Американский журнал: АПЛ проекта «Кит» имели технологические недоработки, что отражало слабую культуру безопасности ВМФ СССР

16

В американской прессе решили поднять вопрос о безопасности на флотах. В качестве конкретного примера был взят вариант с первыми советскими атомными подводными лодками проекта 627 и 627А «Кит» (натовская кодификация – «Ноябрь»). Это подводные лодки, которые проектировались по личному распоряжению Иосифа Сталина от 1952 года. Первая такая субмарина была спущена на воду уже через пять лет после указанного распоряжения – в 1957 году, а в состав ВМФ Советского Союза. Это подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», которая была выведена из состава флота фактически одновременно с распадом СССР.

В американском издании National Interest вышла статья, в которой говорится, что атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 627 и 627А отличались внушительными характеристиками, включая характеристики силового агрегата. При этом автор в NI заявляет буквально следующее:



Но эти субмарины проекта «Кит» продемонстрировали склонность к катастрофическим авариям. Такая склонность была характерна для набирающего мощь подводного флота СССР в годы Холодной войны.

В том же американском издании заявлено, что растущая мощь атомных реакторов на борту советских подводных лодок была достигнута за счёт безопасности и надёжности. Автор добавляет, что советские атомные субмарины проекта «Кит» «имели технологические недоработки, что отражало ещё и слабую культуру безопасности советского ВМФ».

Многочисленные катастрофы с этими советскими атомными подводными лодками были связаны с рисками при использовании атомной энергии и приводили к потерям человеческих жизней.

