Звезды требуют развития судоремонта на Дальнем Востоке

46
Звезды требуют развития судоремонта на Дальнем Востоке
Фото: bkamen.info

Немного истории


В ноябре 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял решение о строительстве судоремонтного завода № 892 на Тихоокеанском побережье страны. Проектирование началось 9 июня 1946 года после выхода соответствующего Приказа Министерства судостроительной промышленности СССР.

В Приморье направилась экспедиция Ленинградского специализированного проектного института (ГСПИ) с целью определить место под строительство и начать изыскательские работы. Этим местом стала бухта Большой Камень и прилегающая к ней территория. Правда, она оказалась не совсем удобной из-за небольшой глубины, но по остальным параметрам вполне подходила. Несколько лет в бухте велись работы по отсыпке грунта. На отвоеванной у моря территории строились производственные здания. Параллельно работали над углублением дна.




Вид на бухту Большой Камень – 2000 годы

В ноябре 1954 года директором нового завода назначен опытный производственник и организатор Степан Иванович Лебедев. Должность заместителя завода по капитальному строительству занял руководитель работ на объекте Феодосий Максимович Русецкий. А уже 3 декабря 1954 года начато выполнение производственной программы, и этот день принято считать официальным днем рождения завода.

Начали с ремонта мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров. В конце 50-х годов завод приступил к ремонту дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей Тихоокеанского флота. В 60–80-е годы были построены многие специализированные производственные цеха и участки, оснащенные стендами, которые позволяли проводить наладку и испытания всех механизмов АПЛ. 12 мая 1962 года на завод для ремонта прибыла первая атомная субмарина.

Вскоре завод получил собственное имя. Во время визита министр судостроительной промышленности СССР Борис Евстафьевич Бутома назвал завод восходящей звездой судоремонта. С его легкой руки в 1968 году Дальневосточный судоремзавод был официально переименован в Дальневосточный завод «Звезда» (ДВЗ). Единственный на Дальнем Востоке завод, специализирующийся на ремонте, переоборудованию и модернизации атомных подводных лодок и кораблей с атомной энергетической установкой.


Вид на судоремонтные цеха ДВЗ и ремонтируемые АПЛ

В 1976 году из корпусного 12-го цеха был выделен доково-стапельный цех № 10, который стал выполнять операции по подъему и спуску заказов на воду. В том же году было построено уникальное техническое сооружение – первый эллинг. Это здание давало возможность поставить на крытое стапельное место подводную лодку и надводные суда, что позволило проводить ремонт круглогодично, невзирая на погоду. Спустя пять лет был построен второй эллинг, больший по габаритам. В эллингах предусмотрены системы, необходимые для осуществления ремонта и модернизации кораблей. 1978 год, по сути, стал первым серьезным экзаменом технической и организационной готовности завода к выполнению его главной задачи – серийному ремонту атомных подводных лодок.

В 1980 году в строй вступил построенный в Херсоне плавдок «Паллада». Одновременно был построен передаточный стапель и трансбордер, что в совокупности составляет уникальный судоподъемный комплекс, позволяющий поднимать и перемещать суда с доковым весом до 13500 тонн.


Вид на цеха Дальневосточного завода «Звезда» и плавдок «Паллада»

В 1991 году директором завода ДВЗ был назначен Валерий Александрович Маслаков. Нелегкая судьба выпала новому директору – руководить заводом в тяжелейшие годы развала промышленности, обороны и экономики большой страны. С началом перестройки в рамках проводимой конверсии и отсутствия финансирования завод все больше лишался оборонзаказа и, как следствие, начались длительные задержки выплаты заработной платы. Ситуация была накалена до предела.


Схема утилизации АПЛ

В это сложное время «Звезде» удалось выстоять лишь благодаря непрерывным поискам заказов от сторонних организаций. Огромную роль здесь сыграло то, что в 1993 году США и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в области сокращения наступательных вооружений (договор СНВ). Завод получил заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России. В рамках заключенных контрактов США поставили на завод различное оборудование, а также профинансировали ремонт существующих и строительство новых объектов. Сегодня на ДВЗ создан современный универсальный комплекс по утилизации атомных подводных лодок. За годы его существования утилизировано более 40 АПЛ.


Разделка корпуса АПЛ и подготовка ее к утилизации

К 90-м годам на Дальнем Востоке России накопилось много радиоактивных отходов, образовавшихся в результате интенсивной эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок. Было принято решение о размещении в акватории завода плавучего комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов взамен специального танкера ТНТ-5, который находился в изношенном техническом состоянии.


Утилизация трехотсечных блоков АПЛ ТОФ

Финансирование этого проекта взяло на себя правительство Японии. Комплекс был введен в эксплуатацию в 2000 году. В 2003 году ввели в эксплуатацию береговой комплекс выгрузки отработанного ядерного топлива из реакторов АПЛ. Таких комплексов в мире единицы. Он отвечает всем международным и российским требованиям в области ядерной, радиационной и экологической безопасности.


Комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов

Параллельно с работами по утилизации АПЛ и радиоактивных отходов, завод перестроился на выпуск гражданской продукции. Был возобновлен ремонт гражданского флота, освоено новое судостроение. Но основным видом деятельности для «Звезды» остается ремонт кораблей ВМФ.

Новое время


Развитие нефте- и газодобычи на Сахалине в конце 90-х годов и на Ямале в последнее десятилетие серьезно повлияло на судьбу завода. 6 ноября 2008 года предприятие поменяло статус и стало акционерным обществом, где 100 % акций принадлежат государству. ОАО ДВЗ «Звезда» вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта. А в 2009 году в бухте Большой Камень Приморского края началось строительство новой верфи. Базой для новой верфи стал Дальневосточный завод «Звезда». В 2015 году она получила название Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК «Звезда»).


Морская платформа и судно обеспечения, будущая продукция ССК «Звезда»

По плану верфь будет выпускать крупнотоннажные суда, морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. Это танкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 тысяч тонн, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа. Проект реализуется консорциумом Дальневосточный центр судостроения Объединенной судостроительной корпорации (ДЦСС ОСК), АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк».


