Военное обозрение

Прыжок дракона в океан. Современный флот Китая

86

Вообще, исторически Китаю с флотом не везло всегда, построенный с огромным трудом в конце 19 века паровой флот был уничтожен японцами, а попытки его возрождения упирались в деньги, которых не было. Дальше была вторая японо-китайская война, где флот Китая воевал чисто номинально. Да и в КНР дела шли не то что бы очень хорошо – был, конечно, успешный десант на Хайнань, но флот 40-х–70-х годов 20 века – это набор американских (трофеи от Гоминдана), советских (эсминцы семёрки дотянули аж до 80-х годов) и реплик советских кораблей. И ТКА со средними дизельными субмаринами, которые неплохо смотрелись в 50-е, уже к году этак к 1980 могли вызвать разве жалостливую улыбку. На морях царили ВМФ США и СССР, а Тихоокеанский флот мог разгромить не только флот китайский, но и Китай в целом.


Но всё течёт, все меняется, и крах Страны Советов и её флота стал стартом для ВМФ КНР. Новейшие дизельные субмарины, эсминцы проекта 956, авианосец «Варяг», палубные самолеты Су-33, системы связи, обнаружения и вооружений пошли на экспорт широкой рекой, и китайцы, не страдая желанием избавиться от наследия проклятого прошлого в виде высокотехнологических вооружений и уникальной конструкторской школы, зачерпнули из этой реки сколько могли. И сейчас довольно интересно сравнить ВМФ Китая и РФ. Сравнивать отдельно Тихоокеанский флот, низведённый до флотилии по количеству и исправности кораблей, пожалуй что и не стоит.

И начнём мы с авианосцев, которых у нас ровно одна штука, причём штука довольно неудачная и находящаяся в ремонте. У китайцев ситуация схожая – оба их авианосца это братья нашего «Кузнецова», вся разница в том, что «Ляолин» (экс-Варяг, не везёт нашему флоту с этим именем) брат-близнец, а «Шаньдун» тоже брат, но слегка улучшенный. Самолеты их, J-15 тоже клоны, но непонятного качества, в руках китайцев был только прототип Су-33 с Николаева. Китайцы строят ещё, всего по планам они предполагают постройку шести кораблей, причём с третьего – оснащённые электромагнитными катапультами, но как оно будет на практике, никто не знает. Не исключено, что все остальные тоже будут улучшенными копиями проекта 1143.5. Пока же КНР планирует их использовать совместно с базовой авиацией, что как бы намекает на отсутствие и вовсе глобальных планов. Как бы там ни было, против одного «Кузи» – два в строю, два в постройке. На всю Европу, кстати, полноценных авианосцев три.


Есть у китайцев и свой ракетный подводный крейсер, окружённый завесой тайны. РПКСН проекта 094 «Цзинь» вооружены твердотопливными баллистическими ракетами в количестве 12-16 штук, в зависимости от модификации, их на вооружении – шесть штук. Корабли спорные, особенно первой серии, но, имея дальность применения оружия до 8000 км, могут вполне комфортно действовать недалеко от побережья страны, прикрытые надводным флотом и береговой авиацией. Помимо них идёт строительство РПКСН проекта 096 «Тэнг» с 24 МБР нового типа на вооружении. Данных толком нет, секретность в ВМФ НОАК на уровне лучших советских времён. В любом случае – с оружием Судного дня у РФ получше, пока получше, в случае постройки шести новых РПКСН при сохранении действующих, КНР, не связанная договорами о ограничении стратегических вооружений, получит морской компонент СЯС, сопоставимый с РФ и США. И дело это, с учётом скорости китайских корабелов, максимум десяти лет.

Сложнее с многоцелевыми АПЛ – подводные лодки проекта 093 «Шань», спроектированные с помощью инженеров «Рубина» и несущие крылатые ракеты, есть, неясно сколько это есть в штуках, по планам десять, достоверно известно о шести. Кроме того, проектируется или строится проект 095, опять же в неизвестном количестве и с непонятными характеристиками. Можно осторожно предположить, что в итоге китайцы рассчитывают иметь в строю 20-30 многоцелевых лодок. Просто для справки – США планируют 32 «Вирджинии», Россия – восемь «Ясеней». По качеству, конечно, китайцы будут уступать, особенно в вопросах шумности и вооружения, но сам факт постройки атомного подводного флота, равного США и превосходящего в скором времени российский, говорит о многом. А качество КНР улучшит, школа кораблестроения дело времени.

