Отечественная самодвижущаяся артиллерия

Одним из главнейших качеств полевой артиллерии является мобильность. Как показала практика войн первой половины XX века, порой возникает необходимость быстрой переброски пушек с одного участка обороны на другой. Перемещение орудий в боевой обстановке является достаточно сложной процедурой, которая к тому же отнимает массу времени. Все эти недостатки обычных буксируемых пушек и гаубиц привели к появлению самоходных артиллерийских установок. Установленное на бронированном шасси орудие имело возможность вступать в бой почти безо всяких дополнительных подготовок, свойственных буксируемой артиллерии. В то же время, САУ нельзя было признать полноценной альтернативой полевым орудиям. Требовалось еще какое-то решение для обеспечения должной мобильности.

«Арсеналец»

Первый шаг в новом направлении был сделан в 1923 году на ленинградском заводе «Красный арсеналец». Конструкторы Н. Каратеев и Б. Андрыхевич разработали компактное легкобронированное самоходное шасси для 45-миллиметровой батальонной пушки. Внутри бронекорпуса конструкции под названием «Арсеналец» размещался оппозитный бензиновый двигатель мощностью всего в 12 лошадиных сил, который разгонял шасси весом чуть менее тонны до 5-8 километров в час. Очевидно, что с такими ходовыми качествами «Арсеналец» не мог поспевать за войсками на марше, поэтому гусеничный ход предполагалось использовать только для перемещений непосредственно на поле боя. Еще одной характерной чертой конструкции стало отсутствие какого-либо посадочного места для расчета орудия. Боец-водитель шел следом за «Арсенальцем» и управлял им при помощи двух рычагов. Опытный образец самоходной пушки был собран только в 1928 году и не добился значительных успехов. Конечно, военных заинтересовало самоходное шасси для полевой артиллерии, но конструкция «Арсенальца» не обеспечивала никакой защиты расчету. После испытаний проект был закрыт.


Отечественная самодвижущаяся артиллерия


Самоходную пушку «Арсеналец» очень часто относят к классу самоходных артиллерийских установок. Ввиду отсутствия на момент его разработки каких-либо серьезных проектов САУ, такое классифицирование можно признать корректным. В то же время, более поздние САУ отечественного и зарубежного производства представляли собой бронированные шасси с установленными на них орудиями и средствами защиты бойцов. Естественно, все солдаты-артиллеристы уже не должны были идти за своим вооружением пешком. Так что не менее корректно можно причислить «Арсенальца» к другому классу артиллерии, появившемуся и сформировавшемуся на два десятилетия позже – самодвижущимся орудиям (СДО).

СД-44

В 1946 году на вооружение Советской армии была принята противотанковая пушка Д-44 калибра 85 миллиметров. Это орудие, разработанное в свердловском ОКБ-9, фактически объединило весь опыт создания пушек такого класса. Конструкция пушки оказалась настолько удачной, что Д-44 до сих пор стоит на вооружении в нашей стране. Вскоре после принятия пушки на вооружение уральские инженеры под руководством Ф.Ф. Петрова начали проработку проекта увеличения ее мобильности за счет собственного двигателя. Проект подготовили только к началу 49-го года, когда его одобрили в Министерстве вооружений. Следующие несколько лет ушли на испытания, выявление и устранение недостатков. В ноябре 1954 года самодвижущаяся пушка была принята на вооружение под обозначением СД-44.

Отечественная самодвижущаяся артиллерия


При разработке самоходного лафета конструкторы ОКБ-9 пошли по пути наименьшего сопротивления. Ствольная группа исходной пушки Д-44 никак не изменялась. Ствол-моноблок с двухкамерным дульным тормозом и казенником остались прежними. Солидной доработке подвергся лафет орудия. К левой его станине был прикреплен специальный металлический короб, внутри которого размещался мотоциклетный двигатель М-72 мощностью 14 л.с. Мощность двигателя передавалась на ведущие колеса через сцепление, коробку передач, главный вал, задний мост, карданный привод и бортовые передачи. Органы управления двигателем и коробкой передачи были вынесены в хоботовую часть левой станины. Там же монтировалось сиденье для водителя и рулевой агрегат. Последний представлял собой узел, состоящий из рулевой колонки, механизма поворота и направляющего колеса. Во время перевода пушки в боевое положение направляющее колесо откидывалось вбок-вверх и не мешало сошнику станины упираться в землю.

