Военное обозрение

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»

108

Малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» на автоматически управляемых подводных крыльях создавался в самый разгар холодной войны. Проектирование необычного корабля началось в 1964 году. Проектируемый корабль во многом опережал своё время, развивая скорость до 60 узлов (111 км/ч). Данную разработку отечественной промышленности можно смело назвать гордостью советского военно-морского флота.


Правда, уникальный боевой корабль был построен всего лишь в единственном экземпляре.

Проектирование «Урагана»


В Советском Союзе активно работали над созданием кораблей на подводных крыльях. Экспериментальные работы над подобными проектами в стране велись ещё в 1930-е годы. Так, в 1937 и 1941 годах в ЦАГИ проводились испытания катеров с управляемыми глубокопогруженными крыльями. После войны в конце 1940-х – начале 1950-х годов подобные работы продолжились. Идея уменьшения уровня гидродинамического сопротивления за счёт подъема корпуса корабля из воды привлекала тогда советских конструкторов боевых кораблей.

Побочным эффектом такого интереса стало создание в СССР многочисленной линейки гражданских судов на подводных крыльях. При этом в данной области Советский Союз добыл себе мировое признание. Многочисленные «Метеоры», «Ракеты», «Кометы» стали узнаваемой визитной карточкой советского пассажирского судостроения. Корабли данных проектов пользовались спросом и за пределами страны, в том числе поставлялись на экспорт в западные страны. Этих успехов не было бы без работ по созданию боевых кораблей на подводных крыльях.

Старания советских конструкторов и инженеров были вознаграждены в конце 1950-х годов, когда работы стали вести на качественно новом техническом, конструкторском и теоретическом уровнях. Большие торпедные катера пр. 206М «Шторм» стали удачным проектом и строились в СССР крупной серией.


МРК проекта 1240 «Ураган» в сухом доке в Севастополе

Тогда же в СССР шло бурное развитие малых ракетных катеров.

Интерес к данным кораблям во всём мире подтолкнул морской бой 1967 года, когда два египетских ракетных катера советского производства проекта 183Р «Комар» потопили израильский эсминец «Эйлат». Это был первый в истории случай потопления надводного корабля противокорабельными ракетами.

Естественно, в Советском Союзе существовали идеи объединить новое ракетное вооружение с кораблями на подводных крыльях, развивающими огромную, даже по сегодняшним меркам, скорость хода. В рамках реализации данной концепции был разработан проект малого ракетного корабля проекта 1240, получивший шифр «Ураган».

Проектирование нового ракетного корабля, отличительной чертой которого должны были стать глубокопогруженные автоматически управляемые подводные крылья, началось в 1964 году специалистами ЦКБ-5 (сегодня ЦМКБ «Алмаз», Санкт-Петербург). Главным конструктором проекта стал Вадим Михайлович Бурлаков. В процессе создания МРК на подводных крыльях было разработано и построено экспериментальное пассажирское судно «Тайфун».

Данное пассажирское газотурбинное судно на автоматически управляемых крыльях было готово в 1969 году и активно эксплуатировалось в 1970-е годы на линиях морского и речного пассажирского пароходства. Полученные в ходе гражданской эксплуатации результаты были использованы для улучшения проекта МРК проекта 1240 «Ураган». При этом гражданский «Тайфун» мог похвастаться высокой эксплуатационной скоростью хода – 44 узла (81,5 км/ч), максимальная скорость доходила до 50 узлов (92,6 км/ч).


МРК «Ураган» с поднятыми подводными крыльями и кормовыми крыльевыми колонками с гребными винтами

Единственный ракетный корабль, построенный по проекту 1240 «Ураган», получил обозначение МРК-5 и был заложен в Ленинграде в 1972 году. В 1976 году МРК на подводных крыльях вышел на испытания и в самом конце 1977 года – 30 декабря – был введен в состав флота на Балтике. Весь 1978 год МРК находился в опытной эксплуатации. После завершения всех испытаний корабль с Балтики был переведен внутренними водными путями на Черное море.

В Севастополь корабль прибыл в ноябре 1979 года. В городе славы русских моряков малый ракетный корабль был включен в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота, где и служил вплоть до 1990 года, когда был исключен из состава флота.

Технические особенности малого ракетного корабля проекта 1240 «Ураган»


На момент строительства новый советский ракетный корабль уже поражал воображение. Не только новизной применяемых технических решений, но и размерами. На момент постройки МРК стал самым крупным кораблем на подводных крыльях во всём мире. При этом по меркам надводных кораблей флота МРК, безусловно, не был гигантом. Стандартное водоизмещение корабля составляло 342 тонны, полное – до 432 тонн.

Наибольшая длина корабля – 56,6 м (без рулевых колонок длина уменьшалась до 49,8 метра), ширина – 10,17 м. Вместе с поднятыми из воды крыльями ширина корабля увеличивалась сразу до 21,14 м. Осадка корабля на ходу с подводными крыльями составляла всего 2,35 м. Экипаж корабля состоял из 34 человек, среди которых было 7 офицеров.


Оценить размеры подводных крыльев «Урагана» можно на контрасте с легковыми автомобилями

Корпус МРК был изготовлен из особого алюминиево-магниевого сплава, подводные крылья изготавливались из титанового сплава. О размере крыльев можно судить по изменению ширины корабля с их учетом в поднятом положении, а также по многочисленным дошедшим до нас фотографиям. В поднятом положении крылья выступали далеко в стороны под углом почти 45 градусов. Подводное крыльевое устройство корабля, обладающее автоматической системой регулирования подъемной силы, обеспечивало МРК стабилизацию по крену, дифференту и высоте над поверхностью воды.

В движение корабль приводила мощная газотурбинная установка, состоявшая из двух турбин. Через редукторы они передавали вращение на гребные винты, установленные на опускаемых крыльевых кормовых колонках. На каждой колонке было по два гребных винта. Общая мощность газотурбинной силовой установки составляла 36 000 л. с. Такой мощности было достаточно, чтобы обеспечить уникальному кораблю максимальную скорость хода 57–60 узлов.

Для движения корабля в водоизмещающем положении, когда носовое крыло и обе крыльевые кормовые колонки поднимались из воды, использовалась дизельная силовая установка (установка малого хода) мощностью 2200 л. с. Установка малого хода состояла из двух дизелей, работавших на водометные движители. Максимальная скорость хода в таком положении доходила до 10 узлов.

