Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»

95

Малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» на автоматически управляемых подводных крыльях создавался в самый разгар холодной войны. Проектирование необычного корабля началось в 1964 году. Проектируемый корабль во многом опережал своё время, развивая скорость до 60 узлов (111 км/ч). Данную разработку отечественной промышленности можно смело назвать гордостью советского военно-морского флота.

Правда, уникальный боевой корабль был построен всего лишь в единственном экземпляре.



Проектирование «Урагана»


В Советском Союзе активно работали над созданием кораблей на подводных крыльях. Экспериментальные работы над подобными проектами в стране велись ещё в 1930-е годы. Так, в 1937 и 1941 годах в ЦАГИ проводились испытания катеров с управляемыми глубокопогруженными крыльями. После войны в конце 1940-х – начале 1950-х годов подобные работы продолжились. Идея уменьшения уровня гидродинамического сопротивления за счёт подъема корпуса корабля из воды привлекала тогда советских конструкторов боевых кораблей.

Побочным эффектом такого интереса стало создание в СССР многочисленной линейки гражданских судов на подводных крыльях. При этом в данной области Советский Союз добыл себе мировое признание. Многочисленные «Метеоры», «Ракеты», «Кометы» стали узнаваемой визитной карточкой советского пассажирского судостроения. Корабли данных проектов пользовались спросом и за пределами страны, в том числе поставлялись на экспорт в западные страны. Этих успехов не было бы без работ по созданию боевых кораблей на подводных крыльях.

Старания советских конструкторов и инженеров были вознаграждены в конце 1950-х годов, когда работы стали вести на качественно новом техническом, конструкторском и теоретическом уровнях. Большие торпедные катера пр. 206М «Шторм» стали удачным проектом и строились в СССР крупной серией.


МРК проекта 1240 «Ураган» в сухом доке в Севастополе

Тогда же в СССР шло бурное развитие малых ракетных катеров.

Интерес к данным кораблям во всём мире подтолкнул морской бой 1967 года, когда два египетских ракетных катера советского производства проекта 183Р «Комар» потопили израильский эсминец «Эйлат». Это был первый в истории случай потопления надводного корабля противокорабельными ракетами.

Естественно, в Советском Союзе существовали идеи объединить новое ракетное вооружение с кораблями на подводных крыльях, развивающими огромную, даже по сегодняшним меркам, скорость хода. В рамках реализации данной концепции был разработан проект малого ракетного корабля проекта 1240, получивший шифр «Ураган».

Проектирование нового ракетного корабля, отличительной чертой которого должны были стать глубокопогруженные автоматически управляемые подводные крылья, началось в 1964 году специалистами ЦКБ-5 (сегодня ЦМКБ «Алмаз», Санкт-Петербург). Главным конструктором проекта стал Вадим Михайлович Бурлаков. В процессе создания МРК на подводных крыльях было разработано и построено экспериментальное пассажирское судно «Тайфун».

Данное пассажирское газотурбинное судно на автоматически управляемых крыльях было готово в 1969 году и активно эксплуатировалось в 1970-е годы на линиях морского и речного пассажирского пароходства. Полученные в ходе гражданской эксплуатации результаты были использованы для улучшения проекта МРК проекта 1240 «Ураган». При этом гражданский «Тайфун» мог похвастаться высокой эксплуатационной скоростью хода – 44 узла (81,5 км/ч), максимальная скорость доходила до 50 узлов (92,6 км/ч).


МРК «Ураган» с поднятыми подводными крыльями и кормовыми крыльевыми колонками с гребными винтами

Единственный ракетный корабль, построенный по проекту 1240 «Ураган», получил обозначение МРК-5 и был заложен в Ленинграде в 1972 году. В 1976 году МРК на подводных крыльях вышел на испытания и в самом конце 1977 года – 30 декабря – был введен в состав флота на Балтике. Весь 1978 год МРК находился в опытной эксплуатации. После завершения всех испытаний корабль с Балтики был переведен внутренними водными путями на Черное море.

В Севастополь корабль прибыл в ноябре 1979 года. В городе славы русских моряков малый ракетный корабль был включен в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота, где и служил вплоть до 1990 года, когда был исключен из состава флота.

Технические особенности малого ракетного корабля проекта 1240 «Ураган»


На момент строительства новый советский ракетный корабль уже поражал воображение. Не только новизной применяемых технических решений, но и размерами. На момент постройки МРК стал самым крупным кораблем на подводных крыльях во всём мире. При этом по меркам надводных кораблей флота МРК, безусловно, не был гигантом. Стандартное водоизмещение корабля составляло 342 тонны, полное – до 432 тонн.

Наибольшая длина корабля – 56,6 м (без рулевых колонок длина уменьшалась до 49,8 метра), ширина – 10,17 м. Вместе с поднятыми из воды крыльями ширина корабля увеличивалась сразу до 21,14 м. Осадка корабля на ходу с подводными крыльями составляла всего 2,35 м. Экипаж корабля состоял из 34 человек, среди которых было 7 офицеров.