В походном положении орудие СД-44 весило порядка двух с половиной тонн. При этом оно могло ездить со скоростью до 25 км/ч, а 58 литров бензина хватало для преодоления 22 километров. Тем не менее, основным способом перемещения орудия по-прежнему оставалась буксировка другой техникой с более серьезными ходовыми качествами. Примечательно, что в состав оборудования СД-44 входила лебедка для самовытаскивания. В походном положении ее трос хранился на противопульном щите, а при необходимости он закреплялся на специальном барабане на оси ведущих колес. Таким образом, привод лебедки осуществлялся при помощи основного двигателя М-72. На переведение пушки из боевого положение в походное и наоборот расчету из пяти человек требовалось не более минуты. С появлением военно-транспортных самолетов Ан-8 и Ан-12 появилась возможность транспортировать пушку СД-44 по воздуху, а также десантировать ее с парашютом.

СД-57

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны в нашей стране был разработан целый ряд артиллерийских орудий. Среди прочих была создана противотанковая пушка Ч-26 калибра 57 миллиметров. Это орудие имело ствол длиной в 74 калибра с клиновым затвором, гидравлические противооткатные устройства, а также лафет с двумя станинами и колесным ходом. Серийное производство пушки Ч-26 началось в 1951 году. Тогда же возникла идея повысить мобильность орудия за счет возможности перемещаться по полю боя без использования тягача, тем более что ОКБ-9 уже вплотную занималось этим вопросом. ОКБЛ-46, разработавшее пушку, передало всю необходимую документацию на Завод №9 в Свердловске: оба предприятия должны были на конкурсной основе спроектировать на базе Ч-26 самодвижущуюся пушку. Техническим заданием предусматривалась установка на готовое орудие двигателя, трансмиссии и сопутствующего оборудования. Кроме того, требовалось сохранить возможность буксирования различными тягачами для перевозки на большие расстояния. Свердловские инженеры подготовили проект СД-57, ОКБЛ-46 – Ч -71. В общих чертах оба варианта моторизации орудия были похожи. Тем не менее, в 1957 году на вооружение была принята пушка СД-57, обладавшая лучшими характеристиками.

Отечественная самодвижущаяся артиллерия


Сама пушка во время модернизации не претерпела каких-либо серьезных изменений. Моноблочный ствол по-прежнему оснащался высокоэффективным дульным тормозом двухкамерной системы. Клиновой затвор имел систему копирного типа и автоматически открывался после каждого выстрела. Ствольная группа пушки СД-57 связана с гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Механизмы наведения, противопульный щит и т.п. детали так же остались прежними. Заметной доработке подвергся лафет, который было необходимо оснастить двигателем. На левой стороне несущего листа орудия смонтировали специальную раму для двигателя М-42. Карбюраторный двигатель имел два цилиндра и выдавал мощность до 18 лошадиных сил. Двигатель был связан со сцеплением, коробкой передач (три передачи вперед и одна назад), несколькими валами и бортовыми передачами. Вращение передавалось на колеса лафета, расположенные непосредственно под пушкой. 35 литров бензина находились в баках внутри и снаружи станин. Для обеспечения возможности самостоятельной езды и управления направлением движения на правой станине (если смотреть со стороны казенника пушки) был смонтирован специальный узел, объединявший в себе направляющее колесо, механизм поворота и рулевую колонку. Кроме того, в той же части станины размещались рычаг коробки передач и педали. При приведении пушки в боевое положение колесо складывалось вбок. Примечательно «происхождение» колес самодвижущегося лафета: ведущие колеса были взяты с автомобиля ГАЗ-69, а направляющее – с «Москвича-402». Для удобства артиллериста-водителя на той же правой станине устанавливалось сиденье. В средней части станин имелись крепления под ящик с боекомплектом. Пушка СД-57 в походном положении весила порядка 1900 кг. Вместе с расчетом из пяти человек на шоссе она могла разгоняться до 55-60 километров в час.

