Военное обозрение

«Ихтиозавр» для подводных хищников. Перспективная торпеда УЭТ-1

39
«Ихтиозавр» для подводных хищников. Перспективная торпеда УЭТ-1

Общий вид торпеды УЭТ-1Э. Фото Bmpd.livejournal.com


Продолжается серийное производство новейших электрических торпед УЭТ-1, и готовые изделия передаются на базы военно-морского флота России. Такое оружие предназначается для подводных лодок современных проектов. Благодаря его повышенным тактико-техническим характеристикам, подводные силы смогут улучшить свои боевые возможности в борьбе с различными целями.

Шифр «Ихтиозавр»


Впервые о перспективной электрической торпеде открыто сообщили в 2017 г. На Международном военно-морском салоне завод «Дагдизель» (входит в состав концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор» из состава Корпорации «Тактическое ракетное вооружение») представил экспортный вариант торпеды УЭТ-1Э, созданный в рамках проекта с шифром «Ихтиозавр». Также упоминалось существование изделия УЭТ-1 для российского флота с более высокими характеристиками.

По следам МВМС-2017 в прессе сообщалось, что разработка новых торпед будет завершена до конца года. После этого планировалось провести оставшиеся испытания и подготовить серийное производство. Также ожидались заказы на новое оружие от российского флота и иностранных ВМС.

В конце февраля 2018 г. Главное управление вооружений российской армии сообщило о размещении заказа на производство торпед УЭТ-1. В соответствии с новым контрактом, «Дагдизель» должен изготовить и передать флоту 73 таких изделия. Стоимость контракта составила 7,2 млрд руб. Сообщалось, что до конца 2018 г. предприятие-подрядчик должно завершить подготовку производственных мощностей, и в 2019-м заказчик ожидает первые торпеды. Последнюю партию должны поставить в 2023 г.

Учитывая нужды ВМФ, Главное управление вооружений было готово рассмотреть возможность увеличения объемов заказа. Для этого завод-исполнитель должен был наладить полномасштабное производство с требуемыми темпами. При этом требуемый объем производства и необходимое количество оружия не уточнялись.

Торпеда на флоте


Вероятно, изготовление первой партии торпед по новому контракту не заняло много времени. Летом 2018 г. в открытый доступ попали любопытные фотографии, сделанные в Севастополе и датированные концом мая. На них был запечатлен процесс погрузки торпед на борт дизель-электрической подлодки «Новороссийск» пр. 636.3. Габариты и обводы таких изделий привели к появлению версии, что это были новейшие УЭТ-1.


Загрузка торпед, предположительно УЭТ-1, на борт "Новороссийска", май 2018 г. Фото Sevastopol.gallery

Через несколько месяцев тему нового торпедного вооружения подняли на полях «Гидроавиасалона-2018». Тогда руководство КТРВ сообщило, что планы по началу поставок УЭТ-1 в 2019 г. остаются в силе. Фотографии погрузки торпед якобы этого типа никак не прокомментировали.

В феврале 2020 г. руководство КТРВ рассказало об успешном завершении государственных испытаний нескольких перспективных образцов оружия, в т.ч. новой торпеды. На момент раскрытия этой информации шел процесс оформления необходимой документации для последующего принятия на вооружение. Тип новой торпеды не уточнялся, однако СМИ предположили, что речь идет именно об изделии УЭТ-1.

В начале 2021 г. КТРВ вновь раскрыло новые подробности текущих работ. Тогда напомнили о недавнем завершении государственных испытаний, а также указали, что первые серийные образцы нового оружия поступили на вооружение флота. 21 июня РИА Новости вновь указало, что УЭТ-1 поступила на вооружение подводных сил ВМФ.

Технические преимущества


Основная масса данных об изделии УЭТ-1 «Ихтиозавр» остается закрытой. При этом опубликованы основные особенности и характеристики ее экспортной модификации УЭТ-1Э. Как утверждается, оружие для третьих стран отличается сокращенными характеристиками – что позволяет представить примерный уровень изделия для российского ВМФ.

УЭТ-1 представляет собой самонаводящуюся электрическую торпеду калибра 533 мм, предназначенную для использования подводными лодками. Упоминалось, что за счет новых компонентов и решений удалось уменьшить длину изделия. По всей видимости, по своей схеме изделие похоже на другие электрические торпеды.


