга, 2017 г. Фото Wikimedia Commons

Китай собирается построить крупный и мощный авианосный флот, способный защищать морские границы страны и проецировать силу в отдаленных регионах. Предполагается, что оптимальный облик и желаемые возможности таких сил будут получены в тридцатых годах. Пока же китайским специалистам предстоит разрабатывать и строить корабли и палубные самолеты, обустраивать военно-морские базы и заниматься иными вопросами.

Готовые корабли


В сентябре 2012 г. в состав ВМС НОАК вошел первый китайский авианосец «Ляонин». Этот корабль изначально строился в СССР как авианесущий крейсер пр. 1143.6. В дальнейшем строительство было остановлено, а через несколько лет корабль попал в Китай. В 2005-2011 гг. китайские судостроители переделали авианосец по своему проекту «Тип 001», и в таком виде его довели до принятия в боевой состав.



На основе пр. «001» и накопленного опыта был разработан новый проект «Тип 002». Строительство головного корабля этого типа стартовало осенью 2013 г. Позже он получил имя «Шаньдун». Весной 2018 г. авианосец вышел на ходовые испытания, а в декабре 2019-го был принят в состав ВМС.


"Ляонин" в одном из последних походов, апрель 2021 г. Фото Минобороны Японии

Авианосцы «Ляонин» и «Шаньдун» представляют собой корабли длиной более 300 м с полным водоизмещением менее 70 тыс.т с котлотурбинной энергоустановкой. Полетная палуба оснащена носовым трамплином и аэрофинишером. Известно, что при создании пр. «002» трамплин претерпел изменения. Его переработали для соответствия характеристикам китайских истребителей.

Корабли способны нести порядка 26 истребителей J-15, а также вертолеты разного назначения нескольких моделей. В отличие от исходного советского проекта, китайские «Тип 001» и «Тип 002» предусматривают установку только оборонительного вооружения – зенитных автоматов и ракетных комплексов ближнего действия.

Во время учений и походов китайские авианосцы действуют в составе корабельных групп. Обычно в состав такой АУГ входит один эсминец «Тип 055», пара эсминцев «Тип 052D», не менее одного фрегата «054A», а также различные суда обеспечения. Участвуют ли в ударных группах подлодки – неизвестно.


Корабль "Шаньдун" в порту, июнь 2019 г. Фото Wikimedia Commons

Состояние надводных сил в теории позволяет ВМС НОАК сформировать несколько АУГ требуемого состава. Так, в строю имеется 32 фрегата «Тип 054A» и 18 эсминцев «Тип 052D». Этого с запасом хватит для сопровождения и защиты любого реалистичного количества авианосцев, а также для решения других задач при сохранении крупного резерва. В случае с эсминцами «Тип 055» ситуация выглядит иначе. Из 16 запланированных кораблей пока в строй вошли только 3, что может накладывать некоторые ограничения в планировании.

Корабельное будущее


Ранее официально сообщалось, что Китай будет продолжать строительство авианосцев по проектам собственной разработки. В разных публикациях и заявлениях упоминалась необходимость 5-6 кораблей. Любопытно, что ВМС НОАК пока не планирует серийный подход: до определенного времени по каждому проекту будут строить только один корабль.

В начале десятых годов в разных источниках, включая официальные, неоднократно упоминались планы по строительству третьего авианосца. Также демонстрировались модели, показывавшие возможный облик такого корабля. Реальное строительство началось в 2015 или 2016 г. и осуществляется заводом Jiangnan Shipyard в Шанхае. Корабль относится к новому проекту, известному как «Тип 003». Его имя неизвестно и, вероятно, еще не выбрано.


Тренировочные полеты палубных истребителей J-15, 2020 г. Фото Минобороны КНР

Недавно были опубликованы новые спутниковые снимки завода, где строится авианосец. Уже сформированы основные обводы и установлена надстройка, но корабль все еще остается на стапеле. Общее состояние корпуса позволяет предполагать, что уже в этом году его спустят на воду и переведут к достроечной стенке. С учетом последующих работ, корабль войдет в боевой состав не ранее 2022-23 гг.