Автономность корабля по запасам продовольствия на борту оценивалась в 5 суток. Дальность плавания при скорости 45 узлов не превышала 700 миль, при длительной скорости малого хода 8,5 узлов она возрастала до 1500 миль. Для корабля на подводных крыльях МРК-5 обладал очень хорошей мореходностью. При движении на подводных крыльях мореходность корабля оценивалась в 5 баллов. При таком волнении моря на Балтике корабль развивал на испытаниях скорость 50–55 узлов. В водоизмещающем положении корпуса мореходность корабля вырастала до 6–7 баллов.

Состав вооружения «Урагана»


Несмотря на сравнительно небольшие размеры, малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» обладал грозным вооружением. Основные ударные возможности корабля обеспечивали две спаренные бортовые пусковые установки противокорабельных ракет П-120 «Малахит» (2х2). Ракеты данного комплекса (по натовской кодификации SS-N-9 Siren) могли поражать цели на дистанции 15–150 км.

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»
Подробнее о проекте можно узнать в журнале «Морская коллекция», № 3 за 2015 год

Крылатая ракета комплекса «Малахит» стартовым весом 5400 кг несла боевую часть, вес которой составлял 800 кг. Предусмотрена была возможность установки специальных ядерных боеприпасов мощностью до 2 мегатонн. Длина корпуса ракеты составляла 8,84 м, диаметр – 0,8 м, размах крыла ракеты – 2,5 м. Противокорабельная ракета «Малахит» была дозвуковой, максимальная скорость полета составляла 0,9 Маха.

Помимо противокорабельных ракет, на борту МРК-5 находилось и зенитное ракетное вооружение – одна двухбалочная пусковая установка ЗРК «Оса-М» с боекомплектом 20 ракет. В отличие от сухопутных вариантов комплекса, на корабельном варианте всегда готовыми к пуску были только две ракеты (скорострельность два выстрела в минуту). Комплекс обеспечивал поражение целей на удалении до 15 км, досягаемость по высоте – до 4 км.

Артиллерийское вооружение катера было представлено шестиствольной 30-мм артиллерийской установкой АК-630, которая могла использоваться и для борьбы с воздушными целями противника, и для борьбы с легкими надводными силами. Максимальная эффективная дальность стрельбы установки, способной обеспечить скорострельность до 4000–5000 выстрелов в минуту, составляла 4000 метров.

Судьба корабля


Считается, что опытный МРК-5 демонстрировал хорошие мореходные качества, выделялся отличной скоростью хода и показал себя живучим кораблем. Однако его недостатком была общая сложность эксплуатации. Корабль, насыщенный современной аппаратурой и автоматикой, оказался слишком сложным для флота, основу которого составляли моряки-срочники. Для эффективной эксплуатации кораблю требовался экипаж, состоявший из профессиональных моряков.


МРК-5 движется на подводных крыльях

В некоторых источниках указывается, что недостаточный уровень подготовки моряков-срочников становился причиной поломок и аварий на борту.

В любом случае опытный малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» был построен в единственном экземпляре и, к сожалению, не сохранился до наших дней.

В 1992 году уже после вывода из состава флота МРК затонул после пожара в Стрелецкой бухте Севастополя. Позднее корабль был поднят и разделан на металлолом.
Автор:
108 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 23 июня 2021 04:15
    -11
    Ну нет, заваливающиеся крылья это само по себе перебор, даже для опытового корабля а тут ещё и откидные винтовые колонки, плюс титана наверное как на Ту-160 ушло.
    1. Леха с Андроида.
      Леха с Андроида. 23 июня 2021 04:33
      +27
      Но все равно впечатляет... все таки впереди планеты всей шли по этой части, многое делалось впервые.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 23 июня 2021 04:38
        +11
        Цитата: Леха с Андроида.
        Но асе равно впечатляет... все таки впереди планеты всей шли по этой части, многое делалось впервые.
        С этим не поспоришь.
      2. тлауикол
        тлауикол 23 июня 2021 07:09
        -12
        Цитата: Леха с Андроида.
        Но все равно впечатляет... все таки впереди планеты всей шли

        не туда.. дошли, оценили, плюнули, пошли обратно. И таких проектов было много ( экранопланы, Сивучи.. ) Денег не жалко, а вот времени не вернешь..
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 23 июня 2021 10:48
          +3
          Цитата: тлауикол
          И таких проектов было много ( экранопланы, Сивучи.. ) Денег не жалко, а вот времени не вернешь..

          Экранопланы "новая независимая Россия" съела, как и многое другое.
          1. тлауикол
            тлауикол 23 июня 2021 11:35
            +7
            Цитата: Владимир_2У
            Цитата: тлауикол
            И таких проектов было много ( экранопланы, Сивучи.. ) Денег не жалко, а вот времени не вернешь..

            Экранопланы "новая независимая Россия" съела, как и многое другое.

            Ага, во всем мире причем.
            1. Владимир_2У
              Владимир_2У 23 июня 2021 11:39
              +15
              Цитата: тлауикол
              Ага, во всем мире причем.

              Много вы боевых ЭП знаете "во всём мире", или тяжелых РК "Энергия", или орбитальных станций?
              1. тлауикол
                тлауикол 23 июня 2021 12:29
                -6
                немного, потому что умные учатся на чужих ошибках и строят нормальные флот и авиацию. и правильно делают.
                а программа боевых ЭП закрылась при Андропове(КГБ), а не Ельцине. Проект МРК Ураган тоже request
                1. Владимир_2У
                  Владимир_2У 23 июня 2021 14:58
                  +15
                  Цитата: тлауикол
                  потому что умные учатся на чужих ошибках и строят нормальные флот и авиацию. и правильно делают.
                  Мантра либеральная какая то. Что и сверхтяжёлые ракетоносители и орбитальные станции Россия не делает потому что на чужих ошибках научилась?
                  Цитата: тлауикол
                  программа боевых ЭП закрылась при Андропове(КГБ)
                  Враньё либо незнание
                  Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году[3].
                  1. тлауикол
                    тлауикол 23 июня 2021 15:06
                    -4
                    про Орлят не слышали? боевые Эп, в плане постройка 120 штук. Программа закрыта при ком?...так же как и Ураган.
                    П.с. За уши космос в тему про флот тащите. Еще газодобычу приплетите
                    1. Владимир_2У
                      Владимир_2У 23 июня 2021 15:15
                      +5
                      Цитата: тлауикол
                      про Орлят не слышали? боевые Эп, в плане постройка 120 штук. Программа закрыта при ком?...так же как и Ураган.
                      Закрыта по финансовым соображениям во первых, во вторых это были десантные ЭП. Так что сравнивать десантный катер, а по факту Орлёнок им и был с МРК которым был Лунь это притянутое за уши сравнение.

