Советы к лету. Наборы из всего, что под руками

46

Удивительно, но даже сегодня находятся люди, которые сбирают модели из наборов посылок производства ДОСААФ. Вот, например, такие, как этот ракетный катер. О котором в Интернете написано следующее: «Ракетный катер типа «Оса», масштаб 1:72, автор Вовасов Алексей. Клинцы. Россия. Модель ракетного катера типа «Оса» собрана из деталей и заготовок набора ЦМК. Винтомоторная и рулевая часть модели действующая. Модель собрана в 2019–2020 учебном году и определена на перспективную доработку. Автор – юноша – 9 лет. Тренер Широков О. А.»

«Человек по имени Димитрий, серебряных дел мастер,
изготовлял из серебра модели храма богини Артемиды
и тем самым давал местным ремесленникам возможность заработать».
(Деяния апостолов 19:24)

Творчество вокруг нас. В прошлый раз во время обсуждения очередной статьи о моделировании речь зашла о наборах-посылках ДОСААФ, на которых очень многие мальчишки, а случалось, что и девчонки, приобщались к занятиям техническим моделированием. Лично у меня от них опыт только негативный. И вот почему. Потому, что собирались они по остаточному принципу: на них шла самая плохая древесина, поэтому они требовали много труда, а результат получался неважнецкий. Хотя были исключения, ну хотя бы вот эта модель Алексея Вовасова.


Ракетный катер Алексея Вовасова. Вид сбоку. Для девятилетки очень неплохо. Хотя почему-то и нет поручней…

У меня в свое время был другой набор – «Большой охотник». Хорошо помню, что корпус был сделан просто мастерски. Но вот детали для надстроек были из пересушенной и очень колкой сосны. Обрабатывать их было сущим мучением и, разумеется, я их все перепортил. А сделать их аналоги из белого картона на ум мне просто не прошло. Как, впрочем, не пришло и авторам-разработчикам этой модели. Ведь можно было бы напечатать развертки всех деталей на картоне, чтобы их можно было вырезать и склеить. А требуемую жесткость обеспечить за счет каркаса. Но нет – в досаафовские модели вкладывались самые настоящие «дрова», способные скорее отпугнуть ребенка от творчества, нежели привлечь к нему.




Вот они, чертежи этого «охотника»…

Впрочем, самой моей первой моделью из набора был планер А-1.

Авиамодельный кружок открыли у нас прямо в школе, и это было удобно, так как не надо было никуда ходить, а школа моя была рядом с домом. Руководителем был совсем молодой парень и педагог из него, равно как и моделист, был на букву «г». Дал он нам каждому по набору и велел вырезать ножами нервюры. Показал, как это делается, но… не предупредил, что пересушенную фанеру нужно предварительно размочить. Ну, у меня все нервюры и поломались. И все… Конец работе, потому что вторую бесплатную модель он мне не дал. И все оставшиеся занятия я или слонялся без дела, или помогал тем, у кого что-то получалось. Причем с каждым занятием таких вот, как я, выбывших из игры, становилось все больше и больше.


Набор для изготовления модели планера А-1

В итоге мы всем кружком из 15 человек собрали один единственный планер. И запустили его! И благополучно разбили в первом же полете. Надо ли говорить, что больше я в модельные кружки не ходил.


Потом уже самостоятельно я попробовал сделать вот такую, тоже очень простую модель и опять поломал все нервюры. То, что их можно было вырезать из картона, мне даже и в голову не пришло

Вот почему, когда я сам стал руководить кружком конструирования новых видов игрушек на Областной пензенской СЮТ, в основу работы с детьми был положен принцип… лени и максимального «руко…ства». То есть, чтобы работал ребенок по минимуму, а получал бы результат по максимуму. Вот, как этот принцип был реализован на примере учебно-тренировочной авиамодели для самых-самых начинающих.

Прежде всего, крыло без нервюр. Кусок фанеры 1,5-мм, и все. Вырезы 13 оказались не нужны, кстати говоря. Их вполне можно не делать. Профиль крыла задают пластины 15, вырезанные из пенопласта на термостанке с помощью раскаленной нихромовой проволоки. А профиль 1 – это же и две концевые нервюры для жесткости. Только их нужно заранее вырезать из тонкого дюраля и закрепить между ними кусок пенопласта. Бак для топлива 4 – такого же профиля, паяный из жести.