Проект строительства верфи реализуется в два этапа. В 2016 году в присутствии В. В. Путина на площадке предприятия были сданы в эксплуатацию блок корпусных производств и окрасочные камеры. Спустя год, 8 сентября 2017 года, Президент России принял участие в церемонии запуска в эксплуатацию тяжелого достроечного стапеля с тремя сборочными линиями. Стапель оснащен мощным крановым хозяйством производства китайской компании «China Heavy Industry Corporation», включая козловый кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 т. Такой мощный кран позволяет вести строительство судов крупными блоками. Вместе со стапелем был введен в эксплуатацию передаточный док для среднетоннажных судов и морской техники.


Другой китайский производитель «Suzhou Dafang Special Vehicle Co. Ltd» поставил в апреле-мае 2021 года два тяжелых самоходных транспортера грузоподъемностью 650 т каждый, два транспортера грузоподъемностью 2320 т и один 150-тонный транспортер. Поставка на ССК «Звезда» самоходной техники такой грузоподъемностью вместе с вводом в эксплуатацию новых и реконструированных цехов первой очереди позволят существенно увеличить скорость строительства.
Вторая очередь строительства предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока со вторым козловым краном типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн и производственных цехов для постройки крупнотоннажных судов и офшорной техники. Ведется строительство и оснащение четырех достроечных набережных. Планируется, что поэтапный ввод судостроительного комплекса в эксплуатацию будет завершен в конце 2024 года.


Пилотную загрузку комплексу обеспечивает нефтяная компания «Роснефть», заключившая с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на мощностях «Звезды». Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что портфель заказов «Звезды» с его компанией составляет 14 судов. В октябре 2017 года глава газодобывающей компании «Новатэк» Леонид Михельсон сообщил журналистам, что его предприятие передало через «Совкомфлот» на «Звезду» техническую документацию, необходимую для строительства 15 танкеров-газовозов арктического класса для «Арктик СПГ-2», и в ближайшее время будет подписан договор на строительство 15 судов.

Текущий портфель твердых заказов ССК «Звезда» составляет 50 судов, с учетом опционов – 59 судов, количество предварительных соглашений – более 110. Руководство ССК «Звезда» и ДЦСС ведут активные переговоры практически со всеми судовладельцами РФ и крупными нефтегазовыми компаниями. За 2020 год были заключены договора на строительство 19 судов для нескольких заказчиков. Для Тихокеанского флота ВМФ России на перспективу планируется строительство боевых кораблей 1-го и 2-го ранга, обсуждается обновление вспомогательного флота – большое количество судов обеспечения флота требует замены. Характеристики судостроительных мощностей ССК «Звезда» позволяют вести строительство судов, раннее производившихся на верфях только в европейской части России, большинство из которых было потеряно в результате распада СССР.


Первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах» водоизмещением 120000 DWT спущен на воду 12 мая 2020 года и уже выполнил свой первый рейс. Фактически на ССК «Звезда» прошла сборка корпуса танкера. При этом на самом предприятии были изготовлены грузовые секции судна, а носовая и кормовая секции корпуса были изготовлены партнером российской верфи – южнокорейской компанией «Hyundai Samho Heavy Industries» и доставлены в Большой Камень морским путем. Полная локализация производства судов на «Звезде» будет вводиться постепенно и займет не менее 4 лет.


Первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах», построенный на ССК «Звезда»

В конце 2020 года было спущено на воду многофункциональное судно снабжения ледового класса проекта IBSV 10022AH «Катерина Великая». По состоянию на июнь 2021 года на верфи строятся со 2-го по 8-й танкеры типа «Афрамакс», заложен 1-й танкер-продуктовоз типа MR, 1-й танкер-челнок ледового класса Arc6 и 1-й газовоз класса Arc7 проект «Арктик СПГ-2», ведется строительство плавдока проекта 23380 и резка металла и формирование блоков на другие суда этих проектов. Начаты работы к строительству атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» с двумя ядерными реакторами суммарной мощностью 120 МВт.

Успешный поэтапный ввод объектов первой очереди и опережающее строительство сухого дока второй очереди новой верфи позволяют уверенно говорить о необходимости создания в Большом Камне и в целом в Приморском крае судостроительного кластера. Для этого планируется привлечь большое количество предприятий – лидеров судостроительной области, российские и иностранные компании. В первую очередь это касается таких направлений, как сварочные материалы, лаки и краски. По судовому оборудованию идут активные переговоры с Российским арматурным холдингом. Он уже освоил целый ряд типовой арматуры для океанских судов. Надо отметить, что такие суда в России не делали почти 30 лет, со времен спуска на воду танкеров типа «Крым» на заводе «Залив» в Керчи. На территории ССЗ «Звезда» открыт завод «ВРК Сапфир» по производству судовых винторулевых колонок.

Для обеспечения судостроительного комплекса «Звезда» крупноформатным стальным прокатом в соседней бухте Суходол предполагается построить новый металлургический завод. На данный момент проработано технико-экономическое обоснование проекта. Производительность металлургического завода составит 1,5 млн тонн в год стального листа и трубной продукции. Подрядчиком выступила китайская компания МСС International Incorporation. При этом верфью «Звезда» будет перерабатываться 330–350 тыс. тонн. Остальная продукция предназначена для новых потребителей в регионе. Сейчас подыскиваются партнеры по судовой обстройке. Панели судовые, потолки, полы – все это раньше производилось в Приморье и Комсомольске-на-Амуре, но к сожалению, утрачено в конце 90-х. Приходится восстанавливать утерянные или приобретать новые компетенции. Так, в 2020 году на мощностях АО «Дальзавод» открылся цех № 17 по производству судовой мебели.

Третья очередь строительства в Большом камне – развитие судоремонта ДВЗ



В качестве примера судоремонтные доки компании «Kaiser-sohne» (Сингапур)

Возникает справедливый вопрос – где ремонтировать флот построенных крупнотоннажных судов?