Тем не менее, собственный двигатель предназначался исключительно для небольших переездов прямо на поле боя. К месту сражения пушку предполагалось буксировать любым подходящим автотранспортом. Кроме того, габариты и масса пушки позволяли при необходимости транспортировать ее подходящими самолетами или вертолетами. Так, СД-57 можно было перевозить, в том числе, и на недавно появившемся вертолете Ми-4. Одними из первых новую пушку получили воздушно-десантные войска. Подразумевалось, что именно самодвижущиеся орудия должны обеспечить десантирующиеся подразделения должной огневой поддержкой. Действительно, СД-57 имела возможность не только посадочного десантирования, но и парашютного. В то же время, определенные нарекания вызывала мощность пушки. В конце 50-х калибр в 57 миллиметров был явно недостаточен для поражения некоторых бронированных целей. Таким образом, СД-57 могла успешно бороться только с легкой бронетехникой противника и полевыми укреплениями.

СД-66

Главный способ повышения огневой мощи артиллерии – увеличение калибра. Одновременно с СД-57 в ОКБ-9 разрабатывалось еще одно самодвижущееся орудие, на этот раз калибра 85 миллиметров. Основой для проекта СД-66 стала противотанковая пушка Д-48, разработанная в самом конце сороковых. По своей конструкции в целом она была аналогична Д-44, но отличалась рядом технологических и конструктивных нюансов. В частности, Д-48 получила новый дульный тормоз, поглощавший до 68% отдачи. Испытания Д-48 начались еще в 1949 году, однако серьезно затянулись по причине доводки некоторых узлов и агрегатов. Так, например, всего через несколько недель после начала испытаний от конструкторов потребовали разработать новый дульный тормоз, который не посылал бы столько раскаленных газов в сторону орудийного расчета. В итоге принятие на вооружение пушки Д-48 состоялось только в 53-м году.

В ноябре 1954 года ОКБ-9 получило задание доработать пушку Д-48 до состояния самодвижущегося орудия. Уже на ранних стадиях проекта СД-48 стало ясно, что понадобится какое-то новое решение относительно ходовой части орудия. Исходная Д-48 вместе с лафетом весила около 2,3 тонны – мотоциклетные двигатели не справились бы с задачей. По этой причине в московский НАМИ отправили соответствующий запрос. В сентябре следующего 1955 года сотрудники Автомобильного и автомоторного института закончили проектирование двигателя НАМИ-030-6 мощностью 68 л.с. и трансмиссии для него. За это время свердловские конструкторы успели разработать четырехколесное шасси с шаровым погоном и откидывающимися сошниками. Четырехколесная платформа оснащалась мостами от автомобиля ГАЗ-63 и аналогичной ему системой управления. Благодаря значительному обновлению облика самоходного лафета СД-48 могла вести круговой обстрел целей. Новый лафет оказался достаточно сложным и тяжелым. Поэтому для переведения орудия из походного положения в боевое и обратно потребовалось ввести отдельную гидросистему с механизмами для подъема и спуска пушки.

