Доспехи из Собрания Уоллеса: выбор на любой вкус!

54

О высочайшем качестве изготовления доспехов, представленных в Собрании Уоллеса, лучше всего свидетельствует эта фотография, сделанная Полом Хадсоном…

Давид опоясался мечом поверх доспехов и попробовал ходить в них, так как не привык к этому. − Я не могу ходить в них, − сказал он Саулу, − потому что я к ним не привык. И он снял их.
Первая книга царств 17:39

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. Европейское и восточное оружие и доспехи присутствуют в Собрании Уоллеса в весьма большом количестве — 2370 единиц хранения. Но за количеством мы не должны забывать и о качестве. А качество экспонатов в Собрании Уоллеса ну просто отменное. В нём множество редких персональных рыцарских доспехов, причём о некоторых из них мы уже на страницах ВО рассказывали. Но интересных доспехов там настолько много, что наш рассказ о рыцарской коллекции Собрания Уоллеса мы считаем нужным продолжить…

Доспехи из Собрания Уоллеса: выбор на любой вкус!
Доспех работы Лусио Марлиани, называемого Пиччинино (1538-1607)

Эта броня несколько необычна тем, что осталась в незавершённом состоянии. Работать над ней он начал где-то в 1580 году, и, по-видимому, это был дорогостоящий заказ в стиле северно-итальянского маньеризма для какого-то важного дворянина. Работа дошла только до изготовления пластин и начальных стадий чеканки рельефного орнамента. Если бы доспех был завершён, то он был бы золочен, посеребрен в соответствии с высокими стандартами высокого маньеризма. Декор доспеха очень богат. Он включает в себя такие разнообразные мотивы, как изображения римских солдат, аллегорических фигур, мифических зверей, гротескных масок и трофеев с оружием. Все эти детали нужно было дополнительно подчеркнуть не только золотом и серебром, но и, возможно, контрастирующими зачернёнными участками. Конечно, хотелось бы увидеть этот доспех во всём его великолепии, однако он всё равно представляет собой чрезвычайно редкую и захватывающую возможность заглянуть в процесс изготовления подобных доспехов.



Правый наплечник и наручи доспеха сейчас отсутствуют, но, как известно, они существовали. Утраченные части задокументированы как сохранившиеся на фотографиях XIX-го и начала XX-го веков, что позволяет предположить, что эти части всё ещё могут находиться где-то в Италии. Общий вес того, что осталось – 8,56 кг.


Доспехи работы Ганса Ринглера, Нюрнберг, Германия, ок. 1532–1536 гг. В 1532 году изготовлен шанфрон и прочие детали конской брони, а в 1536 г. седло

Перед нами сложная конструкция, изготовленная с использованием различных сталей, железа, бархата, золота, медного сплава и кожи, причём детали доспеха подвергнуты следующим видам механической и химической обработки: рифлению, травлению, окраске и золочению. Вес доспеха 26,396 кг, вес конских доспехов 28,47 кг.

Владельцем доспеха был некто Отто Генри, или «Оттхайнрих» – влиятельный немецкий военачальник, покровитель искусств, а позднее – ярый поборник протестантской Реформации. У него было несколько прекрасных доспехов, которые он носил во время военных кампаний не только для защиты своей персоны, но и для того, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус. Цвет доспехов отражал его герб, изображённый на шанфроне (защита морды лошади), на котором изображены золотые львы на чёрном поле. Поэтому и основные поверхности доспехов окрашены в чёрный цвет, благодаря чему выгравированные и позолоченные полосы и границы смотрятся очень ярко и впечатляюще. Многие доспехи изначально были цветными, но сегодня большинство из них потеряли свою первоначальную окраску.

Доспехи, которые мы видим сегодня, представляют собой составные части, состоящие из нескольких доспехов, принадлежащих Оттхайнриху. Это становится очевидным, если изучить декоративные мотивы, содержащиеся в позолоченных полосах. Наплечники и кираса имеют один и тот же рисунок, в котором видное место занимают птицы и младенцы, и поэтому они явно принадлежат к одной и той же броне. Остальные части имеют другой дизайн, включая большие завитки цветов и листвы. На нагруднике также выгравирована фигура Девы Марии, что подчёркивает тот факт, что эта работа предшествует обращению Оттхайнриха в протестантизм, который отвергал такие образы.

В 1800 году, во время наполеоновских войн, замок Оттхайнриха в Нойберге на Дунае подвергся налёту французских войск, и некоторые из его доспехов были взяты в личную коллекцию Наполеона. Некоторые части остались в Париже, в то время как другие части были использованы для изготовления этой брони, которую купили и доставили в Англию, где она попала в руки великого учёного-оружейника сэра Сэмюэля Раша Мейрика. Большая часть коллекции Мейрика была приобретена сэром Ричардом Уоллесом в 1871 году.

