Санитарный бронеавтомобиль «Линза» и его перспективы

23

Бронеавтомобиль "Линза"

На снабжении российской армии имеется большое количество санитарных машин разных классов и типов, включая специализированную бронетехнику. Прямо сейчас принимаются меры по обновлению этого парка за счет современных и перспективных образцов. Так, санитарный бронеавтомобиль «Линза» на платформе «Тайфун» успешно довели до войск и ставят в массовое производство. Кроме того, разработаны другие образцы этого класса, которые тоже могут найти место в армии.

На платформе «Тайфун»


В середине прошлого десятилетия «КамАЗ» и «Ремдизель» из Набережных Челнов завершили разработку перспективного броневика К-53949 «Тайфун 4х4». Эта машина рассматривалась как защищенный транспорт для личного состава и как платформа для строительства техники специального назначения. В частности, на базе броневика могли разработать санитарную машину для работы на переднем крае.



Санитарный вариант «Тайфуна» под названием «Линза» впервые показали на «Армии-2018». Тогда сообщалось, что в ближайшее время машина пройдет необходимые испытания, и уже в 2019 г. может попасть в вооруженные силы. Вскоре стали известны технические подробности проекта. Так, создано два варианта оснащения машин для решения разных задач.

Санитарный бронеавтомобиль «Линза» и его перспективы

В сентябре 2019 г. руководство «Ремдизеля» сообщило, что «Линза» прошла весь цикл испытаний и готовится к поставкам в войска. До конца года планировалось передать армии первую партию техники двух модификаций, а в обозримом будущем собирались развернуть полномасштабное производство.

В конце мая 2021 г. «Известия» со ссылкой на свои источники в Минобороны сообщили, что «Линзы» первых партий успешно освоены медицинскими подразделениями Центрального и Южного военных округов. До конца года ожидается поставка новой техники Центральному и Западному округам. Такие машины поступают на снабжение медицинских отрядов специального назначения и медицинских батальонов мотострелковых бригад.

17 июня представители Минобороны посетили завод «Ремдизель», где ознакомились с текущим положением дел в программе «Тайфун». По следам этого мероприятия стало известно о наличии заказа на 56 броневиков «Линза». Их должны построить и передать армии до конца года. Планы на следующий год и более отдаленную перспективу не уточняются.


Особенности «Линзы»


Санитарный бронеавтомобиль «Линза» выполнен на базе изделия К-53949 «Тайфун 4х4». Для него разработан обновленный корпус с увеличенной кормовой частью, вмещающей места для раненых и необходимое оснащение. Корпус выдерживает попадание 7,62-мм бронебойно-зажигательной винтовочной пули. Экипаж и пассажиры защищены от подрыва 6-8 кг ТНТ под колесом.

Шасси остается прежним и позволяет сохранить ходовые характеристики на уровне базового броневика. При снаряженной массе 15,2-15,5 т (в зависимости от оснащения), «Линза» развивает скорость более 100 км/ч и может двигаться как по шоссе, так и по бездорожью. Большое значение приобретает штатная гидропневматическая подвеска. Она сокращает тряску и исключает известные риски для раненых.

Следует отметить, что «Тайфун 4х4» уже производится серийно, причем сразу в нескольких версиях, а в ближайшем будущем ожидается запуск производства новых модификаций. Речь идет о массовом внедрении техники унифицированного семейства, благодаря чему эксплуатация всех образцов, в т.ч. «Линзы», существенно упростится.


«Линза» предназначается для решения двух основных задач, для чего используется отличающийся набор оборудования. В комплектации ЗСА-Т («Защищенный санитарный автомобиль – транспорт») машина может перевозить до шести сидячих раненых или до четырех на носилках. Вместе с ранеными в пассажирском отсеке находится санитар, располагающий средствами первой помощи. ЗСА-Т предназначается для непосредственной эвакуации раненых и пострадавших.

Комплектация ЗСА-П («пункт») предусматривает увеличение экипажа с трех до пяти человек. В грузовом отсеке сохраняется только два места для носилок. Остальные объемы отдаются под размещение имущества медицинского батальона. Броневик перевозит каркасную палатку и различное оборудование для развертывания на выбранной позиции.

Таким образом, медицинское подразделение на «Линзах» получает все необходимые возможности. Оно может осуществлять эвакуацию пострадавших из очага поражения и оказывать необходимую помощь на собственном полевом медпункте. При этом броневики новой модели имеют очевидные преимущества перед имеющейся незащищенной техникой и перед образцами на старых платформах.