Оценить размеры подводных крыльев «Урагана» можно на контрасте с легковыми автомобилями

Корпус МРК был изготовлен из особого алюминиево-магниевого сплава, подводные крылья изготавливались из титанового сплава. О размере крыльев можно судить по изменению ширины корабля с их учетом в поднятом положении, а также по многочисленным дошедшим до нас фотографиям. В поднятом положении крылья выступали далеко в стороны под углом почти 45 градусов. Подводное крыльевое устройство корабля, обладающее автоматической системой регулирования подъемной силы, обеспечивало МРК стабилизацию по крену, дифференту и высоте над поверхностью воды.

В движение корабль приводила мощная газотурбинная установка, состоявшая из двух турбин. Через редукторы они передавали вращение на гребные винты, установленные на опускаемых крыльевых кормовых колонках. На каждой колонке было по два гребных винта. Общая мощность газотурбинной силовой установки составляла 36 000 л. с. Такой мощности было достаточно, чтобы обеспечить уникальному кораблю максимальную скорость хода 57–60 узлов.

Для движения корабля в водоизмещающем положении, когда носовое крыло и обе крыльевые кормовые колонки поднимались из воды, использовалась дизельная силовая установка (установка малого хода) мощностью 2200 л. с. Установка малого хода состояла из двух дизелей, работавших на водометные движители. Максимальная скорость хода в таком положении доходила до 10 узлов.

Автономность корабля по запасам продовольствия на борту оценивалась в 5 суток. Дальность плавания при скорости 45 узлов не превышала 700 миль, при длительной скорости малого хода 8,5 узлов она возрастала до 1500 миль. Для корабля на подводных крыльях МРК-5 обладал очень хорошей мореходностью. При движении на подводных крыльях мореходность корабля оценивалась в 5 баллов. При таком волнении моря на Балтике корабль развивал на испытаниях скорость 50–55 узлов. В водоизмещающем положении корпуса мореходность корабля вырастала до 6–7 баллов.

Состав вооружения «Урагана»


Несмотря на сравнительно небольшие размеры, малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» обладал грозным вооружением. Основные ударные возможности корабля обеспечивали две спаренные бортовые пусковые установки противокорабельных ракет П-120 «Малахит» (2х2). Ракеты данного комплекса (по натовской кодификации SS-N-9 Siren) могли поражать цели на дистанции 15–150 км.

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»
Подробнее о проекте можно узнать в журнале «Морская коллекция», № 3 за 2015 год

Крылатая ракета комплекса «Малахит» стартовым весом 5400 кг несла боевую часть, вес которой составлял 800 кг. Предусмотрена была возможность установки специальных ядерных боеприпасов мощностью до 2 мегатонн. Длина корпуса ракеты составляла 8,84 м, диаметр – 0,8 м, размах крыла ракеты – 2,5 м. Противокорабельная ракета «Малахит» была дозвуковой, максимальная скорость полета составляла 0,9 Маха.

Помимо противокорабельных ракет, на борту МРК-5 находилось и зенитное ракетное вооружение – одна двухбалочная пусковая установка ЗРК «Оса-М» с боекомплектом 20 ракет. В отличие от сухопутных вариантов комплекса, на корабельном варианте всегда готовыми к пуску были только две ракеты (скорострельность два выстрела в минуту). Комплекс обеспечивал поражение целей на удалении до 15 км, досягаемость по высоте – до 4 км.

Артиллерийское вооружение катера было представлено шестиствольной 30-мм артиллерийской установкой АК-630, которая могла использоваться и для борьбы с воздушными целями противника, и для борьбы с легкими надводными силами. Максимальная эффективная дальность стрельбы установки, способной обеспечить скорострельность до 4000–5000 выстрелов в минуту, составляла 4000 метров.

Судьба корабля


Считается, что опытный МРК-5 демонстрировал хорошие мореходные качества, выделялся отличной скоростью хода и показал себя живучим кораблем. Однако его недостатком была общая сложность эксплуатации. Корабль, насыщенный современной аппаратурой и автоматикой, оказался слишком сложным для флота, основу которого составляли моряки-срочники. Для эффективной эксплуатации кораблю требовался экипаж, состоявший из профессиональных моряков.


МРК-5 движется на подводных крыльях

В некоторых источниках указывается, что недостаточный уровень подготовки моряков-срочников становился причиной поломок и аварий на борту.

В любом случае опытный малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» был построен в единственном экземпляре и, к сожалению, не сохранился до наших дней.