На примере крупнейшего владельца танкеров и газовозов России – компании «Совкомфлот» можно спрогнозировать спрос на судоремонт крупнотоннажных судов на Дальнем Востоке. «Совкомфлот» является активным участником проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», «Арктик СПГ-2» и «Ямал СПГ», и маршруты движения судов «Совкомфлота» пролегают через Северный морской путь, Берингов пролив, Охотское и Японское моря. Согласно отчету за 2020 год, флот компании составляет 143 судна суммарным водоизмещением 12,5 млн тонн, в том числе:

• танкеры – 114 ед.;

• газовозы – 16 ед.;

• специальный флот (включая суда обеспечения нефте- газодобычи) – 11 ед.;

• сухогрузы – 2 ед.

Средний возраст судов составляет менее 12 лет. Около 2/3 из них составляют крупнотоннажные суда, включая 82 судна ледового класса.

Портфель компании на строительство новых заказов составляет 26 судов водоизмещением около 2,5 млн тонн, из них 15 судов-газовозов класса Arc7 проекта «Арктик СПГ-2» заказаны на ССК «Звезда». На ремонт и техническое обследование компания «Совкомфлот» в 2020 году потратила $353 млн, провела докование и ремонт 30 судов и освидетельствование 17 судов на плаву. По данным технической политики компании, докование каждого судна проводится один раз в 5 лет.

Анализ имеющихся судоремонтных мощностей Приморья показывает, что действующие предприятия не смогут обслуживать строящиеся на ССК «Звезда» суда, в том числе созданные для «Совкомфлота». Ни один из представленных в таблице доков не сможет вместить даже 50 000-ки. Что же говорить о танкерах и газовозах водоизмещением 100 000 DWT и более. Подобных мощностей на Дальнем Востоке попросту нет, такие мощности отсутствуют в данный момент и в Мурманске (единственный большой док для ремонта крупнотоннажных судов только строится). Поэтому уже сейчас важно задуматься о ремонте построенных судов и создании ремонтных доков для них. В противном случае ремонт построенных на ССК «Звезда» танкеров и газовозов будет проводиться в Корее или Японии, или на европейских судоремонтных площадках. Чему наши соседи будут только рады.


Место под строительство ремонтных доков есть. В ходе строительства первой очереди ССК «Звезда» под развитие всей производственной площадки в бухте Большого Камня были намыты значительные территории. Планы по переносу и строительству новых цехов судоремонтных мощностей ДВЗ были озвучены некоторое время назад, но среди них не было никаких упоминаний по строительству новых судоремонтных доков.


Поэтому логичным будет расширение судоремонта Дальневосточного завода «Звезда» и строительство на намывных участках двух ремонтных доков размерностью 260х60х12 м и 330х100х14 м. При этом останется место под расширение производственных мощностей ДВЗ и строительство новых ремонтных цехов. Актуальной будет модернизация и оснащение существующей (около 335 м) и строительство новых судоремонтных набережных, протяженностью 360 и 130 м. Реконструкция и новое строительство судоремонтных мощностей позволит сертифицировать ДВЗ по международным стандартам для ремонта любых крупнотоннажных судов и диверсифицировать работу завода.


Дополнительные меры


Помимо этого, следует уделить внимание интенсивному развитию судостроения и судоремонта на других предприятиях Дальневосточного региона. В дополнение к льготам, полученным ССК «Звезда» по прямому Указу Президента Российской Федерации от 2018 года, предлагаю законодательно и экономически поддержать развитие малых и средних предприятий. Тем более что процесс уже пошел. Вот только несколько новостей последних 5 лет.

Федеральная программа «киль в обмен на квоты» позволила за последние 5 лет построить в Приморье 8 новых рыбоперерабатывающих предприятий и заложить 7 новых судов. Всего по данной программе на Дальнем Востоке планируется построить 14 рыбзаводов и спустить на воду 29 рыбопромысловых судов.

22 августа 2018 года Министерство обороны РФ заключило несколько контрактов на поставку малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт» в рамках военно-технического форума «Армия-2018». О планах постройки «Каракуртов» на Дальнем Востоке объявил в мае 2018 года вице-премьер (на тот момент – замминистра обороны) Юрий Борисов. АО «Восточная верфь» построит два корабля, Амурский ССЗ – четыре МРК.

ПАО «Славянский судоремонтный завод»


В сентябре 2017 года Ленинградский судостроительный завод «Пелла» и ПАО «Славянский судоремонтный завод» создадут совместное предприятие для строительства рыболовных судов длинной до 80 метров в Приморье. Документ подписали генеральный директор «Пеллы» Герберт Цатуров и первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев. По информации издания, объём инвестиций в проект со стороны «Пеллы» составит около 2 млрд рублей. На базе «Славянского судоремонтного завода» планируется построить компакт-верфь, аналогичную той, которая сегодня работает в Отрадном Ленинградской области.

АО «Восточная верфь»


В 2021 году АО «Восточная верфь» планирует передать береговой охране ФСБ России два пограничных сторожевых корабля проекта 10410 «Светляк». В этом же году планируется сдача ВМФ России малого морского танкера проекта 03182 «Михаил Барсков» и спуск на воду второго танкера этого проекта «Борис Аверкин». Помимо этого, для Тихоокеанского флота в этом году будет заложен один, спущен на воду и сдан еще один плавучий причал. В части гражданского судостроения в 2021 году планируется передать заказчику первый дальневосточный краболов проекта 03141 «Охотск» и спустить на воду ещё одно краболовное судно. Также корабелы рассчитывают заложить два судна-ярусолова на основе типового краболовного проекта.

АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» заключила соглашение о сотрудничестве с АО «Восточная верфь». Соглашение распространяется на сферы судостроения, судоремонта, проектирования, машиностроения и литейного производства, а также разработку совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и АО «Восточная верфь» заключили соглашение об инвестициях в судостроительное предприятие. Документ подписали генеральные директора АО «КРДВ» Аслан Канукоев и АО «Восточная верфь» Олег Сиденко. Подписанное соглашение предполагает техническое перевооружение, в результате которого будет увеличено количество стапельных мест, изменятся технология производства судов и внутренняя логистика по предприятию, а также повысится производительность труда. В развитие производства будет вложено около 3,1 млрд рублей и создано дополнительно 118 рабочих мест. Реализация проекта начата в 2020 году и продлится до 2025 года.