Всегда интересно, сколько весят те или иные доспехи либо их отдельные детали. Но… не всегда в музеях их разбирают на части и взвешивают последние порознь. В случае вот с этими доспехами из Фландрии нам повезло. Причём повезло ещё и в том, что это доспехи XV века (в XIX их чинили), то есть они старые и потому редкие. В то время доспехи ещё не были придворной одеждой, а служили именно средством защиты в бою. Вот и этот доспех практически не украшен, а изготовлен из низко- и среднеуглеродистых сталей и кожи. Ни тебе золота, ни серебра… Вес же его деталей таков: 2,1 кг, шлем; 1,36 кг, бевор; 2,34 кг, нагрудник; 1,97 кг, юбка; 3,64 кг, наспинник; 1,5 кг, левый ребрейс, кутер и наруч; 1,2 кг, правый ребрейс, кутер и наруч; 0,3 кг, левая перчатка; 0,34 кг, правая перчатка; 0,17 кг, рондель (он же бесагю); 0,13 кг, рондель; 1,49 кг, набедренник левый (кюис); 1,6 кг, набедренник правый (кюис); 0,85 кг, поножа левая и правая; 0,41 кг, башмак левый и правый (сабатоны).

Подавляющее большинство самых ранних доспехов в музеях сегодня на самом деле представляют собой композиты. Многие из них были собраны по частям в XIX веке. Иногда их составные части относятся к разным периодам, были изготовлены в разных местах и в разных стилях. Часто у музейщиков было слишком мало оригинальных частей, поэтому реставраторы XIX века делали к ним новые детали, чтобы можно было собрать полную броню.

Этот доспех также принадлежит к числу составных. Но в целом он даёт хорошее общее представление о том типе доспехов, которые носили немецкие рыцари и солдаты в конце XV века. Однако, если мы присмотримся, то обнаружим, что детали датируются по-разному – с 1470-х до 1510-х годов, включая современные детали, а происходят они из Италии, Германии и Фландрии.

Причём по мере того, как наши знания о доспехах минувших эпох становятся всё более полными, меняются и «самые старые доспехи». На этих, например, со шлема был удалён современный и стилистически неверный козырёк, а также короткие кольчужные фрагменты чуть ниже колен – это отличительная черта доспехов, которые носили в Италии, но редко встречались где-либо в Европе, кроме ещё Пиренейского полуострова.


Вот они – боевые доспехи XV века, хотя, конечно, некоторые их части были сделаны в XIX-ом…

Некоторые части этого доспеха имеют историческое значение. Так, детали для правой руки, включая наплечник, за исключением кутера (налокотника), являются подлинными предметами XV века, причём в хорошем состоянии. Однако наиболее важными частями являются латные башмаки. С середины XV века сохранились только две пары оригинальных итальянских башмаков, и это одна из них. Из двух пар только они имеют остроконечные ступни и шарнирные «язычки», предназначенные для скрепления с наголенниками (пластинами для икр). Они плотно прилегают к ногам владельца, словно «стальная кожа», а их детали словно хвост омара заходят одна на другую.


«Максимилиановский доспех» 1515–1525 гг. Материал: сталь. Вес: 18,99 кг

Коллекция Уоллеса была бы неполной, не будь в ней доспехов с каннелюрами или «гребешком», который часто называют «максимилиановскими» в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I (1459-1519). Максимилиан был большим энтузиастом рыцарских доспехов, требовал от своих придворных оружейников новаторских конструкций, причём проявлял при этом личный интерес к процессу их создания. Неудивительно, что многие из самых лучших и высокотехнологичных доспехов, изготовленных великими мастерами южной Германии, предназначались как раз для личного пользования Максимилианом, как в битвах, так и на рыцарских турнирах.

«Максимилиановский стиль» быстро завоевал популярность на немецких землях в первом десятилетии XVI века. Он отличался плотными группами каннелюр, которые покрывали почти все поверхности рыцарской брони. Этот поразительный приём оформления доспехов стал своего рода синонимом Северного Возрождения в Германии, поскольку плотный рифлёный узор напоминал тугие складки мужской и женской одежды того времени. Связь с модной гражданской одеждой ещё больше подчёркивается тем фактом, что единственными частями доспехов, которые всегда оставались простыми, были наголенники – пластины, покрывающие голени, контрастная гладкость которых почти наверняка была призвана напоминать обтягивающие ноги знати шёлковые чулки.

Каждая каннелюра была подчёркнута чёткими линиями насечки с обеих сторон, что делало доспех Максимилиана ещё более трудоёмким и сложным в изготовлении. Этот стиль также известен своей типично узкой талией, которая быстро расширяется до очень широкой груди и плеч. Ну и в коллекции Уоллеса есть доспехи в «стиле Максимилиана». Так что там их тоже можно рассмотреть в деталях!