В 1992 году уже после вывода из состава флота МРК затонул после пожара в Стрелецкой бухте Севастополя. Позднее корабль был поднят и разделан на металлолом.
95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -11
    23 июня 2021 04:15
    Ну нет, заваливающиеся крылья это само по себе перебор, даже для опытового корабля а тут ещё и откидные винтовые колонки, плюс титана наверное как на Ту-160 ушло.
    1. +27
      23 июня 2021 04:33
      Но все равно впечатляет... все таки впереди планеты всей шли по этой части, многое делалось впервые.
      1. +11
        23 июня 2021 04:38
        Цитата: Леха с Андроида.
        Но асе равно впечатляет... все таки впереди планеты всей шли по этой части, многое делалось впервые.
        С этим не поспоришь.
      2. -12
        23 июня 2021 07:09
        Цитата: Леха с Андроида.
        Но все равно впечатляет... все таки впереди планеты всей шли

        не туда.. дошли, оценили, плюнули, пошли обратно. И таких проектов было много ( экранопланы, Сивучи.. ) Денег не жалко, а вот времени не вернешь..
        1. +3
          23 июня 2021 10:48
          Цитата: тлауикол
          И таких проектов было много ( экранопланы, Сивучи.. ) Денег не жалко, а вот времени не вернешь..

          Экранопланы "новая независимая Россия" съела, как и многое другое.
          1. +7
            23 июня 2021 11:35
            Цитата: Владимир_2У
            Цитата: тлауикол
            И таких проектов было много ( экранопланы, Сивучи.. ) Денег не жалко, а вот времени не вернешь..

            Экранопланы "новая независимая Россия" съела, как и многое другое.

            Ага, во всем мире причем.
            1. +15
              23 июня 2021 11:39
              Цитата: тлауикол
              Ага, во всем мире причем.

              Много вы боевых ЭП знаете "во всём мире", или тяжелых РК "Энергия", или орбитальных станций?
              1. -6
                23 июня 2021 12:29
                немного, потому что умные учатся на чужих ошибках и строят нормальные флот и авиацию. и правильно делают.
                а программа боевых ЭП закрылась при Андропове(КГБ), а не Ельцине. Проект МРК Ураган тоже request
                1. +15
                  23 июня 2021 14:58
                  Цитата: тлауикол
                  потому что умные учатся на чужих ошибках и строят нормальные флот и авиацию. и правильно делают.
                  Мантра либеральная какая то. Что и сверхтяжёлые ракетоносители и орбитальные станции Россия не делает потому что на чужих ошибках научилась?
                  Цитата: тлауикол
                  программа боевых ЭП закрылась при Андропове(КГБ)
                  Враньё либо незнание
                  Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году[3].
                  1. -4
                    23 июня 2021 15:06
                    про Орлят не слышали? боевые Эп, в плане постройка 120 штук. Программа закрыта при ком?...так же как и Ураган.
                    П.с. За уши космос в тему про флот тащите. Еще газодобычу приплетите
                    1. +5
                      23 июня 2021 15:15
                      Цитата: тлауикол
                      про Орлят не слышали? боевые Эп, в плане постройка 120 штук. Программа закрыта при ком?...так же как и Ураган.
                      Закрыта по финансовым соображениям во первых, во вторых это были десантные ЭП. Так что сравнивать десантный катер, а по факту Орлёнок им и был с МРК которым был Лунь это притянутое за уши сравнение.

                      Цитата: тлауикол
                      П.с. За уши космос в тему про флот тащите. Еще газодобычу приплетите
                      За уши слова про "умных людей во всём мире" притянуты.
                      1. -13
                        23 июня 2021 15:39
                        вы правы, не все люди в мире умны, и ,читая ваши комментарии, понимаешь, что на грабли вы наступите еще не раз с мечтами о вундерваффе
                      2. +1
                        24 июня 2021 04:27
                        Цитата: тлауикол
                        вы наступите еще не раз с мечтами о вундерваффе

                        ЭП нишевый аппарат как и МРК и ракетные катера, просто он лучше их, так что ЭП как вундерваффе именно ВАША фантазия. и да я прав, далеко не все люди умны, далеко не все осилили тяжёлые РН, орбитальные станции, экранопланы и скеговые ракетные корабли на ВП.

                        Цитата: тлауикол
                        И таких проектов было много ( экранопланы, Сивучи

                        Кстати Сивуч скеговый корабль на ВП, как и ракетный катер типа Skjold и тральщик - искатель мин типа «Oksoy», но вы, как типичный повторитель либеральных мантр невежественен и таких вещей не знаете.
                      3. -2
                        24 июня 2021 06:36
                        Да куда мне ,убогому, про скеги знать request Может Вы, светлейший, расскажите мне, почему Сивучи перестали строить, чем они отличались от других скегов, и почему больше не ходят на полном ходу, хотя и не вылазят из ремонтов?
                        Только не сбивайтесь на космос и балет, умоляю!
                      4. 0
                        24 июня 2021 06:59
                        Цитата: тлауикол
                        Может Вы, светлейший, расскажите мне, почему Сивучи перестали строить, чем они отличались от других скегов, и почему больше не ходят на полном ходу, хотя и не вылазят из ремонтов?
                        Достаточно того что они были скеговыми на ВП, а вы их причислили к тупиковым, на "основе мирового опыта", что касается дефектов, так норги их и учли в своих кораблях, наверное.