                      Цитата: тлауикол
                      П.с. За уши космос в тему про флот тащите. Еще газодобычу приплетите
                      За уши слова про "умных людей во всём мире" притянуты.
                      1. тлауикол
                        тлауикол 23 июня 2021 15:39
                        -13
                        вы правы, не все люди в мире умны, и ,читая ваши комментарии, понимаешь, что на грабли вы наступите еще не раз с мечтами о вундерваффе
                      2. Владимир_2У
                        Владимир_2У 24 июня 2021 04:27
                        +1
                        Цитата: тлауикол
                        вы наступите еще не раз с мечтами о вундерваффе

                        ЭП нишевый аппарат как и МРК и ракетные катера, просто он лучше их, так что ЭП как вундерваффе именно ВАША фантазия. и да я прав, далеко не все люди умны, далеко не все осилили тяжёлые РН, орбитальные станции, экранопланы и скеговые ракетные корабли на ВП.

                        Цитата: тлауикол
                        И таких проектов было много ( экранопланы, Сивучи

                        Кстати Сивуч скеговый корабль на ВП, как и ракетный катер типа Skjold и тральщик - искатель мин типа «Oksoy», но вы, как типичный повторитель либеральных мантр невежественен и таких вещей не знаете.
                      3. тлауикол
                        тлауикол 24 июня 2021 06:36
                        -2
                        Да куда мне ,убогому, про скеги знать request Может Вы, светлейший, расскажите мне, почему Сивучи перестали строить, чем они отличались от других скегов, и почему больше не ходят на полном ходу, хотя и не вылазят из ремонтов?
                        Только не сбивайтесь на космос и балет, умоляю!
                      4. Владимир_2У
                        Владимир_2У 24 июня 2021 06:59
                        0
                        Цитата: тлауикол
                        Может Вы, светлейший, расскажите мне, почему Сивучи перестали строить, чем они отличались от других скегов, и почему больше не ходят на полном ходу, хотя и не вылазят из ремонтов?
                        Достаточно того что они были скеговыми на ВП, а вы их причислили к тупиковым, на "основе мирового опыта", что касается дефектов, так норги их и учли в своих кораблях, наверное.


                        Цитата: тлауикол
                        Только не сбивайтесь на космос и балет, умоляю!
                        Не пихайте либерастические мантры и будет вам счастье.
          2. kaban7
            kaban7 30 июня 2021 18:26
            0
            Полёт Луня лично наблюдал летом 89-го года в Каспийске - это Андроповская эпоха?
            1. тлауикол
              тлауикол 1 июля 2021 02:54
              0
              Цитата: kaban7
              Полёт Луня лично наблюдал летом 89-го года в Каспийске - это Андроповская эпоха?

              А Ураган и Орлята ходили до 90х, и что?
        2. Alexey RA
          Alexey RA 23 июня 2021 14:06
          +7
          Цитата: Владимир_2У
          Много вы боевых ЭП знаете "во всём мире"

          Просто те, кто технически может строить экранопланы, уже давно отработали взаимодействие авиации и флота. И им не нужно изобретать велосипед на стыке двух сред.
          По сути дела, экраноплан - это цель дозвуковая маломаневренная, с рудиментарной ПВО и живучестью гидросамолёта. Которая не может скрыться на малых высотах, так как в нормальных ВМС есть авиация, служащая их "загоризонтными глазами". А для авиации дальнее обнаружение цели с размерами малого ракетного корабля, идущей на дозвуковой скорости над водой (на радость СДЦ), проблем не составляет.
          1. Владимир_2У
            Владимир_2У 23 июня 2021 14:54
            +3
            Цитата: Alexey RA
            По сути дела, экраноплан - это цель дозвуковая маломаневренная, с рудиментарной ПВО и живучестью гидросамолёта.
            Экраноплан типа "Лунь" - это предельная форма скоростного малого ракетного корабля с неводоизмещающим основным режимом хода.

            Цитата: Alexey RA
            живучестью гидросамолёта
            Гидросамолётов с минимальной толщиной обшивки корпуса в 4 мм не бывает, а боевые катера вполне.
            1. Alexey RA
              Alexey RA 23 июня 2021 15:20
              +3
              Цитата: Владимир_2У
              Экраноплан типа "Лунь" - это предельная форма скоростного малого ракетного корабля с неводоизмещающим основным режимом хода.

              Совмещающая все недостатки самолёта и корабля. От корабля она взяла габариты и маневренность, от самолёта - прочность и средства защиты.
              Цитата: Владимир_2У
              Гидросамолётов с минимальной толщиной обшивки корпуса в 4 мм не бывает, а боевые катера вполне.

              Вам нужно поднять МРК в воздух. Так что по-любому придётся снижать нормы прочности, чтобы уменьшить вес конструкции.
              1. Владимир_2У
                Владимир_2У 23 июня 2021 15:33
                +1
                Цитата: Alexey RA
                Совмещающая все недостатки самолёта и корабля. От корабля она взяла габариты и маневренность, от самолёта - прочность и средства защиты.

                Фигня, от МРК Лунь взял ударные возможности, средства РЛ, радиоразведки и РЭБ, мореходность и автономность, кстати дальность крейсерским ходом практически равна с Оводом, от самолёта скорость выхода в р-н патрулирования.

                Цитата: Alexey RA
                Вам нужно поднять МРК в воздух. Так что по-любому придётся снижать нормы прочности, чтобы уменьшить вес конструкции.
                Зачем поднимать 600 тонн? Зачем поднимать 45 человек запасы воды и еды для них и койки для них когда можно поднять только 11-12 человек? Зачем поднимать мачты РЭС когда есть киль, зачем поднимать воздуховоды и газоходы машинного отделения, когда машинного отделения и нет вовсе? В общим очень много чего не надо поднимать. А нормы занижены, возможно, в сравнении с корабельными, зато многократно завышены против авиационных.