Корпус – опять-таки из пенопласта, армированного фанерой. Фигурка пилота очень украшает такую модель. А вот шлем был сделан из теннисного шарика.

Очень удачным получилось шасси. В двух вариантах: паяное – из толстой проволоки и деревянное. Вынос колеса вперед обеспечил возможность надежной посадки даже в тех случаях, если моделью управлял новичок.

Кстати, красить ее тоже было не надо. Все деревянные детали покрывались лаком, а крылья оклеивалась цветной липкой лентой. В 1982 году она как раз появилась в продаже, причем даже флуоресцентная!

Ну, а сегодня такую модель можно оснастить электродвигателем (в то время она рассчитывалась под двигатель МК-17, но летала на МК-12В, поэтому развивала очень большую скорость!) и радиоуправлением. Благо сегодня и двигатель, и рулевые машинки, и систему управления можно заказать по почте.


Вот эта модель!

Вообще, простейший набор-конструктор для своего сына или внука вы легко можете сделать и сами. Например, «из всего, что под руками» собрать набор деталей для фантастического судна СМПВ – «судна с малой площадью ватерлинии». В 80-е годы прошлого века о них много говорили, но затем интерес к ним как-то угас. Но какое это имеет значение, если модель получается оригинальной и красивой?!


Модель судна СМПВ

Вот, например, модель судна СМПВ с корпусом из банки из-под сардин. Опоры-поплавки – корпуса от толстых фломастеров, причем настолько толстых, что удалось вставить в них микроэлектродвигатели ДК-5-19. Стойки корпуса – листовой полистирол. К поплавкам они крепились полистироловым клеем, а к корпусу из жести – винтами и гаечками от детского конструктора. Корпус из баночки из-под сардин был выбрал потому, что в нем помещалась популярная в то время плоская батарейка «КБС». Надстройки – из полистирола и картона.

Сегодня вопрос с поплавками решается совсем легко. Их можно сделать из пластиковых канализационных труб, либо из склеенных между собой четырех баллончиков из-под дезодоранта. Есть такие с замечательными крышками обтекаемой формы… Кстати, справа внизу изображен вариант с крылом-парусом. Однако он положительных свойств в ходе испытаний на плаву не показал!

Советы к лету. Наборы из всего, что под руками
Моторы для судомоделей, причем прямо с валами и винтами, сегодня можно заказать по почте. И цена у них совсем не велика!


Модель судна СМПВ с паропульсиром

Движителем такой вот модели СМПВ может служить и паропульсирный движитель. Обычно его ставят на совсем уж примитивные лодочки, спаянные из жести или же медной фольги. В данном случае такой паровой двигатель можно поставить и на модель СМПВ с поплавками, сделанными из баллончиков из-под аэрозольных эмалей. Тут главное обеспечить их герметичность, а сам корпус выполнить огнестойким. Ну, скажем, оклеить его для этого листовым асбестом. Хотя в то уже далекое от нас время я оклеивал его… полосками асбестового фитиля от керосиновых ламп. Даже и не скажу – есть ли сегодня такой товар в продаже вообще.

Хотя вот те же китайцы, например, умудряются делать интересные наборы самоделок из обычной фанеры и кусочка пенопласта.


Сборная модель китайского производства из фанерных деталей, вырезанных лучом лазера, и кусочка пенопласта

Заметим, что интересную модель, причем даже не надводного корабля, а подводной лодки начала ХХ века можно сделать из самой обыкновенной чертежной бумаги. Посмотрите на рисунок внизу…

Основой корпуса является определенным образом склеенный и обрезанный трехгранный профиль 1. Самое забавное, что практически вся модель делается из плотной бумаги. Главное, как следует ее прокрасить нитрокраской снаружи и залить горячим парафином изнутри (для этого на корпусе модели предусмотрены отверстия, а заливку проводят через воронку!). Двигатель размещается необычным образом – в цилиндрической рубке с гибким приводом на гребной винт. Управление лодкой осуществляется по проводам (они должны быть тонкими и мягкими!), причем подключается батарейка питания (или батареи питания) через реостат. Чем больше напряжение, тем больше оборотов и тем круче лодка идет на дно. С выключенным двигателем она должна всплывать.