Примечательно, что автор в NI решил не рассматривать вопрос о том, какое количество аварий происходило в годы упомянутой им Холодной войны на американском подводном флоте.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    16 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +7
      30 июня 2021 06:46
      Угу. Известная фраза адмирала Риковера -"У вас парогенераторы тоже текут?"
      1. +2
        30 июня 2021 09:05
        Советские АПЛ проекта 627/627А имели преимущество перед "Наутилусом"в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам. Недостаток-имели более высокую шумность,которую со временем снизили до уровня не хуже"забугорных".
        NI в своем репертуаре-это не у нас отличное,это у них плохое.
        1. +1
          1 июля 2021 08:05
          это была холодная война, в которой была логика "любой ценой"
          поэтому шли на жертвы и на крупные издержки.
          с ПЛ спешка была еще и потому, что СССР включился в ядерную гонку заметно позже США.
          Кроме того, в СССР наука и промышленность того времени имели специфику - могли выпустить опасные для людей изделия, мотивируя это спешкой и другими притянутыми за уши условиями.
          Так было с первой версией ту-22, с подлодками, со стратегическими радарными установками и рядом других проектов. Делали это по разным причинам - в одном месте работал мерзавец, в другом кретин, в третьем зацикленный на "любой ценой, во что бы то ни стало", а где-то просто у промышленности был низкий потолок технологий и просто не могли сделать лучше.
          Часто программу испытаний пытались урезать или отложить критически важные проверки на потом ради спешки.
          Именно поэтому наши ПЛ долго были ненадежными.
          Если взять атомную станцию, построенную в Украине в Чернобыле, то с ней тоже была спешка и вмешалась "национальная политика". Проект вводили в эксплуатацию, не озаботившись опытной эксплуатацией первой станции под Ленинградом, чтобы выявить возможные проблемы. Персонал, который готовился на станцию, тоже получился специфический. Приоритет давали местным, а вот адекватных местных набрать не получилось, в итоге, значительная часть специалистов оказалась недостаточно подготовлена и при этом имела склонность к недоработкам и вранью, что не могло не приводить к инцидентам и они имели место не один раз - я слышал истории о семи.
          А защита станции была далека от идеальной.
          Т.е. станция была обречена уже в момент ввода в эксплуатацию.
          К чему я это говорю - лодки мы могли сделать лучше, но разработчиков ставили в такие рамки, когда гарантированно получалась недоведенная до ума.
          Среди ученых атомщиков тоже было не всё гладко - там было условно 2 фракции - те, кто просто пользуясь догмами работал и ничего не придумывал и те, кто старался глубже вникнуть и мирно они не жили. Простой пример. Сахаров и Лаврентьев. Первому приписывают создание термоядерной бомбы, но он её только сделал, оттерев фактического автора - Лаврентьева и присвоив часть его разработок.
          Еще один пример - авария во время испытаний прототипа су-27 из-за разрушения в полете кабины пилота. Самолет вынуждены были перепроектировать в очень сжатые сроки и не досмотрели этот элемент машины.
    2. +5
      30 июня 2021 07:19
      Холодная война отнимала жизни все равно. И в тяжёлых авариях, и во время испытаний техники, и при усиленных тренировках в частях... Потому что ВОЙНА, хоть и холодная.
    3. +2
      30 июня 2021 07:34
      Примечательно, что автор в NI решил не рассматривать вопрос о том, какое количество аварий происходило в годы упомянутой им Холодной войны на американском подводном флоте.
      Дело было новое, опасное по .... многим причинам.
      Варианта делать - не делать, просто не было. Приходилось делать ... но советские конструкторы много, много работали, что б создать грозную, эффективную, надёжную технику.
      1. 0
        30 июня 2021 08:07
        Главное, что работало на 100 %!!! И сейчас есть нюансы, но работает техника и выполняет задачи!!
        1. -1
          30 июня 2021 08:36
          Да, да, не делайте, мол своё, оно плохое, опасное ... одно слово, БОЯТСЯ, потому и бесятся, пишут всякую, пусть и не фигню, совсем, но с перекосом в одну сторону.
    4. +2
      30 июня 2021 08:06
      О проблемах на саоихь апл не пишут... Известная пропагадидическая тема эта статья. Такое уже было не однократно в 70-80. И вот опять...
      1. +1
        30 июня 2021 09:02
        Ага. "Ленком" они обсудить решили. А "Скорпион" и "трешер" у них, просто у пирса, затонули. Ветерок подул и слегка затонули.... ))
        1. 0
          30 июня 2021 13:08
          Николаевич аккуратно пиши за матрасов) а то кто то очень не ровно на них дышит)
    5. Комментарий был удален.
    6. +1
      30 июня 2021 12:16
      Пусть американский журнал обратит внимание на наутилус и трешеру. Культурные производители)
    7. 0
      30 июня 2021 14:44
      Интересно, а безопасность и надёжность реакторов первых наших АПЛ почему были такими? Автор даже не попытался разобраться. Называют, до сих пор, как причину течи парогенераторов, плохой сварной шов. А он плохой почему? Конструктор плохо спроектировал? Или технолог-сварщик что-то не так рассчитал в сварке (силу тока, диаметр электрода, скорость подачи инертного газа в сварочную ванну при аргонно-дуговой сварке)? Может и конструктор, и технолог-сварщик рассчитали всё правильно, да сварщик в тот день маялся животом? А забугорный автор знает, почему стапельные цеха в 3 смену в СССР с конца как раз 50-ых годов прошлого века почти не работают? А очень просто, именно в 50-е годы военпреды приняли из всех неразрушающих средств контроля сварных соединений, отливок и поковок рентген. Ультразвуком просветить сварной шов просто и безопасно для тех, кто стоит за бортом АПЛ, но если "слухач" заболевает, поры в сварном шве он может пропустить. А при рентгенографировании источник тащим на заказ в тяжеленом контейнере, опасность для человека, что попадёт под луч источника на несколько метров от излучателя, велика для жизни и здоровья, но зато остаётся навсегда рентгеновский снимок каждого шва. Ночь - время работы рентгенологов во всех стапельных цехах СССР. Увы, было такое в 50-е годы, когда моряки срочники в цехе 42 СЕВМАШа спали на заказе, зашхеревшись в выгородки или между лёгким и прочным корпусом, а рентгенологи при работе "били" по ним лучом...
      Статья - просто пропаганда. Вот только "Ленин" и последующие ледоколы СССР смог серийно делать, а величайшие и исключительные как-то не очень. И в стране-бензоколонке "Росатом" выжил и работает на стройках АЭС точно по графику в нескольких странах. И что-то подобное Белоярской АЭС никто в мире сделать не смог...
      1. +3
        30 июня 2021 15:11
        Цитата: Тестов
        Статья - просто пропаганда. Вот только "Ленин" и последующие ледоколы СССР смог серийно делать, а величайшие и исключительные как-то не очень.