                Не торопитесь с ответом, я сам отойду на н-цать часов.
  • mark1
    mark1 23 июня 2021 07:15
    +5
    Цитата: Леха с Андроида.
    все таки впереди планеты всей шли по этой части,

    Ну не совсем впереди, скорее ноздря в ноздрю - американский "Пегасус" в 6-ти экземплярах ( и сильно не дешёвый )и то же в 90-е закончили карьеру
    1. Димка75
      Димка75 23 июня 2021 07:34
      +8
      Пегасы вроде с постоянно погруженными крыльями и водометом. Обошлись в 250 т. водоизмещения. Назначение и состав вооружение похожи. Корпус не знаю из чего. Использовались активно.
      1. mark1
        mark1 23 июня 2021 07:41
        +7
        Крылья подъемные, сами из алюминия , одни из первых носителей "Гарпунов" (8шт), дальность на 38-ми узлах более 1200 миль.
      2. Кonstanty
        Кonstanty 23 июня 2021 10:52
        +5
        «Пегасусы» имели подъемные крылья
  • Intruder
    Intruder 23 июня 2021 10:48
    -3
    все таки впереди планеты всей шли по этой части, многое делалось впервые.
    Ну да. было чем гордится и за что Великую Родину любить, зато также быстро все "пролюбили" за каких-то 30 лет, со свистом...печально....!!! А корабль и вправду "не имеющий" аналогов, реально а не на мультиках...
    1. свой1970
      свой1970 23 июня 2021 14:05
      +4
      Цитата: Intruder
      все таки впереди планеты всей шли по этой части, многое делалось впервые.
      Ну да. было чем гордится и за что Великую Родину любить, зато также быстро все "пролюбили" за каких-то 30 лет, со свистом...печально....!!! А корабль и вправду "не имеющий" аналогов, реально а не на мультиках...

      "ЗАМВОЛТ" тоже не имеет аналогов и?
      Наш проект вовремя свернули - вот и все.... Ни дальности, ни дальнобойности, проблемы с вибрацией, и так по мелочи...
      А они нет...
      1. Intruder
        Intruder 23 июня 2021 14:41
        +2
        "ЗАМВОЛТ" тоже не имеет аналогов и?
        Ну..., честно мало что могу вот навскидку сказать, про этот "чудо-эсминец" или как у них он там, точно по классификации проходит!? Пущай морские коллеги лучше подскажут? Может, просто пытались денег для флота выбить из "местного парламента", на разные нужды флота и под шумок сего проекта, но не сраслось как то, все...там и по-вооружению бортовому, разброд "и шатание на баке" было, сколько лет и с РЭО не все гадко!
      2. Проктолог
        Проктолог 23 июня 2021 21:14
        0
        А очень похоже, что Замволт - это, как раз, свои ошибки, на которых не зазорно учиться, хотя и менее выгодно, чем на чужих. Несмотря на то, что действительно некорректно подтягивать авиацию в дискуссию о кораблях, но по стелс-самолетам очень хорошо виден прогресс, смена поколений - естественно, с распилом и с ошибками. Но на них успешно учились и это входило в стоимость.
  • d1975
    d1975 23 июня 2021 06:29
    +4
    Да вы берите выше ,каков размах инженерной мысли ! Преклоняюсь перед теми ,кто такое создал .Корабль был великим! Требовался экипаж сверхсрочники .
    1. тлауикол
      тлауикол 23 июня 2021 07:06
      +5
      Цитата: d1975
      Да вы берите выше ,каков размах инженерной мысли ! Преклоняюсь перед теми ,кто такое создал .Корабль был великим! Требовался экипаж сверхсрочники .

      а зачем? Форос охранять? Почту возить? С такой автономностью от него проку, как от козла молока. Береговые установки больше прикроют.
    2. Intruder
      Intruder 23 июня 2021 14:04
      +4
      Преклоняюсь перед теми ,кто такое создал .Корабль был великим! Требовался экипаж сверхсрочники .
      А еще лучше - именно династийнные, как и в ВВС и МА, с подплавом, чтобы с молоком матери морскую соль и любовь к морю впитывал!!!
  • Intruder
    Intruder 23 июня 2021 10:45
    +7
    даже для опытового корабля а тут ещё и откидные винтовые колонки, плюс титана наверное как на Ту-160 ушло.
    Ну..., могли себе позволить, у меня дед и отец, захватили постройку и реставрацию после войны, завода редких металлов в Запорожье, еще в 1957 году, отлили (первая партия титана - 10 кг), герб Союза и портрет Ленина, и отправили в Москву! До сих пор храню лепестки от костылей, из титанового сплава (отец подарил ему, когда летал на Украину каждый год), от старшего брата остались - память и наследство, альпинистская снаряга!
    1. Наган
      Наган 23 июня 2021 21:03
      +1
      А у меня была титановая монтировка. Раза в полтора длиннее стандартной жигулевской, и раза в два ширше. Притом весила заметно меньше стандартной.
      1. Intruder
        Intruder 23 июня 2021 21:12
        -1
        А у меня была титановая монтировка. Раза в полтора длиннее стандартной жигулевской, и раза в два ширше. Притом весила заметно меньше стандартной.
        У меня был из того же сплава самодельный клинок, один раз спас хозяину жизнь в горах, немного сорвался на склоне, по глупости и молодости своей, а потом его в качестве ледоруба использовал в Восточных Саянах, отличный сплав оказался, в ледовую корку входил как в теплое мясо и нагрузки держал кромкой лезвия, приходилось даже в качестве зубила использовать порой, в поездках в тайгу и горы...
  • Наган
    Наган 23 июня 2021 07:32
    +4
    Была страна, которая такое умела и, главное, хотела. Осталась только память.
    1. paul3390
      paul3390 23 июня 2021 10:40
      +5
      Была страна, которая такое умела и, главное, хотела. Осталась только память.

