Авианосец – мечта или суровая реальность?

104

Периодически в РФ возникают проекты, которые должны поддерживать наши представления о величии. Десятки лет разрабатывается проект ПАК ДА. То он сверхзвуковой, то он повторяет В-2, а в реальности – продолжаем строить устаревшие Ту-160. Уж очень красиво они называются – «Белый лебедь». Разве сравнится с ним серо-буро-малиновый В-2? Это ничего, что белый самолёт виден на существенно больших расстояниях, зато как красиво он пролетает над Красной площадью. Построить ПАК ДА сложно, а на «поговорить» – много денег не уйдёт.

Похоже обстоит дело и с авианосцем, проектов плодится как грибов после дождя, а финансирование где-то запропастилось. Продолжаем мучить бедного Кузю, всё пытаемся повысить ему пенсионный возраст, несмотря на то, что он уже и инвалидность получил, и просится на покой в музей. Поэтому желание автора обсудить и свой проект большим грехом не станет.



Данная статья кратко обобщает представленные в предшествующих статьях автора предложения по строительству авианосцев.

В статье «Ещё 5 копеек в дискуссию об авианосцах. АУГ или МРА?» критически оценивались и АУГи, и МРА, результат – «оба хуже». Авианосец оказался хуже тем, что в ГПВ 2018–2027 он отсутствует и в следующей ГПВ едва ли появится. Если максимум наших мечтаний – это построить «недоэсминец» Супер-Горшков, то 1,5 трлн рублей на пару нормальных авианосцев явно не выделят. Экономить и строить один не стоит, расходы на НИОКР и новую инфраструктуру те же, а между четырьмя флотами его не распределишь.

Придётся отказаться от термина «великая» морская держава и перейти к обсуждению вопроса о возможности участия нашего ВМФ хотя бы в региональных конфликтах. УДК с такими конфликтами самостоятельно не справятся – они сами нуждаются во внешней ПВО и авиационной поддержке. Придётся прорабатывать малый авианосец, который не сможет участвовать в стратегических сражениях. Однако и в региональных операциях успех достигается только при тщательном комплексировании возможностей всех кораблей АУГ. Классический пример неподготовленности матчасти – «Кузнецов» в Сирии.

Результат и так печален, а что бы он делал, если у противника были бы хоть плохонькие, но истребители-бомбардировщики (ИБ)? На Фолклендах один старый ИБ одной старой ПКР уничтожил эсминец УРО «Шеффилд». Ещё чуть-чуть – и сорвалась бы вся операция. У нас эсминцев УРО не предвидится, поэтому авианосцу придётся охранять себя самому и прикрывать эскорт. Но в ближайшие 10–15 лет даже малый авианосец явно не появится. После 2035 года БПЛА окажутся основным направлением развития авиации. Уже сейчас в США рассматривают концепции сокращения количества классических авианосцев и использования малых авианосцев с БПЛА. Но задачу ПВО АУГа им решать не требуется – «Арли Бёрков» будет хватать и в 2035 году.

Сейчас мы строим два УДК. Сами себя защитить они не могут. Фрегатов 22350 у нас всего 2, обещают в будущем довести до 6, а, может быть, и до 8. Боекомплект ЗУР у 22350 невеликий. Учитывая несоблюдение на них технологии «Стелс», им придётся оборонять и самих себя из того же боекомплекта. БПЛА постановщиков помех нет, режим ПРО для ЗРК фрегата заказчик и не требовал. Самолётов ДРЛО на УДК нет, давать ЦУ для пуска ЗУР по загоризонтным целям некому и т.д.

Авианесущий крейсер (АК) мог бы обеспечить и ПВО АУГа, и авиационную поддержку высадки десанта. Конструкция АК, потенциал его ПВО и возможности действия против кораблей США описаны в трёх статьях («Концепция авианесущего крейсера с БЛА шестого поколения»; «Тактика ПВО перспективного авианесущего крейсера»; «Авианесущий крейсер против эсминца «Арли Бёрк»).

Приведём их краткий обзор.

1. Краткое обоснование концепции АК


Концепция строительства АК состоит в том, что для минимизации стоимости проекта их нужно строить на имеющихся в Керчи стапелях. То есть водоизмещение АК должно укладываться в 25–30 тысяч тонн. При таких размерах использовать пилотируемые ИБ не удастся. В качестве палубного ИБ выбран дозвуковой высотный БПЛА массой 4 тонны. Для обеспечения нужной скороподъёмности он должен иметь достаточный запас мощности. Тогда и катапульта ему не потребуется. Для обеспечения морских и сухопутных операций ИБ должен иметь боевой радиус не менее 600 км.

В региональных конфликтах крылатые ракеты могут иметь очень ограниченное применение – точечные удары только по важнейшим объектам. В остальных случаях они слишком дороги – порядка $1 млн. В большинстве случаев требуются боеприпасы на 1–2 порядка более дешевые, то есть либо корабельная артиллерия, либо бомбы, сброшенные с БПЛА, летящих на средних высотах. Остаётся вопрос, что делать в тех случаях, когда у противника есть какие-то возможности посопротивляться? Например, в прибрежной полосе замаскирована артиллерия, которая не подпускает корабли близко к берегу. Могут присутствовать и ЗРК средней дальности. В этих случаях можно применять планирующие бомбы (ПБ). При пуске с высот 16–18 км дальность полёта ПБ может достигать 140 км.

Таким образом, необходимо разработать БПЛА ИБ, способные выполнять пуск с таких высот. При крейсерской скорости на этих высотах 700–800 км/ч площадь крыла БПЛА окажется больше, чем у сверхзвукового ИБ. Тогда и взлётная/посадочная скорость БПЛА будет меньше пилотируемых ИБ. Это поможет и отказаться от катапульты, и обеспечит возможность садиться более полого, чем палубные ИБ. Следовательно, отпадает требование усиливать шасси и фюзеляж БПЛА. Всего предполагается разместить на АК 40 ИБ.

В отличие от рекламируемых в США проектов БПЛА с искусственным интеллектом, предлагаемые БПЛА должны управляться оператором, аналогично БПЛА «Глобал Хок». Отличие состоит в том, что картинки, формируемые БРЛС или ТВ-камерой, передаются оператором не через спутник, а напрямую от хвостовой БРЛС ИБ на МФ РЛС АК. Режимы «связь» и «радиолокация» разделены во времени. В зависимости от количества управляемых ИБ и ДРЛО и от нагрузки по задаче ПВО на связь может выделяться до 30 % баланса времени МФ РЛС.

2. Использование БПЛА для ПВО


БПЛА ИБ не предназначены вести встречный бой с пилотируемыми ИБ. Однако обороняться от них они вполне способны. Для этого необходимо разработать планирующие ракеты (ПР) умеренной массы – 70 кг. ИБ пускает эти ПР навстречу ИБ противника и разворачивается обратно. ПР в планирующем режиме летит навстречу атакующему ИБ, а когда расстояние до ИБ сокращается до 20–30 км, запускает двигатель и стартует, как обычная УР «воздух-воздух». Следовательно, противник должен сам подлететь поближе к ПР. Таким образом, дальняя граница ПВО АК может достигать 200 км.

Для организации ПВО на АК предусмотрено размещение четырёх БПЛА ДРЛО массой по 6 тонн. Дальность обнаружения кораблей и ИБ 400–500 км (см. «Концепция корабельного беспилотного самолета ДРЛО»). РЛС ДРЛО работает в том же диапазоне 5,5 см, что и МФ РЛС, и имеет очень узкий луч 0,8*1,6°. РЛС ДРЛО способна наводить ПБ и ПКР, запущенные с ИБ, из безопасных зон и с более высокой точностью, чем сами ИБ.

3. Облик ЗРК


Для ПВО и ПРО ордера на АК размещен мощный ЗРК, содержащий МФ РЛС и РЛС ПРО сверхбольшой дальности обнаружения. Для размещения антенн этих РЛС типовая надстройка УДК, расположенная сбоку, для АК уже не подходит. Требуется размещение надстройки во всю ширину палубы. Нижняя часть надстройки выполняется пустой. БПЛА взлетают и садятся, прокатываясь под настройкой.

Боекомплект ЗУР для ЗРК может быть небольшим, например, основную часть составят 64 ЗУР малой дальности (МД) 9М338К ЗРК «Тор», 16 ЗУР большой дальности (БД) 9М96Е2 служат для отпугивания ИБ на дальностях до 150 км, а 4 ЗУР сверхбольшой дальности 40Н6 – для отпугивания самолётов ДРЛО. Вопрос о ЗУР ПРО следует решать отдельно. Наибольший боекомплект 200 ПР предназначен для БПЛА. Себестоимость МФ РЛС оценивается в 1,8 млрд рублей, а РЛС ПРО в 1 млрд. Конструкции РЛС описаны в статье «Эффективность ПВО перспективного эсминца. Альтернативный радиолокационный комплекс».