По разным оценкам, авианосец пр. «003» немного длиннее и шире предшественников, но водоизмещение может выйти на уровень 80-90 тыс.т. Предполагается, что корабль получит неядерную интегрированную энергоустановку. На фото видно, что полетная палуба выполнена гладкой. Ранее неоднократно упоминалось, что корабль получит электромагнитные катапульты. Авиационная группа будет включать не менее 40-45 самолетов J-15. В будущем возможно использование новых истребителей, таких как FC-31.

По зарубежным данным, Китай уже занимается новым проектом авианосца «Тип 004». Китайская сторона не подтверждает проведение подобных работ, и в связи с этим возможный облик будущего корабля формируется только разнообразными оценками. Соответствуют ли они реальным взглядам на перспективный корабль – неизвестно.

Перспективы развития авианосного флота ВМС НОАК
Расположение основных баз ВМС НОАК. Графика Globalsecurity.org

Согласно распространенным версиям, «Тип 004» будет крупнее и тяжелее предшественников. Его длина может достичь 330-350 м, а водоизмещение выйдет на уровень 90-110 тыс.т. Рост размеров будет компенсирован за счет ядерной энергоустановки, первой в китайском авианосном флоте.

Предполагается, что корабль сможет нести не менее 70-80 самолетов, вертолетов и БПЛА. Учитывая ожидаемые сроки его появления, можно ожидать использование перспективных образцов авиационной техники. Также следует ждать наличие комплексов ПВО. Самые смелые версии предлагают применение лазерных комплексов обороны.

«Тип 004» должен превосходить предшественников по всем параметрам. Кроме того, такой корабль по своим возможностям сравняется с ведущими зарубежными образцами. Вполне возможно, что пр. «004» впервые в китайской практике станет серийным. При помощи 3-4 таких кораблей можно будет довести авианосный флот до желаемой численности и требуемых качественных показателей.


Желаемый состав "Нити жемчуга". Графика Factmil.com

Вопросы базирования


В распоряжении ВМС НОАК имеется порядка 15 крупных военно-морских баз, распределенных по всему побережью страны. При этом далеко не все такие объекты на данный момент способны принимать авианосцы и обеспечивать их службу. Порты с соответствующими возможностями уже используются для обеспечения деятельности двух авианосцев и корабельных групп. Существующие китайские авианосцы неоднократно замечали на крупных военно-морских базах, хотя их порты приписки до сих пор не раскрыты.

В последние годы Китай ведет активную внешнюю политику, которая, среди прочего, предусматривает размещение военных объектов за рубежом. В контексте развития ВМС реализуется концепция «Нить жемчуга». Она предусматривает создание «линии» из нескольких военно-морских баз и пунктов обеспечения вдоль побережья Тихого и Индийского океанов.

Для боевых кораблей ВМС НОАК уже доступно более десятка портов в нескольких странах региона. В основном они используются для снабжения кораблей в походах и решения других вспомогательных задач. Одновременно с этим на спорных Парасельских островах и на островах Спратли строятся полноценные военно-морские базы с развитыми береговыми группировками. Также продолжается строительство базы в Джибути – первого полноценного объекта такого рода на территории иностранного государства.


Заморские базы и пункты могут принимать корабли разных классов, вплоть до крупных эсминцев и крейсеров. В будущем флоту предстоит обеспечить возможность приема авианосцев, отличающихся еще большими размерами и осадкой. При благоприятном развитии событий и при наличии необходимых возможностей, Китай планирует построить до 8-10 полноценных баз, как в рамках формируемой «нити», так и в более удаленных регионах.

Большие планы


В следующие 15-20 лет военно-морские силы Китая планируют сформировать до 5-6 авианосных ударных групп и построить до десятка удаленных баз. Все это самым серьезным образом повлияет на состояние китайского флота и сделает его полноценной силой, способной действовать едва ли не во всех районах Мирового океана. Кроме того, ВМС НОАК станут равным соперником для ВМС США.