С дизельными лодками КНР тоже не отстаёт. Помимо 12 русских ДЭПЛ проектов 877 (две штуки) и 636 (10 штук), имеются свои ДЭПЛ пр. 039 «Сун» в количестве 13 штук и уже НАПЛ проекта 041 в количестве 20 штук. На выходе же имеем 45 дизельных субмарин, из них 20 оснащены воздухонезависимыми установками, с чем у нас полный ноль. На ТОФ планируется шесть дизельных субмарин 636 проекта. С учётом разработки китайцами реплики Калибра и ПКР для субмарин – сила грозная и способная в ближней морской зоне уничтожить любого агрессора, или нанести удары КР по типу наших действий в Сирии.


Десантные силы Китая не большие, они просто огромные. Так, запланировано восемь УДК водоизмещением до 40 тысяч тонн, из них два уже в строю. Самолетов они не несут, советские СВВП Як-38 вряд ли заинтересовали китайцев, а доступа к Хариерам они не получили, не считая купленного у коллекционера экземпляра. Работы там ведутся, но на каком этапе и как успешно... Китай хранит свои тайны. Но вертолеты, в том числе вооруженные легкими ПКР и БПЛА, имеют место быть. Пока у нас в 2027 году ПЛАНИРУЮТ (а планы и реальность вещи несколько разные в нашем-то отечестве) сдать два УДК, китайцы сдали пару уже, остальные на подходе. А УДК и есть та самая проекция силы, на которую КНР способна уже, мы – нет. А есть у китайцев ещё УДК поменьше, проект 071, в количестве восьми штук. Четыре вертолета, два ДКА на воздушной подушке и 800 морпехов. Восемь уже в строю. Это дополняется 30 ТДК и 11 СДК. Сравнивать десантный флот Китая можно... с ВМФ США, России такой уровень в обозримом будущем не светит.


Крейсеров у Китая официально нет, но эсминцы проекта 055 водоизмещением 13 000 тонн и 112 ячейками УВП – что угодно, но явно не эсминцы. Восемь штук, между прочим. К ним надо добавить 25 эсминцев (17+8) 052Д по 7500 тонн и 64 ячейки УВП и 15 более старых эсминцев, включая четыре наших 956, которые у китайцев почему-то оказались вполне пригодными к эксплуатации и модернизации. В итоге имеем – 8 крейсеров УРО и 40 эсминцев. Конечно, ЗРК это реплики С-300 и французского Кроталя, конечно, ПКР неидеальны, но у них с каждым разом выходит всё лучше и лучше… опережают наш флот уже на порядок.


В чём Китай особо силён, так в легких силах, с учётом того, что ВМФ НОАК возник и развивался как флот прибрежный. 32 фрегата проекта 054, несущих по 40 ракет (8 ПКР 32 ЗУР), 6 старых фрегатов и 72 корвета проекта 056. В отличие от нас, грешных, китайцы сделали дешёвый и сердитый корабль в 1300 тонн водоизмещения, модульной конструкции и заточенный под противолодочную оборону. Вышло хорошо, много, доступно и эффективно. Глядя же на наши мучения с концептом корвета и постройкой кораблей, которые всё-таки скорее легкие фрегаты, не закрывая нишу именно корвета, можно разве что нецензурно выразиться.

И вишенка на торте ВМФ НОАК – корабли океанского обеспечения проекта 901, пока две штуки, ещё два, кажется мне, активно строят, по количеству авианосцев. Их дополняют 8 кораблей комплексного снабжения и три корабля разведки. А ещё два госпитальных судна, десять транспортов вооружения, 5 океанских и 8 морских буксиров, четыре ледокола-корабля разведки.

Работают китайцы и по стратегическим БПЛА, как разведчикам, так и ударным. В целом с авиацией там спорно – так, китайцы до сих пор держат в строю модернизированные Ту-16, обозванные ими Xian H-6. Но при этом есть свои самолеты ДРЛО, включая проработку палубного и свой флот топливозаправщиков. Дело времени, страна, создавшая атомный подводный и авианосный флоты, справится.