Достоинством РЛС ПРО является возможность обнаруживать цели с ЭПР 0,1 кв. м на дальностях до 1000 км. Используемый диапазон волн 70 см позволяет легко обнаруживать самолеты «Стелс», а ИБ противника, как правило, этого диапазона в своих РТР не имеют и не могут запеленговать РЛС ПРО. Кроме того, РЛС может подавлять РЛС самолета «Хокай».

МФ РЛС предназначена для обнаружения ПКР и наведения на них ЗУР. Но она может работать и в режиме радиомолчания за счет подсвета от РЛС ДРЛО. Тогда дальность и азимут цели измеряет РЛС ДРЛО, а высоту цели – МФ РЛС, высота АФАР которой составляет 7 м. Дальность совместного обнаружения ИБ противника такой парой – до радиогоризонта. При этом обеспечивается очень высокая помехоустойчивость.

В статье «Авианосец в очереди не первый. Нужно решать проблемы флота в целом» было дано описание методов скрытия кораблей с помощью БПЛА-постановщиков помех. Для обычных кораблей использовались БПЛА вертолётного типа, но на АК можно использовать штатный ИБ с подвесными контейнерами помех. Кроме того, ИБ может нести и ПР для заблаговременного перехвата ПКР с использованием дешевых ракет.

Таким образом, эффективность ПВО, состоящей из ИБ, ЗРК и БПЛА-постановщиков помех превзойдет эффективность ЗРК «Иджис».

4. Действия АК против КУГ с эсминцем «Арли Бёрк»


См. «Авианесущий крейсер против эсминца Арли Бёрк».

Современные ПКР построены по идеологии гарантированного поражения корабля даже при попадании единственной ракетой. Для этого ПКР снабжаются массивными БЧ весом 300–500 кг. Масса ПКР достигает 3 т и более, а количество ПКР на корабле оказывается невелико – от 8 до 32. Современные ЗРК достаточно надёжно поражают ПКР. Для защиты ПКР используют разные методы, например, снижают их заметность. Однако снижение ЭПР не может радикально снизить потери ПКР.

РЛС ЗРК «Иджис» имеет достаточный запас мощности, чтобы на дальностях порядка 20 км, когда ПКР появляется из-за горизонта, поразить цель даже с малой ЭПР. Интенсивные противозенитные манёвры, конечно, снижают вероятность поражения ПКР, но долго маневрировать ПКР не может из-за потери скорости. Переход на сверхзвуковые ПКР приводит к увеличению её размеров, что позволяет поражать ПКР даже при возрастании промаха ЗУР, возникающего вследствие маневра ПКР.

Характеристики гиперзвуковых ПКР неизвестны, но полёт на высоте более 30 км значительно затрудняет для их ГСН процесс поиска целей. Следовательно, при отсутствии у ГПКР точного ЦУ, такую ПКР легко можно увести на ложные цели. ЗУР получает возможность встретить ГПКР в начале участка снижения, то есть на дальности 40–50 км, где маневрирования ГПКР ещё не проводится.

В итоге приходим к выводу, что усложнение конструкции ПКР увеличивает её стоимость, но не гарантирует высокой вероятности поражения корабля.

На АК размещение стандартных ПКР не предусматривается.

Рассмотрим возможность нанесения удара с помощью БПЛА. Масса БПЛА без учёта подвешенного вооружения составляет всего 3 т. Соответственно, рассчитывать на подвеску хотя бы одной ПКР Х-35 не приходится. Можно было бы подвесить пару Х-31, но они имеют слишком малую дальность пуска – чуть более 100 км. При атаке на эсминец «Арли Бёрк» подойти на такую дальность не удастся. Поэтому вместо стандартных ПКР рассмотрим возможность массированного использования лёгких и дешевых ПКР, то есть применим тактику атакующего роя ракет.

Массу ПКР можно значительно сократить, если уменьшить массу БЧ, например, до 20 кг. Естественно, к полному разрушению корабля такая БЧ не приведет, но пожар или вывод из строя нескольких систем вызвать может. Основной задачей таких ПКР является вынуждение противника израсходовать свой боекомплект ЗУР БД SM6 на уничтожение носителей ПКР. Для провоцирования противника на пуск ЗУР БПЛА должен войти в зону гарантированного поражения этими ЗУР (примерно 350–400 км) и пустить оттуда первую ПКР. Обнаружение того факта, что ЗУР запущена, должна произвести РЛС ПРО АК.

ПКР должна иметь дальность пуска 400 км, но массу не более 150 кг. Такую дальность можно получить, только если ПКР сделать планирующей. Обозначим планирующую ПКР – ППКР.

Запускаться ППКР должна с крейсерских высот БПЛА 17–18 км и разгоняться пороховым стартовым ускорителем до скорости не менее 1400 м/с. Предположим, что при массе ППКР 50 кг вес стартового ускорителя составит 60 кг. Тогда ППКР сможет подняться на высоту 50–55 км и начать оттуда планирование. Скорость в верхней точке траектории ППКР должна оказаться не менее 900 м/с. После обнаружения пуска ЗУР «Иджисом» ИБ ускоренно снижается на высоту 6 км, то есть оказывается ниже горизонта его РЛС. Далее ИБ уходит в сторону на расстояние 10–15 км. В результате ЗУР чаще всего не найдет ИБ и промахнётся. Если обнаружится, что ЗУР следует на ИБ, то ИБ производит пуск пары ПР навстречу ЗУР.

Если командир ЗРК «Иджис» понял, что дальнейшие пуски ЗУР БД успеха не приносят, то он может прекратить стрелять по ИБ и перейти на поражение самих ППКР ЗУРами МД. В этом случае ИБ подлетают на рубеж 300 км на высоте 8 км и продолжают пуски оттуда. ИБ атакуют эсминец тремя группами, разнесёнными по фронту на расстояние 70–100 км. Для наведения ПКР на эсминец используется измерение его точного азимута, полученного в процессе приёма сигнала РЛС «Иджис» одновременно тремя ИБ. Дальность до эсминца определяется также тремя ИБ, хотя и с меньшей точностью.

Если эсминец, по мнению командира АК, израсходовал большую часть ЗУР БД, то ИБ могут подойти на дальность 100 км и пускать оттуда уже простые ПБ. Для охраны ИБ от неожиданных пусков ЗУР БД в составе группы должен быть ИБ с ПР.

5. Нанесение ударов по наземным целям


Предположим, что у противника имеется только ЗРК средней дальности.

Если координаты цели заранее известны, то по ней применяются обычные ПБ из безопасных зон. Обнаружение движущихся целей производится БРЛС ИБ. Например, танк, движущийся с радиальной скоростью 5 км/ч, может быть обнаружен на дальности более 50 км. Однако отличить танк от грузовика для БРЛС крайне затруднительно. Поэтому на ПБ желательно установить ТВ-ГСН и передавать картинку с неё оператору.

БРЛС ИБ имеет довольно широкий луч – 5°, поэтому точность наведения ПБ на движущуюся цель невысока – 2 мрад. На дальности 50 км боковой промах составит 100 м, что не позволит наводить ПБ на конкретный танк или грузовик в колонне, то есть опять наведение должна обеспечивать ТВ-ГСН под управлением оператора. Гораздо точнее, чем БРЛС ИБ, может наводить ПБ РЛС БПЛА ДРЛО, ошибка составит 20 м.

Труднее всего обнаруживать неподвижную цель. Для этого в БРЛС используют режим картографирования (бокового обзора). Типовая разрешающая способность радиолокационной карты по азимуту составляет 0,05 мрад, то есть на дальности 50 км один пиксель карты будет соответствовать 2,5 м. Улучшать качество картинки можно в том случае, когда в данном районе есть радиоконтрастные ориентиры. Если таких ориентиров не окажется, то в качестве ориентира в район картографирования необходимо будет забросить надувной уголковый отражатель, что повысит разрешение карты в 2–4 раза. Распознать цель на карте можно тогда, когда её линейный размер превзойдёт 7–8 пикселей.

6. Оценка стоимости программы АК


Предположим, что для России потребуется 4 АК – два для ТОФ и по одному для СФ и ЧФ. С учётом того, что стапели на заводе «Залив» уже есть, можно корпуса АК строить на основе корпусов УДК. Стоимость двух заказанных УДК, без авиакрыла, заявлена 100 млрд рублей. Стоимость корпуса АК не должна превосходить стоимость УДК. Катапульты на АК нет и единственная дорогостоящая система, которая присутствует только на АК, это мощный ЗРК. Количество ЗУР БД в ЗРК невелико, поэтому себестоимость ЗРК главным образом определяется себестоимостью МС РЛС (1,8 млрд рублей) и РЛС ПРО (1 млрд рублей). Полная себестоимость ЗРК вместе с боекомплектом ЗУР не превзойдёт 6 млрд рублей.

