«Гремлины»: новая концепция воздушной войны США

30

Гость из прошлого


Применять самолет-носитель для воздушного старта других крылатых машин пытались (и нужно сказать – небезуспешно) в разные годы. Если говорить про СССР, то один из ярчайших представителей этого направления — проект «Звено». В качестве носителей первоначально применяли ТБ-1, а потом знаменитый бомбардировщик ТБ-3. К ним подвешивали самолеты И-4, И-5, И-Z и И-16. Нельзя сказать, что идея получила массовое распространение: в 1942 году экипажи «Звена-СПБ» выполнили примерно 30 вылетов.

В наши дни, как несложно догадаться, активней всего это направление развивают на Западе, а именно — в США. Правда, запускать пилотируемые самолеты в воздухе никто не планирует.



А вот БПЛА для этих целей подходят в самый раз. Американцы не первый год работают над программой Gremlins, призванной обеспечить ВВС относительно недорогими дронами, которые, тем не менее, могли бы решать самые разные задачи. Благодаря усилиям Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), а также принадлежащей корпорации Leidos компании Dynetics, был создан экспериментальный аппарат X-61А. Он призван доказать, что концепция имеет право на существование в наших реалиях. Помогают Dynetics в этом нелёгком деле и другие участники, в частности небезызвестный Kratos.


Программу начали в 2014-м, и за это время про неё многие успешно забыли. В то же время последние несколько лет она демонстрирует признаки роста и развития. Пожалуй, лучшее свидетельство этого — недавние планы американцев расширить возможности «летающего авианосца». Теперь дроны хотят не только запускать и ловить в полете, но также и пополнять запасы расходуемой полезной нагрузки прямо на носителе.

«Правительство добавляет требования, — заявил по этому поводу Стив Фендли, президент отдела беспилотных систем компании Kratos. — Теперь они хотят перевооружать «Гремлины» в воздухе и повторно развертывать, так что они не будут выполнять лишь одно задание.»

Сам X-61A сможет развивать скорость до М=0,8, а его продолжительность полета может достигать нескольких часов при дальности до 920 километров. Максимальная полезная нагрузка — примерно 65 килограмм: считается, что они смогут нести различные датчики, системы радиоэлектронной борьбы и даже применяться для поражения наземных целей. Один самолет С-130 сможет нести до 20 таких БПЛА. Помимо него в качестве носителя можно будет применять и другие летательные аппараты, в том числе — БПЛА.

Любопытней всего выглядит идея запускать дроны с борта стратегических бомбардировщиков, однако пока сложно сказать, насколько она осуществима, и главное – захотят ли американцы «перепрофилировать» свои самые дорогие боевые машины в носители БПЛА. Тем более что впереди нас ожидают существенные сокращения: как минимум если говорить о парке B-1B.

Путь проб и ошибок


У американцев есть поводы для гордости, хотя стоит сразу сказать, что до завершения испытаний ещё очень далеко. По состоянию на январь 2020 года построили пять X-61A. В июле 2019 года землетрясение близ Чайна-Лейк повредило часть испытательного оборудования, что задержало выполнение программы. Первый свободный полет X-61A совершил 17 января 2020 года. Он прошёл успешно, однако основной парашют не раскрылся, и аппарат был потерян в результате жёсткой посадки.

В августе 2020 года стало известно про второй испытательный полет: на этот раз удалось успешно посадить аппарат при помощи парашюта. Полет длился более двух часов. Важно сказать, что испытания включали в себя сближение с самолетом C-130.

«Гремлины»: новая концепция воздушной войны США

Разочарованием стала серия прошлогодних попыток поймать дроны. В октябре 2020-го американцы попытались поймать БПЛА в воздухе девять раз при помощи манипулятора, установленного на C-130. Все они де-факто окончились ничем, поскольку имело место слишком большое движение относительно захвата манипулятора и беспилотника. В конечном счёте «Гремлины» вернулись на землю, используя парашюты.

Поскольку американцам всё же удалось отработать взаимодействие групп БПЛА, тесты нельзя назвать полностью бесполезными. Как, впрочем, и более новые, о которых стало известно в январе. Американцы в очередной раз подтвердили, что X-61A может действовать в тесной связке с носителем.