Погрузочные работы с другого ракурса. Фото Sevastopol.gallery

Сообщалось, что торпеда оснащается бесколлекторным электродвигателем. Такая силовая установка, в отличие от моторов более старых торпед, не сталкивается с проблемой перегрева при движении, а также не создает помехи, влияющие на электронику торпеды. Двигатель соединяется с движителем без промежуточного редуктора. Тип и характеристики аккумулятора, обеспечивающего ход изделия, не уточнялись.

Для экспортной модификации УЭТ-1Э заявлена максимальная скорость 50 узлов и дальность хода 25 км. Торпеда для российского флота должна показывать более высокие характеристики. При этом оба варианта «Ихтиозавра» по основным характеристикам превосходят отечественные торпеды предыдущих поколений.

Торпеда оснащена гидроакустической системой самонаведения. Точные параметры этой системы не раскрываются, но упоминается увеличение дальности обнаружения в сравнении с предыдущими разработками. Система обеспечивает поиск и наведение на подводные и надводные цели, а также способна засекать кильватерный след. В торпеде УЭТ-1 предусматривается только самонаведение; возможность телеуправления с носителя отсутствует.

Боевые параметры УЭТ-1 остаются неизвестными. Торпеда может нести зарядное отделение неизвестной массы. Также предусматривается установка практического отделения, позволяющего выполнять многократные учебные стрельбы, что особо важно в свете высокой стоимости единичного изделия.

Большое будущее


Процессы развития торпедных вооружений и обновления арсеналов флота в последние десятилетия сталкиваются с серьезными проблемами, однако продолжаются и все же дают желаемый результат. Очередным достижением такого рода становится поставка и освоение новой электрической торпеды подлодок УЭТ-1.


Разрезной макет торпеды УСЭТ-80, для замены которой создан "Ихтиозавр". Фото Militaryrussia.ru

«Ихтиозавр» рассматривается в качестве современной замены для торпеды УСЭТ-80, принятой на вооружение более 40 лет назад. Это оружие строится на основе современных технологий и решений, что должно обеспечивать ряд важных преимуществ во всех характеристиках и параметрах. Применение актуальной компонентной базы, в свою очередь, упрощает производство в нынешних условиях, а также создает определенный задел для будущих модернизаций.

533-мм торпеды нового типа теоретически совместимы со всеми российскими подлодками, имеющими соответствующие аппараты. При этом УЭТ-1 пока были замечены только на борту одной из дизельных «Варшавянок». Войдут ли подобные торпеды в боекомплект других кораблей, включая атомные, неизвестно.

В настоящее время «Дагдизель» выполняет заказ на производство 73 торпед нового типа. Очевидно, что такое количество оружия не позволит провести полномасштабное перевооружение подводных сил. Нетрудно посчитать, что заказанного количества торпед хватит только для полноценного оснащения шести ДЭПЛ пр. 636.3 Черноморского флота – с учетом того, что в боекомплект таких кораблей входят и ракеты. Из этого следует, что в будущем появятся новые заказы на такое же или большее количество торпед.

Торпеда как достижение


Производство потребного количества торпед для перевооружения всех запланированных носителей займет немало времени. Однако и в этом случае ситуация выглядит положительно. Впервые за много лет российская промышленность разработала и довела до производства электрическую торпеду, по всем параметрам превосходящую предшественников.

Подобные проекты не отличаются простотой, и появление УЭТ-1 «Ихтиозавр» следует считать настоящим успехом российских торпедостроителей. Теперь промышленности предстоит работать над выполнением имеющегося контракта и ждать новые заказы от министерства обороны и зарубежных стран. Высокий технический уровень и новые возможности торпеды поспособствуют их скорому появлению.
Автор:
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 24 июня 2021 04:12
    +13
    Конечно же, когда на вооружение поступает нечто новое, которое при этом реально лучше прежнего.. то это есть гут !
    Но некоторые фразы "скорбно" читать ..."Бесколлекторный электродвигатель "...новинка ...у нас ! Восторгался бы и я ,если бы не помнил публикации в журнале "Зарубежное военное обозрение" в конце прошлого века о зарубежных торпедах !...
    1. Гражданский
      Гражданский 24 июня 2021 07:32
      +16
      При слове "Дагдизель" сразу вспоминаешь о дагестанском обществе проходящим фазу разложения родо-племенного строя...
      1. Крабонг
        Крабонг 24 июня 2021 12:23
        +4
        Мне тоже трудно ассоциировать нечто высокотехнологичное со словом «дагдизель»…
        1. Околоточный
          Околоточный 24 июня 2021 14:05
          +7
          Кстати, нормальный завод, один из многих (оборонка), что остались в Дагестане. Он сейчас под "КЭМЗ" (Кизляр). У меня сестра там работает, завод пашет во всю.
    2. Kalmar
      Kalmar 24 июня 2021 11:29
      +4
      Цитата: Nikolaevich I
      Конечно же, когда на вооружение поступает нечто новое, которое при этом реально лучше прежнего.. то это есть гут !