Одна полная броня, датируемая примерно 1515-1525 гг., является прекрасным примером доспехов этого типа. С технической точки зрения одним из наиболее интересных аспектов этой брони является способ, которым верхние пластины спаудлеров – наплечников – были сделаны съёмными с сочленённых пластин, которые являются неотъемлемой частью нарукавников. Это позволяло заменять эти детали для защиты рук, заменив одни наплечники гораздо более крупными, похожими на крылья пластинами, то есть усилить доспех таким образом, чтобы использовать эти латы для боя на копьях!

Интересно, что практически в то же самое время в том же Нюрнберге в Германии около 1540–1550 гг. производились и облегчённые доспехи уже для всадников, вооружённых огнестрельным оружием. Теперь уже даже довольно простые доспехи начинают украшать, но в данном доспехе степень украшательства всё ещё минимальна. Общий вес 15,46 кг. Интересно, что на нём имеется семь оттисков городского знака Нюрнберга, а на задней части кирасы также есть знак N на внутренней поверхности – вероятно, это тогдашний «знак качества» города Нюрнберга. Этот доспех особенно примечателен тем, что все детали в нём «родные», за исключением шлема и ещё одной малозначительной детали.


Трехчетвертные доспехи из Нюрнберга, около 1540–1550 гг.

Подобные трехчетвертные доспехи были универсальными, и носили их в разных конфигурациях как пехотинцы, получившие в Англии прозвище «сухие копья», так и всадники, причём всадники и лёгкой кавалерии, и средней. Качество изготовления очень хорошее, пластины хорошо подогнаны одна к другой, искусно отшлифованы и отполированы, и украшены тонкими, но элегантными утопленными полосами и резными краями. То, что столь качественное исполнение могло быть достигнуто на примитивном оборудовании, свидетельствует о высоком уровне промышленности Нюрнберга. У этих доспехов есть одна интересная особенность, которая показывает, что оружейник, над ними работавший, торопился. Вместо того чтобы сделать шарнирные перемычки вокруг локтевого сустава, он ограничился тремя деталями: верхняя «труба», кутер (налокотник) и нижняя «труба». На фотографии это хорошо видно. Мастер оставил достаточно пустого пространства между тремя пластинами, чтобы локоть можно было удобно сгибать. Этот метод позволил значительно сэкономить время изготовления, хотя он и несколько понизил уровень защиты, обеспечиваемый бронёй.

Шлем, хотя и «чужой», является прекрасным примером «закрытого бургонета» или «закрытого шлема из Бургундии». Он снабжён также шарнирным бевором (подбородочной пластиной) и шарнирными шейными пластинами типичного закрытого шлема, что в сочетании с козырьком бургонета даёт высокий уровень защиты. Форма шлема была особенно популярна в Восточной Европе, которую Нюрнберг также регулярно снабжал огромным количеством доспехов.


Ещё один очень интересный доспех из Нюрнберга, около 1612 г. (реставрация XIX века). Материал: сталь низкоуглеродистая, с рифлением. Общий вес: 29,845 кг

Обычно принято считать, что «максимилиановские доспехи» вышли из моды к 1550 году. Но… в коллекции Уоллеса имеется любопытный рифлёный доспех, выполненный в «немецком стиле», около 1510-1530. Однако ни одна из его деталей, как выяснилось, в начале XVI века сделана не была!

Хотя этот доспех действительно производит общее впечатление своим прекрасным обликом в рифлёном «максимилиановском» стиле, при более близком рассмотрении его конструкции хорошо видно, что сделан он значительно позднее. Двухэлементная конструкция нагрудника хотя и не является абсолютно неточной для начала XVI века, но весьма для него нетипична. Большая часть канавок также намного глубже, чем на большинстве подлинных изделий в стиле императора Максимилиана.

Наручи выглядят особенно непохожими на работу начала – середины XVI века. А маленькие крылья кутера очень напоминают наручи кирасирских доспехов XVII века. Кроме того, хотя это и полный рыцарский доспех, на нём отсутствует такая деталь, как фокр – то есть копейный крюк, и для чего в этом случае такой доспех был нужен?

По ряду современных ему доспехов удалось доказать, что датируется он 1612 годом. Примечательно, что в этом году император Священной Римской империи Матиас (Маттиас, Матвей, Матиаш, 1557-1619) — король Германии с 1612 года, император Священной Римской империи, эрцгерцог Австрийский с 20 января 1612 года (замещал императора Рудольфа II с 1593 года), одновременно король Венгрии под именем Матьяша II и король Чехии под именем Матиаша II, из династии Габсбургов, прибыл с официальным визитом в Нюрнберг вскоре после своей коронации. Было высказано предположение, что эти доспехи (а он такой не один!) в стиле XVI века были сделаны специально для почётного караула, выставленного городскими властями для приветствия нового императора. Их выбор воспроизвести устаревший стиль доспехов мог быть мотивирован желанием воссоздать великую эпоху Нюрнберга начала XVI века, эпоху Альбрехта Дюрера – основоположника немецкого Возрождения.