«Наша цель — максимально продвинуться вперёд в достижении целей тестирования, собрать данные и тем самым максимально усовершенствовать систему», — отметил по этому поводу представитель Dynetics Тим Китер.


Сейчас усилия разработчиков направлены на доработку манипулятора и программного обеспечения дронов. С учётом того, сколько лет существует программа и как много опыта уже получили создатели, можно почти не сомневаться, что на каком-то этапе им всё же будет сопутствовать успех. И речь идёт не только про испытания.

«Чудо-оружие» и путь в неизвестность


Даже если забыть про «воздушные авианосцы» прошлого, представленная концепция не уникальна. В прошлом году США провели летные тесты беспилотного летательного аппарата Sparrowhawk, который можно запускать с другого воздушного носителя. Конкретно во время испытаний в его роли выступил БПЛА MQ-9 Reaper, однако непосредственно сам носимый дрон тогда не запускали.


Россия для таких целей хочет применять истребитель пятого поколения. Во всяком случае, это следует из информации, представленной источником в авиастроении в этом году.

«Один истребитель Су-57 сможет нести во внутрифюзеляжном отсеке более десятка беспилотников разведывательного и ударного назначения, а также радиоэлектронной борьбы», — заявил источник РИА Новости.

В целом, концепция даже сейчас, с учётом новых технологий, выглядит сложной и избыточной для решения многих задач. Вполне может оказаться, что соотношение цены/боевой эффективности будет не на стороне таких дронов, хотя, несомненно, роль беспилотной авиации как таковой в современной войне будет только расти.

БПЛА имеют одно важное преимущество перед пилотируемыми машинами: они позволяют сохранить человеческие жизни. В случае запусков дронов с борта пилотируемого самолета-носителя и его последующего возврата на него, риски для жизни и здоровья экипажей вновь увеличиваются. В какой-то мере нивелируется главное преимущество БПЛА, о котором мы говорили выше.


Смогут ли американцы и дальше оставаться лидером в этом направлении? Пока что, если говорить о практической реализации, явно выраженных конкурентов у них нет, несмотря на заявления России и очевидный интерес со стороны Китая. С другой стороны, повторимся, пока это ни о чём не говорит.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 июня 2021 18:55
    Идея понятная и вероятно перспективная. Конечно полностью раскрывает себя в варианте роя, причем возвращаемого не носитель.
    Ведь основная не техническая проблема роя это то, что поскольку в рое много БПЛА, то он должен быть дешевый. Пока дешевый значит маленький, маленький значит далеко не улетит. То есть рой за тысячи км не атакует. Носитель решает эту проблему.
    Вроде все хорошо, но пока не получается, в особенности возвращение на носитель.
    Мне кажется что (если забыть чисто программные сложности управления роем) тут нужен технологический скачок.
    Пока попытки смотрятся как-то аляповато что ли....
    1. +6
      22 июня 2021 10:37
      Реалистичнее выглядит другая идея.
      Дроны под крыльями Ф-15.
      Ф-15 летит быстро, после запуска дронов может постоять за себя в воздушном бою.
      Пентагон все-равно закупает 200 новых Ф-15 взамен старых, идущих на списывание.
      Хотят нагрузить их 22 дальнобойными ракетами ВВ.
      Но воздушные бои редки, а ударные операции часты.
      Вместо ракет ВВ (оставив 4 Сайдуиндер) можно подвесить 4 ударно-разведывательных реактивных дрона.
      1. +1
        22 июня 2021 14:27
        Но воздушные бои редки, а ударные операции часты.
        На мой взгляд не совсем верно предполагать, что авиацию изобрели исключительно для того что бы палестинцев гонять.
    2. 0
      23 июня 2021 19:31
      Пока дешевый значит маленький
      . А еще там проблемы с устойчивостью к тому же ЭМИ. Один удачный импульс накроет всю стаю. Сделаем защиту - а за счет чего?
  2. +2
    21 июня 2021 18:57
    Задумка интересная и похоже что перспективная. Думается, что американцы смогут. В морских авианосцах они разбираются. Разберутся и с воздушным. Тут у них, как автор написал: конкурентов не видно.
    1. -2
      22 июня 2021 03:41
      Цитата: Гиперион
      Думается, что американцы смогут. В морских авианосцах они разбираются. Разберутся и с воздушным.
      Ну если считать пилотов палубной авиации частицами дистанционно управляемого роя то несомненно, опыт есть. laughing
  3. +2
    21 июня 2021 19:25
    Мне кажется, интересная идея использовать дроны-камикадзе. Они относительно недорогие и не будет пока непонятной системы возврата дронов в самолет-носитель.
    1. +3
      22 июня 2021 01:17
      интересная идея использовать дроны-камикадзе.