      Самое главное - не сравнивать "нечто новое" с иностранными аналогами, а то становится грустно. Дальность в 25 км для 533-мм торпеды в наши дни - это прямо как-то неприлично что ли...
      1. Alex777
        Alex777 24 июня 2021 17:26
        +1
        В статье речь об экспортном варианте.
        Интересно какое там управление?
        По проводам обычно дальность 20 км.
        А 50 узлов - это неплохо. hi
        The Drive:
        У электрических торпед есть и другие преимущества, как объяснил отставной подводник ВМС США Аарон Амик. Они зачастую имеют модульную конструкцию, что позволяет подключать батареи последовательно, чтобы дать определенным версиям конкретного оружия больший радиус действия, в то время как меньшее количество батарей может создавать более легкие и маневренные, но более короткие варианты. Однако не совсем ясно, есть ли в новом российском оружии такая возможность.
        1. Kalmar
          Kalmar 24 июня 2021 17:48
          +1
          Цитата: Alex777
          В статье речь об экспортном варианте.

          Торпеды - все же не ракеты, чтобы экспортным вариантам дальность искусственно зарезать. Тем более, что конкуренты (немцы, китайцы и другие) предлагают электрические торпеды с дальностью хода порядка 50 км.
        2. Pilat2009
          Pilat2009 10 сентября 2021 08:46
          0
          Цитата: Alex777
          В статье речь об экспортном варианте.
          Интересно какое там управление?
          По проводам обычно дальность 20 км.
          А 50 узлов - это неплохо. hi
          The Drive:
          У электрических торпед есть и другие преимущества, как объяснил отставной подводник ВМС США Аарон Амик. Они зачастую имеют модульную конструкцию, что позволяет подключать батареи последовательно, чтобы дать определенным версиям конкретного оружия больший радиус действия, в то время как меньшее количество батарей может создавать более легкие и маневренные, но более короткие варианты. Однако не совсем ясно, есть ли в новом российском оружии такая возможность.

          Торпеда самонаводящаяся,управление не предусмотрено судя по статье.и 25 км-экспортный вариант
  2. Владимир_2У
    Владимир_2У 24 июня 2021 04:30
    +8
    Что скажет на эту заметку о вашем мальчике новой торпеде Максим Климов? laughing
    1. bayard
      bayard 24 июня 2021 05:57
      +5
      О её "феноменальной" дальности .
    2. случайный прохожий
      случайный прохожий 24 июня 2021 06:04
      -11
      Он скажет «вы все врети» у него есть информация от людей которых нельзя назвать, которые были на секретном совещании которое проводилось нельзя назвать где и нельзя назвать кем и которые по большому «секрету» поделились с Максимом Климовым информацией о том что торпеда некуда не годится.
      1. Avior
        Avior 24 июня 2021 07:26
        +8
        Вы не правы, он ссылается на открытые источники, ссылка на статью ниже
        1. Hagen
          Hagen 24 июня 2021 09:05
          +2
          Цитата: Avior
          Вы не правы, он ссылается на открытые источники, ссылка на статью ниже

          Интересно, насколько достоверными могут быть открытые источники при описании изделия, только что прошедшего испытания? У нас институт государственной тайны перестал работать? А может изделие собрано из комплектующих с магазина "юный техник"? Не совсем понятно такое доверие к источникам.
    3. Earthshaker
      Earthshaker 24 июня 2021 19:38
      +3
      Отсутствие телеуправления, низкая дальность хода для торпеды XXI века это приговор. Не будет у неё экспортного успеха.
  3. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 24 июня 2021 06:05
    +5
    100 миллионов рублей за одну торпеду !!!