Стоимости НИОКР по разработке АК должны определить экономисты. Автор может только предположить, что сам корабль строится на базе УДК, и стоимость НИОКР 10 млрд рублей окажется достаточной. Разработка и испытание обеих РЛС обойдутся в 20 млрд рублей. Разработка БПЛА ИБ и БПЛА ДРЛО обойдутся значительно дороже – не менее 100 млрд рублей. Оценим стоимость серийного БПЛА ИБ в 0,7–1 млрд рублей, а ДРЛО – 3,5 млрд рублей. Для 4 АК потребуется заказать 200 ИБ и 20 ДРЛО. В этом случае суммарная стоимость авиакрыльев составит 240 млрд рублей. Разработать планирующие ракеты ППКР, ПР и ПБ обойдётся дешевле, чем оба БПЛА – 60–80 млрд рублей. Стоимость серийной ППКР оценим в 15 млн рублей, а ПР и ПБ – по 8 млн. При объёме заказа на все АК 1000 штук каждая стоимость заказа составит 31млрд.

Комплекс РЭП состоит из той части, которая установлена на корабле, оцениваемой в 2 млрд рублей. Кроме того, имеются два БПЛА вертолета-постановщика помех тяжелого класса массой порядка 700 кг и стоимостью по 0,7 млрд рублей. Имеется и 4 легких БПЛА (30 кг) по 0,1 млрд рублей. Суммарная стоимость КРЭП для 4 АК составит 16 млрд рублей. Включена ли стоимость системы ПЛО в объявленную Министерством обороны стоимость УДК – неизвестно, будем считать, что включена, и далее учитывать её не будем.

Подведём итоги.

Себестоимость разработки и строительства 4 АК вместе с авиакрылом и боекомплектом оценивается в 700 млрд рублей. Если добавить НДС 20 %, то сумма возрастет до 840 млрд рублей. Если предположить, что типовое применение АК не потребует выхода в океанскую зону, то в состав АУГ танкер можно не включать, достаточно двух фрегатов, обеспечивающих ПЛО. Для 4 АУГ потребуется 8 фрегатов по 40 млрд рублей.

Итог – 4 АУГ обойдутся в 1160 млрд рублей.

7. Выводы


4 АУГа, предназначенных для региональных конфликтов, обойдутся на 25 % дешевле, чем 2 АУГа с «Ламантинами».

1. 4 лёгких АУГа обеспечивают гораздо большую оперативность применения во всех прилегающих акваториях.

2. При заказе четырёх АК образуется серия, когда на первом АК – выявляются «детские болезни», а далее – начинается серия. В этом случае велика вероятность получения экспортных заказов. При заказе двух «Ламантинов» серия не образуется и экспорта не предвидится.

3. АК может действовать самостоятельно, заменяя тяжелый крейсер. В дуэли с эсминцем «Арли Бёрк» АК выигрывает за явным преимуществом.

4. АК обеспечивает поиск движущихся ПЛ на дальности до 300 км с помощью РЛС БПЛА ДРЛО. Малоподвижные ПЛ могут находить БПЛА ИБ, но для этого под них необходимо подвесить магнитометр и ИК-тепловизор.

5. АК может выводить наши ПЛ в район дежурства. Он может обнаруживать самолёты ПЛО с помощью ДРЛО и перехватывать их посредством ИБ. При пуске УР К-77-1 с высоты 17 км дальность поражения самолёта ПЛО возрастёт до 200 км.

6. Использование высотных БПЛА позволяет обеспечивать высокоскоростную помехозащищённую связь оператора с БПЛА без использования ретрансляторов на дальность до 500 км.

7. Высота полёта 17–18 км позволяет БПЛА ИБ пролетать над объектами противника, защищаемыми ЗРК МД.

8. Планирующие бомбы позволяют наносить высокоточные удары по объектам противника с затратами на порядок меньшими, чем при использовании крылатых ракет «Калибр». Преимущество ПБ перед «Калибром» состоит и в том, что оператор может опознавать поражаемую цель с помощью оптики, установленной на ПБ. Дальность полёта ПБ 140 км, позволяет пускать её из-за границ районов, защищаемых ЗРК средней дальности.

9. Планирующие ракеты, запускаемые с БПЛА, дают возможность с малыми затратами обеспечить дальнюю границу зоны ПВО АК 200 км, что позволяет АК обходиться малым количеством ЗУР БД.

10. Уникальная АФАР РЛС ПРО площадью 100 кв. м, позволяет АК обнаруживать атакующие ЗУР ЗРК «Иджис» SM6 на дальностях до 700 км и организовывать самооборону БПЛА. На «Ламантинах» такой возможности нет.

11. Узкий луч РЛС ДРЛО 0,8° позволяет наводить ПБ и ППКР с помощью ДРЛО с более высокой точностью, чем с помощью ИБ.

12. РЛС ДРЛО и ИБ работают в том же диапазоне волн, что и РЛС ЗРК «Патриот», и могут использоваться для её подавления.

13. Массированное применение планирующих ПКР и ПБ позволяет гарантированно перенасыщать ПВО любого КУГа.

Р. S.


В конце необходимо ответить на ожидаемое возражение скептиков: это всё фантазии, нужно срочно строить то, что уже отработано, например, корветы 20380.

Если фантазии не превращать в НИОКРы, то инженерные школы погибнут, а господа скептики будут наблюдать перетекание выпускников наших лучших вузов в страны вероятного противника. Настоящему инженеру требуется не столько высокая зарплата, сколько возможность участвовать в самых передовых разработках.

Если Ту-160 30 лет назад ещё как-то соответствовал мировому уровню, то сегодня он уже неинтересен. Также дело обстоит и с Кузей. Вот тут-то проект АК и мог бы спасти ситуацию.

Ну а пока гордимся фрегатом 22350, хотя он явно уступает «Арли Бёрку». Зато с 22350 можно запускать «Цирконы»! «Съесть-то он съест, да хто ж ему ЦУ дасть»? А запускать «Цирконы» в молоко и «Буян» сможет…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    7 июля 2021 11:04
    О великий стелс на кораблях самолётах и везде....

    Буян не может в цирконы как и в ониксы шахты не те...

    ЗУР ЗРК «Иджис» ну и мое любимое
    1. +14
      7 июля 2021 11:23
      Прекратил чтение на этом:
      На Фолклендах один старый ИБ одной старой ПКР уничтожил эсминец УРО «Шеффилд».
      в 1982 г. "Экзосет" старенькая ПКР!!! Так что ЗРК "Иджис" это ещё по божески. laughing
      1. +2
        7 июля 2021 11:41
        Цитата: Владимир_2У
        в 1982 г. "Экзосет" старенькая ПКР!!!

        Вероятно, имелось в виду, что сама по себе выпущенная ракета была не ахти какой новой и боеготовой. Например, ее БЧ в том конкретном случае так и не сработала; пожар на эсминце был вызван остатками ракетного топлива.
        1. +5
          7 июля 2021 11:50
          Цитата: Kalmar
          Например, ее БЧ в том конкретном случае так и не сработала

          Новейшая! 79-го года ракета, с хреновым правда взрывателем, но так и Шеффилд синтетикой напичкан был, на чём и погорел. lol
        2. +4
          7 июля 2021 14:06
          Цитата: Kalmar
          Например, ее БЧ в том конкретном случае так и не сработала; пожар на эсминце был вызван остатками ракетного топлива.

          А это вечная беда "Экзосетов" - в 1987 г. при попадании в ФР "Старк" у первой ПКР тоже БЧ не сработала. Зато топливо отработало на все сто, традиционно устроив пожар и выведя из строя боевой центр корабля (центр управления вооружением). Причём в этот раз - огнём.
          В предыдущий раз, на "Шеффилде", боевой центр был выведен из строя густым чёрным дымом - операторы не видели экранов.
      2. +15
        7 июля 2021 11:55
        Я перестал читать ещё о нытье про жутко устаревшего белого лебедя))
        1. +4
          7 июля 2021 20:58
          а что так жутко устарело у белого лебедя???? раскраска белая? он так высоко, что цвет все равно не демаскирует, и там так светло что белый самое то, конечно необходима модернизация некоторых его систем, так она же и производится и давно, ясно что новые ТУ160 будут уже все М2 (а может и М3 М5..... М9) ... некоторые члены тоталитарной деструктивной секты свидетелей авианосиков ругают ТУ160... но вот ни одного факта привести не могут.. и это ни какой-нибудь там факт а самая настоящая правда!