      Нет. Осталось всё ещё возможное для нас лучшее будущее, если конечно одумаемся. И строить его мы будем - на могучем фундаменте именно той страны.
      1. Intruder
        Intruder 23 июня 2021 13:54
        +1
        И строить его мы будем - на могучем фундаменте именно той страны.
        Фундамент то могуч - а вот два поколения современной России, куды с ними, такими (мы не вечные, ведь...)!? ЕГЭ и всякие тяги к этим рекламируемым на каждом углу: фэйшен и публичности (инстаграммы и тик-токи - это модно и молодежно crying ), везде где можно и нельзя, массовое потребительство, уже в генах...
        1. paul3390
          paul3390 23 июня 2021 13:56
          +2
          два поколения современной России, куды с ними, такими

          Ну - большевикам в 1917-м было ещё хуже. Как-то же справились? А у нас - есть неоценимое преимущество, мы можем пользоваться их опытом..
          1. Intruder
            Intruder 23 июня 2021 14:19
            +3
            Ну - большевикам в 1917-м было ещё хуже.
            Чем, хуже...!? Тем, что у них был Ленин, Троцкий и прочие гении своего времени, дык - это недостижимый уровень современных политиков в наше время (технично так, скинуть много-тысялетнее самодержавие в исконно Бого-боязненной стране, между мировыми войнами, создать новую веру в светлое будущее...), я про отца народов даже не буду, у него тоже хватало пороха и стальных...чтобы сказку - сделать былью и развитой в тех.плане Германии устроить экстерминатус, даже Британию пугануть стальным кулаком...
  • Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 23 июня 2021 07:42
    +7
    Спасибо автору. Прочитал с интересом.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 23 июня 2021 15:14
      +1
      Привет, Игорь hi , видел я его в Севастополе. В натуре он впечатляет гораздо больше чем на фотографии.
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 23 июня 2021 15:16
        +1
        А я, вот жалею, что корабля военного сблизка, вообще, никогда не видал. Ни крупного, ни малого request
        1. Нормаль ок
          Нормаль ок 23 июня 2021 15:36
          +1
          Цитата: Вождь краснокожих
          А я, вот жалею, что корабля военного сблизка, вообще, никогда не видал. Ни крупного, ни малого request

          Не бывали в Севастополе во времена СССР? Мне несколько раз довелось. Радовало глаз.
          ПС. Ну и на учениях ЮГ-90 насмотрелся. Мы, по легенде учений. отражали десант с моря.
        2. Морской Кот
          Морской Кот 23 июня 2021 15:36
          +4
          Незабываемое зрелище, особенно когда на катере близко проходишь. Я ещё застал наши старые артиллерийские крейсера типа "Свердлов" (проекта 68-бис), они вообще производили неизгладимое впечатление.
          1. Вождь краснокожих
            Вождь краснокожих 23 июня 2021 15:41
            -1
            Так раньше он был "закрытым" городом. Со мной училась девочка из Севастополя. У нее пропуск был специальный.
            В Одессе я видел сблизка теплоход "Тарас Шевченко". Он стоял около морвокзала. А на рейде под Херсоном маячил танкер.
            Вот и все мои наблюдения за кораблями!))) smile
            1. Морской Кот
              Морской Кот 23 июня 2021 15:47
              +1
              С Севастополем нам было проще, из Херсонского музея приходил поимённый запрос и нам в милиции выписывали временные пропуска, а так -- да, в город не въедешь. Правда в начале девяностых там ум уже был проходной двор.
              1. Нормаль ок
                Нормаль ок 23 июня 2021 16:37
                +1
                В 1979-ом видел "Товарищ" под парусами. на траверзе Тарханкута. Смотрел с борта т/х Аджария. Незабываемо.
          2. Околоточный
            Околоточный 23 июня 2021 16:25
            -1
            Константин, это крейсер "Михаил Кутузов" в Новороссийске, стоит у морвокзала, стоит и сейчас. Как то в 2002 30 ноября бухали с командиром и старпомом. Старпом нам экскурсию устроил, с собой пакет водки, в каждом помещении останавливались, "заряжались" и старпом рассказывал... Мне кают-кампания понравилась, отделка мореным дубом, картины, пианино.
            1. Морской Кот
              Морской Кот 23 июня 2021 16:34
              +2
              Привет, Алексей hi . Мне довелось побывать только на "Тридцатке-бис" и на дизеле 641 проекта, всё остальное видел только со стороны. Не считая ВРД и спасателя "Казбек", все тоже в Севастополе.
              1. Морской Кот
                Морской Кот 23 июня 2021 16:46
                +4
                Алё, минуСЁР, ты хоть бы русским языком объяснил чем тебе не понравились корабли, которые даже наши заклятые враги считают весьма удачными.
                Ну ты "Одно слово -- румын". laughing
              2. Околоточный
                Околоточный 23 июня 2021 17:41
                +1
                Приветствую, сейчас это музей, персонал гражданский. А в момент моего ….посещения крейсер еще был в составе ВМФ, числился за НВМБ, там команда матросов человек 30-40 службу несла. Да, еще момент, не моряк, не знаю как называется, его еще военные из других частей использовали, в его надстройке (правильно?) на уровне примерно 5-6 этажей был какой то пост из военных, два парня были в полевом камуфляже, либо погранцы либо...Бог его знает.
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 23 июня 2021 17:45
                  0
                  Да, там всё что угодно могло быть, приборы-то с него не демонтировали. Могли пользоваться и погранцы и авиация, вариантов много.
                  1. Околоточный
                    Околоточный 23 июня 2021 17:51
                    0
                    Вроде какая то служба наблюдения. А что и зачем? ХЗ. Там не по оборудованию речь была, а по высоте над портом, с такой высоты практически вся бухта как на ладони была.
          3. Авиатор_
            Авиатор_ 23 июня 2021 18:51
            +1
            Я ещё застал наши старые артиллерийские крейсера типа "Свердлов" (проекта 68-бис),

            Я тоже, в середине 70-х регулярно на катере проходил на Северную сторону мимо "Жданова". А впоследствии, уже в этом веке, оказалось, что в середине 70-х отцы жён (тести) моего старшего и младшего сына служили матросами на крейсерах 68 проекта - один на "Жданове", другой - на "Ушакове".
            1. Морской Кот
              Морской Кот 23 июня 2021 19:42
              +1
              в середине 70-х

