Технические особенности беспилотного летательного аппарата Lockheed D-21

15

D-21A на транспортировочной тележке. Фото US Air Force

В начале шестидесятых годов ЦРУ и ВВС США заказали компании Lockheed разработку и строительство перспективного разведывательного беспилотного летательного аппарата с высокими летно-техническими характеристиками. Поставленная задача была успешно решена в рамках проекта D-21, основывавшегося на самых смелых решениях и идеях. Техническая и технологическая часть этого проекта до сих пор представляет большой интерес.

Особая задача


1 мая 1960 г. советская ПВО успешно сбила американский самолет U-2 и тем самым показала, что такая техника больше не сможет безнаказанно работать над СССР. В связи с этим в США начался поиск альтернативных решений. Вскоре секретный отдел компании Lockheed, известный как Skunk Works, предложил концепцию одноразового высокоскоростного разведывательного БПЛА, способного вести фоторазведку.



Предложенная идея заинтересовала заказчиков, и в октябре 1962 г. появился официальный заказ на предварительную проработку проекта. В кратчайшие сроки удалось завершить формирование общего облика и начать аэродинамические испытания. По результатам первых успехов, в марте 1963 г. подписали контракт на полноценное проектирование. На тот момент будущий беспилотник носил обозначение Q-21. Позже его переименовали в D-21.

Технические особенности беспилотного летательного аппарата Lockheed D-21
Планер БПЛА на стадии сборки, видны внутренние элементы. Фото Testpilot.ru

Первый вариант проекта, известный как D-21A, предлагал использование БПЛА с самолетом-носителем типа M-21. Последний представлял собой двухместную модификацию разведчика A-12 с пилоном между килями и некоторыми другими устройствами для работы с БПЛА. В декабре 1964 г. опытный M-21 совершил первый вывозной полет с D-21 на борту.

5 марта 1966 г. состоялся первый запуск беспилотника с самолета-носителя. Несмотря на определенные трудности и риски, отделение и начало самостоятельного полета прошли без проблем. В дальнейшем провели еще несколько подобных испытаний. 30 июля четвертый пуск завершился аварией. БПЛА не смог удалиться от носителя и ударил по его хвостовой части. Обе машины разрушились и упали. Пилоты катапультировались, но одного из них спасти не удалось.

По результатам испытаний опытного комплекса было решено отказаться от носителя в виде M-21. Обновленный проект разведчика D-21B предлагал осуществлять запуск из-под крыла бомбардировщика B-52H. Первоначальный разгон беспилотника должен был выполняться при помощи твердотопливного ускорителя. Испытания такого комплекса начали осенью 1967 г., но первый удачный пуск состоялся только в июне 1968-го.


Камера сгорание и сопло прямоточного двигателя. Фото Testpilot.ru

Испытания 1968-69 гг. доказали высокие характеристики нового разведывательного комплекса. Благодаря этому появился крупный заказ на серийную технику для дальнейшей эксплуатации ВВС и ЦРУ. В ноябре 1969 г. состоялся первый «боевой» полет для съемки реального объекта вероятного противника.

Технологическая база


БПЛА D-21A/B мог развивать максимальную скорость М=3,35 на высоте – порядка 3600 км/ч. При этом он был способен автоматически лететь по заданному маршруту, выходить в район назначенной цели и производить ее фотосъемку. Затем беспилотник ложился на обратный курс, сбрасывал в нужном районе контейнер с разведывательной аппаратурой и самоуничтожался.

Разработка летательного аппарата с такими характеристиками и возможностями на тот момент представляла большую сложность. Однако поставленные задачи удалось решить за счет применения самых современных материалов и технологий. Часть идей и наработок заимствовали из существующих проектов, а другие пришлось создавать с нуля. В ряде случаев пришлось идти на заметный технический риск, что повлекло за собой новые трудности.


Самолет-носитель M-21 с БПЛА D-21A. Фото CIA

Одной из главных задач проекта Q-21 / D-21 стало создание планера, способного обеспечить длительный полет на скоростях более 3М. Такая конструкция должна была иметь требуемые аэродинамические характеристики, а также выдерживать высокие механические и тепловые нагрузки. При разработке такого планера использовали опыт проекта A-12. Кроме того, заимствовались некоторые конструктивные решения и материалы.