Подлодка с корпусом из бумаги

Интересно, что оригинальную сборную модель (по технологии «вакуформ», «резин кит» и штампованную из полистирола) подводной лодки можно сделать и выпустить в продажу, взяв за основу знаменитую желтую субмарину Жака Ива Кусто перед Океанариумом в Монако. И, естественно, там же ее и продавать, поскольку народ там очень даже денежный, да и туристы не бедные. Мальчик станет просить: «хочу желтую лодку», ему и купят!


«Желтая субмарина» возле Океанариума в Монако. Фото автора

В советское время корпуса плавающих моделей катеров рекомендовалось делать даже из папье-маше. После пропитки нитролаком они становились очень прочными.


Модель катамарана с корпусом из папье-маше

Обойма из жести для крепления микроэлектродвигателя ДП-10 разработка не моя. Никогда мне такие сложные конструкции не нравились. Но ее можно было взять из журнала ЮТ, вот я этим и воспользовался. Но сделать сделал, потому что издательство требовало фото самоделок. А сделал – решил, что надо проще: приклеил к корпусу двигателя толстую вязальную спицу, проделал в ней под вал винта отверстие, а вал двигателя с этим валом соединил хлорвиниловой трубочкой. И заработал движок! И вот с ним-то эту модельку потом и запускал.


Самодельный «подвесной мотор»

Сегодня делать такие «моторы» не нужно. Можно и нужно выбрать подходящий и заказать по почте. Есть мощные, есть послабее. И опять же – недорого. А качество хорошее. Прежнего советского не хуже!


Вот они, современные «подвесные моторы». Кстати, их можно и на модели судов СМПВ поставить!

Ну и благодаря резке на станках с ЧПУ и станках с лазерной резкой можно быстро и легко получать заготовки из фанеры для таких вот моделей. Сборка у них самая простая, ну а количество деталей минимальное…


Фанерная модель катера китайского производства


А так его корпус выглядит изнутри

Как видите, все эти наборы очень просты и вполне по силам фирмы «УО». Хотя и для своего собственного ребенка сделать все это не проблема, равно как и собрать вместе с ним… Ну и производство собственное, «индустрию в гараже» почему бы и не открыть? Ну а, опять же, о выборе самоделок для наборов мы поговорим в нашем следующем материале.

Продолжение следует…
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    1 июля 2021 15:27
    Черт возьми, Вячеслав Олегович!
    Я также ходил в авиамодельный кружок и, также, собрал и планер, и резиномоторку!
    Правда, пожили они у меня подольше - несколько дней.
    А потом были другие самолёты. Потом кордовые с ДВС...
    Спасибо за ностальгию. Без этой статьи я бы и не вспомнил о тех наборах...
    1. +12
      1 июля 2021 15:53
      Присоединяюсь к Вождю! Вот это ностальжи))) сразу вспомнились картонные модели из детства))) Олегович порадовал в перерыве борьбы с огурцами laughing
      1. +5
        2 июля 2021 05:35
        А я немного похвастаюсь. Сложность конечно на порядок меньше чем у детей 9 лет, но чем бы дядька не тешился - лишь бы деньги домой носил (есть другой вариант с пивом).
        Кит из конструктора Лемо - бушующий милицейский мотоцикл.
        1. +1
          2 июля 2021 11:19
          Помню в детстве, дядька на моте с коляской возил за грибами)
    2. +1
      3 июля 2021 10:23
      Рад, что доставил Вам удовольствие!
  2. +11
    1 июля 2021 15:28
    Кррасота ! Каждая ваша статья этого цикла - это Ностальгия :-)
    Вячеслав , извините за оффтоп - у меня к Вам вопрос ! Вы довольно интересно осветили работу агитпропагандистов времен упадка СССР , у Вас не возникало желания обозреть агитационно-пропагандистские методы начала 90х-до 1996 например ? То что подводило страну к знаменитой кампании "Голосуй или проиграешь" и вообще -так сказать разбор масштабов и способов влияния на мнения пост-Советский эпохи . Очень любопытно было бы почитать !
  3. +13
    1 июля 2021 15:36
    Эх, детство... Почти каждый пацан что-то собирал или ходил в какой-то кружок, а за моделями просто гонялись. Отцы вместе с нами делали из дерева и картона корабли, самолёты...
    А некоторые отливали самолёты из алюминия, олова или свинца. Правда из алюминия только, если кто-то на заводе работал