    А Климов, кстати, совсем недавно тут уже написал своё "фи", ему тогда, помнится, особо не понравилось отсутствие телеуправления.
  4. Avior
    Avior 24 июня 2021 07:25
    +11
    Переход от двигателя постоянного тока на синхронный бесколлекторный автоматически поднимает дальность хода за счёт того, что КПД у синхронных выше до 25 процентов- с 65-70 до 90-92 процентов.
    То есть при том же аккумуляторе запас хода больше будет, и греться двигатель меньше будет, это так.
    И конструкция проще может быть- на синхронных двигателях создать безредукторный привод намного проще, чем на двигателях постоянного тока. Правда, возникает вопрос, как реализована связь с винтами торпеды

    Не совсем понятно, Правда, как реализовать это преимущество при отсутствии телеуправления.
    То есть формально запас хода большой, но реально на большие дистанции стрелять без телеуправления сложно.
    Ничего не сказано о помехоустойчивости и способности к селекции целей- у американцев, к примеру, акустическими ловушками Никси весь флот оборудован, другие их тоже имеют.
    А в целом- можно почитать подробную статью Климова, насколько я понимаю, так как фамилию автора я там не нашёл.

    https://www.google.com/amp/s/amp.topwar.ru/179699-ihtiozavr-i-drugie-jelektricheskie-torpedy-novye-i-starye.html
    1. Momotomba
      Momotomba 24 июня 2021 08:25
      +1
      Цитата: Avior
      Переход от двигателя постоянного тока на синхронный бесколлекторный автоматически поднимает дальность хода за счёт того, что КПД у синхронных выше до 25 процентов- с 65-70 до 90-92 процентов.
      То есть при том же аккумуляторе запас хода больше будет, и греться двигатель меньше будет, это так.

      Синхронный электрический двигатель всегда без коллектора. Такова уж его конструкция. hi
      На основании чего Вы утверждаете, что кпд СД выше, чем кпд ДПТ, тоже непонятно.
      Да и про нагрев непонятно... Не могли бы прояснить?
      1. 113262а
        113262а 24 июня 2021 08:38
        +1
        Про синхронный ничего не написано! Просто БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ! Как на электромобилях. Может даже Дуюнова.
        1. Avior
          Avior 24 июня 2021 09:00
          +3
          В торпедах используют ВДПМ
        2. Momotomba
          Momotomba 24 июня 2021 09:22
          +3
          Цитата: 113262а
          Про синхронный ничего не написано!

          В статье ничего, согласен. А вот в комментарии Avior'а написано))
      2. Avior
        Avior 24 июня 2021 08:59
        +4
        На основании справочников
        Возьмите справочники по тем и по другим- разница видна сразу.
        Удвигателей переменного токакпдв принципе выше в целом.
        Про нагрев тожепонятно- все потери кпд выделяются в двигателе в виде тепла- чем меньше кпд, тем больше тепла выделится
        Что касается
        Синхронный электрический двигатель всегда без коллектора.

        Это так, разве что контактные кольца для обмотки возбуждения могут быть. Просто в статье не написано, что это синхронный двигатель.
        В торпедах используют ВДПМ.
        1. Momotomba
          Momotomba 24 июня 2021 09:29
          +3
          Цитата: Avior
          В торпедах используют ВДПМ.

          Вентильный... Это обычный дпт, только роль коллектора исполняют полупроводники. Сама машина получается хуже коллекторной. Из плюсов можно отметить только отсутствие искрения.
          Цитата: Avior
          Это так, разве что контактные кольца для обмотки возбуждения могут быть. Просто в статье не написано, что это синхронный двигатель.

          СД в торпеде точно не может быть, согласитесь) а кольца - это не коллектор, т.к. они не выполняют роль выпрямителя/инвертора.
          Интересно почему бы постоянное напряжение акб не инвертировать в переменное до 400 Гц и не поставить АД с КЗР... Габариты и масса сразу бы уменьшились...
          1. Avior
            Avior 24 июня 2021 10:19
            +3
            потому что синхронная машина с постояными магнитами компактнее и позволяет более свободно менять геометрию двигателя и имеет большую перегрузочную способность.
            посмотрите, например, какой формы двигатели на электровелосипедах или самокатах. беличья клетка АД так не получится.