До конца 2021 года произойдёт обновление технической базы судостроительного предприятия «Восточная верфь» во Владивостоке. В частности, запланировано удлинение набережной и эллинга, а также постройка нового склада металла. По словам гендиректора предприятия Олега Сиденко, эти меры позволят увеличить объём выпускаемой продукции и количество рабочих мест на 250 человек. Текущие технические возможности верфи позволяют строить корабли и суда длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и спусковой массой до 2,5 тысяч тонн.

Находкинский СРЗ в конце 2019 года приобрел плавдок грузоподъемностью до 10 000 т, теперь у завода 2 дока, что позволяет существенно увеличить производительность судового ремонта.

АО «Дальзавод» озвучил планы по строительству или покупке плавдока грузоподъемностью до 35 600 т.

29 июля 2020 года на Амурском судостроительном заводе состоялась закладка четвертого по счету МРК проекта 22800 для Тихоокеанского флота. Об этом сообщает пресс-служба Минобороны РФ. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, ракетный корабль получил имя «Павловск». Ранее на предприятии были заложены другие МРК проекта: «Ржев», «Удомля» и «Уссурийск». Планируется, что они войдут в состав подразделений после 2022 года.

5 августа 2020 года на сдаточной базе Амурского судостроительного завода завершился этап швартовых испытаний корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».
16 июня 2021 года заместитель председателя правительства Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов посетил Амурский судостроительный завод с рабочим визитом.

В составе делегации также были генеральный директор ОСК Алексей Рахманов, врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, представители краевых министерств и ведомств. В программу посещения входили осмотр производственных площадей и оценка состояния строящихся на заводе заказов. В ходе состоявшегося краткого рабочего совещания были подняты в том числе и вопросы размещения на АСЗ коммерческих заказов. Генеральный директор ОСК А. Рахманов, обозначил наиболее острые и проблемные вопросы их строительства, стороны обменялись мнениями и предложениями, касающимися финансирования строительства гражданского флота на АСЗ.

«Главнейшая задача, стоящая перед Амурским судостроительным заводом на сегодняшний день – ускоренная диверсификация производства и загрузка производства гражданскими заказами»,

– сказал Юрий Борисов. Зампред правительства также отметил, что, благодаря реализации на АСЗ плана по реконструкции и развитию производственных площадей в рамках Федеральной целевой программы, заметно изменился вид заводских цехов и производственных площадок, модернизированы многие производственные процессы и введено в строй новое оборудование.

Меры поддержки


Имеет смыл рассмотреть следующие меры поддержки развития судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке:

• Целевые кредиты на строительство доков любого типа и назначения. В дополнение к вышесказанному предлагаю законодательно стимулировать частные компании к строительству или покупке плавдоков грузоподъемностью от 10 000 до 25 000 тонн или сухих доков размерами до 200х50х10 метров.

• Целевые кредиты на приобретение зарубежных технологий судоремонта при отсутствии их в России.

• Целевые кредиты на покупку оборудования и механизмов, не выпускающихся в России.

• Предоставление налоговых и иных льгот совместным предприятиям, осваивающим морские технологии, отсутствующие в России.

• Лизинговые программы на покупку отечественного оборудования, станков, вспомогательных судов, машин и механизмов, кранового оборудования.

• Целевые беспроцентные кредиты на приобретение в собственность отечественного оборудования, станков, вспомогательных судов, машин и механизмов, кранового оборудования.

• Кредиты на модернизацию действующих судоремонтных производств через Корпорацию развития промышленности.

• Увеличение рассрочки платежей или списание процентов по кредитам и лизинговым программам при увеличении производительности труда в судостроении или судоремонте более чем на 30 %.

• Диверсификация – открытие на судоремонтных предприятиях новых направлений деятельности (производство продукции морской тематики, судостроение, развитие портовых мощностей).

• Зарубежные предприятия, входящие в судостроительный кластер и создающие производственные филиалы в Приморском крае, освобождать от налогов на 7–9 лет, торговые филиалы – на 5 лет (по следующим направлениям: судовые двигатели и судовая автоматика, строительство мощных судов-земснарядов и судов, ведущих строительство причальных стенок, и других специализированных судов).

• Целевые кредиты на строительство автоматизированных портовых мощностей под крупнотоннажные суда (причалы от 300 до 400 м с глубиной у причала до (16) 18 м) и обеспечение их высокопроизводительными кранами и другими машинами и механизмами (средняя скорость ПРР на уровне 30 крупнейших портов мира), льготы на подвод ж/д линий и автодорог.

Законодательно закрепить обязательное проведение судоремонта крупнотоннажных судов, построенных в России после 2024 года (вывода на полную мощность ССК «Звезда»), на российских судоремонтных верфях с момента ввода в строй новых ремонтных доков на Дальневосточном заводе «Звезда».

Выполнение предложенных мероприятий позволит полностью закрыть потребности в судоремонте на Дальнем Востоке в ближайшие годы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    7 июля 2021 15:37
    Заявления рахманова все больше похожи на вредительство и саботаж)) закрытый город комсомольск на Амуре и его предприятие асз переквалифицировать на гражданские заказы в то время, когда Европейская часть заводов оск успешно заваливает по срокам всю военную судостроительную программу)) интересный персонаж однако))
    Вместо этого именно на асз можно клепать фрегаты 22350 как на бешеном принтере, а тем более, каракурты и мпк на базе каракурта)) нет, Рахманов все жирные заказы в Питер скидывает, где доля оск в предприятиях не совсем понятна и кому принадлежит остальная доля в этих предприятиях)) хитрые схемы собственников, прям как в сургутнефтегазе)) почерк прослеживается))
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      2. Спасибо за поддержку! Таких исторических деталей не знал.
        Что по существу скажете, есть какие-либо разумные дополнения к статье?
        1. +1
          7 июля 2021 17:34
          Цитата: Бекасов Артем Андреевич
          есть какие-либо разумные дополнения к статье?