Неплохо у Китая и с базированием – 12 баз в разных районах Индийского океана. В Тихом по понятным причинам пока интересы КНР сильно далеко не распространяются, но это поправимо при наличии денег, политической воли и кораблей. На Тихом и Индийском океанах КНР уже способна бодаться с ВМФ США, о России не говорю, мы от ВМС НОАК отстали безнадёжно. Парадокс в том, что отдельные системы вооружений у нас лучше, школа сильнее, а кораблей мало. Так что 21 век пройдёт под знаком военно-морского противостояния Китая и США, а мы в этой драке (дай Бог холодной) можем разве что примкнуть к одной из сторон. Обиднее всего то, что флот китайский вырос из флота советского, того самого, который мы радостно распилили, ибо неэффективно и ни к чему.
Автор:
86 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Пессимист22
    Пессимист22 6 июля 2021 06:25
    +3
    У нас зато флот яхт олигархов больше.
    1. V значит В
      V значит В 10 июля 2021 11:58
      -1
      Не надо раскачивать эти самые яхты и расшатывать скрепы.)
  2. FRoman1984
    FRoman1984 6 июля 2021 06:46
    +1
    Империи умирают и рождаются.
    Их флот, правильно сказано, надо сравнивать с США, но не с нашим. У нас ничего более 22350 в планах даже нет.
    22350 - хороший фрегат, но их и запланировано 6–8. Основной фокус отечественного кораблестроения на посудинах мрк 21631, 22800, корвет 20380. Хотя вероятно нашей военной доктриной и не предусматривается строительство крейсеров и эсминцев.
  3. Doccor18
    Doccor18 6 июля 2021 07:14
    -1
    ...причём штука довольно неудачная...

    А это кто так решил?
    Вполне себе достойный корабль для своего времени. А при надлежащей эксплуатации и своевременной модернизации - и по сей день бы уверенно бороздил моря.
    ... и находящаяся в ремонте.

    Корабль или проект здесь причем?
    На всю Европу, кстати, полноценных авианосцев три.

    Полноценный один.
    Британцы свои еще на стапеле кастрировали...
    В любом случае – с оружием Судного дня у РФ получше, пока получше...

    И долго еще будет получше.
    ...в случае постройки шести новых РПКСН при сохранении действующих, КНР, не связанная договорами о ограничении стратегических вооружений, получит морской компонент СЯС, сопоставимый с РФ

    Если только количественно...
    Сложнее с многоцелевыми АПЛ

    АПЛ и авиадвигатели - две "главные китайские боли"...
    Сравнивать десантный флот Китая можно... с ВМФ США, России такой уровень в обозримом будущем не светит.

    А он такой России и не нужен.
    Сначала нужно население утроить и экономику удесятерить...
    На Тихом и Индийском океанах КНР уже способна бодаться с ВМФ США

    Ой ли...
    Если только в мечтах...
    Если не остановятся, то лет через 15, может быть.
    1. donavi49
      donavi49 6 июля 2021 08:24
      +4
      АПЛ


      Китайские проблемы с АПЛ базировались на узком горлышке - атомной верфи времен позднего Мао. Однако в 2019 году была сдана вторая очередь, а строится и третья.




      Что строится на новом заводе никто не знает и не узнают еще год-два. Вот для сравнения их кузня атомного флота - Old Facility.
      1. Doccor18
        Doccor18 6 июля 2021 08:43
        0
        Цитата: donavi49
        Китайские проблемы с АПЛ базировались на узком горлышке - атомной верфи времен позднего Мао...

        Проблемы ведь не только - где строить, но и что строить , и как. Думается, что технических проблем в атомном кораблестроении у Китая хватает...
        1. donavi49
          donavi49 6 июля 2021 09:00
          +6
          Ну, так раньше они не могли применить свою стратегию 1000 шажков. То есть берем корабль - ставим на серию, а постепенно его улучшаем.

          Сейчас они смогут применить эту стратегию. Вот начнут выкатывать в год по 2-3 атомохода, пусть и слабеньких. А там через 10 лет, уже не таких слабеньких, но отстающих от 4 поколения. Зато по количеству как Виржинек.

          Это же прослеживается в надводном флоте. Вот эсминец из 2000 года. Самый сильный построенный в Китае корабль на тот момент. 16 ПКР Экзосет + ЗРК Кроталь - почти иранский уровень. И Китай осилил тогда его 1 штуку.


          А вот современный эсминец 055 - 20 лет прошло. И серия на 16 кораблей диким темпом на 2 ССЗ.

          1. Doccor18
            Doccor18 6 июля 2021 09:29
            +4
            Цитата: donavi49
            Вот начнут выкатывать в год по 2-3 атомохода, пусть и слабеньких. А там через 10 лет, уже не таких слабеньких...

            Это да. И американцы знали об этом, поэтому современные самолеты ПЛО и расходятся по миру, "как горячие пирожки"...

            Цитата: donavi49
            А вот современный эсминец 055 - 20 лет прошло...