                        Цитата: тлауикол
                        Только не сбивайтесь на космос и балет, умоляю!
                        Не пихайте либерастические мантры и будет вам счастье.
                2. 0
                  30 июня 2021 18:26
                  Полёт Луня лично наблюдал летом 89-го года в Каспийске - это Андроповская эпоха?
                  1. 0
                    1 июля 2021 02:54
                    Цитата: kaban7
                    Полёт Луня лично наблюдал летом 89-го года в Каспийске - это Андроповская эпоха?

                    А Ураган и Орлята ходили до 90х, и что?
              2. +7
                23 июня 2021 14:06
                Цитата: Владимир_2У
                Много вы боевых ЭП знаете "во всём мире"

                Просто те, кто технически может строить экранопланы, уже давно отработали взаимодействие авиации и флота. И им не нужно изобретать велосипед на стыке двух сред.
                По сути дела, экраноплан - это цель дозвуковая маломаневренная, с рудиментарной ПВО и живучестью гидросамолёта. Которая не может скрыться на малых высотах, так как в нормальных ВМС есть авиация, служащая их "загоризонтными глазами". А для авиации дальнее обнаружение цели с размерами малого ракетного корабля, идущей на дозвуковой скорости над водой (на радость СДЦ), проблем не составляет.
                1. +3
                  23 июня 2021 14:54
                  Цитата: Alexey RA
                  По сути дела, экраноплан - это цель дозвуковая маломаневренная, с рудиментарной ПВО и живучестью гидросамолёта.
                  Экраноплан типа "Лунь" - это предельная форма скоростного малого ракетного корабля с неводоизмещающим основным режимом хода.

                  Цитата: Alexey RA
                  живучестью гидросамолёта
                  Гидросамолётов с минимальной толщиной обшивки корпуса в 4 мм не бывает, а боевые катера вполне.
                  1. +3
                    23 июня 2021 15:20
                    Цитата: Владимир_2У
                    Экраноплан типа "Лунь" - это предельная форма скоростного малого ракетного корабля с неводоизмещающим основным режимом хода.

                    Совмещающая все недостатки самолёта и корабля. От корабля она взяла габариты и маневренность, от самолёта - прочность и средства защиты.
                    Цитата: Владимир_2У
                    Гидросамолётов с минимальной толщиной обшивки корпуса в 4 мм не бывает, а боевые катера вполне.

                    Вам нужно поднять МРК в воздух. Так что по-любому придётся снижать нормы прочности, чтобы уменьшить вес конструкции.
                    1. +1
                      23 июня 2021 15:33
                      Цитата: Alexey RA
                      Совмещающая все недостатки самолёта и корабля. От корабля она взяла габариты и маневренность, от самолёта - прочность и средства защиты.

                      Фигня, от МРК Лунь взял ударные возможности, средства РЛ, радиоразведки и РЭБ, мореходность и автономность, кстати дальность крейсерским ходом практически равна с Оводом, от самолёта скорость выхода в р-н патрулирования.

                      Цитата: Alexey RA
                      Вам нужно поднять МРК в воздух. Так что по-любому придётся снижать нормы прочности, чтобы уменьшить вес конструкции.
                      Зачем поднимать 600 тонн? Зачем поднимать 45 человек запасы воды и еды для них и койки для них когда можно поднять только 11-12 человек? Зачем поднимать мачты РЭС когда есть киль, зачем поднимать воздуховоды и газоходы машинного отделения, когда машинного отделения и нет вовсе? В общим очень много чего не надо поднимать. А нормы занижены, возможно, в сравнении с корабельными, зато многократно завышены против авиационных.

                      Не торопитесь с ответом, я сам отойду на н-цать часов.
      3. +5
        23 июня 2021 07:15
        Цитата: Леха с Андроида.
        все таки впереди планеты всей шли по этой части,

        Ну не совсем впереди, скорее ноздря в ноздрю - американский "Пегасус" в 6-ти экземплярах ( и сильно не дешёвый )и то же в 90-е закончили карьеру
        1. +8
          23 июня 2021 07:34
          Пегасы вроде с постоянно погруженными крыльями и водометом. Обошлись в 250 т. водоизмещения. Назначение и состав вооружение похожи. Корпус не знаю из чего. Использовались активно.
          1. +7
            23 июня 2021 07:41
            Крылья подъемные, сами из алюминия , одни из первых носителей "Гарпунов" (8шт), дальность на 38-ми узлах более 1200 миль.
          2. +5
            23 июня 2021 10:52
            «Пегасусы» имели подъемные крылья
    2. +4
      23 июня 2021 06:29
      Да вы берите выше ,каков размах инженерной мысли ! Преклоняюсь перед теми ,кто такое создал .Корабль был великим! Требовался экипаж сверхсрочники .
      1. +5
        23 июня 2021 07:06
        Цитата: d1975
        Да вы берите выше ,каков размах инженерной мысли ! Преклоняюсь перед теми ,кто такое создал .Корабль был великим! Требовался экипаж сверхсрочники .