          На АСЗ в сухих доках стоят без дела две атомные подводные лодки, на хранение которых уходят денежные средства. По "Кашалоту" вроде контракт на утилизацию подписан, на проведение утилизации выделят 439,6 млн руб. и работы должны быть выполнены до 30 ноября 2022 года.
          Разделка лодки на металл должна быть произведена на территории завода, после чего трехотсечный реакторный блок будет отбуксирован в пункт временного хранения с дальнейшей разделкой до одноотсечной секции, которую разместят в пункте длительного хранения радиоактивных отходов (ПДХ РО) Устричный, в бухте Разбойник на юге Приморского края. По другой субмарине "Ирбису" ничего не понятно. Если эти субмарины утилизировать, заводу станет легче.
          1. Спасибо за информацию!
      3. +1
        8 июля 2021 08:58
        Каракурты по вашему тоже тащат в транспортных доках на достройку во Владивосток?))
        Я говорил о неэффективности использования стапельных мест, скорости строительства и необходимости серийного производства на Асз))
        Вы же пишете отговорки (не совсем релевантные к моему комментарию и аргументам) на тему глубины фарватера и примером приводите малоэффективный корвет, который, в случае принятия более-менее внятной стратегии развития Вмф, скорее всего, не имеет будущего и будет массово раздаваться в виде льготного кредита любым дружественным государствам по принципу "лишь бы взяли")) поскольку, этот корвет имеет ограничения по мореходности благодаря этому самому бульбу, а для литорального корабля на мелководьях это существенный минус на Балтике, черном море и многих участках Дальнего востока (Каспий и Азовское море даже не в счет)) к скорости тоже есть вопросы, что тоже критично для патрульного корабля)) вероятность поражения летящих целей по "заведомо неизвестной" траектории тоже сомнительная)) поэтому, этот бронированный ракетный краболов 22380, как и его ещё более "миролюбивый собрат" 22160 построены с условием "не дай Бог встретиться в реальных боевых условиях с более-менее равным противником")))
        Так что ваши оскорбления и жалобы, а тем более пояснения - мимо кассы, как говорится))
    2. -1
      7 июля 2021 16:55
      Самое главное работа есть и деньги
  2. 0
    7 июля 2021 15:38
    Это же естественно, раз производите продукцию, должен быть и сервис по ремонту и утилизации. Кто, как не производитель, знает все конструктивные нюансы корабля?
  3. +3
    7 июля 2021 15:57
    Панели судовые, потолки, полы

    Режет по ушам морского человек.
    1. Вам шашечки, или ехать!? По теме напишите что ни будь?
      1. +3
        7 июля 2021 16:15
        Цитата: Бекасов Артем Андреевич
        По теме напишите что ни будь?

        Написал бы, пробовал, сказали темы не востребованы , да и ошибки грамматические.
        Понял - не моё.
        1. Каждому свое, тут кто на что способен. Вот думаю ошибки и словарные обороты исправить и отправить эту статью в Морской вестник и на сайт Судостроение.ru.
          1. +1
            7 июля 2021 16:32
            Цитата: Бекасов Артем Андреевич
            Вот думаю ошибки и словарные обороты исправить и отправить эту статью в Морской вестник и на сайт Судостроение.ru.

            Это разумное решение, у Вас есть потенциал.
          2. +1
            8 июля 2021 13:37
            Цитата: Бекасов Артем Андреевич
            Каждому свое

            Артем звучит как про Ньювасюки . накидали радужно . ни гпту ни кадров ни флота под рос флагом не осталось что у совкомфлота что у пмп ...руины от ПСРЗ ...Суходол Камень вчерашние деревни ....статья такая себе - приезжайта к нам на работу у нас планов грамодье ...больше бы зашла статья с критическим анализом что тут творится в реале
            1. Киса, если Вы с Приморья, то просветите нас, что на самом деле творится. Только с фактами, конкретными примерами и с фотографиями.
              1. +2
                8 июля 2021 14:46
                если коротенько то ж-па . от Астафьева до рыбпорта угольную пыль глотают в Находке вместо двух разрушенных гигантов НСРЗ ПСРЗ по 20 тыщ работяг было в каждом и 5 портов нефте - рыбный - торговый- контейнерный во врангеле вместо 24-7 по одной смене докеров . сама Находка со 220 тыщ до 160 сократилась и все однокашники расселились от Краснодара до Питера.... да тут описывать до утра .. я понимаю посыл статьи что то начинать надо делать не может быть вакуума на дв как бы Вова не играл в геополитику если последние разбегуться то никакими васюками не поможеш . да злость берет - похерили такие мощности
      2. +3
        7 июля 2021 16:48
        Уважаемый автор, статью про дальневосточные судостроение/судоремонт вы написали неплохую. Спасибо!
        Но на замечания на досадные неточности и про недостаточное знание морской тематики нужно не ершиться, а принять к сведению и исправить. Как - ваше дело.
        1. Согласен, не спорю. Жаль на сайте нельзя поправить, после публикации иногда вылезают огрехи.
          1. +3
            7 июля 2021 17:12
            Цитата: Бекасов Артем Андреевич
            Согласен, не спорю. Жаль на сайте нельзя поправить, после публикации иногда вылезают огрехи.