          «Двигатели, электроника, вооружение полностью изменятся. После модернизации машина будет отвечать всем требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня», — утверждает эксперт.
          https://russian.rt.com/russia/article/796192-rossiya-tu-160-samolyot
          1. +7
            8 июля 2021 11:14
            Белая окраска Ту - 160 не для красоты, а для снижения воздействия излучения от ядерного взрыва. Что бы алюминий с крыльев не капал))). Для стратегического ракетоносца это полезнее чем маскировочная окраска самолёта поля боя.
            1. 0
              8 июля 2021 19:56
              Цитата: Арамис
              Белая окраска Ту - 160 не для красоты, а для снижения воздействия излучения от ядерного взрыва. Что бы алюминий с крыльев не капал))). Для стратегического ракетоносца это полезнее чем маскировочная окраска самолёта поля боя.

              спасибо, за инфу, мудрое решение
      3. +11
        7 июля 2021 12:39
        Это ничего, что белый самолёт виден на существенно больших расстояниях,

        Можно было не читать уже после этого.
        1. +8
          7 июля 2021 13:07
          Цитата: neri73-r
          Это ничего, что белый самолёт виден на существенно больших расстояниях,

          Можно было не читать уже после этого.

          Ну да, автор считает, что его в оптическом диапазоне будут обнаруживать.
          1. +8
            7 июля 2021 14:17
            В таком количестве букв (еле осилил) автор смог уместить ещё и столько бреда... request
        2. bar
          +5
          7 июля 2021 13:07
          Цитата: neri73-r
          Можно было не читать уже после этого.

          Я даже смог дочитать весь первый абзац. На большее не хватило. Эксперт чувствуется уже с первой буквы lol
    2. +6
      7 июля 2021 11:32
      О великий стелс на кораблях

      Не могу понять - для чего нужен стелс на кораблях ? Если даже подводную лодку (100% стелс в визуальном плане) можно обнаружить различными способами .
      1. +1
        7 июля 2021 12:52
        Чтобы обнаружить было сложнее, особено ракетам с РЛС наведением. На которые метровые радары не поставить, и которые будут видеть еле еле через помехи и обманки
        1. +2
          7 июля 2021 14:42
          Цитата: lucul
          О великий стелс на кораблях

          Не могу понять - для чего нужен стелс на кораблях ? Если даже подводную лодку (100% стелс в визуальном плане) можно обнаружить различными способами .

          Цитата: BlackMokona
          Чтобы обнаружить было сложнее, особено ракетам с РЛС наведением. На которые метровые радары не поставить, и которые будут видеть еле еле через помехи и обманки

          только вот нормальная ПКР может, и будет, наводиться на работающею корабельную РЛС, и потому от стелса будет толк только когда выключена РЛС, но в реальном бою такое возможно только до первой атаки. В случае самолётов немного другая ситуация, там в первую очередь выше скорость захода и выхода из ТБД(не путать с ТВД), а во вторую очередь можно использовать пассивную оптику при сканировании.
          1. 0
            7 июля 2021 22:38
            Выключить корабельную РЛС на короткое время конечно религия не позволяет, как и бросить обманки с радиомаяками имитирующими работу РЛС wassat
            1. +2
              7 июля 2021 22:49
              1)Как вы узнаете и определите когда нужно выключать, а когда включать корабельную РЛС?
              2)Ну выключили вы РЛС, но в памяти ПКР уже есть координаты...
              3)Ну запустили вы имитаторы, но они же будут мешать системам КАЗ, да даже если всё равно запустите то это не факт что поможет ведь на ПКР могут быть и другие каналы сканирования(поставят ОЛГСН или РЛГСН переведут в другой режим работы).
              То есть как не крути но корабельный стелс имеет слишком малый промежуток работы, и на любую уловку найдётся контр-метод.
              1. 0
                7 июля 2021 22:58
                1)Согласно наблюдения за прибжением ПКР, например от той же РЛС.
                2)Кординаты постоянно меняются корабль не стоит на месте, а активно маневрирует. Так же кординаты у ракеты не точные из за активного противодействия силами РЭБ
                3)На другие методы обнаружения есть другие методы противодействия. Постановка дымов например контрит визуальный канал.
                1. 0
                  7 июля 2021 23:44
                  Все эти якобы решения уже давно учтены разработчиками ПКР, они работают в режиме стаи и распределяют свои траектории для наибольшей вероятности поражения, ну против 1\2\3 ракет такие методики может быть и сработают, но уже против десятка, а уж тем более десятков станут бесполезны. Да банально возьмите проведите симуляцию, где есть 10-20 ракет, посчитайте граничные скорости, радиогоризонты и т.п. Там ничего особо сложного, ведь достаточно даже очень отдалённого приблизительного расчёта.
                  1. -2
                    8 июля 2021 05:47
                    Для того чтобы не работала стая, её связь глушат РЭБ.
                    1. +3
                      8 июля 2021 11:14
                      По моему скромному мнению: РЭБ это ещё один "священный символ", такой же как и стелс.
                      1)берёте высоту РЭБ\РЛС-антенны(высоту мачты корабля) -> берёте высоту ведомых ПКР(5м) -> высчитываете дальность радиогоризонта -> высчитываете подлётное время ПКР от этого горизонта и то как далеко сможет убежать корабль если он будет 100% времени управляться голой автоматикой и двигаться на предельно-максимальной скорости. => У меня выходило что-то около 2-3км и при этом весь этот путь отслеживается ГСН ведомых ПКР, и это в лучшем случае когда идёт бешенный расход машинерии, топлива и ресурса корабля, да и сам корабль высок и быстр.
                      2)берёте 2D пространство -> размечаете корабль с РЭБ -> размечаете пару десятков пространственно-временных местоположений групп(стай) по 10 ведомых ПКР в стае летящих параллельно -> определяете углы и дальности между всеми ними(выстраиваете граф) и потом пытаетесь определить как с помощью РЭБ перекрыть связь между ПКР с "антенами линейного типа на базе АФАР расположенных в бортах ПКР" => В общем, у меня получилось, что РЭБ это священная корова хорошо борющаяся с одиночными ПКР или стайными ПКР использующими устаревшие конструкции, методики и технологии, например обычные всеракурсные антенны с каналами переотражающимися от атмосферы(хотя даже там можно организовать связь, но это отдельная тема(обывателю же не объяснишь чем отличается современная военная связь(САСППД) от гражданских вай-фаек с фиксированными углами, частотами, кодированиями, алгоритмами и т.п.))
                      3)берёте 3D пространство -> и по аналогии со вторым пунктом пытаетесь нарушить связь между ведущей и ведомыми ПКР => У меня получилось что результат по связи тот же, а по обнаружению\локации я уже писал выше(преключение на пассив и\или другие каналы)
                      4)берёте 3D пространство -> и по аналогии с пунктами один, два и три проводите аналогичные расчёты но для множества ЛА с РЭБ весящим над кораблём => У меня получилось что методика бесполезна: )либо из-за расхода энергии\топлива у ЛА, )либо из-за бессмысленности(выгоднее отказаться от такого РЭБ в пользу аналогичных КАЗ)

                      p.s. Если вы не согласны со мной и озвученной мной симуляцией(методиками и расчётами) то попробуйте составить свою, только перед тем как постить комент: убедитесь что в симуляции современные и перспективные ПКР и нету игр в дурака и поддавки.
                      1. -3
                        8 июля 2021 18:14
                        РЭБ ставяться на самолёты прикрытия которые задолго до входа в зону действия кораблельных РЛС глушат связь, потом корабли только добавляют уже адовой мощи на последнем участке.
                        Самолёты не летают над кораблём, а выдвигаются по вектору угрозы на сотни километров. И просто сменяются по очередно группами
                      2. +1
                        8 июля 2021 23:56
                        )в четвёртом пункте я имел ввиду не только самолёты, а вообще ЛА всех возможных типов
                        )ваше замечание про дальние самолётные РЭБ не меняет ситуацию(результат четвёртой симуляции), так как для деятельности ЛА-ту придётся находиться или внутри стаи ну или хотя бы над ней, во всех остальных случаях сферическо-линейная связь обеспечит локацию и шумовычитание несущих каналов. И как я и говорил выше если вы сможете это обеспечить то в этом нету смысла, ибо проще сразу сбить ПКР.
                      3. -2
                        9 июля 2021 09:08
                        Так они и будут над ней или перед ней, что достаточно. Ну и естественной перехват ПКР никто не отменял по ходу работы РЭБ, РЭБ один из элементов который обеспечивает защиту флота. Как и уничтожение средств наведения и тд
                      4. +1
                        9 июля 2021 12:22
                        ещё раз, перечитайте ВНИМАТЕЛЬНЕЕ мой пост выше, особенно пункт два, фраза "пространственно-временных местоположений", ещё раз поясняю, ЛА-РЭБ нужно будет лететь над стаей с той же скоростью и траекторией что и сама стая, дабы сохранить определённый угол. и если у вас есть такой ЛА(выполняющий такое требование) то ему проще сразу сбить ПКР.. в общем на этом тему заканчиваю, если что не поняли то перечитывайте пост от "11:14" и проводите симуляцию в обычном тетрадном листе или каком-нибудь visio.
                      5. -2
                        9 июля 2021 15:37
                        Нет такой необходимости, можно имитировать сигнал правильно и всё
          2. +2
            9 июля 2021 07:16
            Цитата: ProkletyiPirat
            когда выключена РЛС, но в реальном бою такое возможно только до первой атаки