        а зачем? Форос охранять? Почту возить? С такой автономностью от него проку, как от козла молока. Береговые установки больше прикроют.
  2. +4
    23 июня 2021 07:32
    Была страна, которая такое умела и, главное, хотела. Осталась только память.
    1. +5
      23 июня 2021 10:40
      Была страна, которая такое умела и, главное, хотела. Осталась только память.

      Нет. Осталось всё ещё возможное для нас лучшее будущее, если конечно одумаемся. И строить его мы будем - на могучем фундаменте именно той страны.
  3. +7
    23 июня 2021 07:42
    Спасибо автору. Прочитал с интересом.
    1. +1
      23 июня 2021 15:14
      Привет, Игорь hi , видел я его в Севастополе. В натуре он впечатляет гораздо больше чем на фотографии.
      1. +1
        23 июня 2021 15:16
        А я, вот жалею, что корабля военного сблизка, вообще, никогда не видал. Ни крупного, ни малого request
        1. +1
          23 июня 2021 15:36
          Цитата: Вождь краснокожих
          А я, вот жалею, что корабля военного сблизка, вообще, никогда не видал. Ни крупного, ни малого request

          Не бывали в Севастополе во времена СССР? Мне несколько раз довелось. Радовало глаз.
          ПС. Ну и на учениях ЮГ-90 насмотрелся. Мы, по легенде учений. отражали десант с моря.
        2. +4
          23 июня 2021 15:36
          Незабываемое зрелище, особенно когда на катере близко проходишь. Я ещё застал наши старые артиллерийские крейсера типа "Свердлов" (проекта 68-бис), они вообще производили неизгладимое впечатление.
          1. -1
            23 июня 2021 15:41
            Так раньше он был "закрытым" городом. Со мной училась девочка из Севастополя. У нее пропуск был специальный.
            В Одессе я видел сблизка теплоход "Тарас Шевченко". Он стоял около морвокзала. А на рейде под Херсоном маячил танкер.
            Вот и все мои наблюдения за кораблями!))) smile
            1. +1
              23 июня 2021 15:47
              С Севастополем нам было проще, из Херсонского музея приходил поимённый запрос и нам в милиции выписывали временные пропуска, а так -- да, в город не въедешь. Правда в начале девяностых там ум уже был проходной двор.
              1. +1
                23 июня 2021 16:37
                В 1979-ом видел "Товарищ" под парусами. на траверзе Тарханкута. Смотрел с борта т/х Аджария. Незабываемо.
          2. -1
            23 июня 2021 16:25
            Константин, это крейсер "Михаил Кутузов" в Новороссийске, стоит у морвокзала, стоит и сейчас. Как то в 2002 30 ноября бухали с командиром и старпомом. Старпом нам экскурсию устроил, с собой пакет водки, в каждом помещении останавливались, "заряжались" и старпом рассказывал... Мне кают-кампания понравилась, отделка мореным дубом, картины, пианино.
            1. +2
              23 июня 2021 16:34
              Привет, Алексей hi . Мне довелось побывать только на "Тридцатке-бис" и на дизеле 641 проекта, всё остальное видел только со стороны. Не считая ВРД и спасателя "Казбек", все тоже в Севастополе.
              1. +4
                23 июня 2021 16:46
                Алё, минуСЁР, ты хоть бы русским языком объяснил чем тебе не понравились корабли, которые даже наши заклятые враги считают весьма удачными.
                Ну ты "Одно слово -- румын". laughing
              2. +1
                23 июня 2021 17:41
                Приветствую, сейчас это музей, персонал гражданский. А в момент моего ….посещения крейсер еще был в составе ВМФ, числился за НВМБ, там команда матросов человек 30-40 службу несла. Да, еще момент, не моряк, не знаю как называется, его еще военные из других частей использовали, в его надстройке (правильно?) на уровне примерно 5-6 этажей был какой то пост из военных, два парня были в полевом камуфляже, либо погранцы либо...Бог его знает.
                1. 0
                  23 июня 2021 17:45
                  Да, там всё что угодно могло быть, приборы-то с него не демонтировали. Могли пользоваться и погранцы и авиация, вариантов много.
                  1. 0
                    23 июня 2021 17:51
                    Вроде какая то служба наблюдения. А что и зачем? ХЗ. Там не по оборудованию речь была, а по высоте над портом, с такой высоты практически вся бухта как на ладони была.
          3. +1
            23 июня 2021 18:51
            Я ещё застал наши старые артиллерийские крейсера типа "Свердлов" (проекта 68-бис),

            Я тоже, в середине 70-х регулярно на катере проходил на Северную сторону мимо "Жданова". А впоследствии, уже в этом веке, оказалось, что в середине 70-х отцы жён (тести) моего старшего и младшего сына служили матросами на крейсерах 68 проекта - один на "Жданове", другой - на "Ушакове".
            1. +1
              23 июня 2021 19:42
              в середине 70-х