    1. +14
      1 июля 2021 16:01
      У нас тоже была очень развита металлургическая промышленность.Только основным сырьем был не алюминий,а свинец.Вот его много было,отливали всё - от грузил до солдатиков.К авиации почему-то никто особого пиитета не испытывал,зато кораблей наделали массу!Правда,они все погибли в жестоких морских сражениях,так что фото по понятным причинам выложить не могу,но поверьте на слово - они были шедеврально прекрасны!И ведь все прекрасно знали,что их ждет недолгая жизнь и красивая гибель в бою,но делали очень тщательно и с любовью,на века..Спасибо автору за светлые минуты ностальжи..
      1. +3
        2 июля 2021 02:02
        Цитата: СЕРЖ ант
        Только основным сырьем был не алюминий,а свинец.Вот его много было,отливали всё

        Так аккумуляторами кислотными неисправными или битыми можно было без проблем разжиться. Только успевай из них свинец "добывать"... Плавили в банке консервной, потом лили в форму, которую вырезали в куске глины...
    2. +14
      1 июля 2021 18:09
      А некоторые отливали самолёты из алюминия, олова или свинца. Правда из алюминия только, если кто-то на заводе работал

      Отец друга детства работал в литейке завода сельхозмашин. Вот мы там осваивали ручную формовку и литье в "'землю".
      Но у нас пользовалось популярностью стрелковое оружие.
      Один образец сохранился до сих пор, внук играется.
      1. +6
        1 июля 2021 18:57
        Эти Вальтеры вроде в пластмассе продавались по 40 коп. И шли как форма!
        1. +6
          1 июля 2021 19:09
          Это не "вальтер", это "парабеллум". Использовался как модель при формовке.
  4. +15
    1 июля 2021 15:37
    Насчёт пересушенной фанеры. Пилить нервюры приходилось лобзиком, причём пилки лопались одна за одной, зато приобретался опыт работы с инструментом. Что касается "схематической летающей модели самолёта", то данная модель выпуска начала 60-х годов не имела нервюр, вместо них были изогнутые из проволоки дужки, на которые наклеивалась бумага. После смачивания водой и высыхания она очень сильно натягивалась, образуя несущую поверхность. Автор привёл снимок "схематической модели" конца 80-х годов (ТО-87, ОСТ-87), может, в это время в ней стали применяться нервюры, не знаю. На приведенном снимке полёт модели с проволочными нервюрами в начале 60-х годов.
    Особенно хорошо видна тень модели, идущей с набором высоты.
    И насчёт модели катера, точнее, подписи под ним. На флоте нет "поручней". Есть леерное ограждение.
    1. +2
      2 июля 2021 16:31
      Цитата: Авиатор_
      Насчёт пересушенной фанеры. Пилить нервюры приходилось лобзиком, причём пилки лопались одна за одной, зато приобретался опыт работы с инструментом. Что касается "схематической летающей модели самолёта", то данная модель выпуска начала 60-х годов не имела нервюр, вместо них были изогнутые из проволоки дужки, на которые наклеивалась бумага. После смачивания водой и высыхания она очень сильно натягивалась, образуя несущую поверхность. Автор привёл снимок "схематической модели" конца 80-х годов (ТО-87, ОСТ-87), может, в это время в ней стали применяться нервюры, не знаю. На приведенном снимке полёт модели с проволочными нервюрами в начале 60-х годов.
      Особенно хорошо видна тень модели, идущей с набором высоты.
      И насчёт модели катера, точнее, подписи под ним. На флоте нет "поручней". Есть леерное ограждение.