            уже лет 40 как флоты, особенно, НАТО, играются с рваным ритмом работы радара, играют в кошки-мышки, потому что, например, крейсера типа виржиния с включенным радаром флот СССР засекал пеленг за 700-800 км штатными средствами.
            Не нужно людей держать за идиотов. Кроме того, в ордере корабли могут менять очередь работы радара, не демаскируя общую численность и делая пеленг весьма неточным, при этом оставаясь боеготовыми. Если уж делать стелс-корабль, то оборудовать его по полной для игры в кошки-мышки не так сложно.
            1. +1
              9 июля 2021 14:24
              и что меняет ваш пост? то что тренируют это факт, только вот что тренируют, зачем, как и насколько успешно нам неизвестно, но главное:
              область нахождения АУГ\КУГ(по их РЛС) известна? известна!
              корабли проводят синхронизацию сканирования? проводят!
              и всё это засветки на дальней дистанции, а на более близких дистанция поиск перекрывается совершенствованием ПКР и кластеризацией поиска, в итоге реальная польза от стелса на кораблях становится временной и потому бессмысленной .

              Вообще стелс может дать пользу только в следующих случаях:
              1)возможность скрытного первичного подхода и\или первичного прорыва - в случае ВМФ противник не должен иметь систем непосредственного сопровождения и слежения
              2)высокая скорость позволяющая быстро входить и выходить из зоны ТБД в рамках ТВД - этот пункт используют самолёты
              3)обеспечение скрытности - в случае ВМФ это суда размер которых сопоставим с волнением моря, тоесть ПЛ, лодки, катеры, БЭКи, буи, СМПЛ, то есть сверх-малые суда(их надводная часть), ещё могут быть малые суда, но при их заниженно-специализированной конструкции и спец-материалов(на подобии Sea Shadow)
              4)обеспечение маскировки - в случае ВМФ это малые суда маскирующиеся под местность например Visby маскирующийся среди малых островов на юге ботнического залива, или всякие корветы\фрегаты\эсминцы стоящие в порту\проливе среди множества других судов. НО это всеголишь частные случая которые лишь подтверждают правило. Например, ну промахнутся ПКР по фрегату, но зато уничтожат топливо-заправщика-снабженеца или ДВКД\УДК или ролкер-контейнеровоз с БП, пехотой и техникой, при последующих атаках рано или поздно уничтожат и стелс-суда.
              В общем стелс он хорош когда идёт обсуждение сферического коня в вакууме, а как только начинаем проводить симуляцию более менее реальной операции тут же возникают нюансы снижающие выгоду от стелс-технологии.
              1. 0
                9 июля 2021 14:27
                Цитата: ProkletyiPirat
                и что меняет ваш пост?

                вы сильно переоценили зависимость кораблей от активно излучающих систем.
                Они вообще могут работать только от пассивных источников, имея доступ к спутникам разведки США.
                1. +1
                  9 июля 2021 14:37
                  вы допускаете классическую ошибку, вы не приводите к единым общим знаменателям, в итоге у вас получается аналитическо-логическая ошибка вида: "3/10 больше чем 1/2, так как 3 больше чем 1" а на деле то всё наоборот.
                  Тоесть, возвращаясь к контексту ВМФ: ПКР тоже могут наводиться со спутников, а далее мы снова приходим к "совершенствованию ПКР и кластеризации поиска". Причём дело то не в спутниках, а в первичном целе-обнаружении для задания первичных поисковых данных для стаи, и эти данные можно получить и множеством других методов. Тоесть как я и писал выше результат симуляций тот же.
                  1. -2
                    9 июля 2021 16:39
                    у нас нет сети таких спутников. Опирайтесь на реальные возможности
                    1. +1
                      9 июля 2021 19:05
                      харе демагогию разводить, сами упомянули спутники, а теперь мне тыкаете фразами "у нас их нет, не может быть и не будет". Я выше уже писал что "в итоге реальная польза от стелса на кораблях становится временной " перечитайте мои посты\тезисы и попробуйте их опровергнуть, а то копипастить и ссылаться на сферического коня в вакууме может кто угодно, сути холивара это не изменит. Да и в предыдущем посте писал что спутники не обязательны. Так что пишите по существу то есть по стелсу на кораблях и контр мерах.
                      1. 0
                        9 июля 2021 19:47
                        Цитата: ProkletyiPirat
                        харе демагогию разводить

                        но это вы необоснованную ерунду несете, совершенно некорректно оценивая радиоэлектронную борьбу в стиле уря-патриотов. Сдержаннее надо быть.
                      2. 0
                        9 июля 2021 21:24
                        в вашем первом посте вы пишите в стиле всепропальщика про то, что кто-то там, что-то там тренирует, wink и это вдруг становится обоснования что я ура патриот good браво, +1 к навыку полемики, и +100 к навыку демагоги. laughing

                        ни про кодирования, ни про шифрование, ни про САСППД с ключами доступа, ни про сферическо-линейные 3D-криволинейные антенны с ФАР, мы и слыхать не слыхивали, зато в комментах тычем "неким ура-патриотам" пропагандой про стелсовость, ребовость и прочие умные слова, а когда "некие ура-патриоты" просят на примере показать как оно работает, сразу садимся в лужу и начинаем разводить полемику, демагогию и холиваро-срачики.
                      3. 0
                        10 июля 2021 11:10
                        я просто констатировал то, что есть. Потому что знаю часть СТАНДАРТНЫХ тренировок офицеров флота НАТО, которые проводятся с холодной войны.
                        А делать вид, что вокруг живут одни дiбiлi, просто нелепо.
                      4. 0
                        11 июля 2021 11:58
                        Цитата: yehat2
                        А делать вид, что вокруг живут одни дiбiлi, просто нелепо.

                        согласен, вот только у вас нарушается принцип единого общего знаменателя, ведь про флот НАТО вы "знаете", а про контр-меры вы "забываете\умалчиваете\игнорируете". Я же привожу оба массива информации к одному знаменателю, и о результате приведения писал выше в этой и верхней ветке.
                      5. 0
                        12 июля 2021 11:25
                        Цитата: ProkletyiPirat
                        а про контр-меры

                        а вы видели эти контрмеры в живую?
                        Все ограничивается радиомолчанием и облаком фольги. Иногда РЭБ помогает. все. У нас во флоте умение многих профессий ограничено общим призывом в армию. Некоторые специалисты должны расти гораздо больше на одной должности, чем 2-3 года, должны проводиться постоянные курсы повышения квалификации. К сожалению, наш флот НЕ готовится к радиоэлектронной борьбе по полной программе, а ограничивается неким минимумом.
                      6. 0
                        12 июля 2021 18:39
                        Цитата: yehat2
                        Цитата: ProkletyiPirat
                        а про контр-меры

                        а вы видели эти контрмеры в живую?

                        1)"я бы посмотрел да кто меня пустит", производство и уж тем более проектирование КР\БР вообще мало кто видел в живую. И точно так же можно возразить и вам вы же то же не видели "в живую" ученья НАТО, уж точно вас не было на их кораблях.
                        2)некоторые люди как говорит народная мудрость "чукча не читатель чукча писатель", это про ваши тезисы на тему "выключить", "запустить фольгу" и "долбануть РЭБ". И в этой ветке и в верхней писал как это контрится и как это проверяется, но вам же "лень матушка" взять листок, карандаш и калькулятор с гуглом, а то до вас видимо даже фраза "совершенствование ПКР и кластеризация поиска " так до сих пор и не дошла.
                        3)Кое что видел, кое что изучал, кое с чем работал, пусть и чуть чуть и только на верхнем уровне. Это я сейчас про озвученные выше антены("сферическо-линейные комплексы связи с криволинейным расположением ФАР"), правда в моём случае это был не электромагнитный канал, а звуковой, и не военное, а гражданское оборудование. Можете сами поискать информацию о специальных антишумовых микрофонах в концертном и телевизионном оборудовании, правда вам нужно искать инфу не о покупке\продаже всяких поролоново-волосатых чехольчиках, а о разработке на низком уровне(АЦП-ЦАП) сенсорных массивов с криволинейным позиционированием датчиков. (просто представьте мячик для гольфа, сделайте его резиновым, а в каждую ямочку разместить минимум один микрофон(так выглядит упрощённая-урезанная концептуальная модель озвученной антенны,), в реальности там как минимум 5-10 различных технологий с разными названиями, но концепция при этом одна)
                      7. 0
                        13 июля 2021 09:49
                        я не был на учениях НАТО, зато использовал их симуляторы, на которых проходит 90% тактического обучения. Так что ввиду огромной разницы в опыте советую вам прекратить препирательства в предмете.
                      8. 0
                        14 июля 2021 14:21
                        в данном контексте, понятие тренажер и понятие симулятор это разные вещи, вы скорее всего пользовались именно тренажером использующимся для обучения, если бы вы использовали именно симулятор то: либо пришли бы к той же точке зрения что и я, либо же к другой, но тогда смогли бы привести контр-довод на озвученные мной нюансы, а раз вы этого до сих пор не сделали то это был или не симулятор или вы допустили ошибки в составлении веток графа симуляции. В общем на сим данный холивар заканчиваю, в виду отсутствия контр-доводов с вашей стороны.
                      9. -1
                        14 июля 2021 14:34
                        У вас вообще нет доводов. Только сплошные никак не основанные декларации.
                        Вы знаете, например, серию программ гарпун и подобные обучающие вещи?
                      10. 0
                        22 июля 2021 15:15
                        с моей точки зрения, вы, пытаетесь меня убедить в следующем:
                        --)есть открытое поле
                        --)в этом поле встречаются два солдата в прямой видимости(50м)
                        --)у одного в руках автомат, а то и пулемёт, у другого дымовая шашка
                        --)вы утверждаете что второй сможет "защититься" от первого за счёт "облака дыма"
                        --)я утверждаю что от одиночного выстрела это(шашка) поможет, но от очереди по объёму уже не будет действовать
                        --)вы утверждаете что есть некие "тренинги" которые позволят второму "грамотно" использовать шашку, но описать методику защиты и пример симуляции не способны.
                        Ну и какой мне смысл слушать ваши "доводы"?