Дополнение или альтернатива


Следует отметить, что «Линза» не является единственной современной отечественной разработкой своего класса. На выставках последних лет неоднократно демонстрировались санитарные броневики на разных платформах. Возможно, некоторые из них все еще сохраняют шансы попасть в войска.

К примеру, несколько лет назад компания «Астейс» представила санитарную модификацию своего броневика «Патруль». Последний представляет собой двухосную машину на агрегатах завода «КамАЗ» массой менее 12 т и грузоподъемностью 1,5 т. Броня защищает экипаж и пассажиров от 7,62-мм автоматных пуль или 2-кг взрывных устройств. Возможно усиление защиты. В санитарной модификации «Патруля» кормовой десантный отсек отдается раненым на штатных сиденьях или на носилках.

В публикациях последних дней «Линза» нередко упоминается вместе с броневиком «Стрела» от «Военно-промышленной компании». Это легкая машина с полной массой 4,7 т, способная нести различное вооружение или оснащение. Уже представлены базовый броневик и его плавающая версия. Анонсированы некоторые другие модификации. При этом возможность строительства санитарной версии пока не упоминалась.


Броневик "Стрела", претендующий на место в армии

Впрочем, габариты и масса позволяют разработать и броневик для медицинских подразделений. Скорее всего, по количеству перевозимых раненых такая машина будет уступать другим современным разработкам, однако она сможет превзойти их по мобильности. Так, компания-разработчик упоминает, что «Стрелу» можно перевозить не только военно-транспортными самолетами, но и на внешней подвеске вертолетов семейства Ми-8. В теории, это позволит получить некоторые новые возможности.

Приоритетное направление


Медицинская служба российской армии сталкивается с известными проблемами в области материальной части. Основу ее автопарка составляют незащищенные машины, в т.ч. устаревших моделей. Все это серьезно ограничивает возможности службы по эвакуации раненых и оказанию первой и доврачебной помощи. К счастью, приняты необходимые меры, и ситуация начинает меняться.

В ближайшее время старую автомобильную технику дополнят современные броневики «Линза». До конца года ожидается поставка более полусотни таких машин, что позволит провести полноценное переоснащение нескольких частей. В дальнейшем, вероятно, производство «Линз» продолжится. Кроме того, нельзя исключать появление заказов на аналогичные машины других моделей. Таким образом, медслужбу ждет большое обновление с очевидными положительными последствиями.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    23 июня 2021 18:06
    Думаю,что и за границей интерес проявят.
    1. -2
      23 июня 2021 19:38
      Цитата: knn54
      Думаю,что и за границей интерес проявят.

      Вряд ли. Разве кто Оттуда проявил интерес к Тигру ?
      П.С. Минус не мой.
      1. +3
        23 июня 2021 20:25
        Цитата: knn54
        Думаю,что и за границей интерес проявят.
        Цитата: Альф
        Вряд ли. Разве кто Оттуда проявил интерес к Тигру ?
        Бронеавтомобиль «Тигр»
        1. -1
          23 июня 2021 20:43
          Скажу так. Лично для меня "большими пацанами" из этого списка являются КНР и, пожалуй, все. Но, все равно, спасибо.
      2. +1
        23 июня 2021 20:55
        Цитата: Альф
        Разве кто Оттуда проявил интерес к Тигру ?

        Эмираты, Китай, Канада -лицензионное производство.
        1. -2
          23 июня 2021 20:56
          Цитата: mark1
          Цитата: Альф
          Разве кто Оттуда проявил интерес к Тигру ?

          Эмираты, Китай, Канада -лицензионное производство.

          Неужели Канада взяла Тигра ? Ахренеть...И как на это посмотрел большой сосед ?
          1. 0
            23 июня 2021 21:02
            Вот ссылка, а как посмотрел сосед не знаю - наверное не заметил
            https://weapon.temadnya.com/2117578106503694831/rossijskij-broneavtomobil-tigr-proizvodstva-kanada-otlichiya-ot-originala/
            1. 0
              23 июня 2021 21:03
              Цитата: mark1
              Вот ссылка,

              Да нет, Вам-то я верю, просто удивился. Сосед выпустил из жирных лап такой кус ? Стареет америка, стареет, теряет хватку...
              1. 0
                23 июня 2021 21:08
                Да кус то скорее всего не большой (я не зря ссылку дал), лицензию купил выходец из России . Кус, скорее всего, в перспективе.
    2. -3
      23 июня 2021 19:45
      К чему? Или куда? По правде сказать , после Хамера у конструкрторов открылся бум на создание подобных машин. Американцы раскрыли потенциал машин. Остальные побежали догонять.
      1. +1
        24 июня 2021 10:04
        Хаммер гораздо более легкая машина, не имеет такой защиты и не может служить артиллерийским тягачём, так же сложно представить у него на крыше боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой.
  2. 0
    23 июня 2021 19:37
    Речь идет о массовом внедрении техники унифицированного семейства, благодаря чему эксплуатация всех образцов, в т.ч. «Линзы», существенно упростится.