Помимо основных элементов, сделанных в XVI веке, доспехи были дополнены деталями XIX века, в частности, пластинами на тыльной стороне колен, пластинами сочленения между горжетом и наплечниками, а также шпорами.

Очень характерными для середины XVI века были всаднические латы «в три четверти», которые специально производили для конницы пистольеров – кирасиров и рейтаров.


Кирасирский доспех из Нюрнберга 1550 г. Материалы: чернёное железо и кожа. Общий вес 11,325 кг

Интересно, что чёрно-белые доспехи производились в очень большом количестве во второй половине XVI века почти исключительно в немецких землях, причём особенно в Нюрнберге, крупнейшем массовом производителе доспехов с 1500-го года. Чёрно-белые доспехи не только использовались армиями германских земель, но и экспортировались по всей Европе и были популярны даже в Шотландии и Ирландии. Хотя многие из них изготовлены довольно грубо, этот грубый стиль иногда предпочитали даже офицеры и дворяне. Видимо, хотели таким образом показать близость к народу. Все три чёрно-белых доспеха в коллекции Уоллеса среднего уровня качества. Полированные полосы хотя и простые, но хорошо выполненные, и слегка утоплены в пластины. Основные поверхности вокруг них окрашены в чёрный цвет. Общее впечатление от этой брони таково: она довольно проста, но элегантна.

Часто бывает невозможно сказать, носил ли такой доспех пехотинец или всадник. Нагрудник этого доспеха не имеет отверстий для упора копья, что может быть истолковано как свидетельство того, что это пехотная броня. Однако средняя кавалерия и кавалерия пистольеров тоже не носили копий, а сражались почти исключительно с огнестрельным оружием, поэтому для них упор для копья был совсем не нужен.

Описывать доспехи из Собрания Уоллеса можно ещё долго, но объём статьи тогда получится запредельным. Поэтому на этом мы пока что прервёмся, а продолжим рассказ о них в следующий раз.

Продолжение следует…
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 июня 2021 06:14
    Спасибо! Очень интересно
    1. +4
      27 июня 2021 18:08
      Только сейчас выбрал время прочитать статью и высказать благодарность Вячеславу! Спасибо!!!
      1. +5
        27 июня 2021 20:36
        Меня лично в собрании Уоллеса поразило больше всего не оружие, и даже не его знаменитая мебель. а то чего я прежде никогда не встречал - объемные восковые портреты. Это не первом этаже


        А на втором этаже знаменитая - "Кружевница" Нетшера

        Она была у меня в детстве на советской почтовой марке
  2. +5
    27 июня 2021 07:35
    Вот посмотришь на это великолепие, и понимаешь, почему доспехи исчезли.
    Кузнец неделями готовит один комплект, старается. А потом приходит какой то пейзанин в грязных шоссах с арбалетом или аркебузой, и всё портит. А уж если попадается пушка с картечью....
    1. +7
      27 июня 2021 10:31
      Вот посмотришь на это великолепие, и понимаешь, почему доспехи исчезли. Кузнец неделями готовит один комплект, старается.

      Оставьте романтику... Хм.. Кузнец?
      Мастер-гильдиец с толпой учеников и подмастерьев, да наемные рабочие спецы. Делали доспехи уже на мануфактуре потоком...15 - 16 века уже вполне себе капитализм, особенно в городах
      Разделение труда и специализация, однако...
      "Отец, слышишь, рубит, а я отвожу... " (С)
      Классика
    2. +5
      27 июня 2021 11:03
      "почему доспехи исчезли"почему исчезли - трансформировались :противоминные,что минеры носят,а кирасы - кевларовые жилеты
      1. +2
        27 июня 2021 17:27
        Цитата: Astra wild2
        "почему доспехи исчезли"почему исчезли - трансформировались :противоминные,что минеры носят,а кирасы - кевларовые жилеты

        Смотришь на это великолепие и возникает мысль, что все эти доспехи не более чем художественное произведение, как полотна выдающихся мастеров живописи, - никакого практического применения, только эстетическое.
        1. +2
          27 июня 2021 18:38
          Кевлар более чем в ходу.. В книгах и фильмах часто встречаю
  3. +5
    27 июня 2021 07:45
    Задумался: сколько же человеко-часов работы (причём работы мастера) на доспех уходило?
    1. +5
      27 июня 2021 10:43
      hi Сергей, работы мастера уходило ровно столько, сколько за неё платили, а остальная работа - поток.
      "Не надо впадать в ересь глобализма" (С)
      Даже работа мастера состоит из отдельных операций, нудную часть которых можно поручить подмастерьям. Ибо - технология, хотя по нашим меркам невысокая. Зато хенд-мейд yes
      1. +4
        27 июня 2021 11:45
        Да, Андрей Борисович. И сейчас так же. Классическая история про десять шапок из овцы.
        1. +2
          27 июня 2021 16:04
          Ага. Из литра молока 1 кг сыра и 1 кг сметаны. В Подмосковье свернули огромный животноводческий комплекс и продали его под овощехранилище. А оно не идёт, слишком светлые помещения. И теперь в продаже насквозь зеленая картошка с ядовитым солонином и такой же репчатый лук.
          1. +2
            27 июня 2021 17:38
            Картошка есть приемлемая. Но цена кусается. Не поспоришь.