              Надо же, могли и пересекаться где-то на Б. Морской или на Графской. smile drinks
              1. 0
                23 июня 2021 19:47
                drinks Могли вполне. Я в 1973 и в 1975 летом отдыхал на турбазе "Севастополь", что на Северной (ул. Симонок 62). Теперь там номер, вроде, 68.
                1. +1
                  23 июня 2021 19:55
                  А наша "бригада" в основном обитала на античном Херсонесе, но на Северной бывал регулярно, знакомые там были из местных ребят.
                  1. 0
                    23 июня 2021 20:22
                    Херсонес тоже полюбил, но позже, в 90-е. Местный историк, Костя Колонтаев, тогда показал и 35 батарею, и окрестности. Там до сих пор лежат под водой останки грузовиков и практические 12-дюймовые снаряды. Предупреждал меня, что на дне античного Херсонеса могут быть химбоеприпасы морской авиации КЧФ, я ничего не находил - да и не очень-то и старался.
                    1. +2
                      23 июня 2021 20:49
                      Жаль, Колонтаева не знал, хотя в девяностые годы там, по сравнению, с семидесятыми, состав сотрудников музеев не раз поменялся. Карантинную бухту у Херсонеса облазили неоднократно в аппаратуре -- нет там никаких боеприпасов, после каждого шторма вымывает только обломки амфор и черепицу, то же самое в Стрелецкой. Да и водолазы ВМФ там всё излазили, в Карантинке была Водолазная Учебно-Тренировочная база (ВУТС) Черноморского флота, у них мы воздухом и забивались. За 35-ю не скажу, катакомбы все облазили, но под воду там не ходил, а вот в Ахтиарке, возле Константиновского равелина, тогда ещё лежал утопленный транспортюга, надстройки срезали и из воды торчали только ржавые шпангоуты, прямо к ним швартовали ВРД и ходили по трюмам за крабами, там их была пропасть, каменных, потом варили в морской воде. Эх, было время. smile drinks
                      1. 0
                        23 июня 2021 21:35
                        Ну, я думаю, химбоеприпасы свалили где-нибудь подальше от берега. Есть такой факт - морская авиация их имела, но на Кавказ их не доставили. Костя Колонтаев закончил Симферопольский истфак в конце 80-х, работал сотрудником музея, в середине 90-х мы с ним оба печатались в "Дуэли", в редакции взял его телефон и пересёкся в Севастополе. Тогда на 35 ещё не было комплекса, но было много костей (полагаю, немецких и румынских, наши глубже лежали). В Песчаном, в 300 метрах от берега лежит разбитая баржа с немецкими бомбами - 10 кг зажигалки и 250 кг фугасные. Показывал фото отцу - он их чётко идентифицировал. Может, он сам эту баржу и утопил - приказ был простой - наших кораблей там нет, топить всё, тем более - ночью. Говорил с поселковым руководством, они разумно заявили - вот лежат там, и никому не мешают, а если достать, то проблемы начнутся.
                      2. +1
                        23 июня 2021 22:06
                        Да, там много чего есть на грунте, недалеко от Ласпи, например, лежит германская БДБ, что там у неё в трюмах, одним немцам известно, когда я там был всё было забито песком. Нас пограничники попросили поднять наверх "чёрных копателей" с их собственными аквалангами, подняли, конечно. Ребята там что-то рыли в трюмах сапёрными лопатками(!!!) fool , ну, что они там искали, погранцы потом разбирались, мы не спрашивали, один чёрт не скажут. smile
                    2. 0
                      27 июня 2021 12:26
                      Костя Колонтаев - приведение из 90х, вскормленное тогдашними либеральными мифами lol Никаких "химбоеприпасы морской авиации КЧФ" там сроду не было laughing
                      Практические снаряды в подбашенных отделениях 35й батареи лежали до 2001года.
                      На дне Голубой Бухты лежали баржи с боеприпасами, обломки техники, наши и немецкие, там в войну последний причал был, откуда войска уходили из окружённого Севастополя .
                      1. 0
                        27 июня 2021 13:47
                        Костя Колонтаев - приведение из 90х, вскормленное тогдашними либеральными мифами

                        Очень интересное суждение. Вы его лично знали?
  4. +6
    23 июня 2021 08:09
    Подъёмные крылья и колонки из-за недостаточной глубины в некоторых гаванях, не уже ли это не понятно? Когда первый раз увидел у стенки, то подумал - а на фига ему такие странные антенны?
  5. +2
    23 июня 2021 08:23
    Он же вроде в фильме снимался? Давно смотрел. Сторожевик на подводных крыльях за нарушителями гонялся. Не помню уже.
    1. +7
      23 июня 2021 09:02
      В фильме снимался пограничный катер проекта 133 "Антарес". Если не ошибаюсь - два достались украине. В данный момент списаны и порезаны - металлом грОши стоит...
      1. +2
        23 июня 2021 09:22
        Спасибо за разяснения. Интересео кто вам минус влепил.
        1. +7
          23 июня 2021 11:43
          Минус поставили те, которые как раз распилом и продажей металлома занимались - в декларацию то денежку не внесли...
          1. 0
            23 июня 2021 12:00
            Может те, кто прочитал в статье
            В 1992 году уже после вывода из состава флота МРК затонул после пожара в Стрелецкой бухте Севастополя. Позднее корабль был поднят и разделан на металлолом.