      "Томагавк" или Х-55 подойдёт ? В "Ярсе" и "Булаве" тоже не замечено лётчиков и штурманов... request .
      Хотите умный рой ? Вам в 70-е годы прошлого века. Ракеты "Гранит" были достаточно умными и общительными между собой. Болтали , пока летели, что-то там делили . Кому чё, кому ничё, кому что-то там через плечо....Даже старшую выбирали голосованием, ну , в случае преждевременной кончины вождя. Сами-сами , без "человеков" .Вот так.
      Ой, совсем запамятовал ..В СССРе только калоши делали. Тьфу, совсем из ума выжил. wink
      1. 0
        22 июня 2021 10:12
        Цитата: dauria
        Хотите умный рой ?

        Просматривается такая идея: большой самолет (транспортник или бомбардировщик) летит в сторону супостата, не доходя до зоны ПВО выпускает 10 - 50 дронов, относительно небольших - меньше Томагавков и подобных. Эти дроны частью сбиваются ПВО, но оставшиеся работают по точечным целям на земле: по оборудованию ПВО, самолетам на аэродромах, подвижным ракетным установкам и т.п. В отличие от поименованных Вами ракет дроны могут летать относительно долго, выискивая цели. Жизнеспособна ли такая идея? Кстати, идея американцев у меня вызывает сомнения: самолет выпустил дроны и должен барражировать на одном месте несколько часов, ожидая, пока дроны выполнят свои задачи. А если этот самолет-носитель собьют?
        Цитата: dauria
        Ой, совсем запамятовал ..В СССРе только калоши делали.

        Это уж лишнее.
  4. +1
    21 июня 2021 19:41
    однозначно Америка сМогёт..да я уже видел сериал где у Сокола в полёте БПЛА (кстати ударный) как стартовал так и возвращался ..начало положено ..значит скоро в небе Афганистана и Ирака будут парить Соколы и прочие Супермены...
  5. -3
    21 июня 2021 19:58
    «Гремлины»: новая концепция воздушной войны США
    . Дроны в бой!!! Чем больше тем .... они и правда надеятся, что им подобное в ответ не прилетит? fool
    1. -1
      21 июня 2021 20:29
      Есть еще кто-то, кто может позволить себе рои беспилотников, технологически и экономически?
      1. -2
        21 июня 2021 20:33
        Китай - легко. Мы - если захотим.
        1. +1
          21 июня 2021 20:52
          Цитата: Newone
          Китай - легко. Мы - если захотим.

          Ха, легко ... да они с перевыполнение это все обеспечат!
          У нас несколько другая концепция, не исключающая создание "роев" .... гасить носители роев издали, а то и на стартовых площадках. Кто может утверждать, что это не окажется эффективнее.
          В общем, не проверишь, не узнаешь, так шо споры все бестолку ... а вот проверять, вряд ли кто то рискнет, против сильной, ядрёной державы.
          1. -3
            21 июня 2021 23:46
            Китай технологически не смагет, они на уровне американцев 90-х годов.
            1. 0
              22 июня 2021 05:59
              Что б такое утверждать надо быть большим оптимистом или ......
  6. +2
    22 июня 2021 04:46
    В случае запусков дронов с борта пилотируемого самолета-носителя и его последующего возврата на него, риски для жизни и здоровья экипажей вновь увеличиваются.