            Это нормально. Проекты 627 "Кит" и 941 "Акула" тоже отделяли 20 лет... Но разница была еще более ошеломительная, да и помощи советским конструкторам было ждать не от куда, скопировать и купить - тоже... Так что, если разобраться, то КНР сейчас находится даже в более "тепличных" условиях, чем когда-то СССР. Грамотное руководство и многолетний упорный труд - вот в этом китайцам не откажешь. Они идут к своей мечте, и горе всем нам, если они к ней придут...
  4. donavi49
    donavi49 6 июля 2021 08:54
    +8
    J-15 тоже клоны, но непонятного качества


    Несут новый пакет авионики, РЛС примерно равный Барсику (и АФАР на свежих прототипах), две ПКР схожих с Экзосетом. Это то чего не может-не имеет Су-33.


    Не исключено, что все остальные тоже будут улучшенными копиями проекта 1143.5


    Исключено, ибо 3 авианосец без трамплина и с 3 катапультами. Ну уже второй месяц как фоточки с него каждую неделю публикуются.


    Если тиражировать слухи, то четвертый будет строиться по А (улучшенному) проекту в Даляне вот уже в 22 году (собственно, 001А еще позволил иметь Китаю 2 ССЗ с компетенциями по строительству авианосцев), а вот пятый будет строится в 22-24 году в Шанхае уже атомным.

    Так, запланировано восемь УДК водоизмещением до 40 тысяч тонн, из них два уже в строю


    Вместо четвертого заложили 071Е для Тайланда, а вторая часть забита пачкой фрегатов. Вероятно слухи о доводке проекта УДК/БПЛА авианосца правдивы.

    поменьше, проект 071, в количестве восьми штук


    Вот 3 УДК и закладной набор (в соседнем доке с кучей фрегатов) 9 - 071, правда он уникален, по проекту 071Е и строится для Тайланда. Первый китайский крупный боевой корабль такой размерности с нуля (а не из наличия) на экспорт.


    А вот кино про УДК неплохое, типа китайской Звезды.


    Восемь штук, между прочим


    Нет. Если говорить о введенных в состав то 3 - Нанчанг, Лхаса и Далянь. Если говорить о планах, то уже 16 официально.

    французского Кроталя


    Активно выкорчевываются со старых эсминцев 051/052 в рефите. Кроталь ушел в историю. ПВО кораблей обеспечивается следующими ЗРК:
    - HHQ-9, они там наделали своих ракет, на своем топливе (а вот по твердому топливу они очень даже в топах, особенно если сравнивать с СССР 80-х), целое семейство. Включая и попытки сделать свой Стандарт-3. Собственно это ЗРК эсминцев. Как старых с барабанами. Так и новых с универсальными ячейками.
    - HHQ-16. Штиль-1 в ВПУ. Основной калибр рефиченных эсминцев (956 и 051/052 с Кроталя), основной калибр фрегатов (причем на 11356 - 24 ЗУРки, а вот на 054А - 32).
    - HHQ-10. Дострел, китайская версия RIM-116. Сделана на базе их сверхлегкой УРВВ для вертолетов. Которая в свою очередь помесь ПЗРК и уменьшенного китайского Сайда. К сожалению ВМФ РФ не имеет подобного комплекса. И приходится ставить или тяжелый дорогой Панцирь или Гибку с обычными ПЗРК. Основной калибр корветов 056 и дострел на эсминцах (24 ракеты вполне неплохо так-то)

    корабли океанского обеспечения проекта 901


    Да каждая АУГ будет иметь выделенный комплексный быстроходный газо-газотурбинный (по силовой идентичны эсминцам 055) снабженец.
  5. сталевар
    сталевар 6 июля 2021 09:01
    +6
    Когда говорят и показывают про Китай, то понимаешь - у нас бездари правят!
  6. tralflot1832
    tralflot1832 6 июля 2021 11:12
    -4
    Кто нибудь ходил на судах китайской постройки,как они в эксплуатации.Чет мои знакомые радостно о них не отзываются.Я имею ввиду механиков.По количеству это да ,впереди планеты всей.
    1. stalkerwalker
      stalkerwalker 6 июля 2021 11:25
      0
      У нас в компании есть суда китайской постройки. И таки - да, откровенно плохая сталь китайского качества. В машинном отделении требуются механики с "руками 2 метра длиной и с тремя локтями", для обслуживания механизмов.
      Но всё упирается в цену - суда одного проекта, сделанные на верфях Европы и Китая, внеше не различаются. И цена "китайцев" заметно ниже. А при ближайшем рассмотрении, выясняется, что "дьявол кроется в деталях". Как пример - китайские джили и тигго на наших дорогах, сделанные по подобию фольксвагенов, тойот и ВМВ. Дешевле оригиналов, с которых скопированы, но и настолько же ненадёжны.
      1. tralflot1832
        tralflot1832 6 июля 2021 11:36
        -2
        Вот я об этом же,ходил на советском рыбаке.Конструктор холодильного отделения,на том свете вентилятором крутился за свое чудо.Европейцы делали суда для экипажа.Китайцы переняли такую культуру при постройке своих кораблей для ВМФ.Американцы сначала делают полноразмерный отсек(макет)загоняют туда команду и пока команда ге скажет все удобно,в металле это не производят.Хотя когда норг у Бергена нырнул,из пробоины торчала всякая жутьпохожая на трубы ПВХ.Так то испанцы строили.
        1. stalkerwalker
          stalkerwalker 6 июля 2021 11:42
          +2
          Цитата: tralflot1832
          .Хотя когда норг у Бергена нырнул,из пробоины торчала всякая жутьпохожая на трубы ПВХ.Так то испанцы строили