            так он тоже Украине достался ? Или "это другое" :-)
            1. 0
              23 июня 2021 14:43
              Цитата: Димка75
              Или "это другое" :-)

              Это два разных товарища и ведомства у них разные!
      2. +4
        23 июня 2021 10:48
        Украина приняла 4 корабля этого типа - ПСКА-103, ПСКА-105, ПСКА-108 и ПСКА-115. Все списаны и утилизированы (последний ПСКА-115 в 2010 г.)
  6. +12
    23 июня 2021 08:45
    Корабли другой цивилизации.
    1. +6
      23 июня 2021 09:41
      Цитата: bbss
      Корабли другой цивилизации.

      Впечатляет, да... Старались, и не денег ради! А для СТРАНЫ!!!
    2. +3
      23 июня 2021 11:57
      Увы доспехи предков не всегда нам по плечу.
  7. +4
    23 июня 2021 09:34
    Я его видел он в "Угольной" стоял в 89 году,автор пишет что он затонул в "Стрелецкой"в 92 году,я служил в этой бухте и его там не было,по крайней мере до мая 92-го потом я уволился ДМБ.
    1. +1
      23 июня 2021 14:49
      Цитата: МорякЧФ
      Я его видел он в "Угольной" стоял в 89 году,автор пишет что он затонул в "Стрелецкой"в 92 году,я служил в этой бухте и его там не было

      Он на Телефонке обитал в месте с МПК "Владимирец"

      Это их персональный док! Телефонная пристань, Южная бухта.
      1. +1
        24 июня 2021 09:00
        Да да,там тоже стоял,этот как мы его называли "восьмикрылый семивинт" ,чтобы модераторы не заблокировали.
  8. +1
    23 июня 2021 12:22
    Возможно автор не в курсе, но в Зеленодольске выпускались серийно малые противолодочные корабли "Сокол" на подводных крыльях проекта 11451. Так они даже за рубеж поставлялись, и имели довольно хорошие ходовые характеристики для своего класса.
    Подробно можно узнать о них в книге "Проверены морем" о Зеленодольском ПКБ.
    https://booksee.org/book/1343758
    1. +1
      23 июня 2021 12:45
      Любопытно кому экспортировались 11451??
      1. +2
        23 июня 2021 12:50
        Цитата: Luty
        Любопытно кому экспортировались 11451??

        В книге указаны ГДР, Югославия, Алжир, Ливия, Куба, Болгария - по 2-3 катера в основном.
        Есть книга "Соколиная охота" там подробно описан этот корабль.
        1. +2
          23 июня 2021 13:34
          Цитата: ccsr
          Цитата: Luty
          Любопытно кому экспортировались 11451??

          В книге указаны ГДР, Югославия, Алжир, Ливия, Куба, Болгария - по 2-3 катера в основном.
          Есть книга "Соколиная охота" там подробно описан этот корабль.

          это не так от слова совсем. всего две штуки построили, еще два недостроили
          1. +1
            23 июня 2021 18:46
            Цитата: тлауикол
            это не так от слова совсем. всего две штуки построили, еще два недостроили

            Действительно, в другой книге, на которую я ссылаюсь, указано что ВМФ заказало всего четыре корабля:

            Ну а дальше пошел развал страны, и не до этих кораблей было.
            Так что претензии не ко мне, а к авторам книги.
            Цитата: Serg65
            иногда не стоит верить тому, что написано в книгах....

            Я это даже не оспариваю - сам видел как известные историки иногда несут ахинею, когда вопрос касается военных документов.
            Цитата: Luty
            Проект 11451Существовал в количестве 4 ед. Из них две не достроены.

            Действительно это более точная информация. Просто наша промышленность иногда любит подзагнуть, чтобы набить себе цену, вот их и понесло насчет зарубежных продаж. А может военные им сами впарили эту дезу, чтобы они отстали с предложением довести корабли до ума.А может вот про эти катера шла речь:
        2. +1
          23 июня 2021 14:55
          Цитата: ccsr
          В книге указаны

          иногда не стоит верить тому, что написано в книгах....Куханович и Владимирец после каждого выхода в море по месяцу стояли в сухом доке в Южной бухте.....и МРК-5 с ними же в очереди!
        3. +1
          23 июня 2021 16:08
          Проект 11451Существовал в количестве 4 ед. Из них две не достроены. .Так вот ни 11451 ни других проектов кораблей СССР с крыльевой системой на экспорт не поставлялось. Вообще никому. Даже ТК проекта 206М шли без крыльев как и пограничные катера на этом же корпусе 206ПЭ .Ну что же не удивительно книгу пишут такие же парни как рисуют плакаты ко дню Победы с немецкими танками )))))
    2. 0
      23 июня 2021 14:52
      Цитата: ccsr
      в Зеленодольске выпускались серийно малые противолодочные корабли "Сокол" на подводных крыльях проекта 11451