            Понимаю. У меня - тоже. Пару опубликованных статей основательно бы переделал. smile Ведь в процессе написания многократно правишь и дорабатываешь, сдаешь в печать кажется замечательный вариант - а на следующее утро хочется всё переделать! laughing

            Успехов вам и удач, не торопитесь сдавать, держите написанное несколько дней.
            1. Учту, спасибо!
  4. Цитата: Анахорет
    Вместо этого именно на асз можно клепать фрегаты 22350 как на бешеном принтере, а тем более, каракурты и мпк на базе каракурта)) нет, Рахманов все жирные заказы в Питер скидывает,

    Нет технической возможности на АСЗ строить корабли более 120 м! Максимум корветы. Завод сильно модернизировать надо, включая внутренний бассейн. Так что Рахманов тут не причем!
    1. +4
      7 июля 2021 16:41
      - По вашему сайт асз врет?) там пишут о 150 метрах

      - нужна серьёзная модернизация... На достройки и перестройки на северной верфи и других предприятиях в Питере средства выделяются, а тот же асз нужно модернизировать, "но вы держитесь, хорошего настроения и всего вам доброго"))) уверен, что и модернизация и последующее строительство в Комсомольске обойдётся дешевле) но кому нужно дешевле, когда важно освоить нужные суммы нужным людям))

      - Рахманов тут непричем))) старая песня о главном)) царь хороший - бояре плохие, Черчесов гений - футболисты с кривыми ногами, Рахманов - Глава предприятия, но к заваленной работе он отношения не имеет)) виноваты противные исполнители)) мешают эффективным менеджерам менеджерить))) забавно в общем)
      1. В последние два года на АСЗ зачастили руководители самого большого ранга (Борисов Ю.И. вице-премьер, глава Минпромторга Мантуров Д.В. и ряд других, не говоря уже о представителях ОСК). Ведется разговор о модернизации АСЗ в рамках которой и будут те самые 150 м. Объем реконструкции пока не озвучен. В СПб любая реконструкция обойдется дорого, спору нет. Но, там уже есть мощный центр судостроения, а АСЗ только серийный завод, к тому же на реке!!! Кстати, анонсирую новую статью про сухой док в Санкт-Петербурге в скором времени.
        Что касается "эффективных менеджеров" и лучше-хуже - не комментирую принципиально. Работаем с тем кто есть. Тут не мы решаем и с нашей высоты масштаба проблем и решений не видно.
        1. +1
          8 июля 2021 08:39
          В том то и дело, что указанные технические возможности (150 м стапели на асз) указаны на официальном сайте Оск.
          С ваших же слов получается, что в действительности таких возможностей нет.
          Возникает вопрос, кому верить, вам или официальному сайту государственной корпорации?))
          И если на веру принимать ваши слова, получается, что оск управляется, какими-то случайными людьми, которые по предварительному сговору размещают заведомо ложную информацию на официальном сайте государственной корпорации с целью получения неправомерной выгоды))
          Может вам это и покажется несущественной блажью в духе "вам шашечки или ехать", но с точки зрения УК такая деятельность квалифицируется, как мошенничество) и если учесть, что источником получения этой самой неправомерной выгоды является госбюджет и гособоронзаказ, а махинации с ним связаны непосредственно с обороноспособностью страны)
          Это уже серьёзное дело может вырасти)
          И создавать для этой группы лиц ещё и персональную оффшорную отмывайку в виде Торов - хуже преступления, как по мне)) как лису в курятник бросить )
          А то, что модернизация завода курируется вице-премьером и министром, лишь подтверждает, что глава корпорации может только "осваивать бюджетные средства" и не в состоянии обеспечить рентабельность производства, и его плановую модернизацию, своевременное выполнение оборонзаказов)) ведь строительство корвета за 7 лет, которому реальный срок строительства не больше полутора лет это уже вопросы к следственному комитету)) за эти 7 лет налицо неэффективное использование стапельных мест, и начиная с условного 19го месяца строительства - обогащение банка кредитора и удорожание корабля по результату на 25-40% только за счёт кредитования)) не говорю уже о зарплатном фонде, который размазывается на эти же 7 лет вместо того, чтобы повысить зарплату рабочим и стимулировать эффективность труда))
          И вы ещё по прежнему будете утверждать, что "Рахманов тут не причем"?)))
  5. +1
    7 июля 2021 17:09
    Автору большое спасибо за развёрнутое освещение строительства и модернизации ССК.
    1. Как считаете, есть смысл периодически давать более полный обзор по ССК "Звезда" на основе их данных? Они их обновляют каждый квартал.
      1. +1
        8 июля 2021 04:29
        Думаю в этом есть смысл , да и потребность . Работами на "Звезде" интересуются многие .
        За статью спасибо .
        1. Постараюсь поставить освещение строительства ССК "Звезда" на поток. Отчеты буду выкладывать по мере поступления отчетов и новостей с верфи.
          1. 0
            8 июля 2021 15:37
            Если есть возможность информировать в таком ключе о развитии ССК и других предприятий судостроения и смежных отраслей - это будет отличный материал. При наличии информации интересно было бы также оценить изменения и модернизации портов России (вкл. СМП).
            1. По ССК материал есть, с ними легче работать, чем с остальными - у них отличная PR-служба. Попробую периодически радовать читателей ВО. У смежников и других верфей ОСК, особенно там, где есть ГОЗ информации мало или совсем нет, приходится использовать только доступные материалы. По смежникам сложнее, так глубоко не копал + мало информации и совсем по теме сайта. По портам России статистика есть, мало новостей и фотоматериалов, но это же не тематика ВО, спрошу их - если дадут разрешение на публикацию, постараюсь сделать обзор.
          2. 0
            8 июля 2021 23:02
            Ролик с общением работяг и приехавшего руководства тоже выложите? Собственно, общение с теми самыми людьми, каковые и строят все эти корейско-русские чудеса..... И в каких условиях....
  6. 0
    7 июля 2021 17:15
    лучше бы проработали вариант модернизации ТАРК Адмирал Лазарев на ССК Звезда
    жалко, порежут же
    1. Слишком дорого и только на Севмаше. Ему уже 40 лет, 5-10 лет модернизации и сколько он прослужит? Еще в лучшем случае 10-15 лет, потом в утиль. Разбазаривание денег.
      Смотрите на проблему шире, уже сейчас появился на ДВ мощный судостроительный комплекс, а к 2024 году вообще не имеющий ограничений по строительству боевых кораблей океанской и ДМЗ. Набьют руку на танкерах и газовозах примутся за боевые корабли и может быть за авианосец (вопрос только где его парковать, чтобы не убили за 10 лет). Но массовое обновление ТОФ возможно только крупномасштабного обновления всей базы флота. Есть некоторые мысли на эту тему, но я не специалист и не готов их озвучивать (нужны консультации военморов с ТОФ).
      1. +1
        7 июля 2021 17:46
        хотят МПК на базе МРК Каракурт, и дальнейшая серия корветов 20380, 20385, фрегаты 22350, тральщики Александрит - это типа основа
        1. Фрегаты 22350 нет, почему - почитайте переписку выше.
          Тральщики Александрит тоже нет - технология совсем другая, там корпус не варят из стали, а льют из пластика.
          1. 0
            7 июля 2021 18:20
            какая разница.... основа флота будет такова - всё что перечислено см.выше
  7. Ну и неужели на такой чудо верфи не могут сделать 5 штук "Орланов" проекта 1144?!?!?
    Ведь все эти танкеры и газовозы может понадобиться и защищать! На 3-5 гражданских - один крейсер и очередь сильно не подвинется и безопасность страны повысится.
    1. Не сразу, но со временем возможно. Тем более, что лицензию на работу с ЯЭУ под строительство ледокола "Лидер" ССК "Звезда" уже получил. Вопрос только нужны ли они будут в таком виде?! Это как с компьютерами - раньше комнаты или этажи занимали, а сейчас размером с ноутбук или смартфон. Думаю наши проектанты придумают что-нибудь новое, главное обойтись без "не имеющего аналогов" и "самого большого в мире". Просто, надежно и в нужных для 100% обеспечения безопасности страны количестве. Так, чтобы у "партнеров" даже мысли смотреть в нашу сторону не было.
  8. 0
    8 июля 2021 15:39
    Чтобы развивать судоремонт он должен быть . Пара "анклавов" с оборудованием 80х , держащихся на ГОЗ это не судоремонт . Поговорите с "рыбаками", "торгашами" где они встают на судоремонт . Норвегия. Канары . Корея. И уже Турция . Технологи за сварными бегают , вопросы задают как и чем сварные варить будут , Что развивать то ? и главное кем ? . Вы серьезно думаете что спецы с "нефти-газа" уйдут к военным ? Верфи судостроительные строятся для строительства кораблей а не для ремонта их , НОВАТЭК строит для СЕБЯ (акционеров) а не для РФ .
    1. Как раз в 80-е годы и был свой судоремонт, пусть неказистый, но свой. Видимо Вы в теме, так напишите об этом, заодно дайте слово "рыбакам" и "торгашам" с фактами где и кто ремонтируются. Не понятно только к чему Вы Норвегию и Турцию добавили, если речь шла про Дальний Восток?! Верфи о которых идет речь принадлежат ОСК (ССК "Звезда на 80%, ДВЗ на 100%), а кто как не ОСК строит в России военные корабли?! И еще, один мудрый китаец сказал - "Не важно какого цвета кошка. Главное, что она ловит мышей в Вашем доме!" В вольном переводе специально для Вас - если верфь строит крупнотоннажные коммерческие суда по современным технология крупноблоковой сборки, она в любой момент может начать строить военные корабли любого типа если будет ГОЗ. Потому что, она наша и нашей земле. С ней не получится как с Мистралями - мы Вам их построили, заплатите, но не отдадим, потому что Вы под санкциями.
  9. -1
    9 июля 2021 18:11
    Цитата: Бекасов Артем Андреевич
    Как раз в 80-е годы и был свой судоремонт, пусть неказистый, но свой. Видимо Вы в теме, так напишите об этом, заодно дайте слово "рыбакам" и "торгашам" с фактами где и кто ремонтируются.