D-21 получил цилиндрический фюзеляж с лобовым воздухозаборником, оснащенным коническим центральным телом. Внешне и по своей конструкции фюзеляж был похож на мотогондолу самолета A-12. Планер оснастили крылом формы «двойная дельта» с треугольной основной частью и развитыми длинными наплывами. Подобная схема уже прошла проверку в проекте полноразмерного самолета и показала соответствие основным требованиям.

Планер таких форм предлагалось полностью изготавливать из титана. Другие металлы применялись только в составе прочих систем и агрегатов. Внешние и внутренние поверхности планера, контактирующие с горячим воздухом, получили особое ферритовое покрытие, тоже взятое из проекта A-12.


B-52H с парой D-21B. Фото US Air Force

Изначально рассматривалась возможность применения двигателя Pratt & Whitney J58, разработанного для A-12, однако это приводило к неприемлемому удорожанию проекта. Была найдена альтернатива в виде прямоточного воздушно-реактивного двигателя RJ43-MA-11 от Marquard Corp. – это изделие использовалось на зенитной ракете CIM-10 Bomarc. Для D-21 его доработали: обновленный двигатель RJ43-MA20S-4 отличался увеличенным временем работы, соответствовавшим профилю разведывательного полета.

Специально для D-21 была разработана новая автоматическая система управления, способная провести БПЛА по заданному маршруту. В ее составе использовались приборы инерциальной навигации, заимствованные у A-12. Ввиду сложности и дороговизны систему управления сделали спасаемой.

В носовой части фюзеляжа предусмотрели сбрасываемый контейнер под названием Q-bay с парашютной системой и надуваемыми поплавками. Внутри этого контейнера помещались система управления и аппаратура навигации, а также все фотоаппараты с кассетами пленки. На финальной стадии полета D-21A/B должен был сбрасывать контейнер, который затем подбирался самолетом в воздухе или кораблем с воды. Поиск Q-bay осуществлялся при помощи встроенного радиомаяка. Ранее подобные технологии использовались для поиска и спасения контейнеров с пленкой, спускаемых с разведывательных спутников.


D-21B под крылом. Фото US Air Force

Проверка практикой


Первые беспилотники D-21 были построены в 1963-64 г., и вскоре стартовало мелкосерийное производство. До его остановки в 1971 г. компания «Локхид» успела изготовить 38 изделий в двух основных модификациях. Часть этих БПЛА использовали в испытаниях и в реальных разведывательных полетах.

На первом этапе проекта, в 1964-66 гг. состоялось пять вылетов самолета M-21 с БПЛА D-21A на пилоне. Из них четыре предусматривали сброс аппарата – три прошли успешно, а последний завершился катастрофой. Испытания D-21B продолжались с 1967 по 1970 г., за это время осуществили 13 полетов, в т.ч. с имитацией решения задач разведки.

Боевое применение включало всего четыре полета. Первый из них прошел 9 ноября 1969 г. и завершился нештатно. БПЛА D-21B успешно добрался до китайского полигона Лобнор, выполнил фотосъемку – и не лег на обратный курс. Он продолжил полет, выработал топливо и с некоторыми повреждениями «сел» на территории Казахской СССР, где его обнаружили советские военные.


Первоначальный разгон БПЛА при помощи ускорителя. Фото US Air Force

16 декабря 1970 г. состоялся второй запуск для разведки китайских объектов. БПЛА успешно провел съемку, вернулся в заданный район и сбросил контейнер Q-bay. Его не удалось поймать в воздухе, а подъем с воды не удался – изделие вместе с аппаратурой и пленками утонуло. Третий полет 4 марта 1971-го завершился со схожими результатами, контейнер был потерян.

Последний вылет D-21B состоялся через несколько недель, 20 марта. Аппарат по неизвестным причинам упал на территории КНР, недалеко от полигона, к которому направлялся. После этой неудачи ЦРУ и ВВС окончательно разочаровались в проекте D-21B и решили прекратить эксплуатацию такой техники.

Рассматривая итоги испытаний и реального применения D-21A/B, можно заметить основные причины неудач. Так, серьезной проблемой стала недостаточная надежность системы управления. В частности, именно по этой причине секретный БПЛА после первого же «боевого» вылета достался вероятному противнику. Кроме того, возникли неожиданные проблемы с поиском и спасением контейнера с аппаратурой – однако вина самого беспилотника в этом была минимальной.