      Приветствую Вас ,как и всех участников " ветки"!...Смотрю,-не много таковых осталось... Тем более, дорого общение!
      Автору,однозначно,-спасибо за воспоминания!!!Восприятие,оценка,правда несколько иная...Ракетного катера не было,был торпедный,-сосновая болванка(корпус), нутро коего следовало "изьять".
      ...Да,полезно,в плане поиска информации,методов,приемов...(ЕМНИП,использовал книгу " Юный судомоделист"...1957 г. ,если не ошибаюсь...И сверлил,и долбил...Ничего не вышло!(сучок был..))).НО ОПЫТ!!!
      Кстати,упомянутая книга спасла меня много лет спустя,-надо было написать сочинение,изложение,на тему "Кем я хочу стать"... Естественно,затянул до последнего,-долго обдумывал...(может, слишком ответственно подошёл к вопросу?).Итог: ответственный матч,знаковый,по волейболу между микрорайонами(на двором уровне,- тогда играл значимо для того уровня...).
      ...Около 23 .00 врываюсь радостный домой,-победили!...Конкретный вопрос от отца:" Сочинение написал?"...
      ...После ответа получил первую,и ,как помню,последнюю оплеуху от Отца! -"Пока не напишешь,-спать не ляжешь!"
      Пригодилась книжка!..Предисловие:"Наша страна,-СССР,-великая морская держава! Её границы омывают воды ... океанов,и ....морей.Общяя протяженность морских границ составлянт ...км.КПСС и Советское Праительэство постоянно заботится о..."(Чем хуже нынешнего положения?)..
      Скажите,скажите мне, пожалуйста,-почему мой Отец,(да даже его "собуыльники" гаражные,-среди которых были и ветераны ВОВ,полные кавалеры Ордена Славы,в звании сержанта(!),-полковая разведка,-помню по демонстрациям,парадам, в Риге-," трудовые коллективы" чтили Память,во всех хороших смыслах!Не отрицаю,-меркантильная составляющяя присутствовала всегда,-,общественно осуждалась;на бытовом уровне,-типа"хочешь жить,-умей вертется.."
      Ну, и....подитожу...
      Моё сочинение, так же как и сочинение моего школьного друга,тоже получившего "люлей" от Бати,моряка ДП,чудом окзавшегося в нужное время в нужном месте...-уже в форме реферата,заняло место среди достижений школы.Я уж ВВУЗ закончил,-все висело га стенде...Приятно,конечно,-с одной стороны!А что,других нормальных позже не нашлось?!!
      1. +1
        2 июля 2021 17:16
        Привет единомышленнику! Модели самолётов, как и резиномоторную подводную лодку, и яхту делал тогда из таких наборов с отцом, участником войны. Место, где жили тогда, в 60-е, было рядом с Оренбургским лётным училищем (оно было через забор от нас). Комплекс домов (13 городок) был местом проживания профессорско-преподавательского состава училища, но не только - жили и железнодорожники, и работяги с машзавода. Рядом был заброшенный парк (Чилижник, чилига это кусты жёлтой акации). потом был обрыв и река Урал, а дальше - всё, конец городу. Кем стать - вопросов не возникало, конечно же космонавтом, тем более, что Гагарин регулярно приезжал в училище. Потом желание было скорректировано, поскольку поползло зрение, а к старшим классам стал увлекаться физикой, регулярно входил в состав городской команды на олимпиадах, один раз даже ездил в составе областной команды на Союзную олимпиаду (1970, Свердловск). Потом поступил в МФТИ и уехал из Оренбурга. Город за последнее время сильно изменился - училище ликвидировали в 1993, берег Урала застроили элитным жильём, парк тоже обезобразили. Мой детсад снесли - он был ведомственным, принадлежал училищу. Того времени больше нет.
  5. +15
    1 июля 2021 15:52
    Ещё допластиковая эра tongue
    Запомнилась эта модель ИСУ-152 Звезда с двумя эл.моторчиками с питанием от 6-и батареек 343, которых к сожалению не сильно хватало даже на маленькую войнушку tongue
    1. +3
      1 июля 2021 19:25
      александр, это какой год? я о таком чуде и не слыхивал(пластик аврора и потемкин ну и авиация из гдр)
      1. +6
        1 июля 2021 20:01
        Это пластиковые сборные модели известного завода "Звезда".
        У них же были тогда Т-34/85, ИС-85, ИС-2, ИС-3, ИСУ-122.
        Возможно других заводов были самолётная тематика: Ил-2, Ил-18, Ту-154, Ил-86, Як-3, Як-9, Ми-2, Ми-8;
        морская: "Потёмкин", "Аврора", эскадренный миноносец (без имени);
        космическая: корабль "Союз", корабль "Восток".
        Авиация ГДР конечно отличалась более чёткой проработкой моделей.
        Вообщем, сверху на шкафу - месте наименее затрагиваемому - модели хрупкие, был мини полигон wink .
        К ИСУ-152 мне попался с доп.опцией модель с моторчиками и управлением-питанием по проводам от пульта управления, тоже склеиваемого самостоятельно. Очень интересно было для мальчишки!
        Точный год конечно не помню - ориентировочно 1980_3
        1. +2
          3 июля 2021 10:27
          Цитата: Александр97
          Это пластиковые сборные модели известного завода "Звезда".