Однако все эти события ожидаются только в отдаленном будущем. А в ближней и средней перспективе флоту и судостроению предстоит долго и плодотворно работать. Необходимо продолжать процесс развития авианосцев и палубной авиации, готовить личный состав и параллельно готовить инфраструктуру. Сможет ли Китай выполнить все поставленные задачи – большой вопрос. Однако в недавнем прошлом он неоднократно показывал и доказывал свою способность ставить смелые цели и достигать их.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 июня 2021 04:28
    В публикации слишком много "лишней воды" и очень мало полезной информации. Такое впечатление, что автор гнался за количеством печатных знаков.
    1. 0
      28 июня 2021 10:38
      Коммунистическая партия Китая вывела флот КНР в мировые лидеры, а сначала экономику. Коммунисты Китая не передают пламенный привет гордым жителям одной капстраны 3 мира.
  2. +3
    28 июня 2021 04:59
    Корабли способны нести порядка 26 истребителей J-15

    Ляонин - 24, Шаньдун - 36 как пишут в СМИ.
  3. +3
    28 июня 2021 06:59
    Воспользовавшись развалом СССР, КНР смогла начать реализацию своей морской авианосной программы. Но до сих пор от "Варяга" они недалеко ушли.
    Если Китай в ближайшие 10 лет осилит своего "Форда", то участь США незавидна. Ибо против гигантского промышленного китайского маховика, подкрепленного собственным научным потенциалом и почти безграничными финансовыми возможностями, бороться нереально...
    1. +11
      28 июня 2021 08:00
      1-2 Варяги.
      3 - КиттиХок.


      4 - уже Нимитц-Форд.
      Вполне неплохо.

      Еще 3 УДК к этому - головной, второй - уже отбегал и готовиться к получению б/н, а третий достраивается (4 пока не заложен по крайней мере в Шанхае - часть фрегаты, часть 071Е первый и самый крупный по водоизмещению экспортный контракт Китая - 20к.т десантный корабль для Тайланда).

      Видео с головного:


      Эсминцев же у них вагон и тележка. Тут сказано мол 3 штуки приняли. Да 3 штуки приняли. Но еще 2 на госах, а 4 достраиваются на плаву. И это 112 ракетные эсминцы больше Берка. 64 ракетных у них уже целый флот в 20-22 штуки к концу этого года. Кстати, они и 956 ремонтируют. Причем не по 5-7 лет, а за 1,5 года сделали 137 - замена ГК на их версию сверхзвуковой тяжелой ПКР, замена ЗРК на 2 блока ВПУ, замена тяжелых старых торпед на их клоны МК46, установка нового ЗРК БД по типу американского RIM-116.
      1. +5
        28 июня 2021 08:20
        Цитата: donavi49
        1-2 Варяги.
        3 - КиттиХок.
        4 - уже Нимитц-Форд.
        Вполне неплохо.

        Согласен.
        055, 075 и 003 - это уже качественный скачок вперед.
      2. +3
        28 июня 2021 17:21
        Воспользовавшись развалом СССР, КНР смогла начать реализацию своей морской авианосной программы.
        То есть если бы не развал, они копьями бы занимались? Это как?
  4. +2
    28 июня 2021 14:26
    На заметку желающим завтра строить авианосец и суперэсминцы.
    Китай, первая реальная эконимика, 1.5 миллиарда человек. Идут шажками, постепенно получая опыт и квалификацию.
    РФ гораздо более слабая экономически, 140 миллионов граждан. Да, у нас остался какой то опыт. Но квалификацию конструкторов, инженеров, рабочих мы растеряли за годы простоя. И нам предстоит такими же шажками это восстанавливать. Чудес не бывает.
    1. +1
      29 июня 2021 03:14
      30 лет назад экономика Китая была меньше экономики РФ, и никто не верил тогда что они смогут стать вторыми. У них было полуграмотное сельское население и полностью отсутствовали технологии. Но они делали немного больше чем ничего и их лидеры понимали что нужно для развития страны, они меняли лидеров каждые 10 лет но не меняли строй и курс.