Обломки четвертого "боевого" D-21B в китайском музее. Фото Wikimedia Commons

При всем этом, БПЛА D-21A/B был сложным в техническом отношении и дорогим. Средняя стоимость каждого такого изделия, с учетом опытно-конструкторской работы, достигла 5,5 млн долл. в ценах 1970 г. – порядка 40 нынешних миллионов. Следует отметить, что стоимость единичного беспилотника удалось значительно сократить за счет неоднократного использования контейнера с наиболее дорогими компонентами.

Ограниченный потенциал


Перед конструкторами Lockheed / Skunk Works была поставлена весьма сложная задача, и они в целом справились с нею. Получившийся разведывательный аппарат показывал высочайшие тактико-технические характеристики, но все же не полностью соответствовал требованиям реальной эксплуатации. Изделие D-21 оказалось слишком сложным, дорогим и ненадежным.

Возможно, дальнейшая доводка конструкции позволила бы избавиться от выявленных проблем, но от нее отказались. Кроме того, отказались и от концепции сверхзвукового дальнего беспилотного разведчика. В итоге смелые многообещающие технические решения, несмотря на их высокий потенциал, не нашли дальнейшего применения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 июля 2021 05:06
    Знакомые картинки, где-то я их уже видел....
    А здесь же на ВО и видел:

    https://topwar.ru/162891-amerikanskij-drozd-sovetskomu-voronu-ne-tovarisch.html
    https://topwar.ru/162891-amerikanskij-drozd-sovetskomu-voronu-ne-tovarisch.html
    Там даже больше картинок.
    И текст как-то поосновательнее.
    И автор Рябов Кирил. Оказывается умеет ведь .
    1. +2
      10 июля 2021 07:36
      Ой да ладно, видно же ВО авторов не хватает, лето же.
      Вот видео материал, который заслуживает больше внимания. У него серия вышла про А-12/YF-12/D-21. Очень интересно.
      1. +6
        10 июля 2021 13:38
        Цитата: OgnennyiKotik
        Ой да ладно, видно же ВО авторов не хватает, лето же.

        Лето летом, но ведь товарищьч автор. ведь наткнулся на материал. смог прочесть, сделал из него некий конспект, и кратенько донёс до нас, то что мы еще до эпохи интернэта знали. Честно? Даже лень искать, в своих бумажных закромах, монографию конца 80-х, посвящённую семейству SR-71 и всему ему сопутствующему.Лень. А тем кто с восторгом начёт расхваливать эту статью -какая великолепное, сколько много почерпнул, многого не знал- гуглю в помощь, для закрытия пробелов в знаниях.... laughing laughing good drinks
        1. 0
          12 июля 2021 17:38
          а я не поленился,поискал бумажный носитель. издательство АСТ.Москва.2001г."чёрная молния SR-71". серия Знаменитые самолёты.рекомендую,кому интересно.
          1. 0
            13 июля 2021 00:03
            Цитата: vadivm59
            а я не поленился,поискал бумажный носитель. издательство АСТ.Москва.2001г."чёрная молния SR-71". серия Знаменитые самолёты.рекомендую,кому интересно.

            Да это тот журнал, ну кроме этого ещё есть несколько интересных статей и монографий. Я собирал их , когда думал "строить" модель SR-71, ну потом что-то поглядел на "перегруженность" полок. и решил остановится на советских реактивах+ самолёты Великой Отечественной...
  2. +6
    10 июля 2021 14:56
    Спутники похоронили большинство видов стратегической авиа-разведки.
  3. +1
    11 июля 2021 12:07
    >Возможно, дальнейшая доводка конструкции позволила бы избавиться от выявленных проблем, но от нее отказались.

    Разве что оснащение посадочной системой, ибо сама идея такой дорогой одноразовой машины достаточно бредовая.
  4. 0
    26 июля 2021 00:08
    Цитата: Lontus
    Спутники похоронили большинство видов стратегической авиа-разведки.
    Этой не похоронили. Сморим ширину зоны сьёмок и время нахождения в зоне.
  5. 0
    26 июля 2021 00:09
    Я вот не знаю почему в USAF не сделали из БЛА. гиперзвковую КР.
  6. 0
    12 сентября 2021 11:03
    Цитата: 9lvariag
    Я вот не знаю почему в USAF не сделали из БЛА. гиперзвковую КР.