          Норвегии делают хорошие пароходы. Но - дорогими получаются.
          В последние годы турки активно строят суда всем, кто ни попросит. И у них неплохо получается.
          1. tralflot1832
            tralflot1832 6 июля 2021 11:49
            0
            Да наслышан,Норребо головной с Х насом у Турков заказало,удачно.Многие рыбаки головняки в Турции заказывают,а потом шпыняют наших горе судостроителей у турков получилось как мы хотим,а вы нам тюхаете как вы можете.Программа квоты под киль под угрозой,бравурные речи стихли.Я очень расстроен и зол.
  7. Комментарий был удален.
    1. Trapper7
      Trapper7 6 июля 2021 15:57
      -2
      Цитата: Serhi
      За 20 й век сколько раз баланс сил менялся в мире и на море?

      Кстати да... Британия, Германия, США, Япония, СССР.....
  8. Kolin
    Kolin 6 июля 2021 15:21
    -1
    Японский дракон уже допрыгался...
  9. Владимир Дмитриевич Бурцев
    -1
    Я призываю не посыпать ваши головы пеплом и не расстраиваться. Все выдающиеся российские флотоводцы со времён Ушакова и заканчивая Горшковым имели новаторский подход к военному. делу. Они творчески подходили к создавшимся проблемам. Сейчас во всём мире идёт тенденция повышения мобильности военных кораблей. Авианосцы, надводные корабли в классическом исполнении постепенно отживают свой век. Сейчас на смену обычным надводным кораблям приходят корабли с динамическими средствами поддержания кораблей над водой. У России есть приличный задел в этом направлении. Представьте если вместо обычных кораблей у России появятся экранопланы. Большая мобильность этих кораблей позволит в разы повысить эффективность военно-морского флота. Изменится и тактика ведения боевых действий на море. Океанские экранопланы станут новыми властелинами океанских просторов и разнесут в клочья все флоты мира с морально устаревшими авианосцами являющимися гордостью США. Подводные и и надводные беспилотники позволят многократно повысить автономность и эффективность военных кораблей. Сейчас флот на пороге революции, как при прорыве в космос. За счёт новаторского подхода С.П. Королёва СССР обогнал все страны мира в космосе. Применение экранопланов и и НПА позволит России сэкономить триллионы рублей и выйти на передовые позиции в строительстве современного военно-морского флота. Удачи всем. Дерзайте мужики!
  10. Александр Матвеев_3
    Александр Матвеев_3 7 июля 2021 16:46
    +1
    Все по фактам, не придраться, лишь особенно упоротые ы будут пытаться, что то говорить.
  11. Andr Kravzov
    Andr Kravzov 10 июля 2021 12:45
    0
    Автор явно не понимает такой простой штуки как экономика. В 90 х было 0 денег. Поэтому все превратилось в металлолом. и по любых раскладах превратилось бы. Ведь на энтузиазме срочников и дешёвой раб силы не получилось бы содержать умные тезнологии. Сейчас денег не так много как у США и Китая. Если автор обратит внимание на ВВП Китая и США это около 20 трлн. У России вроде 3 или меньше не помню. Очевидно и затраты в 7 раз меньше. В долгосрочной перспективе Китай получает из за сложного процента ещё больший флот потому что он инвестирует раньше в разработку и постройку. И если мы правильно понимаем как работает экономика то очевидно надо вкладывать деньги не в кораблики и самолётики а в производство. Чем больше сейчас наладят производств и рынков сбыта тем больше корабликов построят в будущем. Ну и тем более зачем России столько транспортов ? Чтобы красиво было) сейчас очевидно надо просто корабли всех зон для ешелонированной обороны. И корабли поддержки. Желательно минимальные затраты и самой простой постройки
  12. Glagol1
    Glagol1 21 августа 2021 10:46
    0
    Не ругайте Сарыч, для своего времени вполне себе на уровне был. И модерниз. потенциал есть.