    Шикарный аргумент , а про 90е и 2000е добавите ? Весь лес хочется увидеть, а не одно деревцо , дать слово "рыбакам" , а к чему ? счёт то он на табло, а сколько мы угловых подали так это пусть депутаты говорят . Почитайте хотя бы о пошлинах для захода наших судов в наши порты , слов там много и все красивые. Да и сравните морской трафик , в интернете найти не проблема.
    Цитата: Бекасов Артем Андреевич
    Не понятно только к чему Вы Норвегию и Турцию добавили, если речь шла про Дальний Восток?!

    Судоремонт=отрасль . И если в Мурманске работяги судоремонтники летают и ездят в Норвегию ремонтировать НАШИ суда НАШИМИ руками , то я очень сомневаюсь что Дальневосточный судоремонт в окружении азиатских тигров цветёт и пахнет . Дэу , Самсунг , Митцубиси , Вы спросите у ваших судоремонтов , они расскажут . Вот такие приплеты с косичками и бантиками .
    Цитата: Бекасов Артем Андреевич
    И еще, один мудрый китаец сказал - "Не важно какого цвета кошка. Главное, что она ловит мышей в Вашем доме!" В вольном переводе специально для Вас - если верфь строит крупнотоннажные коммерческие суда по современным технология крупноблоковой сборки, она в любой момент может начать строить военные корабли любого типа если будет ГОЗ.

    Там контракты на 8 лет вперед расписаны , ОК. прошло 8 лет , Вы серьезно считаете что коммерческий судострой свяжется с военным эсминцем у которого то санкции , то не смогла я не смогла ? Это убытки любезнейший . А уж загонять на ремонт в построечные доки , это кто вам даст то столько денег ? . Строительство всегда "нажористей" чем ремонт .
    В целом , я так понимаю судоремонт у вас для красного словца в названье статьи ? Повторюсь нечего требовать , нет такой отрасли в РФ . Мы только по крупицам судостроение собираем и то не факт что дадут . А Вы уже в ремонт ласточкой .
    1. 0
      9 июля 2021 19:37
      Цитата: Slippery
      я очень сомневаюсь