            Было бы с работами все стабильно.
            1. +3
              27 июня 2021 17:50
              А это не про нашу честь. Мы народ-картридж. При случае заменят, либо выбросят совсем за неименьем примененья.
              1. +3
                27 июня 2021 17:54
                Не всем же быть пирамидами.
                Посадите дерево.

                Или как в песне:

                «Подвезите женщину.
                Не спросите имени» (с).
                1. +3
                  27 июня 2021 18:25
                  "Подвезите женщину..."

                  В бок воткнет тебе заточку
                  И на том поставит точку!
                  wassat )))
                  Романтик!
                  1. +2
                    27 июня 2021 18:53
                    С удовольствием сейчас переслушал песню Суханова.
                    Прагматизма - хоть отбавляй.
                    1. +3
                      27 июня 2021 19:36
                      А я сегодня пересмотрела фильм "Знамение".
                      С утра затянуло небо облаками, прошелся ураган, упало три капли дождя. Пространство вдруг стало пустым и звонким. Между домами загуляло эхо голосов. И их, голосов, стало неожиданно много. Какой-то мужик истерично и долго вопил, требуя от кого-то деньги. Азербайджанские дети перекликались с родителями, высовывающимися из окна. Сын сантехника, наркоман, орал, пытаясь спустить кого-то с лесницы. На улицу высыпали жители -- общаться, все без масок. Говорят за жизнь, их много, гвалт стоит до сих пор. Такого никогда не было. На далёкой трассе орут милицейские сирены. Только прекратят, как начинают завывать другие. Что-то странное происходит. Будто снята печать молчания, весь дом гудит. Будто мертвые восстали, образуя поток жизни.
                      1. +3
                        27 июня 2021 19:57
                        Капли упали в моей Москве уже после обеда. Было ощущение, что на втором этаже поливали цветы, и немного промахнулись.

                        На вокзале небо было затянуто тучами. Из окна электрички можно было смотреть на молнию.

                        В моем Подмосковье на асфальте сухие ветви березы.
                        Вот это проблема - засохшая береза не лучшая соседка в ветер.

                        Впрочем, как сегодня выясняли скоро

                        «Кончится месяц под номером восемь» (с).

                        А стало свежее и дома и на улице.
                      2. +4
                        27 июня 2021 20:19
                        стало свежее и дома и на улице


                        Не стало. Станет, когда кончится месяц под номером восемь)))
                        А сейчас нескончаемый "Шесть". И где же взять силы, чтоб выдержать "Семь"?
                        Солнце на зиму, грозится жарой. Парадоксы перегретой земной поверхности, человеческих тел, чувств раздражение -- множатся.
                      3. +3
                        27 июня 2021 20:33
                        Уверенно готов утверждать, что со времени Вашего Сообщения месяц номер восемь приблизился к нам более, чем на 10 минут.
                      4. +3
                        27 июня 2021 20:59
                        Говорят, что до часа Х остались секунды )))
                      5. +2
                        27 июня 2021 21:50
                        Не знаю. Мой любимый час птицы уже прошёл, а до часа быка ещё есть время.
              2. +4
                27 июня 2021 19:24
                hi Людмила Яковлевна, не читайте "Фауста" на ночь, это вредно...
                ................Я знаю облик свой.
                Я червь слепой, я пасынок природы,
                Который пыль глотает пред собой
                И гибнет под стопою пешехода.
                бр-р..
                Так, что, выше голову! love
                1. +4
                  27 июня 2021 19:44
                  Андрей Борисович, да Вы романтик покруче Сергея! love )))
                  Вот прямо сейчас я читаю " Друзья друзей" Недоруба -- заключительную книгу серии про сталкера Борланда. А Вы мне -- про Фауста. Моя романтика -- циничная и страшная Зона аномалий Припяти, не рекомендую к прочтению wassat )))
                2. +2
                  27 июня 2021 23:24
                  до часа быка ещё есть время.