              Надо же, могли и пересекаться где-то на Б. Морской или на Графской. smile drinks
              1. Авиатор_
                Авиатор_ 23 июня 2021 19:47
                0
                drinks Могли вполне. Я в 1973 и в 1975 летом отдыхал на турбазе "Севастополь", что на Северной (ул. Симонок 62). Теперь там номер, вроде, 68.
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 23 июня 2021 19:55
                  +1
                  А наша "бригада" в основном обитала на античном Херсонесе, но на Северной бывал регулярно, знакомые там были из местных ребят.
                  1. Авиатор_
                    Авиатор_ 23 июня 2021 20:22
                    0
                    Херсонес тоже полюбил, но позже, в 90-е. Местный историк, Костя Колонтаев, тогда показал и 35 батарею, и окрестности. Там до сих пор лежат под водой останки грузовиков и практические 12-дюймовые снаряды. Предупреждал меня, что на дне античного Херсонеса могут быть химбоеприпасы морской авиации КЧФ, я ничего не находил - да и не очень-то и старался.
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 23 июня 2021 20:49
                      +2
                      Жаль, Колонтаева не знал, хотя в девяностые годы там, по сравнению, с семидесятыми, состав сотрудников музеев не раз поменялся. Карантинную бухту у Херсонеса облазили неоднократно в аппаратуре -- нет там никаких боеприпасов, после каждого шторма вымывает только обломки амфор и черепицу, то же самое в Стрелецкой. Да и водолазы ВМФ там всё излазили, в Карантинке была Водолазная Учебно-Тренировочная база (ВУТС) Черноморского флота, у них мы воздухом и забивались. За 35-ю не скажу, катакомбы все облазили, но под воду там не ходил, а вот в Ахтиарке, возле Константиновского равелина, тогда ещё лежал утопленный транспортюга, надстройки срезали и из воды торчали только ржавые шпангоуты, прямо к ним швартовали ВРД и ходили по трюмам за крабами, там их была пропасть, каменных, потом варили в морской воде. Эх, было время. smile drinks
                      1. Авиатор_
                        Авиатор_ 23 июня 2021 21:35
                        0
                        Ну, я думаю, химбоеприпасы свалили где-нибудь подальше от берега. Есть такой факт - морская авиация их имела, но на Кавказ их не доставили. Костя Колонтаев закончил Симферопольский истфак в конце 80-х, работал сотрудником музея, в середине 90-х мы с ним оба печатались в "Дуэли", в редакции взял его телефон и пересёкся в Севастополе. Тогда на 35 ещё не было комплекса, но было много костей (полагаю, немецких и румынских, наши глубже лежали). В Песчаном, в 300 метрах от берега лежит разбитая баржа с немецкими бомбами - 10 кг зажигалки и 250 кг фугасные. Показывал фото отцу - он их чётко идентифицировал. Может, он сам эту баржу и утопил - приказ был простой - наших кораблей там нет, топить всё, тем более - ночью. Говорил с поселковым руководством, они разумно заявили - вот лежат там, и никому не мешают, а если достать, то проблемы начнутся.
                      2. Морской Кот
                        Морской Кот 23 июня 2021 22:06
                        +1
                        Да, там много чего есть на грунте, недалеко от Ласпи, например, лежит германская БДБ, что там у неё в трюмах, одним немцам известно, когда я там был всё было забито песком. Нас пограничники попросили поднять наверх "чёрных копателей" с их собственными аквалангами, подняли, конечно. Ребята там что-то рыли в трюмах сапёрными лопатками(!!!) fool , ну, что они там искали, погранцы потом разбирались, мы не спрашивали, один чёрт не скажут. smile
                  2. Protos
                    Protos 27 июня 2021 12:26
                    0
                    Костя Колонтаев - приведение из 90х, вскормленное тогдашними либеральными мифами lol Никаких "химбоеприпасы морской авиации КЧФ" там сроду не было laughing
                    Практические снаряды в подбашенных отделениях 35й батареи лежали до 2001года.
                    На дне Голубой Бухты лежали баржи с боеприпасами, обломки техники, наши и немецкие, там в войну последний причал был, откуда войска уходили из окружённого Севастополя .
                    1. Авиатор_
                      Авиатор_ 27 июня 2021 13:47
                      0
                      Костя Колонтаев - приведение из 90х, вскормленное тогдашними либеральными мифами

                      Очень интересное суждение. Вы его лично знали?
  • aleks neym_2
    aleks neym_2 23 июня 2021 08:09
    +6
    Подъёмные крылья и колонки из-за недостаточной глубины в некоторых гаванях, не уже ли это не понятно? Когда первый раз увидел у стенки, то подумал - а на фига ему такие странные антенны?
  • garri-lin
    garri-lin 23 июня 2021 08:23
    +2
    Он же вроде в фильме снимался? Давно смотрел. Сторожевик на подводных крыльях за нарушителями гонялся. Не помню уже.
    1. aleks neym_2
      aleks neym_2 23 июня 2021 09:02
      +7
      В фильме снимался пограничный катер проекта 133 "Антарес". Если не ошибаюсь - два достались украине. В данный момент списаны и порезаны - металлом грОши стоит...
      1. garri-lin
        garri-lin 23 июня 2021 09:22
        +2
        Спасибо за разяснения. Интересео кто вам минус влепил.
        1. aleks neym_2
          aleks neym_2 23 июня 2021 11:43
          +7
          Минус поставили те, которые как раз распилом и продажей металлома занимались - в декларацию то денежку не внесли...
          1. Димка75
            Димка75 23 июня 2021 12:00
            0
            Может те, кто прочитал в статье
            В 1992 году уже после вывода из состава флота МРК затонул после пожара в Стрелецкой бухте Севастополя. Позднее корабль был поднят и разделан на металлолом.