      а что делать то? автор тут наприукрасил - для москвичей зайдет ...я даже не представляю востановить ПСРЗ сейчас - свой слип 4 плавдока две гпту 7 цехов ( в литейном втулку на главный лили 90см для плавбазы - это не форсунки рекондишить в нсрз сейчас для СРТМ на коленке ). тетка моя дворы подметает токарь 6 разряда - все умерло .
      и тут не про драйдок для стотысячников - а нет сервеса и ценника привлекательного
  10. 0
    9 июля 2021 23:55
    Цитата: Киса
    а что делать то? автор тут наприукрасил - для москвичей зайдет ...я даже не представляю востановить ПСРЗ сейчас - свой слип 4 плавдока две гпту 7 цехов ( в литейном втулку на главный лили 90см для плавбазы - это не форсунки рекондишить в нсрз сейчас для СРТМ на коленке ). тетка моя дворы подметает токарь 6 разряда - все умерло .
    и тут не про драйдок для стотысячников - а нет сервеса и ценника привлекательного

    Киса Вы слишком эмоциональны hi У нас тут док утонул . Скрипим зубами. Ну не понимают люди .
    На этом ресурсе ,да и на других , было в трэнд войти " А вот есть у нас на заводе дядя Вася , чо хочешь и как хочешь сделает тюю" Только на вопрос дядя Вася УАЗ починит ? Да ! а современный внедорожник ему починить доверишь ? глазки бегают ... а дядя Вася возьмется ? ( старый то не , сольетя красиво ) . А корабли они по ценнику не затонированный мерс . Вот и хвастаемся уровнем 80х , в Аргентине медные заглушки "дяди Васи" пятками откручивают а мы ключ тащим, мыж чай не арапы . ( с гордостью в голосе).
  11. -1
    10 июля 2021 05:24
    Всё как всегда... Нефть и газ. Плюс "импортозамещение" из Китая\Южной Кореи. Ничто ни ново... =)
  12. -1
    10 июля 2021 20:05
    Цитата: Maximillian von Adelheid
    Всё как всегда... Нефть и газ. Плюс "импортозамещение" из Китая\Южной Кореи. Ничто ни ново... =)
    Ответить
    Цитата
    Жалоба

    Кто успел тот на нефть присел , а остальным государство не обязано .... Автор требует , ню ню ... в Далневосточников деньги надо вкладывать .
    А посоществу вопроса мы в Мурике рядом со скандинавами , жизнь там дорогая и мы не эфиопы чай , вот оно и преимущество , придут азиаты нам попа .
  13. Цитата: Slippery
    то успел тот на нефть присел , а остальным государство не обязано .... Автор требует , ню ню ... в Далневосточников деньги надо вкладывать .
    А посоществу вопроса мы в Мурике рядом со скандинавами , жизнь там дорогая и мы не эфиопы чай , вот оно и преимущество , придут азиаты нам попа .

    Цитата: Киса
    а что делать то? автор тут наприукрасил - для москвичей зайдет ...я даже не представляю востановить ПСРЗ сейчас - свой слип 4 плавдока две гпту 7 цехов ( в литейном втулку на главный лили 90см для плавбазы - это не форсунки рекондишить в нсрз сейчас для СРТМ на коленке ). тетка моя дворы подметает токарь 6 разряда - все умерло .
    и тут не про драйдок для стотысячников - а нет сервеса и ценника привлекательного

    "Всепропальщики" Мурманска - может хватит уже ныть! Сделайте сами что-нибудь, чтобы результат был со знаком "+"! А то как ПД-50 утопили, это не мы, это все они! Мы же только рядом стояли и теперь зубами скрипим. Вы что, не знаете, что заявленный срок службы любого ПД не более 50 лет, а по факту без нормального обслуживания в два раза меньше?! Что он без ремонта под нагрузкой в любой момент нырнет. А любой сухой док 100 лет без глобальной реконструкции простоит (кронштадские и севастопольские доки тому подтверждение). И что у Вас на весь Мурманск два сухих дока и 7 ПД последние 50 лет было - это на весь СФ, ММП и Атомфлот! Вам через уголь и нефте-газ денежный поток на реконструкцию и развитие создают и снова одно недовольство. Опять Масква во всем виновата! То, что с 90-х в судстрое и судоремонте полная Ж мы все знаем, вообще удивительно что выжили (на эту тему недавно статью писал, о причинах всего этого почитайте: https://topwar.ru/183828-kak-i-kuda-pojdem-tovarischi.html ). А по поводу статьи нынешней, в конце свои предложения даю - как из этой Ж выбираться, кто может - сформулируете лучше, буду Вам признателен!
    Теперь Находка (и не только она) - то, что ПСРЗ и НСРЗ в такой же Ж наверное снова я виноват, а не развал страны и отрасли! Речь шла про конкретный судремзавод, историю его создания и становления (в т.ч. и в 90-е) и как все изменилось с приходом больших денег и государственным взглядом на их расходование. Заказывать в Юж.Корее конечно приятней, как и ремонтироваться, там всегда есть тема свой % на карман получить. А у нас так и будет как было - серо и уныло. Так нет же, с большим скрипом, но начинает ситуация меняться или с Вашего места это не видно?! Такой верфи как ССК Звезда на ДВ не было никогда, а теперь она есть и спускает на воду крупнотоннажные суда (чего в стране не делали последние 30 лет - рекорд танкер типа Михаил Ульянов 70 000 DWT на Балтике в 2008 г.), то есть власть заставляет нефте-газ тратить деньги здесь, а не в Корее. Скепсис понятен, тут Масква опять красивые картинки рисует, а у нас все плохо и все пропало. Из этого у Вас вывод - сухие доки указанные в статье не нужны, будем у разбитого корыта сидеть?! И снова читаете невнимательно - я предлагаю не только строить здесь, но и ремонтировать здесь. И многие другие меры поддержки, в т.ч. для поддержки предприятий типа ПСРЗ и НСРЗ. Чтобы деньги здесь оставались и чтобы у Вас в Находке рабочих мест и работы в судоремонте было больше!
    1. 0
      18 июля 2021 20:00
      воот.... вот такое критическое мышление ближе к реальности но статья упала в низ нет резонанса обсуждения как вы изначально подали материал... что делать а хз .... тикать отсюда....вам новых плодотворных материалов и обсуждений

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»