                        И да, данный пример, в контексте ПКР, очень хреновый, и дело даже не в том что корабль не человек и прыгать\падать\ползать не умеет, дело в том что ПКР в отличии от пуль могут выстроиться в ударный кластер в виде одной линии на высоте в 3-5м от воды и на расстоянии друг от друга в 50м пролететь сквозь облако, а потом, после пролёта облака, перенацелиться на новую цель или развернуться для повторного прохода через облако. В общем я уже это всё писал, но вы смотрите в книгу и видите фигу. так что на этом прекращаю разжевывание.
                      11. 0
                        23 июля 2021 10:43
                        Цитата: ProkletyiPirat
                        с моей точки зрения, вы, пытаетесь

                        С моей точки зрения вы читаете, но даже не пытаетесь понять написанное, зато выдумываете то, чего нет в тексте.
                        Хуже еще то, что вы начинаете считать оппонента за дiбила. Например, вот такой пассаж
                        или развернуться для повторного прохода

                        вероятность хоть куда-то попасть у такой ракеты настолько мала, что я не понимаю, зачем вообще об этом говорить
                        следующий момент. я говорил не об активных помехах или пассивных вроде "облака", которое вы выдумали. Я говорил о радиоэлектронной игре в кошки- мышки, которая ведется флотами уже лет 70-80 -радиоконтакты, пеленги, векторы, плавающие частоты сигналов, маскировка сигналов и т.д. И стелсы, внедрение фазированных решеток, автоматизация ряда процессов поиска и связи - только небольшая часть этой борьбы.
                        Вот, например, вы знаете хоть что-нибудь о протоколе связи АУГ, чтобы себя не демаскировать раньше времени? А без связи она не может - её нужны снабжение, контроль, разведданные и т.п. А как ордер осматривается вокруг так, чтобы его противник не обнаружил раньше времени и не нанес удар первым, чтобы не прилетел какой-нибудь томагавк или базальт из хреновой дали. В бинокли?
                        Это же краеугольный момент флотской тактики, а вы вообще делаете вид что этого нет и ведете разговор о какой-то ахинее про ныряющие в облака цепочки ракет.
                      12. 0
                        23 июля 2021 16:59
                        Цитата: yehat2
                        вы знаете хоть что-нибудь о протоколе связи АУГ, чтобы себя не демаскировать раньше времени?

                        Цитата: yehat2
                        ведете разговор о какой-то ахинее про ныряющие в облака цепочки ракет.

                        вы не проводили симуляции, потому для вас мои слова и звучат ахинеей, я вам объясняю последовательность ходов в шахматах, а вы мне пишите про цвет\форму\расстановку фигур на доске, всё что вы пишите
                        )или действует ДО формирования поисковых данных и формирования поискового кластера
                        )или действует ПОСЛЕ формирования ударного кластера
                        и потому создаёт минимальное влияние на процесс атаки.
                      13. -1
                        25 июля 2021 22:03
                        Цитата: ProkletyiPirat
                        я вам объясняю последовательность ходов в шахматах

                        вы это говорите мастеру спорта по шахматам. Может, уйметесь?
      2. +1
        8 июля 2021 11:18
        И радиолокационном плане 100% стелс тоже. А если вспомнить что ватерлиния надводного короля шумит громче, чем самая громкая подлодка под водой ...
  2. +13
    7 июля 2021 11:09
    Ту 160 устарел?ну да,а Б-52 прямо конфетка....просто супер,а слюни от счастья лить автору про B-2 просто в радость....ну ну
  3. +3
    7 июля 2021 11:20
    У фанатов корыт обострение, иначе не скажешь. Ту-160 у них мировому уровню не соответствует. Действительно такую технику все имеют, даже самая черная Африка. Ой, на самом деле даже в США есть лишь сильно уступающий по ЛТХ аналог, а другой мир может только мечтать о таком.
    1. -2
      7 июля 2021 21:07
      Цитата: EvilLion
      У фанатов корыт обострение, иначе не скажешь. Ту-160 у них

      так и есть ! , очередное обострение, членов секта свидетелей авианосца, они отрицают береговую авиацию, хотя вынуждены констатировать что нигде кроме свои берегов нашему флоту делать нечего, ...очевидность того что береговая авиация у своего берега эффективнее на порядок чем палубная , сильно бьет по их религиозным чувствам.... и вызывает взрыв в их воспаленном разгоряченном мозгу
  4. +16
    7 июля 2021 11:27
    На Фолклендах один старый ИБ одной старой ПКР уничтожил эсминец УРО «Шеффилд».
    Интересное предложение, в котором неправильно всё- кроме названия эсминца. smile
    1. Не "старый ИБ", а французский новейший сверхзвуковой штурмовик Дассо́ «Супер этандар», принят в эксплуатацию в 1978 году (война на Фолклендах была в 1982)
    2. не старая ПКР, а новейшая АМ-39, создана в 1979 году.
    3. не "уничтожил", а повредил- эсминец остался на плаву и утонул позже во время буксировки к месту ремонта.
  5. -6
    7 июля 2021 11:37
    Основное достоинство авианосца - самолёты ДРЛО, всё остальное можно заменить ракетами .
    1. -4
      7 июля 2021 14:08
      Цитата: lucul
      Основное достоинство авианосца - самолёты ДРЛО, всё остальное можно заменить ракетами .

      Основное достоинство, это дешевизна, простота решения, оригинальность, но главное все бояться ( рядом стоять, может утонуть).
    2. +2
      7 июля 2021 18:23
      Главное достоинство авианосца - то что он высоко мобильный аэродром.
  6. +6
    7 июля 2021 11:40
    Я считаю это 5! У нас ещё беспилотник с трамплина не взлетал, нет опыта управления роем БПЛА в боевых условиях, непонятно какой будет устойчивость при передаче данных БПЛА-корабль в условиях РЭП, а у нас целая конЬцепция есть good
  7. +3
    7 июля 2021 11:42
    Прикольно. А я-то думал цвет ту-160 белый далеко не зря. Оказывается для красоты
  8. +10
    7 июля 2021 11:51
    Это ничего, что белый самолёт виден на существенно больших расстояниях, зато как красиво он пролетает над Красной площадью.

    Ну и простите, куда вы со своим... В калашныцй ряд... Хотите поговорить про кораблики, говорите, но не надо лезть туда и делать какие-то выводы, где вы никто. Даже и читать дальше не хочется, подозреваю, что уровень тот же.
  9. +1
    7 июля 2021 11:57
    Что-то автор перемудрил и все перепутал))
  10. 0
    7 июля 2021 12:04
    Во первых авианосцы прошлый век. Во вторых американцам они нужны, чтоб нести демократию.
    1. ada
      +1
      7 июля 2021 12:26
      Поддерживаю! Пока начнем заниматься авианосным флотом - упустим возможные для нашей страны тенденции восстановления и развития флота соответствующие морской доктрине.
      1. +1
        7 июля 2021 14:04
        Цитата: ada
        Поддерживаю! Пока начнем заниматься авианосным флотом - упустим возможные для нашей страны тенденции восстановления и развития флота соответствующие морской доктрине.