        Кхм... про "Ленин" лучше не надо - у него к середине 60-х в реакторах началась череда течей и отказов, так что пришлось реакторный отсек вырезать (в том числе и кумулятивными зарядами) и сбрасывать на дно прямо из АЛЕД.
    8. 0
      30 июня 2021 15:57
      В августе 1949 года в районе северных берегов Норвегии в результате взрыва аккумуляторной батареи погибла подводная лодка Соединенных Штатов Америки «Кочино»При стоянке у пирса на одной из верфей Сан-Франциско в феврале 1955 года на подводной лодке «Помодон» произошел взрыв водорода в аккумуляторной яме, погибло 4 человека. в 1956-м, на подводной лодке «Сивулф», имевшей реактор с жидкометаллическим теплоносителем, погибли люди: радиоактивный натрий попал в отсек из-за разрыва трубок парогенератора. Проектанты энергоустановки запретили развивать мощность выше 20 процентов, а впоследствии американцы вообще отказались от этого направления в атомной энергетике. Реактор с жидкометаллическим теплоносителем на «Сивулфе» заменили на водо-водяной.В 1959 году на наземном прототипе ядерной установки подводной лодки «Тритон» произошел взрыв баллона воздуха высокого давления, четыре человека получили тяжелые ранения, и один из них впоследствии скончался.Например, во время арктического плавания «Скейт» в 1959 году была обнаружена повышенная течь в турбинном отсеке через сальник главного циркуляционного насоса турбины. В 1959 году на глубине 132 метра на подводной лодке «Наутилус» произошел разрыв трубопровода забортной воды. Субмарина срочно всплыла и экипаж отделался легким испугом. А вот на другой подводной лодке, «Хэлибат», на значительной глубине в носовой отсек начали поступать большие массы забортной воды. Лодка получила аварийный дифферент на нос 60° и стала тонуть.АПЛ это вообще нонсенс.Оксюморон.Они есть вопреки всем правилам природы.
    9. 0
      30 июня 2021 15:59
      Подлинный бич подводных лодок - пожары. Так, на том же головном «Наутилусе» в 1958 году загорелась обшивка турбины. Лодка всплыла. Борьба с пожаром длилась несколько часов, погиб один человек. Ситуация усугублялась тем, что на корабле имелось всего 4 противодымных маски, а противопожарные средства вообще в то время были примитивны. Командир корабля тогда сказал: если бы пожар произошел подо льдами, экипаж бы неизбежно погиб. В этом же году на субмарине «Тритон» случилось два пожара, четыре человека получили сильные ожоги.

      В июле 1960 года на подводной лодке «Сарго» взорвался жидкий кислород, который принимался для двигателей торпед. Взрыв перешел в мощный пожар, погибла часть личного состава, никакие противопожарные средства справиться с огнем не могли. Дело было на известной военно-морской базе США Перл-Харбор, подводную лодку затопили у пирса и только таким образом справились с пожаром. Разумеется, корпус и все оборудование подлодки получили серьезные повреждения от огня и воды, лодка на длительное время оказалась выведенной из строя.И так далее по списку катастроф.
    10. 0
      30 июня 2021 17:55
      AAlexey RA (Алексей), уважаемый, а после ремонта в Северодвинске на "Звёздочке" сколько "Ленин" работал? Крупные аварии были? Может быть, течи на "Ленине" от не эффективного ОТК в Питере, от советского "сдать к дате"? Мы с Вами можем только гадать сегодня...И что у самых-самых с гражданскими атомоходами в серии?

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»