В 1957 году проект СД-66 был рассмотрен в Главном артиллерийском управлении, где стал объектом критики. Для быстроты переведения орудия в боевое положение требовалось перевозить пушку стволом вперед, что при использованном шасси было невозможно. Также возникли претензии по жесткости конструкции и ее износу в ходе эксплуатации. Тем не менее, ГАУ рекомендовало попытаться исправить выявленные недостатки и собрать макет самодвижущейся пушки. Вскоре после этого проект был закрыт ввиду невозможности исправления всех недочетов. Стоит отметить, что первый неудачный опыт с самоходным четырехколесным шасси для пушки повлиял на дальнейшее развитие этого направления: после СД-66 все отечественные СДО делались по трехколесной схеме, отработанной на СД-44 и СД-57.

«Спрут-Б»

Последним на данный момент отечественным самодвижущимся орудием является пушка 2А45М «Спрут-Б», разработанная в ОКБ-9. Ствол пушки калибром 125 миллиметров не имеет нарезов и оснащается дульным тормозом оригинальной конструкции. Лафет орудия «Спрут-Б» изначально разрабатывался в качестве буксируемого, но имеющего возможность перемещаться самостоятельно. Перед противопульным щитом пушки, справа от ствола (при взгляде со стороны казенника) размещен бронированный короб, внутри которого располагается двигатель. Основой силовой установки «Спрута-Б» является двигатель МеМЗ-967А с гидроприводом. Мощность двигателя передается на ведущие колеса, расположенные непосредственно под казенной частью пушки. С левой стороны от ствола размещено рабочее место водителя с рулем и прочими органами управления. Интересна конструкция лафета. В отличие от предыдущих самодвижущихся орудий, «Спрут-Б» имеет опорную конструкцию из трех станин, что позволяет ему вести круговой обстрел целей. При переводе пушки в боевое положение передняя станина остается на месте, а боковые разводятся в сторону и фиксируются. Переднее направляющее колесо крепится на передней станине и откидывается вверх. Ведущие колеса, в свою очередь, поднимаются над уровнем земли, а пушка опирается на станины и центральную опорную плиту.

Отечественная самодвижущаяся артиллерия


Ввиду большой боевой массы пушки – 6,5 тонны – перевод в боевое или походное положение осуществляется при помощи гидросистемы, что сокращает время перевода до полутора-двух минут. Большой вес сказался на скорости передвижения: собственный двигатель орудия обеспечивает не более десяти километров в час на сухой грунтовой дороге. Низкая скорость при самостоятельном передвижении с лихвой компенсируется возможностями буксирования. При помощи грузовиков типа «Урал-4320» или тягачей МТ-ЛБ орудие «Спрут-Б» может буксироваться по шоссе со скоростью до 80 км/ч. Таким образом, ходовые параметры пушки при буксировании ограничиваются только возможностями выбранного тягача.

Пушка «Спрут-Б» интересна не только оборудованием для самостоятельного перемещения по полю боя. Калибр и гладкий ствол позволяют использовать ту же номенклатуру боеприпасов, что используется с пушками отечественных танков. Раздельно-гильзовые выстрелы позволяют успешно бороться со всем спектром целей, для уничтожения которых предназначается противотанковая артиллерия. Так, для уничтожения танков противника существует подкалиберный снаряд ВБМ-17, а для стрельбы по слабо защищенным целям и живой силе противника предназначен выстрел ВОФ-36. Кроме того, из ствола пушки 2А45М могут запускаться управляемые ракеты 9М119 с наведением по лазерному лучу. Такие боеприпасы увеличивают радиус надежного поражения целей прямой наводкой до четырех километров и обеспечивают пробитие 700-750 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой.