        Мы уже никогда не сможем восстановить и развивать флот. Ибо даже до сих пор не освоили даже на корветах принципы модульного строительства кораблей...
        А технологический отрыв все растет и растет.
        И то, что можно было рывком догнать 100 лет назад, сейчас уже невозможно сделать.
        1. +1
          7 июля 2021 21:11
          Цитата: SovAr238A
          Мы уже никогда не сможем восстановить и развивать флот.

          если вы про надводный то это и не нужно, достаточно прибрежных тральщиков, а также корветов и фрегатов ОВР, а вот подводный флот нам нужен и его можно и нужно развивать
    2. +3
      7 июля 2021 14:03
      Цитата: Гардамир
      Во первых авианосцы прошлый век. Во вторых американцам они нужны, чтоб нести демократию.

      А также индусам, китайцам, британцам, франкам, итальянцам, японцам, испанцам, австралийцам и даже туркам - все носят демократию, ага :)))
      До недавнего времени там еще были бразильцы и тайцы - те еще демократизаторы...\

      Вам лучше думать, прежде чем писать...
      1. 0
        12 июля 2021 16:37
        Осталось только понять, что эти страны (например, великая морская держава Италия) с корытами делают, но это не наш метод, мы ведь можем только обезьянничать, у кого-то есть, и нам надо.
  11. +8
    7 июля 2021 12:23
    Бред в основном.
  12. +2
    7 июля 2021 12:28
    Новой России авианосец, как и океанский флот совершенно не нужен. Более того вреден. Это доказала история поздней Российской империи и СССР.
    1. +3
      7 июля 2021 13:19
      Цитата: Игорь Тихомиров
      Новой России авианосец, как и океанский флот совершенно не нужен.

      Я случайно посмотрел рейтинг стран по ВВП (ППС) на душу населения и обнаружил, что из находящихся в первой пятёрке только у двух имеется ВМС. А оставшиеся три могут говорить о ВС только, как об необходимом атрибуте государства.
      Меня просто бесят разные толкования о неспособности России создавать флот, авиацию, транспорт, электронную промышленность...Докатились, страна добывающая нефть не имеет современных заводов (есть в в ничтожном количестве) по её переработке.
      30 лет - не слишком малый срок, чтобы осознать, что с российским промышленным прогрессом творится что-о неладное? Остаётся признать, что где-то государственные интересы подменили личными.
      1. +2
        7 июля 2021 16:40
        Согласен с вами. Большинство действующих заводов в стране принадлежат частным лицам. Им абсолютно не интересно вкладываться в замену технологических линий. Вот и пользуют то, что осталось от Ссср и уже давно имеет нулевую балансовую стоимость. Не знаю, как сейчас, а в районе 2000х всем известный БРАЗ использовал оборудование, которое должно было быть списано лет 15-20 назад...
        1. +2
          7 июля 2021 17:32
          Цитата: AC130 Ganship
          Большинство действующих заводов в стране принадлежат частным лицам.

          На глаза попалась статья:
          https://riafan.ru/1480495-khronika-gibeli-ukrainy-algis-mikulskis-o-likvidacii-legendarnogo-zavoda-v-nikolaeve?utm_source=finobzor.ru
          Я знаю, как граждане в СССР создавали такие предприятия. Работа в три смены помогла достичь тех высот в экономике, которым завидовал мир. Плохо в стране было с товарами группы «Б». Потому что упор делали на развитие тяжёлой промышленности.
          Собрались гады (не могу их назвать иначе) и развалили всё, чтобы получить возможность украсть, а мы сидим в этом замученном дерьме и разбираем вопросы: «будет»-«не будет». А ещё находятся «патриоты либеральной экономики», которым это всё нравится. Да чтоб у вас в глотке застряли эти жирные куски, какими вы, как бакланы. набиваете желудок! Ради чего? Чтобы вывалить своё достижение в золочёный унитаз?
          Тьфу на вас три раза.
          1. 0
            12 июля 2021 16:42
            Дожили, уже турецкие курорты стали дерьмом.
        2. 0
          12 июля 2021 16:41
          Теперь поясни мне, а как так получается, что ты весь этот бред написал с компьютера, в котором все комплектующие изготовлены частными фирмами, а у меня тут в городе от новых заводов на всяких ТАНЕКО уже плюнуть негде? Их кто строит?
      2. 0
        12 июля 2021 16:39
        Я понимаю, что думать сложно, но построить НПЗ мало, надо еще продукцию с него куда-то продать, внутренний рынок забит, а на экспорт, так там свои заводы и просто так их клиентов не убедишь перейти на наши.
  13. +9
    7 июля 2021 12:47
    Полагаю, что замуссированная до банальности тема отечественных авианосцев столь любима авторами по той причине, что вызывает неизменный отклик в сотни комментариев. Качество же этих комментариев и их содержание мало кого интересует.
    Для решения задач в ближней морской зоне авианосец не нужен, задач в дальней морской зоне стратегия перед флотом не ставит. Следовательно, авианосная тема остается только для "поговорить". Давайте развивать авиацию ДРЛО и ПЛО! Сказать хочется: "Авторы, пишите на эту тему!" Да писать нечего.
    1. +2
      7 июля 2021 12:52
      Согласен с Вами! Писать в авианосную трясину нет абсолютно никакого толка!
      1. +3
        8 июля 2021 12:48
        Цитата: Alien From
        Писать в авианосную трясину нет абсолютно никакого толка!
        Даже если говорить про корветы, с самым скрупулёзным анализом, самым профессиональным образом, это здесь ничего не решает. В самом же деле, это раздел "Мнения", а не защита диссертации по теме.

        Может, не "замыленный " взгляд, что-либо новое выдаст. Ко всему, во многом и сами комментарии ценность имеют. Ещё бы это всё, действительно, шло на пользу, при наших то эффективных менеджерах, долларолобых, и попилах бабла, под лозунги об экономии народной копеечки. В целом же, позиция Андрея (Галеон), видится правильной.
    2. 0
      7 июля 2021 12:54
      А зачем на ПЛО без флота?
      1. +4
        7 июля 2021 14:10
        Цитата: BlackMokona
        А зачем на ПЛО без флота?

        Ну хотя бы для того, что бы знать, где находятся вражеские АПЛ, ПЛАРБ и какие в каждый момент времени возле наших берегов...
        И иметь возможность уничтожить их хотя бы после третьей запущенной ими ракеты...
    3. snc
      +3
      7 июля 2021 12:56
      У нас протяжённость морских границ такова что они сами по себе - ДМЗ. Кроме того, необходимо обеспечить безопасный выход Бореев в зоны боевого патрулирования.
    4. +2
      7 июля 2021 18:06
      Полагаю, что

      Абсолютно верно.
      Для решения задач в ближней морской зоне

      Зато требует наличия ИБ и "средних" самолётов ДРЛО типа "Хокай" или KJ-200.
      задач в дальней морской зоне

      Да ладно, а постоянное соединение ВМФ РФ в Средиземном море - это какая зона?
  14. На Фолклендах один старый ИБ одной старой ПКР уничтожил эсминец УРО «Шеффилд»

    Не такой уж старый ИБ и ПКР была не устаревшая на тот момент.
  15. Массу ПКР можно значительно сократить, если уменьшить массу БЧ, например, до 20 кг. Естественно, к полному разрушению корабля такая БЧ не приведет, но пожар или вывод из строя нескольких систем вызвать может. Основной задачей таких ПКР является вынуждение противника израсходовать свой боекомплект ЗУР БД SM6 на уничтожение носителей ПКР.