                  Насчет Часа Быка бытую самые разнообразные мнения. Одни говорят, что это отрезок времени с часу ночи до трех, другие -- с 12 ночи до 4-х утра.
                  Но наибольшее число смертей и катастроф приходится на период с 2-х до 3-х ночи. Это и есть Час Быка. В это время лютуют демоны зла и забирают души.
                  Смешно?
                  Удивительно, но факт. Мне слышна далекая междугородная трасса. Я слушаю её гул, пение моторов. Уже много лет в 2 часа ночи движение на трассе замирает, в 3 часа возобновляется. Знают ли водители о Часе Быка? Нет, и не слыхали. Их организмы знают и боятся.
                  1. +2
                    28 июня 2021 00:56
                    Людмила Яковлевна, вопрос не мне, Сергею.
                    Это время с 2 до 3, когда ночь переходит в утро, очень тяжело не заснуть.
                    Борьба с дремотой становится невыносимой об этом как минимум организмы водителей знают. Мне доводилось работать ночью, поэтому я ещё и осознаю. Было в коллективе жаргонное "пришла лохматая", но без связи с демонами - описание состояния. Кто - то легко переносит, другим не по силам и "лохматая победила" - человек уснул. Хорошо если не за рулем, или на ответственном посту.
                    Это мой опыт
                    1. +1
                      28 июня 2021 08:07
                      Андрей Борисович, видно, так устроены организмы большинства людей, это какой-то безусловный рефлекс.

                      Китайский эпос гласит: “Земля рождена в Час Быка (иначе — демона, в два часа ночи)”. То же —в славянских поверьях: “Темнее всего перед рассветом”. Есть и латинский афоризм “Dolor ignis ante lucem” — “Свирепая тоска перед рассветом”. По Ефремову, Час Быка является самым тягостным временем перед рассветом из-за сложившейся с первобытных времен физиологии организма и особого состояния атмосферы перед рассветом.
                      Так 3 часа считается часом (смерти) Христа...
                      Интересно, практически все войны и военные операции 20 века начинались именно в это время.
  4. 0
    27 июня 2021 08:05
    Поблагодарим Вячеслава Олеговича и сэра Уоллеса!
    Первого за продолжение интереснейшего цикла, а второго - за то, что собрал и сохранил для потомков эту коллекцию!)))
    1. +2
      27 июня 2021 08:18
      Доброе утро :"сохранил для потомков эту коллекцию" справедливости ради,часть доспехов уже позднее приобретены
      1. +3
        27 июня 2021 08:20
        Ну, это классика:
        Третьяковка, Эрмитаж...
        Да и Нобеля давно нет, а премия его имени выдаётся.
        Как по мне - главное хороший почин.)))
        1. +3
          27 июня 2021 10:38
          Тут не спорю
      2. +2
        27 июня 2021 22:46
        справедливости ради,часть доспехов уже позднее приобретены

        Вера hi
        Сверх любопытное заявление.belay А нельзя ли поподробней?
        для Вашего сведения: Это частная коллекция, которая была собрана с 1760 по 1880 четырьмя поколениями маркизов Хетфорд и сэром Уоллесом, побочным сыном последнего маркиза.
        В 1897 году леди Уоллес завещала собрание покойного супруга государству.
        В завещании было три условия:
        1 - коллекция должна быть бесплатно выставлена для публики,
        2 - ни один предмет не может может быть продан или даже выставлен за пределами Хетфорд-хауса и
        3 - ни один предмет не может быть добавлен в собрание.