    А кто мешает использовать беспилотник (можно с технологией стелс) в качестве носителя дронов для дальнего действия? Например для поддержки ВДВ. Для ближнего действия можно использовать наземный старт дронов. В стае нужны разные дроны, как у крыла авианосца: разведки, РЭБ, ударные, демонстративные - для отвлечения внимания.
    1. +1
      22 июня 2021 09:37
      Бюджет мешает. Бо не резиновый он.
  7. 0
    22 июня 2021 09:37
    Возврат дрона в спутном следе огромного транспортника? Это изначально была исключительно тупая идея. Что то вроде идиотического "танца" нашей ж/д ракеты, "чтобы не повреждать пути". Дуракам закон не писан...
    Если они хотят сохранить программу, надо работать по двум другим путям. Первый - одноразовые дроны. На мой взгляд идея наиболее перспективная, только требует очень серьезной проработки дрона с нуля. В эпоху, когда ум и изобретательность сменилась тотальным креативом, практически не осталось таких спецов, которые еще умеют ПРОЕКТИРОВАТЬ, а не собирать из готовых блоков. Необходимый под задачу дрон из блоков не соберешь)
    Ну и второй путь - захват дрона в передней проекции, вдогон. Это возможно, если пилоты будут как в 70х годах прошлого века - великолепными профи. Не уверен, что где то кроме пары пилотажных групп еще такие остались. Ну или нужно передавать и самолет, и дрон под контроль компьютера, и пытаться построить программу захвата. В условиях низкой турбулентности может сработать.
  8. +1
    22 июня 2021 15:34
    Идея хоть и перспективная. Но для начала стоит нормально реализовать стартовую идею - массовый запуск Роя беспилотников способных самостоятельно выполнить боевую задачу. Возврат и переоснащение лучше потом создавать.
    1. +1
      22 июня 2021 16:54
      Их не интересует рой. К счастью, это пока не реализуемо, не хватает ни вычислительных мощностей, ни, и это самое главное, возможностей организации бесперебойной связи. Опять таки к счастью, возможности разработчиков снижаются просто колом. Тут была тема насчет сбития артогнем ракет с корабельных установок. Я в теме пообщался с некоторыми... В общем, счастлив наш бог, что нынешние возможности не попали в руки советских ученых 60х годов выпуска, году так в 72. Боюсь, что выпущенное теми людьми оружие зачистило бы планету нафиг. Ну а у нынешних зачищалка уже атрофировалась, и вряд ли отрастет) Деструктивное воздействие капиталистических идей и методов на человечество видимо уже необратимо. Мы закончим скорее не войной, а стагнацией.
  9. -1
    8 августа 2021 04:17
    Автор ошибся.
    "Гремлины" есть у российских ВВС. В США никогда не используют демонические названия типа - горгона, гремлины,
    1. 0
      28 августа 2021 20:36
      Почему же, всевозможные драконы есть и в ВВС и в ВМФ США, к русскому языку понятие гремлин вообще отношения не имеет.
  10. 0
    16 сентября 2021 22:33
    Воздушный носитель дронов идея хорошая, вопрос в стоимости комплекса. Сам носитель надо будет защищать, если он не используется против бармалеев без ВВС и ПВО. В случае нормальной ПВО, даже такой как иранская, носитель сам в любой момент окажется под ударом. Насколько ценна будет его потеря вместе с кучей беспилотников?
  11. -1
    25 ноября 2021 19:46
    - Главная прелесть этой идеи в том, что C-130 может нести 20 подобных КР, - ударных, разумеется, большой Боинг может нести их под сотню и подняв на высоту 10-12 км существенно увеличить дальность их пуска. БЧ в 65 кг - это очень солидно. Это позволяет нести и сравнительно небольшой ядерный боеприпас. Это невероятно увеличивает возможности тактического командования на ТВД, высвобождая тактические истребители от подобной повинности, совершенно им ненужной, тем более, что тот же "Гремлин", сделанный из углепластиков и покрытых соответствующим РПМ, будет иметь крайне малую ЭПР и проходить практически сквозь любую ПВО. А при дальности 900+ км, - это очень много...
    А воздушный возвращаемый вариант разведчика - дело полезное, но достаточно второстепенное, при нынешней разрешающей способности спутниковой аппаратуры...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»