    Потому, что нижняя граница гиперзвуковой скорости обычно связана с началом процессов ионизации и диссоциации молекул в пограничном слое около аппарата, который движется в атмосфере, что начинает происходить примерно при М>5, до которой дрон со своими М=3.35 не дотягивает.
    1. 0
      13 сентября 2022 21:09
      Цитата: FreeDIM
      Цитата: 9lvariag
      Я вот не знаю почему в USAF не сделали из БЛА. гиперзвковую КР.

      Потому, что нижняя граница гиперзвуковой скорости обычно связана с началом процессов ионизации и диссоциации молекул в пограничном слое около аппарата, который движется в атмосфере, что начинает происходить примерно при М>5, до которой дрон со своими М=3.35 не дотягивает.

      1. Вы хоть в курсе о каких временах вы мелете? И в каких годах ваще эту классификацию переписали на Западе в угоду конъюнктуре ВПК и PRу?! Я так понимаю вы в 1980-х даже не родились.
      2. Я как понимаю вы гуманитарий? Решили блеснуть пальцем в небо и не знали ,что с высотой скорость звука падает и т.н. "число Барстоу-Маха" растёт? Так вот не 3,35, а М=3,45 для высоты 11км. на которой GTD-21D НИКОГДА не летал от слова совсем! А летал он на высоте от 23км., а на этой высоте лишь запускался РДТТ бустер фирмы Tiocoll/
      3.А с этого момента по подробнее. Надеюсь вы мне подскажите температуры носового кока ЛА (типа Х-15) способного выдержать 5М тропосфере? На этом ККО помнится уже один астронавт повторил ваш трюк с гиперзвуковым штопором? Это для ККО первого поколения "горячего типа" с завесным охлаждением. как у Х-15.
  7. 0
    13 сентября 2021 00:59
    Цитата: Fitter65
    Цитата: OgnennyiKotik
    Ой да ладно, видно же ВО авторов не хватает, лето же.

    Лето летом, но ведь товарищьч автор. ведь наткнулся на материал. смог прочесть, сделал из него некий конспект, и кратенько донёс до нас, то что мы еще до эпохи интернэта знали. Честно? Даже лень искать, в своих бумажных закромах, монографию конца 80-х, посвящённую семейству SR-71 и всему ему сопутствующему.Лень. А тем кто с восторгом начёт расхваливать эту статью -какая великолепное, сколько много почерпнул, многого не знал- гуглю в помощь, для закрытия пробелов в знаниях.... laughing laughing good drinks

    Вы знали, а кто-то нет. Кому то не хочется читать монографии, достаточно и короткой статьи.
    Или Вам бы хотелось, чтобы авторы сайта сидели в архивах и за годы кропотливой работы нашли какую то сенсацию??? Но не плохо, конечно, даже замечательно. Но сайт не для этого создан, чтобы печатать монографии. Да и монографии (большинство) на русском языке про импортные самолёты написаны по материалам иностранной прессы, книгам и т п. Т е тоже нового ничего не открыли (кроме русскоязычных читателей). Конечно, это важная и кропотливая работа, и спасибо огромное авторам за это.
    Просто в итоге хочу сказать в защиту автора статьи "ВО". Для сайта это нормально, писать небольшие статьи по материалам ранее выпущенной литературы, прессы. Ведь большинству читателей не хочется читать кучу специализированной литературы (это только для специалистов и особо интересующихся подробностями, но таких меньшинство). А вот небольшая статья интересна для массового читателя. Это тоже требует знаний, умения находить важное и значимое.
    Например, я люблю читать про авиацию максимально подробно, и даже монографий для меня мало бывает, а там про танки, корабли и прочее мне таких подробностей не надо, коротких качественных статей мне достаточно. Не может человек всем интересоваться очень глубоко. Поэтому не судите слишком строго автора статьи.
  8. 0
    16 сентября 2021 00:15
    Машина интересна во всех вопросах, Если бы доработали то она бы много нам хлопот доставила,
    америкосы имеют свою инженерную школу и не самую худую, хорошо что спеклись в своё время.
  9. +1
    4 октября 2021 23:15
    «сел» на территории Казахской СССР

    Наверное правильнее Казахской ССР с двумя буквами "С"...
  10. 0
    25 октября 2021 15:09
    1 мая 1960 г. советская ПВО успешно сбила американский самолет U-2
    "Успешно сбила" с 12-й ракеты по ходу сбив свой же перехватчик(пилот погиб)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»