      У нас за 30 лет произошла деградация всего и прежде всего власти. Сегодняшняя власть не пытается сделать страну сильной она мечется в поисках сильного партнера от Запада до Китая, пытаясь найти там опору. У нашей власти нет разумного плана развития ни экономики ни страны все действия сиюминутны и ситуативны, отсюда и все провалы.
      За последние 10 лет наш ВВП не изменился, то есть наша экономика не выросла за 10 лет. За это время экономика Китая выросла в 2,5 раза.
      Неужели наши люди, сделавшие сильнейшую страну мира стали глупыми и ленивыми? Нет. Прав был Наполеон. Стадо баранов под управлением льва всегда сильнее стада львов под управлением барана.
      1. 0
        29 июня 2021 16:06
        А теперь пожалуйста расскажите хоть про одну страну с сопоставимым населением, которая имеет сопоставимые вооруженные силы. Ни Франция, ни ФРГ, ни Япония самостоятельно не могут разрабатывать танки/космические ракеты/самолеты/двигатели для всего этого. А мы можем, и не только для себя, но и на экспорт. Мы второй на планете экспортер оружия, после США с 350 миллионов населения.
        1. -2
          30 июня 2021 06:40
          Наш экспорт это наработки еще СССР, когда мы действительно были мощной экономической державой, вкладывали деньги в науку и разработки. Все оружие продаваемое на экспорт это или модернизации советского оружия или советские разработки. Что сделано современного за последние 30 лет с нуля? Только Су-57, причем в войсках он в единственном экземпляре.

          Что касается других стран, то пожалуйста. Япония построила свои фрегаты и корветы, свои авианесущие корабли, свои дизельные ПЛ, причем лучшие в мире, свои космические ракеты, их ВМФ в настоящее время гораздо современнее и превосходит не только наш ТОФ, но и весь ВМФ по боеспособности.
          Французский Рафаль лучше и современнее нашего МиГ-35, модернизации советского МиГ-29, у французов отличные ПЛАТ, фрегаты и полноценный авианосец. ФРГ производит отличные танки, дизельные подводные лодки, фрегаты и корветы, а так же стрелковое оружие.
          1. -1
            30 июня 2021 16:07
            Чьи двигателя на японских кораблях и французских самолетах?
            У япов крупнее флот чем ТОФ? А все флота РФ можно суммарно посчитать? ВВС и СВ давайте сравним. А наш атомный подводный флот можно не упоминать. А еще у нас есть РВСН.
            Французы в СВ, ВВС и флоте от нас знатно отстают.
            1. -1
              1 июля 2021 00:12
              У япов крупнее флот чем ТОФ? А все флота РФ можно суммарно посчитать?

              У японского флота гораздо выше боеспособность. Надводные корабли ТОФ это собрание музейных экспонатов а не флот.
              Что может сделать наш крейсер Варяг одному из 8-ми японских эсминцев УРО? Ничего! Его 16 древних Вулканов летят так высоко, и их так мало, что они не представляют для ПВО любого из эсминцев никакой сложности.
              А вот 64 современных ПКР, летящих на высоте 5 метров ЗРК Форт сбить не в состоянии.

              Сколько кораблей в нашем ВМФ может нести 64 ПКР? Пока ни одного во всем флоте, на ТОФе они даже не предвидятся.