    Не только эксплуатация упростится, но и удешевится, что тоже очень немаловажно.
  3. -1
    23 июня 2021 20:58
    Откуда столько массы? Онож весит больше, чем БТР-80, а защищает лишь от 7.62......автор что-то явно недоговаривает! what
    1. +3
      24 июня 2021 03:07
      от подрыва 6-8 кг ТНТ под колесом.

      БТР-80 такой функции не имеет.
  4. -3
    23 июня 2021 22:18

    Качество на уровне "таблетки", только материалы дороже. И это у презентационного экземпляра.
    1. +1
      23 июня 2021 23:22
      надеюсь канистры в начале салона не под топливо....
  5. 0
    23 июня 2021 23:24
    на мой взгляд тяжеловата машинка, и интересно было бы узнать ценник на эту санитарку...
  6. -1
    24 июня 2021 09:08
    На снабжении российской армии имеется большое количество санитарных машин разных классов и типов, включая специализированную бронетехнику.

    Вот только стоит добавить, что при всём немалом зоопарке принятых на снабжение машин, практически все они имеются в единичных экземплярах (я про бронесанитарки, "буханок" и АС-66 хватает). Причём вместо того, чтобы доводить до ума имеющиеся модели, предпочитают пилить деньги на НИОКР по всё новым и новым (это гораздо выгоднее для соответствующих НИИ и КБ). В результате эксплуатационные качества этих машин ниже плинтуса. Помню, во время показных учений в ходе Конгресса военной медицины в Красном Селе в 2005 году при выгрузке носилок с раненым из санитарки на базе БТР они просто намертво застряли. При этом присутствовали делегаты из 74 стран. Как думаете - много поступило потом заказов на эту чудо-машину?
  7. -1
    24 июня 2021 12:07
    И всё-таки машина слишком высокая, неудобная для затаскивания носилок. так и просится дополнительная лебедка на крыше или под потолком для удобства загрузки.
  8. +3
    17 августа 2021 15:00
    В 1995 мне выделили санитарную МТЛБ с БХВТ, хорошая машина низкая, мощная и проходимая. Потом с 2000 по 2013 я служил в ГВМУ МО РФ. По моему мнению принятие на вооружение бронированных санитарных автомобилей и бронетранспортеров приняло характер азартной игры, 5 лет принимают одну, бросают, потом еще две, бросают, и так по всей видимости до бесконечности. Оснащение БРОНИРОВАННЫМИ санитарными автомобилями МОСНов и ОМЕДБ не рационально. Эти медицинские воинские части при передислокации при правильном планировании и обеспечении проводки колонн не должны попадать в районы ведения боевых действий. Машина на снимках очень высокая, как сказали в комментариях загружать в нее раненых очень неудобно. Кроме того, она еще и отличная мишень. Еще один момент, "может развивать скорость до 100 км/ч", где она разовьет такую скорость? При движении в колонне по шоссе 30, максимум 40, иначе при торможении все побьются, по бездорожью максимум 10. Когда был молодой, с отличным водителем на полигоне Капустин Яр разогнал АС-66 до 90 км/ч, поверьте очень стремно.
  9. +1
    19 августа 2021 11:45
    Посмотрел на фото в статье, мне показалось что не очень удобно поднимать лежачего пациента по такой крутой лестнице, к тому же протискиваться в узкую дверь. Может стоило сделать обычный скат с рефленой поверхностью?
    И как поднимать лежачего на второй ярус носилок? Пусть он весит 80кг, да вдвоем можно поднять носилки, но в узком пространстве, плюс как-то нужно перехватить рукояти носилок. Это же все не удобно, и травмоопасно для самого лежачего.
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    27 августа 2021 12:24
    Был такой вариант Водника


    Загружать носилки с раненым явно сподручней.
  12. 0
    6 сентября 2021 06:42
    "Каждой твари по паре"... этож сколько разнообразных ТС в Армии есть и будет? Как все это обеспечить запчастями и расходными материалами?