        Ну так чего там было позднее приобретено?
        1. +1
          28 июня 2021 13:15
          Дмитрий,я исходила из слов Вячеслава Олеговича:"на фотографиях 19 начала 20 веков".+ "Третьяковка"и другие музейные коллекции. Они уже во много раз превысили свои первоначальные фонды.
          Если не правильно поняла то про прощения.
          Р.
          S
          Я стараюсь быть самокритичной,но признавать свои ошибки....НЕ ЛЮБЛЮ
    2. +6
      27 июня 2021 11:32
      Игорь, привет! hi
      Присоединяюсь к тебе, только на первое место я бы поставил сэра Уоллеса, потому как без его коллекции не было бы и статьи Вячеслава. smile
      1. +5
        27 июня 2021 12:17
        Добрый день. Нужно быть благодарными всем, кто сохраняет нам наследие.
        Иногда думаю - вот же, ста лет не прошло с момента войны. Сколько переплавили, расстреляли на стрельбищах. Единицы оставили для музеев и кино. А ведь таких музеев можно было наделать ого го сколько!
        1. +5
          27 июня 2021 12:32
          Полностью согласен с тобой. smile
        2. +4
          27 июня 2021 13:55
          Вождь, представьте себя на месте послевоенного руководства: 2-3 года назад окончилась ВОВ, страна в руинах,на складах полно трофейной амуниции и техники. Из касок наштамповали кастрюль чашек, шенели перешили в пальто,стрелковое оружие и танки? В мартеновскую печь или сохранить. А на фига сохранять,людям это железо уже в кошмарном сне снится. Вывод - в утилизацию!!
          Вы мне скажите про храм Победы. Ай какие не хороши: Шойгу и Путин, сколько единиц стрелкового оружия в ступеньки превратили. Это сознательно!
          Мне как и Вам Путин ,мягко говоря,не симпатичен,Шойгу? Я у сына cпециально не интересовалась,у матери есть другие темы для разговора, но часто в разговорах у него мелькало: толковый,а Серега прав и т.д. Он среди офицеров и преподавателей училищ популярен. Его считают не хуже Устинова.
          Справедливости ради: в музеях стрелковое оружие за стеклом, а какая разница,что под ногами ,что на витрине. Кто захочет пусть смотрит.
          Я там не была,но бывший комбат-2,был там летом 18-го,ему понравилось. А у него и родители и родня музейные работники. Он сам был ДНР, но почему-то об этом не любит рассказывать
          1. +6
            27 июня 2021 14:02
            У меня двойственное отношение к приведенным вами примерам.
            То, что не исправно, разбито - однозначно в утиль, на переплавку!
            Но были ведь и перегибы.
            Вот, к примеру, то же собрание Уоллеса. В те времена железо очень ценилось. Представьте, что уставшие от войны люди, переплавили бы эти латы на столовые приборы.
            Подкову найти почему счастьем считалось? Потому, что железная и кузнец тебе за нее денежку мог дать или что либо в быт сделать.
            Вот Кубинку сохранили - молодцы. А Монино тихо "загибается". И, не дай бог, лет через тридцать вспомнят, да поздно будет...
            1. +4
              27 июня 2021 17:42
              Жалко. Ещё школьником повезло в Монино попасть.
      2. +2
        28 июня 2021 15:45
        Привет Костя.
        Истины ради тут более всего надо благодарить скромную, француженку незнатного происхождения -Жюли Амели Шарлотту, по капризу судьбы неожиданно ставшей в 1871 году леди Уоллес. Именно тогда проследний из маркизов Хетфорд официально признал ее мужа - своего небрачного сына Ричарда. Супруги получили и наследство маркизов Хетфорд, и положение в обществе.
        После смерти мужа леди Уоллес занималась благотворительностью и в Англии, и во Франции, а большая часть ее коллекции произведений искусства была оставлена в ее "завещании нации", жест, который был беспрецедентным, поскольку он предусматривал, что вход должен быть бесплатным, что продолжилось и по сей день Именно благодаря ей мы и имеем сегодня такую возможность ознакомится с этой коллекцией
        фото -Жюли Амели Шарлотта леди Уоллес
  5. BAI
    +4
    27 июня 2021 13:09
    К статье от 10 июня я приводил выдержку из интервью одного московского реконструктора-реставратора:
    Для одного швейцарского музея мастера изготавливали амуницию, опираясь только на изображение на картине. «Я сделал графическую реконструкцию — в живописи много условностей, поэтому пришлось прорабатывать все детально, — рассказывает Илья. — Теперь сотрудники музея используют этот доспех для разных мероприятий».

    В музеях запросто могут оказаться новоделы!
    Очевидно, что московский мастер не единственный, как не единственный и швейцарский музей.
    Что, в принципе, сам автор и подтверждает:
    Помимо основных элементов, сделанных в XVI веке, доспехи были дополнены деталями XIX века,

    Весь вопрос - в объеме "дополнений".
    1. +3
      27 июня 2021 20:56
      Цитата: BAI
      Весь вопрос - в объеме "дополнений".

      В собрании Уоллеса указывается в паспорте документа какая деталь откуда и когда сделана. Так что для тех, кому это очень важно они могут и эту информацию представить. Мне это было неважно, поскольку отнимало много место в тексте без особого смысла. Но я об этом упомянул. Сами они ничего не скрывают.
  6. +4
    27 июня 2021 13:23
    Владельцем доспеха, представленного на одной из фотографий статьи, был некто Отто Генри, или «Оттхайнрих» – влиятельный немецкий военачальник, покровитель искусств, а позднее – ярый поборник протестантской Реформации.

    Вообще-то в немецком языке двойная согласная произносится как одна, но очень энергично. То есть От-то, как говорим мы, на немецком звучит как Ото, а Отто Генрих -- Отохайнрих )))