            так он тоже Украине достался ? Или "это другое" :-)
            1. Serg65
              Serg65 23 июня 2021 14:43
              0
              Цитата: Димка75
              Или "это другое" :-)

              Это два разных товарища и ведомства у них разные!
          2. Intruder
            Intruder 23 июня 2021 14:01
            +6
            Минус поставили те, которые как раз распилом и продажей металлома занимались - в декларацию то денежку не внесли...
            Хм, а я массированным залпом, вот сейчас, по полученным от Вас - целеуказанию, отбил всем +1!!! drinks
            1. Димка75
              Димка75 23 июня 2021 14:05
              +4
              Я тоже плюсанул всем, кинжальным огнём :-)
              1. Intruder
                Intruder 23 июня 2021 14:21
                +5
                плюсанул всем, кинжальным огнём :-)
                Эх, добро и любо смотреть, на слаженные действия комрадов!!! drinks
                1. aleks neym_2
                  aleks neym_2 23 июня 2021 14:30
                  +3
                  Я, хоть живой останусь, не оглохну?
                  1. Intruder
                    Intruder 23 июня 2021 14:49
                    0
                    Я, хоть живой останусь, не оглохну?
                    Активные "уши", бро!? laughing или беруши, у меня пара полимерных лежит, отличная штука с эффектом - "памяти формы", в тир беру постоянно!
      2. Кonstanty
        Кonstanty 23 июня 2021 10:48
        +4
        Украина приняла 4 корабля этого типа - ПСКА-103, ПСКА-105, ПСКА-108 и ПСКА-115. Все списаны и утилизированы (последний ПСКА-115 в 2010 г.)
    2. Intruder
      Intruder 23 июня 2021 13:57
      +2
      Сторожевик на подводных крыльях за нарушителями гонялся. Не помню уже.
      "Проект АЛЬФА"!!!
      1. garri-lin
        garri-lin 23 июня 2021 14:10
        +1
        Спасибо что название подсказали. Корабли похожи, но не сказать что сильно. Из за склероза спутал.
        1. Intruder
          Intruder 23 июня 2021 14:35
          0
          Спасибо что название подсказали. Корабли похожи, но не сказать что сильно. Из за склероза спутал.
          Не за что, я тут аспиринчик пью с витаминами три раза в день и за холестерином слежу.., реально от возрастных помогает, после инсульта отца, как-то начал заниматься своим уже не молодым здоровьем, заменил пивко на минералку, а водочку - на медовуху и красное вино, дозированно на природе и дома! Короче, супругу радую, а то не хочет остаться вдовой...все смеется, что мне придется хоронить, но я молчу и про себя улыбаюсь, "страна вечной охоты" это для истинных ценителей, прошлой охоты на шибко умно-глупых приматов, не люблю в последнее время охоту на зверушек, только если нападение хищного животного...и то, лучше не соваться обезьянам, где живут крокодилы!?
  • bbss
    bbss 23 июня 2021 08:45
    +12
    Корабли другой цивилизации.
    1. Flashpoint
      Flashpoint 23 июня 2021 09:41
      +6
      Цитата: bbss
      Корабли другой цивилизации.

      Впечатляет, да... Старались, и не денег ради! А для СТРАНЫ!!!
      1. Intruder
        Intruder 23 июня 2021 13:59
        +2
        Старались, и не денег ради! А для СТРАНЫ!!!
        А старались, чтобы потом - не кормить чужих: Армии и Флот, с уборкой аэродромов для чужих ВВС!? soldier
    2. garri-lin
      garri-lin 23 июня 2021 11:57
      +3
      Увы доспехи предков не всегда нам по плечу.
  • МорякЧФ
    МорякЧФ 23 июня 2021 09:34
    +4
    Я его видел он в "Угольной" стоял в 89 году,автор пишет что он затонул в "Стрелецкой"в 92 году,я служил в этой бухте и его там не было,по крайней мере до мая 92-го потом я уволился ДМБ.
    1. Serg65
      Serg65 23 июня 2021 14:49
      +1
      Цитата: МорякЧФ
      Я его видел он в "Угольной" стоял в 89 году,автор пишет что он затонул в "Стрелецкой"в 92 году,я служил в этой бухте и его там не было

      Он на Телефонке обитал в месте с МПК "Владимирец"

      Это их персональный док! Телефонная пристань, Южная бухта.
      1. МорякЧФ
        МорякЧФ 24 июня 2021 09:00
        +1
        Да да,там тоже стоял,этот как мы его называли "восьмикрылый семивинт" ,чтобы модераторы не заблокировали.
  • ccsr
    ccsr 23 июня 2021 12:22
    +1
    Возможно автор не в курсе, но в Зеленодольске выпускались серийно малые противолодочные корабли "Сокол" на подводных крыльях проекта 11451. Так они даже за рубеж поставлялись, и имели довольно хорошие ходовые характеристики для своего класса.
    Подробно можно узнать о них в книге "Проверены морем" о Зеленодольском ПКБ.
    https://booksee.org/book/1343758
    1. Luty
      Luty 23 июня 2021 12:45
      +1
      Любопытно кому экспортировались 11451??
      1. ccsr
        ccsr 23 июня 2021 12:50
        +2
        Цитата: Luty
        Любопытно кому экспортировались 11451??

        В книге указаны ГДР, Югославия, Алжир, Ливия, Куба, Болгария - по 2-3 катера в основном.
        Есть книга "Соколиная охота" там подробно описан этот корабль.
        1. тлауикол
          тлауикол 23 июня 2021 13:34
          +2
          Цитата: ccsr
          Цитата: Luty
          Любопытно кому экспортировались 11451??

          В книге указаны ГДР, Югославия, Алжир, Ливия, Куба, Болгария - по 2-3 катера в основном.
          Есть книга "Соколиная охота" там подробно описан этот корабль.

          это не так от слова совсем. всего две штуки построили, еще два недостроили
          1. ccsr
            ccsr 23 июня 2021 18:46
            +1
            Цитата: тлауикол
            это не так от слова совсем. всего две штуки построили, еще два недостроили

            Действительно, в другой книге, на которую я ссылаюсь, указано что ВМФ заказало всего четыре корабля:

            Ну а дальше пошел развал страны, и не до этих кораблей было.
            Так что претензии не ко мне, а к авторам книги.
            Цитата: Serg65
            иногда не стоит верить тому, что написано в книгах....

            Я это даже не оспариваю - сам видел как известные историки иногда несут ахинею, когда вопрос касается военных документов.
            Цитата: Luty
            Проект 11451Существовал в количестве 4 ед. Из них две не достроены.