          Завода ОГОНЕК!
    2. +2
      3 июля 2021 14:47
      Завод тогда не "Звезда", вроде назывался. А как то замысловато... Опытный.. механический... У меня были Т-34-85, КВ- 85, Ис -3 и эта же ИСУ. До сих пор где то в кладовках упакованы.
  6. +10
    1 июля 2021 15:53
    Спорт и труд, книги, внимание родителей, что ещё полезного ребёнку надо?
    Смартфон и прочее, не сделают из маленького человечька, настоящего человека, эт точно.
  7. +8
    1 июля 2021 16:22
    Просто у вас руки не оттуда росли и вы понятия не имели, что и как делать, а рядом не было опытного инструктора, вот и весь сказ. А ходили бы в кружок, умели бы выстругать реечку сечением 1,5 х1.5 мм для лонжерона стабилизатора и киля модели Ласточка с резиновым двигателем, крылья, стабилизатор и киль которой, надо было обклеить конденсаторной бумагой, если вы конечно знаете что это такое. У меня это даже третьеклассники в 72 году прошлого века делали. Трудновато, да, а кто сказал что легко будет. Смотрю на нынешних горе-моделистов, они даже винт на ДВС из дерева не могут сделать и понятия не имеют как его рассчитать и начертить. А наборы были разные и самые лучшие, где просто был набор реек и разных причиндалов, из них можно было любую модель построить.
    1. +6
      1 июля 2021 16:37
      Просто у вас руки не оттуда росли...

      Не понял к кому Вы обращаетесь, но у меня есть вопрос: Вы умеете рисовать? А писАть маслом? Лепить из глины? Не буду ничего говорить про руки, но хамить, наверное, всё же не стОит.
      1. +5
        1 июля 2021 16:44
        А где вы увидели хамство в обращении к автору статьи? Это констатация факта и ничего более. А речь ведь идет о моделизме, я сам когда-то, до кружка тоже ничего не умел и ничего страшного в этом не нахожу.
        1. +2
          1 июля 2021 17:01
          Так Вы в следующий раз обозначьте того, к кому обращаетесь и не будет никаких непоняток. request
  8. +13
    1 июля 2021 16:46
    Нервюры были не из фанеры, а из толстого (примерно 2-3 миллиметра) шпона, который прекрасно пилился ручным лобзиком. Возможно, автор не знает разницы. А намокшая и порезаная фанера после высыхания потрескается, если у ребёнка вообще хватит сил разрезать несколько разнонаправленных слоёв дерева (говорю, как плотник). А для изготовления плёнки набирали ванну, и разливали клей, забыл какой. Получалась отличная, невесомая плёнка на крыло.
  9. +2
    1 июля 2021 20:57
    Уважаемый Вячеслав, Вы очень злой человек! «Ракетный катер типа «Оса» -1988 год, 3 класс. Вот зачем Вы снова разбередили рану "Детства моего чистого глазенки"? hi
    1. +1
      3 июля 2021 10:31
      Цитата: smaug78
      важаемый Вячеслав, Вы очень злой человек!

      Ужасно!
  10. +3
    1 июля 2021 23:39
    Была такая игрушка в 80х. Глиссер. Пластиковый низ. Пластиковый верх с окошком. Квадратная батарейка в качестве баласта. И электродвигатель с одним магнитом. И пропелер трехлопастный. Огромный плюсом этой примитивной поделки были формы. Папье-маше с них получались офигенные. Даже киль-ребро становился офигенным таким килем. Что только я не клеил. И чем только не клеил. От газет на бабушкин мучной клестер. До редкой тогда фольги на обувной клей. С добавлением волокон стеклоткани. Парафиновой гидроизоляции вполне хватало на пару спусков по речке. А вот пластиковый Морской охотник, с резиномотором так и не собрал. Перегорел. Эх ностальджи ностальджи. Кстати пенопластовая упаковка от мебели при помощи утюга тоже преврашялась в неплохие лодочки. Главное было успеть убежать от летящего в голову горячего утюга. Советского. Бронебойного.