    Отохайнрих из Пфальца родился 10 апреля 1502 в Амберге. Родителями были Рупрехт Добродетельный (1481–1504) и Элизабет фон Байерн-Ландсхут (1478–1504), дочь Георга Богатого (1455–1503). Его дед по отцовской линии был курфюрстом Филиппом Искренним Пфальцским. У Отохайнриха был еще и брат с нормальным именем Филип )))
    Осиротев в раннем возрасте, двое внуков герцога Георга получили специально сформированные для них земельные наделы, но по причине малолетства братья были отданы под опеку. Опекуном Отохайнриха стал его дядя, граф Палатин Фридрих, вместе с которым ребенок после смерти императора Максимиллиана отправился в Испанию в 1519 году, чтобы доставить повсюду по пути вести о событиях в Германии. Далее следуют путешествия в Кастилию, Арагон, Бургундию и испанские Нидерланды. Вскоре после своего возвращения в Германию повзрослевший Отохайнрих отправился в путешествие по Ближнему Востоку в Святую Землю, попутно записывая впечатления в дневник. 5 июня 1521 года он покинул Венецию и 10 июля 1521 года прибыл по морю в Яффо, а оттуда он и его свита двинулись в святые места в Вифлееме, в Иордане, были на побережье Галилейского моря, в Иерусалиме и на Елеонской горе. Отохайнрих был посвящен в рыцари Гроба Господня непосредственно в храме Гроба Господня. Домой, в Пфальц-Нойбург, повзрослевший и набравшийся впечатлений юноша вернулся 16 декабря 1521 года.
    Такова, видимо, к тому времени сложилась культурная традиция. Вместо войсковых операций в районе Гроба Господня -- туристические поездки молодежи из знатных европейских семей по местам боевой славы предков.
  7. +6
    27 июня 2021 13:37



    Оптимальные углы бронирования, несмотря на сложность изготовления.
    1. +4
      27 июня 2021 14:03
      В танкостроении называется "щучий нос".
      1. +2
        27 июня 2021 18:13
        Цитата: Вождь краснокожих
        В танкостроении называется "щучий нос".

        Да Игорь, я даже не рискну выдать свою версию как это называется у господина рыцаря!!! Пускай будет «полочка для пивного брюшка с повышенной защитой». laughing
        1. +3
          27 июня 2021 18:27
          "Генеральский животик")))
  8. +6
    27 июня 2021 14:26
    В 1535 году положение с наследованием земель между братьями Отохайнрихом и Филипом окончательно разрешилось , и будущий владелец доспехов, представленных в статье, стал именоваься господином фон Пфальц-Нойбургом и в последующие годы превратил замок Нойбург в жилой дворец эпохи Возрождения. Так этот человек пытался компенсировать отсутствие престижа в среде более родовитой аристократии. Далее рыцарь принимал участие в некоторых военных кампаниях, таких как феодальная вражда в Зикингене в 1523 году, а также в Крестьянской войне в1525 году. Расточительный образ жизни господина фон Пфальц-Нойбурга привел его к банкротству, которое он пытался предотвратить, действуя по наработанной веками методике, -- брал новые займы. И ещё у него был документ, который стал косвенной причиной обогащения культуры за за счет прекрасных произведений самого господина фон Пфальц-Нойбурга, а именно -- вексель от поместья его бабушки Хедвиг. Вексель заемщика на 32 000 гульденов, выпущенный королем Польши Казимиром IV по случаю брака его дочери Хедвиг с Георгом Богатым, так и не выплаченрый польским королевским двором. Вместе со сложными процентами получалось 200 000 гульденов, которые и стали причиной поездки в Польшу. 27 ноября 1536 года господин фон Пфальц-Нойбург отправился в Краков навестить своего двоюродного дедушку, польского короля Сигизмунда I. Ну, 32 тысячи гульденов ему вернули, проценты -- нет.

    Однако главным итогом поездки в культурном отношении стали пятьдесят собственноручных талантливых акварелей фон Пфальц-Нойбурга, на которых изображены города, которые он посетил. И, представьте, большинство из этих акварелей являются самыми ранними изображениями этих городов, из тех, что сохранились до наших дней.
    Собрание акварелей фон Пфальц-Нойбурга признано культурной и исторической ценностью.
  9. +7
    27 июня 2021 14:36
    Конечно, хотелось бы увидеть этот доспех во всём его великолепии, однако он всё равно представляет собой чрезвычайно редкую и захватывающую возможность заглянуть в процесс изготовления подобных доспехов.


    Очень похожий доспех того же мастера, в том же стиле и в то же время.
  10. +5
    27 июня 2021 16:25
    Мне жаль, Вячеслав Олегович, но в данный момент пулеметы Сесила Родса возобладали над искуством.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +3
      27 июня 2021 17:46
      Можно переменить ситуацию. Это не так сложно.
    2. +5
      27 июня 2021 18:16
      Цитата: 3x3zsave
      Мне жаль, Вячеслав Олегович, но в данный момент пулеметы Сесила Родса возобладали над искуством.
      Спасибо, Вячеслав Олегович!

      Угу, хотя можно смотреть на прогресс по-разному. Мушкет убил одоспешенного рыцаря, пулемёт заставил изобрести человечество танк!!!
      1. +4
        27 июня 2021 18:54
        Уже не раз вспоминал Волошина:

        «Права гражданские писал кулак.
        Меч - право государственное.
        Порох... их стёр
        И создал Воинский Устав».