            Действительно это более точная информация. Просто наша промышленность иногда любит подзагнуть, чтобы набить себе цену, вот их и понесло насчет зарубежных продаж. А может военные им сами впарили эту дезу, чтобы они отстали с предложением довести корабли до ума.А может вот про эти катера шла речь:
        2. Serg65
          Serg65 23 июня 2021 14:55
          +1
          Цитата: ccsr
          В книге указаны

          иногда не стоит верить тому, что написано в книгах....Куханович и Владимирец после каждого выхода в море по месяцу стояли в сухом доке в Южной бухте.....и МРК-5 с ними же в очереди!
        3. Luty
          Luty 23 июня 2021 16:08
          +1
          Проект 11451Существовал в количестве 4 ед. Из них две не достроены. .Так вот ни 11451 ни других проектов кораблей СССР с крыльевой системой на экспорт не поставлялось. Вообще никому. Даже ТК проекта 206М шли без крыльев как и пограничные катера на этом же корпусе 206ПЭ .Ну что же не удивительно книгу пишут такие же парни как рисуют плакаты ко дню Победы с немецкими танками )))))
    2. Serg65
      Serg65 23 июня 2021 14:52
      0
      Цитата: ccsr
      в Зеленодольске выпускались серийно малые противолодочные корабли "Сокол" на подводных крыльях проекта 11451

      what Серийно? 2 во времена Союза...это разве серия? Это опытовая эксплуатация!
      Цитата: ccsr
      Так они даже за рубеж поставлялись

      recourse .....Две коробки строили для ВМС Украины...строили, строили..но так и не достроили!
    3. marat2016
      marat2016 23 июня 2021 21:23
      0
      Это куда они ушли на экспорт ?!
  • AC130 Ganship
    AC130 Ganship 23 июня 2021 15:00
    -1
    Интересная статья и грамотно написана. Приятно читать. Спасибо
  • Нормаль ок
    Нормаль ок 23 июня 2021 16:13
    0
    Эх помню как когда-то по черному морю рассекали "Кометы" и позже "Колхиды". Одесса - Херсон, Николаев...Как-то уходили с судна отца, после закрытия границы. Семьи плавсостава с сухогруза сняли. А было штормовое предупреждение. Уходила последняя Комета (не сидеть же несколько дней в гостинице). Наши мамы решили, - идём! И, пошли. В Одессу пришли, - вся комета обрыгана, лица синие, всем плохо. Но зрелище было!!! идти по волнам на Комете!!! Сейчас такие впечатления можно получить только за большие деньги)) Шоу, не для слабонервных.
  • xomaNN
    xomaNN 23 июня 2021 17:20
    0
    что недостаточный уровень подготовки моряков-срочников становился причиной поломок и аварий на борту.

    АПЛ 705 проекта - подлодка-автомат требовала экипаж из мичманов и офицеров.Т.е. людей, своё конкретное заведование знавших хорошо. А на НК дороговато выходило бы контрактников десятками набирать.
  • Vasia
    Vasia 23 июня 2021 22:23
    0
    Круто, даже не слышал о таком, спасибо.
  • Самыйдобрый
    Самыйдобрый 27 июня 2021 11:17
    0
    К нему ещё вернуться, пройдет время проект достанут, доработают и сделают веселее и лучше
  • Бензорез
    Бензорез 27 июня 2021 20:17
    +1
    Подъемные крылья мы не имели чести делать.
    Но тем не менее *Сокол*, *Антарес* успели.
    Затем-пошел процесс распада... И на девяносто процентов готовый *Сокол* мы- порезали в лом.
    Я ещё-ногу сломал на порезке крыльев.
    Отомстил пароход. Я их же и вешал в своё время.
    Кормовые...
    1. swi44
      swi44 28 июня 2021 11:02
      +2
      Всем привет ! С 1962 года серийно выпускались корабли на подводных крыльях
      проекта 125А. Корабли были приписаны к морским частям погранвойск. Несли службу
      на Черном и Балтийском морях. Максимальная скорость 65 узлов. Я служил на таком
      корабле в 1964-66 годах. Кто хочет узнать подробно почитайте журнал "Пограничник".
  • czes
    czes 29 июня 2021 17:53
    0
    "Позднее корабль был поднят и разделан на металлолом." - преступление!
  • HaByxoDaBHocep
    HaByxoDaBHocep 1 июля 2021 16:21
    0
    Корабли прошлой более высокоразвитой цивилизации
  • Капитан М
    Капитан М 1 июля 2021 20:57
    0
    Всё-таки была серия из катеров на подводных крыльях, я их застал, когда они уже были не на ходу...:" В 70-ых годах для морских пограничных частей КГБ СССР был разработан новый проект корабля - проект 133 шифр "Антарес", главной отличительной чертой данных кораблей стали подводные крылья, хотя эта идея и не была новинкой.
    Строительство было поручено Феодосийскому Производственному Объединению "Море". Всего на этой судоверфи для МЧПВ КГБ СССР было построено 11 кораблей данного типа, ещё один корабль проекта 133 был уже достроен для морских пограничников Украины. На экспорт данный тип корабля не поставлялся. Ещё одной особенностью этих кораблей стало то что данный проект корабля был "чисто" пограничным, ВМФ СССР на своё вооружение подобный проект корабля не принимал. Хотя флотом и рассматривались подобные корабли (на подводных крыльях) в качестве скоростных малых противолодочных кораблей, Но после разработки и строительства двух опытных экземплярах (проекты значительно отличались от пограничных "Антаресов" и фактически это были два совершенно разных проектов МПК) они от этой идеи отказались. Таким образом с конца 70-ых только морские пограничники обладали боевыми кораблями на подводных крыльях с большой скоростью хода.
    На данный момент все корабли данного типа исключены из пограничных сил России и Украины. В России последними были списаны ПСКРы 109 и 110 (оба в 2009 году), а на Украине ПСКР-115 в 2010 году."
  • xomaNN
    xomaNN 13 августа 2021 16:16
    0
    его недостатком была общая сложность эксплуатации. Корабль, насыщенный современной аппаратурой и автоматикой, оказался слишком сложным для флота, основу которого составляли моряки-срочники. Для эффективной эксплуатации кораблю требовался экипаж, состоявший из профессиональных моряков.

    И это не первый случай. Сложные в эксплуатации АПЛ 705 проекта тоже оказались "крепким орешком" для экипажей. Так что вооружение должно соответствовать среднему уровню подготовки экипажей. Про матросов-срочников и речи нет. Про контрактников -мичманов и офицеров подготовка и обучение по несколько месяцев
  • реалист
    реалист 8 сентября 2021 16:52
    0
    что имеем не храним, эксплуатацией сложной техники конечно должны быть профессионалы.