    Дилетантские домыслы - где тут автор увидел экономию?
    Система управления-наведения имеет стоимость более 60% от общей стоимости самонаводящихся ракет, что ПКР с мизерной БЧ (как полагает автор 20 кг), что у ПКР с 300-500 кг - стоимость планера и боевой части отличаются далеко не в разы.
    Проще на полноразмерной ПКР монтировать системы постановки помех, менять логику групповой атаки с разных направлений.
    Исходя из статьи, видно, что автор фантазирует на тему, в которой не слишком хорошо разбирается.
    Фраза "РЛС ЗРК «Иджис» имеет достаточный запас мощности, чтобы на дальностях порядка 20 км, когда ПКР появляется из-за горизонта" - выглядит смехотворно.
    Автор с "потолка" берет произвольные цифры и оперирует ими как с истинными :)))
  16. exo
    +2
    7 июля 2021 13:51
    Автору стоило бы почитать, как и когда применялся термин УРО. Тогда бы и понял, что сейчас практически каждый корабль среднего водоизмещения и более, несёт управляемое ракетное оружие. Да и небольшие корабли, кроме некоторых патрульных, тоже.Другое дело-является ли оно зенитным.
    Насчет Супер Этандар и Экзосет, уже правильно сказали-на тот момент весьма современное оружие.
    Статья, примитивная по уровню написания.
  17. +2
    7 июля 2021 15:37
    Сайт продолжает с завидным упорством в погоне за кликбейтом катиться по наклонной в плане качества контента. Трэш-арт уже полноправный член публикаций. Ни один уважающий себя ресурс материал такого содержания публиковать не будет.
    1. -1
      7 июля 2021 17:00
      Вообще, о авианосцах не писал только не умеющий писать! Волю фантазии дают авторы вовсю, свое незнание предмета обсуждения прикрывают буйной фантазией. ..А, коли через пару лет заложат авианосец в России, чего тогда петь будут? Хотя, истина рождается в споре. ......
  18. +4
    7 июля 2021 16:35
    Столько намешано, аж жуть. Откуда взялся средний беспилотник с высотой полета 17-18 км - непонятно
    1. +3
      7 июля 2021 18:43
      Тоже резануло, автор совсем в самолетах не разбирается. Такая высота дозвукового полета требует крыла высокого удлинения, метров 30-40 (где их взять то на микроавианосце, да еще с портальной надстройкой?) и одновременно движков класса полноценного реактивного истребителя. Да и что-то мне подсказывает, что без катапульты это все равно не полетит. А главное, нафига такие извращения, с такими движками проще сделать сверхзвуковой ударник, толку будет больше на порядок, при примерно той же цене вопроса.
  19. +2
    7 июля 2021 16:52
    Когда-то давно в середине 80х нас учили в армии, что, согласно военной стратегии СССР (оборонительной) атомных авианосцев у нас нет и они не нужны.
    И если так подумать, возможно, нужно и сейчас придерживаться такой линии. Протиа кого и куда на них ходить? Грузия, Украина и Румыния прекрасно простреливаются ракетами с берегов Крыма или Кавказа. американцы имееют совершенно иную концепцию боевых действий. Они готовятся воевать не у себя. Поэтому им нужны дальние бомберы, авианосцы и транспортники возить танки и пехоту.
    У России, насколько я понимаю, таких планов нет. Пустили в Сирию, окопались там, и уже хорошо
    1. +3
      8 июля 2021 11:42
      Цитата: AC130 Ganship
      Когда-то давно в середине 80х нас учили в армии, что, согласно военной стратегии СССР (оборонительной) атомных авианосцев у нас нет и они не нужны.

      И в это же самое время СССР проектировал и строил АТАКР "Ульяновск" пр. 11437 - атомный АВ с катапультами и ПКР ДД. smile
      Цитата: AC130 Ganship
      И если так подумать, возможно, нужно и сейчас придерживаться такой линии. Протиа кого и куда на них ходить?

      Никуда не ходить. Прикрывать на Северах свои силы, держащие рубеж ПЛО и ПВО "бастиона", за пределами эффективного радиуса береговой авиации. То есть, дальше 400 км от ближайшего аэродрома.
      Главное - продержаться до пуска. Точнее, даже не так: главное - чтобы вероятный противник был уверен, что силы прикрытия РПКСН продержатся достаточное время для того, чтобы БРПЛ ушли по целям. И не питал иллюзий по поводу возможности уничтожения морской составляющей стратегических сил до пуска.
    2. 0
      10 июля 2021 17:58
      И в это же время проектанты сидели и курили на тему атомного авика с катапультами... ))))
  20. +1
    7 июля 2021 17:08
    «Съесть-то он съест, да хто ж ему ЦУ дасть»?

    МКРЦ Лиана
    вот автор статьи, почитай:
    [media=https://topwar.ru/180699-mkrc-liana-v-processe-razvertyvanija.html]
    сразу всё рассыпалось - статья не о чём
    ещё и ЗУР 9М96Е2 для наших АПЛ и ДЭПЛ на подходе
  21. +1
    7 июля 2021 18:49
    ну да главное бпла а остальное полная фигня, это бред
  22. +1
    7 июля 2021 19:02
    Обычно разумный мужик ставит перед собой цель, а потом делает инструменты для её достижения. Допустим снимем мы последние штаны и понастроим этих авианосцев, десантников и пр. С какой целью? Это же агрессивное оружие нападения, предназначенное для войны на чужих территориях. С кем воевать то собрались? Что наша цель бомбить кого-то, высаживать десанты куда-то? Как это согласуется с нашей оборонной доктриной? Первой строкой автор прекрасно сказал - "...проекты, которые должны поддерживать наши представления о величии..." Не дорого ли нам это величие обойдется? А что даст?
    1. 0
      10 июля 2021 18:00
      Во первых это устойчивасть наший СЯС, во вторых сторительство авика, это огромный буст как региону где он будет строится, так и предприятиям смежникам. А уж ценность кадров спроектировавших и постривыших атомный авик сложно переоценить.
      1. +1
        14 июля 2021 12:33
        А в чем ценность кадров в создании никому не нужной калоши и разбазаривании денег? Может лучше на эти деньги сделать подводных лодок или эсминцев? Строить авианосец что бы поддержать какой-либо регион? Не лучше ли на эти деньги построить какое-нибудь предприятие нужное, например по производству чипов?
        1. -1
          14 июля 2021 18:43
          Ценность кадров, в том, разработка фактически с нуля такого сложного инженерного сооружения, требует не просто исполнительства, оно требует решение тех задач, которые до этого решены не были. Такие люди будут способны решить самые сложные задачи. Потому что подход не вида, делаю как тут написано и всё, а если не написано не делаю. А вот задача, надо решить, как решить никто не знает, но решить надо и решение таки будет найдено.

          Эсминцы ПЛ и т.д. все дохнут от авиации, а если не дохнут, то авиация сильно ограничивает возможности.

          У нас в стране всё хитро, нельзя просто взять и построить завод, точнее военный можно, потому что бюджет мин обороны. А гражданский нельзя, нельзя конечно не совсем, а за госденьги. По сути абсурд конечно, но вот так оно есть
  23. +1
    7 июля 2021 22:31
    БПЛА ИБ не предназначены вести встречный бой с пилотируемыми ИБ. Однако обороняться от них они вполне способны. Для этого необходимо разработать планирующие ракеты (ПР) умеренной массы – 70 кг. ИБ пускает эти ПР навстречу ИБ противника и разворачивается обратно.


    Может тогда не стоит называть их истребителями? Если, с учетом заявленной скорости, они ни догнать, ни убежать от нормального истребителя не смогут.

    ПР в планирующем режиме летит навстречу атакующему ИБ, а когда расстояние до ИБ сокращается до 20–30 км, запускает двигатель и стартует, как обычная УР «воздух-воздух». Следовательно, противник должен сам подлететь поближе к ПР. Таким образом, дальняя граница ПВО АК может достигать 200 км.


    А противник обреченно смотрит на всё это и продолжает лететь по прямой навстречу планирующим ракетам. Ему же так положено: "противник должен сам подлететь поближе к ПР".
  24. 0
    9 июля 2021 17:55
    Статья с высот прошлого десятилетия.. военная наука в области поражения кораблей не стоит на месте. И авианосцы уже уходят со сцены-- поразить их может торпеда или ракета с ядерной боеголовкой. Против ордера кораблей тоже самое и с самолёта хватит трёх ракет. Космические лазеры с ядерной накачкой давно испытываются на стендах и до "пробы пера" остались считанные годы..
    Авианосец и один будет в самый раз,чтобы компетенции морских летчиков приумножить.40 лет прослужит и достаточно будет. Гиперзвуковые ракеты и миг-41. Да и миг-31 более двух сотен не летавших- эта армада все флоты мира на дно пустит.
  25. 0
    10 июля 2021 17:52
    Автор конечно извини, но что за бред я сейчас прочитал?

    Как же всё таки надели эти сказки про сверхкомпактные дальнобойные, круто вооружённые беспилотники. У БПЛА перед пилотируемым самолётом преимущество в том, что его можно сделать малоразмерным, сильно потеряв в характеристиках. БПЛА можно сделать на пол тонны легче при сохранении хзарактеристик и возможно чуть более хорошим в плане аэродинамики, за счёт отсутствия кабины. Всё. Физику не обманешь.

    Сверхмощная РЛС 1000км дальность. А радиогоризонт вы посчитали?
    Авианосец в 35-40 килотонн это выкинутые на ветер деньги. Кузя кстати тоже, но там идея в другом была, да и отработка технологий тоже нужна была. Авик это 80-100 килотонн, атомная силовая установка и катапульты, не потому что так у матрасов, а потому что это правильно.
  26. 0
    14 июля 2021 12:30
    Авианосец для России скорее ненужная банальность. Бессмысленное разбазаривание средств. Много Кузя навоевал? Во сколько обошлось его содержание, а теперь еще и ремонт? Мы не США у нас лишних денег на разворовывание нет, как нет и задач для российского авианосца.
    1. 0
      14 июля 2021 18:44
      Почитайте статьи вот тут же, про задачи авианосцев. То что Кузя еле живой не проблема авиков как класса, это проблемы нашего флота

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»