***

Самодвижущиеся орудия являются одной из самых оригинальных идей, когда-либо применявшихся в артиллерии. В то же время, они не получили значительного распространения и этому есть несколько причин. Во-первых, в то время, когда появились первые полноценные проекты СДО, ведущие страны мира уже могли либо стремились обеспечить каждую пушку собственным тягачом. Оборудование для самостоятельного движения выглядело лишь дополнительной мерой. Второй причиной стала относительная сложность производства такого вооружения. Несмотря на кажущуюся простоту – установить двигатель и трансмиссию на лафет – перед конструкторами вставало несколько достаточно сложных задач. Главным фактором, мешавшим сделать все быстро и просто, являлись возникающие при стрельбе толчки и вибрации. Далеко не каждый двигатель справится с такой нагрузкой без повреждений собственной конструкции. Наконец, широкому распространению самодвижущихся орудий помешали взгляды на тактику гипотетической войны. Фактически СДО по-настоящему были нужны только воздушно-десантным войскам, которым требовалась компактная и легкая артиллерия, пригодная для посадочного или парашютного десантирования. Причиной этого была сравнительно низкая грузоподъемность имевшейся авиационной техники. После появления тяжелых военно-транспортных самолетов и вертолетов ВДВ смогли полноценно использовать «общевойсковые» пушки и тягачи для них. Соответственно, острая надобность в самодвижущейся артиллерии отпала.

И все же не стоит костерить СДО за кажущуюся бесполезность. Возможность самостоятельного передвижения по полю боя и за его пределами в определенной ситуации может спасти жизнь солдатам-артиллеристам или обеспечить своевременное отражение атаки. Стоит помнить, что класс самодвижущихся орудий появился по результатам Второй Мировой войны, когда мобильность полевой артиллерии имела высокий приоритет и была способна кардинально повлиять на исход боя или целой операции. В настоящее время ведущие армии мира переходят на новые структуры, подразумевающие создание высокомобильных подразделений. Возможно, в новом облике мировых армий найдется место и для самодвижущихся орудий.


По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://zw-observer.narod.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://warfare.ru/
http://rusarmy.com/
http://dogswar.ru/
http://русская-сила.рф/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. vylvyn 4 сентября 2012 10:23
    Кирюха молодец, классная статья. good Фотки в тему. Рулит первая и третья фотка. На третьей фотке чел прикольный в профессорских очках. Полный улёт. good Гонят по просёлку прям как в песне - "прокати нас .... на тракторе, до околицы нас прокати" laughing
    Честно говоря, идея 20-х годов мне больше понравилась. Мобильность у такой компановки, ИМХО, выше. А защиту в виде щита, как на более поздних образцах, с относительно мощным мотором, на такое шасси можно поставить без проблем. Получится что-то похожее на "Рипсо". Приделай к этому дистанционное управление - и имеем боевого робота.
    vylvyn
    1. Мак 4 сентября 2012 13:40
      человек в профессорских очках судя по шлемам немец гэдээровский
  2. Glenn Witcher 4 сентября 2012 10:46
    На 26:10 и далее видео с СДО. Оригинальное применение "в комплекте".
  3. bazilio 4 сентября 2012 14:12
    Интересные агрегаты))) Сама идея очень впечатляет
  4. Братец Сарыч 4 сентября 2012 15:13
    Привлекли внимание фотографии, и появились вопросы...
    На первой фотографии что-то народ на наших вообще не похож - как-то одеты они совсем иначе, да и такого фасона фуражек у нас отродясь не было, на мой взгляд...
    На втором и третьем фото рассекают явно наши "немецко-фашистские братья", то есть военнослужащие ННА ГДР...
    Интересно, на сколько возросла стоимость Спрута из-за всей этой самодвижущейся музыки и стоили ли это делать вообще в данном случае?
    Братец Сарыч
    1. Kibb 6 сентября 2012 18:26
      Цитата: Братец Сарыч
      Интересно, на сколько возросла стоимость Спрута из-за всей этой самодвижущейся музыки и стоили ли это делать вообще в данном случае?

      Да и не очень понятна концепция этой ПТП.Стоило ли ее делать вообще?
      Kibb
  5. одессит 4 сентября 2012 17:30
    Сталкивался по службе с самодвижужимся Спрутом.Хрень редкая.По пахоте еле ползает и без помощи расчета нифига долеко не уедешь, особенно по грязюке.А моторесурс движка малый.Постоянно что-то летело.
    одессит

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня