Военное обозрение

Черный день Кригсмарине

52
Танненберг тонет
«Танненберг» тонет.


Двадцать шестого июня 1941 года войну Советскому Союзу объявила Финляндия, и положение в Финском заливе резко ухудшилось. Финский флот немедленно приступил к минированию вод залива, расширяя минные заграждения, уже поставленные немцами. Уже той же ночью немецкий минзаг «Бруммер» в сопровождении тральщиков и торпедных катеров поставил мины севернее Моонзунда и западнее острова Осмуссаар (Оденсхольм). При этом два катера, S-46 и S-106, вошли на советские мины и затонули.

В июле минная война в Финском заливе разгорелась уже вовсю, причем финны применили в ней не только свои надводные силы, но и подводные лодки «Саукко», «Ветехинен», «Весихииси» и «Ику-Турсо». Зато неудачей агрессоров закончилась попытка немецких и финских торпедных катеров прервать пути подвоза снабжения отрезанной базы на полуострове Ханко – советская авиация атаковала и разогнала вражеские корабли, повредив два из них.

Но настоящим черным днем немецких сил в Балтийском море стал день 9 июля 1941 года.

В тот день германский флот понес весомые потери, правда, не в ходе боевых действий, но в некотором смысле в их результате. После постановки минных заграждений «Вартбург», «Апольда» и «Корбета» германское командование пришло к выводу, что часть минно-тральных сил можно перебросить с Балтики на запад, в Северное море. Выбор пал на 2-ю группу минзагов под командованием уже известного капитана Шёнермарка на флагмане «Танненберг». В последний момент минзаг «Бруммер» заменили на вспомогательный минзаг «Пройссен» под командованием капитана третьего ранга Вильгельма Шрёдера. Вместе с третьим кораблем был «Ханзештадт Данциг» капитана третьего ранга Карла Эрнста Бартеля, они должны были покинуть Балтийское море и, как впоследствии оказалось, покинули его навсегда, пополняя списки утерянных единиц кригсмарине.

Взяв на борт полный груз мин, группа покинула Турку вечером 8 июля. Опасаясь советских подводных лодок, немецкие корабли взяли курс на запад, к острову Утё, а оттуда на юго-запад, в сторону северной оконечности острова Эланд, то есть к шведским территориальным водам.

После полудня 9 июля немецкие корабли вошли в Кальмарский пролив, отделяющий Эланд от материковой Швеции, с намерением следовать прямым курсом на Свинемюнде. Согласно плану рейса, командир группы должен был своевременно получать информацию о присутствии советских подводных лодок на водах центральной Балтики. Именно это обстоятельство заставило немцев идти в Германию окольным путем. По той же самой причине немецкие корабли должны были держаться как можно ближе берегов Эланда, не считаясь с суверенитетом шведских территориальных вод, несмотря на многократные предупреждения шведов.

Кроме того, идти окольным путем их заставило их же собственное минное заграждение «Вартбург», растянутое в южной Балтике от Мемеля до Эланда. Это заграждение, почти перпендикулярное южной оконечности Эланда, оставляло лишь узкий проход у своего западного края, и именно им немцы решили воспользоваться, чтобы выйти на незаминированные воды южной Балтики.

Но прежде чем осуществить этот план, эскадре капитана Шёнермарка пришлось пройти вдоль берегов Швеции около суток. Корабли шли назначенным курсом под конвоем тральщиков 5-й флотилии, которые должны были сопровождать минзаги до самого Свинемюнде, и приданных им трех однотипных единиц из состава 2-й флотилии, задачей которых было усилить эскорт на самом опасном отрезке пути вдоль Эланда. Ночь прошла без примечательных событий – погода была хорошая, а на море стоял штиль. В районе, где ожидались советские подводные лодки, корабли перестроились из кильватерной колонны (один за другим) в линию (бортами друг к другу). Ближе всего к береговой линии шел «Танненберг», за ним «Пройссен» и самый крайний – «Ханзештадт Данциг».

Драма «Танненберга»


Ближе к вечеру, когда корабли уже подходили к южной оконечности острова, перед «Танненбергом», несколько на траверзе его левого борта, появился идущий контр-курсом шведский тральщик, который опознали как «Сандён». При виде шведского корабля «Танненберг» отвернул влево так, что тральщик при приближении к немецким кораблям должен был идти перпендикулярно «Танненбергу».

Шведский корабль выбросил флаги международного свода сигналов, которые на «Танненберге» ошибочно прочитали как DQ – пожар на борту. Немцы решили сигнал проигнорировать и идти дальше своим курсом. Это привело к череде фатальных для них последствий.

Из-за слабо видимого сигнала, к тому же неправильно прочитанного, вдобавок переданного медленным флаговым сигналом вместо более эффективного светового светофора (за что впоследствии немцы предъявляли шведам претензии), и последовавшим за этим непониманием и отсутствием реакции, немецкая эскадра примерно в 4 милях западнее южной оконечности Эланда вошла на шведское минное заграждение.

Первым, в 18:40, подорвался «Танненберг», причем прежде, чем его экипаж среагировал и принял меры по спасению корабля, он еще шел по инерции, натыкаясь на последующие мины. Шёнермарк, опасаясь, что огонь на борту, вызванный взрывами в нижней части корпуса, может перекинуться на машинное отделение, не решился возобновить ход и вызвал на помощь тральщики, чтобы те взяли «Танненберг» на буксир. Но повреждения были уже настолько тяжелыми, что «Танненберг» стал сильно крениться на правый борт, и Шёнермарк принял единственно правильное в такой ситуации решение: приказал экипажу немедленно прыгать в воду. Корабль буквально за мгновения погрузился в воду и затонул.

Но на этом злоключения германской эскадры не кончились.

Судьба «Пройссена» и «Данцига»


Взрыв на Пройссене
Взрыв на «Пройссене».

Пока на глазах немецких экипажей разыгрывалась драма «Танненберга», остальные корабли продолжали идти прежним курсом, не сворачивая, прямо вслед за своим погибающим подельником. Вторым на минах подорвался «Пройссен». На котором тоже остановили машины.

Объятый пламенем корабль стал дрейфовать, грозя протаранить третий из минзагов. Чтобы избежать столкновения, капитан Шрёдер решился запустить машины, но в то же время «Ханзештадт Данциг» отвернул и напоролся на мину, которая взорвалась прямо под миделем. Сильный взрыв сразу же вывел из строя оба его двигателя, в машинном отделении последовали дальнейшие взрывы, и пламя пожара стало вырываться на палубу.

Судьба «Пройссена» и «Данцига» была уже предрешена. Ничто не могло спасти эти корабли, а, собственно говоря – суда, так как они были спроектированы и построены как пассажирские лайнеры, без бронированного пояса и водонепроницаемых переборок, какие имеются на военных кораблях. Командиры обоих минзагов приказали своим экипажам эвакуироваться.

Так, в течение нескольких минут все корабли группы Шёнермарка исчезли с поверхности Балтийского моря. На месте катастрофы остались только группы выживших моряков, в спасательных жилетах или на плотах, вокруг которых сновали «Сандён» и немецкие тральщики, вылавливающие потерпевших крушение.

Единственное, в чем немцам повезло, это жаркая, летняя погода и относительно высокая температура воды, а также присутствие эскортных кораблей, которые немедленно предприняли спасательную операцию и уменьшили потери в экипажах. Здоровые и легкораненые на тральщиках отправились в Свинемюнде, где 10 июля их приняло госпитальное судно «Штутгарт», а тяжелораненых, которым требовалась неотложная медицинская помощь, «Сандён» забрал в Кальмар, где сдал их в военно-морской госпиталь. Это, вероятно, спасло жизнь некоторым из них.

Ханзештадт Данциг на плаву
«Ханзештадт Данциг» (слева, в военном камуфляже) еще на плаву.

По предварительному соглашению, информация о шведских минных заграждениях, их точные координаты и данные о шведских дозорах были переданы германскому морскому атташе в Стокгольме. Тот передал всю информацию дальше, в Верховное командование ВМФ (Oberkommando der Marine, ОКМ), а точнее – в его оперативный отдел или Штаб руководства морской войной (Seekriegsleitung).

Штаб руководства морской войной, в свою очередь, передал информацию дальше по инстанции – ближайшему военно-морскому начальнику в Свинемюнде, в данном случае командующему крейсерами (Befehlshaber der Kreuzer, BdK) вице-адмиралу Хуберту Шмундту, которому подчинялся командующий миноносными силами (Führer der Minenschiffe, FdM) капитан первого ранга Арнольд Бентлаге. Бентлаге должен был довести информацию о шведских минных заграждениях до сведения действующих в Балтийском море миноносных кораблей.

Однако такая важная информация не попала по назначению, в частности, к командирам трех минных заградителей, утерянных при возвращении из Финляндии в Германию. В связи с этим было назначено следствие, которое возложило всю вину за несвоевременную доставку сведений – на использование почты вместо радиосвязи при их пересылке через ОКМ к BdK и дальше к FdM, возможно, из-за их чрезвычайной секретности.

Расследование инцидента


Никогда не удалось установить, каким путем сведения передавались из Стокгольма в Свинемюнда, а оттуда в Финляндию, и когда это произошло. В любом случае это произошло уже после того, как эскадра Шёнермарка покинула Турку. Правда, в то время еще оставалась возможность радировать командиру зашифрованную депешу, но в германском командовании в Финляндии это никому не пришло в голову.

Кроме того, очевидно, что винить за катастрофу у Эланда надо и чрезмерно забюрократизированный аппарат кригсмарине, и дублирование, а, может, и утроение административных функций: ОКМ, BdK, FdM. Независимо от этого, похоже, что обмен информацией не был доработан на дипломатическом уровне в германо-шведских отношениях, за что немцы предъявляли потом шведам претензии.

Шведы же в свою защиту выдвигали аргумент, что с 1 июля 1941 года их радио постоянно передавало в эфир предостережения о минных заграждениях в шведских водах. Но, похоже, что на германских кораблях и судах никто шведского радио не слушал, и в итоге все предостережения принимали только шведские рыбаки...

Носовое орудие Данцига
Носовое орудие «Данцига».

Эландская катастрофа осталась засекреченной. И на всем протяжении войны, и даже какое-то время после неё никакие сведения о катастрофе не публиковались ни в Германии, ни в Швеции.

Впервые о ней узнали в 1947–1948 году после публикации сборника трофейных документов «Конференции фюрера по морским делам, 1939–1945» сначала в Великобритании и США, а затем в Западной Германии (The Admiralty, 1947).

Из этих документов стало известно, что для выяснения причин и обстоятельств потери трех минных заградителей было возбуждено расследование. Суд над виновником (или виновниками) состоялся уже вскоре, о чем 25 июля гросс-адмирал Эрих Редер докладывал Гитлеру. Правда, предыдущая конференция с участием Редера и Гитлера имела место вечером 9 июля, но это было как раз в то время, когда тонул «Танненберг» и два других корабля.

При следующей встрече с Гитлером Редер сообщил ему, что военный трибунал каким-то непонятным образом оправдал неназванного виновника потери трех минных заградителей по всем пунктам обвинения. Редер, однако же, добавил, что как главнокомандующий военно-морским флотом Германии он не согласен с приговором и приказал пересмотреть дело.

О дате и ходе нового заседания военного трибунала неизвестно ничего, кроме того, что, скорее всего, оно состоялось где-то в начале сентября. Так как 17 сентября Редер докладывал Гитлеру, что трибунал нашел виновным и примерно наказал некоего капитана первого ранга Брюнинга, а также возбудил дело против одного из офицеров штаба командующего крейсерами. О том, какое наказание понес Брюнинг и другой, неназванный офицер из штаба командующего крейсерами и каковы были выводы следователей, материалы «Конференции фюрера по морским делам» умалчивают.

Есть, однако, косвенные данные, проливающие немного света на этот инцидент.

В описываемое время в Штабе руководства морской войной действительно служил капитан первого ранга по фамилии Эрих Альфред Бройнинг. С 1936 года он являлся референтом отдела I. Если речь идет о нем, то факт, что он сначала был оправдан, а потом наказан (без указания каким образом наказан), наводит на мысль, что наказание не было особо суровым. Скорее всего, это был служебный выговор, может быть, даже без занесения в личное дело, так как уже тогда же, в сентябре 1943 года, упомянутый Бройнинг принял командование 3-м дозорным дивизионом, а в июне 1943 года стал командующим дозорным районом «Запад» (Sicherung West) с одновременным повышением в звании до контр-адмирала.

При таких обстоятельствах можно предположить, что весь груз ответственности за произошедшее у острова Эланд был возложен на того «безымянного» офицера из штаба командующего крейсерами.

К сожалению, в архивах документов командующего крейсерами начального периода войны против СССР нет никакой информации об офицере, осужденном военно-полевым судом кригсмарине. Отсюда следует, что или архив неполный, или следствие, о котором шла речь, не дало никаких результатов, или по этому делу не было вынесено никакого приговора. Четвертого не дано.

Так или иначе, судьбу немецких вспомогательных минных заградителей, которые тремя неделями раньше участвовали в коварной операции минирования у советских берегов и на советских коммуникациях еще до начала войны, можно подытожить словами библейского Соломона: «Не копай другому яму – сам в неё упадешь».

Продолжение следует...

Источники и литература:
Fuehrer Conferences on Naval Affairs, 1939–1945. The Admiralty, 1947.
Автор:
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 11 июля 2021 03:42
    +3
    Кроме того, очевидно, что винить за катастрофу у Эланда надо и чрезмерно забюрократизированный аппарат кригсмарине, и дублирование, а, может, и утроение административных функций: ОКМ, BdK, FdM.
    И аккуратные немцы накосячили, пустяк, а приятно.
    1. Мар.Тира
      Мар.Тира 11 июля 2021 06:31
      +10
      Цитата: Mavrikiy
      И аккуратные немцы накосячили, пустяк, а приятно

      Они всё делали аккуратно.Расстреливали,обстреливали наши позиции строго по расписанию , бомбили города и сёла,сжигали людей в крематориях.Передача информации о минных полях шведами говорит о том,что и шведы были союзники Германии в войне против СССР,а все эти обьявления о нейтралитете лишь ширма.
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 11 июля 2021 07:04
        +9
        Первая мысль, которая посетила после прочтения - так им тепло собакам.
        1. Морской Кот
          Морской Кот 11 июля 2021 15:25
          +7
          Влад, привет и наилучшие пожелания! hi
          Впервые о ней узнали в 1947–1948 году после публикации сборника трофейных документов «Конференции фюрера по морским делам, 1939–1945» сначала в Великобритании и США, а затем в Западной Германии (The Admiralty, 1947).

          Узнав об этом, наши могли бы смеха ради наградить постфактум шведских минёров хотя бы орденами "Дружбы народов", или медалями "За Боевые заслуги". Всё-таки три коробки нашего врага отправили на грунт за короткое время. laughing
      2. Monster_Fat
        Monster_Fat 11 июля 2021 07:05
        +4
        Справедливости надо сказать, что и Советский флот в результате необдуманного минирования, мало того, что резко сократил свое оперативное и тактическое маневрирование, но и понес на этих минах колоссальные потери, особенно на Черном море, которые во много являются засекреченными и по сей день. У Широкорада об этом написано в его книге "Адмирал Октябрьский против Муссолини".
        1. Морской Кот
          Морской Кот 11 июля 2021 15:30
          +4
          ... особенно на Черном море...

          Вы правы, не знаю как сейчас, а в семидесятые-восьмидесятые годы рыбаки своими сетями периодически вылавливали гальваноударники. В Севастополе, году в 76-77 на пляже в Любимовке вымыло после шторма немецкую донную мину, сапёры рванули её прямо на берегу, берег там был высокий, обрывистый и вся волна в море ушла. Это то, что я сам видел и знаю, не с чужих слов.
  2. sir Galant
    sir Galant 11 июля 2021 03:52
    +8
    спасибо за статью. весьма интересные факты!
  3. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 11 июля 2021 05:11
    +5
    Финны недавно с Эстонией заключили контракт на морские мины... история повторяется.
  4. Ольгович
    Ольгович 11 июля 2021 07:04
    +7
    Но настоящим черным днем немецких сил в Балтийском море стал день 9 июля 1941 года.

    В тот день германский флот понес весомые потери


    Дикость идти в шведских территориальных водах и при этом даже ...не послушать шведское радио.

    Произошедшим событиям ровно -80 лет.

    Через несколько дней, в августе , исполнится 80 лет гораздо более черному дню для советского флота-Таллинскому переходу когда тоже на минах и под бомбами погибли многие десятки кораблей.

    Буквально на днях российская экспедиция нашла и обследовала водолазами два транспорта ВТ-584 «Найссаар» и ВТ-501 «Балхаш» , где погиблонаибольшее количество человек

    Один из них- ВТ "Балхаш" , который эвакуировал весь гарнизон Паллдиски и семьи военных, подорвался на траверзе мыса Юминда 29 августа 41 г и ,практически мгновенно, затонул, На борту находилось около 4 тыс человек, которые почти все погибли.

    По свидетельству водолазов в трюмах до сих пор стоят тысячи

    Почему их не нашли (а маршрут был хорошо известен) и не похоронили по человечески за эти десятки лет, ограничившись мемориальной доской на мысе Юминда-....
  5. СЕРЖ ант
    СЕРЖ ант 11 июля 2021 07:10
    +16
    А что хотели - война.Оставались бы лучше пассажирскими "круизниками"
    Турбоход «Tannenberg» во время захода в пока еще литовский порт Мемель/Клайпеда. Конец 30-х годов. Вскоре Германия поставит Литву перед фактом, что отныне Мемель снова принадлежит Рейху.
    Один из "круизников" комании «Seedienst Ostpreussen» - "Hansestadt Danzig" в порту Мемель/Клайпеда
    Уже в боевой раскраске "Preußen" в Штеттине, 1940
    или по этому делу не было вынесено никакого приговора.
    Виновные в недонесении информации о минах до командования были наказаны на один год, но условно-досрочно освобождены до окончания войны.Нередкая практика в годы войны.
    1. Undecim
      Undecim 11 июля 2021 09:11
      +6
      А что хотели - война.Оставались бы лучше пассажирскими "круизниками"

      Они не "круизники" - они паромы компании Seedienst Ostpreussen, осуществлявшей регулярные первозки между Померанией и Восточной Пруссией.
      Турбоход «Tannenberg»

      «Tannenberg» не турбоход, он "дизельход", так как его ГЭУ не турбина, а дизеля, правда с турбонаддувом.
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 11 июля 2021 09:32
        +7
        Красивые, даже в наше время корабли. Особенно первый...
        1. Undecim
          Undecim 11 июля 2021 13:00
          +10
          Красивые, даже в наше время корабли. Особенно первый...

          Четвертое судно этого же проекта, но модернизированное, турбоэлектроход «Marienburg», спустили на воду 14 октября 1939 года. Так как в связи с началом войны верфи выполняли военные заказы, достройку корабля не производили. После захвата советскими войсками города Штеттин недостроенный лайнер «Marienburg» стал военным трофеем. После исследования судна было принято решение о достройке лайнера на верфи «VEB Mathias-Thesen-Werft» в городе Wismar. Отбуксированный в новое место турбоэлектроход в октябре 1950 года получил название «Ленсовет».
          30 декабря 1955 года, достроенный с учетом последних достижений науки и техники в области пассажирского судостроения, двухпалубный лайнер был передан заказчику.
          Для дополнительной установки радионавигационного оборудования судно было отправлено в порт Рига. После окончательных монтажных работ лайнер был передан Черноморскому морскому пароходству и был доставлен в порт приписки - Одесса.
          В 1962 году по просьбе руководства Абхазской АССР судно было переименовано в честь героического теплохода, который был затоплен во время второй мировой войны, и получил название «Абхазия». Добросовестно прослужив около 40 лет лайнер «Абхазия» был выведен из эксплуатации и продан на слом в 1981 году в один из портов Испании, Барселона.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 11 июля 2021 15:00
            +5
            Добрый день, Виктор! hi
            "Абхазию" видел вживую в сочинском порту, но настоящее впечатление на пацанскую душу произвёл древний "Крым", который и у стенки стоял с изрядным креном на правый борт.
            1. Undecim
              Undecim 11 июля 2021 15:46
              +3
              "Крым" не так древний, как многострадальный. После подрыва на советской мине в 1941 году простоял у стенки до 1945 года в качестве общежития. Потом восемь лет ремонтировался, до 1953 года.
              1. Морской Кот
                Морской Кот 11 июля 2021 16:23
                +3
                Это да, но, не взирая на свои габариты ( в то время для городского мальчишки он был как "Титаник") всё же производил впечатление, что вот-вот ляжет на грунт прямо у стенки.
                А мне довелось попасть на круиз на "Сванетии", тогда это был самый "модерновый" лайнер на всё пароходство. Их, однотипных, по моему, три штуки построили.
                1. Undecim
                  Undecim 11 июля 2021 16:37
                  +4
                  В круиз на "Сванетии" Вы попасть не могли, ее потопили в 1942 году.
                  Единственный из трех кораблей этого проекта, на который Вы могли попасть - "Балтика", бывший «Вячеслав Молотов». "Модерновым" он уже не был, так как заложен в 1936 году.
                  Но самым комфортабельным был. Голландцы постарались на совесть.
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 11 июля 2021 17:11
                    +4
                    Очень странно, ранее склероза у себя не наблюдал. Точно помню название "Сванетия", где-то 61-62 год. Выглядел он так:

                    Но это "Достоевский", название "Сванетия" не нашел, но есть такая информация:
                    Первую реальную помощь Советскому Союзу предоставила Болгария, где в Варни на заводе им. Г. Димитрова (в настоящее время "Одесос") была построена серия малых пассажирских теплоходов на 250 пассажиров. В 1960 году СССР получил "Алушту" и "Алупку", в 1961 г. - "Аджигол", в 1962 г. - "Ай-тодор", в 1963 г. - "Гурьев" и "Пицунду", в 1964 году - "Абрау-дюрсо" и "Артек", у 1965 г. - "Кара-Даг" и "Сарич", в 1967 году - "Аю-даг". Теплоходы имели валовую вместимость - 1002 брт., чистую вместимость - 392 нрт., дедвейт - 176 тонн. Длина корпуса - 63,1 м, ширина - 9,33 м, оседания, - 2,95 м. Один восьмицилиндровый дизель SKL позволял развить скорость полного хода 13 узлов. Уровень комфорта на таких малых судах был достаточно низким, и их часто обычно называли "скотовозами". В основном, они использовались на линии: Очаков - Скадовск - Евпатория - Севастополь - Ялта - Феодосия - Керчь - Жданов - Ростов-на-Дону. Теплоход "Гурьев" перебросили на Каспий, а на Белое море - теплоход "Артек". Лайнер с названием пионерского лагеря был в 1966 году переименованный в "Варнемюнде", но в итоге получил зловещее имя концлагеря - "Соловки" (с 1968 года). Остальные лайнеры этого типу исчезла из пространств Черного моря до конца 80-х годов. Часть их была разобрана на металлолом, один теплоход передали детской флотилии.

                    Как-то странно.
                    1. Undecim
                      Undecim 11 июля 2021 21:45
                      +6
                      Нет у Вас склероза - это был пассажирский корабль на 250 человек проекта 592. Всего на заводе №190 (им. А. Жданова, Ленинград) построили девять лайнеров проекта 592. Во время войны их предусматривалось использовать как быстроходный военный транспорт. Разве что внешний вид немного подзабыли за давностью лет.
                      Среди этих девяти, в 1960 году для ЧМП была построена "Сванетия". Но в 1965 году ее переименовали в "Таллин" и перевели на Балтику". Потому такой корабль нигде, кроме специализированной литературы, не встречается под этим названием. В 2002 его разделали на металлоом.
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 11 июля 2021 21:53
                        +5
                        Спасибо, Вик, Вы меня успокоили, а то уж совсем было решил, что свихнулся. laughing
                        А то, топтал его палубу, пил вино с приятелем, потом в пустых бутылках, заткнутых пробками, отправляли за борт всякие дурацкие записки вроде "Зарыт клад у пятого дерева от входа в сортир Морского вокзала в Сочи". А тут вдруг оказывается всё это приснилось. wassat
                      2. Undecim
                        Undecim 11 июля 2021 21:54
                        +4
                        Да не за что, мне самому было интересно разобраться.
                      3. Морской Кот
                        Морской Кот 11 июля 2021 21:55
                        +4
                        А коробочка точно так и выглядела и труба у неё сзади.
      2. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 11 июля 2021 15:40
        +4
        Да, на таком в 70х годах было не стыдно в любой загран порт зайти с "Руссо - туристами" на борту.
        Сейчас, увы, из красивых кораблей только яхты олигархов строят...
        1. Undecim
          Undecim 11 июля 2021 16:01
          +6
          Сейчас, увы, из красивых кораблей только яхты олигархов строят...

          Вы ошибаетесь.

    2. Фил77
      Фил77 12 июля 2021 09:50
      +1
      Красивые!Особенно-"Куин Мэри"!

      А сейчас?Монстрообразные.Как мне видится.
      1. alsoclean
        alsoclean 12 июля 2021 21:04
        0
        Цитата: Фил77
        Красивые!Особенно-"Куин Мэри"!

        А мне больше Нормандия нравится
  6. alsoclean
    alsoclean 11 июля 2021 23:51
    +5
    Цитата: Undecim
    Они не "круизники" - они паромы компании Seedienst Ostpreussen, осуществлявшей регулярные первозки между Померанией и Восточной Пруссией.

    Вообще то Танненберг строился по заказу HAPAG. Так что в других условиях мог бы стать и трансатлантиком.
    Цитата: Undecim
    «Tannenberg» не турбоход, он "дизельход", так как его ГЭУ не турбина, а дизеля, правда с турбонаддувом.

    Вообще то на нём стояло 2 паровые турбины фирмы Schichau-Werke, про дизеля я нигде информации не видел. (Если у Вас таковая имеется - не откажите в любезности)
    1. Undecim
      Undecim 12 июля 2021 00:58
      +1
      Ниже мой комментарий по этому вопросу.
  • Undecim
    Undecim 11 июля 2021 12:46
    +11
    Приношу извинения, коллега, Tannenberg действительно турбоход.
    1. vladcub
      vladcub 11 июля 2021 13:04
      +1
      Вик. Ник, Астра бы сказала, что ценит самокритичность,а я просто+
      1. Undecim
        Undecim 11 июля 2021 13:06
        +8
        Дело не в самокритичности. Я реально ошибся. Признание ошибки - нормальное явление.
  • А. Привалов
    А. Привалов 11 июля 2021 07:56
    +4
    можно подытожить словами библейского Соломона: «Не копай другому яму – сам в неё упадешь».

    У царя Соломона -- чуть иначе, но смысл тот же:


    «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто по­катит вверх камень, к тому он воротит­ся».


    В следующей главе Книги притчей, изображая нечестивого и праведника:

    «Совраща­ю­щий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро».


    В Книге Екклесиаста, в главе, описывающей свойства и поведение мудрого и глупого сказано:
    «Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто раз­рушает ограду, того ужалит змей».


    Эту мысль подтверждают и слова Давида. Псалтирь:

    «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя».


    Что до подрыва кораблей на собственных минах, то таких случаев не мало. Правда, их моряки не любят афишировать. Это и понятно. Однако, специалисты изучают каждое такое событие как можно подробно и серьёзно.
    1. vladcub
      vladcub 11 июля 2021 13:02
      +3
      Камрад Привалов,за святое писание+
      У вас учат святое писание или по желанию?
      1. А. Привалов
        А. Привалов 11 июля 2021 13:14
        +3
        Цитата: vladcub
        Камрад Привалов,за святое писание+
        У вас учат святое писание или по желанию?

        Тана́х изучают в обычных школах как обычный предмет. Не скажу, что слишком углублённо, но в целом, представление дают. В 11 классе сдают экзамены на аттестат зрелости по разным предметам в т.ч. и по Танаху.
        В религиозных школах изучение более обстоятельное.
        Всё остальное, личное дело каждого гражданина.
        1. vladcub
          vladcub 11 июля 2021 16:00
          +1
          Что такое Танах,сложный предмет? Например,я по Танах получу 3 -существенно для карьеры?
          1. А. Привалов
            А. Привалов 11 июля 2021 19:59
            +4
            Цитата: vladcub
            Что такое Танах,сложный предмет? Например,я по Танах получу 3 -существенно для карьеры?


            В Израиле все основные предметы изучают в школах в зависимости от сложности на которую ученик "замахнулся". Упрощённо это выглядит так: математику можно изучать с уровнем в 5 единиц. Это значит, что к 11 классу вы сможете решать интегральные уравнения. Если вы возьмётесь изучать математику на 1 единицу, для вас она закончится таблицей умножения.
            Иными словами, каждый ученик сам решает для себя какую сложность предмета он для себя выберет.
            Танах, по большому счёту, это то, что христиане называют Ветхим заветом. Даже ещё немного меньше. Предмет, для изучения в государственных нерелигиозных школах не очень сложный. Как я уже говорил, его в таких школах не изучают на высоком уровне. Максимум 1 или 2 единицы.
            Сдав экзамены на "полный" аттестат, ученик может набрать, скажем, 22 единицы.
            Сдав психотест при поступлении в Университет, можно набрать, скажем максимум 100 единиц. Единицы школьные и психотеста складываются.
            Допустим, из школы у вас есть 14 единиц, а психотест у вас 61, соответственно у вас 75 единиц. С таким комплектом вас возьмут на целый ряд факультетов и специальностей, но на медицинский нужно минимум 89, значит, быть врачём вам не светит. Вот, как-то так, примитивненько, но смысл думаю, понятен.
            Что до "карьеры", то низкие единицы по Танаху вам ни как и ни в чём не помешают.
            1. vladcub
              vladcub 12 июля 2021 07:57
              0
              "то что христиане называют Ветхим заветом"Всегда считал,что вы христиане.
              У вас подобие ЕГЭ,как давно?
              1. А. Привалов
                А. Привалов 12 июля 2021 10:11
                0
                Цитата: vladcub

                У вас подобие ЕГЭ,как давно?

                Не знаю в чём точно состоит суть ЕГЭ, но я тут уже более тридцати лет, и об иной системе сдачи экзаменов не слышал. Может быть когда-то, что-то было иначе.
  • svp67
    svp67 11 июля 2021 09:15
    +9
    Все больше и больше убеждаюсь, что от своих и "дружественных" минных заграждений флоты пострадали не меньше, чем от вражеских
  • vladcub
    vladcub 11 июля 2021 12:58
    +5
    "возложен на того "безымянного" офицера"короче нашли стрелочника,чтоб фюрера утешить
  • Морской Кот
    Морской Кот 11 июля 2021 15:19
    +5
    Ближе к вечеру, когда корабли уже подходили к южной оконечности острова, перед «Танненбергом», несколько на траверзе его левого борта, появился идущий контр-курсом шведский тральщик, который опознали как «Сандён».

    Вот этот тральщик.
  • Eug
    Eug 11 июля 2021 16:24
    +3
    А вот интересно - если бы наши подлодки торпедировали бы немецкие корабли, незаконно идущие в шведских территориальных водах - кому бы шведы претензии пред'являли?
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 11 июля 2021 17:04
      +3
      Война все спишет!
      Как минимум один случай абордажа экипажа подводной лодки норвежского моторного баркаса точно был. Причём после неудачной торпедной атаки. В итоге заложили динамичные шашки и рванули рыбацкое корыто.
    2. Paul Neumann
      11 июля 2021 18:10
      +3
      англичане в норвежских водах взяли на абордаж немецкое судно с британскими военнопленными. в результате немцы напали на норвегию и попутно на данию.
      1. Pilat2009
        Pilat2009 12 июля 2021 10:03
        -2
        Цитата: Paul Neumann
        англичане в норвежских водах взяли на абордаж немецкое судно с британскими военнопленными. в результате немцы напали на норвегию и попутно на данию.

        Как то у вас все просто.
  • bandabas
    bandabas 11 июля 2021 17:16
    +3
    А причем здесь "Черный день"? Ну залетели переоборудованные суда. В начальном бардаке.
    1. Paul Neumann
      11 июля 2021 18:10
      +3
      в девичестве статья называлась "не копай другому яму..."
  • Doliva63
    Doliva63 11 июля 2021 17:22
    +1
    Цитата: Морской Кот
    Влад, привет и наилучшие пожелания! hi
    Впервые о ней узнали в 1947–1948 году после публикации сборника трофейных документов «Конференции фюрера по морским делам, 1939–1945» сначала в Великобритании и США, а затем в Западной Германии (The Admiralty, 1947).

    Узнав об этом, наши могли бы смеха ради наградить постфактум шведских минёров хотя бы орденами "Дружбы народов", или медалями "За Боевые заслуги". Всё-таки три коробки нашего врага отправили на грунт за короткое время. laughing

    Медаль ЗБЗ - ради смеха? Прикольно, ага.
  • vladcub
    vladcub 11 июля 2021 17:59
    +1
    "данные о шведских дозорах были переданы германскому морскому аташе' в таком случае и советскому морскому аташе' должны передать. А если не передали то это сомнительный нейтралитет
  • Mike_E
    Mike_E 11 июля 2021 21:57
    0
    Что-то странное - статья от данного автора про Балтику и без пропагандистского очковтирательства?
  • Костадинов
    Костадинов 12 июля 2021 09:53
    +3
    информация о шведских минных заграждениях, их точные координаты и данные о шведских дозорах были переданы германскому морскому атташе в Стокгольме.

    Важное уточнение - ети заграждения били поставлени шведами по желанию самих немцев, как часть их весьма глупой стратегии вести минную войну в единственом море в мире где у них било значительное превосходство.
  • Костадинов
    Костадинов 14 июля 2021 17:33
    +2
    Цитата: Monster_Fat
    Справедливости надо сказать, что и Советский флот в результате необдуманного минирования, мало того, что резко сократил свое оперативное и тактическое маневрирование, но и понес на этих минах колоссальные потери, особенно на Черном море, которые во много являются засекреченными и по сей день.

    Справедливости ради надо сказать что на Балтийском море Советский флот бил слабее немецкого и поетому он обдуманно минировал, а немецкий необдуманно. Никакие потери в ВОВ давно уже не засекречение.
    Потери на своих минах немецкий флот понес више чем советский. Только в декабре 1944 на своих минах в Балтике немци потеряли два новейших разрушителя.