            Что касается вентильного двигателя, то название условное- если форма противоэдс синхронного двигателя синусоидальная- это называют вентильный двигатель (Permanent Magnet Synchronous Motor), если трапецеидальная- это бесколекторный двигатель постоянного тока (Brushless Direct Current Motor).
            hi
            1. Momotomba
              Momotomba 24 июня 2021 11:24
              0
              Перегрузочную способность? АД при перегрузке встает, а СД вываливается из синхронизма и превращается в АД со всеми вытекающими... Относительная магнитная проницаемость постоянного магнита копеечная по сравнению с железкой, на намагничивание СД с ПМ куча энергии уйдет...
              1. Avior
                Avior 24 июня 2021 11:34
                +2
                Если стоит ДПР и СУ, то из синхронизма машина не выпадает.
                На сегодняшний день сдам считаются наилучшими с точки зрения массогабаритных показателей и экономичности.
                1. Momotomba
                  Momotomba 24 июня 2021 12:53
                  0
                  А как добиваются того, что при превышении критического момента машина остаётся в синхронизме? Давно изучал науку ЭЛЕКТРОМЕХАНИКУ, начинаю забывать даже то, что знал lol
                  Цитата: Avior
                  На сегодняшний день сдам считаются наилучшими с точки зрения массогабаритных показателей и экономичности.

                  СДАМ это СДПМ? Правильно Вас понял?
                  Ну для машин с относительно малой мощностью (электросамокат, например) может быть, спорить не буду... Но для чего-нибудь большого очень сомневаюсь, иначе АД КЗР перестали бы делать...
                  В электровозах, метро, троллейбусах вроде пока без ПМ всё делают...
                  1. Avior
                    Avior 24 июня 2021 13:28
                    +1
                    Датчик положения ротора- дпр- контролирует угол ротора относительно вращающегося магнитного поля статора
                    Если нагрузка перегружает двигатель, снижается частота тока статора.
                    Это касается приводов с регулированием скорости.
                    Если этого нет, то да, выпадет из синхронизма
                    1. Momotomba
                      Momotomba 24 июня 2021 13:44
                      +2
                      Векторное управление... Мог бы и догадаться) старею. Спасибо
                  2. Avior
                    Avior 24 июня 2021 13:31
                    0
                    Ад кзр самый дешёвый по цене, поэтому самый распространённый
                    Но сейчас благодаря недорогим относительно китайским магнитам все больше используют СДПМ особенно для случай в, когда требуется компактность и высокая перегрузочная способность, а также экономичность при регулировании в широком диапазоне частот вращения и нашрузок
                    1. Momotomba
                      Momotomba 24 июня 2021 13:47
                      +1
                      Понятно, как у микромашин: жертвуем чем-то ради нужной характеристики))
    2. KVIRTU
      KVIRTU 28 июня 2021 12:05
      0
      У нас вторичные локаторы сейчас выпускают с таким приводом вращения. Да, нет редуктора, в котором надо менять масло, сальники, не надо обслуживать коллектор. Но статор сильно греется, вплоть до срабатывания термозащиты под ветровой нагрузкой.При больших мощностях речи о особом КПД не идёт, там другие преимущества. Зачем этот огород в одноразовом, вобщем то изделии, не очень понятно.
  5. Undecim
    Undecim 24 июня 2021 10:22
    +6
    На них был запечатлен процесс погрузки торпед на борт дизель-электрической подлодки «Новороссийск» пр. 636.3. Габариты и обводы таких изделий привели к появлению версии, что это были новейшие УЭТ-1.

    Автор нагоняет таинственности на общеизвестный факт. О том, что на борт "Новороссийска" принимали УЭТ-1 в открытую пишут на сайте KCHF.RU, а фото погрузки 29 мая 2018 года сделал известный всем А. Бричевский. На его сайте это фото и размещено.
  6. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 24 июня 2021 12:52
    0
    порядка 100 лямов 1 торпеда..ужас конечно((
  7. Brylevsky
    Brylevsky 24 июня 2021 13:01
    +6
    В торпеде УЭТ-1 предусматривается только самонаведение; возможность телеуправления с носителя отсутствует.