      what Серийно? 2 во времена Союза...это разве серия? Это опытовая эксплуатация!
      Цитата: ccsr
      Так они даже за рубеж поставлялись

      recourse .....Две коробки строили для ВМС Украины...строили, строили..но так и не достроили!
    3. 0
      23 июня 2021 21:23
      Это куда они ушли на экспорт ?!
  9. -1
    23 июня 2021 15:00
    Интересная статья и грамотно написана. Приятно читать. Спасибо
  10. 0
    23 июня 2021 16:13
    Эх помню как когда-то по черному морю рассекали "Кометы" и позже "Колхиды". Одесса - Херсон, Николаев...Как-то уходили с судна отца, после закрытия границы. Семьи плавсостава с сухогруза сняли. А было штормовое предупреждение. Уходила последняя Комета (не сидеть же несколько дней в гостинице). Наши мамы решили, - идём! И, пошли. В Одессу пришли, - вся комета обрыгана, лица синие, всем плохо. Но зрелище было!!! идти по волнам на Комете!!! Сейчас такие впечатления можно получить только за большие деньги)) Шоу, не для слабонервных.
  11. 0
    23 июня 2021 17:20
    что недостаточный уровень подготовки моряков-срочников становился причиной поломок и аварий на борту.

    АПЛ 705 проекта - подлодка-автомат требовала экипаж из мичманов и офицеров.Т.е. людей, своё конкретное заведование знавших хорошо. А на НК дороговато выходило бы контрактников десятками набирать.
  12. 0
    23 июня 2021 22:23
    Круто, даже не слышал о таком, спасибо.
  13. 0
    27 июня 2021 11:17
    К нему ещё вернуться, пройдет время проект достанут, доработают и сделают веселее и лучше
  14. +1
    27 июня 2021 20:17
    Подъемные крылья мы не имели чести делать.
    Но тем не менее *Сокол*, *Антарес* успели.
    Затем-пошел процесс распада... И на девяносто процентов готовый *Сокол* мы- порезали в лом.
    Я ещё-ногу сломал на порезке крыльев.
    Отомстил пароход. Я их же и вешал в своё время.
    Кормовые...
    1. +2
      28 июня 2021 11:02
      Всем привет ! С 1962 года серийно выпускались корабли на подводных крыльях
      проекта 125А. Корабли были приписаны к морским частям погранвойск. Несли службу
      на Черном и Балтийском морях. Максимальная скорость 65 узлов. Я служил на таком
      корабле в 1964-66 годах. Кто хочет узнать подробно почитайте журнал "Пограничник".
  15. 0
    29 июня 2021 17:53
    "Позднее корабль был поднят и разделан на металлолом." - преступление!
  16. 0
    1 июля 2021 16:21
    Корабли прошлой более высокоразвитой цивилизации
  17. 0
    1 июля 2021 20:57
    Всё-таки была серия из катеров на подводных крыльях, я их застал, когда они уже были не на ходу...:" В 70-ых годах для морских пограничных частей КГБ СССР был разработан новый проект корабля - проект 133 шифр "Антарес", главной отличительной чертой данных кораблей стали подводные крылья, хотя эта идея и не была новинкой.
    Строительство было поручено Феодосийскому Производственному Объединению "Море". Всего на этой судоверфи для МЧПВ КГБ СССР было построено 11 кораблей данного типа, ещё один корабль проекта 133 был уже достроен для морских пограничников Украины. На экспорт данный тип корабля не поставлялся. Ещё одной особенностью этих кораблей стало то что данный проект корабля был "чисто" пограничным, ВМФ СССР на своё вооружение подобный проект корабля не принимал. Хотя флотом и рассматривались подобные корабли (на подводных крыльях) в качестве скоростных малых противолодочных кораблей, Но после разработки и строительства двух опытных экземплярах (проекты значительно отличались от пограничных "Антаресов" и фактически это были два совершенно разных проектов МПК) они от этой идеи отказались. Таким образом с конца 70-ых только морские пограничники обладали боевыми кораблями на подводных крыльях с большой скоростью хода.
    На данный момент все корабли данного типа исключены из пограничных сил России и Украины. В России последними были списаны ПСКРы 109 и 110 (оба в 2009 году), а на Украине ПСКР-115 в 2010 году."
  18. 0
    13 августа 2021 16:16
    его недостатком была общая сложность эксплуатации. Корабль, насыщенный современной аппаратурой и автоматикой, оказался слишком сложным для флота, основу которого составляли моряки-срочники. Для эффективной эксплуатации кораблю требовался экипаж, состоявший из профессиональных моряков.

    И это не первый случай. Сложные в эксплуатации АПЛ 705 проекта тоже оказались "крепким орешком" для экипажей. Так что вооружение должно соответствовать среднему уровню подготовки экипажей. Про матросов-срочников и речи нет. Про контрактников -мичманов и офицеров подготовка и обучение по несколько месяцев
  19. 0
    8 сентября 2021 16:52
    что имеем не храним, эксплуатацией сложной техники конечно должны быть профессионалы.