              Про подводный флот лучше не вспоминать. РПКСН не предназначен для борьбы с кораблями и подводными лодками, их самих надо защищать. А кто это будет делать? На ТОФе есть только одна Щука-Б и две Варшавянки, им нечего противопоставить 21 подводной лодке японцев, из которых 12 Сорю нам вообще обнаруживать нечем.
              Про 29 эсминцев, 6 фрегатов и 4 вертолетоносца можно не вспоминать.
              Если вспомнить, что у них есть уже 25 современных самолетов ПЛО Kawasaki P-1, и будет их 70, плюс их фрегаты и эсминцы и мы имеем сложно преодолеваемую систему ПЛО.
              Наши древние самолеты ПЛО в единичных экземплярах, несколько БПК со старыми ГАС и несколько корветов просто не в состоянии обеспечить защиту от японских подводных лодок, тем более что Сорю нам не чем обнаруживать.
        2. 0
          2 августа 2021 02:41
          Ни франция?
          Точно?
  5. +2
    28 июня 2021 15:26
    очевидно что Китай имеет внятную программу использования авианосцев и только потом их строительства, очевидные факты 1) авианосцы предназначены для защиты интересов Китая в удаленных районах, куда вложены большие средства 2) авианосцы уже имеют достаточно сил сопровождения (сначала силы сопровождения, а потом авианосцы), не ставят китайцы телегу впереди лошади 3) авианосцы призваны для боевых задач против небольших государств не имеющих ЯО и вдали от своих берегов 4 ) для авианосцев и их сопровождения готовы базы вдали от своих берегов 5) Китай имеет финансовые средства и заводы для строительства.\ремонта, причалы и главное задачи.... им бы и Кузя пригодился
  6. 0
    28 июня 2021 16:32
    Китаю в ближайшей перспективе нужно иметь 2 активные ударные эскадры - на востоке и западе.
    Это значит, что 2 активных авика и 1-2 в запасе на обслуживании. Поэтому, я думаю, что Китай создаст еще 1 экспериментальный авик для отладки технологии, а затем построит серию из 4-х и спишет все предыдущие.
    1. +2
      28 июня 2021 18:11
      Кстати, говорят, что Варяг после 23 года вероятно уйдет на модернизацию по экспортному проекту и продажи в Пакистан.
      1. 0
        28 июня 2021 19:36
        очень странно
        учитывая тесноту около Индии и напряженные отношения, не понятно, как Пакистан сможет авик использовать.
      2. -1
        29 июня 2021 03:26
        Кстати, говорят, что Варяг после 23 года вероятно уйдет на модернизацию по экспортному проекту и продажи в Пакистан.

        Это вряд ли. Китайцы все делают с умом, и думают прежде всего о своих интересах. Они наши эсминцы 956 модернизировали и продолжают использовать, а у бывшего нашего Варяга ценность еще выше, его наличие позволяет иметь полноценную АУГ. Даже когда у китайцев станет несколько авианосцев его могут использовать как учебный.
        Кузя корабль отличный, ему просто с хозяевами не повезло.
        1. +4
          29 июня 2021 11:00
          Ну китайцы себе на уме. С одной стороны действительно 956 эсминцы проходят ремонт с обстоятельной модернизацией (новые ПКР китайские, вместо двух балок - 2 ВПУ под Штиль с новой ракетой, новый ЗРК ближнего радиуса, новые торпеды, новая версия РЛС Фрегат ну и т.п.).


          И этим дело не ограничивается. Они рефитят и свои эсминцы из темных нулевых, когда они делали корабли на уровне Ирана.



          Однако есть и обратная сторона. Многие относительно свежие корабли они выводят из состава и рефитят на продажу. Например все 053 - раздаются.
  7. -2
    29 июня 2021 09:30
    К сожалением, Кииай повторяет ошибки других больших стран. Вкладывает избыточно огромные ресурсы в то, что в результате превратится в металлолом.
    1. +2
      30 июня 2021 10:09
      айфоны и автомобили превращаются в металлолом намного раньше чем корабли
  8. 0
    8 августа 2021 16:55
    Укропия за бесценок отдала корабль /менее 20 млн. долл./ и Су-33 для копирования. Китай на этом выиграл лет 5-7 минимум и много денежек. Страна 404 в своей красе. 30 лет торговали Советским наследием, которое они презирают. Но все, наследие закончилось, Мотор Сич и ещё 2-3 предприятия и все...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»