    Телеуправление в разы увеличивает вероятность успешного захвата цели и повышает гибкость применения торпеды; отсутствие системы телеуправления в современной торпеде, это очевидный шаг назад, как минимум.
    1. Вадим237
      Вадим237 24 июня 2021 16:25
      -1
      У этой торпеды дальность стрельбы в двое меньше чем у УГСТ - накой хрен она нужна вообще непонятно сейчас любой современный корабль и подлодка вражескую подлодку на дальности 50 километров обнаружить может. Этот Ихтиозавр чисто попил бабла не более.
      1. K298rtm
        K298rtm 24 июня 2021 19:30
        0
        1. Кто кого и на какой Д обнаружит - считать надо для конкретных условий.
        2. А вот данную торпеду ( судя по фото с ее винтами) пл обнаружит в момент ее выстрела (следовательно и стреляющая пл будет обнаружена) и начет выполнять мероприятия ПТЗ ( в том числе и стрельбу по П для срыва ТУ). Так что ТУ в данной ситуации не пригодится.
      2. Удав КАА
        Удав КАА 24 июня 2021 21:15
        +4
        Цитата: Вадим237
        У этой торпеды дальность стрельбы в двое меньше чем у УГСТ - накой хрен она нужна вообще непонятно
        Дело в том, что УГСТ -- торпеда ПЛА. А у нас еще есть и ДПЛ, которым тоже нужно оружие.
        Почему УЭТ-1 нам нужна?
        1. это противолодочная т-да, хотя можно и НК огорчить
        2. она малошумная, поэтому не особо демаскирует носитель
        3. дальности обнаружения современных лодок в лучшем случае -- 20-25 км, поэтому дальность обеспечивает ее боевое применение
        4. она может применяться на мелководье, а это немало.
        5. новая ГСН на основе БЭВМ повысила Д обнаружения ПЛ до 3,5 км, что соответствует МК-48...
        Из открытых источников:
        25 января 2021 года интервью СМИ ген. директора Корпорации ТРВ Б. В. Обносова:
        В 2020 году мы завершили госиспытания также первой российской электрической торпеды. ...
        Они значительно превосходят западные образцы по бесшумности хода, дальности действия, глубине погружения и дальности обнаружения цели системой самонаведения.

        Другое интервью:
        «Это полностью цифровое изделие, в ней очень много новшеств, и не обо всех из них можно открыто говорить. – Экспортная версия торпеды несколько скромнее по характеристикам, чем та, что мы предлагаем для отечественного заказчика».(Из интервью Главного конструктора «Ихтиозавра» – технического директора АО «Дагдизель» С. М. Асалиева )
        УЭТ-1Э: максимальный транспортный показатель торпеды «Дагдизеля» – 25 км, более высокой скорости -- 50 узлов и лучшей дальности обнаружения подводных целей до 3,5 км как у Мк-48 мод6. Она способна обнаруживать кильватерный след НК со временем жизни до 500 секунд.
        Таким образом, реально достигнуты: скорость - 50 уз на 25 км, радиус реагирования а/п ГСН -- 3,5 км ;наведение по кильватерному следу цели спустя более чем 8 мин.
        В чем проблема?
        Батареи торпед – один из наиболее критических вопросов отечественного торпедостроения. Будут новые торпеды -- получим достойную машину.
        АГА.
        1. K298rtm
          K298rtm 25 июня 2021 16:55
          0
          Стесняюсь спросить уважаемых специалистов : А за счет каких технологических решений достигнута малошумность и насколько она шумит меньше, чем УСЭТ 80 ?
  8. Не_боец
    Не_боец 24 июня 2021 20:34
    +4
    Бесколлекторный электродвигатель
    и прочее прочее.
    1.Технология 1990х годов Берется обычный трехфазник от Доливо-Добровольского, к нему присоединяется электронный блок и можно гонять двигатель как угодно.
    2. Большой КПД. А Вы как считали? С блоком электроники или без него? Электроника ведь тоже греется :(
    3. Без телеуправления. Да, тут на сайте писали что ГСН никогда не сравнится с лодочным ГАКом, к тому же управляемым оператором.
    4. Цена. 100 млн руб за торпеду... А не слишком ли много?